Урок на тему "Правила рационального питания"
Развивающие функции школьного урока биологии
Переход российской системы образования на новые стандарты в качестве основополагающих принципов выделяет фундаментальность, усиление деятельностного компонента, личностную и пpaктическую ориентацию содержания образования, а так же приоритет сохранения здоровья. Исходя из этих принципов, обновление содержания биологического образования предполагается по следующим направлениям: повышение роли теории как методологической основы познания природы и усиление его пpaктической направленности. В соответствии с современными тенденциями развития общества для системы образования все более хаpaктерными становятся динамизм и вариативность, т.е. очевидна необходимость уйти от однообразия форм и методов обучения.
При переходе общеобразовательной школы в новое качественное состояние большое внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий. Только благодаря им возможно отказаться от представления об учебном процессе, как передаче информации и признать роль учителя, как организатора познавательной деятельности.
Предлагая учащимся проектную деятельность на уроке и структурируя алгоритм их мыслительной деятельности, происходит отработка не только интеллектуальных навыков, но и навыков презентации результатов работы (что является частью навыков самообразования).
Для иллюстрации развивающего обучения представлен конспект одного из уроков биологии в 8 классе в курсе «Анатомия, физиология и гигиена человека».
Урок на тему «Правила рационального питания»
Проблема: Пища должна приносить пользу, а в действительности это не всегда так.
Цель: проанализировать свой пищевой рацион и произвести его корректировку в соответствии с правилами рационального питания.
Задачи:
- познакомиться с теоретическими основами рационального питания;
- произвести анализ продуктов, используемых в пищу, с точки зрения их калорийности и к полезности для организма;
- организовать коллективное взаимодействие учащихся для создания проектных работ.
Урок предполагает наличие у учащихся домашних пpaктических работ «Анализ используемых дома продуктов питания с точки зрения их состава и калорийности» <Приложение 1>
1 этап урока – этап мотивации и целеполагания. Его главная задача - настроить учащихся на активную деятельность, на осмысленное восприятие материала урока. Для этого учащиеся совместно с учителем формулируют цели и задачи своей деятельности на уроке. <Приложение 2. Слайды 1, 2, 3>
2 этап урока - теоретические основы рационального питания (подготовка к созданию проектов). Цели этого этапа состоят в том, чтобы показать, что в основе рационального питания лежит энергетический обмен в организме, а так же сформировать представление о рациональном питании. Деятельность учащихся состоит в диалоге с учителем, сопровождающемся показом мультимедийной презентации <Приложение 2>. Вопросы для обсуждения:
Вопросы к слайду 5. «Энергетический обмен»:
- Для жизнедеятельности организма нужна энергия. Откуда она берется в организме?
- Как и на что эта энергия расходуется организмом? Приведите примеры.
- Какой закон физики действует в любом живом организме?
Вопросы к слайду 6. «Сбалансированное питание»:
- Что значит сбалансированное питание? Постарайтесь представить этот баланс с точки зрения энергетического обмена.
- Сформулируйте признаки сбалансированного питания.
Вопросы к слайду 7. «Правила рационального питания»:
- Всегда ли наше питание является сбалансированным?
- К чему может привести дисбаланс питания?
- Предложите возможный выход из сложившейся ситуации.
Вопросы к слайду 8. «Питание рационально, если…» Работа с этим слайдом должна быть особо тщательной, так как именно в нем содержится информация, необходимая для выполнения итоговых проектов.
- Что значит питание регулярно?
- Что значит питание полезно? Разве оно может быть не полезно?
- Постарайтесь выделить составные компоненты полезности пищи.
- В чем состоит полноценность питания?
- Чем полноценность пищи отличается от ее разнообразия?
- Что еще может повлиять на полезность или неполезность потрeбляемой пищи?
Остальные слайды даются учащимся ознакомительно, в качестве значимой информации.
3 этап урока - создание групповых проектов (10-15 минут). Цели этого этапа состоят в том, чтобы выявить полезные продукты с точки зрения полноценности и разнообразия, а так же продукты, вредные и даже опасные для организма. Учащиеся в группах по 4-5 человек анализируют индивидуальные домашние пpaктические работы и заполняют единую схему-алгоритм, предложенную учителем <Приложение 3
>. Эта схема и является результатом их проектной деятельности. Итогом работы являются предложения учащимися возможных вариантов корректировки рациона питания с точки зрения его полноценности и сбалансированности, отсутствия в пище опасных и вредных компонентов. Для выполнения работы учащимися используются вспомогательные материалы: «Памятка для выполнения» <Приложение 4> и подборка интересных фактов «Интересно знать» <Приложение 5>.4 этап – презентация групповых проектов. Этот этап проводится с целью публичного предъявления результатов деятельности а, значит, формирования коммуникативной компетентности учащихся. На этом этапе идет активное обсуждение полученных материалов, ребята отвечают на вопросы, возникшие у слушателей в ходе презентации.
Итоговый этап. На нем подводится итог работы групп, дается оценка деятельности каждого учащегося с использованием листов самооценки <Приложение 6>, а так же соотносятся результаты работы на уроке с планируемыми целью и задачами.
Комментарии:
Наиболее древние австралопитеки жили около 6млн. лет тому назад, поздние вымерли около 0,5млн. лет тому назад. Орудия труда у австралопитеков еще не было....
09 12 2024 4:53:15
В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....
08 12 2024 1:43:20
Урок знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует активизации учащихся для самостоятельного участия в проектах по биологической тематике....
07 12 2024 3:27:38
Головной мозг человека является не только субстратом психической жизни, но и регулятором всех процессов, происходящих в организме. В мозге различают пять отделов....
06 12 2024 2:42:56
Состояние кожи напрямую отражается на здоровье человека. Поэтому гигиена кожи, одежды и обуви имеет большое значение при профилактике различных заболеваний....
05 12 2024 0:45:12
Цели предлагаемого урока: закрепить знания об эмбриональном развитии организма; расширить знания учащихся о закономерностях послезародышевого развития организмов; развивать умение работать с разными источниками информации; сформировать у старшеклассников познавательный интерес к изучению проблем, связанных с послезародышевым развитием организмов....
04 12 2024 10:35:28
Урок составлен в соответствии с программой и учебником В.В. Пасечника для 6-го класса. При изучении нового материала учитель опирается на знания учащихся о голосеменных из жизненного опыта. Урок имеет пpaктическую и валеологическую направленности, в него включены региональный и экологические компоненты на уроков биологии. ...
03 12 2024 14:24:41
Урок помогает подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний, продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации....
02 12 2024 16:20:36
В календарно-тематическом планировании материал данного урока рассматривается после изучения законов сцепленного наследования Томаса Моргана. Структура урока соответствует типу "урок изучения нового материала". Дидактическая цель – добиться осознания и осмысления блока новой учебной информации....
01 12 2024 20:26:18
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
30 11 2024 3:17:16
В статье дано определение самостоятельной работы, рассмотрены уровни самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с их учебными возможностями, требования к организации самостоятельных работ на уроке и виды самостоятельных работ....
29 11 2024 11:44:55
Презентация «Движение простейших и беспозвоночных» носит обучающий хаpaктер. Предназначена для детей школьного возраста в возрасте 12–18 лет. Презентация может быть использована на уроках биологии в 6-м классе при изучении темы «Движение»....
28 11 2024 2:40:27
Ботаника относится к числу предметов, которые призваны вводить учащихся в курс естественных закономерностей развития живой природы, а также приобщать к пониманию красоты и неповторимости этой природы. Данная разработка может служить основой для организации и проведения подобных экскурсий во всех регионах и областях России и странах СНГ, а также для разработки и проведения экскурсий, и не только летом....
27 11 2024 5:27:20
Основная цель урока - систематизация и обобщение знаний учащихся по указанному разделу, подготовка к более детальному изучению растений и их частей. Урок носит нетрадиционную форму, сочетает в себе элементы всех форм работы, отличается разнообразием применяемых средств....
26 11 2024 19:35:30
В программах по биологии недостаточное внимание уделяется изучению экологических проблем. Поэтому для классов, где биология и экология не являются профильными предметами, данный элективный курс будет полезен для формирования современного экологического мышления, понимания экологических проблем и поиска путей выхода из них. Программа предлагает как изучение теоретических основ экологии, так и выполнение пpaктических заданий. Прохождение учащимися данного элективного курса может иметь как общекультурную направленность, так и профориентационную. ...
25 11 2024 22:47:45
Разработка урока в 8-м классе по курсу «Биология. Человек» составлена на основе УМК В.В. Пасечник, в который включен материал о происхождении человека. Разработка включает задания для проверки изученной темы «Систематическое положение человека» и является ее логическим продолжением....
24 11 2024 19:26:10
Наиболее важным при этом является дифференцировка клеток наружного и внутреннего слоев...
23 11 2024 7:59:32
Главным мотивом выбора темы является пpaктическая значимость – обеспечение уроков живыми объектами. Я использую комнатные растения в качестве демонстрационного материала или объектов для опытов и экспериментов при изучении различных тем школьного курса биологии, при формировании биологических понятий. Растения, которые высаживают на уроке ребята, самые известные. Во время работы учащиеся узнают о незнакомых и очень полезных свойствах этих растений....
22 11 2024 19:37:18
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
21 11 2024 11:39:16
Как развить речь детей с нарушениями интеллекта? Как пополнить их словарный запас? Как научить их правильно и грамотно излагать свои мысли? На эти и другие вопросы ответит эта статья. Занимательные задания и игры помогут ребятам понять насколько богат русский язык, расширить кругозор, научиться думать и делать выводы....
20 11 2024 0:30:24
Разработка урока является универсальной, может быть использована независимо от используемой обучающей программы по биологии в 9–11-х классах. Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза. Определить значимость биологических и социальных факторов. Методы и приемы, используемые в ходе урока, обеспечивают четкое выполнение поставленных перед уроком задач....
19 11 2024 9:23:52
Мастерская предназначена для изучения темы "Paкообразные" в курсе зоологии 7-го класса. Мастерская позволяет каждому участнику занятия провести своё микроисследование и в творческом поиске найти ответы на самостоятельно сформулированные вопросы о paкообразных, используя доступный объект изучения - креветки....
18 11 2024 4:27:53
Во время проведения урока учащиеся знакомятся с царством Monera как представителем и основателем первого уровня клеточной жизни. С особенностями жизни, строения, размножения и распространения бактерий. В конце урока проводится закрепление в виде беседы по результатам работы учащихся с дополнениями и уточнениями учителя. ...
17 11 2024 12:26:34
ЭОР создают эффект присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Показаны возможности использования цифровых образовательных ресурсов на примере урока "Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе"....
16 11 2024 21:25:57
Материал об иммунитете изложен в игровой форме. Данный спектакль активизирует познавательную деятельность посредством нестандартных форм. Особо интересен этот материал для учащихся медицинских классов....
15 11 2024 21:33:19
Урок биологии в 8-м классе проводится с использованием презентации и готового мультимедийного учебного пособия. Ученикам не даются готовые сведения по новой теме, они работают с текстом учебника и интеpaктивным диском. При закреплении материала используются кадры презентации с утверждениями "да" или "нет". ...
14 11 2024 15:52:47
Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....
13 11 2024 17:25:40
Урок проводится в 7-м классе, после темы "Царство Грибы". Сценарий урока подходит ко всем урокам, независимо от программы и авторов учебников. Игровая форма урока помогает охватить как можно больше объема темы, выяснить уровень усвоения темы "Царство Грибов". Формирует культуру умственного труда; умение логически мыслить, последовательно излагать свои суждения, делать правильные выводы. Развивает навыки самостоятельной деятельности. Использование ИКТ на уроке делает урок более оснащенным, интересным, сэкономит время....
12 11 2024 17:50:35
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
11 11 2024 4:29:26
На уроке учащиеся получают представление об атмосфере как оболочке Земли; узнают о составе воздуха и содержание понятия "погода"; узнают как образуются облака и ветер....
10 11 2024 3:33:55
Цель урока - способствовать осознанию взаимосвязи между органоидами клетки и их функции; изучить этапы биосинтеза белка, развивать самостоятельность мышления, форсировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы: стимулировать переживания радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; воспитывать потребность в бережном отношении к жизни. В работе описываются все этапы урока и прикладываются дидактические материалы. ...
09 11 2024 13:26:29
Представленный предметно-ориентированный курс развивает познавательный интерес к профессиям биологической направленности, способствуют развитию коммуникативности учащихся, а также подтверждает востребованность биологических знаний в современном обществе, где ведущими являются рыночные отношения. ...
08 11 2024 5:11:24
Целью урока является развитие у учащихся интереса к анатомии через проблемные ситуации, а также развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент, уметь аргументировать свои версии. ...
07 11 2024 3:46:51
Данная разработка составлена в соответствии с программой Н.И. Сонина для 6-го класса. Она дает представление о выделении как важном процессе жизнедеятельности организма, способах выделения ненужных веществ у беспозвоночных животных....
06 11 2024 10:15:34
Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
05 11 2024 18:39:37
В работе представлен материал о проведении выставки кошек в Пушкинском Лицее экономики, политики и права. ...
04 11 2024 11:16:30
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
03 11 2024 21:20:38
Представленный урок проводится как обобщающее занятие по теме "Дыхание" в курсе "Биология. Человек" для 8-х классов. В урок включены элементы пpaктических занятий по приёмам оказания первой помощи при нарушении дыхания, основы знаний по валеологии и профилактике инфекционных заболеваний....
02 11 2024 0:24:32
Урок для учащихся 8-го класса по теме "Зрительное восприятие. Гигиена зрения" с использованием технологии модульного обучения, но его можно адаптировать для традиционных уроков. Использование видеофрагментов и сообщений учащихся позволяет сделать урок более интересным и привлекательным. При этом для ученика остается наиболее важной возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь. ...
01 11 2024 8:21:28
В общей биологии тема «Деление клетки» является одной из самых трудных для учащихся. В ней вводится много новых понятий, даётся описание поведения хромосом на разных этапах деления клетки. Многие учащиеся не могут представить весь этот сложный механизм, что вызывает затруднения в изучении данной темы. В статье представлена разработка динамичной модели деления клетки, показывающая поведение хромосом во время митоза и мейоза. Модель легка в изготовлении и даёт хороший эффект в усвоении сложного материала....
31 10 2024 20:17:55
Обоняние — процесс восприятия запахов веществ. Элементы, воспринимающие запахи веществ, расположены в слизистой оболочке верхней и отчасти средней носовых paковин. Эти элементы представлены обонятельными клетками, рецепторами....
30 10 2024 7:45:55
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...
29 10 2024 22:38:39
Плод формируется из завязи пестика после оплодотворения и является хаpaктернейшим органом цветкового растения. Функции плода - защита нежных тканей развивающегося семени от воздействия различных нeблагоприятных условий....
28 10 2024 8:54:13
Статья посвящена изучению различных видов соцветий, особенностям строения и их биологическому значению. В ходе урока используются электронные образовательные ресурсы, кратко описаны материалы проекта ГлобалЛаб «Раз цветочек, два цветочек». Учащимся предлагается в качестве домашней работы выполнить исследование, заполнить анкету и принять участие в обсуждении результатов. Урок развивает у учащихся навыки самостоятельности, саморазвития и самоопределения....
27 10 2024 9:43:18
Аналитическая статья о влиянии информационных технологий на образование вообще и обучение биологии в частности....
26 10 2024 14:14:36
На данном уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внешнем и внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит учащихся совершенствовать умения проводить наблюдения за животными, узнавать изученных птиц в природе. Сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. Продолжает формирование умения работать с учебником, находить в тексте учебника и рисунках необходимые сведения для ответов на вопросы. ...
25 10 2024 18:44:45
Пробка и корка у растений Cегодня мы продолжаем,прерванный на время, разговор о покровных тканях. ПРОБКА — это вторичная покровная ткань,Она начинает созревать в конце вегатационного периода …...
24 10 2024 15:58:57
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о классе насекомых путем изучения строения насекомых различных отрядов; формировать на основе полученных знаний умения определять принадлежность насекомого к определенному отряду....
23 10 2024 17:56:59
На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы. Потом отвечают на вопрос: "Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?" Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител. ...
22 10 2024 19:41:27
Основная задача урока: сформировать у учащихся представления о процессе биосинтеза белка, его основных закономерностях; познакомить с «генетическим кодом» и его основными свойствами. Использование презентации в качестве видеоряда позволяет облегчить понимание сложного теоретического материала, сократить время на его объяснение и закрепить изученное решением биологических задач....
21 10 2024 16:53:33
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::