Урок биологии по теме "Путешествие в микромир"
Технологическая карта урока
Тема урока | Путешествие в микромир. Клеточное строение организма человека |
Планируемый результат | - Знать строение клетки человека. - Знать отличия и сходство растительной и животной клеток. - Знать размеры клеток и органоидов. - Знать строение и функции органоидов клетки. - Знать новые понятия - Уметь сравнивать органоиды и выделять особенности в строении и выполняемых ими функциях. -* Знать и понимать взаимосвязь и взаимозависимость органоидов клетки. -* Знать, что клетка - единое целое. - Уметь самостоятельно работать с учебником. - Уметь самостоятельно работать в таблице. - Уметь в тексте выделять главное. - Уметь обобщать знания. -* Уметь выслушивать мнения одноклассников. -* Уметь работать на уроке в заданном темпе. -* Уметь анализировать при решении проблемных вопросов урока. -* Использовать электронные учебники для повышения мотивации к изучению биологии. -* Использовать интеpaктивные технологии. |
Личная значимость для учащегося | - Организм человека имеет клеточное
строение. - Нарушения в работе органоидов в клетке приводит к заболеванию целого организма. - Использование электронных пособий позволяет расширить знания об организме человека за рамки учебника. |
План и содержание урока | I. Орг. момент: домашнее задание
(стр. 28-31 учебника, новые понятия) 3 мин. II. Активиизация знаний: цели и задачи урока \"Путешествие в микромир. Клеточное строение организма человека\". *Проблемные вопросы урока. *Почему клетка - единое целое? *Почему клетка является структурной и функциональной единицей организма человека? *Клетки животных отличаются от клеток растений. А от клеток человека? III.Объяснение нового материала. (8 мин.) Беседа с классом с д/м микроскопа. Запомните! Элементарной структурной и функциональной единицей живого организма является клетка. - Вы знаете, что клетки можно разглядеть только в световой микроскоп, а органоиды клетки часто видны только в электронный микроскоп с увеличением в миллион раз. - Почему? - Сегодня мы с Вами совершим виртуальное путешествие в микромир клетки человека при помощи электронного микроскопа и сделаем новые открытия. д/м слайда - \"Размеры клеток\" (микроны, ангстремы) - Из курса 6-го класса Вы знаете, что растения и животных имеют клеточное строение, но они имеют различия в строении. Какие? д/м слайда -\"Сравнение растительной и животной клеток\" (см. Приложение Рисунок № 1, 2) с заданием 1. Сравните иллюстрации и:
- Проверим, насколько хорошо Вы запомнили материал (взаимоконтроль учащихся). Приложение 2. д/м слайда - \"Названия органоидов животной клетки\" (см. Приложение Рисунок № 3) Запомните! - Органоиды - это постоянные структуры клеток, которые имеют свои особенности строения и выполняют определённые функции. А какие? - Сегодня на уроке мы с Вами самостоятельно выполним работу с учебником, а я постараюсь помочь Вам совершить путешествие в микромир.
д/м слайда -Задание № 2 \"Самостоятельная работа с учебником\"(в парах) страница 28-29. Инструктаж по работе с инструктивной карточкой (д/м карточки для работы - 1 мин.) - Работа под руководством учителя (клеточная мембрана, цитоплазма) (5мин.) д/м слайда -Клеточная плазматическая мембрана-строение и функции запись в карточку (см. Приложение Рисунок № 4) д/м слайда -Цитоплазма - строение и функции(см. Приложение Рисунок № 5) запись в карточку - Самостоятельная работа уч-ся с учебником - стр. 28-29 (15 минут) (см. Приложение Рисунок № 6, 7, 8, 9, 10.11,12) Индивидуальная работа учащихся. Расставьте органоиды клетки по порядку (см. Приложение Рисунок № 13) Найдите соответствие (см. Приложение Рисунок № 14) CD-диск с современной аранжировкой музыки Ф.Листа (проиграть 3 раза) - Проверка выполненной работы по порядку названных органоидов в карточке. - Отчёт по работе парами. - ESC - переход на электронный учебник с д/м слайдов с эффектом анимации (трёхмерное изображение органоидов клетки). - Проговаривание - оценивание качества выполненной самостоятельной работы с учебником. IV. Закрепление материала: (вопросы* № 3, 4, 5 - по выбору учащихся) (5 - 8 мин.)
Рефлексия: Оценивание результатов урока вместе с учащимися. (2 мин.) |
Деятельность учащихся |
|
Тип урока | Урок получения новых знаний и закрепления полученных знаний c использованием интеpaктивных и адаптивных (групповых) технологий, с элементами проблемного и здоровьесберегающих технологий. |
Метод обучения | Частично-поисковый с элементами проблемного обучения |
Проблемные вопросы | *Почему клетка - единое целое? *Почему клетка является структурной и функциональной единицей организма человека? *Клетки животных отличаются от клеток растений. А от клеток человека? |
Основные термины и понятия
|
Клетка - это минимальная структурная и
функциональная единица единица тела человека. Органоид - это постоянная клеточная структура человека, выполняющая определённые функции. Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро и ядрышко, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, клеточный центр, рибосомы, митохондрии, лизосомы, хромосомы, ДНК, АТФ. |
Оборудование
|
Мультимедийный проектор, световой
микроскоп, Электронный учебник интеpaктивный плакат \"Биология человека\" ЗАО \"Новый диск\" - используются фрагменты изображения органоидов в слайд-презентации; Экран; DVD-плейер; CD-диск с современной аранжировкой музыки Ф.Листа; Карточки-таблицы для самостоятельной работы \"Строение и функции органоидов клетки\" |
Источники информации | Электронный учебник интеpaктивный
плакат \"Биология человека\" ЗАО \"Новый диск\", учебник \"Биология.Человек. 8 класс\" авторы: Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. М, \"Дрофа\", рабочая тетрадь для учащихся \"Биология.Человек. 8 класс\" авторы: Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. |
Цель урока: А Образовательная |
Изучить по тексту учебника строение и
функции органоидов клетки; Изучить и сравнить клетки по размерам, строению и функциям; Самостоятельно с учебником выполнить работу в рабочей тетради (карточке-таблице) \"Строение и функции органоидов клетки\"; Изучить новые понятия; Самостоятельно ответить на разноуровневые задания; * Самостоятельно ответить на проблемные вопросы урока |
Б Развивающая |
- Формирование умений:
- Формирование навыков:
|
В воспитательная |
Формирование
диалектико-материалистического понимания
развития природы, уметь выслушивать мнение друг
друга, самостоятельно работать с источником
информации, интереса к изучению биологии через использование электронных учебников. |
Комментарии:
Модульная программа помогает выбрать оптимальный путь и дает возможность самостоятельного обучения. Соответствует требованиям развивающего обучения. Выбор урока зависит от степени доступности содержания и информации материала в пособии. Представлена модульная программа по теме "Дыхание"....
26 04 2024 5:40:12
Современная школа должна формировать глобальное мышление. Механизмы реализации идеи формирования глобального мышления включают комплекс идеологических, нравственно-эстетических, правовых, личностно-мировоззренческих и пpaктических аспектов. Решение этих задач, как мне думается, осуществимо лишь при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы, ориентированными на деятельную жизнь и долголетие....
25 04 2024 7:49:37
Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....
24 04 2024 12:51:54
Используя естественный детский интерес к мистическому и загадочному, в сценарии расширяются представления учащихся о болотах, вносится определенный вклад в поэтизацию природы, ведется разговор о разнообразии болот с целью формирования природоохранных убеждений, а также о безопасности детей на болотах....
23 04 2024 7:32:58
В статье представлена разработка урока с элементами самостоятельной работы (работы с текстом, учебником) для учащихся 8-го класса. Конспект урока строится на развитии общеучебных компетентностей учащихся, для развития этих компетентностей используются интеpaктивная деятельность, а также общеучебные методы: анализ, синтез, сопоставление, умение делать выводы....
22 04 2024 14:27:41
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
21 04 2024 22:15:35
Урок направлен на формирование знаний о функциях корня, особенностях строения корневых систем и расположения различных типов корней на растении. Во время урока дети работают с материалами презентации, табличным материалом и с гербарными экземплярами растений, что способствует формированию различных УУД учащихся....
20 04 2024 17:42:57
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
19 04 2024 0:11:20
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
18 04 2024 19:45:49
На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного. ...
17 04 2024 1:51:27
Познавательный интерес – важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии используются приемы технологии критического мышления, развивающего обучения, игровых методик. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся....
16 04 2024 15:38:20
Интегрированный урок по основам безопасности жизнедеятельности и биологии с использованием компьютерных технологий. Тема урока связана с профилактикой наркомании, с целью дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье. Задачи урока – формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам, показать опасность принятия даже одной дозы, ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании, а также сформировать необходимые жизненные навыки....
15 04 2024 4:15:32
Открытый урок по биологии в 6-м классе знакомит учащихся с органическими веществами семян пшеницы, подсолнечника и малины, с демонстрационным показом их в лабораторной работе....
14 04 2024 4:56:54
Внеклассное мероприятие в форме комaндной игры-соревнования учитывает возрастные особенности детей среднего школьного возраста, развивает познавательный интерес учащихся, формирует коммуникативные навыки и умения, даёт возможность взаимообучения более сильными детьми слабых. Уделяется большое внимание литературным произведениям о России, что прививает любовь к чтению книг, воспитывает патриотизм....
13 04 2024 12:41:10
Для пятиклассников представленный материал достаточно сложен. На изучение темы по программе планируется два часа, а материал огромен. Целесообразно изучать его с использованием групповой формы работы. При такой организации урока полностью достигается цель урока. Дети быстро запоминают новые термины и понятия, связанные с клеткой. Продолжает развиваться умение рефлексировать материал и свою деятельность. ...
12 04 2024 3:51:57
Основная цель данных уроков развить умения учащихся работать с источниками информации, выполнять эксперименты и наблюдения, повторить основные приёмы работы с биологическими объектами, а также мотивация их на изучение предмета. Сам раздел "Введение" не достаточно интересен учащимся, кроме того после летних каникул они ещё не втянулись в работу, большой компонент, связанный с лабораторными и пpaктическими действиями, способствует обычно продуктивной деятельности уже в самом начале учебного года....
11 04 2024 12:59:18
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
10 04 2024 1:41:27
Урок для 7—8-х классов — заключительный урок обобщения и проверки знаний по теме «Тип члeнистоногие». Предлагается разработка урока с элементами игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к предмету....
09 04 2024 21:26:55
Интеллектуальная игра проводится среди учащихся 6-х классов в качестве обобщения знаний по разделу классы покрытосеменных растений или в рамках недели естественно-научного цикла. Внеклассная работа с учащимися позволяет формировать мотивацию к обучению и мopaльному удовлетворению от собственных успехов. ...
08 04 2024 8:41:14
Цель урока - возможность выполнения функций скелета при сохранении прочности и уменьшения массы. В связи с этим рассматривается строение костей как инженерно-техническое сооружение. С помощью опытов, рисунков, декальцинированной и прокаленной костей демонстрируется преимущество полостей, кость как композиционный материал, указывается принцип внутреннего строения костей, используемого в архитектуре....
07 04 2024 19:29:24
Урок формирует представления о различных типах отношений между организмами. Результаты: выделение компонентов природного сообщества взаимосвязанных между собой, основных типов отношений организмов, условий их возникновения, приспособления организмов к существованию в сообществе; умение работать с источниками биологической информации, использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения....
06 04 2024 1:23:37
Урок для 6-го класса, способствующий развитию умения работать с дополнительной литературой, компьютерами; формирующий умения делать выводы, сравнивать и использовать уже имеющиеся знания, а также формирующий бережное отношение к здоровью....
05 04 2024 13:12:56
Представлен конспект урока в 10-м классе с использованием технологии РКМЧП, "Вирусы". На данном занятии на основе работы с текстом "Вирусы" ученики осваивают различные приемы получения информации, выpaбатывают навыки анализа текста, извлечения необходимой информации по теме, умения сворачивать большой объем информации в компактную форму....
04 04 2024 0:29:49
Основная цель урока - показать разнообразное значение птиц, их уникальные возможности и необходимость охраны. Учащиеся знакомятся с уникальными возможностями птиц в области определения погоды, строительства гнезд, звуковой сигнализации, обосновывают необходимость охраны пернатого мира, особенно редких и исчезающих птиц Краснодарского края и России....
03 04 2024 10:27:52
Хлорелла — одноклеточная зеленая водоросль, имеет вид микроскопического неподвижного зеленого шарика до 15мкм в диаметре, жгутиков нет. Поверхность клетки покрыта твердой двуконтурной оболочкой целлюлозной породы....
02 04 2024 2:56:20
Программа "Юный ботаник" состоит из трёх разделов, рассчитанных на учащихся начального звена и учащихся среднего звена первого и второго годов обучения. Здесь предлагается раздел программы для обучающихся среднего звена первого года обучения. Структура и содержание программы позволит ребятам начать заниматься в детском объединении в любом возрасте, и, возможно, найти для себя увлечение на всю жизнь....
01 04 2024 23:44:50
В результате работы ученики показали на пpaктике как оказать первую помощь при разных видах кровотечений. Они выработали ряд правил своих действий. Решали тесты с последующей самопроверкой....
31 03 2024 9:19:35
Урок изучения нового материала, урок-пpaктикум. Компьютерная презентация позволяет восполнить недостающий материал, в частности классификационные таблицы и рисунки некоторых плодов, формирует ситуацию успеха у учащихся. Разнообразие методов и приёмов, используемых во время урока, в том числе игровые моменты, позволяет провести его весело и продуктивно. ...
30 03 2024 6:46:47
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...
29 03 2024 2:29:13
Игра-путешествие "Биологический поезд" проводится в качестве обобщении изученного материала. Пpaктическая ценность этой формы игры велика, так как решаются проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения. Задания содержат вопросы, составленные на эвристическом и творческом уровне. Применение игры повышает качество обучения, развивает творческий потенциал учащихся, расширяет и углубляет знания по предмету, способствует формированию ключевых компетенций современного образования. ...
28 03 2024 5:23:37
Представлен конспект урока на тему "Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение". На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, питания и размножения шляпочных грибов....
27 03 2024 23:59:17
Цель урока - способствовать осознанию взаимосвязи между органоидами клетки и их функции; изучить этапы биосинтеза белка, развивать самостоятельность мышления, форсировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы: стимулировать переживания радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; воспитывать потребность в бережном отношении к жизни. В работе описываются все этапы урока и прикладываются дидактические материалы. ...
26 03 2024 19:25:58
Сценарий написан как часть внеклассной работы при преподавании курсов природоведения и основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 2—4-х классов. Готовят этот спектакль ученики 5—7-го класса в рамках внеклассной работы по природоведению, биологии или ОБЖ. Сценарий несет образовательные и воспитательные функции. ...
25 03 2024 16:51:46
Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
24 03 2024 2:43:52
Парвовирусный энтерит провоцирует не только развитие профузного поноса. У собаки отмечается тошнота, рвота, она отказывается от приема пищи, а порой и воды....
23 03 2024 16:27:57
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
22 03 2024 8:21:10
Представлен мастер-класс по технологии развития критического мышления. Технология обеспечивает развитие критичности мышления посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс (через личность развития обучаемого). Представленные материалы помогут и администратору, и педагогу найти свой подход для применения данной технологии в процессе обучения....
21 03 2024 11:14:54
Урок дает возможность обобщить, закрепить, систематизировать знания обучающихся по данной теме. Особый акцент ставится на собственную деятельность ученика, осознание и переработку знаний. Работая в группе с инструктивной карточкой-заданием, обучающиеся учатся распределять задания между собой, быстро отвечать, делать выводы....
20 03 2024 1:48:48
Урок разработан с целью развития учебно-логических умений учащихся: определять признаки объекта, уметь сравнивать, находить сходство и различие, осуществлять обобщение и классификацию....
19 03 2024 9:27:19
Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала. Презентация прилагается для удобства изучения материала коллегами. Автор работает в специальной (коррекционной) школе VIII вида. ...
18 03 2024 1:50:16
На уроке обучающиеся знакомятся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека. Изучение нового материала опиралось на жизненный опыт учащихся и ранее изученные знания по предмету и теме «Кольчатые черви». ...
17 03 2024 2:30:43
Урок является заключительным в разделе «Отделы растений» преподавания биологии за 6-й класс. Различные формы повторения пройденного материала дают возможность закрепить и углубить знания учащихся. Активизация познавательной деятельности учащихся осуществляется на уроке за счет выполнения творческих заданий: подготовка сообщений по отделам растений, выступление в качестве экскурсоводов, исполнение роли деревьев, представление презентации с использованием компьютера. ...
16 03 2024 8:59:26
Проблему здоровья понимают во всем мире как глобальную: здоровье – главная составляющая качества жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в настоящее время – одна из приоритетных задач, стоящих перед педагогами. На уроке раскрываются хаpaктерные признаки класса паукообразных на примере паука-крестовика; показывается роль паукообразных в природе и пpaктической деятельности человека....
15 03 2024 3:21:46
Биологический спектакль – проверенная временем и хорошо зарекомендовавшая себя форма работы. Дети охотно участвуют в спектаклях, посвященных, как правило, экологическим проблемам или повествующих о жизни экосистемы. Спектакль доступно раскрывает взаимосвязь между живыми организмами в природе. Сценарий можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету....
14 03 2024 13:31:16
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...
13 03 2024 17:33:19
Урок призван сформировать у учащихся представление о бактериях как живых организмах; особенностях строения и процессах жизнедеятельности; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека; сформировать умения находить в тексте учебника и других дополнительных источников информации отличительные признаки бактерий, описывать их; расширять кругозор обучающихся; развивать гигиеническое воспитание учащихся....
12 03 2024 14:12:57
Ламарк называл два основных фактора эволюции: внутреннее стремление организмов к усложнению организации и активное влияние среды....
11 03 2024 1:42:29
Урок биологии в 11-м классе (2 часа) является заключительным в теме "Наследственная информация и реализация ее в клетке". Урок интересен проблемным построением, разнообразием методов для формирования положительной мотивации учащихся при изучении биологии. ...
10 03 2024 18:28:26
Данный урок – урок-сообщение, подготовленный учащимися. В процессе урока ребята делятся знаниями со своими одноклассниками, сопровождая рассказ слайдами, выполненными в PowerPoint, с изображением схем, рисунков, что придает большую эмоциональность выступлению и способствует повышению восприятия информации. Закрепление материала проводится в игровой форме....
09 03 2024 1:33:41
Урок раскрывает значение биологических и социальных факторов в формировании человека как существа биосоциального. ...
08 03 2024 16:26:32
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::