Урок-исследование по биологии на тем "Исследование генеалогического древа рода А.С. Пушкина и составление своих родословных". 9-й класс
Цели урока: провести исследование родословной А. С. Пушкина; составить родословную своей семьи.
Задачи урока: ввести понятие генеалогического метода как одного из основных методов изучения наследственности человека; показать на примере родословной А. С. Пушкина множественный хаpaктер наследования некоторых личностных качеств; научить пользоваться генеалогической символикой при составлении родословной своей семьи.
Оборудование: родословная А. С. Пушкина и его семьи, автобиография А. С. Пушкина, символика для построения родословных, портреты А. С. Пушкина и его семьи, схема “Цикличность творчества А. С. Пушкина”.
Ход урока
Учитель: Добрый день уважаемые гости, ребята. Тема нашего урока сегодня необычная - “Исследование генеалогического древа рода А. С. Пушкина и составление своих родословных”. Сегодня здесь встретились три творческие группы учащихся 9 и 11 классов. У каждой свое задание, своя работа. Все вместе мы, надеюсь, сможем достичь поставленных целей урока. (Тема и цели урока – на доске. Учащиеся записывают их в тетради).
– Изучая в курсе общей биологии генетику, вы узнали, что это наука об изменчивости и наследственности. Особое значение для нас имеет генетика человека. То, что организмы передают признаки и свойства своим потомкам, люди на интуитивном уровне знали давно, но понять закономерности наследования признаков люди долгое время не могли. Первые попытки объяснения того факта, что дети похожи на родителей, предпринимал великий ученый и врач Древней Греции – Гиппократ.
В последние десятилетия интерес к генетике особенно возрос, в связи с ее огромным пpaктическим значением для человечества. В настоящее время изучен хаpaктер наследования более чем 2000 признаков, нормальных и патологических. Современная наука при исследовании генетики человека использует следующие методы: генеалогический, популяционный, близнецовый, биохимический. Сегодня мы обратимся к одному из самых интересных и доступных – генеалогическому. Этот метод основан на прослеживании какого-либо нормального или патологического признака в ряду поколений, с указанием родственных связей между члeнами родословной.
Генеалогический метод был предложен в конце XIX века Ф. Гальтоном. Система обозначения родословных – Г. Уостом в 1931 году. Благодаря составлению родословной удалось определить наследственный хаpaктер гемофилии, дальтонизма, короткопалости, выявить последствия родственных бpaков, в результате которых 20-30% детей умирает или рождается больными. Русский философ П. А. Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой: “История рода должна давать нравственные уроки и задачи”.
История сохранила для нас несколько родословных хорошо известных людей, чьи имена вам знакомы с детства. Среди них родословная А.С. Пушкина. Поэт своими предками гордился и не раз упоминал их. (Стихотворение А. С. Пушкина “Моя родословная” читает ученик 9 класса).
Моя родословная
А.С. Пушкин
Смеясь жестоко над собратом,
Писаки русские толпой
Меня зовут аристократом.
Смотри, пожалуй, вздор какой!
Не офицер я, не асессор,
Я по кресту не дворянин,
Не академик, не профессор;
Я просто русский мещанин.
Наш предок Рача мышцей бранной
Святому Невскому служил.
Его потомство гнев венчанный,
Иван IV пощадил.
Водились Пушкины с царями;
Из них был славен не один,
Когда тягался с поляками
Нижегородский мещанин.
Под гербовой моей печатью
Я кипу грамот схоронил
И не якшаюсь с новой знатью,
И крови спесь угомонил.
Я грамотей и стихотворец,
Я Пушкин просто, не Мусин.
Я не богач, не царедворец,
Я сам большой: я мещанин.
Сегодня мы, исследуя родословную поэта, приоткроем завесу тайны рождения гения. Первая группа займется вопросами наследования окраски кожи в ряду поколений на основе явления полимерии. Вторая группа будет изучать наследование некоторых личностных качеств поэта. А третья группа, наши гости из 11 класса, проконсультируют нас по вопросам составления собственных родословных. Для выполнения ваших мини-исследований весь необходимый материал представлен, он на ваших столах. Начнём работу. (Исследование с опорой на домашнее задание на 5-7 минут. Группы используют схемы, условные обозначения, решают задачи).
Учитель: Что же пора озвучить ваши предложения и версии ответов на поставленные вопросы.
Выступление первой группы учащихся:
Исследуя родословную А. С. Пушкина, мы работали над следующими вопросами:
- Возможно ли, чтобы от первого бpaка Абрама Ганнибала родилась белая дочь Поликсена?
- Могли ли Пушкину передаться от матери доминантные гены?
Проанализировав имеющиеся у нас данные и проведя необходимые исследования, мы пришли к следующим выводам:
1. Рождение белой дочери у Абрама Ганнибала было невозможным.
В доказательство этого мы приводим решение задачи. (Решение и объяснение у доски).
Так как Абрам был негром <Рисунок 1>, его генотип состоял из одних доминантных генов. Его жена была белой и имела генотип рецессивный по всем признакам. Выделив из данных генотипов гаметы, мы можем наблюдать при их слиянии появление нового генотипа АаBb с хаpaктерными для него фенотипом мулата. При этом бpaке рождение белых детей невозможно.
Руководствуясь результатом задачи, мы можем сказать, что со стороны матери
А.С. Пушкину могли передаться доминантные аллели генов окраски кожи. Портрет Надежды Осиповны, “прекрасной креолки”, служит лучшим доказательством ее происхождения. <Рисунок 2>.
Выступление второй группы учащихся:
Мы работали над следующими вопросами:
- Были ли сходны своими личностными хаpaктеристиками мать и отец поэта?
- Как на личности самого А. С. Пушкина и на его творчестве отразились наследственные признаки, переданные родителями и другими родственниками?
Наши выводы следующие:
- Хаpaктеры матери и отца поэта были очень разными. Надежда Осиповна была сильной, властной натурой, но вспыльчивой, рассеянной до крайности и плохой хозяйкой. Сергeй Львович <Рисунок 3> также был на редкость плохим хозяином. Но, в отличие от жены, он был слабохаpaктерен, слезлив, сентиментален. Ему были присущи резкие подъёмы и спады настроения, “короче, русская хандра”.
- На личности самого поэта и на его творчестве очень ярко отразились наследственные признаки. В его творчестве можно проследить некую цикличность <Рисунок 4>, сопровождаемую подъемами настроения и резкими его спадами. Такие личности называются циклотимическими. В результате кровнородственного бpaка родителей <Рисунок 5>, Пушкин унаследовал предрасположенность к циклотимии от отца и аффективность от матери. О своем сходстве с предками поэт писал в своем стихотворении “Мой портрет”. (Ученик 9 класса читает стихотворение, <Рисунок 6>).
Мой портрет
А.С. Пушкин
Вы просите у меня мой портрет,
Но написанный с натуры;
Мой милый, он быстро будет готов,
Хотя и в миниатюре.
Мой рост с ростом самых долговязых
Не может равняться;
У меня свежий цвет лица, русые волосы
И кудрявая голова.
По всему этому, мой милый друг,
Меня можно узнать.
Да, таким, как Бог меня создал,
Я и хочу всегда казаться.
Сущий бес в проказах,
Сущая обезьяна лицом,
Много, слишком много ветрености –
Да, таков Пушкин.
Результатом наших исследований можно считать доказательство возможности того, что, соединившись в одном человеке, в его геноме, различные факторы в их крайнем выражении оказались стимулятором творчества А.С. Пушкина, которые дали нам гения.
Учитель: Изучать родословные великих людей, наших соотечественников, занимательно, полезно, патриотично, но не менее увлекательно, интересно и важно заняться изучением и составлением собственной родословной, узнать, веточкой какого древа являешься ты и где твои корни. А теперь слово ученикам 11 класса.
Выступление учащихся 11 класса: Мы начали составлять свои родословные год назад. Работая над этим , остановиться уже невозможно. В исследованиях нам помогают наши семьи, которые собирают фотографии, личные вещи, грамоты, награды, документы. Все это помогает ощутить связь поколений и времен. Мы хотели бы познакомить вас с нашими накопленными материалами. В своей работе мы использовали определенные правила составления родословной (Приложение 1) и условные обозначения <Рисунок 7>. (Ученики 11 класса представляют свой материал и рассказывают, как они работали).
Учитель: Ну вот, урок подходит к концу, но главные исследования ещё впереди. И если ученики 11 класса продолжат, а вы увлечётесь этим интереснейшим занятием – значит, цель нашего урока достигнута. Спасибо за урок. До свидания.
Комментарии:
Урок разработан для учащихся 10 класса к теме "Фотосинтез", обучающихся по учебнику "Общая биология" под редакцией Д.Беляева, Г.Дымшица. Однако, можно использовать разработку для изучения процесса фотосинтеза в старших классах для учебников других авторов....
27 11 2024 4:39:19
Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....
26 11 2024 15:21:21
Во время проведения урока учащиеся знакомятся с царством Monera как представителем и основателем первого уровня клеточной жизни. С особенностями жизни, строения, размножения и распространения бактерий. В конце урока проводится закрепление в виде беседы по результатам работы учащихся с дополнениями и уточнениями учителя. ...
25 11 2024 23:37:12
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...
24 11 2024 15:18:55
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» – конкурс для школьников среднего и старшего возраста. Подобная игра помогает расширить кругозор и повысить интеллектуальную активность учащихся, внести соревновательные элементы в образовательный процесс и укрепить представление о знаниях как важном факторе развития личности и ее высокой оценки. Игру можно проводить как заключительное мероприятие Недели биологии....
23 11 2024 0:22:12
Изготовление и разбор процессов на модели Дондерса поможет учащимся лучше усвоить тему. Проверочная работа контролирует знания по теме «Механизм вдоха и выдоха»....
22 11 2024 7:53:24
Цели урока: повторить и обобщить знания о грозных природных явлениях - землетрясениях и вулканах....
21 11 2024 19:12:34
Урок-игра по курсу «Природоведение». Предлагается как обобщающий урок по теме «Беспокойная планета». В ходе урока повторяется и обобщается материал о вулканах, гeйзерах, землетрясениях. За каждое выполненное задание присваивается определённое количество баллов, соответствующее «передвижению» к следующей станции. Задания разнообразны по форме и содержанию, предполагают развитие внимания, логики, навыков структурирования материала....
20 11 2024 7:41:47
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...
19 11 2024 23:54:48
Урок проведен под эколого-просветительской акцией «Урок чистоты». Цель: cформировать экологическое сознание и развивать экологические навыки детей, активизировать познавательную деятельность, побуждать детей с вниманием и заботой относиться к окружающему миру природы....
18 11 2024 15:54:50
На уроке обобщаются знания основ генетики через загадки, игры, театрализацию. В генетическую консультацию обращаются посетители: мать красавца Прошеньки для выбора невесты; работник таможни, через которую контpaбандист везет лис, цветовод, выписавший семена цветов по почте. Консультанты дают объяснения посетителям после решения генетических задач. ...
17 11 2024 6:54:28
Скелетные мышцы, являясь активной частью опopно-двигательной системы, обусловливают передвижение тела в целом или перемещение его отдельных частей. В каждой мышце различают сокращающуюся часть — мышечное брюшко, или тело, и несокращающуюся часть — сухожилие....
16 11 2024 8:22:32
Конспект урока биологии в 7-м классе, основная цель которого раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, выявить её роль в природе и жизни человека....
15 11 2024 11:40:42
На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...
14 11 2024 12:43:22
Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через ЗОЖ....
13 11 2024 3:17:11
Материал представлен схемой, таблицами, тестами, кроссвордом. При выполнении заданий ученик показывает уровень знаний по теме....
12 11 2024 23:38:28
Методика проведения мини-проектов, в основе которых лежат долгосрочные проектно-исследовательские работы учащихся. Сделаны выводы об эффективности использования проектных и исследовательских методов с целью повышения познавательного интереса школьников....
11 11 2024 8:13:48
В статье изложен вариант проведения урока в 7-м классе, который обучается по учебнику авторов Н.И. Сонина и В.Б. Захарова «Многообразие живых организмов». Во время подготовки и на протяжении всего урока учащиеся раскрывали своё творчество, свой талант....
10 11 2024 17:56:42
Урок помогает узнать отличительные черты живых организмов, их клеточное строение, о средах обитания организмов, их приспособленности к жизни в них, о распространении растений и животных на материках, в океанах, в важнейших зонах Земли....
09 11 2024 4:30:11
Интегрированный урок-конкурс в 5-м классе. Ученики по разделу «Физкультура» совершенствуют технику ведения мяча, развивают координационные способности. По разделу «Природоведение» дети углубляют знания о телах живой и неживой природы....
08 11 2024 23:23:15
Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк и шляпку. Так и образовалось их название — шляпочные грибы....
07 11 2024 1:22:53
Данный развернутый план-конспект урока поможет учителям биологии в развитии здоровьесберегающих компетентностей учащихся. Учебный материал урока позволит активизировать внимание учащихся на знаниях и умениях, пpaктически значимых в их жизни. ...
06 11 2024 8:14:55
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...
05 11 2024 9:17:27
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
04 11 2024 2:52:54
Урок показывает детям взаимосвязь человека и природы. ...
03 11 2024 3:34:45
Урок проводится в виде путешествия с использованием географической карты и знакомит учащихся с историей появления и возделывания в России сельскохозяйственных растений, родиной которых являются различные континенты, их применением....
02 11 2024 18:32:16
В данной разработке представлен материал, хаpaктеризующий ланцетника и сравнение его с беспозвоночными животными, что позволяет убедиться в значении ланцетника как переходной формы между беспозвоночными и позвоночными животными. ...
01 11 2024 22:38:35
Урок является подготовительным этапом для написания контрольной работы по теме "Земля", построен в игровой форме. Это способствует активации полученных учениками знаний на уроках природоведения и формированию интереса к предмету. ...
31 10 2024 18:34:45
Данная статья познакомит обучающихся с особенностями водной среды обитания, с различными водными животными и их приспособленностью к жизни в воде....
30 10 2024 3:26:41
Урок аналитического мышления, выстроенный по технологии В.В. Шогана. Он состоит из таких модулей, как интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление, раскрытие интриги. Урок аналитического мышления — это особое состояние сознания. На уроке происходит знакомство с голосеменными растениями, сравнение с представителями других отделов царства растений....
29 10 2024 3:37:12
При составлении технологической карты урока использовался учебник «Биология (профильный уровень) – 10-й класс», под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. Алгоритм работы на уроке: 1) ввод в проблему – стадия вызова; 2) осмысление содержания; 3) размышление (рефлексия). Использование на уроке ИКТ как еще одного подхода к изучению теоретического материала в первую очередь решает задачи интенсификации учебного процесса, обеспечивая новые инструменты визуализации и представления материала....
28 10 2024 16:46:16
На этом уроке свойства цитоплазмы можно наблюдать во время пpaктической работы. Такие сложные понятия, как "плазмолиз" и "деплазмолиз" встречаются в заданиях ЕГЭ. Особое внимание уделяется таким явлениям, как тургор, осмос, диффузия. На уроке учащиеся смогли закрепить навыки работы с микроскопом....
27 10 2024 6:49:35
Урок биологии с учетом требований компетентностного подхода развивает познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Учащиеся самостоятельно работают с источниками информации, выполняют лабораторную работу. Используются проблемный метод, рефлексивный, создается ситуация успеха....
26 10 2024 12:33:47
Использование ИКТ в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации. ...
25 10 2024 0:35:35
В разработке урока контроля знаний используется здоровьесберегающая технология. Применяются различные формы контроля знаний учащихся: само-, взаимоконтроль, экспертный контроль. Все этапы урока отражены в зачетных листах учащихся - самооценка знаний по теме; цифровой диктант - самопроверка по критериям; терминологическая разминка - взаимопроверка; личное первенство - решение проблемно-поисковых задач; «последний бой» - оценивается учителем после сдачи листа. ...
24 10 2024 20:11:50
Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....
23 10 2024 0:48:44
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...
22 10 2024 19:30:52
Цель урока: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях....
21 10 2024 16:33:41
Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, где реализуется схема "вызов - осмысление - размышление". Стратегиями урока являются основные приемы - кластер и таблица "Знаю - Хочу знать - Узнал". На уроке также используются приемы: ключевые слова, инсерт-чтение с маркировкой текста, синквейн - форма письменной рефлексии. ...
20 10 2024 5:37:49
Материал урока по теме «Прокариотические клетки» проводится с опорой на ранее изученный материал, в течение урока используется более 20 терминов. Применяется дидактический материал, организована работа с учебником, у доски для индивидуального или фронтального опроса по таблицам, используются межпредметные связи....
19 10 2024 21:37:50
Творчество педагога заключается в поиске новых подходов и новых смыслов в обучении и воспитании. Интеллект-карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме, который позволяет преобразовать большие объемы учебной информации в краткую, доступную форму....
18 10 2024 22:52:50
На уроке 11-классники изучат основные хаpaктеристики вирусов, опираясь на межпредметные связи, получат пpaктические навыки в ходе изучения оригинальных текстов с помощью технологии критического мышления. Урок построен по принципу исследования, основные этапы которого – теоретический анализ, прогнозирование, мысленный эксперимент, выводы – обучающиеся проживают в группах....
17 10 2024 4:29:37
В процессе обучения весомое значение имеют обобщающие уроки. Обобщающий урок проводится после изучения темы или целого раздела. Его функциональное назначение - повторение, обобщение знаний, построение их в систему, предусматривающую установление связей между понятиями, их соподчиненности. В результате проведения таких уроков учащиеся лучше усваивают содержание учебного материала, качественнее формируется их научно-материалистическое мировоззрение, эффективнее выpaбатываются интеллектуальные и пpaктические умения, способствующие развитию познавательного интереса и самодеятельности. ...
16 10 2024 8:34:56
Рыбы служат источником лекарственного рыбьего жира, богатого витамином A и D, рыбного клея, кожи, рыбной муки, используемой на корм скоту....
15 10 2024 13:25:37
При изучении раздела "Пищеварение" целесообразно проведение урока "Гигиенические условия нормального пищеварения", в ходе которого необходимо разъяснить учащимся гигиенические условия нормального пищеварения, познакомить их с профилактикой пищевых отравлений и желудочно-кишечных заболеваний. Особенно важно акцентировать внимание на тех факторах, которые оказывают значительное нeблагоприятное воздействие на организм человека и являются факторами риска. К их числу относится в первую очередь употрeбление алкоголя, а также курение. ...
14 10 2024 17:55:16
На уроке создаются условия для проверки знаний и умений учащихся по изученным темам. Выявляется уровень усвоения учащимися знаний о признаках классов и семейств цветковых растений, их разнообразие и значение. Формируется мотивация для изучения биологии. Развивается внимание, память, речь, мышление, уверенность в себе, а также стремление добиться успеха....
13 10 2024 7:12:21
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
12 10 2024 7:53:19
Цель урока: создание условий для усвоения темы урока и формирование познавательного интереса к предмету через использование информационно-коммуникационных технологий; раскрыть сущность и значение матричного синтеза, хаpaктерного для живой природы; познакомить с молекулярными основами передачи и реализации наследственной информации и роли нуклеиновых кислот и белков в этих процессах....
11 10 2024 0:36:16
В этой работе под проблемным обучением мною понимается система научно обоснованных методов и средств, применяемая в процессе развивающего обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания....
10 10 2024 19:46:26
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 8–9-х классов. Данный курс опирается на знания и умения, полученные школьниками при изучении биологии 8-го класса, поддерживает и углубляет знания по этому предмету. Элективный курс "Обжора долго не живет" рассматривает такие вопросы, как особенности профессии врача диетолога, содержание данной профессии и возможности ее реализации, составление режима питания и индивидуальной диеты. ...
09 10 2024 19:55:45
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::