Интегрированный урок (география + биология) "Взаимосвязь растений, животных и природных условий в пределах Мещеры"

Цели:
формирование и углубление знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах территории Мещеры” для установления причинно-следственных связей с позиции географов и биологов;
расширение и конкретизация экологических знаний учащихся и формирование у них убежденности в необходимости охраны окружающей среды; развитие у учащихся познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний; стимулирование творческой мыслительной деятельности.
Задачи:
устанавливать зависимость между современными формами рельефа и тектоническим строением анализируя физическую и тектоническую карты;
определять климатические условия изучаемой территории по климатической карте;
определять типы почв и их размещение по территории;
выявлять многообразие растительного и животного мира данной территории, их приспосабливаемость к условиям этой территории и распространение по ней, используя при этом карту растительности и зоогеографическую;
определить основные черты Мещерского края , проблемы охраны и преобразования природы;
определять полученные знания на основе межпредметных связей.
форма проведения урока: межпредметная групповая творческая работа.
Оборудование урока:
Физическая карта Владимирской области, географические атласы, карточки-задания, гербарии, картины с изображением пейзажей природы Мещерского края, классическая музыка, справочные пособия по географии и биологии, компьютер, интеpaктивная доска, презентации мини-проектов учащихся.
Ход урока
Учитель: Ребята! Сегодня мы проводим урок посвященный необычной красоте природы Мещерского края”. Как вы себе представляете себе Мещерский край? Какие зрительные образы у вас возникают при упоминании о нем? (ответы учащихся).
Поэт Роман Кудрявцев- наш земляк написал о Мещере такие проникновенные строки. Я уверена, что все вы будете согласны с ним.
Иду к болотам и озерам,
К прохладе серебристых рек,
И мне становится Мещера
Родной и близкою навек.
Мещерский край- земля, где жили наши предки: весь, мещера, мурома. Среди дремучих лесов поднимались крепостные стены еще редких тогда поселений и городов.
Нашествие монголо-татар. Вы слышите как гудит земля от топота многочисленной конницы татарских захватчиков.
Многое видела Мещерская земля. Многие писатели обращались к ней, поэты воспевали ее в своих стихах, художники изображали на картинах ее поля, леса, реки, озера.
…Звенит над полем птичья песня,
Шумит от ветра мудрый лес.
И все в природе необычно
От заколдованных чудес.
Шепнула ласково березка,
Слегка нагнув свой гибкий стан:
Бродил здесь где-то Паустовский,
Писал этюды Левитан…
Плывут в лесу густые тени,
И кажется под звук шагов
Сейчас появится Есенин,
Творец волнующих стихов!
(идет показ репродукций И.И.Левитана, Васнецова, И.И.Шишкина ) такой Мещеру изображали художники. А сейчас посмотрите какая она реальная (идет показ слайдов “природа Мещеры”).
Еще древнегреческий философ Цецерон сказал:- “Все элементы мироздания гармонично связаны между собой”. Поэтому , “Определенная территория, заселенная определенными растениями и животными называется сообществом”.
Вопрос к вам. Как вы считаете, какие науки наиболее тесно взаимосвязаны между собой? (варианты ответов: география, биология, история, физика, химия).
Но одни из самых близких наук это география и биология. Поэтому мы хотим предложить вам создать главу совершенно нового учебника для совместного изучения географии и биологии и назвать ее “Взаимосвязь растений, животных в пределах Мещеры”. (на классной доске и в тетрадях учащиеся делают запись темы урока).
(учитель географии на карте Владимирской области показывает Мещерскую низменность).
Учитель: Взаимосвязь растительного и животного мира, которая складывается на протяжении всей истории развития органического мира, называется биологическими факторами (факторы живой природы), а природные условия, которые позволили сложиться такой взаимосвязи, называются абиотическими факторами (факторы неживой природы).
Писатель Солоухин писал:- “Так же как птицы созданы летать, а рыбы жить в воде, так и человек создан жить среди природы и постоянно с ней общаться”. Взаимодействие человека с природой, с окружающей средой называется антропогенным фактором. Теперь и вы в своей работе можете пользоваться этой новой терминологией.
Наша основная работа на сегодняшнем уроке составить картосхему природного сообщества Мещеры.
Вопрос вам.
- Как вы думаете, одинаковы ли абиотические факторы в Мещере? (предполагаемый ответ уч-ся. Нет.)
- Одинаковы ли растения и животные взаимосвязанные между собой и образующие биотические факторы? (предполагаемый ответ уч-ся. Нет.)
Мещера- это одно сообщество и находится в одной природной зоне, но с разными местными климатическими условиями. Поэтому здесь формируются различные абиотические факторы, которые позволили сформировать свои растения и животных, дающие во взаимосвязи биотические факторы.
Давайте посмотрим, какие природные комплексы можно выделить в Мещере. (предполагаемые ответ уч-ся. Озера, болота, рощи, дубравы, луга и т.д.). Идет демонстрация презентаций растения и животные Мещеры Приложение 1
Учитель: Для работы над созданием главы учебника мы предлагаем вам объединиться в группы. Каждая группа будет рассматривать свой природный комплекс и группа экспертов, которая даст заключение о готовности материала к печати: Вывешивается схема работы специалистов в группе.
(Приложение 2)
В каждой группе будет картограф, геолог, климатолог, ботаник, почвовед, зоолог, эколог. Я думаю, что вы знаете чем занимаются эти специалисты? (ответы учащихся).
Картограф- определяет географическое положение рассматриваемого объекта.
Геолог- изучает строение земной коры.
Климатолог- определяет климатические условия территории.
Ботаник- изучает растительный мир.
Зоолог- специалист по животному миру.
Эколог- изучает взаимоотношения живых организмов с окружающей средой.
На столах для работы каждой группы разложены карточки-инструкции в конвертах.
(Приложение 3)
Изучите дидактический материал (Приложение 4) . Достаньте материалы из конвертов, в них содержится материал для всех специалистов.
Для:
Геолога- профили рельефа Мещеры.
Климатолога- график хода температуры и таблица осадков.
Почвоведа- почвенные профили. Таблица мощности почвенного слоя и слоя гумуса.
Ботаника- гербарии, фото растений.
Зоолога- картины животных. Образец основы пищевой цепи.
Эколога- изображение знаков по охране природы.
При ответе на карточки- задания (Приложение 5) используйте текстовый материал: “Впечатление о Мещере”; Большая энциклопедия животных и растений; Физическая география; справочник по биологии; и др.
На карточках- заданиях приведены источники информации, которые вы будете использовать.
- Распределите задания в группе.
- Выполните задания и совместно выполните картосхему.
- Подготовьтесь к докладу.
На работу в группах дается 30 минут. Оцениваться работа групп будет по сумме баллов, набранных за работу каждого специалиста. Результатом нашей совместной работы будет создание картосхемы, где будет дана полная наглядная хаpaктеристика природных комплексов Мещеры.
1.Выступление представителей групп с результатами работы.
2.Подведение итогов группой экспертов по сумме баллов. Во время подведения итогов эксперты отмечают положительные и отрицательные качества работы.
Домашнее задание: Подготовить творческие проекты на тему “Мещера- моя маленькая Родина, Гусь-Хрустальный район- жемчужина Мещеры”: альбом- презентация “Растительный и животный мир Мещеры”; эссе “Какой останется Мещера нашим потомкам”.
Комментарии:
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
01 12 2025 5:47:42
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
30 11 2025 9:22:52
Система уроков в десятом классе состоит из пяти блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся. Каждая группа работает под руководством ученика-лидера (консультанта). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке плана изучения курса.
...
29 11 2025 23:56:46
Достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей....
28 11 2025 22:48:17
Средство модульного обучения – модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа....
27 11 2025 7:49:28
Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе с целью пронаблюдать некоторые физические и химические свойства органических веществ в клетке. Пpaктикум рассчитан а 2 урока, сопровождается показом мультимедийной презентацией.
...
26 11 2025 5:33:47
Факультативный курс "Жизнь растений леса". В основу курса положен краеведческий подход, который направлен на углубление знаний учащихся по морфологии растений лесных сообществ, многообразию, их взаимосвязи в природе, значению, влиянию деятельности человека на отдельные виды и природные сообщества родного края.
...
25 11 2025 19:25:13
Расширяются знания о коже. Учащиеся учатся создавать мини-проекты, применяют элементы исследования....
24 11 2025 9:19:15
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
23 11 2025 8:31:58
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по теме. Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 8-го класса Драгомилова А.Г., Маша Р.Д. "Биология: человек"....
22 11 2025 2:16:28
Интегрированный урок-панорама по природоведению формирует у пятиклассников способность открывать страницы прошлого в изучении вопросов мироздания, таких наук как астрономия, история, биология, литература, постигать их смысл и ценность. Позволяет формировать у учащихся целостную научную картину происхождения нашей планеты Земля.
...
21 11 2025 19:14:47
Урок для 7-го класса с целью показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека, обосновать необходимость их охраны....
20 11 2025 11:31:24
В ходе урока используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным, снимает синдром тревожности. На уроке проверяются знания терминологии, умение на пpaктике применять знания (решение биологических задач), а также умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления.
...
19 11 2025 0:13:34
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
18 11 2025 11:23:51
За урок необходимо дать особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Пpaктическая работа, которая включена в урок позволяет учащимся усвоить типы слоевищ лишайников, позволяет узнать, как выглядят лишайники в природе. Кроме этого позволяет продолжить совершенствование навыков работы с природными объектами....
17 11 2025 12:49:32
Данная разработка ориентирована на учебник Т.С. Суховой, В.И. Строганова «Природа. Введение в биологию и экологию», этот курс позволяет начать целенаправленное формирование ведущих понятий на основе классической биологии перед изучением конкретных биологических дисциплин....
16 11 2025 13:35:37
Урок по учебнику под редакцией В.В. Пасечника (Раздел 4. «Строение и многообразие покрытосеменных растений») формирует у учащихся знания о листе как важнейшей составной части побега; учит распознавать листья по типам жилкования, способу прикрепления к стeблю; различать простые и сложные листья....
15 11 2025 8:10:25
Цель урока: сформировать знания о конкретных генетических заболеваниях, их цитологических основах: дать представление о возможных способах лечения или недопущения таких заболеваний....
14 11 2025 5:35:36
Урок проводится в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания по теме. В ходе игры развивается интерес и познавательная деятельность школьников, повышается межличностное общение....
13 11 2025 18:11:26
Высшие растения имеют сложную тканевую структуру. Она представлена проводящими и механическими тканями. Также отличительным признаком является наличие трахей, трахеид и ситовидных трубок, которые быстро доставляют питательные вещества от корня к листьям, соцветиям, стeблям....
12 11 2025 3:17:10
Сценарий этой игры строится на основе сказки "О золотой рыбке" А.С. Пушкина. Только в нашем варианте рыбка не исполняет прихоти вредной старухи, а по желанию старика знакомит его с принцессой Коралловых Рифов, ее придворными-представителями типа кишечнополостных. Все они рассказывают о своей жизни и ее особенностях, о пользе, которую они приносят и о том, почему и когда их надо бояться.
...
11 11 2025 2:14:31
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
10 11 2025 10:51:43
Интегрированный урок биологии и физики. Урок включает в себя демонстрацию сложных приборов (осциллограф, электроскопы, электрофорная машина, проводник) и опытов с натуральными объектами (лягушка). Содержание теоретической информации содержит исторические факты, связанные с открытием электрических явлений, и роль в этом биологических объектов, роль ученых-биологов в открытии и исследовании электричества.
...
09 11 2025 18:43:10
В ходе урока изучаются типы развития насекомых; выявляется значение личиночной стадии в жизни насекомых. Проверяются знания хаpaктеристик классов члeнистоногих с самопроверкой и самооценкой; выявляются особенности развития насекомых с полным и неполным превращением. Учащиеся работают с таблицами и кластерами....
08 11 2025 23:47:18
На уроке использовалась технология критического мышления с учетом личностно ориентированного подхода к учащимся. Используются различные методы: словесные, наглядные, пpaктические, устного и письменного контроля и самоконтроля. Различные формы организации познавательной деятельности активизируют позицию ученика....
07 11 2025 4:10:38
В статье рассмотриваются некоторые формы обучения биологии, способствующие развитию творческих способностей учащихся. Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает нам организовать так работу детей, чтобы интерес, как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на протяжении всех лет обучения. А это приводит к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления обучающихся....
06 11 2025 8:45:26
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
05 11 2025 23:16:34
В статье указываются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию системно-деятельностного подхода в школе. Определяется значение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Приводятся примеры реализации системно-деятельностного подхода обучения в эколого-биологическом лицее. Уделяется внимание основным результатам обучения и воспитания при системно-деятельностном подходе в обучении агротехнологии....
04 11 2025 21:58:54
Познавательный интерес – глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников – показатель серьезных недостатков в обучения. Именно благодаря интересу знания могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности....
03 11 2025 7:28:12
В ходе урока происходит воспитание навыков работы в комaнде и соблюдения правил поведения во время игры, развитие логического мышления, памяти, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, способствовать расширению кругозора по биологии....
02 11 2025 5:50:30
Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. ...
01 11 2025 4:10:29
Урок знакомит с историей изобретения микроскопа, схемой его строения, правилами работы с микроскопом и техникой безопасности при проведении лабораторной работы. Учащиеся освоят технику приготовления временного препарата....
31 10 2025 6:57:26
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
30 10 2025 4:20:41
В целях продуктивной познавательной активности урок выполнен в «Конструкторе школьных сайтов». На фоне эмоционального поэтического изложения темы в ассоциативной связи учитель вспоминает с учащимися фазы митоза. Нестандартная форма урока оживляет его, вызывает интерес учащихся к изучаемому материалу....
29 10 2025 0:18:14
Представлен урок комбинированного типа, который включает в себя письменную проверку знаний по карточкам по предыдущим темам, изучение нового материала с электронной презентацией; для уточнения и систематизации знаний предлагается дидактическая игра....
28 10 2025 5:47:25
Урок закладывает представления о почве как верхнем плодородном слое земли, основных свойствах почвы; в процессе опытов ученики устанавливают состав почвы, узнают о преобладающих почвах родного края....
27 10 2025 7:37:52
Цель урока: познакомить учащихся с ролью опopно-двигательной системы человека, раскрыть особенности строения и химического состава костей. Показать взаимосвязь строения костей с выполняемой ими функцией. Выяснить, за счет чего происходит их рост....
26 10 2025 20:37:34
Представленный материал является разработкой одного занятия элективного курса «Биология и профессии». Элективный курс изучается в 11-м классе. Курс предполагает следующие задачи: просвещение учащихся о профессиях и специальностях, связанных с биологией; расширение знаний о пpaктическом применении биологических знаний; формирование и развитие элементарных профессиональных умений и навыков и пр....
25 10 2025 1:26:51
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока.
На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
24 10 2025 13:56:20
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
23 10 2025 3:33:18
В работе даётся представление об исследовательской деятельности школьников. Говорится о значении экспериментальной работы учащихся. Приводятся примеры организации исследовательской деятельности в эколого-биологическом лицее. На примере растений рассматриваются основные факторы роста и развития. Рекомендуется в работе для учителей технологии, биологии....
22 10 2025 15:10:48
Урок дает возможность обобщить, закрепить, систематизировать знания обучающихся по данной теме. Особый акцент ставится на собственную деятельность ученика, осознание и переработку знаний. Работая в группе с инструктивной карточкой-заданием, обучающиеся учатся распределять задания между собой, быстро отвечать, делать выводы....
21 10 2025 8:11:37
Урок носит мировоззренческий аспект, позволяет учащимся соединить воедино знания, полученные на уроках естественно-гуманитарного цикла. Синтез информации позволяет учащимся на более доступном уровне понять сущность природных явлений и явлений языка. Использование различных форм работы позволяет поддерживать на высоком уровне познавательную деятельность учащихся. Использование личностно ориентированного подхода позволяет добиться более высокого качества обучения....
20 10 2025 21:22:39
Тема морфологии листа кажется достаточно легко воспринимаемой, но обилие биологических терминов, достаточно большой объем новых знаний, недостаточное знание родной природы делает эту тему не всегда хорошо усваиваемой. Поэтому в данном уроке, используя различные приемы, можно повысить ассоциативный ряд учащихся и улучшить восприятие новой темы....
19 10 2025 0:57:31
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
18 10 2025 6:10:56
Изучение новой темы проходит в форме путешествия. Эффективность урока повышается за счёт применения информационно-коммуникативной и проектной технологий.
...
17 10 2025 1:31:56
В результате цветения образуются плоды. Однако плоды не смогут завязаться.если не произойдет опыление. Опыление Перенос пыльцы с пыльников тычинок на рыльце...
16 10 2025 10:23:29
Цели урока: углубить знания об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе; продолжить формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схемы; научить школьников определять формы размножения и объяснять роль бесполого размножения в жизни организмов....
15 10 2025 13:31:46
Урок, проведенный в форме путешествия, раскрывает особенности классов типа моллюски, систематизирует знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе....
14 10 2025 14:51:43
Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....
13 10 2025 0:11:54
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




