Органоиды клетки в стихах ЕГЭ biologia's Blog > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Органоиды клетки в стихах ЕГЭ biologia's Blog

Структурные компоненты животной клетки

В.Н.Фросин

Вот плазмолемма поверх клетки; Является она барьером крепким,
И пропускает в клетку то, Что клетка ждет уже давно:
Ионы, воду, трансферрин, Глюкозу и холестерин, …
И множество других веществ, Так нужных для живых существ.
В мембране два липидных слоя, Которые фосфолипиды строят,
»Хвостами» внутрь, а »головой» к воде, Что в окружающей среде.
Липиды кружатся, плывут, Из слоя в слой редко бегут.
Удерживает их один Известный всем холестерин.
Структура всех мембран простая; Она как жидкость та густая,
В которой плавают белки, Когда ничем не закреплены.
Молекулы белков обычно, Располагаясь мозаично,
Ведут себя так динамично, Как им привычно.
Структурные белки в мембране не одни;
В ней есть рецепторы, ферменты, G-белки.
У каждого из них своя работа И общая для всех забота:
Сигнал для клетки так преобразовать, Чтоб можно было в клетку передать.
Рецептор через G-белок о нем ферменту сообщает, Фермент каскад реакций в клетке запускает.
Здесь олигосахариды, Как известные нам гиды,
Сообщают клеткам всем Все о клетке: чья и с кем В контакт готова та вступить,
Чтобы тканью прочной быть, Чтоб узнал ее друг, враг,
Чтобы братом был ей брат.
Под плазматической мембраной В пучине цитоплазмы самой
Все органеллы очень дружно Снабжают клетку тем, что нужно.
Вот масса гранул — рибосомы; Объединившись в полисомы,
На информационной РНК сидят И трансляцию творят.
Они есть в клетках льва, лисицы, Бактерии, акулы, птицы.
В них различают две частицы – Субъединицы.
Они содержат РНК И молекулы белка.
Рибосома – аппарат, “Жизнь” создающий агрегат.
Здесь синтезируют белок; Он для клетки царь и бог:
То мотор, то регулятор, То фермент – катализатор,
То рецептор, то каркас; Будет длинным наш рассказ,
Если вспомнить без прикрас Чем он важен для всех нас.
Белок – линейный полимер; Его известен мономер:
Аланин, глицин, валин, Триптофан, лизин, пролин…
Двадцать разных мономеров В состав входит полимера.
Цепь уложена в спираль. Цепь прочна, хоть и не сталь!
Свернута спираль в клубок. Ну, совсем как колобок.
Вот здесь первичная структура В-спираль свернулась туго,
А рядом с ней “гармошкою” простой Она сложилась в-слой;
Связи водородные там- тут Им развернуться не дают.
“Спираль-спираль”, “спираль и слой”, …- Мотив один, мотив другой, …
Вот несколько таких мотивов, Пройдя притирку, коррективы,
Под присмотром шаперона Завершают фолдинг — снова
Свернут правильно белок, И к работе он готов!
Но пойдет фолдинг по-иному, Тогда свернут по-другому
Белок окажется, и он Станет страшным: он — прион!
Его молекула тогда Погубит клетку навсегда.
Устроен сложно наш пептид! А кто шифрует его вид?
Закодирован он в гене, Где все о каждом полимере
Там триплетов цепь одна Сообщает нам всегда
Все о структуре мономеров Внутри белковых полимеров.
Если ген тот изменен:
нуклеотид в нем удален или вставка в нем, замена, То жди в пептиде перемену.
И мутантный наш белок Загонит клетку в уголок:
Станет клетка так болеть, Что может даже умереть!
Вот эндоплазматическая сеть. На гранулярной — рибосомы есть,
Что синтезируют белки, Эластичны и гибки.
Их дальнейшая судьба Всем известна; вот она:
Попадая внутрь сети, Изменяются они. Прикрепляются к мембране,
С нею движутся, а далее В составе маленького пузырька Поступают кто куда.
Но сначала в комплекс важный, Где сортируют белок каждый,
Направляют в лизосомы, Плазмолемму, пероксисомы.
В лизосомы поступают Все ферменты, что разрушают
Полимер до мономеров… Множество у нас примеров.
Лизосомы на посту – Соблюдают чистоту.
Их протеазы, гидролазы Берегут нас от заразы.
Все мембранные белки В пузырьках закреплены.
Те к плазмолемме прилипают И белки к ней доставляют.
Комплекс Гольджи – аппарат, Что любой работе рад.
Среди всех структур она Даже в окуляр видна.
А вот потомки своих предков; Когда-то не было их в клетках.
Две мембраны в оболочке, Рибосомы, словно точки.
Кристы, матрикс, ДНК (С мембраной связана она)…
Продолжаем наш рассказ: Митохондрии ждут нас!
В них окисление веществ с ПВК начинается, В цикле Кребса оно продолжается:
Отщепляют СО2, протоны, И, конечно, электроны.
Каждый, кстати, очень мал, Но энергичен и удал.
Вот он как волна-частица По цепи ферментной мчится.
При переносе электронов Цепь транслоцирует протоны.
Их обратное движение Вызывает восхищение:
Фермент, фосфат и АДФ – Получите АТФ!
И это эволюции создание Называется “дыхание”.
Вот волокнистые структуры, Словно нити арматуры.
Тянется с конца в конец Масса нитей и колец.
Там, где надо, удлиняются, Разрушаются, сплетаются.
Нитевидные структуры – Динамичные фигуры.
Микротрубочки и филаменты – Скелета клетки компоненты.
Кроме этого одни Еще их функции важны:
Клеткам форму придают И движение создают;
Транспорт клеточных структур – Вот функция таких фигур
Центросома — у ядра, Центриолями создана.
Микротрубочки и тут: Веером от них идут.
Важно их назначение: Хромосом перемещение.
А хромосом распределение – Главная черта деления.
Наконец пришли к ядру. Что в нем есть, то на виду.
В оболочке – две мембраны, Поры – не от пули раны,
По краям белки стоят — эти поры сторожат:
Ведут контроль по существу – Пройти разрешают веществу.
В ядре виден хроматин. В нем белок, но не один:
Агрегаты из белка Оплетает ДНК.
Почти два ее витка Вокруг двух тетрад белка
Четырех типов гистонов – И готова нуклеосома.
Во всех ядрышках ядра Много нитей РНК:
Они, взаимодействуя с белком, В состав входят рибосом.
Хромосомы из хроматина Прикрепляются к ламине
И к молекулам белка Всего матрикса ядра.
Ген – участок ДНК, Его функция важна:
Шифровать все РНК И молекулы белка.
Часть генов в клетке ингибируется, Часть активно транскрибируется.
Когда ген экспрессируется, Шифруемый белок синтезируется.
В разных клетках, в разный срок Разный строится белок.
До специфичности доводка – Это клеток дифференцировка.
Во всех клетках есть праймаза, ДНК — полимераза,
В клетках мышц — белок актин, В слюнных железах – муцин.
В каждый миг и в нужный час Белок выручит всех нас:
Когда надо, кровь свернет, Кислород перенесет.
Гормон роста удивит: Мать гиганта нам родит.
Снизит уровень глюкозы инсулин, Запасет нам кислород миоглобин.
В цитоплазме есть каспазы- Нуклеазы, протеазы.
При апоптозе клетка ими Совершает харакири.
Пришедший к клеточке сигнал Бьет нашу клетку наповал.
И митохондрий повреждения Ведут клетку к уничтожению.
Если сделана работа, То судьба белка – забота
Лизосом, протеасом: В них разрушен будет он!
Протеазы налетают И белок наш расщепляют.
Не запасает клетка впрок Ненужный ей пока белок.
Все белки очень важны, Клеткам все они нужны.
И кого из них создать, Клетке форму как придать,
Где расти, где умирать, И кому какой секрет отдать –
Все решает заодно Клетки центр – ее ядро!
* Источник – В.Н.Фросин “Биология в моей жизни: воспоминания студента медицинского института” (7-е изд.) – Казань, изд. ООО “Диалог-Компьютерс”, 2006



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Особенности селекции растений

Урок знакомит учащихся с историей создания наиболее известных отечественных сортов культурных растений, основополагающей ролью общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной практики. Учащиеся углубляют знания о селекции растений; идет формирование знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений....

25 10 2021 6:10:47

Урок биологии в 7-м классе "Общая характеристика насекомых"

Данный урок является вводным к изучению насекомых в теме « Членистоногие»....

25 10 2021 13:24:15

Развитие коммуникативных умений учащихся при использовании опорных конспектов

Статья о развитии коммуникативных умений с использованием опорного конспекта на уроках биологии в школе закрытого типа. Реализация цели формирования коммуникативной компетенции предполагает развитие речевой деятельности во всех ее видах....

25 10 2021 13:40:18

Методическая разработка обобщающего урока "Класс Млекопитающие"

В рамках данного урока хорошо прослеживается междисциплинарная связь: экология, география, калмыцкий язык, литература. Разработка насыщена приемами здоровьесберегающих технологий. Используются дидактическая игра, методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя, методы контроля и самоконтроля....

25 10 2021 23:32:59

Значение пищеварения и пищеварительной системы. Продукты питания и питательные вещества

Модульные уроки активизируют творческое мышление обучающихся и направлены на развитие их интеллектуальных умений: анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать, находить причинно-следственные связи....

25 10 2021 3:45:49

Игровые технологии в непрерывном экологическом образовании

Любой игре или игровой ситуации обязательно должны предшествовать наблюдения в природе, обучающие занятия, разного рода исследования, чтение различной литературы (первоисточников). Игра может проводиться как часть занятия (урока), а также на прогулке или на экскурсии, в любое внеурочное время. Достигнутый результат в игре зависит от того, какие цели и задачи воспитатель предъявлял к данной игре, а также от эмоционального настроя педагога. ...

25 10 2021 20:10:15

Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода

Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....

25 10 2021 17:51:32

Движение небесных тел Солнечной системы и Галактики

Урок знакомит учащихся с планетами Солнечной системы, формирует представление о них, развивает познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать, память, внимание, речь, воспитывает любовь к планете, внимательное отношение к явлениям, происходящим вокруг....

25 10 2021 8:45:52

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Дыхание"

При планировании урока " Дыхание" по курсу биологии в 8-м классе учитывались возрастные особенности учащихся, стремление к деятельности, желание проявить себя. Развивающее обучение предполагает некоторый отказ от преимущественно репродуктивных методов и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся. Создание проблемных ситуаций способствует активной деятельности учащихся, заинтересованности в высказывании собственного мнения и развития монологической речи. Домашнее задание исследовательского характера способствует формированию интереса к предмету и созданию условий для сохранения здоровья человека. ...

25 10 2021 14:10:22

Профилактическая работа по воспитанию негативного отношения к вредным привычкам в среднем и старшем звене

В статье представлен опыт пропаганды здорового образа жизни среди учащихся с целью изменения отношения детей и подростков к вредным привычкам....

25 10 2021 5:34:29

Интегрированно-комбинированный урок (окружающая среда + английский язык) по теме "Значение минеральных солей для человека"

Цель урока: установление необходимости минеральных солей для человека и растений, развитие устной речи, дальнейшее формирование лексических и грамматических навыков. Урок рассчитан на уровень владения английским Elementary....

25 10 2021 1:46:10

Биогеохимические процессы в биосфере, связанные с деятельностью человека

Деятельность человека — это мощный экологический фактор. В текущий период жизни планеты наибольшие преобразования в биосфере осуществляются человеком....

25 10 2021 16:26:39

Открытое внеклассное мероприятие "Заходите до нашей хаты"

В статье представлена разработка занятия, содержащего информацию о культуре и истории Кубани. ...

25 10 2021 8:34:18

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

25 10 2021 19:43:26

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

25 10 2021 14:52:56

Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"

Цель урока: расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновать пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему....

25 10 2021 15:19:36

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

25 10 2021 19:23:17

Рейтинговая система контроля и оценки качества на уроках биологии в лицее им. Н.И. Лобачевского при КГУ

Существующая система учета успеваемости является формальной и направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Таким образом, назрела необходимость в изменении не только методик и технологий обучения, а главным образом, технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя. Целью является теоретическое и экспериментальное обоснование рейтингово-балльной оценки деятельности учащихся, как более эффективной системы при обучении биологии, более полно отвечающей требованиям учебного процесса....

25 10 2021 10:13:56

Трутовые Грибы (Трутовики). Строение и вред для природы

Заражение здоровых деревьев происходит путем попадания спор этих грибов через раны на коре. Через несколько лет после поражения грибницей трутовика на коре деревьев возникают кожистые, деревянистые или мясистые плодовые тела этих грибов....

25 10 2021 10:58:26

Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"

Обобщение знаний по теме « Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....

25 10 2021 2:31:30

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам " Происхождение человека" и " Строение организма"....

25 10 2021 10:31:55

Экзаменационная работа по биологии для 10-го класса (химико-биологический профиль)

Работа выполнена в формате Е Г Э, состоит из 3 частей, включающих 33 задания. Цели работы: установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по биологии за курс « Общей биологии» 10-го класса, их практических умений и навыков, учебных компетентностей; соотнесение этого уровня с требованиями образовательного государственного стандарта....

25 10 2021 0:55:23

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

25 10 2021 17:52:48

Урок по биологии "Влияние психоактивных веществ на развитие организма"

Урок по биологии в 9-м классе по теме « Влияние психоактивных веществ на развитие организма». Основная цель урока – формирование представления о влиянии психоактивных веществ, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье будущих поколений....

25 10 2021 3:23:37

Урок биологии по теме "История зубной щетки"

Зубная щётка - одно из величайших изобретений человечества - это основная составляющая личной гигиены человека. Человек обязательно должен ухаживать ежедневно за полостью рта с помощью зубной щётки, ведь это не только здоровые зубы и дёсны, а это в целом это наше здоровье. Ухаживая за полостью рта с помощью зубной щётки, мы бережём своё здоровье. Презентацию можно использовать на уроке биологии в 8-м классе при прохождении темы " Пищеварительная система человека"....

25 10 2021 12:52:14

Введение в генетику человека, или Что я еще не знаю, но … знать"

Главная цель урока - показать практическую значимость изучения наследственности человека, формировать ценностное отношение к человеку как объекту научных исследований, к жизни человека как высшей ценности на Земле. На уроке применяются методы проблемного обучения, предполагаются разнообразные формы работы обучающихся. В помощь учителю представлена подробная технологическая карта урока и компьютерная презентация....

25 10 2021 11:42:50

Использование приемов мотивации для активизации познавательной деятельности учащихся

Главной задачей учителя на современном этапе становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает "развивающую среду", в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний....

25 10 2021 19:19:12

Биология. Человек и его здоровье. Тема урока: "Строение и работа сердца"

Урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации, что делает его насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. ...

25 10 2021 15:32:21

Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)

Урок способствует формированию и развитию у учащихся не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, ориентированных на развитие личности. ...

25 10 2021 2:43:48

Урок "Размножение и развитие организмов"

Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество полового размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

25 10 2021 22:53:23

Секреты взрослеющей девочки

Автор знакомит учащихся с гигиенической культурой, социальной адаптацией подростков и формированием навыков здорового образа жизни. В процессе урока учитель рассказывает детям о процессах, происходящих в женском организме в подростковый период, что не нужно бояться менструаций и что это нормальный процесс в их организме, рассказывает об истории гигиены с древних веков до нашего времени....

25 10 2021 15:39:47

Актуальность тематики исследовательских работ в условиях сельской школы Крайнего Севера

В современную эпоху быстрого обновления знаний и информационных технологий важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения. Учебно-исследовательская работа с учащимися в нашей школе организуется по двум направлениям: урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки, семинары, практические и лабораторные занятия, урочные проекты; внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности. ...

25 10 2021 4:35:39

Реальные знания через виртуальную биологию, или Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии

В работе представлено обобщение опыта по применению цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии....

25 10 2021 16:11:11

Урок по теме "Глаза и зрение"

Урок раскрывает значение и особенности строения зрительного анализатора, расширяет знания о строении и функциях глаза и его частей, знакомит с элементарными правилами ухода за глазами. Формирует навыки экспериментальной работы, работы в группах, развивает интерес и положительную мотивацию к предмету....

25 10 2021 22:27:20

Генетика человека и ее значение для медицины и здравоохранения. 9-й класс

Материал урока формирует понятие учащихся о генетике человека, как науке изучающей особенности наследования признаков у человека, наследственные заболевания. Знакомит с основными методами генетики человека в доступной форме. На уроке продолжается формирование умений работать в малой группе, слушать товарищей, оценивать себя и других....

25 10 2021 12:56:46

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"

Урок является обобщающим по теме « Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче Е Г Э по биологии....

25 10 2021 9:16:14

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

Это заключительный урок главы " Пищеварение". Урок помогает обобщить полученные ранее знания и сформировать целостное представление о гигиене питания, о предупреждении отравлений и пищевых инфекций. Урок сопровождается презентацией, в которой рассматриваются основные разновидности "fast food" и предлагаются варианты правильного питания. ...

25 10 2021 21:36:15

Тема: "Чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость". Биология. 8-й класс

Обобщающий урок по биология в 8-м классе с количеством учащихся - 6 человек. Цель урока: расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и способности реагировать на их изменения; обобщить знания об органах чувств. ...

25 10 2021 20:28:32

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

25 10 2021 12:14:40

Внеклассное занятие по фитотерапии в 7-м классе на тему: "Лекарства на обеденном столе" (заседание клуба ученых)

Представлены программа и методическая пособие " Фитотерапия" - элективный курс для учащихся 7-8-х классов (68 часов). Данное мероприятие проводится в теме " Пища должна быть лекарством". На него мы приглашаем ребят младших классов. К сценарию внеклассного мероприятия " Лекарства на обеденном столе" прилагаются статьи из газет, фотографии. ...

25 10 2021 14:20:50

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

25 10 2021 19:19:54

Наследственные болезни

Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела « Основы генетики». В ходе урока учащимся предлагаются различные виды работ: сообщения, составление плана, рассказы по родословным, решение задач, проверочная работа. ...

25 10 2021 20:55:22

Тема урока: "Заболевания и профилактика нарушений эндокринной системы"

Взрослые озабочены снижением интереса у школьников к литературе вообще, а к классике в особенности. Но если на своих уроках учитель может продемонстрировать широту собственной эрудиции, даст возможность своим ученикам стать "соучастниками действа", покажет востребованность предметных знаний в повседневной жизни, то можно с уверенностью сказать, что дети не просто будут читать, а будут читать осмысленно, обогащая свой внутренний мир и пополняя открытую для них " Копилку педагогических находок"....

25 10 2021 5:51:59

"Свойства и функции белков". 10-й класс

Урок изучения нового материала использует различные методические и логические приемы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. Новый материал изучается учащимися самостоятельно, в поисковой беседе, решении познавательных задач, лабораторном эксперименте в группах, развивает коммуникативные действия учащихся. На уроке наблюдается интеграция химии и биологии....

25 10 2021 19:59:59

Урок биологии по теме "Летающие ночью" (отряд рукокрылые)

Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями животных, относящихся к отряду рукокрылых, отметить значение изучения ориентировки летучих мышей для практической деятельности человека; показать несостоятельность предрассудков, связанных с особенностями образа жизни летучих мышей; расширить понятие об историческом развитии живой природы, углубить понятие о систематических категориях. ...

25 10 2021 5:22:47

Воля, эмоции, внимание (8-й класс)

Представлен материал, способствующий активации творческого самовыражения учащихся. На предлагаемом уроке используются активные методы – ученики в роли учителя и ученик как исследователь. Данные методы направлены на самопознание и развитие (интеллекта, общения, самооценки). По ходу урока применены элементы здоровьесберегающей технологии. ...

25 10 2021 2:21:22

Строение и функции лейкоцитов. Иммунитет. 8-й класс

На уроке биологии в 8-м классе прослеживается системный подход при изучении понятий «биологические системы», рассматриваются и их взаимосвязи....

25 10 2021 8:34:51

Инновационно-диагностический семинар "Физиологические основы здоровья"

Вводное занятие в курсе " Валеология" для студентов I-го курса педагогического университета раскрывает основные принципы З О Ж и составляющих здорового образа жизни, таких, как рациональный суточный режим, сбалансированное питание, физические нагрузки, нравственное и психическое здоровье. Цель семинара заключается в сплочении группы, активизации творческого потенциала учащихся, расширении поля видения вопроса обсуждения....

25 10 2021 15:32:17

Цветок

В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....

25 10 2021 22:38:36

Итоговая контрольная работа по теме: "Клетка – единица живого"

Урок закрепляет знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимодействии её частей как основе целостности; обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки. ...

25 10 2021 4:16:40

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)