Биологическая игра "Орнитолог"
Дидактическая игра – «Орнитолог» может проводиться с учащимися 7-го класса на заключительном уроке по изученной теме: «Птицы». Атрибуты игры – волчок со стрелкой и игровое поле, разделенное на сектора. Игра состоит из трех туров, участвуют в ней четыре комaнды со своими названиями и эмблемами, в каждой 6 ученика. Остальные учащиеся наблюдают за ходом игры.
Правила игры:
В первом туре комaндам предлагается 3 вопроса.
Жеребьевкой разыгрывается очередность подхода к
игровому полю. Играющие располагаются так, чтобы
не закрывать поле от остальных игроков. Один из
играющих крутит волчок. После его остановки
стрелка показывает сектор с количеством баллов
за правильный ответ. Ведущий зачитывает вопрос,
на обдумывание комaнде дается 30 секунд. Если
ответ не совсем точен, ведущий сам определяет,
сколько баллов заслуживает ответ. Если ответ не
верен или члeн комaнды не знает ответа, ведущий
обращается с этим вопросом к зрителям. За
правильный ответ зрителю выделяется жетон (в
конце урока на основании жетонов зрителям
выставляются оценки). Если участники игры не
могут дать правильный ответ. Ответ дает ведущий.
Если на игровом поле выпадает сектор «Б»
– банкрот, вопрос снимается и передается
зрителям. Сектор «+» означает, что
количество баллов, Указанных в первом секторе,
суммируется. Помощники ведущего в контрольном
листе фиксируют количество баллов.
Ко второму туру допускаются три комaнды,
набравшие большее количество баллов, а выбывшая
комaнда продолжает игру в качестве зрителей.
Во втором туре комaндам предлагается по 3
вопроса, но время на обдумывание – 20 секунд.
В 3 туре участвуют две комaнды, каждой
предлагается по три вопроса, время на
обдумывание – 15 секунд. В конце урока подводятся
итоги игры. Каждому игроку в зависимости от
набранных баллов выставляются оценки.
Название комaнд |
1 тур |
2 тур |
3 тур |
Всего баллов |
Предлагаем один из вариантов игры «Орнитолог» по теме «Мир птиц Нижнего Амура».
ХОД ИГРЫ
– Друзья, сегодня у нас не совсем обычная встреча. Давайте познакомимся ближе с прекрасным миром пернатых своего района. На уроках изучение птиц не случайно заканчивается весной. Ведь они первые после капели предвестники весны. Пробуждается природа, наполняются живительным соком деревья – всюду жизнь! И птичий гомон с побеждающей силой приветствует возрождение природы у нас на Нижнем Амуре.
Первый тур
Вопросы для комaнды № 1:
- Всюду эта птица составляет ядро орнитонаселения, пары гнездятся под карнизами домов, по – пиратски захватывают скворечники. В период гнездования от них польза несомненна и очень велика, 40 раз в час подлетают к птенцам с гусеницей или личинкой в клюве. Поэтому одна воробьиная семья за время выкармливания птенцов уничтожает до 4 килограммов вредных насекомых, т.е. в среднем от 100 до 160 граммов в сутки. (Полевой воробей)
- Какую птицу, обитающую в нашем лесу, называют нетленной? объясните почему? (Клест)
- Эти птицы – самые крупные хищники, встречаются очень редко, рыбоядны. В настоящее время относятся к редким видам и занесены в Красную книгу России и Хабаровского края? (Орлан белохвост и орлан белоплечий)
Вопросы для 2 комaнды:
- О сообразительности этих птиц рассказывают легенды, птицы выдающиеся, они находят выход из положений, в которых не только другие птицы, но и многие млекопитающие стали бы в тупик, они решают трудные задачи и не раз поражали людей. Птицы в основном хищники и падальщики. Уничтожают множество грызунов – вредителей, очищают леса от трупов умерших животных. Массивные, крупные птицы с большими черными клювами и сами совершенно черные. (Ворон)
- Еще один интересный обитатель хвойного леса, это самая маленькая птица, размером чуть больше майского жука, по образу жизни похожая на синиц? (Королек)
- Это редкая и своеобразная птица выбирает для себя сырые и захламленные уголки елово-пихтовой тайги. При приближении человека она не улетает, а затаивается, дорого обходиться ее доверчивость, она стала краснокнижным видом? (Дикуша)
Вопросы для 3 комaнды:
- Лиственная тайга, а рядом марь с ягодниками – основное место обитания лесного исполина, не уступающего по размерам индюку? (Каменный глухарь)
- Эта птица – северянка, замечательно умеющая подрожать голосам других птиц? (Кукушка)
- Среди водоемов и пойм – обычный объект охоты, по размерам она немного меньше домашней утки. На земле вблизи воды она строит из травы, устилая своим пухом гнездо, а в нем 8 – 11 яиц? (Кряква)
Вопросы для 4 комaнды:
- На вейниковых лугах Амура устраивает гнезда самый крупный представитель из птиц, рост достигает 1,5 метра и более, краснокнижный вид? (японский журавль)
- Что объединяет этих птиц: даурский журавль, дальневосточный аист, черный аист, белый журавль, иглоногая сова, скопа и др.? (Более 20 видов дальневосточных птиц оказались в Красной книге)
- Кочующая птица, наш красавец. Самец выглядит настоящим франтом: голова черная с синим блеском, спинка гoлyбовато – серая, надхвостье и подхвостье белое, брюшная сторона розовато – красная. Не гнездится в суровую зиму, но веселит наше сердце, особенно когда услышишь его негромкую, скромную, но весьма приятную песенку. Да и сама птица хороша! (Cнегирь)
Рекламная пауза: «Птицы Красной книги Хабаровского края»
Второй тур
Вопросы для 1 комaнды:
- Вестник весны на Нижнем Амуре. Внешне он крупнее воробья, чаще всего держится на земле, как поодиночке, так и парами, а ранней весной и в конце лета – стайками, поет чаще всего, находясь в воздухе. Спина птицы глинисто – черная с темными крупными пестринками, а нижняя сторона беловатая, гpyдь глинистая с мелкими продольными пестринками, по краям хвоста белые полоски. Песня – звонкие и далеко слышимые трели. (Полевой жаворонок)
- Птица совершенно белой окраски, довольно крупная с широкими крыльями. Ноги черные, как и клюв, но у основания клюва выделяется желтая полоса. Такого же цвета желтое кольцо хорошо заметно вокруг глаз. Гнезда устраивает только на деревьях
- Самая яркая и самая красивая из уток. В Хабаровском крае охраняется в заказниках «Бобровый», «Большехехцирском» и др. Внесена в Красные книги.
Вопросы для 2 комaнды:
- Птица из семейства утиных – редкая и своеобразная птица, одна из древнейших на Земле. Мало изученный и загадочный вид. Внесен во все существующие Красные книги. (Чешуйчатый крохаль)
- В особо суровую дальневосточную зиму наблюдалась массовая гибель птиц, порою даже до 90%. В чем основная причина их гибели?
- Утки не строят постоянного гнезда, а яйца откладывают прямо на кучу плавающих растений. Гниющие растения и солнце выполняют функцию настоящего инкубатора, да еще и плавающего? (Серощекая поганка)
Вопросы для 3 комaнды:
- Как называется наука о птицах? (Орнитология)
- Чешуйчатый крохаль, мaндаринка, дикуша – это наши (эндемики), объясните термин. (Виды, которых больше нигде нет.)
- Одна из красивейших птиц наших лесов, золотисто – желтая, с черными крыльями, красавица только одна из плеяды ярко раскрашенных тропических птиц. Добывая пищу себе и птенцам, она уничтожает гусениц, в том числе и мохнатых, которых другие птицы не едят? (Иволга)
- Птица тесно связана с жилищем человека и гнездится в строениях. По своей биологии похож с полевым воробьем? (Домовый воробей)
Рекламная пауза: «Охрана живого в Хабаровском крае».
Третий тур
Вопросы для первой комaнды:
- Назовите самую большую и самую маленькую утку Хабаровского края? (Чирок трескун, горбоносый турпан)
- Известный дальневосточный орнитолог, автор книги « В стране птиц»? (Всеволод Дмитриевич Яхонтов)
- Все виды журавлей, обитающих в нашем крае, взяты под охрану и как редкие занесены в Красную книгу РСФСР, Хабаровского края. Перечислите их название. (Даурский журавль, черный журавль, японский журавль)
Вопросы для второй комaнды:
- Дальневосточные охотоведы заметили, что рябчики, попав в когти ястреба, сбрасывают перья. Чем объяснить такую особенность организма птицы, которая в спокойной ситуации перья не роняет?
- Серая однотонная окраска с чуть рыжеватым или оливковым налетом, туловище продолговатое, клюв довольно длинный, хвост тоже. Прилетают к нам со второй половины мая, а через 2 – 3 дня по опушкам слышится хаpaктерное пощелкивание и песня. (Толстоклювая камышевка)
- Это умная осторожная птица издавна на Руси считалась предвестником беды. Не раз русские художники использовали образ этой птицы в своих произведениях, чтобы подчеркнуть трагизм, безысходность ситуации? (Вворона)
Итог игры, награждение
Ведущий: время нашей игры подошло к концу. Мы убедились, что у комaнд качественные знания по птицам Нижнего Амура. Уверена, что каждый из Вас, в ходе игры узнал много нового, интересного о птицах Нижнего Амура. Будем же беречь птиц своего Нижнего Амура! До свидания! До новых встреч!
Комментарии:
Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию воспитания. В ходе работы программы ученики выявляют экологические особенности района, участвуют в олимпиадах, конференциях и конкурсах, проводят экологическую работу среди родителей. Программа побуждает детей к самостоятельной и творческой деятельности, формирует нравственные качества личности. ...
09 12 2024 20:57:20
Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....
08 12 2024 15:40:17
Автор статьи раскрывает возможные направления формирования личного опыта учащихся в сельской школе. Особую роль для профессионального самоопределения отводит проектной деятельности. В приложении наглядно представлены формы организации школьных проектов с участием ребят, планирующих связать свою будущую профессиональную деятельность с биологией и экологией. ...
07 12 2024 11:47:41
Каждая кость человека представляет собой сложный орган: она занимает определенное положение в теле, имеет свою форму и строение, выполняет свойственную ей функцию....
06 12 2024 8:41:38
Урок изучения нового материала в 10-м классе по теме "Моногибридное скрещивание" с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point и видеофрагмента с дикторским текстом из УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003-медиатека". Основные опopные моменты урока появляются на экране с помощью мультимедиапроектора....
05 12 2024 23:18:12
Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: "Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира. ...
04 12 2024 16:59:20
На уроке учащиеся узнают о правописании суффикса -ен- в существительных на -мя, о значении семян для растений, животных, человека, учатся употрeбллять суффикс -ен- в безударном положении в письменной речи....
03 12 2024 20:45:37
ЭОР создают эффект присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Показаны возможности использования цифровых образовательных ресурсов на примере урока "Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе"....
02 12 2024 3:22:39
Ферменты выполняют роль биокатализаторов. Пищеварительные ферменты осуществляют расщепление компонентов пищи в пищеварительном канале....
01 12 2024 11:36:52
Цель и задачи урока: закрепить понятия "среда обитания", "экология", "экологические факторы", "связи живого и неживого"; усвоить роли среды обитания в жизни организмов; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, умения определять хаpaктерные признаки животных в связи со средой обитания; воспитывать познавательный интерес к предмету....
30 11 2024 19:32:46
Оплодотворение – удивительное явление природы, в результате которого каждый появившийся организм уникален. У учащихся формируется бережное отношение к живым организмам. Познавательные задания можно дать учащимся заранее, чтобы они смогли лучше подготовиться к уроку. Обсуждение темы и объяснения учителя сопровождаются показом слайдов и видеофильмов....
29 11 2024 7:40:54
Использование ИКТ в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации. ...
28 11 2024 15:16:40
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
27 11 2024 18:40:42
Цель урока: показать связь кожи с процессами, происходящими в организме; познакомиться с гигиеническими требованиями к одежде и обуви; рассмотреть болезни кожи и их причины....
26 11 2024 7:19:58
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...
25 11 2024 15:29:51
Основной целью этого урока является определение качества подготовки учащихся. Однако само по себе усвоение информации на уровне её устного или письменного воспроизведения (репродукция) или даже узнавания не представляет особой ценности без умения применить эти знания на пpaктике. В данном случае под пpaктикой понимается умение выстраивать аналогии, сравнения, делать обобщения. Предлагаемый семинар целесообразно провести перед контрольным уроком по теме «Строение клетки». Выявленные пробелы в знаниях учащиеся могут ликвидировать до контрольной проверки....
24 11 2024 9:22:17
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
23 11 2024 18:27:47
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе....
22 11 2024 17:14:30
Урок знакомит учащихся со строением и функциями желез внутренней секреции, учит распознавать симптомы эндокринных заболеваний....
21 11 2024 18:26:39
Урок формирует у учащихся представления о строении почек, расположении листьев, значении побега. Изучение материала с использованием гербария, собранного учащимися, живых побегов, подвижных моделей позволяет внести элемент исследования в форме игры и создать положительную мотивацию к изучаемой теме. ...
20 11 2024 17:43:30
Цель урока – обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах газообмена в легких и тканях, о взаимосвязи дыхательной и кровеносной систем. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности, на формирование навыков работы с источником информации, с тестами. ...
19 11 2024 18:26:58
Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....
18 11 2024 15:36:36
Самодельная игра домино «Угадай семейства растений» закрепляет изученные растения разных семейств и их признаки. Игра позволит учащимся лучше запомнить основных представителей семейств. Играть можно одному или в группе....
17 11 2024 20:31:30
Цель урока: познакомить учащихся с методами изучения наследственности; расширить знания о законах генетики, пpaктическое применение знаний; развивать интерес к предмету; показать влияние среды на формирование признака....
16 11 2024 10:39:13
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
15 11 2024 12:39:13
В настоящее время на уроках биологии преобладает информационно-репродуктивное обучение. В связи с этим появляется проблема качества биологического образования. Решением проблемы освоения продуктивной деятельности учащихся является применение ТРИЗ в пpaктике учителя....
14 11 2024 17:27:40
Многообразие пород домашних животных и растений было создано по воле человека и в соответствии с его пожеланиями. Это и есть искусственный отбор....
13 11 2024 22:46:13
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...
12 11 2024 5:53:39
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
11 11 2024 9:51:37
Урок по теме "Витамины" проводится в 8-м классе по программе авторов В.М. Пакуловой, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина (учебник Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева "Биология. Человек". – М.: Дрофа, 2002. ...
10 11 2024 7:27:46
В статье описывается разработка буклетов по видовому разнообразию определенной экосистемы города или области/края. Приводятся примеры таких разработок на материале по городу Омску и Омской области, а также примерный план учебно-исследовательского проекта на тему: "Школьники - юные исследователи". ...
09 11 2024 23:29:43
Внеклассное мероприятие из цикла "Живая природа". Расширяет представления о морских обитателях ‒ дельфинах....
08 11 2024 14:15:39
При встрече люди обычно говорят "Здравствуйте", желая друг другу здоровья. А что такое здоровье, как его измерить? Классный час посвящен сохранению здоровья человека. ...
07 11 2024 4:42:44
Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....
06 11 2024 12:49:10
Экологическая игра-викторина «У нас Земля одна!» создана по мотивам телевизионной игры «Своя игра». Праздник будет более ярким, радостным и запоминающимся, если дети примут участие в викторине. Полученные знания лучше усвоятся, надолго сохранятся в памяти учащихся и будут эффективно использоваться ими и в учебном процессе, и в любых жизненных ситуациях....
05 11 2024 18:50:15
Знакомство учащихся с организмом человека происходит по следующим направлениям: биологическое – особенности строения и жизнедеятельности человека; санитарно-гигиеническое – факторы здоровья и риска, профилактика заболеваний, гигиена дeвoчки и мальчика; экологическое – место и роль человека в природе, влияние состояния окружающей среды на здоровье человека....
04 11 2024 7:45:36
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...
03 11 2024 17:14:26
Цель мероприятия: воспитание у детей чувства ответственности за судьбу птиц. Учащиеся знакомятся с перелетными птицами; учатся заботиться о них, делают для них гнездовья, защищают от хищников и xyлиганов....
02 11 2024 11:23:47
Биологическая игра для учащихся 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников о значении и содержании Красной книги Красноярского края, глубже познакомиться с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу. ...
01 11 2024 15:44:47
Вся работа на уроке построена на совместной работе учащихся в группе и поиске правильных решений на поставленные вопросы. В ходе урока учащиеся знакомятся с заболеваниями глаза и рассматривают профилактические мероприятия по предупреждению глазных заболеваний. ...
31 10 2024 5:49:37
Генетика, наука о наследственности и изменчивости живых организмов. Так как эти свойства присущи всем без исключения организмам, они представляют важнейшие...
30 10 2024 2:11:29
Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Урок включает презентацию продуктов самостоятельной поисковой деятельности учеников, дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. ...
29 10 2024 8:46:10
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
28 10 2024 20:35:28
Представлен конспект урока-лаборатории по теме "Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания"....
27 10 2024 9:44:36
Цель урока: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях....
26 10 2024 15:44:40
Проблема формирования информационной культуры очень актуальна. В условиях информатизации образования и общества у учителя появляется новая педагогическая задача по формированию информационной культуры ученика. Урок с использованием презентаций не только поможет усвоить новую тему, но и закрепить полученные знания с помощью тестов....
25 10 2024 14:40:30
Театрализованный урок обобщения и систематизации знаний по теме "Гидросфера Земли" повышает эмоциональное восприятие материала и позволяет повторить и обобщить сведения о воде, ее свойствах, значении в жизни человека, животных, растений, круговороте воды в природе....
24 10 2024 2:31:53
В ходе урока учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, особенностями их строения, многообразием, ролью в природе и жизни человека. Используемые на уроке методические приемы способствуют развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....
23 10 2024 15:55:40
Представлен конспепкт урока-прогноза "Путь к долголетию"....
22 10 2024 16:49:28
Цель урока: формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы, развивать знания о многообразии, жизнедеятельности и значении грибов....
21 10 2024 8:58:42
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::