"Свойства и функции белков". 10-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


"Свойства и функции белков". 10-й класс


    "Свойства и функции белков". 10-й класс

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

  • расширить и углубить понятия о структуре белка;
  • познакомить учащихся с основными свойствами и функциями белка;
  • развивать умения работать с текстом, делать выводы,  применять полученные знания на пpaктике, работать в группе;
  • воспитывать чувство товарищества, культуру речи, аккуратность.

ХОД УРОКА

1. Вступление. Оргмомент

Урок начинается со стихов Семёна Яковлевича Надсона:

 «Меняя каждый шаг свой образ прихотливый
Капризна как дитя и призрачна как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,
великое смешав с ничтожным и смешным…»

Учитель: Эти строки позволяют задуматься над вопросом, который всегда волновал людей:  «Что такое жизнь?» В течение веков копились наблюдения, проводились исследования, создавались теории. Они послужили основой новых исследований, другие – гибли ввиду несостоятельности.
Наука XIX в. ещё не могла видеть всей глубины изучаемого вопроса, но накопила достаточно экспериментального материала, чтобы дать следующее определение жизни: «Жизнь есть способ существования белковых тел. Существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой…»

– Выделите ключевые слова в этой части определения.

(После того, как ученики выделят  ключевые слова, учитель проговаривает вторую часть определения).

«… Причём с прекращением этого обмена веществ прекращается и сама жизнь, что приводит к разложению белка».

Определение жизни данное Ф. Энгельсом в работе «Антидюринг» позволяет задуматься над вопросом «Как современная наука представляет процесс жизни?» Ответ следующий : «Жизнь – переплетение сложных химических процессов взаимодействия белков между собой и другими веществами.
Сегодня мы предлагаем вам проследовать по стопам развивающейся науки и прежде всего раскрыть тайну веществ, лежащих в основе жизни, т.е. выяснить что такое белок?

2. Актуализация знаний

Цель: расширить и углубить знания о структуре и основных свойствах белка и познакомиться с составом и строением белков.

а) Первичная структура белка. (На рисунке изображена первичная структура белка).

– Какие функциональные группы входят в состав АК?
– Какие свойства они определяют ?
– Из дипептида получите трипептид, возьмите формулу цистеина или серина.

б) Вторичная структура белка.

– Какова прострaнcтвенная конфигурация  вторичной структуры ?
– Благодаря чему молекула белка закручивает и удерживает данную структуру?
– Чем отличается данный уровень организации белка от первичного? В чём его необходимость?

в) Третичная структура белка.

– Какова прострaнcтвенная конфигурация третичной структуры ?
– Благодаря чему молекула белка закручивается в клубок и удерживает данную структуру?
– Чем отличается данный уровень организации от первоначальных?
– В чём заключается его роль?

Учитель: таким образом, белки – это внешняя саморегулирующаяся форма развития веществ, в которой первичная структура опосредованно определяет его биологическую активность.

3. Изучение нового материала

3.1. Свойства белков

Учитель биологии: При изменении структуры молекулы белка меняются его физические свойства, а это имеет большое значение для биологических процессов (движения, сокращения, деления клеток). Например, мышечные белки (миозин и актин) обладают разными физико – химическими свойствами, но при сокращении мышцы эти белки образуют единый комплекс.

– Каковы же физико-химические свойства белков? (Учитель знакомит учащихся с основными свойствами белка)

а) растворимость в воде
б) образование осадка
в) цветные реакции

(Учащиеся по мере изучения нового материала проводят опыты)

3.2. Функции белков

Учитель: (даёт познавательную задачу)
Известно, что белки – неотъемлемая часть пищи животных и человека. Почему же при исключении из рациона белкового компонента, но при достаточной калорийности пищи у живых организмов наблюдаются патологические явления: остановка роста, изменение состава крови и т.д.? С чем это связано?
Чтобы ответить на этот вопрос вы должны познакомиться с функциями белков.

(Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и учебным текстом. По мере работы они заполняют в тетради таблицу «Функции белков».)

Вопросы для проверки знаний по данному вопросу (фронтальная беседа)

1 уровень:

  • Какие функции выполняют белки?
  • В чём заключается строительная функция белков?
  • В чём заключается каталитическая функция белков?
  • В чём заключается сигнальная функция белков?
  • В чём заключается двигательная функция белков?
  • В чём заключается трaнcпортная функция белков?
  • В чём заключается защитная функция белков?
  • В чём заключается энергетическая функция белков?
  • Что общего в названии групп ферментов?

2 уровень:

  • Какие белки являются регуляторами физиологических процессов?
  • Какую болезнь вызывает недостаток инсулина у человека?
  • Могут ли гормоны оказать негативное влияние на организм?
  • Какую трaнcпортную функцию выполняет сложный белок гемоглобин? Где он находится в организме?
  • Миллионы человеческих жизней были спасены от оспы, бешенства и других болезней.
  • Каким образом медицина предупреждает названные инфекционные болезни?

Учитель: Действительно, функции белков очень разнообразны, но одной из самых главных функций является ферментативная.
Все ферменты содержат в своём составе белки, поэтому биохимические реакции находятся под контролем белков.

Сообщение ученика: Академик И.П. Павлов назвал ферменты « возбудителями жизни и нервным актом жизненной деятельности». Учение о ферментах выделяют в самостоятельную науку – энзимологию. Известно, что все ферменты имеют белковую природу, но далеко не все белки обладают ферментативными свойствами. Термин « фермент» с латинского языка переводится как «закваска», «энзим» означает «в дрожжах».

Учитель: А сейчас каждая группа проведёт лабораторный эксперимент,  доказывающий каталитическую активность ферментов в живых тканях и потом доложат о результатах своего исследования.

1 группа: на кусочек вареного и сырого мяса капнуть пероксид водорода. Описать наблюдаемое явление.

Сделать вывод : как проявляется активность ферментов в  живых и мертвых тканях?

2 группа: взять один целый кусочек сырого картофеля, а второй измельчённый , капнуть пероксид водорода. Что наблюдается ?

Сделать вывод : как проявляется активность ферментов  в измельчённых тканях?

3 группа: на лист элодея капнуть пероксид водорода. Описать наблюдаемое явление.
Капните пероксид водорода на чистое стекло.

Сделать вывод: почему на листе элодея выделяются пузырьки газа, а на чистом стекле нет?

Учитель: На основании всего выше изложенного  можно сделать вывод о том, что белки – обязательный компонент всех клеточных структур. Белки – совершенно исключительные вещества, без которых не может обойтись ни одно живое существо планеты. Их сложность и многообразие форм позволяет создавать все существующие разнообразия форм жизни, неповторимость организмов как в прошлом, так и в будущем.

4. Закрепление материала

Учитель: С целью коррекции и отработки понятийного аппарата проводится логический брифинг. Каждая комaнда получает карточки, на которых записаны ответы на вопросы, после зачитывания вопроса комaнды поднимают карточку с правильным ответом и получает за правильный ответ жетон.

4.1. Задачи для логического брифинга:

  • Научное название белков. (Протеины)
  • Группы атомов, обслуживающие амфотерные свойства АК. (Амино- и карбоксильная группа)
  • Связь, соединяющая аминокислотные остатки и полимерную цепь. (Пептидная и амидная связь)
  • Мономеры, составляющие основу первичной структуры белка. (Аминокислоты)
  • Структура белка, свёрнутая в спираль. (Вторичная)
  • Конфигурация третичной структуры белка. (Глобула, фибрилла)
  • Группа атомов, обусловливающая биологическую активность усложнённых белковых структур. (Радикал)
  • Разрушение первичной структуры белка. (Гидролиз)
  • Процесс, обратный ренатурации. (Денатурация)
  • Реакции, определяющие наличие белка. (Биуретовая  и ксантопротеиновая)
  • Гормон поджелудочной железы. (Инсулин)
  • Пищевые продукты с высоким содержанием белка. (Яйца, молоко, рыба, мясо)

(Для определения реального уровня полученных знаний проводится тест с самопроверкой)

4.2. Тест

1 уровень:

В-1

1. Выберите схему, соответствующую первичной структуре белка.

2. Определи термин, не подходящий по смыслу «полимер»

  • Нуклеотид
  • Мономер
  • Дипептид

3. Процесс утраты белковой молекулой своей структурной организации:

  • Гидролиз
  • Коагуляция
  • Ренатурация

В-2

1. Каких составных частей не достаёт в формуле АК?

  • – NH2
  • – R
  •  – OH

2. В данной цепочке функциональных групп есть одна лишняя, определяющая иные свойства. Найди её.

  • – NH2
  • – R
  • – СОOH

3. Процесс восстановления структурной организации белков молекулы:

  • гидролиз
  • денатурация
  • ренатурация

2 уровень:

В-1

1. Какие структуры реализуют биологическую активность белка?

  • Радикалы
  • Полипептид
  • Химические связи

2. В образовании какой структуры принимает участие дисульфидные мостики?

  • Вторичной
  • Первичной
  • Третичной

3. Пользуясь таблицей незаменимых аминокислот составьте дипептид из глицина и аланина.

В-2

1. Какой уровень организации опосредованно определяет биологическую активность белка?

  • Третичная
  • Первичная
  • Вторичная

2. При денатурации происходит разрушение структуры:

  • Вторичной
  • Первичной
  • Третичной

3. Пользуясь таблицей незаменимых аминокислот составьте дипептид цитезина и серина и назовите его.

(Подводится итог и подсчёт красных и оранжевых жетонов).

5. Заключение

Учитель: Человеку всегда хотелось чуда. Одним из чудес остаётся возникновение жизни, превращение неживой материи в живой организм. Данное учебное занятие даёт возможность «приоткрыть дверь» научного познания и понять, что жизнь и белки неразрывно связаны.

Учитель химии: Чтобы ответить на вопрос, что такое жизнь, надо ответить , что такое белки? Насколько многообразен белок, настолько сложна, загадочна и многолика сама жизнь. Подтверждение этому высказывание Гете о том, что мир не мог существовать, если бы так просто устроен.

Стих С. Я. Надсона (читает ученик)

Вот жизнь, что сфинкс! Закон ее – мгновенье,
И нет среди людей такого мудреца,
Кто мог сказать толпе, куда ее движенье,
Кто мог бы уловить черты ее лица,
То вся она – печаль, то вся она приманка,
То все в ней блеск и свет, то все позор и тьма,
Жизнь – это Серафим и пьяная Вакханка,
Жизнь – это океан и тесная тюрьма.



Комментарии:

Шляпочные грибы: строение, питание и размножение

Шляпочные грибы: строение, питание и размножение Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк и шляпку. Так и образовалось их название — шляпочные грибы....

24 08 2025 4:42:54

Познавательный праздник по биологии, посвященный 200-летию Ч. Дарвина. 9−11-е классы


    Познавательный праздник по биологии, посвященный 200-летию Ч. Дарвина. 9−11-е классы

      Познавательный праздник по биологии посвящен 200-летию Ч. Дарвина. Цель праздника: расширить знания по биологии, развивать внимание учпеников, сообразительность, умение работать в коллективе. Мероприятие проходит в красочно оформленном зале в стиле XIX века или на палубе корабля. Учащиеся 9−11-х классов создают 4 комaнды по 4 учащихся, которые готовят свое выступление (сюрприз). Познавательно-активная часть представляет собой викторины, конкурсы, игры....

23 08 2025 8:39:30

Лекарственные и редкие растения Камчатки


    Лекарственные и редкие растения Камчатки

      Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....

22 08 2025 12:32:29

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

      Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

21 08 2025 16:14:16

Разработка плана урока природоведения в 5-м классе "Многообразие живых организмов"


    Разработка плана урока природоведения в 5-м классе "Многообразие живых организмов"

      На уроке учащиеся знакомятся с делением живых организмов на царства. Учитель указывает примерную численность каждого царства. При помощи слайдов презентации идёт знакомство с отдельными представителями царств живой природы. Подчеркивается разнообразие живых организмов и значимость каждого организма, воспитывается бережное отношение к природе. ...

20 08 2025 10:13:54

Круглые черви - общая хаpaктеристика, строение, значение в природе

Круглые черви - общая хаpaктеристика, строение, значение в природе Тип круглые черви или Nemathelminthes – один из самых многочисленных среди царства животных. Насчитывается больше 20 000 видов. Размеры варьируют от 80мкм до 8 метров. Самки обычно крупнее самцов. Все представители обладатели двусторонней симметрии....

19 08 2025 10:43:27

Организация учебно-исследовательской деятельности


    Организация учебно-исследовательской деятельности

      Образовательная программа, разработанная и реализуемая в лицее города Аксай Ростовской области, направлена на развитие у детей системного мышления и формирование целостной картины мира, развитие способностей к постановке и решению проблем, способностей к пониманию других людей и самого себя. В основе построения учебных предметов естественно-научного цикла применяется междисциплинарный подход. Использование этого подхода позволяет раскрыть индивидуальность ребенка, создать такие условия, чтобы каждый ученик смог найти свое место в учебном процессе. ...

18 08 2025 9:54:33

Урок-пpaктикум "Определение различных видов растений и животных Среднего Урала"


    Урок-пpaктикум "Определение различных видов растений и животных Среднего Урала"

      Данная разработка представляет собой урок-пpaктикум по биологии для учащихся 10-х классов (УМК И.Н. Пономаревой). Материал может быть использован для проведения уроков экологии и полевых пpaктик. Эффективность данного занятия обеспечивается использованием элементов информационных технологий (электронные атласы-определители, презентация Microsoft Office PowerPoint). ...

17 08 2025 3:47:18

Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии


    Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии

      В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией. Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. На уроках у учащихся формируются навыки самостоятельной работы с источниками; умения сравнивать факты, оценки; обсуждаются проблемные вопросы, развивается критическое мышление. ...

16 08 2025 4:28:50

"Путешествие молекул питательных веществ". 8-й класс


    "Путешествие молекул питательных веществ". 8-й класс

      Урок закрепляет знания, полученные при изучении тем «Пищеварение» и «Обмен веществ и энергии». На уроке прослеживаются причинно-следственные связи между органом и выполняемыми им функциями. Работа проводится в групповой форме....

15 08 2025 7:23:11

Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс


    Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс

      Урок призван сформировать понятие «жизненная емкость легких», разъяснить механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания....

14 08 2025 3:27:15

Статья "Формирование активной позиции школьников к проблемам окружающей среды"


    Статья "Формирование активной позиции школьников к проблемам окружающей среды"

      В статье описан опыт работы по формированию активной позиции школьников к проблемам окружающей среды с учетом возрастной периодизации детей. Работа состоит из трех этапов: 1. Формирование личностного отношения учащихся к объектам изучения (11–12 лет). 2. Мотивационно-целевая ориентация учащихся по отношению к природе (13–14 лет). 3. Формирование потребности у учащихся в активной позиции, в защите окружающей среды, в пропаганде экологических и природоохранных знаний (15–16 лет). ...

13 08 2025 15:35:12

Тип: члeнистоногие. Класс: paкообразные, паукообразные (7-й класс)


    Тип: члeнистоногие. Класс: paкообразные, паукообразные (7-й класс)

      Во время урока учащиеся знакомятся с представителями животных, их уникальностью. Личностная значимость для учащихся – путешествовать в природе, всё увидеть самому. Методы обучения – поисковый, репродуктивный, проблемный. Форма организации – комбинированный урок. Учащихся работают с презентацией, обобщают и делают выводы. ...

12 08 2025 2:50:37

Осевой скелет


    Осевой скелет

      Урок биологии разработан для учащихся 8-го класса, (учебник Сонина К.И., Сапина М.Р. Биология 8 кл. М., Дрофа, 2005). Для повышения мотивации при изучении нового материала и успешного его усвоения на уроке создаются проблемные ситуации, в ходе которых дети получают информацию не в готовом виде, а самостоятельно....

11 08 2025 4:37:49

Урок биологии по теме "Круги кровообращения". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Круги кровообращения". 8-й класс

      Цель урока: научить учащихся самостоятельно, без ошибок прослеживать весь путь движения крови по малому и большому кругам кровообращения, развивать наблюдательность и внимание. В начале урока с целью проверки домашнего задания используются карточки-схемы, с которыми работают все ученики. Закрепление темы сопровождается мультимедийной презентацией, самостоятельной работой с учебником и схемой, которую учащиеся заносят в тетрадь....

10 08 2025 2:32:55

Урок биологии на тему "Многообразие и значение насекомых"


    Урок биологии на тему "Многообразие и значение насекомых"

      Урок формирует представления учащихся о разнообразии насекомых, об особенностях их строения и жизнедеятельности. Они учатся различать представителей различных отрядов насекомых....

09 08 2025 21:54:25

Урок-исследование по теме "Клеточное строение листа"


    Урок-исследование по теме "Клеточное строение листа"

      Цель урока: показать, что строение листа соответствует его функциям. Урок проводится с ИКТ-, игровыми, здоровьесберегающими технологиями и взаимоконтролем....

08 08 2025 4:45:44

Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"


    Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"

      Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....

07 08 2025 16:50:45

Происхождение и значение пресмыкающихся

Урок выясняет происхождение древней группы животных – пресмыкающихся и объясняет значение современных рептилий....

06 08 2025 17:26:20

Использование информационных технологий на уроках биологии


    Использование информационных технологий на уроках биологии

      К наиболее эффективным формам представления материала по биологии следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. ...

05 08 2025 1:19:48

Урок-синтез мыслей по теме "Зрительный анализатор"


    Урок-синтез мыслей по теме "Зрительный анализатор"

      Занятие помогает сформировать новые понятия: склера, роговица, сетчатка, радужка, хрусталик, стекловидное тело, фоторецепторы, аккомодация, родопсин, близорукость, дальнозоркость; углубить понимание процессов, происходящих в организме человека....

04 08 2025 7:54:48

Активизация познавательной деятельности посредством нестандартных форм на уроках биологии. Аукцион знаний

Не секрет, что в возрасте 11–13 лет в обычной средней школе трудно активизировать всех учащихся в силу проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Другое дело, когда образование происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи: тогда активность обучаемых значительно возрастает. "Аукцион знаний" особенно нравится детям. Почему? На аукционе они могут свободно и сколько угодно излагать свои знания (при этом пользоваться записями нельзя), не боясь получить плохую оценку, но зато можно получить две, а то и три "пятёрки"....

03 08 2025 7:53:24

Урок-викторина "Обобщение и повторение материала по темам "Надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся"

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....

02 08 2025 23:15:15

Урок биологии по теме "Биосинтез белка"


    Урок биологии по теме "Биосинтез белка"

      Представлен конспект урока "Биосинтез белка" с использованием презентации. В презентации демонстрируются различные этапы биосинтеза белка: построение информационной РНК, доставка ее в рибосому, связывание аминокислот с трaнcпортной РНК, попадании аминокислот в рибосому, рост полипептидной цепи, изменение взаимного расположения рибосомы и РНК, завершение процесса биосинтеза. Использование компьютерных технологий делает урок гибким, обеспечивает активный процесс обучения....

01 08 2025 3:53:22

Компетентностно-ориентированный урок "Естественный винегрет" по теме "Пищеварение". 8-й класс

Содержание урока позволяет обобщить материал, расширить знания учащихся, определить уровни усвоения материала и формирования личностных, предметных и метапредметных компетенций. Материалы урока позволяют овладевать составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и находить решение в условиях нетрадиционного урока, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, приводить доказательства....

31 07 2025 15:49:24

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

30 07 2025 23:38:43

Разработка урока "Игра-симпозиум с маской Откровения" — "Спид — болезнь поведения"


    Разработка урока "Игра-симпозиум с маской Откровения" — "Спид — болезнь поведения"

      Урок проводится в форме игры-симпозиума с маской «Откровения». Действующие лица: ведущие, эксперты, группа ученых (вирусолог, иммунолог, цитолог, эпидемиолог), врачи и аудитория. Знакомство с особенностями строения вируса иммунодефицита человека и прогрессивными исследованиями ученых по вопросу его развития, распространения, определения путей преодоления этого cмepтельного недуга....

29 07 2025 3:34:33

Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий


    Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий

      Совершенствование урока по содержанию и по форме одна из задач учителя. На уроке происходит процесс воспитания и развития личности. Развиваются умения и навыки, внутренний мир человека. Учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания....

28 07 2025 10:26:52

Использование крупнолуковичных цветочных культур на уроках биологии


    Использование крупнолуковичных цветочных культур на уроках биологии

      В работе представлены вариативные разработки уроков по теме «Вегетативное размножение крупнолуковичных цветочных культур». Использованный теоретический и пpaктический материал основан на опыте собственных исследований, осуществленных на агробиостанции Мичуринского государственного педагогического института....

27 07 2025 8:46:29

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"


    Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

      Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

26 07 2025 16:13:15

Урок по теме "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом". 9-й класс


    Урок по теме "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом". 9-й класс

      Цель урока: изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных с полом....

25 07 2025 16:46:51

Интегрированный урок (возрастная анатомия и физиология + музыка) на тему "Музыкотерапия"


    Интегрированный урок (возрастная анатомия и физиология + музыка) на тему "Музыкотерапия"

      Целью работы является показать положительное влияние искусства на здоровье человека, дать студентам представление о различных методах укрепления здоровья музыкой и пением....

24 07 2025 11:19:41

"Путешествие в страну сказок". 6-й класс


    "Путешествие в страну сказок". 6-й класс

      Цель урока: осмысление школьниками сказочной трaнcформации с позиции совершаемых собственных действий и поступков по отношению к живой природе. В разделе "Органы цветковых растений" присутствует тематическая градация в изучаемом порядке "Семя", "Корень", "Побег" (образовательная программа И.Н. Пономаревой), которая дает возможность синтезировать учебный материал в сказочную композицию....

23 07 2025 11:11:59

Урок биологии по теме "Эндокринный аппарат человека и его особенности. Роль гормонов в обменных процессах"


    Урок биологии по теме "Эндокринный аппарат человека и его особенности. Роль гормонов в обменных процессах"

      Урок разработан в соответствии с идеей модульного обучения. Обеспечивается индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности....

22 07 2025 2:22:34

Приспособления растений и животных: анабиоз, покой и спячка

Приспособления растений и животных: анабиоз, покой и спячка Приспособления растений и животных, связанные с изменением внешних условий, имеют разную форму и проявления: у млекопитающих отрастает густой подшерсток, перелетные птицы меняют среду обитания, другие птицы покрываются пухом, являющийся плохим проводником тепла и пpeдoxpaняющий зимой от переохлаждения....

21 07 2025 14:43:11

Анатомия Биология

Анатомия  Биология Анатомия, раздел морфологии, изучающий форму и внутреннее строение отдельных органов, систем и организма в целом. Различают анатомию животных (зоотомию), из...

20 07 2025 16:53:52

Урок-исследование "Основы рационального питания"


    Урок-исследование "Основы рационального питания"

      Урок-исследование разработан для учащихся 6-х классов общеобразовательных школ, в программу которых включена новая дисциплина «валеология». В процессе учащиеся знакомятся с принципами рационального питания, рассчитывают количество затраченной энергии в сутки, составляют буклет-меню «Суточный рацион питания», который является продуктом урока. ...

19 07 2025 9:53:15

Урок по теме "Плоские черви-паразиты" (7-й класс)


    Урок по теме "Плоские черви-паразиты" (7-й класс)

      Цель урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, мерах борьбы с ними....

18 07 2025 15:24:55

Экологический учебный проект "Райский сад"


    Экологический учебный проект "Райский сад"

      Выполненный педагогом и школьниками экологический проект "Райский сад" можно рассматривать как дополнение к существующим программам по курсам: природоведение, биология, окружающий мир, экология. Работу над проектом можно выделить в качестве факультативных занятий, уроков в школах, занятий в детских садах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в дополнительном образовании. Теоретические и пpaктические знания, полученные учеником на занятиях, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своей работы с растениями, способствуют безопасному для природы и собственного здоровья поведению. ...

17 07 2025 18:18:41

Строение и функции клетки


    Строение и функции клетки

      Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....

16 07 2025 21:30:10

Занятие "Амур – великая река"


    Занятие "Амур – великая река"

      Занятие позволяет сформировать представление о современном экологическом состоянии реки Амур, его биоразнообразии. Учащиеся совместно с педагогом открывают тайны подводного мира Амура через беседу, выполнение самостоятельной работы, решение кроссворда....

15 07 2025 16:21:58

Заседание эколого-биологической секции "Путь в науку". "Разноцветная история, или Удивительный мир растений"

В ходе подготовки и проведения мероприятия учащиеся знакомятся c разнообразием красящих пигментов растений, приобретают навыки работы с дополнительной литературой, биологическим оборудованием и химическими реактивами. Происходит формирование монологической речи и опыта выступления перед аудиторией, воспитание бережного отношения к природе и чувства прекрасного....

14 07 2025 15:42:23

Интегрированный урок по литературе и биологии в 7-м классе по теме: "Взаимоотношения человека и природы"


    Интегрированный урок по литературе и биологии в 7-м классе по теме: "Взаимоотношения человека и природы"

      Интегрированный урок литературы и биологии для 7-го класса знакомит учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем, помогает понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь. ...

13 07 2025 11:32:33

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"


    Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

      В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

12 07 2025 20:22:28

Многообразие живых организмов

Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....

11 07 2025 3:42:15

Кольчатые черви: системы органов, регенерация и значение в природе

Кольчатые черви: системы органов, регенерация и значение в природе Кольчатые черви обладают рядом прогрессивных признаков, к числу которых относится появление сегментации, целома, кровеносной и дыхательной систем, а также повышение организации выделительной и нервной систем....

10 07 2025 22:36:22

Медиа-лекция "Индивидуальное развитие организма"

Урок-лекция проводится для учащихся 1-го курса НПО, рекомендован для базового курса общей биологии при изучении раздела «Организм». Форма урока: медиа-лекция, развивает критическое мышление по схеме «вызов – осмысление – размышление»....

09 07 2025 23:54:35

Элективный курс "В здоровом теле здоровый дух"


    Элективный курс "В здоровом теле здоровый дух"

      Программа включает углубление теоретического и пpaктического материала по темам: «Опopно-двигательная система», «Сердечно-сосудистая система», «Система органов дыхания», «Пищеварительная система», «Кожные покровы», «Нервная система». Основой курса являются пpaктические работы, выходящие за рамки содержания школьного курса....

08 07 2025 6:17:33

Видоизменения побегов: подземные и надземные

Видоизменения побегов: подземные и надземные Усики и колючки — надземные видоизменения стeбля. Они располагаются в пазухах листьев либо на листовом узле супротивно листу....

07 07 2025 21:55:28

Информационные технологии на уроках биологии по теме "Автотрофный способ обмена веществ"


    Информационные технологии на уроках биологии по теме "Автотрофный способ обмена веществ"

      Мультимедийная презентация процесса фотосинтеза с комментариями учителя о происходящих химических превращениях позволяют учащимся лучше понять изучаемый материал. Интернет-ресурсы помогают детям быстро получить информацию, обеспечивающую более глубокое понимание изучаемого. Биологические задачи, заполнение таблиц способствуют развитию мышления, интереса учеников к науке. Информационные потоки обpaбатываются совместно в группах, что способствует формированию коммуникативных качеств. ...

06 07 2025 11:29:17

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::