Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений"


    Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений"

Цель урока: закрепить и обобщить материал темы «Основные процессы жизнедеятельности растений»; проконтролировать уровень учебных компетенций учащихся с помощью КИМ.

Задачи урока:

  • систематизировать знания учащихся об основных процессах жизнедеятельности растения;
  • обобщить знания о питании, дыхании, об испарении воды растением;
  • углубить понятие «индивидуальное развитие растения»;
  • закрепить знания о размножении, росте и развитии растений;
  • дать учащимся представление о формах приспособления растений к различным условиям окружающей среды, о влиянии факторов внешней среды на роль и развитие растений;
  • формироватькомпетенции: объяснять биологическую роль обмена веществ у растений, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;
  • выявить уровень сформированности компетенций выделять существенные признаки, свойства явлений, применять знания на пpaктике.

Оборудование: динамическая модель «Растение и его жизнедеятельность».

Планируемые результаты: учащиеся должны называть общие признаки живого организма, приспособленности растений к среде обитания; хаpaктеризовать строение и жизнедеятельность растительного организма, обмен веществ и превращение энергии, размножение, рост и развитие растительного организма, экологические факторы; обосновывать взаимосвязь организма и среды как основу целостности организма; владеть умениями выполнения заданий разной степени сложности, используемыми в КИМ, сравнивать и обобщать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения.

Ключевые слова и понятия урока: признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение, развитие, раздражимость, cмepть; обмен веществ и энергией между организмом и средой; взаимосвязь между органами растения; экологические факторы среды.

Личностная значимость изучаемого для школьника: организм – это открытая саморегулирующаяся система.

Методы обучения: частично поисковый, проблемный.

Формы организации учебной деятельности: контрольно-обобщающий урок, игра.

Приемы деятельности учителя: организация повторения и обобщения знаний, тестирования.

Организация деятельности учащихся: хаpaктеризуют живое, дают определение понятий, принимают участие в составлении динамической модели «Жизнедеятельность растения», делают выводы, работают с инструкцией и картой-заданием КИМ.

Развитие компетенций учащихся: привлекать имеющиеся знания, работать в заданном темпе, использовать имеющиеся знания, делать выводы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1-2 мин.)

II. Закрепление и обобщение материала темы (25 мин.)

Учитель: мы с вами в течение полугода изучали растения, рассматривали внешнее и внутреннее строение цветковых растений, неоднократно говорили о том, что растения, как грибы и животные, являются живыми организмами. Вспомните, какими признаками обладают все живые организмы?

Ответ учеников: все живые организмы обладают следующими свойствами: дыхание (поглощение и выделение газов), питание (поглощение различных веществ, усвоение и их перестройка в вещества своего тела), размножение (воспроизведение себе подобных), рост (увеличение массы и размеров организма), развитие (качественные изменения организма), раздражимость (реакция на изменение окружающей среды), cмepть.

Учитель: итак, мы с вами пришли к выводу, что растение является живым организмом, так как обладает всеми признаками, хаpaктерными для живых организмов. Но какова взаимосвязь между процессами, протекающими внутри живого организма?

Учащиеся пытаются дать ответ на данный вопрос, учитель помогает и подводит итог.

Учитель: Между организмом и средой происходит обмен веществами и энергией. Как происходит дыхание и какие вещества поглощает и выделяет растение в окружающую среду?

Ученики: в процессе дыхания растение поглощает углекислый газ и выделяет кислород.

Учитель: вот перед нами растение картофеля. Используя динамические стрелки с указанием веществ, покажите как осуществляется дыхание.

Ученик: выходит к магнитной доске, где расположен плакат с изображением растения картофеля и выбирает со стола стрелки с указанием нужных веществ и подставляет их на схему.

Учитель: как происходит фотосинтез?

Учащиеся: углекислый газ необходим растению для создания (синтеза) органических веществ, которые оно потом использует на строительство клеток своего организма в период роста или запасает для дальнейшего использования в период цветения и плодоношения.

Учитель: процесс фотосинтеза происходит с поглощением энергии. Откуда берется эта энергия?

Ученик: для протекания этих процессов необходима энергия солнечного света. Одновременно с процессом синтеза органических веществ идет и распад сложных веществ до более простых, при этом происходит выделение энергии, которую растение использует на обеспечение различных процессов жизнедеятельности.

Учитель: вот перед нами растение картофеля. Используя динамические стрелки с указанием веществ, покажите как осуществляется фотосинтез.

Ученик: выходит к доске, где расположен плакат с изображением растения картофеля и выбирает со стола стрелки с указанием нужных веществ и подставляет их на схему.

Учитель: при сжигании дров в костре или печке сложные вещества окисляются и распадаются до более простых. Этот процесс идет с выделением энергии, которую мы можем ощущать в виде тепла. Таким образом, энергия солнца, накопленная растением при жизни и «законсервированная» в тканях растения, возвращается в виде тепловой энергии. Различные превращения веществ в живых клетках: поглощение, синтез, выделение – составляют обмен веществ. Это один из признаков живого. У нас на доске получилась динамическая модель, демонстрирующая механизмы обмена веществ в растении. Cмepть живого организма заканчивается со способностью к обмену веществ. Обмен веществ тесно связан с различными энергетическими процессами. Энергия поглощается растением, концентрируется или расходуется. Эти процессы составляют энергетический обмен организма со средой.
Как вы знаете, все органы растений между собой тесно взаимосвязаны. Какова функция корней растения?

Ученик: корни получают из почвы минеральные вещества и воду, необходимые для жизнедеятельности растений.

Учитель: а каковы функции надземной, зеленой части растения?

Ученик: окрашенные в зеленый цвет органы растения содержат особый пигмент – хлорофилл, обеспечивающий протекание процесса фотосинтеза.

Учитель: вещества, образовавшиеся в каком-либо органе растения, чаще всего не откладываются здесь же, а перемещаются в другие органы растения. Приведите примеры таких перемещений веществ и укажите их на схеме. Запасенные питательные вещества растение тратит на рост и развитие потомства. Для растений в отличие от животных хаpaктерен постоянный рост на протяжении всей жизни. Подумайте, откуда происходит название растения? За счет чего происходит рост растения?

Ученик: рост различных растительных органов происходит за счет деления и растяжения клеток.

Учитель: но для такой слаженной работы всех точек роста необходимо какое-то управление ими. Учеными были обнаружены особые вещества, регулирующие слаженность всех ростовых процессов. Они получили название «гормоны роста», выpaбатываются различными клетками образовательной ткани и передвигаются по растению, регулируя рост отдельных участков растения. Что такое развитие?

Ученик: это качественные изменения, происходящие в растении.

Учитель: какие же периоды выделяют в онтогенезе?

Ученик: зародышевый период, период молодости, период зрелости, период старости и cмepти.

Учитель: найдите и исправьте биологические ошибки в тексте. Рассказ с ошибками раздается в печатном виде каждому из учеников [2].

Ученикам дается 3-4 минуты, чтобы его прочитать и исправить все ошибки. Затем происходит устная проверка рассказа. Каждый из учеников читает по одному предложению из рассказа и говорит, есть ли в этом предложении ошибки. Если ошибки есть, он их называет и исправляет.

В жизни цветковых растений можно выделить несколько возрастных периодов. Обычно выделяют четыре возрастные периода, которые идут друг за другом в следующем порядке: период молодости, период зрелости, зародышевый период, период старости.
Зародышевый период растения начинается с момента образования цветков материнского организма и продолжается до момента образования семени растения.
В начале образуется зигота – оплодотворенная одним из cпepмиев центральная клетка. Зигота многократно делится, в результате чего образуется многоклеточный зародыш будущего растения – семязачаток.
В зародышевом периоде большинство растений проводит не более года. Если семена пролежали больше, то они становятся нежизнеспособными и погибают. Науке не известны случаи сохранения семян жизнеспособными в течение более длительного времени.
Период молодости – период от прорастания семени до момента образования семян на этом растении. Первое время проросток молодого растения питается за счет корневой системы материнского организма. Потом у него развивается своя корневая система. У однолетних растений период молодости длится дольше, чем у многолетних.
Период зрелости является исключительно вегетативным периодом в жизни растения. У многолетних растений этот период обычно самый короткий в жизни растения.
Период старости хаpaктеризуется активизацией всех жизненных процессов в организме растения. Растение начинает активно цвести и плодоносить, образовывать новые органы.

III. Контроль знаний учащихся по теме с использованием заданий – КИМ (15 мин.)

Учитель: вы получили карточки-задания, инструкции для выполнения работы и бланки ответов (Приложение 1). Внимательно прочитайте инструкцию к работе и задание. Выполняйте работу в бланке ответов аккуратно.

Список использованной литературы:

1. Демьянков Е.Н. Биология. Мир растений. Задачи. Дополнительные материалы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
2. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. 6 (7) класс. – М.: ВАКО, 2005.
3. Калинова Г.С. и др. Дидактические карточки. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. 6 кл. – М.: Изд. Школа-Пресс, 2001.
4. Калинова Г.С. и др. Единый государственный экзамен. Биология. Контрольные измерительные материалы. – М.: Просвещение, 2005.
5. Калинова Г.С. и др. Единый государственный экзамен. Биология. Контрольные измерительные материалы. – М.: Просвещение, 2006.
6. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Биология. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. – М.: Просвещение, 2006.
7. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. М.: Интеллект-Центр, 2004.
8. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. М.: Интеллект-Центр, 2005.



Комментарии:

Урок биологии по теме: "Химический состав и минеральное питание растений"


    Урок биологии по теме: "Химический состав и минеральное питание растений"

      Данный урок является первым в теме «Жизнь растений» курса биологии 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника «Биология: Бактерии. Грибы. Растения.» московского издательства «Дрофа»....

09 10 2025 8:59:55

Как превратить процесс обучения из принужденной тяжелой работы в свободное исследование мира


    Как превратить процесс обучения из принужденной тяжелой работы в свободное исследование мира

      С каждым годом для детей и взрослых растет число творческих конкурсов, турниров, олимпиад, на которых можно попробовать свои силы, заниматься исследовательской деятельностью, выбирать тему в интересующей отрасли знаний. В текущем тысячелетии целью человека и общества в целом должно стать осознанное цельное саморазвитие каждой личности....

08 10 2025 21:42:28

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы": "Птичий калейдоскоп"


    Обобщающий урок-игра по теме "Птицы": "Птичий калейдоскоп"

      Игровое направление все шире используется в образовании. Данный урок можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий по завершении темы «Птицы». Содержание урока позволяет углубить знания о птицах, активизировать познавательный интерес учащихся к природе и ее изучению. ...

07 10 2025 3:53:49

Урок "Смена биогеоценоза". 11-й класс


    Урок "Смена биогеоценоза". 11-й класс

      Тема предполагает углубление знаний о процессах сукцессии и её видах, даёт возможность с помощью компьютера представить процесс образования устойчивого биогеоценоза и осознать значение охраны окружающей среды. Урок способствует развитию логического мышления и творческого подхода к решению проблем. ...

06 10 2025 6:50:29

Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника


    Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника

      Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

05 10 2025 20:21:59

Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс


    Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс

      Урок позволяет сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса, сформировать умения правильно сравнивать различные направления и пути эволюции, иллюстрировать рассказ о них разнообразными примерами из мира растений и животных; систематизировать и обобщить знания о процессе и основных итогах исторического развития органического мира....

04 10 2025 22:57:55

Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный хаpaктер


    Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный хаpaктер

      Работа описывает урок, формирующий у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания. Развивается интерес как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течении урока. ...

03 10 2025 13:53:39

Отдел Моховидные. Общая хаpaктеристика и значение

Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....

02 10 2025 19:44:46

Значение дыхания: газообмен, теплорегуляция, органы выделения

Дыхание — это совокупность процессов, в результате которых происходит потрeбление организмом кислорода, его использование и выделение углекислого газа....

01 10 2025 11:42:16

Урок биологии в 7-м классе "Подцарство многоклеточные животные"


    Урок биологии в 7-м классе "Подцарство многоклеточные животные"

      Для принятия учащимися замысла урока используется систематизация учебного материала, которая выстраивает необходимость принятия нового материала, проводится эвристическая беседа. Учащиеся определяют тему урока, свой уровень знаний, цель урока и этапы ее достижения. ...

30 09 2025 21:41:38

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав

Это первый урок по теме – урок усвоения новых знаний, построенный в мультимедийной технологии. Новые понятия, изучаемые на уроке, проходят через слайдовую презентацию, которая способствует усвоению материала учащимися с разными ведущими каналами восприятия, разными доминирующими полушариями головного мозга. Лабораторная работа позволяет сделать учащимся самостоятельные выводы, которые сопоставляются с выводами учителя....

29 09 2025 7:14:13

Химическая организация клетки. 9-й класс


    Химическая организация клетки. 9-й класс

      На уроке показано многообразие химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессе жизнедеятельности. Формируются умения и навыки самостоятельной работы с учебником, с цифровыми источниками информации, умение выделять главное, формулировать выводы....

28 09 2025 16:51:27

Витамины. 8-й класс


    Витамины. 8-й класс

      Автор формирует знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Учитель знакомит со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....

27 09 2025 4:42:24

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"


    Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

      Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....

26 09 2025 8:36:47

Строение и жизнедеятельность бактерий


    Строение и жизнедеятельность бактерий

      На занятии у учащихся формируется представление о бактериях; сосредотачивается внимание на особенностях строения и жизнедеятельности бактерий....

25 09 2025 1:57:26

Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"


    Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

      Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

24 09 2025 14:37:30

Царство Грибы: общая хаpaктеристика, строение и размножение

Царство Грибы: общая хаpaктеристика, строение и размножение Грибы — гетеротрофные организмы, не имеющие хлорофилла. Они занимают промежуточное положение между животными и растениями....

23 09 2025 13:22:51

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

22 09 2025 23:45:55

Использование приема эвристической беседы на учебном занятии-лекции "Эволюция человека"

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....

21 09 2025 4:24:41

Школьный реферат как средство повышения эффективности эколого-биологического образования


    Школьный реферат как средство повышения эффективности эколого-биологического образования

      В течение нескольких лет в ОУ творческим коллективом учителей разpaбатывается методика приобщения учащихся к активному изучению проблем окружающей среды, направленная на реализацию принципа ЮНЕСКО "Мысли глобально, действуй локально". За это время сформировалась определённая система эколого-биологического воспитания учащихся. Одним из элементов этой системы является подготовка рефератов по эколого-биологической тематике учащимися. ...

20 09 2025 15:50:37

Урок по курсу "Природоведение", 5-й класс "Как размножаются животные?"

Урок знакомит учащихся с формами пoлoвoго и бесполого размножения животных. На уроке вводятся новые понятия: «раздельнополые организмы», «гермафродиты», «почкование». В ходе урока формируется представление о преимуществе пoлoвoго размножения....

19 09 2025 11:39:52

Модульный урок в профильном классе по теме "Гаметогенез"


    Модульный урок в профильном классе по теме "Гаметогенез"

      Задача урока – сформировать у учащихся систему основных понятий об этапах образовании пoлoвых клеток у животных и человека и организовать теоретическое исследование нового материала по изучению основных изменений, происходящих с клетками в различных зонах гонад, работая в парах....

18 09 2025 15:50:49

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

17 09 2025 10:16:22

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"


    Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

      Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

16 09 2025 11:19:19

Урок биологии в 6-м классе по теме "Водоросли"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Водоросли"

      Разработка урока по теме "Водоросли", ориентированный на учебник В.В. Пасечник. Этот урок является первым по теме. Цель данного урока – познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями, с их средой обитания; раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей и дать представление о способах их размножения....

15 09 2025 19:32:35

Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся


    Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся

      Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....

14 09 2025 4:29:59

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа


    Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

      Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

13 09 2025 8:40:35

Исследовательская работа: "Основные загрязнители биосферы"


    Исследовательская работа: "Основные загрязнители биосферы"

      Данная работа предусматривает исследование видов загрязнения, основных загрязнителей биосферы. Цель работы: формирование экологического мышления и основ экологической культуры человека....

12 09 2025 19:54:49

Тема урока: "Жизненные формы комнатных растений"


    Тема урока: "Жизненные формы комнатных растений"

      Целью моей работы было разработать систему жизненных форм комнатных растений. Среди комнатных растений можно выделить те же жизненные формы, что и у растений, окружающих нас в естественных условиях. Поэтому изучение понятия жизненной формы станет возможным на уроке на примере комнатных растений....

11 09 2025 9:24:48

Борьба за существование


    Борьба за существование

      Урок комплексного изучения материала призван раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы, изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции, познакомить с ее формами....

10 09 2025 16:12:27

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

09 09 2025 21:33:58

Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"


    Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"

      Комбинированный урок "Насекомые" направлен на формирование представлений о классе насекомых на основе повторения и сравнения с ранее изученными классами типа Члeнистоногие. При актуализации и систематизации использованы различные приемы: фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа, взаимопроверка, творческие работы, работа с биологическими терминами. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу, работая с инструктивными картами и дополнительным материалом. Большое внимание уделено терминологии и систематике. ...

08 09 2025 9:19:36

Технологическая карта урока биологии на тему "Лишайники"


    Технологическая карта урока биологии на тему "Лишайники"

      Цель урока: определить место лишайников в царстве растений....

07 09 2025 0:15:41

Урок "Экологические группы птиц"


    Урок "Экологические группы птиц"

      Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

06 09 2025 18:23:30

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые


    Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые

      Урок позволяет познакомить учащихся с классом Земноводных, их многообразием, значением в природе и необходимостью охраны. В ходе урока учащиеся выполняют тестовые задания. При изучении нового материала используются методы беседы, самостоятельной работы, работы с таблицами и картами, иллюстрациями, работа с учебником....

05 09 2025 13:54:14

Урок-лекция по теме "Биотехнология". 11-й класс


    Урок-лекция по теме "Биотехнология". 11-й класс

      Цель урока: сформировать у учащихся знания о биотехнологии, ее основных направлениях: генной, хромосомной и клеточной инженерии; продолжить развитие познавательного интереса к изучению проблем современной селекции, рассказать о достижениях науки и пpaктики в области биотехнологии, рассмотреть этические аспекты исследований в биотехнологии....

04 09 2025 12:35:22

«Интеграция материала по предметам эстетического и естественно-научного циклов при изучении литературы, МХК, биологии, информатики, как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса»


    «Интеграция материала по предметам эстетического и естественно-научного циклов при изучении литературы, МХК, биологии, информатики, как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса»

      Сегодня прочно вошли в методику преподавания красочные, эмоциональные, глубоко познавательные уроки-презентации. Литература – это прежде всего знание текста художественного произведения и работа по его анализу. Однако там, где возможно эффективнее провести интегрированный урок, соединив близкие темы, сопроводив его видеоматериалами, музыкой и т.п. Одним из вариантов такого урока является интегрированный урок литературы, который мы провели совместно с учителем информатики....

03 09 2025 10:34:50

Элективный курс "Резервы человеческой психики"


    Элективный курс "Резервы человеческой психики"

      Представляемый элективный курс - пример того, как такая наука, как психология, может быть привлечена для непосредственной пpaктической помощи человеку, решающему свои повседневные, порой очень трудные жизненные задачи. Динамизм эпохи и новая структура общества привели к тому, что у современного человека "список проблем" становится все длиннее: гиподинамия, избыток информации, недостаток эмоциональных контактов, большой процент суицида среди молодежи, алкоголизм, наркомания, психические заболевания и т.д. Содержание курса позволяет учителю выбрать различные методы проведения занятий: от лекционных и пpaктических до самостоятельной подготовки учащимися....

02 09 2025 7:26:11

Урок-презентация по биологии на тему "Естественный отбор – главная движущая сила эволюции"


    Урок-презентация по биологии на тему "Естественный отбор – главная движущая сила эволюции"

      Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учеников 11-го класса. Его же можно использовать при изучении данной темы в 9-м классе с учетом некоторого упрощения. Урок сопровождается презентацией, содержащей графики, анимационные фрагменты, фотографии, что позволяет наглядно познакомиться с темой....

01 09 2025 0:49:31

Программа факультативного курса "Биология. Система живой природы", 6-й класс


    Программа факультативного курса "Биология. Система живой природы", 6-й класс

      Программа факультативного курса рассчитана на учащихся 6-го или 7-го класса и предполагает знакомство с основными критериями видов животных и растений. Учащиеся приобретут навыки определения натуральных объектов с помощью определителей. ...

31 08 2025 16:57:30

Открытый урок природоведения в 5-м классе "Изменение температуры воздуха с высотой"

Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....

30 08 2025 11:36:12

Цветочный калейдоскоп


    Цветочный калейдоскоп

      Проект способствует формированию общения с природой, содействует формированию умения и навыков по планированию, посадке растений, уходу за ними и оформлению ландшафтного дизайна, способствует привитию навыков экологической этики и поведения, ориентирует на защиту окружающей среды, содействует воспитанию экологической культуры....

29 08 2025 16:16:23

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

28 08 2025 17:36:12

Формы естественного отбора


    Формы естественного отбора

      На представленном уроке повторяется ранее пройденный материал - развитие эволюции, понятия естественного отбора, движущие силы эволюции....

27 08 2025 2:10:28

Язык цветов в культуре народов

Предлагаемая разработка занятия элективного курса может быть использована при проведении внеклассных занятий в 5–8-х классах с целью развития устойчивого интереса к изучению природы и расширения кругозора. Предлагается для учащихся, желающих узнать как можно больше о разнообразии цветущих растений. Содержание занятия позволяет познакомить с растениями-символами, легендами народов мира, поэтическими строками, посвящённым красоте и величии цветущих растений....

26 08 2025 5:36:18

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

25 08 2025 7:47:54

Групповая работа по теме "Комaндный пункт организма". 8-й класс


    Групповая работа по теме "Комaндный пункт организма". 8-й класс

      В статье автор рассказывает об опыте применения групповой работы на уроках, которая повышает интерес учащихся к предмету....

24 08 2025 23:55:22

Урок биологии в 6-м классе


    Урок биологии в 6-м классе

      Глобальный хаpaктер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", является целью национальной экологической политики в сфере образования....

23 08 2025 6:59:41

Многообразие моллюсков, их значение в природе


    Многообразие моллюсков, их значение в природе

      Урок, проведенный в форме путешествия, раскрывает особенности классов типа моллюски, систематизирует знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе....

22 08 2025 20:17:10

Проектная работа по теме "Исследование степени загрязненности воздуха школьных помещений методом оседания Коха"

Благодаря этой проектной работе ребята узнают много нового и полезного для себя о воздухе, которым все мы дышим. Кроме того, в процессе проведения опыта учащиеся приобретают новые навыки исследовательской и самостоятельной работы, знакомятся с неизвестными им методиками проведения лабораторных опытов, проявляют к этому интерес. Проведению опытов предшествует подробный рассказ учителя о предстоящем исследовании, показ презентации, что расширяет кругозор ребят....

21 08 2025 17:15:43

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::