Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека
Задачи: обобщить знания учащихся о значении птиц в природе, их роли в хозяйственной деятельности человека; раскрыть систему мероприятий по охране птиц.
Оборудование: таблицы по экологическим группам птиц (“Птицы леса”, “Лесные куриные птицы”, “Дневные хищные птицы”), рисунки, аппликации различных птиц, кинофильм “Хищные птицы”, чучела птиц, перья птиц (гусиные, страусиные, павлиньи), плакаты, кормушки, скворечник.
Ход урока
Презентация
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания. Тест. (Приложение №1).
3. Подготовка к изучению нового материала: На фоне голосов птиц учащийся читает стихотворение:
Мы безмерно богаты
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых -
Просто диву даешься!
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково -
И, гляди, удивится:
Как же, фауна, дескать,
Как же, наше богатство -
На полях, перелесках,
Так сказать, птичье царство...
Птичье царство – и только?
Ну, дрозды, ну, синички ...
Где запомнишь все клички,
Просто птички – и только?
Стоит в лес углубиться -
И уже как не дома:
Словно мы за границей -
Незнакомые лица,
Языки незнакомы.
Как слепые плутаем,
Будто глухи отроду.
И еще утверждает,
Что мы любим природу. (Автор неизвестен)
Учитель: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Их можно встретить и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океана. В отличие от многих других животных, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с нами. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением разнообразной окраской оперения. Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя.
Разнообразие птиц на Земле велико – их около 9000 видов. Раздел зоологии, изучающий птиц, называется орнитологией. Археологи свидетельствуют, что еще в глубокой древности люди понимали хозяйственное и экологическое значение птиц.
Итак, тема сегодняшнего урока “Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека”. (Запись темы в тетрадь).
Изучение нового материала.
Учитель показывает изображение птиц (или использование презентации, приложение 3) и вместе с учащимися определяет значение птиц. Производится запись в тетрадь
1. Звено в цепи питания (злаки - заяц – лиса - орел).
2. Распространяют семена растений (ворона).
3. Ограничивают рост растений (глухарь).
4. Ограничивают численность насекомых (обыкновенный крапивник).
5. Санитары леса (дятел).
6. Опылители растений (колибри).
7. Санитары природы (грифы).
8. Уничтожают вредителей сельского хозяйства (сипуха).
9. Объект спортивной охоты (сокол).
10. Промысел (тетерев).
11. Продукты питания (мясо, яйца) (утки, индейки).
12. Сырье для промышленности – перо, пух (утка гага).
Ученик готовит сообщение об этой птице. Рассказ об утке гага.
13. Птичий помет – ценнейшее органическое удобрение – содержит азот (куры).
14. Народные приметы (ласточка). Низко летает – к дождю.
15. Культурное наследие (поговорки, былины, сказки и т.д. - гусиное перо).
Счастье – вольная птица, где захотела, там и села.
Где ворона не летала, а к ястребу в когти попала.
Метил в тетерю, а угодил в сук.
16. Объект научных исследований (перелеты, самолеты – открытки).
Учитель: В 60-е годы возникла наука БИОНИКА – решение инженерных и технических задач на основе изучения структуры и жизнедеятельности живых организмов. Птицы сыграли огромную роль при создании многих летательных аппаратов.
17. Украшения (перья птиц – цапля, страус, павлин) (фотография 1)
18. Почтовые курьеры (почтовый гoлyбь).
19. Переносчики инфекционных заболеваний (воробей).
20. Вред опорам э/передач, железным покрытиям (гoлyби).
Учитель: Гoлyби своим пометом разрушают железо через 2-3 года.
21. Биологические средства борьбы с вредителями (чайка).
22. Эстетическое значение (любая птица по-своему красива) (лебедь, райская, павлин).
Учитель: В знак признательности к заслугам птиц во многих странах люди установили им памятники.
Памятники птицам: 1942 г. Англия, на подводной лодке авария, выпустили птицу и она доставила сообщение на сушу – экипаж был спасен. Птицу наградили высшей воинской наградой и навечно зачислили в экипаж лодки (гoлyбь).
16 век, Германия, в осажденном городе люди умирали от голода, когда осажденные выставили птицу на крепостную стену – враг подумал, что в городе много продовольствия и снял осаду. Благодарные люди поставили птице памятник (пeтyx).
1850 г., Америка, впервые завезли эту птицу, здесь она быстро освоилась. В пригороде Бостона сильно размножились насекомые. На помощь пришла эта птица. В знак благодарности жители поставили ей памятник в центральном парке (воробей).
Этой птице поставлено 2 памятника в честь спасения ею посевов от саранчи: один в США, штат Юта, а другой в Австралии. Ведь она спасла людей от голодной cмepти (чайка).
Вывод: значение птиц огромно, их вред несравнимо мал по сравнению с пользой, которую они приносят, абсолютно вредных птиц в природе не существует.
Учитель: Что же мы можем сделать для привлечения птиц на наши поля, в сады, скверы, леса? (Учащиеся отвечают на вопрос). Учитель демонстрирует кормушки и скворечники сделанные руками ребят (фотографии 2, 3, 4, 5).
Учащийся читает стихотворение.
Птицы
Кормушка висит у меня за окном,
Все время здесь вертятся птицы,
Летают всю зиму с утра до темна
Снегири, воробьи и синицы.Дерутся за сало, пшено, коноплю,
Галдят, не смолкая все время,
Наверно, за это я очень люблю
Пернатое птичье племя.К тому же, и пользу приносят они,
Едят они гусениц разных,
Спасают они и леса, и сады
От маленьких гусениц страшных.И надо поэтому птиц нам беречь.
Зимой подкормить, а весною привлечь
Пернатых друзей на поля и сады,
Участие примешь ли в этом и ты? (Автор неизвестен)
Закрепление. Работа с изображением птиц (Учитель показывает изображение птицы – учащиеся называют ее значение).
Проверка усвоения материала. Тест (приложение 2).
Задание на дом. Прочитать параграф, изготовить наглядные раздаточные пособия “Роль птиц в природе и жизни человека”. Подготовить правила изготовления скворечника?
Комментарии:
Участники ролевой игры – органы или другие составные части организма человека: головной мозг, вирус, диафрагма, печень, почки, антитело, лимфоцит, мышцы: бицепс и трицепс, сердце, легкие, витамин. Каждый персонаж имеет свое имя, историю, цели. Успех каждого игрока зависит от того, насколько полно он сумеет выполнить цели за время, отведенное на игру....
01 12 2023 15:15:16
Урок-экспедиция помогает активизировать познавательную деятельность учащихся. Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями сообщества болота своей местности, их лечебными свойствами.
...
30 11 2023 4:43:11
Внешний вид, хаpaктерные признаки, размеры и строение класса костных и хрящевых рыб. Места их обитания и описание представителей отрядов....
29 11 2023 5:28:58
Статья о развитии коммуникативных умений с использованием опopного конспекта на уроках биологии в школе закрытого типа. Реализация цели формирования коммуникативной компетенции предполагает развитие речевой деятельности во всех ее видах....
28 11 2023 5:52:49
Зоологическая игра проводится с целью систематизировать знания о строении, жизнедеятельности, взаимоотношениях птиц с окружающей средой, о роли их в жизни человека, научить детей осознавать необходимость чуткого и бережного отношения к природе....
27 11 2023 13:12:54
Современная система экологического образования формирует преимущественно теоретиков. Они испытывают трудности там, где необходимо перейти от теории к пpaктике, не объяснять, а действовать. В статье представлена игра для пpaктического применения знаний и умений учащихся. Она проходит в форме соревнования двух комaнд в пять этапов: «Вода», «Жилище», «Пища», «Болезни», «Зрелища». В ней могут принять участие дети младшего и среднего школьного возраста....
26 11 2023 13:19:26
Игровой урок проводится перед летними каникулами. Основная цель - закрепить знания о ядовитых и съедобных растениях и грибах, правилах безопасного поведения в природе, повторить названия растений пришкольного участка Урок проводится в форме комaндной игры, в ходе которой ребята учатся принимать совместные решения, что способствует сплочению детского коллектива.
...
25 11 2023 3:23:19
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....
24 11 2023 17:22:44
Использование информационных технологий на уроках биологии, позволяет учителю расширить формы и методы работы с обучающимися, стимулируют интерес детей к поиску знаний в различных источниках. В статье представлен план-конспект урока в 6-м классе с использованием компьютерной презентации. При проведении урока используются различные формы работы с детьми, что позволяет каждому обучающемуся чувствовать себя в коллективе, осознавать собственные действия, осуществлять самооценку....
23 11 2023 10:55:12
На уроке учитель рассказывает учащимся о биологическом значении сна и бодрствования и их чередования; знакомит с природой и фазами сна; показывает, что любая деятельность человека носит циклический хаpaктер, а циклы определяются как внешними, так и внутренними причинами. А также речь идет о гигиенических требованих организации режима дня человека, обеспечивающие полноценный сон и активное бодрствование....
22 11 2023 9:12:56
Автор статьи организует деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию об основных представлений о строении и функциях желез внутренней секреции. Развивает умения работать с тестовой информацией, аналитическими материалами, таблицами, оценивает результаты своей работы и товарищей....
21 11 2023 20:26:23
Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....
20 11 2023 22:34:14
Форма организации урока с использованием технологий критического мышления позволяет объединить две функциональные задачи: объяснение нового учебного материала и развитие познавательного интереса к предмету. Эти технологии можно использовать на уроке любого типа, но в данном случае предлагается разработка урока-объяснения нового материала для 8-го класса по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор". Это урок раздела анатомии "Координация и регуляция", первый в теме "Анализаторы"....
19 11 2023 12:26:39
Цель урока: сформировать представление о влиянии условий среды на строение листа.
...
18 11 2023 6:49:50
Выбор основных направлений самоподготовки домашнего задания и ведения ЗОЖ в системе ППП способствует самоопределению уровня познания, научности профиля будущей профессии, интеллигентности личности.
...
17 11 2023 4:34:12
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
16 11 2023 23:44:37
В данной статье рассматриваются варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся на уроке и дома, которые наиболее часто используют учителя биологии.
...
15 11 2023 13:43:44
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
14 11 2023 23:34:37
При подготовке учащихся к ЕГЭ сложилась система, с помощью которой школьники обучаются умению работать с заданиями разной степени сложности на уроках, во внеурочное время и непосредственно перед экзаменом....
13 11 2023 20:19:36
Хромосомы состоят из хроматина — соединения ДНК и белков (гистонов). Этот комплекс имеет сложную прострaнcтвенную конфигурацию. У каждого вида растений и животных в ядре клетки содержится строго определенное и постоянное количество ДНК....
12 11 2023 16:40:32
Актуальность темы: в последнее время возросло число пользователей персональными компьютерами и сотовой связью, и приходится все чаще слышать разговоры о вреде этих предметов. Возрос интерес к данной теме и в средствах массовой информации. Насколько серьезными могут быть последствия воздействия электромагнитного излучения на человека? Нужно ли опасаться за свое здоровье? Насколько это научно обоснованно или это домыслы? Это и предлагается обсудить учащимся на уроке....
11 11 2023 23:45:47
На уроке показано многообразие химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессе жизнедеятельности. Формируются умения и навыки самостоятельной работы с учебником, с цифровыми источниками информации, умение выделять главное, формулировать выводы....
10 11 2023 10:49:58
План-конспект урока биологии. На уроке используются проблемные ситуации, фронтальная поисковая беседа по решению проблемных задач и вопросов. Фронтальное объяснение нового материала с использованием самостоятельной работы с помощью учебника. Закрепление материала....
09 11 2023 3:32:29
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
08 11 2023 17:29:22
Путь рефлекса не должен нарушаться, иначе не будет осуществляться реакция, рефлекс, т.е. необходима целостность всех звеньев....
07 11 2023 18:54:49
Урок знакомит учащихся с историей переливания крови, выявляет значение переливания крови как важного достижения современной медицины, выясняет причины групповых различий крови у людей.
...
06 11 2023 12:52:21
Генетика – это наука, о закономерностях наследования генетической информации и изменчивости организмов. Основоположник генетики – Грегор Мендель....
05 11 2023 15:23:40
Прилагаемая презентация позволяет сформировать зрительное представление об изучаемом классе живых организмов, что позволяет учащимся легче и быстрее усваивать учебный материал. В ходе работы происходит смена деятельности учащихся, что является обязательной частью учебного процесса.
...
04 11 2023 5:27:52
Занятие с целью изучения многообразия червей–паразитов, их вреда, способов их выявления и профилактики....
03 11 2023 8:37:42
Данная тема очень важная и необходимая для понимания обучающихся, так как плод является конечным этапом развития цветка. Основная его функция защита и распространение семян, заключенных в нем. Плоды чрезвычайно разнообразны и обучающиеся должны уметь различать типы плодов, основываясь на знаниях их разнообразных признаков. Ценить и знать их значение в жизни человека (ценные продукты питания, лекарственные и красящие вещества и др.)....
02 11 2023 13:45:22
Урок входит в тему «Внутренняя среда организма». На нем изучается строение эритроцитов и лейкоцитов в связи с выполняемыми функциями. Изучение материала идет с использованием мельтимедийного обучающего пособия....
01 11 2023 11:38:42
Основная цель школы-интерната - подготовка образованного человека, умеющего совершенствовать себя, строить гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми посредством личностно-ориентированного обучения, в основе которого лежат здоровьесберегающие педагогические технологии, направленные на поступательное движение к новому качеству образования детей с патологией зрения....
31 10 2023 14:51:24
Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....
30 10 2023 17:11:31
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
29 10 2023 11:43:57
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
28 10 2023 4:55:17
Урок биологии в 8-м классе, на котором рассматриваются причины и меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, виды кровотечений. В ходе пpaктикума закрепляются навыки оказания первой помощи при кровотечениях.
...
27 10 2023 2:30:32
Представлен урок биологии, на котором учащиеся получают новые знания о генетике человека.
...
26 10 2023 9:40:32
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
25 10 2023 16:13:44
Анатомия человека - наука о структуре организма и систем в целом. Физиология - наука о совокупности жизненных процессов в организме и его органах...
24 10 2023 17:18:44
Урок биологии в форме пресс-конференции поможет расширить и углубить представление о вирусах, познакомит с их строением и составом, механизмом взаимодействия с клеткой, хаpaктеристикой ВИЧ, значением вирусов.
...
23 10 2023 18:48:29
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
22 10 2023 9:38:29
На данном уроке по теме «Эритроциты» представлена презентация, которую подготовили ученики....
21 10 2023 8:38:16
Познавательный интерес - важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии автор использует приемы технологии коллективного способа обучения, развивающего обучения. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся; способствуют развитию бережного отношения к природе....
20 10 2023 8:30:29
Применение цифрового микроскопа при изучении биологии способствует повышению эффективности и информативности занятий, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии педагога с учениками, проведению совместных исследований, выполнению учащимися самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности....
19 10 2023 0:12:53
Урок "Гигиена сердечно-сосудистой системы", проводимый в форме конференции, позволяет ученикам побывать в ролях врачей, лаборантов, тренеров, проявить творчество, самостоятельность в поиске решений проблемных ситуаций. Знания, которые получают школьники на уроке, актуальны не только с точки зрения приобретения ЗУН, но создают условия для формирования у подрастающего поколении потребности в укреплении и сохранении своего здоровья.
...
18 10 2023 6:13:51
Данный урок разработан с использованием программы PowerPoint. Использование компьютерных презентаций позволяет активизировать деятельность ученика и разнообразить формы ведения урока. Кроме того, данная программа позволяет расширить базу наглядности и увеличивает количество способов предоставления информации....
17 10 2023 12:54:16
Изложена авторская система обучения курсу биологии по модульному методу с 7-го класса....
16 10 2023 5:22:50
Фотопериодизм — это приспособление организма к смене времени суток, его реакция на суточные и годовые циклы в природе....
15 10 2023 9:28:16
В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....
14 10 2023 4:38:45
Урок-зачет по биологии в 6-м классе по учебнику Н.И. Сонина «Живой организм». Урок предусматривает обобщение темы «Органы и системы органов растений и животных» в виде путешествия по станциям с использованием «маршрутных листов».
...
13 10 2023 12:22:58
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::