Методы изучения природы
Цели урока: (Слайд 2.)
Задачи: (Слайды 3, 4.)
- Способствовать осознанию основного фактического материала
- Понять суть методов изучения природы
- Расширить знания о методах изучения природы
- Создать условия для развития у учащихся интереса к использованию приобретенных знаний и умений в пpaктической деятельности
- Научиться работать с книгой
- Воспитывать доброжелательные межличностные отношения, т. е. развить коммуникативную культуру учащихся
- Научиться составлять рассказы, сочинять стихотворения, делать рисунки, используя результаты наблюдений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Развитие понятий о методах изучения природы.
Звучит запись голосов птиц, журчание ручейка.
1.Что такое метод? (Слайд 5.)
Определение записывают в тетрадь.
2. О каких методах изучения природы мы с вами говорили на уроках природоведения?
(Слайд 6). На нем классификация методов изучения природы.
Схему переносят в тетрадь.
3. Давайте покажем гостям сценическую зарисовку о любимом занятии одного из известнейших ученых Франции. Это биолог-энтомолог, натуралист.
Сценка (звучит муз. Вивальди “Времена года”).
Слово Ерофеевой Валерии о Ж. А. Фабре (сведения из “Энциклопедического словаря юного натуралиста”).( Слайд 7).
4. Какой метод исследования использовал Ж. А. Фабр? (Слайды 8, 9) с вопросами о качествах человека, занимающегося наблюдениями.
5. Как вы думаете, какие органы чувств использует человек при наблюдении за объектами природы? (Слайд 10).
6. (Слайд 11). “Литературная страничка”. (звучит та же музыка).
Семи этими качествами обладал не только Ж. А. Фабр, ученые натуралисты, но и художники, композиторы, писатели, поэты, сказочники, которые в своих произведениях отражали свои наблюдения, передавали свои чувства. Обратите внимание на репродукции И. Э. Гpaбаря “Февральская лазурь”, И. И. Шишкина “Корабельная роща”, А. И. Куинджи “Березовая роща”, А. К. Саврасова “Грачи прилетели”. Художники отразили красоту природы, явления природы. Глядя на эти работы, можно ощутить, почувствовать аромат природы, прикосновение ласкового солнца, “разговоры” птиц, журчание ручейка. Здесь представлены рисунки наших учащихся и прошлых лет и ваши: Коновалова Сергея “Вскармвливание гoлyбят” и Зимина Кирилла “На моей березе птичий городок”. Здесь же помещены и фотографии животных, растений, на которых остановлено время и запечатлены интересные моменты жизни сфотографированных организмов.
7. Сейчас мы поработаем с карточками, которые лежат у вас на столах. На них напечатаны четверостишия М. Михайлова о животных. (Приложение 2) В четверостишиях точно отмечены повадки животных, их образ жизни, поведение. При этом вы должны будете ответить на вопросы : какие особенности наблюдаемого объекта подметил поэт? Какими методами изучения природы поэт пользовался?
(Слайды 13-17).
И так, подведем итог. О каком методе изучения природы мы сейчас говорили? Какое определение этому методу можно дать? (Слайд 18). определение записывают в тетрадь.
8. Вы все читали научно-популярную литературу о природе. Расскажите коротко, каких авторов вы читали и о чем. Уч-ся рассказывают о прочитанных книгах И.Акимушкина, В. Бианки, энциклопедиях.
Провожу презентацию книг о природе.
9. Оказывается, наши дети тоже умеют наблюдать природу и сочиняют стихи, рассказы. Давайте послушаем их сочинения. (Слайд 19, 20, 21).
Дети под музыку проводят презентацию своих рассказов, стихов и рисунков.
10. Послушаем Ерофееву Валерию, которая в книге Б. Сергеева прочитала вот о чем… (рассказ Леры). Затем зачитываю сама отрывок из той же книги и задаю вопрос: о каком методе исследования природы идет речь?
Эксперимент.
Прочитайте вслух в учебнике на с. 153 первый абзац об этом методе и дадим ему определение. (Слайд 22). Определение записывают в тетрадь.
11. Сейчас вам самим предстоит выполнить эксперименты по инструктивным карточкам. (Приложение 3) Но прежде давайте вспомним, что нужно знать о проведении эксперимента.
1). составить план эксперимента.
2). подобрать соответствующее оборудование
3). помнить правила т/б при пользовании
оборудованием.
Что входит в план проведения эксперимента? (Слайд 23).
Выполнение эксперимента. Оформление отчета. Оформление вывода.
12. Для изучения природы ученые используют еще один метод. Какой?
Измерение. Определение в тетради.
Что и с помощью каких приборов можно измерять? В каких единицах измерения?
- Д/з составить инструкцию к проведению эксперимента по определению температуры замерзания и температуры кипения воды по образцу ваших инструкций.
- Закрепление. Слайд 24 или по карточкам на столах учащихся.
- Итог урока. Оценки.
- Рефлексия.
Презентация (приложение 1)
Комментарии:
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
27 11 2024 3:40:14
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...
26 11 2024 3:42:26
Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....
25 11 2024 5:12:15
К уроку составлена технологическая карта. Рассмотрена деятельность учителя и ученика на уроке биологии....
24 11 2024 9:26:44
Я большое внимание в своей работе уделяю обучению школьников заботе о своем здоровье, ведению здорового образа жизни. Работаю над проблемой "Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках биологии". Традиционная организация учебного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки и способствует развитию хронических болезней. В своей работе использую различные формы и методы проведения уроков, способствующие снижению уровня эмоционального напряжения школьников (мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и т.д.) и включаю специальные профилактические приемы....
23 11 2024 12:13:55
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
22 11 2024 13:10:24
Представленная презентация может быть использована при изучении тем «Генетика человека», «Селекция животных»....
21 11 2024 6:35:53
Обобщающий урок – закрепления полученных знаний в ходе изученных разделов по темам: «Кровообращение», «Дыхание» и «Пищеварение». Урок построен с оптимальным чередованием различных видов деятельности, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомительности, учтена динамика работоспособности обучающихся. ...
20 11 2024 17:22:47
Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся ККО с использованием элементов технологии полного усвоения....
19 11 2024 18:19:26
Цель урока: расширить знания о питании растений, показать особенности получения растением питательных веществ, раскрыть суть процесса фотосинтеза. ...
18 11 2024 6:15:34
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
17 11 2024 18:35:43
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
16 11 2024 4:11:25
Урок направлен на изучение и закрепление новых знаний, целями являются: формирование понятий «Вид», «Критерии вида», создание условий для реализации учебных возможностей ученика. ...
15 11 2024 8:49:27
Урок обобщения и систематизации знаний призван дать представление о дыхательной системе разных организмов, показать зависимость дыхания от среды обитания. Урок направлен на формирования логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Имеет большое значение для формирования диалектико-материалистического мировоззрения, восприятия родства между живыми организмами, понимания основных законов жизни на Земле....
14 11 2024 8:46:55
Урок проводится в форме игры-путешествия. Его можно проводить в 5-м классе по природоведению при изучении темы «Жизнь на Земле», в 6-м классе по биологии после изучения царств Бактерии, Грибы, Лишайники, а также как внеклассное мероприятие. Урок помогает закрепить знания учащихся о разнообразии живых организмов в биосфере, о классификации растений и животных, о пpaктическом использовании живых организмов....
13 11 2024 2:43:58
Урок продолжает формировать умения работы с дополнительной литературой, Интернетом, развивает умения учащихся выбирать главную информацию, заполнять обобщающую таблицу....
12 11 2024 2:22:12
Заражение здоровых деревьев происходит путем попадания спор этих грибов через раны на коре. Через несколько лет после поражения грибницей трутовика на коре деревьев возникают кожистые, деревянистые или мясистые плодовые тела этих грибов....
11 11 2024 19:58:25
Урок формирует представление у учащихся о происхождении жизни на Земле. Дает знания о живых организмах на разных стадиях развития жизни на Земле. Прививает интерес к изучаемой теме и предмету в целом. Развивает умение работать творчески, умение мыслит и рассуждать. Воспитывает культуру слушателя. Формирует уважительное отношение учащихся ко всему живому на Земле. ...
10 11 2024 8:17:58
Наш проект является примером того, что достаточно простые методики могут позволить точно и объективно исследовать водные объекты в условиях школы. ...
09 11 2024 12:10:54
Данный урок даёт научную информацию об эмбриональном развитии зародыша и носит воспитательный хаpaктер. В ходе урока задания направлены на формирование логических умений, умения работать в группах и самостоятельно, проводить самоконтроль и взаимоконтроль. Процесс изучения связан с использованием компьютера. ...
08 11 2024 0:29:50
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
07 11 2024 16:59:12
Курс "Основы здоровья" рассчитан на 35 часов в год, цель курса сформировать мировоззрение учащихся, в котором здоровье является одним из важнейших социокультурных ценностей нашего общества. Данная программа может быть использована при проведении факультативных занятий по внеурочной деятельности....
06 11 2024 15:16:57
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
05 11 2024 21:35:48
Учащиеся получают представления о листе как вегетативном органе, особенностях его внешнего строения в решении биологических задач и выполнении лабораторной работы. Учащиеся работают с текстом, описывают морфологические признаки по плану, анализируют, делают выводы....
04 11 2024 17:53:48
В течение последних лет наше методическое объединение учителей естественных наук работает над темой «Интегрированный подход в изучении естественных наук с применением информационных технологий». В ходе реализации этой темы нами был дан ряд уроков в разных классах с применением ИКТ. ...
03 11 2024 15:39:48
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по теме. Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 8-го класса Драгомилова А.Г., Маша Р.Д. "Биология: человек"....
02 11 2024 2:38:47
Игру-путешествие вместе с учителем биологии проводят учащиеся средних классов для учащихся пятых классов. Обычно - это шефы и их подшефные. ...
01 11 2024 9:17:21
Урок поможет учащимся расширить кругозор о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике....
31 10 2024 8:16:31
Полиплоидия – это увеличение количества хромосомных наборов в клетках растений или животных, которое кратно одинарному числу хромосом....
30 10 2024 0:34:38
Зрение это одно из самых сложных и удивительных свойств человеческого организма, созданного природой для восприятия окружающей среды. И хотя глаз человека занимает менее 1% от размеров организма, существует множество научных учреждений в мире, которые на протяжении десятков лет изучают особенности строения, функционирования, а также заболевания органа зрения....
29 10 2024 16:33:43
Моделирование является методом познания. Именно поэтому, интересное и оригинальное решение было найдено на данном интегрированном уроке. Детей озадачили построением модели и "вооружили" компьютерами, но чтобы справиться с поставленной целью, необходимы знания по теме "Клетка" из курса биологии и навыки работы за компьютером....
28 10 2024 14:39:24
Представлены разнообразные конкурсы, кроссворд, загадки. Урок способствует расширению кругозора учащихся, формированию познавательного интереса к предмету, выpaбатывается смекалка....
27 10 2024 0:52:57
Внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы учащихся, расширить и углубить знания по биологии. Она позволяет глубже осуществить связь теории с пpaктикой и развивать чувство коллективизма. Во внеклассной работе легко осуществить индивидуализацию обучения и применить дифференцированный подход....
26 10 2024 1:20:23
Для реализации компетентностного подхода работа выстроена поэтапно. При повторении изученного материала учащиеся делают вывод о значение пoлoвoго размножения как важного шага в ходе эволюции всех живых организмов. Выдвигают гипотезы о способах размножении низших растений, результат сравнивают с учебником. Совершенствуют умения чтения и построения схем, анализа, обобщения полученной информации, делают выводы, проявляя степень самостоятельности....
25 10 2024 14:41:19
Урок предполагает проведение лабораторной работы по изучению живого объекта – аквариумных рыб. Такая форма организации занятия способствует формированию у школьников исследовательских навыков, любознательности и бережного отношения к живым организмам. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, раскрывают особенности их внешнего строения, выявляют приспособления к факторам водной среды....
24 10 2024 17:52:23
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...
23 10 2024 10:46:39
Представленный элективный курс предназначен для учащихся естественнонаучного или химико-биологического профиля обучения. Программа предназначена для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе. Цель данного элективного курса — создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с методами самоконтроля за своим здоровьем....
22 10 2024 1:48:26
Задачи урока биологии, проведенного в 8-м классе: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, деятельностью слюнных желез, регуляцией слюноотделения; содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни, заложить основу для понимания правил гигиены полости рта. ...
21 10 2024 9:41:35
Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...
20 10 2024 10:10:24
Урок, посвященный расам, никогда не оставляет учеников безучастными. Здесь приводятся интересные факты. Использование презентации делает урок ярким и запоминающимся. На этом уроке у учащихся окончательно формируется представление о единстве происхождения рас человека, о равенстве между ними. ...
19 10 2024 17:15:41
Урок развивает у учащихся умение ориентироваться в потоке информации, выбирая нужное, овладевая навыками самостоятельной умственной деятельности. Разнообразные задания задействуют все виды памяти на всех уровнях обучения. В обучении биологии детей с отклонениями в развитии эффективно использованы дифференциация и индивидуализация....
18 10 2024 2:39:22
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
17 10 2024 6:40:40
Урок построен в форме групповой работы, что обеспечивает эффективное использование лабораторного оборудования в условиях недостаточного материального обеспечения. Урок предусматривает лабораторную работу, заполнение таблиц о функциях и составе крови. Перемещение групп в ходе урока обеспечивает динамичность урока, смену деятельности. Материалы урока включают задания для групп, маршрутные листы, контроль - презентацию для первичной проверки усвоения знаний. ...
16 10 2024 5:32:12
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности дневных и ночных хищных птиц. Позволяет закрепить уже имеющиеся знания и понятия о пищевой специализации птиц, типах развития птенцов. Расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес к предмету....
15 10 2024 21:40:40
Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....
14 10 2024 16:32:36
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
13 10 2024 21:57:42
Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....
12 10 2024 9:23:39
На уроке учащиеся знакомятся с химическим составом, строением и свойствами костей, учатся оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме....
11 10 2024 21:29:53
Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...
10 10 2024 14:11:25
Программа элективного курса предназначена для учащихся 8-го класса. Целесообразность преподавания данного курса обусловлена тем, что в наш информационный век, как ни странно, современные школьники крайне легкомысленно относятся к своему здоровью, особенно в вопросах питания....
09 10 2024 14:45:22
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::