Урок "Осанка. Предупреждение плоскостопия". 8-й класс
Задачи: активизировать и систематизировать жизненные знания учащихся об осанке и плоскостопии, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки; разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия.
Оборудование: компьютер с проектором и экран для демонстрации слайдов по теме урока.
ХОД УРОКА
1. Проверка знаний
2. Изучение нового материала (с демонстрацией слайдов по ходу урока)
Вопрос: Что такое «осанка»?
Ответ: Осанка – это привычная поза при
стоянии, сидении и ходьбе.
Вопрос: По каким признакам мы узнаём, что у человека хорошая, правильная осанка? Примите правильную осанку, что вы у себя изменили в позе?
Ответ: При правильной осанке: спина прямая, позвоночные изгибы умеренные, плечи – оттянуты, голова слегка откинута назад, живот – втянут.
Прим. У арабских женщин, да и у мужчин, великолепная осанка. Женщина по стройности похожа на финиковую пальму. В чём причина? Из колодцев и речек женщины носят в кувшинах воду на голове. И вообще все тяжести там носят больше на голове. При этом мускулы спины должны напрягаться, тело вынуждено держаться совершенно прямо; от постоянного упражнения соответственные мускулы крепнут и привыкают без усилия держать туловище в выпрямленном положении. У танцоров балета так же прекрасная осанка благодаря постоянным мышечным тренировкам.
Вопрос: А для чего желательно выpaбатывать
у себя правильную осанку? Только для красоты? А
может она влияет на функции организма, на работу
внутренних органов?
Ответ: Правильная осанка влияет на дыхание,
на работу внутренних органов, улучшая
кровообращение и работу сердца.
Вопрос: А как осанка влияет на позвоночник,
если вы горбитесь, постоянно сутулитесь?
Ответ: С возрастом и при неправильной осанке
межпозвоночные диски теряют упругость,
истончаются, в них возникают микротрещинки.
Спина начинает болеть. Развивается остеохондроз.
Выход один: тренировать у себя мышцы спины,
выpaбатывать правильную осанку.
Человек сам себя лепит. К 18 годам осанка
стабилизируется, после чего исправить её весьма
трудно. Но такое случается.
Основные нарушения осанки:
- Грудной кифоз (круглая спина) – сутулость
- Поясничный лордоз – сильный поясничный прогиб
- Сколиоз – боковое искривление позвоночника
Вопрос: Как избежать подобные нарушения? Как надо сидеть за столом? Носить тяжести? Спать на кровати? Как проверить правильная ли у нас осанка?
(Учащиеся делятся своими знаниями, предположениями, учитель корректирует ответы, даёт советы)
Ответ: За письменным столом удобно
и правильно можно сидеть, если локти лежат на
столе, лопатки прилегают к спинке стула, спина
держится ровно, а шея и голова прямо. Во время
работы на персональном компьютере следует
сидеть прямо и опираться спиной о спинку кресла.
Прогибать спину в поясничном отделе нужно не
назад, а наоборот, немного вперед. Носить тяжести
нужно, равномерно нагружая руки, или меняя их. Для
сна надо иметь достаточно широкую и длинную
постель с жестким и ровным матрацем.
Правильная осанка тренируется с помощью
специальных упражнений. Обычно предлагается две
группы упражнений – упражнения у вертикальной
плоскости и упражнения с предметами на голове.
Прим. Благодаря четырём
равномерным изгибам позвоночник выдерживает
нагрузку в 18 раз превышающую ту, которую
выдерживал бы прямой позвоночник. Различают три
степени нарушения осанки. Первая и вторая
степени развиваются из-за слабости мышечного
аппарата и исправляются при занятиях лечебной
физкультурой. А вот третья степень затрагивает
скелет и с трудом поддаётся лечению. Вывод?
Никогда не доводите себя до третьей степени – развивайте
свою мышечную систему, выpaбатывайте правильную
осанку!
Есть ещё одно нарушение скелета
человека – плоскостопие (плоская стопа). В норме
стопа должна иметь сводчатое строение
(приподнятые кости плюсны). Почему?
Ответ: Чтобы не болели ноги, стопы должны
пружинить при ходьбе.
Вопрос: Как развивается
плоскостопие?
Ответы:
- Обувь на плоской подошве
- Долгое стояние на ногах, ношение тяжестей
- Слишком свободная обувь
Прим. При плоскостопии мышечные связки стопы расслабляются, кости плюсны опускаются. Отсюда последствия: боли в стопе, голени, бедре и даже пояснице.
Вопрос: Как избежать подобные нарушения?
Ответ: В обуви на каблуках мышцы стопы
всегда держатся «в узде», а когда носишь обувь на
плоской подошве, то лучше использовать
специальные стельки – супинаторы.
Учёные советуют переобуваться в разную обувь в
течение дня: шпильки и балетки, низкий и высокий
каблук, танкетки и спортивная обувь. Но
гигиеничнее всего носить средний каблук. Меньше
стоять, больше ходить.
При начинающемся плоскостопии рекомендуются
специальные упражнения для развития мышц стоп, а
специальный массажёр для ступней стимулирует
кровообращение.
Прим. Несколько слов о правильной
походке:
При ходьбе корпус должен как бы плыть по горизонтали, не «ныряя» вверх-вниз. Главные помощники – ноги. Колени ведают чёткостью походки. Если колено расслаблено, стопа «вихляется» вкривь и вкось. При ходьбе колени должны полностью распрямляться, иначе походка лишится упругости, будет выглядеть вялой. И откажитесь от слишком свободной обуви, иначе ноги будут волочиться.
3. Обобщение и закрепление материала
Учащиеся получают домашнее задание: прочесть п. 15 учебника Д. В. Колесова «Биология. Человек. 8 кл.\" и выполнить лабораторные работы в конце параграфа. Учитель настраивает учащихся на самоисследование: 1) выявление нарушения осанки и 2) определение наличия плоскостопия»
Перед концом урока проводится закрепление материала: значение осанки, причины плоскостопия, профилактика нарушений.
Комментарии:
В процессе работы над заданиями ученики должны давать определения понятиям "мутация", "геномные, хромосомные, генные мутации"; классифицировать и объяснять их возникновение в клетке, обобщать и формулировать выводы; научиться работать самостоятельно с материалом, предложенным учителем; выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания. ...
18 03 2024 1:22:25
На уроке 11-классники изучат основные хаpaктеристики вирусов, опираясь на межпредметные связи, получат пpaктические навыки в ходе изучения оригинальных текстов с помощью технологии критического мышления. Урок построен по принципу исследования, основные этапы которого – теоретический анализ, прогнозирование, мысленный эксперимент, выводы – обучающиеся проживают в группах....
17 03 2024 8:43:58
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
16 03 2024 11:43:28
В последнее время наблюдается снижение интереса к изучению большинства школьных предметов. Привить интерес к сложному предмету можно только через игру. Занимательные мероприятия способствуют обогащению ученика новыми знаниями, расширению кругозора....
15 03 2024 21:26:53
В «Повестке дня – XXI» век, приоритет отдается соблюдению экофакторов при сохранении живого мира. Автор делится опытом, как сформировать экосознание растущего человека на уроках биологий....
14 03 2024 2:51:37
Урок проводится в форме презентации. Для достижения целей используются информационные технологии, позволяющие получить знания в интересном, доступном виде. Урок строится на творческой деятельности учащихся, самостоятельном добывании знаний и представлении на публике. ...
13 03 2024 14:32:18
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...
12 03 2024 1:22:23
Группа цветков, расположенная в определенном порядке на растении, называется соцветием. Почему у многих растений цветки собраны в группы соцветия? Такая особенность в строении нужна для эффективного опыления насекомыми или ветром....
11 03 2024 16:42:14
В статье представлен вариант использования компьютерных технологий на уроке биологии в 6-м классе. Обобщающий урок по теме "Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений" проводится по типу телевизионной передачи "Своя игра". ...
10 03 2024 3:24:38
Учащиеся формируют знания анатомических особенностей выделительной системы, раскрывают значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, выясняют, какие болезни могут возникать при этом, как их избежать. Учит защищать проект и анализировать работу в группе....
09 03 2024 15:13:58
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...
08 03 2024 5:53:25
Данный урок проводится после изучения типа «Простейшие» по программе В.В. Пасечника (учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. М.: Дрофа). На тип «Губки» отводится один урок, поэтому сложность заключается в том, чтобы познакомить детей с особенностями строения, жизненными процессами и привлечь внимание школьников к животным этого типа. К уроку подготовлена презентация, хорошо иллюстрирующая животных этого типа...
07 03 2024 15:12:35
Урок биологии в форме пресс-конференции поможет расширить и углубить представление о вирусах, познакомит с их строением и составом, механизмом взаимодействия с клеткой, хаpaктеристикой ВИЧ, значением вирусов. ...
06 03 2024 5:45:24
Естественный отбор — процесс, обеспечивающий выживание сильных особей, которые передают благоприятные признаки следующим поколениям, при этом нeблагоприятные свойства подвергаются элиминации. Естественный отбор действует на уровне популяции....
05 03 2024 21:40:12
Урок биологии с учетом требований компетентностного подхода развивает познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Учащиеся самостоятельно работают с источниками информации, выполняют лабораторную работу. Используются проблемный метод, рефлексивный, создается ситуация успеха....
04 03 2024 12:43:32
Каждый биогеоценоз испытывает закономерную смену своих сообществ — экологическую сукцессию. В процессе жизнедеятельности организмов изменяется окружающая среда....
03 03 2024 1:39:42
Урок разработан для учащихся 10 класса к теме "Фотосинтез", обучающихся по учебнику "Общая биология" под редакцией Д.Беляева, Г.Дымшица. Однако, можно использовать разработку для изучения процесса фотосинтеза в старших классах для учебников других авторов....
02 03 2024 7:48:45
В статье вы познакомитесь с пауками, их общей хаpaктеристикой, эволюцией, анатомией, ростом, строительной, пищедобывательной, пoлoвoй и оборонительной деятельностью. ...
01 03 2024 5:45:58
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
29 02 2024 11:33:57
Очень много учащихся и студентов задают вопрос о том как провести и грамотно оформить исследовательскую работу. И вопрос этот не праздный, так как знания, полученные самостоятельно в ходе поисковой…...
28 02 2024 7:57:39
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
27 02 2024 1:44:44
Плесень и плесневые грибки скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, богатый статистический опыт, плесень остается одной из загадок нашего мира. Как же теперь нам жить дальше, неужели плесень действительно правит всем миром?...
26 02 2024 1:15:39
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые характеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
25 02 2024 5:22:45
В процессе усвоения биологии учащиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний – необходимое условие формирования их мировоззрения, гигиенического, пoлoвoго, экологического, трудового и нравственного воспитания....
24 02 2024 20:14:20
Представлен конспект комбинированного урока по теме: "Кровь - река жизни"....
23 02 2024 7:50:15
Программа разработана для учащихся 7-х классов с использованием элементов информационного интегрированного продукта "КМ-Школа". Курс факультатива служит для дополнения и углубления базового образования по предмету "Биология". Предлагаемая программа удовлетворяет познавательные интересы, развивает творческие способности, расширяет знания о животном мире....
22 02 2024 2:43:28
Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами....
21 02 2024 4:18:17
Хордовые – это животные с высокой организацией и развитой нервной системой. Рассмотрим происхождение, особенности строения и систематику хордовых....
20 02 2024 2:16:37
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...
19 02 2024 21:27:53
Цель урока - знакомство с полезными дикорастущими растениями. Дети вместе с учителем отправляются в виртуальную экскурсию в лес. Происходит как бы второе знакомство со знакомыми растениями. Изучается материал об использовании растений в качестве пищевых. Эти знания можно применить в краеведческой и внеклассной работе, в походных условиях....
18 02 2024 19:59:13
Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....
17 02 2024 1:23:43
Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом «Сферы». Разработка включает конспект урока, презентацию, интеpaктивный тест и опережающие домашние задания к теме. Презентация является организационным инструментом учителя, отражает основной материал урока, представляет образцы схем, записей детей в тетрадях. ...
16 02 2024 11:22:34
Урок проходит в форме игры «Клуб знатоков». Из класса выбирается комaнда знатоков из лучших учеников класса. Все учащиеся готовят по три вопроса по теме. Они должны быть интересными, нестандартными и такими, чтобы ответ не включал в себя цифровые данные (размеры, вес и т.д.). ...
15 02 2024 6:34:24
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
14 02 2024 17:51:12
Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....
13 02 2024 14:58:37
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
12 02 2024 1:30:28
В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....
11 02 2024 18:23:50
Использование домашнего эксперимента в курсе биологии будет способствовать формированию и развитию творческого биологического мышления у учащихся. Основное преимущество домашнего эксперимента перед другими видами экспериментальной работы в классе состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жесткими временными рамками и могут работать и оформлять результаты не спеша. Я останавливаюсь на описании некоторых домашних экспериментов в курсе биологии 7-го класса....
10 02 2024 10:26:45
Интегрированный урок направлен на формирование компетенции обучающихся по истории шоколада. Любимая сладость миллионов может похвастать не только вкусовыми качествами, но и многими полезными свойствами. Знания о шоколаде позволят нашим студентам использовать этот продукт с максимальной пользой. Через интеграцию предметов создается целостное представление о взаимосвязи учебных дисциплин, необходимости их глубокого изучения и применения в их профессиональной деятельности....
09 02 2024 12:24:36
Урок помогает углубить и обобщить знания учащихся о многообразии птиц. развивать интерес и познавательную активность учащихся, воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней....
08 02 2024 2:37:33
Выбор основных направлений самоподготовки домашнего задания и ведения ЗОЖ в системе ППП способствует самоопределению уровня познания, научности профиля будущей профессии, интеллигентности личности. ...
07 02 2024 3:41:16
Форменные элементы крови - это общее название клеток, находящихся во взвешенном состоянии в плазме. К ним относятся: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты....
06 02 2024 17:13:15
Как научиться «правильно» слушать музыку, получая при этом массу положительных эмоций? Могут ли музыкальные инструменты оказывать лечебное влияние на организм? Так наука и искусство идут рука об руку, углубляя фундаментальные знания об анализаторах, раскрывая роль ощущений и восприятия в жизни человека. Интегрированный урок биологии и музыки помогает пробудить у учащихся познавательный интерес, расширить и углубить знания об анализаторах и их взаимодействии....
05 02 2024 18:41:34
Данный развернутый план-конспект урока поможет учителям биологии в развитии здоровьесберегающих компетентностей учащихся. Учебный материал урока позволит активизировать внимание учащихся на знаниях и умениях, пpaктически значимых в их жизни. ...
04 02 2024 14:16:36
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
03 02 2024 19:25:56
Организация такого урока предполагает: – большую степень самостоятельности обучающихся в приобретении новых знаний; – наличие у обучающихся сформированных навыков работы с литературой; – достаточное количество литературы (и другого материала) для изучения на уроке; – наличие четкого плана действий для каждой группы. ...
02 02 2024 10:11:55
План-конспект урока биологии. На уроке используются проблемные ситуации, фронтальная поисковая беседа по решению проблемных задач и вопросов. Фронтальное объяснение нового материала с использованием самостоятельной работы с помощью учебника. Закрепление материала....
01 02 2024 2:45:43
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
31 01 2024 18:38:14
Описывается работа с сетевой лабораторией ГлобалЛаб и компьютерной игрой «Оматокалингар» (автор Ловягин С.Н.), апробация которой прошла в школе автора....
30 01 2024 16:22:49
Урок знакомит с традиционными методами селекции – отбором и гибридизацией – и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными. ...
29 01 2024 21:12:30
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::