Интеллектуальная игра и урок биологии в школе > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Интеллектуальная игра и урок биологии в школе


Ежегодное проведение различных тематических викторин в рамках мecячников учебных предметов естественно-научного и гуманитарного циклов стало уже традицией. Разнообразие форм современных интеллектуальных игр и заинтересованность детей в состязательности позволяют проводить подобные мероприятия ярко и нестандартно.

            В предлагаемом сценарии викторины «Знай свой организм» использованы материалы 8-го класса по биологии, а именно, по анатомии и физиологии человека. Пpaктически все вопросы не выходят за рамки школьного учебника и должны быть по плечу любому восьмикласснику, умеющему думать и заглядывавшему в течение года в книгу.

            Интеллектуальная игра может быть уместна и на уроке, как инструмент промежуточного контроля знаний, закрепления и повторения пройденного.

            Анатомия – древнейшая из медицинских дисциплин. Интерес человека к собственному телу, к тому, как оно работает, почему появляются болезни и что делать, чтобы их вылечить, всегда был велик. Несомненно, человеческое тело – это сложное и восхитительное образование, анатомия и физиология которого интересны не только учёным и медикам. В последние десятилетия мы наблюдаем популяризацию естественно-научных знаний, повышение интереса к проблемам здоровья и вопросам о том, как устроен наш организм.

Знание собственного тела, забота о своём здоровье, отказ от дурных привычек, ему вредящих и следование здоровому образу жизни – всё это становится жизненно необходимым современному человеку, становится частью бытовой культуры.

Как автору, мне хочется верить, что предложенное интеллектуальное состязание позволит проверить знания наших учеников о собственном организме, а, возможно, и получить новые. Вопросы сгруппированы в три тура. Это позволяет начать игру с любым количеством участников: в первом туре может участвовать весь класс или два. В первом  отборочном туре предлагается 9 вопросов, требующих развёрнутого и обоснованного ответа. Первый, кто даст правильный ответ, выходит во второй тур. Таким образом, по очереди  определяются 9 участников второго тура. Во втором и третьем турах вопросы участники выбирают сами, называя номер вопроса, как в знаменитой телевикторине «Своя игра».  Можно написать номера вопросов на доске и удалять выбранные. Если есть возможность, в оформлении можно использовать компьютерные технологии.  Вопросы второго тура сформулированы в стиле «Своей игры» – верный ответ даётся по описанию объекта или процесса. Этих вопросов тоже 9, каждому участнику – по одному вопросу. Все, кто дал правильные ответы выходят в третий тур. В третьем туре вопросы требуют ответа «да» или «нет», то есть участники должны определить верные утверждения. Время на обдумывание ответов во втором и третьем турах оговаривается заранее, например 20 секунд (или 10 секунд). Хорошо если есть таймер или хронометр, доступный всеобщему обозрению или помощник ведущего следит за временем и, когда лимит исчерпывается, дает сигнал участнику, например .звонок.
В итоге победителем становится тот, кто даст большее число правильных ответов во всех трёх турах. Ведущий зачитывает вопросы и рецензирует ответы. Если участник даёт неправильный ответ, ведущий обязательно озвучивает правильный. Ассистенты ведут подсчёт баллов: каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Вопросы I тура

1. Почему человеку можно вводить в кровь физиологический раствор, но нельзя вливать воду?
(Концентрация солей в клетках крови и в плазме одинаковая. Вода снижает концентрацию солей в плазме. Вода, в следствие диффузии, будет проникать в эритроциты и лейкоциты, снижая концентрацию солей в них. Клетки крови будут набухать и лопаться.)
2. Отчего в плохо вентилируемом помещении, где собралось много людей, человек дышит чаще и глубже, чем обычно?
(Когда в крови повышается концентрация двуокиси углерода (CO2), возбудимость дыхательного центра повышается.)
3. Какое значение имеет привлекательное оформление пищи и красивая сервировка стола для хорошего переваривания пищи в желудке?
(Усиливается рефлекторное отделение желудочного сока.)
4. Почему в местностях с влажным климатом жара переносится тяжелее, чем в сухом климате?
(Чем меньше в воздухе водяных паров, тем быстрее пот испаряется с поверхности кожи.)
5. Почему в тесной обуви зимой ноги мёрзнут, а летом перегреваются?
(Тесная обувь затрудняет испарение влаги летом и увеличивает теплоотдачу зимой.)
6. Почему в сумерках мы не различаем окраску предметов?
( Колбочки раздражаются только ярким светом, а именно они отвечают за цветовосприятие.)
7. Почему во время взрыва нужно открыть рот?
(Чтобы звуковая волна воздействовала на баpaбанную перепонку с одинаковой силой из наружного слухового прохода и евстахиевой трубы.)
8. С помощью какого органа человек ориентируется в прострaнcтве, находясь в невесомости и почему?
(С помощью зрения, т.к. сила тяжести не действует на рецепторы мешочков полукружных каналов и сигналы не поступают в кору больших полушарий.)
9. Содержание какого гормона в крови повышено, если человек ощущает учащённое сердцебиение, давление крови у него повышено, зрачки расширены?
(Адреналина.)

  Вопросы II тура

1. Масса этого органа составляет только 2% массы человеческого тела, но для работы ему требуется 15-20% насыщенной кислородом крови, которую сердце выталкивает при каждом сокращении. Если снабжение этого органа кровью прекращается хотя бы на 10 секунд, мы теряем сознание. (Мозг.)
2. Они названы в честь лежащих над ними костей; разделены бороздами и образованы двумя типами ткани.
(Доли полушарий мозга.)
3. Их много, они очень тонкие. Они помогают нам кушать, разговаривать, видеть или не видеть окружающий мир и демонстрировать отношение к нему.
(Мимические мышцы лица.)
4. Они начинают формироваться у 6-недельного эмбриона; в 6-8 месяцев начинают рост, а через
5-7 лет выпадают.
(Молочные зубы.)
5. На этом относительно небольшом участке тела находятся кожа, мышцы, спинной мозг, позвоночник, трахея, пищевод, кровеносные сосуды.
(Шея.)
6. Их 7 и у жирафа, и у шимпанзе. Первый – атлант, второй – эпистрофей, а седьмой – самый  заметный.
(Шейные позвонки.)
7. Они на двоих образуют 4 сустава. Их соседи: гpyдина, лопатка, рёбра.
(Ключицы.)
8. Ее сокращение не подконтрольно сознанию, а регулируется автономной нервной системой. Она встречается в стенках кишечника, кровеносных сосудов, мочевого пузыря, в кожном покрове и глазном яблоке.
(Гладкая мускулатура.)
9. Это парные органы, основания которых достигают верхней поверхности диафрагмы. Они разделены на доли: правое на 3, левое на два.
(Лёгкие.)

  Вопросы III тура

1. У человека четырёхкамерное сердце.
2. Гипофиз – это железа внутренней секреции.
3. Грудных позвонков у человека 12.
4. У человека 31 пара спинномозговых нервов.
5. 32 зуба – это норма.
6. Движение глаз контролируют 5 мышц. (нет, 6)
7. Переносица образована двумя носовыми костями.
8. Язык – это мышечный орган.
9. Баpaбанная перепонка разграничивает среднее и внутреннее ухо. (нет, наружное и среднее)
10. Улитка – это костный спиральный канал, внутри которого расположен орган равновесия. (нет, слуха)
11. Основным источником энергии в организме являются белки. (нет, углеводы)
12. Ферменты сока поджелудочной железы действуют только в кислой среде. (нет, в щелочной)
13. Вся кровь, оттекающая от кишечника, проходит через печень.
14. В желудке человека среда кислая.
15. Толстый кишечник – самая длинная часть пищеварительного канала. (нет, тонкий)
16. Печень – самая крупная железа организма.
17. Спинной мозг является кроветворным органом. (нет, красный костный)
18. Гемоглобин придаёт крови зелёный цвет. (нет, красный)
19. Жевательные мышцы двигают верхнюю челюсть. (нет, нижнюю)
20. Позвоночник взрослого человека образует четыре плавных изгиба, что связано с прямохождением.
21. Чем быстрее ритм сокращения мышц, тем скорее в них развивается утомление.
22. Хрящевая ткань полностью заменяется костной в скелете взрослого человека к 40 годам.
(нет, к 25 max.)
23. Грудная клетка состоит из 12 пар рёбер. (нет, ещё + гpyдина и позвонки)
24. Артериальная часть кровеносной системы несёт кровь от сердца к тканям тела.
25. Каждый палец стопы имеет 3 фаланги. (нет, большой – 2)
26. Крестец образован 6-ю сросшимися крестцовыми позвонками. (нет, 5-ю)
27. Зрительные нервы перекрещиваются на нижней поверхности мозга.

IV тур, дополнительный, проводится в том случае, если один победитель не выявлен, и несколько участников имеют равное количество правильных ответов. В IV туре все участники выполняют одно задание, например, рисуют схему рефлекторной дуги или строения глаза. Можно это задание выполнить на время: кто быстрее.
Участие в подобных викторинах повышает у детей интерес к биологии в целом; у многих появляется стремление улучшить свои знания по предмету, оценить свою реакцию, преодолеть смущение, добиться успеха в будущем.
Наверное, как раз об этом говорят интервью участников и зрителей викторины 2007-08 учебного года, учеников  8 «А» класса нашей школы. Вот некоторые из них:
Элина Дубовицкая: «Жаль, что я не смогла участвовать в этой игре, потому что я не отвечала на вопросы сразу, мне нужно было подумать. Но мне было очень интересно смотреть на тех учеников, которые участвовали, и я очень рада за победителя».
Светлана Белова: «Викторина мне понравилась, было очень весело, но я бы не ответила на некоторые вопросы. Ещё меня удивило, что наши отличницы вышли из игры. Я не люблю участвовать в соревнованиях, но мне было интересно смотреть на своих одноклассников. Было бы так каждую неделю, тогда бы 8 «А» знал биологию лучше».
Владимир Калашников: «Я рад, что принял участие, так как получил пятёрку, но не только поэтому. Я получил много адреналина. Если бы я не поторопился, то ответил бы и на последний вопрос, но всё равно, я рад и счастлив».
Екатерина Шабакина: «Я очень рада, что Денис выиграл. Зря я не стала участвовать, ведь вопросы были такие лёгкие! Во время викторины я сидела и внимательно слушала вопросы и ответы, что мне очень помогло на административной контрольной работе».
Татьяна Яковлева: «Мне кажется, что вопросы были не очень сложные и мне стоило подумать, но я рада за победителя, хотя на его месте мог быть кто-то другой. Хочется, чтобы такие мероприятия проходили чаще и каждый ученик мог попробовать свои силы».
Герман Михеев: «Я очень рад, что прошёл в третий тур! Вопросы были очень интересные, но с подвохом, и я иногда попадался. Очень хотелось выиграть и, хотя отставание было в один балл, я рад за Дениса, он победил честно, он – лучший!».
Денис Грызлов (победитель): «Я понял, что знаю биологию. Над вопросами приходилось подумать, но я сосредотачивался и давал правильный ответ. Эта игра мне очень понравилась».

Для меня самым радостным было услышать от своих учеников даже не то, что игра им понравилась или помогла потом на контрольной, а выражение радости за своих друзей, умение сопереживать и радоваться победе одноклассника.
Интеллектуальная игра уместна и на уроке, и во внеурочное время как внеклассное мероприятие. Несомненно, что в конкретную форму её облекает учитель, знающий своих учеников и выбирающий наилучший в конкретных условиях сценарий.
Можно провести игру с участием и технической поддержкой кабинета информатики, что позволит придать ей новые возможности, использовать фото- и видеоматериалы, например, съемки в необычных paкурсах и масштабах.  Надеюсь, что материал статьи, представленный вниманию коллег, поможет им в дальнейшей работе.


Тема урока "Внешнее и внутреннее строение листа". 6-й класс


    Тема урока "Внешнее и внутреннее строение листа". 6-й класс

      Учащиеся знакомятся со строением листа, с простыми и сложными типами листьев, типом жилкования, расположением листьев на стeбле. Изучаются двудольные и однодольные растения....

16 05 2022 4:41:54

Экологические акции в воспитании школьников. КВН "День защиты животных"


    Экологические акции в воспитании школьников. КВН "День защиты животных"

      Цель игры: обобщить знания учащихся по темам, изученным в курсе "Животные". Привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных, развитие интереса учащихся к предмету биология, привитие навыков самостоятельной работы и активизация познавательной деятельности учащихся....

15 05 2022 22:26:40

Введение в генетику человека, или Что я еще не знаю, но … знать"


    Введение в генетику человека, или Что я еще не знаю, но … знать"

      Главная цель урока - показать пpaктическую значимость изучения наследственности человека, формировать ценностное отношение к человеку как объекту научных исследований, к жизни человека как высшей ценности на Земле. На уроке применяются методы проблемного обучения, предполагаются разнообразные формы работы обучающихся. В помощь учителю представлена подробная технологическая карта урока и компьютерная презентация....

14 05 2022 17:36:48

Тема урока: "Химический состав растений"


    Тема урока: "Химический состав растений"

      Данный урок является одним из уроков по теме "Семя". В ходе урока показано, как на примере опытов объяснить химический состав семян. ...

13 05 2022 3:50:33

Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого"


    Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого"

      Задачами урока являются актуализация знания учащихся об основных стилях русского языка, выявление особенности художественного и научного стилей, а также формулировка определения листопада, выяснение значения листопада в жизни растений, рассказ о биологических процессах, происходящих в растениях перед листопадом. Урок рассчитан на учащихся 6-го класса. Проводят урок учитель биологии и учитель русского языка и литературы. Тип урока - бинарный урок-обобщение. ...

12 05 2022 19:35:38

Разновозрастной интегрированный урок "Берегите, люди, эту красоту!". 5–6-е классы


    Разновозрастной интегрированный урок "Берегите, люди, эту красоту!". 5–6-е классы

      Проводится в конце учебного года за счет резервного времени. Он позволяет совершить путешествие по временам года, где учащиеся знакомятся с состоянием растений, с произведениями поэтов, художников, композиторов, писавших о природе. Большое внимание уделено охране растительного мира своего региона, а также формированию активности, самостоятельности и развитию интереса к предмету....

11 05 2022 16:29:59

Презентация к игре-викторине "День птиц". 7-й класс


    Презентация к игре-викторине "День птиц". 7-й класс

      «Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1-го апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников. В статье представлен сценарий и презентация игры-викторины, проводимой для учащихся 7-х классов....

10 05 2022 5:17:25

Экологическими тропами родного края


    Экологическими тропами родного края

      Материал поможет совершить путешествие по красивейшим местам Сибири, природный мир которой удивительно богат и разнообразен. На протяжении всей территории сменяются три природные зоны: лесная, лесостепная и степная. Новосибирская область богата водой: 430 рек и огромное количество озёр....

09 05 2022 22:12:22

Открытый урок по теме: "Лист и его внешнее и внутреннее строение" для 6-го класса (концентрическая программа по учебнику Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кученко В.С. "Биология растений")


    Открытый урок по теме: "Лист и его внешнее и внутреннее строение" для 6-го класса (концентрическая программа по учебнику Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кученко В.С. "Биология растений")

      Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного фронтального опроса. ...

08 05 2022 7:49:28

Информационные технологии на уроках биологии. Урок-пpaктикум "Решение генетических задач. Анализ и составление родословной"


    Информационные технологии на уроках биологии. Урок-пpaктикум "Решение генетических задач. Анализ и составление родословной"

      Основная цель решения задач по генетике состоит в освоении новых приёмов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий. Тема заключает в себе широкие возможности для организации пpaктических работ (составление родословной по сказке А.С. Пушкина, роль врача в медико-генетической консультации составляющего родословную пробанда). ...

07 05 2022 0:10:52

Значение живых организмов в природе и жизни человека


    Значение живых организмов в природе и жизни человека

      Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; хаpaктеризуется значение живых организмов для человека и природы....

06 05 2022 0:44:13

Урок биологии в 11-м классе на тему: "Происхождение человека"


    Урок биологии в 11-м классе на тему: "Происхождение человека"

      Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....

05 05 2022 17:55:58

Урок биологии по теме: "Зрительные ощущения"


    Урок биологии по теме: "Зрительные ощущения"

      Данный урок изучения нового материала целесообразнее проводить, когда у ребят уже сформировано представление об анализаторах и строении органов зрения человека. В этом случае эффективность методов и приемов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, возрастает....

04 05 2022 8:34:23

Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе по теме "Клетка"


    Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе по теме "Клетка"

      Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе с целью пронаблюдать некоторые физические и химические свойства органических веществ в клетке. Пpaктикум рассчитан а 2 урока, сопровождается показом мультимедийной презентацией. ...

03 05 2022 13:46:56

Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"


    Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"

      Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....

02 05 2022 14:12:17

Вирусы


    Вирусы

      При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....

01 05 2022 13:11:11

Влияние физкультуры и спорта на состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем восьмиклассников


    Влияние физкультуры и спорта на состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем восьмиклассников

      Состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем является одним из важнейших критериев для оценки воздействия на организм человека систематической спортивной тренировки. Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает пpaктическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека....

30 04 2022 14:19:26

По следам эволюции


    По следам эволюции

      Урок целесообразно проводить в 11-м классе после изучения главы "Развитие жизни на Земле". На уроке учащиеся знакомятся с фактами, которые расширяют знания по изучаемой теме, вносят противоречия в представление о ходе эволюции органического мира. Урок основан на использовании технологии критического мышления, групповой формы работы....

29 04 2022 21:57:30

Урок в 7-м классе по теме "Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождения"


    Урок в 7-м классе по теме "Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождения"

      Представлен конспект урока биологии по теме: "Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождение", для учащихся 7-го класса....

28 04 2022 2:10:24

Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"


    Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

      Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

27 04 2022 20:29:34

Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный хаpaктер


    Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный хаpaктер

      Урок биологии по теме "Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный хаpaктер". ...

26 04 2022 13:17:26

Генеалогический метод изучения наследственности


    Генеалогический метод изучения наследственности

      Цель урока: познакомить учащихся с методами изучения наследственности; расширить знания о законах генетики, пpaктическое применение знаний; развивать интерес к предмету; показать влияние среды на формирование признака....

25 04 2022 18:52:43

Биоэкологические исследования на уроках биологии, экологии, географии


    Биоэкологические исследования на уроках биологии, экологии, географии

      Исследование предполагает межпредметную интеграцию, что позволяет учитывать при работе с детьми их интересы к различным дисциплинам....

24 04 2022 19:48:46

Защита проекта "Мир водорослей"


    Защита проекта "Мир водорослей"

      На тему "Водоросли" отводится 4 урока и 1 урок на тему "Общая хаpaктеристика царства Растений". Выбор темы проекта, обсуждение плана действий, формирование групп проводится на уроке "Общая хаpaктеристика царства Растений". Работа над проектом идет на 2-м, 4-м и 5-м уроках. Урок по теме "Размножение водорослей" идет в обычном режиме. На втором уроке ребята знакомятся и начинают выполнять проектное задание. Группы создаются по желанию, с учетом умения рисовать и навыков проведения исследования. Далее каждая группа работает над проектом во внеурочное время. На 4-м уроке продолжается работа над проектом, идет отбор материала для проекта и составление тезисов к выступлениям, также подготавливается наглядность. 5-й урок - защита проекта "Мир водорослей"....

23 04 2022 6:52:46

«Путешествие в волшебную страну зеленого листа». 6-й класс


    «Путешествие в волшебную страну зеленого листа». 6-й класс

      Внеклассное мероприятие в игровой форме обобщает и систематизирует знания учащихся о процессе фотосинтезе. Знакомит с ролью отечественных ученых в изучении фотосинтеза....

22 04 2022 5:39:37

Отдел Моховидные. Общая хаpaктеристика и значение

Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....

21 04 2022 9:40:54

Боррелиоз (болезнь Лайма) у собак: заражение, симптомы, лечение

Боррелиоз (болезнь Лайма) у собак: заражение, симптомы, лечение Особенностью боррелиоза у собак является течение без выраженных клинических признаков. Это провоцирует переход острой стадии болезни в хроническую....

20 04 2022 22:33:17

Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика земноводных. Тема: "О чем поют лягушки"


    Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика земноводных. Тема: "О чем поют лягушки"

      Урок знакомит учащихся с представителями класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека....

19 04 2022 22:59:52

Опыт разведения цветов на территории училища


    Опыт разведения цветов на территории училища

      Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

18 04 2022 18:49:44

Сценарий выступления детского театра "Сохраним нашу планету"


    Сценарий выступления детского театра "Сохраним нашу планету"

      В данной постановке участвуют дети разного возраста, которые вовлечены в активную агитационно-пропагандистскую работу посредством искусства. Дети получают возможность выступать на сцене и показывать свои таланты. В процессе творчества у обучающихся воспитывается любовь и бережное отношение к планете, природе, друг к другу....

17 04 2022 21:53:32

Генетика человека и ее значение для медицины и здравоохранения. 9-й класс


    Генетика человека и ее значение для медицины и здравоохранения. 9-й класс

      Материал урока формирует понятие учащихся о генетике человека, как науке изучающей особенности наследования признаков у человека, наследственные заболевания. Знакомит с основными методами генетики человека в доступной форме. На уроке продолжается формирование умений работать в малой группе, слушать товарищей, оценивать себя и других....

16 04 2022 8:13:10

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"


    Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

      Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

15 04 2022 13:37:24

Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"


    Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"

      Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....

14 04 2022 16:33:37

Экологическая и потребительская грамотность


    Экологическая и потребительская грамотность

      Урок направлен на расширение знаний о экологической и потребительской грамотности современного человека. Данный урок позволит учащимся не только научиться получать полную информацию о товаре, но и будет способствовать развитию умения работать с информацией, представленной в виде символов, находить правильное объяснение символам....

13 04 2022 18:21:21

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники – взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы"


    Урок биологии в 6-м классе "Лишайники – взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы"

      Урок биологии в 6-м классе по теме «Лишайники - взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы» помогает учащимся уяснить особенности анатомо-морфологического строения лишайников, видового многообразия, разобраться в хаpaктере взаимоотношений компонентов лишайников и получить представление об их значении в природе и жизни человека....

12 04 2022 5:52:53

Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма


    Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма

      Разработанный технологический пакет к уроку биологии с использованием видеоматериала из видеоряда коллекции Национального географического общества «Крылья над Серенгети / жизнь и cмepть на африканских равнинах» позволяет акцентировать эмоции учащихся, сообщить материал и обеспечить полисенсорность познания. Отрывок фильма демонстрируется после объяснения учителя. После просмотра следует обсуждение увиденного. Разработано тестирование на разных этапах урока и представлен углубленный вариант....

11 04 2022 4:52:37

Урок–исследование в 11-м классе на тему "Формы размножения организмов. Жизненный цикл организмов и хаpaктер смены поколений"


    Урок–исследование в 11-м классе на тему "Формы размножения организмов. Жизненный цикл организмов и хаpaктер смены поколений"

      Целью данного урока является расширение и углубление знания учащихся о генетических особенностях различных способов размножения; определение зависимости жизненного цикла вида от особенностей размножения организмов, среды обитания, способов существования и жизненных форм. ...

10 04 2022 9:21:33

Кистеперые рыбы. Общая хаpaктеристика, строение и образ жизни

Кистеперые рыбы. Общая хаpaктеристика, строение и образ жизни Отряд насчитывает 17 семейств. Размеры представителей колeблются от 7см до 5м в длину. Обладают большим количеством зубов в форме конуса, поэтому предполагалось, что Кистеперые – хищники....

09 04 2022 20:18:13

Урок с применением ТРИЗ "Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и пpaктическое значение". 7-й класс


    Урок с применением ТРИЗ "Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и пpaктическое значение". 7-й класс

      В настоящее время на уроках биологии преобладает информационно-репродуктивное обучение. В связи с этим появляется проблема качества биологического образования. Решением проблемы освоения продуктивной деятельности учащихся является применение ТРИЗ в пpaктике учителя....

08 04 2022 17:52:27

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы


    Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

      "Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

07 04 2022 3:57:49

Валеологическая тетрадь "Мое сердце"


    Валеологическая тетрадь "Мое сердце"

      Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...

06 04 2022 11:20:40

Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии


    Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии

      В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса «Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д....

05 04 2022 18:41:59

"Цветок, плод, семя"


    "Цветок, плод, семя"

      Основная цель урока - систематизация и обобщение знаний учащихся по указанному разделу, подготовка к более детальному изучению растений и их частей. Урок носит нетрадиционную форму, сочетает в себе элементы всех форм работы, отличается разнообразием применяемых средств....

04 04 2022 12:54:32

Результаты заочного тестирования по биологии в рамках VII конкурса "Инструментальные исследования окружающей среды"

В статье приведен разбор ошибок в ответах участников заочного тестирования по биологии. Материал взят из тестов «Биология-9» и «Биология-11» и структурирован по следующим разделам биологии: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, экология, теория эволюции, общая биология....

03 04 2022 22:37:33

Методическая разработка урока-экскурсии на школьной экологической тропе по теме "Знакомство с лекарственными растениями"


    Методическая разработка урока-экскурсии на школьной экологической тропе по теме "Знакомство с лекарственными растениями"

      Экскурсия проводится на территории школьной экологической тропы, на остановке «Лекарственные растения». Материал экскурсии рассчитан на один урок, для учащихся 5-х классов. Урок призван познакомить учащихся с основными видами лекарственных растений, произрастающих на территории школьной экологической тропы. Отчёт по уроку-экскурсии ребята представляют в виде презентации, фотографий, дневника с выполненными заданиями....

02 04 2022 23:41:10

Межпредметные связи в обучении химии и биологии


    Межпредметные связи в обучении химии и биологии

      В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

01 04 2022 15:12:27

Пpaктикум по общей экологии


    Пpaктикум по общей экологии

      Представлен урок-пpaктикум по экологии. Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие. В статье представлены пpaктические задания....

31 03 2022 15:18:49

Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений"


    Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений"

      Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса с целью закрепить и обобщить материал темы; проконтролировать уровень учебных компетенций учащихся с помощью КИМ....

30 03 2022 21:47:29

Конспект открытого урока биологии в 7-м классе


    Конспект открытого урока биологии в 7-м классе

      Урок направлен на формирование знаний о функциях корня, особенностях строения корневых систем и расположения различных типов корней на растении. Во время урока дети работают с материалами презентации, табличным материалом и с гербарными экземплярами растений, что способствует формированию различных УУД учащихся....

29 03 2022 14:53:37

Научное заседание "Знакомые насекомые"


    Научное заседание "Знакомые насекомые"

      Одним из методов коррекции и развития психических процессов детей с нарушением интеллекта является моделирование. Цель моделирования: обеспечить успешное усвоение знаний об особенностях объектов окружающего мира, о существующих между ними связях и отношениях, более точном описании этих объектов в устной речи. Данное внеклассное мероприятие – научная конференция проводится с разновозрастными учащимися, способствует формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал. ...

28 03 2022 13:34:28

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::