Разработка открытого урока по биологии для учащихся 9-го класса
Цель урока: Показать строение и значение коры больших полушарий головного мозга.
Задачи урока:
- Дать биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий головного мозга;
- Обеспечить усвоение знаний об особенностях строения головного мозга ;
- Показать, что кора больших полушарий – основа психической деятельности человека;
- Показать наследственные нарушения нервной системы, головного мозга.
Литература:
- Балабанова В.В. и др. Открытые уроки по биологии. 7-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2003.
- Кузьмина И.Д. Биология. Человек.9 класс: Методическое пособие к учебнику под ред. А.С. Батуева “Биология. Человек. 9 класс” – М.: Дрофа, 2000.
- Рохлов В.С.Школьный пpaктикум. Биология. Человек.9 класс. -2-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2000.
- Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся 9 кл. сред. шк. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989.
Оборудование и материалы:
- Печатные пособия ( таблицы по нервной системе).
- Разборные модели головного мозга.
- Карточки для контроля знаний учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
(Подготовка к уроку учащихся, тема и ход урока.)
II. Повторение пройденного (домашнего задания)
Фронтальный опрос учащихся по теме: \"Головной мозг и его отделы\".
Вопросы:
- Где располагается головной мозг человека7
- Из каких частей состоит головной мозг?
- Что в себя включает задний мозг?
- Какую функцию выполняет средний мозг?
- Каковы функции продолговатого мозга?
– Продолжите предложение (на карточках 1) – читают вслух учащиеся.
- Нервная регуляция физиологических процессов заключается во взаимодействии органов тела с помощью ___________
- Нервная система подразделяется на две части: ______________________________
- Скопления тел нейронов образуют _______________ головного и спинного мозга.
- Тела нервных клеток могут лежать и за пределами центральной нервной системы, вблизи внутренних органов или в их стенках , образуя здесь_______________________________
- Электрическая волна, бегущая по нервному волокну , называется______________________
- Ответная реакция организма на раздражение чувствительных образований - рецепторов, осуществляемая при участии нервной системы есть_________________..
- Передний мозг состоит из промежуточного мозга и_____________________
Игровой момент – лабораторный опыт № 1 – Работа промежуточного мозга учащихся.
Все ребята делают зарядку, а затем учитель громко неожиданно дает комaнду “ЗАМРИ”. Учащиеся застывают в разных позах ( позный рефлекс промежуточного мозга).
Учитель: Кто покажет на плакате отделы головного мозга? (К доске выходит учащийся.)
Делаем вывод, что головной мозг состоит из ________ отделов и коры больших полушарий – тема нашего урока !
III. Изучение нового материала
Запись в тетрадь – тема урока. На доске написать план работы на уроке.
План:
- Строение коры больших полушарий.
- Основные доли коры больших полушарий и их функции. ( страница 31-32).
- Повреждения коры больших полушарий, наследственные нарушения.
Учитель: Большие полушария переднего мозга являются самым крупным образованием головного мозга. Они сверху покрыты серым веществом – корой, которая образует множество складок, борозд и извилин. Складчатое строение увеличивает поверхность коры и ее объем, а значит , и число образующихся ее нейронов. У человека содержит примерно 14 миллиардов нервных клеток. Скопления серого вещества находятся и под корой в глубине полушарий. Здесь расположены различные подкорковые ядра.
Кора больших полушарий – высший отдел центральной нервной системы. Она отвечает за восприятие всей поступившей в мозг информации, за управлением всеми сложными мышечными движениями. Именно с функциями коры связана мыслительная и речевая деятельность и память. ( на плакате показать данный отдел)
Схема на доске:
ЦНС----- 2. головной мозг -------- 3. кора больших полушарий --- 4.серое вещество
Левое полушарие Устная и письменная речь Математические операции |
Правое полушарие Узнавание по голосу и звуки Образное мышление. Творчество. [1] |
– Кора больших полушарий состоит из четырех долей:
1. ЛОБНОЙ. 2. ТЕМЕННОЙ. 3. ВИСОЧНОЙ. 4. ЗАТЫЛОЧНОЙ.
(Показывает на доске – на плакате.)
Основные доли коры больших полушарий и их функции.
Самостоятельная работа в парах. (время – 5 минут на выделение объектов) .
Заполнение таблицы в рабочих тетрадях (стр. 31–32). Самоконтроль.
№ доли | Название доли коры больших полушарий | Функция доли |
Смотрите страницу 33.
№ доли | Название доли коры больших полушарий | Функция доли |
1 | затылочная | Зрительные центры |
2 | Височная – 2 | Cлуховые |
3 | Теменная – 2 | Двигательные центры – Чувствительный центры – от кожи, суставов, мышц. |
4 | Kобная | Поведение и управление трудовой деятельностью. |
Учитель: Повреждения коры больших полушарий - наследственные нарушения возникают при:
- травматических ситуациях ( пролом черепа)
- нарушении кровоснабжении серого вещества ( гематомы - инсульты)
- наследственные нарушения – могут быть обусловлены факторами внешней среды, комбинацией хромосом родителей, заболеваниями , перенесенными матерью в период беременности.
– Болезнь ДАУНА – наличие 3 хромосом вместо 2 в 21 паре хромосом человека = слабоумие, заниженная способность к обучению.
– Олигофрения – слабоумие, возникает при увеличении или потере Х – хромосомы у женщин, генная мутация.
– Менингит – вызывается бактерией. Заражение происходит от больного воздушно- капельным путем при разговоре, кашле и чихании. Происходит гнойное воспаление оболочки мозга и его отделов.
- Алкоголь очень сильно влияет на отдельные отделы нервной системы ,в том числе и на кору больших полушарий. На стадии легкого опьянения происходит ослабление процессов торможения нервной системы, возникает возбуждение речевых зон коры, речь становится громкой, бессвязной, внимание легко отвлекается. При опьянении средней степени ослабляется торможение подкорковых зон. Возбужденное состояние этих зон ИВАН Петрович ПАВЛОВ назвал “бунтом подкорки”. Начинаются не только оскорбления окружающих, но и дpaки. При нарушении зрительной зоны коры начинает в глазах двоится.
Стихотворение:
Иссушил меня проклятый злодей,
Нету больше светлых идей,
Он мои нейроны украл
И на пачку сигарет поменял
Я теперь и за долгий срок
Не могу выучить данный урок,
И внимания, и памяти нет – Все от этих проклятых сигарет.
Строг приговор: за страсть к курению пустеет комната ума,
Где был мир идей, теперь там тьма. [1]
Вывод: Кора больших полушарий – высший отдел центральной нервной системы, отвечающая за мыслительную и речевую деятельность, память , работу органов чувств, мышц и суставов. Кора больших полушарий – это” главный компьютер организма”
IV. Домашнее задание
(9–10, доклад о влиянии наркотиков на нервную систему.)
Оценки за урок.
V. Итоги урока
(Выдаются карточки 2 учащимся – читают вслух.)
Карточки 2
- В 1 куб. мм коры больших полушарий содержится не менее 30000 нейронов. Мозг реагирует лишь на 1% информации, 99% информации “отбрасывает” как не нужную.
- Один из учеников Франца Галя, сделал 700 вскрытий мозга и подтвердил, что расстройство речи связаны с заболеваниями лобной доли коры больших полушарий.
- Курение является одной из причин различных нервных расстройств у подростков. Они плохо спят, становятся раздражительными, рассеянными, ослабевает память и внимание, наступает торможение работы головного мозга. [2]
- Вредные привычки нужно изгонять, а здоровый образ жизни всем необходим.
- И.П. Павлов говорил: “…неудержимый со времен Галилея ход естествознания впервые заметно приостановился перед высшим отделом мозга”
Карточка 1
- Нервная регуляция физиологических процессов заключается во взаимодействии органов тела с помощью ____________________
- Нервная система подразделяется на две части: __________________________
- Скопления тел нейронов образуют ___________________________ головного и спинного мозга.
- Тела нервных клеток могут лежать и за пределами центральной нервной системы, вблизи внутренних органов или в их стенках , образуя здесь ________________________
- Электрическая волна, бегущая по нервному волокну , называется _______________________
- Ответная реакция организма на раздражение чувствительных образований - рецепторов, осуществляемая при участии нервной системы есть ___________________
- Передний мозг состоит из промежуточного мозга и ____________________________
Комментарии:
Урок убедительно, на фактах, сообщает учащимся о вреде курения, особенно в подростковом возрасте....
17 07 2025 3:37:45

Урок общей биологии с доской SMART Вoard. Цель: изучение нового материала, закрепление и систематизация материал по теме, формирование общебиологических понятий – основные свойства живых организмов, химический состав клетки, наука цитология; формирование навыков работы в паре и группе по закреплению и систематизации материала....
16 07 2025 5:37:38
Урок продолжает формирование знаний о размножении, хаpaктеризует мейоз, формирует знания об изменении молекул ДНК и хромосом на протяжении мейоза, раскрывает биологическое значение мейоза....
15 07 2025 4:56:38
Учебный процесс во многом является формализованным: как правило, учитель объясняет материал, а потом оценивает степень его усвоения при помощи пятибалльной системы оценок. Однако в последние годы получают распространение другие формы проведения уроков, которые играют позитивную роль, разнообразя учебный процесс. Турнир знаний по теме "Кровь" разработан для учащихся 9-х классов. Ребята по желанию объединяются в несколько комaнд, каждая должна выполнить ряд заданий; некоторые из них требуют предварительной подготовки.
...
14 07 2025 19:56:56
Тело паукообразных покрыто хитинизированной кутикулой и подстилающей ее тканью (гиподермой), имеющей клеточное строение....
13 07 2025 16:13:55
Урок способствует формированию интеллектуальных умений; умений выделять отличительные особенности в строении цветка различных групп растений, развитию инициативы и логического мышления.
...
12 07 2025 17:29:12
Представлен конспект урока (краткосрочного проекта) в 11-м классе с использованием ИТ, который расширяет знания учащихся о причинах появления наследственных заболеваний.
...
11 07 2025 1:28:42

Представлен урок изучения нового материала с ИКТ, активизирует познавательную деятельность. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания и анализировать их. Цель урока: познакомить с понятием "корневое питание"; сформировать понятие о корневом питании, удобрениях, восходящем токе....
10 07 2025 10:54:33

Цель урока: повторить и обобщить полученные знания по строению цветковых растений....
09 07 2025 12:11:28
<p>Данный урок предложен в форме КВН, что мобилизует познавательную активность учащихся, развивает интерес к предмету, формирует умение работать в коллективе. Простейшие опыты показывают прикладной хаpaктер предмета «Биология» и позволяют закрепить такие сложные для усвоения понятия, как «фотосинтез». ...
08 07 2025 21:36:16
Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями строения, функциями и местом расположения различных типов тканей в организме. Используя различные методы, учащиеся приходят к правильным ответам и делают соответствующие выводы. Совершенствуются навыки пpaктической работы, работы с учебником, дополнительной литературой....
07 07 2025 21:16:18
Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка, изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений. Развивать пpaктические навыки по определению и распознаванию корневых систем....
06 07 2025 12:47:24
Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....
05 07 2025 17:55:13
Этот урок поможет систематизировать, углубить знания по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". Занимательные задания, задания в стихотворной форме, элементы игры, поисковая деятельность, задания с использованием информационных технологий помогают ученикам повторить материал темы и проверить свои знания....
04 07 2025 14:34:56
Использование информационных технологий на уроках биологии, позволяет учителю расширить формы и методы работы с обучающимися, стимулируют интерес детей к поиску знаний в различных источниках. В статье представлен план-конспект урока в 6-м классе с использованием компьютерной презентации. При проведении урока используются различные формы работы с детьми, что позволяет каждому обучающемуся чувствовать себя в коллективе, осознавать собственные действия, осуществлять самооценку....
03 07 2025 9:26:39
Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов,
правилами сбора, сохранения грибницы и т.д.
...
02 07 2025 23:24:11
В разработке урока предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, творческие задания), направленные на формирование знаний о многообразии фауны культурных ландшафтов....
01 07 2025 13:39:12
Цели урока: охаpaктеризовать особенности строения и свойства нуклеиновых кислот; раскрыть их роль в хранении и передаче наследственной информации....
30 06 2025 23:50:50
Структурные компоненты животной клетки В.Н.Фросин Вот плазмолемма поверх клетки; Является она барьером крепким, И пропускает в клетку то, Что клетка ждет уже давно: Ионы, воду, трaнcферрин, Глюкозу…...
29 06 2025 3:55:20
При подготовке к уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание подготовить сообщения о роли питательных веществ для организма человека, этапах пищеварения и значении кулинарной обработке пищи. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение урока.
...
28 06 2025 7:33:15

Предложенная форма изложения известных (и не очень) фактов о жизни и труде М.В. Ломоносова воспитывает патриотизм учащихся, а также подает пример нестандартного подхода к изучению проблемы. Материалы статьи предназначены для классного часа, а также рекомендованы всем любителям «живой» истории....
27 06 2025 8:39:45
Назначение пpaктики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней.
...
26 06 2025 9:25:57
Данная статья представляет собой сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие Незнайки по страницам Красной книги", посвященного проблемам экологии. Мероприятие проводится в форме сказки, где роли исполняют сами ученики. Такая форма является наиболее доступной и интересной для учащихся 1–5-х классов.
...
25 06 2025 11:57:29

Задачи урока: сформировать у учащихся понятие о строении и функциях белков; формировать умение строить ответ с использованием дополнительного материала, выделять общее и особенное при использовании нескольких источников информации, делать выводы; развивать познавательный интерес и способности учащихся....
24 06 2025 15:12:43
Цели разработки: изучить функциональные возможности организма человека; уметь применять полученные знания в современной жизни; вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней (полной) школе....
23 06 2025 19:55:40
Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме. Урок проходит в театрализованном виде, где каждый ученик играет свою роль.
Подробно объясняется, как табак воздействует на организм, какие органы человека
наиболее страдают от воздействия табака. Приводится историческая справка, как табак появился в Европе и в России.
В результате каждый учащийся должен выработать собственный здоровый стиль жизни с учетом знаний о человеке как биологическом и социальном существе, о факторах, благоприятных и нeблагоприятных для окружающей среды, с учетом знаний своего организма и своей личности. Конечная цель обучения здоровому образу жизни - добиться необходимых благоприятных для здоровья отношений в сложившейся схеме поведения человека.
...
22 06 2025 22:32:38
Любовь к природе у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Исследования биологов, экологов и психологов показывают, что дети проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания. На своих уроках и во внеурочной деятельности я очень часто использую игру как средство воспитания любви к природе, к своей малой Родине. Одна из наиболее любимых игр, которую я часто применяю – это игра-путешествие по станциям....
21 06 2025 10:32:23
Автор знакомит учащихся с богатствами края, воспитывает бережное отношение к природе. Учит работать коллективно....
20 06 2025 11:11:41
В статье представлен вариант использования компьютерных технологий на уроке биологии в 6-м классе. Обобщающий урок по теме "Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений" проводится по типу телевизионной передачи "Своя игра".
...
19 06 2025 11:18:39
Обобщающий урок предлагается учащимся 6-х классов как биологическая игра с использованием компьютерной презентации. Игра представляет собой виртуальное путешествие по назначенному комaнде маршруту. Останавливаясь на определенных станциях маршрута, ученики обобщают и систематизируют знания о побеге, почке, видоизмененных побегах, о взаимосвязи строения с их функциями, а также их биологическое значение....
18 06 2025 0:45:42
Урок изучения нового материала с использованием презентации и лабораторной работы. Формирует у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания, а в ходе лабораторной работы они выявляют механизмы приспособления в результате действия естественного отбора. Урок способствует развитию интереса, как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течение урока....
17 06 2025 21:58:48
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
16 06 2025 3:51:11
Урок является первым в данной теме. Этот урок включает в себя лабораторную работу. Нестандартная наглядность привлечет обучающихся к изучении темы. Выступление медицинского работника на уроке расширяет кругозор подростков.
...
15 06 2025 14:22:16
Главная цель интегрированных уроков - развитие личности обучающегося при приоритете сохранения его здоровья, одним из факторов которого является создание условий психологического комфорта, предполагающих наличие атмосферы сотрудничества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации....
14 06 2025 4:50:29
При изучении темы выделяются проблемы происхождения видов в природе, их приспособленность, ее причины, относительность, значение ароморфозов в процессе эволюции, причины борьбы за существование и ее следствие. Очень важно знать, происходит ли в наши дни естественный отбор, его направление, причины колебаний численности, значение этих знаний для человека, его пpaктической деятельности....
13 06 2025 10:29:27
Цель урока: познакомиться с многообразием живого мира; выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам; что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют; вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир; сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания....
12 06 2025 15:13:58
На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....
11 06 2025 13:23:17
Об использовании интеpaктивных медиапособий на уроках биологии с приведением примеров....
10 06 2025 22:13:13
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
09 06 2025 15:44:31
Содержание данного урока позволяет расширить знания учащихся об особенностях и способах размножения, значении бесполого размножения в жизни организмов, значении вегетативного размножения растений. Данный урок учит детей мыслить, рассуждать, делать выводы....
08 06 2025 4:46:52
Представлен конспект урока-игры в 5-м классе: "Через тернии - к Звездам". Эта игра проводится после изучения главы "Вселенная". Игра - одна из форм проведения обобщающего урока в моей педагогической пpaктике. Пpaктически каждая пройденная глава в 5-х и 6-х классах обобщается именно в игровой форме. Игра побуждает учащихся к знаниям, к победе, учит коллективной форме работы, определенным правилам и нормам поведения, а главное - прививает интерес к предмету....
07 06 2025 7:50:56
Автор данной разработки урока знакомит учащихся с перспективными в хозяйственном отношении группами растений, произрастающих на территории Хакасии, развивая при этом пpaктические умения работы с гербарием растений и воспитывая бережное отношение к растительной фауне....
06 06 2025 13:34:49
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
05 06 2025 19:46:15

Деление клетки – тема, изучаемая в школе, привлекает внимание учащихся. На примерах можно показать, как развивается клетка. В дальнейшем к этой теме можно будет вернуться при индивидуальном развитии и изучении генетики....
04 06 2025 4:32:42
На уроке продолжается формирование знаний о значении биосинтеза белков для живых организмов, о двух этапах биосинтеза белка – трaнcкрипции и трaнcляции. Обобщаются знания о том, как последовательность нуклеотидов в ДНК кодирует последовательность аминокислот в полипептиде. Дается хаpaктеристика генетического кода и его основных свойств с позиции единства происхождения всех живых организмов на Земле....
03 06 2025 16:44:41
Учащиеся знакомятся с цветковыми растениями. Развивается представление об их разнообразии, распознаются органы цветковых растений, изучаются новые биологические понятия....
02 06 2025 2:29:51
Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....
01 06 2025 16:48:17
Представленный материал является разработкой одного занятия элективного курса «Биология и профессии». Элективный курс изучается в 11-м классе. Курс предполагает следующие задачи: просвещение учащихся о профессиях и специальностях, связанных с биологией; расширение знаний о пpaктическом применении биологических знаний; формирование и развитие элементарных профессиональных умений и навыков и пр....
31 05 2025 1:15:29
Данный материал раскрывает свойства и особенности белков. Выполняется пpaктическая работа в парах. Итог занятия – проведение теста....
30 05 2025 16:42:51
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
29 05 2025 3:21:42
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::