Урок по теме"Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение" (7-й класс) > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок по теме"Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение" (7-й класс)

Цель урока: дать представление о многообразии голосеменных, их роли в биосфере и жизни человека.

 Задачи урока:

Образовательная: используя нетрадиционные формы обучения стимулировать познавательную и творческую деятельность учащихся, формировать интерес к урокам биологии; проверить усвоение материла; умение выявлять черты усложнения растений путем их сравнения. Расширить знания учащихся о голосеменных, ознакомить с многообразием видов, особенностям их распространения, ролью в природе и практическим значением; продолжить формирование умений сравнивать, делать вывод о принадлежности разных видов хвойных к отделу голосеменных, обосновывать их роль в природе.

Развивающая: развивать умение публично выступать, выдвигать и обосновывать предположения, сравнивать и анализировать, делать выводы, обсуждать проблему, работать в заданном темпе;

Воспитательная: учить культуре общения, умению говорить и слушать других; аккуратно и грамотно оформлять результаты своей работы.

Методы используемые на уроке: игровые методы обучения (игры, конкурсы), частично поисковый, проблемный.

Оборудование: коллекция голосеменных растений, гербарные экземпляры сосны, ели, лиственницы, таблицы, рисунки с изображением голосеменных.

Ход урока

I. Введение

Задачи и цели урока. Личная значимость изучаемого материала для обучающихся.

II. Проверка знаний

Класс делится на четыре команды. Учитель предлагает обучающимся познавательные задания. После выполнения каждого задания учитель проверяет, какая из команд правильнее и быстрее выполнила задание.

1. Игра «Кто быстрее?». Каждая команда получает бланк с образцом таблицы и заполняет её, ставя знаки «+» и «–».

Сравнительная характеристика отделов растений

Отделы растений Строение Среда обитания Участие воды в процессе размножения
Одноклеточные Многоклеточные Водная Вводно-наземная Наземная
Водоросли + + + + + +
Мхи - + + + + +
Папоротники - + + + + +
Голосеменные - + - - + -

2. Определение растений.

Учитель зачитывает характерные признаки некоторых представителей голосеменных, учащиеся должны определить эти растения.

  1. Растение вечнозеленое, листья - хвоинки длиной 5-7 см, на зиму не опадают, расположены на укороченных побегах попарно. Шишки длиной 40-60 мм; молодые шишки - зеленые, а созревшие - бурые, свисающие. Семена с крылом, в 3 раза превышающим их длину. (Сосна обыкновенная.)
  2. Листья – хвоинки на укороченных побегах, собраны по 5 шт. в пучке, длина 6-13 см. Шишки прямостоячие, длиной 6–12 см. Семена темно-бурые, гладкие, бескрылые «кедровые орешки». (Сосна сибирская – кедр. )
  3. Хвоя длиной 20-25 мм, четырехгранная, остроконечная. Семенные шишки удлиненно-цилиндрические, длиной 10-15 см, шириной 3-4 см. Семена темно-бурые с крылом, в 3 раза длиннее их. (Ель обыкновенная.)
  4. Кустарник, листья игловидные, колючие. Шишки имеет вид синих ягод, покрытых восковым налетом. (Можжевельник.)

3. Игра «Кто быстрее?».

На доске и в тетрадях записать заголовки четырех столбиков: «Низшие споровые», «Папоротники», «Мхи», «Голосеменные».

Учитель читает названия растений, ученики записывают их в нужный столбик. Например: спирогира, ель, кукушкин лен, улотрикс, плаун, лиственница, хлорелла, можжевельник, хламидомонада, тисс, пикта, хвощ, кедр, береза, папоротник, ромашка, тополь, ламинария, сфагнум, сосна, дуб.

4. Биологический диктант. Учитель зачитывает вопросы. Выигрывает команда, которая даст больше правильных ответов.

  1. Из чего в процессе эволюции образовался семязачаток? (Из спорангия.)
  2. Где лежат семязачатки у сосны? (В чешуе шишки.)
  3. Что образуется в мужских шишках? (Пыльца.)
  4. Как переносится пыльца на семязачатки? (Ветром. )
  5. Сколько времени проходит от опыления до оплодотворяется у сосны? (1 год.)
  6. Сколько лет живет хвоя у лиственницы, сосны, ели? (1 год; 2-3 года; до 9 лет.)
  7. Из чего состоит женская шишка? (Из оси, или стержня, на котором располагаются чешуи. На верхней стороне чешуй находятся по два семязачатка.)
  8. Какие приспособления имеются у семян сосны для распространения их ветром? (Пленчатые крылышки.)
  9. Хвойные деревья выделяют особые летучие вещества, убивающие болезнетворные микроорганизмы. Как называ­ются эти вещества? (Фитонциды.)
  10. Как используют хвою? (Как витаминные добавки, в парфюмерии, в качестве лечебного средства.)

5. Конкурс «Найди ошибки».

Учитель зачитывает описания растений. Команды долж­ны найти в тексте неточности и ошибки. Выигрывает та ко­манда, которая найдет их больше. Вот примеры.

«Голосеменные - древние растения, появились на 3емле раньше цветковых. Размножаются голосеменные при помо­щи семян и спор».

«Голосеменными называются растения, имеющие цветки, но не образующие семян. Наиболее хорошо известны хвойные - тисс, сосна, береза, кипарис. У всех хвойных имеется прочный деревянистый ствол и широкие листья, которые называются хвоей. Для размножения сосны необходимо небольшое количество воды, так как семена при отсутствии воды погибают ».

«В лесу деревья высокие, со стройными гладкими стволами. Посмотрите на сосну и березу! Это хвойные деревья. Они выделяют особые летучие вещества, которые называются «фитонциды». Кроны с листьями у них широкие, круглые, поэтому в сосновом бору бывает темно. Хвойные деревья используют для получения смолы».

«Лиственница - кустарник, близкая родственница сосны и ели, так как у нее вместо листьев хвоинки. Лиственница размножается семенами. Поздней осенью на дереве образуются красные ягоды, в них и созревают семена. Древесина лиственницы очень прочна, не поддается гниению даже в воде и очень ценится в строительстве. Хвоинки лиственницы живут очень долго, иногда до 9 лет».

6. Интеллектуальный конкурс.

  1. Назовите два приспособления, способствующие размно­жению на суше. Они имеются как у голо-, так и у покрытосеменных. (Пыльца распространяется при помощи ветра. Семена содержат многоклеточный зародыш и запас питательных веществ и покрыты защитной оболочкой.)
  2. Каковы преимущества семян по сравнению со спорами? (Семя тяжелее, чем одноклеточная спора, но гораздо больше обеспечено питательными веществами и лучше защищено.)
  3. В каких экологических условиях обитает ель, а в каких - сосна?
  4. Отличаются ли по своему строению корневые системы двух сосен одного вида, если одна выросла на болотистой почве, а другая - на песчаной? (Корневая система сосны, растущей на болоте, - поверхностная, а сосны, растущей на песках, - глубокая, стержневая, с сильно развитыми боковыми корнями.)
  5. Ученые установили, что хвойные породы повреждаются промышленными газами сильнее лиственных. Почему? (Поскольку хвоинки - многолетние, в них накапливается больше ядовитых веществ.)
  6. Установлено, что в еловом лесу травянистой раститель­ности меньше, чём в сосновом бору. В чем причина? (В со­сновом бору сквозь кроны деревьев проходит достаточно света для травянистой растительности.)

III. Изучение нового материала

  1. Хвойные – один из классов отдела голосеменных, их характерные признаки, жизненные формы, основные виды, распространение на территории нашей страны. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация таблицы, гербарных экземпляров.)
  2. Роль хвойных в природе. (Выступление учащегося с сообщением.)
  3. Разнообразное значение хвойных в жизни человека, его хозяйственной деятельности, использование в качестве строительного материала, топлива, сырья для промышленности. (Выступление учащегося с сообщением.)
  4. Меры охраны, рационального использования и возобновления хвойных, как основы лесных богатств нашей страны. (Рассказ учителя.)

IV. Домашнее задание.

  1. Составить таблицу: «Значение голосеменных растений в природе и жизни человека».

    В природе В жизни человека
    Выделяют кислород.
    Усваивают углекислый газ.
    Сосны закрепляют пески.
    Первыми заселяют пожарища, вырубки.
    Выделяют фитонциды, убивающие бактерии.
    Задерживают таяние снега, обогащая почву влагой.
    Хвойный опад – органические удобрения в лесу.
    Создают условия для роста других растений.
    Семена – пища для птиц.
    Очищают воздух.
    Поставляют древесину.
    Изготавливают искусственные волокна, бумагу.
    Создают микроклимат

  2. Изучить текст учебника, по изученной теме.
  3. Двум учащимся подготовить сообщения «О роли в природе и практическом значении хвойных растений Кемеровской области».
  4. Подготовить ответ на вопрос: Какое растение является национальным деревом России? (Лиственница).
  5. Составить кроссворд по теме «Голосеменные растения».


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


"Продлись, продлись, очарованье". Интегрированный урок (технология + биология + литература) в 7-м классе с применением ИКТ

На уроке семиклассницы учатся новому виду рукоделия - вышивке лентами розы. Одновременно повторяются темы строения цветка (биология), описание цветка (русский язык и литература), а также даются интересные сведения о розе....

05 12 2021 1:19:58

Внеклассное мероприятие по естествознанию "Ломоносовский командный турнир"

Для создания условий по развитию и реализации интеллектуально-творческого потенциала, эрудиции, формированию коммуникативной культуры учащихся (7–9-х классов) проводится игра о жизни и деятельности великого русского ученого-энциклопедиста М. В. Ломоносова, посвященная его 300-летию....

05 12 2021 18:30:41

Вклад ученых-микробиологов в победу в Великой Отечественной войне

Данная разработка урока может использоваться в 6-м классе при изучении темы « Грибы». При исключении из урока лабораторного опыта его с успехом можно использовать в качестве внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся; мероприятия, посвящённого 65-летию Победы. Урок сопровождается показом слайдов (презентация)....

05 12 2021 4:33:59

Урок "Происхождение человека"

Урок биологии по теме « Происхождение человека» проводится в 5-м классе по программе Н. И. Сонина « Биология». Программа предусматривает концентрический подход к обучению. На данном уроке через анализ, сравнение, поисковую деятельность учащиеся «самостоятельно» выводят этапы развития человека, его прогрессивные черты. Применяемая на уроке методика проблемного обучения помогает каждому ученику становиться активным участником познавательного процесса. Подготовка учащихся к уроку требует изучение дополнительной литературы....

05 12 2021 17:22:47

Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"

Урок биологии по теме « Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам « Цветок» и « Плод». Ведется с применением И К Т....

05 12 2021 12:36:33

План-конспект занятия по элективному курсу "Биология животных" на тему: "Сравнительная характеристика растительной и животной клетки". 10-й класс

На уроке необходимо сравнить строение растительной и животной клетки и доказать, что клетка является основной элементарной единицей живого. ...

05 12 2021 13:57:39

Условные рефлексы: механизм образования и биологическое значение

Павлов установил, что условный рефлекс можно выработать, только если безразличный раздражитель предшествует безусловному сигналу. В других сочетаниях условные рефлексы не образуются, а если образуются, то слабые, и быстро угасают. Важно, чтобы условный раздражитель по биологической важности был слабее безусловного....

05 12 2021 11:35:28

Урок по биологии по теме "Плоды" для 6-х классов

Цель урока — познакомить учащихся с многообразием плодов и их классификацией; закрепить понятия "завязь", "цветок", "околоцветник", "соцветия"; научить учащихся распознавать различные типы плодов....

05 12 2021 8:32:25

Дыхание и кровообращение животных Биология

Животные получают необходимый им кислород из атмосферы или воды, в которой он растворен. Поэтому их органы дыхания разнообразны. Связь органов дыхания со всеми...

05 12 2021 18:20:55

Нервная система. 8-й класс

Урок помогает повторить строение и функции нервной системы, развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом....

05 12 2021 20:41:54

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

05 12 2021 1:48:30

Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"

Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....

05 12 2021 8:45:55

Среда обитания и экологические факторы

Цель и задачи урока: закрепить понятия "среда обитания", "экология", "экологические факторы", "связи живого и неживого"; усвоить роли среды обитания в жизни организмов; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, умения определять характерные признаки животных в связи со средой обитания; воспитывать познавательный интерес к предмету....

05 12 2021 5:42:55

Контрольно-обобщающий урок по биологии

Данная разработка предлагает проведение контрольно-обобщающего урока с использованием презентации по теме « Транспортные системы организма» с целью повторения, систематизации, обобщения, расширения знаний о кровеносной и лимфатической системах организма человека. ...

05 12 2021 0:31:32

Игра-путешествие "Последний герой"

Современная система экологического образования формирует преимущественно теоретиков. Они испытывают трудности там, где необходимо перейти от теории к практике, не объяснять, а действовать. В статье представлена игра для практического применения знаний и умений учащихся. Она проходит в форме соревнования двух команд в пять этапов: « Вода», « Жилище», « Пища», « Болезни», « Зрелища». В ней могут принять участие дети младшего и среднего школьного возраста....

05 12 2021 15:44:38

Сценарий интеллектуальной биолого-экологической игры "История одного растения в жизни русского народа"

Мир родной природы чудесен. Растущему человеку всё любопытно. С детства возникает у людей способность видеть природу, дорожить ею. Правильно подобранные игры помогают закрепить и расширить знания по биологии, прививают любовь к малой родине. Именно в игровой деятельности учащийся приобретает первый жизненный опыт, познают себя, окружающий мир, учатся человеческим отношениям, уносят с собой в жизнь доброту, находчивость, смекалку. ...

05 12 2021 23:59:30

Элективный курс "Кровь — зеркало здоровья"

Представленный элективный курс предназначен для учащихся естественнонаучного или химико-биологического профиля обучения. Программа предназначена для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе. Цель данного элективного курса — создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с методами самоконтроля за своим здоровьем....

05 12 2021 23:49:40

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

Конспект урока составлен по программе В. В. Пасечника " Биология. 8-й класс. Человек". Изучается в теме " Опорно-двигательная система"....

05 12 2021 23:56:56

Значение теории Дарвина для развития естествознания

Дарвин вскрыл научные основы движущих сил органической эволюции и этим утвердил исторический метод в биологии и во всем естествознании....

05 12 2021 19:53:34

Исследовательская работа лицеистов по биологии в техническом лицее

Опыт работы учителя-предметника по проведению в техническом лицее г. Алматы работы по внедрению проектного метода обучения по биологии и знакомство с некоторыми результатами этой работы. ...

05 12 2021 7:56:53

Интегрированный урок по биологии и граждановедению "Поговорим об алкоголе"

Данная работа может использоваться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, например, как классный час. В статье рассказывается об истории появлении водки и других спиртных напитков, об их воздействии на организм человека. ...

05 12 2021 2:47:18

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

05 12 2021 23:28:29

Элективный курс "В здоровом теле здоровый дух"

Программа включает углубление теоретического и практического материала по темам: « Опорно-двигательная система», « Сердечно-сосудистая система», « Система органов дыхания», « Пищеварительная система», « Кожные покровы», « Нервная система». Основой курса являются практические работы, выходящие за рамки содержания школьного курса....

05 12 2021 14:28:54

Разработка урока биологии "Плод. Разнообразие и значение плодов"

Урок помогает сформировать у учащихся понятие о плоде как важном генеративном органе растения, познакомить с разнообразием плодов и семян, их строением и функциями. На уроке получают знания об образовании, значении плодов и семян. На уроке учащиеся учатся самостоятельно распознавать и определять типы плодов. Знания о разнообразии плодов, их строении, приспособлении плодов и семян к распространению необходимы учащимся для выращивания и охраны растений. ...

05 12 2021 14:13:58

Программа группового тьюторского сопровождения обучения и развития "Биологический клуб "ДНК"

Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология и позиция, основанная на признании права ребенка на самостоятельность, индивидуальность. Тьютор занимает позицию сопровождения образовательной деятельности, а цели этой деятельности определяются самим учеником. Образовательную деятельность ученик также осуществляет самостоятельно, а тьютор помогает ему проанализировать: зачем была нужна эта деятельность, каковы ее результаты, в чем причины успеха или неудачи и т. д....

05 12 2021 3:14:18

Применение компьютера в процессе обучения биологии

Автор ставит задачи на этапе изучения вопросов компьютеризации и информатизации, связанные с преподаванием биологии. В статье рассматриваются: медицинские и психолого-педагогические проблемы использования компьютерных программ в практике обучения; рекомендации преподавателям и учащимся, которые нужно учитывать при организации работы с компьютером; опыт использования компьютера в практике преподавания биологии; критерии анализа российских электронных изданий; возможности использования отдельных электронных изданий на разных этапах учебного процесса; авторские программы, помогающие в преподавании школьного курса биологии. ...

05 12 2021 2:29:30

Использование дополнительной литературы на уроках биологии

Для того чтобы полнее изучить явление природы, взаимоотношения человека и природы, ее огромное многообразие и уникальность, величие и в то же время беззащитность, нужно больше читать. Художественное слово, описание картин родной природы в произведениях Шукшина, Тургенева, Пришвина и других классиков позволяют воздействовать на эмоциональный мир ребят, глубже почувствовать красоту природы....

05 12 2021 21:36:15

Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему "Вода — формула жизни"

Урок предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств. ...

05 12 2021 12:57:12

Информационные технологии на уроках биологии по теме "Движение животных в природе"

При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Увидев видеокадры, иллюстрации, схемы, учащиеся лучше воспринимают материал. Демонстрация ряда слайдов на различных этапах урока должна сопровождаться комментированием, беседой или обсуждением; обязательна работа с текстом учебника. ...

05 12 2021 5:10:22

Двухчасовое занятие элективного курса "Питайся правильно — будешь здоров". Тема: "Кто хорошо жует — тот долго живет"

Тема, посвященная зубам, рассматривается на двух, а иногда и на трех занятиях. На первом занятии ребята знакомятся со строением зубов. Ко второму занятию приносят свои зубные пасты, щетки и мы учимся правильному выбору паст, щеток, зубных нитей. Учимся пользоваться зубной нитью, потому что в нашем поселке это редкость. Обязательно говорим о пользе и вреде жевательной резинки и о тех продуктах, которые сделают зубы крепкими и надолго сохранят их здоровье....

05 12 2021 14:51:51

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

05 12 2021 7:17:41

Элективный курс "Проектно-исследовательская деятельность"

Элективный курс направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. В курсе используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного». ...

05 12 2021 2:10:49

Вирусы - неклеточные формы жизни

Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения В И Ч. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

05 12 2021 17:51:43

Тема урока: "Химический состав растений"

Данный урок является одним из уроков по теме " Семя". В ходе урока показано, как на примере опытов объяснить химический состав семян. ...

05 12 2021 10:47:47

Доказательства эволюции - эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические

Еще в первой половине XIXв. был получен ряд данных, говорящих о единстве всего органического мира. К ним относятся обнаружение клеточного строения растений, животных и человека....

05 12 2021 6:52:21

Нетрадиционные формы и методы проверки знаний учащихся

Отслеживание результатов обучения в объединениях биолого-экологической направленности разработано по видам контроля: вводный, текущий, итоговый. В структуру предлагаемых заданий заложен системный подход к обучению биологии и экологии: контролируются те ведущие понятия, содержание которых расширяется и углубляется из класса в класс. ...

05 12 2021 3:30:57

Урок по теме "Фотосинтез" (6-й класс)

Представлен конспект урока биологии по теме " Фотосинтез" в 6-м классе....

05 12 2021 9:15:31

Обобщающий урок по теме "Основы генетики". 10-й класс

На данном уроке обобщаются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отрабатываются символика и терминология, необходимые для решения задач, определяется степень усвоения категориального аппарата темы. ...

05 12 2021 3:53:59

Интегрированный урок по биологии и химии на тему: "Необыкновенное вещество вода"

Какой только вода не бывает на свете! Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, мертвая и живая, питьевая и индустриальная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная. Есть даже вода тяжелая, а есть вода веселая, солнечная и пресная, привозная и местная, целебная, лечебная, волшебная, талая, большая и малая, срочная проточная, чистая и грязная – ну, в общем, разная!...

05 12 2021 17:42:37

Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"

Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы " Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....

05 12 2021 0:33:13

Урок "Виды корней и типы корневых систем"

У учащихся формируются знания о видах корней и типах корневых систем; вырабатываются умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Учащиеся знакомятся с функциями корня....

05 12 2021 10:28:27

Тема урока: "Суша Земли. Природные условия материков"

Знакомство с природой в средней школе начинается с курса природоведения. В ходе изучения этого предмета ученик последовательно знакомится с естественными науками (астрономией, геологией, географией, физикой, химией, биологией и экологией). Урок природоведения к учебнику А. А. Плешакова « Природоведение» может помочь не только в преподавании этого предмета, но и биологии, географии....

05 12 2021 14:33:24

Предметные олимпиады по анатомии и физиологии как фактор активизации познавательной деятельности студентов

Предметные олимпиады представляют собой один из нетрадиционных способов проверки и контроля знаний студентов. Как и любая олимпиада, предметная олимпиада - это соревнование студентов за возможность показать наилучшие знания, найти выход из ситуационных задач. Она концентрирует внимание студентов, способствует формированию познавательного интереса, развивает навыки самостоятельной работы, ставит дисциплину на новый уровень изучения....

05 12 2021 20:39:36

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

05 12 2021 3:20:13

Интегрированный урок биологии и географии в 7-м классе "Приспособление живых организмов к среде обитания на примере Южных материков"

Интегрированный урок по географии и биологии по теме « Приспособления живых организмов к среде обитания на примере Южных материков». Урок развивает и углубляет знания о многообразии строения и приспособленности к условиям жизни; раскрывает существенные признаки понятия «природная зона»....

05 12 2021 13:46:24

Урок в 6-м классе "Корень — якорь и насос"

Урок в 6 классе по учебнику В. В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения» с использованием технологии критического мышления. Цель урока: изучение строения корня и его функций....

05 12 2021 13:54:44

Хламидомонада: особенности строения и размножения

Хламидомонада — микроскопическая одноклеточная водоросль грушевидной или овальной формы. Поверхность клетки покрыта прозрачной бесцветной пектиновой оболочкой....

05 12 2021 9:49:48

Технологическая карта урока биологии по теме «Значение генетики. Наследственные болезни человека»

Цель урока: сформировать знания о конкретных генетических заболеваниях, их цитологических основах: дать представление о возможных способах лечения или недопущения таких заболеваний....

05 12 2021 6:12:48

Двойное оплодотворение цветковых растений. Опыление и образование семян

После опыления происходит процесс оплодотворения, но для этого нужен ряд условий: пыльца должна не только удержаться на рыльце, но и прорасти через столбик, достигнуть семязачатка и обеспечить слияние мужских клеток с женскими....

05 12 2021 1:44:48

Учебные экскурсии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Данная разработка представляет не просто перечень музеев или экскурсий биологического направления, а систему, где практически к каждому разделу, изучаемому в курсе биологии, подобрано вводное, практическое или обобщающее «музейное» занятие, сформированы принципы подготовки к нему и система отчетных заданий. Причем количество экскурсий можно варьировать в зависимости от возможностей, наличия свободного времени, желания, необходимости, интереса ребят....

05 12 2021 1:13:12

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)