Информационные технологии на уроках биологии
Цели:
- Сформировать знания об истории создания клеточной теории, ее современных положениях.
- Развить понятие о клеточном уровне жизни.
- Способствовать выработке умений применять положения клеточной теории для доказательства единства живого и неживой природы, единства органического мира.
- Прививать интерес к предмету.
Оборудование: таблица “Строение животной и растительной клетки”, “Строение бактериальной клетки”, “Грибы”, компьютер, проектор, экран, презентация “Клеточная теория строения организмов” (в программе Power Point).
Оформление класса: кафедра для выступлений, выставка книг, рефератов учащихся и рисунков по теме.
Организация деятельности учащихся: ведущий – учащийся 11 класса, ученые - учащиеся 9 класса, докладчики – учащиеся 9 класса.
Ход урока
I. Организационный момент.
Презентация
II. Изучение нового материала.
1. Формулировка темы и целей занятия.
Вступительное слово учителя.
На первых уроках мы с вами познакомились с понятием живого и выделили основные уровни его организации. Клетка занимает довольно высокий уровень в иерархии живых систем, потому что без изучения клеточного уровня, без учета биологического поведения клетки и ее взаимодействия нельзя понять живое.
Представление о том, что клетка – это структурная и функциональная единица всех живых организмов, известное как клеточная теория, сложилось постепенно в XIX веке. Но на основании, каких данных ученые утверждают, что клетка – своего рода общий знаменатель всех живых систем?
Ответить на поставленный вопрос мы сможем, прослушав выступления ученых разных поколений на симпозиуме по теме: “Клеточная теория строения организмов” (Слайд № 1), в ходе которого вам предстоит заполнить таблицу “Основные этапы клеточной теории.
Этап | Год | Ученый | Вклад в развитие теории |
Ведущий: Клетка – это удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме. Но в тайны клеточного строения человек смог проникнуть только благодаря изобретению микроскопа. Наука начинает накапливать знания о строение клетки в развитии клеточной теории наступает первый этап “Зарождение понятия о клетке”. (Слайд № 2).
Сквозь волшебный прибор Левенгука
На поверхности капли воды
Обнаружила наша наука
Удивительной жизни следы.
Государство cмepтей и рождений,
Нескончаемой цепи звено, -
В этом мире чудесных творений
Сколь ничтожно и мелко оно!
Но для бездн, где летят метеоры,
Ни большого, ни малого нет,
И равно беспредельны просторы
Для микробов, людей и планет... (Слайд № 3).
Роберт Гук: Ошибочно считают, что я являюсь изобретателем и конструктором сложного микроскопа. Микроскоп впервые изготовил в 1595 году голландский оптик и шлифовщик стекол Ханс Янсен. Позднее этот прибор попал к Галилео Галилею, и он изготовил свой собственный, более совершенный микроскоп. Стоит к тому же отметить, что Галилей совершенно не выдавал себя за изобретателя данного точного прибора, хотя об этом и написано во многих источниках.
Я очень увлекался конструированием и сконструировал микроскоп, который увеличивал в 140 раз. Однажды при исследовании тонких срезов древесной пробки увидел, что вся пробка состоит из ячеек или пор. Я эти ячейки назвал клетками. Свои наблюдения я опубликовал в книге “Микрография, или Некоторые физиологические описания мельчайших тел, сделанные посредством увеличительных стекол” в 1665 году.
Ведущий: В работе Роберта Гука не было даже намека на представления о клетке, как об основной структурной единице любого живого организма.
1668 год Антонии ван Левенгук голландский натуралист, основоположник научной микроскопии. (Слайд № 4).
Антонии ван Левенгук: Еще в молодые годы я увлекся необычным делом - шлифовкой стекол. Мне посчастливилось изготовить линзы с увеличением до 300 раз. Эти замечательные линзы и оказались окном в новый мир. При помощи их я обнаружил ряд простейших одноклеточных организмов. Мое открытие натолкнуло меня на мысль, что наряду с растительными и животными организмами, которые состоят из множества клеток – есть организмы, состоящие из одной клетке. Меня интересовала жизнь - в капле воды, крови, в пластинках мяса. Я подметил, как кровь движется в мельчайших кровеносных сосудах — капиллярах, а также увидел, что кровь — это не какая-то однородная жидкость, как думали мои современники, а живой поток, в котором движется великое множество мельчайших телец. Теперь их называют эритроцитами. Очень важно и другое мое открытие: в семенной жидкости я увидел cпepматозоиды — те маленькие клетки с хвостиками, которые, внедряясь в яйцеклетку, оплодотворяют ее, в результате чего возникает новый организм.
Ведущий: Благодаря дальнейшему усовершенствованию микроскопа к середине XIX века было собрано и опубликовано много новых описаний и рисунков различных тканей и по этому в 30-е годы этого столетия начинается следующий этап в развитии клеточной теории. (Слайд № 5).
1831 год шотландский ученый Роберт Броун. (Слайд № 6).
Роберт Броун: Я знал, что растительные организмы состоят из клеток, очень много рассмотрел растений, но то, что я увидел однажды в микроскоп, меня насторожило. Внутри клетки было хорошо видно крупное плотное образование. Просмотрев большую группу растений, я везде видел такое же плотное образование, как плавило в центре. Тогда я назвал это плотное образование ядром.
Ведущий: 1838 год немецкий ученый – ботаник Матиас Шлейден. (Слайд № 7).
Маттиас Шлейден: Собрав большой фактический материал, я пришел к заключению, что ядро является обязательным структурным элементом всех растительных клеток. Я предложил новую теорию образования растительных клеток, основанную на представлении о решающей роли в этом процессе клеточного ядра. Согласно этой теории новая клетка как бы выдувается из ядра и затем покрывается клеточной стенкой.
Ведущий: Немецкий физиолог Теодор Шванн. (Слайд № 8).
Теодор Шванн: Мой друг (обращаясь к М. Шлейдену) я всегда интересовался вашими работами и был очень удивлен, что ядра в мешочках у животных точь-в-точь такие, как и в клетках растений. И тогда мне пришла в голову замечательная мысль. Я догадался, что мешочки животных и клетки растений, по существу, одно и тоже. Что все растения - будь то бузина или морковь - и все животные - будь то блоха или тигр - состоят из клеток. Что клетка - основной элемент всех организмов.
В 1839 году в Берлине я издал книгу “Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений”, в которой сформулировал положения клеточной теории. (Слайд № 9)
1. Всем животным и растениям свойственно клеточное строение.
2. Растут и развиваются растения и животные путем возникновения новых клеток.
3. Клетка является самой маленькой единицей живого, а целый организм – совокупность клеток.
Ведущий: Клеточная теория – одно из трех величайших открытий, по словам Ф. Энгельса, после закона о превращении энергии, теории эволюции Ч. Дарвина. Однако М. Шлейден и Т. Шванн ошибочно считали, что клетки возникают путем новообразования из неклеточного первичного вещества.
В последующие годы ученые разных стран дополняли знания о строении клетки и тем самым способствовали дальнейшему развитию клеточной теории. (Слайд № 10).
Существенное дополнение клеточной теории сделал академик Российской АН Карл Максимович Бэр. (Слайд № 11).
Карл Максимович Бэр: Еще в 1827 году я открыл яйцеклетки млекопитающих. А так же сравнивая зародышей позвоночных животных различных классов – рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих установил, что все они на разных стадиях развития сходны между собой и по мере дальнейшего развития приобретают все больше отличительных черт. На основании этого я сделал вывод. Сто все организмы начинают свое развитие с одной клетки (зиготы), представляющей собой оплодотворенное яйцо. Это открытие доказывает, что клетка является еще и единицей развития всех живых организмов.
Ведущий: В 1855 году немецкий врач Рудольф Вирхов опроверг ошибочное представление клеткообразования, сформулированное ранее в клеточной теории Шванн-Шлейдена. (Слайд № 12).
Рудольф Вирхов: Я был глубоко убежден, что количество клеток в организме увеличивается в результате клеточного деления, то есть клетка происходит только от клетки путем деления. “Omnis cellula e cellula” - всякая клетка из клетки.
Ведущий: Каждый из вас (обращаясь к ученым) представитель своего времени, но все вы вместе установили общие закономерности клеточного строения живых организмов, так как клеточная теория лежит в основе представлений о единстве всего живого, общности его происхождения и эволюционного развития. Клеточная теория в середине XIX века стала общепризнанной и послужила возникновению науки цитологии – наука о клетке.
Ученый XX века: Клеточная теория сохранила свое значение и в настоящее время. Она дополнена многочисленными материалами о строении, функциях, химическом составе и развитии клеток живых организмов различных царств.
Современная клеточная теория включает в себя следующие положения:
1. Клетка представляет собой основу структурной и функциональной организации растений и животных.
2. Клетки растений и животных сходны по строению и развиваются аналогично (путем деления исходной клетки).
3. Клетки у всех организмов имеют мембранное строение.
4. Ядро клетки представляет ее главный регуляторный органоид.
5. Клеточное строение живых организмов — свидетельство единства их происхождения. (Слайд № !3).
В дальнейшем, успехи изучения клетки связаны с усовершенствованием инструментов и развитием методов исследования. Усовершенствование светового микроскопа и методов исследования окраски клеток позволили выделить и описать не только ядро и цитоплазму клетки, но и многие другие заключенные в ней части – органеллы.
В настоящее время клетку изучают, применяя физические и химические методы исследования, новейших приборов. О современных методах исследования клетки послушаем сообщения учащихся.
Доклады учащихся:
1. Сканирование клетки.
2. Ультроцентрифугирование клетки.
3. Радиоактивный метод изучения клетки.
Ведущий: Клеточная теория, будучи важнейшим достижением естествознания, обосновав единство клеточной организации и общность происхождения растений и животных, сыграла огромную роль в развитии всех разделов биологии, особенно гистологии, эмбриологии, физиологии клетки, эволюционного учения, генетики. На ее основе сложилось и развивалось учение о болезненных процессах у животных, растений и человека. На этом наш симпозиум окончен.
III. Закрепление знаний.
1. Проверка заполнение таблицы “Основные этапы клеточной теории”.
IV. Домашнее задание: § 2.1, таблица в тетради.
Комментарии:
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
17 07 2025 9:16:18
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
16 07 2025 3:15:14
Урок проводится среди учащихся 7-х классов при изучении темы «Простейшие». В процессе проведения лабораторных работ ребята узнают много нового и интересного о функционировании одноклеточного организма, что позволяет расширить знания учащихся по данному разделу....
15 07 2025 20:38:47
Обобщающий урок по теме «Цитология» с целью систематизировать знания учащихся о составе, строении клеток, процессах метаболизма различных видов; дать независимую комплексную оценку знаний по теме; подготовить учащихся к ЕГЭ....
14 07 2025 0:21:42
Тема в курсе зоологии «Тип кишечнополостные» имеет большое значение для изучения эволюционного развития организмов, но с этими животными обучающиеся в пpaктической жизни знакомы мало. Урок-путешествие с его межпредметными связями и использованием ИКТ направлен на более эффективное усвоения материала....
13 07 2025 12:33:54
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
12 07 2025 14:27:59
Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. С этой целью я активно применяю ИКТ своей работе. Я представляю урок по теме: "Биосинтез белка" в 9-м классе, как пример моего опыта по использованию ИКТ на уроках биологии....
11 07 2025 23:49:30
В статье рассказывается о том, как учителю создать и использовать в работе такие Интернет-ресурсы, как собственный сайт, блог, веб-портфолио, wiki-страницы, кабинет сетевого сообщества. Также описываются различные программы, которые могут помочь учителю в работе с Интернет-ресурсами....
10 07 2025 23:41:43

Содержание семинара позволит обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме: «Селекция животных, растений и микроорганизмов»; предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, позволяет наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные особенности старшеклассников....
09 07 2025 5:50:51
Урок биологии разработан для учащихся 8-го класса, (учебник Сонина К.И., Сапина М.Р. Биология 8 кл. М., Дрофа, 2005). Для повышения мотивации при изучении нового материала и успешного его усвоения на уроке создаются проблемные ситуации, в ходе которых дети получают информацию не в готовом виде, а самостоятельно....
08 07 2025 4:15:29
Урок рассматривает статистические данные, способы определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрывает причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней, формирует представления о различиях мужского и женского организмов. Рекомендуется соблюдать тактичность изложения материала, в классе могут быть учащиеся с наследственными заболеваниями. Используются оптимистические прогнозы о возможных способах лечения заболеваний....
07 07 2025 1:35:20
В данной разработке отражен творческий подход к преподаванию раздела биологии-зоологии, что поможет учителям качественно подготовиться к проведению уроков. К уроку имеется мультимедийное приложение (СD-диск) в виде презентации. Методическая разработка предназначена для учителей-предметников; для учеников, стремящихся расширить свой кругозор....
06 07 2025 16:38:37
Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....
05 07 2025 13:23:44
Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка.
На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....
04 07 2025 10:40:12

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
03 07 2025 16:18:56
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
02 07 2025 11:25:37
Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов....
01 07 2025 9:15:47
Ботаника, комплекс наук о растениях. Сформировалась ок. 2300 лет назад. Основоположником её считают древнегреческого учёного Теофраста, которого называют...
30 06 2025 16:47:35
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
29 06 2025 17:49:17
Тема «Лишайники» – одна из самых сложных, но и самых любимых учителями биологии и учащимися тем. Предлагаю вам свое видение этой темы. Учащиеся знакомятся с положением лишайников в системе живой природы, их строением и процессами жизнедеятельности, многообразием и значением.
...
28 06 2025 19:58:18
Задачами урока являются актуализация знания учащихся об основных стилях русского языка, выявление
особенности художественного и научного стилей, а также формулировка определения листопада, выяснение
значения листопада в жизни растений, рассказ о биологических процессах, происходящих в растениях
перед листопадом.
Урок рассчитан на учащихся 6-го класса.
Проводят урок учитель биологии и учитель русского языка и литературы. Тип урока - бинарный урок-обобщение.
...
27 06 2025 8:17:43
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
26 06 2025 21:35:18
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
25 06 2025 19:55:43
Многие виды морозника имеют густые корневища, которые помогают им выживать в условиях низких температур...
24 06 2025 5:34:49
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
23 06 2025 6:35:12
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
22 06 2025 1:48:33
Приведена программа занятий с учащимися среднего школьного возраста в целях формирования у них экологической культуры. ...
21 06 2025 0:42:19
Задача урока – сформировать у учащихся систему основных понятий об этапах образовании пoлoвых клеток у животных и человека и организовать теоретическое исследование нового материала по изучению основных изменений, происходящих с клетками в различных зонах гонад, работая в парах....
20 06 2025 16:26:32
Данный урок направлен на формирование навыков правильного питания. Урок проводится в рамках темы «Пищеварение» по биологии в 8-м классе. По ходу урока изучается режим питания, сбалансированность и безопасность питания, а также составляется пирамида правильного питания. Весь урок сопровождается презентацией....
19 06 2025 5:27:53
Расширяются знания о коже. Учащиеся учатся создавать мини-проекты, применяют элементы исследования....
18 06 2025 13:35:40
На данном уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внешнем и внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит учащихся совершенствовать умения проводить наблюдения за животными, узнавать изученных птиц в природе. Сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. Продолжает формирование умения работать с учебником, находить в тексте учебника и рисунках необходимые сведения для ответов на вопросы.
...
17 06 2025 6:48:50
Вашему вниманию предлагается развивающая игра по биологии "Брейн-ринг". Подобные игру способствуют лучшему запоминанию материала учениками и заинтересованности в предмете.
...
16 06 2025 14:20:49
Автор на уроке формирует понятие о строении и функциях покровного органа – кожи. Развивает анализ систематизации новой информации....
15 06 2025 22:38:17
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
14 06 2025 15:49:15
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
13 06 2025 14:31:10

Урок способствует развитию познавательного интереса к окружающему миру и природе Севера Дальнего Востока. Учащиеся овладевают эколого-биологическими дополнительными знаниями, которые станут для них в настоящем и будущем основами для разумного отношения к природе....
12 06 2025 22:59:36
В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием "движение" как одним из главных свойств живых организмов, с разнообразием способов движения животных. Автор работы продолжает формирование монологической речи....
11 06 2025 1:50:47
Урок демонстрирует возможность объединения двух тем в одном уроке, используя приемы проведения лабораторных работ, создания ситуаций интеллектуального затруднения, решения проблемных задач, способствующие развитию творческого мышления....
10 06 2025 8:24:58
Предлагается урок на диалоговой основе с элементами пpaктикума. Это урок изучения нового материала в одном предмете (география и биология) и повторения изученного материала в другом (биология и природоведение). Цель урока – формирование целостного представления о минеральном питании растений, о почвах Ростовской области путем интеграции нескольких школьных дисциплин, а так же создание навыков пpaктической деятельности....
09 06 2025 11:35:30
На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....
08 06 2025 11:59:22
Ф.Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд — это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстpaктное мышление....
07 06 2025 23:20:39
Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....
06 06 2025 12:33:53
Жгутики — это тонкие выросты тела, число которых варьирует от одного до десятков. Жгутики и реснички обеспечивают не только передвижение клеток в прострaнcтве, но и перемещение различных веществ на поверхности клеток. Органоиды движения эвглены зеленой представлены жгутиком, который находится на тупом конце....
05 06 2025 5:30:39
Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....
04 06 2025 0:28:24
Учитель формирует представления учащихся об основных физических процессах: росте и развитии растений. Ребята изучают особенности роста и развития растительного организма, роль семян в индивидуальном развитии цветковых растений....
03 06 2025 14:29:59
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
02 06 2025 23:49:55

Урок формирует у учащихся прочные знания о строении сердца, кровеносных сосудов, кругов кровообращения и работе сердца. Активизирует мышление....
01 06 2025 7:21:37
К органам чувств рыбы относятся: зрение, слух, боковая линия, электрорецепция, обоняние, вкус и осязание. Разберем устройство каждого органа по отдельности, значение и принцип их работы....
31 05 2025 14:20:28
Для принятия учащимися замысла урока используется систематизация учебного материала, которая выстраивает необходимость принятия нового материала, проводится эвристическая беседа. Учащиеся определяют тему урока, свой уровень знаний, цель урока и этапы ее достижения.
...
30 05 2025 11:43:14
Целью урока является повторение и обобщение знаний о делении клеток как основе роста, размножения и индивидуального развития организмов; о процессах, протекающих в период интерфазы и митоза, их значении; об особенностях строения, развития и функциях пoлoвых клеток; об особенностях мейоза, оплодотворения и их биологическом значении; об этапах эмбрионального и постэмбрионального развития; об использовании знаний о размножении и развитии организмов в здравоохранении....
29 05 2025 6:20:59
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::