Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Питание и пищеварение"
Задачи урока:
- Раскрыть значение пищеварения, пластическую и энергетическую функцию пищи.
- Дать представление об органах пищеварения человека.
- Показывая различие между понятиями «продукты питания» и «питательные вещества», расширить знания учащихся об основных группах питательных веществ и сопоставить содержание питательных веществ в используемых продуктах питания.
- Формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательного условия сохранения здоровья.
- Выяснить роль кулинарной обработки пищи.
- Продолжить формирование умения самостоятельно работать с информационными источниками (газетами, книгами, журналами).
Оборудование: модель торса человека, таблица «Строение пищеварительной системы человека», карточки на каждый стол (дубликаты таблицы), упаковки от различных пищевых продуктов на каждый стол, образцы меню для каждого ученика, электронные презентации учащихся: «Роль питательных веществ для организма человека», «Значение кулинарной обработки пищи», «Этапы процесса пищеварения».
Презентация к уроку. Приложение 1
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята! С сегодняшнего урока мы начинаем подробно изучать тему «Пищеварение». Сегодня урок мне поможет провести фельдшер нашего Центра Здоровья, Роза Кузьминична.
Роза Кузьминична: Ребята! Многое предстоит решить и узнать на уроке. А теперь попробуйте объяснить мне, что означает выражение: «Как полопаешь, так и потопаешь». (Ребята отвечают, делают выводы).
2. Актуализация знаний.
Учитель: Давайте вспомним, что вы изучали раньше.
Какие питательные вещества вам известны? Какова их роль в нашем организме?
Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества. Белки – строительный материал организма; углеводы и жиры – источник энергии; витамины и минеральные вещества – способствуют росту, помогают быть сильным и здоровым.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Ребята, давайте вместе дадим определение процесса пищеварения.
Объясните выражение: «Пища – источник энергии и строительного материала».
4. Лабораторная работа: «Изучение состава пищевых продуктов».
Роза Кузьминична: Сегодня на урок я вам принесла упаковки от разных продуктов питания. Ваша задача – изучить информацию на упаковках, проанализировать ее и сделать выводы о составе различных продуктов питания (на работу отводится определенное время, после изучения информации, ребята, под руководством Розы Кузьминичны, анализируют полученные результаты и делают выводы).
Выводы к лабораторной работе:
- разные продукты питания содержат разные питательные вещества;
- в составе разных продуктов содержание питательных веществ неодинаково;
- продукты питания – это то, что мы употрeбляем в пищу, а питательную ценность их определяют питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества.
5. Релаксационная пауза.
6. Продолжение изучения материала.
Роза Кузьминична: А теперь внимание на экран. Ребята, вы уже знакомы с понятием «пищевая тарелка». На основе этого попробуем выяснить, чем отличается питание людей разного возраста (на экране диаграммы – «пищевая тарелка» ребенка 10–11 лет, подростка 13–15 лет и взрослого человека; анализ содержания диаграмм).
Выводы: Состав «пищевой тарелки» у людей разного возраста различен.
Роза Кузьминична: Итак, самое время послушать сообщения ребят, которые получили специальные задания и подготовили для вас интересную информацию.
Даша: Любой продукт состоит из разных компонентов. Я вам расскажу о роли белков в организме. Белки в человеческом организме выполняют целый ряд важнейших задач. С ними связаны основные проявления жизни – обмен веществ, сокращение мышц, способность к росту и размножению, раздражимость нервов, а значит, и все высшие функции – мышление, память, иммунные функции – защита от болезнетворных организмов.
Различают животную и растительную белковую пищу. Так как мы по биологической классификации относимся к животным, то и животные белки в нашем организме расщепляются быстрее. Например, степень усвоения куриного белка составляет почти 100 %. Для того, чтобы школьник получал необходимое количество белка, его суточный рацион должен содержать 500–600 мл молока (в том числе, любого кисломолочного напитка), 50–60 г творога, 10–15 г сыра, 150–200 г мяса (в том числе, птицы и субпродуктов), примерно 50 г рыбы, 1 яйцо.
Петя: Я вам расскажу о роли жиров в нашем организме. Жиры в организме исполняют роль не только энергетического резерва, но и входят в состав структурных частей всех органов и тканей. Принято считать, что на жиры должно приходиться 30 % общей калорийности пищи. Детям младшего школьного возраста необходимо ежедневно 70–80 г жиров, при этом растительные жиры должны составлять не менее 20 %. В состав жиров входят насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Жиры с большим содержанием ненасыщенных жирных кислот – это растительные масла. В животных жирах содержится больше насыщенных жирных кислот. Помимо жирных кислот, в жирах пищи содержатся жирорастворимые витамины. Среди них витамин А, необходимый для нормального зрения, витамин Д, противодействующий развитию рахита, витамин Е. Витамины А и Д в больших количествах содержатся в жире печени рыб и морских животных, витамина Е больше в растительных маслах. Для того, чтобы удовлетворить суточную потребность в жирах, в ежедневный рацион школьника должно входить от 25 до 40 г сливочного масла, 15–20 г растительного масла и 15–20 г сметаны или сливок.
Ренат: А мне предстоит ознакомить вас с ролью углеводов. Главная функция, которую выполняют углеводы в организме – снабжение энергией. В среднем на углеводы приходится от 50 до 70 % калорийности дневного рациона человека. Потребность же детей школьного возраста в углеводах оказывается гораздо выше – ежедневно с пищей дети должны получать их 400 г. В качестве источников углеводов используются хлебобулочные изделия, крупы, различные овощи, фрукты, а также сахара и кондитерские изделия.
Содержание углеводов в этих продуктах различается. Так, сахар – это чистый углевод, мед, в зависимости от происхождения, содержит 70–80 % углеводов, в гречневой крупе – 60 %, а в хлебе – 45 %.
Желательно, чтобы основная потребность в углеводах покрывалась за счет овощей и фруктов. Оптимальное количество, которых в суточном рационе ребенка составляет 500–600 г (из них картофеля не более 200-300 г), фруктов – не менее 150 г. При отсутствии свежих фруктов можно соответственно увеличить количество свежих овощей (морковь, капуста, редис, огурцы, огородная и дикорастущая зелень).
Учитель: Переходим к строению пищеварительной системы человека.
- Рассказ учителя о строении пищеварительной системы (таблица на доске и карточки на каждой парте, закрепление показом органов пищеварительной системы на модели торса человека).
- Обсуждение этапов процесса пищеварения (на экране последовательность этапов перепyтaна, учащиеся должны исправить неточности, используя материал учебника).
- Что такое балластные вещества и зачем они нужны для пищеварения, в каких продуктах питания их особенно много? (Учащиеся находят ответы в учебнике и отвечают, делают выводы).
- А теперь давайте попробуем вывести формулу правильного или рационального питания (совместное обсуждение и формулировка правил).
Роза Кузьминична: Врач из Цюриха, автор теории и пpaктики естественного питания, М.Бирхер-Беннер, сформулировал три основные правила питания, которые должен соблюдать каждый человек:
- есть медленно и тщательно пережевывать пищу;
- принимать пищу только три раза в течение суток;
- прекращать еду до наступления чувства полного насыщения.
Как вы думаете, ребята, можно ли внести какие-то поправки в эти правила? (Ребята рассуждают по этому поводу).
Учитель: Ребята, вы знаете, что большинство продуктов питания мы подвергаем кулинарной обработке. Что это такое и зачем она нужна, нам расскажет Алена.
Алена: Кулинарная обработка пищи необходима для того, чтобы ускорить и облегчить процесс пищеварения (электронная презентация).
7. Итоги.
Учитель: А теперь подошло время подвести итоги. Давайте вместе сделаем выводы к уроку.
Выводы:
- Пища – источник энергии и строительного материала в нашем организме.
- Пищеварение происходит в специализированных органах, где происходит не только механическая, но и химическая обработка пищи.
- Важно придерживаться принципов правильного питания, чтобы пища приносила больше пользы здоровью.
Домашнее задание: параграф 30, задание 126 в рабочей тетради. Творческое опережающее задание: учащиеся получают образец готового меню и на его основе составляю меню на один день для себя, учитывая домашний набор продуктов (это меню будет использоваться на последующих уроках, при изучении темы: «Рацион питания»).
Меню школьника (приложение 2).
Комментарии:
Программа "Здоровье школьника" направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей и педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья....
01 04 2025 0:23:10
Обучающийся самостоятельно или частично с помощью учителя выбирает темп работы, достигает конкретно поставленных целей с помощью предлагаемой ему индивидуальной карточки. Модуль изменяет форму общения учителя с учеником, позволяет самим учащимся сделать дифференцированный выбор домашнего задания....
31 03 2025 5:57:44
Урок расширяет и систематизирует знания учащихся о многообразии и происхождении культурных растений. На уроке учащиеся узнают, возможно ли введение в культуру новых растений....
30 03 2025 15:28:17
Представлен конспект урока ток-шоу по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"....
29 03 2025 9:50:29
В статье представлена программа развития экологической культуры младших школьников. Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать природные явления. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования экологического направления, а также учителям экологии и биологии.
...
28 03 2025 9:16:53
Данный урок проводится по УМК под редакцией В.В. Пасечника по биологическому образованию для основной школы.
Урок "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций" является обобщающим по теме "Пищеварение". Урок проводится в форме учебного занятия. На уроке используются дополнительные источники знаний: статьи, книги, рисунки.
...
27 03 2025 17:16:14
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
26 03 2025 20:38:48
В статье рассматривается роль собаки в жизни человека. В разные периоды времени собака сопровождала человека. В последнее время получила развитие канистерапия – лечение с помощью собак....
25 03 2025 23:51:33
Урок "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков" является первым уроком в разделе "Моллюски". Представители этого типа животных учащимся обычно малоизвестны, это вызывает затруднение при изучении данного материала, а подчас и отсутствие интереса. Проведение урока с использованием медиаресурса дает возможность получения более глубоких и устойчивых знаний на основе слухового и визуального восприятия при изучении материала, возможности его повторения, благодаря гиперссылкам, на этапе закрепления....
24 03 2025 18:43:16
Одной из задач изучения раздела биологии "Многообразие живых организмов" является воспитание убежденности в бережном отношении к окружающей природе. Эта задача является сквозной при изучении курса. Урок изучения нового материала. Форма проведения: устный журнал....
23 03 2025 16:55:58
Работа представляет собой полную разработку урока по теме «Что я знаю о живых организмах» по природоведению (5-й класс, учебник: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, программа под редакцией И.Н. Пономарёвой). Урок в форме игры «Копилка»....
22 03 2025 5:14:43
Если антиалкогольное воспитание как орудие педагогического воздействия призвано формировать у детей с раннего возраста отрицательное отношение к алкогольным традициям, то антиалкогольная пропаганда – необходимая, в основном иллюстративная, часть антиалкогольной ориентации. Наиболее действенными будут те уроки, на которых применяется не только словесный метод, но и проводятся опыты, делаются выводы вместе с учащимися....
21 03 2025 22:20:23
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
20 03 2025 4:25:28
Программа рассчитана на учащихся девятых классов. Она актуальна для детей, ориентирующихся на естественно-научный профиль обучения. Этот курс предполагает получение школьниками теоретических знаний, самостоятельную работу школьников, игровое задание, анкетирование и тестирование. Составлена как дополнение к курсу биологии....
19 03 2025 11:22:41
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по теме. Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 8-го класса Драгомилова А.Г., Маша Р.Д. "Биология: человек"....
18 03 2025 20:34:22
Назначение пpaктики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней.
...
17 03 2025 13:15:53
Программа не заменяет, а лишь дополняет фактический материал в более сжатой форме, делая определенный акцент на изучении общебиологических закономерностей и человека как биологического объекта. Пpaктическое использование современных педагогических тестов дает учащимся возможность объективно оценивать уровень своих знаний. ...
16 03 2025 15:17:50
Представлена система уроков по учебнику Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. Биология. Общие закономерности. 9-й класс. Используется одна презентация на все уроки. Имеются гиперссылки на схемы, таблицы, флэш-анимации. Урок сопровождается системой контроля знаний учащихся в виде интеpaктивных тестов. Приводится полный конспект вводного урока "Неорганические вещества, входящие в состав клетки".
...
15 03 2025 3:44:32

Использование информационных технологий предоставляет возможности для более качественного изучения и усвоения учебного материала, делает предмет не только познавательным, но и более интересным, современным по способам обработки информации и ее преподнесению....
14 03 2025 15:55:31
Предлагаются несколько вариантов заданий с ответами для проведения зачета по биологии по теме "Пищеварение".
...
13 03 2025 4:22:43
Плеврококк – это одноклеточная водоросль, относится к низшим растениям (тело не разделено на отдельные органы – нет листьев, корней, стeбля). Представитель отдела Зеленые водоросли, класса Хлорофициевые....
12 03 2025 20:41:50
В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....
11 03 2025 11:48:57
Интегрированный урок-конкурс в 5-м классе. Ученики по разделу «Физкультура» совершенствуют технику ведения мяча, развивают координационные способности. По разделу «Природоведение» дети углубляют знания о телах живой и неживой природы....
10 03 2025 20:19:19
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
09 03 2025 19:40:41
Бинарный урок биологии и истории для 8-го класса имеет своей целью на примере деятельности выдающихся ученых XIX века показать их самоотверженность и целеустремленность в становлении и развитии целого ряда наук и научных направлений, а также проследить взаимосвязь истории и биологии. Данная форма очень уместна при проведении предметных недель по биологии и истории....
08 03 2025 20:14:52
Как развить речь детей с нарушениями интеллекта? Как пополнить их словарный запас? Как научить их правильно и грамотно излагать свои мысли? На эти и другие вопросы ответит эта статья. Занимательные задания и игры помогут ребятам понять насколько богат русский язык, расширить кругозор, научиться думать и делать выводы....
07 03 2025 13:58:40

Биологический турнир для учащихся 7-х классов разработан по программе И.Н. Пономаревой. Мероприятие можно проводить в качестве обобщающего урока после изучения класса млекопитающих либо в качестве внеклассного мероприятия по предмету в предметную неделю....
06 03 2025 14:52:25
Урок немецкого языка в 11-м по теме:"Культура и музыка" рассчитан на закрепление речевого материала и развитие коммуникативных возможностей учащихся. На уроке используются различные виды деятельности: информационно-поисковое чтение, текст, диалогическая речь....
05 03 2025 12:14:56
Экскурсия поможет учителям биологии и экологии, воспитателям, классным руководителям воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, сообщить дополнительные сведения о древнейших группах наземных позвоночных животных....
04 03 2025 21:16:59
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
03 03 2025 14:59:17
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
02 03 2025 3:11:41
В ходе урока проверяются знания учащихся о строении трубчатых костей, устанавливается связь макро- и микроскопического строения; изучаются отделы скелета человека; выявляются различия строения скелета обезьяны и человека, связанные с прямохождением; раскрывается взаимосвязь строения и функций осевого скелета.
...
01 03 2025 21:19:39
Цель урока: научить применять теоретические знания на пpaктике; побудить интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности; изучение основных методов, применяемых в биологии, знакомство с приборами и инструментами, которые используются при биологических исследованиях; расширить представление учащихся о методах изучения природы....
28 02 2025 9:48:32
Оплодотворенные самки активно выползают (обычно, когда человек спит) из заднепроходного отверстия, ползают вокруг него и откладывают около 12 тыс. яиц....
27 02 2025 9:31:29
Автор статьи раскрывает возможные направления формирования личного опыта учащихся в сельской школе. Особую роль для профессионального самоопределения отводит проектной деятельности. В приложении наглядно представлены формы организации школьных проектов с участием ребят, планирующих связать свою будущую профессиональную деятельность с биологией и экологией.
...
26 02 2025 14:13:32
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
25 02 2025 0:58:28
Метод проектов при изучении данной темы позволяет, опираясь на имеющиеся у учащихся знания, проследить возникновение и развитие эволюционных представлений, становление систематики, т.е. изучить историю биологии дедуктивно, выполняя пpaктические задания, оформляя свою работу в виде презентации и докладов....
24 02 2025 13:54:39
Обобщающий урок по теме «Цитология» с целью систематизировать знания учащихся о составе, строении клеток, процессах метаболизма различных видов; дать независимую комплексную оценку знаний по теме; подготовить учащихся к ЕГЭ....
23 02 2025 1:43:56
Цели урока: выяснить, какие законы в РФ регламентируют охрану животного мира; дать понятие о мониторинге и о методах его осуществления.
...
22 02 2025 8:25:24
Учитель вводит в урок пpaктические действия анализирующего хаpaктера. Пpaктическая работа активизирует и направляет внимание и деятельность детей на активный поиск частей цветка. И после проверки знаний выясняется, что у учащихся имеются четкие представления о строении цветка.
...
21 02 2025 13:49:18
Урок знакомит учащихся с основными путями выделения продуктов обмена в организме человека, показывает особенности строения органов выделения, особенности строения почек, регуляцию мочеиспускания. Формирует представление о заболеваниях мочевыделительной системы, их причинах и основах профилактики. Показывает роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом....
20 02 2025 22:10:18
Особенность урока и презентации в том, что в качестве дополнительных источников информации (наглядности, содержания) используются не только учебные пособия, но и дополнительные Интернет-ресурсы....
19 02 2025 10:47:15
Учитывая психологические особенности детей, формированию познавательной активности способствует использование на занятиях наглядных методов обучения, т.к. они вызывают интерес, дают возможность использования разных видов деятельности, развивают психологические процессы ребенка.
Наглядно-дидактические пособия являются важным средством формирования у детей разнообразных представлений о природе. Они дополняют наблюдения за природой, расширяют круг явлений, которые доступны познанию детей, помогают научить активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету....
18 02 2025 11:24:26
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
17 02 2025 10:56:16
Данный урок биологии является обобщающим при изучении органов и систем органов животных. До того момента, когда учащиеся начнут изучать все системы органов более подробно, они должны себе чётко представлять, что является органом и системой. На этом уроке ребята не только вспоминают название систем органов, но и называют органы, представляющие каждую систему у разных групп организмов....
16 02 2025 5:39:37
Эпителиальная ткань, или эпителий, покрывает тело снаружи, выстилает полости тела и внутренних органов, а также образует большинство желез. Разновидности эпителия имеют значительные варианты строения, что зависит от происхождения (эпителиальная ткань развивается из всех трех зародышевых листков) эпителия и его функций....
15 02 2025 20:18:58
Нетрадиционные формы уроков. Развитие творческих способностей учителя и учащихся, деловое сотрудничество....
14 02 2025 6:32:19
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интеpaктивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. Статья представляет собой обобщение опыта по экспериментальному внедрению информационных технологий в учебно-воспитательный процесс на уроках биологии.
...
13 02 2025 3:37:27
Изучение новой темы проходит в форме путешествия. Эффективность урока повышается за счёт применения информационно-коммуникативной и проектной технологий.
...
12 02 2025 6:54:40
Данный урок является одним из вариантов уроков с применением компьютерных технологий. Применяя на уроках компьютерную технику, а также разнообразные формы, методы и педагогические техники, можно повысить плотность урока, интенсифицировать его, сделать урок интересным и содержательным. Урок с использованием компьютера вызывает у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала. Резко повышается активность учащихся на уроке, они включаются в процесс мышления и обучения....
11 02 2025 8:34:21
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::