Конспект урока по теме "Кто они – пионеры поселений?"
Задачи урока:
- расширить представления о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений;
- познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов;
- продолжить совершенствование навыков работы с природными объектами.
Оборудование:
- гербарий “Виды лишайников”;
- таблица “Лишайники”;
- образцы лишайников на камнях, веточках и спилах деревьев.
Основные понятия темы:
Лишайники, симбиоз, автотрофы, гетеротрофы, слоевище.
Время проведения: 2 академических часа ( 80 минут )
Ход урока:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
(звучит тихая классическая музыка)
Выступит ли из волн океана утес, оторвется ли
Обломок от скалы, обнаружив свежий, невыветренный
Излом, выламывается ли валун, века пролежавший под
Землей, везде на гoлой безплодной поверхности
Первым появляется лишайник, разлагая горную породу
Превращая её в плодоносную почву. Он забирается
Далее всех растений на север, выше всех в горы
Ему нипочем зимняя стужа, летний зной;
Медленно, но упopно завоёвывает он каждую пядь земли
И только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни.
Отрывок из книги К. А. Тимирязева “Жизнь растений”
И так героями нашего сегодняшнего урока будут удивительные организмы
ЛИШАЙНИКИ
Лишайники являются уникальным творением природы. Загадка биологии лишайников сопоставима с загадкой мифического сфинкса.
На сегодняшнем уроке мы постараемся узнать почему лишайники могут существовать там где не встречаются ни водоросли, ни грибы?
Кто же они эти “пионеры поселений” ?
Изучением отдела Лишайники занимается наука лихенология.
Вначале некоторые исследователи называли эти организмы “хаосом природы” или “убогой нищетой растительности”.
Как вы думаете почему?
Что вам известно о лишайниках?
Разнообразие лишайников:
В сухих сосновых борах образуется сплошной ковер из розовых, серых и белых кустиков, который хрустит под ногами в сухую погоду. На камнях мы часто видим коричнево-серую накипь, это – лишайники. А на коре деревьев мы можем увидеть золотисто-желтые, серые листочки и это тоже лишайники. Может быть кто-то из вас видел косматые, серые “бороды”, свисающие с ветвей в темном лесу. Это лишайник – бородач.
На партах разложены образцы лишайников.
- Попробуйте разделить их на группы по внешнему виду.
Объясните, почему вы так сделали?
Чем они отличаются друг от друга?
- Используя учебник посмотрите, на какие группы разделили лишайники авторы учебника по итогам работы заполняем таблицу:
Разнообразие лишайников
Группы лишайников | Внешний вид | Места поселений | Примеры |
накипные | Похожи на кору деревьев, в виде “корочки, накипи” | Поверхность почвы, горных пород, кора деревьев и кустарников | Леканора, Пертузария, Аспицилия |
листоватые | В форме пластинок, чешуек | На камнях, почве, коре деревьев | Ксантория настенная, Гипогимния вздутая, Пармелия, Пельтигера |
кустистые | “кустики” | Почва, ветки деревьев или скалы | Кладина, Цетрария исландская, Уснея, алектория |
Строение лишайников:
Тело лишайника представлено слоевищем. Из чего же оно состоит?
Я смотрел кору на ветке
Сквозь стекло точеное:
Там в ячейках белой сетки
Рыбки спят зеленые
Под микроскопом можно увидеть цветные гифы гриба, между которыми вкраплены одноклеточные зеленые водоросли или цианобактерии.
- рассмотрим рисунок в учебнике (стр 29)
- с помощью учебника заполните таблицу
Строение лишайников
Слой | Функции |
Верхний корковый | Укрепляет слоевище и защищает водоросли от чрезмерного освещения |
Слой водорослей | Образует органические вещества |
Сердцевина | Проводит воздух к клеткам водорослей |
Нижний корковый | Укрепляет слоевище и защищает водоросли от чрезмерного освещения |
- Обсуждение таблицы
- Как вы думаете, почему тело лишайника названо –
слоевищем?
Питание лишайников:
Сговорились Клим с Пахомом
Жить совместно, общим домом:
Клим готовит соль, водицу,
А Пахом Зерно, мучицу.
- Как вы, думаете, о чем идет речь в этой загадке?
Гриб всасывает своими гифами воду и минеральные вещества.
Водоросль создает органические вещества.
Таким образом, лишайники представляют собой автогетеротрофные организмы.
Но гриб является более сильным организмом, часто угнетающий клетки водорослей. Но тем не менее лишайники представляют собой пример симбиоза, а не паразитизма, поскольку обоим составляющим его организмам выгоднее жить вместе, чем врозь.
Думаю, что теперь мы можем дать определение лишайникам, как организмам (определение формулируют ученики)
ЛИШАЙНИКИ – это единые организмы, состоящие из гриба и водоросли, связанные симбиотическими отношениями.
Размножение лишайников
Став единым организмом, лишайники выработали свои собственные способы размножения:
- мельчайшими клубочками, состоящими из нескольких клеток водоросли окруженных гифами гриба;
- просто отламывающимися кусочками слоевища;
- особые выросты содержащие оба компонента, которые отслаиваются и разносятся ветром и водой;
- гриб и водоросль, входящие в состав лишайника, сохраняют свои способы размножения – спорами и вегетативно.
Среда обитания лишайников
Лишайники живут всюду: в безжизненной Антарктиде ( там обитает более 350-ти видов лишайников и только 2 вида сосудистых растений), на кручах Тибета, в полярной тундре, в лесах Дальнего Востока, на песках обожженной солнцем Сахары. Поистине эти организмы сказочно живучи! Лишайники очень любят туманы.
- Как, вы думаете, почему лишайники имеют такое широкое распространение?
Одним из самых важных факторов выживания лишайников является их способность очень быстро высыхать. При высыхание фотосинтеза прекращается; погрузившись в анабиоз, некоторые виды могут выдерживать сильное солнечное облучение, сильное нагревание и низкие температуры. В тоже время лишайники очень быстро поглощают воду.
Гуляя в лесу, мы можем с вами заметить, что особенно много лишайников вдали от крупных дорог, промышленных центров. О чем это говорит?
Лишайники не любят загрязненный воздух. Ни в жаре, ни в холоде они не могут жить без чистого воздуха. Поэтому по количеству лишайников можно судить о чистоте воздуха. В настоящее время развивается такое перспективное направление в использовании лишайников, как лихеноиндикация.
Сообщение ученика: “Лишайники уникальное творение природы” (о лихеноиндикации)
Образ жизни лишайников
Большинство лишайников ведут прикрепленный образ жизни. Но среди них есть и “кочующие” виды. Например, аспицилия съедобная в виде шаровидных комочков переносится ветром на большие расстояния, а оседая в новых местах образует наносы. С этим лишайником связана библейская легенда. В ней говорится о том, что по бесплодной пустыне шли люди истощенные голодом и трудным переходом встретили на земле массу мелких сухих крупинок подгоняемых ветром. Ветер поднимал их к верху, и казалось, что они падают с неба: “Манна! Манна! С неба падает Манна!”. Изможденные люди стали есть эти крупинки и насытившись обрели силы, позволившие им закончить трудный путь. Предполагают, что крупинки и есть этот съедобный лишайник.
Использование лишайников
Сообщения учеников:
*Использование лишайника Цетрария исландская;
*Использование лишайников в медицине;
*Использование лишайников в парфюмерной
промышленности.
Лишайники Псковской области
Живя в Псковской области, мы должны знать, какие лишайники растут у нас в области. У вас на столах находятся образцы лишайников и учебное пособие “Растения, грибы, лишайники Псковской области”, попробуем определить их названия.
- работа с образцами;
(на столах в коробочках находятся следующие образцы: накипные – рода Леконора, рода Пертузария; листоватые – Ксантория постенная, Гипогимния вздутая, Пармелия козлинная; кустистые – Уснея, Эверния, Кладина)
- обсуждение результатов и запись в тетрадь.
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
- Что такое лишайник?
- Что такое слоевище?
- Что такое симбиоз?
- Как размножаются лишайники?
- Самое главное условие обитания лишайников?
- Какие лишайники распространены в Псковской
области?
4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Страницы 28-31 учебника, страницы 69-71 “Растения, грибы, лишайники Псковской области”; творческое задание на выбор: статья в газету, кроссворд, викторина по теме “Лишайники”
Использованная литература:
- Захаров В. Б., Сонин Н. И. “Биология. Многообразие живых организмов”. –М.: Дрофа, 2001.
- “Растения, грибы, лишайники Псковской области: Учебное пособие. – Псков, 1998.
Комментарии:
Интегрированный урок-пpaктикум проводится в 9-м классе при изучении темы «Моделирование и формализация» (информатика) и темы «Классификация живого мира» (биология). Задачи урока: построить иерархическую модель на графах, отражающую классификацию живого мира; определить систематическое положение современного человека. Для построения классификации живого мира применяется программа «Построитель деревьев», которая размещена на диске к учебнику Н.Д.Угриновича....
06 12 2023 22:39:30
Голова пчелы имеет очень подвижное сочлeнение с гpyдью. Глаза сложные, большие. Наряду с ними у большинства перепончатокрылых есть простые глазки (у пчелы их три). На голове расположены различно устроенные усики....
05 12 2023 16:37:24
Представленный материал является разработкой одного занятия элективного курса «Биология и профессии». Элективный курс изучается в 11-м классе. Курс предполагает следующие задачи: просвещение учащихся о профессиях и специальностях, связанных с биологией; расширение знаний о пpaктическом применении биологических знаний; формирование и развитие элементарных профессиональных умений и навыков и пр....
04 12 2023 9:39:31
Урок разработан для школьников с нарушением слуха. Ученики учатся не только воспринимать материал на слух, но и опираясь на презентацию-лекцию, фиксировать знания в технологической карте урока. Урок построен так, что восьмиклассники, опираясь на свой опыт знаний, сначала сами приходят к выводу о значении и условиях укрепления иммунитета, и только потом учитель подтверждает и обобщает сказанное учениками....
03 12 2023 15:53:55
Данное занятие закрепляет знания о движении беспозвоночных животных и знакомит с наукой бионикой, которая, изучая механизмы природы, проектирует и строит более совершенные приборы....
02 12 2023 13:29:39
Урок биологии в 6-м классе изучает строение семени двудольного растения. На уроке проходит лабораторная работа.
...
01 12 2023 11:33:46
Урок с ЭОР, размещенных на сайте единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru. Приводится примерная схема составления технологической карты урока на основе электронно-образовательных ресурсов....
30 11 2023 3:22:44
Третий урок по теме. Конспект составлен к учебнику «Биология. Человек. 8-й класс. Сонин Н.И., Сапин М.Р. На этапе проверки домашнего задания учащиеся письменно отвечают на вопросы, проверяют друг друга. Новый материал изучается в словесно-наглядной форме. Учащиеся готовят сообщения к уроку....
29 11 2023 23:55:19
На данном уроке учащиеся определяют место грибов в системе органического мира через разнообразные формы деятельности. Во-первых, учащиеся самостоятельно знакомятся с грибами и составляют обзорную визитную карточку, работая в малых группах. Во-вторых, составляют таблицу, где наглядно показывают сходство грибов с растениями и животными. В-третьих, выявляют особенности индивидуальных признаков, присущие только грибам.
В процессе разрешения проблемной ситуации раскрывают причинно-следственные связи между природой и грибами, а также между грибами и другими живыми организмами.
...
28 11 2023 2:44:23
На уроке изучаются химические элементы, органические и неорганические вещества в единстве их функций и физико-химических свойств и таким образом учащиеся получают доказательства единства живой и неживой природы, родства живых организмов друг с другом и взаимосвязи организмов с окружающей средой на молекулярном уровне жизни....
27 11 2023 2:40:37
На уроке дети узнают великую тайну растений – поглощать солнечную энергию и превращать ее в химическую энергию органических веществ (процесс фотосинтеза). По ходу урока обучающиеся делают выводы о значении фотосинтеза для всех живых организмов на Земле....
26 11 2023 17:24:50
Для проведения физкультминуток на уроках анатомии в 8-м классе были подобраны упражнения, соответствующие темам уроков. Например, на уроке "Осанка" выполняются упражнения "Птица перед взлетом". При изучении зрительного анализатора делаются упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии. При изучении дыхательной системы выполняется упражнение по методике Стрельниковой, которое помогает постановке голоса, укреплению дыхательных мышц. Используя упражнения можно улучшить здоровье детей....
25 11 2023 20:47:28
Статья представляет собой выступление на школьном методическом объединении предметов естественно-научного цикла о формировании общеучебных умений и мыслительной деятельности учащихся при изучении темы «Эволюционное учение» (9-й класс)....
24 11 2023 10:36:34
Урок посвящён изучению нового материала по программе Н.И. Сонина. Цель урока: формирование понятия о воздушном и почвенном питании растений, понимание роли питания в жизни растений....
23 11 2023 17:24:39
Предлагается модель интегрированного учебного занятия по схеме "элективный курс по биологии + информатика". С одной стороны, это обобщение самостоятельной работы учащихся по поиску и изучению разных теорий возникновения жизни на Земле. С другой стороны, на занятии изучаются технологии подготовки отчетов о проведенной исследовательской работе средствами текстового редактора MS Word, в частности, использование специальных форм текста: колонок и колонтитулов.
...
22 11 2023 9:39:17
В статье рассказывается о способе учета знаний учащихся, который осуществляется при помощи методов, содержащих разные уровни заданий. Данная работа направлена на то, чтобы в течение учебного года подготовить детей к ЕГЭ по биологии и другим предметам.
...
21 11 2023 21:23:27
Предметные олимпиады представляют собой один из нетрадиционных способов проверки и контроля знаний студентов. Как и любая олимпиада, предметная олимпиада - это соревнование студентов за возможность показать наилучшие знания, найти выход из ситуационных задач. Она концентрирует внимание студентов, способствует формированию познавательного интереса, развивает навыки самостоятельной работы, ставит дисциплину на новый уровень изучения....
20 11 2023 7:49:47
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....
19 11 2023 18:49:13
Проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями. Глухие и слабослышащие дети в сотрудничестве с педагогом охотно используют различные способы решения поставленных проблем, учатся строить простейшие объяснительные гипотезы и модели....
18 11 2023 19:44:32
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
17 11 2023 9:54:34
В работе представлен материал о проведении выставки кошек в Пушкинском Лицее экономики, политики и права.
...
16 11 2023 0:57:39
Ток воздуха по дыхательным путям осуществляется посредством ритмичных дыхательных движений — вдоха и выдоха. Частота дыхательных движений в норме у новорожденных до 60 в минуту, а у взрослых людей — 16-18 раз....
15 11 2023 20:28:27
Учащиеся знакомятся с некоторыми страницами жизни и творчества великого Ч.Дарвина. Дарвин – человек, наделенный неутомимым терпением при собирании многочисленных фактов, имеющий удивительную способность выводить заключения, обладающий бесподобным слогом – словом, человек совершенный, способный для громадного труда, который он предпринял и выполнил. В материалы урока включены: презентация ученицы 11-го класса, сообщения учащихся, лабораторный пpaктикум, тест.
...
14 11 2023 3:57:28
Изменчивость не создается человеком, он только подвергает органические существа новым жизненным условиям, и природа, действуя на них, вызывает их изменения....
13 11 2023 15:40:33
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
12 11 2023 22:15:41
Учащиеся описывают процессы вегетативного размножения; выделяют отличительные особенности пoлoвoго и бесполого размножения. Приводятся примеры бесполого размножения и растений, размножающихся вегетативно....
11 11 2023 2:38:15
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
10 11 2023 17:40:50
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
09 11 2023 3:51:31
Метод Менделя содержит в основе анализ закономерностей наследования как в тех случаях, когда родительские организмы отличались по одной альтернативной паре (моногибридное скрещивание), так и в тех случаях, когда они отличались по нескольким альтернативным парам признаков (ди, три, поли гибридное скрещивание)....
08 11 2023 16:41:36
Цель урока: изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития....
07 11 2023 21:33:22
Почему инфузорий считают наиболее высокоорганизованными простейшими и какого значение простейших в биоценозах и жизни человека? На эти вопросы позволяет ответить данный урок. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью инфузорий. Интерес у учащихся вызывает материал о значении простейших и их пpaктическом значении для человека....
06 11 2023 9:17:53
Данный развернутый план-конспект урока поможет учителям биологии в развитии здоровьесберегающих компетентностей учащихся. Учебный материал урока позволит активизировать внимание учащихся на знаниях и умениях, пpaктически значимых в их жизни.
...
05 11 2023 11:43:30
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
04 11 2023 21:24:21
Урок биологии для 11-го класса. Цели урока: углубление знаний о естественном отборе в свете современной концепции эволюции. Формирование знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм.
...
03 11 2023 18:12:58
Каждый день, идя на уроки, учитель должен помнить о том, что с каждым годом у детей падает интерес к школьным предметам, в том числе и к биологии. Как заинтересовать учащихся своим предметом? Как расширить их кругозор? Как научить самостоятельно приобретать знания? Одним из способов решения этой проблемы является включение учащихся в проектную и исследовательскую работу, умение учащихся проводить наблюдения.
...
02 11 2023 12:55:23
Вашему вниманию предлагается разработка урока для учащихся 7-го класса по программе Н.И.Сонина. Цели урока: изучить хаpaктерные особенности семейства Лилейных на примере некоторых видов растений, познакомить учащихся с пpaктическим использованием этих растений и редкими исчезающими видами Лилейных. Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся через применение нетрадиционных форм и методов обучения. Конспект урока сопровождается презентацией....
01 11 2023 0:47:48
В протерозойской эре жизнь продолжала существовать преимущественно в море. Господствуют уже не синезеленые, а эукариотические многоклеточные зеленые водоросли....
31 10 2023 3:27:59
Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....
30 10 2023 18:28:40
Микроэволюция – это процесс перестройки генофонда популяций под влиянием внешних факторов, в результате чего появляются новые виды....
29 10 2023 9:27:15
Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....
28 10 2023 23:47:28
Цель данного урока — расширить кругозор о многообразии древних рептилий (динозавров) и их образе жизни, опираясь на ранее полученные знания.
...
27 10 2023 2:12:21
Интегрированное занятие по биологии и ЛФК формирует общие представления о жизненной емкости легких и факторах, влияющих на ее формирование. В качестве рефлексии учащимся предлагаются логические тесты на установление причинно-следственных связей (тесты составлены одним из учеников). На занятии предусмотрена пpaктическая часть, индивидуальная работа, в парах и группах....
26 10 2023 14:56:32
Данный урок – урок-сообщение, подготовленный учащимися. В процессе урока ребята делятся знаниями со своими одноклассниками, сопровождая рассказ слайдами, выполненными в PowerPoint, с изображением схем, рисунков, что придает большую эмоциональность выступлению и способствует повышению восприятия информации. Закрепление материала проводится в игровой форме....
25 10 2023 1:17:33
Научные исследования и школьная пpaктика показывают, что интеграция содержания учебного материала возможна между разными, порой несопоставимыми на первый взгляд предметами, например биологией и МХК. Но при этом использование различных творческих приёмов - рисования, лепки, музыки, фотографии, кинофильмов, книг, актёрского мастерства – является одним из методов психофизиологического воздействия - арттерапии.
...
24 10 2023 13:42:49
Цели урока: привлечь внимание школьников к охраняемым территориям; помочь учащимся осознать свою мopaльную ответственность за судьбу родной земли; сосредоточить внимание учащихся на растениях и животных, занесенных в Красную книгу....
23 10 2023 4:21:45
Формирование у обучающихся представления, что без сохранения жизни на Земле во всем многообразии её систем невозможно выживание и развитие человечества, заставляют учителя делать так, чтобы экологическая составляющая биологических знаний воспринималась ребятами как особо значимая, осознанно присваивалась учениками, а не навязывалась. Все, что мы изучаем на уроках, должно породить новые человеческие отношения и сформировать правильные поведенческие нормы....
22 10 2023 16:14:18
Этот урок поможет систематизировать, углубить знания по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". Занимательные задания, задания в стихотворной форме, элементы игры, поисковая деятельность, задания с использованием информационных технологий помогают ученикам повторить материал темы и проверить свои знания....
21 10 2023 13:15:49
Учащиеся должны знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые надо решать сегодня. Учащихся знакомятся с экологической обстановкой в Воронеже и Воронежской области, узнают на конкретных примерах степень опасности загрязнений....
20 10 2023 11:26:12
Творчество педагога заключается в поиске новых подходов и новых смыслов в обучении и воспитании. Интеллект-карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме, который позволяет преобразовать большие объемы учебной информации в краткую, доступную форму....
19 10 2023 21:19:24
Урок-состязание по биологии в 7-м классе – итоговое занятие в конце изучения данной темы. Этот урок расширяет и углубляет знания ребят, позволяет развивать творческий потенциал. На таких уроках дети не замечают, что они учатся, они более активны, чем на обычных уроках, и в то же время получают новые знания....
18 10 2023 17:24:28
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::