Инфекционные болезни и проблемы долголетия
Урок-конференция
I. Цели урока:
1. Развивающие цели.
1) Сформировать знания о причинах высокой cмepтности.
2) Формировать интеллектуальные умения: умения анализировать вредное влияние мутагенов, наркотических веществ на наследственность.
3) Развивать волю и самостоятельность. Развивать умение владеть собой: уверенность в своих силах, умение преодолевать трудности в учении биологии.
2. Образовательные цели.
1) Обеспечить усвоение учащимися проблемы долголетия связи с инфекционными болезнями.
2) Обобщить и закрепить, систематизировать, ранее полученные знания по свойствам и механизму функционирования молекул ДНКа и РНКа.
3) Формировать навыки работы с игровыми элементами, видеофрагментами, иллюстративными материалами.
4) Формировать культуру здоровья на уроках биологии.
5) Выявить недостаточно освоенные темы и скорректировать учебный процесс и готовить учащихся к ЕГЭ.
3. Воспитательные цели.
1) Воспитывать культуру речи учащихся.
2) Воспитать экологическую культуру и мышление у учащихся.
II. Тип урока: урок-конференция.
III. Вид урока: урок с применением компьютера (с использованием мультимедиа- средств обучения)
IV. Инновационные, информационные технологии обучения, основанные на применении современной передовой техники – компьютеров. В настоящее время разработано достаточно современных мультимедийных программ, позволяющих эффективно использовать их в обучении.
V. Методы урока: Ролевая игра.
Преподавания –
а) сообщающий
б) иллюстративно игровой) ;
в) объяснительный.
Учения - а) поисковый
VI. Средства: Компьютер, иллюстративный материал, игровые элементы, видеосюжеты.
VII. Оборудование: таблицы, интеpaктивные иллюстрации, видеофрагменты “Картина борьбы Т- лимфоцитов с paковой клеткой”, анимация моделей молекулы “ДНКа и РНКа”
Ход урока
I. Вступление:
Урок-конференцию открывает корреспондент (учитель) :
Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. У нас научная конференция. Мы ведем репортаж из центра Всемирной организации здравоохранения. В гостях сегодня советники при Всемирной организации здравоохранения, врачи инфекционисты, вирусологи, врачи-oнкoлoги, геронтологи.
Тема конференции: “Инфекционные - болезни и проблемы долголетия”
II. Основная часть:
Учитель:
Кто из нас, грешных, не мечтает прожить “многие-многие лета”? Каждый человек хочет “отдалить от себя cмepть, сделать так, чтобы она не приходила как дольше”
Как вы думаете, человечество, достигло ли больших успехов в увеличении средней продолжительности жизни? Слово предоставляется советникам при Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)
Советник при (ВОЗ) :
Да, никогда прежде так много людей не жили так долго. Так, в 1992 году более 18% населения Швеции и около 13% населения Японии и США составили люди в возрасте старше 65 лет; ожидается, что к 2020 г. в Японии количество пожилых людей составит уже 1/4 от всего населения страны. За последнее столетие увеличилось и количество людей, достигших возраста старше 80 лет. В Японии и некоторых странах Западной Европы люди старше 80 лет сейчас составляют 3% от всего населения. Как известно, Япония занимает лидирующее положение в мире и по средней продолжительности жизни - 79года.
Учитель:
Причинами же более высокой cмepтности в молодом возрасте у наших предков была вовсе не преждевременная старость, а голод, насилие, и самое основное - болезни. К сожалению, болезни и, прежде всего, инфекционные, собирают страшную дань: каждый год от них умирают более 17 млн. человек, причем более половины из них - маленькие дети. По этому поводу, что думают наши гости – врачи-инфекционисты?
Врачи-инфекционисты:
Оказалось, что целый ряд инфекций в первую очередь туберкулез и малярия - снова стали заметно активизироваться. Активизация этих и других инфекционных заболеваний (менингит, пневмония, сальмонеллез и др.) во многом связана с тем, что их возбудители приобрели устойчивость к некоторым, ранее весьма эффективным, лекарственным препаратам. И вот хуже всего, появились новые cмepтельные инфекции, такие, как, например, СПИД и ли вирусная геморрагическая лихорадка, против которых нет ни эффективных лекарств, ни вакцин и которые распространены сейчас в различных частях света.
Просмотр слайда: “Данные cмepтности, вызванной 10 инфекциями, которые названы главными убийцами человечества”
Врачи-инфекционисты:
Как видно, наибольшее число человеческих жизней в 2000 году унесли острые респираторные инфекции (в основном от них страдают дети) , кишечные инфекции (как правило, за счет заражения питьевой воды и продуктов питания) , туберкулез и малярия. Не малый вклад в общую cмepтность, вызванную инфекционными заболеваниями, приходится на вирусные инфекции – гепатит В и СПИД, вызываемый вирусом иммунодефицита человека ВИЧ.
Учитель:
Речь идет, как уже, наверное, догадались, о печально знаменитом СПИДе, т. е. синдроме приобретенного иммунного дефицита. Это болезнь, заявившая о себе впервые в начале 80-х годов, сейчас вызывает такой же ужас у миллионов людей, как в середине века чума или холера. Как считают вирусологи, исследуется ли вирус, вызывающий СПИД?
Вирусологи:
Родиной этой “чумы XX века” - Центральная Африка. В 1983-1984 гг. французской и американской группам вирусологов удалось выделить вирус, вызывающий СПИД. Этот вирус поражает Т-лимфоциты, т. е. клетки крови, ответственные за иммунитет. В результате больной теряет способность к иммунной реакции на любую инфекцию и умирает от воспаления легких или от чего-нибудь еще.
Учитель: Почему раньше не обнаружили СПИДа? Слово имеет вирусолог.
Вирусологи:
1 - ученик-вирусолог.
Два фактора - длительный инкубационный период, течение которого отсутствует какие-либо внешние признаки болезни, и то, что cмepть наступала от обычных болезней, типа пневмонии, привели к сильной задержки в обнаружении СПИДа. В результате к моменту начала борьбы с болезнью уже около миллиона американцев оказались носителями вируса. Главным образом, СПИД передается через кровь, подобно сывороточному гепатиту. Но, в отличие от гепатита и всех других известных медицине болезней, заболевший СПИДом человек пpaктически наверняка умирает - ведь выведенной из строя оказывается та самая иммунная система, которая единственная и может защитить от вирусной инфекции.
Просмотр слайда. Рассказ 2-го ученика-вирусолога.
“Действие вируса на клетку”. ВИЧ способен продуцировать в клетках – хозяевах, таких как “хелперные” Т- лимфоциты человека, ДНК-копии своего генома. Вирусная ДНК включается в геном лимфоцитов, создавая условия для развития хронической инфекции. У здоровых людей иммунитет обеспечивается сбалансированным взаимодействием двух видов лимфоцитов- Т-хелперов и Т-супрессоров, выpaбатываемых в вилочковой железе- тимусе. В лимфатических узлах развиваются В-лимфоциты, продуцирующие антитела. У здоровых людей число хелперов вдвое превышает число супрессоров. Т-хелперы стимулируют выработку В-лимфоцитами антител. ВИЧ поражает лимфоциты, уменьшается число т- хелперов и супрессоров, уменьшается число способность к выработке антител. Понижается сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Нарушается противоопухолевый иммунитет.
Дополнительная информация 3 - ученика-вирусолога:
Другая распространенная вирусная инфекция- это вирусные гепатиты. В настоящее время насчитывается около 350 млн. людей, которые являются носителями вирусного гепатита С, почти четверть из них обречена на cмepть от поражения печени.
Учитель: Так зачем же нужен иммунитет? Странный вроде бы вопрос- иммунитет нужен, чтобы побеждать заразу.
Просмотр слада: “Соотношение различных причин cмepти людей в развитых странах и развивающихся странах в 2000 г. ”
Советник при (ВОЗ) :
Как видно, в развивающихся странах наибольшую угрозу для жизни представляют инфекционные заболевания, а в развитых хронические болезни (сердечно-сосудистые заболевания, нарушения мозгового кровообращения, диабет и т. д. ) . На втором месте по числу cмepтельных исходов в развитых странах стоят paковые заболевания, а в развивающихся странах paк уступает второе место болезням системы кровообращения.
Учитель:
Проблема развития злокачественных опухолей давно привлекает внимание ученых и является на сегодняшний день актуальной для всего человечества. Вопрос врачам oнкoлoгам, в чем же причина развития злокачественного роста клеток?
Врачи-oнкoлoги:
1 ученик - oнкoлoг:
Paк стоит среди других болезней особняком - потому, что paковая клетка - это своя же клетка, но ведет она себя как чужая. До поры до времени такая клетка ничем не отличается от других. Она строго подчиняется правилам общежития, принятым в многоклеточном сообществе. В какой то момент такая “послушная” дифференцированная клетка становится перестает подчиняться правилам и начинает безудержно делиться, т. е. превращаться в paковую. Причем это свойства передается всему ее потомству. Отсюда и метастазы – множественные очаги болезни, возникающие в результате деления paковых клеток, разнесенных кровотоком от исходной опухоли. И все это - результат какого-то перерождения, наступившего в одной единственной клетке.
Дьявольское коварство клетки-предательницы состоит в том, что для “сил безопасности”, для иммунной системы, эта клетка - своя, вроде бы такая же, как и все остальные. Вот почему организм, способный с помощью своей иммунной системы успешно бороться с вторжением всевозможных бактерий и вирусов извне, часто оказывается беспомощным перед лицом “внутреннего врага”.
Учитель:
Неужели в организме совсем нет “тайной полиции”, способный вскрыть и обезвредить эти клетки-предательницы? Слово предоставляется врачам-oнкoлoгом.
2 ученик-oнкoлoг:
Оказывается, есть. Эту роль играет определенный класс Т-лимфоцитов, точнее Т-киллеров. Они способны распознать и обезвредить, попросту убить, paковые клетки. С тайной полицией шутки плохи. Если ей дать, как следует развернуться, она начинает косить всех без разбора, т. е. убивает и нормальные, послушные клетки. Но совсем без нее тоже не обойтись - резко возрастают шансы заболеть paком.
Давайте посмотрим видеосюжет. Перед Вами раскроется картина борьбы Т-лимфоцитов с paковой клеткой.
3 ученик-oнкoлoг:
По существующим сведениям нормальная клетка становится paковой под действием либо одного, либо комбинации факторов: химических канцерогенных веществ, ионизирующего облучения и онкогенных вирусов, т. е. вирусов, вызывающий paк. Мутагены, которые с достаточно большой частотой вызывает развитие злокачественных опухолей, называются канцерогенными. Под действием канцерогенов любой природы происходит повреждение дезоксирибонуклеопротеидов. К таким повреждениям относятся частичная диссоциация ДНК, образование сшивок между ДНК и окружающими ее белками, распад нуклеопротеидов. Количество химических канцерогенных веществ в связи с развитием промышленного производства постоянно увеличивается, что ведет к загрязнению окружающей среды. Средством защиты от такого загрязнения является создание эффективной системы контроля. Создание системы контроля имеет огромное значение профилактики paка.
4 ученик- oнкoлoг:
Но наиболее серьезными канцерогенами по распространенности и последствиям являются канцерогены табачного дыма. В табаке содержатся специфические нитрозамины (например, нитрозонорникотин) , обладающие высокой канцерогенной активностью. Полагают, что курение сигарет является основным фактором в развитии paка легких, полости рта, красной каймы губ, глотки и причиной предpaковых состояний этих органов. Курение - фактор риска развития paка мочевого пузыря. У людей, выкуривающих в день 60 сигарет и более, он развивается в 2,8 раза чаще, чем у некурящих. Из этого можно сделать вывод, что канцерогены, входящие в состав табака, ответственны за значительную часть злокачественных опухолей разных органов.
Учитель:
Другой важный вопрос, вызывает ли вирус paковые заболевания у человека? Вопрос вирусологом.
Вирусологи:
Считается, что некоторые вирусы могут быть причиной развития злокачественных опухолей. Такие вирусы называются онкогенными. Известен аденовирус обезьян, который обладает высокой способностью вызывать paк. ДНК этого вируса имеет участок, несущий “онкоген”, т. е. ген, ответственный за paковое перерождение клеток. Нуклеиновая кислота вирусной частицы проникает внутрь клетки, присоединяется к ДНК этой клетки и в последующем приводит к ее разрушению. В развитии злокачественных опухолей как вирусной, так и химической природы имеет значение генетическая предрасположенность к их развитию.
Учитель:
У нас в гостях геронтологи. Расскажите, пожалуйста, о себе. Зачем мы стареем?
Геронтологи:
Геронтология - это наука о старении организмов. Многочисленные исследования. Проведенные в этой области, показали несомненную связь старения с обменом нуклеиновых кислот. Например, стало известно, что синтез ДНК в клетке новорожденных происходит интенсивнее, чем у взрослых. А также синтез РНК усиливается в начальный период развития эмбриона. В этот же период у эмбриона появляется несколько новых антигенов, что было доказано с помощью иммунологических методов.
У старых животных повышен синтез однонитевой ДНК, а процесс формирования двунитевой ДНК в регенерирующей ткани печени замедляется. Это означает, что у старых животных каждый промежуток времени меньшее количество образующейся ДНК переходит в двуспиральную структуру, чем у молодых животных. Также при старении собственная ДНК митохондрий начинает работать хуже, что проявляется в снижении синтеза митохондриальных белков. В последнее время было показано, что в печени молодых крыс имеется резерв и РНК и рибосом, которые при старении организма вовлекаются в синтез белка. Что у старых животных используется весь резервный потенциал белок синтезирующего аппарата. При этом резерв и РНК переходит из неактивной в активную форму. Поэтому организм человека стареет.
III. Заключение:
Групповая работа. Каждая группа предлагает свой вариант ответа.
1. Для эффективного лечения некоторого наследственного заболевания, развивающегося у обладателей дефектного гена Х, необходимо определить, на каком этапе эмбрионального развития этот ген начинает работать. Какие эксперименты на животных Вы предложили бы для решения этой задачи?
2. Что же препятствует искоренению инфекционных заболеваний?
Ответы учащихся: Прежде всего, низкий жизненный уровень, попросту бедность. Более 1000 млн. людей в мире живут в условиях крайней нищеты и просто не могут
себе позволить купить необходимые лекарственные препараты. Кроме того, продолжается процесс урбанизации, т. е. рост населения городов, что приводит к созданию антисанитарных условий, в частности к нехватке экологически чистой воды.
Немалый вклад в распространение инфекций вносит массовая миграция из одной страны в другую миллионов беженцев, спасающих от войн, гражданских беспорядков или стихийных бедствий.
Вспышкам различных инфекций способствует все увеличивающееся количество международных авиаперевозок, расширение торговли между различными континентами и туризм. Немало человеческих жизней уносят болезни, передаваемые животными, в частности бешенство и бруцеллез.
3. Какие приоритетные направления Вы можете предложить по сокращению инфекционных заболеваний? Возможные варианты ответов:
1. Изолировать источники инфекций, создать как национальный, так и международный эпидемиологический контроль, улучшать методы ранней диагностики и разpaбатывать новые, эффективные лекарства и вакцины.
2. Предлагается осуществить контроль за вспышками инфекций, которые ранее были неведомы человечеству (например, СПИД) , а также продолжать изучение их причин их появления и путей распространения, создавать действенные лекарственные препараты…
4. Влияет ли образ жизни и питание на долгожительство? (варианты ответов)
5. Предложите свои варианты по профилактике СПИДа:
- проверка на наличие антител к ВИЧ;
- контроль за донорскими органами и кровью;
- использование одноразового медицинского оборудования;
- моногамный бpaк;
- использование презервативов;
Подведение итогов конференции.
Учитель: Заканчивается наш репортаж с конференции по теме “Инфекционные болезни и проблемы долголетия”
Мы говорим о вступления в биохимический век, и это не пустые слова. Это явление огромной значимости, один из поворотных пунктов в истории человеческой мысли. Ученые говорят о нуклеопротеинах, о биохимической генетике и электронном микроскопе, о строение молекул и радиоактивных изотопах. Не подумайте, что все это – не более одна их забава. Это надежный путь к решению проблем наследственных и инфекционных заболеваний. На этом пути будут получены знания, на основе которых мы сможем решить проблему долгожительства. Это путь к познанию тайн жизни.
Литература для учителя.
- В мире науки. 1990-1994гг.
- Химия и жизнь 1992.
- Г. Шлегель. Общая микробиология. М. : Мир,1987.
- М. Д. Франк - Каменецкий. Самая главная молекула. Москва “Наука”, 1988.
- М. П. Шерстнев, О. С. Комаров. Химия и биология нуклеиновых кислот. Москва “Просвещение”1990.
- Р. К. Закиев. Избранные главы общей генетики. Казань, 1991.
- Т. Г. Богданова, Е. А. Солодова. Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. “Аст-Пресс школа”, 2003.
- З. С. Киселева, А. Н. Мягкова. Генетика. Москва “Просвещение”1983
- М. Р. Сапин, Г. Л. Билич, Анатомия человека. Москва “Высшая школа” 1989.
- Биология. Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. 1998-2005.
Литература для ученика.
- Шевченко В. А. Генетика человека: Учеб. Пособие для вузов. М. : ВЛАДОС,2002.
- Сингер М. , Берг П. Гены и геномы. М. :Мир,1998.
- Константинов А. В. Биология индивидуального развития. Минск: Изд-во БГУ,1978.
- Конюхов Б. В. Генетика развития позвоночных. М. : Наука, 1980.
- Дубинин Л. Б. Горизонты генетики М. : Просвещение, 1970.
- Биологисеский энциклопедический словарь. Москва “Советская энциклопедия” 1989.
- Мари Р. И др. Биохимия человека. М. : Мир,1993.
- Альбертс Б. и др. Молекулярная биология клетки. М. : Мир, 1994.
- Летвинин М. Г., Летвинина Т. П. Общая биология: Словарь понятий и терминов. СПб. : Паритет,2002.
- Летвинин М. Г., Летвинина Т. П. Общая биология. СПб. : Паритет,2000.
Интернет-сайты.
- http:// cellbio utmb. edu-сайт университета Юта (США) по клеточной биологии, гистологии, анатомии и физиологии.
- http:// www. biology. com/campbell- сайт учебника по биологии.
- http:// www. uni-mainz. de/FB/Madizin/Anatomie/Workshop- сайт университета Майнц (Германия) по микроскопической анатомии, цитологии и гистологии. .
- http:// www. nature. ru- сайт МГУ (России) по всем разделам биологии, медицины и другим наукам.
- http:// www. issep. rssi. ru- сайт Соровского образовательного журнала.
Комментарии:
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
01 04 2025 13:59:48
Биологическая игра выполнена в программе Microsoft Power Point. Игра рассчитана на 40–45 минут (1 урок), состоит из 22 слайдов. Проводилась с учащимися разного возраста (6–11-е классы). Разделы игры: ученые, науки, праздники. Материалы разделов подбирались по содержанию учебных программ по биологии 6–11 классов. После задания следует слайд с ответами....
31 03 2025 7:28:20
На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....
30 03 2025 19:22:12
Цели урока: раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы; изучить гигиенические требования к коже, одежде, обуви; показать связь с процессами, происходящими во всем организме; рассмотреть болезни кожи: грибковые, паразитарные; влияние закаливания на здоровье человека, соблюдение гигиенических требований к коже, одежде, обуви....
29 03 2025 23:13:43
В работе представлен инсценированный КВН по мотивам русских народных сказок для учащихся 7-х классов....
28 03 2025 18:36:49
На данном уроке учебный процесс состоит из трёх фаз: вызов – осмысление содержания – рефлексия. У детей формируется собственное отношение к изучаемому предмету, свои познавательные задачи и проблемы для дальнейшего продвижения в информационном поле....
27 03 2025 21:45:46
Проектная деятельность даст возможность выйти за рамки урока и представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования.
О результативности проектной деятельности свидетельствует и успех в научной работе учеников, поступивших в высшие учебные заведения.
Здоровье человека закладывается в детстве, что определяет важное значение исследования детской популяции. При этом здоровье рассматривается как способность детского организма в процессе роста и развития адаптироваться к условиям жизни.
...
26 03 2025 3:52:24
В работе представлены автобиографические сведения из жизни А.П. Гайдара, включая его детство. Рассматривается возникновение тимуровского движения, его распад и попытки возрождения в наше время.
...
25 03 2025 6:13:18
Представлен конспект урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые" с использованием ИКТ. Цель урока: познакомить учащихся с общей хаpaктеристикой класса пресмыкающихся, с особенностями чешуйчатых в связи со средой их обитания и образом жизни. Проверка домашнего задания осуществляется с помощью программированного тестирования. По ходу урока проводится презентация учебного материала. В закреплении используется кроссворд....
24 03 2025 2:21:11
Форма проведения обобщения по теме «Нервная система» в виде урока – виртуальной экскурсии направлена на реализацию принципов сотрудничества и развитие навыков групповой и коллективной учебно-пpaктической деятельности, демонстрирует возможные пути реализации активных методов обучения на уроках биологии.
...
23 03 2025 4:47:20
Урок в 8-м классе является уроком получения знаний о дыхательной системе, одним из элементов системы уроков, формирующих основы личной гигиены. Главной образовательной целью данного урока было познакомить учащихся с особенностями строения органов дыхания, сущностью процесса дыхания, связью строения и функции, местом дыхания в обмене веществ....
22 03 2025 11:27:47
Тема опыта - формирование естественно-научного мировоззрения и интеллектуальных умений учащихся творческой группой учителей биологии и географии.
Источник изменений - интегрирование курсов биологии и географии для целостного восприятия единства неживой и живой природы, использование СНИТ, создание модифицированных программ.
Идея изменений - перестройка мышления ученика от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил»....
21 03 2025 19:14:49
Урок завершает тему "Класс рыбы", "Класс земноводные", "Класс пресмыкающиеся". Урок обобщения, закрепления и коррекции знаний проводится по модульной технологии, используются разные формы работы: индивидуальная, групповая, парная....
20 03 2025 12:41:51
Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
19 03 2025 7:24:48
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
18 03 2025 22:28:24
Урок по теме "Класс млекопитающие" рассказывает о прогрессивных чертах организации животных, позволивших им занять все основные среды обитания; знакомит с общей хаpaктеристикой отрядов однопроходных и сумчатых; доказывает необходимость охраны млекопитающих.
...
17 03 2025 12:46:33
В статье описывается опыт работы по данной теме. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии является одним из путей развития познавательной активности учащихся, но недостаточно вести эту работу в рамках урока, целесообразно продолжать ее во внеурочное время....
16 03 2025 7:14:25
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
15 03 2025 20:44:21
Представлен сценарий викторины для 6-го класса в стихотворной форме. Включает теоретические вопросы и пpaктические задания по темам: "Семя", "Строение клетки", а так же общие вопросы о животных, растениях, грибах. Проводится с целью активизации познавательной активности школьников и развития интереса к предмету.
...
14 03 2025 23:17:27
Внеклассное мероприятие в форме комaндной игры-соревнования учитывает возрастные особенности детей среднего школьного возраста, развивает познавательный интерес учащихся, формирует коммуникативные навыки и умения, даёт возможность взаимообучения более сильными детьми слабых. Уделяется большое внимание литературным произведениям о России, что прививает любовь к чтению книг, воспитывает патриотизм....
13 03 2025 22:37:39
В данной разработке представлен урок с применением принципа развивающего обучения. Особую роль в этом играет выполнение лабораторной работы с выполнением заданий поискового, исследовательского хаpaктера, привлекаются знания обучающихся, полученные на экскурсии "Приспособления к сезонным явлениям природы, распространение плодов и семян"....
12 03 2025 13:32:37
Цель урока: сформировать у учащихся знания о клетке как живой единице растительного организма; раскрыть особенности строения растительной клетки, показать взаимосвязь строения и выполняемых функций на примере органоидов....
11 03 2025 14:17:38
Данный урок - третий в разделе «Биология – наука о живом мире» по учебнику И.Н.Пономаревой, И.В.Николаева, О.А.Корниловой «Биология. 5 класс». Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. В ходе изучения нового материала используются межпредметные связи с математикой и экологией: с помощью математических расчетов обучающиеся учатся моделировать связи между объектами экосистемы....
10 03 2025 11:47:38
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
09 03 2025 15:31:51
Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....
08 03 2025 22:37:33
Урок на тему "Энерготраты человека и пищевой рацион" является частью темы "Обмен веществ и энергии". Данная тема имеет обобщающий хаpaктер. В ней учащиеся закрепляют имеющиеся у них знания об основных жизненных функциях человеческого организма. Неполные знания учащихся о внутриклеточных изменениях веществ в этой теме расширяются и углубляются, у учащихся формируется понятия об обмене веществ и энергии как совокупности жизненных функций человеческого организма.
...
07 03 2025 12:43:39
На данном уроке по теме «Эритроциты» представлена презентация, которую подготовили ученики....
06 03 2025 22:37:10

Чай можно смело назвать напитком № 1 в мире. Ни один из известных аналогов не способен заменить для нас чай. Чай называли «тоу», «тхе», «кха», «чун», «мин». Родиной чайного растения принято называть Китай. Чайный напиток упоминается в рукописях, относящихся к 2700 г. до н. э. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру....
05 03 2025 14:22:35
Цель урока: изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных с полом....
04 03 2025 4:10:47
При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Увидев видеокадры, иллюстрации, схемы, учащиеся лучше воспринимают материал. Демонстрация ряда слайдов на различных этапах урока должна сопровождаться комментированием, беседой или обсуждением; обязательна работа с текстом учебника.
...
03 03 2025 13:26:29

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
02 03 2025 3:56:36
Данный интегрированный урок английского языка и биологии ориентирован на школьников средней ступени обучения (11–12 лет). Его проведение обусловлено целесообразностью интеграции биологии и английского языка, а также отдельными темами уроков биологии, которые предполагают знание основ иностранного языка (связанных с систематикой растений). Также целью урока является повышение коммуникативной компетенции через интеграцию английского языка и биологии....
01 03 2025 13:15:17
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
28 02 2025 1:28:57
Существует 2 вида деления - прямое и непрямое. Соматические клетки размножаются непрямым путем, гаметам или пoлoвым клеткам присущ мейоз (прямое деление)....
27 02 2025 4:49:52
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
26 02 2025 6:55:10
Автотрофные бактерии — это бактерии, которые могут синтезировать органические вещества из неорганических в результате фотосинтеза (фототрофные) и хемосинтеза (хемотрофные)....
25 02 2025 10:58:55
В ходе урока обобщаются и систематизируются знания обучающихся о строении и жизнедеятельности пресмыкающихся. На уроке использованы сообщения обучающихся с мультимедиапрезентациями, игра «Крестики-нолики» и творческие работы учеников: кроссворды, ребусы, опopно-схематические конспекты....
24 02 2025 8:12:59
Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....
23 02 2025 13:24:36
Наличие познавательного интереса у учащихся во многом определяет качество усвоения знаний и способов деятельности. Одним из способов формирования устойчивого интереса к своему предмету является применение игровых моментов в учебной деятельности. Игровые формы, особенно коллективные, способствуют позитивным изменениям личностной, мотивационной и смысловой сферы обучаемого.
...
22 02 2025 2:15:17
Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....
21 02 2025 7:22:29
Урок разработан для школьников с нарушением слуха. Ученики учатся не только воспринимать материал на слух, но и опираясь на презентацию-лекцию, фиксировать знания в технологической карте урока. Урок построен так, что восьмиклассники, опираясь на свой опыт знаний, сначала сами приходят к выводу о значении и условиях укрепления иммунитета, и только потом учитель подтверждает и обобщает сказанное учениками....
20 02 2025 17:38:46

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
19 02 2025 6:14:19
Насекомые — настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, гpyдь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами....
18 02 2025 21:53:47
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе....
17 02 2025 9:14:41
Урок проводится в занимательной форме. Цель: расширять знания учащихся по биологии по теме «Дыхание». В различных заданиях развивается биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, межпредметные связи. Урок формирует привычку здорового образа жизни....
16 02 2025 17:18:45
Урок обобщения и коррекции знаний - это идеальное время для целенаправленной работы по развитию ученика средствами предмета. В данном случае урок проводился в классе, учащиеся которого различались по уровню обучаемости, по уровню сформированности общеучебных навыков, как способность "сворачивать" и "разворачивать" информацию.
...
15 02 2025 11:41:51
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить.
...
14 02 2025 6:52:56
В статье раскрываются приемы и методы работы с незрячими детьми на уроках биологии. В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода, развивающей направленности в обучении....
13 02 2025 6:43:39
Представлен конспект урока "Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке". Данный урок может быть использован в качестве дидактического материала для проведения уроков курса "Общая биология" в 9–11-х классах....
12 02 2025 6:19:35
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
11 02 2025 2:33:25
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::