"Свойства и функции белков". 10-й класс
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
- расширить и углубить понятия о структуре белка;
- познакомить учащихся с основными свойствами и функциями белка;
- развивать умения работать с текстом, делать выводы, применять полученные знания на пpaктике, работать в группе;
- воспитывать чувство товарищества, культуру речи, аккуратность.
ХОД УРОКА
1. Вступление. Оргмомент
Урок начинается со стихов Семёна Яковлевича Надсона:
«Меняя каждый шаг свой образ прихотливый
Капризна как дитя и призрачна как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,
великое смешав с ничтожным и смешным…»
Учитель: Эти строки позволяют
задуматься над вопросом, который всегда волновал
людей: «Что такое жизнь?» В течение веков
копились наблюдения, проводились исследования,
создавались теории. Они послужили основой новых
исследований, другие – гибли ввиду
несостоятельности.
Наука XIX в. ещё не могла видеть всей глубины
изучаемого вопроса, но накопила достаточно
экспериментального материала, чтобы дать
следующее определение жизни: «Жизнь есть
способ существования белковых тел. Существенным
моментом которого является постоянный обмен
веществ с окружающей их внешней природой…»
– Выделите ключевые слова в этой части определения.
(После того, как ученики выделят ключевые слова, учитель проговаривает вторую часть определения).
«… Причём с прекращением этого обмена веществ прекращается и сама жизнь, что приводит к разложению белка».
Определение жизни данное Ф. Энгельсом в работе
«Антидюринг» позволяет задуматься над вопросом
«Как современная наука представляет процесс
жизни?» Ответ следующий : «Жизнь – переплетение
сложных химических процессов взаимодействия
белков между собой и другими веществами.
Сегодня мы предлагаем вам проследовать по стопам
развивающейся науки и прежде всего раскрыть
тайну веществ, лежащих в основе жизни, т.е.
выяснить что такое белок?
2. Актуализация знаний
Цель: расширить и углубить знания о структуре и основных свойствах белка и познакомиться с составом и строением белков.
а) Первичная структура белка. (На рисунке изображена первичная структура белка).
– Какие функциональные группы входят в состав АК?
– Какие свойства они определяют ?
– Из дипептида получите трипептид, возьмите формулу цистеина или серина.
б) Вторичная структура белка.
– Какова прострaнcтвенная конфигурация вторичной структуры ?
– Благодаря чему молекула белка закручивает и удерживает данную структуру?
– Чем отличается данный уровень организации белка от первичного? В чём его необходимость?
в) Третичная структура белка.
– Какова прострaнcтвенная конфигурация третичной структуры ?
– Благодаря чему молекула белка закручивается в клубок и удерживает данную структуру?
– Чем отличается данный уровень организации от первоначальных?
– В чём заключается его роль?
Учитель: таким образом, белки – это внешняя саморегулирующаяся форма развития веществ, в которой первичная структура опосредованно определяет его биологическую активность.
3. Изучение нового материала
3.1. Свойства белков
Учитель биологии: При изменении структуры молекулы белка меняются его физические свойства, а это имеет большое значение для биологических процессов (движения, сокращения, деления клеток). Например, мышечные белки (миозин и актин) обладают разными физико – химическими свойствами, но при сокращении мышцы эти белки образуют единый комплекс.
– Каковы же физико-химические свойства белков? (Учитель знакомит учащихся с основными свойствами белка)
а) растворимость в воде
б) образование осадка
в) цветные реакции
(Учащиеся по мере изучения нового материала проводят опыты)
3.2. Функции белков
Учитель: (даёт познавательную задачу)
Известно, что белки – неотъемлемая часть пищи
животных и человека. Почему же при исключении из
рациона белкового компонента, но при достаточной
калорийности пищи у живых организмов
наблюдаются патологические явления: остановка
роста, изменение состава крови и т.д.? С чем это
связано?
Чтобы ответить на этот вопрос вы должны
познакомиться с функциями белков.
(Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и учебным текстом. По мере работы они заполняют в тетради таблицу «Функции белков».)
Вопросы для проверки знаний по данному вопросу (фронтальная беседа)
1 уровень:
- Какие функции выполняют белки?
- В чём заключается строительная функция белков?
- В чём заключается каталитическая функция белков?
- В чём заключается сигнальная функция белков?
- В чём заключается двигательная функция белков?
- В чём заключается трaнcпортная функция белков?
- В чём заключается защитная функция белков?
- В чём заключается энергетическая функция белков?
- Что общего в названии групп ферментов?
2 уровень:
- Какие белки являются регуляторами физиологических процессов?
- Какую болезнь вызывает недостаток инсулина у человека?
- Могут ли гормоны оказать негативное влияние на организм?
- Какую трaнcпортную функцию выполняет сложный белок гемоглобин? Где он находится в организме?
- Миллионы человеческих жизней были спасены от оспы, бешенства и других болезней.
- Каким образом медицина предупреждает названные инфекционные болезни?
Учитель: Действительно, функции
белков очень разнообразны, но одной из самых
главных функций является ферментативная.
Все ферменты содержат в своём составе белки,
поэтому биохимические реакции находятся под
контролем белков.
Сообщение ученика: Академик И.П. Павлов назвал ферменты « возбудителями жизни и нервным актом жизненной деятельности». Учение о ферментах выделяют в самостоятельную науку – энзимологию. Известно, что все ферменты имеют белковую природу, но далеко не все белки обладают ферментативными свойствами. Термин « фермент» с латинского языка переводится как «закваска», «энзим» означает «в дрожжах».
Учитель: А сейчас каждая группа проведёт лабораторный эксперимент, доказывающий каталитическую активность ферментов в живых тканях и потом доложат о результатах своего исследования.
1 группа: на кусочек вареного и сырого мяса капнуть пероксид водорода. Описать наблюдаемое явление.
Сделать вывод : как проявляется активность ферментов в живых и мертвых тканях?
2 группа: взять один целый кусочек сырого картофеля, а второй измельчённый , капнуть пероксид водорода. Что наблюдается ?
Сделать вывод : как проявляется активность ферментов в измельчённых тканях?
3 группа: на лист элодея капнуть
пероксид водорода. Описать наблюдаемое явление.
Капните пероксид водорода на чистое стекло.
Сделать вывод: почему на листе элодея выделяются пузырьки газа, а на чистом стекле нет?
Учитель: На основании всего выше изложенного можно сделать вывод о том, что белки – обязательный компонент всех клеточных структур. Белки – совершенно исключительные вещества, без которых не может обойтись ни одно живое существо планеты. Их сложность и многообразие форм позволяет создавать все существующие разнообразия форм жизни, неповторимость организмов как в прошлом, так и в будущем.
4. Закрепление материала
Учитель: С целью коррекции и отработки понятийного аппарата проводится логический брифинг. Каждая комaнда получает карточки, на которых записаны ответы на вопросы, после зачитывания вопроса комaнды поднимают карточку с правильным ответом и получает за правильный ответ жетон.
4.1. Задачи для логического брифинга:
- Научное название белков. (Протеины)
- Группы атомов, обслуживающие амфотерные свойства АК. (Амино- и карбоксильная группа)
- Связь, соединяющая аминокислотные остатки и полимерную цепь. (Пептидная и амидная связь)
- Мономеры, составляющие основу первичной структуры белка. (Аминокислоты)
- Структура белка, свёрнутая в спираль. (Вторичная)
- Конфигурация третичной структуры белка. (Глобула, фибрилла)
- Группа атомов, обусловливающая биологическую активность усложнённых белковых структур. (Радикал)
- Разрушение первичной структуры белка. (Гидролиз)
- Процесс, обратный ренатурации. (Денатурация)
- Реакции, определяющие наличие белка. (Биуретовая и ксантопротеиновая)
- Гормон поджелудочной железы. (Инсулин)
- Пищевые продукты с высоким содержанием белка. (Яйца, молоко, рыба, мясо)
(Для определения реального уровня полученных знаний проводится тест с самопроверкой)
4.2. Тест
1 уровень:
В-1
1. Выберите схему, соответствующую первичной структуре белка.
2. Определи термин, не подходящий по смыслу «полимер»
- Нуклеотид
- Мономер
- Дипептид
3. Процесс утраты белковой молекулой своей структурной организации:
- Гидролиз
- Коагуляция
- Ренатурация
В-2
1. Каких составных частей не достаёт в формуле АК?
- – NH2
- – R
- – OH
2. В данной цепочке функциональных групп есть одна лишняя, определяющая иные свойства. Найди её.
- – NH2
- – R
- – СОOH
3. Процесс восстановления структурной организации белков молекулы:
- гидролиз
- денатурация
- ренатурация
2 уровень:
В-1
1. Какие структуры реализуют биологическую активность белка?
- Радикалы
- Полипептид
- Химические связи
2. В образовании какой структуры принимает участие дисульфидные мостики?
- Вторичной
- Первичной
- Третичной
3. Пользуясь таблицей незаменимых аминокислот составьте дипептид из глицина и аланина.
В-2
1. Какой уровень организации опосредованно определяет биологическую активность белка?
- Третичная
- Первичная
- Вторичная
2. При денатурации происходит разрушение структуры:
- Вторичной
- Первичной
- Третичной
3. Пользуясь таблицей незаменимых аминокислот составьте дипептид цитезина и серина и назовите его.
(Подводится итог и подсчёт красных и оранжевых жетонов).
5. Заключение
Учитель: Человеку всегда хотелось чуда. Одним из чудес остаётся возникновение жизни, превращение неживой материи в живой организм. Данное учебное занятие даёт возможность «приоткрыть дверь» научного познания и понять, что жизнь и белки неразрывно связаны.
Учитель химии: Чтобы ответить на вопрос, что такое жизнь, надо ответить , что такое белки? Насколько многообразен белок, настолько сложна, загадочна и многолика сама жизнь. Подтверждение этому высказывание Гете о том, что мир не мог существовать, если бы так просто устроен.
Стих С. Я. Надсона (читает ученик)
Вот жизнь, что сфинкс! Закон ее – мгновенье,
И нет среди людей такого мудреца,
Кто мог сказать толпе, куда ее движенье,
Кто мог бы уловить черты ее лица,
То вся она – печаль, то вся она приманка,
То все в ней блеск и свет, то все позор и тьма,
Жизнь – это Серафим и пьяная Вакханка,
Жизнь – это океан и тесная тюрьма.
Комментарии:
Цель урока – обобщить, проконтролировать знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проводится в форме игры, используются стихи. Для контроля знаний подобраны задания, развивающие образное мышление учащихся.
...
01 04 2025 13:59:55
Урок посвящен корню – осевому вегетативному органу листостебельного растения, выполняющего функции почвенного питания и закрепления растения на земле. Способствует формированию понятия об особенностях строения и функционирования корневых систем. Составление общего плана изучения органа растения....
31 03 2025 11:24:24
На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам.
...
30 03 2025 21:17:34
В результате цветения образуются плоды. Однако плоды не смогут завязаться.если не произойдет опыление. Опыление Перенос пыльцы с пыльников тычинок на рыльце...
29 03 2025 18:18:29
Урок построен по программе В.Б. Захарова. Общая биология для 10–11-х классов профильный уровень. Урок завершает тему «Молекулярный уровень», обобщая знания о строении биологических полимеров. Проверяя знания о строении, свойствах и значении молекул параллельно проводится анализ о значимости молекул для всех живых существ нашей планеты....
28 03 2025 23:18:57
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
27 03 2025 12:38:11
На уроке даются понятия «биогенеза» и «абиогенеза». Выделяются основные положения теории эволюции материи и происхождения жизни А.И. Опарина. Рассматриваются этапы эволюции: физико-химический и биологический, их особенности и прогрессивность....
26 03 2025 7:32:16
На уроке рассматривается яйцо как биологический объект и как символ Пасхи. Учащиеся приобщаются к традициям русских православных праздников. Прослеживается связь между духовным и физическим возрождением человека через праздник Святой Пасхи и его символ - яйцо....
25 03 2025 6:37:26
Предлагаю вашему вниманию презентацию урока для 11-го класса, которая ориентирована на последовательное предъявление учащимся порций учебной информации и контроль её усвоения.
...
24 03 2025 2:32:56
В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...
23 03 2025 13:45:48
На уроке учащиеся знакомятся со строением семян однодольных и двудольных растений. Формируется представление о многообразии семян и значении семян в жизни растений. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу по изучению строения семени фасоли и зерновки пшеницы....
22 03 2025 0:50:35
В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....
21 03 2025 13:45:53
Урок-исследование разработан для учащихся 6-х классов общеобразовательных школ, в программу которых включена новая дисциплина «валеология». В процессе учащиеся знакомятся с принципами рационального питания, рассчитывают количество затраченной энергии в сутки, составляют буклет-меню «Суточный рацион питания», который является продуктом урока.
...
20 03 2025 17:12:29
Цветок — это укороченный видоизмененный и ограниченный в росте побег, несущий околоцветник, тычинки, плодолистики (пестики). Строение цветков у всех цветковых растений сходно, а форма — разнообразна....
19 03 2025 2:42:13
Цели разработки: изучить функциональные возможности организма человека; уметь применять полученные знания в современной жизни; вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней (полной) школе....
18 03 2025 10:10:31
Урок для учащихся основной ступени общего образования направлен на достижение образовательных результатов в контексте требований ФГОС ООО. В нем отражены способы достижения образовательных результатов (личностные, метапредметные, предметные)....
17 03 2025 15:55:33
Мультимедийный обобщающий урок по разделу "Внутренняя среда организма" для 8-го класса содержит презентацию по теме "Кровь и кровообращение" и образец теста для оценки знаний учащихся по данному разделу. Урок включает самостоятельную подготовку докладов учащимися по вопросам урока и предполагает их выступление, с использованием презентации. ...
16 03 2025 8:40:15
В разработке урока контроля знаний используется здоровьесберегающая технология. Применяются различные формы контроля знаний учащихся: само-, взаимоконтроль, экспертный контроль. Все этапы урока отражены в зачетных листах учащихся - самооценка знаний по теме; цифровой диктант - самопроверка по критериям; терминологическая разминка - взаимопроверка; личное первенство - решение проблемно-поисковых задач; «последний бой» - оценивается учителем после сдачи листа.
...
15 03 2025 13:16:53
Занятие с целью познакомить учащихся познавательным процессом "память", его физиологическим механизмом и особенностями....
14 03 2025 23:10:48
Урок позволяет сформировать понятие о виде, структуре вида, его критериях; определить понятие о популяции как о структурной единице вида. Занятие поможет детям приобрести навыки работы с лабораторным оборудованием, развивать умения наблюдать, делать выводы, описывать особей видов по морфологическому критерию.
...
13 03 2025 14:42:45
Учащиеся на уроке рассматривают строение подземных видоизменённых побегов и устанавливают черты сходства с надземным побегом. Развивают умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжается развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищами растений)....
12 03 2025 0:31:10
Методическая разработка урока составлена на основании учебно-методического комплекса под ред. В.В. Пасечника. Основные задачи урока – обобщить знания учащихся о видах корней и корневой системы, развивать мышление, наблюдательность и воспитывать интерес к предмету через игру....
11 03 2025 21:58:11
Интегрированный урок литературы и биологии для 7-го класса знакомит учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем, помогает понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь.
...
10 03 2025 21:53:42
Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов,
правилами сбора, сохранения грибницы и т.д.
...
09 03 2025 5:42:15
Состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем является одним из важнейших критериев для оценки воздействия на организм человека систематической спортивной тренировки. Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает пpaктическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека....
08 03 2025 9:33:59
Данная методическая разработка может быть рекомендована учителям работающим по программе В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшина, и др. Урок «Иммунология на службе здоровья» является заключительным по теме «Кровь. Внутренняя среда организма», поэтому целесообразно рассматривать его, как урок-обобщение. На уроке предполагается самостоятельная работа учащихся с учебником....
07 03 2025 19:15:20
С каждым годом все больше и больше осваивая просторы Сибири, человек сокращает места гнездовий, линьки, кормежки многих птиц. Очень много птиц сейчас гибнет от выстрелов экологически малограмотных охотников, приехавших осваивать просторы Сибири. Чтобы избежать новых проблем, связанных с сокращением и исчезновением уникальных птиц, необходимо у подрастающего поколения сформировать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека....
06 03 2025 19:56:13
Предлагается разработка урока для 9-го класса, проводимого в рамках ежегодного экологического мecячника. На уроке учащиеся знакомятся не только с учебным программным материалом о таких факторах, как температура, свет, влажность, но и с дополнительным – проблемой исчезновения озонового слоя планеты. Они узнают об основных причинах разрушения озонового слоя о том, что делается для того, чтобы уменьшить влияние этих факторов о том, что ежегодно 16 сентября в мире проводится Международный день борьбы за защиту озонового слоя; осознают необходимость личного вклада каждого человека в сохранение окружающей среды, своего здоровья и здоровья окружающих его людей....
05 03 2025 18:31:18
Образовательная программа, разработанная и реализуемая в лицее города Аксай Ростовской области, направлена на развитие у детей системного мышления и формирование целостной картины мира, развитие способностей к постановке и решению проблем, способностей к пониманию других людей и самого себя. В основе построения учебных предметов естественно-научного цикла применяется междисциплинарный подход. Использование этого подхода позволяет раскрыть индивидуальность ребенка, создать такие условия, чтобы каждый ученик смог найти свое место в учебном процессе.
...
04 03 2025 20:52:30
Разработанный технологический пакет к уроку биологии с использованием видеоматериала из видеоряда коллекции Национального географического общества «Крылья над Серенгети / жизнь и cмepть на африканских равнинах» позволяет акцентировать эмоции учащихся, сообщить материал и обеспечить полисенсорность познания. Отрывок фильма демонстрируется после объяснения учителя. После просмотра следует обсуждение увиденного. Разработано тестирование на разных этапах урока и представлен углубленный вариант....
03 03 2025 2:15:52
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
02 03 2025 4:54:34
Одной из важнейших проблем организации образовательного процесса, обеспечения высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, их соответствия образовательным стандартам является создание системы отслеживания результатов на каждом этапе обучения, у каждого учащегося, по каждой учебной теме. Использование карты продуктивности ученика и технологии групповой работы обеспечивает эту возможность.
...
01 03 2025 23:23:39

Урок общей биологии с доской SMART Вoard. Цель: изучение нового материала, закрепление и систематизация материал по теме, формирование общебиологических понятий – основные свойства живых организмов, химический состав клетки, наука цитология; формирование навыков работы в паре и группе по закреплению и систематизации материала....
28 02 2025 19:46:47
Обобщающий урок-викторина по теме «Семейства цветковых растений» закрепляет знания о принадлежности цветковых растений к определенным семействам, о происхождении и использовании культурных растений. Можно использовать как внеклассное мероприятие во втором полугодии....
27 02 2025 21:45:51
Урок знакомит с традиционными методами селекции - отбором и гибридизацией 0150 и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными.
...
26 02 2025 9:31:37
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
25 02 2025 12:10:53
В работе представлен заключительный урок биологии в 6-м классе по теме "Корень". Урок-викторина. Так как уменьшилось общее количество часов по программе, то данный урок позволяет провести обобщение материала в сжатой форме.
...
24 02 2025 4:56:23
Сущность модульной технологии заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью учителя) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, главным в деятельности учителя является помочь ученику самостоятельно достигнуть поставленных целей урока. Для чего содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с заявленной целью. Дидактическая цель формулируется для учащихся и содержит в себе указания не только на объем содержания, но и на уровень его усвоения. Модуль на печатной основе предполагает изменение форм общения учителя с учащимся....
23 02 2025 21:59:59

Презентация для учащихся 7-го класса по теме «Надкласс рыбы». Занятие построено на основе презентации....
22 02 2025 19:49:18
В статье описана роль животных в жизни человека. Хаpaктеризуются все обитатели жилища человека; выявляется влияние живых организмов на здоровье человека, взаимосвязь состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры как среды его обитания....
21 02 2025 8:55:19
Представленный материал может быть интересен не только тем, что это интегрированный урок, но и тем, что урок проводится с использованием презентации. На уроке проводится коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на материале предложений деформированного текста; воспитание бережного отношения к природе, умения видеть красоту растений родного края....
20 02 2025 19:36:36
В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения.
...
19 02 2025 13:54:45
Данный урок проводится после изучения темы «Нервная система». К моменту проведения итогового урока изучаемый материал усвоен обучающимися, что они и демонстрируют на «Смотре знаний». Разнообразные формы работы позволяют за небольшой период времени наиболее полно повторить и обобщить изученный материал. Из опыта работы можно сделать вывод, что урок, проведённый в форме «Смотра знаний», вызывает большой интерес обучающихся....
18 02 2025 8:25:30
В статье приведен пример урока, основанного на использовании данной технологии.
...
17 02 2025 3:22:53
Данная работа представляет собой урок биологии в 6-м классе по теме "Плотоядные растения". Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой. Проводится как резервный час по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений», сопровождается презентацией....
16 02 2025 15:38:41
Урок проведен в форме игры-путешествия по станциям. Тему учащиеся разбирают на протяжении нескольких уроков. Знакомятся с разными отрядами класса насекомых. Узнают особенности их внешнего и внутреннего строения, поведения, образа жизни и основных представителей отрядов насекомых. На уроке использовались технологии: частично-поисковой, индивидуальная и групповая работа, развивающее обучения, ИКТ, личностно-ориентированное обучение....
15 02 2025 5:43:15
В работе представлены теоретические основы технологии критического мышления учащихся и разработаны уроки по курсу биологии "Человек", 8-й класс по учебнику Н.И. Сонина. Уроки разработаны соответственно модели описанной С.И. Заир-Бек, и имеют основу, состоящую из трёхфазного процесса: вызов - реализация смысла (осмысления содержания) - рефлексии (размышления).
...
14 02 2025 20:11:34
Урок знакомит со строением и функциями глаза и его частями, взаимосвязью на конструктивном уровне. Вводятся новые термины и понятия (глазное яблоко, склера, роговица, сосудистая и радужная оболочки, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно). У учащихся формируется бережное отношение к своему здоровью....
13 02 2025 1:45:16
Урок формирует у учащихся представления об основных свойствах почвенной среды и приспособлениях, возникших у живых организмов к жизни в этой среде....
12 02 2025 14:45:48
Учащиеся знакомятся с особенностями орнамента, символикой цвета одежды крестьянок Воронежской губернии....
11 02 2025 12:57:59
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::