Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Питание и пищеварение"
Задачи урока:
- Раскрыть значение пищеварения, пластическую и энергетическую функцию пищи.
- Дать представление об органах пищеварения человека.
- Показывая различие между понятиями «продукты питания» и «питательные вещества», расширить знания учащихся об основных группах питательных веществ и сопоставить содержание питательных веществ в используемых продуктах питания.
- Формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательного условия сохранения здоровья.
- Выяснить роль кулинарной обработки пищи.
- Продолжить формирование умения самостоятельно работать с информационными источниками (газетами, книгами, журналами).
Оборудование: модель торса человека, таблица «Строение пищеварительной системы человека», карточки на каждый стол (дубликаты таблицы), упаковки от различных пищевых продуктов на каждый стол, образцы меню для каждого ученика, электронные презентации учащихся: «Роль питательных веществ для организма человека», «Значение кулинарной обработки пищи», «Этапы процесса пищеварения».
Презентация к уроку. Приложение 1
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята! С сегодняшнего урока мы начинаем подробно изучать тему «Пищеварение». Сегодня урок мне поможет провести фельдшер нашего Центра Здоровья, Роза Кузьминична.
Роза Кузьминична: Ребята! Многое предстоит решить и узнать на уроке. А теперь попробуйте объяснить мне, что означает выражение: «Как полопаешь, так и потопаешь». (Ребята отвечают, делают выводы).
2. Актуализация знаний.
Учитель: Давайте вспомним, что вы изучали раньше.
Какие питательные вещества вам известны? Какова их роль в нашем организме?
Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества. Белки – строительный материал организма; углеводы и жиры – источник энергии; витамины и минеральные вещества – способствуют росту, помогают быть сильным и здоровым.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Ребята, давайте вместе дадим определение процесса пищеварения.
Объясните выражение: «Пища – источник энергии и строительного материала».
4. Лабораторная работа: «Изучение состава пищевых продуктов».
Роза Кузьминична: Сегодня на урок я вам принесла упаковки от разных продуктов питания. Ваша задача – изучить информацию на упаковках, проанализировать ее и сделать выводы о составе различных продуктов питания (на работу отводится определенное время, после изучения информации, ребята, под руководством Розы Кузьминичны, анализируют полученные результаты и делают выводы).
Выводы к лабораторной работе:
- разные продукты питания содержат разные питательные вещества;
- в составе разных продуктов содержание питательных веществ неодинаково;
- продукты питания – это то, что мы употрeбляем в пищу, а питательную ценность их определяют питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества.
5. Релаксационная пауза.
6. Продолжение изучения материала.
Роза Кузьминична: А теперь внимание на экран. Ребята, вы уже знакомы с понятием «пищевая тарелка». На основе этого попробуем выяснить, чем отличается питание людей разного возраста (на экране диаграммы – «пищевая тарелка» ребенка 10–11 лет, подростка 13–15 лет и взрослого человека; анализ содержания диаграмм).
Выводы: Состав «пищевой тарелки» у людей разного возраста различен.
Роза Кузьминична: Итак, самое время послушать сообщения ребят, которые получили специальные задания и подготовили для вас интересную информацию.
Даша: Любой продукт состоит из разных компонентов. Я вам расскажу о роли белков в организме. Белки в человеческом организме выполняют целый ряд важнейших задач. С ними связаны основные проявления жизни – обмен веществ, сокращение мышц, способность к росту и размножению, раздражимость нервов, а значит, и все высшие функции – мышление, память, иммунные функции – защита от болезнетворных организмов.
Различают животную и растительную белковую пищу. Так как мы по биологической классификации относимся к животным, то и животные белки в нашем организме расщепляются быстрее. Например, степень усвоения куриного белка составляет почти 100 %. Для того, чтобы школьник получал необходимое количество белка, его суточный рацион должен содержать 500–600 мл молока (в том числе, любого кисломолочного напитка), 50–60 г творога, 10–15 г сыра, 150–200 г мяса (в том числе, птицы и субпродуктов), примерно 50 г рыбы, 1 яйцо.
Петя: Я вам расскажу о роли жиров в нашем организме. Жиры в организме исполняют роль не только энергетического резерва, но и входят в состав структурных частей всех органов и тканей. Принято считать, что на жиры должно приходиться 30 % общей калорийности пищи. Детям младшего школьного возраста необходимо ежедневно 70–80 г жиров, при этом растительные жиры должны составлять не менее 20 %. В состав жиров входят насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Жиры с большим содержанием ненасыщенных жирных кислот – это растительные масла. В животных жирах содержится больше насыщенных жирных кислот. Помимо жирных кислот, в жирах пищи содержатся жирорастворимые витамины. Среди них витамин А, необходимый для нормального зрения, витамин Д, противодействующий развитию рахита, витамин Е. Витамины А и Д в больших количествах содержатся в жире печени рыб и морских животных, витамина Е больше в растительных маслах. Для того, чтобы удовлетворить суточную потребность в жирах, в ежедневный рацион школьника должно входить от 25 до 40 г сливочного масла, 15–20 г растительного масла и 15–20 г сметаны или сливок.
Ренат: А мне предстоит ознакомить вас с ролью углеводов. Главная функция, которую выполняют углеводы в организме – снабжение энергией. В среднем на углеводы приходится от 50 до 70 % калорийности дневного рациона человека. Потребность же детей школьного возраста в углеводах оказывается гораздо выше – ежедневно с пищей дети должны получать их 400 г. В качестве источников углеводов используются хлебобулочные изделия, крупы, различные овощи, фрукты, а также сахара и кондитерские изделия.
Содержание углеводов в этих продуктах различается. Так, сахар – это чистый углевод, мед, в зависимости от происхождения, содержит 70–80 % углеводов, в гречневой крупе – 60 %, а в хлебе – 45 %.
Желательно, чтобы основная потребность в углеводах покрывалась за счет овощей и фруктов. Оптимальное количество, которых в суточном рационе ребенка составляет 500–600 г (из них картофеля не более 200-300 г), фруктов – не менее 150 г. При отсутствии свежих фруктов можно соответственно увеличить количество свежих овощей (морковь, капуста, редис, огурцы, огородная и дикорастущая зелень).
Учитель: Переходим к строению пищеварительной системы человека.
- Рассказ учителя о строении пищеварительной системы (таблица на доске и карточки на каждой парте, закрепление показом органов пищеварительной системы на модели торса человека).
- Обсуждение этапов процесса пищеварения (на экране последовательность этапов перепyтaна, учащиеся должны исправить неточности, используя материал учебника).
- Что такое балластные вещества и зачем они нужны для пищеварения, в каких продуктах питания их особенно много? (Учащиеся находят ответы в учебнике и отвечают, делают выводы).
- А теперь давайте попробуем вывести формулу правильного или рационального питания (совместное обсуждение и формулировка правил).
Роза Кузьминична: Врач из Цюриха, автор теории и пpaктики естественного питания, М.Бирхер-Беннер, сформулировал три основные правила питания, которые должен соблюдать каждый человек:
- есть медленно и тщательно пережевывать пищу;
- принимать пищу только три раза в течение суток;
- прекращать еду до наступления чувства полного насыщения.
Как вы думаете, ребята, можно ли внести какие-то поправки в эти правила? (Ребята рассуждают по этому поводу).
Учитель: Ребята, вы знаете, что большинство продуктов питания мы подвергаем кулинарной обработке. Что это такое и зачем она нужна, нам расскажет Алена.
Алена: Кулинарная обработка пищи необходима для того, чтобы ускорить и облегчить процесс пищеварения (электронная презентация).
7. Итоги.
Учитель: А теперь подошло время подвести итоги. Давайте вместе сделаем выводы к уроку.
Выводы:
- Пища – источник энергии и строительного материала в нашем организме.
- Пищеварение происходит в специализированных органах, где происходит не только механическая, но и химическая обработка пищи.
- Важно придерживаться принципов правильного питания, чтобы пища приносила больше пользы здоровью.
Домашнее задание: параграф 30, задание 126 в рабочей тетради. Творческое опережающее задание: учащиеся получают образец готового меню и на его основе составляю меню на один день для себя, учитывая домашний набор продуктов (это меню будет использоваться на последующих уроках, при изучении темы: «Рацион питания»).
Меню школьника (приложение 2).
Комментарии:
Сегодня подготовка школьника к жизни предполагает не столько вооружение его необходимыми знаниями, сколько способами овладения ими. В работе описываются используемые автором технологии и приемы развития интеллектуальных способностей на уроках биологии....
30 06 2025 13:48:27
Моделируя в ходе работы возможный фенотип своего будущего ребенка, учащиеся становятся на уровень научного прогнозирования собственной жизни. Необычный способ оформления результатов – в виде детского портрета – провоцирует творческое воображение, предполагает использование учащимся элементов художественного творчества. Цель работы: повторение и закрепление основных генетических закономерностей; развитие интереса к пpaктическому применению генетики....
29 06 2025 18:33:36
Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через ЗОЖ....
28 06 2025 23:25:46
Биологическая игра для учащихся 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников о значении и содержании Красной книги Красноярского края, глубже познакомиться с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу.
...
27 06 2025 9:59:40
Муравьи принадлежат к общественным насекомым. Они живут в муравейниках, представляющих собой куполообразные гнезда. В одном крупном муравейнике обитает несколько миллионов муравьев....
26 06 2025 21:21:31
Представленный урок посвящён изучению разных способов вегетативного размножения цветковых растений. На всех этапах урока активно используются информационно-коммуникационные технологии. У учащихся отpaбатываются умения выполнять тестовые задания, готовить сообщение с презентацией, применять полученные знания на пpaктике, осуществляя вегетативное размножение комнатных растений. Разнообразие форм и методов работы на уроке способствует повышению эффективности процесса обучения....
25 06 2025 23:40:28
Слизистая оболочка содержит множество мелких слюнных желез. В нее открываются протоки трех пар крупных слюнных желез: околоушных, подчелюстных, подъязычных....
24 06 2025 10:27:13
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
23 06 2025 14:50:52
Интегрированный урок биологии и МХК.
Что такое красота? Какова её роль в жизни живых организмов? Субъективна она или существует вне нашего сознания? Что понимаем мы под красотой человеческого тела? Эти вопросы поставлены перед учащимися на занятии. В ходе урока - две позиции: красота субъективна, считает учитель литературы, приглашая в путешествие по времени, в ходе которого предлагаются различные точки зрения на красоту человека; красота объективна, считает учитель биологии, так как в основе её – гармоничность и целесообразность. Учащимся даётся право принять любую из позиций, аргументируя свой выбор.
...
22 06 2025 23:32:55
На данном уроке проводится исследовательская работы по определению соответствия условий школьного кабинета СанПиН: определение цветовой гаммы кабинета, его озеленение, вентиляционный режим, коэффициент аэрации, освещенность, а также объем и площадь на одного ученика. Это позволяет показать важность учебных теоретических знаний для жизни, помогает объединить знания из нескольких учебных дисциплин....
21 06 2025 11:51:30
В ходе урока раскрывается сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние); их результаты для жизни видов. Дается определение и раскрывается сущность основных понятий: «комменсализм», «мутуализм», «симбиоз», «аменсализм», «протокооперация»....
20 06 2025 14:13:37
Представлен конспект урока окружающего мира по теме: "Эпоха открытий и потрясений. Невидимый мир" (по система Л.В. Занкова), в 4-м классе. Этот урок-поиск по окружающему миру - находка для тех, кто любит отыскивать ключ к разгадке. Урок поможет узнать, как развивалось человечество, какой ценой добывались знания, позволит заглянуть в невидимый мир микробов. Урок развивающего обучения формирует умение планировать и анализировать свою работу, развивать критическое и логическое мышление, речь, память, воображение. Урок проводится в форме групповой работы юных исследователей....
19 06 2025 23:48:58
Внеклассное мероприятие применение игровые технологии. Игра состоит из семи этапов: представление комaнд, реши задачу, шифровка, кто больше, ты мне – я тебе, аукцион, кроссворд. В игре участвуют две комaнды семиклассников, увлекающиеся изучением биологии. В статье прописана деятельность учителя и учащихся, содержание этапов мероприятия. Материал можно использовать на уроке обобщения знаний по биологии в 7-м классе....
18 06 2025 12:24:12
Полиплоидия – это увеличение количества хромосомных наборов в клетках растений или животных, которое кратно одинарному числу хромосом....
17 06 2025 14:41:32
Интеграция тем: «Генеалогический метод анализа и составление родословной» и «MS WORD. Вставка и форматирование графических изображений» дает возможность использовать приобретенные студентами знания и методику составления родословной во встроенном графическом редакторе офисных программ семейства MS Office....
16 06 2025 23:20:25
Урок проводится в 11-м классе с использованием компьютерных технологий. Класс заранее получает задания, разбивается на творческие группы. Каждая группа готовит свою компьютерную презентацию и затем защищает её. В конце урока проходит обсуждение с классом проблемных ситуаций, и предлагаются их решения. В завершение, проводится письменное тестирование по 2-м вариантам....
15 06 2025 4:45:30
Методы и приемы на уроке подбирались исходя из содержания материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Обучение строилось как процесс общения. Урок проведен в рамках технологии "Критическое мышление", одной из основных целей которой является научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, передавать информацию....
14 06 2025 11:36:39
Название дано растениям за игловидные (чешуевидные) листья — хвою, расположенную на укороченных побегах поодиночке или собранную в пучки....
13 06 2025 5:49:32
Автор рассматривает личностно ориентированное построение процесса обучения как средство развития творческих способностей учащихся на уроках биологии в массовой школе. В этой связи особое место и роль в работе отводится формированию познавательных и мыслительных действий, а также самостоятельности в проявлении творческих способностей.
...
12 06 2025 1:54:21
Растительный мир Земного шара богат и многообразен, насчитывает более 500тыс. видов. Среди них встречаются мельчайшие микроорганизмы и гигантских размеров деревья. Некоторые виды тропических лиан и морских водорослей достигают 100 и более метров в длину....
11 06 2025 9:11:12
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
10 06 2025 0:31:39
Основными методами работы на уроке для достижения поставленной цели были выбраны: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод стимулирования интереса к учению, метод письменного контроля (работа по карточкам) и лабораторно-пpaктического контроля (машинный контроль), метод проектной деятельности (создание учащимися презентации)....
09 06 2025 19:52:20
Основная организационная единица при концентрированном обучении – учебный блок. Суть его в том, что учащийся непрерывно, в течение относительно продолжительного времени изучает материал одного-двух предметов. В статье приведена разработка блока, состоящего из урока-лекции, урока-самопогружения, урока-пpaктикума, урока-зачета.
...
08 06 2025 12:42:46
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
07 06 2025 9:51:17
Ламарк называл два основных фактора эволюции: внутреннее стремление организмов к усложнению организации и активное влияние среды....
06 06 2025 5:27:52
Мы смогли вскрыть некоторые причины нарушения осанки, дать определённые рекомендации, обратить внимание учащихся, учителей и родителей на формирование здорового человека. Наши рекомендации могут предотвратить развитие заболеваний опopно-двигательной системы при переносе школьно-письменных принадлежностей. ...
05 06 2025 15:42:18
Целью работы автора является повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии, интереса к предмету и эффективности обучения. Данная цель предполагает реализацию следующих задач: содействовать развитию познавательного интереса, повысить мотивацию к учению, развивать творческие способности, создать комфортные условия для обучения, использовать возможности готовых ЭОР на уроке и вне его, создавать и применять собственные ЦОР направленные на удовлетворение потребностей учеников....
04 06 2025 20:42:37
Представлены вопросы к зачетному уроку по теме "Размножение человека"....
03 06 2025 3:36:58
Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....
02 06 2025 14:33:31
Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи.
Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....
01 06 2025 17:12:45
На уроке учащиеся формируют понятия о развитии корня, типах корневых систем, особенностях их строения и образования.
...
31 05 2025 19:20:46
Данный урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить соответствие строения белков и пептидов и их функции. На уроке используются таблицы, плакаты, опopные конспекты для учащихся, а также химическое оборудование для опытов....
30 05 2025 0:33:47
Использование ИКТ делает урок современным, научным и содержательным. Предлагается опыт использования УМК авторов В.Б.Захарова Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов.7 класс». В основе урока – интеpaктивная и самостоятельно-поисковая деятельность учащихся.
...
29 05 2025 18:16:30
Методика предполагает интеграцию биологии и математики, реализацию системно-деятельностного и проблемного подходов с целью повышения мотивации и результатов учебной деятельности учащихся 5-го класса....
28 05 2025 9:13:56
Каждый человек сталкивается с необходимостью использовать элементарные школьные знания. Но держать их все в голове невозможно, со временем навыки и информация забываются. Компетентностный подход в образовании позволит решить эту проблему. Выбирать нужную информацию из предложенного, делать правильные выводы – вот в чем сущность компетентностного подхода....
27 05 2025 8:15:35
Урок экологии в 6-м классе. Цель урока: побудить школьников к размышлению об экологическом и
личностном смысле сохранения культурного и биологического разнообразия страны, региона, своей местности; необходимости для этого совместных усилий людей разных национальностей, поколений, религий, их желания и умения договариваться о сотрудничестве в решении общих экологических проблем....
26 05 2025 10:14:51
Авторская программа предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое образование. Предмет является важным фактором в плане формирования "новообразования" у подрастающего поколения – ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья....
25 05 2025 15:52:16
Формируя нравственную культуру учащихся и создавая системы ценностей ребенка, нужно помнить, что он – члeн социума. Ещё В.А. Сухомлинский обращал внимание на то, что дети, лишенные родительского общения, не только вырастают жестокими, но и теряют «иммунитет» жить в семье. Наша задача – сохранить или даже создать этот «иммунитет», показать роль семьи в современном обществе и в жизни каждого человека.
...
24 05 2025 18:13:46
Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....
23 05 2025 15:59:10
Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе. Нет придела человеческому любопытству и научным изысканиям, следовательно, можно разработать для учащихся огромное количество проектов, которые будут для них познавательны и интересны....
22 05 2025 15:15:10
Урок для 5-го класса по естествознанию на основе интеpaктивного обучения, при котором учащиеся активно включаются в поиск нового знания через различные виды деятельности....
21 05 2025 10:14:55
Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....
20 05 2025 23:41:47
Степень познавательной активности школьников зависит от степени воспитанности, любознательности, сознательности, волевых усилий, но если у ученика этих качеств нет, то их формирование входит в профессиональную функцию учителя. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, показателем его педагогического мастерства. Уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке можно организовать на всех его этапах: при изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН....
19 05 2025 5:50:48
Концентрическая система преподавания биологии предполагает получение основ знаний по "Общей биологии" ещё в 9-м классе. В 10–11-м классе ребята выходят на "новый виток", изучают общую биологию снова, что позволяет использовать не столько образовательный, сколько развивающий и воспитательный аспект содержания предмета....
18 05 2025 20:53:29
Урок биологии рассчитан на самостоятельное изучение материала, при использовании карточки-модуля. Однако, все темы, связанные с изучение эволюционных процессов, сложны для восприятия обучающихся. Роль учителя состоит в осуществлении и направлении процесса работы на уроке....
17 05 2025 0:18:32
В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией.
Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. На уроках у учащихся формируются навыки самостоятельной работы с источниками; умения сравнивать факты, оценки; обсуждаются проблемные вопросы, развивается критическое мышление.
...
16 05 2025 8:14:31
Цели урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия о железах внутренней секреции и внешней секреции, гормонах, их свойствах и значении в жизнедеятельности организма; определить роль гормонов щитовидной, пoлoвых, поджелудочной желез, гипофиза и надпочечников в гумopaльной регуляции; показать значение знаний о гормонах для медицины....
15 05 2025 17:33:37
В последнее время наблюдается снижение интереса к изучению большинства школьных предметов. Привить интерес к сложному предмету можно только через игру. Занимательные мероприятия способствуют обогащению ученика новыми знаниями, расширению кругозора....
14 05 2025 16:21:28
Представлен конспект урока биологии в 8-м классе. Применение новых информационных технологий позволяет включать в работу разные сенсорные системы учащихся, для аудиалов будет интересным звуковое сопровождение видеофрагментов и флэш-клипов; для визуалов - крупные качественные цветные иллюстрации (вместо старых и тусклых таблиц на бумажной основе); полем деятельности для кинестетиков являются все возможные интеpaктивные средства флэш-клипов и, безусловно, возможности смарт-доски....
13 05 2025 21:10:36
Обобщающий урок по теме «Цитология» с целью систематизировать знания учащихся о составе, строении клеток, процессах метаболизма различных видов; дать независимую комплексную оценку знаний по теме; подготовить учащихся к ЕГЭ....
12 05 2025 0:56:28
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::