Организация самостоятельной работы на уроках биологии
Введение
Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы не старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет. Главное - приучить детей трудиться самостоятельно. Учитель настоящий не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся.
Обучение предполагает: учитель передает определенные знания и управляет процессом их усвоения. Мало дать информацию, надо помочь выработать навыки учебного труда, умение пользоваться полученными знаниями.
Изучение биологии возможно лишь при использовании активных форм и методов обучения. Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся является организация и проведение различных самостоятельных работ. Они занимают исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Ученик на уроке должен трудиться под руководством учителя. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычлeнять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания.
Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока, ибо она позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал. Самостоятельные работы должны быть разнообразны, их продолжительность оптимальна для данного класса. И очень хорошо сказал по этому поводу К.Д. Ушинский: “ …дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью”.
Самостоятельная работа учащихся на уроках биологии.
1) Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний [7].
Самостоятельная работа это такое средство обучения, которое:
- в каждой конкретной ситуации соответствует каждой конкретной задаче и цели;
- формирует у учащихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый уровень ЗУНов и его продвижение от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
- выpaбатывает психологическую установку на самостоятельное систематическое получение знаний, умение ориентироваться в потоке информации;
- является орудием педагогического руководства в управлении познавательной деятельностью учащихся.
2) Условно выделяется четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с их учебными возможностями:
- копирующие действия (по образцу)- что является подготовительной работой к самостоятельной деятельности;
- репродуктивная деятельность-воспроизведение информации об объекте и его свойствах, не выходящая за пределы памяти;
- продуктивная деятельность - есть выход за пределы образца, требует самостоятельных выводов;
- собственно самостоятельная деятельность - новая ситуация, выработка гипотетических аналогов мышления.
3) Требования к организации самостоятельной работы на уроке
- Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.
- Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика. Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным.
- Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы.
- Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.
4) В пpaктике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:
- Работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками.
- Упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения.
- Решение задач и пpaктические, лабораторные работы.
- Проверочные, самостоятельные работы (сочинение, диктант).
- Доклады и рефераты.
- Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях.
- Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
Планируя каждую тему программы, необходимо продумывать, какой запас жизненных наблюдений и знаний потребуется использовать при прохождении темы. Предварительно нужно познакомиться с требованиями программы и содержанием материала по учебнику; изучить дополнительную литературу, объекты для проведения экскурсии, сроки закладывания опытов, темы наблюдений для учащихся. Готовясь к урокам, необходимо заранее продумывать все средства, при помощи которых можно пробудить пытливость ума, заставить сильнее проявить любознательность учеников.
Планируя самостоятельную работу необходимо:
- предусматривать ее место в структуре урока;
- ее оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала;
- предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;
- определять форму заданий;
- устанавливать оптимальную длительность работы;
- подбирать соответствующий дидактический материал;
- предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.
Работа с книгой
Для развития умения использовать метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически работать с учебником на уроках. При объяснении учебного материала книгу не следует закрывать, потому что техника чтения у многих учеников низкая, поэтому необходимо детям внимательно читать вместе с учителем определения, задавать вопросы при затруднениях, выделять главные мысли параграфа, работать с рисунками, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике.
Задание может быть направлено на подготовку по учебнику ответов на вопросы, составление плана параграфа или его части, нахождение основных терминов, выделенных курсивом, определений, составление схем и таблиц на основе текста учебника. Например, на уроке в 6 классе на тему “Класс двудольные. Семейство Крестоцветные” учитель предлагает учащимся следующие задания по работе с учебником: прочитайте текст и дайте морфологическое описание 1-2 растений семейства Крестоцветных по плану в задании № 2, стр. 211-212 учебника.
В 7 классе очень много интересного материала при изучении отрядов животных. Учитель делит класс на группы и дает задания. Например, при изучении темы “Класс Земноводные, или Амфибии”
1) группа учащихся изучает Отряд Безногие. Самостоятельная работа со статьей учебника “Отряд Безногие” по вопросам: в какой части земного шара обитают червяги? Где обитают червяги? Как строение червяг приспособлено к среде их обитания? На основании каких признаков строения червяг относят к земноводным?
2) группа учащихся работает со статьей учебника “Отряд Хвостатые” по вопросам: каковы особенности внешнего строения хвостатых амфибий? Как передвигаются хвостатые амфибии? Как у хвостатых амфибий происходит газообмен? Как размножаются хвостатые амфибии? Как приспособлено строение хвостатых амфибий к среде их обитания?
3) группа учащихся работает со статьей учебника “Отряд Бесхвостые” по вопросам и заданиям: какие приспособления появились у бесхвостых амфибий в связи с большой степенью освоения суши? Какие особенности строения и жизнедеятельности хвостатых амфибий доказывают, что они не смогли стать сухопутными? Рассмотреть рисунок 104 и объяснить, как питается лягушка; как размножаются бесхвостые амфибии.
После работы с текстом учебника проводится беседа.
При закреплении знаний о строении семян двудольных растений учитель может дать самостоятельную работу с текстом учебника по заданию: прочтите текст о строении семян и на его основе составьте схему строения семени фасоли.
Органической частью учебника являются рисунки, которые способствуют раскрытию и усвоению учащимися основного содержания параграфа, дополняют текст, расширяют учебную информацию. Работа с иллюстрациями весьма разнообразна и включает умения составлять рассказ по рисунку, находить нужные сведения, сравнивать изображенные объекты или процессы.
Задания по работе с рисунками на первых этапах простые. Например, в 6 классе задание: рассмотреть соответствующие рисунки и рассказать о строении клетки.
На уроке, посвященном изучению распространения плодов и семян учитель дает задание: рассмотреть рисунки учебника и ответить на вопрос, плоды каких растений изображены на рисунках и как они распространяются.
В дальнейшем задания усложняются, учитель предлагает учащимся составить рассказ по рисунку, сравнить изображенные объекты, по строению органа определить его функции, установить связь между строением и функциями, выявить черты приспособленности растительного организма к среде обитания, описать изображенный на рисунке опыт и сделать выводы.
Работу с учебником учитель проводит в сочетании с наблюдением натуральных объектов, таблиц и др., а также использует задания учебника для руководства самостоятельной работой учащихся по наблюдению за развитием растений и постановке опытов, как руководство к действию при выполнении лабораторных работ.
Лабораторные работы
Самостоятельные работы, направленные на усвоение нового материала и связанные с наблюдением на уроках, проводятся в форме лабораторных занятий. Они развивают наблюдательность, вызывают интерес к учебному предмету и изучению живой природы, активизируют познавательную деятельность школьников, способствуют лучшему усвоению учащимися биологических знаний, пpaктических умений и навыков, приучают к культуре труда.
Лабораторные работы требуют тщательной и своевременной подготовки к их проведению. Учитель заранее составляет календарные планы проведения уроков, в которые включает проведение лабораторных занятий. Наиболее целесообразно такое проведение работ, когда каждый учащийся имеет на руках натуральные объекты, текстовую карточку с заданием и немой рисунок.
Выполняя работу, учащиеся должны записывать в своих тетрадях ответы на вопросы, поставленные в задании.
Однако к такому роду работ учитель готовит школьников постепенно путем формирования элементарных навыков выполнения самостоятельной работы. С этой целью во время проведения лабораторной работы при изучении первых тем курса биологии в 6 классе учащиеся вслух зачитывают каждый пункт задания, учитель спрашивает учеников, как они должны выполнить этот пункт.
Во время выполнения той или иной самостоятельной работы учащимися учитель контролирует ход работы, делает необходимые пояснения, указывает на ошибки, дает дополнительные вопросы.
В связи с тем, что темп выполнения работ у учащихся разный учитель готовит дополнительные задания для тех учеников, которые выполнили работу раньше других. Это могут быть вопросы, устные ответы на которые учащиеся смогут дать только после чтения соответствующего текста учебника.
После окончания самостоятельной работы необходимо провести проверку качества ее выполнения. Это может быть осуществлено путем беседы, во время которой учащиеся зачитывают ответы на вопросы, поставленные в задании, рассказывает о ходе его выполнения.
В других случаях после постановки познавательных задач урока учитель дает карточку – инструкцию, раздаточный материал. При этом учащиеся могут выполнить работу целиком и затем организовать беседу по ее результатам, либо делать работу по частям, например, вначале проработать пункты 1 – 4, а после беседы – остальные.
Организуя такую самостоятельную работу, возможно осуществлять дифференцированный подход в обучении, сделав одни пункты заданий обязательными для выполнения всеми учащимися класса, другие предложить проработать только тем, кто быстро и хорошо справляется с работой.
Экскурсии
Важной формой организации обучения биологии являются экскурсии, на которых устанавливаются связи теории с пpaктикой, привлекается внимание учащихся к природным явлениям, которые мало доступны изучению в классе. Общение с природой на экскурсиях способствует эмоциональному восприятию знаний, убеждает в необходимости защиты растений и животных от вредных воздействий человека.
Экскурсия состоит из нескольких этапов: подготовки, проведения, подведения итогов, использования результатов в дальнейшем обучении.
Подготовка учащихся к экскурсии заключается в том, что учитель сообщает накануне тему и задачи экскурсии, распределяет по группам задания для самостоятельной работы. Проводит беседу о содержании и оформлении отчета, о правилах поведения на экскурсии. Для второго этапа экскурсии хаpaктерна вступительная беседа и самостоятельная работа учащихся под руководством учителя. Третий этап включает заключительную беседу, составление школьниками отчета.
Например, первая экскурсия в 6 классе “Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных”
В ходе маршрута учащиеся знакомятся с видами растений и животных, с их особенностями строения в условиях этой среды обитания. Учитель обращает внимание на различную окраску листьев, на поведение животных осенью; на разнообразие плодов и семян и способах их распространения.
Затем учащиеся распределяются на группы и выполняют самостоятельную работу по следующим заданиям.
Задание 1.
1) Отметьте, какие травянистые растения
встречаются непосредственно в данной местности.
Каковы особенности их строения?
2) Какие особенности в поведении и
жизнедеятельности животных вы можете связать с
наступлением осени?
Задание 2.
1) Отметьте, как изменилась окраска листьев у
различных деревьев и кустарников осенью.
2) Какие насекомые вам встретились? Отметьте их
поведение осенью
Задание 3.
1) Выясните, у каких растений осенью листья
опадают раньше, а у каких – позже.
2) Опишите приспособления к определенным
условиям жизни у встретившихся животных.
Задание 4.
1) Найдите растения с созревшими плодами и
семенами, рассмотрите их и выясните по
особенностям строения способы их
распространения.
2) Соберите листья с различной осенней окраской
для гербария.
После экскурсии учащиеся делают отчеты.
Самостоятельная работа может быть классной и домашней. Главная функция классной работы – контролирующая, а домашней – закрепляющая. Правильно организованная классная, самостоятельная работа развивает произвольное внимание детей, собственное мышление, формирует самостоятельность как черту хаpaктера. Поэтому на каждом уроке учитель отыщет возможности для ее организации. Он использует проверочные, подготовительные, учебные и другие самостоятельные работы.
При закреплении знаний использует познавательные задачи. Например, при изучении темы “Плоды” в 6 классе. Вы рассмотрели разнообразные плоды. На столах у вас находятся корнеплоды моркови, клубни картофеля, луковицы. Рассмотрите их, подумайте и подготовьте ответы на вопросы:
– Можно ли их назвать плодами?
– Какими признаками хаpaктеризуются плоды?
Ответ на 1 вопрос: нет, так как корнеплод моркови – видоизмененный утолщенный главный корень; клубень и луковица – видоизмененные подземные побеги. А плоды развиваются из видоизмененного надземного побега – цветка.
Ответ на 2 вопрос: внутри плодов находятся семена
К учебникам 5 и 6 классов есть рабочие тетради, и учащиеся выполняют задания в тетрадях. Часть номеров учитель задает домой. При проверке этих заданий ставится “+”, если задание сделано верно, и “-”, если задание неверно. Если выполнение задания затруднено, ребята обсуждают его на уроке в форме беседы.
Любая самостоятельную работу в классе или дома, которую задает учитель, должна быть проверена и оценена.
Домашнее задание
Проверка домашнего задания может быть разнообразной: фронтально, выборочно, при помощи письменного опроса, дидактических карточек- заданий, пересказа, тестирования, диктанта.
После проведения теста учащиеся часто дают себе самооценку. Для этого на доску учитель вывешивает таблицу, по которой они сами себя оценивают. Это очень важно, когда ребенок может сам оценить свои знания
Число вопросов | 5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
20 |
Число верных ответов | 3 4 5 |
4 5 6 |
4 5 6 7 |
5 6 7 8 |
5 6 7 8 9 |
5 6 7 8 9 |
13 16 19 |
Оценка | 3 4 5 |
3 4 5 |
3 3 4 5 |
3 3 4 5 |
3 3 4 4 5 |
3 3 4 4 5 |
3 4 5 |
Доклады
Формируя у школьников навыки работы с учебником, огромное значение придается дополнительной литературе. Учитель рекомендует учащимся чтение популярной и художественной литературы о растениях, о животных, об организме человека.
Привлекает их внимание к научно-популярным журналам. На основе научно – популярной литературы учащиеся делают доклады. Тем самым они самостоятельно учатся добывать знания из дополнительной литературы. Находят нужный материал, в классе, в школьной и сельской библиотеках. Иного пути нет. Ведь жизнь постоянно ставит нас перед фактом: объем необходимых знаний быстро растет и уже невозможно делать ставку лишь на усвоение определенной суммы положений и фактов. И только умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Привить это умение – наша задача.
Литература
- Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 1983.
- Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1996.
- Дубинина Н.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику “Биология. Бактерии. Грибы. Растения”. – М. Издательский дом “Дрофа”, 2001.
- Ишкина И.Ф. Биология. Поурочные планы. – Волгоград, 2002.
- Калинова Г.С. Методика обучения биологии (6 – 7 кл.) – М.: Просвещение, 1987.
- Колесов Д.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику “Биология. Человек” – М.: Издательский дом “Дрофа”.
- Кропотова Л.А. Проектирование и анализ современного урока. – Новокузнецк, 2001.
- Латюшин В.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику “Биология. Животные” - М.: Издательский дом “Дрофа”, 2001.
- Луцкая Л.А., Никишов А.И. Самостоятельные работы учащихся по зоологии. – М.:Просвещение, 1987.
- Портнов М.Л. Уроки начинающего учителя. – М.: Просвещение, 1993.
- Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. – М.:Просвещение, 1998.
- Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии (6 – 8 классы). – М.: Издательский дом “Дрофа”, 1997.
Комментарии:

Интеpaктивные свойства программной среды MS PowerPoint позволяют создавать продукты учебного назначения с элементами управления, т. е. полноценные электронные образовательные ресурсы. В статье рассматривается дидактический потенциал приложения как инструмента для создания электронных определителей биологических видов с помощью настройки действия. В качестве образцов представлены образовательные ресурсы, предназначенные для определения предусмотренных школьной программой покрытосеменных растений....
01 04 2025 9:35:36
Урок проводится как заседание клуба знатоков "Что? Где? Когда?". Для соревнующихся комaнд подобраны вопросы проблемного хаpaктера, а также представлены карточки с индивидуальными заданиями. По итогам урока каждый ребенок получает две оценки: за комaндную работу, а также за выполнение карточки с индивидуальными заданиями....
31 03 2025 15:54:21
Модульная программа помогает выбрать оптимальный путь и дает возможность самостоятельного обучения. Соответствует требованиям развивающего обучения. Выбор урока зависит от степени доступности содержания и информации материала в пособии. Представлена модульная программа по теме "Дыхание"....
30 03 2025 14:57:39
Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....
29 03 2025 5:38:51
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
28 03 2025 0:56:28
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
27 03 2025 23:20:56
Представленный предметно-ориентированный курс развивает познавательный интерес к профессиям биологической направленности, способствуют развитию коммуникативности учащихся, а также подтверждает востребованность биологических знаний в современном обществе, где ведущими являются рыночные отношения.
...
26 03 2025 22:16:52
«Познания и стрaнcтвия неотделимы друг от друга». Эти слова К.Г. Паустовского стали девизом многих путешественников. Также неотделимы друг от друга наши предметные области: природоведение и русский язык....
25 03 2025 1:38:59
Предлагаю вашему вниманию цифровые диктанты по курсу биологии раздел "Общая биология". Задания можно использовать независимо от программы и учебника, по которым вы работаете....
24 03 2025 20:57:43
Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи.
Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....
23 03 2025 4:19:50

Экологическая игра-викторина «У нас Земля одна!» создана по мотивам телевизионной игры «Своя игра». Праздник будет более ярким, радостным и запоминающимся, если дети примут участие в викторине. Полученные знания лучше усвоятся, надолго сохранятся в памяти учащихся и будут эффективно использоваться ими и в учебном процессе, и в любых жизненных ситуациях....
22 03 2025 9:37:21
На уроке учащиеся актуализируют и закрепят имеющиеся знания о значении насекомых, способах борьбы с насекомыми – вредителями (их преимуществами и недостатками), осознают необходимость мер охраны насекомых и мест их обитания. Приобретут навыки делового общения, получат важный опыт совместной деятельности в ходе непосредственного общения друг с другом при коллективном решении поставленных задач....
21 03 2025 20:53:15
Урок природоведения в 5-м классе проводится в рамках курса «Природоведение. Введение в биологию и экологию» (Т.С.Суховой, В.И.Строганова). Акцент делается на двух функциях: укрепление растений в почве, где важно сформулировать представления о малой подвижности растений; поглощение воды с растворенными минеральными веществами, так как эти знания необходимы для усвоения понятий о роли растений в круговороте веществ....
20 03 2025 15:23:16

Игра предназначена для учащихся 6-х классов и проводится как обобщающий урок в конце учебного года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам курса ботаники, а также применить знания, полученные в 3–5-х классах при изучении курса «Окружающий мир». Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения и коллективного взаимодействия....
19 03 2025 4:14:23
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями передвижения воды, минеральных и органических веществ в растении, дать понятие о листопаде....
18 03 2025 19:23:33
Бинарный урок биологии и истории для 8-го класса имеет своей целью на примере деятельности выдающихся ученых XIX века показать их самоотверженность и целеустремленность в становлении и развитии целого ряда наук и научных направлений, а также проследить взаимосвязь истории и биологии. Данная форма очень уместна при проведении предметных недель по биологии и истории....
17 03 2025 6:10:32
Применение технологии личностно-ориентированного обучения позволяет ученику быть субъектом учения, что соответствует требованиям к современному уроку. Это возможно из-за того, что учащиеся самостоятельно могут определять свои действия на уроке; форму работы на различных этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление, обобщение, актуализация знаний и другие.
...
16 03 2025 15:28:50
Урок биологии "Движение крови по сосудам" иллюстрирует использование проблемного обучения. На различных этапах урока используется проблемное изложение материала. Частично исследовательский хаpaктер носит лабораторная работа "Измерение скорости кровотока мелких артерий и капилляров ногтевого ложа", проблемный вопрос содержит домашнее задание....
15 03 2025 10:35:47
Ферменты выполняют роль биокатализаторов. Пищеварительные ферменты осуществляют расщепление компонентов пищи в пищеварительном канале....
14 03 2025 17:51:38
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
13 03 2025 11:34:51
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
12 03 2025 21:58:59

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....
11 03 2025 5:34:11
В данной разработке представлен урок с применением принципа развивающего обучения. Особую роль в этом играет выполнение лабораторной работы с выполнением заданий поискового, исследовательского хаpaктера, привлекаются знания обучающихся, полученные на экскурсии "Приспособления к сезонным явлениям природы, распространение плодов и семян"....
10 03 2025 0:12:36
Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....
09 03 2025 15:42:29
Урок биологии в 6-м классе знакомит учащихся со строением и составом семян, используя субъективный опыт учащихся....
08 03 2025 18:21:15
Урок закрепляет знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимодействии её частей как основе целостности; обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки.
...
07 03 2025 22:19:33
Познавательная, увлекательная игра проводится на обобщающих уроках. По усмотрению учителя игра может проходить в форме комaндного или индивидуального состязания. Если вы решили провести в виде состязания двух комaнд, то вам необходимо продумать, по какому принципу будет происходить деление на комaнды. Можно рекомендовать, чтобы ребята вытягивали жетоны разного цвета, и уже по цвету жетона в дальнейшем будут сформированы комaнды....
06 03 2025 23:33:12
В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта.
Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....
05 03 2025 22:19:13
Данный урок (2-й по теме "Кожа") содержит элементы критического мышления, лабораторный пpaктикум с использованием соответствующего оборудования. Для учащихся 8-х классов. Технология позволяет задействовать различные способы восприятия у учащихся: через текст, изображение, эксперимент....
04 03 2025 4:40:32
Урок в коррекционной школе VIII вида служит формированию представлений учащихся о закаливании организма человека, знакомит учащихся с основными правилами и видами закаливания: солнечными ваннами, воздушными ваннами, водными процеДypaми, призван показать значимость закаливающих процедур....
03 03 2025 6:50:17
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
02 03 2025 20:33:22
В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры....
01 03 2025 10:57:39
Урок составлен на основе технологии развития критического мышления. На уроке реализуется схема: вызов - осмысление - рефлексия. На стадии вызова используется прием мозговой штурм. Прием - бортовой журнал - является стратегией урока, так как работает на всех стадиях урока. Форма работы - индивидуальная и групповая. Основной принцип урока - принцип взаимодоверия и взаимопомощи. Урок составлен с поддержкой презентации, подготовленной автором....
28 02 2025 19:50:46
Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....
27 02 2025 8:22:49
На уроке учащиеся получают представление об атмосфере как оболочке Земли; узнают о составе воздуха и содержание понятия "погода"; узнают как образуются облака и ветер....
26 02 2025 1:25:54
Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....
25 02 2025 18:47:59
В материале даны понятия об основных компонентах кожи, их функциях. Сформированы понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, производных кожи и их функциях. В материале содержится информация о терморегуляции, о роли гигиенических процедур, а также дополнительный материал по истории, физике. Материал может использоваться учителем на уроке биологии в 8-м классе, при изучении темы "Кожа"....
24 02 2025 11:48:17
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Основной акцент сделан на работу с текстом в микрогруппах. Текст подобран в соответствии основным группам витаминов (А; Б; С; Д) изучаемым на уроке. Задания составлены наподобие материалов ГИА-9 части «С». Для закрепления учебного материала предлагается тест. К уроку прилагается презентация. В качестве домашнего задания предлагается небольшая исследовательская работа....
23 02 2025 19:11:19
Свои функции в клетке рибосомы выполняют более активно в виде полирибосом. Эти комплексы способны одновременно синтезировать несколько молекул белка....
22 02 2025 20:29:12
Цель урока: формирование у учащихся способности к открытию новых знаний в работе с текстом учебника, иллюстрациями, знакомство с учебником и его методическим аппаратом, поиск решений проблемных вопросов в обсуждении; формирование представлений о биологии как науке, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества....
21 02 2025 7:30:12
Учитывая возраст учеников, в основу урока введены знакомые им по телепередачам и компьютерным играм виды работ: блиц-опрос, чайнворд, пазлы. Домашнее задание предусматривает использование дополнительного материала. Урок, проведенный в игровой форме, развивает любознательность, побуждает интерес к живой природе, воспитывает бережное отношение к ней.
...
20 02 2025 16:46:12
Урок направлен на изучение и закрепление новых знаний, целями являются: формирование понятий «Вид», «Критерии вида», создание условий для реализации учебных возможностей ученика.
...
19 02 2025 6:47:50

Задачи урока: познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии цветковых растений. Средства обучения: таблицы семейств растений класса двудольных; комнатные растения, гербарии розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных растений; муляжи плодов и растений, презентация....
18 02 2025 11:56:37
В ходе урока раскрывается сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние); их результаты для жизни видов. Дается определение и раскрывается сущность основных понятий: «комменсализм», «мутуализм», «симбиоз», «аменсализм», «протокооперация»....
17 02 2025 11:44:38
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с рождением науки, развитием научных идей, и формированием систем наук....
16 02 2025 17:11:44
Школьные учебники содержат минимум информации о закономерностях наследования и решению генетических задач. Не всегда эта информация в полной степени усваивается обучающимися на должном уровне. Поэтому был создан блок уроков, посвященный решению генетических задач с использованием мультимедийных презентаций. ...
15 02 2025 7:52:40
Данный урок является интегрированным (биология, информатика). В ходе урока ученики знакомятся с одним из методов изучения наследственности человека на примере родословной А. С. Пушкина, изучают некоторые хаpaктерные признаки ближайших родственников поэта и отpaбатывают навыки работы в СУБД MS Access, составляя базу данных и делая запросы. На уроке используются портреты Ибрагима Ганнибала, Александра Сергеевича Пушкина, Льва Александровича Пушкина, матери и отца поэта, дяди Ивана Абрамовича Ганнибала. При подготовке к уроку учащимися была проведена исследовательская работа по произведениям А. С. Пушкина с целью нахождения морфологических признаков, описания хаpaктеров ближайших родственников поэта. Для обработки полученной информации использовался компьютер.
...
14 02 2025 11:26:51
Современная система экологического образования формирует преимущественно теоретиков. Они испытывают трудности там, где необходимо перейти от теории к пpaктике, не объяснять, а действовать. В статье представлена игра для пpaктического применения знаний и умений учащихся. Она проходит в форме соревнования двух комaнд в пять этапов: «Вода», «Жилище», «Пища», «Болезни», «Зрелища». В ней могут принять участие дети младшего и среднего школьного возраста....
13 02 2025 20:23:20
Урок завершает тему "Класс рыбы", "Класс земноводные", "Класс пресмыкающиеся". Урок обобщения, закрепления и коррекции знаний проводится по модульной технологии, используются разные формы работы: индивидуальная, групповая, парная....
12 02 2025 8:46:56
Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....
11 02 2025 22:48:21
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::