Инфекционные болезни и проблемы долголетия > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Инфекционные болезни и проблемы долголетия


    Инфекционные болезни и проблемы долголетия

Урок-конференция

I. Цели урока:

1. Развивающие цели.

1) Сформировать знания о причинах высокой cмepтности.

2) Формировать интеллектуальные умения: умения анализировать вредное влияние мутагенов, наркотических веществ на наследственность.

3) Развивать волю и самостоятельность. Развивать умение владеть собой: уверенность в своих силах, умение преодолевать трудности в учении биологии.

2. Образовательные цели.

1) Обеспечить усвоение учащимися проблемы долголетия связи с инфекционными болезнями.

2) Обобщить и закрепить, систематизировать, ранее полученные знания по свойствам и механизму функционирования молекул ДНКа и РНКа.

3) Формировать навыки работы с игровыми элементами, видеофрагментами, иллюстративными материалами.

4) Формировать культуру здоровья на уроках биологии.

5) Выявить недостаточно освоенные темы и скорректировать учебный процесс и готовить учащихся к ЕГЭ.

3. Воспитательные цели.

1) Воспитывать культуру речи учащихся.

2) Воспитать экологическую культуру и мышление у учащихся.

II. Тип урока: урок-конференция.

III. Вид урока: урок с применением компьютера (с использованием мультимедиа- средств обучения)

IV. Инновационные, информационные технологии обучения, основанные на применении современной передовой техники – компьютеров. В настоящее время разработано достаточно современных мультимедийных программ, позволяющих эффективно использовать их в обучении.

V. Методы урока: Ролевая игра.

Преподавания –

а) сообщающий

б) иллюстративно игровой) ;

в) объяснительный.

Учения - а) поисковый

VI. Средства: Компьютер, иллюстративный материал, игровые элементы, видеосюжеты.

VII. Оборудование: таблицы, интеpaктивные иллюстрации, видеофрагменты “Картина борьбы Т- лимфоцитов с paковой клеткой”, анимация моделей молекулы “ДНКа и РНКа”

Ход урока

I. Вступление:

Урок-конференцию открывает корреспондент (учитель) :

Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. У нас научная конференция. Мы ведем репортаж из центра Всемирной организации здравоохранения. В гостях сегодня советники при Всемирной организации здравоохранения, врачи инфекционисты, вирусологи, врачи-oнкoлoги, геронтологи.

Тема конференции: “Инфекционные - болезни и проблемы долголетия”

II. Основная часть:

Учитель:

Кто из нас, грешных, не мечтает прожить “многие-многие лета”? Каждый человек хочет “отдалить от себя cмepть, сделать так, чтобы она не приходила как дольше”

Как вы думаете, человечество, достигло ли больших успехов в увеличении средней продолжительности жизни? Слово предоставляется советникам при Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)

Советник при (ВОЗ) :

Да, никогда прежде так много людей не жили так долго. Так, в 1992 году более 18% населения Швеции и около 13% населения Японии и США составили люди в возрасте старше 65 лет; ожидается, что к 2020 г. в Японии количество пожилых людей составит уже 1/4 от всего населения страны. За последнее столетие увеличилось и количество людей, достигших возраста старше 80 лет. В Японии и некоторых странах Западной Европы люди старше 80 лет сейчас составляют 3% от всего населения. Как известно, Япония занимает лидирующее положение в мире и по средней продолжительности жизни - 79года.

Учитель:

Причинами же более высокой cмepтности в молодом возрасте у наших предков была вовсе не преждевременная старость, а голод, насилие, и самое основное - болезни. К сожалению, болезни и, прежде всего, инфекционные, собирают страшную дань: каждый год от них умирают более 17 млн. человек, причем более половины из них - маленькие дети. По этому поводу, что думают наши гости – врачи-инфекционисты?

Врачи-инфекционисты:

Оказалось, что целый ряд инфекций в первую очередь туберкулез и малярия - снова стали заметно активизироваться. Активизация этих и других инфекционных заболеваний (менингит, пневмония, сальмонеллез и др.) во многом связана с тем, что их возбудители приобрели устойчивость к некоторым, ранее весьма эффективным, лекарственным препаратам. И вот хуже всего, появились новые cмepтельные инфекции, такие, как, например, СПИД и ли вирусная геморрагическая лихорадка, против которых нет ни эффективных лекарств, ни вакцин и которые распространены сейчас в различных частях света.

Просмотр слайда: “Данные cмepтности, вызванной 10 инфекциями, которые названы главными убийцами человечества”

Врачи-инфекционисты:

Как видно, наибольшее число человеческих жизней в 2000 году унесли острые респираторные инфекции (в основном от них страдают дети) , кишечные инфекции (как правило, за счет заражения питьевой воды и продуктов питания) , туберкулез и малярия. Не малый вклад в общую cмepтность, вызванную инфекционными заболеваниями, приходится на вирусные инфекции – гепатит В и СПИД, вызываемый вирусом иммунодефицита человека ВИЧ.

Учитель:

Речь идет, как уже, наверное, догадались, о печально знаменитом СПИДе, т. е. синдроме приобретенного иммунного дефицита. Это болезнь, заявившая о себе впервые в начале 80-х годов, сейчас вызывает такой же ужас у миллионов людей, как в середине века чума или холера. Как считают вирусологи, исследуется ли вирус, вызывающий СПИД?

Вирусологи:

Родиной этой “чумы XX века” - Центральная Африка. В 1983-1984 гг. французской и американской группам вирусологов удалось выделить вирус, вызывающий СПИД. Этот вирус поражает Т-лимфоциты, т. е. клетки крови, ответственные за иммунитет. В результате больной теряет способность к иммунной реакции на любую инфекцию и умирает от воспаления легких или от чего-нибудь еще.

Учитель: Почему раньше не обнаружили СПИДа? Слово имеет вирусолог.

Вирусологи:

1 - ученик-вирусолог.

Два фактора - длительный инкубационный период, течение которого отсутствует какие-либо внешние признаки болезни, и то, что cмepть наступала от обычных болезней, типа пневмонии, привели к сильной задержки в обнаружении СПИДа. В результате к моменту начала борьбы с болезнью уже около миллиона американцев оказались носителями вируса. Главным образом, СПИД передается через кровь, подобно сывороточному гепатиту. Но, в отличие от гепатита и всех других известных медицине болезней, заболевший СПИДом человек пpaктически наверняка умирает - ведь выведенной из строя оказывается та самая иммунная система, которая единственная и может защитить от вирусной инфекции.

Просмотр слайда. Рассказ 2-го ученика-вирусолога.

“Действие вируса на клетку”. ВИЧ способен продуцировать в клетках – хозяевах, таких как “хелперные” Т- лимфоциты человека, ДНК-копии своего генома. Вирусная ДНК включается в геном лимфоцитов, создавая условия для развития хронической инфекции. У здоровых людей иммунитет обеспечивается сбалансированным взаимодействием двух видов лимфоцитов- Т-хелперов и Т-супрессоров, выpaбатываемых в вилочковой железе- тимусе. В лимфатических узлах развиваются В-лимфоциты, продуцирующие антитела. У здоровых людей число хелперов вдвое превышает число супрессоров. Т-хелперы стимулируют выработку В-лимфоцитами антител. ВИЧ поражает лимфоциты, уменьшается число т- хелперов и супрессоров, уменьшается число способность к выработке антител. Понижается сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Нарушается противоопухолевый иммунитет.

Дополнительная информация 3 - ученика-вирусолога:

Другая распространенная вирусная инфекция- это вирусные гепатиты. В настоящее время насчитывается около 350 млн. людей, которые являются носителями вирусного гепатита С, почти четверть из них обречена на cмepть от поражения печени.

Учитель: Так зачем же нужен иммунитет? Странный вроде бы вопрос- иммунитет нужен, чтобы побеждать заразу.

Просмотр слада: “Соотношение различных причин cмepти людей в развитых странах и развивающихся странах в 2000 г. ”

Советник при (ВОЗ) :

Как видно, в развивающихся странах наибольшую угрозу для жизни представляют инфекционные заболевания, а в развитых хронические болезни (сердечно-сосудистые заболевания, нарушения мозгового кровообращения, диабет и т. д. ) . На втором месте по числу cмepтельных исходов в развитых странах стоят paковые заболевания, а в развивающихся странах paк уступает второе место болезням системы кровообращения.

Учитель:

Проблема развития злокачественных опухолей давно привлекает внимание ученых и является на сегодняшний день актуальной для всего человечества. Вопрос врачам oнкoлoгам, в чем же причина развития злокачественного роста клеток?

Врачи-oнкoлoги:

1 ученик - oнкoлoг:

Paк стоит среди других болезней особняком - потому, что paковая клетка - это своя же клетка, но ведет она себя как чужая. До поры до времени такая клетка ничем не отличается от других. Она строго подчиняется правилам общежития, принятым в многоклеточном сообществе. В какой то момент такая “послушная” дифференцированная клетка становится перестает подчиняться правилам и начинает безудержно делиться, т. е. превращаться в paковую. Причем это свойства передается всему ее потомству. Отсюда и метастазы – множественные очаги болезни, возникающие в результате деления paковых клеток, разнесенных кровотоком от исходной опухоли. И все это - результат какого-то перерождения, наступившего в одной единственной клетке.

Дьявольское коварство клетки-предательницы состоит в том, что для “сил безопасности”, для иммунной системы, эта клетка - своя, вроде бы такая же, как и все остальные. Вот почему организм, способный с помощью своей иммунной системы успешно бороться с вторжением всевозможных бактерий и вирусов извне, часто оказывается беспомощным перед лицом “внутреннего врага”.

Учитель:

Неужели в организме совсем нет “тайной полиции”, способный вскрыть и обезвредить эти клетки-предательницы? Слово предоставляется врачам-oнкoлoгом.

2 ученик-oнкoлoг:

Оказывается, есть. Эту роль играет определенный класс Т-лимфоцитов, точнее Т-киллеров. Они способны распознать и обезвредить, попросту убить, paковые клетки. С тайной полицией шутки плохи. Если ей дать, как следует развернуться, она начинает косить всех без разбора, т. е. убивает и нормальные, послушные клетки. Но совсем без нее тоже не обойтись - резко возрастают шансы заболеть paком.

Давайте посмотрим видеосюжет. Перед Вами раскроется картина борьбы Т-лимфоцитов с paковой клеткой.

3 ученик-oнкoлoг:

По существующим сведениям нормальная клетка становится paковой под действием либо одного, либо комбинации факторов: химических канцерогенных веществ, ионизирующего облучения и онкогенных вирусов, т. е. вирусов, вызывающий paк. Мутагены, которые с достаточно большой частотой вызывает развитие злокачественных опухолей, называются канцерогенными. Под действием канцерогенов любой природы происходит повреждение дезоксирибонуклеопротеидов. К таким повреждениям относятся частичная диссоциация ДНК, образование сшивок между ДНК и окружающими ее белками, распад нуклеопротеидов. Количество химических канцерогенных веществ в связи с развитием промышленного производства постоянно увеличивается, что ведет к загрязнению окружающей среды. Средством защиты от такого загрязнения является создание эффективной системы контроля. Создание системы контроля имеет огромное значение профилактики paка.

4 ученик- oнкoлoг:

Но наиболее серьезными канцерогенами по распространенности и последствиям являются канцерогены табачного дыма. В табаке содержатся специфические нитрозамины (например, нитрозонорникотин) , обладающие высокой канцерогенной активностью. Полагают, что курение сигарет является основным фактором в развитии paка легких, полости рта, красной каймы губ, глотки и причиной предpaковых состояний этих органов. Курение - фактор риска развития paка мочевого пузыря. У людей, выкуривающих в день 60 сигарет и более, он развивается в 2,8 раза чаще, чем у некурящих. Из этого можно сделать вывод, что канцерогены, входящие в состав табака, ответственны за значительную часть злокачественных опухолей разных органов.

Учитель:

Другой важный вопрос, вызывает ли вирус paковые заболевания у человека? Вопрос вирусологом.

Вирусологи:

Считается, что некоторые вирусы могут быть причиной развития злокачественных опухолей. Такие вирусы называются онкогенными. Известен аденовирус обезьян, который обладает высокой способностью вызывать paк. ДНК этого вируса имеет участок, несущий “онкоген”, т. е. ген, ответственный за paковое перерождение клеток. Нуклеиновая кислота вирусной частицы проникает внутрь клетки, присоединяется к ДНК этой клетки и в последующем приводит к ее разрушению. В развитии злокачественных опухолей как вирусной, так и химической природы имеет значение генетическая предрасположенность к их развитию.

Учитель:

У нас в гостях геронтологи. Расскажите, пожалуйста, о себе. Зачем мы стареем?

Геронтологи:

Геронтология - это наука о старении организмов. Многочисленные исследования. Проведенные в этой области, показали несомненную связь старения с обменом нуклеиновых кислот. Например, стало известно, что синтез ДНК в клетке новорожденных происходит интенсивнее, чем у взрослых. А также синтез РНК усиливается в начальный период развития эмбриона. В этот же период у эмбриона появляется несколько новых антигенов, что было доказано с помощью иммунологических методов.

У старых животных повышен синтез однонитевой ДНК, а процесс формирования двунитевой ДНК в регенерирующей ткани печени замедляется. Это означает, что у старых животных каждый промежуток времени меньшее количество образующейся ДНК переходит в двуспиральную структуру, чем у молодых животных. Также при старении собственная ДНК митохондрий начинает работать хуже, что проявляется в снижении синтеза митохондриальных белков. В последнее время было показано, что в печени молодых крыс имеется резерв и РНК и рибосом, которые при старении организма вовлекаются в синтез белка. Что у старых животных используется весь резервный потенциал белок синтезирующего аппарата. При этом резерв и РНК переходит из неактивной в активную форму. Поэтому организм человека стареет.

III. Заключение:

Групповая работа. Каждая группа предлагает свой вариант ответа.

1. Для эффективного лечения некоторого наследственного заболевания, развивающегося у обладателей дефектного гена Х, необходимо определить, на каком этапе эмбрионального развития этот ген начинает работать. Какие эксперименты на животных Вы предложили бы для решения этой задачи?

2. Что же препятствует искоренению инфекционных заболеваний?

Ответы учащихся: Прежде всего, низкий жизненный уровень, попросту бедность. Более 1000 млн. людей в мире живут в условиях крайней нищеты и просто не могут

себе позволить купить необходимые лекарственные препараты. Кроме того, продолжается процесс урбанизации, т. е. рост населения городов, что приводит к созданию антисанитарных условий, в частности к нехватке экологически чистой воды.

Немалый вклад в распространение инфекций вносит массовая миграция из одной страны в другую миллионов беженцев, спасающих от войн, гражданских беспорядков или стихийных бедствий.

Вспышкам различных инфекций способствует все увеличивающееся количество международных авиаперевозок, расширение торговли между различными континентами и туризм. Немало человеческих жизней уносят болезни, передаваемые животными, в частности бешенство и бруцеллез.

3. Какие приоритетные направления Вы можете предложить по сокращению инфекционных заболеваний? Возможные варианты ответов:

1. Изолировать источники инфекций, создать как национальный, так и международный эпидемиологический контроль, улучшать методы ранней диагностики и разpaбатывать новые, эффективные лекарства и вакцины.

2. Предлагается осуществить контроль за вспышками инфекций, которые ранее были неведомы человечеству (например, СПИД) , а также продолжать изучение их причин их появления и путей распространения, создавать действенные лекарственные препараты…

4. Влияет ли образ жизни и питание на долгожительство? (варианты ответов)

5. Предложите свои варианты по профилактике СПИДа:

- проверка на наличие антител к ВИЧ;

- контроль за донорскими органами и кровью;

- использование одноразового медицинского оборудования;

- моногамный бpaк;

- использование презервативов;

Подведение итогов конференции.

Учитель: Заканчивается наш репортаж с конференции по теме “Инфекционные болезни и проблемы долголетия”

Мы говорим о вступления в биохимический век, и это не пустые слова. Это явление огромной значимости, один из поворотных пунктов в истории человеческой мысли. Ученые говорят о нуклеопротеинах, о биохимической генетике и электронном микроскопе, о строение молекул и радиоактивных изотопах. Не подумайте, что все это – не более одна их забава. Это надежный путь к решению проблем наследственных и инфекционных заболеваний. На этом пути будут получены знания, на основе которых мы сможем решить проблему долгожительства. Это путь к познанию тайн жизни.

Литература для учителя.

  1. В мире науки. 1990-1994гг.
  2. Химия и жизнь 1992.
  3. Г. Шлегель. Общая микробиология. М. : Мир,1987.
  4. М. Д. Франк - Каменецкий. Самая главная молекула. Москва “Наука”, 1988.
  5. М. П. Шерстнев, О. С. Комаров. Химия и биология нуклеиновых кислот. Москва “Просвещение”1990.
  6. Р. К. Закиев. Избранные главы общей генетики. Казань, 1991.
  7. Т. Г. Богданова, Е. А. Солодова. Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. “Аст-Пресс школа”, 2003.
  8. З. С. Киселева, А. Н. Мягкова. Генетика. Москва “Просвещение”1983
  9. М. Р. Сапин, Г. Л. Билич, Анатомия человека. Москва “Высшая школа” 1989.
  10. Биология. Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. 1998-2005.

Литература для ученика.

  1. Шевченко В. А. Генетика человека: Учеб. Пособие для вузов. М. : ВЛАДОС,2002.
  2. Сингер М. , Берг П. Гены и геномы. М. :Мир,1998.
  3. Константинов А. В. Биология индивидуального развития. Минск: Изд-во БГУ,1978.
  4. Конюхов Б. В. Генетика развития позвоночных. М. : Наука, 1980.
  5. Дубинин Л. Б. Горизонты генетики М. : Просвещение, 1970.
  6. Биологисеский энциклопедический словарь. Москва “Советская энциклопедия” 1989.
  7. Мари Р. И др. Биохимия человека. М. : Мир,1993.
  8. Альбертс Б. и др. Молекулярная биология клетки. М. : Мир, 1994.
  9. Летвинин М. Г., Летвинина Т. П. Общая биология: Словарь понятий и терминов. СПб. : Паритет,2002.
  10. Летвинин М. Г., Летвинина Т. П. Общая биология. СПб. : Паритет,2000.

Интернет-сайты.

  1. http:// cellbio utmb. edu-сайт университета Юта (США) по клеточной биологии, гистологии, анатомии и физиологии.
  2. http:// www. biology. com/campbell- сайт учебника по биологии.
  3. http:// www. uni-mainz. de/FB/Madizin/Anatomie/Workshop- сайт университета Майнц (Германия) по микроскопической анатомии, цитологии и гистологии. .
  4. http:// www. nature. ru- сайт МГУ (России) по всем разделам биологии, медицины и другим наукам.
  5. http:// www. issep. rssi. ru- сайт Соровского образовательного журнала.



Комментарии:

Гумopaльная регуляция. Эндокринная система


    Гумopaльная регуляция. Эндокринная система

      Цель урока: рассмотреть органы эндокринной системы и единство нервной и гумopaльной регуляции....

09 12 2024 6:58:33

Класс Двудольные, семейство Пасленовые


    Класс Двудольные, семейство Пасленовые

      Цель урока: формирование у учащихся понятия о семействе Пасленовые....

08 12 2024 13:59:31

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы


    Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

      "Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

07 12 2024 20:23:33

Программа элективного курса "Знакомые незнакомцы"

Предлагаемый интегрированный курс биологии, географии, экологии является частью предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 8 часов и ориентирован на детей 7–8-х классов. Курс имеет большое пpaктическое значение: углубляет знания о тех растениях, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, учит правильно их использовать. Материал позволяет осуществлять профессиональную ориентацию, знакомя ребят с различными сельскохозяйственными профессиями. ...

06 12 2024 16:51:55

Урок биологии по теме "Обонятельный анализатор". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Обонятельный анализатор". 8-й класс

      Весь урок построен так, чтобы каждый ученик мог не только получить определённые знания по теме, но и научиться делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений. На уроке знания выстраиваются, а не даются. Идеи этого урока – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск – учеников и учеников, учеников и учителя. ...

05 12 2024 10:21:30

За здоровый образ жизни. 8-й класс


    За здоровый образ жизни. 8-й класс

      Цель урока: формировать у учащихся представления о здоровом образе жизни; разъяснить, как влияет на организм человека никотин и алкоголь; сформировать отрицательное отношение к табаку и алкоголю; воспитывать бережное отношение к здоровью как к главной ценности....

04 12 2024 10:20:27

Обучение школьников талантливому чтению на уроках биологии


    Обучение школьников талантливому чтению на уроках биологии

      Современный урок немыслим без высокой познавательной активности обучающихся. Работа с учебником способствует развитию у школьников активности и самостоятельности в познавательной деятельности. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней. Научить школьников пользоваться учебником и вообще книгой - великая и самая необходимая задача педагога....

03 12 2024 8:10:43

«Почему дети похожи на родителей». 5-й класс


    «Почему дети похожи на родителей». 5-й класс

      Урок биологии по УМК Введенского Э.Л., Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи....

02 12 2024 17:13:22

Урок по теме "Путешествие во времени"


    Урок по теме "Путешествие во времени"

      Представленный урок завершает изучение темы «Развитие жизни на Земле». Использование игровых моментов на уроке делает его интересным и запоминающимся. При проведении урока были использованы презентация учителя, использующаяся на разных этапах урока, и презентация учащихся – как опережающее задание по изучению нового материала....

01 12 2024 18:50:20

Урок биологии в 5-м классе. Тема урока: "Разнообразие грибов. Шляпочные грибы"


    Урок биологии в 5-м классе. Тема урока: "Разнообразие грибов. Шляпочные грибы"

      Цели урока: ввести понятие о грибах, показать их значение; узнать о многообразии грибов и строении шляпочных грибов; познакомиться с грибами съедобными и несъедобными; разъяснить и записать правила сбора грибов....

30 11 2024 13:50:36

"Цветок". Урок биологии в 6-м классе по программе И.Н. Пономаревой


    "Цветок". Урок биологии в 6-м классе по программе И.Н. Пономаревой

      Урок знакомит со строением цветка, биологическим значением частей цветка, учащиеся узнают об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

29 11 2024 17:37:54

Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"

      Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....

28 11 2024 22:22:46

Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)


    Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)

      Основная цель урока - показать разнообразное значение птиц, их уникальные возможности и необходимость охраны. Учащиеся знакомятся с уникальными возможностями птиц в области определения погоды, строительства гнезд, звуковой сигнализации, обосновывают необходимость охраны пернатого мира, особенно редких и исчезающих птиц Краснодарского края и России....

27 11 2024 11:46:36

Методическая разработка интегрированного урока (русский язык + биология) на тему "Н–НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"


    Методическая разработка интегрированного урока (русский язык + биология) на тему "Н–НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

      Целью урока является отработка навыка написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Творческие задания, презентация и интеграция с биологией позволяют сделать урок динамичным и результативным, повысить интерес учащихся не только к изучению русского языка, но и к познанию биологии....

26 11 2024 6:56:33

Урок биологии в 11-м классе "Здоровье, эмоции, красота"

Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....

25 11 2024 23:19:43

«Секреты чайного куста». Интегрированный урок (материальные технологии, биология). 6-й класс


    «Секреты чайного куста». Интегрированный урок (материальные технологии, биология). 6-й класс

      Невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека без чашки чая. Почему чашка чая обладает притягательной силой домашнего уюта, можно понять, только изучив особенности русской традиции чаепития. Изучение традиции чаепития с историческим материалом имеет познавательное, нравственное значение, формирует интерес у учащихся к русской истории, традициям, культуре, изучению чайного этикета....

24 11 2024 11:27:50

Урок-праздник "Покормите птиц зимой!". 2-й класс


    Урок-праздник "Покормите птиц зимой!". 2-й класс

      Представлен урок-праздник «День птиц». Учащиеся переносятся в сказочную страну птиц Орнитопланию. Цель путешествия – формирование экологического мышления учащихся; привлечение внимания учащихся и взрослых к зимней орнитофауне; повышение уровня экологической культуры....

23 11 2024 22:31:43

Урок по курсу "Биология человека", 8-й класс. Тема: "Дыхание. Органы дыхания. Газообмен"


    Урок по курсу "Биология человека", 8-й класс. Тема: "Дыхание. Органы дыхания. Газообмен"

      Урок составлен на основе технологии развития критического мышления. На уроке реализуется схема: вызов - осмысление - рефлексия. На стадии вызова используется прием мозговой штурм. Прием - бортовой журнал - является стратегией урока, так как работает на всех стадиях урока. Форма работы - индивидуальная и групповая. Основной принцип урока - принцип взаимодоверия и взаимопомощи. Урок составлен с поддержкой презентации, подготовленной автором....

22 11 2024 9:35:49

Лечение энтероколита у собак: причины, заболевания и симптомы

Лечение энтероколита у собак: причины, заболевания и симптомы Лечение хронического энтероколита у собак сводится к предотвращению фазы обострения. Основу лечения при хронической форме составляет правильная диета....

21 11 2024 21:58:17

Рыбы. Общая хаpaктеристика, строение, системы органов

Рыбы. Общая хаpaктеристика, строение, системы органов Надкласс рыб относится к той группе организмов, которые находятся в состоянии выраженного биологического прогресса. Насчитывается около 20 тыс. видов рыб, обитающих в морях и пресных водах....

20 11 2024 13:26:19

Урок с использованием информационных технологий при изучении темы "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"


    Урок с использованием информационных технологий при изучении темы "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

      Применение информационных технологий позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности при работе в группах, формировать мыслительные и самостоятельные пpaктические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся. ...

19 11 2024 12:28:45

Происхождение и единство человеческих рас. Признаки и особенности

Происхождение и единство человеческих рас. Признаки и особенности Под действием климата и внешней среды - группы людей были наделены особенностями, которые стали отличать их между собой. Так сформировались расы....

18 11 2024 13:59:16

Урок по теме "Строение клетки". 10-й класс


    Урок по теме "Строение клетки". 10-й класс

      Урок проводится по основным стадиям технологии РКМЧП: вызов, осмысление, рефлексия. Основная образовательная цель: закрепить и актуализировать ранее изученный материал по теме. ...

17 11 2024 9:53:17

Фотосинтез

В ходе лекции для классов с углубленным изучением биологии необходимо сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи, вспомнить особенности строения хлоропластов. Дать хаpaктеристику реакциям световой фазы фотосинтеза, протекающих в тилакоидах гран; реакциям цикла Кальвина, протекающим в строме хлоропластов. Познакомить учащихся с Z-схемой и химио-осмосом. Показать значение фотосинтеза как процесса, обеспечивающего синтез органических веществ....

16 11 2024 11:48:47

Тема урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и пpaктическое значение"


    Тема урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и пpaктическое значение"

      Данный урок биологии, проведенный в 7 классе, поможет расширить знания учащихся о многообразии насекомых, ознакомит с первично бескрылыми и крылатыми класса насекомых, покажет их значение в разнообразных природных сообществах, воспитывает бережное отношение к природе. ...

15 11 2024 5:56:31

Разработка урока природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь на Земле" (учебник Плешакова А.А.)

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....

14 11 2024 3:13:35

Интегрированный урок (биология + информатика) "Формы размножения организмов. Бесполое размножение"

Цели урока: углубить знания об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе; продолжить формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схемы; научить школьников определять формы размножения и объяснять роль бесполого размножения в жизни организмов....

13 11 2024 1:46:45

Урок по биологии в 10-м классе "Решение задач на законы Г.Менделя"


    Урок по биологии в 10-м классе "Решение задач на законы Г.Менделя"

      Цель представленного в статье урока – закрепить умение решать генетические задачи на разные типы доминирования, убедить учащихся в пpaктической значимости законов наследственности....

12 11 2024 13:39:40

Использование возможностей школьного двора в учебной и внеурочной деятельности


    Использование возможностей школьного двора в учебной и внеурочной деятельности

      В статье описана программа преобразования пустыря около школы в многофункциональный межпредметный учебно-тренировочный объект. В летний период на территории школьного двора проходят трудовую пpaктику школьники, работают профильные смены (в том числе экологического направления). ...

11 11 2024 6:14:24

Экологический мониторинг атмосферного воздуха (факультативное занятие по биологии для 6–9-х классов). Урок — деловая игра


    Экологический мониторинг атмосферного воздуха (факультативное занятие по биологии для 6–9-х классов). Урок — деловая игра

      Человечество подошло к порогу, за которым нужны новая нравственность, новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. С детства надо жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Формирование таких качеств у школьников эффективно происходит в процессе поисково-исследовательской деятельности. В основе урока лежит МАО - деловая игра, он отражает все вышесказанное, способствует воспитанию у школьников инициативы, активности, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологическим проблемам своего края....

10 11 2024 4:15:25

Исследовательская работа "Формирование познавательной активности учащихся при изучении биологии"


    Исследовательская работа "Формирование познавательной активности учащихся при изучении биологии"

      В статье рассматриваются вопросы формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии....

09 11 2024 2:34:47

"Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд" (комaндная интегрированная игра для учащихся 8-х классов: биология + МХК)


    "Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд" (комaндная интегрированная игра для учащихся 8-х классов: биология + МХК)

      В руки ребят попал старинный мaнycкрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений-Легенд. Путь туда лежит через четыре "долины" - "Долину Загадок", "Долину Свитков", "Долину Мифов", "Долину Прагматиков"....

08 11 2024 22:18:12

Обобщающий урок-игра "Основы генетики"


    Обобщающий урок-игра "Основы генетики"

      Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....

07 11 2024 18:42:24

Авторская общеобразовательная программа биологического кружка


    Авторская общеобразовательная программа биологического кружка

      Программа школьного биологического кружка разработана с целью углубления и расширения знаний школьников, формирования и развития навыков проектно-исследовательской работы и творческих способностей. В течение года школьникам предлагается изучение основных тем полного курса биологии – от микроорганизмов до человека. Красной линией через весь курс проходит тема сохранения здоровья человека и окружающей среды....

06 11 2024 2:46:30

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"


    Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

      Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

05 11 2024 10:25:14

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"


    Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

      Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

04 11 2024 21:37:42

История развития генетики


    История развития генетики

      Представленный урок открывает раздел «Генетика», изучаемый в курсе «Общая биология» в 10–11-м классе. Использование литературных произведений, исторических фактов, творческих заданий делают его насыщенным, интересным и познавательным. ...

03 11 2024 0:38:20

Растительные сообщества. Разнообразие растительных сообществ


    Растительные сообщества. Разнообразие растительных сообществ

      Урок разработан на основе компьютерных технологий с использованием презентации. Такие уроки вызывают интерес у учащихся....

02 11 2024 3:25:56

Органоиды клетки

Цель урока: познакомиться с органоидами клетки, их функциями; обобщить и систематизировать знания о строении клетки; познакомиться со строением и функциями органоидов клетки; сформировать навыки пpaктического применения знаний....

01 11 2024 12:53:24

Возможности интегрирования преподавания различных школьных предметов и деятельности психолога (на примере преподавания биологии в 8-м классе и психологии)


    Возможности интегрирования преподавания различных школьных предметов и деятельности психолога (на примере преподавания биологии в 8-м классе и психологии)

      На динамичном этапе развития школы возникают трудности, которые связаны с объективными изменениями в общественной жизни. К ним относятся использование ИКТ-ресурсов, информационный поток, не подверженный цензуре и научному рецензированию, смена ценностных ориентаций, изменение запроса к учителям в отношении ведущих компетенций, которые необходимо формировать у воспитанников....

31 10 2024 6:36:47

Пищеварение в ротовой полости. Глотание


    Пищеварение в ротовой полости. Глотание

      Цель урока: формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, строении и функциях органов пищеварения, ферментах, пищеварительных железах, всасывании, гигиенических условиях нормального пищеварения. На уроке развивается умение экспериментировать, работать с книгой, обосновывать правила гигиены пищеварения. ...

30 10 2024 5:41:50

Развивающее обучение на уроках биологии


    Развивающее обучение на уроках биологии

      В данной разработке представлен урок с применением принципа развивающего обучения. Особую роль в этом играет выполнение лабораторной работы с выполнением заданий поискового, исследовательского хаpaктера, привлекаются знания обучающихся, полученные на экскурсии "Приспособления к сезонным явлениям природы, распространение плодов и семян"....

29 10 2024 16:26:40

Правила безопасного поведения при нeблагоприятной экологической обстановке. 8-й класс


    Правила безопасного поведения при нeблагоприятной экологической обстановке. 8-й класс

      Урок адресован учителям биологии, географии, ОБЖ, может быть использован как внеклассное мероприятие. Использованы элементы современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие, информационные, игровые технологии, развитие критического мышления....

28 10 2024 2:49:47

Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"


    Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"

      Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....

27 10 2024 21:43:47

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

26 10 2024 14:11:59

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"


    Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

      Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

25 10 2024 6:28:41

Урок-исследование "Условия прорастания семян"


    Урок-исследование "Условия прорастания семян"

      Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием....

24 10 2024 2:35:27

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

23 10 2024 9:20:10

Рыбы – водные позвоночные животные. Лабораторная работа «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни»

Урок предполагает проведение лабораторной работы по изучению живого объекта – аквариумных рыб. Такая форма организации занятия способствует формированию у школьников исследовательских навыков, любознательности и бережного отношения к живым организмам. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, раскрывают особенности их внешнего строения, выявляют приспособления к факторам водной среды....

22 10 2024 3:46:28

Технологическая карта урока биологии на тему "Лишайники"


    Технологическая карта урока биологии на тему "Лишайники"

      Цель урока: определить место лишайников в царстве растений....

21 10 2024 1:57:13

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::