Основы личностно ориентированной системы обучения в перспективной школе

Учебно-методический комплект (УМК) «Перспективная начальная школа» раскрывает содержание таких предметов, как русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, информатика,
Авторский коллектив проекта поставил перед собой задачу создания такого УМК, который системно учитывает современные ТРУДНОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА в НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
При отборе учебного материала, разработке формы изложения материала в учебниках и методического аппарата комплекта принимались во внимание многие факторы.
Приведем основные из них.
- Возраст школьника..
- Разный уровень дошкольной подготовки
- Топографическая принадлежность школьника. Разный уровень владения русским языком..
- Особенности мировосприятия.
- Наполняемость класса.
Всё вышеизложенное позволяет сформировать принципы личностно – ориентированной дидактической системы обучения, которая реализует перспективные направления развития начальной школы.
Прежде всего, это принцип общего развития каждого ребенка в условиях непрерывного обучения, идущего впереди развития
- Принцип целостности образа мира.
- Принцип пpaктической направленности
- Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников.
- Принципы прочности и наглядности.
Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей
Пpaктическая реализация всех вышеперечисленных принципов становится возможной благодаря методической системе «Перспективной начальной школы», отличающейся единством типических свойств, присущих методикам обучения как грамоте, русскому языку, литературному чтению, математике, так и всем остальным предметам. Эти типические свойства, в свою очередь, определяют и особую единую для всего комплекта структуру учебника для ученика.
К основным типическим свойствам нового УМК относятся — комплектность, инструментальность, интеpaктивность и интеграция.
Комплектность — методический аппарат всех учебников отвечает системе единых требований.
Это, прежде всего, единство установки формирования таких общих учебных умений, как умения работать с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, словарями).
Приведу пример: (при выполнении упражнения по русскому языку в 3 классе, цель которого – знакомить детей с несклоняемыми существительными среднего рода, дается задание, в результате которого дети выписывают из Обратного словаря на – О все несклоняемые существительные, уточняя их значение в Толковом словаре: какао, жабо, сабо, эскимо, кино, пианино, пальто. Здесь же учащиеся знакомятся с новым устойчивым выражением «пиши пропало». Они обращаются к словарю Устойчивых выражений) ;
умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом),
например: на уроке литературного чтения в 1 классе идет работа в парах: Прочитайте прибаутку с соседом по парте. Первую часть пусть читает один, вторую – другой .Кому будет легче читать? Почему? Дети выясняют, что легче читать первую часть прибаутки, потому что в ней есть повторы.
Или другой пример:
(Тема урока по окружающему миру в 3 классе – полезные ископаемые. Учащиеся делятся на три группы. Объединяясь в группы, дети двигаются, переставляют стулья и столы, располагаются как им угодно. Каждая группа читает свою часть одного и того же параграфа учебника. Первая группа – использование песка, вторая группа – использование глины, третья группа – использование гранита. Далее представитель каждой из групп рассказывает свою часть параграфа. Затем организуется парная работа. Ученики читают абзац параграфа о мраморе, рассматривают фотографию мраморной скульптуры и выделенные фрагменты. Один учащийся находит фрагменты на фотографии и показывает соседу по парте, а сосед рассказывает о разнообразной окраске горной породы, из которой сделана эта скульптура.
При выполнении разработанных в учебниках коллективных заданий, групповых форм организации учебной деятельности активизируется коммуникативное взаимодействие между школьниками.
Обмен информацией между учебниками путем перекрестных взаимных ссылок.
Наличие сквозной внешней интриги, герои которой — сверстники учащихся — брат и сестра (Миша и Маша) демонстрируют варианты выполнения поставленных задач, разницу точек зрения (что важно при объяснении нового материала),
Приведу пример: в 3 классе в учебнике по русскому языку при изучении темы «Знакомство с названиями падежей» даётся задание, в котором нужно вернуться к упражнению 58 и ответить на вопрос: – в каком предложении слово кошка стоит в родительном падеже?
Миша считает, что во 2-м предложении, а Маша – что в 4-ом предложении.
Учащиеся делают вывод, что различение этих пар падежей может вызвать затруднение, так как в этих падежах слова иногда отвечают на одинаковые вопросы. Тогда учитель обращает внимание детей на слова: есть, нет, дам, вижу, восхищаюсь, думаю о. .Учитель говорит, что эти слова могут помочь в трудных ситуациях. Детям предлагается найти предложение, где слово кошка стоит в родительном падеже. Сначала дети пытаются выполнить задание с помощью падежного вопроса – кого?, но сталкиваются с проблемой: на этот вопрос отвечают разные формы слова кошка (во 2 – м и 4 – м предложениях). Отсюда и разногласия между Машей и Мишей.
Для решения проблемы учитель предлагает воспользоваться помощью слова нет, поставив его перед каждой из этих двух форм: нет кошки ( отбросив предлог) нет кошку. После этого становится понятно, что слово кошка стоит в родительном падеже только во втором предложении. А в четвёртом предложении вижу кошку – В.п.
Инструментальность — предметно-методические механизмы УМК, помогающие ученику при изучении нового материала самостоятельно открывать и формулировать закономерности или правила, способствующие пpaктическому применению получаемых знаний при решении коммуникативных, учебных, жизненных задач, провоцирующие познавательный мотив, желание к деловому общению, самоконтроль.
Инструментальность УМК обеспечивается максимальным размещением в корпусе самого учебника методического аппарата, рассчитанного на общение с учеником, которое помогает ему при выполнении индивидуальных заданий или способствует организации групповой работы.
Например, для формирования у школьников общеучебного умения — «поиск (проверка) необходимой информации в словарях», недостаточно включения словарей разного назначения в учебники. Целесообразно создать условия необходимости их применения при решении конкретных учебных задач в условиях индивидуальной или групповой работы; а также постоянно организовывать специальные работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами.
Например, в учебнике «Литературное чтение» 3 класса дано задание: - Ты помнишь стихотворение, которое начинается строками:
Я вижу, как дремлет в реке крокодил…
Хотя я из дому
Не выходил…
Я вижу сквозь стену!
Сквозь десять стен!
Я в темноте вижу солнечный день!
Можешь сказать, кто его автор? Этот же поэт написал стихотворение « Если такой закат», а также «Кому хорошо», «Ноги и уроки», «Язык и уши». Кто же это?
Если не вспомнишь, возьми у ребят из второго класса первую часть учебника «Литературное чтение» и уточни!
В свою очередь, учет разноуровневого развития школьников или, например, необходимости формирования мотивов к изучению предмета предусматривает дифференциацию учебных заданий (хотя бы по мере трудности), что также требует включения в корпус учебника предметно-методических механизмов.
Это и специальные указания, побуждающие детей к высказыванию как минимум двух различных точек зрения на одно и то же наблюдаемое явление, и наличие заданий, требующих применения простейших инструментов (лупы, рамочки, линейки, компаса, термометра, цветных карандашей в качестве маркеров и пр.), и выделение цветной рамочкой заданий повышенной трудности, и предложение «заглянуть в словарик» и т. д.
Например, Михаил Потапович (сказочный герой) на уроке литературного чтения в 3 классе предлагает сходить в «Музейный Дом», посмотреть там картину Василия Поленова «Заросший пруд»
Детям даётся задание рассмотреть в лупу фигурку дамы. Что можно сказать о её возрасте? Чем она занимается сидя на скамейке? Выделить с помощью рамки такой фрагмент картины, в котором главным героем будет человек. Дай название этому фрагменту. Затем вернуться от фрагмента к картине и подумать о том, чем же привлёк художника этот уголок природы? Дети, рассмотрев фигурку дамы в лупу, обнаружат, что дама пожилая, что она видимо читает книгу. которую держит на коленях, выделяют фрагмент картины и дают ему название. Отмечают, что особенная красота уголка природы, который изобразил Поленов. – в его природном богатстве и уединённости.
Ещё пример. После чтения детьми хокку Ёса Бусона даётся задание повышенной сложности: Тебе удалось разгадать поэтическую тайну этого хокку? О каких приёмах говорил Михаил Потапович?
Учитель старается, чтобы в хокку Бусона школьники обнаружили цветовой контраст и звукопись. Анишит Йокоповна (сказочный герой) уточняет, что звукопись – приём редкий, но очень ценный.
Включение в учебник разноуровневых заданий даёт свободу выбора учебного материала и сильным. и слабым или недостаточно подготовленным школьникам с низким уровнем обучаемости. Школьники могут выполнять задания по выбору, по желанию.
Интеpaктивность— совершенно новое типическое свойство методической системы современного учебного комплекта, обеспечивающее организацию учебной деятельности ребенка за рамками урока — методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством переписки или обращения к компьютеру (Интернет-адреса в учебниках комплекта).
Однако поскольку использование Интернета для многих школ остается пока еще только в перспективе, в УМК выстраивается система интеpaктивного общения со школьниками посредством клубной работы. Для любителей природы и математики это клуб «Мы и окружающий мир», для любителей литературы и русского языка — клуб «Ключ и заря». Через систему заданий в учебниках организуется также обмен письмами между героями учебников и школьниками.
Например: в учебнике «Окружающий мир» 3 класса даётся задание.
Рассмотри рисунки животных на с. 140. Это дикая лошадь – тарпан, небольшая зебра квагга, морская корова, птицы – дронт и южный моа . Все эти животные исчезли по вине человека, из- за его неумеренной охоты. А каким животным вашего края грозит такая же опасность? Напиши нам об этом. Перечисли, какие какие темы обсуждались на заседании клуба во втором полугодии. Чьё сообщение тебе понравилось больше? На какую тему ты сам подготовил доклад?
Или например задание в учебнике «Литературное чтение» 3 класс.
- Какие живописные произведения из «Музейного Дома» тебе понравились больше всего и почему?
- Открой учебник на страницах 4-6. где напечатано содержание. Составь несколько сборников: а) сборник произведений Сергея Козлова б) сборник народных сказок; в)сборник японской поэзии.
- Сходи в библиотеку. Выбери книги для чтения на каникулах.
Сообщи в клуб фамилии авторов книг (если они есть) и их названия. Хороших тебе каникул! Психологические хаpaктеристики, которыми отличаются герои учебников, настолько убедительны, что вызывают доверие учащихся и стремление к общению с ними. Вступают в клуб и ведут активную переписку, как правило, те ученики, которые испытывают дефицит впечатлений и общения, нуждаются в эмоциональной дополнительной поддержке. Это, как показал опыт, каждый четвертый ученик в классе.
Интеграция — важнейшее основание единства методической системы обучения. Понимание условности строгого деления естественнонаучного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области приводит к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира.
Наличие именно этого типического свойства было основополагающим при разработке интегрированного курса «Окружающий мир», в котором органично сосуществуют и взаимно увязываются представления и понятия из таких образовательных областей, как естествознание, обществоведение, география, астрономия, ОБЖ.
Например, в 3 классе на уроке окружающего мира проходит 8 заседание клуба по теме «Безопасное поведение в лесу».
Один из учеников, играющий роль председателя. приглашает всех принять активное участие в очередном заседании клуба и просит их рассказать о своих успехах в работе клуба. Желающие могут зачитать содержание ответов на на письма, которые они отправляли в Москву.
То же касается современного курса литературного чтения, где интегрируется такие образовательные области, как язык, литература и искусство. Соответственно курс литературного чтения в УМК выстраивается как синтетический, т. е. предполагающий знакомство с литературой как с искусством слова, как с одним из видов искусства в ряду других (живопись, графика, музыка), как с явлением художественной культуры, выросшим из мифа и фольклора.
Например: в 3 классе на уроке «Литературного чтения дети совершают поход в «Музейный Дом».
В «Музейном Доме» все заворожено рассматривали «Портрет Жанны Самарии» художника Огюста Ренуара. – Ух, какая красавица! – не выдержала Маша. Миша и Костя промолчали. – Этой барышне двадцать три года, сказала Анишит Йокоповна. Как вы думаете, кто она по профессии: учительница? актриса? поэтесса? Обратите на её платье и украшения. Рассматривая портрет, дети обнаружат, что Жанна одета в нарядное. изумрудного цвета платье, украшенное букетиком роз, обратят внимание на её изящные украшения (браслет с камнями и колечко) и смогут предположить, что перед ними человек искусства. скорее всего актриса. Весь портрет в целом производит яркое, праздничное впечатление: можно с лёгкостью представить, как Жанна поёт, танцует, как громко и заразительно смеётся. – Как можно охаpaктеризовать её взгляд? - спросила Анишит Йокоповна. – Нежный и лучистый! – сказала Маша. – Какой – то тёплый и ласковый. немножко грустный, - добавил Миша. – Она прекрасно знает. что она красива, вот какой у неё взгляд, сказал Костя с неодобрением. Дети вглядываются в лицо Жанны Самарии.
Мнения, которыми делятся Миша, Маша и Костя, позволят школьникам выразить свою точку зрения.
Главное, что дети почувствовали – перед ними сложный глубокий человек. Во взгляде этой молодой женщины можно уловить оттенки самых разных чувств и переживаний: чувство радости и лёгкой грусти, ощущение собственного очарования и доброжелательное, сочувственное отношение к людям.
Приёмы эмоциональной окрашенности обучения формируют интерес к процессу познания, опыт эмоционально – ценностных отношений к окружающей действительности. Эмоциональная насыщенность содержания учебного материала, достижения и трудности в процессе познания вызывают у школьников разнообразные чувства: радость «открытий», удовлетворение выполненной работой, огорчение из – за нерешённой задачи и др.
Интеграция является основой разворачивания учебного материала в рамках каждой предметной области.
Интеграция затрагивает методику каждого предмета, решающего средствами не только своего, но и других предметов задачи по формированию познавательной, речевой и коммуникативной деятельности школьников.
Рассмотрим те принципиальные особенности УМК «Перспективная начальная школа», которые существенно отличают его от всех других комплектов начальной школы.
Социально-психологическую составляющую принципа «целостности образа мира» в УМК реализует созданное средствами сквозной внешней интриги единое для всех учебников комплекта коммуникативное прострaнcтво.
Это специально разработанная учебно-игровая среда для детей, которая имеет устойчивые жанровые хаpaктеристики, сквозных героев, единое прострaнcтво, и поэтому, даже будучи прерванной границами урока или рамками конкретной предметной области, легко восстанавливается учащимися. Таким образом, пpaктически решена новая для учебного процесса дидактическая задача — организации жизни школьника в коммуникативном прострaнcтве учебного комплекта.
Так, например, при изучении русского языка в 1-м классе роль игровой среды, в которую погружаются все учащиеся, выполняет сказочная канва жанра волшебной сказки (с соблюдением всех жанровых законов). В эту сказку органично вплетаются задания, обеспечивающие усвоение программы по русскому языку. Каждая конкретная коммуникативная ситуация, созданная средствами внешней интриги, рассчитана, прежде всего, на мотивированную учебную деятельность ребенка. Она побуждает его к активным учебным действиям, взывая к его помощи, учитывая его мнение, рассчитывая на его выбор и его способ решения учебной задачи.
Например, в 1 классе на уроке русского языка даётся задание на сравнение звуков. – В каком слове буква б обозначает твёрдый звук, а в каком мягкий? – Мне уже и самой жалко зверей и птиц, вздохнула Волшебница. – Но одна, без вашей помощи, я не смогу их расколдовать. Когда я отнимала у них голоса, я приговаривала: «Вас смогут только дети. которые различают звуки… различают звуки разные, гласные и согласные.. различают звуки разные, звонкие и глухие согласные.. различают звуки разные, твёрдые и мягкие согласные…» Глаза Волшебницы наполнились слезами. – Не расстраивайся! – твёрдо сказал Миша. – Мы с Машей и ребятами попробуем! – Тогда не будем терять времени! – вздохнула Анишит – Йокоп.
Герои внешней интриги в совокупности представляют собой подвижный и меняющийся баланс сказочных персонажей и вымышленных, но конкретных детей — сверстников учащихся.
По мере взросления учащихся игровая среда меняется. Сказочные персонажи интриги постепенно сходят со сцены, уступая место уже знакомым детям конкретным героям Мише и Маше. Функцию «умных взрослых», которую в первые два года обучения брали на себя исключительно сказочные персонажи, начинают выполнять вместе с вымышленной учительницей (Евдокией Васильевной) вымышленные же, но вполне конкретные дети — одноклассники Миши и Маши.
События, заполняющие коммуникативное прострaнcтво, развиваются так, что все больше и больше места в этом игровом поле занимают сами учащиеся. Именно благодаря интриге, дополняющей конкретные, но разрозненные коммуникативные ситуации реальной жизни школьника, накапливается его коммуникативный опыт.
К отличительным особенностям комплекта следует отнести и систему пpaктических задач интегрированного содержания.
Включение пpaктических задач в содержание учебных дисциплин начальной школы никогда ранее не пpaктиковалось как система. В настоящий период пpaктические задачи интегрированного содержания реализуют одно из требований современного пpaктико-ориентированного обучения, которое призвано не столько демонстрировать случаи возможного использования содержания учебных предметов в пpaктической деятельности, сколько формировать само предметное содержание в контексте анализа пpaктических ситуаций.
Отличительными особенностями УМК являются и уже упоминавшиеся выше максимальное размещение методическогоаппарата, включая организационные формы работы, в корпусе самого учебника; использование единой системы условных обозначений во всем УМК; например, « Работа в парах», «Повтори пройденное», «Выскажи предположение». «Дополнительный материал» и др; создание системы перекрестных взаимных ссылок между учебниками; (например, в учебнике русского языка по теме «Дети учатся различать согласные звуки» даётся задание: открой хрестоматию по литературному чтению, отыщи «Песню мухи», которую и записал поэт Саша Чёрный. Какой звук издаёт муха – твёрдый звук или мягкий?) ; использование единых сквозных героев .
Учёт того, что пpaктически каждый ребёнок, приходящий в начальную школу, - это ребёнок со своим набором логопедических проблем, потребовал разработки специальной системы упражнений, цель которой – усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых лет двух лет обучения.
Разработанная система упражнений (включающая так называемую звуко – буквенную зарядку и последовательную работу с орфоэпическим словарем) постепенно подводит школьников к пониманию многих фонетических закономерностей.
Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана система работы, которая побуждает школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею. Речь идёт о системе словарей, которые включены в особый том учебника (начиная со 2 класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи.
Для восстановления целостной картины мира особое внимание в УМК уделяется системе иллюстраций. Огромное психологическое воздействие иллюстраций на сознание ребёнка – хорошо известный факт.
Разработанная система иллюстраций включает:
- иллюстрации внешней интриги, которая позволяет школьнику удерживать в сознании образы тех героев, которые его сопровождают в книге;
- дидактические иллюстрации, которые носят образно – ассоциативный хаpaктер и помогают школьникам понять абстpaктные языковые закономерности;
- иллюстрации к текущим стихотворным текстам.
Чтобы сделать учебник любимым, авторский коллектив стремился к тому, чтобы иллюстрации были проникнуты чувством юмора и нравились детям.
Комплект содержит разнообразный справочный материал, который выполняет роль дополнительного инструментария, необходимого для решения конкретных задач.
Школьники используют информацию в учебнике для самостоятельной подготовки реферативных сообщений. углубляющих раскрытие темы урока. Они учатся выступать перед классом, задавать друг другу вопросы. обсуждать услышанное. тем самым средства учебника провоцируют опыт коммуникативного взаимодействия школьников. Приёмы включения школьников в оценочную деятельность способствуют формированию рефлексии как качества общего развития личности. Задания предусматривают оценку усваемых знаний с личностной позиции для школьника.
Применяемый подход обучения, разнообразие приёмов организации личностно – ориентированного обучения способствует конечному результату – всестороннему развитию личности.
Комментарии:
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
25 11 2025 19:39:23
Групповые задания взяты из учебной литературы, материалов периодической печати (журналов по биологии). Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль....
24 11 2025 8:54:37
Данный урок разработан с использованием программы PowerPoint. Использование компьютерных презентаций позволяет активизировать деятельность ученика и разнообразить формы ведения урока. Кроме того, данная программа позволяет расширить базу наглядности и увеличивает количество способов предоставления информации....
23 11 2025 9:46:56
Урок биологии в 6-м классе на формирование новых знаний об опopной системе живых организмов и ее значении. Цели урока: развитие мыслительных и информационных умений учащихся, коммуникативной культуры; воспитание интереса к предмету.
На уроке используются такие методы, как: организация поисковой работы (работа с учебной книгой), составление и чтение структурно-логической схемы, сравнение, аналогия, осмысление результатов своих действий (рефлексивный анализ)....
22 11 2025 1:26:14
У учащихся формируется представление о вирусах, как неклеточных формах жизни. Изучаются особенности жизнедеятельности и классификация вирусов; гипотезы происхождения вирусов....
21 11 2025 7:15:14
Метод проектов при изучении данной темы позволяет, опираясь на имеющиеся у учащихся знания, проследить возникновение и развитие эволюционных представлений, становление систематики, т.е. изучить историю биологии дедуктивно, выполняя пpaктические задания, оформляя свою работу в виде презентации и докладов....
20 11 2025 19:52:19
Широкое использование ИКТ позволяет создавать интересные, предметные и межпредметные игры. В интегрированной игре «Знакомые незнакомцы» учащиеся пытались проникнуть в тайну «имянаречения». Ребята использовали Интернет, программы для оформления отчета, что способствовало формированию у них более высокого уровня навыков самостоятельной работы, умений ориентироваться в бурном потоке информации, позволило проявить свой творческий и интеллектуальный потенциал.
...
19 11 2025 11:41:57
Данная разработка может быть полезной для учителей, использующих технологии открытого образования на уроках и во внеурочной деятельности. Игра в технологии "Дебаты" по теме "Содержание птиц в неволе недопустимо" проводится в качестве обобщающего урока и позволяет решить следующие задачи: закрепить и актуализировать полученные ранее знания, овладеть новыми знаниями; способствует формированию культуры спора, терпимости; способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей; способствует формированию навыков совместной деятельности. В статье приводится подробное описание игры и структуры кейсов утверждающей и отрицающей сторон. ...
18 11 2025 19:29:39
Проверка знаний об особенностях строения грибов и умений узнавать изученные грибы. Закрепление знаний об особенностях строения, питания и размножения лишайников (демонстрация фильма, загадки). ...
17 11 2025 15:15:14
Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....
16 11 2025 6:32:50
Урок помогает познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных; научиться составлять и анализировать родословные....
15 11 2025 7:55:23
Цель урока: раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах, показать значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны....
14 11 2025 0:44:44
Интегрированный урок с целью расширить знания учащихся о природных высокомолекулярных веществах - белках; раскрыть ведущую роль белков в строении и жизнедеятельности клетки; сформировать представление о связи между строением, свойствами и применением белков через лабораторный эксперимент.
Форма проведения - урок-лекция с элементами лабораторного пpaктикума и медиа-технологий.
На уроке предлагается рассмотреть следующие вопросы: история исследования белка; аминокислоты - основа белка; структура белковых молекул; химические свойства белка (лабораторный опыт); биологическое разнообразие и значение белков; функции белков.
...
13 11 2025 20:16:47
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
12 11 2025 5:24:18
Название дано растениям за игловидные (чешуевидные) листья — хвою, расположенную на укороченных побегах поодиночке или собранную в пучки....
11 11 2025 5:58:41
Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....
10 11 2025 13:46:56
В пpaктике работы учителей наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, проводя привычные и надоевшие контрольные работы. Другие, наоборот, недооценивают проверку, сводя её преимущественно к фронтальной устной или письменной формам на 10–15 минут.Что легче – заставить учеников зубрить материал, введя их в «психический трaнc» на контрольной, а потом тратить огромное количество личного времени на проверку работ и получать не всегда ожидаемые результаты или применить иную методику?...
09 11 2025 6:41:22
Урок систематизирует знания, полученные при изучении темы, повторяет термины, значение сердца, данные кардиологии, влияние вредных веществ на сердечно-сосудистую систему; закрепляет: умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечения.
...
08 11 2025 1:51:45
Сегодня акцент переносится с "усвоения знаний" на формирование "компетентности", происходит переориентация на личностно-ориентированный подход. Современный урок ценен не только получением информации, но прежде всего обучением в ходе него способов деятельности для получения информации.
...
07 11 2025 7:22:19
Слух — вид чувствительности, обусловливающий восприятие звуковых колебаний. Его значение неоценимо в психическом развитии полноценной личности. Благодаря слуху познается звуковая часть окружающей действительности, познаются звуки природы....
06 11 2025 19:47:57
В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга.
...
05 11 2025 12:44:27
Экологическая тропа - уникальный класс под открытым небом, учебно-познавательная экологическая тропа создана в нашей Тляратинской СОШ Гумбетовского района Республики Дагестан в 2001 году. Ее основное назначение - создание условий для разумного комплексного изучения ближайшего природного окружения школьников, пpaктической природоохранной деятельности....
04 11 2025 11:37:32
Разработка урока «Рост и развитие растений и животных» с использованием технологии проектного обучения. Требования, предъявляемые к современному уроку, типология уроков, контрольно-оценочная деятельность. ...
03 11 2025 8:46:11
Конспект урока биологии в 8-м классе, изучающего группу грызунов и ее отличительные признаки. Задачи урока: учить выделять общие и отличительные признаки животных одной группы; развивать логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать); корригировать навык работы с текстом учебника; воспитывать чувство любви к диким животным....
02 11 2025 10:18:49
Цель урока: расширение знаний учащихся о полезных ископаемых; обобщить знания учащихся о горючем полезном ископаемом торфе; расширить и углубить знания о каменном угле....
01 11 2025 10:55:14
Учащиеся знакомятся с историей происхождения человека; изучают этапы становления человека....
31 10 2025 9:30:56
Урок построен на региональном материале – изучении гастрономических привычек народов Северного Кавказа. Дети в преддверии новогоднего праздника знакомятся не только с новогодними национальными блюдами, но и выясняют влияние особенностей кухни Кавказа на состояние здоровья людей. У учащихся развиваются пpaктические навыки по здоровому питанию; воспитывается культура отношения к национальным традициям....
30 10 2025 11:47:48
Урок биологии для 6-го класса. В основной части в роли учителя – группа учащихся, исследовавших один из районов своего города. Они определили лекарственные растения, сделали гербарий. Показали применение в нашей жизни этих соседей по планете, подобрали интересный материал кулинарных рецептов для гениев.
...
29 10 2025 8:12:13
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
28 10 2025 7:38:50
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье.
Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
27 10 2025 0:36:54
Представлен конспект урока-рассуждения "Гомо сапиенс — промежуточный или финальный этап эволюции?". Этот урок целесообразно провести как обобщающий по теме "Антропогенез". На занятии предлагается не только повторить и обобщить базовые понятия, но и значительно расширить кругозор, увидеть взаимосвязи между различными отраслями знаний, познакомить с современными тенденциями в науке. Использование различных видов деятельности на уроке способствует развитию интереса к биологии и пpaктической психологии; показывает значимость этих наук в реальной жизни людей....
26 10 2025 5:42:17
На экскурсии учащиеся познакомятся с разнообразием растений, осенними явлениями и приспособленностью растений к перезимовке, различными методами биологических исследований....
25 10 2025 21:11:28
В КВН-игре принимают участие ученики 8-х классов. Игру проводят во время тематической недели биологии или после прохождения тем "Пищеварение", "Обмен веществ и энергии" и соответствующей подготовки комaнд-участниц. Данный КВН также можно провести как внеклассное мероприятие по биологии. ...
24 10 2025 17:27:29
Урок общей биологии по теме "Нуклеиновые кислоты" - седьмой урок раздела "Клетка - структурная и функциональная единица живого".
На уроке применяются объяснительно-иллюстративные методы, которые учат структурированию знаний, а структурные системные знания способствуют более прочному их усвоению. Для овладения способами применения знаний и умений использованы инструктивно-репродуктивные методы.
Исследовательский метод позволяет учащимся включаться в творческую деятельность, т.е. проявлять самостоятельность, применять ранее усвоенные знания и приобретать новые....
23 10 2025 1:31:14
Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....
22 10 2025 12:45:29
Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....
21 10 2025 22:12:24
Вводное занятие в курсе "Валеология" для студентов I-го курса педагогического университета раскрывает основные принципы ЗОЖ и составляющих здорового образа жизни, таких, как рациональный суточный режим, сбалансированное питание, физические нагрузки, нравственное и психическое здоровье. Цель семинара заключается в сплочении группы, активизации творческого потенциала учащихся, расширении поля видения вопроса обсуждения....
20 10 2025 1:15:24
Учитель с десятилетним стажем преподавания биологии в школе предлагает авторский комплект задач по общей биологии, которые не только можно использовать на обычных уроках по предмету, но и рекомендуется предложить учащимся для решения в рамках кружкового, факультативного занятия или для самостоятельного разбора дома. Все задачи снабжены решением и ответами, что делает разработку вдвойне более ценной, особенно для начинающих учителей.
...
19 10 2025 5:54:57
Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....
18 10 2025 23:37:56
Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах пoлoвoго размножения, участии пoлoвых желез в пoлoвoм размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....
17 10 2025 12:22:17
Применение информационно-коммуникационных технологий современным учителем условно разделены на два блока с точки зрения места их использования: информационно-коммуникационные технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности. В статье представлены конкретные примеры использования информационно-комуникационных технологий на разных этапах урока, а также способы их использования во внеурочной деятельности....
16 10 2025 14:48:49
В статье рассматривается принцип разработки дидактических игр на основе компьютерной презентации на примере игры "Приключения в Королевстве Хлебных злаков", созданной педагогами МОУДОД ЦДОД "Созвездие" г. Воронежа. Рассматривается структура игры, ее образовательный потенциал, особенности использования в учебном процессе. Для создания игр данного типа не требуется знания основ программирования, что предоставляет педагогам значительные возможности для обогащения педагогической среды....
15 10 2025 8:27:45
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
14 10 2025 8:22:32
Проект предназначен для учащихся 6, 8 и 10-х классов школы, учителей биологии, экологии, географии, химии, классных руководителей 1–11-х классов. Посвящен созданию зеленого уголка в школе, действующего весь учебный год в качестве учебно-методического кабинета. На его базе будет проводиться проектно-исследовательская работа учеников, экскурсии, выращивание растений для школы и населения поселка....
13 10 2025 19:58:31
Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....
12 10 2025 18:32:14
Заражение здоровых деревьев происходит путем попадания спор этих грибов через раны на коре. Через несколько лет после поражения грибницей трутовика на коре деревьев возникают кожистые, деревянистые или мясистые плодовые тела этих грибов....
11 10 2025 23:46:40
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
10 10 2025 17:34:56
В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения.
...
09 10 2025 9:33:44
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
08 10 2025 15:19:42
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
07 10 2025 4:47:57
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




