Информационные технологии на уроках биологии > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Информационные технологии на уроках биологии

Цели:

  1. Сформировать знания об истории создания клеточной теории, ее современных положениях.
  2. Развить понятие о клеточном уровне жизни.
  3. Способствовать выработке умений применять положения клеточной теории для доказательства единства живого и неживой природы, единства органического мира.
  4. Прививать интерес к предмету.

Оборудование: таблица “Строение животной и растительной клетки”, “Строение бактериальной клетки”, “Грибы”, компьютер, проектор, экран, презентация “Клеточная теория строения организмов” (в программе Power Point).

Оформление класса: кафедра для выступлений, выставка книг, рефератов учащихся и рисунков по теме.

Организация деятельности учащихся: ведущий – учащийся 11 класса, ученые - учащиеся 9 класса, докладчики – учащиеся 9 класса.

Ход урока

I. Организационный момент.

Презентация

II. Изучение нового материала.

1. Формулировка темы и целей занятия.

Вступительное слово учителя.

На первых уроках мы с вами познакомились с понятием живого и выделили основные уровни его организации. Клетка занимает довольно высокий уровень в иерархии живых систем, потому что без изучения клеточного уровня, без учета биологического поведения клетки и ее взаимодействия нельзя понять живое.

Представление о том, что клетка – это структурная и функциональная единица всех живых организмов, известное как клеточная теория, сложилось постепенно в XIX веке. Но на основании, каких данных ученые утверждают, что клетка – своего рода общий знаменатель всех живых систем?

Ответить на поставленный вопрос мы сможем, прослушав выступления ученых разных поколений на симпозиуме по теме: “Клеточная теория строения организмов” (Слайд № 1), в ходе которого вам предстоит заполнить таблицу “Основные этапы клеточной теории.

Этап Год Ученый Вклад в развитие теории
       

Ведущий: Клетка – это удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме. Но в тайны клеточного строения человек смог проникнуть только благодаря изобретению микроскопа. Наука начинает накапливать знания о строение клетки в развитии клеточной теории наступает первый этап “Зарождение понятия о клетке”. (Слайд № 2).

Сквозь волшебный прибор Левенгука
На поверхности капли воды
Обнаружила наша наука
Удивительной жизни следы.
Государство смертей и рождений,
Нескончаемой цепи звено, -
В этом мире чудесных творений
Сколь ничтожно и мелко оно!
Но для бездн, где летят метеоры,
Ни большого, ни малого нет,
И равно беспредельны просторы
Для микробов, людей и планет... (Слайд № 3).

Роберт Гук: Ошибочно считают, что я являюсь изобретателем и конструктором сложного микроскопа. Микроскоп впервые изготовил в 1595 году голландский оптик и шлифовщик стекол Ханс Янсен. Позднее этот прибор попал к Галилео Галилею, и он изготовил свой собственный, более совершенный микроскоп. Стоит к тому же отметить, что Галилей совершенно не выдавал себя за изобретателя данного точного прибора, хотя об этом и написано во многих источниках.

Я очень увлекался конструированием и сконструировал микроскоп, который увеличивал в 140 раз. Однажды при исследовании тонких срезов древесной пробки увидел, что вся пробка состоит из ячеек или пор. Я эти ячейки назвал клетками. Свои наблюдения я опубликовал в книге “Микрография, или Некоторые физиологические описания мельчайших тел, сделанные посредством увеличительных стекол” в 1665 году.

Ведущий: В работе Роберта Гука не было даже намека на представления о клетке, как об основной структурной единице любого живого организма.

1668 год Антонии ван Левенгук голландский натуралист, основоположник научной микроскопии. (Слайд № 4).

Антонии ван Левенгук: Еще в молодые годы я увлекся необычным делом - шлифовкой стекол. Мне посчастливилось изготовить линзы с увеличением до 300 раз. Эти замечательные линзы и оказались окном в новый мир. При помощи их я обнаружил ряд простейших одноклеточных организмов. Мое открытие натолкнуло меня на мысль, что наряду с растительными и животными организмами, которые состоят из множества клеток – есть организмы, состоящие из одной клетке. Меня интересовала жизнь - в капле воды, крови, в пластинках мяса. Я подметил, как кровь движется в мельчайших кровеносных сосудах — капиллярах, а также увидел, что кровь — это не какая-то однородная жидкость, как думали мои современники, а живой поток, в котором движется великое множество мельчайших телец. Теперь их называют эритроцитами. Очень важно и другое мое открытие: в семенной жидкости я увидел сперматозоиды — те маленькие клетки с хвостиками, которые, внедряясь в яйцеклетку, оплодотворяют ее, в результате чего возникает новый организм.

Ведущий: Благодаря дальнейшему усовершенствованию микроскопа к середине XIX века было собрано и опубликовано много новых описаний и рисунков различных тканей и по этому в 30-е годы этого столетия начинается следующий этап в развитии клеточной теории. (Слайд № 5).

1831 год шотландский ученый Роберт Броун. (Слайд № 6).

Роберт Броун: Я знал, что растительные организмы состоят из клеток, очень много рассмотрел растений, но то, что я увидел однажды в микроскоп, меня насторожило. Внутри клетки было хорошо видно крупное плотное образование. Просмотрев большую группу растений, я везде видел такое же плотное образование, как плавило в центре. Тогда я назвал это плотное образование ядром.

Ведущий: 1838 год немецкий ученый – ботаник Матиас Шлейден. (Слайд № 7).

Маттиас Шлейден: Собрав большой фактический материал, я пришел к заключению, что ядро является обязательным структурным элементом всех растительных клеток. Я предложил новую теорию образования растительных клеток, основанную на представлении о решающей роли в этом процессе клеточного ядра. Согласно этой теории новая клетка как бы выдувается из ядра и затем покрывается клеточной стенкой.

Ведущий: Немецкий физиолог Теодор Шванн. (Слайд № 8).

Теодор Шванн: Мой друг (обращаясь к М. Шлейдену) я всегда интересовался вашими работами и был очень удивлен, что ядра в мешочках у животных точь-в-точь такие, как и в клетках растений. И тогда мне пришла в голову замечательная мысль. Я догадался, что мешочки животных и клетки растений, по существу, одно и тоже. Что все растения - будь то бузина или морковь - и все животные - будь то блоха или тигр - состоят из клеток. Что клетка - основной элемент всех организмов.

В 1839 году в Берлине я издал книгу “Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений”, в которой сформулировал положения клеточной теории. (Слайд № 9)

1. Всем животным и растениям свойственно клеточное строение.

2. Растут и развиваются растения и животные путем возникновения новых клеток.

3. Клетка является самой маленькой единицей живого, а целый организм – совокупность клеток.

Ведущий: Клеточная теория – одно из трех величайших открытий, по словам Ф. Энгельса, после закона о превращении энергии, теории эволюции Ч. Дарвина. Однако М. Шлейден и Т. Шванн ошибочно считали, что клетки возникают путем новообразования из неклеточного первичного вещества.

В последующие годы ученые разных стран дополняли знания о строении клетки и тем самым способствовали дальнейшему развитию клеточной теории. (Слайд № 10).

Существенное дополнение клеточной теории сделал академик Российской АН Карл Максимович Бэр. (Слайд № 11).

Карл Максимович Бэр: Еще в 1827 году я открыл яйцеклетки млекопитающих. А так же сравнивая зародышей позвоночных животных различных классов – рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих установил, что все они на разных стадиях развития сходны между собой и по мере дальнейшего развития приобретают все больше отличительных черт. На основании этого я сделал вывод. Сто все организмы начинают свое развитие с одной клетки (зиготы), представляющей собой оплодотворенное яйцо. Это открытие доказывает, что клетка является еще и единицей развития всех живых организмов.

Ведущий: В 1855 году немецкий врач Рудольф Вирхов опроверг ошибочное представление клеткообразования, сформулированное ранее в клеточной теории Шванн-Шлейдена. (Слайд № 12).

Рудольф Вирхов: Я был глубоко убежден, что количество клеток в организме увеличивается в результате клеточного деления, то есть клетка происходит только от клетки путем деления. “Omnis cellula e cellula” - всякая клетка из клетки.

Ведущий: Каждый из вас (обращаясь к ученым) представитель своего времени, но все вы вместе установили общие закономерности клеточного строения живых организмов, так как клеточная теория лежит в основе представлений о единстве всего живого, общности его происхождения и эволюционного развития. Клеточная теория в середине XIX века стала общепризнанной и послужила возникновению науки цитологии – наука о клетке.

Ученый XX века: Клеточная теория сохранила свое значение и в настоящее время. Она дополнена многочисленными материалами о строении, функциях, химическом составе и развитии клеток живых организмов различных царств.

Современная клеточная теория включает в себя следующие положения:

1. Клетка представляет собой основу структурной и функциональной организации растений и животных.

2. Клетки растений и животных сходны по строению и развиваются аналогично (путем деления исходной клетки).

3. Клетки у всех организмов имеют мембранное строение.

4. Ядро клетки представляет ее главный регуляторный органоид.

5. Клеточное строение живых организмов — свидетельство единства их происхождения. (Слайд № !3).

В дальнейшем, успехи изучения клетки связаны с усовершенствованием инструментов и развитием методов исследования. Усовершенствование светового микроскопа и методов исследования окраски клеток позволили выделить и описать не только ядро и цитоплазму клетки, но и многие другие заключенные в ней части – органеллы.

В настоящее время клетку изучают, применяя физические и химические методы исследования, новейших приборов. О современных методах исследования клетки послушаем сообщения учащихся.

Доклады учащихся:

1. Сканирование клетки.

2. Ультроцентрифугирование клетки.

3. Радиоактивный метод изучения клетки.

Ведущий: Клеточная теория, будучи важнейшим достижением естествознания, обосновав единство клеточной организации и общность происхождения растений и животных, сыграла огромную роль в развитии всех разделов биологии, особенно гистологии, эмбриологии, физиологии клетки, эволюционного учения, генетики. На ее основе сложилось и развивалось учение о болезненных процессах у животных, растений и человека. На этом наш симпозиум окончен.

 III. Закрепление знаний.

1. Проверка заполнение таблицы “Основные этапы клеточной теории”.

IV. Домашнее задание: § 2.1, таблица в тетради.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Торможение условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение

Торможением условных рефлексов называются процессы, которые приводят к ослаблению или прекращению возбуждений. Это явление противоположно возбуждению....

25 10 2021 16:32:11

Как размножаются живые организмы

Задачи урока: организовать усвоение понятий: «размножение», «бесполое размножение», «половое размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш», «гермафродит»; провести сравнение (найти сходство и различие) живых и неживых организмов; создать условия для формирования понятия «размножение» как общего свойства живых организмов....

25 10 2021 20:39:28

Урок в 9-м классе по теме "Вирусы"

Урок в 9-м классе по теме " Вирусы" является примером применения элементов технологии информационно-коммуникационной и технология опорных схем и конспектов. Использование интерактивной презентации предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создания содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, структурирования урока, улучшения темпа и течения занятия....

25 10 2021 18:15:19

Урок биологии по теме "Хлебные злаковые культуры". 7-й класс

Цель урока: познакомить учащихся с представителями хлебных злаковых культу, особенностями строения и значением в природе и для человека....

25 10 2021 18:56:47

Урок природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России"

В качестве материала на фестиваль педагогических идей " Открытый урок" мною представлена разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему " Природа России". Данный урок имеет экологическую направленность. Основная идея – донести до учащихся понимание того, что человек является частью природы, следовательно, любые изменения природы человеком могут привести к экологическим катастрофам. Одна из целей, которую я реализовала на уроке, – формировать активную гражданскую позицию воспитанников коррекционной школы. ...

25 10 2021 2:39:46

Питание. Особенности питания растительного организма

Урок посвящён изучению нового материала по программе Н. И. Сонина. Цель урока: формирование понятия о воздушном и почвенном питании растений, понимание роли питания в жизни растений....

25 10 2021 10:58:30

Урок биологии по теме "Грибы"

Решающим фактором роста ориентации школьников на саморазвитие в учебном процессе является психологический климат класса и психологический климат урока. Поэтому учитываются этапы развития психологического климата: от чувства безопасности–к чувству принадлежности; от чувства принадлежности–к признанию достижений; от признания достижений–к стремлению выразить себя в учебной деятельности. ...

25 10 2021 11:33:24

Мастер-класс "Развитие учебной мотивации в обучении биологии в С(К)ОУ"

Мастер-класс показывает методические приемы для восприятия учебного материала через различные каналы, что сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, развивает зрительную память, акцентирует внимание на важных объектах за счет фрагментарной подачи материала....

25 10 2021 22:26:22

Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии

Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....

25 10 2021 16:13:29

Урок в 6-м классе "Корень — якорь и насос"

Урок в 6 классе по учебнику В. В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения» с использованием технологии критического мышления. Цель урока: изучение строения корня и его функций....

25 10 2021 22:12:37

Происхождение и значение пресмыкающихся

Урок выясняет происхождение древней группы животных – пресмыкающихся и объясняет значение современных рептилий....

25 10 2021 23:10:27

Тема: "Механизм вдоха и выдоха"

Урок рассчитан на развитие самостоятельной работы учащегося, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей. В урок включены творческие, самостоятельные формы работы, а также работа с видеоматериалом. При определении заданий для учащихся, учитываются их способности. Принцип построения урока можно использовать как в среднем, так и в старших классах....

25 10 2021 7:13:34

Орнотологический КВН "День пернатых друзей" для учащихся 5—8-х классов

Конкурс позволяет закрепить, углубить знания учащихся, а также активизировать познавательную деятельность. Значительна роль данного конкурса для экологического обучения и привития экологической культуры, чувства сопереживания, гуманности к окружающим, в том числе птицам. ...

25 10 2021 7:53:25

Кроссворд – нетрадиционная форма проверки знаний (из опыта работы)

В обучении биологии, помимо традиционных форм и методов проверки знаний и умений применяются и нетрадиционные. Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ. В качестве нетрадиционного метода контроля знаний используются кроссворды. Решение кроссвордов – полезное занятие для развития логического мышления. Они позволяют одновременно вспомнить забытую информацию и приобрести новую. С помощью такого метода можно установить уровень предметной терминологической грамотности....

25 10 2021 7:48:58

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме " Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

25 10 2021 7:48:12

Проведение школьной биологической олимпиады

В последнее время наблюдается снижение интереса к изучению большинства школьных предметов. Привить интерес к сложному предмету можно только через игру. Занимательные мероприятия способствуют обогащению ученика новыми знаниями, расширению кругозора....

25 10 2021 8:36:19

Урок биологии в 6-м классе по теме "Видоизменения корней"

Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает....

25 10 2021 0:47:52

Класс Пресмыкающиеся (Рептилии). Общая характеристика, строение

Представители пресмыкающихся (более 4 тыс. видов) являются настоящими наземными позвоночными животными. В связи с появлением зародышевых оболочек они в своем развитии не связаны с водой....

25 10 2021 12:11:35

Урок биологии по теме "Генетическое лото"

Представлен урок-практикум по решению задач на моногибридное скрещивание (неполное доминирование), дигибридное скрещивание, сцепленное скрещивание, на группы крови Лото « Генетические задачи»....

25 10 2021 0:25:46

Урок биологии по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"

Представлен урок биологии в 9-м классе по теме " Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"....

25 10 2021 8:18:14

Вещества, образуемые растениями

На уроке, учитывая возрастные особенности пятиклассников, формируются представления о дубильных веществах, фитонцидах и витаминах, понятие о здоровом образе жизни и рациональном питании, умение использовать текст и рисунки при решении поисковых задач, навыки самостоятельной работы с текстом учебника и И К Т....

25 10 2021 23:56:20

Урок по теме: "Семейство злаковых или мятликовые"

Данный урок разработан по программе Сонина Н. И " Многообразие живых организмов", но может быть использован и при работе по другим учебным пособиям. Урок проводится в 7-м классе. В конспекте урока подробно указано методическое обеспечение к уроку, описаны все этапы урока. Для успешного проведения урока необходимо использовать компьютерную презентацию, выполненную в программе Power Point. ...

25 10 2021 15:27:33

Брейн-ринг "Знатоки естествознания"

Мероприятие направлено на развитие познавательного интереса к биологии и географии через решения нестандартных заданий и вопросов. Форма мероприятия развивает коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся, чувство коллективизма....

25 10 2021 15:39:53

Урок-эксперимент в 8-м классе "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"

Урок помогает выяснить, какую роль в жизни человека играет опорно-двигательная система и какова роль физической нагрузки. ...

25 10 2021 22:44:25

"Строение органа слуха. Гигиена зрения и слуха"

Разработка урока биологии по анатомии человека в 8-м классе с целью сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового аппарата; дать понятие о причинах заболеваниях слухового и зрительного аппарата....

25 10 2021 1:12:35

Урок-исследование по теме "Плоды". Раздел биологии 6-го класса

Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются практические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употреблении их в пищу....

25 10 2021 13:35:29

Растительные ткани: образовательная, покровная, основная, механическая, проводящая

Растительные ткани - это группа клеток, с общим происхождением, структурой, предназначенные для выполнения конкретных функций....

25 10 2021 4:27:15

Деление клетки. Митоз

Деление клетки – тема, изучаемая в школе, привлекает внимание учащихся. На примерах можно показать, как развивается клетка. В дальнейшем к этой теме можно будет вернуться при индивидуальном развитии и изучении генетики....

25 10 2021 22:27:45

Урок биологии по теме "Характеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"

Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....

25 10 2021 9:22:34

Разработка и реализация проекта по теме "Грядут ли генетические войны?"

Данный проект может быть с успехом реализован на занятиях клуба любителей биологии, на уроках при изучении темы « Хранение и реализация наследственной информации». В проекте предусмотрена групповая исследовательская работа над решением проблемных вопросов в рамках решения основополагающего вопроса....

25 10 2021 5:33:52

Особенности строения голосеменных растений (6-й класс)

На уроке учащиеся повторяют строение споровых растений, знакомятся с многообразием голосеменных, изучают особенности голосеменных на примере класса хвойных, значение голосеменных в природе и жизни человека. Урок способствует развитию логического мышления, умений использования знаний для решения задач. ...

25 10 2021 8:10:32

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать характеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

25 10 2021 14:44:31

Экологическая игра-викторина "У нас Земля одна!"

Экологическая игра-викторина « У нас Земля одна!» создана по мотивам телевизионной игры « Своя игра». Праздник будет более ярким, радостным и запоминающимся, если дети примут участие в викторине. Полученные знания лучше усвоятся, надолго сохранятся в памяти учащихся и будут эффективно использоваться ими и в учебном процессе, и в любых жизненных ситуациях....

25 10 2021 18:50:52

Урок в 7-м классе по теме "Класс пресмыкающихся. Их многообразие и общие черты"

Цель урока - проследить эволюцию пресмыкающихся; выяснить, какие отряды, кроме ранее изученных, входят в состав класса; определить основные черты представителей класса. На уроке обобщаются знания по особенностям внешнего строения пресмыкающихся, выясняется, от каких животных произошли древние пресмыкающиеся и какие изменения произошли в их организме....

25 10 2021 23:51:53

Урок биологии по теме "Строение клетки"

Разработанное занятие для профильной группы - изучение нового материала. Форма работы на занятии - групповая, малыми группами. Специальный подбор наглядности позволяет лучше усвоить материал, провести обучение с использованием надпредметных З У Нов, применить анализ, обобщение, систематизацию и сделать выводы в рамках темы. ...

25 10 2021 11:36:42

Обобщающий урок по теме "Класс Птицы" (особенности строения)

Урок повторения и обобщения знаний по теме « Тип Хордовые. Класс Птицы», на котором учащиеся систематизируют знания об особенностях строения, жизнедеятельности птиц, связанных с полетом, приспособленности их к жизни в разнообразных условиях наземной среды, происхождении птиц....

25 10 2021 15:29:42

Сценарий выступления агитбригады "По ком звонят колокола?"

Предложенный материал поможет приобщить детей к театральному искусству и в игровой форме задуматься над серьезными экологическими проблемами. В выступлении могут использоваться как специально подготовленные костюмы, так и элементы костюмов, что не уменьшит художественной ценности и зрелищности постановки....

25 10 2021 9:49:33

Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....

25 10 2021 9:34:40

Урок природоведения в 5-м классе "Разнообразие веществ"

Урок проводится в 5-м классе при изучении темы " Тела и вещества" по учебнику В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой " Природоведение. Природа неживая и живая". На уроке используются разнообразные формы проверки знаний учащихся. Данный урок даёт возможность учителю показать взаимосвязь органического и неорганического мира. ...

25 10 2021 14:15:50

Интегрированный урок "Экологическая характеристика школьного кабинета"

На данном уроке проводится исследовательская работы по определению соответствия условий школьного кабинета Сан Пи Н: определение цветовой гаммы кабинета, его озеленение, вентиляционный режим, коэффициент аэрации, освещенность, а также объем и площадь на одного ученика. Это позволяет показать важность учебных теоретических знаний для жизни, помогает объединить знания из нескольких учебных дисциплин....

25 10 2021 15:59:27

Здоровье школьника – будущее нации

Программа " Здоровье школьника" направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей и педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья....

25 10 2021 0:55:31

Современные здоровьесберегающие технологии в обеспечении сохранения и укрепления подрастающего поколения на уроках биологии в 8-м классе

Для проведения физкультминуток на уроках анатомии в 8-м классе были подобраны упражнения, соответствующие темам уроков. Например, на уроке " Осанка" выполняются упражнения " Птица перед взлетом". При изучении зрительного анализатора делаются упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии. При изучении дыхательной системы выполняется упражнение по методике Стрельниковой, которое помогает постановке голоса, укреплению дыхательных мышц. Используя упражнения можно улучшить здоровье детей....

25 10 2021 10:18:46

Педагогическая мастерская "Цветущие краски"

В основу мастерской положен деятельностей подход: именно деятельность помогает подойти к глубокому осмыслению учебного материала, пониманию всех процессов и механизмов, способствует формированию у учащихся самостоятельного мышления, умения аргументированно отвечать на вопросы, в логичной последовательности излагать свои мысли, делать выводы....

25 10 2021 12:43:55

Цветок

В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....

25 10 2021 21:56:15

Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии

Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....

25 10 2021 12:13:17

Урок-повторение по теме "Корень"

Урок биологии, посвященный повторению темы « Корень». Учащиеся вспоминают и закрепляют пройденный материал, развивают чувство командной работы....

25 10 2021 20:58:33

"Борьба за хлеб была второй войной, где каждый колос равен был патрону"

Представлен сценарий урока памяти, посвященного теме войны. Цель урока – воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну; расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа....

25 10 2021 9:26:44

Занятие "Слет грызунов – парад достоинств"

Диалоговое общение; использование на занятии дидактического материала; участие в изложении материала детей помогут активному освоению нового материала и ответу, на основании изученного, на вопрос " Зачем учить биологию и экологию". ...

25 10 2021 22:12:47

Органы и системы органов животных

Данный урок биологии является обобщающим при изучении органов и систем органов животных. До того момента, когда учащиеся начнут изучать все системы органов более подробно, они должны себе чётко представлять, что является органом и системой. На этом уроке ребята не только вспоминают название систем органов, но и называют органы, представляющие каждую систему у разных групп организмов....

25 10 2021 10:22:28

Урок биологии в 7-м классе по теме "Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб"

Урок-путешествие в 7-м классе - один из уроков по теме « Позвоночные. Тип Хордовые», составленный в соответствии с программой по биологии для 5–11-х классов общеобразовательных школ (авторы В. В. Пасечник, В. М. Пакулова, В. В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена программа работы для учащихся. Использование видеофрагментов, экспериментов и исследований в ходе выполнения лабораторной работы, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....

25 10 2021 6:11:44

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)