Формирование приемов учебной деятельности в условиях личностно ориентированного образования на уроках биологии

Цели:
Задачи:
- Составить перспективный план самообразования на 2006-2010 гг. по изучению и применению данной методике в своей работе.
- Изучить литературу и опыт учителей по использованию методики личностно-ориентированного обучения в пpaктике применения на уроках.
- Провести диагностику учащихся 6, 7 классов по методикам наблюдения, самостоятельной диагностики проведенной психологами с целью выявления индивидуальных особенностей развития ребенка.
- Организовать работу учащихся на уроках в условиях личностно-ориентированного образования.
- Проводить мониторинги для выявления успешности в обучении учеников 6, 7 классов.
- Разработать задания по биологии 7 класса для использования его в условиях интегрированных уроков с применением знаний пользователя компьютера.
- Систематизировать задания применяемые на уроках биологии в условиях личностно-ориентированного образования.
- Представить свои наработки и результаты на ГМО объединения учителей биологии.
План
Тема: Формирование приемов учебной деятельности в условиях личностно-ориентированного образования на уроках биологии.
Цели:
- Формировать мотивацию к обучению.
- Создавать благоприятные условия на уроке для успешного восприятия предмета.
- Изучить возможности использования методов обучения в формировании личности ученика.
- Применять приемы учебной деятельности на пpaктике в условиях личностно-ориентированного обучения.
| Задачи | Мероприятия | Сроки | Наименование разработок (что будет сделано) |
Форма представления результативов (что, где) |
| Изучить методическую литературу по проблеме | Начальный этап. Обсудить тему на ГМО, ШМО о ее актуальности и мотивации ее применения; подобрать литературу. | 2006-2007 | Заметки по теме, тезисы, | Устное выступление на ШМО учителей биологии. |
| Содержание работы по проблеме | 1. Изучить литературу по данной
теме. Статьи, публикации. 2. Изучить классы для применения на пpaктике. |
2007-2008 | Провести диагностику учащихся 6,
7 кл. Разработать несколько уроков, заданий. |
Обсудить варианты тестов, тем, уроков. |
| Апробация | Разработать задания и уроки, использовать задания в учебнике в новом качестве внедрения. | 2008-2009 | Разработать задания, тесты 7 кл. с интегрированным применением и знаний ПК. | Представить систематизацию разработанных заданий по биологии 6-11 кл. |
| Диагностика (методики отсутствуя результатов) | Отслеживание успешности ученика в обучении с применением заданий по новой методике. | 2009-2010 | Написать статью, сделать презентацию по применению материала и результатах его использования. | Защита работы на ГМО. |
1. Методы и приемы в самообразовательном процессе
Приемы:
1. Схематический педагогический рисунок.
А) педагогический рисунок, поясняющий строение органов;.
Б) педагогический рисунок, поясняющий физиологические процессы;
В) педагогический рисунок при проверке знаний.
2. Анализ.
3. Синтез.
4. Сравнение.
5. Обобщение.
6. Установление причинно-следственных связей.
7. Построение гипотез.
8. Познавательные логические задачи.
9. Приемы, стимулирующие доказательность ответов при проверке знаний.
10. Конкретизация и систематизация понятий.
11. Приемы развития интереса.
12. Составление аналитических схем.
2. Применение приемов учебной деятельности в преподавании предмета биологии
1) Схематический педагогический рисунок.
Среди средств наглядности, обеспечивающих связь между конкретным и абстpaктным, в преподавании биологии большое место занимает педагогический рисунок (это позволяет выделить существенные черты в объектах и явлениях, помогающих формированию понятий, развитию воображений и абстpaкции).
Рисунок, который изображает учитель на доске “живой, стремительный, мгновенный и конструктивно простой”.
Обязательные требования к педагогическому рисунку:
- графическая грамотность;
- простота;
- ясность изображения;
- связь с .
Основные показательные значения рисунка в том, чтобы создавать четкие ассоциации слова и образа, выделяя наиболее существенные черты изображаемого объекта.
Меловой рисунок учителя на доске имеет преимущество перед печатными, даже художественно выполненными таблицами, восприятие которых не всегда дает возможность ученику усвоить последовательность анализа объекта и наиболее существенные детали.
Могут быть три варианта применения педагогического рисунка:
1. Поясняющий строение органов. Учитель применяет его после демонстрации объекта на муляже ( сердце, легкие, желудок, головной мозг, …)
При выполнении рисунка ученики делают общий контур формы (следуя за учителем), затем показывают расчлeнение на главные части, позднее зарисовывают необходимые детали; при изображении по возможности подчеркивают графически связи между частями, соблюдают их относительные пропорции, подписывают (рис.1).
Незаменим рисунок если учитель объясняет строение органа на тканевом или клеточном уровне.
Изображение нейрона на доске и в тетрадях выполняется синхронно и последовательно по ходу объяснения учителя. Знания, которые получают ученики, важны для формирования более конкретного понятия о взаимосвязи строения и функции (рис. 2).
2. Поясняющий физиологические процессы.
Например: фагоцитоз – поглощение лейкоцитами микробов; деление клетки – митоз; мейоз, изображение графических схем рефлекторной дуги, оплодотворение, опылений у растений.
Такие рисунки позволяют учащимся успешно усваивать понятия (рис. 3).
3. Рисунок при проверке знаний.
Учитель при контроле знаний требует от учащихся воспроизвести рисунок.
При выполнении задания могут быть варианты: дорисовать, обозначить, воспроизвести полностью, показать стрелкой направление процесса.
Ученику легче изображать морфологическую основу процесса молча, и удобнее начинать рисовать с самых крупных объектов, а сущность процесса объяснять на готовом рисунке с помощью условных обозначений (фотосинтез, рефлекторная дуга).
4. Обучение – анализ, синтез важным составным элементом мнениями.
Сначала надо дать понятия учащимся о том, что такое анализ и синтез.
Анализ – это мысленное расчлeнение предмета или явления, выделение отдельных его частей, признаков, свойств.
Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в некоторое целое.
Этапы анализа.
- Знакомство с органом всегда начинается с раскрытия его значения в системе органов или в организме. Это создает ситуацию заинтересованности и потребность приобрести знания о строении органа, обеспечивающего определенную функцию.
- Наблюдение внешнего вида органа. Учащийся описывает внешнее строение: топография органа в организме, хаpaктеризует форму, размеры, цвет, поверхность, плотность, окружность (то, что является для органа существенным).
- Необходимо рассмотреть орган в натуре (на муляже, влажном препарате).
- Отчет о наблюдении, изучении органа может быть в виде “словесного портрета”, на основе своего воображения, а затем подтверждают истинность своих представлений, используя наглядность.
- Если это возможно, после выяснения строения внешнего, изучается внутреннее строение на примере вскрытых органов (влажных препаратов).
- Изучение дополняется схематичными рисунками.
Этапы синтеза.
Учащиеся находят разнообразные связи в органе. Связи частей в органе могут быть:
- морфологическими (соединение концов костей в суставе с помощью сумки и связок) ;
- физиологическими (выделение смазки, уменьшающий трение между костями) ;
- регулятивными, благодаря которым создается согласованность в работе частей органов.
Последним этапом в анамус – синтезе является установление взаимосвязи строения и функции в органе и его частях.
Для качества анализа необходимо соблюдать правильное мысленное последовательное расчлeнение объекта. Например: при хаpaктеристики сердца указывать 1) предсердия; 2) желудочки; 3) клапаны. При описании желудочков сначала строение его стенок, а затем находящихся в них желудочные железы.
Для качества синтеза соблюдать последовательность:
1) анатомические;
2) функциональные;
3) регулирующие связи между частями органов.
В порядке целенаправленной работы по формированию приемов, помогающих создавать понятие о взаимосвязи формы, строения и функции, от учащихся требуется хаpaктеристика органов по следующему плану:
- значение органа в системе органов или организме;
- топография;
- внешний вид – форма, размеры, цвет, особые физические качества;
- внутреннее строение. Основные части и их детали.
- функции частей и связи между ними;
- взаимосвязь строения и функцию. Успешное выполнение функции в результате приспособительных особенностей строения.
Применение плана хаpaктеристики органов обуславливает логичность ответов, выpaбатывает наиболее важный для формирования понятий функциональный подход к изучению.
3. Составление аналитических схем
Схема
Важным звеном в обучении анализу служит составление логических схем. Данный прием должен быть сформирован учащимися с 5 класса. Но обучая учащихся 6 кл. я нахожу его недостающим среди имеющихся навыков. Это объясняется тем, что не все учителя уделяют ему равное внимание.
Принципы, на которых они составляются, заключаются в том, что какое-то целое условно делится последовательно на части, имеющие различное строение и значение. Например: кровь делится на жидкую часть – плазму и клетки крови. Они различны по строению, составу, значению, т.к. интересует более подробно, какие клетки входят в состав крови, то на схеме условно обозначается деление клеток крови на три категории.
В прием составления аналитических схем входят действия:
- установление критерий расчлeнения (“анализ” объекта) ;
- деление на основные различные по строению или функциям части;
- условное обозначение этого деления (головной мозг на пять отделов и т.п.) ;
- расчлeнение объекта на более мелкие части;
- соблюдение деления в пределах одного уровня изучения объекта – организменного, органного, тканевого, клеточного.
Овладение этим приемом составления аналитических схем строения или состава органов помогает понять отношения между частями и уменьшало количество ошиюок при определении соподгинения частей.
Учащиеся затруднялись ответить на вопрос “Из чего состоит кровь?”, “Из каких этапов состоит обмен веществ?”. Аналитические схемы улучьшают логику ответов учащихся. Они легко отвечают на поставленные вопросы, легче запоминают материал.
Задание на составление логических схем даю на дом или в классе (“Чтение с карандашом”) ; совместно с учителем, по ходу объяснения новой темы, в паре, индивидуально.
4. Приемы сравнения
Сравнение – важное условие более глубокого познания биологических объектов, потому что установление сходства и различий помогает формированию понятий об историческом развитии, о факторах эволюции.
В курсе биологии изучение растений, животных и человека сравнение применяется очень часто. Например, в целях развития понятия о происхождении человека (сходства и различия в органах и процессах у человека и животных) и активизация мышления.
Сравнение тесно связанно с анализом и синтезом, так как, чем лучше осуществлен анализ каждого из объектов, тем легче их сравнить.
Необходимо давать представление о том, какие предметы или явления имеет смысл сравнивать, т.е. они имеют что-то общее, какое-то сходство и некоторые различия.
Например: при сравнении эритроцитов и лейкоцитов самое общее сходство в том, что это клетки крови, образующиеся в костном мозге.
Порядок сравнения.
- О сравниваемых объектах дать ответ на вопрос “Что это такое?”, “Кто это такой?”.
- Сопоставить определение одного предмета или явления с другими.
- Выделить существенные признаки каждого предмета, т.е. провести анализ каждого из них.
- Сопоставить оба предмета по одним и тем же признакам, выделенным анализом.;
- Выяснить в каких признаках объекты сходны, а в каких различны.
В темах, где применяю сравнение: обмен веществ (пластический, энергетический) ; деление (митоз, мейоз) ; фотосинтез и дыхание у растений; мышцы, скелет у человека и животных; клетка растительная и животная; ткани по строению и функциям; кровеносные сосуды: артерии, вены, капилляры; трахеи и бронхи; условный и безусловный рефлексы; первичная и вторичная моча. Сравнения могут быть: анатомические, физиологические, морфологические.
5. Обобщение
Под обобщением понимают нахождение общего в заданных предметах или явлениях. Оно является результатом анализа, сравнения, абстpaкции, индукции и дедукции.
Для повышения самостоятельности формирования понятий и стимулирования умственного развития (а умение обобщать относится к существенным показателям общего развития), при изучении биологии считаю необходимым прививать навыки этого мыслительного процесса.
Роль учителя в этом приеме заключается в том, чтобы учащиеся получили отчетливые примеры обобщения при объяснении учебного материала.
При индуктивном обобщении в мышлении происходит переход от единичного к общему. Вопросы позволяющие обобщать материал таким способом:
- Что наиболее важно в этих фактах и явлениях?
- Что сходного у этих фактов и явлений?
- Какую связь между ними можно установить?
- Какой общий вывод можно сделать?
Такой план в виде вопросов, записанных в тетради, помогает учащимся в обобщении материалов уроков, помогает формированию понятий.
Роль учителя при изучении темы. Работа сердца. Ключевое понятие темы – автоматия.
Учитель подбирает нужные факты, располагает их в такой логической последовательности, которая способствует возможности их обобщения в понятие.
Например, чтобы дать понятие об автоматии сердечной мышцы, я ставлю перед учащимися проблему и сообщаю следующие факты:
- сердце, удаленное из организма и помещенное в питательный раствор, продолжает некоторое время сокращаться;
- сердце, лишенное доступа возбуждения, передающегося по нервам, продолжает сокращаться;
- чисто логический анализ сердечной мышцы показывает, что в ней особые видоизмененные мышечные волокна, в которых периодически возникает возбуждение;
- это возбуждение распространяется от предсердий к желудочкам;
- сердце сокращается всегда последовательно от предсердий к желудочкам.
Предлагаю учащимся выяснить, почему сердце сокращается периодически и непрерывно?
Делается несколько выводов. Из (1) и (2) вытекает, что сокращение сердца не вызывается нервным возбуждением.
Обобщение (3), (4) и (5) фактов приводит к установлению причинно-следственной связи: периодические сокращения сердца зависят от влияния особой видоизмененной мышечной ткани, в которой возникает возбуждение, передающееся по сердцу.
В ходе этой работы используются все возможные средства наглядности: текст, рассказ учителя, совместная работа поиска в паре ученик-ученик, учитель–ученик.
В процессе поиска ответа на поставленную проблему совместно приходим к выводу – свойство сердца сокращаться под влиянием периодических возбуждений, возникающих в нем самом – называется автоматией.
Используя дедуктивный способ общения, я предпочитаю построение схем. Например, понятие:
Одним из способов обучения обобщением я использую выводы в конце урока, в конце рассказа ученика, назвать самые существенные факты или понятия в краткой форме. Умение обобщать кратко, но полно хаpaктеризует развитый ум.
В 7-х классах, где я отслеживаю результаты работы двух лет могу отметить, что овладевая приемами анализа, синтеза, сравнения и обобщения учащиеся без затруднений выполняют задания с формулировкой вопроса друг другу, выделения главного.
6. Установление причинно-следственных связей
Познание причин очень специфично для естественных наук и развивает интерес школьников в процессе обучения. Формируется мировоззрение, восприятие окружающего мира, явления.
В процессе обучения этому приему имеет место объяснение учебного материала, в котором присутствует прямо или косвенно вопрос “Почему?” и даваться на него ответ, показывающий, в чем причина явления, каковы следствия.
Я, часто использую для постановки таких вопросов статьи из газет, информационные вести. Как обычно, в каждой из них, есть объяснение. Учащиеся находят его в тексте, формируют самостоятельный ответ. Интересный, сформулированный ответ учеником записываем в тетрадь.
Пример 1. Почему лейкоциты движутся по направлению к бактериям?
Ответ: лейкоциты, движутся так потому, что бактерии выделяют вещества, раздражающие лейкоциты и вызывающие их движение к себе.
Пример 2. Почему растения, не способные к перемещению, в связи с отсутствием специальных органов, способна к движению листа (листовая мозаика), стeблей, распусканию почек, бутонов, листьев у росянки, мимозы.
Ответ: движение обеспечивают выpaбатывающиеся в растении фитогормоны.
Работая с текстом в учебнике, предлагаю учащимся выделить причины и следствия, найти главное и второстепенное, конкретное и общее. При чтении разбивать текст на отдельные смысловые фрагменты, как бы составляя план ответа, а затем применительно к каждому из них ставить вопрос “Почему?”. Постановка вопроса “Почему?” помогает учащимся овладевать приемом и лучше понимать сущность вопроса.
7. Построение гипотез
Для процесса творческого мышления хаpaктерно построение гипотез, предвидения получаемых результатов. Оно является обязательным компонентом любого научного исследования.
При постановке опытов, наблюдений часто важны предположения об их результатах.
Высказывание предположений связанно с выяснением причинно – следственных связей. Различие в том, что в случае установления причинно – следственных связей выясняется, что было причиной определенного следствия, а при построении гипотезы решается, каково будет следствие, если дается какая-то причина.
Этот прием я использую в объяснительном рассказе или поисковой беседе с описанием научных открытий, подлинных фактов о тех научных предположениях, которые делали ученные в процессе исследования. Открытия ученных И.П. Павловым, И.М. Сеченовым, Луи Пастером, И.И. Мечнековым, Р. Кохом, С.Г. Наваминым, В.И. Вернадским.
Пример: вопросы на выдвижение гипотез и их доказательства.
Жиры и углеводы выполняют в организме энергетическую функцию и являются запасными питательными веществами.
Почему животные и человек запасают в основном жиры, а не углеводы? Почему для растений это не имеет существенного значения?
8. Формирование доказательности знаний
Под задачами понимают такие учебные задания, в которых от учащихся требуется найти ответ на вопрос, исходя из условий задания. Решение биологических задач может идти не только словесным путем, но и состоять из пpaктических действий, опытов, наблюдений. Во всех задачах основными умственными приемами являются установление причинно – следственных связей и конкретизация определенных понятий.
В нашей работе учащимся предлагался план решения логических познавательных задач:
- что нам известно?
- о каких известных явлениях идет речь?
- что происходит при этом явлении по условиям задачи?
- какова причина описываемого явления?
- Одна причина или несколько причин?
9. Найдя причины, можем ли мы ответить на вопросы задачи?
Система подобных вопросов помогает учащимся логически рассуждать.
Например, дана задача: “Угарный газ вступает с гемоглобином в прочное соединение. Почему длительное вдыхание этого газа приводит к cмepти?”
Что известно? Угарный газ вступает с гемоглобином в прочное соединение. Гемоглобин переносит кислород. Для жизни человека необходим кислород.
Что происходит по условию задачи? При длительном вдыхании угарного газа большое количество гемоглобина будет в прочном соединении с угарным газом.
Какова причина cмepти? Гемоглобина не достаточно для обеспечения человека нужным количеством кислорода.
Вопросы надо ставить так, чтобы были видны причины и следствия каких – либо явлений.
Решение задач на установление причинно-следственных связей проводится по параметрам: нахождение главной и второстепенной причин явления, указание на конкретные следствия, на общие следствия.
10. Биологическая задача на выдвижение гипотезы и ее защиту
- В растительной клетке есть белок хлорофилл, “работающий” в процессе фотосинтеза. В эритроцитах человека есть белок гемоглобин, функцией которого является перенос кислорода от легких ко всем клеткам организма и перенос углекислого газа от тканей к легким. Третичные структуры этих белков чрезвычайно похожи.
- Используя полученные на уроке знания, спрогнозируйте результаты деятельности вирусов:
Какой вывод можно сделать из такого сходства?
| Деятельность вирусов | Возможные последствия |
| 1. Вирусы внедряются в наследственный материал многоклеточных организмов. | |
| 2. Частота возникновения новых вирусов зависит от внешних условий – состава атмосферы, излучений, загрязненности пищи и воды. | |
| 3. Изменчивость вирусных нуклеиновых кислот зависит от соприкосновения с такими веществами, как пестициды, антибиотики. | |
| 4. Вирусы, переходя от клетки к клетке, могут переносить гены между клетками одних и тех же или разных организмов. |
11. Приемы, стимулирующие доказательность ответов при проверке знаний
Насыщенность курса биологии и дефицит учебного времени очень ограничивают применение указанных выше доказательств в виде решения экспериментальных задач. Ученикам чаще приходится отвечать теоретически. Научить учащихся убедительно излагать свои знания, а именно проводить доказательства из наблюдений и опытов над собой и животными, ссылаться на жизненную пpaктику или литературные источники.
12. Приемы переноса знаний как показатели сознательности усвоения
При решении познавательных задач, требующих переноса знаний, иногда для более слабых учащихся приходится уточнять условия задачи, находить существенные признаки объектов, о которых идет речь в задаче, силами наиболее сильных учащихся. Для решения учебных задач самостоятельно учащимися необходимо мобилизовать весь свой запас знаний.
Прием переноса знаний и умений на другие объекты и в другие ситуации применяется путем замены одних объектов другими.
Например, после того как изучалась животная клетка на примере клетки из слизистой оболочки ротовой полости человека, для проверки знаний о ней предлагается другой микроскопический объект (эпителий кожи лягушки или эпителий кожи человека).
13. Конкретизация и систематизация понятий
Конкретизация – мыслительный процесс, при котором единичное соотносится с общим. При формировании общебиологических понятий важно, чтобы учащиеся научились выделять то общее, что присуще отдельным конкретным предметам и явлениям. Доступно несколько уровней: новые примеры, иллюстрирующие то или иное явление или правило; новые примеры, иллюстрирующие общие понятия; распознавание общих закономерностей в конкретном единичном объекте; хаpaктеристика конкретного объекта с точки зрения главных обобщающих биологических понятий (систематизация).
Учащиеся приводят собственные примеры, иллюстрирующие общие понятия, тогда когда основное понятие сформировано и его нужно закрепить единичными примерами.
Например:
- привести примеры, доказывающие, что организм имеет клеточное строение;
- указать примеры, показывающие, что в организме существует взаимосвязь нервной и гумopaльной регуляции;
- указать примеры саморегуляции в организме;.
- из каких фактов видно, что организм человека – результат исторического развития?
- какие факты доказывают целостность организма? Такое обобщение под силу только сильным учащимся, усвоившим в полном объеме не один раздел биологии.
Формирование этого приема – длительное. Необходимо систематически учить школьников видеть проявление общих биологических закономерностей в конкретных органах и явлениях.
14. Приемы развития интереса
Для того, чтобы получить эффект заинтересованности, существенно логическое включение элементов занимательного содержания в учебный процесс. Удивление, которое испытывает учащийся при сообщении им необыкновенных фактов, по данным психологов нестойкий, незакрепленный быстро угасающий. От хаpaктера занимательных фактов и уместности включения их в процесс обучения на уроке зависит степень их влияния на формирование более глубокого интереса.
Я применяю задания – кроссворды, игры, конкурсы, представление прочитанной литературы, устный журнал биологических новостей.
Мотивация в образовательном процессе
Основную суть образовательного процесса обучения для учащихся составляет мотивационно-потребностная сфера его личности.
Приемы обучения можно рассматривать как способы стимулирования познавательной деятельности учащихся. Познание сути отдельных явлений осуществляется через совместную деятельность учителя и учащихся, при организации самостоятельной работы, пpaктической деятельности, а так же через выполнение домашнего задания.
Личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Урок как педагогическую систему определяют прежде всего образовательные цели, главные из которых связаны с развитием личности учащихся. В личностной ориентации урока можно выделить два основных направления:
– выявление и удовлетворение потребностей и запросов каждого ученика;
– формирование ценностей, рассматриваемых как средство адаптации к реалиям жизни.
Презентация
Комментарии:
Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....
01 12 2025 0:52:35
Описываются возможные повреждения скелета; разъясняются цели доврачебной помощи. Учащиеся приобретают навыки оказания первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей....
30 11 2025 22:29:40
Разработка данного урока позволит учащимся открыть удивительный мир цветов. Растения составляют неотъемлемую часть окружения человека. Особенно велика роль живых растений в городе. Декоративные растения семейства сложноцветные – бархатцы и календула широко используются для озеленения улиц, скверов, парков. Основная цель предлагаемого мною урока – пробудить у детей любовь и бережное отношение к этим скромным растениям....
29 11 2025 18:16:49
Урок изучения нового материала в 10-м классе по теме "Моногибридное скрещивание" с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point и видеофрагмента с дикторским текстом из УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003-медиатека". Основные опopные моменты урока появляются на экране с помощью мультимедиапроектора....
28 11 2025 14:27:58
Данный урок начинает тему "Жизнь растений". Он позволяет изучить химический состав клетки, овладеть при этом приёмами исследовательской деятельности. Обучающиеся научатся проводить лабораторные опыты, анализировать результаты, делать выводы. На уроке дети будут работать с информационными текстами, схемами и составлять опopные сигналы. Конечным результатом будет связь между целью деятельности и оцениванием собственного вклада в работу на уроке....
27 11 2025 2:45:54
Появившаяся недавно телевизионная игра «Большие гонки» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме.
...
26 11 2025 5:36:12
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
25 11 2025 21:32:14
Мышечные ткани — это ткани, отличающиеся по структуре и происхождению, но имеют общую способность к сокращению. Состоят из миоцитов — клеток, которые могут воспринимать нервные импульсы и отвечать на них сокращением. Чем мышечное волокно скелетной мышцы отличается от гладкой мышечной ткани?...
24 11 2025 18:44:37
Анализирующее скрещивание проводят для того, чтобы на основании расщепления по фенотипическим признакам судить о расщеплении по генотипу....
23 11 2025 2:34:24
Ролевые технологии активизируют познавательную деятельность учащихся, усиливают мотивацию к изучению предмета, помогают определиться с выбором будущей профессии....
22 11 2025 1:30:55
Изучается закон сцепленного наследования Т.Моргана и хромосомная теория наследственности, рассматривается применение их для решения биологических задач, проверяется уровень усвоения системы знаний и умений учащихся....
21 11 2025 3:48:27
Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....
20 11 2025 4:58:46
Урок является своеобразным экскурсом в историю развития взглядов на проблему
происхождения жизни. Более детально изучается современная теория происхождения
жизни на Земле — гипотеза А.И. Опарина — Дж. Бернала, в соответствии с которой жизнь
возникла естественным путем из неорганической материи.
...
19 11 2025 2:12:32
Урок биологии по теме «Зрительный анализатор» для учащихся 8-х классов направлен на формирование понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов, и расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора....
18 11 2025 7:48:17
Предложены авторские варианты планирования межпредметных связей в темах курса «Человек и его здоровье», 8-й класс. Интегрированный урок (биология, физика и химия), представленный в данной работе, проводился с целью обобщения, изучения и закрепления материала по теме. Урок рассчитан на два академических часа....
17 11 2025 4:47:53
Об использовании интеpaктивных медиапособий на уроках биологии с приведением примеров....
16 11 2025 15:45:35
Элективный курс – «Здоровым быть здорово» информирует учащихся об ответственном отношении к своему здоровью. Учит формировать конкретные привычки здорового образа жизни. Доводит до учащихся информацию о профилактике пoлoвoй распущенности у подростков. Элективный курс направлен на формирование стиля жизни, способствует сохранению и укреплению здоровья....
15 11 2025 13:33:45
Витамины оказывают сильное действие на рост, обмен веществ и физиологическое состояние организма в целом. Поступают витамины в организм с пищей, преимущественно растительной. В тканях человека они усваиваются, образуя более сложные вещества, как правило входят в состав ферментов....
14 11 2025 22:19:39
Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....
13 11 2025 8:49:27
Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся ККО с использованием элементов технологии полного усвоения....
12 11 2025 19:33:23
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
11 11 2025 22:59:43
На уроке о наследственных болезнях рассматривается материал по основным разделам генетики человека, включая методы изучения генетики человека, классификацию наследственных болезней, факторы, вызывающие наследственные заболевания, методы ранней диагностики....
10 11 2025 3:16:24
Вопросы пoлoвoго воспитания школьников сегодня имеют первостепенное значение. Уже в девятом классе девчонки спрашивают меня, как пить пpoтивoзaчaточные средства. В уроке показана духовная и физиологическая часть вопроса, разница между понятиями ceкc и любовь. Делается небольшой экскурс в область применения пpoтивoзaчaточных средств, показано к чему приводит частая смена пoлoвых партнеров. Особое место отводится рассказу о венерических заболеваниях.
...
09 11 2025 13:56:32
Урок проводится в форме презентации. Для достижения целей используются информационные технологии, позволяющие получить знания в интересном, доступном виде. Урок строится на творческой деятельности учащихся, самостоятельном добывании знаний и представлении на публике.
...
08 11 2025 1:12:47
На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного.
...
07 11 2025 21:59:48
Урок на тему "Зачем человеку уши? Строение и функции органа слуха" проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому материалу и развивает навыки самостоятельной работы учащихся с предлагаемым материалом. Для проверки знаний используется тестирование с автоматическим выставлением оценки. Применяются элементы здоровьесберегающих технологий в течение урока.
...
06 11 2025 22:21:56
Предложенный урок развивает понятия о многообразии живых организмов, изучает особенности строения, питания, размножения шляпочных грибов. ...
05 11 2025 19:23:50
Цель урока: показать основные признаки типа "Кишечнополостные", выявить особенности строения многоклеточных животных. На уроке развиваются навыки самостоятельной работы, формируется умение работать в малых и больших группах с дидактическим материалом, развиваются умения самоконтроля и самооценки. Урок построен по модульной технологии....
04 11 2025 14:21:16
В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....
03 11 2025 19:52:56
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.
...
02 11 2025 13:43:29
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
01 11 2025 21:14:38
При применении активных форм и методов обучения создаются такие условия, когда дети не просто запоминают и воспроизводят готовые знания и способы действия, а самостоятельно добывают их, переосмысливают и перестраивают ранее полученное, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных пpaктических задач....
31 10 2025 14:37:35
Это урок, на котором ученики сами выдвигают идеи и гипотезы после неожиданного эмоционального толчка, открывают новое после работы с текстом, сравнивают и оценивают свою работу. Ученики становятся настоящими творцами и даже поэтами, ведь иногда вместо синквейнов-пятистрочий они сочиняют настоящие стихи....
30 10 2025 23:21:44
В статье предлагаются возможные варианты проведения уроков по теме "Кожа".
Приводятся факты по развитию познавательного интереса и научные достижения в области тканевой инженерии.
Программированные и проблемные задания побуждают учащихся самостоятельно мыслить, развивая при этом их интеллектуальные способности.
Применение компьютерных технологий (например, при решении поисковых задач) способствует интенсификации учебного процесса и обеспечивает прочное усвоение знаний.
...
29 10 2025 12:58:48
Урок по биологии с использованием компьютерных презентаций....
28 10 2025 0:43:46
Урок биологии в 6-м классе по теме «Лишайники - взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы» помогает учащимся уяснить особенности анатомо-морфологического строения лишайников, видового многообразия, разобраться в хаpaктере взаимоотношений компонентов лишайников и получить представление об их значении в природе и жизни человека....
27 10 2025 10:37:41
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
26 10 2025 7:11:57
Цели урока: сформировать первичное представление о правилах ухода за кожей и ее производными ногтями и волосами; познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний; научить оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях....
25 10 2025 3:16:52
Урок знакомит со строением и функциями глаза и его частями, взаимосвязью на конструктивном уровне. Вводятся новые термины и понятия (глазное яблоко, склера, роговица, сосудистая и радужная оболочки, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно). У учащихся формируется бережное отношение к своему здоровью....
24 10 2025 9:27:20
Цель урока: сформировать представление о генетике человека.
...
23 10 2025 3:29:41
Данный урок способствует лучшему пониманию трех состояний воды в природе, круговороту воды. Развивает внимание, логическое мышление, интерес учащихся пятых классов. Благодаря этому уроку учащиеся получают не только познавательную информацию, но и овладеют навыками самостоятельного исследования. Используемые в уроке ребусы помогают в закреплении пройденного материала.
...
22 10 2025 13:13:28
Зрение это одно из самых сложных и удивительных свойств человеческого организма, созданного природой для восприятия окружающей среды. И хотя глаз человека занимает менее 1% от размеров организма, существует множество научных учреждений в мире, которые на протяжении десятков лет изучают особенности строения, функционирования, а также заболевания органа зрения....
21 10 2025 8:58:22
Цели и задачи урока: сформировать понятия "вид", "критерии вида", "популяция"; продолжить формирование умений работы с текстами, таблицами; умения анализировать, делать выводы....
20 10 2025 8:37:23
Урок разработан с целью проверки и закрепления знаний в нетрадиционной форме урока-спектакля и дает возможность обучающимся общаться через игру....
19 10 2025 15:37:17
Урок знакомит с традиционными методами селекции - отбором и гибридизацией 0150 и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными.
...
18 10 2025 15:14:36
Целью урока является повторение и обобщение знаний о делении клеток как основе роста, размножения и индивидуального развития организмов; о процессах, протекающих в период интерфазы и митоза, их значении; об особенностях строения, развития и функциях пoлoвых клеток; об особенностях мейоза, оплодотворения и их биологическом значении; об этапах эмбрионального и постэмбрионального развития; об использовании знаний о размножении и развитии организмов в здравоохранении....
17 10 2025 0:31:23
Урок знакомит учащихся с историей создания наиболее известных отечественных сортов культурных растений, основополагающей ролью общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной пpaктики. Учащиеся углубляют знания о селекции растений; идет формирование знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений....
16 10 2025 12:22:14
Цель урока: предметные, метапредметные, личностные (воспитательные). Основные понятия и термины: склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок, сетчатка, палочки, колбочки, хрусталик, стекловидное тело, аккомодация, оптическая система глаза. Формируются исследовательские навыки учащихся, умение систематизировать материал, аргументировать свою точку зрения....
15 10 2025 15:11:48
В 5-м классе уроки изучения материала темы «Отличие живого от неживого» направлены на формирование понятия о свойствах живой материи, о взаимосвязи живой и неживой природы, о веществах, входящих в состав живых организмов. Данные понятия, являясь общими для цикла естественнонаучных дисциплин, развиваются на протяжении всего периода изучения физики, химии, биологии и географии в школе. Учитывая эти условия мы посчитали целесообразным использовать технологию педагогической мастерской....
14 10 2025 6:53:11
Усики и колючки — надземные видоизменения стeбля. Они располагаются в пазухах листьев либо на листовом узле супротивно листу....
13 10 2025 5:14:54
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




