Творческие задачи по биологии и методы их решения > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Творческие задачи по биологии и методы их решения


...Нельзя птицу учить летать в клетке. Нельзя выращивать "творческий мускул", не вылетев на простор заданий "открытых" - допускающих разные подходы к решению, разную степень углубления в существо проблемы, разные варианты ответов...

Психологи различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое). Тип личности с преобладанием конвергентного мышления называют "интеллектуальным", дивергентного - "креативным". Интеллектуал готов решать задачи, даже весьма сложные, но уже кем-то до него поставленные и имеющие известные технологии решения, - так называемые "закрытые задачи". Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия...

На самом деле, каждый человек обладает как интеллектуальными, так и креативными способностями, но в различной степени. По мере взросления креативное мышление "затухает". Подавляющее число старшеклассников и студентов конформны, бояться самостоятельности, тяготеют не к оригинальной мысли, а к разжеванной и разложенной строго "по полочкам" информации. Неопределенность условия и вариативность решения творческой проблемы их пугает.

Проблемные задачи могут быть в первом приближении разделены на 2 класса: 1) конструктивного типа (прямые задачи) и 2) объяснительного типа (обратные задачи). Прямая задача формулируется так: дана проблемная ситуация, требующая для своего решения некоторое внешнее воздействие; нужно выяснить - какое? Суть обратной задачи состоит во вскрытии причины (объяснении) того или иного явления, процесса. С точки зрения операций мышления задачи конструктивного типа имеют преимущественно синтетический хаpaктер, задачи объяснительного типа - преимущественно аналитический.

Конструктивные задачи можно в свою очередь разделить на три вида: общие задачи проектирования, задачи конструирования и изобретательские.

Цель общих задач проектирования - найти лучший способ удовлетворения какой-либо потребности человека, выполнения необходимой ему функции (что подразумевает поиск наилучшего принципа действия системы). Для них хаpaктерны максимально неопределенная зона поиска решений, неясность начальных и граничных условий и (часто) дефицит информации. В такой ситуации целесообразно применение методов случайного нахождения решения, например мозгового штурма.

Например. Обычно плодовые деревья стараются вырастить так, чтобы у них была большая крона: чем она больше, тем больше урожай. Однако сразу возникает проблема: широко раскинувшиеся ветви не выдерживают тяжести плодов и ломаются. Чтобы этого не произошло, ставят различные подпорки. Но это, в свою очередь, осложняет доступ к деревьям и почве под ними, подпорки могут повредить кору, да и сама их установка требует немалых затрат времени и материальных ресурсов. Как быть?

Задачи конструирования предполагают создание такой конструкции биологической системы, которая позволяет улучшить требуемый параметр этой системы при заданном принципе ее действия. Зона поиска в этом случае уже, и процесс решения можно начинать с применения системных методов поиска, например построения "дерева целей".

Например. Произрастающим в пустынях растениям приходится добывать воду в буквальном смысле по каплям. Предложите способ, с помощью которого растения пустынь могут собирать влагу из воздуха.

Изобретательские задачи могут быть сформулированы в общем виде следующим образом: "Дана биологическая система для выполнения некоторой функции; эту систему надо усовершенствовать, но при улучшении ее параметра А ухудшается параметр Б. Как быть?" Эти задачи целесообразно решать с помощью методов логического поиска, например алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ).

Например. Медвежата плохо видят и не сразу узнают маму, возвращающуюся с охоты. Дожидаться, пока она приблизится - опасно, а вдруг это чужой взрослый медведь. Он ведь и обидеть может. Как быть медвежатам?

Исследовательская задача - включает некое явление, которое необходимо объяснить, выявить причины или спрогнозировать результат. Перед учащимся стоит вопрос: "Почему? Как происходит?"

Например. Отправляясь на охоту, медведица оставляет своих медвежат одних. А при ее возвращении медвежата ведут себя очень странно: едва завидев приближающуюся маму, они залезают на тонкие деревца. Почему?

Наиболее распространенными методами решения любых проблем, в том числе и биологических, являются мозговой штурм и метод контрольных вопросов.

Мозговой штурм - один из первых методов активизации творческого процесса - был изобретен в конце 30 - х гг. в США Алексом Осборном. Учитывая, что для хорошего формулирования идей большинство людей не обладают достаточными знаниями, а выдвижение новой смелой идеи сразу же подвергается критике, - что тормозит высказывание таких идей участниками коллективных обсуждений, А. Осборн предложил разделить творческий процесс на два этапа: 1) генерацию идей и 2) их анализ. На этапе генерации участники обсуждения могут высказывать любые идеи, в том числе недостаточно продуманные, ошибочные, шутливые; в это время идет мозговой штурм - придумывание максимального числа новых идей. Основное правило работы на этом этапе - запрет критики. Идеи выдвигаются в течение 5 - 10 мин (до 1 ч); они протоколируются. На следующем этапе - этапе анализа - рассматривают все без исключения идеи, пытаясь в каждой выявить рациональное зерно и развить его в конкретное решение.

Метод контрольных вопросов. Это модифицированный мозговой штурм, при котором для облегчения процесса решения задачи применяются контрольные вопросы, направляющие мышление решателей в области возможных ответов. Ниже приведены контрольные вопросы, предложенные А.Осборном.

Алгоритм метода контрольных вопросов

1. Прочтите внимательно условие задачи и предложите все возможные ответы.

2. При формулировании решений постарайтесь ответить на следующие вопросы.

- Как по-новому применить систему или ее элементы (тело, вещество, явление, процесс, событие, поле, теоретическое утверждение, в которых возникла проблема)?

- Как упростить систему?

- Как изменить систему?

- Что можно увеличить в системе?

- Что можно уменьшить в системе?

- Что можно заменить?

- Что можно перевернуть наоборот?

- Каковы возможные комбинации элементов системы?

И мозговой штурм, и метод контрольных вопросов предназначены для организации групповой работы учащихся. Но кроме обучения работе в группе, необходимо обучение учащихся индивидуальной работе по решению проблем. Для этой цели рекомендуется использовать системный анализ и вещественно-полевой анализ. На первом этапе обучения оба эти метода используются в групповой работе.

Метод АРИЗа, созданный Г.С. Альтшуллером заключается в том, что решение изобретательской задачи рассматривается как процесс выявления и преодоления биологического противоречия, проявляется во время функционирования биологической системы. При этом предполагается, что развитие биологической системы подчиняется определенным закономерностям. Последние были выявлены в результате анализа большого массива патентной информации.

АРИЗ состоит из нескольких частей, распределенных на шаги, которые выполняются по определенным правилам. Первая часть алгоритма предназначена для конкретизации задачи, так как любая проблемная ситуация может служить источником целого ряда задач; в последующих частях проблемная ситуация анализируется и строится корректная модель задачи, формулируется идеальный конечный результат (ИКР), отражающий основное требование к будущей биологической системе, выявляются биологические противоречия, лежащие в основе задачи. Разрешаются эти противоречия с помощью информационного фонда АРИЗа. Заключительные части алгоритма предназначены для проверки полученного решения на его соответствие требованиям ИКР, закономерностям развития биологических систем и другими критериям.

Алгоритм метода системного анализа

Составьте подробную схему ситуации (системы), в которой возникла проблема.

Определите проблемный элемент и укажите функцию, которую необходимо выполнить для решения проблемы.

Для получения необходимой функции проанализируйте возможности:

  • структуры и состава веществ проблемного элемента;
  • изменений формы и размеров проблемного элемента и системы;
  • порядка расположения элементов в системе;
  • процессов взаимодействия проблемного элемента с другими элементами системы;
  • стадий развития проблемного элемента;
  • внесения в систему элементов из других систем и организации их взаимодействия с проблемным;
  • объединения нескольких элементов.

Например. Предполагается, что очаг инфекционного заболевания домашних животных находится в окрестностях города. Как определить точный ареал инфекции?

1. Составляем подробную схему ситуации. Лучше всего на схеме изобразить основные элементы природной и антропогенной среды: луг, лес, водоемы, болото, дороги, сельхозугодья, поселки, жилые дома, завод и др. Схему надо нарисовать на доске и в тетради. Чем подробнее схема, тем лучше. Схема является опорой для организации мыслительного анализа проблемы.

2. Определяем проблемный элемент - очаг инфекции. Функция - необходимо обнаружить место локализации очага.

3. Анализ ресурсов системы и среды для получения необходимой функции:

  • структура и состав веществ - проведение анализов воды, почвы, экскрементов животных в ареалах;
  • форма и размеры проблемного элемента - изучение внешнего вида и численности животных;
  • порядок расположения элементов в системе - попытаться определить, в каких ареалах возникает и в каких не возникает инфекция; что находится между этими ареалами и позволяет или не позволяет распространяться инфекции;
  • процессы взаимодействия проблемного элемента с другими элементами системы - изучение поведения диких животных на предмет обнаружения чего-либо необычного;
  • стадии развития проблемного элемента - попытаться проследить, как изменяются ареалы возникновения и распространения инфекции, изучать возможности сезонной активности тех или иных возбудителей заболеваний и определить, есть ли признаки этих заболеваний у животных;
  • внесение в систему элементов и организация их взаимодействия с проблемным - попробовать вселить помеченных животных в разные ареалы и проследить за их состоянием в течение некоторого времени;
  • объединение нескольких элементов - изучить частоту возникновения заболевания в окрестностях промышленных и сельхозугодий; попытаться ответить на вопрос: как влияют антропогенные объекты на возникновение и распространение инфекции?

Особенно интересен с точки зрения преподавания биологии раздел АРИЗа "вепольный анализ". Термин "веполь" образован от слов "вещество" и "поле"; он обозначает простейшую систему, которая в соответствии с концепцией Г.С. Альтшуллера состоит из трех элементов: вещества В1, которое должно быть подвергнуто изменению (изделие), вещества В2, осуществляющего необходимое действие, и поля П, которое обеспечивает взаимодействие В1 и В2. Проблема возникает в случаях, если:

1) не удается организовать само взаимодействие;

2) взаимодействие недостаточно эффективно;

3) возникают отрицательные параллельные действия или само взаимодействие приносит больше вреда, чем пользы.

Для организации взаимодействия, повышения его эффективности или устранения вредного действия вепольный анализ предлагает специальные приемы, получившие название "стандарты". Почему стандарты? Потому что в процессе анализа патентного фонда Альтшуллер выявил типовые решения технических проблем, которые он назвал стандартными решениями, или стандартами. Затем он разделил проблемы на группы и для каждой группы составил описание стандартов. Дополнительно к стандартам Генрих Саулович и его ученики составили информационные фонды - сборники физических, химических, геометрических и биологических явлений и процессов, с помощью которых возможно получение эффективных решений. Эти сборники получили название "информационный фонд эффектов". Таким образом, решение любой технической проблемы с помощью вепольного анализа осуществляется в следующей последовательности.

Алгоритм метода вепольного анализа

Составляется схема взаимодействия.

Определяется действие, которое необходимо выполнить (организовать или усилить взаимодействие, разрушить отрицательное действие).

Определяется стандарт с помощью которого это можно сделать.

Из информационного фонда выбираются возможные явления или процессы для формулирования решений.

Вепольный анализ не заменяет творческий процесс и не дает готового результата - решения, он является лишь вспомогательным средством для усиления мыслительной деятельности решателя и экономит время для поиска решений. Если говорить без ложной скромности, то гениальность автора вепольного анализа в том и состояла, что опыт изобретателей по решению технических проблем он преобразовал в относительно несложный метод, которым может пользоваться любой человек при создании новых изобретений.

Однако мы будем использовать очень упрощенный вариант вепольного анализа, достаточный для решения биологических проблем в школе. При желании учителя и учащихся возможно применение полной модели вепольного анализа, однако скорее на факультативных занятиях или при подготовке домашних заданий, рассчитанных на длительный срок.

Например. Известно, что в пещерных водоемах обитают слепые рыбы. Как ориентируются слепые рыбы в таких условиях?

Составляется схема взаимодействия по условию проблемы.

Слепые рыбы - среда водоема

Варианты стрелок между взаимодействующими элементами:

- сплошная стрелка - положительное взаимодействие;

- пунктирная стрелка - неопределенное взаимодействие;

- волнистая стрелка - отрицательное взаимодействие.

Над стрелкой указывается явление или процесс взаимодействия, если об этом говорится в условии проблемы. Если процесс неизвестен, то над стрелкой ставим вопросительный знак.

В данной модели над стрелкой мы укажем вопросительный знак, ибо процесс взаимодействия нам неизвестен.

Составляется подробное описание структурных ресурсов взаимодействующих элементов и оцениваются возможности каждого из них в организации взаимодействия. Это необходимо для того, чтобы помочь ученикам более детально увидеть потенциальные возможности каждого элемента в организации взаимодействия.

Ресурсы рыбы: чешуя, слизь, кожа, мышцы, скелет, системы органов полости тела, органы чувств.

Среда водоема: вода, каменистое дно, течения, температура и химический состав воды, электромагнитные поля.

Рассматриваются возможности каждого элемента для ориентации рыб и составляются гипотезы.

Составляются гипотезы, учитывающие особенности жизнедеятельности организмов и ресурсов среды, в которых они обитают. Для облегчения составления гипотез на данном этапе рекомендуется использовать материалы из таблицы "Природные явления и процессы".

Группы процессов Примеры
Механические Движение тел и веществ, извержение, изменение размеров и формы тел, удары, трение, вращение, давление, колебания, упругость, притяжение Земли, сила тяжести
Акустические Звуки, шум, музыка, песня, ультразвуки, инфразвуки
Тепловые Нагревание, охлаждение, оттаивание, кипение, испарение, конденсация
Химические Изменение цвета, запаха, вкуса; кислотные дожди; повышение солености; выпадение осадков; образование кристаллов; использование: лекарств, антибиотиков, ядов, ферментов, гормонов, жира, антител, соков, смол, антифризов, питательных веществ, выделений, пены, воска, растворителей; применение удобрений и ядохимикатов
Электрические Образование, передача, накопление разрядов и тока
Магнитные Магнитное поле Земли, притяжение, отталкивание с помощью магнита, намагничивание, размагничивание
Оптические Освещение, затемнение, отражение света, свечение, ультрафиолетовое и инфpaкрасное излучения, рентгеновское излучение
Биологические Питание, дыхание, трaнcпорт веществ, выделение, размножение, рост, образование новых органов, ориентация, фотосинтез, листопад, миграции

Понятно, что в таблице представлены далеко не все явления и процессы, происходящие в природе, поэтому по мере работы с проблемами и источниками информации таблица постоянно дополняется самими учащимися и учителем.

Сведения в таблице не представляют собой прямые ответы. Это лишь основа для размышлений и составления гипотез. Размышляя, можно предложить следующие гипотезы.

Рыбы могут ориентироваться следующими способами: по разнице температур в слоях воды; по особенностям запаха; по солевому составу среды; по колебаниям воды; по электрическим разрядам (полям); по звуковым колебаниям; по изменениям магнитного поля Земли.

Таким образом, вепольный анализ позволяет максимально подробно проанализировать возможности структурных и функциональных ресурсов взаимодействующих элементов для поиска гипотез - вариантов ответов.

Решение подобных комплексных задач, когда последовательно используются все стратегии поиска нужного пути, позволяет развивать разные стороны мышления: и фантазию, и анализ, и системность, и логичность мышления, в силу чего они и полезны учащимся; в том числе и закрепления, усвоения пройденного учебного материала. В этом случае целесообразно предлагать задачи на применение вепольных преобразований с использованием изучаемых эффектов. Например, при изучении темы "Внутреннее строение млекопитающих" можно предложить учащимся следующую задачу:

В горах, если собаки-спасатели находят замерзшего, то две из них ложатся по бокам потерпевшего, а остальные стремглав несутся к людям и ведут их к найденному путнику. Если собаки находят человека, засыпанного лавиной, то пытаются отрыть, освободить его, если же это не удается, то вызывают на помощь людей. Своей мировой славой сенбернары обязаны, прежде всего, собаке Барри, которая спасла 40 человек. Как собаки находят людей?

К эвристическим приемам относятся также и методы развития творческого воображения, например варьирование масштабов (прострaнcтвенных и временных) различных биологических процессов. Для более широкого использования в преподавании биологии этих приемов необходимо формулирование соответствующих проблемных задач на основе историко-научной литературы, современных научных и научно-популярных изданий, патентной литературы.

Включение в урок изобретательских задач работает на развитие творческих способностей и детей и учителя, а кроме этого - на сам учебный предмет, т. к. позволяет осмыслить и закрепить на творческом уровне учебный материал. Выполнение подобных заданий полезно для здоровья учащихся, т. к. по ходу работы происходит переключение с левого на правое полушарие головного мозга и обратно, что снижает информационный стресс, вносит в урок эмоциональность, радость творчества. Происходит выход из системы данного учебного предмета в надсистему, т. е. в разные области человеческих знаний и человеческой деятельности, что помогает формированию у детей целостной картины мира.

В одной из своих работ Ю.Г. Тамберг сказал: "Если человек умеет хорошо решать задачи, значит, он хорошо мыслит". Учить мыслить нестандартно, преодолевать шаблонность ума, управлять процессом мышления трудно, но интересно.

В школе и ВУЗе учащиеся сталкиваются в основном с "закрытыми" задачами, на производстве и в быту - с "открытыми". Противоречие это наболело и время его решения наступает. Очередной шаг за школой...

Откроем клетку?


Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

15 05 2022 23:19:44

Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке


    Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке

      Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....

14 05 2022 21:38:21

Прокариотическая клетка. 9-й класс


    Прокариотическая клетка. 9-й класс

      Преобладающей формой деятельности на уроке является самостоятельная работа учащихся (групповая и индивидуальная), направленная на формирования таких общеучебных умений, как умение самостоятельно работать (составлять план, отбирать информацию, готовить материал), слушать, анализировать, развивать диалогическую речь, что в конечном итоге приводит к накоплению и формированию опыта интеллектуального поиска....

13 05 2022 7:45:28

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

12 05 2022 21:19:57

Руководство к работе с атласом-определителем


    Руководство к работе с атласом-определителем

      Деревья, знакомые с лета, зимой могут о многом рассказать. Цель работы: говорить на одном языке с природой, стать ее органичной составляющей. Атлас-определитель учит читать описание растения. Рассмотрены отличительные признаки деревьев в период покоя....

11 05 2022 13:18:13

Моховидные: кукушкин лен, сфагнум. Образование и значение торфа

Моховидные: кукушкин лен, сфагнум. Образование и значение торфа Моховидные не имеют сосудов и корней. Некоторые примитивные представители имеют вегетативное тело в виде дихотомически ветвящегося стелющегося таллома....

10 05 2022 14:39:54

Информационные технологии в преподавании биологии


    Информационные технологии в преподавании биологии

      Проблема формирования информационной культуры очень актуальна. В условиях информатизации образования и общества у учителя появляется новая педагогическая задача по формированию информационной культуры ученика. Урок с использованием презентаций не только поможет усвоить новую тему, но и закрепить полученные знания с помощью тестов....

09 05 2022 20:51:54

Внеклассное мероприятие по биологии "В некотором царстве, в некотором государстве…"


    Внеклассное мероприятие по биологии "В некотором царстве, в некотором государстве…"

      Мероприятие рассчитано на учащихся средней ступени (5–8-е классы). В игровой форме учащиеся знакомятся с основными пищевыми добавками, ароматизаторами, заменителями сахара. Вскрываются положительные, а главное, отрицательные стороны наиболее популярных у детей продуктов: жевательной резинки, чипсов, напитков: кока-колы, спрайта, фанты. В доступной форме приводятся правила использования данных продуктов питания....

08 05 2022 17:25:48

Работа в контенте "Глобальное мышление" на уроках биологии. Урок "Биосфера – открытая саморегулирующаяся система"


    Работа в контенте "Глобальное мышление" на уроках биологии. Урок "Биосфера – открытая саморегулирующаяся система"

      Образование является стратегическим ресурсом общества и одним из путей познания мира. В образовании нужна не столько сумма знаний, сколько сам путь познания. Глобальное мышление - основа понимания современного динамично развивающегося мира, его целостности и соподчинённости. Это особенно важно, так как научно-технический прогресс, с одной стороны, обуславливает развитие человечества, с другой – приводит к появлению и усилению глобальных экологических проблем: демографический взрыв и продовольственный кризис; истощение ресурсов полезных ископаемых; энергетический кризис; глобальное потепление; разрушение природной среды; антропосоциологический кризис, связанный с проблемой утраты духовности, потерей смысла жизни. Очевидна огромная роль школы в том, чтобы научить юное существо адаптироваться в быстро меняющемся и порой агрессивном мире, вооружить его защитными механизмами. Этой цели служит технология глобального мышления....

07 05 2022 11:12:18

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Перенос веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных"


    Урок биологии в 6-м классе по теме: "Перенос веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных"

      На уроке подробно рассматривается процесс трaнcпортировки веществ в организме данных животных. Учащиеся работают с дидактическими карточками и слайдами презентации....

06 05 2022 19:23:30

Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"


    Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"

      Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....

05 05 2022 18:25:27

Многообразие моллюсков, их значение в природе


    Многообразие моллюсков, их значение в природе

      Урок, проведенный в форме путешествия, раскрывает особенности классов типа моллюски, систематизирует знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе....

04 05 2022 1:27:48

Урок по курсу "Природоведение", 5-й класс "Как размножаются животные?"

Урок знакомит учащихся с формами пoлoвoго и бесполого размножения животных. На уроке вводятся новые понятия: «раздельнополые организмы», «гермафродиты», «почкование». В ходе урока формируется представление о преимуществе пoлoвoго размножения....

03 05 2022 17:26:26

Урок биологии в 6-м классе "Семя и его строение"


    Урок биологии в 6-м классе "Семя и его строение"

      Предлагаемый урок биологии является первым в цикле уроков, объединённых одной большой темой "Органы цветковых растений". В нём используется нестандартная форма начала урока, что активизирует мыслительную деятельность учащихся. Весь процесс изучения материала и проверка знаний, полученных на уроке, сопровождается мультимедийной презентацией....

02 05 2022 16:41:38

Урок анатомии для 8-го класса


    Урок анатомии для 8-го класса

      Урок биологии для 8 класса по теме «Анатомия человека». В данной разработке урока представлены игровые ситуации, которые помогут учащимся изучить строение скелета человека. Работа позволяет оперативно получать информацию об усвоении материала всем классом; развивает внимание учащихся, их умение быстро ориентироваться в ситуации, включаться в работу; способствует систематизации знаний учащихся; дает возможность поставить большое количество оценок....

01 05 2022 22:33:21

Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс


    Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс

      Урок позволяет сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса, сформировать умения правильно сравнивать различные направления и пути эволюции, иллюстрировать рассказ о них разнообразными примерами из мира растений и животных; систематизировать и обобщить знания о процессе и основных итогах исторического развития органического мира....

30 04 2022 14:10:41

Урок природоведения в 5-м классе "Влияние человека на природу"


    Урок природоведения в 5-м классе "Влияние человека на природу"

      В настоящее время большое внимание уделяется вопросам экологии. И это не случайно. Влияние человека на природу возрастает с каждым днем, и человек должен задуматься о последствиях своей хозяйственной деятельности. ...

29 04 2022 21:14:27

Урок по теме "Функции плазматической мембраны"


    Урок по теме "Функции плазматической мембраны"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с функциями плазматической мембраны, рассматривают виды трaнcпорта через клеточную мембрану, находят взаимосвязь строения мембраны с выполняемыми функциями. На уроке используется групповая работа, лабораторная работа "Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука", электронная презентация к уроку. ...

28 04 2022 22:36:55

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

27 04 2022 23:16:51

Урок по биологии "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные"


    Урок по биологии "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные"

      Урок по теме "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные" построен с использованием технологии личностно-ориентированного обучения. Цель урока не только познакомить с программным материалом, но и способствовать развитию интеллекта учащихся....

26 04 2022 19:57:19

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс


    Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

      Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

25 04 2022 21:17:15

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Клеточное строение растительного организма"


    Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Клеточное строение растительного организма"

      Материал урока сочетает в себе самоконтроль теоретических знаний, пpaктических умений и навыков, проверку биологической терминологии. Содержит разработку заданий по вариантам. ...

24 04 2022 1:39:34

Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"


    Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"

      Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов....

23 04 2022 9:28:42

Музей и школа. Возможные варианты диалога


    Музей и школа. Возможные варианты диалога

      В статье обосновывается необходимость использования в образовательном процессе не только современных источников информации, но и традиционных, например, экспозиций и выставок музеев. Знакомство с образовательным потенциалом петербургских музеев нецелесообразно без подключения к этой работе родителей. В статье определяются функции учителя и родителей при осуществлении этой внеурочной деятельности. Автор статьи показывает, как происходит «зачин» данной работы, обосновывается дальнейший ее план, описываются основные формы отчетности....

22 04 2022 16:40:53

Урок по биологии на тему "Грибы, их роль в природе и жизни человека"


    Урок по биологии на тему "Грибы, их роль в природе и жизни человека"

      Урок в 6-м классе по программе В.В. Пасечника, целью которого является обобщение и систематизация знаний о грибах как самостоятельном царстве органического мира, формирование понятия об экологических группах грибов и о роли грибов в природе и жизни человека. Для лучшей наглядности и усвоения материала создана красочная слайдовая презентация, для проверки изученного материала использовался раздаточный материал и компьютерное тестирование. ...

21 04 2022 4:24:46

Урок ИКТ по теме "Скелет человека"


    Урок ИКТ по теме "Скелет человека"

      Цель урока: изучить строение, основные отделы и функции скелета человека; значение опopно-двигательной системы человека; развивать знания об опopно-двигательных системах организмов; совершенствовать навыки использования учащимися Интернет-технологий; воспитывать бережное отношение к своему здоровью....

20 04 2022 3:14:18

Тема урока: "Плазматическая мембрана. Tрaнcпорт веществ"


    Тема урока: "Плазматическая мембрана. Tрaнcпорт веществ"

      Животная клетка покрыта плазматической мембраной, поэтому необходимо представлять строение этой мембраны, чтобы изучить трaнcпорт веществ через нее. ...

19 04 2022 7:41:56

Урок-научная конференция "Гимн солнцу", 5-й класс


    Урок-научная конференция "Гимн солнцу", 5-й класс

      Проведение подобного урока требует хорошей подготовки учащихся и самого учителя, так как урок в форме научной конференции является для учащихся 5-го класса новым видом урочной деятельности. У детей развиваются способности к публичным выступлениям в классе, где присутствуют и младшие школьники, и педагоги; проявляются творческие способности, умение показать себя в определенной роли....

18 04 2022 18:30:26

Использование информационных технологий на уроках биологии


    Использование информационных технологий на уроках биологии

      К наиболее эффективным формам представления материала по биологии следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. ...

17 04 2022 5:42:18

Внутреннее строение листьев


    Внутреннее строение листьев

      Разработка урока включает лабораторную работу, состоящую из 2-х частей. Для проведения урока предполагается наличие лабораторного и мультимедийного оборудования, а также традиционных плаката и учебника. Работа учащихся на уроке оценивается при проверке изученного ранее материала и по итогам выполнения лабораторной работы....

16 04 2022 22:15:49

Методическая разработка урока по биологии в 6-м классе по теме "Семя"


    Методическая разработка урока по биологии в 6-м классе по теме "Семя"

      Урок частично-поисковый с элементами проблемных задач и исследовательской лабораторной работой "Строение семени". Элементы урока: эвристическая беседа, проверка знаний, материал для любознательных. ...

15 04 2022 4:41:40

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах


    Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах

      А.С. Макаренко писал: "Игры - важнейшие и главнейшие педагогические дела, в очень значительной степени определяющие успех педагогической работы". Я голосую за это двумя руками. Я очень люблю придумывать игры для ребят и играть с ними. А дети разве не любят? Их не приходится подталкивать, им хочется проявлять себя. Игры я обычно провожу в конце изучения темы, как обобщение и закрепление изученного материала. ...

14 04 2022 17:50:44

Кроссворд – нетрадиционная форма проверки знаний (из опыта работы)


    Кроссворд – нетрадиционная форма проверки знаний  (из опыта работы)

      В обучении биологии, помимо традиционных форм и методов проверки знаний и умений применяются и нетрадиционные. Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ. В качестве нетрадиционного метода контроля знаний используются кроссворды. Решение кроссвордов – полезное занятие для развития логического мышления. Они позволяют одновременно вспомнить забытую информацию и приобрести новую. С помощью такого метода можно установить уровень предметной терминологической грамотности....

13 04 2022 18:12:39

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

12 04 2022 4:11:32

Урок-презентация по теме "Класс Брюхоногие моллюски"


    Урок-презентация по теме "Класс Брюхоногие моллюски"

      Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Тип Моллюски». На уроке раскрываются особенности брюхоногих моллюсков в связи со средой обитания и образом жизни. Особенностью урока является использование мультимедийной презентации. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной, самостоятельной работ, а также элементов проблемного обучения. ...

11 04 2022 6:45:10

Урок биологии по теме "Болезни органов пищеварения". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Болезни органов пищеварения". 8-й класс

      Материал урока привлекает внимание учащихся к здоровью. На уроке рассматриваются жизненные ситуации, формируется умение применять знания на пpaктике. Развивается умение работать с информацией, структурировать ее, сравнивать, делать выводы. В урок включена пpaктическая работа, используется групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи занимательного материала. Домашнее задание имеет творческий хаpaктер....

10 04 2022 6:14:31

"Нам жить в одной семье…" (Редкие и исчезающие растения и птицы Кубани)


    "Нам жить в одной семье…" (Редкие и исчезающие растения и птицы Кубани)

      Внеклассное занятие в форме игры "Звездный час" с целью объяснить возможность утраты тех или иных видов растительного и животного мира Кубани....

09 04 2022 23:20:55

Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"


    Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"

      Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...

08 04 2022 11:18:16

Профильное обучение на основе "Развития познавательной компетентности учащихся на уроках биологии"


    Профильное обучение на основе "Развития познавательной компетентности учащихся на уроках биологии"

      Концепция этого педагогического проекта – четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей – позволяет решать основную задачу школы: создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности, то есть формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач. ...

07 04 2022 19:43:39

Разработка занятия по блочно-модульной технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема "Корень"


    Разработка занятия по блочно-модульной технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема "Корень"

      В представленной разработке главный принцип - максимальная самостоятельность учащихся в познавательном процессе при организации разнообразия видов деятельности. Используя данную методику, можно проектировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося, позволяющую осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. ...

06 04 2022 13:59:20

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

      Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

05 04 2022 15:35:20

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

04 04 2022 22:36:51

"Светик, пушистое солнышко"


    "Светик, пушистое солнышко"

      В статьеречь идет о строении, свойствах одуванчика лекарственного....

03 04 2022 23:56:56

Элективные курсы


    Элективные курсы

      Проблема нарастания динамики социально-экономической активности приобретает в настоящее время глобальный хаpaктер и требует от школы обновления структуры. Элективные курсы предлагают выход за рамки традиционных учебных предметов. ...

02 04 2022 1:16:18

Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)


    Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)

      Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....

01 04 2022 3:28:41

Урок по теме "Класс базидиомицеты. Класс дейтеромицеты, или несовершенные грибы. Особенности строения и жизнедеятельности. Отдел оомицеты"


    Урок по теме "Класс базидиомицеты. Класс дейтеромицеты, или несовершенные грибы. Особенности строения и жизнедеятельности. Отдел оомицеты"

      Урок раскрывает особенности организации базидиомицетов и несовершенных грибов, показывает особенности питания оомицетов....

31 03 2022 12:38:32

Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"


    Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"

      Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....

30 03 2022 10:23:54

Урок по зоологии (7-й класс) "Класс Насекомые. Общая хаpaктеристика"


    Урок по зоологии (7-й класс) "Класс Насекомые. Общая хаpaктеристика"

      Прилагаемая презентация позволяет сформировать зрительное представление об изучаемом классе живых организмов, что позволяет учащимся легче и быстрее усваивать учебный материал. В ходе работы происходит смена деятельности учащихся, что является обязательной частью учебного процесса. ...

29 03 2022 1:50:42

Обобщающий урок по теме "Свойства воды" (6-й класс)


    Обобщающий урок по теме "Свойства воды" (6-й класс)

      Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....

28 03 2022 16:50:20

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации


    Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

      Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

27 03 2022 23:55:34

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::