Урок "Осанка. Предупреждение плоскостопия". 8-й класс
Задачи: активизировать и систематизировать жизненные знания учащихся об осанке и плоскостопии, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки; разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия.
Оборудование: компьютер с проектором и экран для демонстрации слайдов по теме урока.
ХОД УРОКА
1. Проверка знаний
2. Изучение нового материала (с демонстрацией слайдов по ходу урока)
Вопрос: Что такое «осанка»?
Ответ: Осанка – это привычная поза при
стоянии, сидении и ходьбе.
Вопрос: По каким признакам мы узнаём, что у человека хорошая, правильная осанка? Примите правильную осанку, что вы у себя изменили в позе?
Ответ: При правильной осанке: спина прямая, позвоночные изгибы умеренные, плечи – оттянуты, голова слегка откинута назад, живот – втянут.
Прим. У арабских женщин, да и у мужчин, великолепная осанка. Женщина по стройности похожа на финиковую пальму. В чём причина? Из колодцев и речек женщины носят в кувшинах воду на голове. И вообще все тяжести там носят больше на голове. При этом мускулы спины должны напрягаться, тело вынуждено держаться совершенно прямо; от постоянного упражнения соответственные мускулы крепнут и привыкают без усилия держать туловище в выпрямленном положении. У танцоров балета так же прекрасная осанка благодаря постоянным мышечным тренировкам.
Вопрос: А для чего желательно выpaбатывать
у себя правильную осанку? Только для красоты? А
может она влияет на функции организма, на работу
внутренних органов?
Ответ: Правильная осанка влияет на дыхание,
на работу внутренних органов, улучшая
кровообращение и работу сердца.
Вопрос: А как осанка влияет на позвоночник,
если вы горбитесь, постоянно сутулитесь?
Ответ: С возрастом и при неправильной осанке
межпозвоночные диски теряют упругость,
истончаются, в них возникают микротрещинки.
Спина начинает болеть. Развивается остеохондроз.
Выход один: тренировать у себя мышцы спины,
выpaбатывать правильную осанку.
Человек сам себя лепит. К 18 годам осанка
стабилизируется, после чего исправить её весьма
трудно. Но такое случается.
Основные нарушения осанки:
- Грудной кифоз (круглая спина) – сутулость
- Поясничный лордоз – сильный поясничный прогиб
- Сколиоз – боковое искривление позвоночника
Вопрос: Как избежать подобные нарушения? Как надо сидеть за столом? Носить тяжести? Спать на кровати? Как проверить правильная ли у нас осанка?
(Учащиеся делятся своими знаниями, предположениями, учитель корректирует ответы, даёт советы)
Ответ: За письменным столом удобно
и правильно можно сидеть, если локти лежат на
столе, лопатки прилегают к спинке стула, спина
держится ровно, а шея и голова прямо. Во время
работы на персональном компьютере следует
сидеть прямо и опираться спиной о спинку кресла.
Прогибать спину в поясничном отделе нужно не
назад, а наоборот, немного вперед. Носить тяжести
нужно, равномерно нагружая руки, или меняя их. Для
сна надо иметь достаточно широкую и длинную
постель с жестким и ровным матрацем.
Правильная осанка тренируется с помощью
специальных упражнений. Обычно предлагается две
группы упражнений – упражнения у вертикальной
плоскости и упражнения с предметами на голове.
Прим. Благодаря четырём
равномерным изгибам позвоночник выдерживает
нагрузку в 18 раз превышающую ту, которую
выдерживал бы прямой позвоночник. Различают три
степени нарушения осанки. Первая и вторая
степени развиваются из-за слабости мышечного
аппарата и исправляются при занятиях лечебной
физкультурой. А вот третья степень затрагивает
скелет и с трудом поддаётся лечению. Вывод?
Никогда не доводите себя до третьей степени – развивайте
свою мышечную систему, выpaбатывайте правильную
осанку!
Есть ещё одно нарушение скелета
человека – плоскостопие (плоская стопа). В норме
стопа должна иметь сводчатое строение
(приподнятые кости плюсны). Почему?
Ответ: Чтобы не болели ноги, стопы должны
пружинить при ходьбе.
Вопрос: Как развивается
плоскостопие?
Ответы:
- Обувь на плоской подошве
- Долгое стояние на ногах, ношение тяжестей
- Слишком свободная обувь
Прим. При плоскостопии мышечные связки стопы расслабляются, кости плюсны опускаются. Отсюда последствия: боли в стопе, голени, бедре и даже пояснице.
Вопрос: Как избежать подобные нарушения?
Ответ: В обуви на каблуках мышцы стопы
всегда держатся «в узде», а когда носишь обувь на
плоской подошве, то лучше использовать
специальные стельки – супинаторы.
Учёные советуют переобуваться в разную обувь в
течение дня: шпильки и балетки, низкий и высокий
каблук, танкетки и спортивная обувь. Но
гигиеничнее всего носить средний каблук. Меньше
стоять, больше ходить.
При начинающемся плоскостопии рекомендуются
специальные упражнения для развития мышц стоп, а
специальный массажёр для ступней стимулирует
кровообращение.
Прим. Несколько слов о правильной
походке:
При ходьбе корпус должен как бы плыть по горизонтали, не «ныряя» вверх-вниз. Главные помощники – ноги. Колени ведают чёткостью походки. Если колено расслаблено, стопа «вихляется» вкривь и вкось. При ходьбе колени должны полностью распрямляться, иначе походка лишится упругости, будет выглядеть вялой. И откажитесь от слишком свободной обуви, иначе ноги будут волочиться.
3. Обобщение и закрепление материала
Учащиеся получают домашнее задание: прочесть п. 15 учебника Д. В. Колесова «Биология. Человек. 8 кл.\" и выполнить лабораторные работы в конце параграфа. Учитель настраивает учащихся на самоисследование: 1) выявление нарушения осанки и 2) определение наличия плоскостопия»
Перед концом урока проводится закрепление материала: значение осанки, причины плоскостопия, профилактика нарушений.
Комментарии:
Методическая разработка урока составлена на основании учебно-методического комплекса под ред. В.В. Пасечника. Основные задачи урока – обобщить знания учащихся о видах корней и корневой системы, развивать мышление, наблюдательность и воспитывать интерес к предмету через игру....
09 10 2025 23:22:16

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
08 10 2025 7:46:28
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
07 10 2025 7:29:29
В статье описана программа преобразования пустыря около школы в многофункциональный межпредметный учебно-тренировочный объект. В летний период на территории школьного двора проходят трудовую пpaктику школьники, работают профильные смены (в том числе экологического направления).
...
06 10 2025 19:53:40
В ходе урока раскрывается сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние); их результаты для жизни видов. Дается определение и раскрывается сущность основных понятий: «комменсализм», «мутуализм», «симбиоз», «аменсализм», «протокооперация»....
05 10 2025 5:37:57
Урок относится к типу изучения и первоначального закрепления новых знаний, построен на основе реализации дидактических принципов развивающего обучения. Принцип научности осуществляется на этапе объяснения нового материала, закрепления полученных знаний, на этапе контроля за качеством ЗУН учащихся. Обучение на высоком уровне трудности и доступности реализуется при подаче фактического материала посредством углубления теоретических знаний.
...
04 10 2025 14:45:43

Урок с применением коллективных и активных методов и форм работы на уроках. Одной из таких форм работы является телемарафон. Урок проходит на одном дыхании, в любом классе и сильном и с очень слабыми знаниями и организацией. Равнодушных сторонних наблюдателей не остается с первых минут урока. Урок автор дает в конце изучения темы «Класс Птицы» как повторение пройденного....
03 10 2025 18:45:16
Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....
02 10 2025 21:38:13
Цель учебной программы: создать возможность для самостоятельной работы учащихся в связи с их желаниями и способностями; укрепить связь школьного обучения и воспитания учащихся с потребностями общества; привести уровень школьного образования в соответствие с требованиями науки, техники и культуры....
01 10 2025 0:42:53
У педагога есть два способа: можно использовать дидактический материал из копилки, подключить воображение или креативных учеников. В методике преподавания биологии часто используется такая активная форма обучения, как сочинение дидактических сказок (как учителем, так и учащимися). Разнообразить работу помогает сочинение дидактических небылиц....
30 09 2025 6:48:44
Урок в 7-м классе представлен в виде технологической карты, составленной с учетом новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Учтены познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия учеников....
29 09 2025 11:43:53
Предлагается разработка урока для 9-го класса, проводимого в рамках ежегодного экологического мecячника. На уроке учащиеся знакомятся не только с учебным программным материалом о таких факторах, как температура, свет, влажность, но и с дополнительным – проблемой исчезновения озонового слоя планеты. Они узнают об основных причинах разрушения озонового слоя о том, что делается для того, чтобы уменьшить влияние этих факторов о том, что ежегодно 16 сентября в мире проводится Международный день борьбы за защиту озонового слоя; осознают необходимость личного вклада каждого человека в сохранение окружающей среды, своего здоровья и здоровья окружающих его людей....
28 09 2025 14:57:10

Предложенная форма изложения известных (и не очень) фактов о жизни и труде М.В. Ломоносова воспитывает патриотизм учащихся, а также подает пример нестандартного подхода к изучению проблемы. Материалы статьи предназначены для классного часа, а также рекомендованы всем любителям «живой» истории....
27 09 2025 10:49:34
Цель урока: раскрытие роли бактерий в природе и жизни человека, введение понятия "бактериальное загрязнение Черного моря"....
26 09 2025 4:16:16
Урок закрепляет знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимодействии её частей как основе целостности; обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки.
...
25 09 2025 21:51:25
Учащиеся в процессе урока выявляют вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов. Развивают информационно-коммуникативную компетентность. Воспитывают ценностное отношение к собственному здоровью.
...
24 09 2025 16:43:13
Используя слайды и интеpaктивные тренажеры, учащиеся закрепляют знания по многообразию живых организмов, их принадлежности к определенному царству живой природы. Знакомясь с видеофрагментами, фотоизображениями ученики формулируют понятие "среда обитания организмов", составляют опopный конспект, хаpaктеризующий различные среды обитания, выявляют черты приспособленности организмов....
23 09 2025 6:33:49
Цели урока: развить знания учащихся о внутренней среде организма, охаpaктеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме, значение ее постоянства....
22 09 2025 6:49:17
Растут покрытосеменные во всех климатических зонах от тропических лесов до тундры и составляют основную массу растительности на Земле....
21 09 2025 8:33:31
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
...
20 09 2025 10:52:53
Урок знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; формирует умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; учит правилам сбора грибов. Показывается роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности....
19 09 2025 5:36:25
Автор знакомит учащихся с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости. Умения применять полученные знания в собственной жизни....
18 09 2025 6:31:35
Урок развивает у учащихся умение ориентироваться в потоке информации, выбирая нужное, овладевая навыками самостоятельной умственной деятельности. Разнообразные задания задействуют все виды памяти на всех уровнях обучения. В обучении биологии детей с отклонениями в развитии эффективно использованы дифференциация и индивидуализация....
17 09 2025 19:25:39
Разработка данного урока позволит учащимся открыть удивительный мир цветов. Растения составляют неотъемлемую часть окружения человека. Особенно велика роль живых растений в городе. Декоративные растения семейства сложноцветные – бархатцы и календула широко используются для озеленения улиц, скверов, парков. Основная цель предлагаемого мною урока – пробудить у детей любовь и бережное отношение к этим скромным растениям....
16 09 2025 18:35:13
Работа описывает урок, формирующий у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания. Развивается интерес как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течении урока.
...
15 09 2025 22:37:57
Урок повторения и обобщения знаний о прокариотах в 10-м классе - хорошая возможность для формирования и развития надпредметных умений и навыков. Таких как: умение применять знакомые термины, анализировать, обобщать, делать выводы, составлять схемы по прочитанному тексту, классифицировать и выделять основание классификации.
...
14 09 2025 22:26:14
Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....
13 09 2025 5:37:22
В статье вы познакомитесь с пауками, их общей хаpaктеристикой, эволюцией, анатомией, ростом, строительной, пищедобывательной, пoлoвoй и оборонительной деятельностью.
...
12 09 2025 22:48:20
Предложенный конспект урока позволит учителю интереснее и эффективнее построить урок по данной теме. Используя традиционный печатный учебник по биологии в интеграции с электронными учебными изданиями и ресурсами сети Интернет, учитель может достичь более глубокого усвоения материала.
...
11 09 2025 6:21:18
План-конспект урока "Сравнение митоза и мейоза" составлен для занятия, которое рассчитано на один академический час для химико-биологического профильного класса. Урок проводится в форме пpaктического занятия, на котором учащиеся выполняют 3 пpaктических задания и защищают их. Работа сопровождается показом интеpaктивных моделей и презентации. Занятие проводится после двух парных лекционных занятий: "Клеточный цикл. Митоз" и "Мейоз" и носит хаpaктер обобщения и контроля знаний. Контроль на уроке предлагается в форме задания части В контрольно-измерительных материалов ЕГЭ на соотнесение способов деления клетки и черт различия между ними....
10 09 2025 0:17:44
В статьеречь идет о строении, свойствах одуванчика лекарственного....
09 09 2025 1:37:43
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний призван сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов, познакомить с некоторыми видами минералов, продолжить обучение анализу, сравнения и обобщения полученных знаний с помощью сопоставления данных различных источников информации (данных учебника, мультимедийной презентации и интернет-ресурсов)....
08 09 2025 10:14:49
В статье приводится календарно-тематическое планирование по теме «Природные сообщества» (6-й класс) в режиме технологии проектов и модель первого занятия «Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме». Эта тема позволяет обобщить знания, полученные за курс биологии 6-го класса, показать пpaктическое применение полученных знаний.
...
07 09 2025 22:44:36
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
06 09 2025 1:37:22
В жарком климате приспособились к жизни крокодилы, ящерицы, черепахи, которые были защищены от палящего солнца развитыми наружными покровами....
05 09 2025 23:23:35
Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию воспитания.
В ходе работы программы ученики выявляют экологические особенности района, участвуют в олимпиадах, конференциях и конкурсах, проводят экологическую работу среди родителей. Программа побуждает детей к самостоятельной и творческой деятельности, формирует нравственные качества личности.
...
04 09 2025 23:48:51
На уроке учащиеся знакомятся с делением живых организмов на царства. Учитель указывает примерную численность каждого царства. При помощи слайдов презентации идёт знакомство с отдельными представителями царств живой природы. Подчеркивается разнообразие живых организмов и значимость каждого организма, воспитывается бережное отношение к природе.
...
03 09 2025 12:24:27
Значение раннецветущих растений очень велико. Именно раннецветущие растения способствуют выживанию первых насекомых и сохранению всех остальных звеньев пищевых цепочек. Необыкновенная красота этих растений подвергает их к бездумному уничтожению со стороны человека. Всё это требует особой охраны раннецветущих растений. Материал предназначается всем любителям природы, прежде всего, учителям, родителям....
02 09 2025 10:25:21
Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....
01 09 2025 0:40:45
Цель занятия: изучение и первичное осознание особенностей строения, многообразия и значения основных семейств растений класса двудольных и однодольных....
31 08 2025 0:10:11
В современной фауне насчитывается 4-4,5 тыс. видов млекопитающих, или зверей. Они представляют собой высший класс позвоночных, органы которых, особенно кора большого мозга, достигли на современном этапе их развития наивысшей дифференцировки....
30 08 2025 12:15:59
Использование ИКТ делает урок современным, научным и содержательным. Предлагается опыт использования УМК авторов В.Б.Захарова Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов.7 класс». В основе урока – интеpaктивная и самостоятельно-поисковая деятельность учащихся.
...
29 08 2025 0:15:33
Игра позволяет расширить и углубить знания учащихся о природе как гениальном конструкторе, инженере, художнике и великом строителе, покажет умения учащихся создавать приборы (сейсмограф, барометр) и эмблемы науки бионики. Игра будет способствовать развитию умения работать с информацией.
...
28 08 2025 5:36:44
На этом уроке свойства цитоплазмы можно наблюдать во время пpaктической работы. Такие сложные понятия, как "плазмолиз" и "деплазмолиз" встречаются в заданиях ЕГЭ. Особое внимание уделяется таким явлениям, как тургор, осмос, диффузия. На уроке учащиеся смогли закрепить навыки работы с микроскопом....
27 08 2025 1:17:39
Проект предназначен для мероприятий или закрепления знаний. Включает в себя информационный блок, с проверочными заданиями и музыкальной подборки для создания благоприятного психологического комфорта....
26 08 2025 9:46:12
Цель урока: сформулировать знания о закономерностях эмбрионального развития организма, изучить его стадии. Формировать интерес к предмету и науке в целом, развивать способность анализировать, выделять главное в изучаемом материале, развивать профессиональную компетенцию (работа в группах на основе сотрудничества, взаимообучения). Содержание учебного материала скорректировано с учетом программы по биологии для СПУУ, использовано максимальное количество заданий, с помощью которых студенты получали, систематизировали и закрепляли изученный материал.
...
25 08 2025 2:35:57
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
24 08 2025 9:32:51
Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игру....
23 08 2025 14:22:51
В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....
22 08 2025 16:24:42

Целью урока является обобщение знаний учащихся по теме. Урок проводится в форме телевизионной передачи «Своя игра». Увлекательная форма, интересные задания, большой иллюстративный материал помогут учащимся в систематизации знаний. Урок проводится с помощью презентации....
21 08 2025 15:39:21
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::