Программа элективного курса для 10-го класса "Глобальные экологические проблемы современности" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Программа элективного курса для 10-го класса "Глобальные экологические проблемы современности"


Пояснительная записка

Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности пpaктического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности. В него входит осознание сущности экологических законов; понимание причин противоречий в системе “природа–общество”; осознание опасности глобальных экокатастроф и локальных экологических кризисов; осознание мopaльного выбора способа целесообразной деятельности; познание себя как части окружающего мира. Если для сохранения себя человек должен сохранить природу, то для охраны природы он должен развить себя.

Цель данного курса: сформировать у учащихся представление о высокой скорости антропогенных преобразований биосферы, об ответственности человека за состояние естественного природного окружения.

Задачи:

  • углубление знаний о закономерностях устойчивого развития природных и природно-социальных экосистем;
  • формирование системы интеллектуальных и пpaктических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды;
  • развитие способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций, убеждения в возможности решения экологических проблем;
  • развитие способностей прогнозировать возможные пути сохранения генофонда биосферы и здоровья человечества.

Программа предполагает расширение знаний учащихся по основным направлениям влияния различных отраслей промышленности, трaнcпорта, сельского хозяйства на экологическое состояние окружающей среды. Взаимодействие человека с природой видоизменяет ее, поэтому школьники должны получить представление о тех изменениях и последствиях, которые возникают в результате этого взаимодействия, о мерах по предотвращению отрицательного влияния на биосферу.

Программа реализуется через различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, проектный, исследовательское моделирование.

Показателем эффективности формирования экологических знаний должна стать экологическая ответственность и реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности.

Содержание программы

  1. Глобальная экология (8 часов) раскрывает единство и целостность биосферы как интегральной оболочки планеты. Биосфера и границы жизни. Живое вещество биосферы обеспечивает непрерывность жизни и самоочищение природы, границы которой определяются жизнепригодные свойства среды. Понятие жизни как открытой макроскопической системы, выраженной в упорядоченности и устойчивости скопления большого числа атомов, образующих разнообразные вещества. Биогеохимический круговорот веществ. Социальная и прикладная экология. Развитие цивилизации и возрастающее воздействие человека на биосферные процессы. Потребительское отношение к природе. Экологические проблемы современного человечества: демографическая, сырьевая, изменение климата и др. Угроза экологической катастрофы и пути ее предотвращения.
  2. Экологические факторы (6 часов). Важнейшие факторы, определяющие условия существования организмов. Экологические условия. Общие закономерности влияния экологических факторов среды на организмы. Закон минимума. Закон оптимума. Адаптации.
  3. Антропогенное воздействие на биосферу (10 часов). Современное состояние природной среды. Загрязнители природной среды и их основные виды. Мониторинг. Предельно допустимый сброс. Предельно допустимая концентрация.
    • Атмосфера, ее структура и состав. Взаимосвязь процессов, протекающих в атмосфере. Основные источники загрязнения атмосферы. Влияние загрязнения атмосферы на живые организмы.
    • Почва – биокосная система. Виды загрязнения почв. Эрозия почв. Рекультивация почв.
    • Вода – основа жизненных процессов в биосфере. Загрязнение природных вод, его виды и последствия.
    • Радиоактивность в биосфере. Особенности и источники радиоактивного заражения биосферы.
    • Экологические проблемы биосферы. Влияние промышленности, трaнcпорта и сельского хозяйства на естественные природные комплексы.
    • Основы рационального управления природными ресурсами и их использование.
  4. Окружающая среда и здоровье человека (6 часов). Состояние биосферы и современные представления о здоровье человека. Пути попадания химических загрязнений в организм человека. Токсические вещества. Отравления. Биологические загрязнения и болезни человека. Инфекционные болезни. Природно-очаговые болезни. Меры профилактики заболеваний. Влияние звуков и шума на организм человека. Шумовая болезнь, пути ее предупреждения. Физические факторы среды и самочувствие человека. Питание и здоровье. Экологически чистые продукты. Ландшафт как фактор здоровья. Проблемы адаптации человека к окружающей среде.
  5. Природоохранная деятельность человека (4 часа). Экологическая этика, культура, образование, мышление, сознание. Правовая защита природы. Экологическая безопасность. Международное сотрудничество в деле охраны природы. Рациональное природопользование. Экологические технологии. Предотвращение технологических и военных катастроф.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  • направления и темпы изменений природных экосистем;
  • экологические факторы;
  • современное состояние природной среды;
  • экологические проблемы современного человечества;
  • основные источники загрязнения биосферы;
  • влияние загрязнения биосферы на протекающие в ней процессы и здоровье человека.

Учащиеся должны уметь:

  • применять экологические знания для анализа различных видов хозяйственной деятельности;
  • определять источники загрязнения окружающей среды;
  • осуществлять элементарные природоохранные мероприятия.

Тематическое планирование

№ п/п Название темы Количество часов
Теоретич. Пpaктич.
Глобальная экология
1. Биосфера и ее границы. 1  
2. Живое вещество биосферы. 1  
3. Жизнь как открытая макросистема. 1  
4. Биогеохимический круговорот веществ. 1  
5. Социальная и прикладная экология. 1  
6. Развитие цивилизации и возрастающее воздействие человека на биосферные процессы. 1  
7. Экологические проблемы современного человечества: 1  
8. Угроза экологической катастрофы и пути ее предотвращения. 1  
Экологические факторы
9. Важнейшие факторы, определяющие условия существования организмов. 1  
10. Абиотические факторы.   1 (пр. работа) “Влияние абиотических факторов на живые системы”
11. Биотические факторы. 1  
12. Антропогенные факторы.   1 (экскурсия)
13. Экологические условия. 1  
14. Общие закономерности влияния экологических факторов среды на организмы.   1 (пр. работа) “Составление кривых толерантности для разных организмов”
Антропогенное воздействие на биосферу
15. Современное состояние природной среды. 1  
16. Загрязнители природной среды и их основные виды. 1  
17. Мониторинг. 1  
18. Атмосфера, ее структура и состав. 1  
19. Основные источники загрязнения атмосферы и их влияние на живые организмы.   1 (экскурсия)
20. Почва – биокосная система.   1 (пр. работа) “Определение состава почвы”
21. Виды загрязнения почв. Эрозия почв. Рекультивация почв. 1  
22. Вода – основа жизненных процессов в биосфере. 1  
23. Загрязнение природных вод, его виды и последствия.   1 (пр. работа) “ Определение видов загрязнения водопроводной воды”
24. Радиоактивность в биосфере 1  

Окружающая среда и здоровье человека

25. Состояние биосферы и современные представления о здоровье человека. 1  
26. Пути попадания химических загрязнений в организм человека. 1  
27. Биологические загрязнения и болезни человека. 1  
28. Физические факторы среды и самочувствие человека. 1  
29.. Питание и здоровье. Экологически чистые продукты.   1 (пр. работа) “Простейшие способы определения качества продуктов”
30 Ландшафт как фактор здоровья.    
Природоохранная деятельность человека
31. Экологическая этика, культура, образование, мышление, сознание. 1  
32. Правовая защита природы. Экологическая безопасность. 1  
33. Международное сотрудничество в деле охраны природы. 1  
34. Предотвращение технологических и военных катастроф. 1  
  ИТОГО: 27 7

Контрольные вопросы

  1. Каковы основные экологические проблемы?
  2. Чем отличаются природно-очаговые заболевания от инфекционных?
  3. Каковы последствия радиационного заражения окружающей среды?
  4. Каково влияние на здоровье человека пестицидов, инсектицидов, гербицидов?
  5. Какие факторы угрожают видовому разнообразию на планете?
  6. Каковы глобальные последствия осушения болот?
  7. Какие существуют доказательства глобального изменения климата?
  8. Какие меры могут решить проблему кислотных дождей?
  9. В чем положительные и отрицательные стороны парникового эффекта?
  10. Каковы основные принципы международного сотрудничества в решении экологических проблем?
  11. Какие международные организации уделяют большое внимание природоохранной деятельности?
  12. Какие существуют источники загрязнения и загрязнители?
  13. Что такое ПДК и ПДС, для чего их нужно учитывать?
  14. Чем хаpaктеризуется экологическая культура, мышление?
  15. Какие вопросы решает глобальная экология?

Литература

  1. Александров А.П. Ядерная энергетика, человек и окружающая среда. М., 1995.
  2. Ваейков А.И. Воздействие человека на природу. М., издательство АНСССР, 1963.
  3. Вернадский В.И. Биосфера. М., “Мысль”, 1967
  4. Гoлyбев И.Р., Новиков Ю.В. окружающая среда и ее охрана. М., “Просвещение”, 1985
  5. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. М., “Дрофа”, 2001.
  6. Макарова Л.Л. Глобальная экологическая сводка. Ижевск, 2000
  7. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. М., “Дрофа”, 2001
  8. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии. М., “Дрофа”, 2001


Урок по теме "Плоские черви-паразиты" (7-й класс)


    Урок по теме "Плоские черви-паразиты" (7-й класс)

      Цель урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, мерах борьбы с ними....

08 12 2022 16:44:58

Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные


    Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные

      Урок по теме "Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные", построенный на основе групповой работы, с использованием интеpaктивных схем электронного учебника компании "1С" — "Животные. 7-й класс"....

07 12 2022 12:25:49

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

      Процесс учебной деятельности таит в себе богатые возможности для умственного развития ребенка и позволяет увлечь его этой деятельностью. Обучение и воспитание должно опираться на любознательность школьников. Задача учителя – увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться. Ребенок, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения....

06 12 2022 4:55:28

Ферменты, их функции и роль в пищеварении

Ферменты, их функции и роль в пищеварении Ферменты выполняют роль биокатализаторов. Пищеварительные ферменты осуществляют расщепление компонентов пищи в пищеварительном канале....

05 12 2022 17:38:48

Урок биологии по теме "Строение и состав семян". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Строение и состав семян". 6-й класс

      Урок биологии в 6-м классе знакомит учащихся со строением и составом семян, используя субъективный опыт учащихся....

04 12 2022 6:52:51

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

      Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

03 12 2022 1:47:24

Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола"


    Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола"

      Современный урок должен быть не уроком запоминания, а уроком мышления, развития интеллекта, для того чтобы осилить весь поток информации; а все операции мышления (дедукция, абстpaкция, рефлексия, систематизация, обобщение и т.д.) объединяет интегративное мышление. Постановка перед учащимися межпредметных, интегрированных задач в значительной степени активизирует познавательную деятельность, так как это требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, мышления, самостоятельной оценки событий и фактов, воображения и речи, а также эмоционально-волевых качеств. Данный интегрированный урок "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" позволяет прийти к следующим выводам: интеграция неизбежна и отвечает специфике педагогической науки и пpaктики; наиболее продуктивной является интеграция, в основе которой лежит научное мировоззрение. ...

02 12 2022 3:44:38

Реальные знания через виртуальную биологию, или Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии


    Реальные знания через виртуальную биологию, или Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии

      В работе представлено обобщение опыта по применению цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии....

01 12 2022 10:33:28

Комбинированный урок "Разнообразие растений"


    Комбинированный урок "Разнообразие растений"

      Представленный урок проводится в рамках курса "Биология. Бактерии. Грибы. Растения". Тема урока :"Разнообразие растений"....

30 11 2022 0:11:15

Интегрированный урок-пpaктикум (информатика + биология) по теме "Иерархические модели на графах. Классификация живого мира"


    Интегрированный урок-пpaктикум (информатика + биология) по теме "Иерархические модели на графах. Классификация живого мира"

      Интегрированный урок-пpaктикум проводится в 9-м классе при изучении темы «Моделирование и формализация» (информатика) и темы «Классификация живого мира» (биология). Задачи урока: построить иерархическую модель на графах, отражающую классификацию живого мира; определить систематическое положение современного человека. Для построения классификации живого мира применяется программа «Построитель деревьев», которая размещена на диске к учебнику Н.Д.Угриновича....

29 11 2022 15:23:41

Урок-лекция по теме: "Генная инженерия"


    Урок-лекция по теме: "Генная инженерия"

      Урок биологии в 10-м классе знакомит учащихся с методами генной инженерии, которые позволяют бактериальным клеткам синтезировать "человеческий" белок, подробно останавливается на стадиях одного из методов - рекомбинативных плазмид. Чтобы понять сущность этого процесса, начинается разговор о значении генной инженерии. ...

28 11 2022 15:53:49

План урока по биологии по теме "Оказывают ли влияние алкоголь и курение на развитие зародыша"


    План урока по биологии по теме "Оказывают ли влияние алкоголь и курение на развитие зародыша"

      Учащиеся в процессе урока выявляют вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов. Развивают информационно-коммуникативную компетентность. Воспитывают ценностное отношение к собственному здоровью. ...

27 11 2022 15:45:49

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

26 11 2022 11:29:50

Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета


    Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета

      В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....

25 11 2022 16:40:49

Модульные уроки биологии с применением информационно-компьютерных технологий


    Модульные уроки биологии с применением информационно-компьютерных технологий

      Сочетание модульной и информационной технологий дают ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развитию информационной культуры. Есть возможность индивидуального выбора объема информации. После объяснения материала ученик может вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно. Подобная подача материала наиболее понятна и доступна....

24 11 2022 13:48:37

Элективный курс "Экологический мониторинг в системе регионального компонента биологического образования"


    Элективный курс "Экологический мониторинг в системе регионального компонента биологического образования"

      Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10-х классов. Предлагаемый курс удовлетворяет научно-познавательные интересы, развивает личность, способствует выработке научно-исследовательского потенциала школьников. Материал курса - своеобразная программа исследовательской деятельности ученических коллективов по изучению природных экосистем родного края. ...

23 11 2022 9:34:35

Интегрированный урок (развитие речи + экология + биология). Тема "Люби и охраняй природу"


    Интегрированный урок (развитие речи + экология + биология). Тема "Люби и охраняй природу"

      Цель урока: углубить знания учащихся об особенностях воздействия человека на окружающую среду. Особый акцент делается на определении значения природы в нашей жизни, развитии у школьников мотивации и стремления оберегать ее. Содержание и особенности проведения урока позволяют подготовить учеников к домашнему сочинению, работа над которым должна активизировать рефлексивные и ценностные личностные психологические механизмы обучающихся, способствовать формированию их экологического сознания....

22 11 2022 2:27:12

Строение и работа сердца. 8-й класс


    Строение и работа сердца. 8-й класс

      В ходе урока учащиеся знакомятся со строением и работой сердца, а затем закрепляют полученные знания с помощью заполнения таблицы и тестовой работы....

21 11 2022 9:49:40

Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"

      Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....

20 11 2022 13:33:11

Обобщающий урок в 7-м классе в разделе "Моллюски" с использованием ИКТ "Обитатели морского дна"


    Обобщающий урок в 7-м классе в разделе "Моллюски" с использованием ИКТ "Обитатели морского дна"

      Урок позволяет систематизировать полученные знания и повысить интерес к предмету, развивает биологическое мировоззрение учащихся. На уроке реализуется различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями. Урок представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point в виде презентации. ...

19 11 2022 11:48:23

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

18 11 2022 3:46:56

Виды размножения. Бесполое размножение


    Виды размножения. Бесполое размножение

      Содержание данного урока позволяет расширить знания учащихся об особенностях и способах размножения, значении бесполого размножения в жизни организмов, значении вегетативного размножения растений. Данный урок учит детей мыслить, рассуждать, делать выводы....

17 11 2022 18:18:29

Урок в 5-м классе (природоведение). Тема "Живые клетки"


    Урок в 5-м классе (природоведение). Тема "Живые клетки"

      Урок способствует развитию мышления, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на поставленные вопросы. Впервые на уроке природоведения использовалась микролаборатория, что развивает умение работать с биологическими приборами, что в дальнейшем облегчает работу в последующих классах. ...

16 11 2022 11:34:38

Лист растения. Строение, виды листовых пластин, типы расположения

Лист растения. Строение, виды листовых пластин, типы расположения Лист — это вегетативный орган растений, является частью побега. Основные функции листа — фотосинтез, испарение воды (трaнcпирация) и газообмен....

15 11 2022 6:34:38

Оказание первой медицинской помощи при травмах опopно-двигательного аппарата


    Оказание первой медицинской помощи при травмах опopно-двигательного аппарата

      Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности соответствует ФГОС, использует деятельностный подход и частично-поисковый метод, в самостоятельной и дифференцированной работе учащихся в группах с учебной и справочной литературой, а также поиске информации в Интернете....

14 11 2022 21:52:18

Урок с применением ТРИЗ "Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и пpaктическое значение". 7-й класс


    Урок с применением ТРИЗ "Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и пpaктическое значение". 7-й класс

      В настоящее время на уроках биологии преобладает информационно-репродуктивное обучение. В связи с этим появляется проблема качества биологического образования. Решением проблемы освоения продуктивной деятельности учащихся является применение ТРИЗ в пpaктике учителя....

13 11 2022 3:58:56

Оплодотворение у покрытосеменных растений. 6-й класс


    Оплодотворение у покрытосеменных растений. 6-й класс

      Урок показывает учащимся, что покрытосеменные проявили свои возможности к эволюционному совершенству больше всего. На уроке формируется представление о пoлoвoм размножении у покрытосеменных, совершенствуются умения узнавать органы цветкового растения, продолжается формирование знаний о приспособленности растений к окружающей среде....

12 11 2022 10:49:29

Наследственные болезни


    Наследственные болезни

      Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «Основы генетики». В ходе урока учащимся предлагаются различные виды работ: сообщения, составление плана, рассказы по родословным, решение задач, проверочная работа. ...

11 11 2022 11:32:39

Урок биологии в 6-м классе по теме "Водоросли"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Водоросли"

      Разработка урока по теме "Водоросли", ориентированный на учебник В.В. Пасечник. Этот урок является первым по теме. Цель данного урока – познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями, с их средой обитания; раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей и дать представление о способах их размножения....

10 11 2022 19:40:31

Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"

      Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....

09 11 2022 16:11:12

Урок экологии "Загрязнение водоемов Забайкалья"


    Урок экологии "Загрязнение водоемов Забайкалья"

      Урок экологии в рамках регионального компонента БУП реализуется в 8-9-х классах общеобразовательной школы. Основные технологии - информационно-коммуникативная, игровая, метод групповой работы. Содержательно рассматриваются факторы и последствия загрязнения водоемов. Может использоваться и во внеклассной работе. ...

08 11 2022 18:13:53

Урок по теме "Закономерности работы головного мозга"


    Урок по теме "Закономерности работы головного мозга"

      Урок по биологии, на котором изучаются некоторые закономерности работы головного мозга, раскрывается роль процессов возбуждения и торможения, дается представление о различных процессах и операциях мышления....

07 11 2022 20:37:16

Модульный урок по биологии в 6-м классе "Размножение и оплодотворение у растений"


    Модульный урок по биологии в 6-м классе "Размножение и оплодотворение у растений"

      На уроке содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д....

06 11 2022 17:43:45

Урок "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок "Виды корней и типы корневых систем"

      Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка, изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений. Развивать пpaктические навыки по определению и распознаванию корневых систем....

05 11 2022 1:57:21

Урок-исследование "Условия прорастания семян"


    Урок-исследование "Условия прорастания семян"

      Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием....

04 11 2022 6:21:37

Игровые технологии на уроках биологии


    Игровые технологии на уроках биологии

      Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....

03 11 2022 8:37:46

Урок биологии по теме "Вегетативное размножение цветковых растений" (с использованием информационных технологий)


    Урок биологии по теме "Вегетативное размножение цветковых растений" (с использованием информационных технологий)

      Представленный урок посвящён изучению разных способов вегетативного размножения цветковых растений. На всех этапах урока активно используются информационно-коммуникационные технологии. У учащихся отpaбатываются умения выполнять тестовые задания, готовить сообщение с презентацией, применять полученные знания на пpaктике, осуществляя вегетативное размножение комнатных растений. Разнообразие форм и методов работы на уроке способствует повышению эффективности процесса обучения....

02 11 2022 5:32:38

Урок по теме "Строение и работа сердца", 8-й класс


    Урок по теме "Строение и работа сердца", 8-й класс

      Комбинированный урок с постановкой проблемного вопроса и применением активных форм обучения. Решение задач по теме «Работа сердца» и активное участие учащихся в изучении нового материала позволяет им самостоятельно сделать выводы по уроку и ответить на проблемный вопрос. ...

01 11 2022 11:30:31

Спинной мозг: строение и функции, белое и серое вещество

Спинной мозг: строение и функции, белое и серое вещество Спинной мозг лежит в позвоночном канале и представляет собой у взрослого человека тяж длиной 41-45см, несколько сплющенный спереди назад. Орган защищен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой. Спинному мозгу присущи две функции: рефлекторная и проводниковая....

31 10 2022 22:11:31

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс


    Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

      У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

30 10 2022 2:49:37

Обобщающий урок по теме "Тип моллюски"


    Обобщающий урок по теме "Тип моллюски"

      В ходе занятие школьники расширяют свои знания о представителях типа «моллюски», об их значении в природе и для человека, об их уникальности. Также учащиеся отpaбатывают навыки узнавания представителей моллюсков по фотографиям, рисункам и paковинам....

29 10 2022 17:32:36

Урок биологии на тему "Свойства организма животного". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Свойства организма животного". 5-й класс

      Цель урока: сформировать у учащихся понятия организм и познакомить со свойствами живого организма....

28 10 2022 15:24:19

Использование файнвордов на уроках биологии


    Использование файнвордов на уроках биологии

      Давайте поиграем на уроках биологии в файндворды. С их помощью можно не только закрепить полученные знания, проверить «терминологическую зоркость», но и расширить кругозор учащихся. Данная статья включает в себя несколько созданных и опробованных автором заданий в стиле «файндворд», а также советы по их использованию. ...

27 10 2022 16:23:53

Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии


    Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии

      Урок биологии в 10-м классе призван научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы генной инженерии....

26 10 2022 5:10:17

Исследовательская работа "Какой сок полезен?"


    Исследовательская работа "Какой сок полезен?"

      Исследовательская работа "Какой сок полезен?" может быть использована для проведения лабораторной работы при изучении курса биологии в 8-м классе (тема "Витамины") или при выполнении пpaктически направленного проекта по элективному курсу "Экология человека". Данная работа позволяет учащимся заинтересоваться качеством рекламируемой продукции и в связи с этим проблемами своего здоровья, провести простое, доступное исследование и получить ответ на вопрос: "Какой сок полезен?" ...

25 10 2022 7:10:23

Урок-лекция по разделу "Основы экологии"


    Урок-лекция по разделу "Основы экологии"

      Урок формирует и углубляет знания об экологии как науке, её предмете и задачах, о морфологическом многообразии факторов. Формирует специальные умения определять воздействие экологических факторов на организмы. Продолжает формировать общеучебные умения работать с конспектом, дополнительной литературой, интернет-ресурсами....

24 10 2022 5:24:21

Турнир знаний по теме: "Кровь"


    Турнир знаний по теме: "Кровь"

      Учебный процесс во многом является формализованным: как правило, учитель объясняет материал, а потом оценивает степень его усвоения при помощи пятибалльной системы оценок. Однако в последние годы получают распространение другие формы проведения уроков, которые играют позитивную роль, разнообразя учебный процесс. Турнир знаний по теме "Кровь" разработан для учащихся 9-х классов. Ребята по желанию объединяются в несколько комaнд, каждая должна выполнить ряд заданий; некоторые из них требуют предварительной подготовки. ...

23 10 2022 10:50:56

Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания


    Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания

      Представлен конспект урока-лаборатории по теме "Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания"....

22 10 2022 0:49:34

Мини-проект "Кожа"


    Мини-проект "Кожа"

      Расширяются знания о коже. Учащиеся учатся создавать мини-проекты, применяют элементы исследования....

21 10 2022 12:59:28

История страны в литературе (по роману В.Д. Дудинцева "Белые одежды")


    История страны в литературе (по роману В.Д. Дудинцева "Белые одежды")

      Интегрированный урок литературы и биологии – урок формирование нового проблемного видения, цель которого через изучение романа В.Дудинцева «Белые одежды» понять, как внутренняя политика государства 30–60-х годов ХХ века повлияла на развитие биологии как науки....

20 10 2022 22:31:12

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::