Методическая разработка урока по биологии в 6-м классе по теме "Семя" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Методическая разработка урока по биологии в 6-м классе по теме "Семя"

Оформление кабинета:

Пословицы и поговорки:

  1. Земля кормит людей как мать детей.
  2. Забота и на песке колос вырастит.
  3. У кого весной простой, у того амбар пустой.
  4. Всякое семя знает свое время.
  5. Что посеешь, то и пожнешь.
  6. День прозевал, урожай потерял.
  7. Где сорняки растут, там хлеба вянут.
  8. Урожай собирай, а сеять собирайся.

Интересное о семенах!

1. Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы.

Родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг в 30 млн. раз тяжелее ,чем у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года. Молодое растение получает питательные вещества от него в течение 3-5 лет. Обычно семена не имеют периода покоя, при хранении быстро теряют всхожесть.

2. Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семян весят 0,1 г. Очень мелкие семена у белозера (отдельное семя весит 0,00003 г), у осины – 50 000 семян весят – 4 г.Такие семена как пылинки подхватываются и разносятся ветром. Но мелкие семена имеют и маленький зародыш – у орхидей он состоит из 30 клеток, мало запасных питательных веществ, поэтому для прорастания требует идеальных условий и быстро теряют всхожесть.

Так семена грушанки и орхидей прорастают только с помощью микоризных грибов, а семена осины и тополя уже через несколько часов теряют всхожесть.

3. У подавляющего большинства цветковых растений созревшие семена не способны сразу прорастать. Они находятся в состоянии так называемого покоя. Обычный случай вынужденного – это сухие семена.

У некоторых растений сухие семена сохраняют всхожесть в течение нескольких лет, а иногда в течение десятков и даже сотен лет.

Если подсушенные семена хранить в герметических условиях, при температуре близкой к абсолютному нулю они сохраняют жизнедеятельность практически бесконечно.

4. Наибольшая долговечность свойственна “твердым семенам”. Так удалось прорастить семена лотоса, пролежавшие в торфянике Манжурии более 1000 лет. Еще большую долговечность обнаружили семена люпина, извлеченные из льдов (занесенных с почвой) Аляски – их возраст 10 000 лет.

Оформление доски:

Семя – зачаточное растение.

Плоды и семена – производные цветка.

Строение семян однодольных растений.

И это все о семенах.

Таблицы или рисунки “Строение семени фасоли”, “Строение зерновки пшеницы”

На столах учащихся:

  • Инструктивные карточки по лабораторной работе: “Строение семян однодольных растений”,
  • Препаровальные чашки,
  • Иглы,
  • Лупы,
  • Проросшие семена фасоли, гороха, пшеницы,
  • Гербарии пшеницы.

Для демонстрации:

  1. Коллекции семян однодольных и двудольных растений.
  2. Дидактические карточки семени пшеницы и фасоли.
  3. Таблицы : а)жилкование листьев .б) корневая система.
  4. Стакан с промокательной бумагой и семенами пшеницы.

1. Вступительное слово учителя:

Ребята, мы изучаем с вами тему: “Семя”. Кому из вас не приходилось видеть великое множество удивительно разнообразных по форме и окраске цветов у растений. А цветок является органом, в котором образуются плоды и семена.

Семя – это созревшая семяпочка ,заключенная в завязь или плод .По мере того, как семя развивается, завязь разрастается и образует плод защищающий семя

2. Проверка знаний об особенностях строения семян двудольных растений.

  1. С семенами какого растения мы работали на прошлом уроке?
  2. Дать пояснения, что представляет собой семя фасоли?
  3. Какие растения называются двудольными?
  4. Что несут в себе две семядоли? (для чего нужны эти питательные вещества?)
  5. У каких растений питательные вещества находятся не в семядолях, а в другой части семени? (эндосперм у фиалки трехцветной, в корешке и стебельке –у пастушьей сумки).

Проверочный диктант с использованием печатной основы по строению семени фасоли:

1 вариант

Обязательная часть:

При прорастании семени фасоли первым появляется ________________.
Из зародышевого корешка развивается _________________.
У фасоли образуется ___________ корневая система, которая состоит из _________ корня и _____________ корней.
Зародыш фасоли состоит из двух _________ , корешка ,___________, и __________.
Семя фасоли сверху покрыто _____________.

Задание по желанию (более сложное):

  1. Из чего образуется зародыш семени?
  2. Из чего образуются питательные вещества семени?
  3. Из чего образуется семенная кожура?

2 вариант

Обязательная часть:

Что находится на поверхности семени фасоли?____________.
Из зародышевого стебелька развивается________________.
Запас питательных веществ находится в двух __________.
Зародыш фасоли состоит из двух _____________, корешка,__________. и _____________.

Задание по желанию (более сложное):

  1. Слияние двух гамет называется _____________
  2. Из чего образуется плод ____________?
  3. Из чего образуется семя ____________?

3. Переход к новому материалу:

Итак, семя, имеющее две семядоли, стержневую корневую систему, параллельное и дуговое жилкование называется двудольными растениями.

А сегодня мы познакомимся с растениями, имеющими одну семядолю.

Что же это за растения? Как вы думаете? (ответ учащихся _____пшеница, ячмень, рожь, кукуруза и другие.)

Что же это за растение ПШЕНИЦА?

Куда уводит нас это растение в своей истории?

4. История пшеницы: (рассказ ученика).

Пшеница это удивительное растение!

Начало возделывания хлебных растений теряется в глубокой древности. Свыше десяти тысяч лет назад. Еще в то время ,когда человек жил в пещерах и его единственным орудием был отточенный камень, наши дикие предки начали употреблять в пищу пшеницу.

В то время , когда мужчины охотились на диких животных женщины собирали съедобные растения, коренья, листья, плоды. Это были первые “охотницы” за растениями. Они делали запасы на случай неудачной охоты.

Лучше всего сохранялись сухие зерна злаков. Зерна, просыпанные около жилища, давали всходы. Человек сначала с удивлением наблюдал, как вырастали растения, а затем сам стал сеять семена.

Постепенно было замечено, что растения дают большой урожай на рыхлой почве, что привело в дальнейшем к обработке и удобрению почвы.

Свежие зерна пшеницы можно было есть, но сухие, были слишком тверды, пробовали разбивать камнем ,разводили водой .Сначала ели сырую кашу, а потом вареную. Затем научились получать муку. Из теста делали лепешки, клецки и т.д. Таким хлеб был до тех пор, пока в него случайно не попали дрожжи. Вероятно, первобытный человек испугался, что тесто “задышало”, а брошенное в огонь, дало выпечку гораздо вкуснее, чем из пресного теста. И по сей день, мы употребляем дрожжевое тесто. В хлебе ест

все необходимые питательные вещества: белки, жиры, углеводы.

И так пшеница—очень древнее растение. Зерна пшеницы находили в гробницах древних египетских царей---фараонов, а это говорит о том, что пшеница возделывается человеком свыше 10 000 лет тому назад.

5. Заключение:

Вот какое древнее растение пшеница!

А что же оно представляет собой по строению?

Пшеница древностью гордится -
Уж десять тысяч лет пшеница
Шумит в полях под синим небом
И кормит всех нас белым хлебом

6. Исследовательская лабораторная работа: “Изучение строения семян однодольных растений” – по инструктивной карточке:

  1. Рассмотрите сухие и “наклюнувшиеся” зерновки пшеницы. Попробуйте снять кожицу с набухшей зерновки. Объясните, почему это невозможно сделать?
  2. Сделайте продольный разрез зерновки и рассмотрите его под лупой. Найдите эндосперм и зародыш.
  3. Рассмотрите зародыш и найдите корешок, стебелек, почечку, семядолю.
  4. Зарисуйте схему строения зерновки пшеницы в тетради.

Учитель: Зерно пшеницы – одновременно и семя и плод ,т. к. золотисто – желтый околоплодник срастается с семенной .

Зародыш = одна семядоля + корешок + стебелек + почечка.

Растения, зародыш которых имеют одну семядолю, называют однодольными (лук, ландыш, рожь, ячмень и т. д.)

Ответьте на вопрос: каково же значение эндосперма?

Другие однодольные: лук, ландыш майский имеют эндосперм, окружающий зародыш со всех сторон, а не с одной стороны, как в зерне пшеницы.

Сравним семя пшеницы с семенем фасоли!

Рассматривая рисунки на доске, дети проводят сравнительную характеристику семени пшеницы и семени фасоли по плану:

  1. Зародыш фасоли и зародыш пшеницы
  2. Питательные вещества фасоли и пшеницы
  3. Семенная кожура.

7. Закрепление:

Учитель: Ответьте на вопросы:

  1. Назовите характерные особенности двудольных растений.
  2. Назовите характерные особенности однодольных растений.

8. Интересная информация:

Рассказ учащихся: о семенах.

Семена – продолжатели жизни растений.

Главная часть семени – зародыш. Он представляет собой зачаток нового растения, который прошел начальное развитие в материнском растении.

Кожура семени защищает зародыш от повреждений и позволяет хранить его в течение длительного периода, особенно для тех семян, у которых период покоя тянется очень долго .У одних растений – несколько месяцев, а у других год и больше, пока окружающие условия не окажутся подходящими для прорастания семян.

Есть семена, которые выпадая из материнского растения, могут сразу же прорастать. Например семена тополя прорастают через 2-3 часа после освобождения из плода, но если они не находят благоприятных условий, то теряют всхожесть и погибают.

Есть и такие растения, у которых семена прорастают на материнском растении и проросшие – опадают (мятлик живородящий, мангры).

Таким образом, прорастание семян фактически является не началом, а продолжением жизни растения. Но только в измененных условиях, благоприятных для роста и развития растительного организма.

Рассказ учащихся о лекарственных растениях:

а) Семена пшеницы богаты витаминами – В1, В2, РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е.

Заряд бодрости и энергии несут в себе проросшие семена пшеницы, регулируют обмен углеводов, белковый обмен, а также образование жирных кислот.

б) Льняное семя толченое применяется при заболеваниях кишечника – при запорах. (Пить два раза в день по столовой ложке с водой.)

в) Семя укропа огородного применяется при желчекаменной болезни. Две столовые ложки плодов залить 2 стаканами кипятка, кипятить 15 мин. На слабом огне. Охладить процедить, пить по 0.5 стакана теплого отвара 4 раза в день. Курс лечения 2-3 недели .

г) Настой семян укропа применяют не только при болезнях печени, но и для возбуждения аппетита, как мочегонное средство при судорогах, одышке и как успокаивающее средство.

Для приготовления настоя используют 1 ст. ложку сухих семян заливают одним стаканом крутого кипятка, охлаждают, процеживают, пьют по одной ст. ложке 3-4 р. в день.

д) Семена петрушки обладают мочегонным действием ,выгоняют соли из организма . усиливают тонус мускулатуры кишечника и мочевого пузыря.

Отвар готовят из расчета 4 чайные ложки семян на один стакан кипятка, кипятят 15 мин.остужают и пьют по одной столовой ложке 4-6 раз в день.

ж) Знахарское средство от камней в печени и почках.

Пропустить через мясорубку 1 стакан конопляных семян. Смешать с тремя стаканами сырого молока, уварить до одного стакана, горячим процедить и пить натощак по одному стакану в день в течение 5 дней.

Через 10 дней повторить. Не есть ничего острого, возможны боли в печени, но надо выдержать. Повторять надо лечение систематически, пока камни не растворятся и перестанут беспокоить.

9. Минутка отдыха – играем!

Загадки:

1.

Цветок – крылатка, а плод – лопатка
Плод зелен и молод. Но сладок, как солод.

(горох)

2.

Даже в день укоса, кустик ниже проса,
Зато семя одно – ста просинкам равно

(бобы)

3.

Из растений, чей портрет выбит на монете?
Чьих плодов нужнее нет на земной планете?

(пшеница)

4. Одежкой сер, да телом бел. (рис)
5. Без окошек и дверей -- полна горница людей (огурец)
6. На кусте родился, под куст свалился, на зубах очутился (орех)
7. Среди лета метелица, пух летит и стелется (семена тополя)
8. Золотое решето -- крупным бисером полно (подсолнечник)

9.

В малой хатке, в спаленке, спит ребенок маленький,
В кладовой еда лежит, как проснется будет сыт.

(семя с зародышем и питательными веществами)

10. Слово поварам! Что можно приготовить из пшеницы?

На отдельных столах фабричные продукты: лапша, рожки, макароны, разные крупы.

Выпечка: булочки, пирожки, ватрушки., салат из фасоли, проросшие зерна пшеницы (на столе лежат рецепты)

Чтоб здоровым сильным быть – надо хлебушек любить!
Вот его продукты и крупа и рожки, перья и спагетти, вермишель, ракушки.
В этом нет сомнения, в каждом польза есть и вкус
И решать я не берусь, что из них вкуснее.
Что из них важнее.

Дорогие гости наши, просим к нашему столу.
Не стесняйтесь, угощайтесь
Есть рецепты каждому.

“Мы радушные хозяйки и надеемся на то, что нашу выпечку
Отведать не откажется никто!”

(повара предлагают взять рецепты)

Итог урока подводит учитель:

Вот такая интересная жизнь у семян двудольных и однодольных, маленьких и больших.

Задача и переход к следующему уроку:

А из чего же состоят питательные вещества семени?

Об этом мы узнаем на следующем уроке.

Литература:

  1. В.А.Корчагина “БИОЛОГИЯ” Растения, бактерии, грибы, лишайники.
  2. Т.И.Серебрякова “БИОЛОГИЯ” Растения.
  3. В.И.Кузнецова “УРОКИ БОТАНИКИ” Пособие для учителя.
  4. А.Н.Большаков “Биология” Занимательные факты и тесты.
  5. В. Рохлов “Занимательная БОТАНИКА”.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Мастер-класс "УМК Д.И. Трайтака, С.В. Суматохина по биологии в 7-м классе"

Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....

17 09 2021 2:40:55

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

17 09 2021 11:47:48

Праздник «Здравствуйте, птицы!»

Традиция отмечать День птиц в начале апреля в нашей стране отчасти связана с принятием 1 апреля 1906 г. Международной конвенции об охране птиц, отчасти же – с приближающимся праздником Благовещения, когда выпускают птиц из клеток на волю. Массовое празднование Дня птиц постепенно вновь становится повсеместным....

17 09 2021 1:22:22

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

17 09 2021 22:36:35

Урок биологии с использованием компьютерной презентации по теме "Гликолиз" (11-й класс)

Изучение данной темы в разделе биологии « Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....

17 09 2021 14:24:47

Многообразие земноводных

Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, И К Т-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

17 09 2021 13:40:13

Совместная проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся "Зимний сад в школе"

Проект предназначен для учащихся 6, 8 и 10-х классов школы, учителей биологии, экологии, географии, химии, классных руководителей 1–11-х классов. Посвящен созданию зеленого уголка в школе, действующего весь учебный год в качестве учебно-методического кабинета. На его базе будет проводиться проектно-исследовательская работа учеников, экскурсии, выращивание растений для школы и населения поселка....

17 09 2021 15:57:31

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей. 8-й класс

Цель урока: сформулировать значение дыхания как процесса, необходимого для жизни; определить особенности строения органов дыхательной системы и их функцию озонирования, голосообразования; предупреждение заболеваний органов дыхательной системы....

17 09 2021 19:51:39

Лекция "К Всемирному дню борьбы со СПИДом"

Мероприятие приурочено к Всемирному дню борьбы со С П И Дом и может быть проведено как в виде отдельной лекции, беседы, на уроке биологии при изучении темы " Вирусы. Профилактика В И Ч-инфекции/ С П И Да". Материал выявляет причины распространения инфекции, ее последствий, описыват способы профилактики....

17 09 2021 21:57:17

Обучение школьников на уроках биологии в условиях школы-интерната III вида

В статье раскрываются приемы и методы работы с незрячими детьми на уроках биологии. В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода, развивающей направленности в обучении....

17 09 2021 8:26:23

Урок биологии по теме "Характеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"

Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....

17 09 2021 1:22:46

Урок в 8-м классе по теме "Органы кровообращения"

Целью урока является развитие знаний учащихся о системе органов кровообращения. В ходе урока используется мультимедийный проектор. На каждом этапе урока подводится итог и резюмирование материала. Урок разнообразен по формам работы учащихся, по используемым методам изучения, обобщения З У Нов. ...

17 09 2021 3:13:38

Урок "Размножение и развитие организмов"

Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество полового размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

17 09 2021 4:38:45

Урок-презентация "Селекция микроорганизмов. Биотехнология"

Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учащихся 10-го профильного класса и направлен на активацию познавательной деятельности. К каждому этапу урока подобран интересный материал и демонстрируются кинофрагменты из диска " Биотехнология". ...

17 09 2021 0:34:37

Что такое зоология и что она изучает? Этапы и развитие зоологии

Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира....

17 09 2021 1:46:25

Урок изучения нового материала с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий. Биология, 7-й класс. "Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение"

Представлен конспект урока биологии для 7-го класса по теме: " Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение"....

17 09 2021 13:40:57

Викторина "Что мы знаем о кедре корейском?"

Цель викторины: познакомить учащихся с охраняемым растением Амурской области – кедром корейским, включенным в региональную Красную книгу....

17 09 2021 15:27:12

Лекарственные и редкие растения Камчатки

Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....

17 09 2021 20:45:52

Урок "Изучение системы органов дыхания человека с помощью интерактивных средств персонального компьютера". 8-й класс

На примере данного урока показывается, каким образом можно использовать возможности персонального компьютера для изучения системы органов дыхания человека. Используя достаточно простой арсенал технических средств, учитель повышает не только уровень сформированности своих информационных компетенций, но и помогает ребенку в раскрытии его творческого потенциала. ...

17 09 2021 17:25:34

Конспект урока "Этапы эволюции человека"

Вопрос о происхождении Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спорных и в наши дни. Уроки по данной теме должны быть построены так, чтобы, не ущемляя собственное воззрение ребёнка, способствовать расширению знаний в данной области. Содержание же ответа на данный вопрос должно остаться лично за каждым, главное чтобы оно было аргументировано....

17 09 2021 19:40:10

Изучение темы "Компьютерные модели"

В процессе изучения темы учащиеся выполняют серию практических работы в среде электронных таблиц. Опираясь на результаты компьютерного моделирования, дети с большим удовольствием отвечают на вопрос " Сколько можно брать у живой природы, чтобы ее запасы не истощались?", что само по себе имеет большое воспитательное значение, акцентирует внимание на бережном отношении к окружающей среде и находит отклик в душах детей среднего школьного возраста....

17 09 2021 17:20:40

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе Е Г Э по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

17 09 2021 8:56:50

Урок биологии в 6-м классе. Игра-сказка "Семейство розоцветных"

Цель урока – познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейства розоцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии растений семейства розоцветных. Во время игры ребята отгадывают загадки, выводят формулу цветка семейства розоцветных, описывают яблоню обыкновенную. ...

17 09 2021 8:21:55

Урок-конкурс "Класс Рыбы"

Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя командами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....

17 09 2021 13:59:18

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме " Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

17 09 2021 13:50:35

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Структура урока предполагает активный поиск при изучении нового материала. Учащиеся сами выдвигают обучающие задачи в соответствии с темой. Используются следующие методы: эвристическая беседа; проблемное изложение изучаемого материала; частично-поисковая исследовательская деятельность; коммуникативные технологии....

17 09 2021 4:26:42

Класс Пресмыкающиеся (Рептилии). Общая характеристика, строение

Представители пресмыкающихся (более 4 тыс. видов) являются настоящими наземными позвоночными животными. В связи с появлением зародышевых оболочек они в своем развитии не связаны с водой....

17 09 2021 16:32:28

Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире"

Интегрированные уроки – наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук, что способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся. Интегрированный урок биологии и математики поможет закрепить знания по теме « Числовые последовательности. ...

17 09 2021 13:16:38

Тема урока: "Корень. Внешнее строение корня и его функции" с ИКТ

Особенность урока и презентации в том, что в качестве дополнительных источников информации (наглядности, содержания) используются не только учебные пособия, но и дополнительные Интернет-ресурсы....

17 09 2021 0:53:49

Тематическое планирование лабораторных работ по биологии в 6–11-х классах

В работе дано тематическое планирование с указанием: темы урока, класса, места проведения (в классе или дома), название работы, характер выполняемой работы, планируемый результат....

17 09 2021 12:21:30

Сценарный план урока биологии на тему «Шляпочные грибы». 5-й класс

Цель урока: познакомится со строением шляпочных грибов и многообразием шляпочных грибов. Задачи: познакомить школьников с особенностями строения, многообразием и значением грибов; научить распознавать грибы по характерным признакам....

17 09 2021 11:22:16

Вкус человека. Строение вкусового анализатора

Вкус — процесс восприятия вкусовых свойств веществ, попадающих на рецепторы слизистой языка и полости рта. Жизненная роль вкусовых ощущений, как и обонятельных, меньше, чем зрительных и слуховых....

17 09 2021 14:19:56

Интегрированный урок (химия + биология) "Железы внутренней секреции"

Особенностью представленного урока является его интеграция с предметом " Химия", предметом, который учащиеся 8-го класса только начали изучать. Цель данного типа интеграции: развитие познавательного интереса к предмету " Химия", подтверждение единства наук естественного цикла, их тесной взаимосвязи, а также доказательство того, что организм – сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах....

17 09 2021 2:44:20

Работа сердца

Представлен конспект урока биологии для учащихся 8-х классов по теме " Работа сердца"....

17 09 2021 15:12:27

Структура биосферы

Cтатья знакомит учащихся с понятием «биосфера» как гигантской экологической системой земного шара. Рассматривается структура биосферы, выявляются ее функции, выделяются границы биосферы, роль живого вещества в биосфере....

17 09 2021 9:39:23

Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле

На уроке даются понятия «биогенеза» и «абиогенеза». Выделяются основные положения теории эволюции материи и происхождения жизни А. И. Опарина. Рассматриваются этапы эволюции: физико-химический и биологический, их особенности и прогрессивность....

17 09 2021 19:32:37

Урок по теме "Семейство бобовые. Горох и фасоль – бобовые растения, особенности строения семейства, выращивание и использование человеком"

Данный урок проводится в 7-м классе коррекционной школы. Главная задача - познакомить учащихся с конкретными представлениями семейства бобовых, их разнообразием. Поэтому чем больше видов растений в пределах данного урока побывает в руках учащихся и будет изучено ими с различных точек зрения, тем лучше они поймут разнообразие растительного мира....

17 09 2021 7:10:52

Учебный проект "Информационное сопровождение отдельных тем курса общей биологии"

Предметный проект по общей биологии, направленный на расширение знаний по разделам « Цитология, « Эволюция», « Генетика». ...

17 09 2021 9:30:47

Биогеоценотический уровень жизни. Модель системы уроков

Система уроков в десятом классе состоит из пяти блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся. Каждая группа работает под руководством ученика-лидера (консультанта). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке плана изучения курса. ...

17 09 2021 3:54:12

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

17 09 2021 22:13:28

Урок-экскурсия «Знакомство с птицами парка». 7-й класс

Интерактивная экскурсия по биологии знакомит с разнообразием птиц городского парка. Ученики отмечают видовой состав фоновых птиц и особенности их жизни весной; проводя наблюдения за весенним поведением птиц, обращают внимание на приспособления птиц к определенным условиям жизни. Цель: развивать у учащихся понимание экологических взаимосвязей в природе, единства и целостности естественных биогеоценозов; рассмотреть вопросы охраны птиц....

17 09 2021 5:33:20

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе Е Г Э по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

17 09 2021 20:52:32

Внеклассное занятие "За страницами учебника" для 7-го класса по зоологии на тему «Беспозвоночные животные и их способы движения – ключ к технике»

Данное занятие закрепляет знания о движении беспозвоночных животных и знакомит с наукой бионикой, которая, изучая механизмы природы, проектирует и строит более совершенные приборы....

17 09 2021 12:55:49

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

17 09 2021 19:55:11

Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"

Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....

17 09 2021 7:51:54

Урок: "Пищеварение в ротовой полости"

Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....

17 09 2021 5:14:39

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

17 09 2021 7:11:54

Хвойные растения Амурской области

На уроке учащиеся знакомятся с некоторыми видами голосеменных растений Амурской области, с представителями семейств хвойниковые, сосновые. Развивают познавательный интерес к природе Амурской области. Формируют навыки умения самостоятельно приобретать, обобщать и сравнивать знания....

17 09 2021 12:34:12

Строение плода растений. Распространение семян и их значение

Плод формируется из завязи пестика после оплодотворения и является характернейшим органом цветкового растения. Функции плода - защита нежных тканей развивающегося семени от воздействия различных неблагоприятных условий....

17 09 2021 5:56:19

Урок в 11-м классе "Наследственные болезни человека"

Представлен конспект урока (краткосрочного проекта) в 11-м классе с использованием И Т, который расширяет знания учащихся о причинах появления наследственных заболеваний. ...

17 09 2021 21:22:26

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)