Многообразие голосеменных растений

Цели урока:
- Изучить многообразие голосеменных растений, их значение в природе и жизни человека.
- Развитие умений работать с дополнительной литературой.
- Воспитание у школьников бережного отношения к природе.
Оборудование: таблица “Сосна обыкновенная”, коллекции голосеменных растений, оборудование для демонстрации презентации. Приложение.
Ход урока
I. Организационный момент.
Голосеменные - это наземные растения, большинство из них вечнозеленые, но бывают и листопадные. Встречаются огромные, свыше 100 м деревья, кустарники. У голосеменных хорошо выражены органы: корень, лист, стебель. Для размножения и распространения им служат семена. Расцвет голосеменных наблюдался 150 млн. лет назад. Не будет преувеличением сказать, что они играют выдающуюся роль в растительном покрове Земли, и жизни человечества.
II. Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение растений отдела Голосеменные, познакомимся с их многообразием, значением в природе и жизни человека.
Демонстрация презентации (слайд 1 – 2).
Слайд 3. Систематика голосеменных растений. Отдел голосеменных растений объединяет около 800 видов, относящихся к 80 родам. К ныне живущим голосеменным относятся четыре класса: сагoвниковые, гнетовые, гинкговые и хвойные.
Слайд 4. Сообщение учащегося 1.
Род Сагoвник (Cycadopsida) – включает 20 тропических видов. Они появились ещё в каменноугольном периоде, расцвет их приходится на эпоху динозавров. Внешне это пальмовидные деревья от 1 – 7 м (редко до 20 м) в высоту. На верхушках стeблей развиваются огромные, иногда метровые разнополые шишки (по научному шишки голосеменных называют стробилами). Семена обычно крупные, сочные, съедобные, нередко жёлтые, красные и оранжевые. У нас один вид выращивают в садах и парках Черноморского побережья. В стволах многих сагoвников накапливается крахмал, из которого делают ценный продукт – саго. Молодые листья некоторых сагoвников едят в свежем или варёном виде, подобно овощам.
Слайд 5.
Гнетовые (Gnetopsida) включает 3 рода, 70 видов.
Примечательна вельвичия удивительная из пустыни Намиб в Юго-Западной Африке, где дождь может не выпадать по году. Растение вельвичии напоминает низкий и толстый (до 1,2 м в поперечнике) пень, от которого отходят всего два лентовидных листа до 6 м в длину, и 1,8 м в ширину (на ощупь похожие на доски). Листья вельвичии никогда не опадают – растут и растут годами, веками, тысячелетиями. С помощью метода радиоактивного углерода установили, что возраст одной из вельвичий две тысячи лет. Растение было открыто в 1860 году немецким ботаником Фридрихом Вельвичем.
В пору цветения в пазухах листьев распускаются цветы, венчиком окаймляющие ствол сверху. Опыляют вельвичию клопы. Из цветков образуются затем малиновые шишки, похожие на еловые. Это растение взято под охрану как уникальное и неповторимое.
Эфедра (Ephedra) растёт в районах сухих степей и пустынь Азии, Европы и Америки. Жизненные формы: лианы и кустарники. Внешне они похожи на хвощи, у них такие же чешуевидные листья и зелёные стeбли. Из них добывают ценный медицинский препарат эфедрин, используемый при лечении сердечно-сосудистых заболеваний и противоастматический препарат. Семена сочные, оранжево-красные съедобны (степная малина).
Слайд 6. Сообщение учащегося 2.
Гинкговые (Ginkgoopsida) представлен одним видом – гинкго двулопастным (Ginkgo biloda). Реликт мезозойской эры, “живое ископаемое” – гинкго двулопастный, высокое дерево с красивыми вееровидными листьями. В естественных условиях это дерево сохранилось лишь на небольшой территории в Восточном Китае. Дерево достигает 30 м в высоту и 3 м в диаметре, относится к числу листопадных голосеменных. Само слово “гинкго” в переводе с японского означает “серебряный абрикос”. Растение образует семена с сонной жёлтой мякотью, похожие на сливы, съедобны и, несмотря на неприятный запах масляной кислоты, высоко ценятся в восточной кухне.
Экстpaкт листьев гинкго улучшает мозговое кровообращение, повышает устойчивость клеток к гипоксии. Кроме того, экспериментально установлено его противовоспалительное и противоаллергическое действие. Он предотвращает тромбообразование, понижая вязкость крови.
Слайд 7. Огромные деревья секвойи высотой более 100 м и толщиной до 10 м были обнаружены в 1831 году в Калифорнии.
Старый секвойевый лес имеет своеобразный вид: насаждение как бы состоит из огромных коричневых стволов – колонн с вознесёнными ввысь и еле видимыми кронами. Естественные секвойевые леса произрастают в западных районах Северной Америки на высоте от 100 – 1200 до 2000 – 2500 м над уровнем моря. Этот район в 1890 году был объявлен национальным парком.
На пнях некоторых погибших секвой сооружали танцевальные площадки, где одновременно танцевали по нескольку пар людей.
В одном из таких деревьев, растущем в Йосемитском парке, был пробит тоннель, через который свободно проезжали автомобили.
Голосеменные растения в нашей стране в основном представлены Хвойными (Pinopsida) - 560 видов и 55 родов.
Слайд 8. Задание: заполните таблицу о значении хвойных растений в природе и жизни человека.
| Название хвойного растения | Значение в природе | Значение в жизни человека |
| Сосна обыкновенная | ||
| Сосна сибирская | ||
| Ель европейская | ||
| Пихта сибирская | ||
| Лиственница |
Слайд 9. Сообщение учащегося 3.
Род сосна (Pinus) – включает 100 видов. Сосновых лесов в России более 116 млн. га. Деревья, достигающие сорокаметровой высоты (а бывают и восьмидесятиметровые). Сосны экономно расходуют влагу, встречаются иногда на скалах, стойко переносят сильные ветры, низкое плодородие почвы. Только одно пугает сосну - темнота. Ей надо много света. Как и у других светолюбивых растений, у сосны ажурная крона, хорошо пропускающая солнечные лучи. Поэтому сосновый лес светлый.
Благодаря мощным, длинным и разветвлённым корням сосна скрепляет сыпучие пески дюн на морском побережье, не даёт весенним паводкам и дождевым потокам размывать почву. Сосны – хранители вод, под их сенью не высыхают и не мелеют реки.
Как говорили в старину: “Где сосна взошла, там и в дело пошла”. А дел для неё всегда хватало. Древесина сосны прочная, используется в виде круглого леса (столбы, брёвна). В распиленном виде (балки, брусья, доски, тёс). Используется для постройки домов, в судостроении, вагоностроении, мебельном производстве. Древесина при перегонке даёт скипидap, сосновый дёготь, смолу, канифоль.
В хвое сосны содержатся эфирные масла, дубильные вещества, ряд микроэлементов, витамины.
Даже сосновый воздух – драгоценность. У сосны есть способность очищать воздух от бактерий.
Слайд 10. Сообщение учащегося 4.
Сосна сибирская (Pinus sibirica) отличается от сосны обыкновенной тем, что в пучке у них по пять хвоинок, а не по две.
Достигает 35 м в высоту и 1,5 м в диаметре. Кора у них буровато-серая, шишки крупные – 8 – 13 см в длину и 5 – 8 см в ширину.
Древесина лёгкая, прочная высоко ценится как строительный и поделочный материал. Только древесина кедра используется для производства карандашных палочек. Обладая превосходными резонансными качествами, кедровая древесина применяется при изготовлении музыкальных инструментов, в частности роялей.
Хвоя кедра используется для получения витаминов, для приготовления лечебных экстpaктов. Семена тёмно-бурые граненые, орешки до 1 см в диаметре.
Семена кедра – питательное лакомство не только для людей, но и для животных (птиц, бурундуков, белок, соболей, медведей). “Где нет кедра, - говорят охотники, - там нет и соболя”. Кедровые орешки не только вкусны, но и полезны: их ядра содержат 28% масла, а также белки, крахмал, витамины и микроэлементы.
В Сибири это дерево называют не только кормильцем, но и врачевателем. В кедровых лесах воздух пpaктически стерилен – эфирные масла, содержащиеся в хвое, уничтожают микробов.
Слайд 11. Сообщение учащегося 5.
Ель сибирская (Picea obovata) распространена от Скандинавии до побережья Охотского моря. Высокой и стройной она вырастает лишь в том случае, если её самая верхняя почка развивается нормально. Ель растёт всю жизнь. И каждый год отрастает прямой однолетний побег. Если у молодого дерева эта почка была повреждена или срезан побег, на котором она находилась, рост главного стeбля прекращается, ветви непомерно толстеют, изгибаются.
Лакомятся семенами ели дятлы, мышевидные грызуны, белки и многие другие обитатели лесов, парков, скверов.
Главная ценность ели – её древесина. Мягкая, лёгкая, малосмолистая древесина, однородного белого цвета, волокна распределены равномерно. Поэтому музыкальные инструменты, изготовленные из ели обладают изумительным звуком и резонансом. Самые лучшие скрипки, в том числе и инструменты знаменитых итальянцев Амати и Страдивари, изготовлены из ели. Используется в целлюлозно-бумажной промышленности, судостроении, столярном производстве, строительстве, для получения искусственного шёлка. Из еловой живицы поучают скипидap и канифоль.
Слайд 12. Сообщение учащегося 6.
Пихта сибирская (Abies sibirica) распространена почти по всему Российскому Северу. Любит плодородные и незаболоченные почвы, холодостойка и теневынослива, чувствительна к запылённости загазованности воздуха. Живёт до 300 лет.
Самое главное отличие пихты от других хвойных деревьев – это, пожалуй, листья. Только издалека они похожи на иголки-хвоинки. Но это узкие, 1,5 – 2 миллиметра плоские листочки. На разных побегах они разные. На побегах, где нет шишек, они слегка вогнуты. На побегах с шишками листья четырёхгранные с беловатыми полосками.
Лёгкая и мягкая древесина служит сырьём для изготовления бумаги, представляет собой неплохой строительный материал. Из ветвей с хвоей получают эфирное масло для производства лекарственного препарата камфары и всевозможных кремов, зубной пасты и др. Пихтовая смола преломляет лучи света, это её свойство нашло применение для склеивания оптических стёкол в микроскопах, биноклях.
Слайд 13. Сообщение учащегося 7.
Лиственница (Larix sibirica) включает 16 видов. Дерево достигает высоты 30- 40 метров.
Кора у молодых лиственниц гладкая, но с возрастом покрывается трещинками. Хвоинки однолетние, мягкие, узкие; расположены спирально на удлинённых побегах и пучками на укороченных. Возраст отдельных лиственниц достигает 900 лет, но чаще 300 лет.
Древесина имеет хорошие механические свойства, очень тяжёлая, трудна для обработки, склонна к растрескиванию. Пpaктически не подвергается гниению. Используется при возведении гидротехнических сооружений, в судостроении. Именно из высоко прочной и хорошо противостоящей гниению древесины лиственницы были построены в Древнем Риме амфитеатры. В Венеции дома строились на лиственничных сваях, и они, пробыв в одной среде полтысячи лет, начали разрушаться только в настоящее время.
Кажется, какое отношение имеют к лиственнице шёлковые ткани, виноградный сахар, целлофан, спирт, уксусная кислота, красители, сургуч, удобрения, корма и многие другие изделия? Оказывается, самое непосредственное. Но при помощи химических превращений.
В настоящее время из лиственницы получают лекарственные препараты, укрепляющие хрупкие капилляры при лечении гипертонической болезни
Слайд 14.
Кипарис вечнозелёный (Cupressus sempervirens) – могучее дерево 30 – метровой высоты с густой кроной из тянущихся вверх ветвей с мелкими, чешуевидными сизо-зелёными листочками и шишками-шариками. Древесина кипариса содержит эфирные масла, убивающая микробов, отпугивает насекомых. Древесина гниёт очень медленно и сохраняет нетленным предмет, положенный в посуду или ящик из неё. В кипарисовых гробах хоронили людей знатного рода.
Кипарис житель южных стран, не терпящий морозов. Вблизи границ России он растёт лишь на Черноморском побережье Кавказа и в Крыму, куда впервые был привезён греками, а широко распространился уже в XVIII в. благодаря заботам князя Григория Потёмкина Таврического.
Всего же семейство кипарисовых включает 19 родов и более 130 видов, к которым принадлежит не только кипарисы, но также туя и можжевельник.
Слайд 15.
Род можжевельник (Juniperus) включает 60 видов.
Вид можжевельник обыкновенный имеет тонкий ствол, конусообразную вечнозелёную крону. У можжевельника хвоинки расположены редко, но по три. На его ветвях не шишки, а висячие на короткой ножке ягоды – видоизменённые шишки. Они имеют сладковато-пряный вкус. Ягоды можжевельника используют в кулинарии и медицине. Хвоя и шишки можжевельника обладают дезинфицирующим, противомикробным действием. Из древесины можжевельника люди изготавливают искусственный мрамор, который невозможно отличить от настоящего. Применяется можжевельник и для изготовления различных сувениров, посуды и лекарств.
В можжевеловом лесу за сутки растения выделяют до 30 кг фитонцидов. Воздух в хвойных лесах пpaктически стерилен.
Ш. Закрепление изученного материала:
Мы изучили основных представителей отдела Голосеменные растения. Узнали отличительные признаки растений различных семейств и родов и выяснили значение голосеменных в природе и жизни человека.
А теперь проверим, какие сведения о хвойных растениях вы внесли в таблицу.
Вашему вниманию предлагается викторина:
Слайд 16. Какие деревья дают лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов? (Ель, сибирская сосна).
Слайд 17. Из какого хвойного дерева получают масло, используемое как дезинфицирующее, косметическое и лечебное средство. (Пихта)
Слайд 18. Назовите имя художника создавшего картину “Корабельная роща”. (Шишкин Иван Иванович (1832-1898), русский живописец и график).
Слайд 19. Лесоводы знают, что с увеличением возраста леса количество деревьев в нём уменьшается. Например, сосна высеивает около 25 млн. семян на 1 га; через 20 лет вырастает около 5 тыс. деревьев, а через 150 лет остаётся примерно 500 сосен. Объясните с чем это связано. Какая здесь существует биологическая закономерность?
(В лесу в процессе роста деревьев происходит борьба за существование. Более сильные деревья угнетающе действуют на своих соседей, которые со временем отмирают. Таким образом, происходит самопрореживание).
Слайд 20. У сосен растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у ели они сохраняются до глубокой старости. Объясните данное явление.
(Сосна – светолюбивое растение, её верхушка тянется к свету, ветви, оказавшиеся в тени отмирают. Ель – теневыносливое растение, строение кроны конусом обеспечивает ей необходимое количество света).
Слайд 21. В берёзовом и осиновом лесу между деревьями были посажены молодые ели. Через некоторое время на этом месте вырос сумрачный еловый лес. Объясните это явление. (Ель – теневыносливое растении, поэтому оно может расти под пологом берёзового или осинового леса. Получив доступ к свету, ель поднимается над лиственными породами и действует на них угнетающе. Без доступа света берёзы и осины не могут конкурировать с елью).
Слайд 22. В чём сущность предложенных пословиц?
1). Что ни дуб-то тулуп, что ни сосенка-то избушка.
2). Эти толки не с ёлки.
3). Что не толкуй, а сосновый лес елового краше.
4). Сосна кормит, липа одевает.
Слайд 23. Разгадайте кроссворд. Правильно заполнив кроссворд, в выделенных клетках вы получите ключевое слово – название отдела растений.
- Растение, которое почиталось на Востоке как священное.
- Род вечнозелёных деревьев семейства сосновых, имеющих округлую или зонтиковидную крону.
- Хвойное листопадное растение.
- Видоизменённые шишки можжевельника.
- Род растений семейства кипарисовых, содержащих эфирные масла.
- Растение, названное в честь португальского ботаника Ф. Вельвича.
- Небольшие деревья или кустарники семейства кипарисовых.
- Самые мощные и высокие растения, населяющие планету.
- Питательная ткань, развивающаяся в семени растений.
- Орган, служащий для размножения и распространения голосеменных растений.
- Класс растений, распространённый в России.
- Род вечнозелёных деревьев семейства сосновых, имеющих густую конусовидную крону.
Ключевое слово: голосеменные.
III. Подведение итогов урока.
IV. Домашнее задание: учебник Н.И.Сонина “Многообразие живых организмов”. Стр. 68 – 75.
Список литературы:
- Е.Н.Анашкина “Весёлая ботаника”. Ярославль “Академия развития” “Академия, К°” 1998 г.
- Л.А. Багрова “Я познаю мир”. Детская энциклопедия. Растения. М., ТКО “АСТ” 1996 г.
- М.М. Боднарук, Н.В.Ковылина “Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах”. Волгоград. Издательство “Учитель” 2005 г.
- Е.Н.Деменков “Биология в вопросах и ответах” М., “Просвещение” АО “Учебная литература” 1996 г.
- Ю. Дмитриев “Книга природы”. М., “Детская литература” 1990 г.
- Б.М. Медников “Биология: формы и уровни жизни” М., “Просвещение” 1994 г.
Комментарии:
На уроке природоведения с использованием презентации MS Power Point в доступной форме изучается экологический материал по природным сообществам и экосистеме. Для учащихся приготовлен раздаточный материал, в котором излагаются краткий конспект урока и задания для закрепления материала....
27 11 2025 6:28:50
Урок дает возможность обобщить, закрепить, систематизировать знания обучающихся по данной теме. Особый акцент ставится на собственную деятельность ученика, осознание и переработку знаний. Работая в группе с инструктивной карточкой-заданием, обучающиеся учатся распределять задания между собой, быстро отвечать, делать выводы....
26 11 2025 15:43:26
Цели урока: обобщить знания о географических объектах, сформировать представление о месте обитания мха-сфагнума; сформировать у учащихся представление о строении, значении и применении мха - сфагнума; развивать аналитико-синтетические навыки, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; активизировать познавательный интерес учащихся, прививать любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....
25 11 2025 10:19:14
На уроке необходимо сравнить строение растительной и животной клетки и доказать, что клетка является основной элементарной единицей живого. ...
24 11 2025 17:13:23
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
23 11 2025 19:19:56
Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии. В ХXI веке перед школой стоит задача предоставления учащимся возможности освоения азов современных технологий, для того чтобы не оказаться беспомощным и обладать конкурентоспособностью в бурном потоке современной жизни. Предлагаемый проект "Виртуальный музей" решает одновременно две проблемы: 1) как обогатить фонд кабинета наглядным оборудованием; 2) как предоставить ученику возможность пpaктического опыта работы в рамках компьютерно-информационных технологий....
22 11 2025 5:54:12
По своей структуре – это обобщающий, проблемно-развивающий урок. Проводится в нетрадиционной форме – предоставление отчета о проделанной работе в ходе экспедиции. Урок построен на материале ранее изученном и вся работа организуется с опорой на уже полученные знания. Содержание урока активизирует внимание, способствует выдвижению проблем и нахождению путей доказательств и формулировке выводов....
21 11 2025 9:21:12
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
20 11 2025 6:42:34
На экскурсии учащиеся познакомятся с разнообразием растений, осенними явлениями и приспособленностью растений к перезимовке, различными методами биологических исследований....
19 11 2025 23:43:33
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
18 11 2025 20:31:34
Урок изучения нового материала использует различные методические и логические приемы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. Новый материал изучается учащимися самостоятельно, в поисковой беседе, решении познавательных задач, лабораторном эксперименте в группах, развивает коммуникативные действия учащихся. На уроке наблюдается интеграция химии и биологии....
17 11 2025 11:45:57
Модульное обучение как педагогическая технология помогает учить школьников самостоятельно добывать знания, т.е. учить учиться. Опыт работы показал, что лучший результат дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. В статье приведен пример модульного урока по теме "Строение, функции и гигиена кожи" (инструкция для учащихся).
...
16 11 2025 10:20:44
Статья рассказывает о исследовательских работах, подготовке к экзаменам, участии в конкурсах....
15 11 2025 7:30:16
Это патологическое разрастание ткани, визуально проявляющееся в виде образования плотных узелков в области сосков, подмышечных впадин и паховой области....
14 11 2025 12:54:10
Личность любого человека представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. Современные психологи считают, что ядром личности является потребностно-мотивационная сфера и самосознание, определяющие движущие силы развития личности как таковой и направленность поведения субъекта. ...
13 11 2025 21:17:37
Урок проводится в 9-м классе после изучения темы «Пищеварительная система». В русской народной сказке «Царевна-лягушка» Василиса Премудрая сбрасывает кожу, а царевич Иван сжигает ее. Что же произойдет в реальной жизни с человеком в таком случае? Какова роль кожи в жизни человека и ее строение? Учащиеся поразмышляют о новых направлениях моды: пирсинге, тату, эпиляции....
12 11 2025 18:42:51
Аналитическая статья о роли и возможностях дистанционных форм обучения в преподавании биологии. Некоторые перспективы такового в свете современных требований....
11 11 2025 19:30:33
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
10 11 2025 15:26:56
Данный урок является уроком изучения новой темы. Учащиеся проходят контроль знаний по теме «Плоские черви» и знакомятся с новой группой червей – типом «Круглые черви». Пpaктически в течение всего урока подразумевается самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, продолжается формирование навыков работы с параграфом, нахождение и выделение главной информации из текста. Учитель не является основным источником информации на всех этапах урока, он координирует и направляет работу учащихся....
09 11 2025 2:57:45
Суммарный дыхательный объем, объем дополнительного вдоха и объем дополнительного выдоха составляют жизненную емкость легких. В норме у человека 3000-4800мл....
08 11 2025 23:46:19
Урок биологии для 5-го класса формирует представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роль в природе и жизни человека; табличный вариант создает условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации....
07 11 2025 13:41:10
Каждый вид растений и животных в норме имеет строго определенное и постоянное число хромосом, которые могут различаться по размерам и форме. Эта особенность известна как правило постоянства числа хромосом....
06 11 2025 11:19:59
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
05 11 2025 5:34:41
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
04 11 2025 11:57:36
Урок направлен на обобщение и закрепление знаний об эволюции растительного и животного мира на нашей планете. Совершенствуется умение работать с текстом, развивается логическое мышление, расширяется биологический кругозор....
03 11 2025 12:35:45
Представлен конспект урока биологии по теме: "Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождение", для учащихся 7-го класса....
02 11 2025 12:31:41
Цель урока: установление необходимости минеральных солей для человека и растений, развитие устной речи, дальнейшее формирование лексических и грамматических навыков. Урок рассчитан на уровень владения английским Elementary....
01 11 2025 0:24:42
Цель урока: изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития....
31 10 2025 5:52:40
Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....
30 10 2025 18:45:57
В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....
29 10 2025 9:13:40
Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....
28 10 2025 12:20:51
В настоящее время в учебных заведениях широко применяется образовательная технология - научно-исследовательская деятельность. Её целью является воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности. Научно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей....
27 10 2025 3:24:31
Урок проводится в 11-м классе с целью сформировать у учащихся представления о географическом и экологическом способах видообразования; научить определять способы видообразования, сравнивать их друг с другом; продолжить формирование у школьников убежденности в необходимости сохранения видового многообразия растений и животных. Сложный для восприятия и запоминания материал легко усвоить с помощью опopных схем, изложенных в данном плане-конспекте....
26 10 2025 14:59:47
На уроке, посвященном многообразию водорослей Черного моря, ученики знакомятся с представителями водорослей, произрастающих в Черном море. Рассматривается их роль в образовании органических веществ из углекислого газа и солнечной энергии и выделение кислорода. На уроке вводятся понятия «бентоз» – растения и животные, обитающие на дне, «планктон» – растения и животные, обитающие в толще воды, «нектон» – активно плавающие существа – рыбы, дельфины....
25 10 2025 13:32:31
Урок проводится в разделе изучения темы «Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа «Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа «Внутреннее строение стeбля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....
24 10 2025 23:22:22
Благодаря отбору выживают организмы, наилучшим образом приспособленные к окружающим их условиям, но всегда приспособления имеют относительный хаpaктер. Достаточно незначительных изменений в окружающей среде, как то, что было полезным в прежних условиях, теряет свое приспособительное значение....
23 10 2025 5:19:46
Методика проведения мини-проектов, в основе которых лежат долгосрочные проектно-исследовательские работы учащихся. Сделаны выводы об эффективности использования проектных и исследовательских методов с целью повышения познавательного интереса школьников....
22 10 2025 13:15:49
Представлен опыт использования технологии педагогических мастерских на уроке биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусы"....
21 10 2025 1:43:37
На уроке рассматриваются вопросы понятия расы, даются основные хаpaктеристики существующих рас и причины их появления. Определяется единство физиологического и генетического типа современного человека; показывается несостоятельность расизма.
...
20 10 2025 22:31:34
Из всех профессиональных компетенций современного учителя именно высокий уровень управленческих умений: анализировать, планировать, организовывать учебный процесс и оценивать результаты блока учебных занятий или одного урока как целостной системы - оснащает учителя “средствами навигации” в океане профессионально значимой информации. И, несомненно, главное из этих средств - умение учителя ставить цели учебного занятия или учебного модуля, так как именно цели свяжут между собой содержание, средства, методы в единый процесс, обеспечат учителю оптимальный выбор способов, форм их достижения и диагностики. Для ученика грамотно поставленные цели станут основой для самоформирования учебно-познавательной мотивации не только на результат, но и в первую очередь – на деятельность. ...
19 10 2025 4:39:40
В настоящее время состояние образования вызывает противоречивые мнения, но школа обеспечивает получение востребованного образования. Его цели и задачи направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное развитие детей, их саморазвитие и самосовершенствование, социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья....
18 10 2025 8:11:53
Обобщить и закрепить знания по теме «Жизнь на Земле», продолжить формирование у учащихся умения принимать самостоятельно решения, воспитывать у ребят бережное отношение и любовь к природе....
17 10 2025 23:24:27
Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....
16 10 2025 23:35:36
На уроке учащиеся получают представление об атмосфере как оболочке Земли; узнают о составе воздуха и содержание понятия "погода"; узнают как образуются облака и ветер....
15 10 2025 14:15:38
Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
14 10 2025 6:18:12
В статье представлены авторские материалы к внеклассному мероприятию по биологии для 8-го класса (анатомия и физиология человека). Викторина «Знай свой организм» проводится в три тура. Вопросы викторины сопровождаются базовыми элементами ответов. Задания, предложенные в статье, могут быть использованы и на уроках в режиме обобщающего повторения, фронтального опроса, разминки.
...
13 10 2025 6:40:45
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
12 10 2025 17:43:30
Автор на уроке формирует понятие о строении и функциях покровного органа – кожи. Развивает анализ систематизации новой информации....
11 10 2025 17:46:42
На уроке учащиеся повторяют строение споровых растений, знакомятся с многообразием голосеменных, изучают особенности голосеменных на примере класса хвойных, значение голосеменных в природе и жизни человека. Урок способствует развитию логического мышления, умений использования знаний для решения задач. ...
10 10 2025 6:10:35
Предметный проект по общей биологии, направленный на расширение знаний по разделам «Цитология, «Эволюция», «Генетика».
...
09 10 2025 3:56:54
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




