Урок-викторина "Побег" с применением ИКТ
Цели и задачи урока: обобщение знаний о строении побега, почек, их расположении, видах побегов, способах роста, видоизмененных побегах. Расширение представлений о видоизмененных побегах. Применение полученных знаний в новых ситуациях.
Данный урок является обобщающим в теме \"Побег\", он завершает изучение тем \"Строение побега и почек\", \"Образование и развитие побега\", \"Разнообразие побегов. Видоизменения побегов\"
Приемы и методы: индивидуальные ответы, фронтальная эвристическая беседа, элементы соревнования, создание проблемных ситуаций.
Оборудование: презентация \"Побег\" (в статье презентация представлена некоторыми слайдами; не вошедшие сюда слайды даны в виде прилагаемых рисунков), интеpaктивные средства Библиотеки Электронных Наглядных Пособий \"КиМ\" (БЭНП), мультимедийный проектор, интеpaктивная доска, побеги бузины, яблони, липы.
Ход урока
Вступительное слово учителя. Сегодня мы проводим необычный урок – урок-викторину по теме \"Побег\". Вам предстоит ответить на вопросы викторины, заданные с помощью нашей чудесной доски.
Итак, задание 1 (отвечает 1 ученик):
Назовите части побега (Приложение 1). Задание представляет собой интеpaктивный объект. Если ответ неправильный, то вы услышите отрицание. А если все ответы будут даны правильно, то – аплодисменты! (Использовать приложение 1 можно 2 способами: для каждой части побега можно курсором мышки открыть варианты ответа и выделить нужный ответ или не открывать варианты, а отметить их после того, как будет дан ответ ученика. Второй способ подходит для более подготовленных детей).
Задание для второго ученика: какой тип роста позволяет бамбуку за сутки вырасти на 1 м? (вставочный рост за счет междоузлий)
слайд 2
Какой тип листорасположения у этих растений? (демонстрируются слайды 3, 4, рисунок 1. Слайд 3 – купена (очередное), яснотка (супротивное), подмаренник (мутовчатое) ; слайд 4 – жимолость (супротивное), горошек (очередное) ; рисунок 1 содержит фото вороньего глаза (мутовчатое)
Рис.1
слайд 3
слайд 4
Задание для третьего ученика:
определите, какие побеги укороченные, а какие – удлиненные? (Рисунок 2) Рисунок 2 содержит изображения растений подорожника и первоцвета – укороченные побеги, вербейника и золотарника - удлиненные).
Рис.2
Назовите виды побегов по расположению в прострaнcтве (Рисунок 3), слайд 8.
слайд 8
На рисунке 3 изображены виды побегов с их названиями, а на слайде 8 – только рисунки растений кукуруза (прямостоячий), виноград (лазающий), хмель (вьющийся), луговой чай и клевер (ползучие).
Рис.3
Задание для четвертого ученика:
Какое строение имеют вегетативная и генеративная почки? (Слайд 9 содержит рисунки почек без подписей, а слайд 10 – те же рисунки с подписями)
слайд 9
слайд 10
Задание для пятого ученика:
Найдите правильный ответ:
- Почки бывают:
- храпящие
- уснувшие
- спящие
- просыпающиеся
Слайд 12 содержит правильный ответ – спящие почки. Более подготовленному ученику можно задать вопрос: \"Какую функцию выполняют спящие почки?\" (остаются живыми много лет и пробуждаются в случае необходимости)
слайд 12
Найдите в почке конус нарастания. Какой тканью он образован, для чего он служит? (верхушка зачаточного побега, образовательная ткань, рост стeбля в длину)
Что такое кущение? (развитие боковых побегов из почек, находящихся у земли)
слайд 13
слайд 14
Задание для шестого ученика
Доказать, что корневище – видоизмененный подземный побег (приложение 2). Это задание аналогично заданию для первого ученика)
Задание для седьмого ученика:
Доказать, что луковица – видоизмененный подземный побег (Рисунок 4)
Рис.4
Задание для восьмого ученика
Доказать, что клубень – видоизмененный подземный побег (Рисунок 5)
Рис.5
Выступление учителя: А теперь познакомимся с клубнелуковицей – еще одним примером видоизмененного побега (1- придаточные корни, 2 – утолщенный стебель с запасом питательных веществ, 3 – сухие наружные чешуи. 4 – боковые почки, 5 – верхушечная цветочная почка, 6 – зачаточные листья генеративного побега)
слайд 18
Познакомьтесь с растениями, имеющими корневища (Рисунок 6) и луковицы (Рисунок 7)
Рис.6
Рис.7
Завершающий этап урока – конкурс эрудитов (отвечают 1-2 ученика). Ученики получают побеги, дают развернутое описание всех частей и показывают их (укороченный или удлиненный побег, верхушечная и боковые почки, вегетативные и генеративные почки, листорасположение, узлы, междоузлия, листовые рубцы, почечные кольца, годичный прирост).
Итоги урока: десять учеников получили оценки (\"отлично\" и \"хорошо\"), внимание учеников в течение всего урока было сосредоточено на вопросах викторины, и рабочая атмосфера поддерживалась без усилий.
Из отзывов учащихся:
\"…Когда на доску упал первый луч проектора
и появился первый файл, каждый, как на войне,
оказался один на один с вопросом. Отвечать
приходилось часто, и отсидеться никому не
довелось. Это было живо и интересно! Ответы были
коротки и быстры, как выстрел. Выстрелить успели
многие и, конечно, ушли с медалями (с отметками).
Почаще бы так!!!!!!\"
Комментарии:
Урок построен в виде путешествия по станциям. Между станциями учащиеся с учителем биологии знакомятся с лекарственными свойствами, с пользой растений, читают стихи русских поэтов о березе, рябине, ромашке, лилии, слушают музыку местных композиторов и мелодистов о родной природе. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счет переключения с одного вида деятельности на другой....
23 01 2025 9:48:37
Предложенный конспект урока позволит учителю интереснее и эффективнее построить урок по данной теме. Используя традиционный печатный учебник по биологии в интеграции с электронными учебными изданиями и ресурсами сети Интернет, учитель может достичь более глубокого усвоения материала. ...
22 01 2025 19:29:39
Задачи образования в современных условиях невозможно решить, используя устаревшие методы обучения. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся на уроке, деятельности, помогающей учащимся самим осваивать приемы работы с натуральными объектами, микроскопами и другими приборами, отбирать нужные им знания....
21 01 2025 11:40:59
Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Родная природа» в разделе «Животный мир Кировской области», тема «Птицы». Занятие рекомендовано для проведения уроков зоологии в 7-м классе при изучении темы «Класс птицы». Занятие проводится в форме устного журнала с использованием натуральных гнезд птиц, прослушиванием голосов птиц, фотографиями и рисунками....
20 01 2025 14:10:18
Визитной карточкой нашего села является сосновый бор. Представленная разработка урока позволяет сформировать определенные биологические понятия на примере природного сообщества «Сосновый бор», что способствует воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края....
19 01 2025 0:40:34
Применение модульной технологии обучения позволяет оптимально соотносить предметное содержание с учебными возможностями учащихся и повышает эффективность учебного процесса. Материал содержит план урока для учащихся 7-го класса и необходимое дидактическое сопровождение – модуль урока....
18 01 2025 17:55:47
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...
17 01 2025 23:25:37
На уроке учащиеся вспоминают материал 6-го класса по строению корней, листьев, цветков, плодов и применяют полученные знания для изучения темы "Семейства крестоцветные". Выявляют особенности строения растений семейства, рассматривают представителей, выясняют важность растений для человека....
16 01 2025 13:56:44
Представленный урок биологии проводится в 7-м классе. Урок представлен в интеpaктивной форме изучения нового материала, т.е. ученики с помощью учителя самостоятельно изучают новый материал по мноогобразию пресмыкающихся....
15 01 2025 11:29:46
В основу урока биологии в 6-м классе по теме "Лишайники" положен деятельностный метод. Учащиеся используют полученные знания при выполнении конкретных заданий, самостоятельно разбираются с материалом темы, используя учебник для поиска ответов на вопросы. В ходе урока идет овладение наиболее употребительными понятиями, законами курса биологии и их использование в пpaктической жизни. ...
14 01 2025 14:47:24
На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....
13 01 2025 21:18:24
Учащиеся на уроке рассматривают строение подземных видоизменённых побегов и устанавливают черты сходства с надземным побегом. Развивают умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжается развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищами растений)....
12 01 2025 4:20:49
В ходе урока дети знакомятся с общей хаpaктеристикой грибов, строением, разнообразием, а также с основными процессами жизнедеятельности. В качестве основных единиц обучения в данном уроке используются элементы ИКТ (презентация), смена видов деятельности, стимулирующие высокую познавательную активность, мотивацию. В конце урока проводится первичный контроль знаний, исходя из результатов которого можно уже на уроке определить степень усвоения знаний и дать учащимся дифференцированное домашнее задание....
11 01 2025 13:24:35
Урок биологии "Органы. Система органов. Организм" проводится в 8-м классе как заключительный по теме "Общий обзор организма человека" по программе Н.И. Сонина. Используется учебник "Биология. Человек" Н.И. Сонина, Н.Р. Сониной, 2008 года....
10 01 2025 19:38:16
Мероприятие представлено конспектом, заданиями и презентацией MS PowerPoint. Способствует развитию интереса к предмету и познавательной активности у учащихся. ...
09 01 2025 6:12:14
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
08 01 2025 11:39:56
Данная разработка составлена в соответствии с программой Н.И. Сонина для 6-го класса. Она дает представление о выделении как важном процессе жизнедеятельности организма, способах выделения ненужных веществ у беспозвоночных животных....
07 01 2025 17:36:41
Урок связан с раскрытием сущностных человеческих сил, сущностной природы человеческого (интеллектуального) потенциала, заключающейся в обретении им универсальных способов деятельности и мышления. Дидактические особенности такого урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся. Урок призван ярче высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности....
06 01 2025 14:34:57
Целью разработки является: изучение учебного материала, а также расширение и углубление знаний обучающихся по данной теме. развитие интереса к изучению биологии через использование ИКТ-ресурсы, дополнительной литературы, развитие творческого потенциала обучающихся и привлечение их к исследовательской деятельности. ...
05 01 2025 14:35:21
Цели урока: повторить особенности строения водорослей, как наиболее просто организованных растительных организмов. Особенности размножения водорослей в разных условиях среды; многообразие водорослей; значение водорослей в природе и жизни человека; воспитание интереса к урокам биологии....
04 01 2025 12:16:37
В своей работе я часто использую межмпредметные информационные проекты (биология + информатика). Учащиеся, получив задание на уроке биологии, могут его выполнять и оформлять на уроках информатики, а затем представлять свой проект на уроке биологии в соответствии с программой изучения предмета....
03 01 2025 19:55:55
Познавательная игра в форме брейн-ринга по теме «Растения и животные России» позволяет познакомить обучающихся с многообразием растительного и животного мира нашей страны; расширяет кругозор; способствует развитию интереса к предметам; воспитывает бережное отношение к окружающему миру....
02 01 2025 16:11:49
Выделяются особенности медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни. Показывается их роль в природе и значение в жизни человека. Ребята приводят примеры сложного поведения пчел: постройка сот, изготовление меда и воска, как пчелы ориентируются, находя корм и т. д....
01 01 2025 20:46:21
Влияние на организм окружающей среды чрезвычайно многообразно. На него прежде всего действуют материальные факторы природной среды, которые условно делят на химические, физические (абиогенные) и биологические (биогенные)....
31 12 2024 18:35:27
Данный урок проводится по УМК под редакцией В.В. Пасечника по биологическому образованию для основной школы. Урок "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций" является обобщающим по теме "Пищеварение". Урок проводится в форме учебного занятия. На уроке используются дополнительные источники знаний: статьи, книги, рисунки. ...
30 12 2024 23:28:39
Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Блочное построение учебной программы, разнообразие задач, упражнений, лабораторных работ, тестов различной сложности внутри каждого раздела, позволят каждому ученику реализовать свое право выбора заданий, соответствующих его возможностям и способностям. ...
29 12 2024 12:38:20
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
28 12 2024 14:59:15
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...
27 12 2024 5:14:30
В ходе урока учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, особенностями их строения, многообразием, ролью в природе и жизни человека. Используемые на уроке методические приемы способствуют развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....
26 12 2024 4:27:30
Работа представляет собой урок природоведения в 5-м классе по теме "Методы изучения природы" по программе А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. На данном уроке реализуется принцип деятельностного подхода, используются групповая и индивидуальная формы работы....
25 12 2024 14:26:29
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
24 12 2024 18:38:59
Цели урока: актуализация познавательного интереса к теме: "Наследственная информация и её реализация в клетке", создание условий обучающимся для изучения механизмов реализации наследственной информации и закладка базовых знаний для темы: "Основные закономерности явлений наследственности"....
23 12 2024 21:20:47
Цель урока: развивать интерес к здоровью, правильному питанию, расширять знания по теме, предметные компетенции учащихся по теме «Пищеварение»; закрепить изученный материал, определить уровень знаний, предметные компетенции учащихся по теме «Пищеварение»....
22 12 2024 7:29:33
У учащихся формируются знания о видах корней и типах корневых систем; выpaбатываются умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Учащиеся знакомятся с функциями корня....
21 12 2024 11:20:12
Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....
20 12 2024 9:10:57
Проект направлен на привлечение внимания жителей поселка к окружающей среде и сохранению здоровья человека. Улучшение экологической обстановки, ликвидация свалок, изменение общественного мнения о значимости каждого жителя в решении этой проблемы и формирование биологического и экологического мышления....
19 12 2024 13:16:14
Урок в 8-м классе по учебнику авторов: В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов под ред. Д.И. Трайтака способствует развитию у учащихся словесно-логического мышления, способностей сравнивать и анализировать, развивает навыки работы с дополнительным материалом....
18 12 2024 2:50:59
Урок биологии в 10-м классе знакомит учащихся с методами генной инженерии, которые позволяют бактериальным клеткам синтезировать "человеческий" белок, подробно останавливается на стадиях одного из методов - рекомбинативных плазмид. Чтобы понять сущность этого процесса, начинается разговор о значении генной инженерии. ...
17 12 2024 16:15:37
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
16 12 2024 0:18:54
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...
15 12 2024 17:22:21
Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....
14 12 2024 4:22:30
Урок биологии "Движение крови по сосудам" иллюстрирует использование проблемного обучения. На различных этапах урока используется проблемное изложение материала. Частично исследовательский хаpaктер носит лабораторная работа "Измерение скорости кровотока мелких артерий и капилляров ногтевого ложа", проблемный вопрос содержит домашнее задание....
13 12 2024 14:20:46
Урок проводится с использованием презентации и электронного учебника «Биология. Человек», 8-й класс. Использование данных материалов разнообразит учебный процесс, повышает интерес к изучаемой теме и помогает учащимся разобраться в сложных биологических понятиях. ...
12 12 2024 11:35:42
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
11 12 2024 10:52:25
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
10 12 2024 5:36:59
Питание животных существенно отличается от питания растений. В зависимости от способа питания выделяют различные группы животных. Пищеварительная система По...
09 12 2024 12:34:37
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
08 12 2024 16:10:16
Учитель вводит в урок пpaктические действия анализирующего хаpaктера. Пpaктическая работа активизирует и направляет внимание и деятельность детей на активный поиск частей цветка. И после проверки знаний выясняется, что у учащихся имеются четкие представления о строении цветка. ...
07 12 2024 8:49:36
Данный урок проводится после изучения темы «Внешнее строение птиц. Строение перьев», по которой планируется проведение лабораторной работы. Форма урока дает возможность провести ее по-новому, с проведением исследовательской работы. Урок помогает наполнить изучаемую тему новым смыслом, интересными исследованиями, сотрудничеством, творчеством и выходом за привычные рамки....
06 12 2024 1:59:58
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...
05 12 2024 10:31:21
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::