Применение технологии модульного обучения на уроках биологии

Учитель должен научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты своего труда, т.е. научить учиться. Убеждение в этом привело меня к изучению и использованию в своей работе модульной технологии, с которой нас, учителей биологии, познакомила Т.И. Шамова, доктор педагогических наук, профессор, чл.-корр. РАО. Модульное обучение как педагогическая технология эффективно решает данную проблему.
Основателем модульного обучения считают Дж. Рассела (\"Modular instruction\", 1974). Модульное обучение в России стало известно в конце 80-х годов благодаря исследованиям Юцявичене П.А. и его учеников.
П.А. Юцявичене под модулем понимает \"целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности\".
Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик самостоятельно (или с определенной дозой самостоятельности) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.[2] Ему предлагается инструкция, в которой определены:
- цель усвоения модуля;
- где найти учебный материал;
- как овладеть им (прочитать, найти ответы на вопросы, составить конспект, заполнить таблицу и т.д.) ;
- как проверить правильность выполнения задания (контроль - тесты, письменные работы и т д. - определяет степень усвоения материала).
Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей [2].
Работу по апробации и постепенному введению модульного обучения в учебный процесс я начала примерно 10 лет назад. Программа биологии 8 класса подходит для применения этой технологии. В своей работе я опиралась на рекомендации Т.И. Шамовой. Была разработана модульная программа по образовательной программе В.В. Пасечника, В.М. Пакулова и др. по курсу \"Человек и его здоровье\" для общеобразовательной школы. Модули разработаны к учебнику \"Биология. Человек\" (авторы Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, Н.И. Беляев). При построении модулей учитывала принципы модульного обучения: принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей и принцип обратной связи: контроля, анализа, коррекции в сочетании с самоуправляемым учением со стороны школьников. Перед каждым модулем предусмотрен входной контроль знаний и умений учащихся, затем осуществление текущего и промежуточного контроля в конце каждого учебного элемента и выходной контроль после завершения работы с модулем (темой). Важным критерием построения модуля является структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.
Введение модульного обучения в учебный процесс, осуществляла постепенно (только некоторые темы, только сильные ученики и т. д.). Сначала некоторые темы полностью изучались с применением модульной технологии, но со временем я пришла к выводу, что лучший результат в 8 классе дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. В этом случае часть материала раздела изучается с применением модулей, а часть - с применением традиционных и нетрадиционных форм уроков: урок - сказка, урок - ролевая игра, урок - КВН, конференция, семинар и т.д. (Например: на изучение темы \"Кровеносная и лимфатическая системы\" по программе отводится 6 часов, из них 4 часа - модульные уроки, 2 часа - традиционные; на изучение темы \"Покровные органы. Терморегуляция\" отводится 3 часа, из них - 1-2 часа - модульные уроки (см. ниже). Но обязательно в конце темы проводится выходной контроль. Это может быть тестовая работа, контрольная письменная работа и т.д. Часть же тем в 8 классе изучается с применением других педагогических технологий.
Успех применения модульной технологии в учебном процессе зависит и от того, как подготовлены инструкции для учащихся. В процессе работы я убедилась в том, что инструктивные задания не должны носить слишком \"опекающий хаpaктер\", регулирующий каждый шаг ученика (возьми в руки это, посмотри на рисунок и т.д.). Это отбирает много времени на чтение большого количества \"комaндных\" заданий. Четко поставленные задачи и хорошо продуманные задания, умелая помощь учителя на первых уроках, позволяют ученику достаточно быстро научиться работать с модулями. На уроках все учащиеся заняты работой, не отвлекаются на посторонние дела, поэтому не бывает нарушения дисциплины. У детей нет боязни получения низкой оценки, так как они имеют возможность доработать изучаемый материал и получить более высокую оценку. Получаешь удовлетворение на таких уроках.
Использование модульной технологии в течение ряда лет позволяет мне сделать следующие выводы: ее применение обеспечивает формирование устойчивого интереса к предмету; активизацию познавательной деятельности; индивидуальный подход к учащимся; гибкость предоставления информации; развитие мышления; возможность самоконтроля и самооценки; формирование самостоятельности и навыков учебной деятельности.
Благодаря компьютеру, процесс подготовки модулей, распечатка их в любом количестве упрощаются. Безусловно, много времени уходит на подготовку модулей, но это помогает добиваться такой организации учебного процесса, при которой все ученики работают самостоятельно и прилежно, имеют возможность самореализоваться, учатся самостоятельно добывать знания, т.е. учатся учиться.
ПОКРОВНЫЕ ОРГАНЫ. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ.
КДЦ: изучить строение и функции кожи, волос, ногтей; усвоить гигиенические требования к наружным покровам с целью предупреждения кожных заболеваний и сохранения здоровья.
Модуль 1. Тема: \"Строение, функции и гигиена кожи\" (2 урока)
| Номер учебного элемента (УЭ) | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала | ||||||||||||
| УЭ-0 | Интегрирующая цель: в процессе учебной
работы над заданием вы должны: 1. изучить строение и функции кожи, ногтей, волос; 2. усвоить анатомо-физиологические сведения, лежащие в основе гигиены кожи; 3. раскрыть механизм терморегуляции |
|||||||||||||
| УЭ-1 | Цель:
Защитная функция покровов тела выражается а) в защите от проникновения инородных веществ б) в обмене веществ в) в регулировании температуры тела г) в пpeдoxpaнении от потерь воды В процессе эволюции покровы тела животных а) усложнялись б) упрощались в) не изменялись г) приобретали новые образования 3) Найдите соответствие. Классы животных: 1.Рыбы 2. Земноводные 3. Пресмыкающиеся 4. Птицы 5.Млекопитающие Хаpaктеристика покровов тела: А) кожа гoлая, со слизистыми железами, постоянно увлажненная Б) кожа сухая, без желез, покрытая пухом и перьями В) кожа имеет железы, волосяной покров состоит их шерсти и подшерстка Г) кожа сухая, покрытая роговыми чешуйками Д) кожа имеет железы, выделяющие слизь, покрытая костными чешуями 3. Ответьте на вопросы: 1) Каково происхождение перьев? 2) Какова природа волос? 4. Краткая фронтальная проверка результатов выполнения УЭ-1 |
Работайте самостоятельно в тетради.
Обсудите результаты в паре |
||||||||||||
| УЭ-2 | Цель: получить представление о
строении, функциях и гигиене покровных органов. 1. Прослушайте лекцию (с использованием презентации) учителя по теме: \"Покровные органы человека\". 2. Записывайте в тетради основные положения лекции. |
Делайте записи в тетради. |
||||||||||||
| УЭ-3 | Цель: самостоятельно изучить
строение и функции кожи.
|
Работайте самостоятельно с тетрадью, учебником, демонстрационными таблицами. |
||||||||||||
| УЭ-4 | Цель: выяснить особенности
ухода за кожей, ногтями и волосами, чтобы в
будущем предотвратить заболевания и раннее
старение кожи.
Ответьте на вопросы: А) Не противоречит ли мода гигиеническим требованиям к одежде? Б) Как отражается на состоянии кожи дeвyшки курение? |
Работайте самостоятельно.
Обсудите в группе. Фронтальная беседа. |
||||||||||||
| УЭ-4 | Цель: раскрыть механизм
терморегуляции, уяснить значение ц.н.с. в
выполнении этой функции.
|
Обсудите ответы в паре. Правильный ответ оценивается 1 баллом Обсудите выполненное задание. |
||||||||||||
| УЭ-5 | Цель: проверить полученные знания по
теме. Выполните тестовую работу. Выберите все правильные ответы. Вариант 1. 1. Наружный слой кожи а) дерма б) гиподерма в) эпидермис 2. Центр терморегуляции находится а) в коре больших полушарий б) в промежуточном мозге в) в мозжечке г) в продолговатом мозге 3. Под влиянием солнечного света количество пигмента в коже а) уменьшается б) не изменяется в) увеличивается 4. Какой процесс происходит в потовых железах? а) очистка тканевой жидкости б) очистка крови в) очистка лимфы 5. Секрет сальных желез а) способствует теплоотдаче б) смягчает эпидермис и волосы в) защищает от ультрафиолетовых лучей г) улучшает восприятие прикосновения 6. Гиподерма а) препятствует охлаждению тела б) осуществляет выделительную функцию в) выполняет функцию амортизатора г) содержит энергетический резерв 7. Особенности кожи, обеспечивающие терморегуляцию а) наличие подкожной жировой клетчатки б) способность изменять цвет под действием солнца в) возможность образовывать пот г) способность изменять просвет кровеносных сосудов 8. При понижении температуры окружающей среды а) теплообразование усиливается б) интенсивность обмена веществ повышается в) кровеносные сосуды кожи расширяются г) потоотделение уменьшается 9. Причины кожных заболеваний а) неправильное питание б) прогулки не свежем воздухе в) недостаток витаминов г) гормональные нарушения 10. Установите соответствие между слоями кожи и особенностями их строения. Слои кожи: Структура слоев кожи: А) эпидермис 1. сальные железы Б) дерма 2. слой ороговевших клеток В) гиподерма 3. потовые железы 4. рецепторы 5. пигментный слой клеток 6. жировая ткань 7. волосяные луковицы 8. кровеносные сосуды Вариант 2. 1. Гиподерма состоит из а) мертвого ороговевшего слоя б) подкожной жировой клетчатки в) живых делящихся клеток 2. Средний слой кожи а) гиподерма б) эпидермис в) дерма 3. Функция пигментного слоя а) обеспечивает чувствительность б) удаляет продукты обмена в) защищает от избытка ультрафиолетовых лучей 4. Под влиянием высокой температуры потоотделение а) уменьшается б) увеличивается в) не изменяется 5. В слое дермы расположены а) рецепторы в) потовые железы б) ороговевший слой клеток г) сальные железы 6. Выделительная и дыхательная функции кожи а) не пропускает воду из внешней среды б) выделяет пот в) поглощает кислород и выделяет углекислый газ г) образует пигмент меланин 7. При повышении температуры окружающей среды а) теплообразование усиливается б) интенсивность обмена веществ повышается в) потоотделение увеличивается г) наблюдается расширение сосудов кожи 8. Форма потовой железы а) шарообразная б) трубочка в) звездчатая 9. Для предотвращения появления угрей необходимо а) следить за чистотой кожи б) избегать жирной пищи в) употрeбллять острые приправы 10.. Установите соответствие между функциями кожи и правилами гигиены. Функции кожи: А) теплорегуляция Б) потоотделение В) дыхательная Г) выделение кожного сала Правила гигиены: 1. умываться водой комнатной температуры; 2. регулярно мыть потеющие места; 3. обувь должна быть сухой и чистой, зимой теплой; 4. нельзя переохлаждаться, т.к. происходит сужение кровеносных сосудов и ухудшение кровоснабжения; 5. нельзя использовать одежду из синтетических тканей Проверьте правильность ваших ответов, используя приложение (или - УЭ-5 проверяет учитель). Критерии оценки.
Творческое задание: подготовиться к конференции на тему: \"Гигиена кожи\" (по страницам научно-популярной литературы) |
Выполняйте работу самостоятельно.
|
Приложение
УЭ-1 1) а, в, г 2) а, г 3) 1. д, 2. а, 3 г, 4. б, 5. в
УЭ-4 Потоотделение уменьшается, сосуды кожи расширяются, тепло выделяется
УЭ-5
Вариант-1
1. в 2. г 3. в 4. б 5. б 6. а, в, г 7. а, в, г 8. а, б. г 9. а, в, г 10. А) 2, 4, 5 Б) 1, 3, 4, 7, 8 В) 6
Вариант-2
1.б 2. в 3. в 4. б 5. а, в, г 6. а, б, в 7. в, г 8. б 9. а, б 10. А) 5 Б) 2, 3 В) 4, 5 Г) 1
Литература
- Юцявичене П. Теория и пpaктика модульного обучения. - Каунас, 1989.
- Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технология. //Биология в школе. 1994, №5.
Комментарии:
Урок является подготовительным этапом для написания контрольной работы по теме "Земля", построен в игровой форме. Это способствует активации полученных учениками знаний на уроках природоведения и формированию интереса к предмету.
...
21 11 2025 21:54:12
Учащиеся должны знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые надо решать сегодня. Учащихся знакомятся с экологической обстановкой в Воронеже и Воронежской области, узнают на конкретных примерах степень опасности загрязнений....
20 11 2025 12:38:30
Урок помогает повторить строение и функции нервной системы, развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом....
19 11 2025 4:42:12
Если антиалкогольное воспитание как орудие педагогического воздействия призвано формировать у детей с раннего возраста отрицательное отношение к алкогольным традициям, то антиалкогольная пропаганда – необходимая, в основном иллюстративная, часть антиалкогольной ориентации. Наиболее действенными будут те уроки, на которых применяется не только словесный метод, но и проводятся опыты, делаются выводы вместе с учащимися....
18 11 2025 2:19:48
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека".
К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
17 11 2025 13:34:55
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
16 11 2025 3:59:20
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
15 11 2025 12:53:16
Игра предназначена для учащихся 6-х классов и проводится как обобщающий урок в конце учебного года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам курса ботаники, а также применить знания, полученные в 3–5-х классах при изучении курса «Окружающий мир». Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения и коллективного взаимодействия....
14 11 2025 16:22:58
Учащиеся знакомятся с оптимальными условиями всхожести семян (благоприятные условия), изучают методику закладки опыта, учатся ставить опыты при изучении семян....
13 11 2025 17:19:22
Занятие разработано для студентов педагогического колледжа. Тема "Эмоции" в курсе "Возрастной анатомии, физиологии и гигиены" рассматривается в разделе "Нейрофизиологические аспекты поведения детей", как одно из проявлений психической деятельности человека, оказывающее влияние на формирование структуры поведения. Занятие построено в форме семинара с элементами пpaктической работы, актуализирующего соответствующие представления и понятия, расширяя и углубляя анатомо-физиологический аспект темы....
12 11 2025 19:38:22
Учащиеся 7-го класса на уроке биологии продолжают знакомиться с многообразием животного мира....
11 11 2025 6:18:35
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
10 11 2025 1:30:33
Предлагается модель интегрированного учебного занятия по схеме "элективный курс по биологии + информатика". С одной стороны, это обобщение самостоятельной работы учащихся по поиску и изучению разных теорий возникновения жизни на Земле. С другой стороны, на занятии изучаются технологии подготовки отчетов о проведенной исследовательской работе средствами текстового редактора MS Word, в частности, использование специальных форм текста: колонок и колонтитулов.
...
09 11 2025 20:35:57
Цель — обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков отряда чешуекрылых, показать значение их в природе и жизни человека, познакомить с многообразием представителей отряда чешуекрылых, обитающих в Московской области.
...
08 11 2025 5:19:49
В ходе урока осуществляется формирование у учащихся глубокого убеждения в том, что злоупотрeбление наркотиками и другими психотропными веществами не является панацеей решения жизненных проблем. Урок может показать что это тупик, из которого в дальнейшем очень сложно выйти....
07 11 2025 10:33:54
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
06 11 2025 8:18:15
Изучение новой темы проходит в форме путешествия. Эффективность урока повышается за счёт применения информационно-коммуникативной и проектной технологий.
...
05 11 2025 22:37:41
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
04 11 2025 21:11:28
Урок-импровизация ‒ путешествие в суверенное государство "Человеческий организм". Попытка перевода материальных основ психической деятельности человека, сложной информации о функциях и роли ВНД, нервной системы, анализаторов в духовные составляющие человека. Занятие рассчитано на взрослую аудиторию....
03 11 2025 12:44:36
Самой важной функцией комплекса Гольджи считают выведение из клетки продуктов синтеза, поэтому его еще называют трaнcпортным аппаратом клетки....
02 11 2025 5:45:56
ИКТ позволяют не только наполнить урок большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. В природоведении есть ряд разделов, сложных для восприятия и понимания учениками. Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при помощи программы PowerPoint. Уроки-презентации делают учащегося активным участником учебного процесса. Представлен урок с использованием ИКТ на уроках биологии и природоведения.
...
01 11 2025 9:13:11
Вашему вниманию предлагается нестандартный урок — игра с использованием программы Notebook для интеpaктивной доски SMART Board. Интеpaктивная доска позволяет совершать увлекательные путешествия по стране знаний.
...
31 10 2025 23:59:33
Данный материал можно использовать на уроках биологии или классных часах, посвященных правильному питанию. Урок рассчитан на учеников 8–9-х классов, но может использоваться и в других возрастных категориях с незначительными доработками. Данная разработка ставит своей целью: повысить потребительскую грамотность учащихся, заинтересовать ребят правильным питанием....
30 10 2025 18:17:46
Методическая разработка продолжает цикл занятий, представляющих программу обучения объединения «Орнитологи». Данное занятие – первый шаг к знакомству с жизнью зимующих птиц. Овладение знаниями и умениями составляет для ребенка специальную задачу. Для закрепления полученного результата нужно время для самостоятельного изучения, наблюдения за птицами. Основным критерием и показателем результативности становится заинтересованность обучающихся данной темой....
29 10 2025 8:35:58
Цель работы: показать роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных, используя элементы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)....
28 10 2025 10:12:45
Данная разработка может быть полезной для учителей, использующих технологии открытого образования на уроках и во внеурочной деятельности. Игра в технологии "Дебаты" по теме "Содержание птиц в неволе недопустимо" проводится в качестве обобщающего урока и позволяет решить следующие задачи: закрепить и актуализировать полученные ранее знания, овладеть новыми знаниями; способствует формированию культуры спора, терпимости; способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей; способствует формированию навыков совместной деятельности. В статье приводится подробное описание игры и структуры кейсов утверждающей и отрицающей сторон. ...
27 10 2025 4:43:51
Урок аналитического мышления, выстроенный по технологии В.В. Шогана. Он состоит из таких модулей, как интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление, раскрытие интриги. Урок аналитического мышления — это особое состояние сознания. На уроке происходит знакомство с голосеменными растениями, сравнение с представителями других отделов царства растений....
26 10 2025 22:59:48
Проектная работа знакомит – учащихся с органом тела – ухом и вестибулярным аппаратом, учить работать в группе, уметь представлять свои знания, анализировать работу и делать выводы....
25 10 2025 0:17:26
Урок биологии в 8-м классе посвящен центральной нервной системе.
...
24 10 2025 9:48:42
Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....
23 10 2025 11:35:49
Урок призван обобщить знания учащихся об особенностях строения и функциях крови, органов кровообращения в организме, формировать умения: работать с текстом, индивидуально, переключаться с одного вида деятельности на другой, выделять главное, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, слушать и делать краткие записи в тетради....
22 10 2025 9:47:58
Цели урока: изучить химический состав клетки; коррекция логических форм мышления (сравнение, обобщение, классификация, умозаключения); развитие речи; воспитание нравственной культуры общения....
21 10 2025 23:10:53
Урок биологии для 5-го класса формирует представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роль в природе и жизни человека; табличный вариант создает условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации....
20 10 2025 2:38:59
Урок расширяет представления об опopно-двигательной системе человека и способах оказания первой доврачебной помощи при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах....
19 10 2025 16:57:13
Непрерывное движение крови по замкнутой системе полостей сердца и кровеносных сосудов называется кровообращением. Система кровообращения способствует обеспечению всех жизненно важных функций организма. У человека различают большой и малый круги кровообращения....
18 10 2025 13:48:53
Урок-зачет по биологии в 6-м классе по учебнику Н.И. Сонина «Живой организм». Урок предусматривает обобщение темы «Органы и системы органов растений и животных» в виде путешествия по станциям с использованием «маршрутных листов».
...
17 10 2025 17:21:12
Пищеварительная система члeнистоногих состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего, заканчивающегося aнaльным отверстием....
16 10 2025 18:54:36
Растительные ткани - это группа клеток, с общим происхождением, структурой, предназначенные для выполнения конкретных функций....
15 10 2025 3:38:44
Познавательный интерес – важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии используются приемы технологии критического мышления, развивающего обучения, игровых методик. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся....
14 10 2025 9:38:39
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
13 10 2025 8:33:30
Урок формирует представление о здоровом образе жизни как средстве духовного, физического и социального благополучия личности. Формируются знания и представления о полезных и вредных привычках; развиваются навыки сохранения здоровья....
12 10 2025 23:40:40
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
11 10 2025 19:46:49
Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....
10 10 2025 17:26:56
Главная цель образования сегодня - научить детей учиться и творчески применять полученные знания на пpaктике. Применяемая технология позволяет создать условия для достижения этих целей. Она располагает огромным количеством различных приемов, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания....
09 10 2025 18:24:34
Данная тема является одной из сложнейших в курсе общей биологии. Все материалы по уроку помогут учащимся лучше подготовиться к ЕГЭ по биологии. Использование ИКТ на уроке поможет учителю активизировать познавательную деятельность и развивать интеллектуальное мышление....
08 10 2025 2:31:10
В курсе изучения естественных дисциплин важное место уделяется пониманию экологических проблем современности – как локального, регионального, так и глобального хаpaктера. Одним из трех "подарков" человека самому себе является проблема парникового эффекта. ...
07 10 2025 18:38:29
Предлагаемая работа - это мастер-класс для учителей биологии. Основная идея представленной работы - познакомить учителей с методическими приёмами, способствующими активизации познавательной деятельности учащихся и привитию интереса к изучению нового учебного предмета. Представленную форму проведения урока можно применить в работе с учениками, при планировании первого урока биологии в 6-м классе.
...
06 10 2025 1:40:29
Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; хаpaктеризуется значение живых организмов для человека и природы....
05 10 2025 22:47:53
На базе программного материала по биологии, географии, истории, литературы продолжить формирование научного мировоззрения учащихся через осознание ими видового единства (физиологического и генетического) современного человека, понимания ложности расизма и социального дарвинизма....
04 10 2025 22:59:15
Автор предлагает 5 заданий, в которых использовались психолого-педагогические приемы, способствующие проявлению на высоком уровне интереса, положительных эмоций, активности ребенка, а также развивающие его учебные навыки.
Использование заданий в работе с детьми 4–9-го классов в детском объединении "Юный зоолог" давало хорошие результаты на отдельных этапах учения....
03 10 2025 21:37:34
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны