Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий


    Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий

Новое осмысление идей и методов своей деятельности

Образовательной технологией называют способ реализации предусмотренного учебной программой содержания, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающий достижение поставленных дидактических целей.

Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?

Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили. Народная мудрость гласит: “Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”. Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками.

В современной жизни, хаpaктеризующейся взрослыми требованиями к школьному образованию, особенно эффективны... дидактические технологии, относящиеся к развивающему обучению.

В пpaктике моей работы значительное место уделено деятельностному подходу к обучению, который включает проблемное преподавание, технологию поэтапного усвоения знаний и уровневую дифференциацию, развивающее обучение, игровые технологии, метод проектов, а также развитие творческой активности школьников.

Совершенствование урока по содержанию и по форме одна из задач учителя.

На уроке происходит процесс воспитания и развития личности. Развиваются умения и навыки, внутренний мир человека. Учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания.

Принцип активизации деятельности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. В некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

Уроки с использованием мультимедийного образовательного комплекса “Биология”, включающие материалы учебников, интеpaктивные тесты, видео фрагменты, фотографии, игры и т.п. В образовательных комплексах по биологии можно подобрать материал по изучаемой или обобщающей теме. Пример представлен рисунком 1.

Рисунок 1

При обобщении учебного материала необходимо обращать внимание на формирование системы знаний по биологии. Все это будет способствовать успешной подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ.

Игровые технологии. Их использование позволяет удовлетворить требования к современному уроку, сформировать предметные компетенции, изменить роль учителя на уроке.

Ориентация на личность ребенка предполагает такое построение учебного процесса, при котором в центре находится ученик, его познавательная, творческая деятельность.

На уроке имею возможность провести деловую игру с использованием проблем и материалов окружающей ученика действительности.

В роли могут выступать Морские биологи об экологии вод мирового океана, исследователи влияние хлора на обитателей аквариума, корреспонденты газеты “Тайны морей” (можно привлечь морских обитателей: рыб, медуз и др.)

Герои урока-игры рассказывают о том, что человек и окружающая среда- одна из самых острых проблем нашего века.

Помимо ролевых игр в реализации принципа связи обучения с жизнью велико значение и игровых ситуаций, например: “Ты агроном и составляешь план севооборота. Какие факторы должен учесть, чтобы получать хорошие урожаи?”

Можно развить ситуации для лесничего, фермера, пасечника, охотоведа, рыбинспектора, биолога.

Доказательство справедливости или ложности того или иного утверждения: Биологу – “Справедливы ли утверждения части жителей нашего края об опасности для здоровья человека, некоторых животных(пауков, мокриц, лягушек, жаб, гадюк, ужей и др.?)

Использование деловых дидактических игр и ситуаций оживляет процесс обучение, углубляет процесс познания, проявляет личностное отношение участников игры к тому или иному вопросу, той или иной роли.

Учащимся нравится необычность и занимательность таких игр.

Тестовая задача-игра “По дороге”.

Мы отправились в лес. Спешить некуда, погода стоит чудесная! По дороге можно познакомиться с миром растений. Легкий ветерок подхватывает зонтики одуванчика (___). Вдоль дороги по краю поля пшеницы (___) гoлyбеют васильки (___). Белый донник (___) занимает места, что повыше. На плохо обработанном участке поля желтеет сурепка (___). Выползают на дорогу гибкие стeбли гусиной лапки (___). Тысячелистник (___) красуется белыми и розовыми соцветиями. Дорога спешит в лес, где мы обязательно встретимся с пролеской (___), майником двулистным (___), чиной (___).

Эта задача предполагает два решения. В одном случае надо указать название семейства, к которому относится каждое названое в тексте растение, в другом назвать другие растения, принадлежащие к этому же семейству.

К дидактическим играм можно отнести ребусы и кроссворды.

Ролевая игра-путешествие может не только отражать сегодняшнюю действительность, но и быть путешествием в прошлые геологические эпохи. Так, при изучении в 6 классе на уроках ботаники былого расцвета папоротникообразных растений учащимся было предложено совершить путешествие в каменноугольный период с целью изучении флоры этой эпохи и исследование процесса образования каменного угля.

Ботаники рассказывали о древних растениях каменноугольного периода;

Зоологи – о животных в мрачном безмолвном лесу, где летали огромные стрекозы, по земле ползали насекомые, пауки и скорпионы;

Гидрологи – как многоводные реки вовремя разливов сносили упавшие деревья на мелководья, покрывали их илом и песком.

Под давлением наносов и воды деревья спрессовывались и за многие миллионы лет без доступа кислорода превращались в каменный уголь.

Внимательный экскурсовод комментировал события.

Это путешествие оказалось интересным для всех. Игра способствовала развитию самостоятельности, творчества, повысила интерес к ботанике, как науке, стимулировала интерес к исследовательской работе, к новым знаниям и умениям.

Можно совершить путешествие с целью изучения строения, местообитания, размножения и значения торфяного мха сфагнума и сделать остановки на станциях: географическая, исследовательская, историческая, промышленная, экологическая.

“Шутливая разминка”

Птица-кашевар – Сорока. Хитрый гриб – Лисичка. Солнечный макияж – Загар. Бабочка из шкафа – Моль. Рост змеи – Длина. Обувь с ресничками – Инфузория-туфелька. Мумия абрикоса – Курага. Нежный хищник – Ласка. Странный репей – Лопух. Прибор, через который амёба разглядывает людей – Микроскоп.

“И в шутку, и всерьёз”

Истина рождается в почках, семенах, спорах или побегах?

Одно из названий таксономических групп звучит так: школа, класс, звено или ученик?

Гены умеют нырять, тонуть, плавать или дрейфовать?

Отношение 1:10 хаpaктеризует правило экологического конуса, экологической пирамиды, экологического цилиндра или экологического параллелепипеда?

Какая из аббревиатур обозначает носителя энергии в живой клетке: АВС, ДЮЦ, АТФ или ДПС?

“Игра-разминка”

1) Углекислый газ, хлорофилл, вода, глюкоза (фотосинтез)

2) Двойная спираль, водородные связи, полинуклеотид (ДНК)

3) Белки, липиды, избирательная проницаемость (мембрана)

4) Ароморфоз, дегенерация, идиоадаптация (направления прогрессивной эволюции)

5) Профаза, метафаза, анафаза, телофаза (митоз).

“Моделирование”

Создание всевозможных моделей изучаемых систем, графических рисунков, схем обеспечивает использование дополнительной информации, выходящей за рамки, предусмотренные учебной программой.

Например:

1. Создать схему опopного конспекта по темам: “Бесполое размножение”, “Эукариотическая клетка”, “Строение белков”.

2. Сделать рисунок к темам: “Бионика”, “Экология”, “Красота – как биологическая целесообразность”, “Здоровый образ жизни”.

3. Придумать биологические задачи по темам “Генетика”, “Молекулярная генетика”.

4. Составить цифровой диктант по изучаемой теме.

5. Создать компьютерную рекламу, социального содержания: в защиту исчезающего вида, для владельцев собак в черте города.

6. Собрать, оформить и описать коллекцию лишайников.

7. Составить и оформить краткий путеводитель-справочник по природным ресурсам местности с рисунками или фотографиями.

Включение элементов занимательности в учебный процесс вызывает эмоциональную увлеченность в развитии познавательного интереса; повышение мотивации к учебным занятиям; развитие навыков самооценки и взаимооценки.

Межпредметные связи – одно из важнейших дидактических условий, способствующих формированию научного мировоззрения, развитию диалектического метода мышления. Преподавание биологии с использованием материалов по физике и химии позволяет объяснить учащимся взаимосвязь физико-химических и биологических процессов, раскрыть условия осуществления биологических функций в организме, познакомить учащихся с комплексными проблемами современного общества, такими как “человек и природа”.

Решая задачи межпредметного содержания, учащиеся не только приобретают и совершенствуют пpaктические умения и навыки, но и учатся выявлять и самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и процессами, протекающими в природе. При этом создаются благоприятные условия для осмысленного понимания факторов, законов, теорий, общих для цикла естественных дисциплин. Кроме того, происходит конкретизация и углубление ранее приобретенных знаний по физике и биологии.

Межпредметные задачи на уроках биологии.

Задача 1: К какому физическому явлению мы обязаны тем, что можем ощущать многие запахи, например, нежный аромат цветов?

Ответ: В состав нектара, находящегося в цветке, кроме сахаров, органических и минеральных веществ, входят сложные и простые эфиры. Именно они придают цветкам специфический аромат, привлекающий к себе насекомых. Испарение этих эфиров, их диффузия в воздух обуславливают аромат этих растений.

Задача 2: С давних про пауки-тенетки зарекомендовали себя хорошими синоптиками. Объяснить, почему?

Ответ: Паутина очень гигроскопична и потому чувствительна к содержанию водяных паров в воздухе. При повышении концентрации водяных паров в воздухе пауки сразу же реагируют на это, прячась в своем укрытии.

Задача 3: Как кашалоты находят добычу?

Ответ: Кашалоты издают звуки и, анализируя это, находят добычу. В отличие от дельфинов, кашалот буквально оглушает жертву своими сигналами. Тихие пощелкивания и частые громкие звуки используются с помощью органа в передней части головы, формируя в воде короткие волны давления, способные ошеломить и даже убить животное. Охотясь на кальмаров, в том числе гигантских – самых крупных в мире беспозвоночных, - кашалот ныряет на глубину до 2500 метров. Своими звуками он обездвиживает кальмара и заглатывает его. В желудке кашалотов находили целых кальмаров длиной 12 метров.

Задача 4: Как рыбы побеждают кристаллизацию?

Ответ: В насыщенных солью водах Антарктиды обитают более 260 видов рыб. Как же рыбы побеждают кристаллизацию? Секрет кроется в особом белке крови, действующем как природный антифриз. Благодаря ему кровь рыбы не замерзает при температуре до -2,5?С. Многие другие виды рыб можно назвать “переохлажденными”, их кровь остается жидкой благодаря содержанию в ней гликопептидов, препятствующих процессу кристаллизации.

Задача 5: Почему человек не может предсказать наступление шторма?

Ответ: Слуховой анализатор человека может улавливать звуковые колебания с частотой от 16 до 20000 Гц, а инфразвуки имеют частоту 8 – 13 Гц. Это значит, что человеческое ухо просто не воспринимает инфразвуки, которые предшествуют шторму. Однако инфразвуки способны слышать некоторые животные, например, медузы. Они уверенно воспринимают инфразвуковые волны с частотой 8 – 13 Гц, возникающие при шторме в результате взаимодействия потоков воздуха с гребнями морских волн. Достигая медуз, эти волны заранее (примерно за 15 часов) “предупреждают” их о приближающемся шторме. Известны лишь редчайшие случаи, когда некоторые жители побережий обладают исключительной способностью воспринимать инфразвуки и чувствовать уменьшение атмосферного давления (другой признак приближающегося шторма) и на этой основе предсказывать приближение шторма.

Физические величины. Их измерение.

95% поверхности кожи человека покрыто волосами (волос нет только на губах, стопах ног и ладонях рук). Сухой волос на 97% состоит из белка (кератина) и на 3% из воды. Плотность волоса 1,3 г/см2. кожный покров головы взрослого человека имеет 100 – 140 тыс. волосяных фолликулов, но не из каждого растет волос. Общее количество волос (в среднем) на голове: у блондинов 140 тыс., у шатенов 110 тыс., у брюнетов 100 тыс., у рыжих 90 тыс. На макушке насчитывается в среднем 300 – 320 волос на 1 см2, на затылке и лбу – около 240, на каждой брови – около 700 волосков, на веке – около 80 ресниц. Общая площадь поверхность волос взрослого человека (при длине 20 см) составляет 6 м2

В сутки волос вырастает примерно на 0,35 мм, за месяц – на 1 см, за год – на 12 см (масса волос увеличивается на 0,2 г в день, на 6 г в месяц и на 72 г в год). Соответственно всего на голове взрослого человека в день вырастает 35 м волоса, за месяц – 1,1 км, а за год 13 км. Возраст волоса длиной 13 см соответственно равен году. Волос длиной 1 м должен расти 8 лет. Таким образом, мужчина, ни разу в жизни не побывавший у парикмахера, теоретически мог бы иметь волосы длиной 9,2 м, а женщина - длиной 10,2 м. Однако по достижении определенной длины рост волос прекращается. Мировой рекорд длины волос равен 7,93 м.

Скорости движения в животном мире (максимальные), км/ч

Животные Скорость, км/ч Животные Скорость, км/ч
Насекомые Млекопитающие
Бабочка-бражник 54 Антилопа гну 80
Майский жук 11 Волк 55 – 60
Муха 18 Джейран 95
Муха-слепень 54 Гепард 112
Пчела 25 Жираф 51
Стрекоза 36 Заяц-русак 60
Шмель 18 Кенгуру 48
Рыбы Лев 65
Акула 40 Лось 47
Дельфин-афалина 54 Лошадь скаковая 46
Кит-полосатик 38 – 40 Медведь 40
Меч-рыба 80 Слон африканский 40
Тунец 80 Черепаха 0,5
Птицы Птицы
Воробей 35 Скворец 45
Ворона 25 – 32 Сокол 64 – 77
Гoлyбь 60 Страус африканский 80
Грач 41 Эму 50
Ласточка 54 – 63 Ястреб-перепелятник 31 – 45

Развитие познавательного интереса, предметных компетенций напрямую связано с деятельностью и творческой активностью учащихся.

В периодической печати появилась информация: Биологи всего мира назвали 24 самых странных и самых удивительных земных созданий... При распределении мест оценивались внешность и хаpaктер, навыки и умения. Кто эти удивительные создания? И начался поиск. Представляем их вашему вниманию. (Презентация этих удивительных животных).

Международная группа из трех тысяч биологов, составляющая единый каталог всех живых организмов, сообщила, что число видов в списке достигло миллиона. Перепись живого, включающая виды вирусов, бактерий, грибов, низших и высших растений и животных началась в 2000 году. К этому времени, по оценкам специалистов, в списке наберется примерно 1 750 000 видов. Вымершие организмы не учитываются.

Ученые Российской академии наук разработали проект “Флора России” - создание описательной сводки растений, произрастающих на территории нашей страны. В новой “Флоре России” будет содержаться не только точная хаpaктеристика видов, но и информация об их расселении. Предлагаемый объем “Флоры России” - 25 томов. (По материалам периодической печати).

Информационные технологии традиционно используются в системе среднего и высшего профессионального образования в качестве средства передачи информации и обучения школьников. Они открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают новые возможности для творчества.

Важную роль в организации усвоения учебного материала школьниками на уроках биологии играет овладение ими приемами пpaктической и исследовательской деятельности, для этого я использую проект.

Так родился проект 7 чудес моей малой Родины. Цель которого – собрать как можно больше информации о нашем Севере и привлечь другие учебные предметы географию, историю, экологию, химию. (Презентация семи чудес моей малой Родины).

Работа над проектом будет проходить успешно, если придерживаться следующих принципов:

Значимость проекта – учащиеся выполняют исследования, если оно востребовано, актуально.

Увлеченность – чтобы зажечь своих учеников, надо гореть самому.

Успехуспешные выступления учащихся с докладами о своих исследованиях притягивают к работе учеников 5-7 кл.

Раскрытие личности – надо помочь подростку осознать его роль в обществе, помочь выбрать правильную дорогу жизни.

Сопричастность – развивать желание помочь братьям меньшим и растениям.

Гордость за свою малую Родину и за свою страну.

Внеклассная работа – это одна из форм биологического образования.

Основные задачи внеклассных занятий – создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в них романтики и творчества.

В любом случае первые слова к вам будут одинаковы: добро пожаловать в чудесный мир растений, нашедших себе вторю родину под крышами наших домов. Это, прежде всего, мир прекрасных форм и запахов. Это обилие теплых тонов, которыми так бедна северная природа. Это буйство зелени в самый бесцветный зимний период, когда до весны еще так далеко! Это, наконец, мир верных комнатных докторов, врачующих нас ежедневно и ежечасно одним лишь своим присутствием.

Преданные и бессловесные зелены друзья, растения платят нам своеобразной взаимностью за любое внимательно отношение к ним. Потребность создать зеленый уголок у себя дома или в школе свойственно всем. Любовь к растениям это не просто увлечение, это еще и возможность пополнить свои знания о живой природе, о ее проблемах и законах.

Комнатные растения традиционно применяются при изучении биологии, для этого создан справочник “Комнатное цветоводство”, где можно получить информацию о растениях, способах пересадки, поливе и т.д. (Презентация комнатных растений).

Природа бесконечно разнообразна, и, значит, мы всегда будем иметь возможность творить прекрасный и переменчивый зеленый мир нашего дома.

Современные педагогические технологии, такие как игровые, активные методы обучения, проблемное, компьютерное обучение, информационные технологии, помогают реализовать личностно ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей и формирования предметных компетенций.

И в заключении. Чем выше активность и благоприятные условия для учителя, тем длиннее и активней творческий период, тем шире возможности проявления собственных способностей и творческого воздействия на мир своей профессии.

Слагаемые успеха, без которых невозможно решить проблемы обучения, воспитания и развития ребёнка.

Путь к успешности профессиональной деятельности.

Уважаемые коллеги! Умейте понимать ученика, не впадайте в гнев. Умейте отвлечься от забот на время. Не предъявляйте чрезмерные требования к окружающим. Иногда нужно и уступить. Нельзя быть во всем совершенным. Больше движений! Ваше здоровье – пример для здоровья детей. Будьте терпеливы, требовательны, но и снисходительны. Имейте хобби. Будьте всегда в хорошем настроении, с чувством юмора. Любовь и нежность – лучшее средство против старения. Имейте свою точку зрения. Заряжайтесь физической энергией. Будьте щедры на похвалу. Не уставайте делать добро. Не жалуйтесь родителям: дисциплина и успеваемость класса – дело вашей профессиональной компетентности. Время от времени балуйте себя. Улыбайтесь!



Комментарии:

Здоровой коже и врач не нужен


    Здоровой коже и врач не нужен

      Урок проводится в 9-м классе после изучения темы «Пищеварительная система». В русской народной сказке «Царевна-лягушка» Василиса Премудрая сбрасывает кожу, а царевич Иван сжигает ее. Что же произойдет в реальной жизни с человеком в таком случае? Какова роль кожи в жизни человека и ее строение? Учащиеся поразмышляют о новых направлениях моды: пирсинге, тату, эпиляции....

21 11 2025 5:10:20

Урок анатомии "Сон и сновидения". 8-й класс


    Урок анатомии "Сон и сновидения". 8-й класс

      В статье излагается материал об особенностях высшей нервной деятельности человека; раскрывается значение фаз сна; рассматривается специфика патологий сна и сновидений, дается понятие сна как суточного биоритма....

20 11 2025 4:27:33

Класс двудольные. Семейство Пасленовые. 6-й класс


    Класс двудольные. Семейство Пасленовые. 6-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства Паслёновых, с их многообразием, показать их роль в природе и значение в жизни человека, продолжить формирование умения составлять морфологическое описание растения, определять их по внешнему строению....

19 11 2025 3:12:53

Бинарный интегрированный урок биология + география по теме "Мох - сфагнум" (урок-путешествие)


    Бинарный интегрированный урок биология + география по теме "Мох - сфагнум" (урок-путешествие)

      Цели урока: обобщить знания о географических объектах, сформировать представление о месте обитания мха-сфагнума; сформировать у учащихся представление о строении, значении и применении мха - сфагнума; развивать аналитико-синтетические навыки, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; активизировать познавательный интерес учащихся, прививать любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....

18 11 2025 15:49:54

Урок биологии на тему «Тип хордовые»

Цель урока: обобщение знаний учащихся по теме. Форма урока, интересные задачи помогут учащимся систематизировать знания. Комплексный подход выявляет уровень усвоения материала и обученности учащихся....

17 11 2025 1:38:28

"Активные методы изучения митоза на уроках биологии". 9–10-е классы


    "Активные методы изучения митоза на уроках биологии". 9–10-е классы

      При всем многообразии современных технологий часто при объяснении нового материала учащиеся становятся созерцателями, довольно абстpaктно воспринимающими новую информацию. Ученики лепят из пластилина хромосомы, как мультипликаторы проходят по всем фазам митоза и приходят к выводу об идентичности генетического материала в дочерних клетках....

16 11 2025 7:43:20

Урок биологии "Нуклеиновые кислоты"


    Урок биологии "Нуклеиновые кислоты"

      План-конспект урока составлен для занятия, рассчитанного на один академический час в непрофильном классе. Урок интегрирован с химией. Целью урока является систематизация знаний о химическом составе клетки, развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК. ...

15 11 2025 22:55:51

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях


    Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

      На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

14 11 2025 9:54:55

Разработка урока биологии по теме "Воздушное питание растений". 6-й класс


    Разработка урока биологии по теме "Воздушное питание растений". 6-й класс

      На уроке дети узнают великую тайну растений – поглощать солнечную энергию и превращать ее в химическую энергию органических веществ (процесс фотосинтеза). По ходу урока обучающиеся делают выводы о значении фотосинтеза для всех живых организмов на Земле....

13 11 2025 7:18:56

Статья "Решение генетических задач по биологии в 10-м классе по методике «Взаимообмен заданиями»"


    Статья "Решение генетических задач по биологии в 10-м классе по методике «Взаимообмен заданиями»"

      Урок биологии в 10-м классе с использованием методики «Взаимообмен заданиями» (авторская методика кандидата физико-математических наук М.А. Мкртчяна) для отработки генетической терминологии и для решения генетических задач. Для работы учащимся выдается алгоритм, правила работы и карточки с заданием, на столе учителя листок учета и карточки с решениями, на доске записаны вопросы рефлексии. ...

12 11 2025 11:35:41

Урок в 10-м классе "Оплодотворение, зародышевое развитие организмов"


    Урок в 10-м классе "Оплодотворение, зародышевое развитие организмов"

      Урок расширяет знания учащихся о процессе оплодотворения и формирует знания о процессе зародышевого развития организмов....

11 11 2025 16:44:47

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"


    Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

      Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

10 11 2025 22:54:15

Описание открытого урока "Царство Грибы"


    Описание открытого урока "Царство Грибы"

      Урок проводится в 7-м классе, после темы "Царство Грибы". Сценарий урока подходит ко всем урокам, независимо от программы и авторов учебников. Игровая форма урока помогает охватить как можно больше объема темы, выяснить уровень усвоения темы "Царство Грибов". Формирует культуру умственного труда; умение логически мыслить, последовательно излагать свои суждения, делать правильные выводы. Развивает навыки самостоятельной деятельности. Использование ИКТ на уроке делает урок более оснащенным, интересным, сэкономит время....

09 11 2025 21:25:24

Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"


    Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"

      Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....

08 11 2025 17:40:52

Урок биологии в 10-м классе "Обеспечение клетки энергией"


    Урок биологии в 10-м классе "Обеспечение клетки энергией"

      Урок биологии в 10-м классе – урок обобщения и систематизации знаний. Используется блочно-модульная технология. Для обобщения знаний используются графические организаторы....

07 11 2025 20:24:56

Урок-путешествие по дыхательной системе


    Урок-путешествие по дыхательной системе

      Урок знакомит с анатомическим строением органов дыхания. Ученики убеждаются в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....

06 11 2025 10:26:22

Обобщающий урок «Птицы, которые живут рядом с нами». 7-й класс


    Обобщающий урок «Птицы, которые живут рядом с нами». 7-й класс

      Урок в форме телепередачи «Счастливый случай» включает в себя теоретические сведения и приобретение пpaктических знаний. Знакомит с многообразием и значением видового состава птиц. В урок включен материал по краеведению....

05 11 2025 10:14:56

Урок "Особенности строения клеток бактерий, грибов, растений, животных"


    Урок "Особенности строения клеток бактерий, грибов, растений, животных"

      Урок в 10-м классе с использованием модульной и информационной технологий. Предусмотрено: работа учащихся по группам и в парах на компьютерах, тестирование, пpaктическая работа, работа с рисунками, схемами, рейтинговая система выставления оценки. Использование информационных технологий на данном уроке выполняет две основные задачи: качественно повышает уровень наглядности урока, качественно повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и уровень его усвоения....

04 11 2025 23:38:28

Урок экологии "Загрязнение водоемов Забайкалья"


    Урок экологии "Загрязнение водоемов Забайкалья"

      Урок экологии в рамках регионального компонента БУП реализуется в 8-9-х классах общеобразовательной школы. Основные технологии - информационно-коммуникативная, игровая, метод групповой работы. Содержательно рассматриваются факторы и последствия загрязнения водоемов. Может использоваться и во внеклассной работе. ...

03 11 2025 22:22:50

"Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика"


    "Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика"

      Статья предназначена учителям биологии 9-х классов, работающих по учебнику А.А. Каменского «Биология. Введение в общую биологию и экологию. Разработан урок обобщения знания учеников по теме «Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика»; в ходе урока дети должны доказать, что эти знания нужны представителям многих профессий. Разнообразные приемы и методы способствуют активизации умственных способностей учащихся повышают интерес к изучению предмета....

02 11 2025 7:25:58

Основы личностно ориентированной системы обучения в перспективной школе


    Основы личностно ориентированной системы обучения в перспективной школе

      В работе рассказывается о свойствах УМК «Перспективная начальная школа», таких как комплектность, инструментальность, интеpaктивность и интеграция. Используются примеры из своей пpaктики, рассказывается об особенностях УМК «Перспективная школа», которые существенно отличают его от всех других комплектов начальной школы....

01 11 2025 6:19:43

Антропогенез. Урок биологии в профильном естественно-научном классе. 11-й класс


    Антропогенез. Урок биологии в профильном естественно-научном классе. 11-й класс

      Одновременно повторяются знания о строении ЦНС человека и функциях отделов головного мозга, изученные в курсе «Биология–8. Человек». Применяется мозговой штурм. В ходе критического анализа идей формулируется вывод: эволюция человека шла в направлении цефализации, в результате действия биологических, социальных факторов и отбора сформировалась уникальная структура головного мозга....

31 10 2025 13:38:55

Основные закономерности явлений наследственности


    Основные закономерности явлений наследственности

      Урок «Основные закономерности явлений наследственности» является первым уроком темы «Наследственность». Использование на уроке компьютерной презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах излагаемой информации. Цель урока: сформировать представление о генетике как о науке, изучающей явления наследственности; начать формирование представлений об основных генетических закономерностях....

30 10 2025 3:51:32

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

29 10 2025 19:33:43

Интегрированный урок-путешествие по природоведению в 5-м классе по теме: "Земля — наш дом родной!"


    Интегрированный урок-путешествие по природоведению в 5-м классе по теме: "Земля — наш дом родной!"

      Урок составлен по программе Сонина Н.И. Главный акцент урока сделан на то, что человек познает и изучает планету – Земля, заботится о ней, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира, а также способствует нравственному воспитанию. На уроке показана интеграция таких наук, как астрономия, география, биология и экология. ...

28 10 2025 4:58:24

Урок "Разнообразие плоских червей: сосальщики и черви". Презентация. Приложение 1, 2. Тезисы


    Урок "Разнообразие плоских червей: сосальщики и черви". Презентация. Приложение 1, 2. Тезисы

      Урок изучения нового материала с элементами модульного обучения и использованием компьютерной презентации. В основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Урок развивает познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности. Основная цель: учащиеся должны усвоить меры профилактики заражения паразитическими червями. ...

27 10 2025 17:52:49

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

26 10 2025 16:55:50

Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"

      Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....

25 10 2025 12:40:21

Урок по природоведению "Атмосфера Земли"

На уроке учащиеся получают представление об атмосфере как оболочке Земли; узнают о составе воздуха и содержание понятия "погода"; узнают как образуются облака и ветер....

24 10 2025 10:34:16

Инфекционные заболевания человека

Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....

23 10 2025 14:22:50

Урок биологии в 7-м классе по теме "Медоносная пчела. Пчеловодство"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Медоносная пчела. Пчеловодство"

      При подготовке к данному уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание найти и отобрать интересный материал о применении продуктов жизнедеятельности пчёл в жизни человека. При подготовке презентации использовались компьютерные технологии. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение всего урока....

22 10 2025 12:17:42

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс


    "Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

      Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

21 10 2025 12:14:26

Внеклассные материалы по биологии по теме "Строение и функции пищеварительной системы"


    Внеклассные материалы по биологии по теме "Строение и функции пищеварительной системы"

      Акцентируется внимание на гигиене питания как основе здорового образа жизни. Проведение мероприятия в форме популярного телевизионного жанра - ток-шоу формирует у ребят исследовательские умения, способность применять полученные знания на пpaктике, развивает коммуникативные навыки, повышает интерес учащихся к данной теме....

20 10 2025 16:26:57

Открытый урок природоведения в 5-м классе "Изменение температуры воздуха с высотой"

Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....

19 10 2025 2:41:48

Урок-обобщение "Большие гонки"


    Урок-обобщение "Большие гонки"

      Появившаяся недавно телевизионная игра «Большие гонки» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме. ...

18 10 2025 10:31:56

Движущие силы антропогенеза


    Движущие силы антропогенеза

      Урок биологии посвящен эволюции человека и основным движущим силам антрогенеза. ...

17 10 2025 22:34:58

Мультимедийная поддержка уроков биологии


    Мультимедийная поддержка уроков биологии

      Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....

16 10 2025 15:13:19

Механизм вдоха и выдоха


    Механизм вдоха и выдоха

      Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия - дыхательные движения, продолжать развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции органов дыхания, саморегуляции. Развивать гигиенические понятия (о вреде пыли и курения), развивать умения учащихся работать с учебником....

15 10 2025 0:44:45

Классный час "Мое имя – сигарета". 8-й класс


    Классный час "Мое имя – сигарета". 8-й класс

      Целью классного часа является формирование желания у подростков вести здоровый образ жизни. Подобранный материал заставляет задуматься о вреде курения....

14 10 2025 14:39:33

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы


    Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

      "Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

13 10 2025 14:58:50

Почвенное питание растений Биология

Почвенное питание растений  Биология Питание — процесс поглощения и усвоения из окружающей среды необходимых для жизни веществ. Процесс почвенного питания Процессы поступления в организм растения...

12 10 2025 5:28:23

Использование элементов регионального компонента на уроках биологии


    Использование элементов регионального компонента на уроках биологии

      В статье "Использование элементов регионального компонента на уроках биологии" описывается один из эффективных способов достижения основных направлений современного образования: гуманитаризация и экологизация обучения и воспитания школьников с ориентацией на пpaктическую значимость приобретаемых знаний, умений и навыков. ...

11 10 2025 19:25:42

Урок в 7-м классе по теме "Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождения"


    Урок в 7-м классе по теме "Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождения"

      Представлен конспект урока биологии по теме: "Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождение", для учащихся 7-го класса....

10 10 2025 1:25:16

Воспитание школьников при обучении биологии

В процессе усвоения биологии учащиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний – необходимое условие формирования их мировоззрения, гигиенического, пoлoвoго, экологического, трудового и нравственного воспитания....

09 10 2025 22:42:32

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

08 10 2025 9:23:48

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии


    Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

      Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

07 10 2025 13:30:34

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цель урока: определение уровня овладения знаниями по теме. Коррекция знаний, умений и навыков. Сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

06 10 2025 17:34:10

Центры происхождения культурных растений

Академик Н.И.Вавилов показал, что наиболее многообразные генотипы культурных растений находятся в центрах их происхождения, где сохранились их предки....

05 10 2025 0:21:53

Урок-модуль "Генетика и медицина"


    Урок-модуль "Генетика и медицина"

      Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....

04 10 2025 13:10:40

Строение органа зрения


    Строение органа зрения

      Зрение это одно из самых сложных и удивительных свойств человеческого организма, созданного природой для восприятия окружающей среды. И хотя глаз человека занимает менее 1% от размеров организма, существует множество научных учреждений в мире, которые на протяжении десятков лет изучают особенности строения, функционирования, а также заболевания органа зрения....

03 10 2025 4:52:27

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::