Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий


Новое осмысление идей и методов своей деятельности

Образовательной технологией называют способ реализации предусмотренного учебной программой содержания, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающий достижение поставленных дидактических целей.

Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?

Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили. Народная мудрость гласит: “Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”. Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками.

В современной жизни, хаpaктеризующейся взрослыми требованиями к школьному образованию, особенно эффективны... дидактические технологии, относящиеся к развивающему обучению.

В пpaктике моей работы значительное место уделено деятельностному подходу к обучению, который включает проблемное преподавание, технологию поэтапного усвоения знаний и уровневую дифференциацию, развивающее обучение, игровые технологии, метод проектов, а также развитие творческой активности школьников.

Совершенствование урока по содержанию и по форме одна из задач учителя.

На уроке происходит процесс воспитания и развития личности. Развиваются умения и навыки, внутренний мир человека. Учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания.

Принцип активизации деятельности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. В некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

Уроки с использованием мультимедийного образовательного комплекса “Биология”, включающие материалы учебников, интеpaктивные тесты, видео фрагменты, фотографии, игры и т.п. В образовательных комплексах по биологии можно подобрать материал по изучаемой или обобщающей теме. Пример представлен рисунком 1.

Рисунок 1

При обобщении учебного материала необходимо обращать внимание на формирование системы знаний по биологии. Все это будет способствовать успешной подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ.

Игровые технологии. Их использование позволяет удовлетворить требования к современному уроку, сформировать предметные компетенции, изменить роль учителя на уроке.

Ориентация на личность ребенка предполагает такое построение учебного процесса, при котором в центре находится ученик, его познавательная, творческая деятельность.

На уроке имею возможность провести деловую игру с использованием проблем и материалов окружающей ученика действительности.

В роли могут выступать Морские биологи об экологии вод мирового океана, исследователи влияние хлора на обитателей аквариума, корреспонденты газеты “Тайны морей” (можно привлечь морских обитателей: рыб, медуз и др.)

Герои урока-игры рассказывают о том, что человек и окружающая среда- одна из самых острых проблем нашего века.

Помимо ролевых игр в реализации принципа связи обучения с жизнью велико значение и игровых ситуаций, например: “Ты агроном и составляешь план севооборота. Какие факторы должен учесть, чтобы получать хорошие урожаи?”

Можно развить ситуации для лесничего, фермера, пасечника, охотоведа, рыбинспектора, биолога.

Доказательство справедливости или ложности того или иного утверждения: Биологу – “Справедливы ли утверждения части жителей нашего края об опасности для здоровья человека, некоторых животных(пауков, мокриц, лягушек, жаб, гадюк, ужей и др.?)

Использование деловых дидактических игр и ситуаций оживляет процесс обучение, углубляет процесс познания, проявляет личностное отношение участников игры к тому или иному вопросу, той или иной роли.

Учащимся нравится необычность и занимательность таких игр.

Тестовая задача-игра “По дороге”.

Мы отправились в лес. Спешить некуда, погода стоит чудесная! По дороге можно познакомиться с миром растений. Легкий ветерок подхватывает зонтики одуванчика (___). Вдоль дороги по краю поля пшеницы (___) гoлyбеют васильки (___). Белый донник (___) занимает места, что повыше. На плохо обработанном участке поля желтеет сурепка (___). Выползают на дорогу гибкие стeбли гусиной лапки (___). Тысячелистник (___) красуется белыми и розовыми соцветиями. Дорога спешит в лес, где мы обязательно встретимся с пролеской (___), майником двулистным (___), чиной (___).

Эта задача предполагает два решения. В одном случае надо указать название семейства, к которому относится каждое названое в тексте растение, в другом назвать другие растения, принадлежащие к этому же семейству.

К дидактическим играм можно отнести ребусы и кроссворды.

Ролевая игра-путешествие может не только отражать сегодняшнюю действительность, но и быть путешествием в прошлые геологические эпохи. Так, при изучении в 6 классе на уроках ботаники былого расцвета папоротникообразных растений учащимся было предложено совершить путешествие в каменноугольный период с целью изучении флоры этой эпохи и исследование процесса образования каменного угля.

Ботаники рассказывали о древних растениях каменноугольного периода;

Зоологи – о животных в мрачном безмолвном лесу, где летали огромные стрекозы, по земле ползали насекомые, пауки и скорпионы;

Гидрологи – как многоводные реки вовремя разливов сносили упавшие деревья на мелководья, покрывали их илом и песком.

Под давлением наносов и воды деревья спрессовывались и за многие миллионы лет без доступа кислорода превращались в каменный уголь.

Внимательный экскурсовод комментировал события.

Это путешествие оказалось интересным для всех. Игра способствовала развитию самостоятельности, творчества, повысила интерес к ботанике, как науке, стимулировала интерес к исследовательской работе, к новым знаниям и умениям.

Можно совершить путешествие с целью изучения строения, местообитания, размножения и значения торфяного мха сфагнума и сделать остановки на станциях: географическая, исследовательская, историческая, промышленная, экологическая.

“Шутливая разминка”

Птица-кашевар – Сорока. Хитрый гриб – Лисичка. Солнечный макияж – Загар. Бабочка из шкафа – Моль. Рост змеи – Длина. Обувь с ресничками – Инфузория-туфелька. Мумия абрикоса – Курага. Нежный хищник – Ласка. Странный репей – Лопух. Прибор, через который амёба разглядывает людей – Микроскоп.

“И в шутку, и всерьёз”

Истина рождается в почках, семенах, спорах или побегах?

Одно из названий таксономических групп звучит так: школа, класс, звено или ученик?

Гены умеют нырять, тонуть, плавать или дрейфовать?

Отношение 1:10 хаpaктеризует правило экологического конуса, экологической пирамиды, экологического цилиндра или экологического параллелепипеда?

Какая из аббревиатур обозначает носителя энергии в живой клетке: АВС, ДЮЦ, АТФ или ДПС?

“Игра-разминка”

1) Углекислый газ, хлорофилл, вода, глюкоза (фотосинтез)

2) Двойная спираль, водородные связи, полинуклеотид (ДНК)

3) Белки, липиды, избирательная проницаемость (мембрана)

4) Ароморфоз, дегенерация, идиоадаптация (направления прогрессивной эволюции)

5) Профаза, метафаза, анафаза, телофаза (митоз).

“Моделирование”

Создание всевозможных моделей изучаемых систем, графических рисунков, схем обеспечивает использование дополнительной информации, выходящей за рамки, предусмотренные учебной программой.

Например:

1. Создать схему опopного конспекта по темам: “Бесполое размножение”, “Эукариотическая клетка”, “Строение белков”.

2. Сделать рисунок к темам: “Бионика”, “Экология”, “Красота – как биологическая целесообразность”, “Здоровый образ жизни”.

3. Придумать биологические задачи по темам “Генетика”, “Молекулярная генетика”.

4. Составить цифровой диктант по изучаемой теме.

5. Создать компьютерную рекламу, социального содержания: в защиту исчезающего вида, для владельцев собак в черте города.

6. Собрать, оформить и описать коллекцию лишайников.

7. Составить и оформить краткий путеводитель-справочник по природным ресурсам местности с рисунками или фотографиями.

Включение элементов занимательности в учебный процесс вызывает эмоциональную увлеченность в развитии познавательного интереса; повышение мотивации к учебным занятиям; развитие навыков самооценки и взаимооценки.

Межпредметные связи – одно из важнейших дидактических условий, способствующих формированию научного мировоззрения, развитию диалектического метода мышления. Преподавание биологии с использованием материалов по физике и химии позволяет объяснить учащимся взаимосвязь физико-химических и биологических процессов, раскрыть условия осуществления биологических функций в организме, познакомить учащихся с комплексными проблемами современного общества, такими как “человек и природа”.

Решая задачи межпредметного содержания, учащиеся не только приобретают и совершенствуют пpaктические умения и навыки, но и учатся выявлять и самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и процессами, протекающими в природе. При этом создаются благоприятные условия для осмысленного понимания факторов, законов, теорий, общих для цикла естественных дисциплин. Кроме того, происходит конкретизация и углубление ранее приобретенных знаний по физике и биологии.

Межпредметные задачи на уроках биологии.

Задача 1: К какому физическому явлению мы обязаны тем, что можем ощущать многие запахи, например, нежный аромат цветов?

Ответ: В состав нектара, находящегося в цветке, кроме сахаров, органических и минеральных веществ, входят сложные и простые эфиры. Именно они придают цветкам специфический аромат, привлекающий к себе насекомых. Испарение этих эфиров, их диффузия в воздух обуславливают аромат этих растений.

Задача 2: С давних про пауки-тенетки зарекомендовали себя хорошими синоптиками. Объяснить, почему?

Ответ: Паутина очень гигроскопична и потому чувствительна к содержанию водяных паров в воздухе. При повышении концентрации водяных паров в воздухе пауки сразу же реагируют на это, прячась в своем укрытии.

Задача 3: Как кашалоты находят добычу?

Ответ: Кашалоты издают звуки и, анализируя это, находят добычу. В отличие от дельфинов, кашалот буквально оглушает жертву своими сигналами. Тихие пощелкивания и частые громкие звуки используются с помощью органа в передней части головы, формируя в воде короткие волны давления, способные ошеломить и даже убить животное. Охотясь на кальмаров, в том числе гигантских – самых крупных в мире беспозвоночных, - кашалот ныряет на глубину до 2500 метров. Своими звуками он обездвиживает кальмара и заглатывает его. В желудке кашалотов находили целых кальмаров длиной 12 метров.

Задача 4: Как рыбы побеждают кристаллизацию?

Ответ: В насыщенных солью водах Антарктиды обитают более 260 видов рыб. Как же рыбы побеждают кристаллизацию? Секрет кроется в особом белке крови, действующем как природный антифриз. Благодаря ему кровь рыбы не замерзает при температуре до -2,5?С. Многие другие виды рыб можно назвать “переохлажденными”, их кровь остается жидкой благодаря содержанию в ней гликопептидов, препятствующих процессу кристаллизации.

Задача 5: Почему человек не может предсказать наступление шторма?

Ответ: Слуховой анализатор человека может улавливать звуковые колебания с частотой от 16 до 20000 Гц, а инфразвуки имеют частоту 8 – 13 Гц. Это значит, что человеческое ухо просто не воспринимает инфразвуки, которые предшествуют шторму. Однако инфразвуки способны слышать некоторые животные, например, медузы. Они уверенно воспринимают инфразвуковые волны с частотой 8 – 13 Гц, возникающие при шторме в результате взаимодействия потоков воздуха с гребнями морских волн. Достигая медуз, эти волны заранее (примерно за 15 часов) “предупреждают” их о приближающемся шторме. Известны лишь редчайшие случаи, когда некоторые жители побережий обладают исключительной способностью воспринимать инфразвуки и чувствовать уменьшение атмосферного давления (другой признак приближающегося шторма) и на этой основе предсказывать приближение шторма.

Физические величины. Их измерение.

95% поверхности кожи человека покрыто волосами (волос нет только на губах, стопах ног и ладонях рук). Сухой волос на 97% состоит из белка (кератина) и на 3% из воды. Плотность волоса 1,3 г/см2. кожный покров головы взрослого человека имеет 100 – 140 тыс. волосяных фолликулов, но не из каждого растет волос. Общее количество волос (в среднем) на голове: у блондинов 140 тыс., у шатенов 110 тыс., у брюнетов 100 тыс., у рыжих 90 тыс. На макушке насчитывается в среднем 300 – 320 волос на 1 см2, на затылке и лбу – около 240, на каждой брови – около 700 волосков, на веке – около 80 ресниц. Общая площадь поверхность волос взрослого человека (при длине 20 см) составляет 6 м2

В сутки волос вырастает примерно на 0,35 мм, за месяц – на 1 см, за год – на 12 см (масса волос увеличивается на 0,2 г в день, на 6 г в месяц и на 72 г в год). Соответственно всего на голове взрослого человека в день вырастает 35 м волоса, за месяц – 1,1 км, а за год 13 км. Возраст волоса длиной 13 см соответственно равен году. Волос длиной 1 м должен расти 8 лет. Таким образом, мужчина, ни разу в жизни не побывавший у парикмахера, теоретически мог бы иметь волосы длиной 9,2 м, а женщина - длиной 10,2 м. Однако по достижении определенной длины рост волос прекращается. Мировой рекорд длины волос равен 7,93 м.

Скорости движения в животном мире (максимальные), км/ч

Животные Скорость, км/ч Животные Скорость, км/ч
Насекомые Млекопитающие
Бабочка-бражник 54 Антилопа гну 80
Майский жук 11 Волк 55 – 60
Муха 18 Джейран 95
Муха-слепень 54 Гепард 112
Пчела 25 Жираф 51
Стрекоза 36 Заяц-русак 60
Шмель 18 Кенгуру 48
Рыбы Лев 65
Акула 40 Лось 47
Дельфин-афалина 54 Лошадь скаковая 46
Кит-полосатик 38 – 40 Медведь 40
Меч-рыба 80 Слон африканский 40
Тунец 80 Черепаха 0,5
Птицы Птицы
Воробей 35 Скворец 45
Ворона 25 – 32 Сокол 64 – 77
Гoлyбь 60 Страус африканский 80
Грач 41 Эму 50
Ласточка 54 – 63 Ястреб-перепелятник 31 – 45

Развитие познавательного интереса, предметных компетенций напрямую связано с деятельностью и творческой активностью учащихся.

В периодической печати появилась информация: Биологи всего мира назвали 24 самых странных и самых удивительных земных созданий... При распределении мест оценивались внешность и хаpaктер, навыки и умения. Кто эти удивительные создания? И начался поиск. Представляем их вашему вниманию. (Презентация этих удивительных животных).

Международная группа из трех тысяч биологов, составляющая единый каталог всех живых организмов, сообщила, что число видов в списке достигло миллиона. Перепись живого, включающая виды вирусов, бактерий, грибов, низших и высших растений и животных началась в 2000 году. К этому времени, по оценкам специалистов, в списке наберется примерно 1 750 000 видов. Вымершие организмы не учитываются.

Ученые Российской академии наук разработали проект “Флора России” - создание описательной сводки растений, произрастающих на территории нашей страны. В новой “Флоре России” будет содержаться не только точная хаpaктеристика видов, но и информация об их расселении. Предлагаемый объем “Флоры России” - 25 томов. (По материалам периодической печати).

Информационные технологии традиционно используются в системе среднего и высшего профессионального образования в качестве средства передачи информации и обучения школьников. Они открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают новые возможности для творчества.

Важную роль в организации усвоения учебного материала школьниками на уроках биологии играет овладение ими приемами пpaктической и исследовательской деятельности, для этого я использую проект.

Так родился проект 7 чудес моей малой Родины. Цель которого – собрать как можно больше информации о нашем Севере и привлечь другие учебные предметы географию, историю, экологию, химию. (Презентация семи чудес моей малой Родины).

Работа над проектом будет проходить успешно, если придерживаться следующих принципов:

Значимость проекта – учащиеся выполняют исследования, если оно востребовано, актуально.

Увлеченность – чтобы зажечь своих учеников, надо гореть самому.

Успехуспешные выступления учащихся с докладами о своих исследованиях притягивают к работе учеников 5-7 кл.

Раскрытие личности – надо помочь подростку осознать его роль в обществе, помочь выбрать правильную дорогу жизни.

Сопричастность – развивать желание помочь братьям меньшим и растениям.

Гордость за свою малую Родину и за свою страну.

Внеклассная работа – это одна из форм биологического образования.

Основные задачи внеклассных занятий – создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в них романтики и творчества.

В любом случае первые слова к вам будут одинаковы: добро пожаловать в чудесный мир растений, нашедших себе вторю родину под крышами наших домов. Это, прежде всего, мир прекрасных форм и запахов. Это обилие теплых тонов, которыми так бедна северная природа. Это буйство зелени в самый бесцветный зимний период, когда до весны еще так далеко! Это, наконец, мир верных комнатных докторов, врачующих нас ежедневно и ежечасно одним лишь своим присутствием.

Преданные и бессловесные зелены друзья, растения платят нам своеобразной взаимностью за любое внимательно отношение к ним. Потребность создать зеленый уголок у себя дома или в школе свойственно всем. Любовь к растениям это не просто увлечение, это еще и возможность пополнить свои знания о живой природе, о ее проблемах и законах.

Комнатные растения традиционно применяются при изучении биологии, для этого создан справочник “Комнатное цветоводство”, где можно получить информацию о растениях, способах пересадки, поливе и т.д. (Презентация комнатных растений).

Природа бесконечно разнообразна, и, значит, мы всегда будем иметь возможность творить прекрасный и переменчивый зеленый мир нашего дома.

Современные педагогические технологии, такие как игровые, активные методы обучения, проблемное, компьютерное обучение, информационные технологии, помогают реализовать личностно ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей и формирования предметных компетенций.

И в заключении. Чем выше активность и благоприятные условия для учителя, тем длиннее и активней творческий период, тем шире возможности проявления собственных способностей и творческого воздействия на мир своей профессии.

Слагаемые успеха, без которых невозможно решить проблемы обучения, воспитания и развития ребёнка.

Путь к успешности профессиональной деятельности.

Уважаемые коллеги! Умейте понимать ученика, не впадайте в гнев. Умейте отвлечься от забот на время. Не предъявляйте чрезмерные требования к окружающим. Иногда нужно и уступить. Нельзя быть во всем совершенным. Больше движений! Ваше здоровье – пример для здоровья детей. Будьте терпеливы, требовательны, но и снисходительны. Имейте хобби. Будьте всегда в хорошем настроении, с чувством юмора. Любовь и нежность – лучшее средство против старения. Имейте свою точку зрения. Заряжайтесь физической энергией. Будьте щедры на похвалу. Не уставайте делать добро. Не жалуйтесь родителям: дисциплина и успеваемость класса – дело вашей профессиональной компетентности. Время от времени балуйте себя. Улыбайтесь!


Использование разнообразных форм контроля на разных этапах урока. Урок в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мыщц"


    Использование разнообразных форм контроля на разных этапах урока. Урок в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мыщц"

      Контроль знаний и умений является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. На уроке в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мышц" я использую разнообразные формы контроля: тестовые задания, работу с объектами (скелет), индивидуальные задания с использованием немых таблиц, что позволяет диагностировать достижение задач учебно-познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока....

19 05 2022 3:26:46

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы воздействия на организмы


    Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы воздействия на организмы

      Урок предполагает использование презентации, которую можно дополнить видеофильмами по своему усмотрению, что повысит заинтересованность обучающихся. Презентация может быть использована как для сопровождения рассказа учителя, так и как самостоятельное средство обучение....

18 05 2022 15:13:24

Обобщающий урок по биологии по теме "Покрытосеменные растения"


    Обобщающий урок по биологии по теме "Покрытосеменные растения"

      Урок обобщает и закрепляет знания учащихся по теме «Покрытосеменные растения»....

17 05 2022 19:41:45

Брейн-ринг "Знатоки естествознания"


    Брейн-ринг "Знатоки естествознания"

      Мероприятие направлено на развитие познавательного интереса к биологии и географии через решения нестандартных заданий и вопросов. Форма мероприятия развивает коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся, чувство коллективизма....

16 05 2022 5:37:34

Урок на тему "Вирусы. Клеточные формы жизни"

У учащихся формируется представление о вирусах, как неклеточных формах жизни. Изучаются особенности жизнедеятельности и классификация вирусов; гипотезы происхождения вирусов....

15 05 2022 0:36:27

"Круги кровообращения"


    "Круги кровообращения"

      Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....

14 05 2022 12:14:37

Обобщающий урок биологии по теме "Класс рыбы" "Что? Где? Когда?"


    Обобщающий урок биологии по теме "Класс рыбы" "Что? Где? Когда?"

      Обобщающий урок в форме игры имеет важное значение для успешности усвоения материала. Обстановка игры, непринужденное общение, возможность показать и утвердить себя в коллективе и плавать как рыба в воде, показывая свои знания – все это повышает роль эмоционального фактора. Благодаря этому легко воспроизводятся знания, которые были приобретены ранее....

13 05 2022 21:27:39

Урок: "Отделы растений"


    Урок: "Отделы растений"

      Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

12 05 2022 6:42:46

Использование метода проектов и информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок-презентация "Реализация наследственной информации в клетке"


    Использование метода проектов и информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок-презентация "Реализация наследственной информации в клетке"

      Урок изучения нового материала проводится в 11-м классе с универсальным профилем. В работе показано, как можно использовать собственные программные продукты – мультимедийные презентации, а также, созданные на основе проектной деятельности учащихся....

11 05 2022 8:20:29

"Полиморфный тест. Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система". Тест для 8-го класса, текущего или тематического контроля


    "Полиморфный тест. Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система". Тест для 8-го класса, текущего или тематического контроля

      Предлагается 2 варианта теста по общей биологии, содержащего различные формы заданий....

10 05 2022 22:28:16

Урок в 11-м классе "Биотические факторы среды"


    Урок в 11-м классе "Биотические факторы среды"

      На занятии используются проблемные вопросы и задания, построенные на содержании учебного материала, учитель тем самым способствует развитию проблемного мышления у школьников. Учебный материал разбивается на 3–4 части, к которым конструируются проблемные задания. Урок становится ярче, если используются компьютерные технологии, урок помогает учащимся овладевать новыми способами поиска информации. ...

09 05 2022 22:20:50

Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"


    Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"

      Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....

08 05 2022 13:27:47

Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника


    Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника

      Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

07 05 2022 0:25:17

Урок биологии по теме "Бактерии – незримые и вездесущие"


    Урок биологии по теме "Бактерии – незримые и вездесущие"

      Данный конспект необходимо сочетать с презентацией к уроку. Презентацию по ботанике, можно использовать как дополнение на уроке по теме "Бактерии" Большое количество иллюстраций помогают составить целостное представление об особенностях строения и жизнедеятельности бактериальной клетки, разнообразии бактерий и их значении в природе и в жизни человека....

06 05 2022 20:58:45

Интеллектуальная игра (7-й класс)


    Интеллектуальная игра (7-й класс)

      Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

05 05 2022 6:58:43

Урок по теме "Минералы"


    Урок по теме "Минералы"

      В статье приведен урок природоведения в 5-м классе по изучению нового материала с использованием набора минералов, таблиц по географии, схемы "Круговорот горных пород", справочных материалов, индивидуальных дифференцированных карточек, презентации к уроку....

04 05 2022 7:39:12

Программа факультативного курса для учащихся 6-х классов "Биология растений, грибов, лишайников"


    Программа факультативного курса для учащихся 6-х классов "Биология растений, грибов, лишайников"

      Факультативный курс предназначен для учеников 6-го класса. Материал, знание которого необходимо для сдачи ЕГЭ по биологии, включен в программу данного курса (строение и химический состав клетки, строение растительных тканей, внутреннее строение стeбля и корня, циклы развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений). Предусмотрено выполнение пpaктических работ и проведение экскурсий....

03 05 2022 16:38:51

Дыхание и кровообращение животных Биология

Дыхание и кровообращение животных  Биология Животные получают необходимый им кислород из атмосферы или воды, в которой он растворен. Поэтому их органы дыхания разнообразны. Связь органов дыхания со всеми...

02 05 2022 18:20:50

Урок-экскурсия в 7-м классе по теме "Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-экскурсия в 7-м классе по теме "Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Цель урока: выявление хаpaктерных признаков и черт приспособленности парнокопытных и непарнокопытных к среде обитания. Урок по игровой методике существенно повышает интерес учащихся к предмету, позволяет им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса и любви к изучаемому предмету. ...

01 05 2022 12:36:29

Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии


    Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

      В современном обществе для системы образования все более хаpaктерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности....

30 04 2022 13:50:18

Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"


    Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"

      Использование информационных технологий на уроке позволяет расширить и разнообразить его содержание, сделать более наглядным и интересным, повысить качество образования, способствует развитию интереса к предмету....

29 04 2022 0:18:14

Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс


    Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс

      Метеорологические наблюдения ведутся в России с первой половины XVIII в. В связи с надвигающимся на планету глобальным потеплением изучение в средней школе состояния и изменения погодных условий сегодня особенно актуально. Соединить наилучшим образом теорию и пpaктику метеорологических наблюдений возможно путем выполнения учащимися соответствующей пpaктической работы, а также с помощью встреч с профессионалами-метеорологами....

28 04 2022 6:10:25

Эры и периоды в развитии жизни на Земле

Эры и периоды в развитии жизни на Земле Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....

27 04 2022 1:55:46

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

26 04 2022 6:39:23

Проводящие ткани ЕГЭ biologia's Blog

Проводящие ткани  ЕГЭ biologia's Blog Проводящие ткани являются сложными, так как они состоят из нескольких типов клеток, их структуры, имеют вытянутую (трубчатую) форму, пронизаны многочисленными порами. Наличие отверстий на торцевых …...

25 04 2022 16:38:23

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

24 04 2022 6:34:33

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Путешествие в мир Покрытосеменных"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Путешествие в мир Покрытосеменных"

      Разработка предлагает проведение нестандартного урока в виде смотра конкурса знаний учащихся по ранее изученному разделу «Классификация растений». Урок можно проводить в одном классе, но пройдет он интереснее, если задействовать всю параллель 6-х классов. Разнообразные конкурсы и задания вносят оживление и эмоциональную окраску в учебный процесс и помогают поддерживать интерес к изучению биологии....

23 04 2022 19:34:28

Среда обитания и экологические факторы


    Среда обитания и экологические факторы

      Цель и задачи урока: закрепить понятия "среда обитания", "экология", "экологические факторы", "связи живого и неживого"; усвоить роли среды обитания в жизни организмов; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, умения определять хаpaктерные признаки животных в связи со средой обитания; воспитывать познавательный интерес к предмету....

22 04 2022 13:30:38

Интеллектуальная игра "Биопол"


    Интеллектуальная игра "Биопол"

      Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разpaбатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....

21 04 2022 0:29:30

Урок биологии на тему "Многообразие и значение насекомых"


    Урок биологии на тему "Многообразие и значение насекомых"

      Урок формирует представления учащихся о разнообразии насекомых, об особенностях их строения и жизнедеятельности. Они учатся различать представителей различных отрядов насекомых....

20 04 2022 7:16:46

Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"


    Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"

      Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....

19 04 2022 4:13:51

Урок биологии по теме "Современная теория возникновения жизни на Земле — гипотеза А.И. Опарина — Дж.Холдейна"


    Урок биологии по теме "Современная теория возникновения жизни на Земле — гипотеза А.И. Опарина — Дж.Холдейна"

      Урок является своеобразным экскурсом в историю развития взглядов на проблему происхождения жизни. Более детально изучается современная теория происхождения жизни на Земле — гипотеза А.И. Опарина — Дж. Бернала, в соответствии с которой жизнь возникла естественным путем из неорганической материи. ...

18 04 2022 22:19:11

"Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"


    "Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"

      Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...

17 04 2022 21:40:59

Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Питание и пищеварение"


    Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Питание и пищеварение"

      При подготовке к уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание подготовить сообщения о роли питательных веществ для организма человека, этапах пищеварения и значении кулинарной обработке пищи. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение урока. ...

16 04 2022 5:14:42

Программа по биологии. 6–9-й классы


    Программа по биологии. 6–9-й классы

      Программа основного общего образования по биологии включает пояснительную записку, тематическое и поурочно-тематическое планирование. Перечень экскурсий, лабораторных и пpaктических работ сокращен, формирует специальные умения и навыки учащихся и достигает целей программы. Часть работ проводится демонстрационно и не оценивается....

15 04 2022 20:29:52

Урок по теме: "Семейство злаковых или мятликовые"


    Урок по теме: "Семейство злаковых или мятликовые"

      Данный урок разработан по программе Сонина Н.И "Многообразие живых организмов", но может быть использован и при работе по другим учебным пособиям. Урок проводится в 7-м классе. В конспекте урока подробно указано методическое обеспечение к уроку, описаны все этапы урока. Для успешного проведения урока необходимо использовать компьютерную презентацию, выполненную в программе Power Point. ...

14 04 2022 20:19:18

Урок-конференция "Биоразнообразие рыб, их образ жизни, поведение"


    Урок-конференция "Биоразнообразие рыб, их образ жизни, поведение"

      Раскрывается взаимосвязь среды обитания рыб и их поведения в мировом океане. Расширяется кругозор учащихся о многообразии рыб....

13 04 2022 1:47:28

Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют paкушки"


    Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют paкушки"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Целью урока является обобщение знаний о моллюсках, их роли в природе, развитие коммуникативных способностей учащихся через творческую работу. Каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность, так как на уроке есть поиск, анализ, презентации. ...

12 04 2022 8:40:32

Урок-модуль "Генетика и медицина"


    Урок-модуль "Генетика и медицина"

      Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....

11 04 2022 1:27:50

Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"

      Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....

10 04 2022 8:54:36

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Загадки природы"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Загадки природы"

      Урок с использованием SMART Вoard, целью которого: обобщение и систематизация материала по теме «Тела живой и неживой природы», формирование общебиологических понятий – признаки живых организмов, наука биология; формирование экологических понятий – расселение живых организмов в разных средах обитания. Развитие умения логически мыслить, работать с рисунками учебника и доской SMART Board; формирование устной предметной речи и развитие умения выделять главное. Воспитание чувства бережного отношения к природе и чувства уважительного отношения к одноклассникам. ...

09 04 2022 0:57:33

Устный журнал "Важнейшие зерновые сельскохозяйственные культуры"


    Устный журнал "Важнейшие зерновые сельскохозяйственные культуры"

      Проведение устных журналов, где учащимся приходится самим готовить материал, презентации к нему, составлять и решать задачи, отстаивать свою точку зрения – это один из возможных вариантов активизации деятельности учащихся. Данный журнал может быть использован на уроках географии, биологии, истории или как звено в цепочке внеурочных мероприятиях, посвященных истории развития знаний о селекции растений и великих селекционерах....

08 04 2022 22:47:58

Урок биологии в 6-м классе по теме "Природные сообщества"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Природные сообщества"

      Визитной карточкой нашего села является сосновый бор. Представленная разработка урока позволяет сформировать определенные биологические понятия на примере природного сообщества «Сосновый бор», что способствует воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края....

07 04 2022 21:59:29

Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"


    Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"

      Урок биологии для 6-го класса представлен в форме игры по станциям с широким использованием эксперимента, групповой работы, содержит элементы проблемного обучения. Полное описание опытов, включение в урок текста дополнительного материала позволит вам легко провести такой урок в своём классе. ...

06 04 2022 19:43:47

Игра как средство интеpaктивного обучения


    Игра как средство интеpaктивного обучения

      Широкое использование ИКТ позволяет создавать интересные, предметные и межпредметные игры. В интегрированной игре «Знакомые незнакомцы» учащиеся пытались проникнуть в тайну «имянаречения». Ребята использовали Интернет, программы для оформления отчета, что способствовало формированию у них более высокого уровня навыков самостоятельной работы, умений ориентироваться в бурном потоке информации, позволило проявить свой творческий и интеллектуальный потенциал. ...

05 04 2022 20:50:25

Интеллектуальная игра (7-й класс)


    Интеллектуальная игра (7-й класс)

      Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

04 04 2022 17:11:51

Голос – уникальный дар человека


    Голос – уникальный дар человека

      Человек пользуется голосом столько, сколько сам существует на земле, и достиг в искусстве владение им необыкновенного совершенства! Голос - метод идентификации личности, аналогично отпечаткам пальцев. Урок содержит материал об анатомическом образования голоса, раскрывает механизмы образования голоса, методики лечения голосового расcтройства, вопросы профилактики сохранения голоса....

03 04 2022 16:52:25

Урок-игра "Визит к врачу" (Гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения)


    Урок-игра "Визит к врачу" (Гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения)

      Каждый человек сталкивается с необходимостью использовать элементарные школьные знания. Но держать их все в голове невозможно, со временем навыки и информация забываются. Компетентностный подход в образовании позволит решить эту проблему. Выбирать нужную информацию из предложенного, делать правильные выводы – вот в чем сущность компетентностного подхода....

02 04 2022 21:32:45

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.


    Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

      Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....

01 04 2022 13:48:37

Урок по теме "Экологические факторы и их влияние на живые организмы". 5-й класс


    Урок по теме "Экологические факторы и их влияние на живые организмы". 5-й класс

      Урок по УМК Пасечника В.В. Планируемые результаты обучения: учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы; развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника; формируются элементы экологической культуры. Деятельность учащихся: работа с видеофильмом, текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками....

31 03 2022 23:59:35

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::