Открытый урок по биологии "Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции." 8-й класс
Два мира есть у человека:
Один, который нас творит,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. А. Заболоцкий
Задачи:
- углубить понятия о внутренней среде организма, гомеостазе;
- познакомить с составом крови и функциями ее компонентов,
- механизмом свертывания крови; разъяснить значение анализа крови
- как средства диагностики заболеваний; ввести понятие малокровия;
- продолжить развитие навыков работы с микроскопом.
Оборудование: таблица “состав крови”, микроскопы, готовый микропрепарат крови человека, лягушки.
I. Организационный момент:
(готовность класса к уроку)II. Проверка знаний, умений, навыков.
- Работа с классом (фронтальная беседа)
- Что называют внешней средой?
- Что называют внутренней средой организма?
- Каков состав внутренней среды?
- Какое значение имеет внутренняя среда организма?
III. Изучение нового материала.
Долгое время за кровью признавали могучую силу: кровью скрепляли священные клятвы; жрецы заставляли своих деревянных идолов “плакать кровью”; древние греки приносили кровь в жертву своим богам.
Некоторые философы Древней Греции считали кровь носителем души. С развитием науки человечество все глубже проникает во многие тайны крови.
Кровь – жидкая соединительная ткань.
Функции крови
- Дыхательная (перенос кислорода)
- Питательная (доставляет питательные вещества в клетки)
- Терморегуляторная (регулирует температуру тела)
- Защитная (выpaбатывает в-ва необходимые для борьбы с микроорг-ми)
- Гумopaльная (перенос в-в и связь органов в систему)
Первые открытия. Плавающие в крови тельца впервые обнаружил итал. анатом и врач Марчелло Мальпиги. Эти включения он принял за жировые шарики, а не за клетки. Некоторые из первых исследователей принимали клетки крови за воздушные шарики, другие – за животных, якобы разумных существ. Только Антоний Левенгук назвал их кровяными шариками. Впоследствии их стали называть кровяными клетками.
Плазма крови. Имеет относительно постоянный состав. 90% состоит из воды и 10% – белки, жиры, глюкоза, минеральные соли (около 0,9% плазмы приходится на поваренную соль). Среди белков имеется фибриноген, который принимает участие в свертывании крови.
Самостоятельная работа с учебником по группам
I группа – эритроциты, стр. 84-85.
II группа – лейкоциты, стр. 86.
III группа – тромбоциты, стр. 86-87
Заполняем таблицу: “Клетки крови и их значение”.
Название клеток | Количество (в 1 мм3) |
Функция |
Где образуются |
Эритроциты (красные кровяные клетки) | 4,5-5млн.- муж. 4 – 4,5 млн. – жен. | Tрaнcпорт кислорода | Красный костный мозг |
Лейкоциты (белые кровяные тельца) | 4 – 8 тыс. |
Распознавание, уничтожение чужеродных тел | Лимфатические узлы,тимус, красный костный мозг |
Тромбоциты (кровяные пластинки) | Свертывание крови | Красный костный мозг |
Работа с понятиями: фагоциты, Фагоцитоз, лимфоциты, антигены, антитела.
- Фагоциты – вид лейкоцитов способных к амебоидному движению.
- Фагоцитоз – поглощение инородных тел фагоцитами.
- Антигены – чужеродные образования.
- Антитела – особые химические вещества, выpaбатываемые лимфоцитами для уничтожения антигенов.
Взаимодействие между антителом и антигеном называется иммунной реакцией.
Краткая историческая справка.
Илья Ильич Мечников (1845-1916), биолог и патолог, открыл явление фагоцитоза. В своем знаменитом труде “Невосприимчивость в инфекционных болезнях” изложил фагоцитозную теорию иммунитета. Удостоен в 1908 г. Нобелевской премии.
В среднем у здорового человека в 5.4 л. Крови содержится 25 трлн. эритроцитов, 50 млрд. лейкоцитов и около 2 трлн. тромбоцитов.
Состав крови является важной хаpaктеристикой состояния организма. Анализ крови – одно из часто проводимых исследований.
СОЭ – скорость оседания эритроцитов. При наличии воспаления СОЭ увеличивается. Норма СОЭ для мужчин – 2-10 мм/ч, для женщин – 2-15 мм/ч.
При нарушении функции красного костного мозга, недостатке в организме железа, а также при значительной потере крови возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия).
Кроветворение – форменные элементы образуются в красном костном мозге. Однако дозревание многих лимфоцитов происходит в тимусе (вилочковая железа) и лимфотических узлах. Продолжительность элементов крови небольшая. Лейкоциты живут до 3-5 суток, эритроциты – 120-130 суток, тромбоциты – 5-7 суток.
Работа с таблицей “Свертывание крови”.
IV. Закрепление.
Лабораторная работа №6.
Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом. Инструктивная карточка.
- На препарате крови лягушки рассмотреть эритроциты и лейкоциты.
- Выяснить в чем их различие.
- Зарисуйте эритроциты и лейкоциты в тетради.
- Рассмотрите препарат крови человека.
- Зарисуйте в тетради эти кровяные тельца.
- Найдите отличия эритроцитов человека от эритроцитов лягушки.
- Чья кровь, человека или лягушки, перенесет в единицу времени больше кислорода? Почему?
V. Домашнее задание.
§ 17, понятия, таблица.
Комментарии:
В последние годы успехи в изучении мозга и поведения стали объектом пристального внимания со стороны широкой общественности. Это случилось отчасти благодаря все возрастающему числу интереснейших открытий, касающихся мозга, его клеточной структуры, химических сигналов и функциональных механизмов. Комплекс нейронаук, включающий нейроанатомию, нейрофизиологию, нейрохимию и нейропсихологию, приобрел в последние годы специальное название - нейробиология.
Цель данного курса состоит в том, чтобы сделать эту непрерывно развивающуюся и увлекательную область науки (нейробиологию) доступной для учащихся, которые имеют ограниченное представление о биологии и психологии.
...
17 07 2025 20:57:37
Ролевые технологии активизируют познавательную деятельность учащихся, усиливают мотивацию к изучению предмета, помогают определиться с выбором будущей профессии....
16 07 2025 22:15:23
Урок-лекция расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Прокариоты». Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий не только с биологической, но и с химической и экологической точек зрения. Урок подходит к любому учебнику биологии 10-го класса.
...
15 07 2025 15:35:45
Урок с использованием информационных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению животного мира, вызывает интерес к самостоятельному созданию презентаций к урокам, к подбору информации из дополнительных источников. Урок разработан так, что учащиеся видят свои результаты на уроке....
14 07 2025 9:51:50
В настоящее время биология представляет собой комплекс наук о живой природе. Объектом изучения биологии являются живые организмы — растения и животные....
13 07 2025 20:36:39
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
12 07 2025 9:24:23
На этом уроке учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют знания по теме, отpaбатывают умения пользоваться микроскопом и выполняют охотно лабораторную работу. Данный урок позволяет развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Учащимся нравятся такие формы уроков, где они экспериментируют, отгадывают кроссворды, работают с тестом, соревнуясь с другой комaндой. В итоге получают положительный результат.
...
11 07 2025 0:24:16
Урок для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Использован учебник «Естествознание». Цель урока: дать первоначальное представление о мхе, его строении; коррегировать устойчивое внимание и его переключение с одного вида деятельности на другой; прививать бережное отношение к флоре, зеленому миру....
10 07 2025 8:18:28
В доступной и интересной форме на уроке представлен учебный материал с применением различных методов обучения. Это позволяет учащимся усвоить в полном объеме данную тему, применить полученные знания на пpaктике....
09 07 2025 22:55:47
В работе рассказывается о свойствах УМК «Перспективная начальная школа», таких как комплектность, инструментальность, интеpaктивность и интеграция. Используются примеры из своей пpaктики, рассказывается об особенностях УМК «Перспективная школа», которые существенно отличают его от всех других комплектов начальной школы....
08 07 2025 0:46:14
Решая образовательные и развивающие задачи урока, автор использует информационные технологии (мультимедийную презентацию), что обеспечивает также существенную экономию учебного времени.
...
07 07 2025 10:32:58
В данной статье рассматриваются варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся на уроке и дома, которые наиболее часто используют учителя биологии.
...
06 07 2025 17:10:34
Аналитическая статья о роли и возможностях дистанционных форм обучения в преподавании биологии. Некоторые перспективы такового в свете современных требований....
05 07 2025 1:51:56
В процессе изучения темы учащиеся выполняют серию пpaктических работы в среде электронных таблиц. Опираясь на результаты компьютерного моделирования, дети с большим удовольствием отвечают на вопрос "Сколько можно брать у живой природы, чтобы ее запасы не истощались?", что само по себе имеет большое воспитательное значение, акцентирует внимание на бережном отношении к окружающей среде и находит отклик в душах детей среднего школьного возраста....
04 07 2025 13:17:11
Для протекания процессов жизнедеятельности всем клеткам необходима энергия. Они получают энергию в процессе дыхания. Дыхание и его значение Дыхание — процесс,...
03 07 2025 23:46:41
Урок в 7-м классе углубляет знания об отличительных чертах организации водорослей, показывает их разнообразие, знакомит с основными отделами, на которые подразделяют водоросли в зависимости от особенностей их строения, рассматривает приспособленность основных представителей к жизни в различных условиях среды, значение водорослей в природе и народном хозяйстве; продолжает формирование умений узнавать изученные водоросли, обосновывать их принадлежность к тому или иному отделу.
...
02 07 2025 3:11:50
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
01 07 2025 7:20:50
Урок проводится по технологии "педагогическая мастерская", которая предполагает предметно-деятельностный подход к обучению. Сочетание УМК по биологии под редакцией Н.И.Сонина и применение технологии педагогической мастерской способствует развитию познавательной активности учащихся, формирует стойкий повышенный интерес, прививает навыки самостоятельной работы. В течение урока дети находятся в постоянной деятельности по получению новых знаний, их корректировке и систематизации....
30 06 2025 5:59:25
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
29 06 2025 21:48:24
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
28 06 2025 18:59:25
Предлагается разработка урока для 9-го класса, проводимого в рамках ежегодного экологического мecячника. На уроке учащиеся знакомятся не только с учебным программным материалом о таких факторах, как температура, свет, влажность, но и с дополнительным – проблемой исчезновения озонового слоя планеты. Они узнают об основных причинах разрушения озонового слоя о том, что делается для того, чтобы уменьшить влияние этих факторов о том, что ежегодно 16 сентября в мире проводится Международный день борьбы за защиту озонового слоя; осознают необходимость личного вклада каждого человека в сохранение окружающей среды, своего здоровья и здоровья окружающих его людей....
27 06 2025 14:46:43
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами поисковой деятельности позволяет активизировать учебную деятельность, придать ей творческий хаpaктер, развивает навыки самооценки и взаимоконтроля. Урок учит детей добывать знания, развивать интерес к предметам естественно-научного цикла, применять полученные знания на пpaктике.
...
26 06 2025 4:22:14
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
25 06 2025 4:32:26
Цель урока - способствовать осознанию взаимосвязи между органоидами клетки и их функции; изучить этапы биосинтеза белка, развивать самостоятельность мышления, форсировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы: стимулировать переживания радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; воспитывать потребность в бережном отношении к жизни. В работе описываются все этапы урока и прикладываются дидактические материалы.
...
24 06 2025 14:18:48
Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....
23 06 2025 14:38:18
Исследовательская деятельность в преподавании биологии позволяет не только значительно расширить у учащихся диапазон знаний по этому предмету, но и ведет к возрастанию интереса к этим предметам, способствует возникновению профессиональной деятельности....
22 06 2025 15:20:21
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
21 06 2025 21:33:33
Урок позволяет познакомить обучающихся с многообразием земноводных, их ролью в природе и жизни человека, формирует знания о хаpaктерных признаках данного класса животных, развивает умения выделять существенные признаки класса, отрядов, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор; воспитывает бережное отношение к окружающему миру. ...
20 06 2025 20:23:47
Изучение темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основные методы ек изучения ‒ работа с текстом, рассказ учителя, беседа....
19 06 2025 6:53:29

Автор знакомит учащихся с гигиенической культурой, социальной адаптацией подростков и формированием навыков здорового образа жизни. В процессе урока учитель рассказывает детям о процессах, происходящих в женском организме в подростковый период, что не нужно бояться мeнcтpуаций и что это нормальный процесс в их организме, рассказывает об истории гигиены с древних веков до нашего времени....
18 06 2025 7:58:30
Вегетативное размножение — это размножение частями растений: побега, корня, листа либо группами соматических клеток этих органов. Такое размножение — одно из приспособлений для образования потомства там, где затруднено пoлoвoе размножение....
17 06 2025 11:18:37
В статье излагается материал об особенностях высшей нервной деятельности человека; раскрывается значение фаз сна; рассматривается специфика патологий сна и сновидений, дается понятие сна как суточного биоритма....
16 06 2025 21:32:20
Урок является обобщением и систематизацией знаний о четырёх царствах живой природы. Ученики работают в группах, самостоятельно ставят опыты, эксперименты, проводят наблюдения, обобщают накопленные знания по разделу. Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....
15 06 2025 18:51:55
При проведении урока были использованы ни только различные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, но и методы и приемы проверки и оценки знаний и навыков учащихся: организация взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки. При проверке знаний были использованы на компьютере программированные задания. В отличие от тестов в заданиях используются правильные ответы....
14 06 2025 19:27:19
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
13 06 2025 8:16:33
Мероприятие проходит в игровой форме. Основной ход игры похож на телевизионную версию "Своя игра". Игра состоит из трех туров и финала. В каждом туре четыре темы, в каждой теме по пять вопросов. Участники игры сами выбирают тематику.
...
12 06 2025 6:36:28
Урок углубляет и обобщает знания о рыбах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения; активизирует познавательный интерес к изучению природы, воспитывает бережное отношение к живой природе.
...
11 06 2025 21:58:34
Интегрированный урок-панорама по природоведению формирует у пятиклассников способность открывать страницы прошлого в изучении вопросов мироздания, таких наук как астрономия, история, биология, литература, постигать их смысл и ценность. Позволяет формировать у учащихся целостную научную картину происхождения нашей планеты Земля.
...
10 06 2025 12:27:42
Целью урока является здоровьесбережение, привитие навыков здорового образа жизни....
09 06 2025 22:17:35
Урок с моментами игрового и проблемного обучения. Обучение проходит в группах по 4 человека. На уроке используется много разных заданий: письма-шифровки, сделать пластилиновую модель цветка, черный ящик. На уроке много стихотворений, загадок, легенд. Урок сопровождается презентацией....
08 06 2025 14:29:44
Особенностью представленного урока является его интеграция с предметом "Химия", предметом, который учащиеся 8-го класса только начали изучать. Цель данного типа интеграции: развитие познавательного интереса к предмету "Химия", подтверждение единства наук естественного цикла, их тесной взаимосвязи, а также доказательство того, что организм – сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах....
07 06 2025 9:36:16
В статье представлен урок изучения нового материала, построенного на основе деятельностного подхода. Используются различные активные методы обучения. Основная форма работы - групповая....
06 06 2025 12:57:18
Урок комплексного изучения материала призван раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы, изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции, познакомить с ее формами....
05 06 2025 14:51:55
Изучается многообразие птиц, рассматриваются особенности строения, связанные с образом жизни и средой обитания, раскрывается значение птиц данных отрядов в природе и жизни человека....
04 06 2025 20:32:29
Средства мультимедиа и логически правильно построенный ход анимаций в презентациях позволяют усвоить вопросы регуляции клеточных функций на более высоком уровне, четко определить последовательность биохимических реакций в клетке, их зависимость от различных факторов среды, повышают творческий потенциал учащихся.
...
03 06 2025 6:55:48
Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности и классификации покрытосеменных растений; выделить главные черты цветковых, что позволило им занять господствующее положение в растительном мире; продолжать формирование умения сравнивать различные отделы растений, эволюционного представления о развитии растительного мира от простого к сложному, находя черты их постепенного усложнения....
02 06 2025 17:46:11
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
01 06 2025 22:50:28
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
31 05 2025 11:34:58
Данный урок включает в себя применение мультимедийных технологий, что позволяет более широко и наглядно продемонстрировать карту звездного неба, расположение созвездий, помогает работать учителю совместно со всем классом по карте звездного неба, дополняя свой рассказ изображением слайдов....
30 05 2025 8:46:51
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока.
Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
29 05 2025 11:49:12
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::