"Победить или умереть" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

"Победить или умереть"

В качестве индуктора используется видеосюжет из фильма “Война и мир” С. Бондарчука, где показаны панорамные сцены боя: множество людей, пушки, дым от выстрелов, пики, пистолеты, ружья в руках бойцов, раненые, убитые.

Если нет возможности показать этот видеосюжет, можно использовать любой другой, где имеется изображение батальных сцен, или текстовое описание (например “Бородино” М.Лермонтова).

Задание для самоконструкции после просмотра или прослушивания: Запишите, что использовали русские солдаты в борьбе с французами?

В ходе социализации мастер записывает на доске все слова, предложенные детьми: щит, пика, ружье, пушка, пистолет, укрытие, окоп, помощь других бойцов и др..

Детям предлагается сгруппировать всё перечисленное по какому-либо принципу:

средства защиты средства нападения помощники-соратники
одежда
щит
окопы
пики
ружья
пистолеты
пушки
 бойцы
однополчане

Ученики выбирают наиболее привлекательный для себя способ борьбы и объединяются в группы со своими единомышленниками.

Следующее задание, предназначенное для групповой работы, построено на использовании приема метафорических аналогий: Наш организм постоянно подвергается нападению врагов, только невидимых - бактерий, вирусов. Давайте сравним вооружение русского солдата с теми защитными средствами, которые имеются в клетках нашего организма. Опираясь на имеющиеся у вас знания, попробуйте провести соответствующие аналогии.

В помощь учащимся на доске вывешена таблица “Строение животной клетки” (рисунки по строению клетки можно раздать в группы). На этапе социализации все предложения “обнародуются” и фиксируются мастером на доске. У нас получается примерно следующая запись:

одежда
щит
окопы
клеточная стенка
плазматическая мембрана
рецепторы,
распознающие антигены
пики
ружье
пистолет
пушки
вещества, вырабатываемые в клетке,
структуры мембраны,
какие-либо иные приспособления
антитела
бойцы
однополчане
специализированные клетки,  помогающие в борьбе с инфекцией Т-лимфоциты
В-лимфоциты

Обычно не все аналогии удается провести сразу, поэтому возникает необходимость в информации - информационный запрос. В ответ на него в каждую группу выдается комплект информационных карточек, а затем, после их изучения и группового обсуждения, схема заполняется целиком.

Информационные карточки

Антитело – молекула, синтезируемая клетками организма человека в ответ на присутствие чужеродного вещества. Все антитела – белки, называемые иммуноглобулинами.

Антиген – чужеродное вещество, вызывающее образование антител.

Реакция “антиген-антитело” направлена на то, чтобы связать антиген, инактивировать его и предотвратить таким образом его вредное воздействие на организм.

 

Т-лимфоциты, несущие на мембране рецепторы, при обнаружении антигена начинают размножаться и образуют множество таких же Т-клеток. Т-клетки вступают в борьбу с микроорганизмами, несущими антиген.

Этот вид иммунитета называется клеточным.

 

В-лимфоциты распознают антиген, размножаются и образуют клон плазматических клеток, которые синтезируют антитела и выделяют их в кровь или в тканевую жидкость.

Это гуморальный иммунитет.

Следующее задание для - социоконструкции.

-Чтобы победить, любая армия должна пополняться новобранцами – новыми бойцами. В нашем организме такими “новобранцами” являются Т-лимфоциты и В-лимфоциты. Рассмотрите таблицы и рисунки (предлагаются рисунки по внутреннему строению человека) и предположите, откуда они берутся, где вырабатываются.

Социализация выявляет неполноту ответов, связанную с дефицитом информации. Тогда группам предлагаются следующие информационные карточки:

Тимус (вилочковая железа) расположен в грудной клетке под грудиной, около передней стороны сердца. Он начинает функционировать в период внутриутробного развития и проявляет наибольшую активность в момент рождения и в первые месяцы жизни. После окончания вскармливания материнским молоком тимус уменьшается в размерах и вскоре перестает функционировать. Т-клетки выходят из тимуса и попадают в лимфатические узлы и селезенку. Т-лимфоциты регулярно поступают в кровь и тканевую жидкость, благодаря чему увеличивается вероятность их встречи с антигеном и его уничтожения.

 

В-лимфоциты образуются в костном мозге, плаценте и печени плода. В-лимфоциты начинают делиться, образуя плазматические клетки и “клетки памяти”. Плазматические клетки синтезируют большое количество антител одного вида. Эти клетки живут несколько дней, но могут синтезировать и выделять около 2 тысяч молекул антител в секунду. “Клетки памяти” позволяют организму при повторной встрече с антителом реагировать на него быстрее и энергичнее.

-Итак, на страже нашего организма стоят клетки Т- и В-лимфоциты. Но когда, например, начинается эпидемия гриппа, одни люди заболевают быстрее и болеют часто и подолгу, а другие не болеют совсем или крайне редко. Почему? Говорят, что у них разный иммунитет. Как, по-вашему, что такое иммунитет? Дайте определение этому понятию.

Работа по конструированию определения понятия осуществляется сначала индивидуально (самоконструкция), а затем варианты обсуждаются в группах, формулируется общее определение (социоконструкция) и ,наконец, результаты обсуждаются в классе (афиширование и социолизация). В завершение данного этапа мастер предлагает детям сравнить созданные ими варианты определений с научными.

Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, а также от инородных тел и веществ.

 

Иммунитет – способность распознавать вторжение в организм чужеродного объекта и мобилизовать клетки и образуемые ими вещества на быстрое и эффективное удаление этого объекта. Макфарлейн Бернет

-В завершении работы предлагаю вам поразмышлять над тем, откуда берется иммунитет: с этой способностью человек рождается или приобретает её?

После высказывания и рассмотрения различных предположений группам выдаются листы с незавершенной схемой “Типы иммунитета”. Задача учащихся – достроить её.

На обратной стороне листа со схемой расположена недостающая информация – подсказка:

  1. Естественный пассивный – антитела передаются от матери к ребенку.
  2. Естественный активный – вырабатываются после болезни.
  3. Приобретенный пассивный – образуется после введения готовых антител с целью профилактики заболеваний.
  4. Приобретенный активный – образуется за счет введения антигена-вакцины. Вакцины могут содержать:
  • обезвреженные вещества болезнетворных бактерий с сохраненными антигенными свойствами (анатоксин);
  • убитые микроорганизмы;
  • ослабленные микроорганизмы.

Остается выяснить, как и от каких болезней мы приобретаем той или иной вид иммунитета. Эту беседу следует начать на уроке, что будет являться одновременно и рефлексией, в ходе которой дети поделятся впечатлениями, зададут оставшиеся без ответа и вновь возникшие вопросы.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


«Размножение и его виды. Бесполое размножение». 6-й класс

Учащиеся описывают процессы вегетативного размножения; выделяют отличительные особенности полового и бесполого размножения. Приводятся примеры бесполого размножения и растений, размножающихся вегетативно....

26 07 2021 5:36:11

Занятие "Амур – великая река"

Занятие позволяет сформировать представление о современном экологическом состоянии реки Амур, его биоразнообразии. Учащиеся совместно с педагогом открывают тайны подводного мира Амура через беседу, выполнение самостоятельной работы, решение кроссворда....

26 07 2021 9:34:47

Три формы борьбы за существование по Дарвину

Борьба за существование - движущий фактор эволюции, совокупность взаимоотношений особей животного и растительного мира между собой и с окружающим миром. Ученый Чарльз Дарвин выделил три формы борьбы за существование....

26 07 2021 18:17:28

Урок по теме "Внутренняя среда организма" (модульное занятие)

Цели урока: развить знания учащихся о внутренней среде организма, охарактеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме, значение ее постоянства....

26 07 2021 23:23:16

Урок-исследование. "Начальные этапы развития жизни на Земле"

Учащиеся исследуют начальные этапы развития жизни на Земле, выявляют причинно-следственные связи и последствия и делают вывод о направлении эволюции. На уроке используется технология индивидуально-группового обучения. ...

26 07 2021 16:29:45

Личностно-ориентированный урок по биологии в 7-м классе по теме "Насекомые – одна из великих сил природы"

Урок разработан на основе личностно-ориентированного подхода и направлен на формирование познавательной активности обучающихся через разнообразные формы работы. Материал урока насыщен познавательными заданиями приктико-ориентированного характера. ...

26 07 2021 6:56:32

Оплодотворение

В ходе урока дается обобщенное представление о процессе оплодотворения в живой природе. Рассмотрены различные типы оплодотворения, а также факторы, влияющие на этот процесс. Презентация содержит видеофрагменты, смонтированные мной специально для урока, а также анимацию из банка Ц О Р....

26 07 2021 18:28:48

Воздушная одежда Земли

Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие практических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме « Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: " Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....

26 07 2021 0:32:11

Горение и окисление

Цели урока: познакомить учащихся с видами явлений в природе, химическими явлениями, реакциями горения и дыхания; признакими реакций окисления и горения; формировать научную картину мира; прививать навыки аккуратности, учить правильно вести себя при Ч С....

26 07 2021 5:26:13

Тема урока "Возникновение жизни на Земле"

Материал может быть использован для проведения урока или внеклассного мероприятия. В статье представлены различные определения термина «жизнь», а также наиболее важные и интересные гипотезы возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, панспермия, биохимическая эволюция....

26 07 2021 8:57:23

Урок по окружающему миру "Кожа. Строение и значение кожи"

Урок по программе « Начальная школа XXI века» Н. Ф. Виноградовой выстроен в четком соответствии с методическими принципами деятельностного подхода данной системы. Урок служит созданию условий для ознакомления учащихся с кожей, её строением и значением....

26 07 2021 7:55:50

Изучение школьниками природы края на уроках биологии в среднем звене

Уроки-экскурсии, это замечательная форма работы учителя с учащимися среднего звена. Благодаря таким урокам, они учатся наблюдать, затем оформлять результаты своих наблюдений, а для того чтобы это сделать, им придется проанализировать, имеющуюся у них информацию, обобщить и сделать выводы....

26 07 2021 22:10:30

Качественное обучение – залог здоровья ученика

Достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей....

26 07 2021 2:14:44

Урок биологии по теме "Витамины" с использованием информационных технологий

Автор работы ставит цели: разъяснить значение витаминов; дать понятие об авитаминозах; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах. Материал знакомит с историей открытия витаминов, их ролью в организме, идет анализ отдельных витаминов. ...

26 07 2021 22:32:21

Аркадий Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время

В работе представлены автобиографические сведения из жизни А. П. Гайдара, включая его детство. Рассматривается возникновение тимуровского движения, его распад и попытки возрождения в наше время. ...

26 07 2021 18:53:43

Урок биологии по теме "Характеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"

Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....

26 07 2021 23:49:25

Деление клетки. Митоз

На занятии дается понятие митоза как универсального способа сохранения постоянства числа хромосом, формируются знания о механизмах клеточного деления....

26 07 2021 17:31:22

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

26 07 2021 22:15:26

"Функции желез внутренней секреции". 8-й класс

Урок знакомит учащихся со строением и функциями желез внутренней секреции, учит распознавать симптомы эндокринных заболеваний....

26 07 2021 8:43:42

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

26 07 2021 7:12:44

Торможение условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение

Торможением условных рефлексов называются процессы, которые приводят к ослаблению или прекращению возбуждений. Это явление противоположно возбуждению....

26 07 2021 14:40:46

"Как люди открывали свою Землю". Природоведение, 5-й класс

Урок природоведения отвечает общедидактическим требованиям, решает обучающие, развивающие, воспитательные задачи. Учебный процесс для учащихся является процессом познания, который организуется учителем и проходит под его руководством. Задача учителя сводится к такой организации учебной деятельности учащихся, которая обеспечивает максимальное развивающее и воспитывающее действие на ученика. На уроке применяется самостоятельный поиск в приобретении знаний. Урок раскрывает одну из самых интересных страниц истории человеческих цивилизаций. Рассматривает некоторые проблемы, возникающие при обживании человеком новых земель. ...

26 07 2021 1:35:26

Интегрированный урок по литературе и биологии в 7-м классе по теме: "Взаимоотношения человека и природы"

Интегрированный урок литературы и биологии для 7-го класса знакомит учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем, помогает понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь. ...

26 07 2021 15:38:31

Занятие элективных курсов: "Окружающая среда и здоровье человека", по теме "Невредные привычки"

Методическая разработка интегрированного занятия элективного курса « Окружающая среда и здоровье человека» (биология + литература) для учащихся 9-х классов. Педагогическая новизна методической разработки темы заключается уже в постановке проблемы, так как рассматриваемые пристрастия (привычки) оцениваются большинством как нейтральные (невредные) привычки, не оказывающие негативного влияния на физиологическое, психологическое и социальное благополучие человека....

26 07 2021 3:58:37

Урок по зоологии: "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана". 7-й класс

Урок в 7-м классе обобщает знания, повторяет, систематизирует знания и навыки учащихся....

26 07 2021 17:25:43

Урок-мультимедиа "Пищеварение в ротовой полости"

В данной статье представлена разработка урока по теме " Пищеварение в ротовой полости" с использованием мультимедийной презентации....

26 07 2021 20:58:14

Внеклассное мероприятие по биологии

Внеклассное мероприятие " В гостях у Лешего" было проведено во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 6-х классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации....

26 07 2021 17:53:59

Реализация интегрированного подхода в обучении биологии

На современном этапе модернизации образования возникла необходимость разработать новые подходы к внедрению в учебный процесс современных технологий. Актуальность межпредметного интегрирования в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, в котором ярко выражена интеграция естественно-научных знаний. Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении предмета....

26 07 2021 1:27:58

Биосфера. 9-й класс

Метапредметность как способ формирования теоретического мышления обеспечивает формирование целостной картины мира у подростков. Тема " Биосфера" предоставляет широкие возможности для учителя в формировании у девятиклассников естественно-научного мировоззрения путем интеграции содержания учебного материала по биологии, географии, химии, экологии, обществознанию, литературе....

26 07 2021 10:15:56

Урок-лекция по теме: "Генная инженерия"

Урок биологии в 10-м классе знакомит учащихся с методами генной инженерии, которые позволяют бактериальным клеткам синтезировать "человеческий" белок, подробно останавливается на стадиях одного из методов - рекомбинативных плазмид. Чтобы понять сущность этого процесса, начинается разговор о значении генной инженерии. ...

26 07 2021 18:58:14

Кровообращение. Большой и малый круги кровообращения, сосуды

Непрерывное движение крови по замкнутой системе полостей сердца и кровеносных сосудов называется кровообращением. Система кровообращения способствует обеспечению всех жизненно важных функций организма. У человека различают большой и малый круги кровообращения....

26 07 2021 13:47:58

Урок биологии по теме "Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии". 7-й класс

Урок биологии рассчитан на самостоятельное изучение материала, при использовании карточки-модуля. Однако, все темы, связанные с изучение эволюционных процессов, сложны для восприятия обучающихся. Роль учителя состоит в осуществлении и направлении процесса работы на уроке....

26 07 2021 15:56:34

План-конспект урока "Плазматическая мембрана: строение, функции"

Урок проводится с использованием информационно-коммуникационной технологии. Урок проводится в форме урокаизучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщения об истории изучения плазматических мембран, отправляют учителю по электронной почте и готовы к выступлению; выполняют схематично рисунок плазматической мембраны, делают записи из видеофрагмента для подготовки к предстоящей лабораторной работе. ...

26 07 2021 22:16:15

Подготовка учащихся 9-х классов к ЕГЭ по биологии

Программа не заменяет, а лишь дополняет фактический материал в более сжатой форме, делая определенный акцент на изучении общебиологических закономерностей и человека как биологического объекта. Практическое использование современных педагогических тестов дает учащимся возможность объективно оценивать уровень своих знаний. ...

26 07 2021 0:36:47

Урок-путешествие "Давай пройдемся медленно по лугу"

Уроки изучения нового материала, проведенные в необычной игровой форме, помогают привлечь в работу на уроке максимальное число учащихся. Одним из таких уроков является урок изучения нового материала с необычным названием " Давай пройдемся медленно по лугу ..." (урок-путешествие). В основу положен игровой момент – театрализованное представление, разгадывание кроссворда....

26 07 2021 18:36:48

Контрольно-обобщающий урок по теме "Закономерности наследования признаков"

Педагогическая идея урока заключается в использовании дифференцированного обучения, способствующего созданию оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей, усвоение материала на различных уровнях, в процессе групповой, индивидуальной деятельности и работы в парах....

26 07 2021 23:55:16

Природные сообщества Хабаровского края. Заочная экскурсия-вертушка

Предлагаемое учебное занятие способствует формированию новых знаний о распространенных природных комплексах Хабаровского края, эстетическому восприятию природы, воспитанию любви к природе Дальнего Востока. Основная задача заочной формы экскурсии – показать разнообразие биоценозов, их обитателей во взаимосвязях с окружающей средой не выходя в "дикую природу"....

26 07 2021 6:35:20

300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова посвящается "М.В.Ломоносов. The way he is"

Предложенная форма изложения известных (и не очень) фактов о жизни и труде М. В. Ломоносова воспитывает патриотизм учащихся, а также подает пример нестандартного подхода к изучению проблемы. Материалы статьи предназначены для классного часа, а также рекомендованы всем любителям «живой» истории....

26 07 2021 12:52:48

"Назад в будущее", или Школьный сад как актуальное средство социализации и развития эмоционально-волевой сферы учащихся школ VIII вида

В статье раскрываются возможности современного школьного сада как универсального средства социализации, реабилитации, а также развития политехнических знаний, умений и навыков учащихся школ VIII. Показано особое значение школьного сада как пропедевтического инструмента подготовки будущих садовников. Дан краткий экскурс создания, развития и значения школьных садов, начиная с VIII века до настоящего времени. Авторы сожалеют о сокращении школьных садов в постсоветское время и выражают надежду на их возрождение....

26 07 2021 17:57:51

Глобальные проблемы современности: "парниковый эффект" (экологическое занятие с использованием приемов технологии критического мышления)

В курсе изучения естественных дисциплин важное место уделяется пониманию экологических проблем современности – как локального, регионального, так и глобального характера. Одним из трех "подарков" человека самому себе является проблема парникового эффекта. ...

26 07 2021 16:44:52

Развитие универсальных учебных действий школьников на уроках биологии

В статье даётся анализ У У Д-потенциала различных заданий и приёмов, используемых на уроках биологии....

26 07 2021 6:22:23

Урок по теме "Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон", 9-й класс

Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине. Урок проводится с целью сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша....

26 07 2021 11:32:44

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

" И С У Д" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов И С У Д на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина. ...

26 07 2021 6:14:57

Внеклассное мероприятие "Путешествие по стране Флора"

Мероприятие проводится для учащихся 5—6-х классов как внеклассное. Включает игровые задания, что позволяет повысить познавательный интерес к предмету. Большинство заданий не предусматривают готовых ответов, заставляют рассуждать, использовать полученные учащимися знания на практике, рассчитаны на разный уровень подготовленности детей. ...

26 07 2021 9:59:11

Обобщающий урок в 7-м классе "Многообразие рыб"

На тему " Тип Хордовые животные, подтип черепные классы рыб" отводится в учебнике под редакцией В. В. Латюшина всего три урока, а материал очень объемный. На уроке используется презентация о многообразии рыб. Яркие иллюстрации побуждают обучающихся к глубокому изучению темы, проявлению творчества в написании реферата, составлении кроссворда....

26 07 2021 2:28:58

Урок по курсу "Введение в природопользование" в 9-м классе на тему: "Влияние человека на ландшафт"

Введение в природоведение, 9-й класс. Урок-занятие " Влияние человека на ландшафт" будет интересен не только с позиции выбора профиля обучения, но и с точки зрения экологической грамотности и формирования экологической ответственности каждого гражданина России. Урок проводится с использованием элементов урока "критического мышления". На заключительном этапе урока ученики выполняют проектную работу по улучшению и благоустройству своего села. ...

26 07 2021 18:33:37

Занятие в творческом объединении "Природа и человек". Тема: "Природа родного края"

Игра – активный метод обучения и воспитания, который помогает учащимся глубже усвоить изучаемый материал, расширить кругозор, развить познавательный интерес. За основу занятия в творческом объединении " Природа и человек" взята популярная телевизионная игра " Поле чудес"....

26 07 2021 1:37:17

Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"

Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...

26 07 2021 21:43:26

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

26 07 2021 8:43:34

Авторская программа элективного курса по генетике человека "Почему я такой"

Курс предназначен в основном для обучающихся 10-11-х классов естественно-научного профиля (химико-биологического) обучения. При прохождении курса учащиеся расширяют и углубляют знания о генеалогии как о методе изучения генетики человека, овладевают умениями и навыками построения родословных....

26 07 2021 4:50:39

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)