Интегрированный урок: психология + возрастная анатомия и физиология по теме: "Темперамент и личность" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Интегрированный урок: психология + возрастная анатомия и физиология по теме: "Темперамент и личность"

Тема урока: Темперамент и личность.

Оборудование: портреты Гиппократа, И.П.Павлова, таблицы “Виды темперамента”, “Типы ВНД”, учебники по психологии и возрастной физиологии.

Словарь: темперамент, тип ВНД, ВНД, флегматик, холерик, меланхолик, сангвиник, возбуждение, торможение.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Эта часть урока проводится в виде фронтальной беседы педагога со студентами по следующим вопросам:

Психология

Возрастная анатомия, физиология, гигиена

1. Что такое деятельность? 1. Что собой представляет кора головного мозга?
2. Назвать основные виды деятельности человека. 2. Что такое утомление?
3. Дать определение труду, определить его цели и мотивы. 3. Что такое переутомление?
4. Дать определение учебной деятельности, определить ее цель и мотивы. 4. Каковы причины чрезмерного утомления школьников?
5. Дать определение игре, определить ее цель и мотивы. 5. Что является лучшим профилактическим средством против переутомления?
6. В чем заключается принцип единства сознания и деятельности? 6. Как И.П.Павлов охарактеризовал значение сна?
7. Раскрыть влияние деятельности на развитие познавательных процессов человека. 7. Как В.Шекспир сказал о сне?
8. Раскрыть влияние деятельности на развитие личности. 8. Чем характеризуется легкий медленный сон?
9. Определить, как сознание влияет на развитие деятельности. 9. Чем характеризуется глубокий быстрый сон?
10. Какие индивидуальные особенности влияют на развитие деятельности человека и развиваются в ней. 10. Каковы условия благоприятного сна?

III. Изучение нового материала

План

  1. Гиппократ и И.П.Павлов как основоположники учения о темпераменте.
  2. Понятие о темпераменте и его свойствах.
  3. Типы ВНД и виды темперамента.
  4. Характеристика особенностей поведения людей с различными видами темперамента.
  5. Психодиагностика видов темперамента.

По первому и второму вопросам плана студенты готовят небольшие (на 5 минут) сообщения.

1. Гиппократ (460-377 до н.э.). – выдающийся древнегреческий врач, обобщил и разработал основные положения античной медицины, в том числе нормы поведения врача в отношении больного; деятельность Гиппократа способствовала освобождению медицины от религии; он ввел понятие “молочный” зуб, темперамент, изобрел особый вид повязок на округлые поверхности, которые получили название “шапки Гиппократа”.

И.П.Павлов (1849 – 1936) – великий русский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности, автор классических трудов пищеварения; труды И.П.Павлова сыграли огромную роль в развитии физиологии, медицины, психологии и педагогики, лауреат Нобелевской премии (1904г.), награжден 132 наградами академий и научных обществ. Самый титулованный ученый их всех.

2. Психика каждого человека уникальна. Наблюдая за людьми, можно заметить их индивидуальные различия: одни – общительные, другие – замкнутые, одни – импульсивные и энергичные, другие – медлительные и неповоротливые. Эти качества различий касаются не содержания личности, а ее внешних проявлений и связаны с темпераментом (соотношение, пропорция). Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Он отражает динамические аспекты поведения, врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

Темперамент – индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразных видах деятельности.

Психологи выделяют два основных свойства темперамента, характеризующих динамику психических процессов и поведения: активность и эмоциональность.

Активность – это способность проявлять себя в различных видах деятельности, это степень энергичности, которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия на пути к своим целям. Активность определяет такие проявления как целенаправленность и настойчивость достижения цели, сосредоточенность внимания в длительной работе.

Эмоциональность темперамента характеризуется в особенности возникновения и протекания чувств, аффектов и настроений. Эмоциональность характеризуется:

а) быстротой возникновения чувств;
б) силой чувств;
в) устойчивостью чувств;
г) проявлением чувств в речи, жестах, мимике.

Активность и эмоциональность определяют динамику различных видов деятельность человека и являются устойчивыми, врожденными особенностями психики, но может изменяться под влиянием условий жизни, деятельности и воспитания.

Третий и четвертый вопросы разбираются совместно преподавателями и студентами с помощью учебной литературы. Заполняется таблица студентами в рабочих тетрадях и параллельно на доске:

Тип ВНД по Павлову Вид темперамента по Гиппократу Особенности возбуждения и торможения, условных рефлексов

Особенности поведения

Сильный неуравновешенный Холерик Возбуждение преобладает над торможением, переход от возбуждения к торможению затруднителен.

Условные рефлексы образуются быстро, но непрочно.

Быстрота действий и решений, быстрая смена настроений, эмоциональный, вспыльчивый, неуживчив, несдержан, инициативен, энергичен, принципиален, не доводит начатое до конца.
Сильный уравновешенный подвижный Сангвиник Возбуждение преобладает над торможением, переход осуществляется легко. Условные рефлексы образуются быстро и прочно. Эмоционален, работоспособен, эффективное мышление, внимание неустойчиво, быстро сходится с людьми, общителен, легко переживает неудачи, торопится в принятии решений.
Сильный уравновешенный медленный Флегматик Хотя возбуждение преобладает над торможением, переход от торможения к возбуждению затруднен.

Условные рефлексы образуются медленно, но прочно.

Спокоен, невозмутим, устойчив в стремлениях и настроениях, нетерпелив, основателен, редко выходит из себя. Но он инертен, безучастен, ленив и безволен.
Слабый Меланхолик Торможение преобладает над возбуждением и переход от торможения к возбуждению затруднен. Условные рефлексы образуются медленно и непрочно. Быстро утомляем, неуверен в себе, тревожен, осторожный, тонко чувствующий, осмотрительный, замкнутый, необщительный, с замедленной реакцией, склонен к сильным переживаниям, застенчив. В нормальных условиях жизни-глубокий содержательный человек.

Студентам раздается бланк диагностики типов темпераментов. Из предложенных качеств студенты должны выбрать наиболее характерные для них особенности и определить их в 2 балла, менее характерные – в 1 балл, остальные два качества – в 0 баллов.
Преобладающим будет тот темперамент, где набрано большое количество баллов (бланк прилагается).

Диагностика типов темперамента

 

 

 

 

1.

Неуравновешенное поведение Хорошо уравновешенное поведение Отлично уравновешенное поведение

Очень неуравновешенное поведение

2.

Сильные, кратковременные эмоциональные переживания Поверхностные, кратковременные эмоциональные переживания Слабые эмоциональные переживания

Глубокие и длительные эмоциональные переживания.

3.

Настроение неустойчивое с преобладанием бодрого. Настроение устойчивое, жизнерадостное Настроение устойчивое, без больших радостей и печалей.

Настроение неустойчивое с преобладанием пессимизма

4.

Речь громкая, резкая, неравномерная. Речь громкая, живая, плавная. Речь монотонная, медленная

Речь тихая с задыханием

5.

Терпение слабое Терпение умеренное Терпение очень большое

Терпение слабое

6.

Адаптация хорошая Адаптация отличная Адаптация медленная

Адаптация трудная

7.

Общительность высокая Общительность умеренная Общительность невысокая

Общительность низкая (замкнутость)

8.

Агрессивность в поведении Миролюбивое поведение Сдержанность в поведении Истеричность поведения, возмущение и уход от любых сложностей

9.

Отношение к критике возбужденное Отношение к критике спокойное Отношение к критике безразличное Обидчивое отношение к критике

10.

Страстные, увлеченные поведение и деятельность Энергичные (деловые или болтливые) поведение и деятельность Поведение неутомимого труженика Неравномерное, реактивное поведение (как ответ на активность других)

11.

Отношение к новому положительное Безразличное отношение к новому Отрицательное отношение к новому Оптимистическое отношение сменяется пессимистическим и наоборот

12.

Отношение к опасности боевое, рискованное, без особого расчета Расчетливое, без особого риска отношение к опасности Хладнокровное, невозмутимое отношение к опасности Тревожное, растерянное, подавленное отношение к опасности

13.

Стремление к цели сильное, с полной отдачей Стремление быстрого достижения с избеганием препятствий Более реальная оценка своих способностей Стремление к цели то сильное, то слабое, с избеганием препятствий

14.

Значительная переоценка своих способностей Некоторая переоценка своих способностей Более реальная оценка своих способностей Чаще недооценка своих способностей

15.

Умеренная внушаемость и мнительность Небольшая внушаемость и мнительность Слабая внушаемость и мнительность Большая внушаемость и мнительность

IV. Закрепление

Решение психологических задач.

Задача 1. На основании характеристики определить тип темперамента школьника. Какие свойства нервной системы проявляются в этой характеристике?

А. Виктор Г., III класс. Медлителен. Походка нетерпеливая, вразвалку. Говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит довольно с равнодушным лицом, сам руки не поднимет, но на вопрос учителя отвечает обычно правильно. Когда учитель спрашивает, почему он не поднял руку, отвечает односложно: “Да так”. Его трудно рассмешить или рассердить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится равнодушно.

Б. Борис Р., III класс. Безгранично увлекающийся. Часто берет работу не по силам. До крайности подвижный. В любую минуту готов сорваться с места и “лететь” в любом направлении. Руки не находят покоя. Быстро и часто поворачивает голову во все стороны. Крайне вспыльчив.

В. Саша Д., II класс. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, плачет по каждому пустяку. Однажды Саша заплакал только из-за того, что сразу не нашел в портфеле учебника. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтательный.

Г. Лена В., П класс. Девочка очень подвижная, на уроках ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро остывает. Преобладающее настроение веселое и бодрое. На вопрос: “Как дела?” - обычно отвечает улыбкой: “Очень хорошо!”, - хотя иногда оказывается, что полученные ее отметки и не так уж хороши.

Задача 2. Боря, Саша, Коля и Дима – ученики 1У класса. Все отличаются отсутствием дисциплинированности. Они разговаривают на уроках, нарушают правила поведения, не выполняют требований дежурного учителя. Мальчики отличаются друг от друга по своему темпераменту.

  • Боря – типичный непоседа. На уроках ни минуты не сидит спокойно. Постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Исключения составляют уроки математики, на которых он сосредоточен, деловит, настойчив. Говорит очень быстро – “проглатывает слова”. Быстрая походка вприпрыжку.
  • Саша выделяется среди одноклассников своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, легко переходит в состояние крайнего возбуждения и прерывает рассказ различными восклицаниями и вопросами. На любой вопрос учителя поднимает руку, не подумав, и потому часто отвечает невпопад.
  • Коля сидит в классе обычно спокойно, редко отвечает на вопросы болтливого соседа по парте. На уроках часто занимается посторонним делом. На замечания учителя не реагирует.
  • Дима – болезненно чувствительный, обидчивый мальчик. Когда его пересадили на другое место, Дима обиделся и долго размышлял, почему так сделали, и на всех уроках сидел расстроенный и подавленный.

1. По данным характеристикам определите, какой тип темперамента у каждого мальчика.

2. Какие из перечисленных приемов можно рекомендовать по отношению к каждому из них и почему?

1) Применить меры наказания:

а) снизить оценку по дисциплине;
б) вызвать родителей.

2) Разъяснить правила поведения в школе.
3) Дать ответственное поручение в классе (назначить старостой и т.д.).
4) Провести индивидуальную беседу.
5) Представить поведение ученика в смешном виде.
6) Чаще поощрять за хорошие поступки.
7) Сблизить с товарищами.

Литература:

  1. И.В.Дубровина и др. Психология. М., Академия, 2004 г.
  2. А.Г.Хрипкова и др. Возрастная анатомия и школьная гигиена. М., Просвещение, 1994 г.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Урок по теме "Состав крови" в 8-м классе (интегрированный урок биологии и информатики по методике "Французские мастерские")

Это урок, на котором ученики сами выдвигают идеи и гипотезы после неожиданного эмоционального толчка, открывают новое после работы с текстом, сравнивают и оценивают свою работу. Ученики становятся настоящими творцами и даже поэтами, ведь иногда вместо синквейнов-пятистрочий они сочиняют настоящие стихи....

06 12 2021 11:23:18

Отряд двукрылые: комнатная муха и овод

К отряду двукрылых относятся комары, мухи, оводы. Они имеют только переднюю пару крыльев, вторая пара значительно уменьшена, так что от нее сохраняются только булавовидные образования — жужжальца....

06 12 2021 2:19:33

Урок биологии по теме: "Я родился! Этапы эмбрионального развития"

Цель урока: сформулировать знания о закономерностях эмбрионального развития организма, изучить его стадии. Формировать интерес к предмету и науке в целом, развивать способность анализировать, выделять главное в изучаемом материале, развивать профессиональную компетенцию (работа в группах на основе сотрудничества, взаимообучения). Содержание учебного материала скорректировано с учетом программы по биологии для С П У У, использовано максимальное количество заданий, с помощью которых студенты получали, систематизировали и закрепляли изученный материал. ...

06 12 2021 7:26:57

Биологическая игра "Путешествие в царство растений"

Биологическая игра предлагается школьникам 6-х классов как обобщающий урок по теме « Ботаника» в конце года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам школьного курса о растениях. Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия. ...

06 12 2021 13:52:25

Урок биологии по теме "Нарушения осанки и плоскостопие". 8-й класс

На уроке рассматривается строение поперечно-полосатых мышц, сила мышц, дана сущностная характеристика химических процессов происходящих при сокращении мышц; выделены основные аспекты здорового образа жизни, имеющее значительную роль в профилактике появления и развития заболеваний опорно-двигательного аппарата подростков....

06 12 2021 7:39:12

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

06 12 2021 2:46:26

Шляпочные грибы

В процессе лабораторной работы, работы с текстом учебника учащиеся совместно с учителем формулируют выводы об особенностях строения и жизнедеятельности грибов. При этом текстовая информация структурируется, а основные понятия урока преобразуются в схемы....

06 12 2021 6:40:42

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме « Историческое развитие растительного мира на Земле»....

06 12 2021 23:18:16

Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе

Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику " Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....

06 12 2021 16:55:49

Урок "Размножение и развитие организмов"

Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество полового размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

06 12 2021 21:31:59

Заключительный урок биологии "До свидания, Биология!"

Представленная статья содержит сведения о том, как творчески подойти к проведению заключительного урока по биологии у выпускников школы....

06 12 2021 20:59:54

Многообразие пресмыкающихся. 7-й классс

Урок по теме проводится в 7-м классе с использованием компьютерных технологий, которые способствуют интенсификации учебного процесса, развивают навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение обучающимися знаний, повышают интерес к предмету. Главным в данном уроке является то, что новые знания не даются обучающимся в готовом виде, а активно добываются в процессе учебной деятельности....

06 12 2021 3:39:16

Вирусы - неклеточные формы жизни

Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения В И Ч. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

06 12 2021 15:49:29

Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

На уроке проводится экспериментальная работа по группам, так как проведение и личное участие в опытах помогает учащимся усвоить процесс. Модульная технология обучения помогает четко поставить цели каждого этапа и по результатам сформулировать выводы, что позволяет добиться целостного понимания процесса фотосинтеза. ...

06 12 2021 18:17:12

Урок биологии по теме "Внутреннее строение птиц"

Обучающийся самостоятельно или частично с помощью учителя выбирает темп работы, достигает конкретно поставленных целей с помощью предлагаемой ему индивидуальной карточки. Модуль изменяет форму общения учителя с учеником, позволяет самим учащимся сделать дифференцированный выбор домашнего задания....

06 12 2021 6:53:59

Технологическая карта урока биологии в 7-м классе. Тема: "Лишайники"

Урок в 7-м классе представлен в виде технологической карты, составленной с учетом новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Учтены познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия учеников....

06 12 2021 6:28:57

Практикум по общей экологии

Представлен урок-практикум по экологии. Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие. В статье представлены практические задания....

06 12 2021 1:25:11

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

06 12 2021 8:47:27

Творческая тетрадь – самоопределитель интегрированно-предпрофильной направленности собственной деятельности

Выбор основных направлений самоподготовки домашнего задания и ведения З О Ж в системе П П П способствует самоопределению уровня познания, научности профиля будущей профессии, интеллигентности личности. ...

06 12 2021 23:28:12

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

06 12 2021 3:33:55

В здоровом теле – здоровый дух. Урок – защита исследовательских проектов

Предстален конспект урока на тему " В здоровом теле - здоровый дух. Оценка состояния здоровья учащихся на основе антропометрических исследований и разработка рекомендаций по его улучшению", проведенного для учащихся 8-х классов....

06 12 2021 4:50:29

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

06 12 2021 22:51:57

Урок на тему: "О чём расскажет цветок?"

Урок знакомит учащихся со строением цветка и способах опыления. ...

06 12 2021 17:51:13

Эволюция кровеносной системы животных

Цель урока: проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих; выявить усложнения кровеносной системы в процессе эволюции; изучить состав крови и ее функции....

06 12 2021 23:52:37

Человек и окружающая среда

Проект развивает познавательный интерес и творческую способность учащихся; формирует экологический стиль мышления. Воспитывает у учащихся практико-ориентированные отношения к жизнедеятельности. Этическое и эстетическое воспитание детей на поэтических высказываниях отечественных писателей и поэтов. Мероприятие проводится по итогам творческих заданий, которые выполняли группы учащихся. Учитель предлагает идеи, советует, косвенно руководит деятельностью каждой группы....

06 12 2021 19:38:53

Естественный отбор: значение, источники и классификация

Естественный отбор — процесс, обеспечивающий выживание сильных особей, которые передают благоприятные признаки следующим поколениям, при этом неблагоприятные свойства подвергаются элиминации. Естественный отбор действует на уровне популяции....

06 12 2021 13:22:20

Урок-игра "Кто хочет стать знатоком природы?" (целебные растения Севера)

Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Значение лекарственных растений в настоящее время не падает, а наоборот, возрастает. В течение тысячелетий многие из древнейших лечебных средств переходили из поколения в поколение, причем некоторые из них сохранились до сих пор....

06 12 2021 7:33:23

Цветочный калейдоскоп

Проект способствует формированию общения с природой, содействует формированию умения и навыков по планированию, посадке растений, уходу за ними и оформлению ландшафтного дизайна, способствует привитию навыков экологической этики и поведения, ориентирует на защиту окружающей среды, содействует воспитанию экологической культуры....

06 12 2021 14:50:41

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стебле"

Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стебля; роли стебля в обеспечении целостности растения....

06 12 2021 6:21:15

Обобщающий урок биологии "Биосфера, ее структура и функции"

Цель данного урока обобщить знания об особенностях разных биоценозов. Работа на уроке опирается на выполненную учениками практическую работу « Описание биоценозов» в виде компьютерной презентации....

06 12 2021 17:54:47

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме " Деление клетки: митоз и мейоз"....

06 12 2021 19:39:21

Спирогира. Особенности строения и размножения

Тело спирогиры состоит из неветвящихся нитей, которые состоят из одного ряда одинаковых, вытянутых, цилиндрических клеток, имеющих длину от нескольких миллиметров до 8-10см...

06 12 2021 22:19:21

Модель урока "Улицы нашего города"

Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....

06 12 2021 18:57:44

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

06 12 2021 8:17:28

Использование информационных технологий на уроках биологии

Учебно-методическое пособие для обучающихся 9–10-х классов и учителей-предметников " Микробиология" создано на основе стандартной версии программы Microsoft Office PowerPoint. Автор учебника Захаров В. Б. " Общая биология". Пособие было разработано как сопровождающий справочный, дополнительный материал к серии уроков по темам 9-х и 10-х классов: " Возникновение жизни на Земле", " Учение о клетке"....

06 12 2021 23:44:23

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

Сценарий урока в форме интеллектуальной игры « Своя игра» для учащихся 5-х классов....

06 12 2021 11:15:38

Известное и неизвестное в мире животных

Данная методическая разработка представляет собой авторский продукт – итоговое занятие за курс биологии в 7-м классе. Предлагаемая форма и содержание занятия могут быть использованы и как переводной экзамен по биологии в тех О У, где применяется аналогичная форма аттестации учащихся. Целью данного занятия является обобщение и систематизация имеющихся у обучающихся знаний, полученных при изучении курса биологии, раздела « Животные», а также их углубление и расширение. ...

06 12 2021 3:38:16

Урок биологии "Сон и сновидения". 8-й класс

Цели урока: изучить явление сна; разъяснить физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений, цикличность, его значение в нормальном функционировании мозга; показать, что циклы сна и сновидения определяются как внутренними, так и внешними факторами; познакомить с теориями сновидений К. Юнга и З. Фрейда....

06 12 2021 22:13:13

Урок биологии по теме "Вегетативное размножение цветковых растений" (с использованием информационных технологий)

Представленный урок посвящён изучению разных способов вегетативного размножения цветковых растений. На всех этапах урока активно используются информационно-коммуникационные технологии. У учащихся отрабатываются умения выполнять тестовые задания, готовить сообщение с презентацией, применять полученные знания на практике, осуществляя вегетативное размножение комнатных растений. Разнообразие форм и методов работы на уроке способствует повышению эффективности процесса обучения....

06 12 2021 9:15:41

Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"

Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....

06 12 2021 11:34:30

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

06 12 2021 7:17:30

Стригущий лишай (дерматофитоз) у собак: признаки и лечение

Это заболевание собак, которое вызывают грибковые микроорганизмы. Для болезни характерно появление на коже безволосых участков с четким контуром....

06 12 2021 14:43:46

"Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд" (командная интегрированная игра для учащихся 8-х классов: биология + МХК)

В руки ребят попал старинный манускрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений- Легенд. Путь туда лежит через четыре "долины" - " Долину Загадок", " Долину Свитков", " Долину Мифов", " Долину Прагматиков"....

06 12 2021 2:57:16

Применение информационных технологий на уроках биологии (обобщение опыта работы)

Целью работы автора является повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии, интереса к предмету и эффективности обучения. Данная цель предполагает реализацию следующих задач: содействовать развитию познавательного интереса, повысить мотивацию к учению, развивать творческие способности, создать комфортные условия для обучения, использовать возможности готовых Э О Р на уроке и вне его, создавать и применять собственные Ц О Р направленные на удовлетворение потребностей учеников....

06 12 2021 13:36:58

Клеточная мембрана - строение и функции органоида

Снаружи клетка покрыта плазматической мембраной (или наружной клеточной мембраной) толщиной около 6-10нм. Клеточная мембрана это плотные пленки из белков и липидов (в основном, фосфолипидов)....

06 12 2021 0:57:15

Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"

Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...

06 12 2021 1:37:42

Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"

Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....

06 12 2021 19:13:36

"Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе

Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме " Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....

06 12 2021 20:49:50

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются И К Т (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, Т О Г И С). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме " Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция " Метаболизм клетки" и семинарское занятие " Фотосинтез"....

06 12 2021 12:42:27

Урок-обощение "Своя игра"

Телевизионная игра на программе Н Т В « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме. ...

06 12 2021 21:15:16

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)