Интегрированный урок: психология + возрастная анатомия и физиология по теме: "Темперамент и личность" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Интегрированный урок: психология + возрастная анатомия и физиология по теме: "Темперамент и личность"


    Интегрированный урок: психология + возрастная анатомия и физиология по теме: "Темперамент и личность"

Тема урока: Темперамент и личность.

Оборудование: портреты Гиппократа, И.П.Павлова, таблицы “Виды темперамента”, “Типы ВНД”, учебники по психологии и возрастной физиологии.

Словарь: темперамент, тип ВНД, ВНД, флегматик, холерик, меланхолик, сангвиник, возбуждение, торможение.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Эта часть урока проводится в виде фронтальной беседы педагога со студентами по следующим вопросам:

Психология

Возрастная анатомия, физиология, гигиена

1. Что такое деятельность? 1. Что собой представляет кора головного мозга?
2. Назвать основные виды деятельности человека. 2. Что такое утомление?
3. Дать определение труду, определить его цели и мотивы. 3. Что такое переутомление?
4. Дать определение учебной деятельности, определить ее цель и мотивы. 4. Каковы причины чрезмерного утомления школьников?
5. Дать определение игре, определить ее цель и мотивы. 5. Что является лучшим профилактическим средством против переутомления?
6. В чем заключается принцип единства сознания и деятельности? 6. Как И.П.Павлов охаpaктеризовал значение сна?
7. Раскрыть влияние деятельности на развитие познавательных процессов человека. 7. Как В.Шекспир сказал о сне?
8. Раскрыть влияние деятельности на развитие личности. 8. Чем хаpaктеризуется легкий медленный сон?
9. Определить, как сознание влияет на развитие деятельности. 9. Чем хаpaктеризуется глубокий быстрый сон?
10. Какие индивидуальные особенности влияют на развитие деятельности человека и развиваются в ней. 10. Каковы условия благоприятного сна?

III. Изучение нового материала

План

  1. Гиппократ и И.П.Павлов как основоположники учения о темпераменте.
  2. Понятие о темпераменте и его свойствах.
  3. Типы ВНД и виды темперамента.
  4. Хаpaктеристика особенностей поведения людей с различными видами темперамента.
  5. Психодиагностика видов темперамента.

По первому и второму вопросам плана студенты готовят небольшие (на 5 минут) сообщения.

1. Гиппократ (460-377 до н.э.). – выдающийся древнегреческий врач, обобщил и разработал основные положения античной медицины, в том числе нормы поведения врача в отношении больного; деятельность Гиппократа способствовала освобождению медицины от религии; он ввел понятие “молочный” зуб, темперамент, изобрел особый вид повязок на округлые поверхности, которые получили название “шапки Гиппократа”.

И.П.Павлов (1849 – 1936) – великий русский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности, автор классических трудов пищеварения; труды И.П.Павлова сыграли огромную роль в развитии физиологии, медицины, психологии и педагогики, лауреат Нобелевской премии (1904г.), награжден 132 наградами академий и научных обществ. Самый титулованный ученый их всех.

2. Психика каждого человека уникальна. Наблюдая за людьми, можно заметить их индивидуальные различия: одни – общительные, другие – замкнутые, одни – импульсивные и энергичные, другие – медлительные и неповоротливые. Эти качества различий касаются не содержания личности, а ее внешних проявлений и связаны с темпераментом (соотношение, пропорция). Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Он отражает динамические аспекты поведения, врожденного хаpaктера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

Темперамент – индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразных видах деятельности.

Психологи выделяют два основных свойства темперамента, хаpaктеризующих динамику психических процессов и поведения: активность и эмоциональность.

Активность – это способность проявлять себя в различных видах деятельности, это степень энергичности, которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия на пути к своим целям. Активность определяет такие проявления как целенаправленность и настойчивость достижения цели, сосредоточенность внимания в длительной работе.

Эмоциональность темперамента хаpaктеризуется в особенности возникновения и протекания чувств, аффектов и настроений. Эмоциональность хаpaктеризуется:

а) быстротой возникновения чувств;
б) силой чувств;
в) устойчивостью чувств;
г) проявлением чувств в речи, жестах, мимике.

Активность и эмоциональность определяют динамику различных видов деятельность человека и являются устойчивыми, врожденными особенностями психики, но может изменяться под влиянием условий жизни, деятельности и воспитания.

Третий и четвертый вопросы разбираются совместно преподавателями и студентами с помощью учебной литературы. Заполняется таблица студентами в рабочих тетрадях и параллельно на доске:

Тип ВНД по Павлову Вид темперамента по Гиппократу Особенности возбуждения и торможения, условных рефлексов

Особенности поведения

Сильный неуравновешенный Холерик Возбуждение преобладает над торможением, переход от возбуждения к торможению затруднителен.

Условные рефлексы образуются быстро, но непрочно.

Быстрота действий и решений, быстрая смена настроений, эмоциональный, вспыльчивый, неуживчив, несдержан, инициативен, энергичен, принципиален, не доводит начатое до конца.
Сильный уравновешенный подвижный Сангвиник Возбуждение преобладает над торможением, переход осуществляется легко. Условные рефлексы образуются быстро и прочно. Эмоционален, работоспособен, эффективное мышление, внимание неустойчиво, быстро сходится с людьми, общителен, легко переживает неудачи, торопится в принятии решений.
Сильный уравновешенный медленный Флегматик Хотя возбуждение преобладает над торможением, переход от торможения к возбуждению затруднен.

Условные рефлексы образуются медленно, но прочно.

Спокоен, невозмутим, устойчив в стремлениях и настроениях, нетерпелив, основателен, редко выходит из себя. Но он инертен, безучастен, ленив и безволен.
Слабый Меланхолик Торможение преобладает над возбуждением и переход от торможения к возбуждению затруднен. Условные рефлексы образуются медленно и непрочно. Быстро утомляем, неуверен в себе, тревожен, осторожный, тонко чувствующий, осмотрительный, замкнутый, необщительный, с замедленной реакцией, склонен к сильным переживаниям, застенчив. В нормальных условиях жизни-глубокий содержательный человек.

Студентам раздается бланк диагностики типов темпераментов. Из предложенных качеств студенты должны выбрать наиболее хаpaктерные для них особенности и определить их в 2 балла, менее хаpaктерные – в 1 балл, остальные два качества – в 0 баллов.
Преобладающим будет тот темперамент, где набрано большое количество баллов (бланк прилагается).

Диагностика типов темперамента

 

 

 

 

1.

Неуравновешенное поведение Хорошо уравновешенное поведение Отлично уравновешенное поведение

Очень неуравновешенное поведение

2.

Сильные, кратковременные эмоциональные переживания Поверхностные, кратковременные эмоциональные переживания Слабые эмоциональные переживания

Глубокие и длительные эмоциональные переживания.

3.

Настроение неустойчивое с преобладанием бодрого. Настроение устойчивое, жизнерадостное Настроение устойчивое, без больших радостей и печалей.

Настроение неустойчивое с преобладанием пессимизма

4.

Речь громкая, резкая, неравномерная. Речь громкая, живая, плавная. Речь монотонная, медленная

Речь тихая с задыханием

5.

Терпение слабое Терпение умеренное Терпение очень большое

Терпение слабое

6.

Адаптация хорошая Адаптация отличная Адаптация медленная

Адаптация трудная

7.

Общительность высокая Общительность умеренная Общительность невысокая

Общительность низкая (замкнутость)

8.

Агрессивность в поведении Миролюбивое поведение Сдержанность в поведении Истеричность поведения, возмущение и уход от любых сложностей

9.

Отношение к критике возбужденное Отношение к критике спокойное Отношение к критике безразличное Обидчивое отношение к критике

10.

Страстные, увлеченные поведение и деятельность Энергичные (деловые или болтливые) поведение и деятельность Поведение неутомимого труженика Неравномерное, реактивное поведение (как ответ на активность других)

11.

Отношение к новому положительное Безразличное отношение к новому Отрицательное отношение к новому Оптимистическое отношение сменяется пессимистическим и наоборот

12.

Отношение к опасности боевое, рискованное, без особого расчета Расчетливое, без особого риска отношение к опасности Хладнокровное, невозмутимое отношение к опасности Тревожное, растерянное, подавленное отношение к опасности

13.

Стремление к цели сильное, с полной отдачей Стремление быстрого достижения с избеганием препятствий Более реальная оценка своих способностей Стремление к цели то сильное, то слабое, с избеганием препятствий

14.

Значительная переоценка своих способностей Некоторая переоценка своих способностей Более реальная оценка своих способностей Чаще недооценка своих способностей

15.

Умеренная внушаемость и мнительность Небольшая внушаемость и мнительность Слабая внушаемость и мнительность Большая внушаемость и мнительность

IV. Закрепление

Решение психологических задач.

Задача 1. На основании хаpaктеристики определить тип темперамента школьника. Какие свойства нервной системы проявляются в этой хаpaктеристике?

А. Виктор Г., III класс. Медлителен. Походка нетерпеливая, вразвалку. Говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит довольно с равнодушным лицом, сам руки не поднимет, но на вопрос учителя отвечает обычно правильно. Когда учитель спрашивает, почему он не поднял руку, отвечает односложно: “Да так”. Его трудно рассмешить или рассердить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится равнодушно.

Б. Борис Р., III класс. Безгранично увлекающийся. Часто берет работу не по силам. До крайности подвижный. В любую минуту готов сорваться с места и “лететь” в любом направлении. Руки не находят покоя. Быстро и часто поворачивает голову во все стороны. Крайне вспыльчив.

В. Саша Д., II класс. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, плачет по каждому пустяку. Однажды Саша заплакал только из-за того, что сразу не нашел в портфеле учебника. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтательный.

Г. Лена В., П класс. Дeвoчка очень подвижная, на уроках ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро остывает. Преобладающее настроение веселое и бодрое. На вопрос: “Как дела?” - обычно отвечает улыбкой: “Очень хорошо!”, - хотя иногда оказывается, что полученные ее отметки и не так уж хороши.

Задача 2. Боря, Саша, Коля и Дима – ученики 1У класса. Все отличаются отсутствием дисциплинированности. Они разговаривают на уроках, нарушают правила поведения, не выполняют требований дежурного учителя. Мальчики отличаются друг от друга по своему темпераменту.

  • Боря – типичный непоседа. На уроках ни минуты не сидит спокойно. Постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Исключения составляют уроки математики, на которых он сосредоточен, деловит, настойчив. Говорит очень быстро – “проглатывает слова”. Быстрая походка вприпрыжку.
  • Саша выделяется среди одноклассников своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, легко переходит в состояние крайнего возбуждения и прерывает рассказ различными восклицаниями и вопросами. На любой вопрос учителя поднимает руку, не подумав, и потому часто отвечает невпопад.
  • Коля сидит в классе обычно спокойно, редко отвечает на вопросы болтливого соседа по парте. На уроках часто занимается посторонним делом. На замечания учителя не реагирует.
  • Дима – болезненно чувствительный, обидчивый мальчик. Когда его пересадили на другое место, Дима обиделся и долго размышлял, почему так сделали, и на всех уроках сидел расстроенный и подавленный.

1. По данным хаpaктеристикам определите, какой тип темперамента у каждого мальчика.

2. Какие из перечисленных приемов можно рекомендовать по отношению к каждому из них и почему?

1) Применить меры наказания:

а) снизить оценку по дисциплине;
б) вызвать родителей.

2) Разъяснить правила поведения в школе.
3) Дать ответственное поручение в классе (назначить старостой и т.д.).
4) Провести индивидуальную беседу.
5) Представить поведение ученика в смешном виде.
6) Чаще поощрять за хорошие поступки.
7) Сблизить с товарищами.

Литература:

  1. И.В.Дубровина и др. Психология. М., Академия, 2004 г.
  2. А.Г.Хрипкова и др. Возрастная анатомия и школьная гигиена. М., Просвещение, 1994 г.



Комментарии:

Интеллектуальные игры в нашей школе


    Интеллектуальные игры в нашей школе

      Ещё много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: "Школа должна заниматься поиском индивидуальности". Этот тезис абсолютно верен. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, а задача школы - поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. ...

23 05 2024 10:23:25

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

22 05 2024 6:28:45

Методическая разработка урока-конференции "Эволюция человека"


    Методическая разработка урока-конференции "Эволюция человека"

      Конференция рассчитана на два учебных часа. Первый час – это представление основных тезисов выбранной гипотезы. Тезисы должны быть составлены не только как краткое изложение материала, а с точки зрения положения, истинность которого должна быть доказана. Второй час – дискуссионный «Тематический круглый стол». ...

21 05 2024 22:41:33

Обобщающий урок по биологии по теме "Покрытосеменные растения"


    Обобщающий урок по биологии по теме "Покрытосеменные растения"

      Урок обобщает и закрепляет знания учащихся по теме «Покрытосеменные растения»....

20 05 2024 20:15:46

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

19 05 2024 13:10:37

Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе


    Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе

      Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....

18 05 2024 2:50:48

Многообразие млекопитающих


    Многообразие млекопитающих

      Предлагаемый урок относится к типу комбинированных уроков. В нем присутствуют пpaктически все этапы урока, отражающие структуру учебной деятельности: этап актуализации, этап мотивации, этап постановки учебной задачи, этап моделирования, этап систематизации знаний, этап рефлексии. Цель урока: сформировать знания о многообразии млекопитающих, экологических особенностях основных представителей и значении млекопитающих....

17 05 2024 23:44:25

В здоровом теле – здоровый дух. Урок – защита исследовательских проектов


    В здоровом теле – здоровый дух. Урок – защита исследовательских проектов

      Предстален конспект урока на тему "В здоровом теле - здоровый дух. Оценка состояния здоровья учащихся на основе антропометрических исследований и разработка рекомендаций по его улучшению", проведенного для учащихся 8-х классов....

16 05 2024 17:16:57

Неделя естественных наук

Неделя биологии, географии, химии влияет на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, повышает их образовательный уровень, самостоятельность и творчество, выявляет способных учащихся по предмету....

15 05 2024 15:55:33

Использование модульной технологии на уроках биологии


    Использование модульной технологии на уроках биологии

      В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...

14 05 2024 6:55:52

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

13 05 2024 5:10:31

Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"

      Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....

12 05 2024 14:28:45

Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс


    Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс

      На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы. Потом отвечают на вопрос: "Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?" Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител. ...

11 05 2024 4:32:57

Насекомые с полным и неполным превращением

Насекомые с полным и неполным превращением К насекомым с неполным превращением относятся представители отряда прямокрылых: перелетная саранча, кобылки, кузнечики, сверчки. К полным превращением - представители отряда чешуекрылых (бабочек), обладающие двумя парами крыльев...

10 05 2024 9:15:21

Круговорот веществ в биосфере: виды, функции и значение

Круговорот веществ в биосфере: виды, функции и значение Углерод вступает в круговорот веществ в биосфере и завершает его в форме углекислого газа. Во время фотосинтеза из атмосферы поглощается диоксид углерода, который превращается фотосинтезирующими организмами в углеводы....

09 05 2024 17:55:59

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Загадки природы"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Загадки природы"

      Урок с использованием SMART Вoard, целью которого: обобщение и систематизация материала по теме «Тела живой и неживой природы», формирование общебиологических понятий – признаки живых организмов, наука биология; формирование экологических понятий – расселение живых организмов в разных средах обитания. Развитие умения логически мыслить, работать с рисунками учебника и доской SMART Board; формирование устной предметной речи и развитие умения выделять главное. Воспитание чувства бережного отношения к природе и чувства уважительного отношения к одноклассникам. ...

08 05 2024 20:52:45

Фотопериодизм растений

Фотопериодизм растений Фотопериодизм — это приспособление организма к смене времени суток, его реакция на суточные и годовые циклы в природе....

07 05 2024 16:32:16

Лабораторная работа "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя"


    Лабораторная работа "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя"

      Цели урока: показать хаpaктерные особенности более сложной организации червей по сравнению с кишечнополостными (во внешнем строении) на примере кольчатого червя; выяснить значение дождевых червей в почвообразовательном процессе. ...

06 05 2024 21:36:18

Урок-экспедиция по теме "Лекарственные растения сообщества болота". Природоведение, 5-й класс


    Урок-экспедиция по теме "Лекарственные растения сообщества болота". Природоведение, 5-й класс

      Урок-экспедиция помогает активизировать познавательную деятельность учащихся. Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями сообщества болота своей местности, их лечебными свойствами. ...

05 05 2024 3:19:52

Урок по теме "Отряды насекомых. Бабочки. Равнокрылые. Двукрылые. Блохи"

Урок изучения нового материала расширяет кругозор учащихся о многообразии и значении насекомых. Представлены задания – измерители для проверки знаний и закрепления изученного материала....

04 05 2024 7:12:44

Прибор, открывающий тайны


    Прибор, открывающий тайны

      Урок знакомит с историей изобретения микроскопа, схемой его строения, правилами работы с микроскопом и техникой безопасности при проведении лабораторной работы. Учащиеся освоят технику приготовления временного препарата....

03 05 2024 19:41:25

Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"


    Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"

      Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета. ...

02 05 2024 7:12:56

Тема урока: "Наследственные болезни человека"


    Тема урока: "Наследственные болезни человека"

      Урок знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями, причинами их возникновения, факторами риска и методами лечения, формирует гуманное отношение к людям с проблемами здоровья как полноценным члeнам общества, развивает интерес учащихся к современным научным исследованиям человека и всего органического мира....

01 05 2024 19:36:14

Сборник цифровых диктантов по анатомии


    Сборник цифровых диктантов по анатомии

      Цифровые диктанты охватывают курс "Анатомия человека" и составлены по разделам. Диктанты включают разделы от "Общего обзора организма человека" до темы "Кровь и кровообращение". Диктанты можно использовать в любой части урока, при работе с любым УМК....

30 04 2024 12:21:58

Клещи — переносчики возбудителей болезней


    Клещи — переносчики возбудителей болезней

      В статье представлен конспект урока, на котором особое внимание уделено формированию научного мировоззрения на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией. Патриотическое воспитание осуществляется на примере роли ученых (Мариковский И.П., Павловский Е.П.) в изучении паукообразных. Экологическое воспитание достигается через формирование ответственного отношения к природе, а также через ознакомление со здоровьесберегающими функциями....

29 04 2024 8:33:43

Поэзия и биология

Важнейшие задачи, стоящие перед преподавателем биологии, – научить школьников понимать природу, воспитывать потребность в общении с ней. Решение этих задач связано с отбором средств обучения, которые пробуждают интерес, наблюдательность, эмоциональные переживания, наблюдательность....

28 04 2024 16:43:56

Интеpaктивные методы на уроках биологии


    Интеpaктивные методы на уроках биологии

      Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Члeнистоногие"....

27 04 2024 15:38:21

Урок-проект "В чем опасность этилового спирта"


    Урок-проект "В чем опасность этилового спирта"

      Интегрированный урок биологии и химии с ИКТ. Цель урока: обобщение знаний учащихся о свойствах спиртов и их влиянии на организм человека, провести исследования для выявления причин токсичности этилового спирта; расширить знания учащихся по теме «Спирты», ядовитых свойствах этанола и отрицательном воздействии на организм человека....

26 04 2024 19:17:20

Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"


    Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

      Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....

25 04 2024 12:52:34

Урок в 9-м классе по теме "Вирусы"

Урок в 9-м классе по теме "Вирусы" является примером применения элементов технологии информационно-коммуникационной и технология опopных схем и конспектов. Использование интеpaктивной презентации предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создания содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, структурирования урока, улучшения темпа и течения занятия....

24 04 2024 2:28:27

Программа элективного курса "Основы медицинской генетики". 11-й класс


    Программа элективного курса "Основы медицинской генетики". 11-й класс

      Элективный курс "Основы медицинской генетики" предназначен для учащихся 11-го класса, желающих углубить свои знания по генетике человека. ...

23 04 2024 21:23:40

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"


    Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

      Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....

22 04 2024 22:11:49

Урок биологии по теме "Бактерии: строение и жизнедеятельность". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Бактерии: строение и жизнедеятельность". 5-й класс

      В конспекте представлена организация групповой и индивидуальной формы работы учащихся по изучению нового материала с использованием текстового материала учебника биологии 5-й класс под редакцией проф. И.Н. Пономарёвой и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Структура урока изложена в соответствии с требованиями ФГОС....

21 04 2024 7:34:48

Разработка внеклассного мероприятия по биологии "В царстве Берендея": инсценированный КВН


    Разработка внеклассного мероприятия по биологии "В царстве Берендея": инсценированный КВН

      В работе представлен инсценированный КВН по мотивам русских народных сказок для учащихся 7-х классов....

20 04 2024 23:42:48

Биоэкологические исследования на уроках биологии, экологии, географии


    Биоэкологические исследования на уроках биологии, экологии, географии

      Исследование предполагает межпредметную интеграцию, что позволяет учитывать при работе с детьми их интересы к различным дисциплинам....

19 04 2024 7:14:35

Спид. Проблемы иммунодефицита. Профилактика ВИЧ-инфекции


    Спид. Проблемы иммунодефицита. Профилактика ВИЧ-инфекции

      Урок изучения нового материала. На данном уроке рассматриваются проблемы ВИЧ-инфекции, профилактика вирусных заболеваний, в том числе и СПИДа....

18 04 2024 7:18:38

Использование приемов мотивации для активизации познавательной деятельности учащихся


    Использование приемов мотивации для активизации познавательной деятельности учащихся

      Главной задачей учителя на современном этапе становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает "развивающую среду", в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний....

17 04 2024 0:59:14

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

16 04 2024 6:17:38

Урок биологии по теме "Основные понятия генетики". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Основные понятия генетики". 9-й класс

      Цель урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....

15 04 2024 19:17:11

Полушария большого мозга. Урок биологии в 8-м классе

В статье предлагается разработка урока по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления. Применение данной технологии способствует развитию умений у школьников выдвигать гипотезы; создаёт условия для конструктивного взаимодействия между учащимися в процессе решения проблемных вопросов....

14 04 2024 16:50:55

Интеpaктивный образовательный проект "Растения"

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....

13 04 2024 0:52:44

Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)


    Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)

      Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....

12 04 2024 9:55:21

Создание инновационной среды образовательного процесса на основе метапредметного подхода как средство развития творческих способностей обучающихся в биологии

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей пpaктики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. В результате совместной работы возникает метапредметная деятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека. Метапредметный подход лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Метапредметный подход – это переход от теории к пpaктике....

11 04 2024 15:16:47

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование


    Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

      В доступной и интересной форме на уроке представлен учебный материал с применением различных методов обучения. Это позволяет учащимся усвоить в полном объеме данную тему, применить полученные знания на пpaктике....

10 04 2024 6:12:36

Урок по теме: "Обмен веществ и энергии" в 8-м классе


    Урок по теме: "Обмен веществ и энергии" в 8-м классе

      Данная тема всегда вызывает затруднения при изучении её учащимися. Обдумывая каждый этап урока, поняла, что ученики должны сами вовлекаться в изучение нового материала. В этом помогла презентация к уроку. Анимация, использованная на уроке, наглядно показывает сложные процессы обмены веществ....

09 04 2024 22:38:20

Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"


    Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"

      В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....

08 04 2024 7:19:54

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя


    Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

      Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

07 04 2024 14:49:55

Интегрированный урок по биологии и литературе "Судьбы генетики в нашем отечестве". Роман В.Дудинцева "Белые одежды"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Судьбы генетики в нашем отечестве". Роман В.Дудинцева "Белые одежды"

      Интеграция учебных предметов – новация, получившая широкое распространение. Под интегрированным обучением понимается процесс создания новых дидактических эквивалентов, отражающих тенденции интеграции современной науки. Интегрированное знание является информационно более емким и направлено на интеллектуальное развитие личности. В интегрированном содержании заключено больше возможностей для формирования альтернативного мышления учащихся. Развитию учащихся способствует интегрированный урок биологии и литературы «Судьбы генетики в нашем Отечестве. Роман В.Дудинцева «Белые одежды»....

06 04 2024 22:28:23

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

05 04 2024 19:44:54

Использование ТРИЗ на уроках биологии


    Использование ТРИЗ на уроках биологии

      Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....

04 04 2024 8:39:20

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::