Урок биологии по теме "Доказательства эволюции органического мира".
Место занятия в системе уроков: согласно календарно-тематическому планированию – это второй урок по разделу «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции».
Тип учебного занятия: изучение новой темы.
Цель: познакомить обучающихся с различными группами доказательств эволюционного процесса.
Задачи:
- Раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп.
- Дать оценку биогенетического закона Ф. Мюллера и Э. Геккеля как эмбриологического доказательства.
- Выяснить значение ископаемых переходных форм для науки как палеонтологические доказательства, изучить сравнительно-анатомические доказательства эволюции.
Оборудование: рельефная таблица “Сравнение зародышей хордовых животных”, раздаточный материал “Ископаемые остатки и отпечатки растений и животных”, таблицы, рисунки, презентация, карта зоогеографических зон.
План урока:
I. Проверка знаний учащихся (письменный опрос –
тест, фронтальный опрос).
II. Изучение нового материала в виде
представленных презентаций по
заданиям-проектам:
1) Эмбриологические доказательства эволюции
(рассказ, презентация)
2) Сравнительно-анатомические доказательства
(рассказ, слайды презентации, введение новых
терминов, запись в тетради)
3) Палеонтологические доказательства (рассказ,
презентация)
4) Биогеографические доказательства (рассказ с
использованием карты зоогеографических зон)
5) доказательства единства происхождения
органического мира.
III. Закрепление
IV. Д/з: конспект, термины наизусть, § 43.
ХОД УРОКА
I. Фронтальный опрос по д/з (8 мин):
Жизнь и деятельность Ч. Дарвина.
1. Кто сыграл большую роль в формировании
научного мировоззрения молодого Ч.
Дарвина? (Английский геолог Чарльз Лайель
«Принципы геологии»).
2. Что стало решающим поворотом в судьбе
Дарвина? (Кругосветное путешествие на
корабле «Бигль» (1832-1837)).
3. Что произвело самое сильное впечатление в ходе
путешествия? (Открытие гигантских
ископаемых животных, которые были покрыты
панцирем, сходным с панцирем современных
броненосцев; то обстоятельство, что по мере
продвижения по материку Южной Америки
близкородственные виды животных замещают одни
других; тот факт, что близкородственные виды
различных островов Галапагосского архипелага
незначительно отличаются друг от друга.)
4. Какой самый важный вопрос пытается решить
Дарвин после путешествия? (Поразительную
приспособленность растений и животных к
условиям их обитания).
5. К какому выводу приходит Дарвин после
исследований в 1838 году? (Идея о происхождении
видов путем естественного отбора).
6. Как называется основной труд Дарвина и в каком
году он был опубликован? (1859 год,
«Происхождение видов путем естественного
отбора»).
7. Кто в России переводил книгу Дарвина? (Русский
палеонтолог В.О.Ковалевский).
Основные принципы эволюционной теории.
8. В чем причина многообразия живых
организмов? (Индивидуальная наследственная
изменчивость в ходе исторического развития).
9. Какой способностью обладают все живые
организмы? (К быстрому увеличению численности).
10. Что является главными движущими силами
эволюции? (Борьба за существование и
естественный отбор).
11. Что является результатом действия борьбы за
существование и естественного отбора? (Приспособленность
организмов к условиям окружающей среды).
12. Какие признаки могут наследоваться? Какие
признаки сохраняет естественный отбор? (Могут
наследоваться как благоприятные, так и
нeблагоприятные признаки. Сохраняются полезные
к данным условиям среды.)
13. К чему в конечном итоге приводит естественный
отбор? (К видообразованию).
14. Что является результатом действия
искусственного отбора? (Многообразие пород
животных, сортов растений).
15. В чем заключается главный механизм
эволюции? (Постепенный естественный отбор
случайных ненаправленных наследственных
изменений).
Задание: Решите тест: (ответы: 1 б; 2 б, в, г, д; 3 в, 4-разными видами пищи)
1. Причиной образования новы видов, по Дарвину, является:
а) борьба за существование
б) постепенное расхождение в признаках у особей одного, вида
в) неограниченное размножение
2. Выберите.правильные утверждения:
а) Между современными и ископаемыми видами не существует родственных связей.
б) Между островными и, континентальными формами .можно обнаружить определенное сходство, свидетельствующее об их родстве
в) Причиной действия естественного отбора является борьба за, существование
г) Новые виды возникают в результате расхождения признаков у особей одного вида.
д) Естественному отбору подвергаются фенотипически проявившиеся мутации.
ж) По наследству передаются мутационные и модификационные изменения.
3. Естественным отбором называется:
а) борьба за существование.
б) выживание и размножение сильнейших особей.
в) выживание и размножение наиболее приспособленных особей.
4. На Галапагосских островах живет несколько видов вьюрков, отличающихся формой.клюва. Чем могут быть вызваны такие отличия у этих птиц?
2. Изучение новой темы
Используемая технология: проектное обучение (пpaктико-ориентированный проект)
Проблема: «Какими фактами обладает современная наука доказывающая эволюционное происхождение органического мира?»
Методы: проблемно-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: работа в группах, представление проектов, ученики делают записи по выступлению всех групп, обсуждают проблемные вопросы, отвечают на поставленные вопросы, заполняют таблицу( на доске и в тетрадях), делают выводы.
Гипотеза: современная наука обладает многими фактами, доказывающими существования эволюционного процесса.
1 группа: Эмбриологические доказательства
(рассказ, Презентация 1).
2 группа: Доказательства единства
происхождения органического мира (рассказ, Презентация 1)
3 группа: Палеонтологические доказательства
(рассказ, Презентация 2)
4 группа: Сравнительно-анатомические
(морфологические) (рассказ, Презентация
3)
5 группа: Биогеографические (рассказ, Презентация 4)
1. Эмбриологические доказательства эволюции
Цель: Сформировать умения
использовать данные эмбриологии для
доказательства эволюции.
Эмбриология – это наука о зародышевом развитии
организма.
Фундамент эволюционной сравнительной
эмбриологии был заложен А.О.Ковалевским и
И.И.Мечниковым.
Эмбриологические доказательства доказывают
степень родства на основе зародышевого развития
организма. К данным эмбриологии, являющимися
доказательствами эволюции, относят: Закон
зародышевого сходства Карла Бэра(1828 г),
Биогенетический закон Геккеля—Мюллера, (Приложение 1)
2. Доказательства единства происхождения органического мира.
Цель: выявить сходства в строении и функционировании живых организмов как результат общности происхождения. Сформировать умения использовать данные молекулярной биологии для доказательства эволюции.
Задание: выслушать выступление– проект и дополнительную информацию. Выпишите доказательства данной группы в тетрадь.
Доказательств единства происхождения органического мира на Земле:
1) растения, животные, грибы и бактерии имеют
общий элементарный состав;
2) единство живого на молекулярном уровне,
выражающееся прежде всего в наличии у всех живых
существ белков и нуклеиновых кислот;
3) сходство способа функционирования
биологическихмолекул (генетическое кодирование,
трaнcкрипция, трaнcляция, репликация ДНК,
гликолиз и др.) ;
4) всеобщность клеточного строения и сходства
строения клеток организмов разных царств
органического мира;
5) единство функционирования клеток,
проявляющееся в процессах митоза, мейоза,
оплодотворения и др.
Молекулярные доказательства эволюции.
К данной группе доказательств относятся следующие:
а) Биохимические – принципиальное сходство химического состава внутриклеточной среды у разных организмов.
б) Генетические (молекулярные) – сходство количества хромосом и их генного состава у родственных форм организмов.
Все организмы на молекулярном уровне имеют ДНК и РНК
Содержат белки, состоящие из 20 аминокислот.
Универсальным является генетический код и репликация ДНК.
Синтез белков по единой схеме: трaнcкрипция – трaнcляция
В качестве молекул– аккумуляторов большинство используют АТФ.
в) Цитологические – сходство строения клеток и их функционирования у представителей родственных групп организмов.
3. Сравнительно-морфологические доказательства (Приложение 2)
Цель: Сформировать умения использовать данные сравнительной анатомии для доказательства эволюции.
Задания: Приведите примеры сравнительно-морфологических доказательств.
1. Наличие в современной флоре и фауне
переходных форм – …
2. Наличие в пределах класса, типа гомологичных
органов – …
3. Наличие рудиментов – …
4. Наличие атавизмов – …
5. Примеры аналогичных органов – …
Работа с терминами.
Цель: Закрепить основные биологические понятия по теме. Определить уровень знаний по изученной теме.
Задание: 1. Выписать понятия: Эмбриология, Закон зародышевого сходства, Биогенетический закон, онтогенез, филогенез, гомологичные органы, аналогичные органы, рудименты, атавизмы.
Задание: 2. Распределите данные биологические объекты на 4 группы: аналоги, гомологи, атавизмы и рудименты.
1. Корень и корневище
2. Конечности крота и медведки
3. Крыло птицы и бабочки
4. Лапы тигра и крота
5. Усики гороха и винограда
6. Клешни речного paка и кpaба
7. Ловчие листья росянки и напестеса
8. Жабры paка и рыбы
9. Колючки боярышника и барбариса
10. Крылья летучей мыши и рука человека
11. Тазовые кости китов
12. Трехпалость лошадей
13. Волосатый человек
14. Недоразвитфе глаза крота
15. Отсутствие зубов у муравьеда
16. Хвост у человека
17. Аппендикс у человека
18. Многососковостьу человека
19. Крылья у не летающей киви
20. Тазовые кости у змей
4. Палеонтологические доказательства
Цель: Сформировать умения использовать данные палеонтологии для доказательства эволюции.
Палеонтология – это наука о животных и растениях прошлых геологических эпох, изучаемых по ископаемым остаткам. Термин был предложен в 1822 г. А.Бленвилем. Основы современной эволюционной палеонтологии заложил В.О.Ковалевский. Палеонтология представляет следующие данные в пользу эволюции:
Сведения об ископаемых переходных формах,
которые не дожили до наших дней и присутствуют
только в виде ископаемых останков. Примерами
ископаемых переходных форм являются: древние
кистеперые рыбы, семенные папоротники,
псилофиты, зверозубый ящер, археоптерикс и др.
Существование переходных форм между различными
типами и классами показывает, что постепенный
хаpaктер исторического развития свойственен не
только низшим систематическим категориям
(видам, родам, семействам), но и высшим категориям
и что они также являются закономерным
результатом эволюционного развития. Переходные
формы – это формы, сочетающие признаки древних
и более молодых групп высокого систематического
ранга.
Сведения о филогенетических рядах, которые не только показывают изменения в процессе эволюции, но и позволяют узнать причину эволюции отдельных групп организмов. Например: история развития лошадей в ходе приспособления к жизни в степной равниной местности. Филогенетические ряды убедительно показывают, что эволюция в целом носит приспособительный хаpaктер.
Ответьте на вопросы:
1) Как, по палеонтологическим данным, происходила смена форм животных и растений во времени?
2) Укажите переходные формы:
рыбы … земноводные
споровые папоротники … голосеменные
земноводные … пресмыкающие
пресмыкающие … млекопитающие
пресмыкающие … птицы
одноклеточные растения … одноклеточные животные
3) Как называется ряд живых организмов, последовательно сменяющих друг друга и свидетельствующий о существовании эволюционного процесса.
5. Биогеографические доказательства
Цель: Сформировать умения использовать данные биогеографии для доказательства эволюции.
Биогеография – наука о закономерностях распространения по земному шару живых организмов. К данным биогеографии, являющимися доказательствами эволюции, относятся следующие:
1. Особенности распространения животных и
растений по разным континентам.
2. Особенности фауны и флоры островов также
свидетельствуют в пользу эволюции.
Ответьте на вопросы:
1) Какой ученый привел все сведения о
распространении животных и растений в систему и
выделил шесть биогеографических областей?
2) Назовите эти области.
3) Чем объясняется наличие многих общих черт или
напротив их незначительность у флоры и фауны
разных зон?
4) Какой можно сделать вывод о связи континентов и
родстве их живых организмов?
5) От чего зависят различия флоры и фауны
материковых островов и ближайшего континента?
6) Чем отличается органический мир океанических
островов?
Работа с терминами.
Цель: закрепить умения использовать и понимать биологические понятие по теме.
Задание: Выписать в тетрадь понятия: геном, трaнcкрипция, трaнcляция, биогеография, палеонтология, филогенетические ряды, переходные формы. (Приложения 3)
«Палеонтологические и биогеографические доказательства эволюции»
III. Закрепление
Цель: определить уровень знаний по изученной теме.
Решить тест:
1. Аналогичными органами у растений являются:
Корень и корневище (а) ;
Лист и чашелистик (б) ;
Тычинки и пестик (в).
2. К дивергенции признаков у организмов приводят:
Модификации (а) ;
Комбинации (б) ;
Мутации (в).
3. Разнообразие вьюрковых птиц есть результат:
Дегенерации (а) ;
Ароморфоза (б) ;
Дивергенции (в).
4. Переходной формой между земноводными и рептилиями были:
Стегоцефалы (а) ;
Динозавры (б) ;
Зверозубые рептилии (в).
5. Впервые семенами стали размножаться:
Голосеменные (а) ;
Семенные папоротники (б) ;
Покрытосеменные (в).
6. Переходной формой между рептилиями и птицами является:
Птеродактиль (а) ;
Иностранцевия (б) ;
Археоптерикс (в).
7. Кто обнаружил последовательные ряды ископаемых форм лошадиных?
В.О. Ковалевский (а) ;
А.О. Ковалевский (б) ;
Карл Бэр (в).
IV. Подведение итогов урока, домашнее задание
1. Оцените свою работу на уроке.
2. Выберите домашнее задание в зависимости от
того, как успешно вы работали на уроке: выполнить
творческое задание: сообщение «Вклад А.Н.
Северцова в развитие биогенетического закона».
3. Выучить записи в тетради и § 43 (1,2).
4. По выбору учителя часть учащихся сдают тетради
для проверки.
Комментарии:

Урок предоставляет возможность познакомиться с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной; сформировать знания о важной экологической роли прокариот, значении бактерий для жизни человека....
31 05 2025 14:36:39
Почка состоит примерно из 1 млн. структурных и функциональных единиц — нефронов, прострaнcтво между которыми заполнено соединительной тканью....
30 05 2025 17:39:28
Игра проводится в рамках недели естественных наук в 6-х классах, рассчитана на 45 минут. Цели: развивать познавательный интерес и гуманное отношение к природе, расширять кругозор учащихся, выpaбатывать умение работать в комaнде. Рекомендации учителям: разделить детей на комaнды, например: «Синицы», «Воробьи», «Гoлyби». Выбрать капитанов, организовать самопроверку (после выполнения задания, комaнды меняются листочками с ответами и проверяют по слайду на доске)....
29 05 2025 7:21:33
Урок позволяет сформировать понятие о виде, структуре вида, его критериях; определить понятие о популяции как о структурной единице вида. Занятие поможет детям приобрести навыки работы с лабораторным оборудованием, развивать умения наблюдать, делать выводы, описывать особей видов по морфологическому критерию.
...
28 05 2025 4:27:17
Тема в курсе зоологии «Тип кишечнополостные» имеет большое значение для изучения эволюционного развития организмов, но с этими животными обучающиеся в пpaктической жизни знакомы мало. Урок-путешествие с его межпредметными связями и использованием ИКТ направлен на более эффективное усвоения материала....
27 05 2025 8:31:13
Как известно, содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения....
26 05 2025 18:51:26
Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....
25 05 2025 22:40:15
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
24 05 2025 3:39:34
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
23 05 2025 3:22:34

Первый урок в теме «Царство растений». В ходе урока учащиеся знакомятся с удивительным миром растений и их ролью в природе и жизни человека, изучают классификации растений по особенностям строения и районы их распространения....
22 05 2025 7:11:45
Урок проводился по технологии проектного обучения, поскольку эта методика дает возможность более полного, всесторонне систематического исследования проблемы и разработки конкретного продукта (схема, модель, сценарий, отчет, презентация и т.п.), т.е. пpaктического результата. Как правило, проект - результат коллективной работы: более того предполагает на последнем этапе рефлексию - анализ, что дает возможность объективного оценивания работы....
21 05 2025 17:21:15
Урок биологии решает задачи формирования у учащихся понятий "микориза", "антибиотики", показывает роль грибов в системе живых организмов, раскрывает влияние и значение грибов в жизни человека
а также воспитывает бережное отношение к природе....
20 05 2025 17:56:25
Вашему вниманию предлагается статья, в которой рассматривается организация опытнической работы....
19 05 2025 23:11:40
Аналитическая статья о влиянии информационных технологий на образование вообще и обучение биологии в частности....
18 05 2025 16:45:47
Вирусы широко распространены в природе неклеточной формой жизни. Они очень устойчивы к влиянию среды и являются возбудителями многих инфекционных заболеваний. Это существа или вещества, они живые или неживые? Какова история развития вирусных заболеваний? Ответы на эти вопросы пытались найти ребята на уроке биологии "Тайны невидимого мира"....
17 05 2025 14:51:18
Цель урока: определение уровня овладения знаниями по теме. Коррекция знаний, умений и навыков. Сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
16 05 2025 18:26:39
Проект способствует развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях. Создает предпосылки для развития научного образа мышления....
15 05 2025 21:54:48
Одно из важнейших свойств всех живых организмов —способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные....
14 05 2025 11:23:15
Опopно-двигательная система человека - это совокупность костей скелета, хрящевой ткани и прикрепленных к ним связок, мускулатуры, которые вместе обеспечивают поддержание позы, перемещение, выполнение активных движений....
13 05 2025 4:45:38
Разработка может быть использована как на уроке, так и как внеурочное занятие в разновозрастных группах. На уроке используются технологии КСО, организация взаимодействия в группе и др. Предложенный в приложениях материал дает возможность рассмотреть данный вопрос с разных точек зрения....
12 05 2025 8:32:20
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
11 05 2025 11:30:27
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
10 05 2025 3:32:43
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
09 05 2025 10:55:12

Разработка построена по технологии личностно ориентированного урока. Урок способствует формированию умений учащихся самостоятельного поиска ответов на проблему, развитию коммуникативных способностей и способностей к самоанализу....
08 05 2025 23:42:15
Ботаника относится к числу предметов, которые призваны вводить учащихся в курс естественных закономерностей развития живой природы, а также приобщать к пониманию красоты и неповторимости этой природы. Данная разработка может служить основой для организации и проведения подобных экскурсий во всех регионах и областях России и странах СНГ, а также для разработки и проведения экскурсий, и не только летом....
07 05 2025 16:42:17
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....
06 05 2025 20:42:55

Цель урока: формировать умения узнавать изученных земноводных; обосновывать принадлежность к определенной систематической категории; обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше....
05 05 2025 16:42:40
Данный материал помогает обеспечить учащихся знаниями об особенностях строения, жизнедеятельности кишечнополостных как низших многоклеточных животных, их приспособленности к среде обитания, значении кишечнополостных в природе и жизни человека. Формирует научное мировоззрение на основе знаний о взаимосвязи кишечнополостных со средой....
04 05 2025 15:38:38
Одной из главных задач школы является развитие в процессе обучения самостоятельного творческого мышления учащихся. Курс школьной биологии представляет большие возможности для такого развития. Осознанное усвоение учащимися курса биологии невозможно без проведения специальной работы по целенаправленному развитию мышления. Цель данного урока: развитие в процессе обучения курса зоологии аналитического мышления учащихся....
03 05 2025 10:50:18
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности дневных и ночных хищных птиц. Позволяет закрепить уже имеющиеся знания и понятия о пищевой специализации птиц, типах развития птенцов. Расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес к предмету....
02 05 2025 15:34:59
Цель занятия: привлечь внимание учащихся к необходимости изучать, привлекать и охранять пернатых друзей человека. В работе много стихов, интересны рекламные паузы. Можно использовать и как урок, и как внеклассное мероприятие.
...
01 05 2025 14:26:29
В статье описана программа преобразования пустыря около школы в многофункциональный межпредметный учебно-тренировочный объект. В летний период на территории школьного двора проходят трудовую пpaктику школьники, работают профильные смены (в том числе экологического направления).
...
30 04 2025 10:24:28

Структура урока предполагает активный поиск при изучении нового материала. Учащиеся сами выдвигают обучающие задачи в соответствии с темой. Используются следующие методы: эвристическая беседа; проблемное изложение изучаемого материала; частично-поисковая исследовательская деятельность; коммуникативные технологии....
29 04 2025 13:42:23
Цель урока: повышение интереса учащихся к изучению национальных парков. Задачи: ознакомить с географическим расположением национального парка; расширить кругозор учащихся об особо охраняемой природной территории Кемеровской области; памятниках природы, с конкурсами, проводимыми «Шорским национальным парком; побуждать познавательный интерес к особенностям флоры и фауны, охраняемой государством территории....
28 04 2025 0:27:11
Для удобства работы с Интернетом разработан каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться....
27 04 2025 23:19:17
Дидактические игры являются неотъемлемой частью учебного процесса в малочисленной школе, где поддерживать интерес учащихся в течение урока и на протяжении нескольких уроков особенно трудно. Дидактическая игра является хорошей основой для установления связей биологии с предметами художественно-эстетического цикла. Игра во многом обеспечивает доступность изучения учебного материала, не нанося ущерба его научности....
26 04 2025 15:59:11
Материал урока раскрывает актуальность проблемы охраны животного мира, показывает связь между животным миром и хозяйственной деятельностью человека....
25 04 2025 19:22:31
Урок биологии в 10-м классе проходит в форме конференции, на котором выясняются факторы, влияющие на снижение продолжительности жизни людей.
...
24 04 2025 7:10:40
На данном уроке по теме «Эритроциты» представлена презентация, которую подготовили ученики....
23 04 2025 18:37:53
Данный развернутый план-конспект урока поможет учителям биологии в развитии здоровьесберегающих компетентностей учащихся. Учебный материал урока позволит активизировать внимание учащихся на знаниях и умениях, пpaктически значимых в их жизни.
...
22 04 2025 16:41:51
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
21 04 2025 7:48:44
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
20 04 2025 11:50:42
Замысел урока заключается в создании условий для развития интеллектуальных способностей учащихся и максимального влияния образовательного процесса на личность ученика.
...
19 04 2025 5:22:28

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
18 04 2025 14:54:18
Урок биологии в 7-м классе, общеобразовательной школы. Программа В.В. Пасечник. Авторы учебника В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Строение, индивидуальное развитие, эволюция. Глава 3 «Эволюция строения и функций органов и их систем». § 39, с презентацией....
17 04 2025 20:12:15
Раскрытие особенности строения жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, дать представление об основных типах простейших; дать представления о многообразии одноклеточных, показать особенности строения, жизнедеятельности, продолжить формирование умений сравнивать, обосновать отличительные черты строения одноклеточных.
...
16 04 2025 17:43:12
На занятии у учащихся формируется представление о бактериях; сосредотачивается внимание на особенностях строения и жизнедеятельности бактерий....
15 04 2025 11:26:20
Урок – ролевая игра дает чувствовать себя исследователем, специалистом и важным человеком в мире взрослых. Поэтому дети становятся серьезными, более ответственно относятся к своему заданию, ответы стараются обосновать. Пpaктическая работа с проросшими семенами и другими семенами культурных растений дает дополнительные знания о них, ребята учатся пользоваться специальной литературой.
...
14 04 2025 9:20:30
Использованная на уроке комбинированная форма опроса учащихся позволит не только проверить и закрепить знания учащихся по теме, но и подготовить их к различной форме проведения вступительных экзаменов в вуз.
...
13 04 2025 17:19:17
Учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения. Работа над заданием проходит без непосредственного участия учителя, но под его руководством. Ученик выбирает темп и уровень изучения материала, согласующиеся с его индивидуальными особенностями. При неудачном ответе могут доработать материал и пересдать его на более высоком уровне....
12 04 2025 15:14:56
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::