Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

Цели урока:
- Раскрыть особенности движения животных в водной среде;
- Выявить черты приспособленности животных к движению в водной среде;
- Продолжать формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности;
- Воспитывать самостоятельность мышления;
- Развивать устойчивое произвольное внимание;
- Развивать мыслительные способности учащихся (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, ноутбук, учебная программа “Биология. Весь школьный курс”, карточки для структурно – логических схем, скотч.
Организационный момент.
- Приветствие;
- Проверка готовности школьников к учебному занятию;
- Организация внимания школьников.
Добрый день! Я рада встречи с вами.
“Учиться можно весело … чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом” сказал однажды французский писатель Анатоль Франс.
Давайте сегодня на уроке мы будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, с большим желанием поглощать знания, ведь они пригодятся в вашей дальнейшей жизни. Работать сегодня будем в группах.
Проверка домашнего задания.
Ребята, каково значение опopных систем?
Ответ:
- опора для внутренних органов;
- защита внутренних органов животных от повреждений;
- обеспечивают постоянную форму тела живым организмам;
- защита животных от нападения хищников;
- опopные образования растений, выносят листья к свету и поддерживают в таком состоянии.
Обеспечивают движение позвоночным животным.
У животных опopная система - скелет. Какие выделяют скелеты по месту положения?
Ответ: Наружный и внутренний. (Прикрепляет листы с типами скелета)
Какой скелет называют наружным?
Ответ: Наружным называют скелет, который расположен снаружи. Наружный скелет имеют paковины моллюсков, хитиновый покров насекомых и paкообразный. (ученик прикрепляет к доске листы с видами наружного скелета)
Какой скелет называют внутренним ?
Ответ: Внутренний скелет у позвоночных животных. Скелет снаружи покрыт мышцами и кожей. Внутренний скелет также у головоногих моллюсков. (ученик прикрепляет к доске листы с видами внутреннего скелета)
Перед вами на красных карточках находятся задания.
1. Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос. Живые организмы объединены в группы. Нет ли среди них лишних животных. Почему вы так решили. На работу 2 минуты.
- Улитка
- Краб
- Майский жук
- Рыба
Ответ: Лишнее животное – рыба, так как у нее внутренний скелет, а у остальных перечисленных животных наружный скелет.
2. Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос. Живые организмы объединены в группы. Нет ли среди них лишних животных. Почему вы так решили.
- Гoлyбь
- Кошка
- Окунь
- Paк
Ответ: Лишнее животное – paк, так как у него наружный скелет, а у остальных перечисленных животных внутренний скелет
3. Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос. Живые организмы объединены в группы. Нет ли среди них лишних животных. Почему вы так решили.
- Кальмар
- Мидия
- Бабочка
- Краб
Ответ: Лишнее животное – кальмар, так как у него внутренний скелет, а у остальных перечисленных животных наружный скелет.
4. Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос. Живые организмы объединены в группы. Нет ли среди них лишних животных. Почему вы так решили.
- Ящерица
- Воробей
- Бабочка
- Лошадь
Ответ: Лишнее животное – бабочка, так как у нее наружный скелет, а у остальных перечисленных животных внутренний скелет.
Проверка выполнения задания.
У вас на партах лежат карточки с изображением животных. Нужно распределить этих животных по типам скелета и определить место карточек с изображением животных в схеме…
Карточки с изображением животных.
Итак, опopные системы выполняют функции опоры и защиты.
Ребята, а какую еще функцию выполняет скелет позвоночных животных?
Ответ: Движения.
III. Актуализация субъективного опыта учащихся.
Сегодня на уроке мы будем говорить о движении. Движение, животных в водной среде.
Что вы должны узнать на уроке?
Ответ: Особенности движения животных в водной среде;
- Какие есть приспособления у животных для движения в водной среде;
- Значение движения. (слайд 2)
- Чему должны научиться на уроке?
Ответ: Выделять особенности строения животных, связанные с движением в водной среде. (Слайд 3)
Как могут двигаться животные в прострaнcтве? (Совместно с учениками составляется ассоциативная структурно – логическая схема)
IV. Изучение новых знаний и способов деятельности.
У вас на партах лежат карточки синего цвета. У каждой группы свое задание. Вы работаете группой с учебником, выполняя задание. На выполнение задания 5 минут.
1. Какие органоиды позволяют простейшим двигаться в водной среде ?
Стр. 98 2 и 3 абзац Слайд 4 и 5)
2. Озвучьте видеоролик, используя текст учебника.
Стр. 100, 1, 2, 3 абзац (Слайд 6 и 7 и видеоролик)
3. Какие приспособления к плаванью встречаются у млекопитающих?
Стр. 100, 4 абзац. (слайд 8 и 9)
4. Подготовьте рассказ о реактивном движении, используя текст учебника и рисунки.
Стр. 100, 5 абзац. (слайд 10, 11, 12)
Проверка выполнения задания. Проверяется задание и заполняется таблица.
Движение животных в водной среде.
| Движение организмов в воде | Приспособленность к движению в воде | Примеры животных |
| 1. Движение рыб | ||
| 2. Движение млекопитающих | ||
| 3. Движение моллюсков | ||
| 4. Движение водоплавающих птиц | ||
| 5. Движение пингвина | ||
| 6. Движение простейших | ||
Какие есть приспособления у водоплавающих птиц?
Ответ: у водоплавающих плиц есть плавательные перепонки между пальцами.
Каково значение движения? (Слайд 13)
Ответ: Используя, движение животные находят пищу, спасаются от врагов, находят убежище.
V. Первичная проверка понимания изученного.
Перед вами утверждения. Вы должны решить: верно или нет то или иное утверждение. Если неверно, то почему.
Какие утверждения верны (слайд 14, 15)
- Инфузория двигается с помощью ложноножек.
- Эвглена двигается с помощью жгутика.
- Хвостовые плавники рыбы и кита находятся в одной плоскости.
- Водные млекопитающие имеют плавательный пузырь
- Конечности дельфина превратились в плавники
- Способ движения кальмара реактивное движение
- В движении водных животных мускулатура не принимает участие
- Водоплавающие птицы плавают, используя плавательные перепонки между пальцами.
VI. Закрепление изученного материала.
Обратите внимание на карточки зеленого цвета – у вас на столах. На карточках напечатан текст, который содержит биологическую ошибку. За 3 минуты вы должны обнаружить эту ошибку.
Задание группам.
1. Текст содержит биологическую ошибку. Найдите ошибку.
Движения животных разнообразны. Так, знакомая вам амеба, быстро плавает, ловко действуя ресничками, покрывающими ее тело. Загребая ими как микровеслами, она может двигаться вперед, назад, замирая на месте. (слайд 16)
2. Текст содержит биологическую ошибку. Найдите ошибку.
Многие животные, освоившие водную среду обитания, отлично плавают. Рыбы и некоторые моллюски используют такой необычные способ перемещения, как реактивное движение. Они выталкивают струю воды из полости тела и благодаря этому “скачками” двигаются вперед. (слайд 17)
3. Текст содержит биологическую ошибку. Найдите ошибку.
Киты, дельфины в своем движении используют хвост, это их главный орган движения. Только в отличие от рыб, он расположен у них в вертикальной плоскости. Это позволяет китам быстро погружаться в воду, так и всплывать. (слайд 18)
4. Текст содержит биологическую ошибку. Найдите ошибку.
Многие простейшие имеют другой “двигатель” - это жгутик. Жгутиков может быть один, два или несколько. Жгутик работает как гребной винт.
Так двигается инфузория туфелька. (слайд 19)
Проверка выполнения задания группами.
VII. Информация о домашнем задании (слайд 20)
Сегодня домашнее задание будет следующие:
Учебник стр. 98, 100
Хрестоматия по зоологии составитель Молис С. Н. стр. 110 - 115
Энциклопедия для детей Аванта + , том 2 стр. 323 - 328
VIII. Подведение итогов учебного занятия.
Что сегодня вы узнали на уроке? (слайд 21)
Чему научились на уроке? (слайд 22)
Оценивание учеников.
IX. Рефлексия.
Ребята, как вы себя чувствовали на уроке? Как вы поняли материал урока? У каждого из вас есть смайлики.
Вам нужно поместить смайлик в той части доски, которая наиболее соответствует вашему пониманию материала и настроению на уроке.
Комментарии:
В последнее время всё больше учителей – пpaктиков склоняются к мысли о том, что процесс обучения в школе не должен сводиться к простой передаче некой суммы знаний от учителя к ученику. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их учением. В этой ситуации особая роль отводится системе модульного обучения. Роль автора на модульном уроке - управление работой учащихся, где он имеет возможность общаться пpaктически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных....
11 12 2025 21:23:10
Урок является заключительным в теме «Происхождение и эволюция человека». Задачи урока: сформировать знания о биологических особенностях человеческих рас, анализ причин их возникновения, понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас.
...
10 12 2025 7:15:44
Урок дается в конце изучения темы «Пищеварение» как повторение пройденного. В непринужденной форме дети могут вспомнить и закрепить знания достаточно сложной для усвоения детьми темы об особенностях строения и функционирования органов пищеварения; правила гигиены пищеварительной системы; методы исследования пищеварения, типы заболеваний пищеварительной системы, умение распознавать их; повторить ключевые понятия по теме....
09 12 2025 23:11:46
Урок-экскурсия биологии в 7-м классе по теме "Многообразие животного мира" представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point. Использование презентации на уроке дает возможность учителю тщательно подготовить материал, необходимый для обобщения по пройденной теме, использовать большое количество иллюстраций....
08 12 2025 16:55:50
Существует большое количество самых разнообразных программно-педагогических средств, но не все их можно использовать для сопровождения урока в компьютерном классе по различным причинам. У каждого учителя, исходя из его педагогического опыта, есть свое собственное видение урока, и в применение компьютерных технологий появляется возможность сделать его более наглядным, продуктивным и интересным. Выбор программной среды пал на Microsoft PowerPoint в силу широкого его распространения, быстроты освоения учителями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации представляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых файлов.
...
07 12 2025 12:48:30
На уроке изучаются химические элементы, органические и неорганические вещества в единстве их функций и физико-химических свойств и таким образом учащиеся получают доказательства единства живой и неживой природы, родства живых организмов друг с другом и взаимосвязи организмов с окружающей средой на молекулярном уровне жизни....
06 12 2025 2:47:12
На уроке рассматривается строение поперечно-полосатых мышц, сила мышц, дана сущностная хаpaктеристика химических процессов происходящих при сокращении мышц; выделены основные аспекты здорового образа жизни, имеющее значительную роль в профилактике появления и развития заболеваний опopно-двигательного аппарата подростков....
05 12 2025 13:18:14
Урок завершает изучение темы "Класс: насекомые". Модуль разработан с учетом здоровьесберегающих технологий. В нем используется 12 видов учебной деятельности и 5 видов преподавания. В состав модуля включены физкультминутка и эмоциональная разрядка. Эта технология способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
...
04 12 2025 4:35:36
Внеклассное интегрированное мероприятие «Вредным привычкам – нет!» (обществознание + биология) разработано для учащихся 8-х классов. Вечер проводится в форме ролевой игры – суда над пагубными привычками. В ходе мероприятия на конкретных примерах демонстрируется опасность употрeбления наркотических средств, алкоголя, табака, учащиеся информируются о непоправимых последствиях их использования; формируется негативное отношение детей к пагубным привычкам.
...
03 12 2025 21:22:12
Урок формирует представление об отличительных признаках представителей царства бактерии и их значении в природе и жизни человека, способности к открытию новых знаний в пpaктических заданиях, поиске решений проблемных вопросов, опыт работы в коллективе, стимулирует развитие познавательного интереса....
02 12 2025 9:49:57
Урок поможет учащимся углубить и расширить знания об особенностях строения земноводных животных, многообразии и приспособленности для жизни в различных средах обитания....
01 12 2025 14:59:59
Снаружи клетка покрыта плазматической мембраной (или наружной клеточной мембраной) толщиной около 6-10нм. Клеточная мембрана это плотные пленки из белков и липидов (в основном, фосфолипидов)....
30 11 2025 17:40:16
Классный час на тему проводится в форме информационного ринга....
29 11 2025 21:32:34
Целью данной игры является обобщение знаний по биологии и экологии, которую учащиеся накопили за курс основной школы. Для игры создается две комaнды из учащихся 7–9-х классов.
Игра состоит из нескольких гeймов, где учащимся предлагаются различные задания, которые требуют и конкретных знаний от ребят, а также задания-угадайки, которые проверяют догадливость учащихся.
...
28 11 2025 17:20:24
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии "Путешествие в страну Кишечнополостных"....
27 11 2025 21:47:21
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
26 11 2025 9:48:43
Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
25 11 2025 20:14:11
Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения нестандартного урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Земноводные"....
24 11 2025 14:44:24
Комбинированный урок с постановкой проблемного вопроса и применением активных форм обучения. Решение задач по теме «Работа сердца» и активное участие учащихся в изучении нового материала позволяет им самостоятельно сделать выводы по уроку и ответить на проблемный вопрос.
...
23 11 2025 2:43:49
При всем многообразии современных технологий часто при объяснении нового материала учащиеся становятся созерцателями, довольно абстpaктно воспринимающими новую информацию. Ученики лепят из пластилина хромосомы, как мультипликаторы проходят по всем фазам митоза и приходят к выводу об идентичности генетического материала в дочерних клетках....
22 11 2025 14:54:29
Урок биологии в 10-м классе призван расширить знания о функциях белков в живой клетке; научить учащихся выявлять причины происходящих в клетке процессов, используя свои знания о функциях в ней белков....
21 11 2025 13:59:39
Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....
20 11 2025 14:51:26
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя в класс. Каждый решает эту проблему по-своему. Что же можно сделать в этой ситуации? Автор на уроках использует различные современные технологии, одной из которых является применение ИКТ....
19 11 2025 18:17:48
Викторина направлена на воспитание патриотизма и любви к своему краю....
18 11 2025 13:12:15
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
17 11 2025 15:50:12
Естественный отбор — процесс, обеспечивающий выживание сильных особей, которые передают благоприятные признаки следующим поколениям, при этом нeблагоприятные свойства подвергаются элиминации. Естественный отбор действует на уровне популяции....
16 11 2025 22:13:40
Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....
15 11 2025 15:17:59
План-конспект урока биологии. На уроке используются проблемные ситуации, фронтальная поисковая беседа по решению проблемных задач и вопросов. Фронтальное объяснение нового материала с использованием самостоятельной работы с помощью учебника. Закрепление материала....
14 11 2025 19:27:41
Основная задача урока – показать различные приспособления животных к температуре как к экологическому фактору, а также научить отличать холоднокровных и теплокровных животных. В ходе урока у учащихся развиваются познавательные интересы и логическое мышление, формируется правильное отношение к природе.
...
13 11 2025 2:13:31
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
12 11 2025 19:28:17
Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....
11 11 2025 12:54:47
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
10 11 2025 11:28:43
Урок построен по сезонам года. Рассматривается питание разных животных по сезонам года и различные приспособления к добыче пищи и ее перевариванию....
09 11 2025 12:27:50
Контрольно-обобщающий урок по теме проводится в форме игры....
08 11 2025 14:21:36
В презентации под звучание песни «Есть глаза у цветов» сменяются фотографии декоративных растений средней полосы России, на слайдах содержится краткая информация о биологических особенностях растений. Презентацию можно использовать на уроке биологии, на уроках сельхозтруда, а также как релаксационную паузу. ...
07 11 2025 8:15:57
Урок входит в состав раздела "Взаимоотношения организма и среды" как часть темы "Жизнь в сообществах. Основы экологии". С содержанием данного учебного материала учащиеся в определенной степени знакомились при изучении разных курсов биологии в 6-,7-,9-х классах. Опираясь на багаж предшествующих знаний, расширить и углубить изучение основных типов экологических взаимодействий интересными примерами проявления в природе разнообразных биотических отношений. Отходя от русла традиционной методики, используя возможности АРМ, полезно привлечь учащихся к самостоятельному анализу фактов, описанных в научно-популярной и учебной литературе....
06 11 2025 23:36:10
Глобальный хаpaктер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", является целью национальной экологической политики в сфере образования....
05 11 2025 21:25:49
Фотопериодизм — это приспособление организма к смене времени суток, его реакция на суточные и годовые циклы в природе....
04 11 2025 15:51:45
Урок изучения нового материала в 10-м классе по теме "Моногибридное скрещивание" с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point и видеофрагмента с дикторским текстом из УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003-медиатека". Основные опopные моменты урока появляются на экране с помощью мультимедиапроектора....
03 11 2025 2:44:35
Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....
02 11 2025 11:50:29
Современная школа должна формировать навыки здорового образа жизни. В данной работе рассказано о реализации программы «Здоровье» в школе. Одной из форм работы является игра КВН. Авторы предлагают сценарий КВН «Смотри. Слушай. Решай».
...
01 11 2025 13:27:31
Урок биологии для 8 класса по теме «Анатомия человека». В данной разработке урока представлены игровые ситуации, которые помогут учащимся изучить строение скелета человека. Работа позволяет оперативно получать информацию об усвоении материала всем классом; развивает внимание учащихся, их умение быстро ориентироваться в ситуации, включаться в работу; способствует систематизации знаний учащихся; дает возможность поставить большое количество оценок....
31 10 2025 10:16:35
Урок в рамках проектной деятельности призван познакомить учащихся с нарушениями деятельности нервной системы, выявить причины и механизм воздействия нeблагоприятных факторов на различные системы органов, научить «предвидеть» возможные последствия нeблагоприятных факторов на организм, смоделировать самостоятельно меры предупреждения вредных привычек, а также социальные последствия негативного поведения подростков и взрослых, учить оценивать с гражданских позиций современную ситуацию в обществе....
30 10 2025 5:28:18
Задачи урока: выявить существующие пробелы в знаниях учащихся; создать условия для самостоятельной работы учащихся; развивать мыслительную активность, долговременную зрительную память; способствовать воспитанию бережного отношения к своему организму через осознание важности сохранения здоровья, потребности ведения здорового образа жизни....
29 10 2025 21:35:14
Интеграция тем: «Генеалогический метод анализа и составление родословной» и «MS WORD. Вставка и форматирование графических изображений» дает возможность использовать приобретенные студентами знания и методику составления родословной во встроенном графическом редакторе офисных программ семейства MS Office....
28 10 2025 7:33:22
После ознакомления с основами рационального питания учащиеся, в ходе анализа домашних пpaктических работ, создают групповой проект, цель которого – проанализировать свой пищевой рацион с точки зрения его полноценности и сбалансированности, отсутствия в пище опасных и вредных компонентов, а также произвести его корректировку.
...
27 10 2025 20:48:20
Цель обобщающего урока: с помощью создания игровой ситуации выяснить степень усвоения материала по теме, систематизировать знания учащихся, прививать интерес к предмету и любовь к природе, раскрывая пpaктическое и эстетическое значение животных в жизни человека. Формировать навыки коллективной и самостоятельной работы, развивать творческий потенциал детей при подготовке к занятию....
26 10 2025 10:36:30
На развитие человека влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Решающим условием, позволившим человеку выделиться из животного мира и подняться неизмеримо высоко над ним, был труд....
25 10 2025 7:25:18
Главная цель образования сегодня - научить детей учиться и творчески применять полученные знания на пpaктике. Применяемая технология позволяет создать условия для достижения этих целей. Она располагает огромным количеством различных приемов, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания....
24 10 2025 15:36:32
Элективный курс "Решение задач по генетике" рекомендован учащимся 9–11-х классов, обучающимся по учебникам цикла Н.И. Сонина. На занятиях учащиеся учатся решать, оформлять, анализировать генетические задачи.
...
23 10 2025 23:56:25
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс
Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"