Конспект урока по теме "Кто они – пионеры поселений?"
Задачи урока:
- расширить представления о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений;
- познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов;
- продолжить совершенствование навыков работы с природными объектами.
Оборудование:
- гербарий “Виды лишайников”;
- таблица “Лишайники”;
- образцы лишайников на камнях, веточках и спилах деревьев.
Основные понятия темы:
Лишайники, симбиоз, автотрофы, гетеротрофы, слоевище.
Время проведения: 2 академических часа ( 80 минут )
Ход урока:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
(звучит тихая классическая музыка)
Выступит ли из волн океана утес, оторвется ли
Обломок от скалы, обнаружив свежий, невыветренный
Излом, выламывается ли валун, века пролежавший под
Землей, везде на гoлой безплодной поверхности
Первым появляется лишайник, разлагая горную породу
Превращая её в плодоносную почву. Он забирается
Далее всех растений на север, выше всех в горы
Ему нипочем зимняя стужа, летний зной;
Медленно, но упopно завоёвывает он каждую пядь земли
И только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни.
Отрывок из книги К. А. Тимирязева “Жизнь растений”
И так героями нашего сегодняшнего урока будут удивительные организмы
ЛИШАЙНИКИ
Лишайники являются уникальным творением природы. Загадка биологии лишайников сопоставима с загадкой мифического сфинкса.
На сегодняшнем уроке мы постараемся узнать почему лишайники могут существовать там где не встречаются ни водоросли, ни грибы?
Кто же они эти “пионеры поселений” ?
Изучением отдела Лишайники занимается наука лихенология.
Вначале некоторые исследователи называли эти организмы “хаосом природы” или “убогой нищетой растительности”.
Как вы думаете почему?
Что вам известно о лишайниках?
Разнообразие лишайников:
В сухих сосновых борах образуется сплошной ковер из розовых, серых и белых кустиков, который хрустит под ногами в сухую погоду. На камнях мы часто видим коричнево-серую накипь, это – лишайники. А на коре деревьев мы можем увидеть золотисто-желтые, серые листочки и это тоже лишайники. Может быть кто-то из вас видел косматые, серые “бороды”, свисающие с ветвей в темном лесу. Это лишайник – бородач.
На партах разложены образцы лишайников.
- Попробуйте разделить их на группы по внешнему виду.
Объясните, почему вы так сделали?
Чем они отличаются друг от друга?
- Используя учебник посмотрите, на какие группы разделили лишайники авторы учебника по итогам работы заполняем таблицу:
Разнообразие лишайников
Группы лишайников | Внешний вид | Места поселений | Примеры |
накипные | Похожи на кору деревьев, в виде “корочки, накипи” | Поверхность почвы, горных пород, кора деревьев и кустарников | Леканора, Пертузария, Аспицилия |
листоватые | В форме пластинок, чешуек | На камнях, почве, коре деревьев | Ксантория настенная, Гипогимния вздутая, Пармелия, Пельтигера |
кустистые | “кустики” | Почва, ветки деревьев или скалы | Кладина, Цетрария исландская, Уснея, алектория |
Строение лишайников:
Тело лишайника представлено слоевищем. Из чего же оно состоит?
Я смотрел кору на ветке
Сквозь стекло точеное:
Там в ячейках белой сетки
Рыбки спят зеленые
Под микроскопом можно увидеть цветные гифы гриба, между которыми вкраплены одноклеточные зеленые водоросли или цианобактерии.
- рассмотрим рисунок в учебнике (стр 29)
- с помощью учебника заполните таблицу
Строение лишайников
Слой | Функции |
Верхний корковый | Укрепляет слоевище и защищает водоросли от чрезмерного освещения |
Слой водорослей | Образует органические вещества |
Сердцевина | Проводит воздух к клеткам водорослей |
Нижний корковый | Укрепляет слоевище и защищает водоросли от чрезмерного освещения |
- Обсуждение таблицы
- Как вы думаете, почему тело лишайника названо –
слоевищем?
Питание лишайников:
Сговорились Клим с Пахомом
Жить совместно, общим домом:
Клим готовит соль, водицу,
А Пахом Зерно, мучицу.
- Как вы, думаете, о чем идет речь в этой загадке?
Гриб всасывает своими гифами воду и минеральные вещества.
Водоросль создает органические вещества.
Таким образом, лишайники представляют собой автогетеротрофные организмы.
Но гриб является более сильным организмом, часто угнетающий клетки водорослей. Но тем не менее лишайники представляют собой пример симбиоза, а не паразитизма, поскольку обоим составляющим его организмам выгоднее жить вместе, чем врозь.
Думаю, что теперь мы можем дать определение лишайникам, как организмам (определение формулируют ученики)
ЛИШАЙНИКИ – это единые организмы, состоящие из гриба и водоросли, связанные симбиотическими отношениями.
Размножение лишайников
Став единым организмом, лишайники выработали свои собственные способы размножения:
- мельчайшими клубочками, состоящими из нескольких клеток водоросли окруженных гифами гриба;
- просто отламывающимися кусочками слоевища;
- особые выросты содержащие оба компонента, которые отслаиваются и разносятся ветром и водой;
- гриб и водоросль, входящие в состав лишайника, сохраняют свои способы размножения – спорами и вегетативно.
Среда обитания лишайников
Лишайники живут всюду: в безжизненной Антарктиде ( там обитает более 350-ти видов лишайников и только 2 вида сосудистых растений), на кручах Тибета, в полярной тундре, в лесах Дальнего Востока, на песках обожженной солнцем Сахары. Поистине эти организмы сказочно живучи! Лишайники очень любят туманы.
- Как, вы думаете, почему лишайники имеют такое широкое распространение?
Одним из самых важных факторов выживания лишайников является их способность очень быстро высыхать. При высыхание фотосинтеза прекращается; погрузившись в анабиоз, некоторые виды могут выдерживать сильное солнечное облучение, сильное нагревание и низкие температуры. В тоже время лишайники очень быстро поглощают воду.
Гуляя в лесу, мы можем с вами заметить, что особенно много лишайников вдали от крупных дорог, промышленных центров. О чем это говорит?
Лишайники не любят загрязненный воздух. Ни в жаре, ни в холоде они не могут жить без чистого воздуха. Поэтому по количеству лишайников можно судить о чистоте воздуха. В настоящее время развивается такое перспективное направление в использовании лишайников, как лихеноиндикация.
Сообщение ученика: “Лишайники уникальное творение природы” (о лихеноиндикации)
Образ жизни лишайников
Большинство лишайников ведут прикрепленный образ жизни. Но среди них есть и “кочующие” виды. Например, аспицилия съедобная в виде шаровидных комочков переносится ветром на большие расстояния, а оседая в новых местах образует наносы. С этим лишайником связана библейская легенда. В ней говорится о том, что по бесплодной пустыне шли люди истощенные голодом и трудным переходом встретили на земле массу мелких сухих крупинок подгоняемых ветром. Ветер поднимал их к верху, и казалось, что они падают с неба: “Манна! Манна! С неба падает Манна!”. Изможденные люди стали есть эти крупинки и насытившись обрели силы, позволившие им закончить трудный путь. Предполагают, что крупинки и есть этот съедобный лишайник.
Использование лишайников
Сообщения учеников:
*Использование лишайника Цетрария исландская;
*Использование лишайников в медицине;
*Использование лишайников в парфюмерной
промышленности.
Лишайники Псковской области
Живя в Псковской области, мы должны знать, какие лишайники растут у нас в области. У вас на столах находятся образцы лишайников и учебное пособие “Растения, грибы, лишайники Псковской области”, попробуем определить их названия.
- работа с образцами;
(на столах в коробочках находятся следующие образцы: накипные – рода Леконора, рода Пертузария; листоватые – Ксантория постенная, Гипогимния вздутая, Пармелия козлинная; кустистые – Уснея, Эверния, Кладина)
- обсуждение результатов и запись в тетрадь.
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
- Что такое лишайник?
- Что такое слоевище?
- Что такое симбиоз?
- Как размножаются лишайники?
- Самое главное условие обитания лишайников?
- Какие лишайники распространены в Псковской
области?
4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Страницы 28-31 учебника, страницы 69-71 “Растения, грибы, лишайники Псковской области”; творческое задание на выбор: статья в газету, кроссворд, викторина по теме “Лишайники”
Использованная литература:
- Захаров В. Б., Сонин Н. И. “Биология. Многообразие живых организмов”. –М.: Дрофа, 2001.
- “Растения, грибы, лишайники Псковской области: Учебное пособие. – Псков, 1998.
Комментарии:
На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стeбле.
...
17 07 2025 15:26:25
Экологическое образование детей – условие дальнейшего выживания человечества. Экологическая культура является результатом воспитания, который выражается в умении человека достичь гармоничных взаимоотношений с окружающим миром. В школе развитие экологической грамотности осуществляется с целью формирования основополагающих экологических понятий в процессе изучения учебных дисциплин, факультативов, элективных курсов и во внеклассной работе....
16 07 2025 8:29:36
По внешнему виду млекопитающие очень разнообразны, что связано с разными условиями жизни, способом питания и поведения. Но все-таки, все системы органов у млекопитающих имеют общее строение и функциональные возможности....
15 07 2025 17:52:21
Урок на тему "Зачем человеку уши? Строение и функции органа слуха" проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому материалу и развивает навыки самостоятельной работы учащихся с предлагаемым материалом. Для проверки знаний используется тестирование с автоматическим выставлением оценки. Применяются элементы здоровьесберегающих технологий в течение урока.
...
14 07 2025 19:45:49
Обобщаются полученные сведения об основных процессах жизнедеятельности растений, закрепляются ключевые понятия, проверяется уровень знаний по теме....
13 07 2025 15:45:55
Автор углубляет у учащихся понятие "творчество", перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты. Дети интересуются творчеством М.Цветаевой....
12 07 2025 5:23:52
Совершенствование урока по содержанию и по форме одна из задач учителя. На уроке происходит процесс воспитания и развития личности. Развиваются умения и навыки, внутренний мир человека. Учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания....
11 07 2025 17:32:44
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
10 07 2025 18:28:23
Межпредметные связи – педагогическая категория, обозначающая синтезирующие, интегративные отношения между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, выраженные в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющие образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их единстве....
09 07 2025 10:15:54

Представленный материал знакомит учащихся с историей, значением и особенностями озера Байкал, включает викторины, загадки и игры по теме....
08 07 2025 12:41:53
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
07 07 2025 6:29:25
На уроке обучающиеся знакомятся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека. Изучение нового материала опиралось на жизненный опыт учащихся и ранее изученные знания по предмету и теме «Кольчатые черви».
...
06 07 2025 10:38:38
Изучение клеточного уровня организации жизни требует у учащихся развитого образного мышления. Цель моей работы – показать возможности новых технологий, методов и приемов, позволяющих развивать образное мышление при изучении растительной клетки и клеточной теории (тем, требующих большого иллюстративного материала и исторического подхода к изучению фактов)....
05 07 2025 12:59:47
Спинной мозг лежит в позвоночном канале и представляет собой у взрослого человека тяж длиной 41-45см, несколько сплющенный спереди назад. Орган защищен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой. Спинному мозгу присущи две функции: рефлекторная и проводниковая....
04 07 2025 19:19:11
Урок изучения нового материала, лабораторного пpaктикума с авторским интеpaктивным продуктом. Предусмотрена индивидуальная работа, в группах, воспитывает межличностные отношения «учитель – ученик», «ученик – ученик». Задания развивают абстpaктное мышление и творческие способности. Отpaбатываются навыки работы с интеpaктивной доской. На каждом этапе урока ученик ‒ активный участник, учитель направляет деятельность учащихся....
03 07 2025 4:51:24
Урок помогает сформировать у учащихся понятие о плоде как важном генеративном органе растения, познакомить с разнообразием плодов и семян, их строением и функциями. На уроке получают знания об образовании, значении плодов и семян. На уроке учащиеся учатся самостоятельно распознавать и определять типы плодов. Знания о разнообразии плодов, их строении, приспособлении плодов и семян к распространению необходимы учащимся для выращивания и охраны растений.
...
02 07 2025 18:12:13
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
01 07 2025 15:35:25
В статьеречь идет о строении, свойствах одуванчика лекарственного....
30 06 2025 22:32:15
Урок проводится с целью формирования у учащихся знаний о происхождении человека....
29 06 2025 20:57:12
Игровое направление все шире используется в образовании. Данный урок можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий по завершении темы «Птицы». Содержание урока позволяет углубить знания о птицах, активизировать познавательный интерес учащихся к природе и ее изучению.
...
28 06 2025 12:23:50
Цели урока: познакомиться с основными группами доказательств эволюции животных; научиться приводить примеры доказательств эволюции животного мира....
27 06 2025 16:45:11

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
26 06 2025 6:36:24
Прилагаемая презентация позволяет сформировать зрительное представление об изучаемом классе живых организмов, что позволяет учащимся легче и быстрее усваивать учебный материал. В ходе работы происходит смена деятельности учащихся, что является обязательной частью учебного процесса.
...
25 06 2025 3:32:28
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока.
На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
24 06 2025 20:28:39
В статье представлен конспект урока по биологии в 5-м классе, в котором использованы текстовой материал учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н.Пономарёвой, задания рабочей тетради к учебнику, презентация и электронные образовательные ресурсы ЕК ЦОР....
23 06 2025 14:47:20
Конспект урока составлен по программе В.В. Пасечника "Биология. 8-й класс. Человек". Изучается в теме "Опopно-двигательная система"....
22 06 2025 23:15:12
Одним из методов коррекции и развития психических процессов детей с нарушением интеллекта является моделирование. Цель моделирования: обеспечить успешное усвоение знаний об особенностях объектов окружающего мира, о существующих между ними связях и отношениях, более точном описании этих объектов в устной речи. Данное внеклассное мероприятие – научная конференция проводится с разновозрастными учащимися, способствует формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал.
...
21 06 2025 14:29:46

Цель урока: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях....
20 06 2025 3:14:19
Урок направлен на актуализацию знаний о строении клетки, полученных в 6-м классе, и на построение новых знаний в курсе цитологии. На уроке учащиеся работают в группах, что позволяет развивать коммуникативные навыки; предложенные задания направлены на развитие креативных умений, развитие критического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы, презентовать свою работу.
...
19 06 2025 3:18:16
Интегрированный урок литературы и биологии для 7-го класса знакомит учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем, помогает понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь.
...
18 06 2025 19:50:31
В презентации под звучание песни «Есть глаза у цветов» сменяются фотографии декоративных растений средней полосы России, на слайдах содержится краткая информация о биологических особенностях растений. Презентацию можно использовать на уроке биологии, на уроках сельхозтруда, а также как релаксационную паузу. ...
17 06 2025 5:46:11
Предлагаемая работа - это мастер-класс для учителей биологии. Основная идея представленной работы - познакомить учителей с методическими приёмами, способствующими активизации познавательной деятельности учащихся и привитию интереса к изучению нового учебного предмета. Представленную форму проведения урока можно применить в работе с учениками, при планировании первого урока биологии в 6-м классе.
...
16 06 2025 1:38:35
Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....
15 06 2025 7:47:20
Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой для базового уровня обучения биологии в полной средней школе. Тема 4. "Популяционно-видовой уровень организации жизни". Занятие поможет учащимся ознакомиться с понятием популяция, рассмотреть популяцию с точки зрения формы существования вида, компонента биогеоценоза, генетической системы....
14 06 2025 0:11:26
Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов....
13 06 2025 6:57:57
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
12 06 2025 2:19:56
Чтобы ребенок мог почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы, важно затронуть его душу, обогатить его ум. Используя эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и переживаний, склонность детей к воображению, фантазии, можно получить отклик детей на понимание ими экологических проблем - это их творческие работы: экологические сказки. Экологические сказки служат источником формирования элементарных экологических понятий....
11 06 2025 9:17:25
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
10 06 2025 10:15:33
На уроке ученики получают план хаpaктеристики растений семейства, учатся составлять и использовать графический конспект, что облегчает восприятие учебного материала на последующих уроках....
09 06 2025 4:25:23
Человек неразрывно связан с природой. Он обладает разумом и способен к научному познанию. От его деятельности зависит разнообразие живых организмов и сохранение...
08 06 2025 11:38:59
Представлен урок-праздник «День птиц». Учащиеся переносятся в сказочную страну птиц Орнитопланию. Цель путешествия – формирование экологического мышления учащихся; привлечение внимания учащихся и взрослых к зимней орнитофауне; повышение уровня экологической культуры....
07 06 2025 1:25:12
Программа "Здоровье школьника" направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей и педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья....
06 06 2025 3:22:38
Занятие помогает сформировать новые понятия: склера, роговица, сетчатка, радужка, хрусталик, стекловидное тело, фоторецепторы, аккомодация, родопсин, близорукость, дальнозоркость; углубить понимание процессов, происходящих в организме человека....
05 06 2025 11:43:30
Цель урока: сформировать у учащихся понятия организм и познакомить со свойствами живого организма....
04 06 2025 16:55:36
Урок-исследование устанавливает особенности, хаpaктерные для скелета человека и причины, их вызвавшие. Цель: развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение сравнивать, обобщать, логически излагать мысли; самостоятельность в ходе исследовательской работы и решения проблемных ситуаций; формировать основные мировоззренческие идеи....
03 06 2025 11:32:10
Визитной карточкой нашего села является сосновый бор. Представленная разработка урока позволяет сформировать определенные биологические понятия на примере природного сообщества «Сосновый бор», что способствует воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края....
02 06 2025 18:12:56
Комбинированное занятие 1-го курса, специальность 34.02.01 сестринское дело, знакомит с наследованием групп крови системы АВО и резус-системы у человека. Цель: актуализировать знания о механизмах наследования групп крови и возникновения резус-конфликта; изучить механизм наследования групп крови и резус-фактора; научить пользоваться таблицей генетических обозначений групп крови во время решения задач; разъяснить наследование групп крови и резус-фактора....
01 06 2025 23:36:58
В статье предлагаются возможные варианты проведения уроков по теме "Кожа".
Приводятся факты по развитию познавательного интереса и научные достижения в области тканевой инженерии.
Программированные и проблемные задания побуждают учащихся самостоятельно мыслить, развивая при этом их интеллектуальные способности.
Применение компьютерных технологий (например, при решении поисковых задач) способствует интенсификации учебного процесса и обеспечивает прочное усвоение знаний.
...
31 05 2025 12:58:10
Урок является одним из обобщающих в разделе цветковые или покрытосеменные растения, на данном уроке можно применять различные формы организации учебной деятельности. ...
30 05 2025 9:53:45
Личность любого человека представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. Современные психологи считают, что ядром личности является потребностно-мотивационная сфера и самосознание, определяющие движущие силы развития личности как таковой и направленность поведения субъекта. ...
29 05 2025 17:45:54
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::