Урок "Удивительный мир грибов"
Гриб – одно из самых интересных и таинственных явлений природы.
В.Л. Солоухин.
ЦЕЛЬ УРОКА: познакомиться с общей хаpaктеристикой царства грибов и ролью их в природе и жизни человека.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- раскрыть общие особенности организации грибов.
- выделить хаpaктерные признаки грибов, особенности их строения, питания, размножения, отличающие их от других царств живой природы.
- продолжить формирование умений узнавать изученные грибы, обосновывать их принадлежность к царству грибов.
- определить их роль в природе и жизни человека.
- воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье.
- воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
- воспитание экологической культуры.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Учащиеся должны знать:
- особенности строения грибов,
- способы питания грибов,
- роль грибов в природе и жизни человека,
- значение терминов: мицелий, грибница, гифы, микориза, симбиоз.
- способы размножения.
Учащиеся должны уметь:
- выделять признаки грибов, как представителя самостоятельного царства
- различать грибы: сапротрофы, паразиты.
- объяснять явления симбиоза.
- сравнивать с представителями разных царств живой природы.
Оборудование урока:
- компьютер,
- телевизор,
- таблица “Грибы”,
- презентации: “Многообразие грибов” (приложение №2), “Рост и размножение”, “Красная книга Мурманской области”
(на партах у учащихся учебники по биологии В.Б. Захарова, Н.И. Сонина Биология. Многообразие живых организмов 7 класс М.: Дрофа, 2003, опopные конспекты (приложение №1))
План:
- Организационный момент (слайд – шоу + интересные факты)
- Объяснение нового материала.
- Закрепление.
- Итог урока, домашнее задание.
Ход урока
Учитель. Ребята, мы сегодня будем говорить об удивительных организмах:
- некоторые из них могут источать запахи (свежевспаханное поле, сыр рокфор),
- некоторые светятся (опята),
- некоторые за 2 часа увеличиваются в размере на 50 см. при этом живут лишь сутки,
- из некоторых изготавливали материю,
- некоторые охотятся на мух…
О каких организмах идет речь? (ответы обучающихся)
Учитель. Тема нашего урока “Удивительный мир грибов”. (Приложение №2)
А какие, ребята, вы знаете грибы? (называют знакомые грибы, чаще всего шляпочные)
Правильно, но кроме шляпочных, есть еще большое разнообразие грибов.
Грибы возникли 170-190 лет назад. Они одни из первых поселились на суше после бактерий и сыграли существенную роль в развитии жизни на Земле.
Их насчитывается 100000 различных видов. Они исключительно полиморфны по форме, размерам, окраске, строению, образу жизни, играют большую роль в природе и жизни человека.
Они распространены повсеместно, встречаются во всех средах жизни, немногие из них обитают в водной среде, огромное большинство грибов живет на суше, где они широко распространены в своем исключительном видовом и особенно внутривидовом разнообразии.
Мы сталкиваемся с ними гораздо чаще, чем принято думать. Всходит ли тесто на дрожжах, появляются ли на хлебе пятна плесени, идем ли в лес за грибами, отхлебываем ли холодный квас, беспокоят человека ногти и стопы, получаем ли укол антибиотиков или чувствуем зуд после укуса комара. Нигде не обошлось без встречи с грибами или результатом их жизнедеятельности.
ПРОБЛЕМА урока французский ученый ботаник Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией, охаpaктеризовал грибы, как дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы. Он заявил, что грибы созданы дьяволом только для того, чтобы смущать и приводить в отчаянье самых талантливых ботаников.
Чем же грибы заслужили такое описание? Было ли основание назвать так грибы? Прав ли ученый, назвав так грибы? Почему ученые долгое время спорили, к животным или растениям отнести эти организмы, и, в конце концов, выделили их в самостоятельное царство?
На эти вопросы мы с вами будем искать ответы во время урока.
У вас на партах лежат опopные конспекты, в течение урока вы будете заполнять их (Приложение №1)
Одним из чудес, одной из загадок органического мира, бесценным даром природы являются грибы. Грибы, представляющие самостоятельное царство органического мира, и царство это удивительное, своеобразное, т.к. по некоторым признакам грибы похожи на царство растений, а по некоторым схожи с царством животных. Так что же такое грибы? Вы мне ответите чуть позже.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦАРСТВА.
Задание: на доске и в опopных конспектах (Приложение №1) вы видите признаки царства грибов, некоторые из этих признаков хаpaктерны для животных, другие для растений, (материал 6 класса) ваша задача распределить их какие относятся к животным, а какие к растениям?
Вместе с учителем проверяют ответы обучающихся.
(Грибы занимают особое положение в системе органического мира. Своеобразие грибов состоит в сочетании признаков, как растений, так и животных. Так же как и растения, грибы: неподвижны, постоянно растут верхушечной частью, имеют прочные клеточные стенки, способны синтезировать витамины и гормоны, поглощают растворенные вещества путем всасывания, как у некоторых водорослей, не одно, а много ядер. Все эти признаки сближают грибы с растениями, поэтому раньше их относили к низшим растительным организмам. Наряду с этим грибы обладают многими признаками животного организма. Они, так же как и животные, являются гетеротрофами, так как не имеют хлорофилла, поэтому питаются готовыми органическими веществами. В их клеточных стенках содержится хитин, как у животных, углеводы запасаются в виде гликогена. Они способны образовывать мочевину)
Учитель. Молодцы! Царство грибов имеет и свои признаки, хаpaктерные только для грибов. Это грибница или мицелий. Грибница (мицелий) – это вегетативное тело гриба, состоящее из ветвящихся нитей (гиф). Это основное состояние гриба.
В начале урока вы привели примеры шляпочных грибов – это плодовые тела, они так же образованы сплетением гиф. На следующем уроке мы более подробно познакомимся с ними. Какие функции выполняет мицелий. Откройте учебник стр. 21 и найдите ответ на вопрос.
(ответ:- всасывание веществ, на специальных гифах образуются споры, образуют плодовое тело, проводящая функция, запас питательных веществ)
Учитель.
У большинства грибов гифы разделены перегородками на клетки. У некоторых перегородки исчезают, и образуется 1 разветвленная большая многоядерная клетка. Есть грибы и одноклеточные.
На прошлых уроках мы с вами изучили царство бактерий. А почему грибы нельзя отнести к царству бактерий? (сравнение грибной и бактериальной клеток)
Вернемся к вопросам, начала урока. ПРОБЛЕМА. ПРАВ ЛИ БОТАНИК? (ответы учеников)
Учитель. Дайте определение этим удивительным организмам.
ГРИБЫ – это ядерные организмы, сочетающие в себе признаки растений и животных, основу которых составляет мицелий.
Мы разобрали хаpaктерные особенности царства грибов, а сейчас рассмотрим процессы жизнедеятельности.
2. ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Учитель. Ребята, а как вы думаете, почему грибы распространены повсеместно? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим процессы жизнедеятельности грибов.
ДЫХАНИЕ. Грибы дышат кислородом. Лишь дрожжевые грибки способны усваивать органические вещества посредством гликолиза (без доступа кислорода)
ПИТАНИЕ. По способу питания грибы – ГЕТЕРОТРОФЫ.
Для нормальной жизнедеятельности грибам необходимы готовые органические питательные вещества, минеральные соли, витамины.
Грибы поглощают питательные вещества, всасывая их всей поверхностью тела.
По типу питания грибы похожи на бактерии. Они могут быть сапротрофами, паразитами, симбионтами и даже хищниками.
- сапротрофы (гнилой+питание) - питаются органическим веществом отмерших организмов.(Сапротрофные грибы выделяют самые разные пищеварительные ферменты (от лат. ферментум – \"закваска\"), расщепляющие (переваривающие) сложные органические вещества в окружающей среде, поэтому встречаются на любых питательных субстратах (от лат. субстрат – \"подстилка\", \"подкладка\"). Например, зеленая плесень – гриб пеницилл – вырастает на хлебе, на сырой коже, гниющих фруктах)
- паразиты – питаются органическим веществом живых организмов.
- симбионты (грибокорень) == микориза
Грибы-симбионты широко распространены в природе, сожительствуя с разными видами растений (высшими и низшими). С высшими растениями грибы образуют особое сожительство – так называемый грибокорень, или микоризу, а с низшими растениями и цианобактериями – лишайник.
Ученые установили, что благодаря микоризе растение получает в 14 раз больше воды из почвы, чем тоже растение без микоризы (Приложение №3)
Учитель, ребята, подумайте, а что получает гриб, от дерева, а что дерево от гриба? (Приложение №3)
Некоторые грибы образуют микоризу с 1 видом дерева, а некоторые с несколькими, например белый гриб с 50.
Наш земляк, поэт Н.М. Рубцов, так писал о грибах:
Сапоги мои – скрип
Под березою,
Сапоги мои – скрип
Под осиною,
И под каждой березой – гриб,
Подберезовик,
И под каждой осиной – гриб,
Подосиновик!
Учитель Что делают организмы, питаясь? (растут)
3. РОСТ.
Недаром говорят “растет как гриб” Растут грибы, как мы с вами выяснили в течение всей жизни. Грибница на 10-12 см за год, а плодовое тело, например подберезовика на 5 см в сутки. Из грибов, произрастающих в нашей стране, быстрее всех растет веселка обыкновенная: за час вырастает гриб со шляпкой и ножкой высотой около 30 см. В Южной Америке встречаются грибы, за два часа достигающие полуметровой высоты.
Чем больше грибница, тем больше всасываемая поверхность гриба.
4. РАЗМНОЖЕНИЕ
Размножаются грибы бесполым (вегетативное (кусочками мицелия или грибницы), почкованием дрожжевые грибки, спорами) или пoлoвым путем (пoлoвoй процесс: 1. изогамия – две внешне похожие клетки, 2. гетерогамия – две отличающиеся клетки, 3.оогамия – сливаются более мелкая(подвижная) мужская клетка и более крупная (неподвижная) женская клетка, 4. зигогамия – сливаются особые выросты двух мицелиев, не отличающихся по внешнему виду (Приложение №3)
Учитель: Вспомните, какую функцию выполняют споры у бактерий?
Ответ: обучающегося.
Учитель: У грибов споры образуются на специальных гифах – спорангиеносцах, на которых расположены спорангии.
В шляпочных грибах на нижней стороне шляпки. Давайте посмотрим, как происходит размножение спорами? (Приложение №3)
5. СПОСОБЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СПОР:
1. у низших грибов, обитающих в воде или в очень влажной почве, споры имеют жгутики (зооспоры) и прекрасно плавают.
2. у плесневых грибов споры мелкие, легкие поэтому они могут переноситься по воздуху, по воде, на лапках насекомых, на различных предметах. Капли дождя могут распространять и крупные грибные споры.
3. у грибов, обитающих в почве (трюфель) распространению спор способствуют животные.
4. грибы, имеющие специфический запах, слизистые выделения привлекают насекомых, те в свою очередь распространяют споры.
5. еще один способ – разбрасывание спор с помощью упругих гиф или отстреливающегося спорангия
Мы с вами разобрали процессы жизнедеятельности удивительных организмов-грибов, а теперь обратимся к проблемному вопросу урока “Прав ли ученый?” (Ответы обучающихся.)
Задание: Закончите предложения, используя данные ответы. Каждому ответу соответствует определенная буква, расположив их по порядку, вы прочитаете слово. (Приложение №1)
Ответ - МИКОЛОГИЯ (наука, которая возникла в конце19 века, основателем считается русский ученый Ф.М.Ковалевский)
Учитель. Переходим к следующему вопросу.
Грибы играют большую роль в природе и жизни человека. Они могут оказывать как положительное так и отрицательное значение. (Приложение №1)
Роль грибов в природе и жизни человека велика. Они участвуют в обмене веществ, многие из них полезны и используются в различных целях, например, дрожжи — в хлебопечении, пивоварении, некоторые плесневые грибы — для получения антибиотиков, съедобные грибы — в пищевых целях.
В природе:
1. Основная роль грибов в природе — минерализация органических соединений. В этом они сходны с бактериями. Уступая бактериям вообще, в этой роли грибы в некоторых зонах занимают первое место. Так, в тундрах грибы более деятельны, чем бактерии, как минерализаторы (вследствие низких температур в почвах). В лесной подстилке кислая среда особенно благоприятствует развитию грибов.
2. Грибы играют большую роль в круговороте веществ в природе, в разложении остатков животных и растений, повышении плодородия почвы.
3. Они являются звеном в цепи питания.
4. Особое значение одноклеточные и плесневые грибы играют в почвообразовании, участвуя в минерализации органических веществ и в образовании гумуса. Они могут переpaбатывать даже клетчатку (целлюлозную клеточную оболочку) растений, на что не способны никакие другие организмы. Количество таких грибов в почве огромно, поэтому их роль в природе велика. Они переpaбатывают органические вещества, имеющиеся в почве, обеспечивая ее плодородие
5. Разрушают древесину, (трутовики)
6. Грибы - симбионты улучшают рост растений,
7. Являются кормом и лекарством для животных.
Использование грибов человеком:
1. ПИЩА – Гриб очень ценный продукт питания. Высокое содержание воды (приблизительно 90%) облегчает его обработку и способствует усвояемости. В них большое содержание белков, их по праву называют “растительным мясом”. В сухом веществе грибов 40% белка. В грибах найдены витамины А, В, Д, РР, есть жиры. Они богаты соединениями фосфора, серы, калия, хлора, цинка, меди, железа и других необходимых организму химических элементов. В грибах содержатся легко усваиваемые белки — от 2,8 до 5%. Свежие белые грибы, например, полезнее лука, моркови, капусты, питательнее яиц и куриного мяса.
Из грибов готовят супы, бульоны, соусы, их жарят, добавляют в мясные, рыбные блюда. Грибы издавна считаются деликатесом русской национальной кухни.
* СПРАВКА *: на Руси во время продолжительных постов, грибы особенно часто использовались в пищу.На Севере грибы представляют для населения большую ценность, т.к. многие огородные культуры не произрастают, и поэтому грибы восполняют этот недостаток в рационе питания северян.
2. ХЛЕБОПЕЧЕНИЕ.
3. ВИНОДЕЛИЕ Дрожжи быстро растут, что определяется необычайно высокой скоростью их обмена веществ. При этом они значительно изменяют химический состав окружающей среды. Наиболее известный процесс, который они осуществляют, – спиртовое брожение. Благодаря этому дрожжи с незапамятных времен использовались человеком в хлебопечении и виноделии.
4. ИЗГОТОВЛЕНИЕ СЫРА, КЕФИРА
5. ПОРЧА КАРТИН, РЕПРОДУКЦИЙ
6.БОЛЕЗНИ ЧЕЛОВЕКА Имеется много видов грибов, паразитирующих на человеке. Они поражают кожу, ногти (микозы, кандидозы, стригущий лишай…).
7.БОЛЕЗНИ РЫБ, ПЧЕЛ, ЖИВОТНЫХ Грибы-паразиты чаще обитают на растениях, грибах и животных. Гифы гриба-паразита проникают в тело хозяина через покровы, поры, раны. Некоторые из них вызывают гибель хозяина и питаются его останками (например, картофельная гниль).
8. АНТИБИОТИКИ (пенициллин, тетрациклин, стрептомицин, олеандомицин) Первый антибиотик, получивший широкое применение в пpaктике, был пенициллин — продукт жизнедеятельности одного из видов грибов — пенициллов. В медицине также широко применяют препараты из склероциев спорыньи, при помощи гриба черной плесени получают лимонную кислоту. Грибы из рода фузариум продуцируют ростовое вещество гиббереллин, обработка растений которым повышает их продуктивность.
9. Во многих грибах содержится богатый ферментный аппарат, который образует ряд физиологически активных веществ. Эти свойства грибов широко используются человеком. Ферменты ряда грибов применяются для осветления фруктовых соков, переработки сырья, грубых кормов, разрушения остатков бумажных отходов. Во Вьетнаме при помощи ферментов некоторых плесневых грибов готовят соевые соусы.
10. БОЛЕЗНИ РАСТЕНИЙ. Есть много видов грибов, паразитирующих на подземных частях растений: корнях, клубнях, луковицах. Зараженные грибами растения становятся нежизнеспособными, например ФИТОФТОРА наносит вред с/х растениям. В 1847 году, в результате болезни картофеля, погибло около 1 миллиона ирландцев, основной пищей, для которых, является картофель, и два миллиона человек эмигрировали из страны. (Приложение №2)
Учитель. Какое сейчас время года? Что считается лучшим отдыхом осенью? (сбор грибов) “Тихой охотой” называют сбор грибов или охотой с поклоном. И найденные грибы являются излюбленными трофеями грибников.
Я жду опять дождя грибного.
И по лесам бродить привык.
Когда на свет побьется снова
Едва приметный боровик,
И все мне любо в эту пору:
И на волнушках – желтый лист.
И даже зонтик мухомора,
Что по-восточному цветист.
П. Комаров.
Веками накопленные народом знания о грибах закреплены в пословицах, поговорках и приметах. Эти источники могут представить интерес для грибников – любителей.
Много народной мудрости содержится в высказываниях о значении, сборе, использовании, охране грибов:
“По грибы ходи непременно они хлебу замена”
“Если ягоды на столе подспорье, то грибы, рыжики соленые, грузди ядреные – это уже снедь”
“Всякий гриб в руки берут да не всякий в кузов кладут”.
“Опытного грибника грибы на опушке леса встречают”.
“Лесу нет, и гриб не родится”.
“Мужик сосну рубит, а щепа по грибам бьет”.
“Бери грибы, да не с ухваткой: мох сдерешь – грибницу засушишь, а вместо грибов… шиш получишь”.
“Не жди от природы милости, сам посей грибы, сам и вырасти”.
“Чтоб грибов набрать – надо раньше встать” - говорит народная пословица. На рассвете гриб самый крепкий, ядреный, душистый.
Огромную роль играют грибы в жизни леса. Надо бережно и разумно относится к грибам, даже к тем которые не употрeбляете в пищу, чтобы не нарушалась взаимосвязь в жизни леса. Быть культурными грибниками, значит не только беречь грибные ресурсы, но и приумножать их. На территории МО встречаются грибы, занесенные в Красную книгу. Давайте познакомимся с ними. (Приложение №4)
Итог урока (решение проблемного вопроса):ГРИБЫ – ЭТО ВЕЛИЧАЙШЕЕ СОЗДАНИЕ ПРИРОДЫ
Закрепление. Вопросы:
- Назовите у грибов признаки растений.
- Назовите признаки животных.
- Необходим ли грибам солнечный свет? Почему?
- Как делятся грибы по способу питания?
- Почему грибы растут после дождя и в теплую погоду?
- Почему при кулинарной обработке объем грибов резко уменьшается?
- Почему настоящий грибник никогда не пнет даже совершенно бесполезную, с его точки зрения, “поганку”?
Задачи:
- Разрастание грибницы идет во все стороны радиально и ежегодно увеличивается на 20-30 см. Установите возраст грибницы, если диаметр ее круга равен 12м.
- Развитие взрослого гриба протекает очень быстро. Например, у белого гриба созревание наступает на пятый день роста. Вес гриба меняется так: 1 день – 2г., 4 день – 190г. Сколько будет весить созревший белый гриб?
- Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе?
Список литературы:
- Ю.В. Малеева, В.В. Чуб Биология. Флора. М.: Дрофа 1994.
- Н.Верзилин По следам Робинзона. Л.: Детская литература 1974.
- Л.В. Сорокина Тематические игры и праздники по биологии. М.: Творческий центр 2004.
- В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов 7 класс. М.: Дрофа 2003.
- Красная книга Мурманской области 2003.
- Растительный и животный мир Мурманской области
- Рубцов Н.М. Сапоги мои – скрип да скрип… Всей моей любовью и тоской. Архангельск: Сев.-Зап. кн.изд.-во, 1978.
- О.А. Макарова, Г.Н. Андреев А.А. Похилько. Растительный и животный мир Мурманской области. Мурманск 1997.
Комментарии:
Урок биологии решает задачи формирования у учащихся понятий "микориза", "антибиотики", показывает роль грибов в системе живых организмов, раскрывает влияние и значение грибов в жизни человека а также воспитывает бережное отношение к природе....
27 11 2024 15:26:52
Урок изучения нового материала, ученики работают в группах. Каждая группа изучает по одной системе органов класса рыб, на примере речного окуня, сравнивая с аналогичной системой китов. В конце урока учащиеся отвечают на проблемный вопрос урока: кит – это рыба? Урок сопровождается презентацией....
26 11 2024 17:57:20
Представлен конспект урока "Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке". Данный урок может быть использован в качестве дидактического материала для проведения уроков курса "Общая биология" в 9–11-х классах....
25 11 2024 6:16:18
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
24 11 2024 18:55:47
На уроке создаются условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний. Весь урок проходит без использования учебника. На уроке с новой информацией выступают и учитель, и сами учащиеся, которые заранее получили опережающее домашнее задание. Используются формы групповой и индивидуальной работы. На уроке развиваются пpaктические навыки работы с натуральными объектами, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей. ...
23 11 2024 8:32:47
Урок изучения нового материала с элементами модульного обучения и использованием компьютерной презентации. В основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Урок развивает познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности. Основная цель: учащиеся должны усвоить меры профилактики заражения паразитическими червями. ...
22 11 2024 16:43:52
Данный урок направлен на формирование навыков правильного питания. Урок проводится в рамках темы «Пищеварение» по биологии в 8-м классе. По ходу урока изучается режим питания, сбалансированность и безопасность питания, а также составляется пирамида правильного питания. Весь урок сопровождается презентацией....
21 11 2024 19:32:52
Данный урок способствует лучшему пониманию трех состояний воды в природе, круговороту воды. Развивает внимание, логическое мышление, интерес учащихся пятых классов. Благодаря этому уроку учащиеся получают не только познавательную информацию, но и овладеют навыками самостоятельного исследования. Используемые в уроке ребусы помогают в закреплении пройденного материала. ...
20 11 2024 18:56:34
Урок частично-поисковый с элементами проблемных задач и исследовательской лабораторной работой "Строение семени". Элементы урока: эвристическая беседа, проверка знаний, материал для любознательных. ...
19 11 2024 10:23:16
Урок предполагает проведение лабораторной работы по изучению живого объекта – аквариумных рыб. Такая форма организации занятия способствует формированию у школьников исследовательских навыков, любознательности и бережного отношения к живым организмам. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, раскрывают особенности их внешнего строения, выявляют приспособления к факторам водной среды....
18 11 2024 5:11:50
Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Презентация, включенная в урок, является продуктом самостоятельной поисковой деятельности учеников. В урок включены дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....
17 11 2024 4:45:21
Урок дает возможность обобщить, закрепить, систематизировать знания обучающихся по данной теме. Особый акцент ставится на собственную деятельность ученика, осознание и переработку знаний. Работая в группе с инструктивной карточкой-заданием, обучающиеся учатся распределять задания между собой, быстро отвечать, делать выводы....
16 11 2024 9:13:13
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...
15 11 2024 15:54:14
В ходе урока используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным, снимает синдром тревожности. На уроке проверяются знания терминологии, умение на пpaктике применять знания (решение биологических задач), а также умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления. ...
14 11 2024 16:23:38
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями передвижения воды, минеральных и органических веществ в растении, дать понятие о листопаде....
13 11 2024 13:22:44
В качестве материала на фестиваль педагогических идей "Открытый урок" мною представлена разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему "Природа России". Данный урок имеет экологическую направленность. Основная идея – донести до учащихся понимание того, что человек является частью природы, следовательно, любые изменения природы человеком могут привести к экологическим катастрофам. Одна из целей, которую я реализовала на уроке, – формировать активную гражданскую позицию воспитанников коррекционной школы. ...
12 11 2024 9:41:43
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
11 11 2024 16:49:50
Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....
10 11 2024 11:39:55
Данная разработка представляет не просто перечень музеев или экскурсий биологического направления, а систему, где пpaктически к каждому разделу, изучаемому в курсе биологии, подобрано вводное, пpaктическое или обобщающее «музейное» занятие, сформированы принципы подготовки к нему и система отчетных заданий. Причем количество экскурсий можно варьировать в зависимости от возможностей, наличия свободного времени, желания, необходимости, интереса ребят....
09 11 2024 22:35:54
Учащиеся знакомятся с оптимальными условиями всхожести семян (благоприятные условия), изучают методику закладки опыта, учатся ставить опыты при изучении семян....
08 11 2024 22:43:41
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
07 11 2024 13:40:10
Представленный материал содержит конспект и технологическую карту урока, презентацию, которая позволяет увеличить прочность усвоения нового материала. Возможность использования презентации для самостоятельной работы учащихся вне урока....
06 11 2024 19:13:23
Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....
05 11 2024 16:42:31
Данный урок проводится после изучения темы «Внешнее строение птиц. Строение перьев», по которой планируется проведение лабораторной работы. Форма урока дает возможность провести ее по-новому, с проведением исследовательской работы. Урок помогает наполнить изучаемую тему новым смыслом, интересными исследованиями, сотрудничеством, творчеством и выходом за привычные рамки....
04 11 2024 1:42:24
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
03 11 2024 21:44:49
Статья отражает схему проведения урока-семинара по экологическому краеведению в рамках предмета биологии. Урок предназначен для учащихся 11-х классов средних школ с преподаванием предмета на базовом уровне. Урок представляет информацию о природных ресурсах Орловской области и их использовании в народном хозяйстве. Проблема рационального природопользования является актуальной для любого региона РФ. ...
02 11 2024 1:27:51
Урок показывает единство строения и функции опopно-двигательной системы, значение физкультуры и спорта для формирования здорового образа жизни человека. Как показала пpaктика, такой метод урока активизирует познавательный и творческий интерес учащихся, фантазию, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою родину....
01 11 2024 21:26:26
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...
31 10 2024 22:34:21
Цели урока: создать условия для открытия учащимися особенностей работы сердца, способов регуляции работы сердца; способствовать развитию умения планировать предстоящую деятельность, находить способы решения проблем, оценивать достигнутое....
30 10 2024 18:14:32
Урок ставит перед учащимися проблему развития и смены биогеоценозов на нашей планете, позволяет возобновить информацию об экологической сукцессии, познакомить учащихся с ее видами, природой и механизмом, получить представление о стадиях сукцессионных изменений, определить хаpaктер воздействия человека на развитие экосистем, выяснить, каково значение знаний о сукцессиях для человека....
29 10 2024 10:31:25
Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся 7-го класса. Способствует расширению кругозора, развивает остроту мышления, сообразительности у ребят, учит видеть удивительное рядом. В целях воспитания экологической культуры необходимо постоянно подводить учащихся к мысли, что природа смотрит на нас с тревогой и надеждой. ...
28 10 2024 16:47:40
Цели урока: расширять и углубллять знания учащихся о грибах; ввести понятия: микориза, грибы-двойники, грибы-паразиты; закрепить признаки съедобных и ядовитых грибов, способы гетеротрофного питания (сапрофиты, паразиты); продолжить работу над воспитанием любви к природе, бережного отношения к ней; совершенствовать навык самостоятельной работы с дополнительной литературой; развивать творческие способности учащихся, умение применять имеющиеся знания в новых условиях (играх-драматизациях); профилактика отравлений грибами....
27 10 2024 21:11:34
Бактерии, трудясь с другими организмами, делают важную химическую работу. Рассмотрим, что же такое бактерия и какая её роль в круговороте веществ в природе....
26 10 2024 8:53:50
Разработка построена по технологии личностно ориентированного урока. Урок способствует формированию умений учащихся самостоятельного поиска ответов на проблему, развитию коммуникативных способностей и способностей к самоанализу....
25 10 2024 0:36:23
Урок комбинированный, с применением элементов проектной технологии обучения. Использованы разные типы и виды источников информации, дидактических и технических средств обучения. Содержание урока значимо, полезно в пpaктике, формирует ключевые компетенции ученика через использование знаний в новых ситуациях....
24 10 2024 16:42:24
Урок позволяет расширить знания учащихся о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга и о его функциях....
23 10 2024 13:36:22
Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Первыми на Земле были древние простейшие. От них произошли саркодовые, жгутиковые, споровики. Они представляют одну клетку, в которой осуществляются все процессы жизнедеятельности, целого организма....
22 10 2024 7:55:39
Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....
21 10 2024 3:23:56
Урок-игра может быть проведен, как в коррекционной школе, так и в общеобразовательной, так как целью этого урока является систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по пройденным группам растений. Группы растений могут быть разные, а за основу можно взять задания данной игры. В ходе игры учащимся дается возможность выбрать тот вопрос, который им по силам, тем самым учитываются особенности сильных и слабых учащихся....
20 10 2024 7:29:40
У учащихся формируются знания о видах корней и типах корневых систем; выpaбатываются умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Учащиеся знакомятся с функциями корня....
19 10 2024 8:57:16
Урок помогает закрепить и обобщить знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проходит в виде путешествия в космос. Во время путешествия учащиеся не только показывают свои знания, но позволяет каждому ребенку проявить свою индивидуальность, закладывается ситуация успеха, что ведет к положительному настрою на контрольный урок....
18 10 2024 20:13:25
Педагогическая идея урока заключается в использовании дифференцированного обучения, способствующего созданию оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей, усвоение материала на различных уровнях, в процессе групповой, индивидуальной деятельности и работы в парах....
17 10 2024 3:15:35
При изучении данной темы используется работа в группах, что даёт возможность более полно использовать условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. Цель урока – сформировать представление о значении витаминов и их роли в сохранении здоровья человека....
16 10 2024 9:55:14
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...
15 10 2024 1:14:11
Урок развивает мышление, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на вопросы. Урок учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения....
14 10 2024 15:40:35
Визитной карточкой нашего села является сосновый бор. Представленная разработка урока позволяет сформировать определенные биологические понятия на примере природного сообщества «Сосновый бор», что способствует воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края....
13 10 2024 16:47:57
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...
12 10 2024 16:25:45
Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....
11 10 2024 8:15:37
Разработка может быть использована как по предмету биологии, так и по экологии. Данный урок содержит блок проверочной работы в виде кроссворда и игры в «горячий стул» по теме «Основные типы экологических взаимодействий». Урок направлен на развитие интеллектуальной сферы: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы....
10 10 2024 4:37:57
Современный урок немыслим без высокой познавательной активности обучающихся. Работа с учебником способствует развитию у школьников активности и самостоятельности в познавательной деятельности. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней. Научить школьников пользоваться учебником и вообще книгой - великая и самая необходимая задача педагога....
09 10 2024 0:53:48
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::