Конспект урока по теме "Кто они – пионеры поселений?"

Задачи урока:
- расширить представления о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений;
- познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов;
- продолжить совершенствование навыков работы с природными объектами.
Оборудование:
- гербарий “Виды лишайников”;
- таблица “Лишайники”;
- образцы лишайников на камнях, веточках и спилах деревьев.
Основные понятия темы:
Лишайники, симбиоз, автотрофы, гетеротрофы, слоевище.
Время проведения: 2 академических часа ( 80 минут )
Ход урока:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
(звучит тихая классическая музыка)
Выступит ли из волн океана утес, оторвется ли
Обломок от скалы, обнаружив свежий, невыветренный
Излом, выламывается ли валун, века пролежавший под
Землей, везде на гoлой безплодной поверхности
Первым появляется лишайник, разлагая горную породу
Превращая её в плодоносную почву. Он забирается
Далее всех растений на север, выше всех в горы
Ему нипочем зимняя стужа, летний зной;
Медленно, но упopно завоёвывает он каждую пядь земли
И только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни.
Отрывок из книги К. А. Тимирязева “Жизнь растений”
И так героями нашего сегодняшнего урока будут удивительные организмы
ЛИШАЙНИКИ
Лишайники являются уникальным творением природы. Загадка биологии лишайников сопоставима с загадкой мифического сфинкса.
На сегодняшнем уроке мы постараемся узнать почему лишайники могут существовать там где не встречаются ни водоросли, ни грибы?
Кто же они эти “пионеры поселений” ?
Изучением отдела Лишайники занимается наука лихенология.
Вначале некоторые исследователи называли эти организмы “хаосом природы” или “убогой нищетой растительности”.
Как вы думаете почему?
Что вам известно о лишайниках?
Разнообразие лишайников:
В сухих сосновых борах образуется сплошной ковер из розовых, серых и белых кустиков, который хрустит под ногами в сухую погоду. На камнях мы часто видим коричнево-серую накипь, это – лишайники. А на коре деревьев мы можем увидеть золотисто-желтые, серые листочки и это тоже лишайники. Может быть кто-то из вас видел косматые, серые “бороды”, свисающие с ветвей в темном лесу. Это лишайник – бородач.
На партах разложены образцы лишайников.
- Попробуйте разделить их на группы по внешнему виду.
Объясните, почему вы так сделали?
Чем они отличаются друг от друга?
- Используя учебник посмотрите, на какие группы разделили лишайники авторы учебника по итогам работы заполняем таблицу:
Разнообразие лишайников
Группы лишайников | Внешний вид | Места поселений | Примеры |
накипные | Похожи на кору деревьев, в виде “корочки, накипи” | Поверхность почвы, горных пород, кора деревьев и кустарников | Леканора, Пертузария, Аспицилия |
листоватые | В форме пластинок, чешуек | На камнях, почве, коре деревьев | Ксантория настенная, Гипогимния вздутая, Пармелия, Пельтигера |
кустистые | “кустики” | Почва, ветки деревьев или скалы | Кладина, Цетрария исландская, Уснея, алектория |
Строение лишайников:
Тело лишайника представлено слоевищем. Из чего же оно состоит?
Я смотрел кору на ветке
Сквозь стекло точеное:
Там в ячейках белой сетки
Рыбки спят зеленые
Под микроскопом можно увидеть цветные гифы гриба, между которыми вкраплены одноклеточные зеленые водоросли или цианобактерии.
- рассмотрим рисунок в учебнике (стр 29)
- с помощью учебника заполните таблицу
Строение лишайников
Слой | Функции |
Верхний корковый | Укрепляет слоевище и защищает водоросли от чрезмерного освещения |
Слой водорослей | Образует органические вещества |
Сердцевина | Проводит воздух к клеткам водорослей |
Нижний корковый | Укрепляет слоевище и защищает водоросли от чрезмерного освещения |
- Обсуждение таблицы
- Как вы думаете, почему тело лишайника названо –
слоевищем?
Питание лишайников:
Сговорились Клим с Пахомом
Жить совместно, общим домом:
Клим готовит соль, водицу,
А Пахом Зерно, мучицу.
- Как вы, думаете, о чем идет речь в этой загадке?
Гриб всасывает своими гифами воду и минеральные вещества.
Водоросль создает органические вещества.
Таким образом, лишайники представляют собой автогетеротрофные организмы.
Но гриб является более сильным организмом, часто угнетающий клетки водорослей. Но тем не менее лишайники представляют собой пример симбиоза, а не паразитизма, поскольку обоим составляющим его организмам выгоднее жить вместе, чем врозь.
Думаю, что теперь мы можем дать определение лишайникам, как организмам (определение формулируют ученики)
ЛИШАЙНИКИ – это единые организмы, состоящие из гриба и водоросли, связанные симбиотическими отношениями.
Размножение лишайников
Став единым организмом, лишайники выработали свои собственные способы размножения:
- мельчайшими клубочками, состоящими из нескольких клеток водоросли окруженных гифами гриба;
- просто отламывающимися кусочками слоевища;
- особые выросты содержащие оба компонента, которые отслаиваются и разносятся ветром и водой;
- гриб и водоросль, входящие в состав лишайника, сохраняют свои способы размножения – спорами и вегетативно.
Среда обитания лишайников
Лишайники живут всюду: в безжизненной Антарктиде ( там обитает более 350-ти видов лишайников и только 2 вида сосудистых растений), на кручах Тибета, в полярной тундре, в лесах Дальнего Востока, на песках обожженной солнцем Сахары. Поистине эти организмы сказочно живучи! Лишайники очень любят туманы.
- Как, вы думаете, почему лишайники имеют такое широкое распространение?
Одним из самых важных факторов выживания лишайников является их способность очень быстро высыхать. При высыхание фотосинтеза прекращается; погрузившись в анабиоз, некоторые виды могут выдерживать сильное солнечное облучение, сильное нагревание и низкие температуры. В тоже время лишайники очень быстро поглощают воду.
Гуляя в лесу, мы можем с вами заметить, что особенно много лишайников вдали от крупных дорог, промышленных центров. О чем это говорит?
Лишайники не любят загрязненный воздух. Ни в жаре, ни в холоде они не могут жить без чистого воздуха. Поэтому по количеству лишайников можно судить о чистоте воздуха. В настоящее время развивается такое перспективное направление в использовании лишайников, как лихеноиндикация.
Сообщение ученика: “Лишайники уникальное творение природы” (о лихеноиндикации)
Образ жизни лишайников
Большинство лишайников ведут прикрепленный образ жизни. Но среди них есть и “кочующие” виды. Например, аспицилия съедобная в виде шаровидных комочков переносится ветром на большие расстояния, а оседая в новых местах образует наносы. С этим лишайником связана библейская легенда. В ней говорится о том, что по бесплодной пустыне шли люди истощенные голодом и трудным переходом встретили на земле массу мелких сухих крупинок подгоняемых ветром. Ветер поднимал их к верху, и казалось, что они падают с неба: “Манна! Манна! С неба падает Манна!”. Изможденные люди стали есть эти крупинки и насытившись обрели силы, позволившие им закончить трудный путь. Предполагают, что крупинки и есть этот съедобный лишайник.
Использование лишайников
Сообщения учеников:
*Использование лишайника Цетрария исландская;
*Использование лишайников в медицине;
*Использование лишайников в парфюмерной
промышленности.
Лишайники Псковской области
Живя в Псковской области, мы должны знать, какие лишайники растут у нас в области. У вас на столах находятся образцы лишайников и учебное пособие “Растения, грибы, лишайники Псковской области”, попробуем определить их названия.
- работа с образцами;
(на столах в коробочках находятся следующие образцы: накипные – рода Леконора, рода Пертузария; листоватые – Ксантория постенная, Гипогимния вздутая, Пармелия козлинная; кустистые – Уснея, Эверния, Кладина)
- обсуждение результатов и запись в тетрадь.
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
- Что такое лишайник?
- Что такое слоевище?
- Что такое симбиоз?
- Как размножаются лишайники?
- Самое главное условие обитания лишайников?
- Какие лишайники распространены в Псковской
области?
4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Страницы 28-31 учебника, страницы 69-71 “Растения, грибы, лишайники Псковской области”; творческое задание на выбор: статья в газету, кроссворд, викторина по теме “Лишайники”
Использованная литература:
- Захаров В. Б., Сонин Н. И. “Биология. Многообразие живых организмов”. –М.: Дрофа, 2001.
- “Растения, грибы, лишайники Псковской области: Учебное пособие. – Псков, 1998.
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
06 02 2023 1:42:36
Парвовирусный энтерит провоцирует не только развитие профузного поноса. У собаки отмечается тошнота, рвота, она отказывается от приема пищи, а порой и воды....
05 02 2023 8:29:22
Вода всегда присутствует в клетке. Она обеспечивает сложные процессы жизнедеятельности. Без воды клетка погибает. Испарение воды листьями Вода поступает в...
04 02 2023 13:38:46
Цели урока: напомнить о роли размножения как важнейшего свойства, поддерживающего и сохраняющего жизнь на Земле; познакомить учащихся с сущностью жизненного цикла клетки, раскрыть особенности отдельных стадий интерфазы; охаpaктеризовать основной способ деления эукариотических клеток – митоз; раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза....
03 02 2023 17:37:56
Выпускники специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» должны ориентироваться во всем многообразии травянистых и древесно-кустарниковых растений, что нелегко, учитывая разнообразие растений. Зная морфологическое строение, отличительные признаки вегетативных и генеративных органов, не составит труда определить вид растения, в природных условиях и по гербарным образцам и коллекциям, используя справочную литературу....
02 02 2023 20:43:20
Влияние на организм окружающей среды чрезвычайно многообразно. На него прежде всего действуют материальные факторы природной среды, которые условно делят на химические, физические (абиогенные) и биологические (биогенные)....
01 02 2023 6:18:48
В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса «Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д....
31 01 2023 5:33:24
Данный электронный ресурс можно использовать при проведении урока в 11-м классе по теме «Вымирание организмов» на этапе объяснения нового материала. Наглядные средства данной презентации являются иллюстрацией основных блоков данной темы: направления эволюции живого мира, причины вымирания организмов, особо охраняемые природные территории Волгоградской области....
30 01 2023 11:47:52
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
29 01 2023 8:41:50
Урок проводится в форме комaндного состязания для школьников 7-х классов в конце изучения темы «Класс птицы». В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный ответ, за которые при желании может получить оценку. Содержание игры обобщает знания школьников в области биологии птиц России. Цель игры: воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его....
28 01 2023 21:44:14
Учащиеся знакомятся с особенностями орнамента, символикой цвета одежды крестьянок Воронежской губернии....
27 01 2023 3:32:55
Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....
26 01 2023 23:26:40
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
25 01 2023 23:19:47
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
24 01 2023 10:28:22
Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....
23 01 2023 11:38:30
С болью В.П. Астафьев пишет, как гибнет природа, как разрушается душа человека. Ведь уничтожая природу, человек уничтожает и себя. Чем закончилась борьба человека с рыбой? После чего рыба отпустила человека? Что хотел сказать писатель, назвав свое произведение "Царь-рыба"? На все эти вопросы учащиеся находят на уроке ответы....
22 01 2023 16:57:31
Урок завершает тему "Класс рыбы", "Класс земноводные", "Класс пресмыкающиеся". Урок обобщения, закрепления и коррекции знаний проводится по модульной технологии, используются разные формы работы: индивидуальная, групповая, парная....
21 01 2023 14:53:26
Концепция этого педагогического проекта – четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей – позволяет решать основную задачу школы: создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности, то есть формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач.
...
20 01 2023 20:19:39
Урок поможет повторить и закрепить материал об образе жизни, строении и многообразии земноводных, выявить особенности организации и жизнедеятельности земноводных, связанные с их образом жизни; развивает у учащихся познавательный интерес к предмету, ключевые компетентности, умение применять приобретенные знания в новой учебной ситуации....
19 01 2023 11:24:44
Во время проведения урока учащиеся знакомятся с царством Monera как представителем и основателем первого уровня клеточной жизни. С особенностями жизни, строения, размножения и распространения бактерий. В конце урока проводится закрепление в виде беседы по результатам работы учащихся с дополнениями и уточнениями учителя.
...
18 01 2023 10:14:25
В 5–6-х классах при изучении биологии на начальном этапе необходимо использовать частые переходы от теории к пpaктике для успешного овладения знаниями и повышения мотивации к предмету.
В статье отражены некоторые методы и приемы в обучении, связанные с пpaктической деятельностью учащихся на уроках: работа с натуральными объектами, проблемное обучение, экскурсии, пpaктические работы на участке, использование кинофильмов....
17 01 2023 16:11:43
Цель урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, мерах борьбы с ними....
16 01 2023 7:37:17
Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....
15 01 2023 21:11:24
Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....
14 01 2023 18:19:53
В статье рассматривается принцип разработки дидактических игр на основе компьютерной презентации на примере игры "Приключения в Королевстве Хлебных злаков", созданной педагогами МОУДОД ЦДОД "Созвездие" г. Воронежа. Рассматривается структура игры, ее образовательный потенциал, особенности использования в учебном процессе. Для создания игр данного типа не требуется знания основ программирования, что предоставляет педагогам значительные возможности для обогащения педагогической среды....
13 01 2023 17:40:48
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
12 01 2023 4:27:37
Здоровые дети много и увлечённо играют. Через игру они познают мир взрослых, серьёзных игр. Автор уверена – игровой момент может и должен присутствовать на уроках решения генетических задач. Цель урока: расширить и углубить базовые знания темы «Основы генетики и селекции»; закрепить знания генетических терминов; учить решать проблемные задачи....
11 01 2023 21:31:41
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
10 01 2023 11:59:23
Урок знакомит учащихся со строением цветка и способах опыления.
...
09 01 2023 8:47:48
Урок построен в виде путешествия по станциям. Между станциями учащиеся с учителем биологии знакомятся с лекарственными свойствами, с пользой растений, читают стихи русских поэтов о березе, рябине, ромашке, лилии, слушают музыку местных композиторов и мелодистов о родной природе. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счет переключения с одного вида деятельности на другой....
08 01 2023 13:38:18
Автор статьи раскрывает возможные направления формирования личного опыта учащихся в сельской школе. Особую роль для профессионального самоопределения отводит проектной деятельности. В приложении наглядно представлены формы организации школьных проектов с участием ребят, планирующих связать свою будущую профессиональную деятельность с биологией и экологией.
...
07 01 2023 13:31:49
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
06 01 2023 21:38:52
Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....
05 01 2023 6:49:26
Урок продолжает формирование знаний о размножении, хаpaктеризует мейоз, формирует знания об изменении молекул ДНК и хромосом на протяжении мейоза, раскрывает биологическое значение мейоза....
04 01 2023 16:38:54
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
03 01 2023 9:18:34
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
02 01 2023 23:50:33
Автор рассматривает личностно ориентированное построение процесса обучения как средство развития творческих способностей учащихся на уроках биологии в массовой школе. В этой связи особое место и роль в работе отводится формированию познавательных и мыслительных действий, а также самостоятельности в проявлении творческих способностей.
...
01 01 2023 16:48:16
Проблема улучшения памяти была актуальна во все времена. Но особо остро она встала именно сейчас, во время развития компьютерных технологий, которые открыли для нас неограниченный доступ к информации. Чтобы сделать запоминание более быстрым и надежным, была изобретена мнемотехника - совокупность приемов и систем, служащих для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти....
31 12 2022 5:22:23
Содержание урока опирается на жизненный опыт учащихся. Знания, полученные ребятами при изучении других наук, обобщаются и приводятся к общему выводу....
30 12 2022 10:24:32
Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....
29 12 2022 13:22:59
"Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...
28 12 2022 8:53:26
В статье рассмотриваются некоторые формы обучения биологии, способствующие развитию творческих способностей учащихся. Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает нам организовать так работу детей, чтобы интерес, как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на протяжении всех лет обучения. А это приводит к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления обучающихся....
27 12 2022 22:57:26
Задачи образования в современных условиях невозможно решить, используя устаревшие методы обучения. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся на уроке, деятельности, помогающей учащимся самим осваивать приемы работы с натуральными объектами, микроскопами и другими приборами, отбирать нужные им знания....
26 12 2022 1:41:47
Данные уроки можно использовать с целью формирования устойчивого интереса к предмету посредством применения компьютерных технологий; формирование пpaктических умений и навыков при выполнении заданий. Уроки рассчитаны для индивидуальной или групповой работы.
...
25 12 2022 11:38:45
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
24 12 2022 12:44:52
Для успешной социализации после окончания школы важно, чтобы человек был не только знающим, но и мыслящим. Наиболее успешно данная цель решается через технологию проблемного обучения. Важно, чтобы школьники испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей в процессе обучения. В связи с этим выработала свою систему преподавания....
23 12 2022 10:51:45
Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....
22 12 2022 18:46:11
Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....
21 12 2022 9:59:33
Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....
20 12 2022 12:38:12
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
19 12 2022 12:57:22
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::