Конспект урока по биологии в 6-м классе по теме "Тип Члeнистоногие. Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Пчеловодство" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Конспект урока по биологии в 6-м классе по теме "Тип Члeнистоногие. Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Пчеловодство"


    Конспект урока по биологии в 6-м классе по теме "Тип Члeнистоногие. Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Пчеловодство"

Тема: «Тип Члeнистоногие. Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Пчеловодство».

Задачи:

  • обобщить знания учащихся о насекомых;
  • раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, выявить ее роль в природе и жизни человека;
  • продолжить работу по формированию умений выявлять частные признаки и находить на их основе общие биологические закономерности, строить доказательства и обосновывать их;
  • продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе; в целях экологовалеологического образования научить учащихся укреплять своё здоровье и жить в гармонии с природой.

Оборудование: видеоаппаратура, любительский фильм о медоносной пчеле, кинофильм «Биология 2. Животные»; коллекция «Пчела медоносная»; таблицы с изображением члeнистоногих, в т.ч. и медоносной пчелы; подборка литературы по данной теме; проекты учащихся по теме «Пчёлы, мёд и здоровье человека»; продукты пчеловодства.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.
Постановка цели урока перед учащимися.

II. Проверка знаний учащихся по пройденному материалу

Индивидуальный устный опрос у доски.

1. Место обитания насекомых и особенности их внешнего строения.
2. Особенности внутреннего строения насекомых.
3. Типы развития насекомых.

III. Изучение нового материала

Объяснение с помощью видеофрагментов, снятых на юге Башкортостана, видеофильма «Биология 2. Животные»

1. Этапы развития пчеловодства

Рассказ учителя. Большинство насекомых ведет одиночный образ жизни. Однако есть и общественные насекомые. К ним относятся термиты, шмели, осы, муравьи. Сообщество этих насекомых представляет собой одну большую разросшуюся семью. Общественные насекомые делятся пищей друг с другом, совместно ухаживают за личинками, охраняют гнездо. К общественным насекомым относятся и медоносные пчёлы.
В найденных пластах мелового периода, наряду с окаменелостями различных насекомых встречаются и окаменелости пчёл.
Пчела появилась намного лет раньше человека и жила в содружестве с цветочными растениями.
Многие исторические памятники указывают на то, что первобытный человек уже знал и любил мёд.
Около 6000 лет тому назад население Египта наряду с гoлyбями и курами разводило пчёл.
В Ассирии ( 2950 – 2050 лет до н.э..) пчеловодство уже было в цветущем состоянии, известен был также и воск. Тела умерших намазывали мёдом и покрывали воском.
Китайцы в третьем и втором тысячелетии до н.э. рекомендовали мёд как самостоятельное лечебное средство.
Пчеловодство больше всего развивалось в эпоху распространения христианства. Тогда началось употрeбление воска для религиозных целей. Церковь за воск отпускала грехи. Пчеловодство было любимым занятием древних славян.
В далёкие времена медоносные пчёлы жили независимо от людей – в лесу, в дуплах деревьев, а охотники за мёдом находили их там и разоряли «пчелиные города».
Постепенно люди начали приручать пчёл. Для этого они стали делать искусственные жилища для пчёл – борти: выбирали дуплинные брёвна, прибивали внутри них планки, к которым пчёлы крепили соты с мёдом. Основной недостаток бортей – из них трудно доставать мёд. В 1814 г. знаменитый русский пчеловод П.И. Прокопович изобрёл рамочный улей. Появилась возможность открывать улей, осматривать пчёл и ухаживать за ними. Впоследствии в ульи стали вставлять искусственные основы сотов. Пчёлам оставалось только достроить ячейки.

2. Город крылатого племени

Рассказ учителя. Медоносные пчёлы живут большими семьями: дикие – в дуплах деревьев, домашние – в ульях.
Современная пчелиная семья в период своего наивысшего развития может состоять из 70 - 80, а в некоторых случаях и из 100 тысяч насекомых. Это примерно столько, сколько жителей в нашем городе. Кроме того, в ней высиживаются десятки тысяч детей – личинок и куколок, будущих её «граждан». Не случайно улей называют «городом крылатого племени». Семью медоносных пчёл основывает самка – матка. Все члeны семьи – её дети. Как сказал поэт, «… проживает вместе с ней сорок тысяч дочерей».
Каков состав семьи пчёл? Чтобы ответить на этот вопрос ученики выполняют самостоятельную работу.

Самостоятельная работа учащихся

Прочитать на с. 136-137 §28 раздел «Пчёлы» и ответить на вопросы:

– Сколько особей может включать пчелиная семья?
– Перечислить члeнов пчелиной семьи, особенности их строения, из каких яиц они развиваются, чем выкармливаются?
– Что такое полиморфизм пчёл?

При ответе на данные вопросы можно также использовать таблицу «Хаpaктеристика особей пчелиной семьи» (Приложение 1)

После самостоятельной работы с материалом учебника и таблицы осуществляется устная проверка полученной информации. Особенности строения рабочей пчелы обсуждается более подробно.

3. Внешнее строение пчелы в связи с её работой

Объяснение учителя. Демонстрация видеофильма о медоносной пчеле «Биология 2. Животные».
Почему пчелу называют труженицей? Потому, что она действительно создана природой только для работы. Существование большинства цветковых растений (примерно 90%) невозможно без насекомых – опылителей, основными среди которых являются пчёлы.
Пчела стоит на вершине пирамиды всех живущих на нашей планете насекомых.
Пчела имеет большую, покрытую волосками, голову, по бокам которой находятся два сложных глаза, а между ними – три простых глазка. Пчёлы различают жёлтый и синий цвета и даже невидимые для человека ультрафиолетовые лучи, но красный цвет они не видят.
Спереди отходят длинные изогнутые усы – органы осязания. Нижними челюстями и длинной нижней губой пчела слизывает и сосёт нектар, ротовые органы пчелы называют грызуще – лижущими.
На нижней стороне брюшка имеются гладкие, без волосков участки – зеркальца. На их поверхности выделяется воск. Пчелы строят из воска соты.
На наружной стороне ног рабочих пчёл заметно по одному углублению, окружённому длинными волосками, это корзиночки. Имеются и щёточки – широкие члeники этих же ног с твёрдыми щетинками. При их помощи пчёлы собирают пыльцу цветков растений и помещают в соты. Пыльца, пропитанная мёдом (перга) – запас белкового корма.
На конце брюшка пчёл находится зазубренное втяжное жало. Когда пчела вонзает его в жертву, то по его желобку в ранку стекает яд. При этом сама пчела погибает, так как не может вытащить жало из его кожи и отрывает его с частью внутренних органов.
Каждый наблюдал, как в летний солнечный день пчёлы кружатся над цветами, с которых собирают сладкие капельки нектара. Чтобы выработать 100 г мёда, пчела должна посетить примерно миллион (1000000) цветов. Она хоботком собирает с цветка нектар, который попадает в объёмистый зоб и смешивается с выделениями зобных желез. Пчела летит в свой улей с ношей и скорость её составляет 30 км/ч, а «порожняком» 65 км/ч, т.е. по быстроте можно сравниться с поездом. Л.Н. Толстой в романе «Анна Каренина» писал: «В прозрачной тишине утра слышны были малейшие звуки. Пчёлка со свистом пули пролетела мимо уха Левина».
Для сбора 1 кг мёда пчеле нужно принести 12000-150000 нош нектара.
Чтобы попасть в улей, пчела проходит через леток (вход улей) мимо пчелиной «стражи», которая следит за тем, чтобы чужая пчела или другое насекомое не проникли в улей. В улье пчелу встречают другие пчёлы – приёмщицы нектара.
Приёмщица освобождают пчел - сборщицу от нектара и некоторое время хранит последний в своём медовом желудочке, где нектар подвергается сложной переработке, которая началась ещё в желудочке у пчелы – сборщицы.
После того пчела отыскивает свободную шестигранную ячейку, куда откладывает каплю нектара. Однако из этой капли ещё не получились капли меда: другие пчёлы будут продолжать сложную работу по превращению нектара в мёд. В нектаре содержится от 40 до 80% воды, а для приготовления мёда пчелы должны удалить до 3/4 этого количества. Это достигается многократным переносом каждой капли из одной ячейки в другую, каждая пчела в минуту совершает 264000 взмахов, создаёт дополнительную циркуляцию воздуха в улье, ускоряющую процесс испарения.
Накопленные доверху мёдом восковые ячейки пчелы запечатывают воском. Такой мёд может храниться в течение многих лет. Одна пчелиная семья собирает за летний сезон до 150 кг мёда. Для сбора 1 кг мёда пчеле нужно принести 12000-150000 нош нектара.

IV. Закрепление

Учитель: Используя личный опыт и знания, подумайте, как надо поступить, если вас ужалила оса, пчела?

Ответы учеников…

Участники проекта «Пчёлы, мёд и здоровье человека» формулируют правила:

  • вынуть жало;
  • смазать ужаленное место спиртом, приложить подорожник;
  • если поднимется температура, появится отёк – надо обратиться к врачу.

Необходимо соблюдать меры предосторожности:

  • не ходить босиком там, где рядом находятся цветущие растения;
  • на даче, в походе есть бутерброды с мясом осторожно, чтобы оса не ужалила слизистую оболочку рта;
  • воду лучше пить через соломинку или из стаканчика, чтобы видеть, нет ли там
  • насекомого;
  • осы и пчёлы не очень любят жёлтый и синий цвет, пугаются, когда машут руками;

Учитель: Выделите основное, главное из всего сказанного.

Ученик: Пчелиная семья насчитывает 70000 особей. Пчёлы не могут жить в одиночку – только семьями, они относятся к «общественным насекомым». Пчелиная семья состоит из матки, рабочей пчелы, трутня. В улье нет начальников и подчинённых, надсмотрщиков, бригадиров или учётчиков. Никто не направляет пчёл на работу и не даёт им какого – нибудь задания. Каждая пчела сама, повинуясь природному инстинкту выполняет определённый круг своих обязанностей.
Вывод: Медоносная пчела является высокоорганизованным представителем класса Насекомые; это выражается в специализации отдельных частей тела, развитии центральной нервной системы и органов чувств в их сложном поведении, что и явилось причиной их расцвета – широкого распространения в природе.

V. Презентация проекта «Пчёлы, мёд и здоровье человека»

Апитерапия – лечение продуктами пчеловодства.
Апидолог – человек, изучающий жизнь и повадки пчёл.

Подготовлены выступления по следующим вопросам:

  • Сорта мёда
  • Значение мёда для детского организма
  • Применение мёда при заболеваниях желудочно – кишечного тpaкта
  • Лечебная доза мёда
  • Применение мёда в лечебной косметике
  • Применение пчелиного яда с лечебной целью
  • Первая помощь при отравлении пчелиным ядом.

VI. Задание на дом: § 28, заполнить таблицы в рабочей тетради на с. 92 «Хаpaктеристика особей пчелиной семьи», «Хаpaктеристика особей муравьиной семьи».



Комментарии:

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

      Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

21 11 2025 0:23:45

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

20 11 2025 2:37:49

Здоровье школьника – будущее нации


    Здоровье школьника – будущее нации

      Программа "Здоровье школьника" направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей и педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья....

19 11 2025 5:28:54

Тип Члeнистоногие: общая хаpaктеристика, признаки и строение

Тип Члeнистоногие: общая хаpaктеристика, признаки и строение Пищеварительная система члeнистоногих состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего, заканчивающегося aнaльным отверстием....

18 11 2025 12:49:28

Памятник природы г. Краснодара - парк культуры и отдыха им. М.Горького: прошлое, настоящее, будущее


    Памятник природы г. Краснодара - парк культуры и отдыха им. М.Горького: прошлое, настоящее, будущее

      Разработка урока-экскурсии представляет собой урок-конструктор и может использоваться для учащихся разного возраста. Для оформления отчета по экскурсии можно использовать еще один урок, на котором предлагаю провести также викторину с использованием интеpaктивной доски. Задания для викторины представлены в приложении. ...

17 11 2025 3:19:56

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

16 11 2025 0:37:57

Интегрированный урок (биология, обществознание) по теме "Глобальные проблемы человечества: экология выбора" (10-й класс)


    Интегрированный урок (биология, обществознание) по теме "Глобальные проблемы человечества: экология выбора" (10-й класс)

      Цель: рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательную и разрушительную роль в природе и обществе, используя полученные знания на уроках биологии, обществознания, истории. ...

15 11 2025 21:33:57

Методическая разработка урока-проекта по теме "В мире интересного и полезного"


    Методическая разработка урока-проекта по теме "В мире интересного и полезного"

      Методическая разработка содержит рекомендации по выполнению и защите исследовательских проектов школьников. Проектная деятельность учащихся рассматривается как средство развития творческого и интеллектуального потенциала учеников....

14 11 2025 8:12:53

Разработка обобщающего урока по биологии (раздел экология)

Обобщающий урок с применением игровой технологии. Игровая технология способствует развитию двигательных, интеллектуальных, трудовых, психологических видов деятельности....

13 11 2025 5:57:26

Урок биологии, 10-й класс. "Типы связей и зависимостей в природе", урок-мини-проект


    Урок биологии, 10-й класс. "Типы связей и зависимостей в природе", урок-мини-проект

      На уроке ученики рассматривают типы взаимоотношений между организмами и выявляют их значение. В групповой деятельности ученики используют исследовательский метод работы, учатся оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности....

12 11 2025 15:41:15

Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора


    Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора

      Урок изучения нового материала с использованием презентации и лабораторной работы. Формирует у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания, а в ходе лабораторной работы они выявляют механизмы приспособления в результате действия естественного отбора. Урок способствует развитию интереса, как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течение урока....

11 11 2025 19:28:46

Урок биологии "Нуклеиновые кислоты"


    Урок биологии "Нуклеиновые кислоты"

      План-конспект урока составлен для занятия, рассчитанного на один академический час в непрофильном классе. Урок интегрирован с химией. Целью урока является систематизация знаний о химическом составе клетки, развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК. ...

10 11 2025 2:54:28

Мы вместе решаем все дела (из опыта работы учителя биологии)


    Мы вместе решаем все дела (из опыта работы учителя биологии)

      Я хочу представить материалы Недели биологии и химии в школе. Воспитание познавательной активности, мотивации учеников, развитие гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективных делах, а неделя учебного предмета помогает решать эти вопросы. ...

09 11 2025 15:24:54

Совместная проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся "Зимний сад в школе"


    Совместная проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся "Зимний сад в школе"

      Проект предназначен для учащихся 6, 8 и 10-х классов школы, учителей биологии, экологии, географии, химии, классных руководителей 1–11-х классов. Посвящен созданию зеленого уголка в школе, действующего весь учебный год в качестве учебно-методического кабинета. На его базе будет проводиться проектно-исследовательская работа учеников, экскурсии, выращивание растений для школы и населения поселка....

08 11 2025 6:53:15

Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды"


    Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды"

      Урок проводился с использованием ИКТ: на этапе мотивации - мультимедийная презентация; на этапе закрепления - лабораторный пpaктикум. По ходу урока учащиеся вносили полученные результаты в информационные карты. Наличие информационных карт позволило им оценить свой труд. В конце урока каждый учащийся получил дискету с презентацией для анализа изученного материала дома. ...

07 11 2025 10:27:10

Урок биологии в 7-м классе на тему "Охрана животных"


    Урок биологии в 7-м классе на тему "Охрана животных"

      Автор статьи представляет технологию развития критического мышления, где развивает у учащихся информационную и коммуникативную компетентность....

06 11 2025 0:29:29

Урок по теме "Лишайники". 6-й класс


    Урок по теме "Лишайники". 6-й класс

      Лишайники - особая группа организмов. Учёный К.А. Тимирязев назвал лишайники "растение-сфинкс" (симбиотическая группа организмов, состоящая из гриба и водоросли). Лишайники приспособлены к жизни в самых разнообразных условиях. Но они не выносят загазованности воздуха. Лишайники способны выделять кислоты, которые разрушают даже гранит. ...

05 11 2025 8:27:46

Загрязнение окружающей среды и экологичекие проблемы


    Загрязнение окружающей среды и экологичекие проблемы

      Цель урока: обсудить с учащимися проблемы антропогенные загрязнения природной среды, его влияние на здоровье человека, последствия и пути решения данной проблемы. ...

04 11 2025 13:26:28

Программа по биологии. 10-й класс


    Программа по биологии. 10-й класс

      На занятии учащиеся овладевают умениями обосновывать место и роль биологических знаний в пpaктической деятельности людей, развитии современных технологий; проводятся наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений. Ученики находят и анализируют информацию о живых объектах, развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в изучении выдающихся достижений биологии....

03 11 2025 10:15:17

Урок "Разнообразие плоских червей: сосальщики и черви". Презентация. Приложение 1, 2. Тезисы


    Урок "Разнообразие плоских червей: сосальщики и черви". Презентация. Приложение 1, 2. Тезисы

      Урок изучения нового материала с элементами модульного обучения и использованием компьютерной презентации. В основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Урок развивает познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности. Основная цель: учащиеся должны усвоить меры профилактики заражения паразитическими червями. ...

02 11 2025 9:39:38

Галактика. Многообразие галактик


    Галактика. Многообразие галактик

      Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

01 11 2025 11:23:19

Что такое вид, критерии вида, пути видообразования

Что такое вид, критерии вида, пути видообразования Вид — это группа организмов, объединённых сходством морфологических и физиологических признаков, которые скрещиваются между собой и приносят плодовитое потомство, обитают в одинаковых условиях среды и заселяют определенную территорию. Структурная единица вида – популяция....

31 10 2025 20:56:50

Разработка урока "Перспективные в хозяйственном отношении группы растений"


    Разработка урока "Перспективные в хозяйственном отношении группы растений"

      Автор данной разработки урока знакомит учащихся с перспективными в хозяйственном отношении группами растений, произрастающих на территории Хакасии, развивая при этом пpaктические умения работы с гербарием растений и воспитывая бережное отношение к растительной фауне....

30 10 2025 21:15:58

Класс Паукообразные — внешнее и внутренне строение

Класс Паукообразные — внешнее и внутренне строение Тело паукообразных покрыто хитинизированной кутикулой и подстилающей ее тканью (гиподермой), имеющей клеточное строение....

29 10 2025 9:28:44

Деление клетки. Митоз


    Деление клетки. Митоз

      Урок знакомит с фазами митоза и пониманием его биологического значения. У учащихся формируется умение последовательно выстраивать процессы митоза. Создаются условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений....

28 10 2025 3:46:57

Урок биологии "Вирусы"


    Урок биологии "Вирусы"

      Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....

27 10 2025 20:10:46

Повышение мотивации и качества знаний учащихся информационными технологиями на интегрированных уроках эколого-биологического цикла

Представленный урок может служить примером повышения мотивации информационными технологиями. Урок обобщает знания учащихся о лекарственных растениях Ростовской области интеграцией знаний из области биологии, географии и экологии. Построен в форме игры, участвуют два педагога, один из которых выступает в образе сказочной «Травницы»....

26 10 2025 18:22:48

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии


    Формирование здорового образа жизни на уроках биологии

      Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...

25 10 2025 3:22:27

Особенности организации кольчатых червей


    Особенности организации кольчатых червей

      Урок по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой «Биология. Многообразие живых организмов. 7-й класс» с применением технологии модульного обучения. Цель работы – показать, что модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися....

24 10 2025 4:30:48

Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"


    Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"

      Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....

23 10 2025 11:10:34

Микроэволюция и ее формы. Значение мутаций для микроэволюции

Микроэволюция и ее формы. Значение мутаций для микроэволюции Микроэволюция – это процесс перестройки генофонда популяций под влиянием внешних факторов, в результате чего появляются новые виды....

22 10 2025 4:52:47

Цветок – орган пoлoвoго размножения


    Цветок – орган пoлoвoго размножения

      Урок проводится в 6-м классе по УМК «Сферы» с использованием информационных технологий. Сочетание разнообразных методов и форм работы способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также развитию памяти, речи, мышления....

21 10 2025 17:28:19

Викторина "Что мы знаем о кедре корейском?"


    Викторина "Что мы знаем о кедре корейском?"

      Цель викторины: познакомить учащихся с охраняемым растением Амурской области – кедром корейским, включенным в региональную Красную книгу....

20 10 2025 9:34:23

Тип Кишечнополостные. Пресноводная гидра. 7-й класс


    Тип Кишечнополостные. Пресноводная гидра. 7-й класс

      Цель урока: показать основные признаки типа "Кишечнополостные", выявить особенности строения многоклеточных животных. На уроке развиваются навыки самостоятельной работы, формируется умение работать в малых и больших группах с дидактическим материалом, развиваются умения самоконтроля и самооценки. Урок построен по модульной технологии....

19 10 2025 2:35:48

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)


    Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

      Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

18 10 2025 12:15:17

Изучение математических закономерностей на биологических объектах


    Изучение математических закономерностей на биологических объектах

      Методическая разработка темы урока предполагает использовать исследовательский метод как средство формирования компетенций на уроке интегративного плана (интеграция биологии и математики). Мотив, определяющий деятельность учителя и учащихся на данном уроке, соответствует древней китайской мудрости "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму"....

17 10 2025 10:17:49

Микроорганизмы и вирусы в нашей жизни. Птичий грипп


    Микроорганизмы и вирусы в нашей жизни. Птичий грипп

      Урок систематизирует знания учащихся о вирусах. Подробнее рассматривается вирус птичьего гриппа. ...

16 10 2025 20:47:49

Интеллектуальная игра по анатомии "Тело человека"


    Интеллектуальная игра по анатомии "Тело человека"

      Игра «Тело человека» является обобщающей, уместна на уроке как промежуточный контроль знаний, закрепления и повторения пройденного, так и на районных предметных неделях для групп талантливых учащихся. Игра состоит из 13 разнообразных этапов. Игру отличают работа с микроскопом, скелетом, ребусами, кроссвордом, терминами и логическими цепочками. Пpaктическая часть в игре посвящена определению артериального давления (используя тонометр)....

15 10 2025 13:58:47

Описание научно-методического опыта исследовательской деятельности учащихся в гимназии № 122 г. Казани


    Описание научно-методического опыта исследовательской деятельности учащихся в гимназии № 122 г. Казани

      Проектная деятельность даст возможность выйти за рамки урока и представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования. О результативности проектной деятельности свидетельствует и успех в научной работе учеников, поступивших в высшие учебные заведения. Здоровье человека закладывается в детстве, что определяет важное значение исследования детской популяции. При этом здоровье рассматривается как способность детского организма в процессе роста и развития адаптироваться к условиям жизни. ...

14 10 2025 19:51:41

Технология модульного обучения на уроках биологии


    Технология модульного обучения на уроках биологии

      Технология модульного обучения – одна из тех технологий, что обеспечивает развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроке. Данная технология в условиях сокращения учебного времени, отведенного на изучение биологии в 10–11-х классах, 1 час в неделю, позволяет получить учащимся глубокие и прочные знания....

13 10 2025 8:17:14

Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"


    Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"

      Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....

12 10 2025 20:37:11

Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"


    Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"

      Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....

11 10 2025 9:31:54

Проектный метод на уроках биологии в рамках системы личностно-ориентированного образования и здоровьесберегающих возможностей


    Проектный метод на уроках биологии в рамках системы личностно-ориентированного образования и здоровьесберегающих возможностей

      Использование проектной технологии на уроках биологии разнообразит учебный процесс, несёт в себе мотивационный и творческий потенциал, формирует познавательный интерес и познавательную активность обучающихся, включает их в информационно-коммуникативную деятельность и помогает самостоятельно организовать свою работу, свободно ориентироваться в информационном прострaнcтве. ...

10 10 2025 6:54:57

Занятие элективных курсов: "Окружающая среда и здоровье человека", по теме "Невредные привычки"


    Занятие элективных курсов: "Окружающая среда и здоровье человека", по теме "Невредные привычки"

      Методическая разработка интегрированного занятия элективного курса «Окружающая среда и здоровье человека» (биология + литература) для учащихся 9-х классов. Педагогическая новизна методической разработки темы заключается уже в постановке проблемы, так как рассматриваемые пристрастия (привычки) оцениваются большинством как нейтральные (невредные) привычки, не оказывающие негативного влияния на физиологическое, психологическое и социальное благополучие человека....

09 10 2025 20:22:54

Урок по теме "Многообразие и значение земноводных"

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....

08 10 2025 13:35:47

Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"


    Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"

      Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....

07 10 2025 7:35:56

Повторительно-обобщающий урок по теме "Царство живой природы. Редкие виды растений Кубани, их охрана". Природоведение. 5-й класс


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Царство живой природы. Редкие виды растений Кубани, их охрана". Природоведение. 5-й класс

      Урок способствует воспитанию у учащихся любви к природе родного края и бережного к ней отношения, творческой активности на уроке....

06 10 2025 15:31:35

Стебель растения. Строение, ветвление стeбля, рост и функции

Стебель растения. Строение, ветвление стeбля, рост и функции Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стeбля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных хаpaктерно быстрое изменение первичного стeбля....

05 10 2025 19:58:27

"Размножение рыб". 7-й класс


    "Размножение рыб". 7-й класс

      На уроке учащиеся знакомятся с терминологией, особенностями строения пoлoвoй системы и нереста рыб как первых позвоночных животных. Комбинированный урок с применением ИКТ. Презентация позволяет учителю быстро проверить уровень усвоения школьниками предыдущего материала и сразу оценить его....

04 10 2025 2:20:51

Мультимедийная поддержка уроков биологии


    Мультимедийная поддержка уроков биологии

      Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....

03 10 2025 9:21:21

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::