Интеллектуальная игра и урок биологии в школе > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Интеллектуальная игра и урок биологии в школе


    Интеллектуальная игра и урок биологии в школе

Ежегодное проведение различных тематических викторин в рамках мecячников учебных предметов естественно-научного и гуманитарного циклов стало уже традицией. Разнообразие форм современных интеллектуальных игр и заинтересованность детей в состязательности позволяют проводить подобные мероприятия ярко и нестандартно.

            В предлагаемом сценарии викторины «Знай свой организм» использованы материалы 8-го класса по биологии, а именно, по анатомии и физиологии человека. Пpaктически все вопросы не выходят за рамки школьного учебника и должны быть по плечу любому восьмикласснику, умеющему думать и заглядывавшему в течение года в книгу.

            Интеллектуальная игра может быть уместна и на уроке, как инструмент промежуточного контроля знаний, закрепления и повторения пройденного.

            Анатомия – древнейшая из медицинских дисциплин. Интерес человека к собственному телу, к тому, как оно работает, почему появляются болезни и что делать, чтобы их вылечить, всегда был велик. Несомненно, человеческое тело – это сложное и восхитительное образование, анатомия и физиология которого интересны не только учёным и медикам. В последние десятилетия мы наблюдаем популяризацию естественно-научных знаний, повышение интереса к проблемам здоровья и вопросам о том, как устроен наш организм.

Знание собственного тела, забота о своём здоровье, отказ от дурных привычек, ему вредящих и следование здоровому образу жизни – всё это становится жизненно необходимым современному человеку, становится частью бытовой культуры.

Как автору, мне хочется верить, что предложенное интеллектуальное состязание позволит проверить знания наших учеников о собственном организме, а, возможно, и получить новые. Вопросы сгруппированы в три тура. Это позволяет начать игру с любым количеством участников: в первом туре может участвовать весь класс или два. В первом  отборочном туре предлагается 9 вопросов, требующих развёрнутого и обоснованного ответа. Первый, кто даст правильный ответ, выходит во второй тур. Таким образом, по очереди  определяются 9 участников второго тура. Во втором и третьем турах вопросы участники выбирают сами, называя номер вопроса, как в знаменитой телевикторине «Своя игра».  Можно написать номера вопросов на доске и удалять выбранные. Если есть возможность, в оформлении можно использовать компьютерные технологии.  Вопросы второго тура сформулированы в стиле «Своей игры» – верный ответ даётся по описанию объекта или процесса. Этих вопросов тоже 9, каждому участнику – по одному вопросу. Все, кто дал правильные ответы выходят в третий тур. В третьем туре вопросы требуют ответа «да» или «нет», то есть участники должны определить верные утверждения. Время на обдумывание ответов во втором и третьем турах оговаривается заранее, например 20 секунд (или 10 секунд). Хорошо если есть таймер или хронометр, доступный всеобщему обозрению или помощник ведущего следит за временем и, когда лимит исчерпывается, дает сигнал участнику, например .звонок.
В итоге победителем становится тот, кто даст большее число правильных ответов во всех трёх турах. Ведущий зачитывает вопросы и рецензирует ответы. Если участник даёт неправильный ответ, ведущий обязательно озвучивает правильный. Ассистенты ведут подсчёт баллов: каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Вопросы I тура

1. Почему человеку можно вводить в кровь физиологический раствор, но нельзя вливать воду?
(Концентрация солей в клетках крови и в плазме одинаковая. Вода снижает концентрацию солей в плазме. Вода, в следствие диффузии, будет проникать в эритроциты и лейкоциты, снижая концентрацию солей в них. Клетки крови будут набухать и лопаться.)
2. Отчего в плохо вентилируемом помещении, где собралось много людей, человек дышит чаще и глубже, чем обычно?
(Когда в крови повышается концентрация двуокиси углерода (CO2), возбудимость дыхательного центра повышается.)
3. Какое значение имеет привлекательное оформление пищи и красивая сервировка стола для хорошего переваривания пищи в желудке?
(Усиливается рефлекторное отделение желудочного сока.)
4. Почему в местностях с влажным климатом жара переносится тяжелее, чем в сухом климате?
(Чем меньше в воздухе водяных паров, тем быстрее пот испаряется с поверхности кожи.)
5. Почему в тесной обуви зимой ноги мёрзнут, а летом перегреваются?
(Тесная обувь затрудняет испарение влаги летом и увеличивает теплоотдачу зимой.)
6. Почему в сумерках мы не различаем окраску предметов?
( Колбочки раздражаются только ярким светом, а именно они отвечают за цветовосприятие.)
7. Почему во время взрыва нужно открыть рот?
(Чтобы звуковая волна воздействовала на баpaбанную перепонку с одинаковой силой из наружного слухового прохода и евстахиевой трубы.)
8. С помощью какого органа человек ориентируется в прострaнcтве, находясь в невесомости и почему?
(С помощью зрения, т.к. сила тяжести не действует на рецепторы мешочков полукружных каналов и сигналы не поступают в кору больших полушарий.)
9. Содержание какого гормона в крови повышено, если человек ощущает учащённое сердцебиение, давление крови у него повышено, зрачки расширены?
(Адреналина.)

  Вопросы II тура

1. Масса этого органа составляет только 2% массы человеческого тела, но для работы ему требуется 15-20% насыщенной кислородом крови, которую сердце выталкивает при каждом сокращении. Если снабжение этого органа кровью прекращается хотя бы на 10 секунд, мы теряем сознание. (Мозг.)
2. Они названы в честь лежащих над ними костей; разделены бороздами и образованы двумя типами ткани.
(Доли полушарий мозга.)
3. Их много, они очень тонкие. Они помогают нам кушать, разговаривать, видеть или не видеть окружающий мир и демонстрировать отношение к нему.
(Мимические мышцы лица.)
4. Они начинают формироваться у 6-недельного эмбриона; в 6-8 месяцев начинают рост, а через
5-7 лет выпадают.
(Молочные зубы.)
5. На этом относительно небольшом участке тела находятся кожа, мышцы, спинной мозг, позвоночник, трахея, пищевод, кровеносные сосуды.
(Шея.)
6. Их 7 и у жирафа, и у шимпанзе. Первый – атлант, второй – эпистрофей, а седьмой – самый  заметный.
(Шейные позвонки.)
7. Они на двоих образуют 4 сустава. Их соседи: гpyдина, лопатка, рёбра.
(Ключицы.)
8. Ее сокращение не подконтрольно сознанию, а регулируется автономной нервной системой. Она встречается в стенках кишечника, кровеносных сосудов, мочевого пузыря, в кожном покрове и глазном яблоке.
(Гладкая мускулатура.)
9. Это парные органы, основания которых достигают верхней поверхности диафрагмы. Они разделены на доли: правое на 3, левое на два.
(Лёгкие.)

  Вопросы III тура

1. У человека четырёхкамерное сердце.
2. Гипофиз – это железа внутренней секреции.
3. Грудных позвонков у человека 12.
4. У человека 31 пара спинномозговых нервов.
5. 32 зуба – это норма.
6. Движение глаз контролируют 5 мышц. (нет, 6)
7. Переносица образована двумя носовыми костями.
8. Язык – это мышечный орган.
9. Баpaбанная перепонка разграничивает среднее и внутреннее ухо. (нет, наружное и среднее)
10. Улитка – это костный спиральный канал, внутри которого расположен орган равновесия. (нет, слуха)
11. Основным источником энергии в организме являются белки. (нет, углеводы)
12. Ферменты сока поджелудочной железы действуют только в кислой среде. (нет, в щелочной)
13. Вся кровь, оттекающая от кишечника, проходит через печень.
14. В желудке человека среда кислая.
15. Толстый кишечник – самая длинная часть пищеварительного канала. (нет, тонкий)
16. Печень – самая крупная железа организма.
17. Спинной мозг является кроветворным органом. (нет, красный костный)
18. Гемоглобин придаёт крови зелёный цвет. (нет, красный)
19. Жевательные мышцы двигают верхнюю челюсть. (нет, нижнюю)
20. Позвоночник взрослого человека образует четыре плавных изгиба, что связано с прямохождением.
21. Чем быстрее ритм сокращения мышц, тем скорее в них развивается утомление.
22. Хрящевая ткань полностью заменяется костной в скелете взрослого человека к 40 годам.
(нет, к 25 max.)
23. Грудная клетка состоит из 12 пар рёбер. (нет, ещё + гpyдина и позвонки)
24. Артериальная часть кровеносной системы несёт кровь от сердца к тканям тела.
25. Каждый палец стопы имеет 3 фаланги. (нет, большой – 2)
26. Крестец образован 6-ю сросшимися крестцовыми позвонками. (нет, 5-ю)
27. Зрительные нервы перекрещиваются на нижней поверхности мозга.

IV тур, дополнительный, проводится в том случае, если один победитель не выявлен, и несколько участников имеют равное количество правильных ответов. В IV туре все участники выполняют одно задание, например, рисуют схему рефлекторной дуги или строения глаза. Можно это задание выполнить на время: кто быстрее.
Участие в подобных викторинах повышает у детей интерес к биологии в целом; у многих появляется стремление улучшить свои знания по предмету, оценить свою реакцию, преодолеть смущение, добиться успеха в будущем.
Наверное, как раз об этом говорят интервью участников и зрителей викторины 2007-08 учебного года, учеников  8 «А» класса нашей школы. Вот некоторые из них:
Элина Дубовицкая: «Жаль, что я не смогла участвовать в этой игре, потому что я не отвечала на вопросы сразу, мне нужно было подумать. Но мне было очень интересно смотреть на тех учеников, которые участвовали, и я очень рада за победителя».
Светлана Белова: «Викторина мне понравилась, было очень весело, но я бы не ответила на некоторые вопросы. Ещё меня удивило, что наши отличницы вышли из игры. Я не люблю участвовать в соревнованиях, но мне было интересно смотреть на своих одноклассников. Было бы так каждую неделю, тогда бы 8 «А» знал биологию лучше».
Владимир Калашников: «Я рад, что принял участие, так как получил пятёрку, но не только поэтому. Я получил много адреналина. Если бы я не поторопился, то ответил бы и на последний вопрос, но всё равно, я рад и счастлив».
Екатерина Шабакина: «Я очень рада, что Денис выиграл. Зря я не стала участвовать, ведь вопросы были такие лёгкие! Во время викторины я сидела и внимательно слушала вопросы и ответы, что мне очень помогло на административной контрольной работе».
Татьяна Яковлева: «Мне кажется, что вопросы были не очень сложные и мне стоило подумать, но я рада за победителя, хотя на его месте мог быть кто-то другой. Хочется, чтобы такие мероприятия проходили чаще и каждый ученик мог попробовать свои силы».
Герман Михеев: «Я очень рад, что прошёл в третий тур! Вопросы были очень интересные, но с подвохом, и я иногда попадался. Очень хотелось выиграть и, хотя отставание было в один балл, я рад за Дениса, он победил честно, он – лучший!».
Денис Грызлов (победитель): «Я понял, что знаю биологию. Над вопросами приходилось подумать, но я сосредотачивался и давал правильный ответ. Эта игра мне очень понравилась».

Для меня самым радостным было услышать от своих учеников даже не то, что игра им понравилась или помогла потом на контрольной, а выражение радости за своих друзей, умение сопереживать и радоваться победе одноклассника.
Интеллектуальная игра уместна и на уроке, и во внеурочное время как внеклассное мероприятие. Несомненно, что в конкретную форму её облекает учитель, знающий своих учеников и выбирающий наилучший в конкретных условиях сценарий.
Можно провести игру с участием и технической поддержкой кабинета информатики, что позволит придать ей новые возможности, использовать фото- и видеоматериалы, например, съемки в необычных paкурсах и масштабах.  Надеюсь, что материал статьи, представленный вниманию коллег, поможет им в дальнейшей работе.



Комментарии:

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"


    Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

      Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

01 12 2023 0:21:40

Качественное обучение – залог здоровья ученика


    Качественное обучение – залог здоровья ученика

      Достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей....

30 11 2023 5:18:20

Обеспеченность успеха учебно-воспитательного процесса через педагогическое стимулирование


    Обеспеченность успеха учебно-воспитательного процесса через педагогическое стимулирование

      Знакомство учащихся с новыми фактами; углубление понимания процессов, происходящих в организме человека. Формирование умений: анализировать, устанавливать связи, подбирать аргументы, обобщать, выдвигать и доказывать свои гипотезы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, планировать свою деятельность, умение позитивно оценить работу других, помочь товарищу; навыков: коммуникативной, когнитивной, конструктивной личности. Воспитание ответственности к учебному труду, познавательного интереса к биологии, анатомии человека. Способствовать профориентационному выбору учащихся. ...

29 11 2023 12:50:50

Видоизмененные листья. Листопад.


    Видоизмененные листья. Листопад.

      Данный урок позволяет продолжить развивать знания об основных функциях листа, раскрыть их значение для растения в целом. Познакомить с видоизменениями листьев как результатом приспособленности к различным условиям обитания. Раскрыть значение видоизмененных листьев в жизни растения. Также на уроке раскрываются вопросы о сезонных изменениях в жизни растений. Урок способствует творческому мышлению учащихся. В материалах урока может быть использован национально-региональный компонент....

28 11 2023 11:51:36

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

27 11 2023 1:56:51

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"


    Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

      На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

26 11 2023 14:27:19

Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс


    Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс

      Внеклассное мероприятие в форме комaндной игры-соревнования учитывает возрастные особенности детей среднего школьного возраста, развивает познавательный интерес учащихся, формирует коммуникативные навыки и умения, даёт возможность взаимообучения более сильными детьми слабых. Уделяется большое внимание литературным произведениям о России, что прививает любовь к чтению книг, воспитывает патриотизм....

25 11 2023 1:33:13

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

24 11 2023 17:26:35

Аминокислоты, пептиды и белки. Контрольно-обобщающий урок с учетом подготовки к ЕГЭ


    Аминокислоты, пептиды и белки. Контрольно-обобщающий урок с учетом подготовки к ЕГЭ

      Данный урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить соответствие строения белков и пептидов и их функции. На уроке используются таблицы, плакаты, опopные конспекты для учащихся, а также химическое оборудование для опытов....

23 11 2023 20:26:19

Решение генетических задач с использованием мультимединых презентаций


    Решение генетических задач с использованием мультимединых презентаций

      Школьные учебники содержат минимум информации о закономерностях наследования и решению генетических задач. Не всегда эта информация в полной степени усваивается обучающимися на должном уровне. Поэтому был создан блок уроков, посвященный решению генетических задач с использованием мультимедийных презентаций. ...

22 11 2023 15:56:41

Роль здоровьесберегающих технологий в формировании понятий на уроках биологии


    Роль здоровьесберегающих технологий в формировании понятий на уроках биологии

      Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи пpaктически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический хаpaктер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....

21 11 2023 8:19:13

"Свойства и функции белков". 10-й класс


    "Свойства и функции белков". 10-й класс

      Урок изучения нового материала использует различные методические и логические приемы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. Новый материал изучается учащимися самостоятельно, в поисковой беседе, решении познавательных задач, лабораторном эксперименте в группах, развивает коммуникативные действия учащихся. На уроке наблюдается интеграция химии и биологии....

20 11 2023 8:59:54

Нетрадиционные формы и методы проверки знаний учащихся


    Нетрадиционные формы и методы проверки знаний учащихся

      Отслеживание результатов обучения в объединениях биолого-экологической направленности разработано по видам контроля: вводный, текущий, итоговый. В структуру предлагаемых заданий заложен системный подход к обучению биологии и экологии: контролируются те ведущие понятия, содержание которых расширяется и углубляется из класса в класс. ...

19 11 2023 8:26:43

Открытый урок по теме "Обобщение и закрепление знаний по теме "Лист"


    Открытый урок по теме "Обобщение и закрепление знаний по теме "Лист"

      Автор стремится формировать у учащихся умение выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, обобщать, систематизировать и анализировать знания; учиться говорить; рецензировать ответы одноклассников; развивать коммуникативные качества личности; давать самооценку знаний. ...

18 11 2023 12:32:33

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии в малокомплектной школе


    Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии в малокомплектной школе

      Дидактические игры являются неотъемлемой частью учебного процесса в малочисленной школе, где поддерживать интерес учащихся в течение урока и на протяжении нескольких уроков особенно трудно. Дидактическая игра является хорошей основой для установления связей биологии с предметами художественно-эстетического цикла. Игра во многом обеспечивает доступность изучения учебного материала, не нанося ущерба его научности....

17 11 2023 3:19:50

Разработка урока "Перспективные в хозяйственном отношении группы растений"


    Разработка урока "Перспективные в хозяйственном отношении группы растений"

      Автор данной разработки урока знакомит учащихся с перспективными в хозяйственном отношении группами растений, произрастающих на территории Хакасии, развивая при этом пpaктические умения работы с гербарием растений и воспитывая бережное отношение к растительной фауне....

16 11 2023 1:19:28

Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Опыление"


    Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Опыление"

      Цель урока: сформировать у учащихся понятие об опылении, дать представление о видах и значении опыления....

15 11 2023 19:25:14

Урок по теме "Плоды". 6-й класс


    Урок по теме "Плоды". 6-й класс

      На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

14 11 2023 6:21:25

Работа в контенте "Глобальное мышление" на уроках биологии. Урок "Биосфера – открытая саморегулирующаяся система"


    Работа в контенте "Глобальное мышление" на уроках биологии. Урок "Биосфера – открытая саморегулирующаяся система"

      Образование является стратегическим ресурсом общества и одним из путей познания мира. В образовании нужна не столько сумма знаний, сколько сам путь познания. Глобальное мышление - основа понимания современного динамично развивающегося мира, его целостности и соподчинённости. Это особенно важно, так как научно-технический прогресс, с одной стороны, обуславливает развитие человечества, с другой – приводит к появлению и усилению глобальных экологических проблем: демографический взрыв и продовольственный кризис; истощение ресурсов полезных ископаемых; энергетический кризис; глобальное потепление; разрушение природной среды; антропосоциологический кризис, связанный с проблемой утраты духовности, потерей смысла жизни. Очевидна огромная роль школы в том, чтобы научить юное существо адаптироваться в быстро меняющемся и порой агрессивном мире, вооружить его защитными механизмами. Этой цели служит технология глобального мышления....

13 11 2023 21:21:44

Использование квест-проектов для организации образовательной деятельности учащихся


    Использование квест-проектов для организации образовательной деятельности учащихся

      Для организации образовательной деятельности применяются как традиционные, так и новые технологии. Один из них - метод проектов. Своей задачей, как учителя предметника, автор считает формирование предметных и межпредметных компетентностей, используя информационную среду. ...

12 11 2023 20:38:22

Мониторинг формирования интереса к изучению биологии как средство достижения высоких результатов в конкурсах и ГИА


    Мониторинг формирования интереса к изучению биологии как средство достижения высоких результатов в конкурсах и ГИА

      Статья рассказывает о исследовательских работах, подготовке к экзаменам, участии в конкурсах....

11 11 2023 0:16:35

Конспект урока "Начальные этапы развития жизни на Земле" (10-й класс)


    Конспект урока "Начальные этапы развития жизни на Земле" (10-й класс)

      В ходе подготовки к семинару учащиеся самостоятельно осуществляют поиск (в т.ч. в сети Internet) и первичную обработку информации. Изучение учебного материала носит проблемный хаpaктер. С целью визуализации используется ИД Smart Board и разработанная программа Smart notebook "Начальные этапы развития жизни". ...

10 11 2023 22:27:13

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

09 11 2023 22:26:25

План-сценарий клуба выходного дня "Именины Тортилы"


    План-сценарий клуба выходного дня "Именины Тортилы"

      Клуб выходного дня - форма внеклассной работы, позволяющая преодолеть психологические барьеры между учащимися разных возрастов, развивать их творчество, самостоятельность и самодеятельность, коммуникативные навыки; способствующая активному включению родителей в досуговую деятельность ребенка и его окружения. Подобный праздник можно посвятить любому животному или растению, за которым дети ухаживают и наблюдают. Учащиеся целенаправленно работают с источниками информации, расширяют кругозор, бережнее и внимательнее относятся к окружающей их живой природе. ...

08 11 2023 12:39:54

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

07 11 2023 10:42:50

Бинарный урок география + биология по теме "Тихий океан и его обитатели". 7-й класс


    Бинарный урок география + биология по теме "Тихий океан и его обитатели". 7-й класс

      Дана комплексная хаpaктеристика Тихого океана. Интеграция знаний из географии, биологии, экологии. Создание «визитной карточки» (герба) Тихого океана. Развитие интереса к предметам....

06 11 2023 23:38:11

Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе


    Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе

      Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....

05 11 2023 9:12:18

Урок здоровья "Движение – лучшее лекарство"


    Урок здоровья "Движение – лучшее лекарство"

      Урок здоровья разработан для учащихся 8–9-х классов. Основная идея урока - показать негативное влияние на организм человека такой пагубной привычки современного общества как гиподинамия. В разработке предложены методы борьбы с гиподинамией в школьных условиях – это физкультминутки, посещение уроков физкультуры и занятия спортом в секциях и на свежем воздухе....

04 11 2023 13:33:36

Внеклассное мероприятие по биологии "Хакасия заповедная"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Хакасия заповедная"

      Главное назначение мероприятия – проведение природоохранной деятельности через внеклассную работу. Оно позволяет расширить круг знаний детей о природе родного края: дать сведения о заповеднике «Хакасский»; воспитывать бережное отношение к окружающему миру, формировать любовь к малой родине; развивать деятельностный подход к решению экологических проблем. ...

03 11 2023 22:37:43

Урок "Биологические особенности желудочно-кишечного тpaкта крупного рогатого скота"


    Урок "Биологические особенности желудочно-кишечного тpaкта крупного рогатого скота"

      Урок проводится в 7-м классе на русском языке, во время изучения элективного курса "Биология сельскохозяйственных животных". Урок базируется на наблюдениях учащихся и направлен на формирование начальных знаний о пищеварительной системе крупного рогатого скота. Большое внимание уделяется словарной работе, эффективно использование карточек на двух языках, так как учащиеся якутскоязычные. ...

02 11 2023 7:11:56

Игра как средство интеpaктивного обучения


    Игра как средство интеpaктивного обучения

      Широкое использование ИКТ позволяет создавать интересные, предметные и межпредметные игры. В интегрированной игре «Знакомые незнакомцы» учащиеся пытались проникнуть в тайну «имянаречения». Ребята использовали Интернет, программы для оформления отчета, что способствовало формированию у них более высокого уровня навыков самостоятельной работы, умений ориентироваться в бурном потоке информации, позволило проявить свой творческий и интеллектуальный потенциал. ...

01 11 2023 10:35:37

Обобщающий урок в 10-м классе по теме "Строение и функции клеток"


    Обобщающий урок в 10-м классе по теме "Строение и функции клеток"

      Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса. ...

31 10 2023 11:23:54

Сохранение биогеоценозов в Еткульском участковом лесничестве. 9-й класс


    Сохранение биогеоценозов в Еткульском участковом лесничестве. 9-й класс

      Урок-конференция, диалоговая дискуссия, обобщение знаний материала по теме «Экосистемный уровень». Представление учащимися результатов исследовательской деятельности в 137 квартале Еткульского участкового лесничества о сохранении биоценозов....

30 10 2023 8:45:51

Многообразие водорослей. 8-й класс


    Многообразие водорослей. 8-й класс

      Цели урока: повторить особенности строения водорослей, как наиболее просто организованных растительных организмов. Особенности размножения водорослей в разных условиях среды; многообразие водорослей; значение водорослей в природе и жизни человека; воспитание интереса к урокам биологии....

29 10 2023 23:58:33

Разработка урока в образовательной системе "Школа-2100" по теме: "Лишайники". 6-й класс

В основу урока биологии в 6-м классе по теме "Лишайники" положен деятельностный метод. Учащиеся используют полученные знания при выполнении конкретных заданий, самостоятельно разбираются с материалом темы, используя учебник для поиска ответов на вопросы. В ходе урока идет овладение наиболее употребительными понятиями, законами курса биологии и их использование в пpaктической жизни. ...

28 10 2023 16:27:53

Урок биологии по теме "Отдел моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности"


    Урок биологии по теме "Отдел моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности"

      Цель урока: познакомить учащихся с наиболее хаpaктерными особенностями высших споровых растений на примере мхов; показать черты усложнения организации мхов по сравнению с водорослями в связи с изменением условий обитания....

27 10 2023 23:35:56

Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"


    Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"

      В целях продуктивной познавательной активности урок выполнен в «Конструкторе школьных сайтов». На фоне эмоционального поэтического изложения темы в ассоциативной связи учитель вспоминает с учащимися фазы митоза. Нестандартная форма урока оживляет его, вызывает интерес учащихся к изучаемому материалу....

26 10 2023 5:14:41

Разработка урока в 11-м классе по теме "Биотические связи между организмами"


    Разработка урока в 11-м классе по теме "Биотические связи между организмами"

      Урок входит в состав раздела "Взаимоотношения организма и среды" как часть темы "Жизнь в сообществах. Основы экологии". С содержанием данного учебного материала учащиеся в определенной степени знакомились при изучении разных курсов биологии в 6-,7-,9-х классах. Опираясь на багаж предшествующих знаний, расширить и углубить изучение основных типов экологических взаимодействий интересными примерами проявления в природе разнообразных биотических отношений. Отходя от русла традиционной методики, используя возможности АРМ, полезно привлечь учащихся к самостоятельному анализу фактов, описанных в научно-популярной и учебной литературе....

25 10 2023 1:49:46

Урок с использованием технологии развивающего обучения при изучении темы "Воздух – смесь различных газов"


    Урок с использованием технологии развивающего обучения при изучении темы "Воздух – смесь различных газов"

      Комбинированный урок в 5-м классе с элементами поисковой деятельности позволяет активизировать учебную деятельность, придать ей творческий хаpaктер, развивает навыки самооценки и взаимоконтроля. Урок учит детей добывать знания, развивать интерес к предметам естественно-научного цикла, применять полученные знания на пpaктике. ...

24 10 2023 6:14:16

Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"

      Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....

23 10 2023 10:33:54

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования


    Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

      "ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

22 10 2023 23:56:45

Внеклассные мероприятия по биологии


    Внеклассные мероприятия по биологии

      Внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы учащихся, расширить и углубить знания по биологии. Она позволяет глубже осуществить связь теории с пpaктикой и развивать чувство коллективизма. Во внеклассной работе легко осуществить индивидуализацию обучения и применить дифференцированный подход....

21 10 2023 15:25:11

Сценарий внеклассной межпредметной экологической викторины для учащихся 7-го класса "Таймыр — моя малая Родина"


    Сценарий внеклассной межпредметной экологической викторины для учащихся 7-го класса "Таймыр — моя малая Родина"

      Викторина направлена на воспитание патриотизма и любви к своему краю....

20 10 2023 18:18:45

Внутреннее строение стeбля. Передвижение веществ по стeблю. 6-й класс


    Внутреннее строение стeбля. Передвижение веществ по стeблю. 6-й класс

      Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Цели урока: сформировать у учащихся знания о внутреннем строении стeбля древесного растения на примере трехлетней ветки липы; выяснить, как передвигаются по стeблю минеральные и органические вещества и что можно определить по годичным кольцам древесины; научиться формулировать гипотезы на предложенный проблемный вопрос и находить ответы на вопросы, используя методику мозгового штурма....

19 10 2023 20:43:48

Минералы и горные породы


    Минералы и горные породы

      Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....

18 10 2023 13:40:23

Интегрированный урок (биология + физика) "Газообмен в легких и тканях. Диффузия в газах и жидкостях"


    Интегрированный урок (биология + физика) "Газообмен в легких и тканях. Диффузия в газах и жидкостях"

      Дыхание – свойство и признак всех живых организмов в природе, а воздух – это “пастбище жизни”, поэтому нам сегодня предстоит решить проблему, высказанную римским поэтом Овидием “Пока дышу, надеюсь”. ...

17 10 2023 15:34:41

Внешнее строение и образ жизни насекомых


    Внешнее строение и образ жизни насекомых

      Разработка урока для учащихся 8-го класса, имеющих различные отклонения в развитии, с использованием информационных коммуникативных технологий. Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала. ...

16 10 2023 17:39:40

Урок по теме "Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"


    Урок по теме "Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"

      Урок является первым в данной теме. Этот урок включает в себя лабораторную работу. Нестандартная наглядность привлечет обучающихся к изучении темы. Выступление медицинского работника на уроке расширяет кругозор подростков. ...

15 10 2023 18:19:39

Урок биологии в 7-м классе по теме "Экологические группы птиц"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Экологические группы птиц"

      При проведении данного урока используется интеpaктивная доска Aktiv Board, которой дети хорошо владеют. На уроке можно услышать голоса птиц, проверить свои знания об основных признаках птиц, нажимая на цифры в флипчарте, расположенные справа. Интеpaктивная доска предоставляет большие возможности в составлении анимации, которая на данном уроке применялась во флипчарте «Жизнь птиц водно-болотных угодий. ...

14 10 2023 12:52:15

Одноклеточные животные, или Простейшие


    Одноклеточные животные, или Простейшие

      Цель урока: выявление хаpaктерных черт строения и процессов жизнедеятельности простейших; формирование у учащихся познавательного интереса к изучению жизнедеятельности животных....

13 10 2023 18:16:44

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::