Интегрированный урок (география + биология) по теме "Хождение за три моря". 5-й класс
Класс: 5 класс.
Автор УМК: Е.М. Домогацких.
Тип урока: Урок изучения новых знаний.
Используемое оборудование: ПК, проектор, презентация, <Приложение 1> физическая карта полушарий, раздаточный материал.
Цель урока: формирование представлений о вкладе русских путешественников в изучение регионов мира на примере путешествия Афанасия Никитина.
Обучающие:
- Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую, биологическую, историческую и краеведческую информацию, представленную в текстовом, иллюстративном и картографическом виде.
- Использовать текстовый источник географической, биологической, исторической информации для анализа тематического содержания.
- Описывать по картам маршрут путешествия, образ жизни животных, традиции, население Индии.
- Объяснять особенности природы и жизнедеятельности человека на отдельных территориях, исторические события
- Приводить примеры географических объектов и показывать их на карте, примеры представителей индийской флоры и фауны.
- Различать и сравнивать изученные путешествия и их следствия.
- Составлять описания путешествий с использованием различных источников географической, биологической информации.
- Формулировать причинно-следственные связи между событиями.
Развивающие:
- создавать условия для развития прострaнcтвенных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;
- продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: ставить цели, анализировать и преобразовывать информацию, выделять главное, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- продолжать работу над развитием устной монологической речи;
- развивать умения организовать свою деятельность;
- развивать умения работать в парах, взаимодействовать с людьми.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплоченности в совместной деятельности, воспитывать толерантность (при групповой работе) ;
- способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения.
- способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма, любви к своей Родине, чувства уважения к русским путешественникам.
Ключевые слова по теме урока (термины, понятия, персоналии, номенклатура): Тверь, А. Никитин, Каспийское море, Волга, Индия, Аравийское море, Черное море, Смоленск, “Хождение за три моря”, индус, море, джунгли, сари.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знают маршрут путешествия А. Никитина, моря, через которые оно проходило, как называется книга им написанная, какими товарами славилась Индия, какие растения и животные встречаются в Индии
- умеют показывать маршрут путешествия по карте, составлять аргументированный ответ по заданному вопросу, ставить цель и планировать свои действия.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ информации, ее преобразование, умеют работать с разными источниками географической, биологической информации, оценивают информацию.
Регулятивные УУД: умение организовать свою деятельность, целеполагание (определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на пpaктике), оценка способов достижения цели.
КоммуникативныеУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной пpaктики;
- формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование познавательной и информационной культуры;
- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- освоение социальных норм и правил поведения в парах;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности.
Ход урока
№ п/п | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Этап. Создание проблемной ситуации Актуализация опopных знаний по теме | Здравствуйте! Сегодня урок у нас необычный, на нем присутствуют гости, приветствуем гостей. | ученик Искал не знатность и не
славу |
учитель: - Как вы думаете о ком мы будем сегодня говорить? (о каком то путешественнике) Обратимся к фрагменту фильма и определим его имя. (фрагмент молитвы в фильме) За молитву святых отцов наших, господи Иисусе Христе, сыне божий, помилуй меня, paба своего грешного Афанасия Никитина... Записал я здесь про свое грешное хождение за три моря: первое море -- Дербентское, дарья Хвалисская, второе море -- Индийское, дарья Гундустанская, третье море -- Черное, дарья Стамбульская. Пошел я от Спаса святого златоверхого с его милостью, от государя своего великого князя Михаила Борисовича Тверского, от владыки Геннадия Тверского и от Бориса Захарьича Поплыл я вниз Волгою... - Кто же этот путешественник? - Каким способом в то далекое время путешествовали люди? Да действительно и А.Никитин тоже путешествовал по морям, сколько же морей пересек в своем плавании Никитин? |
Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р) |
|
Этап 3. Целеполагания: |
Так какова же тема нашего урока? Хождение за три моря. А.Никитин. Имя путешественника и название его книги, в которой он описал свои путешествия будет является темой нашего урока. Определите цель нашего занятия? (узнать об этом путешественнике и выяснить какую роль он сыграл для науки), кроме того нам небходимо будет найти ответ на вопрос? “Афанасий Никитин – первый ученый-географ Руси или предприимчивый купец?” Какие задачи мы должны решить для достижения поставленной цели? (на доске выведены вопросы) где? (он путешествовал)... что? (увидел и узнал)..... , чем? (прославился)......... |
Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П) |
Этап 4. “Открытие” нового знания | Урок у нас необычный отправляемся в
далекое историческое путешествие по маршруту А.Никитина. В путь отправляются 3 экспедиции: историки, биологии географы. В ходе путешествия вы будете работать с печатными тетрадями, картами атласа, дополнительной литературой и конечно же бортовым журналом, в который вы запишите результаты своих исследований и заполните таблицу. (выводим на экран) |
Работают с различными источниками
информации Сравнивают, анализируют,
объясняют, обсуждают (П,К). Работа в парах, группах выполняют задания и ответы записывают в тетради, формулируют выводы (П,Р,К.) |
Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. | Предлагает задания на “новое”
знание, побуждает учащихся к теоретическому
объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы. <Приложение 2> Проведение физкультминутки. Физминутка (джунгли) (музыка) Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения: 1) Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем(несколько раз). 2) Идем по тропинке (ходьба на месте) ; стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея(ходьба на месте с высоким подниманием бедра). 3) Увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо). 4) Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его(вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом). 5) Раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя). 6) Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками(потягивания). |
Обсуждают в группах и
индивидуально, обосновывают выбор своего
решения или несогласие с мнением других. (Р,К ,П) Объясняют, анализируют, формулируют.(П,Р,К) |
<Приложение 3>
<Приложение 5> |
Дают развернутые ответы, по ходу выступления заполняют сводную таблицу (К, Р) | |
Этап 6. Закрепление знаний | Проверка заполнения сводной таблицы,
кроссворда, фронтальный опрос номенклатуры по
интеpaктивному пособию. <Приложение 1> Как вы считаете мы с вами достигли цели урока? (заслушать) Так кто же был наш замечательный соотечественник А.Никитин? “Афанасий Никитин – первый ученый-географ Руси или предприимчивый купец?” |
Обобщают информацию, делают выводы, дают ответы по поставленной проблеме. (П,Р,К) |
Этап 7. Домашнее задание Рефлексия (итог урока) |
Взаимооценивание: “выберем фразу для вашего соседа по парте”
Подведем итоги. Несколько лет потребовалось Афанасию Никитину, чтобы достичь Индии. Теперь на современном лайнере этот путь можно проделать почти за восемь часов. Но до сих пор туристы совершают путешествия по маршруту первого русского, который побывал в далёкой и загадочной стране - Индии. В столице Индии - Дели - открыт колледж имени Афанасия Никитина. Его записки переведены на многие языки. В Твери, на берегу Волги, стоит памятник этому знаменитому мореплавателю и путешественнику. Мир помнит об Афанасии Никитине, а сам он никогда не забывал своей Родины и не раз говорил: \"Нет страны, подобной Русской земле! Д/з на \"4\" - параграф 11, задания в рабочей тетради с печатной основой стр.30-32 (тест и закончить выполнение картографического пpaктикума) ; на\"4\" и \"5\" + выполнить проект по одной из тем: 1. Индия - страна чудес. 2. А.Никитин - великий русский путешественник. 3. Эта удивительная Индия. Рефлексия :
|
На этот вопрос не возможно ответить, да
это и не важно, важно то, что простой тверской
купец А.Никитин, которого в Индии почитают святым
, оставил глубокий русский след в далекой Индии. А
опыт предшествующих поколений нам, русским людям
нужен чтобы знать свою историю и крепить силу,
могущество, красоту той земли, на которой мы
живем! Спустя 30 лет корабли Васко да Гама появились в Индийском океане. Португальцы нашли морской путь в Индию. За гроши скупали и вывозили в Европу индийские ткани, специи, пряности . . (П,Р,К) |
Комментарии:
Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....
06 03 2025 8:14:55
Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....
05 03 2025 22:26:13
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
04 03 2025 19:27:49
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
03 03 2025 23:17:24
На уроке формируются универсальные учебные действия с учетом потребностей и интересов учащихся знаковым полем "Размножение". Используется метапредметный подход: рисунок-схема. Урок предлагает активную групповую работу по технологическим картам. Учащиеся выявляют особенности пoлoвoго и бесполого размножения у растений....
02 03 2025 22:52:18
Цель урока: сформировать у учащихся знания о биотехнологии, ее основных направлениях: генной, хромосомной и клеточной инженерии; продолжить развитие познавательного интереса к изучению проблем современной селекции, рассказать о достижениях науки и пpaктики в области биотехнологии, рассмотреть этические аспекты исследований в биотехнологии....
01 03 2025 8:20:56
Методическая разработка "Цвети, Земля!" рекомендована для проведения мероприятия в пришкольном лагере с учащимися 5–8-х классов. В этих лагерях предусмотрена работа на учебно-опытном участке и оформление цветника и цветочных клумб. В конце смены проводится праздник, посвященный цветам. Этот день ребята ждут с нетерпением, так как это такой красивый и интересный праздник! ...
28 02 2025 20:21:27
Данный урок знакомит учащихся с домашними животными, обитающими в Казахстане. Знакомит с их разнообразием, с народными понятиями, связанными с животноводством. Углубляет знания о коневодстве и верблюдоводстве их значение в жизни человека, прививает любовь к животным, уважение к труду животноводов и дает профессиональную ориентацию....
27 02 2025 13:52:55
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
26 02 2025 1:58:26
Разработка урока к учебнику И.Н. Пономаревой «Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....
25 02 2025 2:14:57
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
24 02 2025 13:13:36
Дидактическая игра по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Что? Где? Когда?". На ней
учащиеся должны показать свои знания о птицах. Игра состоит из трех туров, в ней участвуют 4 комaнды.
В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный
ответ, за которые при желании может получить оценку.
...
23 02 2025 17:30:57
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
22 02 2025 17:46:31
В процессе умственно-пpaктической деятельности учащиеся постепенно, пошагово усваивают строение, размножение, значение плаунов, хвощей и папоротников. Главное правило в учебном процессе - не расслаивать учеников на сильных и слабых, организовывать взаимообучение детей методом совместно-групповой учебной деятельности....
21 02 2025 0:27:17
Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....
20 02 2025 0:58:46
О необходимости и особенностях использования ИКТ на уроках естественно-научных дисциплин....
19 02 2025 7:33:10
На уроке ученики работают в группах, выполняют задания, которые направлены на формирование знаний о многообразии и значении земноводных....
18 02 2025 0:34:43
Урок направлен на расширение знаний о экологической и потребительской грамотности современного человека. Данный урок позволит учащимся не только научиться получать полную информацию о товаре, но и будет способствовать развитию умения работать с информацией, представленной в виде символов, находить правильное объяснение символам....
17 02 2025 20:37:30
Грибы — гетеротрофные организмы, не имеющие хлорофилла. Они занимают промежуточное положение между животными и растениями....
16 02 2025 20:27:53
Мероприятие знакомит учащихся с легендами и преданиями о цветах, воспитывает бережное отношение к природе. Проводится в сопровождении компьютерной презентации....
15 02 2025 1:27:35
Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....
14 02 2025 12:39:11
Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. ...
13 02 2025 2:47:47
В ходе учебно-исследовательской деятельности на экологической тропе учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и других наук.
...
12 02 2025 14:43:10
Учащиеся получают представления о листе как вегетативном органе, особенностях его внешнего строения в решении биологических задач и выполнении лабораторной работы. Учащиеся работают с текстом, описывают морфологические признаки по плану, анализируют, делают выводы....
11 02 2025 10:36:58
Урок с помощью игровой формы помогает активизировать познавательную деятельность, формирует умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, развивает интеллектуальные способности.
...
10 02 2025 11:39:41
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
09 02 2025 22:23:36
Урок-игра – одна из интересных форм обобщения знаний по классификации типа члeнистоногие; определяет место члeнистоногих в системе органического мира; закрепляет полученные знания....
08 02 2025 7:49:37
Внешний вид, хаpaктерные признаки, размеры и строение класса костных и хрящевых рыб. Места их обитания и описание представителей отрядов....
07 02 2025 0:39:39

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....
06 02 2025 19:49:39
Данные уроки можно использовать с целью формирования устойчивого интереса к предмету посредством применения компьютерных технологий; формирование пpaктических умений и навыков при выполнении заданий. Уроки рассчитаны для индивидуальной или групповой работы.
...
05 02 2025 21:58:30
В процессе работы над заданиями ученики должны давать определения понятиям "мутация", "геномные, хромосомные, генные мутации"; классифицировать и объяснять их возникновение в клетке, обобщать и формулировать выводы; научиться работать самостоятельно с материалом, предложенным учителем; выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.
...
04 02 2025 3:23:10
Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....
03 02 2025 9:48:11
Урок-обобщение, в ходе которого систематизируются уже полученные знания по теме, показываются различия и взаимосвязь всех сторон метаболизма, выясняется, что является источником энергии для живых организмов, по каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии....
02 02 2025 3:58:13
Уроки-экскурсии, это замечательная форма работы учителя с учащимися среднего звена. Благодаря таким урокам, они учатся наблюдать, затем оформлять результаты своих наблюдений, а для того чтобы это сделать, им придется проанализировать, имеющуюся у них информацию, обобщить и сделать выводы....
01 02 2025 11:53:16
Опыт работы учителя-предметника по проведению в техническом лицее г. Алматы работы по внедрению проектного метода обучения по биологии и знакомство с некоторыми результатами этой работы. ...
31 01 2025 3:36:33
Целью данного урока является обобщение, систематизация и закрепление знаний, умений о признаках высших растений. Проводится в форме путешествия по станциям. Урок способствует привитию навыков коммуникативного общения, развитию культуры речи, совершенствованию навыков работы в группе.
...
30 01 2025 14:25:22
В ходе урока рассматриваются строение и функции кожи, формируется умение устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи, продолжается формирование у учащихся учебно-познавательной, информационной, общекультурной и коммуникативной компетенций. Урок способствует гигиеническому и физическому воспитанию учащихся....
29 01 2025 23:45:35
Изучение новой темы проходит в форме путешествия. Эффективность урока повышается за счёт применения информационно-коммуникативной и проектной технологий.
...
28 01 2025 10:59:43
Используя слайды и интеpaктивные тренажеры, учащиеся закрепляют знания по многообразию живых организмов, их принадлежности к определенному царству живой природы. Знакомясь с видеофрагментами, фотоизображениями ученики формулируют понятие "среда обитания организмов", составляют опopный конспект, хаpaктеризующий различные среды обитания, выявляют черты приспособленности организмов....
27 01 2025 8:45:43
Под закаливанием организма понимают мероприятия, повышающие устойчивость организма к воздействиям нeблагоприятных факторов среды....
26 01 2025 2:55:17
Автор делится опытом по развитию познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии. Приводит примеры по использованию элементов модульного обучения незрячих, по составлению технологических карт, различных дидактических, раздаточных материалов.
...
25 01 2025 6:37:17
Урок биологии соответствует деятельностному подходу. Единственный урок при изучении темы «Лишайники» в соответствии с программой Д.И. Трайтака. Тема входит в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники». На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках ребята учатся рассуждать, думать, анализировать, самостоятельно решать проблемы, ставить цели и их добиваться....
24 01 2025 0:56:41
Это урок, в задачу которого входит детальное изучение современных теорий происхождения жизни на Земле. У учащихся отpaбатываются умения самостоятельно совершить выбор той гипотезы, которая, по их мнению, верна и пpaктически доказуема. Отpaбатываются умения выделять главное, сравнивать, отстаивать свое мнение
...
23 01 2025 3:36:32
Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....
22 01 2025 22:40:55
Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игру....
21 01 2025 14:21:29
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
20 01 2025 3:16:45
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
...
19 01 2025 9:24:40
Учиться – значит исследовать мир. Но мир бесконечен, он не вмещается в рамки урока. В клубе ребята расширяют и закрепляют знания в тесном сотрудничестве и коллективном взаимодействии; это способ подготовки к итоговой аттестации....
18 01 2025 9:57:12
Я хочу представить материалы Недели биологии и химии в школе. Воспитание познавательной активности, мотивации учеников, развитие гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективных делах, а неделя учебного предмета помогает решать эти вопросы.
...
17 01 2025 13:26:51
Цель урока: обобщить знания о составе воздуха, его основных свойствах....
16 01 2025 7:57:46
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::