Урок биологии по теме "Доказательства эволюции органического мира".
Место занятия в системе уроков: согласно календарно-тематическому планированию – это второй урок по разделу «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции».
Тип учебного занятия: изучение новой темы.
Цель: познакомить обучающихся с различными группами доказательств эволюционного процесса.
Задачи:
- Раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп.
- Дать оценку биогенетического закона Ф. Мюллера и Э. Геккеля как эмбриологического доказательства.
- Выяснить значение ископаемых переходных форм для науки как палеонтологические доказательства, изучить сравнительно-анатомические доказательства эволюции.
Оборудование: рельефная таблица “Сравнение зародышей хордовых животных”, раздаточный материал “Ископаемые остатки и отпечатки растений и животных”, таблицы, рисунки, презентация, карта зоогеографических зон.
План урока:
I. Проверка знаний учащихся (письменный опрос –
тест, фронтальный опрос).
II. Изучение нового материала в виде
представленных презентаций по
заданиям-проектам:
1) Эмбриологические доказательства эволюции
(рассказ, презентация)
2) Сравнительно-анатомические доказательства
(рассказ, слайды презентации, введение новых
терминов, запись в тетради)
3) Палеонтологические доказательства (рассказ,
презентация)
4) Биогеографические доказательства (рассказ с
использованием карты зоогеографических зон)
5) доказательства единства происхождения
органического мира.
III. Закрепление
IV. Д/з: конспект, термины наизусть, § 43.
ХОД УРОКА
I. Фронтальный опрос по д/з (8 мин):
Жизнь и деятельность Ч. Дарвина.
1. Кто сыграл большую роль в формировании
научного мировоззрения молодого Ч.
Дарвина? (Английский геолог Чарльз Лайель
«Принципы геологии»).
2. Что стало решающим поворотом в судьбе
Дарвина? (Кругосветное путешествие на
корабле «Бигль» (1832-1837)).
3. Что произвело самое сильное впечатление в ходе
путешествия? (Открытие гигантских
ископаемых животных, которые были покрыты
панцирем, сходным с панцирем современных
броненосцев; то обстоятельство, что по мере
продвижения по материку Южной Америки
близкородственные виды животных замещают одни
других; тот факт, что близкородственные виды
различных островов Галапагосского архипелага
незначительно отличаются друг от друга.)
4. Какой самый важный вопрос пытается решить
Дарвин после путешествия? (Поразительную
приспособленность растений и животных к
условиям их обитания).
5. К какому выводу приходит Дарвин после
исследований в 1838 году? (Идея о происхождении
видов путем естественного отбора).
6. Как называется основной труд Дарвина и в каком
году он был опубликован? (1859 год,
«Происхождение видов путем естественного
отбора»).
7. Кто в России переводил книгу Дарвина? (Русский
палеонтолог В.О.Ковалевский).
Основные принципы эволюционной теории.
8. В чем причина многообразия живых
организмов? (Индивидуальная наследственная
изменчивость в ходе исторического развития).
9. Какой способностью обладают все живые
организмы? (К быстрому увеличению численности).
10. Что является главными движущими силами
эволюции? (Борьба за существование и
естественный отбор).
11. Что является результатом действия борьбы за
существование и естественного отбора? (Приспособленность
организмов к условиям окружающей среды).
12. Какие признаки могут наследоваться? Какие
признаки сохраняет естественный отбор? (Могут
наследоваться как благоприятные, так и
нeблагоприятные признаки. Сохраняются полезные
к данным условиям среды.)
13. К чему в конечном итоге приводит естественный
отбор? (К видообразованию).
14. Что является результатом действия
искусственного отбора? (Многообразие пород
животных, сортов растений).
15. В чем заключается главный механизм
эволюции? (Постепенный естественный отбор
случайных ненаправленных наследственных
изменений).
Задание: Решите тест: (ответы: 1 б; 2 б, в, г, д; 3 в, 4-разными видами пищи)
1. Причиной образования новы видов, по Дарвину, является:
а) борьба за существование
б) постепенное расхождение в признаках у особей одного, вида
в) неограниченное размножение
2. Выберите.правильные утверждения:
а) Между современными и ископаемыми видами не существует родственных связей.
б) Между островными и, континентальными формами .можно обнаружить определенное сходство, свидетельствующее об их родстве
в) Причиной действия естественного отбора является борьба за, существование
г) Новые виды возникают в результате расхождения признаков у особей одного вида.
д) Естественному отбору подвергаются фенотипически проявившиеся мутации.
ж) По наследству передаются мутационные и модификационные изменения.
3. Естественным отбором называется:
а) борьба за существование.
б) выживание и размножение сильнейших особей.
в) выживание и размножение наиболее приспособленных особей.
4. На Галапагосских островах живет несколько видов вьюрков, отличающихся формой.клюва. Чем могут быть вызваны такие отличия у этих птиц?
2. Изучение новой темы
Используемая технология: проектное обучение (пpaктико-ориентированный проект)
Проблема: «Какими фактами обладает современная наука доказывающая эволюционное происхождение органического мира?»
Методы: проблемно-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: работа в группах, представление проектов, ученики делают записи по выступлению всех групп, обсуждают проблемные вопросы, отвечают на поставленные вопросы, заполняют таблицу( на доске и в тетрадях), делают выводы.
Гипотеза: современная наука обладает многими фактами, доказывающими существования эволюционного процесса.
1 группа: Эмбриологические доказательства
(рассказ, Презентация 1).
2 группа: Доказательства единства
происхождения органического мира (рассказ, Презентация 1)
3 группа: Палеонтологические доказательства
(рассказ, Презентация 2)
4 группа: Сравнительно-анатомические
(морфологические) (рассказ, Презентация
3)
5 группа: Биогеографические (рассказ, Презентация 4)
1. Эмбриологические доказательства эволюции
Цель: Сформировать умения
использовать данные эмбриологии для
доказательства эволюции.
Эмбриология – это наука о зародышевом развитии
организма.
Фундамент эволюционной сравнительной
эмбриологии был заложен А.О.Ковалевским и
И.И.Мечниковым.
Эмбриологические доказательства доказывают
степень родства на основе зародышевого развития
организма. К данным эмбриологии, являющимися
доказательствами эволюции, относят: Закон
зародышевого сходства Карла Бэра(1828 г),
Биогенетический закон Геккеля—Мюллера, (Приложение 1)
2. Доказательства единства происхождения органического мира.
Цель: выявить сходства в строении и функционировании живых организмов как результат общности происхождения. Сформировать умения использовать данные молекулярной биологии для доказательства эволюции.
Задание: выслушать выступление– проект и дополнительную информацию. Выпишите доказательства данной группы в тетрадь.
Доказательств единства происхождения органического мира на Земле:
1) растения, животные, грибы и бактерии имеют
общий элементарный состав;
2) единство живого на молекулярном уровне,
выражающееся прежде всего в наличии у всех живых
существ белков и нуклеиновых кислот;
3) сходство способа функционирования
биологическихмолекул (генетическое кодирование,
трaнcкрипция, трaнcляция, репликация ДНК,
гликолиз и др.) ;
4) всеобщность клеточного строения и сходства
строения клеток организмов разных царств
органического мира;
5) единство функционирования клеток,
проявляющееся в процессах митоза, мейоза,
оплодотворения и др.
Молекулярные доказательства эволюции.
К данной группе доказательств относятся следующие:
а) Биохимические – принципиальное сходство химического состава внутриклеточной среды у разных организмов.
б) Генетические (молекулярные) – сходство количества хромосом и их генного состава у родственных форм организмов.
Все организмы на молекулярном уровне имеют ДНК и РНК
Содержат белки, состоящие из 20 аминокислот.
Универсальным является генетический код и репликация ДНК.
Синтез белков по единой схеме: трaнcкрипция – трaнcляция
В качестве молекул– аккумуляторов большинство используют АТФ.
в) Цитологические – сходство строения клеток и их функционирования у представителей родственных групп организмов.
3. Сравнительно-морфологические доказательства (Приложение 2)
Цель: Сформировать умения использовать данные сравнительной анатомии для доказательства эволюции.
Задания: Приведите примеры сравнительно-морфологических доказательств.
1. Наличие в современной флоре и фауне
переходных форм – …
2. Наличие в пределах класса, типа гомологичных
органов – …
3. Наличие рудиментов – …
4. Наличие атавизмов – …
5. Примеры аналогичных органов – …
Работа с терминами.
Цель: Закрепить основные биологические понятия по теме. Определить уровень знаний по изученной теме.
Задание: 1. Выписать понятия: Эмбриология, Закон зародышевого сходства, Биогенетический закон, онтогенез, филогенез, гомологичные органы, аналогичные органы, рудименты, атавизмы.
Задание: 2. Распределите данные биологические объекты на 4 группы: аналоги, гомологи, атавизмы и рудименты.
1. Корень и корневище
2. Конечности крота и медведки
3. Крыло птицы и бабочки
4. Лапы тигра и крота
5. Усики гороха и винограда
6. Клешни речного paка и кpaба
7. Ловчие листья росянки и напестеса
8. Жабры paка и рыбы
9. Колючки боярышника и барбариса
10. Крылья летучей мыши и рука человека
11. Тазовые кости китов
12. Трехпалость лошадей
13. Волосатый человек
14. Недоразвитфе глаза крота
15. Отсутствие зубов у муравьеда
16. Хвост у человека
17. Аппендикс у человека
18. Многососковостьу человека
19. Крылья у не летающей киви
20. Тазовые кости у змей
4. Палеонтологические доказательства
Цель: Сформировать умения использовать данные палеонтологии для доказательства эволюции.
Палеонтология – это наука о животных и растениях прошлых геологических эпох, изучаемых по ископаемым остаткам. Термин был предложен в 1822 г. А.Бленвилем. Основы современной эволюционной палеонтологии заложил В.О.Ковалевский. Палеонтология представляет следующие данные в пользу эволюции:
Сведения об ископаемых переходных формах,
которые не дожили до наших дней и присутствуют
только в виде ископаемых останков. Примерами
ископаемых переходных форм являются: древние
кистеперые рыбы, семенные папоротники,
псилофиты, зверозубый ящер, археоптерикс и др.
Существование переходных форм между различными
типами и классами показывает, что постепенный
хаpaктер исторического развития свойственен не
только низшим систематическим категориям
(видам, родам, семействам), но и высшим категориям
и что они также являются закономерным
результатом эволюционного развития. Переходные
формы – это формы, сочетающие признаки древних
и более молодых групп высокого систематического
ранга.
Сведения о филогенетических рядах, которые не только показывают изменения в процессе эволюции, но и позволяют узнать причину эволюции отдельных групп организмов. Например: история развития лошадей в ходе приспособления к жизни в степной равниной местности. Филогенетические ряды убедительно показывают, что эволюция в целом носит приспособительный хаpaктер.
Ответьте на вопросы:
1) Как, по палеонтологическим данным, происходила смена форм животных и растений во времени?
2) Укажите переходные формы:
рыбы … земноводные
споровые папоротники … голосеменные
земноводные … пресмыкающие
пресмыкающие … млекопитающие
пресмыкающие … птицы
одноклеточные растения … одноклеточные животные
3) Как называется ряд живых организмов, последовательно сменяющих друг друга и свидетельствующий о существовании эволюционного процесса.
5. Биогеографические доказательства
Цель: Сформировать умения использовать данные биогеографии для доказательства эволюции.
Биогеография – наука о закономерностях распространения по земному шару живых организмов. К данным биогеографии, являющимися доказательствами эволюции, относятся следующие:
1. Особенности распространения животных и
растений по разным континентам.
2. Особенности фауны и флоры островов также
свидетельствуют в пользу эволюции.
Ответьте на вопросы:
1) Какой ученый привел все сведения о
распространении животных и растений в систему и
выделил шесть биогеографических областей?
2) Назовите эти области.
3) Чем объясняется наличие многих общих черт или
напротив их незначительность у флоры и фауны
разных зон?
4) Какой можно сделать вывод о связи континентов и
родстве их живых организмов?
5) От чего зависят различия флоры и фауны
материковых островов и ближайшего континента?
6) Чем отличается органический мир океанических
островов?
Работа с терминами.
Цель: закрепить умения использовать и понимать биологические понятие по теме.
Задание: Выписать в тетрадь понятия: геном, трaнcкрипция, трaнcляция, биогеография, палеонтология, филогенетические ряды, переходные формы. (Приложения 3)
«Палеонтологические и биогеографические доказательства эволюции»
III. Закрепление
Цель: определить уровень знаний по изученной теме.
Решить тест:
1. Аналогичными органами у растений являются:
Корень и корневище (а) ;
Лист и чашелистик (б) ;
Тычинки и пестик (в).
2. К дивергенции признаков у организмов приводят:
Модификации (а) ;
Комбинации (б) ;
Мутации (в).
3. Разнообразие вьюрковых птиц есть результат:
Дегенерации (а) ;
Ароморфоза (б) ;
Дивергенции (в).
4. Переходной формой между земноводными и рептилиями были:
Стегоцефалы (а) ;
Динозавры (б) ;
Зверозубые рептилии (в).
5. Впервые семенами стали размножаться:
Голосеменные (а) ;
Семенные папоротники (б) ;
Покрытосеменные (в).
6. Переходной формой между рептилиями и птицами является:
Птеродактиль (а) ;
Иностранцевия (б) ;
Археоптерикс (в).
7. Кто обнаружил последовательные ряды ископаемых форм лошадиных?
В.О. Ковалевский (а) ;
А.О. Ковалевский (б) ;
Карл Бэр (в).
IV. Подведение итогов урока, домашнее задание
1. Оцените свою работу на уроке.
2. Выберите домашнее задание в зависимости от
того, как успешно вы работали на уроке: выполнить
творческое задание: сообщение «Вклад А.Н.
Северцова в развитие биогенетического закона».
3. Выучить записи в тетради и § 43 (1,2).
4. По выбору учителя часть учащихся сдают тетради
для проверки.
Комментарии:
Урок формирования новых знаний и умений в форме игры для 5-го класса проводился с целями формирования у учащихся познавательного интереса к предмету, формирования ключевых компетентностей, развития речи, осуществления интеграции с английским языком. Такие уроки с использованием игровых форм способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию творческих способностей, воспитанию коллективизма, сплочению, улучшению психологического климата между учащимися....
31 05 2023 19:40:51
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
30 05 2023 6:25:19
Массовый отбор основан на отборе по фенотипу. Индивидуальный базируется на выделении особей с известным генотипом, определенным по продуктивности потомства....
29 05 2023 2:45:53
Урок знакомит со строением и функциями глаза и его частями, взаимосвязью на конструктивном уровне. Вводятся новые термины и понятия (глазное яблоко, склера, роговица, сосудистая и радужная оболочки, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно). У учащихся формируется бережное отношение к своему здоровью....
28 05 2023 14:44:16
Цель урока: создание условий для усвоения темы урока и формирование познавательного интереса к предмету через использование информационно-коммуникационных технологий; раскрыть сущность и значение матричного синтеза, хаpaктерного для живой природы;
познакомить с молекулярными основами передачи и реализации наследственной информации и роли нуклеиновых кислот и белков в этих процессах....
27 05 2023 19:10:11
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся.
Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
26 05 2023 18:26:37
Методы и приемы на уроке подбирались исходя из содержания материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Обучение строилось как процесс общения. Урок проведен в рамках технологии "Критическое мышление", одной из основных целей которой является научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, передавать информацию....
25 05 2023 19:12:21
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
24 05 2023 10:16:36
Процесс формирования нравственно-экологических качеств личности школьника должен быть основан на основных дидактических принципах: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность. Для реализации этих принципов необходимо стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (ролевые игры, экскурсии, викторины, экологические фестивали, беседы, фильмы и т.п.), развивать творческое мышление детей, навыки самостоятельной, исследовательской работы....
23 05 2023 23:20:33
В ходе урока учащиеся знакомятся с классификацией класса "Земноводные". Распознаются изученные виды земноводных на таблицах, рисунках с использованием классификации животных....
22 05 2023 17:43:54
Зачетные уроки не только позволяют оценивать знания, умения и навыки обучающихся, но и способствуют их развитию и совершенствованию, закреплению исследовательских и пpaктических навыков, установлению межпредметных связей и использованию знаний в новых нестандартных ситуациях....
21 05 2023 8:18:31
Цель игры: обобщить знания учащихся по темам, изученным в курсе "Животные". Привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных, развитие интереса учащихся к предмету биология, привитие навыков самостоятельной работы и активизация познавательной деятельности учащихся....
20 05 2023 7:34:44
Нетрадиционная форма урока с использованием методов интеpaктивного обучения является наиболее целесообразной в классах гуманитарного профиля.
Используя межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла, сохраняетм интерес к предмету, что позволяет учащимся овладеть системой знаний и умений по данной теме.
...
19 05 2023 22:40:29
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
18 05 2023 23:12:56
Урок знакомит учащихся с основными особенностями внешнего и внутреннего строения представителей типа Губки, их многообразием, значением в природе и жизни человека; способствует формированию у школьников познавательного интереса к процессу изучения различных типов животных; содействует воспитанию бережного отношения к природе и доброжелательных межличностных отношений....
17 05 2023 9:55:43
Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, который осуществляется в различных областях культуры: в науке, образовании, философии, искусстве, религиозном постижении мира. Речь идет о выработке представлений о фундаментальных основах бытия, пересмотре прежних общественных идеалов, поиске новых смыслов и целей деятельности человека. Одним словом, осуществляется переход к новому мировоззрению и миропониманию....
16 05 2023 22:50:44
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
15 05 2023 18:19:18
Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....
14 05 2023 15:53:44
В обучении биологии, помимо традиционных форм и методов проверки знаний и умений применяются и нетрадиционные. Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ. В качестве нетрадиционного метода контроля знаний используются кроссворды. Решение кроссвордов – полезное занятие для развития логического мышления. Они позволяют одновременно вспомнить забытую информацию и приобрести новую. С помощью такого метода можно установить уровень предметной терминологической грамотности....
13 05 2023 15:11:42
Разработка урока в 8-м классе по курсу «Биология. Человек» составлена на основе УМК В.В. Пасечник, в который включен материал о происхождении человека. Разработка включает задания для проверки изученной темы «Систематическое положение человека» и является ее логическим продолжением....
12 05 2023 16:30:45
Урок изучения нового материала, урок-пpaктикум. Компьютерная презентация позволяет восполнить недостающий материал, в частности классификационные таблицы и рисунки некоторых плодов, формирует ситуацию успеха у учащихся. Разнообразие методов и приёмов, используемых во время урока, в том числе игровые моменты, позволяет провести его весело и продуктивно.
...
11 05 2023 22:13:18
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
10 05 2023 21:46:39
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания об особенностях каждого отдела пищеварительной системы человека. Урок способствует воспитанию и пропаганде правил гигиены питания и бережного отношения к собственному здоровью....
09 05 2023 12:11:16
Поглощение корнями воды и минеральных веществ — наиболее важная их функция, неразрывно связана со всем комплексом процесса обмена веществ растительного организма....
08 05 2023 12:48:36
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....
07 05 2023 23:56:29
В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта.
Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....
06 05 2023 1:22:22
Урок построен в парадигме деятельностного подхода и содержит задание развивающего хаpaктера, в результате которого формулируется понятие «скелет» и выявляются приоритетные функции внешнего и внутреннего скелета....
05 05 2023 20:38:29
Выбор основных направлений самоподготовки домашнего задания и ведения ЗОЖ в системе ППП способствует самоопределению уровня познания, научности профиля будущей профессии, интеллигентности личности.
...
04 05 2023 8:10:10
Статья посвящена вопросам применения технологии проблемного обучения на уроках биологии для повышения активизации познавательной деятельности учащихся; предлагается система различных методов и форм обучения, направленнуая на реализацию проблемно-поисковой деятельности учащихся.
...
03 05 2023 15:19:30
Учитывая психологические особенности детей, формированию познавательной активности способствует использование на занятиях наглядных методов обучения, т.к. они вызывают интерес, дают возможность использования разных видов деятельности, развивают психологические процессы ребенка.
Наглядно-дидактические пособия являются важным средством формирования у детей разнообразных представлений о природе. Они дополняют наблюдения за природой, расширяют круг явлений, которые доступны познанию детей, помогают научить активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету....
02 05 2023 22:19:41
Об использовании на уроках электронного учебника виртуальной школы Кирилла и Мефодия «Уроки биологии» с 6-го по 11-й класс, диска «Открытая биология» версия 2.5 ООО «Физикон», собственных презентаций уроков, цифрового микроскопа, тестов по биологии с использованием программы «Школьный мониторинг» и во внеурочное время – программы Word, Excel, PowerPoint в проектно-исследовательской деятельности....
01 05 2023 17:19:22
Отслеживание результатов обучения в объединениях биолого-экологической направленности разработано по видам контроля: вводный, текущий, итоговый. В структуру предлагаемых заданий заложен системный подход к обучению биологии и экологии: контролируются те ведущие понятия, содержание которых расширяется и углубляется из класса в класс.
...
30 04 2023 19:29:12
Данный урок - результат мини-проекта "Методы изучения наследственности человека". В ходе этого проекта учащиеся должны были изучить соответствующую литературу, провести мини-исследование по популяционному методу, создать компьютерную презентацию. Итогом проекта является урок, на котором каждый учащийся представляет свой метод изучения наследственности человека.
...
29 04 2023 23:27:31
Урок направлен на формирование способности сравнивать признаки семян однодольных и двудольных растений; обращать внимание не только на основные признаки растений( количество семядолей в зародыше), но и на варьирующие признаки - наличие эндоcпepма, срастание околоплодника с покровами семени и др.
...
28 04 2023 15:15:50
Статья адресована учащимся, педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ, воспитателям детских садов, специалистам-биологам и содержит сведения по содержанию уголка живой природы....
27 04 2023 2:14:48
На этом уроке свойства цитоплазмы можно наблюдать во время пpaктической работы. Такие сложные понятия, как "плазмолиз" и "деплазмолиз" встречаются в заданиях ЕГЭ. Особое внимание уделяется таким явлениям, как тургор, осмос, диффузия. На уроке учащиеся смогли закрепить навыки работы с микроскопом....
26 04 2023 16:41:40
Цель урока - выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями....
25 04 2023 23:29:45
Интегрированный урок-конкурс в 5-м классе. Ученики по разделу «Физкультура» совершенствуют технику ведения мяча, развивают координационные способности. По разделу «Природоведение» дети углубляют знания о телах живой и неживой природы....
24 04 2023 3:40:55
Урок разработан по программе Сонина Н.И. для 7-го класса. Данная разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями царства Грибы, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Урок способствует развитию умения сравнивать, обобщать, выделять общие признаки царства, формирует интерес к предмету и бережное отношение к природе....
23 04 2023 18:17:41
Игра «Тело человека» является обобщающей, уместна на уроке как промежуточный контроль знаний, закрепления и повторения пройденного, так и на районных предметных неделях для групп талантливых учащихся. Игра состоит из 13 разнообразных этапов. Игру отличают работа с микроскопом, скелетом, ребусами, кроссвордом, терминами и логическими цепочками. Пpaктическая часть в игре посвящена определению артериального давления (используя тонометр)....
22 04 2023 11:59:14
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
21 04 2023 10:56:37
Урок призван обобщить знания учащихся об особенностях строения и функциях крови, органов кровообращения в организме, формировать умения: работать с текстом, индивидуально, переключаться с одного вида деятельности на другой, выделять главное, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, слушать и делать краткие записи в тетради....
20 04 2023 5:41:28
В основе содержания урока - приёмы, направленные на формирование у учащихся критического мышления: "Верные и неверные утверждения", "Сводная таблица", "Инсерт". Специфика технологии заключается в активной позиции учащихся. Приёмы, используемые на уроке, направляют работу обучающихся на самостоятельное и осмысленное получение новой информации....
19 04 2023 2:14:44
К органам чувств рыбы относятся: зрение, слух, боковая линия, электрорецепция, обоняние, вкус и осязание. Разберем устройство каждого органа по отдельности, значение и принцип их работы....
18 04 2023 13:12:50
Цель занятия: знакомство с законами памяти, приемами запоминания информации; усвоение знаний по теме «Земноводные»; формирование умений мотивации, самоорганизации учения; развитие интеллектуальных умений: анализировать, классифицировать факты, выдвигать гипотезу, доказать, обобщать, делать выводы; формирование ценностного отношения к окружающему миру, товарищам, самому себе, своей деятельности....
17 04 2023 15:21:54
Предлагаю вашему вниманию цифровые диктанты по курсу биологии раздел "Общая биология". Задания можно использовать независимо от программы и учебника, по которым вы работаете....
16 04 2023 15:42:12
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой и индивидуальной форме. Выполняя различные задания, учащиеся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме....
15 04 2023 12:36:36
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Класс млекопитающие", воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу. В процессе урока развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения.
...
14 04 2023 21:47:22
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
13 04 2023 11:12:20
Урок поможет учащимся расширить кругозор о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике....
12 04 2023 19:46:57
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::