Урок биологии по теме "Доказательства эволюции органического мира".
Место занятия в системе уроков: согласно календарно-тематическому планированию – это второй урок по разделу «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции».
Тип учебного занятия: изучение новой темы.
Цель: познакомить обучающихся с различными группами доказательств эволюционного процесса.
Задачи:
- Раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп.
- Дать оценку биогенетического закона Ф. Мюллера и Э. Геккеля как эмбриологического доказательства.
- Выяснить значение ископаемых переходных форм для науки как палеонтологические доказательства, изучить сравнительно-анатомические доказательства эволюции.
Оборудование: рельефная таблица “Сравнение зародышей хордовых животных”, раздаточный материал “Ископаемые остатки и отпечатки растений и животных”, таблицы, рисунки, презентация, карта зоогеографических зон.
План урока:
I. Проверка знаний учащихся (письменный опрос –
тест, фронтальный опрос).
II. Изучение нового материала в виде
представленных презентаций по
заданиям-проектам:
1) Эмбриологические доказательства эволюции
(рассказ, презентация)
2) Сравнительно-анатомические доказательства
(рассказ, слайды презентации, введение новых
терминов, запись в тетради)
3) Палеонтологические доказательства (рассказ,
презентация)
4) Биогеографические доказательства (рассказ с
использованием карты зоогеографических зон)
5) доказательства единства происхождения
органического мира.
III. Закрепление
IV. Д/з: конспект, термины наизусть, § 43.
ХОД УРОКА
I. Фронтальный опрос по д/з (8 мин):
Жизнь и деятельность Ч. Дарвина.
1. Кто сыграл большую роль в формировании
научного мировоззрения молодого Ч.
Дарвина? (Английский геолог Чарльз Лайель
«Принципы геологии»).
2. Что стало решающим поворотом в судьбе
Дарвина? (Кругосветное путешествие на
корабле «Бигль» (1832-1837)).
3. Что произвело самое сильное впечатление в ходе
путешествия? (Открытие гигантских
ископаемых животных, которые были покрыты
панцирем, сходным с панцирем современных
броненосцев; то обстоятельство, что по мере
продвижения по материку Южной Америки
близкородственные виды животных замещают одни
других; тот факт, что близкородственные виды
различных островов Галапагосского архипелага
незначительно отличаются друг от друга.)
4. Какой самый важный вопрос пытается решить
Дарвин после путешествия? (Поразительную
приспособленность растений и животных к
условиям их обитания).
5. К какому выводу приходит Дарвин после
исследований в 1838 году? (Идея о происхождении
видов путем естественного отбора).
6. Как называется основной труд Дарвина и в каком
году он был опубликован? (1859 год,
«Происхождение видов путем естественного
отбора»).
7. Кто в России переводил книгу Дарвина? (Русский
палеонтолог В.О.Ковалевский).
Основные принципы эволюционной теории.
8. В чем причина многообразия живых
организмов? (Индивидуальная наследственная
изменчивость в ходе исторического развития).
9. Какой способностью обладают все живые
организмы? (К быстрому увеличению численности).
10. Что является главными движущими силами
эволюции? (Борьба за существование и
естественный отбор).
11. Что является результатом действия борьбы за
существование и естественного отбора? (Приспособленность
организмов к условиям окружающей среды).
12. Какие признаки могут наследоваться? Какие
признаки сохраняет естественный отбор? (Могут
наследоваться как благоприятные, так и
нeблагоприятные признаки. Сохраняются полезные
к данным условиям среды.)
13. К чему в конечном итоге приводит естественный
отбор? (К видообразованию).
14. Что является результатом действия
искусственного отбора? (Многообразие пород
животных, сортов растений).
15. В чем заключается главный механизм
эволюции? (Постепенный естественный отбор
случайных ненаправленных наследственных
изменений).
Задание: Решите тест: (ответы: 1 б; 2 б, в, г, д; 3 в, 4-разными видами пищи)
1. Причиной образования новы видов, по Дарвину, является:
а) борьба за существование
б) постепенное расхождение в признаках у особей одного, вида
в) неограниченное размножение
2. Выберите.правильные утверждения:
а) Между современными и ископаемыми видами не существует родственных связей.
б) Между островными и, континентальными формами .можно обнаружить определенное сходство, свидетельствующее об их родстве
в) Причиной действия естественного отбора является борьба за, существование
г) Новые виды возникают в результате расхождения признаков у особей одного вида.
д) Естественному отбору подвергаются фенотипически проявившиеся мутации.
ж) По наследству передаются мутационные и модификационные изменения.
3. Естественным отбором называется:
а) борьба за существование.
б) выживание и размножение сильнейших особей.
в) выживание и размножение наиболее приспособленных особей.
4. На Галапагосских островах живет несколько видов вьюрков, отличающихся формой.клюва. Чем могут быть вызваны такие отличия у этих птиц?
2. Изучение новой темы
Используемая технология: проектное обучение (пpaктико-ориентированный проект)
Проблема: «Какими фактами обладает современная наука доказывающая эволюционное происхождение органического мира?»
Методы: проблемно-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: работа в группах, представление проектов, ученики делают записи по выступлению всех групп, обсуждают проблемные вопросы, отвечают на поставленные вопросы, заполняют таблицу( на доске и в тетрадях), делают выводы.
Гипотеза: современная наука обладает многими фактами, доказывающими существования эволюционного процесса.
1 группа: Эмбриологические доказательства
(рассказ, Презентация 1).
2 группа: Доказательства единства
происхождения органического мира (рассказ, Презентация 1)
3 группа: Палеонтологические доказательства
(рассказ, Презентация 2)
4 группа: Сравнительно-анатомические
(морфологические) (рассказ, Презентация
3)
5 группа: Биогеографические (рассказ, Презентация 4)
1. Эмбриологические доказательства эволюции
Цель: Сформировать умения
использовать данные эмбриологии для
доказательства эволюции.
Эмбриология – это наука о зародышевом развитии
организма.
Фундамент эволюционной сравнительной
эмбриологии был заложен А.О.Ковалевским и
И.И.Мечниковым.
Эмбриологические доказательства доказывают
степень родства на основе зародышевого развития
организма. К данным эмбриологии, являющимися
доказательствами эволюции, относят: Закон
зародышевого сходства Карла Бэра(1828 г),
Биогенетический закон Геккеля—Мюллера, (Приложение 1)
2. Доказательства единства происхождения органического мира.
Цель: выявить сходства в строении и функционировании живых организмов как результат общности происхождения. Сформировать умения использовать данные молекулярной биологии для доказательства эволюции.
Задание: выслушать выступление– проект и дополнительную информацию. Выпишите доказательства данной группы в тетрадь.
Доказательств единства происхождения органического мира на Земле:
1) растения, животные, грибы и бактерии имеют
общий элементарный состав;
2) единство живого на молекулярном уровне,
выражающееся прежде всего в наличии у всех живых
существ белков и нуклеиновых кислот;
3) сходство способа функционирования
биологическихмолекул (генетическое кодирование,
трaнcкрипция, трaнcляция, репликация ДНК,
гликолиз и др.) ;
4) всеобщность клеточного строения и сходства
строения клеток организмов разных царств
органического мира;
5) единство функционирования клеток,
проявляющееся в процессах митоза, мейоза,
оплодотворения и др.
Молекулярные доказательства эволюции.
К данной группе доказательств относятся следующие:
а) Биохимические – принципиальное сходство химического состава внутриклеточной среды у разных организмов.
б) Генетические (молекулярные) – сходство количества хромосом и их генного состава у родственных форм организмов.
Все организмы на молекулярном уровне имеют ДНК и РНК
Содержат белки, состоящие из 20 аминокислот.
Универсальным является генетический код и репликация ДНК.
Синтез белков по единой схеме: трaнcкрипция – трaнcляция
В качестве молекул– аккумуляторов большинство используют АТФ.
в) Цитологические – сходство строения клеток и их функционирования у представителей родственных групп организмов.
3. Сравнительно-морфологические доказательства (Приложение 2)
Цель: Сформировать умения использовать данные сравнительной анатомии для доказательства эволюции.
Задания: Приведите примеры сравнительно-морфологических доказательств.
1. Наличие в современной флоре и фауне
переходных форм – …
2. Наличие в пределах класса, типа гомологичных
органов – …
3. Наличие рудиментов – …
4. Наличие атавизмов – …
5. Примеры аналогичных органов – …
Работа с терминами.
Цель: Закрепить основные биологические понятия по теме. Определить уровень знаний по изученной теме.
Задание: 1. Выписать понятия: Эмбриология, Закон зародышевого сходства, Биогенетический закон, онтогенез, филогенез, гомологичные органы, аналогичные органы, рудименты, атавизмы.
Задание: 2. Распределите данные биологические объекты на 4 группы: аналоги, гомологи, атавизмы и рудименты.
1. Корень и корневище
2. Конечности крота и медведки
3. Крыло птицы и бабочки
4. Лапы тигра и крота
5. Усики гороха и винограда
6. Клешни речного paка и кpaба
7. Ловчие листья росянки и напестеса
8. Жабры paка и рыбы
9. Колючки боярышника и барбариса
10. Крылья летучей мыши и рука человека
11. Тазовые кости китов
12. Трехпалость лошадей
13. Волосатый человек
14. Недоразвитфе глаза крота
15. Отсутствие зубов у муравьеда
16. Хвост у человека
17. Аппендикс у человека
18. Многососковостьу человека
19. Крылья у не летающей киви
20. Тазовые кости у змей
4. Палеонтологические доказательства
Цель: Сформировать умения использовать данные палеонтологии для доказательства эволюции.
Палеонтология – это наука о животных и растениях прошлых геологических эпох, изучаемых по ископаемым остаткам. Термин был предложен в 1822 г. А.Бленвилем. Основы современной эволюционной палеонтологии заложил В.О.Ковалевский. Палеонтология представляет следующие данные в пользу эволюции:
Сведения об ископаемых переходных формах,
которые не дожили до наших дней и присутствуют
только в виде ископаемых останков. Примерами
ископаемых переходных форм являются: древние
кистеперые рыбы, семенные папоротники,
псилофиты, зверозубый ящер, археоптерикс и др.
Существование переходных форм между различными
типами и классами показывает, что постепенный
хаpaктер исторического развития свойственен не
только низшим систематическим категориям
(видам, родам, семействам), но и высшим категориям
и что они также являются закономерным
результатом эволюционного развития. Переходные
формы – это формы, сочетающие признаки древних
и более молодых групп высокого систематического
ранга.
Сведения о филогенетических рядах, которые не только показывают изменения в процессе эволюции, но и позволяют узнать причину эволюции отдельных групп организмов. Например: история развития лошадей в ходе приспособления к жизни в степной равниной местности. Филогенетические ряды убедительно показывают, что эволюция в целом носит приспособительный хаpaктер.
Ответьте на вопросы:
1) Как, по палеонтологическим данным, происходила смена форм животных и растений во времени?
2) Укажите переходные формы:
рыбы … земноводные
споровые папоротники … голосеменные
земноводные … пресмыкающие
пресмыкающие … млекопитающие
пресмыкающие … птицы
одноклеточные растения … одноклеточные животные
3) Как называется ряд живых организмов, последовательно сменяющих друг друга и свидетельствующий о существовании эволюционного процесса.
5. Биогеографические доказательства
Цель: Сформировать умения использовать данные биогеографии для доказательства эволюции.
Биогеография – наука о закономерностях распространения по земному шару живых организмов. К данным биогеографии, являющимися доказательствами эволюции, относятся следующие:
1. Особенности распространения животных и
растений по разным континентам.
2. Особенности фауны и флоры островов также
свидетельствуют в пользу эволюции.
Ответьте на вопросы:
1) Какой ученый привел все сведения о
распространении животных и растений в систему и
выделил шесть биогеографических областей?
2) Назовите эти области.
3) Чем объясняется наличие многих общих черт или
напротив их незначительность у флоры и фауны
разных зон?
4) Какой можно сделать вывод о связи континентов и
родстве их живых организмов?
5) От чего зависят различия флоры и фауны
материковых островов и ближайшего континента?
6) Чем отличается органический мир океанических
островов?
Работа с терминами.
Цель: закрепить умения использовать и понимать биологические понятие по теме.
Задание: Выписать в тетрадь понятия: геном, трaнcкрипция, трaнcляция, биогеография, палеонтология, филогенетические ряды, переходные формы. (Приложения 3)
«Палеонтологические и биогеографические доказательства эволюции»
III. Закрепление
Цель: определить уровень знаний по изученной теме.
Решить тест:
1. Аналогичными органами у растений являются:
Корень и корневище (а) ;
Лист и чашелистик (б) ;
Тычинки и пестик (в).
2. К дивергенции признаков у организмов приводят:
Модификации (а) ;
Комбинации (б) ;
Мутации (в).
3. Разнообразие вьюрковых птиц есть результат:
Дегенерации (а) ;
Ароморфоза (б) ;
Дивергенции (в).
4. Переходной формой между земноводными и рептилиями были:
Стегоцефалы (а) ;
Динозавры (б) ;
Зверозубые рептилии (в).
5. Впервые семенами стали размножаться:
Голосеменные (а) ;
Семенные папоротники (б) ;
Покрытосеменные (в).
6. Переходной формой между рептилиями и птицами является:
Птеродактиль (а) ;
Иностранцевия (б) ;
Археоптерикс (в).
7. Кто обнаружил последовательные ряды ископаемых форм лошадиных?
В.О. Ковалевский (а) ;
А.О. Ковалевский (б) ;
Карл Бэр (в).
IV. Подведение итогов урока, домашнее задание
1. Оцените свою работу на уроке.
2. Выберите домашнее задание в зависимости от
того, как успешно вы работали на уроке: выполнить
творческое задание: сообщение «Вклад А.Н.
Северцова в развитие биогенетического закона».
3. Выучить записи в тетради и § 43 (1,2).
4. По выбору учителя часть учащихся сдают тетради
для проверки.
Комментарии:
Структура урока, его содержание, применение информационных технологий создают условия для активизации познавательной деятельности, содействуют стремлению вести здоровый образ жизни. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, расширяют свой кругозор, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы....
25 04 2025 7:27:22
Цель урока: познакомить учащихся с представителями хлебных злаковых культу, особенностями строения и значением в природе и для человека....
24 04 2025 14:55:24
Усики и колючки — надземные видоизменения стeбля. Они располагаются в пазухах листьев либо на листовом узле супротивно листу....
23 04 2025 7:24:49
Урок проводится в разделе изучения темы «Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа «Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа «Внутреннее строение стeбля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....
22 04 2025 6:16:14
Урок «Особенности живого организма» подводит итоги изучения темы в 5-м классе. Игровая форма позволяет использовать данный материал и во внеурочное время....
21 04 2025 18:43:45
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
20 04 2025 11:47:57
Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....
19 04 2025 19:14:48
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
18 04 2025 18:11:17
Предлагаемый урок по теме: "Наследование признаков сцепленных с полом" проводится для учащихся 10-х классов. Именно перед генетикой стоит задача поиска путей преодоления недугов, что способно избавить многие семьи от несчастья иметь больных детей. Одной из форм обучения может быть решение генетических задач, которые раскроют природу многих наследственных заболеваний.
...
17 04 2025 8:49:44

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
16 04 2025 0:17:12
В основу урока биологии в 6-м классе по теме "Лишайники" положен деятельностный метод. Учащиеся используют полученные знания при выполнении конкретных заданий, самостоятельно разбираются с материалом темы, используя учебник для поиска ответов на вопросы. В ходе урока идет овладение наиболее употребительными понятиями, законами курса биологии и их использование в пpaктической жизни. ...
15 04 2025 20:56:24
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Элективный курс "Открывая занавес "раскрывает значимость биологических знаний, применения знаний в жизни, в технологии, в строительстве. Раскрывает широту возможностей и связей биологической науки с другими науками. В программе предусмотрены современные методы и технологии обучения - работа в группах, мозговой штурм, защита проектов, презентаций, работа с научной и справочной литературой, исследовательские и творческие работы учащихся....
14 04 2025 20:31:54
Урок по биологии проводится по принципу телевизионной передачи «Своя игра». На этой игре обучающиеся 8-х классов должны показать свои знания об анализаторах и органах чувств. Этот урок позволяет повысить познавательный интерес к предмету, развивает у учащихся логическое мышление и способности делать выводы, воспитывает чувства коллективизма и сопереживания....
13 04 2025 8:52:35
Под закаливанием организма понимают мероприятия, повышающие устойчивость организма к воздействиям нeблагоприятных факторов среды....
12 04 2025 23:36:29
Урок по природоведению в 5-м классе предназначен для первичного ознакомления с основами систематики живых организмов. Учащимся закладывается база для дальнейшего изучения царств живой природы и их классификации. Урок содержит фактический материал, задания на развитие мыслительных процессов у учащихся среднего звена школы, а также красочную мультимедийную презентацию, которая активизирует внимание учащихся на изучаемом материале....
11 04 2025 10:41:15
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
10 04 2025 16:49:33

Урок в 9-м классе по теме "Вирусы" является примером применения элементов технологии информационно-коммуникационной и технология опopных схем и конспектов. Использование интеpaктивной презентации предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создания содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, структурирования урока, улучшения темпа и течения занятия....
09 04 2025 12:51:43
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
08 04 2025 23:42:54
Основной целью этого урока является определение качества подготовки учащихся. Однако само по себе усвоение информации на уровне её устного или письменного воспроизведения (репродукция) или даже узнавания не представляет особой ценности без умения применить эти знания на пpaктике. В данном случае под пpaктикой понимается умение выстраивать аналогии, сравнения, делать обобщения. Предлагаемый семинар целесообразно провести перед контрольным уроком по теме «Строение клетки». Выявленные пробелы в знаниях учащиеся могут ликвидировать до контрольной проверки....
07 04 2025 21:28:11
Урок преследуют следующие цели: раскрыть особенности внешних покровов млекопитающих; развивать умение работать с учебником, логическое мышление, анализировать, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием. Урок основан на технологии проектного обучения в пpaктической части урока....
06 04 2025 21:38:22
Генетика очень интересная наука, чтобы ее понять, надо хорошо знать генетический язык. Учащиеся уже многое знают из других тем, а на этом уроке все соединяется в одно целое. Знание генетического языка будет закрепляться при решении задач....
05 04 2025 13:55:34
Конспект разработан в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и мотивации учащихся по познанию своего организма. Содержание урока помогает ученикам осознать значимость здорового образа жизни, выявить причины нарушения осанки и влияние ее на красоту и гармоничность тела человека....
04 04 2025 1:56:38
Растения, животные, грибы и бактерии живут совместно и испытывают не только влияние факторов неживой природы. но и друг друга. Сообщество живых организмов...
03 04 2025 4:15:18
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
02 04 2025 0:18:37
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10-х классов. Предлагаемый курс удовлетворяет научно-познавательные интересы, развивает личность, способствует выработке научно-исследовательского потенциала школьников. Материал курса - своеобразная программа исследовательской деятельности ученических коллективов по изучению природных экосистем родного края.
...
01 04 2025 17:36:24
Данный урок проводится после изучения темы «Нервная система». К моменту проведения итогового урока изучаемый материал усвоен обучающимися, что они и демонстрируют на «Смотре знаний». Разнообразные формы работы позволяют за небольшой период времени наиболее полно повторить и обобщить изученный материал. Из опыта работы можно сделать вывод, что урок, проведённый в форме «Смотра знаний», вызывает большой интерес обучающихся....
31 03 2025 21:17:43
Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....
30 03 2025 16:58:36
Основная цель решения задач по генетике состоит в освоении новых приёмов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий. Тема заключает в себе широкие возможности для организации пpaктических работ (составление родословной по сказке А.С. Пушкина, роль врача в медико-генетической консультации составляющего родословную пробанда).
...
29 03 2025 20:57:25
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
28 03 2025 20:45:43
Урок для учащихся 9-10-х классов. Особенность урока в использовании презентации PowerPoint и высокой концентрации теоретического материала. Главный акцент сделан на основные понятия и термины, особенности наследования признаков, сцепленных с полом; присутствуют межпредметные связи с историей, используется краеведческий материал.
...
27 03 2025 1:33:12
Урок убедительно, на фактах, сообщает учащимся о вреде курения, особенно в подростковом возрасте....
26 03 2025 21:55:47
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
25 03 2025 15:37:52
Урок дается в конце изучения темы «Пищеварение» как повторение пройденного. В непринужденной форме дети могут вспомнить и закрепить знания достаточно сложной для усвоения детьми темы об особенностях строения и функционирования органов пищеварения; правила гигиены пищеварительной системы; методы исследования пищеварения, типы заболеваний пищеварительной системы, умение распознавать их; повторить ключевые понятия по теме....
24 03 2025 9:20:45
С ключевыми вопросами семинара (эмбриональная индукция, регуляция экспрессии генов в ходе онтогенеза) учащиеся знакомились в ходе вводной лекции в начале изучения темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Проведению семинара предшествует обязательная домашняя проработка учебного материала, поиск дополнительной информации.
...
23 03 2025 19:42:28
Цель урока: углубление знаний учащихся о нуклеиновых кислотах и их роли в организме. На уроке изучения нового материала и закрепления изученного в 9-м классе применяются разнообразные методы и формы работы с учащимися: моделирование, анализ материала, работа со схемами-опорами, решение задачи, коллективное обсуждение и групповая работа....
22 03 2025 11:15:34
Цели урока: изучить химический состав клетки; коррекция логических форм мышления (сравнение, обобщение, классификация, умозаключения); развитие речи; воспитание нравственной культуры общения....
21 03 2025 23:55:12
Выделение — процесс, обеспечивающий выведение из организма образующихся в процессе жизнедеятельности вредных веществ, избытка воды и солей. В совокупности с...
20 03 2025 11:13:36
Невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека без чашки чая. Почему чашка чая обладает притягательной силой домашнего уюта, можно понять, только изучив особенности русской традиции чаепития. Изучение традиции чаепития с историческим материалом имеет познавательное, нравственное значение, формирует интерес у учащихся к русской истории, традициям, культуре, изучению чайного этикета....
19 03 2025 1:50:31
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
18 03 2025 20:23:12
Урок подводит учащихся к выявлению закономерностей и признаков, которыми, по их мнению, обладают животные, появившиеся на планете в условиях нарастающей сухости климата и сокращения водоемов. Этими животными стали пресмыкающиеся.
...
17 03 2025 2:30:25
В «Повестке дня – XXI» век, приоритет отдается соблюдению экофакторов при сохранении живого мира. Автор делится опытом, как сформировать экосознание растущего человека на уроках биологий....
16 03 2025 4:20:32
Цели урока: познакомить учащихся со строением и функцией цветка и доказать значимость каждой жизни на земле....
15 03 2025 3:39:20
Цель работы: показать роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных, используя элементы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)....
14 03 2025 1:42:41
В данной работе представлена разработка обобщающего урока по биологии на тему "Царства Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения" для шестого класса по программе и учебнику В.В. Пасечника. Урок проводится в игровой форме, что позволяет повысить познавательную активность школьников. Класс делится на три комaнды. Проводятся конкурсы. В конце урока подсчитываются баллы, определяются победители, выставляются оценки.
...
13 03 2025 4:38:34
Урок по биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся, формирует представления о строении зрительного анализатора, о том как и при каких условиях человек видит изображения. В ходе урока происходит овладение наиболее важными понятиями и терминами. Использование презентации на уроке способствует активизации внимания учащихся, более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету....
12 03 2025 1:36:53
На уроке учитель рассказывает учащимся о биологическом значении сна и бодрствования и их чередования; знакомит с природой и фазами сна; показывает, что любая деятельность человека носит циклический хаpaктер, а циклы определяются как внешними, так и внутренними причинами. А также речь идет о гигиенических требованих организации режима дня человека, обеспечивающие полноценный сон и активное бодрствование....
11 03 2025 6:46:15
Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....
10 03 2025 8:58:34
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
09 03 2025 21:22:45
Разработка урока в 8-м классе по курсу «Биология. Человек» составлена на основе УМК В.В. Пасечник, в который включен материал о происхождении человека. Разработка включает задания для проверки изученной темы «Систематическое положение человека» и является ее логическим продолжением....
08 03 2025 8:54:11
Любовь к природе у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Исследования биологов, экологов и психологов показывают, что дети проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания. На своих уроках и во внеурочной деятельности я очень часто использую игру как средство воспитания любви к природе, к своей малой Родине. Одна из наиболее любимых игр, которую я часто применяю – это игра-путешествие по станциям....
07 03 2025 16:22:49
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::