Применение технологии модульного обучения на уроках биологии

Учитель должен научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты своего труда, т.е. научить учиться. Убеждение в этом привело меня к изучению и использованию в своей работе модульной технологии, с которой нас, учителей биологии, познакомила Т.И. Шамова, доктор педагогических наук, профессор, чл.-корр. РАО. Модульное обучение как педагогическая технология эффективно решает данную проблему.
Основателем модульного обучения считают Дж. Рассела (\"Modular instruction\", 1974). Модульное обучение в России стало известно в конце 80-х годов благодаря исследованиям Юцявичене П.А. и его учеников.
П.А. Юцявичене под модулем понимает \"целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности\".
Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик самостоятельно (или с определенной дозой самостоятельности) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.[2] Ему предлагается инструкция, в которой определены:
- цель усвоения модуля;
- где найти учебный материал;
- как овладеть им (прочитать, найти ответы на вопросы, составить конспект, заполнить таблицу и т.д.) ;
- как проверить правильность выполнения задания (контроль - тесты, письменные работы и т д. - определяет степень усвоения материала).
Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей [2].
Работу по апробации и постепенному введению модульного обучения в учебный процесс я начала примерно 10 лет назад. Программа биологии 8 класса подходит для применения этой технологии. В своей работе я опиралась на рекомендации Т.И. Шамовой. Была разработана модульная программа по образовательной программе В.В. Пасечника, В.М. Пакулова и др. по курсу \"Человек и его здоровье\" для общеобразовательной школы. Модули разработаны к учебнику \"Биология. Человек\" (авторы Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, Н.И. Беляев). При построении модулей учитывала принципы модульного обучения: принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей и принцип обратной связи: контроля, анализа, коррекции в сочетании с самоуправляемым учением со стороны школьников. Перед каждым модулем предусмотрен входной контроль знаний и умений учащихся, затем осуществление текущего и промежуточного контроля в конце каждого учебного элемента и выходной контроль после завершения работы с модулем (темой). Важным критерием построения модуля является структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.
Введение модульного обучения в учебный процесс, осуществляла постепенно (только некоторые темы, только сильные ученики и т. д.). Сначала некоторые темы полностью изучались с применением модульной технологии, но со временем я пришла к выводу, что лучший результат в 8 классе дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. В этом случае часть материала раздела изучается с применением модулей, а часть - с применением традиционных и нетрадиционных форм уроков: урок - сказка, урок - ролевая игра, урок - КВН, конференция, семинар и т.д. (Например: на изучение темы \"Кровеносная и лимфатическая системы\" по программе отводится 6 часов, из них 4 часа - модульные уроки, 2 часа - традиционные; на изучение темы \"Покровные органы. Терморегуляция\" отводится 3 часа, из них - 1-2 часа - модульные уроки (см. ниже). Но обязательно в конце темы проводится выходной контроль. Это может быть тестовая работа, контрольная письменная работа и т.д. Часть же тем в 8 классе изучается с применением других педагогических технологий.
Успех применения модульной технологии в учебном процессе зависит и от того, как подготовлены инструкции для учащихся. В процессе работы я убедилась в том, что инструктивные задания не должны носить слишком \"опекающий хаpaктер\", регулирующий каждый шаг ученика (возьми в руки это, посмотри на рисунок и т.д.). Это отбирает много времени на чтение большого количества \"комaндных\" заданий. Четко поставленные задачи и хорошо продуманные задания, умелая помощь учителя на первых уроках, позволяют ученику достаточно быстро научиться работать с модулями. На уроках все учащиеся заняты работой, не отвлекаются на посторонние дела, поэтому не бывает нарушения дисциплины. У детей нет боязни получения низкой оценки, так как они имеют возможность доработать изучаемый материал и получить более высокую оценку. Получаешь удовлетворение на таких уроках.
Использование модульной технологии в течение ряда лет позволяет мне сделать следующие выводы: ее применение обеспечивает формирование устойчивого интереса к предмету; активизацию познавательной деятельности; индивидуальный подход к учащимся; гибкость предоставления информации; развитие мышления; возможность самоконтроля и самооценки; формирование самостоятельности и навыков учебной деятельности.
Благодаря компьютеру, процесс подготовки модулей, распечатка их в любом количестве упрощаются. Безусловно, много времени уходит на подготовку модулей, но это помогает добиваться такой организации учебного процесса, при которой все ученики работают самостоятельно и прилежно, имеют возможность самореализоваться, учатся самостоятельно добывать знания, т.е. учатся учиться.
ПОКРОВНЫЕ ОРГАНЫ. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ.
КДЦ: изучить строение и функции кожи, волос, ногтей; усвоить гигиенические требования к наружным покровам с целью предупреждения кожных заболеваний и сохранения здоровья.
Модуль 1. Тема: \"Строение, функции и гигиена кожи\" (2 урока)
| Номер учебного элемента (УЭ) | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала | ||||||||||||
| УЭ-0 | Интегрирующая цель: в процессе учебной
работы над заданием вы должны: 1. изучить строение и функции кожи, ногтей, волос; 2. усвоить анатомо-физиологические сведения, лежащие в основе гигиены кожи; 3. раскрыть механизм терморегуляции |
|||||||||||||
| УЭ-1 | Цель:
Защитная функция покровов тела выражается а) в защите от проникновения инородных веществ б) в обмене веществ в) в регулировании температуры тела г) в пpeдoxpaнении от потерь воды В процессе эволюции покровы тела животных а) усложнялись б) упрощались в) не изменялись г) приобретали новые образования 3) Найдите соответствие. Классы животных: 1.Рыбы 2. Земноводные 3. Пресмыкающиеся 4. Птицы 5.Млекопитающие Хаpaктеристика покровов тела: А) кожа гoлая, со слизистыми железами, постоянно увлажненная Б) кожа сухая, без желез, покрытая пухом и перьями В) кожа имеет железы, волосяной покров состоит их шерсти и подшерстка Г) кожа сухая, покрытая роговыми чешуйками Д) кожа имеет железы, выделяющие слизь, покрытая костными чешуями 3. Ответьте на вопросы: 1) Каково происхождение перьев? 2) Какова природа волос? 4. Краткая фронтальная проверка результатов выполнения УЭ-1 |
Работайте самостоятельно в тетради.
Обсудите результаты в паре |
||||||||||||
| УЭ-2 | Цель: получить представление о
строении, функциях и гигиене покровных органов. 1. Прослушайте лекцию (с использованием презентации) учителя по теме: \"Покровные органы человека\". 2. Записывайте в тетради основные положения лекции. |
Делайте записи в тетради. |
||||||||||||
| УЭ-3 | Цель: самостоятельно изучить
строение и функции кожи.
|
Работайте самостоятельно с тетрадью, учебником, демонстрационными таблицами. |
||||||||||||
| УЭ-4 | Цель: выяснить особенности
ухода за кожей, ногтями и волосами, чтобы в
будущем предотвратить заболевания и раннее
старение кожи.
Ответьте на вопросы: А) Не противоречит ли мода гигиеническим требованиям к одежде? Б) Как отражается на состоянии кожи дeвyшки курение? |
Работайте самостоятельно.
Обсудите в группе. Фронтальная беседа. |
||||||||||||
| УЭ-4 | Цель: раскрыть механизм
терморегуляции, уяснить значение ц.н.с. в
выполнении этой функции.
|
Обсудите ответы в паре. Правильный ответ оценивается 1 баллом Обсудите выполненное задание. |
||||||||||||
| УЭ-5 | Цель: проверить полученные знания по
теме. Выполните тестовую работу. Выберите все правильные ответы. Вариант 1. 1. Наружный слой кожи а) дерма б) гиподерма в) эпидермис 2. Центр терморегуляции находится а) в коре больших полушарий б) в промежуточном мозге в) в мозжечке г) в продолговатом мозге 3. Под влиянием солнечного света количество пигмента в коже а) уменьшается б) не изменяется в) увеличивается 4. Какой процесс происходит в потовых железах? а) очистка тканевой жидкости б) очистка крови в) очистка лимфы 5. Секрет сальных желез а) способствует теплоотдаче б) смягчает эпидермис и волосы в) защищает от ультрафиолетовых лучей г) улучшает восприятие прикосновения 6. Гиподерма а) препятствует охлаждению тела б) осуществляет выделительную функцию в) выполняет функцию амортизатора г) содержит энергетический резерв 7. Особенности кожи, обеспечивающие терморегуляцию а) наличие подкожной жировой клетчатки б) способность изменять цвет под действием солнца в) возможность образовывать пот г) способность изменять просвет кровеносных сосудов 8. При понижении температуры окружающей среды а) теплообразование усиливается б) интенсивность обмена веществ повышается в) кровеносные сосуды кожи расширяются г) потоотделение уменьшается 9. Причины кожных заболеваний а) неправильное питание б) прогулки не свежем воздухе в) недостаток витаминов г) гормональные нарушения 10. Установите соответствие между слоями кожи и особенностями их строения. Слои кожи: Структура слоев кожи: А) эпидермис 1. сальные железы Б) дерма 2. слой ороговевших клеток В) гиподерма 3. потовые железы 4. рецепторы 5. пигментный слой клеток 6. жировая ткань 7. волосяные луковицы 8. кровеносные сосуды Вариант 2. 1. Гиподерма состоит из а) мертвого ороговевшего слоя б) подкожной жировой клетчатки в) живых делящихся клеток 2. Средний слой кожи а) гиподерма б) эпидермис в) дерма 3. Функция пигментного слоя а) обеспечивает чувствительность б) удаляет продукты обмена в) защищает от избытка ультрафиолетовых лучей 4. Под влиянием высокой температуры потоотделение а) уменьшается б) увеличивается в) не изменяется 5. В слое дермы расположены а) рецепторы в) потовые железы б) ороговевший слой клеток г) сальные железы 6. Выделительная и дыхательная функции кожи а) не пропускает воду из внешней среды б) выделяет пот в) поглощает кислород и выделяет углекислый газ г) образует пигмент меланин 7. При повышении температуры окружающей среды а) теплообразование усиливается б) интенсивность обмена веществ повышается в) потоотделение увеличивается г) наблюдается расширение сосудов кожи 8. Форма потовой железы а) шарообразная б) трубочка в) звездчатая 9. Для предотвращения появления угрей необходимо а) следить за чистотой кожи б) избегать жирной пищи в) употрeбллять острые приправы 10.. Установите соответствие между функциями кожи и правилами гигиены. Функции кожи: А) теплорегуляция Б) потоотделение В) дыхательная Г) выделение кожного сала Правила гигиены: 1. умываться водой комнатной температуры; 2. регулярно мыть потеющие места; 3. обувь должна быть сухой и чистой, зимой теплой; 4. нельзя переохлаждаться, т.к. происходит сужение кровеносных сосудов и ухудшение кровоснабжения; 5. нельзя использовать одежду из синтетических тканей Проверьте правильность ваших ответов, используя приложение (или - УЭ-5 проверяет учитель). Критерии оценки.
Творческое задание: подготовиться к конференции на тему: \"Гигиена кожи\" (по страницам научно-популярной литературы) |
Выполняйте работу самостоятельно.
|
Приложение
УЭ-1 1) а, в, г 2) а, г 3) 1. д, 2. а, 3 г, 4. б, 5. в
УЭ-4 Потоотделение уменьшается, сосуды кожи расширяются, тепло выделяется
УЭ-5
Вариант-1
1. в 2. г 3. в 4. б 5. б 6. а, в, г 7. а, в, г 8. а, б. г 9. а, в, г 10. А) 2, 4, 5 Б) 1, 3, 4, 7, 8 В) 6
Вариант-2
1.б 2. в 3. в 4. б 5. а, в, г 6. а, б, в 7. в, г 8. б 9. а, б 10. А) 5 Б) 2, 3 В) 4, 5 Г) 1
Литература
- Юцявичене П. Теория и пpaктика модульного обучения. - Каунас, 1989.
- Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технология. //Биология в школе. 1994, №5.
Комментарии:
На протяжении всей истории цивилизованное человечество задавалось вопросом о сущности и происхождении жизни. Что же отличает живые тела от неживых? Этот вопрос с давних пор привлекал ученых и мыслителей, которые, желая дать краткое определение понятия «жизнь», «живое тело», старались найти самое существенное, самое хаpaктерное для этих понятий.
...
21 11 2025 3:51:12
Углублённое изучение биологии предполагает формирование ключевых компетенций через опыт самостоятельности. На уроке учащиеся обобщают знания о паразитических червях в форме деловой игры, лабораторных исследований, решения ситуационных задач, составления аналитических таблиц. Урок способствует формированию пpaктических знаний и развитию логического мышления.
...
20 11 2025 6:38:12
Урок биологии по теме «Тип Члeнистоногие» (рассчитан на 2 академических часа) подробно изучает поведение и образ жизни общественных насекомых, их значение в природе и жизни человека. Учитывает требования подготовки учащихся, использует элементы ИКТ-технологии и проблемного обучения....
19 11 2025 10:27:37
Программа не заменяет, а лишь дополняет фактический материал в более сжатой форме, делая определенный акцент на изучении общебиологических закономерностей и человека как биологического объекта. Пpaктическое использование современных педагогических тестов дает учащимся возможность объективно оценивать уровень своих знаний. ...
18 11 2025 4:24:59
Материалы занятия элективного курса можно использовать как внеклассное мероприятие по биологии либо занятие факультатива по биологии. Используемая в занятии презентация помогает более наглядно и ярко раскрыть историю ароматических веществ, дать понятия состава ароматических веществ и охаpaктеризовать способы их добычи, раскрыть понятие ароматерапии, парфюмерии, духов. Занятие способствует эстетическому воспитанию учащихся.
...
17 11 2025 15:26:58
Цели урока: охаpaктеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждения суставов, костей и растяжения связок; определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи; научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы; формировать умения логически мыслить, продумывать и задавать вопросы. Знать на калмыцком языке названия костей....
16 11 2025 17:55:36
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...
15 11 2025 19:34:46
Курс знакомит с особенностями строения грибов, классификацией, их разнообразием по форме, цвету, размерам, способу питания, с мерами предосторожности при их использовании. Изучаемый материал доступен, научен, интересен, связан с химией, медициной, экологией, безопасностью жизнедеятельности, зоологией, экономикой....
14 11 2025 22:41:38
Цель лабораторной работы – доказать, что в лепестках цветов растений нет белого пигмента, изучить свойства антоцианов и объяснить изменение цвета цветов, плодов растений....
13 11 2025 21:46:14
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
12 11 2025 0:18:36
Один из вариантов авторской методики проведения уроков биологии в условиях мобильного компьютерного класса с использованием мультимедийного образовательного комплекса и большого количества цифровых образовательных ресурсов, а также проверка знаний учащихся с помощью программы компьютерного тестирования MyTest....
11 11 2025 9:11:13
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....
10 11 2025 2:13:11
Урок изучения нового материала в 8-м классе рассчитан как на детей-аудиалов, так и визуалов, используется фронтальный опрос, который помогает ребятам вспомнить ранее изученные понятия и нацеливает их на дальнейшее усвоение нового материала. В начале урока ставится проблема, которая позволяет развивать у учащихся логическое мышление, внимание, основная масса изучаемого материала записывается в виде схем, которые учитель строит в ходе урока вместе с учениками....
09 11 2025 16:12:38
На уроке изучается новый материал об уникальных особенностях планеты Земля, создавших условия для развития жизни. Актуализируются и формируются знания о неповторимой планете Солнечной системы и свойствах, обеспечивающих существование жизни на Земле....
08 11 2025 17:46:33
В материале даны понятия об основных компонентах кожи, их функциях. Сформированы понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, производных кожи и их функциях. В материале содержится информация о терморегуляции, о роли гигиенических процедур, а также дополнительный материал по истории, физике. Материал может использоваться учителем на уроке биологии в 8-м классе, при изучении темы "Кожа"....
07 11 2025 3:21:38
Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Значение лекарственных растений в настоящее время не падает, а наоборот, возрастает. В течение тысячелетий многие из древнейших лечебных средств переходили из поколения в поколение, причем некоторые из них сохранились до сих пор....
06 11 2025 18:36:17
Обобщающий урок по теме «Цитология» с целью систематизировать знания учащихся о составе, строении клеток, процессах метаболизма различных видов; дать независимую комплексную оценку знаний по теме; подготовить учащихся к ЕГЭ....
05 11 2025 22:14:20
В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....
04 11 2025 12:42:30
Предлагаемая работа - это мастер-класс для учителей биологии. Основная идея представленной работы - познакомить учителей с методическими приёмами, способствующими активизации познавательной деятельности учащихся и привитию интереса к изучению нового учебного предмета. Представленную форму проведения урока можно применить в работе с учениками, при планировании первого урока биологии в 6-м классе.
...
03 11 2025 11:13:18
Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учеников 11-го класса. Его же можно использовать при изучении данной темы в 9-м классе с учетом некоторого упрощения. Урок сопровождается презентацией, содержащей графики, анимационные фрагменты, фотографии, что позволяет наглядно познакомиться с темой....
02 11 2025 9:39:22
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
01 11 2025 10:15:53
Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру.
...
31 10 2025 5:32:33
Приводится пример работы с тестами по биологии, составленных для учащихся 9-го класса.
...
30 10 2025 15:26:15
По теме "Tрaнcпорт веществ" проводится контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение". В течение урока учащиеся показывают знание терминов по данной теме, выполняют тестирование. Урок проходит плодотворно, все ученики за урок получают оценки....
29 10 2025 16:25:14
Работа написана с целью методических рекомендаций для учителей биологии в вопросах правильного применения дидактических игр на любом из этапов работы на уроке. В работе даны рекомендации, когда нужно применять дидактические игры для достижения наилучшего результата, когда не следует этого делать. ...
28 10 2025 21:21:21
Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...
27 10 2025 0:57:33
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
26 10 2025 7:38:11
Данная разработка позволяет познакомить учащихся с особенностями строения и биологического значения цветка, развивает умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала используются электронные образовательные ресурсы. Урок направлен на развитие у учащихся познавательной активности, навыков самостоятельности, саморазвития и самоопределения....
25 10 2025 14:13:46
Для проведения физкультминуток на уроках анатомии в 8-м классе были подобраны упражнения, соответствующие темам уроков. Например, на уроке "Осанка" выполняются упражнения "Птица перед взлетом". При изучении зрительного анализатора делаются упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии. При изучении дыхательной системы выполняется упражнение по методике Стрельниковой, которое помогает постановке голоса, укреплению дыхательных мышц. Используя упражнения можно улучшить здоровье детей....
24 10 2025 9:21:16
Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....
23 10 2025 7:54:59
Урок формирует представления о различных типах отношений между организмами. Результаты: выделение компонентов природного сообщества взаимосвязанных между собой, основных типов отношений организмов, условий их возникновения, приспособления организмов к существованию в сообществе; умение работать с источниками биологической информации, использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения....
22 10 2025 11:27:30
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся.
Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
21 10 2025 0:31:47
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
20 10 2025 9:36:45
Урок призван познакомить учащихся со строением плодов, их разнообразием и функциями, формировать умения работать с природными материалами, сравнивать их, развивать бережное отношение к природе, работать с учебниками. Урок с показом слайдов рассчитан на 40 минут....
19 10 2025 7:21:25
Проверочная работа по теме «Основы учения о биосфере» включает 2 вида заданий: тест с выбором одного верного ответа и задания с развернутым кратким ответом. ...
18 10 2025 15:56:26
К факторам, вызывающим негативное воздействие на органы дыхания, относят: курение, вирусы, бактерии, экологическое загрязнение атмосферы, попадание инородних тел в воздухоносные пути. Никотин оказывает негативное влияние на дыхательную систему, кровеносную, пищеварительную, нервную.
...
17 10 2025 10:48:54
В статье приведен пример урока, основанного на использовании данной технологии.
...
16 10 2025 5:43:35
Селье назвал их «маленькими органами большого значения». С целью акцентирования внимания на важной роли желез внутренней секреции в регуляции функций организма разработан урок обобщения и систематизации знаний по соответствующей теме.
...
15 10 2025 2:33:36
Автор раскрывает структуру урока, показывает виды деятельности на уроках анатомии, приводит примеры разных типов и видов контрольных заданий и вопросов. Автор показывает, как на основе одной презентации сделать другую презентацию, которую можно использовать на последующих уроках для контроля учебных достижений учащихся или для самостоятельной работы....
14 10 2025 23:42:33
В задаче необходимо, во-первых: 1) четкое знание терминов и их смысла; 2) умение сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; 3) правильное решение задачи – это и есть полезный результат. Во-вторых, задача – это тренажер мыслительной деятельности. В-третьих, самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Ученик начинает верить в себя – он может больше, чем сам думает о себе. ...
13 10 2025 21:16:41
На уроке учащиеся получают новые знания по теме "Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....
12 10 2025 9:40:40
Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Члeнистоногие"....
11 10 2025 7:20:38
На этом уроке свойства цитоплазмы можно наблюдать во время пpaктической работы. Такие сложные понятия, как "плазмолиз" и "деплазмолиз" встречаются в заданиях ЕГЭ. Особое внимание уделяется таким явлениям, как тургор, осмос, диффузия. На уроке учащиеся смогли закрепить навыки работы с микроскопом....
10 10 2025 14:43:16
Урок формирует у учащихся представление о витаминах, авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах, нормах рационального питания; продолжает развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....
09 10 2025 3:13:35
Урок биологии для 11-го класса. Цели урока: углубление знаний о естественном отборе в свете современной концепции эволюции. Формирование знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм.
...
08 10 2025 13:18:49
Урок способствует развитию мышления, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на поставленные вопросы. Впервые на уроке природоведения использовалась микролаборатория, что развивает умение работать с биологическими приборами, что в дальнейшем облегчает работу в последующих классах.
...
07 10 2025 0:25:28
На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....
06 10 2025 21:12:10
Гетерозис – это свойство организмов, которое хаpaктеризуется повышением выносливости и силы у потомков первого поколения в сравнении с родителями....
05 10 2025 15:55:42
Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....
04 10 2025 17:42:55
Предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в комaнде и т.д. все эти свойства и качества являются ключевыми компетенциями.
...
03 10 2025 22:20:35
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны