Лаборатория фитоинвазий    

Конспект урока "Особенности внешнего строения и образа жизни представителей класса Земноводные"

Цель: создать условия для построения нового знания учащимися о позвоночных животных, начавших осваивать наземно-воздушную среду обитания, через активизацию познавательного интереса различными видами интерактивной деятельности.

Задачи:

  • Создать условия для построения нового знания  о внешнем строении позвоночных животных, освоивших две среды обитания по средствам активизации знаний о внешнем строении рыб и беспозвоночных животных.
  • Создать условия для понимания учащимися взаимосвязи внешнего строения животных с условиями внешней среды как адаптационного свойства.
  • Создать условия для развития умения находить (выявлять) усложнение во внешней организации животных в связи с сочетанием двух разных сред обитания.

Класс разбивается на 4 группы.

Конспект урока.

I. Организационный момент (1 минута)

II. Введение в тему урока (5 минут)

На экране экспонируется слайд с разными земноводными. Учитель ставит перед  всеми учащимися класса следующие вопросы:

1. Кого мы видим с Вами на экране?
2. К какой систематической группе Вы их отнесете?
3. Что Вам известно об их образе жизни?

Совершенно верно эти животные относятся к классу Земноводные или Амфибии. Предположите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? а как будет звучать, по Вашему мнению, тема урока? Учитель открывает доску, на которой записана  дата и тема урока « Особенности внешнего строения и образ жизни представителей класса Земноводные». Какой, по Вашему мнению, должна быть цель нашего урока, что мы должны сегодня узнать? С их особенностями строения и образа жизни мы с Вами сегодня и будем знакомиться.

Давайте вначале попробуем дать названия систематическим категориям, к которым эти животные относятся.

III. Систематика

Проектируется на экране, вначале выясняем, какие есть систематические категории, а затем их названия для данных животных. Латинские названия зачитывает учитель. Учащиеся в тетради вклеивают листочки с систематическим положением земноводных из конверта № 1, представленную в тексте ниже

Тип Хордовые – Chordata
Подтип Позвоночные или черепные – Vertebrata
Надкласс Четвероногие – Tetrapoda
Класс Амфибии – Amphibia
Отряд Бесхвостые – Anura (Ecaudata)
Отряд Хвостатые – Urodela (Caudata)
Отряд Безногие – Apoda. [6]

IV. Актуализация знаний  (2 минуты)

Что вас смущает в предложенной систематике? Для всех ли отрядов класса Земноводные Вы можете привести примеры животных? Давайте попробуем привести примеры. И так отряд Безногие нам с Вами не знаком из личностного опыта, что вполне справедливо.
(возможный комментарий учителя) Отряд Безногие земноводные или червяги, – пожалуй, самые необычные по внешнему виду амфибии. Они напоминают крупных дождевых червей или змей. Большая их часть обитает под землей в тропических странах. В связи с роющим образом жизни червяг глаза у них оказались под кожей. Взамен зрения у них хорошо развились осязание и обоняние.
Кормятся они червями и другими мелкими обитателями почвы. Большинство червяг так отвыкли от воды, что, попав в нее, они тонут – исключительный случай для земноводных! Хотя отдельные червяги, напротив, постоянно живут в воде. Некоторых других часто находят в термитниках, где они, видимо, и обитают. [6]

Подумайте минутку и скажите: Что значит земноводные или амфибии? А теперь давайте разберемся, что из сказанного действительно правильно.

V. Изучение нового материала

Для этого по группам вам предстоит выполнить задания из конверта № 2: Дайте характеристику мест обитания и образа жизни одного из отрядов класса Земноводные (1. Хвостатые, 2. Бесхвостые, 3. Безногие, 4. Общая характеристика для всего класса Земноводные). На эту работу Вам дается 3 минуты. А затем один представитель группы сообщает всем кратко информацию о заданном отряде.

Дополнительная информация: Жизненная обстановка амфибий весьма разнообразна. Среди них есть чисто водные формы, никогда не выходящие на сушу. Большинство их принадлежит к хвостатым амфибиям. Только немногие бесхвостые также живут исключительно в воде.
Большинство бесхвостых ведут полуводный образ жизни. Многие зимуют также в воде. В остальное время эти виды живут на суше и часто уходят от водоемов на большие расстояния. Таковы жабы, бурые лягушки, огненная и кавказская саламандры. Зеленые лягушки также много времени проводят вне воды, но от водоемов далеко не уходят и при опасности одним прыжком скрываются в воду.
Среди бесхвостых есть виды, живущие главным образом на деревьях. В большинстве это обитатели тропических лесов. Наши квакши лазают по деревьям при помощи больших округлых присосок, расположенных на концах пальцев и богатых железами, выделяющими клейкий секрет.
Лягушки живут почти по всей территории бывшего Советского союза, кроме Крайнего Севера Сибири и высокогорных районов. Живут они в сырых местах: в болотах, влажных лесах, по берегам пресноводных водоемов или в воде. Поведение лягушек во многом определяется влажностью. В сухую погоду некоторые виды лягушек прячутся от солнца, зато после его захода или в мокрую, дождливую погоду наступает время их охоты. Другие виды живут в воде или у самой воды, поэтому они охотятся и днем.
Еще одна группа амфибий – это роющиеся в земле виды. К ним относятся почти все безногие – обычно обитатели толщи почвы, редко выходящие днем на поверхность. Среди бесхвостых также есть виды, могущие глубоко закапываться в землю. Такова, например, чесночница. Однако для подавляющего большинства лягушек почва служит лишь местом временного нахождения, а не постоянной средой обитания, как для безногих наземных земноводных.
Хотя амфибии, как это показано выше, живут в разнообразных средах, их общее географическое распространение связано с наличием весьма специфических жизненных условий. Основные из них следующие: тепло, наличие водоемов, значительная влажность воздуха, определенный химизм воды и почвы.
Засушливый жаркий климат весьма неблагоприятен для амфибий. Имея тонкую кожу, они теряют много влаги из тела. Верхний температурный предел жизнедеятельности для большинства видов лягушек равен примерно + 40оС.
Лучше других засушливые условия переносят жабы, что связано с ороговением их эпидермиса, защищающего тело от иссушения. Кроме того, жабы ведут ночной образ жизни и в силу этого избегают действия дневного зноя. Жабы обитают даже в пустынных областях Средней Азии, где встречаются, однако, только в оазисах.
Амфибии не могут жить в соленой воде или сильно засоленных почвах. [1, 2, 4, 5, 6, 7, 8]

Итак мы с вами выяснили, какие условия характеризуют места обитания класса Земноводные, и какие особенности образа жизни в связи с этим у них появились.
А теперь давайте попробуем предположить, как могли появиться такие животные. Предположите от кого произошли земноводные? В вашем распоряжении 1 минута для обсуждения в группах и от каждой группы выступает один человек с предположением. Здесь учитель обращает внимание учащихся на сравнение класса Земноводные с классом Рыбы.
Далее демонстрируется схема «Эволюционное древо происхождения земноводных и пресмыкающихся» с комментарием учителя (рисунок 1 из конверта № 3 вклеивается в тетрадь).

Возможный комментарий учителя. Происхождение земноводных представляет исключительный интерес. В данном случае мы имеем дело не только с возникновением еще одного нового класса животных, но и с появлением позвоночных в новой, наземной среде обитания. Выход позвоночных из водной среды на сушу привел их к столкновению с новыми и значительно более разнообразным условиям жизни, обусловил новые сложные пути их эволюционного развития, приведшие к появлению в последующем высших групп: рептилий, птиц и млекопитающих.
Переход позвоночных от водного к наземному образу жизни должен был сопровождаться появлением в основном двух решающих приспособлений: дыхания кислородом атмосферы и передвижения по твердому субстрату.
Другими словами, жаберное дыхание должно было замениться легочным, а конечности типа плавника – пятипалыми конечностями, представляющими многочленный рычаг, служащий для опоры тела о твердый субстрат.
Намеки на появление указанных приспособлений мы встречаем среди разнообразных групп рыб. Известны случаи, когда рыбы на то или иное время выходят из воды.
В конце девона в пресных водоемах появились первые амфибии – ихтиостегиды. Они были настоящими переходными формами между кистеперыми рыбами и земноводными. Так, у них имелись рудименты жаберной крышки, настоящий рыбий хвост. Кожа была покрыта мелкой рыбьей чешуей. Однако наряду с этим они имели парные конечности типа пятипалых конечностей наземных позвоночных. Ихтиостегиды жили не только на суше, но и в воде.
В карбоне возникла вторая основная ветвь первичных амфибий – лепоспондилы. Они имели мелкие размеры и были хорошо приспособлены к жизни в воде. Некоторые из них вторично утратили конечности. Начальные их формы просуществовали до середины пермского периода. Полагают, что они дали начало отрядам современных амфибий – хвостатых и безногих.
Все ранние вымершие амфибии, которых иногда именуют стегоцефалами, характеризовались сплошным панцирем из кожных костей, покрывавшим черепную коробку сверху и с боков, так что оставались отверстия только для ноздрей, глаз и теменного органа. Стегоцефалы дожили до начала мезозоя. Современные же отряды амфибий появляются только в конце мезозоя (конец юры – начало мела). [1, 2, 4, 5, 6, 7, 8]

Эволюционное древо происхождения земноводных и пресмыкающихся (рисунок 1).

Мы с Вами уже многое выяснили про особенности и происхождение класса Земноводные, но ни чего еще конкретного не сказали об их внешнем строении. Вначале посмотрите внимательно еще раз на представителя, который находится в сосуде, а затем выполните задание. У Вас на столах конверт № 4 с заданием по внешнему строению на эту работу Вам отводится 5 минут.
Сделать в тетради рисунки головы (найти и подписать глаза, веки, ноздри, барабанная перепонка) и конечностей (найти и подписать передняя: плечо, предплечье, кисть – свободные пальцы; задняя конечность: бедро, голень, стопа – пальцы соединенные плавательной перепонкой). Задание проверяем при помощи слайдов.

У Вас на столах остался последний конверт № 5 в нем задание об особенностях внешнего строения на примере лягушки (обратите внимание на преподавательский стол, здесь у нас с Вами в сосуде находится – шпорцевая лягушка альбинос) связанного с необходимостью ее пребывать в одной из сред обитания. В тетради делаете таблицу из двух граф, учитель вместе с учащимися чертит таблицу, и затем в группе заполняете только свой столбик, а второй заполняем во время проверки через 5 минут. (2 группы 1 графа, 2 группы 2 графа)

Особенности, связанные с образом жизни:

Приспособления к обитанию в водной среде Приспособления к обитанию в наземно-воздушной среде
1. Плавательная перепонка между пальцами (на задней конечности) 1. Наличие конечностей наземного типа
2. Обтекаемая форма тела, уплощенная в спинно-брюшном направлении 2. Уплощенная форма тела
3. Тело покрыто голой кожей со слизью, уменьшающей трение о воду 3. Тело покрыто слизью, предотвращающей высыхание тела (организма)
4. Глаза и ноздри, способные закрываться, находятся на возвышенностях головы 4. Глаза имеют веки и слезные железы
  5. Барабанные перепонки

Вывод: Земноводные во внешнем строении имеют …(черты приспособленности к возможности обитать как в водной, так и в наземно-воздушной средах.)

VI. Закрепление (2 минуты)

Итак мы сегодня с вами познакомились с Классом …, объединяющим в себя … и входящий в надкласс…, подтип … и  тип… А какие особенности есть у этого класса в связи с водным образом жизни? А какие особенности связанны с наземным образом жизни? От кого произошли современные земноводные? (Отвечают по очереди группы, на которые указывает учитель).

VII. Рефлексия (2 минуты)

– Подумайте, какие у Вас остались вопросы по сегодняшней теме урока. Задайте их.

VIII. Домашние задание.

§36 стр.175-178 ? 2 – письменно.

IX. Подведение итогов

Выставление отметок за работу на уроке.

Использованная литература:

1. Биология: Животные: Учеб. для 7-8 кл. сред. шк./Б.Е.Быховский, Е.В.Козлова, А.С.Мончадский и др.; Под ред. М.А.Козлова. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 1990. – 256 с.: ил.
2. Быховский Б.Е., Дольник В.Р., Козлов М.А. Биология: Животные. Учебник для 7-8 кл. общеобразовательных учреждений/Под общей ред. Академика М.А.Козлова. – СПб.: Специальная Литература, 1999. – 335 с.: ил.
3. Земноводные и пресмыкающиеся. Атлас. Учебное пособие. – СПб.: ЧеРо-на-Неве, М.: издательство МГУ, 1999. – 32с., ил.
4. Зоология. Учебник для 6-7 классов средней школы./ под редакцией академика Б.Е.Быховского. 2-е изд.- М.: Просвещение, 1970.
5. Константинов В.М, Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы/Под ред. В.М.Константинова, И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Графф, 2003. – 304 с.:ил.
6. Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных. – Ч. 1.- Низшие хордовые, бесчелюстные, рыбы, земноводные: Учебник для биолог. Спец. Ун-тов. – М.: Высш. Школа, 1979. – 333 с., ил.
7. Наумов С.П. Зоология позвоночных: Учебник для студентов пед. ин-тов по биол. Спец. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 464 с., 6 л. Ил.
8. Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология: Животные: Учеб. для 7-8 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1993. – 256с.: ил.

Приложение 1

Приложение 2 (Презентация)



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

У учащихся формируется система знаний о генетическом определении пола у человека и наследовании, сцепленным с полом; понятие о механизме хромосомного определения пола....

25 11 2020 2:32:51

Отдаленная гибридизация растений и животных, потомство

Отдаленная гибридизация — это такое скрещивание, при котором выбранные пары относятся к разным видам или родам, то есть отдаленные друг от друга не географически, а родственно. Цель отдаленной гибридизации заключается в получении особей, которые сочетают в себе ценные признаки и свойства различных видов....

24 11 2020 5:30:24

Система использования проектной деятельности учащихся 5–6-х классов на уроках природоведения и биологии

Автор статьи делится опытом педагогической деятельности по использованию личностно ориентированных технологий, в том числе метода проектной деятельности. Работа в данном направлении носит последовательный и системный характер....

23 11 2020 12:30:54

Проблемное обучение на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Статья посвящена вопросам применения технологии проблемного обучения на уроках биологии для повышения активизации познавательной деятельности учащихся; предлагается система различных методов и форм обучения, направленнуая на реализацию проблемно-поисковой деятельности учащихся. ...

22 11 2020 16:53:23

Игра-викторина "Что? Где? Когда?" "По страницам Красной книги Алтайского края"

Игра " Что? Где? Когда?" « По страницам Красной книги Алтайского края» позволит интересно провести не только урок, но и внеклассное занятие. Цель игры: привлечь внимание учащихся к проблемам охраны животных и растительных объектов Алтайского края, занесенных в Красную книгу, формирование ответственного отношения к природной среде и ее обитателям....

21 11 2020 15:29:14

Урок-игра по биологии "Класс насекомые". 7-й класс

Обобщающий урок проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. Для победы в игре учащиеся должны целенаправленно наблюдать, выделять существенные признаки, делать умозаключения, анализировать. Такая форма способствует повышению интереса к предмету, позволяет осмыслить пройденный материал. В работе представлен иллюстративный материал. ...

20 11 2020 16:39:38

Урок биологии в 8-м классе с использованием интерактивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интерактивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

19 11 2020 18:42:16

Описание научно-методического опыта исследовательской деятельности учащихся в гимназии № 122 г. Казани

Проектная деятельность даст возможность выйти за рамки урока и представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования. О результативности проектной деятельности свидетельствует и успех в научной работе учеников, поступивших в высшие учебные заведения. Здоровье человека закладывается в детстве, что определяет важное значение исследования детской популяции. При этом здоровье рассматривается как способность детского организма в процессе роста и развития адаптироваться к условиям жизни. ...

18 11 2020 6:17:30

Кроссворд – нетрадиционная форма проверки знаний (из опыта работы)

В обучении биологии, помимо традиционных форм и методов проверки знаний и умений применяются и нетрадиционные. Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ. В качестве нетрадиционного метода контроля знаний используются кроссворды. Решение кроссвордов – полезное занятие для развития логического мышления. Они позволяют одновременно вспомнить забытую информацию и приобрести новую. С помощью такого метода можно установить уровень предметной терминологической грамотности....

17 11 2020 2:22:25

Элективный курс "Как прожить до ста лет" на тему "Ароматические вещества и их значение для человека"

Материалы занятия элективного курса можно использовать как внеклассное мероприятие по биологии либо занятие факультатива по биологии. Используемая в занятии презентация помогает более наглядно и ярко раскрыть историю ароматических веществ, дать понятия состава ароматических веществ и охарактеризовать способы их добычи, раскрыть понятие ароматерапии, парфюмерии, духов. Занятие способствует эстетическому воспитанию учащихся. ...

16 11 2020 13:21:28

Лишайники: особенности строения, питания и размножения

Лишайники — комплексные организмы, слоевище которых представляет собой объединение гриба и водоросли, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом....

15 11 2020 1:31:57

Методика урока в 7-м классе по биологии. Раздел "Животные"

Представлен материал " Формирование ключевых компетенций на уроках биологии в 6-х, 7-х классах". В работе приводятся конспекты уроков по биологии в 6-м классе на тему " Органы цветковых растений"; в 7-м классе на темы " Многообразие пресмыкающихся" и " Места обитания и внешнее строение земноводных" ....

14 11 2020 11:11:36

Урок биологии в 7-м классе по теме "Экологические группы птиц"

При проведении данного урока используется интерактивная доска Aktiv Board, которой дети хорошо владеют. На уроке можно услышать голоса птиц, проверить свои знания об основных признаках птиц, нажимая на цифры в флипчарте, расположенные справа. Интерактивная доска предоставляет большие возможности в составлении анимации, которая на данном уроке применялась во флипчарте « Жизнь птиц водно-болотных угодий. ...

13 11 2020 20:30:35

Конструкторское бюро живой природы

Автор знакомит учащихся с некоторыми достижениями технической науки, использующей особенности строения и жизнедеятельности насекомых для совершенствования существующих аппаратов, приборов и создания новых механизмов и технических систем....

12 11 2020 8:57:20

Урок в 10-м классе "Оплодотворение, зародышевое развитие организмов"

Урок расширяет знания учащихся о процессе оплодотворения и формирует знания о процессе зародышевого развития организмов....

11 11 2020 6:56:26

Разработка урока "Медицинские профессии" в рамках элективного курса "Биология и профессии"

Представленный материал является разработкой одного занятия элективного курса « Биология и профессии». Элективный курс изучается в 11-м классе. Курс предполагает следующие задачи: просвещение учащихся о профессиях и специальностях, связанных с биологией; расширение знаний о практическом применении биологических знаний; формирование и развитие элементарных профессиональных умений и навыков и пр....

10 11 2020 19:25:31

Урок–сказка "Чудо–листья" (6-й класс)

Без чего люди не могут жить? Важная роль в решении данного вопроса принадлежит листьям - это настоящие фабрики кислорода. На уроке в игровой форме учащиеся знакомятся со строением и типами листьев; последовательностью этапов и необходимыми условиями для процесса фотосинтеза. ...

09 11 2020 19:56:40

Генетическое определение пола

Представлен урок биологии, на котором учащиеся получают новые знания о генетике человека. ...

08 11 2020 15:50:11

Нарушения деятельности нервной системы под влиянием психоактивных веществ

Занятие преследует цель углубить и расширить знания учащихся по проблеме влияния психоактивных веществ на организм человека. Большая часть занятия посвящена рассмотрению вопроса механизма воздействия наркотиков на нервную систему. Содержание лекции учителя подкрепляются слайдами презентации....

07 11 2020 23:18:54

Урок: "Пищеварение в ротовой полости"

Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....

06 11 2020 8:10:58

Модульный урок в профильном классе по теме "Гаметогенез"

Задача урока – сформировать у учащихся систему основных понятий об этапах образовании половых клеток у животных и человека и организовать теоретическое исследование нового материала по изучению основных изменений, происходящих с клетками в различных зонах гонад, работая в парах....

05 11 2020 0:32:15

Урок биологии в 7-м классе "И небо без птиц не небо…"

Представлен урок обобщения и контроля знаний в форме игры-соревнования с использованием И К Т (презентации). Познавательная деятельность организована через групповую и индивидуальную работу с использованием сравнительно-аналитического, поисково-репродуктивного методов работы. Представлены задания, требующие умений применять полученные знания в новых условиях, анализировать, сопоставлять, обобщать, логически мыслить. ...

04 11 2020 10:28:48

Решение генетических задач. Анализ и составление родословных

Урок помогает познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных; научиться составлять и анализировать родословные....

03 11 2020 9:51:48

Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии

В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса « Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: « Проводы зимы», « Масленица» и т.д....

02 11 2020 3:37:30

Авторская программа "Человек и природа"

Программа предпрофильного образования « Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

01 11 2020 19:57:19

Зрительный анализатор "Чудесное яблоко"

На уроке формируются знания о строении и функции глаза и его частей, о гигиене органа зрения. Для активизации познавательной деятельности используются задания практического характера, на основе которых обучающиеся делают выводы, как сберечь своё зрение....

31 10 2020 1:48:56

Элективный курс: "Информационные технологии в курсе биологии"

Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием П К....

30 10 2020 4:12:17

За здоровый образ жизни. 8-й класс

Цель урока: формировать у учащихся представления о здоровом образе жизни; разъяснить, как влияет на организм человека никотин и алкоголь; сформировать отрицательное отношение к табаку и алкоголю; воспитывать бережное отношение к здоровью как к главной ценности....

29 10 2020 16:43:59

Урок природоведения в 5-м классе "Царства живой природы"

Урок по природоведению в 5-м классе предназначен для первичного ознакомления с основами систематики живых организмов. Учащимся закладывается база для дальнейшего изучения царств живой природы и их классификации. Урок содержит фактический материал, задания на развитие мыслительных процессов у учащихся среднего звена школы, а также красочную мультимедийную презентацию, которая активизирует внимание учащихся на изучаемом материале....

28 10 2020 1:34:52

Урок "Молекулярная структура живого"

Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

27 10 2020 1:52:23

Интегрированный урок по теме "Природа в лирике русских поэтов". 6-й класс

Цель урока – показать разнообразие и выразительность образов родной природы в лирике русских поэтов. « Творческая мастерская», включенная в урок, предполагает развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, формирование читательской культуры, воспитание уважительного отношения к родной природе. Представленные задания направлены на воспитание и раскрытие новых способностей и талантов детей....

26 10 2020 2:17:26

Научное заседание "Знакомые насекомые"

Одним из методов коррекции и развития психических процессов детей с нарушением интеллекта является моделирование. Цель моделирования: обеспечить успешное усвоение знаний об особенностях объектов окружающего мира, о существующих между ними связях и отношениях, более точном описании этих объектов в устной речи. Данное внеклассное мероприятие – научная конференция проводится с разновозрастными учащимися, способствует формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал. ...

25 10 2020 2:36:50

Основные закономерности генетики. 9-й класс

На уроке используются проблемные ситуации, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. В ходе групповой работы учащиеся распределяют обязанности внутри группы, самостоятельно ставят проблему, выдвигают гипотезы, решают, делают выводы....

24 10 2020 19:47:20

Технологические карты на уроках биологии

Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. Предлагается несколько технологических карт уроков в 9-м классе по теме « Основы учения о клетке» (программа: И. Н. Пономарева « Основы общей биологии; учебник: И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова « Основы общей биологии», 9-й класс)...

23 10 2020 4:26:28

Многообразие земноводных, их значение и охрана

Цель урока: формировать умения узнавать изученных земноводных; обосновывать принадлежность к определенной систематической категории; обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше....

22 10 2020 19:46:15

Фауна моего дома

В статье описана роль животных в жизни человека. Характеризуются все обитатели жилища человека; выявляется влияние живых организмов на здоровье человека, взаимосвязь состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры как среды его обитания....

21 10 2020 9:33:53

Обобщающий урок по теме "Кровь и кровообращение" в 8-м классе

Урок систематизирует знания, полученные при изучении темы, повторяет термины, значение сердца, данные кардиологии, влияние вредных веществ на сердечно-сосудистую систему; закрепляет: умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечения. ...

20 10 2020 8:27:25

Урок-путешествие "Многообразие птиц"

Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в команде....

19 10 2020 17:23:41

Как размножаются живые организмы

Задачи урока: организовать усвоение понятий: «размножение», «бесполое размножение», «половое размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш», «гермафродит»; провести сравнение (найти сходство и различие) живых и неживых организмов; создать условия для формирования понятия «размножение» как общего свойства живых организмов....

18 10 2020 3:53:50

Обобщающий урок в 7-м классе по теме "Хордовые животные"

Задачи урока: систематизировать, обобщить и углубить знания по теме; научить учащихся выделять главное, сравнивать и обобщать, использовать различные источники для углубления знаний и расширения кругозора; активизировать познавательный интерес к природе, формировать экологическое мышление....

17 10 2020 16:30:50

Органы дыхания: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие

Органы дыхания выполняет функцию газообмена, однако принимает участие также в таких важных процессах как терморегуляция, увлажнение воздуха, водно-солевой обмен и многих других. Из полости носа через хоаны воздух поступает в носоглотку, из нее в ротоглотку, а затем — в гортань. Нижний отдел гортани переходит в трахею....

16 10 2020 17:22:32

Урок биологии по теме "История зубной щетки"

Зубная щётка - одно из величайших изобретений человечества - это основная составляющая личной гигиены человека. Человек обязательно должен ухаживать ежедневно за полостью рта с помощью зубной щётки, ведь это не только здоровые зубы и дёсны, а это в целом это наше здоровье. Ухаживая за полостью рта с помощью зубной щётки, мы бережём своё здоровье. Презентацию можно использовать на уроке биологии в 8-м классе при прохождении темы " Пищеварительная система человека"....

15 10 2020 15:28:37

Статья "Календарно-тематическое планирование и модель урока по теме: Природные сообщества"

В статье приводится календарно-тематическое планирование по теме « Природные сообщества» (6-й класс) в режиме технологии проектов и модель первого занятия « Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме». Эта тема позволяет обобщить знания, полученные за курс биологии 6-го класса, показать практическое применение полученных знаний. ...

14 10 2020 14:13:40

КВН "Источники питательных веществ"

В К В Н-игре принимают участие ученики 8-х классов. Игру проводят во время тематической недели биологии или после прохождения тем " Пищеварение", " Обмен веществ и энергии" и соответствующей подготовки команд-участниц. Данный К В Н также можно провести как внеклассное мероприятие по биологии. ...

13 10 2020 16:34:33

Типы взаимодействия организмов в сообществах

Ни один организм в природе не существует вне связей со средой и другими организмами. Эти связи - основное условие функционирования экосистем. Через них осуществляется образование цепей питания, регулирование численности организмов и их популяций. По этой причине и любое их нарушение не остается бесследным, требует длительного времени для восстановления. В связи с этим экологически обусловленное поведение человека в природе невозможно без знакомства с этими связями и последствиями их нарушения....

12 10 2020 19:53:35

Интеллектуальные игры в нашей школе

Ещё много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: " Школа должна заниматься поиском индивидуальности". Этот тезис абсолютно верен. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, а задача школы - поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. ...

11 10 2020 19:34:28

Урок-повторение по теме "Корень"

Урок биологии, посвященный повторению темы « Корень». Учащиеся вспоминают и закрепляют пройденный материал, развивают чувство командной работы....

10 10 2020 18:57:28

Антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы

Урок построен на принципах личностно-ориентированного обучения. Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о влиянии человека на различные объекты природы. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников....

09 10 2020 4:38:40

Урок биологии по теме "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет"

Урока с презентацией по курсу « Человек и его здоровье» по программе В. В. Пасечника включает разноуровневые задания для учащихся, применимые как в ходе изучения нового материала, так и для его закрепления....

08 10 2020 11:51:55

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

Сценарий урока в форме интеллектуальной игры « Своя игра» для учащихся 5-х классов....

07 10 2020 18:52:12

Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу

Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....

06 10 2020 9:28:20

Изучение трутовых грибов в природных сообществах

Данная работа позволяет ознакомить учащихся с трутовыми грибами, поможет им овладеть методикой изучения трутовых грибов в природных сообществах, а также оценить роль трутовых грибов в изучаемых сообществах. Данные, собранные в ходе исследования, являются основой для написания исследовательских работ, позволяют преподавателю использовать их в своей работе....

05 10 2020 16:38:46

Методическая разработка урока биологии на тему "Витамины". 8-й класс

Урок разработан применительно к учебнику Колесова Д. В., Маш Р. Д., Беляева И. Н. « Биология. Человек. 8 класс». Урок открытия нового знания, на котором формируется представление о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека. Подобраны задания, развивающие умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, выбирать главное, работать с натуральными объектами. Применяются интерактивные технологии, технологии развивающего обучения....

04 10 2020 9:52:22

Руководство к работе с атласом-определителем

Деревья, знакомые с лета, зимой могут о многом рассказать. Цель работы: говорить на одном языке с природой, стать ее органичной составляющей. Атлас-определитель учит читать описание растения. Рассмотрены отличительные признаки деревьев в период покоя....

03 10 2020 5:38:20

Технология составления генологического древа

Изучение внешних (фенотипических) признаков не теряет своей актуальности до сих пор. Наверное, каждый из людей задавался вопросом, на кого он или она похож или похожа. Или, например, родители новорожденного ребенка спорят о том, чьи из них фенотипические данные малыш унаследовал. Изучение фенотипических признаков играет немаловажную роль и при установлении родства, ведь у кровных родственников хоть в какой-то мере есть схожесть во внешности. Эта работа поможет вам создать свое родословное древо....

02 10 2020 2:54:16

Строение и функции органов дыхания. 8-й класс

Урок проводится по теме « Дыхание», по программе под редакцией И. Н. Понамаревой. Урок первичного изучения знаний. Используются методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, самостоятельная, индивидуальная работа. Формы и приемы контроля: индивидуальная, групповая. Урок интересен видеофрагментами и фотографиями анатомических органов, фактами и случаями....

01 10 2020 6:12:47

Дыхание растений, бактерий и грибов Биология

Для протекания процессов жизнедеятельности всем клеткам необходима энергия. Они получают энергию в процессе дыхания. Дыхание и его значение Дыхание — процесс,...

30 09 2020 3:28:23

Тема урока: "Путешествие по природным зонам"

На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам. ...

29 09 2020 22:46:35

Интеграция традиционных и современных методов преподавания биологии

Одиннадцать лет обучения в школе зачастую пролетают для ребенка, как слайды с картинками. На мой взгляд, используя на уроках новые современные методы (в т.ч. и информационные), мы должны постоянно доказывать нашим детям, что живое слово было, есть и будет основным источником передачи информации от человека к человеку. На своих уроках биологии, говоря о здоровом образе жизни, я давно уже применяю всем известную форму работы " Лекторская группа", но в обновленном варианте. ...

28 09 2020 7:15:58

Интегрированный урок по литературе и природоведению "Пятнышко на карте – "Васюткино озеро". 5-й класс

Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного пространства для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе....

27 09 2020 10:44:39

Урок-панорама "Наследственные заболевания"

Урок проводится в форме презентации. Для достижения целей используются информационные технологии, позволяющие получить знания в интересном, доступном виде. Урок строится на творческой деятельности учащихся, самостоятельном добывании знаний и представлении на публике. ...

26 09 2020 2:17:37

Урок "Происхождение человека"

Урок биологии по теме « Происхождение человека» проводится в 5-м классе по программе Н. И. Сонина « Биология». Программа предусматривает концентрический подход к обучению. На данном уроке через анализ, сравнение, поисковую деятельность учащиеся «самостоятельно» выводят этапы развития человека, его прогрессивные черты. Применяемая на уроке методика проблемного обучения помогает каждому ученику становиться активным участником познавательного процесса. Подготовка учащихся к уроку требует изучение дополнительной литературы....

25 09 2020 12:49:40

Разработка урока по теме "Заболевания органов дыхания" (8-й класс)

Формирование здорового образа жизни учащихся одна из главных задач учителя. Данный урок является одним из способов помочь учащимся в укреплении их здоровья....

24 09 2020 23:17:31

Урок биологии на тему "Кожа и ее производные элементы"

Урок является одним из примеров использования интерактивной методики в обучении биологии. Урок позволяет ученикам освоить большую часть информации о строении кожи и ее производных элементов. Такие уроки вызывают у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала....

23 09 2020 7:33:40

Комбинированный урок "Многообразие одноклеточных, их значение в биогеоценозах и жизни человека"

Урок позволяет сформировать у учащихся понятие о многообразии одноклеточных, особенностях строения и жизнедеятельности представителей типов Споровики, Инфузории, о роли одноклеточных в биосфере. Развивает умения пользоваться различными источниками информации, выделять главное, сравнивать и делать выводы. ...

22 09 2020 15:39:53

Эксперимент в школьном курсе биологии

На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

21 09 2020 18:56:25

Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

Урок биологии в 7-м классе " Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме " Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

20 09 2020 17:16:13

Комплексный урок: "Строение головного мозга"

Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....

19 09 2020 14:40:52

Урок биологии по теме "Разнообразие грибов"

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....

18 09 2020 17:41:59

Урок-тренинг "Я и здоровый образ жизни"

Учащиеся знакомятся с понятием "здоровый образ жизни". Формируется представление о себе, своём здоровье как о самой важной ценности. Созданы условия для первичной оценки подростками своего здоровья. Учащиеся разбираются в том, как вредные привычки влияют на жизнь и здоровье человека....

17 09 2020 18:11:22

Три формы борьбы за существование по Дарвину

Борьба за существование - движущий фактор эволюции, совокупность взаимоотношений особей животного и растительного мира между собой и с окружающим миром. Ученый Чарльз Дарвин выделил три формы борьбы за существование....

16 09 2020 14:26:29

Урок по теме "Отряды насекомых. Бабочки. Равнокрылые. Двукрылые. Блохи"

Урок изучения нового материала расширяет кругозор учащихся о многообразии и значении насекомых. Представлены задания – измерители для проверки знаний и закрепления изученного материала....

15 09 2020 17:52:18

Хвойные растения Амурской области

На уроке учащиеся знакомятся с некоторыми видами голосеменных растений Амурской области, с представителями семейств хвойниковые, сосновые. Развивают познавательный интерес к природе Амурской области. Формируют навыки умения самостоятельно приобретать, обобщать и сравнивать знания....

14 09 2020 23:36:20

Разработка и реализация проекта по теме "Грядут ли генетические войны?"

Данный проект может быть с успехом реализован на занятиях клуба любителей биологии, на уроках при изучении темы « Хранение и реализация наследственной информации». В проекте предусмотрена групповая исследовательская работа над решением проблемных вопросов в рамках решения основополагающего вопроса....

13 09 2020 5:47:21

Урок: "Пищеварение в ротовой полости"

Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....

12 09 2020 2:19:32

Урок по теме "Лишайники"

Урок представлен конспектом и презентацией в Microsoft PowerPoint. По типу урок комбинированный (изучение нового материала с элементами закрепления знаний), а также материалы урока могут быть использованы для обобщения знаний по этой теме и для подготовки к Е Г Э. В ходе урока учащиеся узнают строение слоевища лишайника....

11 09 2020 2:10:11

Урок на тему: "Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших"

Раскрытие особенности строения жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, дать представление об основных типах простейших; дать представления о многообразии одноклеточных, показать особенности строения, жизнедеятельности, продолжить формирование умений сравнивать, обосновать отличительные черты строения одноклеточных. ...

10 09 2020 6:31:37

Урок по биологии в 10-м классе. Тема: "Генетика человека"

Урок по теме " Генетика человека" рассчитан на два академических часа. Отличается четкой организационно-методической структурой. Метод - лекция, сообщения учащихся. Содержательная сторона вопросов урока не только в материале, отобранном учителем для рассказа, но и в выступлениях учащихся, в наглядности, в содержании самодельных и сравнительных таблиц на рабочих местах учащихся. Использованы возможности здоровьесберегающих и компьютерных технологий. ...

09 09 2020 18:53:54

Доказательства эволюции

Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....

08 09 2020 9:17:14

Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч. Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....

07 09 2020 9:29:45

Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)

Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....

06 09 2020 3:59:27

Исследовательская работа: "Основные загрязнители биосферы"

Данная работа предусматривает исследование видов загрязнения, основных загрязнителей биосферы. Цель работы: формирование экологического мышления и основ экологической культуры человека....

05 09 2020 5:22:49

Папоротники, хвощи, плауны. Строение, размножение и развитие

Папоротники распространены фактически по всему земному шару, начиная с пустынь и кончая болотами, рисовыми полями и солоноватыми водоемами. Наиболее разнообразны — в тропических влажных лесах....

04 09 2020 3:50:44

Практикоориентированное обучение на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ-технологии

Материалы публикации помогут учителям при подготовке проблемных уроков, при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях, педагогических советах....

03 09 2020 17:40:35

Информационно-агитационные буклеты "Сохраним природу вместе!"

" Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней" – писал более ста лет назад Лев Толстой. " Далекий отголосок хора мне слышать иногда дано..." – говорил Борис Пастернак. Эти писатели любили природу, очень важно, чтобы и мы имели возможность наслаждаться природой. Ее нужно беречь и приучать всех людей бережно к ней относиться, заботиться о животных и растениях. Где нет любви к природе, там нет любви и к человеку....

02 09 2020 23:55:25

Использование дополнительной литературы на уроках биологии

Для того чтобы полнее изучить явление природы, взаимоотношения человека и природы, ее огромное многообразие и уникальность, величие и в то же время беззащитность, нужно больше читать. Художественное слово, описание картин родной природы в произведениях Шукшина, Тургенева, Пришвина и других классиков позволяют воздействовать на эмоциональный мир ребят, глубже почувствовать красоту природы....

01 09 2020 14:19:45

Урок в 7-м классе по теме: "Соседи по планете - насекомые"

Цель урока: продолжить формирование представлений о многообразии и единстве животного мира. ...

31 08 2020 15:44:31

Основные этапы эволюции животного мира на Земле

Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Учащиеся не только обобщают полученные ранее знания. Использование проблемного задания помогает эффективно стимулировать интеллектуальную деятельность каждого ученика, формированию умений выделять главное, делать выводы....

30 08 2020 17:15:17

План-конспект урока биологии в 7-м классе с применением элементов ТРИЗ "Особенности организации хордовых"

Урок биологии в 7-м классе построен с применением элементов теории решения изобретательских задач ( Т Р И З), а именно: умение формулировать проблему; решение биологических проблем методом контрольных вопросов; организация работы с творческой биографией ученого. ...

29 08 2020 23:35:24

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

" Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: " Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра " Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

28 08 2020 18:54:12

Информационные технологии на уроках биологии

Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему " У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу Е Г Э по биологии....

27 08 2020 20:28:34

Урок-конференция в 8-м классе по биологии "Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

Данный урок является заключительным по теме " Пищеварение". Провожу его в виде конференции, она закрепляет и обобщает изученный материал по данной теме. Учащиеся в нетрадиционной форме общаются, расширяя знания, а тест, предлагаемый в конце урока, позволяет выяснить, не слишком ли много жира употребляют сами учащиеся....

26 08 2020 17:13:38

Бактерии, их роль в жизни человека. Микробное загрязнение Черного моря

Цель урока: раскрытие роли бактерий в природе и жизни человека, введение понятия "бактериальное загрязнение Черного моря"....

25 08 2020 5:15:27

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

24 08 2020 13:41:29

Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология)

На уроке рассматривается ода Ломоносова « Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....

23 08 2020 5:49:46

Химический состав, строение и свойства костей

На уроке учащиеся знакомятся с химическим составом, строением и свойствами костей, учатся оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме....

22 08 2020 2:20:59

Внеклассное мероприятие по теме "Я познаю Байкал"

Представленный материал знакомит учащихся с историей, значением и особенностями озера Байкал, включает викторины, загадки и игры по теме....

21 08 2020 22:40:11

Урок биологии по теме "Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений"

Использование информационных технологий на уроках биологии, позволяет учителю расширить формы и методы работы с обучающимися, стимулируют интерес детей к поиску знаний в различных источниках. В статье представлен план-конспект урока в 6-м классе с использованием компьютерной презентации. При проведении урока используются различные формы работы с детьми, что позволяет каждому обучающемуся чувствовать себя в коллективе, осознавать собственные действия, осуществлять самооценку....

20 08 2020 21:35:37

Разработка модульного урока по теме "Многообразие голосеменных"

Применение модульной технологии обучения позволяет оптимально соотносить предметное содержание с учебными возможностями учащихся и повышает эффективность учебного процесса. Материал содержит план урока для учащихся 7-го класса и необходимое дидактическое сопровождение – модуль урока....

19 08 2020 15:33:30

Проблемный урок по биологии по теме: "Основная функция зеленого листа". 6-й класс

Концепция личностно-ориентированного обучения, которая активно внедряется в современный образовательный процесс, подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, мною используются современные образовательные технологии на уроках биологии, стараюсь максимально приблизить психологический климат на уроке к идеальному, дабы добиться активизации познавательной деятельности учащихся. Результатом моих педагогических исканий являются методические разработки уроков, которые помогают мне реализовать идеи личностно-ориентированного обучения. Одной из таких разработок хочу поделиться с вами. ...

18 08 2020 17:44:54

Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"

Мероприятие знакомит учащихся с легендами и преданиями о цветах, воспитывает бережное отношение к природе. Проводится в сопровождении компьютерной презентации....

17 08 2020 9:10:49

Обобщающий урок-игра "Прощание с ботаникой"

Занятие проводится в 6-м классе по окончании изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов. Урок интересен тем, что учащиеся в игровой форме повторяют изученный материал, проявляют свою эрудицию, смекалку, а также творческие способности. Проведение урока способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных навыков, выработке умения выражать и отстаивать свою точку зрения. ...

16 08 2020 1:28:40

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

15 08 2020 9:59:43

Строение клетки

Цель урока – повторить основные понятия темы « Строение клетки», научиться использовать научную терминологию; систематизировать умение характеризовать особенности прокариот и эукариот. У учащихся развивается познавательная активность, умение применять фактические знания в игровой ситуации. Дети учатся пользоваться цифровым микроскопом....

14 08 2020 13:30:54

Интегрированный урок биологии и русского языка "Целебный огород и фразеологизмы"

Цель урока: узнать значения фразеологических оборотов с названиями культурных растений; уметь пользоваться фразеологическими оборотами с названиями культурных растений; познакомить с целебными свойствами растений....

13 08 2020 10:59:43

Вид. Признаки вида

Конспект и приложения к уроку относятся к разделу общей биологии и могут быть использованы для проведения занятий как в 9-м, так и в 11-м классе. Статья затрагивает понятие «вид» и его основные критерии. Материал не только дает новую тему, но и расширяет биологический кругозор учащихся, развивает способность к систематизации знаний....

12 08 2020 4:14:28

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

Данный урок относится к системе уроков раздела " Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием И К Т, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

11 08 2020 10:49:48

Строение клетки

Урок помогает в игровой форме обобщить и систематизировать знания студентов о строении и функциях органоидов, развить умения студентов проводить учебную дискуссию; отстаивать свою точку зрения, анализировать суждения товарищей....

10 08 2020 11:17:25

Урок-исследование "Основы рационального питания"

Урок-исследование разработан для учащихся 6-х классов общеобразовательных школ, в программу которых включена новая дисциплина «валеология». В процессе учащиеся знакомятся с принципами рационального питания, рассчитывают количество затраченной энергии в сутки, составляют буклет-меню « Суточный рацион питания», который является продуктом урока. ...

09 08 2020 8:10:39

Учебная экологическая тропа

Учебная экологическая тропа используется во время весенних экскурсий по предметам география, биология и в летний период во время работы пришкольного лагеря отдыха. Учащиеся на данной тропе изучают объекты и явления природы, приобретает опыт оценок характера взаимодействия человека и природы, отрабатывают приемы и навыки по уходу за растениями и работой с инструктивными карточками и определителями. При выборе маршрута учитывалась доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость. ...

08 08 2020 12:44:59

Экспресс-вестник "Железы внутренней секреции"

Школьники учатся лучше, когда в процессе обучения они могут активно действовать, по заданию учителя работать с дополнительной литературой и интернет-ресурсами. В этом помогают продуманные индивидуальные задания, которые не оставляют учеников равнодушными, а вызывают интерес к биологии. ...

07 08 2020 12:35:57

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые

Урок позволяет познакомить учащихся с классом Земноводных, их многообразием, значением в природе и необходимостью охраны. В ходе урока учащиеся выполняют тестовые задания. При изучении нового материала используются методы беседы, самостоятельной работы, работы с таблицами и картами, иллюстрациями, работа с учебником....

06 08 2020 12:45:25

Вирусы - неклеточные формы жизни

Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения В И Ч. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

05 08 2020 2:27:51

План-конспект занимательного занятия на тему "Биология на службе криминалистики"

Цель урока – развитие глобального мышления учащихся, интереса к изучению права на профильном уровне, показать значимость биологии в разных сферах жизни, в том числе в деле правосудия, формирование правового мировоззрения, уважения к деятельности правоохранительных органов. ...

04 08 2020 10:32:21

Лишайники. 6-й класс

В школьном курсе обучения биологии лишайники – одна из наименее изучаемых групп низших растений. Так, в программе В. В. Пасечника эта тема изучается в 6-м классе в течение одного учебного часа. В связи с чем автор считает необходимым на уроке не только заинтересовать учащихся этими уникальными организмами, но и дать более широкое представление об их строении, жизнедеятельности, размножении, особом способе питания....

03 08 2020 7:32:29

Тема урока: "Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение"

Урок основан на интерактивных методах обучения, таких как « Мозговая атака», « Кооперативная деятельность», при которых ученики обучают друг друга, учатся друг у друга, в процессе которых создается положительная психологическая атмосфера и достигается активность каждого ученика....

02 08 2020 21:11:23

Урок "Иммунитет"

Урок проводится в 8-м классе по программе Н. И. Сонина и др. В предлагаемый конспект урока включена более полная информация, соответствующая уровню углубленного изучения предмета. При проведении урока расширение материала идет с использованием Н И Т (новых информационных технологий)....

01 08 2020 13:29:19

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

31 07 2020 3:11:37

Открытый урок "Тип моллюски. Многообразие моллюсков" с использованием презентации "Моллюски Приморского края"

Данный урок является одним из вариантов уроков с применением компьютерных технологий. Применяя на уроках компьютерную технику, а также разнообразные формы, методы и педагогические техники, можно повысить плотность урока, интенсифицировать его, сделать урок интересным и содержательным. Урок с использованием компьютера вызывает у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала. Резко повышается активность учащихся на уроке, они включаются в процесс мышления и обучения....

30 07 2020 4:43:11

Результаты заочного тестирования по биологии в рамках VII конкурса "Инструментальные исследования окружающей среды"

В статье приведен разбор ошибок в ответах участников заочного тестирования по биологии. Материал взят из тестов « Биология-9» и « Биология-11» и структурирован по следующим разделам биологии: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, экология, теория эволюции, общая биология....

29 07 2020 5:31:33

Урок: "Отделы растений"

Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

28 07 2020 6:48:41

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

27 07 2020 16:25:23

Голос – уникальный дар человека

Человек пользуется голосом столько, сколько сам существует на земле, и достиг в искусстве владение им необыкновенного совершенства! Голос - метод идентификации личности, аналогично отпечаткам пальцев. Урок содержит материал об анатомическом образования голоса, раскрывает механизмы образования голоса, методики лечения голосового расcтройства, вопросы профилактики сохранения голоса....

26 07 2020 22:26:47

Взаимоотношения между организмами. Общая биология. 11-й класс

Урок-модуль, на котором изучаются взаимоотношения между живыми организмами, выясняется, каким образом обеспечивается биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе. На уроке создаются условия для повторения ранее изученной информации, а также продолжается подготовка обучающихся к Е Г Э по биологии....

25 07 2020 2:50:57

Биологическая игра "Мир вокруг нас"

В статье представлен вариант биологической игры для 6-го класса по концентрической программе (программа под редакцией А. И. Никишова). Данная форма работы позволяет не только включить детей в активную познавательную деятельность, но и развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки, а также стимулировать интерес не просто к предмету биология, а к окружающему их миру....

24 07 2020 0:33:28

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии при изучении темы "Класс ракообразные"

Здоровьесберегающие технологии снимают эмоциональное напряжение в течение урока. Сочетание различных цифровых образовательных ресурсов позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, активизировать работу на уроке....

23 07 2020 23:32:46

Сценарный план урока биологии на тему «Шляпочные грибы». 5-й класс

Цель урока: познакомится со строением шляпочных грибов и многообразием шляпочных грибов. Задачи: познакомить школьников с особенностями строения, многообразием и значением грибов; научить распознавать грибы по характерным признакам....

22 07 2020 8:48:53

Тема урока: "Обобщение знаний по теме "Класс земноводные"

Урок поможет повторить и закрепить материал об образе жизни, строении и многообразии земноводных, выявить особенности организации и жизнедеятельности земноводных, связанные с их образом жизни; развивает у учащихся познавательный интерес к предмету, ключевые компетентности, умение применять приобретенные знания в новой учебной ситуации....

21 07 2020 8:30:53

Урок биологии с использованием компьютерной презентации по теме "Гликолиз" (11-й класс)

Изучение данной темы в разделе биологии « Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....

20 07 2020 13:51:15

Значение насекомых. 7-й класс

На уроке учащиеся актуализируют и закрепят имеющиеся знания о значении насекомых, способах борьбы с насекомыми – вредителями (их преимуществами и недостатками), осознают необходимость мер охраны насекомых и мест их обитания. Приобретут навыки делового общения, получат важный опыт совместной деятельности в ходе непосредственного общения друг с другом при коллективном решении поставленных задач....

19 07 2020 2:32:52

Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"

На уроке учащиеся работают в творческих группах, знакомятся со строением и работой сердца и сосудов человека. Рассматривают схему движения крови в большом и малом кругах кровообращения, Одной из задач урока, является формирование у учащихся новых анатомо-физиологический понятий о сердечном цикле и автоматизме работы сердца....

18 07 2020 4:22:52

Красоту земли сохраним, красоту человеку оставим

С болью В. П. Астафьев пишет, как гибнет природа, как разрушается душа человека. Ведь уничтожая природу, человек уничтожает и себя. Чем закончилась борьба человека с рыбой? После чего рыба отпустила человека? Что хотел сказать писатель, назвав свое произведение " Царь-рыба"? На все эти вопросы учащиеся находят на уроке ответы....

17 07 2020 18:16:46

"Отношения организмов в сообществе". 5-й класс

Урок формирует представления о различных типах отношений между организмами. Результаты: выделение компонентов природного сообщества взаимосвязанных между собой, основных типов отношений организмов, условий их возникновения, приспособления организмов к существованию в сообществе; умение работать с источниками биологической информации, использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения....

16 07 2020 11:45:19

Строение и состав костей человека, их соединение и строение сустава

Каждая кость человека представляет собой сложный орган: она занимает определенное положение в теле, имеет свою форму и строение, выполняет свойственную ей функцию....

15 07 2020 13:15:27

Тематический классный час на тему "Иммунная система" – "Остаться в живых"

Данное мероприятие можно провести в рамках Всемирного дня борьбы со С П И Дом. Целью является повышение уровня информированности подростков о механизме работы иммунной системы. Сформировать убеждения в необходимости избегать форм поведения, связанных с неоправданным риском для здоровья и жизни В ходе мероприятия раскрывается материал о защитных свойствах организма, в ненавязчивой форме проводится представление информации о В И Ч и С П И Де, а также их разрушительном действии. В основе урока лежит "здоровьесбберегающая технология", которая направлена на формирование и сохранение, укрепление здоровья детей. А также технология проблемного обучения, которая позволяет ученикам самим сделать выводы о роли здорового образа жизни....

14 07 2020 15:30:30

Урок-конференция по биологии в 6-м классе "В мире одноклеточных живых организмов"

Урок для 6-го класса, способствующий развитию умения работать с дополнительной литературой, компьютерами; формирующий умения делать выводы, сравнивать и использовать уже имеющиеся знания, а также формирующий бережное отношение к здоровью....

13 07 2020 6:21:24

Значение опорно-двигательной системы. Строение костей и их состав

Урок изучения нового материала в 8-м классе рассчитан как на детей-аудиалов, так и визуалов, используется фронтальный опрос, который помогает ребятам вспомнить ранее изученные понятия и нацеливает их на дальнейшее усвоение нового материала. В начале урока ставится проблема, которая позволяет развивать у учащихся логическое мышление, внимание, основная масса изучаемого материала записывается в виде схем, которые учитель строит в ходе урока вместе с учениками....

12 07 2020 20:18:55

Логика научного познания в естествознании. 5-й класс

Урок для 5-го класса по естествознанию на основе интерактивного обучения, при котором учащиеся активно включаются в поиск нового знания через различные виды деятельности....

11 07 2020 7:45:41

Исследовательская работа "Формирование познавательной активности учащихся при изучении биологии"

В статье рассматриваются вопросы формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии....

10 07 2020 11:22:46

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: " Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

09 07 2020 19:13:35

Критерии вида. 11-й класс

Цели и задачи урока: сформировать понятия "вид", "критерии вида", "популяция"; продолжить формирование умений работы с текстами, таблицами; умения анализировать, делать выводы....

08 07 2020 20:45:31

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

07 07 2020 4:33:47

Элективный урок по биологии (бионика) для 9-го класса "Открывая занавес"

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Элективный курс " Открывая занавес "раскрывает значимость биологических знаний, применения знаний в жизни, в технологии, в строительстве. Раскрывает широту возможностей и связей биологической науки с другими науками. В программе предусмотрены современные методы и технологии обучения - работа в группах, мозговой штурм, защита проектов, презентаций, работа с научной и справочной литературой, исследовательские и творческие работы учащихся....

06 07 2020 20:15:50

"Какой сок лучше?"

Рассматривая на витринах магазинов красивые коробки, бутылочки с соком, мы задаем себе вопрос: " Какой же сок купить? Какой сок лучше?" Натуральные соки в рационе человека должны занимать достойное место, тем более, что сейчас в магазинах есть соки на любой вкус. ...

05 07 2020 21:38:34

Многообразие и значение насекомых

Цель урока: изучить и закрепить знания о многообразии насекомых, значение в природе и жизни человека. В течение урока учащиеся познакомятся с некоторыми отрядами насекомых, их значением. В урок включен региональный компонент: знакомство учащихся насекомыми, занесенными в Красную Книгу Республики Татарстан. В конце урока закрепляется изученный материал в форме викторины, командной игры....

04 07 2020 6:58:24

Класс Коралловые полипы. Характеристика, питание и строение

Представители класса Коралловые полипы – это беспозвоночные организмы, населяющие глубины морей. В основном, колониальные организмы, иногда одиночные, полиповидной формы....

03 07 2020 12:18:14

Программа научного общества естествознания по работе с одаренными детьми "Натуралист"

Программа работы с одаренными детьми (детьми, имеющими признаки одаренности) в общеобразовательной школе представлена в форме научного общества естествознания « Натуралист» по различным дисциплинам: природоведению, физике, химии, географии, биологии, астрономии. Программа утверждена методическим советом школы, входит в состав общешкольной работы с одарёнными детьми....

02 07 2020 9:38:30

Цикл уроков по теме "Химическая организация клетки" (З урока)

Представлена система уроков по учебнику Мамонтова С. Г., Захарова В. Б., Сонина Н. И. Биология. Общие закономерности. 9-й класс. Используется одна презентация на все уроки. Имеются гиперссылки на схемы, таблицы, флэш-анимации. Урок сопровождается системой контроля знаний учащихся в виде интерактивных тестов. Приводится полный конспект вводного урока " Неорганические вещества, входящие в состав клетки". ...

01 07 2020 13:46:10

Урок по теме "Многообразие и значение земноводных"

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....

30 06 2020 17:17:32

Урок-путешествие "Беспокойная планета"

Урок-игра по курсу « Природоведение». Предлагается как обобщающий урок по теме « Беспокойная планета». В ходе урока повторяется и обобщается материал о вулканах, гейзерах, землетрясениях. За каждое выполненное задание присваивается определённое количество баллов, соответствующее «передвижению» к следующей станции. Задания разнообразны по форме и содержанию, предполагают развитие внимания, логики, навыков структурирования материала....

29 06 2020 16:21:13

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2020 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)