Интегрированный урок (география + биология) "Взаимосвязь растений, животных и природных условий в пределах Мещеры"
Цели:
формирование и углубление знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах территории Мещеры” для установления причинно-следственных связей с позиции географов и биологов;
расширение и конкретизация экологических знаний учащихся и формирование у них убежденности в необходимости охраны окружающей среды; развитие у учащихся познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний; стимулирование творческой мыслительной деятельности.
Задачи:
устанавливать зависимость между современными формами рельефа и тектоническим строением анализируя физическую и тектоническую карты;
определять климатические условия изучаемой территории по климатической карте;
определять типы почв и их размещение по территории;
выявлять многообразие растительного и животного мира данной территории, их приспосабливаемость к условиям этой территории и распространение по ней, используя при этом карту растительности и зоогеографическую;
определить основные черты Мещерского края , проблемы охраны и преобразования природы;
определять полученные знания на основе межпредметных связей.
форма проведения урока: межпредметная групповая творческая работа.
Оборудование урока:
Физическая карта Владимирской области, географические атласы, карточки-задания, гербарии, картины с изображением пейзажей природы Мещерского края, классическая музыка, справочные пособия по географии и биологии, компьютер, интеpaктивная доска, презентации мини-проектов учащихся.
Ход урока
Учитель: Ребята! Сегодня мы проводим урок посвященный необычной красоте природы Мещерского края”. Как вы себе представляете себе Мещерский край? Какие зрительные образы у вас возникают при упоминании о нем? (ответы учащихся).
Поэт Роман Кудрявцев- наш земляк написал о Мещере такие проникновенные строки. Я уверена, что все вы будете согласны с ним.
Иду к болотам и озерам,
К прохладе серебристых рек,
И мне становится Мещера
Родной и близкою навек.
Мещерский край- земля, где жили наши предки: весь, мещера, мурома. Среди дремучих лесов поднимались крепостные стены еще редких тогда поселений и городов.
Нашествие монголо-татар. Вы слышите как гудит земля от топота многочисленной конницы татарских захватчиков.
Многое видела Мещерская земля. Многие писатели обращались к ней, поэты воспевали ее в своих стихах, художники изображали на картинах ее поля, леса, реки, озера.
…Звенит над полем птичья песня,
Шумит от ветра мудрый лес.
И все в природе необычно
От заколдованных чудес.
Шепнула ласково березка,
Слегка нагнув свой гибкий стан:
Бродил здесь где-то Паустовский,
Писал этюды Левитан…
Плывут в лесу густые тени,
И кажется под звук шагов
Сейчас появится Есенин,
Творец волнующих стихов!
(идет показ репродукций И.И.Левитана, Васнецова, И.И.Шишкина ) такой Мещеру изображали художники. А сейчас посмотрите какая она реальная (идет показ слайдов “природа Мещеры”).
Еще древнегреческий философ Цецерон сказал:- “Все элементы мироздания гармонично связаны между собой”. Поэтому , “Определенная территория, заселенная определенными растениями и животными называется сообществом”.
Вопрос к вам. Как вы считаете, какие науки наиболее тесно взаимосвязаны между собой? (варианты ответов: география, биология, история, физика, химия).
Но одни из самых близких наук это география и биология. Поэтому мы хотим предложить вам создать главу совершенно нового учебника для совместного изучения географии и биологии и назвать ее “Взаимосвязь растений, животных в пределах Мещеры”. (на классной доске и в тетрадях учащиеся делают запись темы урока).
(учитель географии на карте Владимирской области показывает Мещерскую низменность).
Учитель: Взаимосвязь растительного и животного мира, которая складывается на протяжении всей истории развития органического мира, называется биологическими факторами (факторы живой природы), а природные условия, которые позволили сложиться такой взаимосвязи, называются абиотическими факторами (факторы неживой природы).
Писатель Солоухин писал:- “Так же как птицы созданы летать, а рыбы жить в воде, так и человек создан жить среди природы и постоянно с ней общаться”. Взаимодействие человека с природой, с окружающей средой называется антропогенным фактором. Теперь и вы в своей работе можете пользоваться этой новой терминологией.
Наша основная работа на сегодняшнем уроке составить картосхему природного сообщества Мещеры.
Вопрос вам.
- Как вы думаете, одинаковы ли абиотические факторы в Мещере? (предполагаемый ответ уч-ся. Нет.)
- Одинаковы ли растения и животные взаимосвязанные между собой и образующие биотические факторы? (предполагаемый ответ уч-ся. Нет.)
Мещера- это одно сообщество и находится в одной природной зоне, но с разными местными климатическими условиями. Поэтому здесь формируются различные абиотические факторы, которые позволили сформировать свои растения и животных, дающие во взаимосвязи биотические факторы.
Давайте посмотрим, какие природные комплексы можно выделить в Мещере. (предполагаемые ответ уч-ся. Озера, болота, рощи, дубравы, луга и т.д.). Идет демонстрация презентаций растения и животные Мещеры Приложение 1
Учитель: Для работы над созданием главы учебника мы предлагаем вам объединиться в группы. Каждая группа будет рассматривать свой природный комплекс и группа экспертов, которая даст заключение о готовности материала к печати: Вывешивается схема работы специалистов в группе.
(Приложение 2)
В каждой группе будет картограф, геолог, климатолог, ботаник, почвовед, зоолог, эколог. Я думаю, что вы знаете чем занимаются эти специалисты? (ответы учащихся).
Картограф- определяет географическое положение рассматриваемого объекта.
Геолог- изучает строение земной коры.
Климатолог- определяет климатические условия территории.
Ботаник- изучает растительный мир.
Зоолог- специалист по животному миру.
Эколог- изучает взаимоотношения живых организмов с окружающей средой.
На столах для работы каждой группы разложены карточки-инструкции в конвертах.
(Приложение 3)
Изучите дидактический материал (Приложение 4) . Достаньте материалы из конвертов, в них содержится материал для всех специалистов.
Для:
Геолога- профили рельефа Мещеры.
Климатолога- график хода температуры и таблица осадков.
Почвоведа- почвенные профили. Таблица мощности почвенного слоя и слоя гумуса.
Ботаника- гербарии, фото растений.
Зоолога- картины животных. Образец основы пищевой цепи.
Эколога- изображение знаков по охране природы.
При ответе на карточки- задания (Приложение 5) используйте текстовый материал: “Впечатление о Мещере”; Большая энциклопедия животных и растений; Физическая география; справочник по биологии; и др.
На карточках- заданиях приведены источники информации, которые вы будете использовать.
- Распределите задания в группе.
- Выполните задания и совместно выполните картосхему.
- Подготовьтесь к докладу.
На работу в группах дается 30 минут. Оцениваться работа групп будет по сумме баллов, набранных за работу каждого специалиста. Результатом нашей совместной работы будет создание картосхемы, где будет дана полная наглядная хаpaктеристика природных комплексов Мещеры.
1.Выступление представителей групп с результатами работы.
2.Подведение итогов группой экспертов по сумме баллов. Во время подведения итогов эксперты отмечают положительные и отрицательные качества работы.
Домашнее задание: Подготовить творческие проекты на тему “Мещера- моя маленькая Родина, Гусь-Хрустальный район- жемчужина Мещеры”: альбом- презентация “Растительный и животный мир Мещеры”; эссе “Какой останется Мещера нашим потомкам”.
Комментарии:
Урок по теме проводится в 7-м классе с использованием компьютерных технологий, которые способствуют интенсификации учебного процесса, развивают навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение обучающимися знаний, повышают интерес к предмету. Главным в данном уроке является то, что новые знания не даются обучающимся в готовом виде, а активно добываются в процессе учебной деятельности....
01 04 2025 2:16:48
Экологическая тропа - уникальный класс под открытым небом, учебно-познавательная экологическая тропа создана в нашей Тляратинской СОШ Гумбетовского района Республики Дагестан в 2001 году. Ее основное назначение - создание условий для разумного комплексного изучения ближайшего природного окружения школьников, пpaктической природоохранной деятельности....
31 03 2025 7:54:18
Более подробное изложение материала о науке систематике позволяет понять ее значение для эволюции органического мира. Знакомство с биографией К. Линнея раскрывает перед учащимся его жизнь, упорство в поставленной цели и заслуги перед наукой....
30 03 2025 22:48:39
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
29 03 2025 14:22:13
В данной статье представлена разработка урока по теме "Пищеварение в ротовой полости" с использованием мультимедийной презентации....
28 03 2025 11:18:24
Взаимодействие человека и природы – это комплексное воздействие антропогенных факторов на природу и природных факторов на здоровье и хозяйственную деятельность человека. Метод проектов позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, собирать информацию, обpaбатывать её при помощи компьютерной техники.
...
27 03 2025 6:23:34
С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....
26 03 2025 21:58:10
Материал может быть использован для проведения урока или внеклассного мероприятия. В статье представлены различные определения термина «жизнь», а также наиболее важные и интересные гипотезы возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, панcпepмия, биохимическая эволюция....
25 03 2025 12:41:53
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
24 03 2025 18:17:43
Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...
23 03 2025 8:19:59
Хлорелла — одноклеточная зеленая водоросль, имеет вид микроскопического неподвижного зеленого шарика до 15мкм в диаметре, жгутиков нет. Поверхность клетки покрыта твердой двуконтурной оболочкой целлюлозной породы....
22 03 2025 21:37:54
Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....
21 03 2025 6:32:55
Амеба обыкновенная – одноклеточное животное, форма тела неопределенная и изменяется из-за постоянного перемещения ложноножек....
20 03 2025 13:13:38
Урок для 7—8-х классов — заключительный урок обобщения и проверки знаний по теме «Тип члeнистоногие». Предлагается разработка урока с элементами игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к предмету....
19 03 2025 15:27:29
Урок помогает подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний, продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации....
18 03 2025 14:55:11
В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....
17 03 2025 23:45:17
Любой игре или игровой ситуации обязательно должны предшествовать наблюдения в природе, обучающие занятия, разного рода исследования, чтение различной литературы (первоисточников). Игра может проводиться как часть занятия (урока), а также на прогулке или на экскурсии, в любое внеурочное время. Достигнутый результат в игре зависит от того, какие цели и задачи воспитатель предъявлял к данной игре, а также от эмоционального настроя педагога.
...
16 03 2025 17:45:41
Зоологическая игра проводится с целью систематизировать знания о строении, жизнедеятельности, взаимоотношениях птиц с окружающей средой, о роли их в жизни человека, научить детей осознавать необходимость чуткого и бережного отношения к природе....
15 03 2025 6:59:46
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
14 03 2025 17:27:29
В последнее время наблюдается снижение интереса к изучению большинства школьных предметов. Привить интерес к сложному предмету можно только через игру. Занимательные мероприятия способствуют обогащению ученика новыми знаниями, расширению кругозора....
13 03 2025 22:51:13
На уроке учащиеся хаpaктеризуют сущность различных генетических законов и закономерностей, решают генетические задачи, объясняют причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов.
...
12 03 2025 16:55:36
Если отложить в сторону традиционные бумажные разработки уроков, традиционное преподавание с мелом и тряпкой в руках, то останутся сегодня мощные помощники: компьютер, Интернет и ЦОРы. Что же представляют собой ЦОРы как образовательный программный продукт? Как и для чего можно (нужно) их использовать на уроках?...
11 03 2025 12:26:38
На уроке природоведения с использованием презентации MS Power Point в доступной форме изучается экологический материал по природным сообществам и экосистеме. Для учащихся приготовлен раздаточный материал, в котором излагаются краткий конспект урока и задания для закрепления материала....
10 03 2025 19:47:22
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
09 03 2025 10:48:17
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе....
08 03 2025 1:58:26
В статье приведен урок природоведения в 5-м классе по изучению нового материала с использованием набора минералов, таблиц по географии, схемы "Круговорот горных пород", справочных материалов, индивидуальных дифференцированных карточек, презентации к уроку....
07 03 2025 3:52:44
На уроке проводятся 2 лабораторные работы: виртуальная и работа с микроскопом.
Изучение нового материала осуществляется самостоятельно в ходе групповой работы.
Каждая группа получает рабочий лист с индивидуальным заданием. По окончании
работы каждая группа отчитывается, при этом используется учительская презентация....
06 03 2025 11:31:13

Задачи урока: сформировать у учащихся понятие о строении и функциях белков; формировать умение строить ответ с использованием дополнительного материала, выделять общее и особенное при использовании нескольких источников информации, делать выводы; развивать познавательный интерес и способности учащихся....
05 03 2025 19:47:43
Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....
04 03 2025 15:40:25
Представленный урок завершает изучение темы «Развитие жизни на Земле». Использование игровых моментов на уроке делает его интересным и запоминающимся. При проведении урока были использованы презентация учителя, использующаяся на разных этапах урока, и презентация учащихся – как опережающее задание по изучению нового материала....
03 03 2025 0:30:58
Урок нацелен познакомить учащихся с часто применяемыми лекарственными растениями. В игровой занимательной форме обобщить представления о многообразии и лекарственном значении растений родного края....
02 03 2025 20:11:42
Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
01 03 2025 21:40:44
Программа разработана для учащихся 7-х классов с использованием элементов информационного интегрированного продукта "КМ-Школа". Курс факультатива служит для дополнения и углубления базового образования по предмету "Биология". Предлагаемая программа удовлетворяет познавательные интересы, развивает творческие способности, расширяет знания о животном мире....
28 02 2025 18:18:15
Вашему вниманию предлагается разработка урока для учащихся 7-го класса по программе Н.И.Сонина. Цели урока: изучить хаpaктерные особенности семейства Лилейных на примере некоторых видов растений, познакомить учащихся с пpaктическим использованием этих растений и редкими исчезающими видами Лилейных. Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся через применение нетрадиционных форм и методов обучения. Конспект урока сопровождается презентацией....
27 02 2025 19:31:44
Информационно-коммуникационные технологии, микроисследования и работы с дополнительными источниками информации, межпредметные связи с физикой и литературой позволяют глубоко изучить учебный материал, развивают мышления воспитанников, навыки работы с информацией и помогают расширить воспитательные возможности урока....
26 02 2025 10:42:25
В данной работе представлена разработка обобщающего урока по биологии на тему "Царства Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения" для шестого класса по программе и учебнику В.В. Пасечника. Урок проводится в игровой форме, что позволяет повысить познавательную активность школьников. Класс делится на три комaнды. Проводятся конкурсы. В конце урока подсчитываются баллы, определяются победители, выставляются оценки.
...
25 02 2025 7:48:29
Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....
24 02 2025 16:21:53
Программа рассчитана не только на обучающихся, проявляющих интерес к биологии, но предполагает формирование такого уровня знаний, который позволил бы в будущем правильно ориентироваться в этой области науки. Программа предусматривает выравнивание стартовых возможностей личности; предметно ориентирует воспитанников в базисных видах деятельности; компенсирует отсутствие в основном образовании некоторых тем; содействует выбору индивидуального образовательного пути ребенка....
23 02 2025 4:32:38
Внеклассное мероприятие по биологии расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Грибы». В ходе мероприятия используется мультимедийная презентация. Учащиеся знакомятся со значением грибов, работают с раздаточными карточками. Присутствует групповая работа с использованием дополнительной литературы....
22 02 2025 23:23:10
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
21 02 2025 8:42:54
Корень растений — это неограниченно растущий вегетативный орган, обеспечивающий закрепление растения в субстрате, поглощение и трaнcпорт воды и минеральных веществ. Появление корня в процессе эволюции растений — важный ароморфоз, одно из приспособлений к обитанию на суше....
20 02 2025 11:48:49
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье.
Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
19 02 2025 6:13:19
Курс предназначен в основном для обучающихся 10-11-х классов естественно-научного профиля (химико-биологического) обучения. При прохождении курса учащиеся расширяют и углубляют знания о генеалогии как о методе изучения генетики человека, овладевают умениями и навыками построения родословных....
18 02 2025 10:44:46
В представленном материале рассматривается технология дебатов в урочной деятельности, на примере уроков биологии. Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Дебаты способствуют расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и организационных навыков, творческих качеств, развитию коммуникативных качеств. Наиболее эффективно данную технологию можно использовать в старших классах.
...
17 02 2025 0:43:32
Яйцекладущие - животные небольших размеров с приплюснутым сверху вниз туловищем, короткими конечностями с большими когтями и кожистым клювом....
16 02 2025 21:36:24
Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....
15 02 2025 4:46:26
Цель урока – ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом. В ходе урока учащиеся знакомятся с работами Э.Дженнера, Л.Пастера. И.И. Мечникова, изучают механизмы формирования иммунитета....
14 02 2025 17:50:18
Семейство розоцветные включает более 100 родов, около 3000 видов растений. Встречаются от субтропиков до Арктики, но большинство в умеренном и субтропическом поясе северного полушария. Представители этого семейства необыкновенно ценны для человека. Задача урока: выявить признаки семейства розоцветные, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение розоцветные в жизни человека....
13 02 2025 17:16:25
Структура урока, его содержание, применение информационных технологий создают условия для активизации познавательной деятельности, содействуют стремлению вести здоровый образ жизни. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, расширяют свой кругозор, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы....
12 02 2025 0:18:24
На уроке используются проблемные ситуации, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. В ходе групповой работы учащиеся распределяют обязанности внутри группы, самостоятельно ставят проблему, выдвигают гипотезы, решают, делают выводы....
11 02 2025 12:19:37
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::