Строение и функции кожи. 8-й класс
Задачи: сформировать у учащихся знания о строении кожи, её функциях (защитной рефлекторной, выделительной рецепторной), взаимосвязи строения и функции кожи, сформировать понятие «теплорегуляция», разъяснить физиологическую основу теплорегуляции организма, раскрыть роль кожи в регуляции постоянства температуры тела; показать роль других наук в понимании функции кожи.
Оборудование: таблицы «Строение кожи»; таблички с терминами: «кожа», «дерма», «эпидермис», «подкожная клетчатка», «сальные железы», «потовые железы»; лупы, микроскопы, предметные и покровные стёкла; плакат «Строение ногтя»; инструкции к лабораторной работе.
Ход урока
Учитель: Мы изучили мочевыделительную систему. Кроме почек к органам выделения мы отнесли кожу. Сегодня мы познакомимся с её строением и функциями. Наш урок будет необычным. Мы посмотрим на наш биологический объект «кожу» глазами разных специалистов: филолога, историка, анатома, физиолога, химика и физика. Первому представим слово филологу.
Филолог: Кожа. Лексических значений слова несколько Нас интересует первое. Кожа – это наружный покров тела человека. Например, кожа на руках потрескалась. Кожа – сущ., ж. рода.
Кстати, а кто может сказать, отчего может потрескаться кожа на руках?
В просторечьи употрeбляются выражения «Из кожи вон лезть». В каком переносном значении употрeбляется это выражения?
Про кого говорят, что у него «кожа да кости»?
А у кого «ни кожи ни рожи»?
Согласитесь, что это очень обидное выражение и лучше его не употрeбллять. От существительного «кожа» образуются прилагательные «кожный», например: кожный покров, кожные болезни.
Учитель: Мы ответили на вопросы филолога, теперь давайте послушаем «историка».
Историк: Без малого пять веков назад, последние дни 1496 г., в роскошном замке миланского герцога Моро готовились к новогоднему празднику. Герцог собирался показать своим гостям такие чудесные представления, каких ещё не видывал свет. Ещё бы! Устройством праздника руководил великий художник и не превзойдённый механик Леонардо да Винчи. Он задумал восславить золотой век мира, который наступил после многих лет железного века опустошительных войн.
Для изображения железного века кузнецы под наблюдением мастера сделали огромную фигуру лежащего рыцаря, закованного в латы. А золотой век должен был изображать гoлый мальчик, с головы до ног покрытый золотой краской. Это был сын бедного пекаря. Отец за деньги предоставил его для увеселения герцога.
В разгар праздничного веселья в зал ввезли поверженного рыцаря. Из его чрева вышел «золотой мальчик» с крыльями и лавровой ветвью в руке. Испуганно смотрел он на окружающих. Произнося заученное приветствие герцогу.
Праздник не удалось довести до конца, потому что внезапно заболела жена герцога. Гости разъехались. Погасли огни. О мальчике, конечно, забыли… Он остался один в полутёмном, огромном зале. Лишь на следующий день Леонардо да Винчи увидел его в тёмном углу. Ребёнок дрожал и жалобно плакал. Леонардо закутал его в плащ, отнёс к себе домой и три дня ухаживал за ним, пытаясь спасти. Но на четвёртый день мальчик умер.
Прошли века. История «золотого мальчика» связанная с именем великого художника не была забыта. А причина его гибели долгое время оставалась не понятной и вызывала разные толкования.
Учитель: Чтобы понять, отчего умер мальчик, надо хорошо представлять себе строение и функции кожи. Давайте предоставим слово «анатому».
Анатом:- Излагает материал о строении кожи, используя таблицу «Строение кожи».
Учитель: Теперь давайте выясним, каковы функции кожи, как они связаны со строением. Давайте дадим слово «физиологу». А вы внимательно слушайте и ответьте на вопрос: «Отчего умер «золотой мальчик»?»
Физиолог: Рассказывает о функциях кожи, связывая с её строением.
Далее учитель проводит поисковую беседу, в результате которой получает правильный ответ: краска раздражает кожу, а это резко и надолго расширяет кожные сосуды. В результате температура кожи повышается, происходит усиленная отдача тепла и наступает постепенное охлаждение тела. Мальчик провёл ночь в холодном зале и потерял много тепла. Температура его тела понизилась. А при охлаждении тела организм ослабевает и делается особенно восприимчивым к таким болезням как грипп, бронхит и воспаление лёгких. Скорей всего мальчик умер от воспаления лёгких.
Учитель: (Рассказ учителя о болезненных проявлениях на коже, и о дактилоскопии). Пока я вам рассказывала эти занимательные истории вы, надеюсь, отдохнули и мы продолжим знакомство с кожей, вернее с её придатками: ногтями и волосами.
Учитель: Давайте выполним лабораторную работу.
Лабораторная работа.
Тема. Строение кожи, ногтя, волоса (макроскопическое и микроскопическое).
- Рассмотреть под лупой тыльную поверхность кисти. Назовите ткань, которая находится на поверхности кожи.
- Установите куда ведут отверстия из которых выходят стержни волос. Обратите внимания на рельеф кожи. Кожа как бы разделена бороздками на ромбовидные и треугольные дольки. В их углах заметны небольшие отверстия, из которых выходят волосы.
- Рассмотрите поры кожи ладони. Определите их значение.
- Рассмотрите строение ногтя и ответьте на вопросы:
а) С какой стороны ноготь растёт?
б) Почему передняя поверхность ногтевой пластинки имеет розовый цвет?
в) Задний край ногтя образует луночку. Почему она белая?
г) Какие факты доказывают, что в ногтях нет кровеносных сосудов и нервных окончаний?
д) Почему нельзя «грызть» ногти и отрывать заусеницы? - Рассмотрите в лупу узоры на подушечках пальцев. Докажите, то в бороздках находятся осязательные рецепторы, которые повышают чувствительность кожи в этих местах. (Для решения этой задачи учащиеся должны узнать предмет с закрытыми глазами, прокатывая, например, винтик и гвоздик, между ладонями, где бороздок нет, а затем между подушечками пальцев, где они есть).
- Рассмотрите волос под микроскопом. Найдите волосяную луковицу. Докажите что корни волос имеют нервные окончания.
- Сравните свои варианты ответов с представленными образцами ответов. (Образцы ответов подготовила группа теоретиков).
Учитель: Продолжим наше обозрение. Мы убедились, что кожа сложный орган со многими функциями. Особенно тесно связанна кожа с нервной системой. Нервные процессы влияют на кожу и, наоборот, изменения, развивающиеся в коже, могут повлиять на нервные процессы.
Так испуг вызывает усиленное потоотделения, при чувстве стыда краснеет кожа, при страхе, печали бледнеют щёки. Многие кожные болезни возникают при нервных расстройствах. Состояние кожи отражает общий обмен веществ в организме. С возрастом мягкость и эластичность кожи постепенно незаметно уменьшается, сменяется дряблостью, появляются морщины, меняется цвет кожи.
Давайте посмотрим на кожу глазами «химиков».
Химик: Мы уже знаем, что в коже расположены потовые и сальные железы.
Что же они выделяют?
Потовые железы выpaбатывают особую жидкость – пот. Это водянистая жидкость, солоноватая на вкус, так как содержит поваренную соль. В состав пота входят и другие продукты минерального обмена: сульфаты, фосфаты, соли кальция, хлорид калия. Потовые железы вместе с потом выводят из организма и продукты белкового обмена: мочевину, мочевую кислоту, аммиак, некоторые аминокислоты. В состав пота входят и летучие жирные кислоты. В зависимости от состава пот имеет специфический запах. Реакция пота кислая, что способствует бактерицидности кожи.
Кожное сало выделяемое, сальными железами состоит из жирных кислот, продуктов распада эпителиальных клеток и витаминов А, D, E. В момент выделения кожное сало жидкое, но быстро густеет. Под влиянием кислот пота кожное сало разлагается, при этом образуются жирные кислоты хаpaктерного запаха.
Учитель: Нам осталось послушать «физика».
Физик: Лучи солнца не вредят организму. Их умеренное воздействие полезно для человека. Однако, чрезмерное, слишком сильное раздражение, особенно ультрафиолетовыми лучами может не только нарушить нормальную работу клеток, но убить их, если бы не защитная деятельность кожи. Часть лучей солнечного спектра задерживается верхними слоями над кожицей. Однако, большая часть их достигает клеток основного слоя. Раздражая эти клетки, солнечные лучи заставляют их скорее расти и размножаться.
Учитель: Вот и заканчивается наша тема. Вы узнали много нового и интересного, стоило взглянуть нам на биологический объект – кожу с разных точек зрения. Спасибо за работу!
Комментарии:

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
31 05 2025 6:36:13
Сегодня акцент переносится с "усвоения знаний" на формирование "компетентности", происходит переориентация на личностно-ориентированный подход. Современный урок ценен не только получением информации, но прежде всего обучением в ходе него способов деятельности для получения информации.
...
30 05 2025 17:37:59
Животные, как и растения, размножаются бесполым и поповым способами. Особенности размножения многоклеточных животных во многом определены условиями их обитания....
29 05 2025 17:50:11
В разработке представлены пpaктические методы изучения памяти: тестирование, самодиагностика, игра. Актуализация темы и активизация познавательного интереса показана посредством беседы с опорой на положительные эмоциональные воспоминания....
28 05 2025 8:13:13
Материал содержит подробный план-конспект урока в 8-м классе, изучающий особенности строения ротовой полости. Цели урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, показать роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов; продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное, обобщать, способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности....
27 05 2025 0:29:18
Жизнь любого организма начинается от образования зиготы и продолжается до cмepти. В это время живой организм растет, развивается, стареет. Начало...
26 05 2025 14:20:48
Предлагаемый урок биологии является первым в цикле уроков, объединённых одной большой темой "Органы цветковых растений". В нём используется нестандартная форма начала урока, что активизирует мыслительную деятельность учащихся. Весь процесс изучения материала и проверка знаний, полученных на уроке, сопровождается мультимедийной презентацией....
25 05 2025 9:17:57
Основа занятия – известная сказка Всеволода Гаршина "Лягушка-путешественница". Сказка сопоставляется с реальными фактами о местообитании, особенностях питания и схемах поведения разных видов лягушек, которых школьники могут встретить в природе во время путешествия. В качестве творческой работы предлагается выполнить оригами "Лягушка". Развивается мелкая моторика детей....
24 05 2025 0:59:47
Цель урока – обобщить, проконтролировать знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проводится в форме игры, используются стихи. Для контроля знаний подобраны задания, развивающие образное мышление учащихся.
...
23 05 2025 9:38:58
В работе рассказывается о свойствах УМК «Перспективная начальная школа», таких как комплектность, инструментальность, интеpaктивность и интеграция. Используются примеры из своей пpaктики, рассказывается об особенностях УМК «Перспективная школа», которые существенно отличают его от всех других комплектов начальной школы....
22 05 2025 13:26:23
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
21 05 2025 11:43:48
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
20 05 2025 3:41:24
Витамины оказывают сильное действие на рост, обмен веществ и физиологическое состояние организма в целом. Поступают витамины в организм с пищей, преимущественно растительной. В тканях человека они усваиваются, образуя более сложные вещества, как правило входят в состав ферментов....
19 05 2025 20:44:14
В работе представлен инсценированный КВН по мотивам русских народных сказок для учащихся 7-х классов....
18 05 2025 21:27:25
Урок обобщения и систематизация знаний по биологии в 10-м классе продолжает формировать у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство находящихся в ней органоидов, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов....
17 05 2025 9:16:44
Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей возможно через применение проектно- исследовательских технологий. Данная деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, хаpaктерных для исследования в научной сфере. ...
16 05 2025 3:34:49
В конспекте представлена организация групповой и индивидуальной формы работы учащихся по изучению нового материала с использованием текстового материала учебника биологии 5-й класс под редакцией проф. И.Н. Пономарёвой и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Структура урока изложена в соответствии с требованиями ФГОС....
15 05 2025 20:12:48
Урок разработан с целью проверки и закрепления знаний в нетрадиционной форме урока-спектакля и дает возможность обучающимся общаться через игру....
14 05 2025 18:21:20
На уроке учащиеся узнают о правописании суффикса -ен- в существительных на -мя, о значении семян для растений, животных, человека, учатся употрeбллять суффикс -ен- в безударном положении в письменной речи....
13 05 2025 23:58:13
Интеллектуальная игра по экологии родного края «Звёздный час» расширяет кругозор школьников о родном крае, создает условия для развития их интереса к изучению биологии и экологии, краеведческого материала, умений проявлять индивидуальные качества, способствует проявлению творческих способностей детей. Использование презентации позволяет познакомиться не только с теоретическим материалом, но запомнить внешний вид растений и животных, о которых идет речь в игре....
12 05 2025 4:27:15
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
11 05 2025 0:55:11
Урок знакомит со строением и функциями глаза и его частями, взаимосвязью на конструктивном уровне. Вводятся новые термины и понятия (глазное яблоко, склера, роговица, сосудистая и радужная оболочки, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно). У учащихся формируется бережное отношение к своему здоровью....
10 05 2025 9:36:23
Данный урок является завершающим по теме «Птицы» в 7-м классе по УМК Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....
09 05 2025 20:57:56
Урок-игра в 7-м классе с элементами интеpaктивного обучения раскрывает многообразие кишечнополостных, особенности их строения и образа жизни, связь со средой обитания, значение в природе и жизни человека. Особенностью урока является внедрение регионального компонента – знакомство учащихся с местными видами кишечнополостных....
08 05 2025 13:54:44
Для большинства уже не секрет, что для укрепления здоровья лучше есть больше овощей и фруктов. Но они должны быть здоровыми и чистыми от таких веществ как нитраты и нитриты. Цель работы: является определение содержания нитратов в отобранных образцах овощей и фруктов....
07 05 2025 15:54:34

Как в условиях интенсификации УВП овладеть понятийным аппаратом? Авторская «Матрица» – эффективный способ развития понятийного аппарата. Учебная тема, представленная в виде печатных матриц и компьютерной презентации на их основе, помогает интенсифицировать учебный процесс. Даны методические рекомендации по применению педагогического приема «Матрица» на разных этапах урока....
06 05 2025 6:26:50
Органы чувств – афферентный (рецепторный) отдел системы анализатора. Анализатор - это периферическая часть рефлекторной дуги, которая осуществляет связь между центральной нервной системой и окружающей средой....
05 05 2025 0:32:15
После ознакомления с основами рационального питания учащиеся, в ходе анализа домашних пpaктических работ, создают групповой проект, цель которого – проанализировать свой пищевой рацион с точки зрения его полноценности и сбалансированности, отсутствия в пище опасных и вредных компонентов, а также произвести его корректировку.
...
04 05 2025 8:54:50
Цель урока: раскрыть роль соцветий в жизни растений; дать представление о простых и сложных соцветиях; показать разнообразие типов соцветий и их условные обозначения; развивать умения различать и называть соцветия, определять простые и сложные соцветия; показать биологическое значение соцветий и развивать чувство прекрасного....
03 05 2025 21:27:17
Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине. Урок проводится с целью сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша....
02 05 2025 5:11:48
Урок позволяет сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития, размножения клетки и организма в целом; познакомить с основными видами деления клеток; рассмотреть механизмы, обеспечивающие равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками; охаpaктеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла....
01 05 2025 16:57:46
Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...
30 04 2025 22:41:10
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
29 04 2025 21:39:25
Урок позволяет сформировать у учащихся знания о строении цветка, о его функциях как о органе пoлoвoго размножения. Цель урока – раскрыть биологическое значение частей цветка, познакомить учащихся с классификацией растений по признаку расположения цветов, с классификацией цветов по составу главных частей цветка; научить выявлять приспособленность цветов к опылению. ...
28 04 2025 3:23:33
Задачи урока: обобщить знания учащихся по теме; дать понятие о медленной поэтапной эволюции растительного мира; совершенствовать навыки самостоятельной работы, умения отбирать главное, кратко излагать, анализировать и обобщать материал....
27 04 2025 23:29:24
Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....
26 04 2025 5:53:37
Основным условием эффективности обучения на уроке закрепления знаний по опopно-двигательной системе человека является организация самостоятельной деятельности учащихся. Задания с использованием рентгеновских снимков и фотографий спортсменов определяют хаpaктер познавательной деятельности, последовательность учебных операций. В качестве источников информации используются муляжи, плакаты, рисунки и схемы из учебника биологии для 8-го класса....
25 04 2025 14:55:58
Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...
24 04 2025 6:47:29

Мастер-класс показывает методические приемы для восприятия учебного материала через различные каналы, что сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, развивает зрительную память, акцентирует внимание на важных объектах за счет фрагментарной подачи материала....
23 04 2025 16:19:13
Микроэволюция – это процесс перестройки генофонда популяций под влиянием внешних факторов, в результате чего появляются новые виды....
22 04 2025 20:48:53
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
21 04 2025 7:32:10
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
20 04 2025 12:19:49
Урок повторения и обобщения знаний о прокариотах в 10-м классе - хорошая возможность для формирования и развития надпредметных умений и навыков. Таких как: умение применять знакомые термины, анализировать, обобщать, делать выводы, составлять схемы по прочитанному тексту, классифицировать и выделять основание классификации.
...
19 04 2025 0:22:42
Урок позволяет познакомить учащихся с классом Земноводных, их многообразием, значением в природе и необходимостью охраны. В ходе урока учащиеся выполняют тестовые задания. При изучении нового материала используются методы беседы, самостоятельной работы, работы с таблицами и картами, иллюстрациями, работа с учебником....
18 04 2025 21:40:14
Задачи. Генетический код днк Решение биологических задач по расшифровке генетического кода Очень часто в части С пятая задача предлагается на расшифровку генетического кода, зная последовательност…...
17 04 2025 14:34:55

Оборудование кабинета биологии интеpaктивной доской позволило широко использовать на уроках фрагментов видеофильмов, анимации. Совмещение видео-, аудио - и текстового материала, комплексное освещение темы с применением презентаций, флипчартов обеспечивает более глубокое погружение в материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения. Разработка урока является примером использования на уроках современной компьютерной технологии....
16 04 2025 10:36:59
Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов,
правилами сбора, сохранения грибницы и т.д.
...
15 04 2025 5:10:43
Увеличивается область познания учеников, которые учатся анализировать явление временного прекращение жизнедеятельности у живых организмов, использующих его как средство приспособления и выживания в нeблагоприятных условиях....
14 04 2025 7:14:30
Бинарный урок – викторина «Мир природы. La Nature» рассчитан на 5-е классы, которые изучают французский язык как второй иностранный (первый год обучения). Этот урок объединяет два предмета: природоведение и французский язык....
13 04 2025 11:54:43
Какой только вода не бывает на свете! Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, мертвая и живая, питьевая и индустриальная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная. Есть даже вода тяжелая, а есть вода веселая, солнечная и пресная, привозная и местная, целебная, лечебная, волшебная, талая, большая и малая, срочная проточная, чистая и грязная – ну, в общем, разная!...
12 04 2025 10:56:15
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::