Открытый урок по теме "Строение и функции кожи". 8-й класс > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Открытый урок по теме "Строение и функции кожи". 8-й класс

Цели урока.

Образовательная

  1. Познакомить учащихся со строением кожи и функциями кожи, волос и ногтей.
  2. Выработать навыки установления связи между строением и функциями кожи.

Воспитательная

  1. Воспитывает толерантное отношение к друг другу.
  2. Воспитание навыков гигиены по уходу за кожей.

Развивающая

  • способность самостоятельной организации процесса усвоения знаний;
  • принимать самостоятельные решения;
  • мыслить критически и оригинально;
  • разрешать конфликты и смягчать разногласия;
  • самостоятельно получать информацию;
  • использовать новые идеи для достижения цели;
  • контролировать свои эмоции;
  • развивает уверенность в себе;
  • планировать пути достижения цели;
  • дает возможность принимать самостоятельные решения.

Оборудование: презентации, проектор, компьютеры, рабочие тетради на печатной основе, схема строения кожи в виде презентации, лупы, волосы и ногти в чашечках Петри, пинцеты. Папки с заданиями и необходимым материалом для урока.

В папку вложены: Презентации

1. Схема строения кожи (приложение №1).

2. Термины, необходимые для усвоения строения кожи. (Приложение №2).

3. Схема строения волоса (приложение №3).

4. Схема строения ногтя (приложение №4).

5. Распечатка “рыбы” для подведения итого.

6. Таблица состава группы, для выставления итоговых оценок на каждом этапе урока, в том числе и на заключительном этапе.

7. У каждой группы карточки красного цвета, поднимая которые, группа сообщает о готовности к ответу.

Ход урока

1. Изучение нового материала.

Класс, до урока, делится на группы по пять человек, в состав группы входи сильный ученик, ученик хорошист, ученик успевающий удовлетворительно по предмету (или 2) и ученик часто болеющий, не совсем успевающий усваивать материал со всем классом. Группы получаются разноуровневые.

.Каждую группу возглавляет ученик-эксперт, сильный ученик, который руководит группой, организовывает работу группы на всех этапах.

Для каждой группы готовятся отдельные папки-инструкции с материалом для изучения темы “Функции кожи” с использованием метода критического мышления

На стадии вызова.

Вступительное слово учителя, сообщающего о том, что с сегодняшнего у рока и в течение трех уроков начинается изучение новой системы, которая играет значительную

роль в жизни человека, весит почти 3 кг, площадь приблизительно 2,5 м2.

Как называется эта система?

Ученики дают ответ: “Это покровная система, основной частью которой является кожа”.

- Молодцы. А теперь давайте подумаем вместе, зачем человеку нужна кожа.

Ученики перечисляют” Кожа придает эстетический внешний вид.

Кожа защищает от внешних воздействий.

Кожа может запасать кровь.

- Совершенно правильно. Следовательно, мы можем утверждать, что кожа выполняет определенные функции.

- Да, конечно. Это жизненно важные функции: защитная, дыхательная, рецепторная, терморегулирующая, кожа может участвовать в обмене веществ.

- Молодцы, вы совершенно правильно называете функции кожи. Скажите, если учесть что мы с вами сегодня впервые говорим о коже, сможем мы с вами перечислить все функции?

Ответ детей: “Нет. Для того чтобы назвать все функции, мы должны изучить материал”.

- Что бы еще, кроме выполняемых функций, вы хотели знать о собственной коже.

Ответы учеников: Строение, потому что, не зная строения сложно говорить о функциях”.

О заболевания кожи и их причинах.

О травмах кожи и способах оказания первой помощи.

Об уход за кожей и кожными образованиями.

Ученики, отвечая на вопросы учителя, выстраивают схему – кластер “Кожа” . На основе схемы делают вывод, с какой целью необходимы знания о коже, ставя, таким образом, перед собой цель с которой изучается данная тема.

Схема выводится на экран в виде презентации.

Стадия смысловая

Ученикам предлагается достать из папок приложение №1 (схема строения кожи) и

приложение №2 (термины).

- Разложите, пожалуйста, на игровом поле (Приложение №1) термины строения кожи не пользуясь помощью учебника.

Ученики раскладывают термины, допуская ошибки.

На экран выводится презентация “Строение кожи”, на основе которой идет объяснение нового материала. Ученики внимательно слушают и вносят изменения в своих схемах.

К концу объяснения на схемах только правильно разложенные термины.

После исправления ошибок ученики в тетрадях на печатной основе выполняют задание №156 “Строение кожи”, руководствуясь заполненной схемой и презентацией выведенной на экран.

Эксперты подводят итоги первого этапа урока и выставляют оценки каждому ученику группы, после обсуждения с группой.

- Переходим к следующему этапу урока и теперь уже зная строение кожи, поговорим о том, какие же функции может выполнять кожа. Для этого мы с вами выполним лабораторную работу, проведем самонаблюдение.

- Рассмотрите поверхность тыльной стороны кисти, а потом ладони.

- Повторите наблюдение, используя лупу.

- Что вы можете сказать о покрове тела человека?

- Какие функции он может выполнять?

Ответ: На тыльной стороне кисти практически отсутствуют потовые железы, а на ладонной стороне их много, выходы протоков потовых желез видны в виде еле заметных протоков, скорее всего это отверстия протоков потовых желез и именно через них происходит выделение пота на поверхность тела и кожа охлаждается.

- Посмотрите внимательно на ваши схемы, в каком слое кожи располагаются потовые железы и подумайте, как мы назовем эту функцию.

Ученики дают ответ: “Потовые железы располагаются в дерме и выполняют выделительную функцию. Но пот имеет очень неприятный запах и поэтому человеку необходимо соблюдать правила личной гигиены и еще потому, что пот является средой, в которой могут селиться и размножатся различные бактерии. Кроме этого пот может склеивать частички отмирающих клеток эпидермиса и затруднять кожное дыхание”.

- Обратите внимание, слой дерма имеет дополнительные образования – это ногти и волосы. Давайте поговорим о них подробнее.

Продолжение выполнения лабораторной работы. Инструкция в учебнике на стор.204.

Из папок достаньте приложение №3 и №4 (презентация строения волоса и ногтя).

Дайте ответ на вопросы.

1. Имеют ли ногти и волосы клеточное строение.

2. Рассмотрите строение ногтя. Объясните, как можно доказать отсутствие в ногтях кровеносных сосудов и нервных окончаний.

3. Рассмотрите узоры на подушечках пальцев, объясните

а) почему по отпечаткам пальцев можно установить личность человека,

б) почему кончики пальцев обладают большой чувствительностью.

Ответ: (Подушечки пальцев,обладают многочисленными осязательными рецепторами, которые находятся в углублениях между папиллярными линиями, в области ладоней их значительно меньше. Поэтому и чувствительность разная. Если прокатит между ладоней рук карандаш, то его грани ощущаются плохо. С помощью пальцев, их можно прощупать достаточно отчетливо.)

3. Возьмите из чашечек Петри по одному волоску и рассмотрите его.

Какими свойствами он обладает?

4. Сделайте вывод: что такое волосы и ногти? Какой слой кожи участвует в их образовании? Как мы назовем эту функцию?

Ответ: Образование ногтей и волос связано со слоем дерма, наибольшая часть рецепторов располагается в дерме. Следовательно, мы можем утверждать, что дерма выполняет рецепторную функцию и образовательную”.

Дополнение ответа: Мы установили, изучив рисунок на кончиках пальцев у учеников своей группы и присутствующих гостей, что рисунок не повторяется, у каждого из испытуемых он свой, индивидуальный, на что и опирается криминалистика.

Дополнение: Волосы и ногти имеют клеточное строение, но в них не проходят кровеносные сосуды и поэтому, когда мы их стрижем, то не наблюдаем кровотечения.

Кроме этого окраска волос у людей очень разная, наверное, волосы содержат красящие пигменты.

Вот теперь мы с вами переходим к следующему этапу урока.

- Прочитать самостоятельно функции кожи стр.202 вашего учебника

Каждая группа изучает свою часть параграфа.

После прочтения эксперты уходят в другие группы и объясняют другим группам свою часть материала. Смена осуществляется 4 раза

На основании изученного материала ученики готовят отчеты по изученному материалу, используя различные методы критического мышления, т.е. переходят к смысловой стадии.

На столах учеников компьютеры, цветные карандаши, бумага для рисования.

Предлагается сделать отчет в любой доступной группе форме.

Возвращаясь назад, могу сказать, что в основном отчеты были выполнены в форме презентаций. Каждая из групп приготовила презентацию об одной из функций, выполняемых кожей и приготовила отчет об этой функции.

После обсуждения на доску выводится кластер, составленный в начале урока, и дополняется вновь появившимися знаниями, кроме этого из папки достается следующее приложение, фишбоун (или “раба”) и вносятся функции и строение кожи.

В голову “рыбы” вписывается тема урока, верхняя часть ребер содержит перечисление слоев кожи, в нижней части расположены функции каждого слоя кожи, в хвосте записывается вывод всего урока, что еще раз убеждает между строением и выполняемыми функциями существует теснейшая взаимосвязь.

Подведение итогов:

У учеников на столах лежат заранее приготовленные таблицы, расчерченные по этапам урока, эксперты, после обсуждения в группах, выставляют оценку каждому ученику по итогам его работы.

Итоговая таблица, с оценками учеников, выводится на экран.

Домашнее задание: & 39.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Урок на тему "Правила рационального питания"

После ознакомления с основами рационального питания учащиеся, в ходе анализа домашних практических работ, создают групповой проект, цель которого – проанализировать свой пищевой рацион с точки зрения его полноценности и сбалансированности, отсутствия в пище опасных и вредных компонентов, а также произвести его корректировку. ...

06 12 2021 17:37:26

Мультимедийная поддержка уроков биологии

Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....

06 12 2021 8:27:16

Основные понятия генетики. 9-й класс

Данный урок является первым и основным при изучении большой темы " Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

06 12 2021 21:18:34

Урок "Разнообразие плоских червей: сосальщики и черви". Презентация. Приложение 1, 2. Тезисы

Урок изучения нового материала с элементами модульного обучения и использованием компьютерной презентации. В основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Урок развивает познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности. Основная цель: учащиеся должны усвоить меры профилактики заражения паразитическими червями. ...

06 12 2021 14:46:15

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

06 12 2021 12:48:13

Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека

Главными задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний, сообщение учащимся сведений о вредном воздействии алкоголя и никотина на организм взрослых и детей; воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью близких. ...

06 12 2021 10:30:59

Интегрированный урок (биология + физкультура) "Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы"

Цель урока – ознакомление обучающихся с физическими упражнениями, влияющими на развитие и укрепление сердечно-сосудистой системы. А также популяризация физкультуры, зарядки, закаливания для сохранения и укрепления здоровья....

06 12 2021 14:17:20

Конспект занятия по биологии по технологии проблемного обучения на тему: "Цитология – наука о клетке"

Технология проблемного обучения – это системный метод сознания, применения, определения проблемного обучения – применения процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Значимость технологии проблемного обучения в системе образования позволяет развить интеллектуальные умения, повысить уровень познавательной самостоятельности, овладеть системой умений осуществлять поисковую деятельность. ...

06 12 2021 12:16:51

Строение и функции мочевыделительной системы

Урок по данной теме разработан с использованием модульную технологию. Модульная технология обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимися до определенного уровня. Она призвана освобождать педагога от выполнения информационной функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции. ...

06 12 2021 4:51:15

Соединительная ткань: строение, типы клеток, основные функции

Выделяют три основных вида соединительной ткани, которые имеют различное строение и осуществляют определенные функции: собственно соединительная ткань, хрящевая и костная....

06 12 2021 15:32:42

Обобщающий урок по теме: "Лист"

<p> Данный урок предложен в форме К В Н, что мобилизует познавательную активность учащихся, развивает интерес к предмету, формирует умение работать в коллективе. Простейшие опыты показывают прикладной характер предмета « Биология» и позволяют закрепить такие сложные для усвоения понятия, как «фотосинтез». ...

06 12 2021 20:58:25

Методическая разработка интеллектуальной игры "Литература и биология – мои любимые предметы" в рамках интегрированной декады биологии

Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои способности с неожиданных сторон. Интеграция детей, разных по возможностям, связана с приёмами и формами деятельности. В статье представлен конспект интеллектуальной игры для учащихся 10-х классов....

06 12 2021 18:53:54

Урок биологии в 11-м классе по теме "Бионика"

На уроке используется презентация (выполненная в PowerPoint), по ходу объяснения задаются учащимся проблемные вопросы, присутствует творческое задание с использованием технологии поиска новых идей. Как обязательный компонент при работе в старших классах используются работа с текстом и творческое домашнее задание. ...

06 12 2021 6:48:27

Интегрированный урок биологии и русского языка "Целебный огород и фразеологизмы"

Цель урока: узнать значения фразеологических оборотов с названиями культурных растений; уметь пользоваться фразеологическими оборотами с названиями культурных растений; познакомить с целебными свойствами растений....

06 12 2021 6:19:13

Значение животных в природе и жизни человека

Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые перерабатывают останки отмерших организмов....

06 12 2021 6:27:26

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

06 12 2021 14:36:30

Тема урока "Деревья и кустарники". 2-й класс

Занятие посвящено многообразию деревьев и кустарников, их значению в природе и для человека. Цель занятия - сформировать понятие "кустарник"; развить умения классифицировать предметы окружающего мира; воспитать бережное отношение к природе....

06 12 2021 12:14:22

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах

А. С. Макаренко писал: " Игры - важнейшие и главнейшие педагогические дела, в очень значительной степени определяющие успех педагогической работы". Я голосую за это двумя руками. Я очень люблю придумывать игры для ребят и играть с ними. А дети разве не любят? Их не приходится подталкивать, им хочется проявлять себя. Игры я обычно провожу в конце изучения темы, как обобщение и закрепление изученного материала. ...

06 12 2021 15:31:17

Урок природоведения в 5-м классе "Разнообразие веществ"

Урок проводится в 5-м классе при изучении темы " Тела и вещества" по учебнику В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой " Природоведение. Природа неживая и живая". На уроке используются разнообразные формы проверки знаний учащихся. Данный урок даёт возможность учителю показать взаимосвязь органического и неорганического мира. ...

06 12 2021 21:18:21

Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи

Урок изучения новой темы, на котором формируется представление о развитии опорно-двигательной системы человека, выявляются особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью....

06 12 2021 20:32:34

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

06 12 2021 23:16:49

Урок биологии по теме: "Клонирование: за и против" (технология: Развитие критического мышления)

Публикуемый материал представляет собой урок, построенный с использованием технологии развития критического мышления. Этот урок можно использовать в курсе общей биологии в 9—11-х классах после изучения темы " Общие закономерности развития". Применение технологии критического мышления обеспечивает достижение качественно нового результата, который включает в себя коммуникативную культуру школьника; рефлексивную культуру учащихся; овладение интеллектуальными технологиями; готовность учащихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра. ...

06 12 2021 3:45:14

Описание научно-методического опыта исследовательской деятельности учащихся в гимназии № 122 г. Казани

Проектная деятельность даст возможность выйти за рамки урока и представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования. О результативности проектной деятельности свидетельствует и успех в научной работе учеников, поступивших в высшие учебные заведения. Здоровье человека закладывается в детстве, что определяет важное значение исследования детской популяции. При этом здоровье рассматривается как способность детского организма в процессе роста и развития адаптироваться к условиям жизни. ...

06 12 2021 23:29:45

Цветочный калейдоскоп

Проект способствует формированию общения с природой, содействует формированию умения и навыков по планированию, посадке растений, уходу за ними и оформлению ландшафтного дизайна, способствует привитию навыков экологической этики и поведения, ориентирует на защиту окружающей среды, содействует воспитанию экологической культуры....

06 12 2021 7:10:52

Обобщающий урок по теме: "Птицы". 7-й класс

Урок по биологии с использованием компьютерных презентаций....

06 12 2021 0:20:26

Игра-викторина "Что? Где? Когда?" "По страницам Красной книги Алтайского края"

Игра " Что? Где? Когда?" « По страницам Красной книги Алтайского края» позволит интересно провести не только урок, но и внеклассное занятие. Цель игры: привлечь внимание учащихся к проблемам охраны животных и растительных объектов Алтайского края, занесенных в Красную книгу, формирование ответственного отношения к природной среде и ее обитателям....

06 12 2021 4:51:26

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

Спецкурс " Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и девушками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

06 12 2021 7:46:21

Обоняние человека. Строение и функции органов обоняния

Обоняние — процесс восприятия запахов веществ. Элементы, воспринимающие запахи веществ, расположены в слизистой оболочке верхней и отчасти средней носовых раковин. Эти элементы представлены обонятельными клетками, рецепторами....

06 12 2021 12:14:45

План-конспект по теме "Надкласс рыбы. Общая характеристика рыб. Особенности строения рыб в связи с водной средой обитания"

Материал содержит подробный план конспект урока « Надкласс рыбы. Общая характеристика рыб. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания» по курсу зоологии для 7-го классов. Ориентирован на работу со всеми современными учебниками и обеспечивает дифференцированный подход в преподавании предмета. План-конспект дополнен инструктивной картой для выполнения лабораторной работы и приложением с презентацией к уроку....

06 12 2021 3:40:20

Обобщающий урок по теме "Клеточное строение организмов". 5-й класс

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о строении растительной клетки и протекающих в ней жизненно важных процессах....

06 12 2021 5:21:24

Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"

Представлен конспект урока биологии в 10-м классе по теме " Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"....

06 12 2021 17:21:50

Совместная проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся "Зимний сад в школе"

Проект предназначен для учащихся 6, 8 и 10-х классов школы, учителей биологии, экологии, географии, химии, классных руководителей 1–11-х классов. Посвящен созданию зеленого уголка в школе, действующего весь учебный год в качестве учебно-методического кабинета. На его базе будет проводиться проектно-исследовательская работа учеников, экскурсии, выращивание растений для школы и населения поселка....

06 12 2021 3:47:54

Особенности индивидуального развития цветкового растения

Данный урок проводится в теме « Рост и развитие растений» в 6-м классе, по программе Н. И. Сонина. По ходу изучения нового материала составляется опорный конспект, а также диаграмма « Жизненный цикл цветкового растения». Задачи урока: познакомить учащихся с условиями прорастания семян, состоянием покоя семян и его биологическим значением, а также с основами роста и развития зародыша, проростка, взрослого растения. ...

06 12 2021 12:38:52

Информационные технологии на уроках биологии

Изучение новой темы проходит в форме путешествия. Эффективность урока повышается за счёт применения информационно-коммуникативной и проектной технологий. ...

06 12 2021 19:42:33

Динамика численности популяции. Экологические стратегии

На уроке используется прием компьютерного моделирования, что позволяет учащимся наглядно увидеть, как численность популяций зависит от условий среды и деятельности человека, понять важность сохранения многообразия органического мира Земли. В разработке используются Ц О Р Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru), для работы не требуется выход в Интернет. Разработка может быть использована на уроках обобщения и закрепления знаний в разделе " Основы экологии", тест можно использовать для отработки знаний при подготовке к Е Г Э....

06 12 2021 17:51:24

Человек и живая природа Биология

Человек неразрывно связан с природой. Он обладает разумом и способен к научному познанию. От его деятельности зависит разнообразие живых организмов и сохранение...

06 12 2021 0:42:49

Межпредметные связи в обучении химии и биологии

В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

06 12 2021 3:26:48

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

06 12 2021 2:44:13

Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Класс двудомные. Семейство пасленовые"

Представлен конспект урока биологии по теме " Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"....

06 12 2021 15:36:56

Голосеменные. Хвойные растения

Автор знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием и значением....

06 12 2021 16:17:48

Лабораторный практикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся

Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....

06 12 2021 17:35:19

Методическая разработка открытого урока по биологии в 5-м классе на тему «Строение и жизнедеятельность бактерий»

Цель: изучить основные особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Задачи урока: познакомить обучающихся с самыми древними, микроскопическими живыми организмами – бактериями; сформировать у обучающихся знания о многообразии форм, строении, распространении, питании, размножении, образовании спор у бактерий....

06 12 2021 3:21:29

Наука о растениях ‒ ботаника

На уроке формируется устойчивый интерес к новой научной дисциплине. Дети находят связь изучаемого в 5-м классе природоведения с другими науками. При изучении новых терминов выявляется словообразовательный фундамент греко-латинских слов. Работа с текстом учебника знакомит с методическим аппаратом и вырабатывает внимательность при изучении новой информации....

06 12 2021 16:32:32

Дебаты на уроках биологии "Вирусы - живые существа?"

Для успешной активной жизни в обществе в век информационных и коммуникационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение использовать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки не будут лишними в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках и во внеурочной деятельности интеллектуальной игры " Дебаты". ...

06 12 2021 8:32:40

Процессы жизнедеятельности растений. Урок обобщения

В ходе урока проверяется усвоение основных понятий темы, закрепляются знания об основных процессах жизнедеятельности растений. Предлагаются задания разного уровня сложности. К уроку разработана презентация....

06 12 2021 12:33:45

Мышцы человека: головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей

Мышцы живота участвуют в образовании передней и боковых стенок брюшной полости. Прямые мышцы живота участвуют в сгибании туловища вперед....

06 12 2021 2:45:30

Биологическая игра "Удивительный мир Рептилий и Амфибий" Обобщающий урок по теме "Земноводные и Пресмыкающиеся животные"

В игре проверяются знания пройденного материала: строение скелета животных, особенности процессов жизнедеятельности систем внутренних органов. Урок интегрирован с литературой, повторяются произведения о животных, поговорки. Эмоциональность обусловлена особенностью его построения — это игра двух команд....

06 12 2021 19:54:30

Деление клеток - митоз (непрямое) и мейоз (прямое).

Существует 2 вида деления - прямое и непрямое. Соматические клетки размножаются непрямым путем, гаметам или половым клеткам присущ мейоз (прямое деление)....

06 12 2021 4:22:33

Тема урока: "Витамины"

Урок в 8-м классе проводится в виде небольшого спектакля, где участники спектакля – сами витамины, рассказывающие о себе. Раскрывается значение витаминов, рассказывается, кем они были открыты, какие заболевания возникают при авитаминозах. Предлагается тестовая работа по определению обеспечения организма человека различными витаминами. Данный урок можно использовать как внеклассное мероприятие. ...

06 12 2021 4:19:44

Информационные технологии на уроке биологии "Роль бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека" (7-й класс)

В ходе урока дети учатся деловому и партнерскому стилю общения. Созданы условия, при которых ребята учатся ориентироваться в необычных ситуациях, пользоваться интерактивными средствами. Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию....

06 12 2021 15:40:42

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)