Открытый урок по теме "Строение и функции кожи". 8-й класс

Цели урока.
Образовательная
- Познакомить учащихся со строением кожи и функциями кожи, волос и ногтей.
- Выработать навыки установления связи между строением и функциями кожи.
Воспитательная
- Воспитывает толерантное отношение к друг другу.
- Воспитание навыков гигиены по уходу за кожей.
Развивающая
- способность самостоятельной организации процесса усвоения знаний;
- принимать самостоятельные решения;
- мыслить критически и оригинально;
- разрешать конфликты и смягчать разногласия;
- самостоятельно получать информацию;
- использовать новые идеи для достижения цели;
- контролировать свои эмоции;
- развивает уверенность в себе;
- планировать пути достижения цели;
- дает возможность принимать самостоятельные решения.
Оборудование: презентации, проектор, компьютеры, рабочие тетради на печатной основе, схема строения кожи в виде презентации, лупы, волосы и ногти в чашечках Петри, пинцеты. Папки с заданиями и необходимым материалом для урока.
В папку вложены: Презентации
1. Схема строения кожи (приложение №1).
2. Термины, необходимые для усвоения строения кожи. (Приложение №2).
3. Схема строения волоса (приложение №3).
4. Схема строения ногтя (приложение №4).
5. Распечатка “рыбы” для подведения итого.
6. Таблица состава группы, для выставления итоговых оценок на каждом этапе урока, в том числе и на заключительном этапе.
7. У каждой группы карточки красного цвета, поднимая которые, группа сообщает о готовности к ответу.
Ход урока
1. Изучение нового материала.
Класс, до урока, делится на группы по пять человек, в состав группы входи сильный ученик, ученик хорошист, ученик успевающий удовлетворительно по предмету (или 2) и ученик часто болеющий, не совсем успевающий усваивать материал со всем классом. Группы получаются разноуровневые.
.Каждую группу возглавляет ученик-эксперт, сильный ученик, который руководит группой, организовывает работу группы на всех этапах.
Для каждой группы готовятся отдельные папки-инструкции с материалом для изучения темы “Функции кожи” с использованием метода критического мышления
На стадии вызова.
Вступительное слово учителя, сообщающего о том, что с сегодняшнего у рока и в течение трех уроков начинается изучение новой системы, которая играет значительную
роль в жизни человека, весит почти 3 кг, площадь приблизительно 2,5 м2.
Как называется эта система?
Ученики дают ответ: “Это покровная система, основной частью которой является кожа”.
- Молодцы. А теперь давайте подумаем вместе, зачем человеку нужна кожа.
Ученики перечисляют” Кожа придает эстетический внешний вид.
Кожа защищает от внешних воздействий.
Кожа может запасать кровь.
- Совершенно правильно. Следовательно, мы можем утверждать, что кожа выполняет определенные функции.
- Да, конечно. Это жизненно важные функции: защитная, дыхательная, рецепторная, терморегулирующая, кожа может участвовать в обмене веществ.
- Молодцы, вы совершенно правильно называете функции кожи. Скажите, если учесть что мы с вами сегодня впервые говорим о коже, сможем мы с вами перечислить все функции?
Ответ детей: “Нет. Для того чтобы назвать все функции, мы должны изучить материал”.
- Что бы еще, кроме выполняемых функций, вы хотели знать о собственной коже.
Ответы учеников: Строение, потому что, не зная строения сложно говорить о функциях”.
О заболевания кожи и их причинах.
О травмах кожи и способах оказания первой помощи.
Об уход за кожей и кожными образованиями.
Ученики, отвечая на вопросы учителя, выстраивают схему – кластер “Кожа” . На основе схемы делают вывод, с какой целью необходимы знания о коже, ставя, таким образом, перед собой цель с которой изучается данная тема.
Схема выводится на экран в виде презентации.
Стадия смысловая
Ученикам предлагается достать из папок приложение №1 (схема строения кожи) и
приложение №2 (термины).
- Разложите, пожалуйста, на игровом поле (Приложение №1) термины строения кожи не пользуясь помощью учебника.
Ученики раскладывают термины, допуская ошибки.
На экран выводится презентация “Строение кожи”, на основе которой идет объяснение нового материала. Ученики внимательно слушают и вносят изменения в своих схемах.
К концу объяснения на схемах только правильно разложенные термины.
После исправления ошибок ученики в тетрадях на печатной основе выполняют задание №156 “Строение кожи”, руководствуясь заполненной схемой и презентацией выведенной на экран.
Эксперты подводят итоги первого этапа урока и выставляют оценки каждому ученику группы, после обсуждения с группой.
- Переходим к следующему этапу урока и теперь уже зная строение кожи, поговорим о том, какие же функции может выполнять кожа. Для этого мы с вами выполним лабораторную работу, проведем самонаблюдение.
- Рассмотрите поверхность тыльной стороны кисти, а потом ладони.
- Повторите наблюдение, используя лупу.
- Что вы можете сказать о покрове тела человека?
- Какие функции он может выполнять?
Ответ: На тыльной стороне кисти пpaктически отсутствуют потовые железы, а на ладонной стороне их много, выходы протоков потовых желез видны в виде еле заметных протоков, скорее всего это отверстия протоков потовых желез и именно через них происходит выделение пота на поверхность тела и кожа охлаждается.
- Посмотрите внимательно на ваши схемы, в каком слое кожи располагаются потовые железы и подумайте, как мы назовем эту функцию.
Ученики дают ответ: “Потовые железы располагаются в дерме и выполняют выделительную функцию. Но пот имеет очень неприятный запах и поэтому человеку необходимо соблюдать правила личной гигиены и еще потому, что пот является средой, в которой могут селиться и размножатся различные бактерии. Кроме этого пот может склеивать частички отмирающих клеток эпидермиса и затруднять кожное дыхание”.
- Обратите внимание, слой дерма имеет дополнительные образования – это ногти и волосы. Давайте поговорим о них подробнее.
Продолжение выполнения лабораторной работы. Инструкция в учебнике на стор.204.
Из папок достаньте приложение №3 и №4 (презентация строения волоса и ногтя).
Дайте ответ на вопросы.
1. Имеют ли ногти и волосы клеточное строение.
2. Рассмотрите строение ногтя. Объясните, как можно доказать отсутствие в ногтях кровеносных сосудов и нервных окончаний.
3. Рассмотрите узоры на подушечках пальцев, объясните
а) почему по отпечаткам пальцев можно установить личность человека,
б) почему кончики пальцев обладают большой чувствительностью.
Ответ: (Подушечки пальцев,обладают многочисленными осязательными рецепторами, которые находятся в углублениях между папиллярными линиями, в области ладоней их значительно меньше. Поэтому и чувствительность разная. Если прокатит между ладоней рук карандаш, то его грани ощущаются плохо. С помощью пальцев, их можно прощупать достаточно отчетливо.)
3. Возьмите из чашечек Петри по одному волоску и рассмотрите его.
Какими свойствами он обладает?
4. Сделайте вывод: что такое волосы и ногти? Какой слой кожи участвует в их образовании? Как мы назовем эту функцию?
Ответ: Образование ногтей и волос связано со слоем дерма, наибольшая часть рецепторов располагается в дерме. Следовательно, мы можем утверждать, что дерма выполняет рецепторную функцию и образовательную”.
Дополнение ответа: Мы установили, изучив рисунок на кончиках пальцев у учеников своей группы и присутствующих гостей, что рисунок не повторяется, у каждого из испытуемых он свой, индивидуальный, на что и опирается криминалистика.
Дополнение: Волосы и ногти имеют клеточное строение, но в них не проходят кровеносные сосуды и поэтому, когда мы их стрижем, то не наблюдаем кровотечения.
Кроме этого окраска волос у людей очень разная, наверное, волосы содержат красящие пигменты.
Вот теперь мы с вами переходим к следующему этапу урока.
- Прочитать самостоятельно функции кожи стр.202 вашего учебника
Каждая группа изучает свою часть параграфа.
После прочтения эксперты уходят в другие группы и объясняют другим группам свою часть материала. Смена осуществляется 4 раза
На основании изученного материала ученики готовят отчеты по изученному материалу, используя различные методы критического мышления, т.е. переходят к смысловой стадии.
На столах учеников компьютеры, цветные карандаши, бумага для рисования.
Предлагается сделать отчет в любой доступной группе форме.
Возвращаясь назад, могу сказать, что в основном отчеты были выполнены в форме презентаций. Каждая из групп приготовила презентацию об одной из функций, выполняемых кожей и приготовила отчет об этой функции.
После обсуждения на доску выводится кластер, составленный в начале урока, и дополняется вновь появившимися знаниями, кроме этого из папки достается следующее приложение, фишбоун (или “paба”) и вносятся функции и строение кожи.
В голову “рыбы” вписывается тема урока, верхняя часть ребер содержит перечисление слоев кожи, в нижней части расположены функции каждого слоя кожи, в хвосте записывается вывод всего урока, что еще раз убеждает между строением и выполняемыми функциями существует теснейшая взаимосвязь.
Подведение итогов:
У учеников на столах лежат заранее приготовленные таблицы, расчерченные по этапам урока, эксперты, после обсуждения в группах, выставляют оценку каждому ученику по итогам его работы.
Итоговая таблица, с оценками учеников, выводится на экран.
Домашнее задание: & 39.
Комментарии:
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1.
...
09 12 2025 19:31:46
Урок по теме "Генетика человека" рассчитан на два академических часа. Отличается четкой организационно-методической структурой. Метод - лекция, сообщения учащихся. Содержательная сторона вопросов урока не только в материале, отобранном учителем для рассказа, но и в выступлениях учащихся, в наглядности, в содержании самодельных и сравнительных таблиц на рабочих местах учащихся. Использованы возможности здоровьесберегающих и компьютерных технологий.
...
08 12 2025 7:39:31
Любимое занятие многих детей – загадывание и отгадывание загадок. Детские загадки имеют важную педагогическую функцию, формируя у детей навыки логического мышления, развивая их наблюдательность, память, смекалку, воображение. Есть загадки, ответ которых произносится хором всеми присутствующими. В виде рифмованных загадок описаны особенности 32 растений флоры Амурской области. Они написаны стихами, слово, являющееся ответом на загадку, является последим в стихотворной строке....
07 12 2025 19:51:59
Цель урока: формирование у учащихся представления о средах обитания на Земле, о многообразии приспособлений в живом мире к конкретным условиям жизни....
06 12 2025 0:28:51
На занятии учащиеся совершенствуют знания по основным понятиям генетики; закрепляют умения решать генетические задачи на разные типы доминирования....
05 12 2025 17:33:56
В статье представлены два подробных цикла уроков по изучению типа хордовых. Каждый цикл состоит из нескольких уроков, посвященных одному из классов типа хордовых. Все уроки сопровождаются презентацией.
...
04 12 2025 17:26:12
Одной из тайн природы являются близнецы. Данной теме посвящено занятие элективного курса с учащимися 9-го класса. Научные, статистические данные, наглядность содержатся в презентации «Близнецы. Близнецовый метод», которая сопровождает данное занятие....
03 12 2025 12:39:39
Об интернет-тренажерах, как одной из форм дистанционного обучения....
02 12 2025 11:16:41
Данная работа предусматривает исследование видов загрязнения, основных загрязнителей биосферы. Цель работы: формирование экологического мышления и основ экологической культуры человека....
01 12 2025 14:26:59
Целями обобщающих уроков является проверка и систематизирование знаний учащихся, приобретенных при изучении той или иной темы, раздела, а также обогащение этих знаний некоторыми новыми сведениями. В уроке-викторине "Прощание с ботаникой" предусмотрена смена форм учебной работы: работа с научными терминами, работа с гербариями; разнообразные методические приемы; самостоятельные работы учащихся. Урок проводится по принципу "крестики-нолики" и телевикторины "Счастливый случай". Игре предшествует разминка, затем 9 гeймов, для награждения победителей игры разработаны "ордена"....
30 11 2025 15:33:53
Митохондрии - это микроскопические мембранные органоиды, которые обеспечивают клетку энергией. Поэтому их называют энергетическими станциями клеток....
29 11 2025 4:30:33
Региональный компонент базисного плана в Красноярском крае включает в себя курс "Природа и экология Красноярского края". Создание учебно-методического комплекса находится в подготовительной стадии. Отсюда вытекает необходимость в разработке содержательной части курса, методики преподавания, системы оценки знаний. В своей работе я предлагаю материал, который является содержательной базой одного из уроков курса "Природа и экология Красноярского края".
...
28 11 2025 9:49:46
Материал урока привлекает внимание учащихся к здоровью. На уроке рассматриваются жизненные ситуации, формируется умение применять знания на пpaктике. Развивается умение работать с информацией, структурировать ее, сравнивать, делать выводы. В урок включена пpaктическая работа, используется групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи занимательного материала. Домашнее задание имеет творческий хаpaктер....
27 11 2025 5:25:53
Урок формирует представление о здоровом образе жизни как средстве духовного, физического и социального благополучия личности. Формируются знания и представления о полезных и вредных привычках; развиваются навыки сохранения здоровья....
26 11 2025 13:34:39
Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....
25 11 2025 19:24:43
Весь урок построен так, чтобы каждый ученик мог не только получить определённые знания по теме, но и научиться делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений. На уроке знания выстраиваются, а не даются. Идеи этого урока – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск – учеников и учеников, учеников и учителя.
...
24 11 2025 21:12:30
Урок разработан на основе компьютерных технологий с использованием презентации. Такие уроки вызывают интерес у учащихся....
23 11 2025 17:36:10
Цель урока: обобщение знаний учащихся по теме. Форма урока, интересные задачи помогут учащимся систематизировать знания. Комплексный подход выявляет уровень усвоения материала и обученности учащихся....
22 11 2025 12:40:39
Урок формирует понятие об оси Земли, Северном и Южном полушарии, экваторе. Учит определять разными способами стороны света, показывает уменьшенную модель планеты Земля....
21 11 2025 21:35:43
Цели урока: сформировать первичное представление о правилах ухода за кожей и ее производными ногтями и волосами; познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний; научить оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях....
20 11 2025 0:20:56
Основная задача урока: сформировать у учащихся представления о процессе биосинтеза белка, его основных закономерностях; познакомить с «генетическим кодом» и его основными свойствами. Использование презентации в качестве видеоряда позволяет облегчить понимание сложного теоретического материала, сократить время на его объяснение и закрепить изученное решением биологических задач....
19 11 2025 7:15:52
Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
18 11 2025 23:56:53
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы. На уроке систематизируется материал, изученный на уроках природоведения и литературы в 5-м классе (через изучение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»). Учащиеся работают над исследованием....
17 11 2025 18:18:33
На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....
16 11 2025 11:33:22
Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....
15 11 2025 19:59:29
Урок объединяет различные учебные предметы, затрагивающие тему воды. Учащиеся получают полное представление о важном веществе воде, о его значении в жизни всех живых существ. Воспитывается интерес к знаниям, окружающему миру, творчество в работе, более внимательное отношение к окружающему миру и чувственно-ценностное отношение к воде....
14 11 2025 3:37:52
Материал урока по теме «Прокариотические клетки» проводится с опорой на ранее изученный материал, в течение урока используется более 20 терминов. Применяется дидактический материал, организована работа с учебником, у доски для индивидуального или фронтального опроса по таблицам, используются межпредметные связи....
13 11 2025 12:28:28
Пpaктико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами. Данное мероприятие нацелено на развитие навыка применять знания и умения в различных ситуациях. Игра построена по типу «Самый умный». «Битва титанов» решает ряд задач: через занимательные задания развивать географическое, биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания при поиске решения в проблемных ситуациях.
...
12 11 2025 16:56:14
Воспитание экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста и систематически продолжать в начальной школе. Сценка дает возможность обратить внимание детей на одну из экологических проблем окружающей среды – замусоривание. Дети приобретают знания о вредности брошенных целлофановых пакетов для почвы, растений, животных, человека. Узнают, как просто решить проблему с мусором....
11 11 2025 0:34:25
Урок рекомендован для учащихся, изучающих молекулярно-клеточный уровень живой материи. В течение урока учитель опирается на знания, полученные учащимися в 9-м классе. Учащиеся закрепляют строение и функции нуклеиновых кислот, самостоятельно ищут ответы на вопросы. Урок насыщен наглядным материалом, который помогает эффективно усвоить тему....
10 11 2025 16:30:24
Нетрадиционные формы уроков. Развитие творческих способностей учителя и учащихся, деловое сотрудничество....
09 11 2025 7:54:29
Урок-обобщение, в ходе которого систематизируются уже полученные знания по теме, показываются различия и взаимосвязь всех сторон метаболизма, выясняется, что является источником энергии для живых организмов, по каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии....
08 11 2025 7:33:33
Работа представляет собой урок природоведения в 5-м классе по теме "Методы изучения природы" по программе А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. На данном уроке реализуется принцип деятельностного подхода, используются групповая и индивидуальная формы работы....
07 11 2025 9:23:10
Цель урока: расширить представления об особенностях генетики при составлении простых схем скрещивания...
06 11 2025 22:28:53
Работа выполнена в формате ЕГЭ, состоит из 3 частей, включающих 33 задания. Цели работы: установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по биологии за курс «Общей биологии» 10-го класса, их пpaктических умений и навыков, учебных компетентностей; соотнесение этого уровня с требованиями образовательного государственного стандарта....
05 11 2025 6:15:43
Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....
04 11 2025 22:33:32
Одна из самых сложных загадок природы – создание генетического кода. Этапы синтеза белка рассматриваются на примере решения задачи. Презентация с видеофильмом, анимацией, задачами позволяет понять и закрепить материал. А электронные тесты на этом же уроке выявят пробелы в знаниях. Урок рассчитан на пару, но при желании его можно разделить на 2 урока....
03 11 2025 5:22:29
Проект направлен на привлечение внимания жителей поселка к окружающей среде и сохранению здоровья человека. Улучшение экологической обстановки, ликвидация свалок, изменение общественного мнения о значимости каждого жителя в решении этой проблемы и формирование биологического и экологического мышления....
02 11 2025 1:23:40
Урок раскрывает особенности внешнего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания, размножения и индивидуального развития, показывает родство многоклеточных с одноклеточными животными. На уроке учащиеся обучаются распознавать на таблицах и рисунках различные клетки тела гидры, в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять рассказ....
01 11 2025 13:10:55
Конспект урока для учащихся 8-го класса. Урок состоит из двух частей: обучающей – составлена в виде гипертекстового документа, что позволяет ученику менять логику изучения под свои личностные хаpaктеристики, и тестирующей – классический тест и схемы. В качестве дидактического материала для систематизации знаний учащихся, контроля знаний и работы на уроке используется обучающе-тестирующая программа....
31 10 2025 15:12:56
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
30 10 2025 4:35:28
Конкурс позволяет закрепить, углубить знания учащихся, а также активизировать познавательную деятельность. Значительна роль данного конкурса для экологического обучения и привития экологической культуры, чувства сопереживания, гуманности к окружающим, в том числе птицам.
...
29 10 2025 17:52:53
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
28 10 2025 13:23:33
Учащиеся на уроке вспоминают строение ядра и его функции; строение прокариот и эукариот. Учитель воспроизводит необходимые для овладения новым материалом знания учащихся о клеточных формах жизни....
27 10 2025 23:33:55
В сказке в доступной и запоминающейся форме представлено удивительное свойство краснокочанной капусты – способность менять цвет настоя в зависимости от среды, которая в него попадает. Объяснено значение понятия «индикатор». Предложены варианты демонстрационных опытов с краснокочанной капустой и бытовой химией для проведения их в домашних условиях....
26 10 2025 16:38:57
Урок построен на принципах личностно-ориентированного обучения. Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о влиянии человека на различные объекты природы. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников....
25 10 2025 4:54:12
В последние годы незаслуженно забыты животные, которые легко могут содержаться в уголках живой природы при кабинетах биологии. Многие учителя считают, что гораздо проще заменить живой объект материалами, размещенными на видеоносителях. Да, это не требует финансовых затрат и экономит время на подготовку к уроку, но и не может заменить того, что могут дать животные, содержащиеся в школьном кабинете.
...
24 10 2025 16:16:46
Урок проводится в форме ролевой игры с участием специалистов – историка, химика, врачей, эколога, статистика, фармаколога. На уроке демонстрируется опыт, доказывающий вред курения; проводится пpaктическая работа "Оценка микроклимата классной комнаты".
...
23 10 2025 19:34:17
Материал расскажет школьникам о значении грудного вскармливания на первом году жизни ребенка...
22 10 2025 16:51:27
Главная цель образования сегодня - научить детей учиться и творчески применять полученные знания на пpaктике. Применяемая технология позволяет создать условия для достижения этих целей. Она располагает огромным количеством различных приемов, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания....
21 10 2025 21:48:16
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"