Урок "Удивительный мир грибов" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок "Удивительный мир грибов"


    Урок "Удивительный мир грибов"

Гриб – одно из самых интересных и таинственных явлений природы.

В.Л. Солоухин.

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомиться с общей хаpaктеристикой царства грибов и ролью их в природе и жизни человека.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • раскрыть общие особенности организации грибов.
  • выделить хаpaктерные признаки грибов, особенности их строения, питания, размножения, отличающие их от других царств живой природы.
  • продолжить формирование умений узнавать изученные грибы, обосновывать их принадлежность к царству грибов.
  • определить их роль в природе и жизни человека.
  • воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье.
  • воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
  • воспитание экологической культуры.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Учащиеся должны знать:

  • особенности строения грибов,
  • способы питания грибов,
  • роль грибов в природе и жизни человека,
  • значение терминов: мицелий, грибница, гифы, микориза, симбиоз.
  • способы размножения.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять признаки грибов, как представителя самостоятельного царства
  • различать грибы: сапротрофы, паразиты.
  • объяснять явления симбиоза.
  • сравнивать с представителями разных царств живой природы.

Оборудование урока:

  • компьютер,
  • телевизор,
  • таблица “Грибы”,
  • презентации: “Многообразие грибов” (приложение №2), “Рост и размножение”, “Красная книга Мурманской области”

(на партах у учащихся учебники по биологии В.Б. Захарова, Н.И. Сонина Биология. Многообразие живых организмов 7 класс М.: Дрофа, 2003, опopные конспекты (приложение №1))

План:

  1. Организационный момент (слайд – шоу + интересные факты)
  2. Объяснение нового материала.
  3. Закрепление.
  4. Итог урока, домашнее задание.

Ход урока

Учитель. Ребята, мы сегодня будем говорить об удивительных организмах:

  • некоторые из них могут источать запахи (свежевспаханное поле, сыр рокфор),
  • некоторые светятся (опята),
  • некоторые за 2 часа увеличиваются в размере на 50 см. при этом живут лишь сутки,
  • из некоторых изготавливали материю,
  • некоторые охотятся на мух…

О каких организмах идет речь? (ответы обучающихся)

Учитель. Тема нашего урока “Удивительный мир грибов”. (Приложение №2)

А какие, ребята, вы знаете грибы? (называют знакомые грибы, чаще всего шляпочные)

Правильно, но кроме шляпочных, есть еще большое разнообразие грибов.

Грибы возникли 170-190 лет назад. Они одни из первых поселились на суше после бактерий и сыграли существенную роль в развитии жизни на Земле.

Их насчитывается 100000 различных видов. Они исключительно полиморфны по форме, размерам, окраске, строению, образу жизни, играют большую роль в природе и жизни человека.

Они распространены повсеместно, встречаются во всех средах жизни, немногие из них обитают в водной среде, огромное большинство грибов живет на суше, где они широко распространены в своем исключительном видовом и особенно внутривидовом разнообразии.

Мы сталкиваемся с ними гораздо чаще, чем принято думать. Всходит ли тесто на дрожжах, появляются ли на хлебе пятна плесени, идем ли в лес за грибами, отхлебываем ли холодный квас, беспокоят человека ногти и стопы, получаем ли укол антибиотиков или чувствуем зуд после укуса комара. Нигде не обошлось без встречи с грибами или результатом их жизнедеятельности.

ПРОБЛЕМА урока французский ученый ботаник Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией, охаpaктеризовал грибы, как дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы. Он заявил, что грибы созданы дьяволом только для того, чтобы смущать и приводить в отчаянье самых талантливых ботаников.

Чем же грибы заслужили такое описание? Было ли основание назвать так грибы? Прав ли ученый, назвав так грибы? Почему ученые долгое время спорили, к животным или растениям отнести эти организмы, и, в конце концов, выделили их в самостоятельное царство?

На эти вопросы мы с вами будем искать ответы во время урока.

У вас на партах лежат опopные конспекты, в течение урока вы будете заполнять их (Приложение №1)

Одним из чудес, одной из загадок органического мира, бесценным даром природы являются грибы. Грибы, представляющие самостоятельное царство органического мира, и царство это удивительное, своеобразное, т.к. по некоторым признакам грибы похожи на царство растений, а по некоторым схожи с царством животных. Так что же такое грибы? Вы мне ответите чуть позже.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦАРСТВА.

Задание: на доске и в опopных конспектах (Приложение №1) вы видите признаки царства грибов, некоторые из этих признаков хаpaктерны для животных, другие для растений, (материал 6 класса) ваша задача распределить их какие относятся к животным, а какие к растениям?

Вместе с учителем проверяют ответы обучающихся.

(Грибы занимают особое положение в системе органического мира. Своеобразие грибов состоит в сочетании признаков, как растений, так и животных. Так же как и растения, грибы: неподвижны, постоянно растут верхушечной частью, имеют прочные клеточные стенки, способны синтезировать витамины и гормоны, поглощают растворенные вещества путем всасывания, как у некоторых водорослей, не одно, а много ядер. Все эти признаки сближают грибы с растениями, поэтому раньше их относили к низшим растительным организмам. Наряду с этим грибы обладают многими признаками животного организма. Они, так же как и животные, являются гетеротрофами, так как не имеют хлорофилла, поэтому питаются готовыми органическими веществами. В их клеточных стенках содержится хитин, как у животных, углеводы запасаются в виде гликогена. Они способны образовывать мочевину)

Учитель. Молодцы! Царство грибов имеет и свои признаки, хаpaктерные только для грибов. Это грибница или мицелий. Грибница (мицелий) – это вегетативное тело гриба, состоящее из ветвящихся нитей (гиф). Это основное состояние гриба.

В начале урока вы привели примеры шляпочных грибов – это плодовые тела, они так же образованы сплетением гиф. На следующем уроке мы более подробно познакомимся с ними. Какие функции выполняет мицелий. Откройте учебник стр. 21 и найдите ответ на вопрос.

(ответ:- всасывание веществ, на специальных гифах образуются споры, образуют плодовое тело, проводящая функция, запас питательных веществ)

Учитель.

У большинства грибов гифы разделены перегородками на клетки. У некоторых перегородки исчезают, и образуется 1 разветвленная большая многоядерная клетка. Есть грибы и одноклеточные.

На прошлых уроках мы с вами изучили царство бактерий. А почему грибы нельзя отнести к царству бактерий? (сравнение грибной и бактериальной клеток)

Вернемся к вопросам, начала урока. ПРОБЛЕМА. ПРАВ ЛИ БОТАНИК? (ответы учеников)

Учитель. Дайте определение этим удивительным организмам.

ГРИБЫ – это ядерные организмы, сочетающие в себе признаки растений и животных, основу которых составляет мицелий.

Мы разобрали хаpaктерные особенности царства грибов, а сейчас рассмотрим процессы жизнедеятельности.

2. ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Учитель. Ребята, а как вы думаете, почему грибы распространены повсеместно? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим процессы жизнедеятельности грибов.

ДЫХАНИЕ. Грибы дышат кислородом. Лишь дрожжевые грибки способны усваивать органические вещества посредством гликолиза (без доступа кислорода)

ПИТАНИЕ. По способу питания грибы – ГЕТЕРОТРОФЫ.

Для нормальной жизнедеятельности грибам необходимы готовые органические питательные вещества, минеральные соли, витамины.

Грибы поглощают питательные вещества, всасывая их всей поверхностью тела.

По типу питания грибы похожи на бактерии. Они могут быть сапротрофами, паразитами, симбионтами и даже хищниками.

- сапротрофы (гнилой+питание) - питаются органическим веществом отмерших организмов.(Сапротрофные грибы выделяют самые разные пищеварительные ферменты (от лат. ферментум – \"закваска\"), расщепляющие (переваривающие) сложные органические вещества в окружающей среде, поэтому встречаются на любых питательных субстратах (от лат. субстрат – \"подстилка\", \"подкладка\"). Например, зеленая плесень – гриб пеницилл – вырастает на хлебе, на сырой коже, гниющих фруктах)

- паразиты – питаются органическим веществом живых организмов.

- симбионты (грибокорень) == микориза

Грибы-симбионты широко распространены в природе, сожительствуя с разными видами растений (высшими и низшими). С высшими растениями грибы образуют особое сожительство – так называемый грибокорень, или микоризу, а с низшими растениями и цианобактериями – лишайник.

Ученые установили, что благодаря микоризе растение получает в 14 раз больше воды из почвы, чем тоже растение без микоризы (Приложение №3)

Учитель, ребята, подумайте, а что получает гриб, от дерева, а что дерево от гриба? (Приложение №3)

Некоторые грибы образуют микоризу с 1 видом дерева, а некоторые с несколькими, например белый гриб с 50.

Наш земляк, поэт Н.М. Рубцов, так писал о грибах:

Сапоги мои – скрип
Под березою,
Сапоги мои – скрип
Под осиною,
И под каждой березой – гриб,
Подберезовик,
И под каждой осиной – гриб,
Подосиновик!

Учитель Что делают организмы, питаясь? (растут)

3. РОСТ.

Недаром говорят “растет как гриб” Растут грибы, как мы с вами выяснили в течение всей жизни. Грибница на 10-12 см за год, а плодовое тело, например подберезовика на 5 см в сутки. Из грибов, произрастающих в нашей стране, быстрее всех растет веселка обыкновенная: за час вырастает гриб со шляпкой и ножкой высотой около 30 см. В Южной Америке встречаются грибы, за два часа достигающие полуметровой высоты.

Чем больше грибница, тем больше всасываемая поверхность гриба.

4. РАЗМНОЖЕНИЕ

Размножаются грибы бесполым (вегетативное (кусочками мицелия или грибницы), почкованием дрожжевые грибки, спорами) или пoлoвым путем (пoлoвoй процесс: 1. изогамия – две внешне похожие клетки, 2. гетерогамия – две отличающиеся клетки, 3.оогамия – сливаются более мелкая(подвижная) мужская клетка и более крупная (неподвижная) женская клетка, 4. зигогамия – сливаются особые выросты двух мицелиев, не отличающихся по внешнему виду (Приложение №3)

Учитель: Вспомните, какую функцию выполняют споры у бактерий?

Ответ: обучающегося.

Учитель: У грибов споры образуются на специальных гифах – спорангиеносцах, на которых расположены спорангии.

В шляпочных грибах на нижней стороне шляпки. Давайте посмотрим, как происходит размножение спорами? (Приложение №3)

5. СПОСОБЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СПОР:

1. у низших грибов, обитающих в воде или в очень влажной почве, споры имеют жгутики (зооспоры) и прекрасно плавают.

2. у плесневых грибов споры мелкие, легкие поэтому они могут переноситься по воздуху, по воде, на лапках насекомых, на различных предметах. Капли дождя могут распространять и крупные грибные споры.

3. у грибов, обитающих в почве (трюфель) распространению спор способствуют животные.

4. грибы, имеющие специфический запах, слизистые выделения привлекают насекомых, те в свою очередь распространяют споры.

5. еще один способ – разбрасывание спор с помощью упругих гиф или отстреливающегося спорангия

Мы с вами разобрали процессы жизнедеятельности удивительных организмов-грибов, а теперь обратимся к проблемному вопросу урока “Прав ли ученый?” (Ответы обучающихся.)

Задание: Закончите предложения, используя данные ответы. Каждому ответу соответствует определенная буква, расположив их по порядку, вы прочитаете слово. (Приложение №1)

Ответ - МИКОЛОГИЯ (наука, которая возникла в конце19 века, основателем считается русский ученый Ф.М.Ковалевский)

Учитель. Переходим к следующему вопросу.

Грибы играют большую роль в природе и жизни человека. Они могут оказывать как положительное так и отрицательное значение. (Приложение №1)

Роль грибов в природе и жизни человека велика. Они участвуют в обмене веществ, многие из них полезны и используются в различных целях, например, дрожжи — в хлебопечении, пивоварении, некоторые плесневые грибы — для получения антибиотиков, съедобные грибы — в пищевых целях.

В природе:

1. Основная роль грибов в природе — минерализация органических соединений. В этом они сходны с бактериями. Уступая бактериям вообще, в этой роли грибы в некоторых зонах занимают первое место. Так, в тундрах грибы более деятельны, чем бактерии, как минерализаторы (вследствие низких температур в почвах). В лесной подстилке кислая среда особенно благоприятствует развитию грибов.

2. Грибы играют большую роль в круговороте веществ в природе, в разложении остатков животных и растений, повышении плодородия почвы.

3. Они являются звеном в цепи питания.

4. Особое значение одноклеточные и плесневые грибы играют в почвообразовании, участвуя в минерализации органических веществ и в образовании гумуса. Они могут переpaбатывать даже клетчатку (целлюлозную клеточную оболочку) растений, на что не способны никакие другие организмы. Количество таких грибов в почве огромно, поэтому их роль в природе велика. Они переpaбатывают органические вещества, имеющиеся в почве, обеспечивая ее плодородие

5. Разрушают древесину, (трутовики)

6. Грибы - симбионты улучшают рост растений,

7. Являются кормом и лекарством для животных.

Использование грибов человеком:

1. ПИЩА – Гриб очень ценный продукт питания. Высокое содержание воды (приблизительно 90%) облегчает его обработку и способствует усвояемости. В них большое содержание белков, их по праву называют “растительным мясом”. В сухом веществе грибов 40% белка. В грибах найдены витамины А, В, Д, РР, есть жиры. Они богаты соединениями фосфора, серы, калия, хлора, цинка, меди, железа и других необходимых организму химических элементов. В грибах содержатся легко усваиваемые белки — от 2,8 до 5%. Свежие белые грибы, например, полезнее лука, моркови, капусты, питательнее яиц и куриного мяса.

Из грибов готовят супы, бульоны, соусы, их жарят, добавляют в мясные, рыбные блюда. Грибы издавна считаются деликатесом русской национальной кухни.

* СПРАВКА *: на Руси во время продолжительных постов, грибы особенно часто использовались в пищу.На Севере грибы представляют для населения большую ценность, т.к. многие огородные культуры не произрастают, и поэтому грибы восполняют этот недостаток в рационе питания северян.

2. ХЛЕБОПЕЧЕНИЕ.

3. ВИНОДЕЛИЕ Дрожжи быстро растут, что определяется необычайно высокой скоростью их обмена веществ. При этом они значительно изменяют химический состав окружающей среды. Наиболее известный процесс, который они осуществляют, – спиртовое брожение. Благодаря этому дрожжи с незапамятных времен использовались человеком в хлебопечении и виноделии.

4. ИЗГОТОВЛЕНИЕ СЫРА, КЕФИРА

5. ПОРЧА КАРТИН, РЕПРОДУКЦИЙ

6.БОЛЕЗНИ ЧЕЛОВЕКА Имеется много видов грибов, паразитирующих на человеке. Они поражают кожу, ногти (микозы, кандидозы, стригущий лишай…).

7.БОЛЕЗНИ РЫБ, ПЧЕЛ, ЖИВОТНЫХ Грибы-паразиты чаще обитают на растениях, грибах и животных. Гифы гриба-паразита проникают в тело хозяина через покровы, поры, раны. Некоторые из них вызывают гибель хозяина и питаются его останками (например, картофельная гниль).

8. АНТИБИОТИКИ (пенициллин, тетрациклин, стрептомицин, олеандомицин) Первый антибиотик, получивший широкое применение в пpaктике, был пенициллин — продукт жизнедеятельности одного из видов грибов — пенициллов. В медицине также широко применяют препараты из склероциев спорыньи, при помощи гриба черной плесени получают лимонную кислоту. Грибы из рода фузариум продуцируют ростовое вещество гиббереллин, обработка растений которым повышает их продуктивность.

9. Во многих грибах содержится богатый ферментный аппарат, который образует ряд физиологически активных веществ. Эти свойства грибов широко используются человеком. Ферменты ряда грибов применяются для осветления фруктовых соков, переработки сырья, грубых кормов, разрушения остатков бумажных отходов. Во Вьетнаме при помощи ферментов некоторых плесневых грибов готовят соевые соусы.

10. БОЛЕЗНИ РАСТЕНИЙ. Есть много видов грибов, паразитирующих на подземных частях растений: корнях, клубнях, луковицах. Зараженные грибами растения становятся нежизнеспособными, например ФИТОФТОРА наносит вред с/х растениям. В 1847 году, в результате болезни картофеля, погибло около 1 миллиона ирландцев, основной пищей, для которых, является картофель, и два миллиона человек эмигрировали из страны. (Приложение №2)

Учитель. Какое сейчас время года? Что считается лучшим отдыхом осенью? (сбор грибов) “Тихой охотой” называют сбор грибов или охотой с поклоном. И найденные грибы являются излюбленными трофеями грибников.

Я жду опять дождя грибного.
И по лесам бродить привык.
Когда на свет побьется снова
Едва приметный боровик,
И все мне любо в эту пору:
И на волнушках – желтый лист.
И даже зонтик мухомора,
Что по-восточному цветист.

П. Комаров.

Веками накопленные народом знания о грибах закреплены в пословицах, поговорках и приметах. Эти источники могут представить интерес для грибников – любителей.

Много народной мудрости содержится в высказываниях о значении, сборе, использовании, охране грибов:

“По грибы ходи непременно они хлебу замена”

“Если ягоды на столе подспорье, то грибы, рыжики соленые, грузди ядреные – это уже снедь”

“Всякий гриб в руки берут да не всякий в кузов кладут”.

“Опытного грибника грибы на опушке леса встречают”.

“Лесу нет, и гриб не родится”.

“Мужик сосну рубит, а щепа по грибам бьет”.

“Бери грибы, да не с ухваткой: мох сдерешь – грибницу засушишь, а вместо грибов… шиш получишь”.

“Не жди от природы милости, сам посей грибы, сам и вырасти”.

“Чтоб грибов набрать – надо раньше встать” - говорит народная пословица. На рассвете гриб самый крепкий, ядреный, душистый.

Огромную роль играют грибы в жизни леса. Надо бережно и разумно относится к грибам, даже к тем которые не употрeбляете в пищу, чтобы не нарушалась взаимосвязь в жизни леса. Быть культурными грибниками, значит не только беречь грибные ресурсы, но и приумножать их. На территории МО встречаются грибы, занесенные в Красную книгу. Давайте познакомимся с ними. (Приложение №4)

Итог урока (решение проблемного вопроса):

ГРИБЫ – ЭТО ВЕЛИЧАЙШЕЕ СОЗДАНИЕ ПРИРОДЫ

Закрепление. Вопросы:

  1. Назовите у грибов признаки растений.
  2. Назовите признаки животных.
  3. Необходим ли грибам солнечный свет? Почему?
  4. Как делятся грибы по способу питания?
  5. Почему грибы растут после дождя и в теплую погоду?
  6. Почему при кулинарной обработке объем грибов резко уменьшается?
  7. Почему настоящий грибник никогда не пнет даже совершенно бесполезную, с его точки зрения, “поганку”?

Задачи:

  1. Разрастание грибницы идет во все стороны радиально и ежегодно увеличивается на 20-30 см. Установите возраст грибницы, если диаметр ее круга равен 12м.
  2. Развитие взрослого гриба протекает очень быстро. Например, у белого гриба созревание наступает на пятый день роста. Вес гриба меняется так: 1 день – 2г., 4 день – 190г. Сколько будет весить созревший белый гриб?
  3. Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе?

Список литературы:

  1. Ю.В. Малеева, В.В. Чуб Биология. Флора. М.: Дрофа 1994.
  2. Н.Верзилин По следам Робинзона. Л.: Детская литература 1974.
  3. Л.В. Сорокина Тематические игры и праздники по биологии. М.: Творческий центр 2004.
  4. В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов 7 класс. М.: Дрофа 2003.
  5. Красная книга Мурманской области 2003.
  6. Растительный и животный мир Мурманской области
  7. Рубцов Н.М. Сапоги мои – скрип да скрип… Всей моей любовью и тоской. Архангельск: Сев.-Зап. кн.изд.-во, 1978.
  8. О.А. Макарова, Г.Н. Андреев А.А. Похилько. Растительный и животный мир Мурманской области. Мурманск 1997.



Комментарии:

Методическая разработка урока биологии с использованием ЭФУ на тему "Строение клетки". 5-й класс


    Методическая разработка урока биологии с использованием ЭФУ на тему "Строение клетки". 5-й класс

      Цель урока: сформировать представление о клеточном строении организмов как общем признаке живого; познакомить с особенностями строения клеток растений и животных....

03 09 2025 8:43:23

Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий


    Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий

      Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....

02 09 2025 21:17:50

Интегрированный урок биологии по теме "Дыхание". 8-й класс


    Интегрированный урок биологии по теме "Дыхание". 8-й класс

      Деятельность учителя стимулирует познавательную активность школьников, учитывает возрастные и физиологические особенности учащихся. Урок содержит материал для свободной беседы и поисковой работы с дополнительными источниками информации. В урок включены межпредметные связи, позволяющие на уроке биологии осознанно сделать выводы о физиологических функциях человеческого организма. Каждый урок должен быть интересен....

01 09 2025 0:51:18

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин


    "Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

      Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

31 08 2025 18:12:37

Осанка. Предупреждение плоскостопия


    Осанка. Предупреждение плоскостопия

      Урок призван дать понятие учащимся об осанке как правильном положении тела, способах предупреждения искривления позвоночника, сформировать понятие «плоскостопие», рассказать о способах предупреждения и лечения плоскостопия....

30 08 2025 0:25:51

Строение уха человека. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха

Строение уха человека. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха Слух — вид чувствительности, обусловливающий восприятие звуковых колебаний. Его значение неоценимо в психическом развитии полноценной личности. Благодаря слуху познается звуковая часть окружающей действительности, познаются звуки природы....

29 08 2025 23:29:36

Роль птиц в природе и жизни человека


    Роль птиц в природе и жизни человека

      Урок для 7-го класса с целью показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека, обосновать необходимость их охраны....

28 08 2025 22:48:18

Методические рекомендации по применению разноуровневых тестовых заданий по биологии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Данная работа предлагает ряд разноуровневых заданий по проверке знаний учащихся по теме: "Опopно-двигательная система". Уровневый подход к проверке знаний по предмету позволяет более качественно проверить знания учащихся. Исходя из особенностей дефекта умственно отсталых детей, недоразвития высших форм мышления, учащимся предлагается применение трёх уровней задания: различие, запоминание, понимание....

27 08 2025 7:12:56

Урок биологии по теме "Многообразие птиц. Экологические группы птиц". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Многообразие птиц. Экологические группы птиц". 7-й класс

      Урок способствует формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного отношения к окружающему миру, изложение нового материала базируется на уже имеющиеся у учащихся знания....

26 08 2025 9:38:16

Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"


    Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"

      Разработка урока к учебнику И.Н. Пономаревой «Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....

25 08 2025 9:33:59

Урок-презентация. Тема: "Факторы среды и их влияние на биоценозы"


    Урок-презентация. Тема: "Факторы среды и их влияние на биоценозы"

      В ходе данного урока-презентации удается сформировать знания учащихся о закономерностях влияния различных факторов среды на организм. Ученики 7-го класса учатся выявлять в природе основные факторы среды и давать им краткую сущностную хаpaктеристику. Форма урока необычна, поскольку включает исследовательскую работу (проект) с привлечением самих школьников....

24 08 2025 2:33:24

Викторина "Что мы знаем о кедре корейском?"


    Викторина "Что мы знаем о кедре корейском?"

      Цель викторины: познакомить учащихся с охраняемым растением Амурской области – кедром корейским, включенным в региональную Красную книгу....

23 08 2025 15:47:34

Цветение и опыление растений

Основная цель урока: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления к различным способам опыления, возникшим в ходе эволюции, сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником, способствовать этическому воспитанию детей, прививать любовь к природе....

22 08 2025 23:42:24

Урок биологии по теме "Витамины – чудесные вещества". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Витамины – чудесные вещества". 8-й класс

      Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....

21 08 2025 10:16:33

Обобщающий урок по теме "Строение и функции клеток живого организма". 11-й класс

Урок призван систематизировать знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных частей и органоидов клетки, сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на Земле....

20 08 2025 17:55:43

Модульный урок в профильном классе по теме "Гаметогенез"


    Модульный урок в профильном классе по теме "Гаметогенез"

      Задача урока – сформировать у учащихся систему основных понятий об этапах образовании пoлoвых клеток у животных и человека и организовать теоретическое исследование нового материала по изучению основных изменений, происходящих с клетками в различных зонах гонад, работая в парах....

19 08 2025 2:47:17

Час занимательной биологии. 7-й класс

Внеклассное мероприятие расширяет знания биологии, стимулирует для дальнейшего поиска информации, развития интереса к науке....

18 08 2025 15:11:26

Урок биологии по теме "Путешествие в страну растений"

Первый урок в теме «Царство растений». В ходе урока учащиеся знакомятся с удивительным миром растений и их ролью в природе и жизни человека, изучают классификации растений по особенностям строения и районы их распространения....

17 08 2025 3:15:26

Доказательства эволюции


    Доказательства эволюции

      Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....

16 08 2025 20:17:44

Урок биологии на тему "Вымирание организмов. Особо охраняемые территории: природные парки Волгоградской области". 11-й класс


    Урок биологии на тему "Вымирание организмов. Особо охраняемые территории: природные парки Волгоградской области". 11-й класс

      Данный электронный ресурс можно использовать при проведении урока в 11-м классе по теме «Вымирание организмов» на этапе объяснения нового материала. Наглядные средства данной презентации являются иллюстрацией основных блоков данной темы: направления эволюции живого мира, причины вымирания организмов, особо охраняемые природные территории Волгоградской области....

15 08 2025 2:39:59

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"


    Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

      Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

14 08 2025 19:50:57

Нестандартный урок биологии "Надкласс рыбы". 7-й класс


    Нестандартный урок биологии "Надкласс рыбы". 7-й класс

      Урок расширяет представления учащихся об эволюции хордовых, знакомит с особенностями организации рыб как водных позвоночных. Нестандартная форма урока активизирует умственную деятельность учащихся, систематизирует знания, повышает интерес к изучению биологии, развивает у семиклассников творческий потенциал....

13 08 2025 7:51:33

Решение генетических задач с использованием мультимединых презентаций


    Решение генетических задач с использованием мультимединых презентаций

      Школьные учебники содержат минимум информации о закономерностях наследования и решению генетических задач. Не всегда эта информация в полной степени усваивается обучающимися на должном уровне. Поэтому был создан блок уроков, посвященный решению генетических задач с использованием мультимедийных презентаций. ...

12 08 2025 7:55:16

Урок по теме "Корень. Внешнее строение корня"


    Урок по теме "Корень. Внешнее строение корня"

      На уроке учащиеся формируют понятия о развитии корня, типах корневых систем, особенностях их строения и образования. ...

11 08 2025 6:43:20

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

10 08 2025 20:44:57

Современный этап эволюции человека


    Современный этап эволюции человека

      На базе программного материала по биологии, географии, истории, литературы продолжить формирование научного мировоззрения учащихся через осознание ими видового единства (физиологического и генетического) современного человека, понимания ложности расизма и социального дарвинизма....

09 08 2025 13:42:51

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс


    Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

      Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

08 08 2025 11:35:26

Одноклеточные организмы. 5-й класс

Урок знакомит учащихся с представителями одноклеточных организмов; их строением, питанием, значением....

07 08 2025 1:15:37

Открытый урок "Воздушное питание"


    Открытый урок "Воздушное питание"

      Разработка урока позволяет в игровой форме и на научной основе сформировать у учащихся понятие о воздушном питании растений, раскрыть роль зеленых насаждений для биосферы, расширить кругозор. Ученики с удовольствием играют роль ученых, проводят опыты, делают выводы и эксперименты для доказательства воздушного питания у растений. Материалы урока позволяют научить детей сравнению, обобщению и помогают развитию интереса к предмету....

06 08 2025 9:34:48

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

05 08 2025 4:47:10

Классы Однодольные и Двудольные. Семейство Розоцветные


    Классы Однодольные и Двудольные. Семейство Розоцветные

      На уроке ученики получают план хаpaктеристики растений семейства, учатся составлять и использовать графический конспект, что облегчает восприятие учебного материала на последующих уроках....

04 08 2025 18:26:41

Урок биологии по теме: "Строение семени двудольного растения"


    Урок биологии по теме: "Строение семени двудольного растения"

      Урок биологии в 6-м классе изучает строение семени двудольного растения. На уроке проходит лабораторная работа. ...

03 08 2025 5:24:21

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации


    Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

      Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

02 08 2025 1:47:11

Урок биологии. Обобщающее повторение по теме "Основы цитологии"


    Урок биологии. Обобщающее повторение по теме "Основы цитологии"

      Тема "Основы цитологии" занимает одно из центральных мест в науке биологии, так как клетка является структурной, функциональной и генетической единицей всего живого. Серьезное внимание к данной теме в преподавании биологии вызвано в связи с тем, что большее количество вопросов в измерительных материалах ЕГЭ по биологии принадлежит теме "Основы цитологии"....

01 08 2025 11:43:55

Открытый урок по биологии "Генетика пола", 11-й класс


    Открытый урок по биологии "Генетика пола", 11-й класс

      На уроке доказывается, что законы Менделя применимы к генетике пола различных живых организмов. Учащиеся знакомятся с путями наследования некоторых наследственных заболеваний, учатся самостоятельно обнаруживать генетические закономерности при решении генетических задач....

31 07 2025 8:57:55

Обобщающий урок по теме "Основные отделы растений". "Путешествие в страну зеленых растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Основные отделы растений". "Путешествие в страну зеленых растений". 6-й класс

      Урок с использованием игровых моментов как средства реализации активных форм работы, чтобы урок был результативным и познавательным. ...

30 07 2025 1:30:42

Разработка урока по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко "Биология растений. Бактерии. Грибы. Лишайники"


    Разработка урока по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко "Биология растений. Бактерии. Грибы. Лишайники"

      Ограниченность времени, отведённого на изучение данной темы, предполагает применение методов, которые помогут вызвать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Одним из таких методов является игра. Возрастной интерес учащихся к игре позволяет за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой объём пройденного материала, задействовать в работе учащихся всего класса, даёт возможность каждому ученику получить по одной и более оценок. Применяемые на уроке методы и приёмы развивают умения учащихся работать в заданном темпе, устанавливать межпредметные связи, публично выступать, работать в комaнде и самостоятельно, внимательно слушать....

29 07 2025 0:33:31

Интегрированный урок биологии и экологии "Отдел голосеменные. Разнообразие и значение голосеменных"

Формируется представление о голосеменных растениях, ученики знакомятся с разнообразием голосеменных. Раскрывается экологическое значение растений, приспособленность к жизни в суровых условиях. Показывается их роль в природе, использование человеком....

28 07 2025 1:41:23

Организм и его свойства. 5-й класс

Урок знакомит учащихся 5-го класса на уроках природоведения с понятием "организм" и основными его свойствами, в результате которого у учащихся формируется целостная картина мира....

27 07 2025 0:33:52

Игровые технологии на уроках биологии


    Игровые технологии на уроках биологии

      Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....

26 07 2025 20:30:58

Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"


    Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"

      Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов, правилами сбора, сохранения грибницы и т.д. ...

25 07 2025 12:54:28

Урок природоведения по теме "Путешествие в русскую деревню Акватошкино". 5-й класс


    Урок природоведения по теме "Путешествие в русскую деревню Акватошкино". 5-й класс

      Театрализованный урок обобщения и систематизации знаний по теме "Гидросфера Земли" повышает эмоциональное восприятие материала и позволяет повторить и обобщить сведения о воде, ее свойствах, значении в жизни человека, животных, растений, круговороте воды в природе....

24 07 2025 16:28:15

Отряды птиц. Дневные хищные, совы, куриные


    Отряды птиц. Дневные хищные, совы, куриные

      Изучается многообразие птиц, рассматриваются особенности строения, связанные с образом жизни и средой обитания, раскрывается значение птиц данных отрядов в природе и жизни человека....

23 07 2025 6:17:14

Интегрированный урок (трудовое обучение + биология) в коррекционной школе VIII вида с использованием социально-значимого проекта "Декоративные кустарники на школьном дворе"

Цель работы: обучающиеся должны самостоятельно выполнить контрольно-корректирующий и пpaктический этапы проекта в ходе оформления миксбордера на территории школьного двора: посадить низкорослые травянистые растения, установить ограждение миксбордера из гибкой проволоки....

22 07 2025 18:21:58

Организм — единое целое Биология

Организм — единое целое  Биология В живом организме все жизненные процессы взаимосвязаны. Это обеспечивается согласованным действием клеток, тканей, органов и систем органов. Поэтому любой...

21 07 2025 14:59:30

Тьюторский проект


    Тьюторский проект

      Успешность каждого человека в жизни во многом зависит от того, насколько у него сформирована культура построения и реализация личной образовательной программы, от умения сознательно работать со своим будущим. С этой проблемой школьник может не справиться. Ему нужен наставник, опекун (тьютор). Это учитель-предметник, который сопровождает ученика в его образовательной деятельности и способствует успешности дальнейшего образования....

20 07 2025 15:52:37

Блок уроков по теме "Грибы"


    Блок уроков по теме "Грибы"

      Представлены конспекты уроков биологии в 6-м классе по теме "Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы, грибы-паразиты. Час занимательной микологии", по программе В.В. Пасечника (базовый уровень). Уроки комбинированные, с элементами интеграции по совершенствованию знаний и умений учащихся. В их основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Уроки развивают познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности....

19 07 2025 9:18:58

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

18 07 2025 1:54:47

Урок по теме "Семейство бобовые. Горох и фасоль – бобовые растения, особенности строения семейства, выращивание и использование человеком"


    Урок по теме "Семейство бобовые. Горох и фасоль – бобовые растения, особенности строения семейства, выращивание и использование человеком"

      Данный урок проводится в 7-м классе коррекционной школы. Главная задача - познакомить учащихся с конкретными представлениями семейства бобовых, их разнообразием. Поэтому чем больше видов растений в пределах данного урока побывает в руках учащихся и будет изучено ими с различных точек зрения, тем лучше они поймут разнообразие растительного мира....

17 07 2025 7:53:23

Воздушная одежда Земли


    Воздушная одежда Земли

      Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....

16 07 2025 16:57:44

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::