Летние домашние работы учащихся > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Летние домашние работы учащихся


    Летние домашние работы учащихся

Источник:

“Природа возбуждает и приковывает к себе пытливые умы то красотой и разнообразием своих форм, то величием их, то чрезвычайною силою, таинственностью и строгой законченностью своих явлений. Это – чудесная, полная смысла книга, которая открыта перед нами и в которой мы все можем читать, но вместе с этим это и темный рудник, скрывающий в своих недрах богатейшие сокровища”.

Профессор В.О. Ковалевский

В современной концепции биологического образования указывается на необходимость обновления его содержания, что требует совершенствования всей системы обучения: использования современных педагогических технологий, форм, методов и средств повышения познавательной активности учащихся, их самостоятельности в приобретении знаний, возрастания роли экспериментальных методов.

К перспективным средствам повышения познавательной активности учащихся следует отнести летние домашние работы по заданиям, являющиеся обязательными для выполнения.

Почему мы считаем, что летние домашние работы необходимы? В учебные дни проводятся мало экскурсий, в связи с уменьшением часов на преподавание биологии сокращается и количество пpaктических работ, поэтому, наглядного знакомства с условиями жизни растений и животных в природе учащиеся получают недостаточно. Огорчает то, что учащиеся не могут определить систематическую принадлежность того или иного живого организма, не умеют ориентироваться в природе, понимать явления ее жизни, она остается чуждой им. Учащиеся приносят гербарные коллекции с неправильно определенными названиями хорошо знакомых древесных форм (березы, липы, клена), это заставляет задуматься.

Во время летних каникул, когда все вокруг оживает, ребята предоставлены сами себе. Задача учителя - помочь учащимся использовать летние каникулы для непосредственного знакомства с жизнью растений и животных, с различными формами живых сообществ в природе. Соприкасаясь с живыми организмами, дети проверяют и закрепляют знания, полученные в школе. Несомненным становится образовательное и воспитательное значение летних работ, демонстрирующих самостоятельную, исследовательскую деятельность школьников.

Каким могут быть летние домашние задания? На пpaктике часто сталкиваешься с ситуацией, когда в качестве летних работ учителем дается задание собрать 10 каких-нибудь растений или насекомых. На наш взгляд, летние работы не должны заключаться в механическом собирании растений и насекомых, монтировке коллекций. Не вызовет интереса у учащихся шестого класса задание собрать коллекцию лишайников и провести определение состояния атмосферного воздуха по лишайникам, т.к. это незнакомый материал.

Задания на лето должны быть исследовательского хаpaктера, требующие подробного инструктажа и самостоятельной подготовки учащихся к постановке опытов. Для этого учащимся рекомендуем прочесть о растении или животном, составить план исследования. Например, после изучения темы насекомые учащимся предлагается следующее задание: Поймайте гладыша и водяного скорпиона и поместите в аквариум. Рассмотрите особенности внешнего строения. Сделайте зарисовки. Определите, какие особенности образа жизни обуславливают различия в строении. Выясните, могут ли клопы летать и как они вылетают из воды. Выясните, чем питаются гладыш и водяной скорпион. Конкурируют ли они за добычу. В чем особенности их питания под водой. Проследите, нужен ли для клопов атмосферный воздух для дыхания или они дышат как рыбы.

Летние задания должны быть четко сформулированы и ориентированы на разрешение или подтверждение определенного биологического вопроса, развитие представления о живых объектах, жизненных процессах в организме, о связи растений и животных со средой. Кроме этого, необходимо разработать систему заданий по всему курсу биологии.

Распределение летних заданий в течение года по мере прохождения программы оправданно, если они стали системой работы, и ученики знают, что учитель обязательно спросит о выполнении этих заданий. Если же Вы только начинаете вводить летние задание, уместнее распределить их между учащимися (учитывая их желания) к концу учебного года и список вывесить в кабинете биологии, что позволит родителям ребят ознакомиться с содержанием заданий и оказывать помощь в их выполнении.

Каждый учащийся выполняет два задания: одно – по проведению опыта, другое – по составлению коллекции. Например: Проанализируйте суточную активность бабочек капустной белянки. Проследите в начале лета за временем наибольшей активности и окончание лета бабочек. Задание выполняйте в течение 7 дней, результаты по каждому дню занесите в дневник наблюдений, определите средние сроки суточной активности капустницы.

Что помогает ученику в выполнении работы? Помощь учителя заключается в определении направленности наблюдений и инструктировании по выбору методики.

Предварительно у учащихся должны быть сформированы умения по:

  1. записи наблюдений;
  2. обработке опытов;
  3. монтировке коллекций;
  4. гербаризации растений;
  5. изготовлению зоологических и экологических коллекций.

Этой составляющей уделяю большое внимание на уроках и во внеурочной работе.

Как проводится учет и где используются результаты летних домашних работ? Успешности выполнения летних работ способствует не только их интересное содержание в форме задачи-исследования по известному, не требующему подробной инструкции материалу, но и организация учета, использование этих работ. Работа считается выполненной на оценку отлично, если представлены натуральный материал и запись наблюдений. Летние задания показывают, насколько учащиеся усвоили пройденную программу и какие приобрели навыки по распознаванию живых объектов в природе. После приема работ организуется выставка, на которой отмечаются особенно удачные работы, что стимулирует еще лучшее выполнение летних работ.

В МОУ Гимназия №4 действует постоянная экспозиция на первом этаже по материалам летних заданий, оформляются стенды, например, фотовыставка “Летние встречи” (наблюдение за насекомыми ученицы 7 “А” класса Климентьевой А.).

Правильно выполненные работы являются не только богатым раздаточным материалом, но и ценными пособиями для демонстрации на уроках, что оживляет занятие, вызывает несомненный интерес учащихся, и носит воспитательный хаpaктер.

Таким образом, правильно организованные летние работы, повышают интерес учащихся к живой природе, помогают закрепить знания по биологии и дают весьма ценный иллюстративный материал для урока.

Летние работы – это дверца, через которую учащиеся проникают в удивительный мир природы, совершая каждый раз маленькие открытия.

Список использованной литературы:

  1. Анашкина Е.Н. О чем поет кукушка? Наблюдаем за птицами. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
  2. Верзилин Н.М. Основы методики преподавания ботаники. М.: Изд-во академии Педагогических Наук РСФСР, 1955 г.
  3. Зайцева Е.Ю., Скворцов П.М. Школьный парктикум. Биология. Животные. 7-8 кл. – М.: Дрофа, 1998.
  4. Никишов А.И. Биология: Животные: 7 кл.: Школьный пpaктикум. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Летние задания по биологии беспозвоночных (7 класс)

  1. Собрать сведения по распространенности пиявок в водоемах Оренбургской области. Отметить водоемы наиболее заселенные пиявками. Проследить в водоеме за размножением пиявок, заботой о потомстве. Понаблюдать за появлением молодых пиявок, их поведением
  2. Соберите на водных растениях прибрежной части водоема несколько разных моллюском. Определите их названия. Поместите собранных улиток в аквариум. Понаблюдайте, как они передвигаются. Сравните строение их щупалец. Проследите, какие моллюски поднимаются к поверхности воды, а какие держатся у дна. Выясните, как собранные вами улитки реагируют на различные раздражители: прикосновение, свет. Если на стенках аквариума будут отложена икра, то проследите за развитием улиток.
  3. Наблюдение за перловицами и беззубками. Возьмите несколько живых моллюском и пустых paковин. Определите, какие из них перловицы, а какие – беззубки. Прикоснитесь прутиком к одному из сифонов или ноге перловицы. Понаблюдайте, как животное реагирует на действие того раздражителя. Опустите одну из перловиц в подогретую воду, а затем выньте и рассмотрите тело моллюска, жабры и другие органы. Поместите 3-4-х крупных перловиц или беззубок в аквариум с водными растениями и двумя-тремя небольшими карасиками. Проследите, не появятся ли на их плавниках, жабрах, поверхности тела мелкие буроватые крапинки. Это личинки перловиц – глохидии. Обратите внимание, много ли их. Установите, на какой день после начала наблюдения вы их заметили. Ведите наблюдения за поведением зараженных рыбок и развитием глохидий.
  4. Обследуйте местные водоемы. Установите, в каких местах встречаются дафнии, циклопы. Проследите, как меняется численность этих животных в течение лета. Научитесь искусственному разведению дафний.
  5. Проведите наблюдения за речными paками. Для этого выясните, живут ли в местных водоемах речные paки. Определите, какие paки водятся в ваших водоемах. Перенесите пойманных paков в водоемы, где они теперь отсутствуют, но раньше жили. В течение лета понаблюдайте, прижились ли paки в водоеме
  6. Поймайте паука-серебрянку и посадите его в небольшую банку с несколькими веточками элодеи. Посмотрите, как он плавает, какие конечности пи этом работают. Обратите внимание на брюшка паука при погружении в воду. Объясните, что с ним происходит и какое это имеет значение, почему паука называют серебрянкой. Проследите по часам, долго ли может оставаться паук под водой без атмосферного воздуха. Отсадите несколько пауков в небольшой аквариум и пустите туда личинок насекомых, понаблюдайте, как паук охотится и что он делает, когда помает добычу.
  7. Поймайте гладыша и водяного скорпиона и поместите в аквариум. Рассмотрите особенности внешнего строения. Сделайте зарисовки. Определите, какие особенности образа жизни обуславливают различия в строении. Выясните, могут ли клопы летать и как они вылетают из воды. Выясните, чем питаются гладыш и водяной скорпион. Конкурируют ли они за добычу. В чем особенности их питания под водой. Проследите, нужен ли для клопов атмосферный воздух для дыхания или они дышат как рыбы.
  8. Обследуйте водоемы в вашей местности на содержание личинок стрекоз. Опишите хаpaктер водоемов и отметьте сроки массового вылета стрекоз различных семейств. Вблизи водоемов поймайте воздушным сачком взрослых стрекоз, отметьте место и время сбора.
  9. Опишите водоемы в вашей местности, отметьте особенности дна, водной растительности, проточности. Соберите в различных водоемах чехлики ручейников, установите различия видового состава в зависимости от среды обитания.
  10. Поместите виноградных улиток в стеклянные сосуды с 5-сантиметровым слоем увлажненной почвы. Давайте в качестве питания различные растения. Установите, листьями, каких растений она предпочитает питаться. Составьте гербарий этих растений. Понаблюдайте, как будет вести себя улитка в сухом местообитании, если вы пересадите ее, например, в банку без земли. Сделайте вывод о требованиях улитки к условиям окружающей среды. Какие факторы среды будут для нее жизненно необходимыми, какие второстепенными
  11. Под корой старых пней найдите быстро бегающую многоножку коричневого цвета. Посадите ее в стеклянную банку. Внимательно рассмотрите детали ее строения, зарисуйте. Понаблюдайте за работой ее конечностей во время передвижения. Определите строение конечностей. Кормите ее пауками, жуками, мелкими насекомыми. Корм надо давать вечером. Для наблюдения за особенностями питания многоножек днем надо дать им поголодать сутки и тогда можно определить, какой род добычи они предпочитают, как они ее умерщвляют.
  12. Понаблюдайте за жизнью муравейника и размножением муравьев.
  13. Изучите суточную активность насекомых-обитателей луга. Для этого надо начинать работу на восходе солнца и продолжать до 24 ч. Отмечайте время появления первых насекомых, их массового появления, уменьшения численности и прекращение активности. Конкретно определите объект наблюдения. Проведите наблюдения в солнечную и пасмурную погоду.
  14. Проведите сезонные наблюдения за насекомыми – обитателями травянистого покрова. Необходимо определить время первого появления, массового развития и исчезновения наиболее заметных насекомых. Результаты отмечайте в дневнике
  15. Изучите фауну насекомых-обитателей луга. В течение лета проведите наблюдения за видовым составом насекомых суходольного и заливного луга. Опишите хаpaктер травянистой растительности лугов, где проводите наблюдения. Сравните видовое разнообразие насекомых. Выделите из них полезных и вредных насекомых. Полученные результаты заносите в дневник.
  16. Майский жук – серьезный вредитель лесных питомников. Проведите следующие исследования: а) отметьте начало лета майских жуков (месяц, число, время суток) ; б) определите пол первых летающих жуков; отметьте время начало лета жуков другого пола; в) определите время массового лета майских жуков; г) проследите, чем питаются жуки, в какие часы суток. Определите хаpaктер повреждения листьев жуками, соберите гербарные образцы поврежденных листьев; д) определите степень повреждения листьев разных видов растений по пятибалльной шкале; е) выясните, где, в какие часы суток и как долго жуки находятся в состоянии покоя; ж) установите, когда самки жуков начнут зарываться в землю для кладки яиц, в какую почву они зарываются; з) определите, на какой глубине жука откладывают яйца, в каком количестве.
  17. Наловите под камнями и досками жужелиц. Поместите пойманных животных в банку. Понаблюдайте за их суточной активностью. Кормите различной пищей. Выясните, какой вид пищи предпочтителен. Понаблюдайте за личинками; чем они питаются, как передвигаются, когда превращаются в куколок.
  18. Наблюдения проводятся в природе или садке. Подсчитайте, сколько тлей уничтожает личинка божьей коровки или жук за 10-15 минут. Собрав несколько взрослых личинок и подкормив их тлями, можно наблюдать появление пестро окрашенных куколок. Позднее в садке происходит выход жуков. Составьте отчет о работе.
  19. Соберите жуков с яркой предостерегающей окраской, представьте акварельные рисунки насекомых или фотографии.
  20. Наметьте конкретные меры борьбы с мухами. Установите, какие липучки – сладкие или простые – больше привлекают мух. Учитывая каждый вечер, количество прилипших мух, можно определить, в каких местах они держаться в большем количестве, где борьба с ними будет более эффективна и необходима.
  21. Изучите суточную активность насекомых-опылителей. Работу начинайте на восходе солнца и заканчивайте в 24 часа. На цветущем лугу проведите наблюдения за появлением первых насекомых, их массовым летом, снижением численности и исчезновением. Отметьте по часам время для каждой группы насекомых в отдельности. Наблюдение проведите для сравнения при различной погоде. Насекомых-опылителей соберите для коллекции, растения засушите. Суточная активность отдельных видов опылителей хорошо прослеживается на графике.
  22. Изучите важнейших вредителей сада и огорода. Соберите вредителей огорода, сада и следы их деятельности. Составьте коллекцию вредителей сада, огорода, собрать и засушить повреждения. Составьте письменный отчет.
  23. Проанализируйте суточную активность бабочек капустной белянки. Проследите в начале лета за временем наибольшей активности и окончание лета бабочек. Задание выполняйте в течение 7 дней, результаты по каждому дню занесите в дневник наблюдений, определите средние сроки суточной активности капустницы.
  24. Учет зараженности огородов вредителями. Обследуйте 6-7 индивидуальных огородов. На каждом огороде делается осмотр от корней до верхушки растений капусты с середины и краев грядки. На заготовленных бланках учитывается кладка яиц, личинки и взрослые стадии вредителей с условными обозначениями степени зараженности. Время учета: при высадке рассады в грунт; летние месяцы; уборка урожая.

Летние заданий по ботанике (6-7 класс)

  1. Введение в культуру дикорастущей земляники
  2. Введение в культуру диких дикорастущих растений
  3. Отбор на семена лучших растений
  4. Посев семян яблони
  5. Составление коллекции всходов культурных растений
  6. Определение количества сорняков
  7. Развитие корня
  8. Влияние удобрения на урожай капусты
  9. Влияние подкормки на урожай капусты
  10. Влияние влажности почвы на урожай капусты
  11. Определение плодородия почвы
  12. Влияние мульчирования на урожай свеклы
  13. Влияние света на урожай капусты
  14. Влияние света на зеленение и рост
  15. Влияние затенение листьев на их величину
  16. Коллекция “Развитие листа”
  17. Коллекция “Метаморфозы листа”
  18. Быстрота роста растений
  19. Получение надземных клубней картофеля
  20. Влияние окучивания картофеля на получение большего количества клубней
  21. Развитие луковицы
  22. Развитие растений из корневища
  23. Формирование растения
  24. Коллекция спилов древесных растений
  25. Способы размножения картофеля
  26. Размножение картофеля семенами
  27. Размножение земляники усами
  28. Размножение смородины отводками
  29. Прививка растений
  30. Искусственное опыление растений
  31. Удлинение сроков цветения
  32. Цветочные часы
  33. Цветочный календарь
  34. Опыление насекомыми цветов
  35. Коллекция “Способы вегетативного размножения”
  36. Коллекция “Ветроопыляемые растения”
  37. Коллекция “Насекомоопыляемые растения”
  38. Коллекция “Распространение плодов и семян”
  39. Сравнение развития двух растений
  40. Определение влияния длины дня на развитие растений
  41. Яровизация клубней картофеля
  42. Влияние условий жизни на срок и развитие растений
  43. Получение высокого урожая земляники
  44. Сравнение сортов томата
  45. Получение семян капусты
  46. Отбор сеянцев яблони
  47. Влияние бактериальных удобрений на урожай бобовых
  48. Посадка споровых и голосеменных растений
  49. Пересадка раннецветущих весенних растений
  50. Цветущий конвейер



Комментарии:

Удивительное рядом. Бабочки


    Удивительное рядом. Бабочки

      Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....

02 10 2023 1:18:26

"Основы природопользования" – программа элективного курса. 10-й класс


    "Основы природопользования" – программа элективного курса. 10-й класс

      Актуальность курса связана с всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Возрастающее влияние человека на природные системы требует перестройки биологического образования. Данная программа имеет цель: формирование экологического мышления у школьников....

01 10 2023 4:30:27

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс


    Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

      Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

30 09 2023 8:55:38

Урок по теме "Теории возникновения жизни"


    Урок по теме "Теории возникновения жизни"

      Данная тема является дискуссионной, позволяет учащимся анализировать разные гипотезы и иметь свою точку зрения на вопрос о происхождении жизни. В статье и презентации предлагается рассмотреть Божественную теорию, панcпepмии, абиогенеза (самозарождения), биохимической эволюции А.И. Опарина. ...

29 09 2023 11:45:39

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека


    Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

      Одной из задач изучения раздела биологии "Многообразие живых организмов" является воспитание убежденности в бережном отношении к окружающей природе. Эта задача является сквозной при изучении курса. Урок изучения нового материала. Форма проведения: устный журнал....

28 09 2023 6:28:47

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа


    Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

      Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

27 09 2023 10:44:27

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)


    Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

      Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....

26 09 2023 13:23:26

Основы личностно ориентированной системы обучения в перспективной школе


    Основы личностно ориентированной системы обучения в перспективной школе

      В работе рассказывается о свойствах УМК «Перспективная начальная школа», таких как комплектность, инструментальность, интеpaктивность и интеграция. Используются примеры из своей пpaктики, рассказывается об особенностях УМК «Перспективная школа», которые существенно отличают его от всех других комплектов начальной школы....

25 09 2023 21:24:26

Урок-игра по теме: "Мы говорим ей: "До свидания…"


    Урок-игра по теме: "Мы говорим ей: "До свидания…"

      Предлагается разработка урока-игры. Проводится на последнем уроке по теме "Царство растений". Игра комaндная, познавательно-обобщающая. Способствует развитию познавательной активности, коллективизма. На уроке используются мультимедийные технологии. ...

24 09 2023 0:34:34

Системный подход к биологическому образованию в современной школе


    Системный подход к биологическому образованию в современной школе

      В работе представлен системный подход обучения, позволяющий формировать конкретные представления об основных целостных системах живой природы в их взаимной связи и постепенном усложнении....

23 09 2023 15:23:11

Цветок растения. Строение, органы размножения (пестики и тычинки)

Цветок растения. Строение, органы размножения (пестики и тычинки) Цветок — это укороченный видоизмененный и ограниченный в росте побег, несущий околоцветник, тычинки, плодолистики (пестики). Строение цветков у всех цветковых растений сходно, а форма — разнообразна....

22 09 2023 14:45:53

Урок–экскурсия «Природные экосистемы. Лес вокруг нас»


    Урок–экскурсия «Природные экосистемы. Лес вокруг нас»

      Экскурсия проводится в весенний период в 6-м классе по программе В.В. Пасичника. Она познакомит обучающихся с многообразием дикорастущих растений родного края, их обитанием в сообществах, идет закрепление обучающихся распознавать основные виды растений. ...

21 09 2023 7:26:14

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

20 09 2023 22:26:39

Урок биологии по теме "Среды жизни планеты Земля". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Среды жизни планеты Земля". 5-й класс

      В статье представлен конспект урока по биологии в 5-м классе, в котором использованы текстовой материал учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н.Пономарёвой, задания рабочей тетради к учебнику, презентация и электронные образовательные ресурсы ЕК ЦОР....

19 09 2023 3:47:18

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Минеральное питание растений и почвы Ростовской области". 6-й класс


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Минеральное питание растений и почвы Ростовской области". 6-й класс

      Предлагается урок на диалоговой основе с элементами пpaктикума. Это урок изучения нового материала в одном предмете (география и биология) и повторения изученного материала в другом (биология и природоведение). Цель урока – формирование целостного представления о минеральном питании растений, о почвах Ростовской области путем интеграции нескольких школьных дисциплин, а так же создание навыков пpaктической деятельности....

18 09 2023 20:33:43

Урок по теме "Лишайники". 6-й класс


    Урок по теме "Лишайники". 6-й класс

      Лишайники - особая группа организмов. Учёный К.А. Тимирязев назвал лишайники "растение-сфинкс" (симбиотическая группа организмов, состоящая из гриба и водоросли). Лишайники приспособлены к жизни в самых разнообразных условиях. Но они не выносят загазованности воздуха. Лишайники способны выделять кислоты, которые разрушают даже гранит. ...

17 09 2023 8:12:18

Наследственные болезни


    Наследственные болезни

      На уроке рассматриваются вопросы о причинах наследственных болезней, методах изучения наследственности человека, успехах медицины в этой области и, главное, профилактике наследственных заболеваний. В организации познавательной деятельности учащихся использованы интеpaктивные, групповые методы: «мозговой штурм», «совместный проект» и т.д. ...

16 09 2023 20:36:15

Вкус человека. Строение вкусового анализатора

Вкус человека. Строение вкусового анализатора Вкус — процесс восприятия вкусовых свойств веществ, попадающих на рецепторы слизистой языка и полости рта. Жизненная роль вкусовых ощущений, как и обонятельных, меньше, чем зрительных и слуховых....

15 09 2023 9:20:17

Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"


    Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"

      Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...

14 09 2023 20:20:14

Урок биологии по теме "Расы человека, их происхождение и единство"


    Урок биологии по теме "Расы человека, их происхождение и единство"

      В современной педагогике часто используется технология критического мышления. Существует множество различных приемов по данной технологии. Один из таких приемов автор предлагает применить на уроках с "легкими" темами или когда материал учебника довольно мал. ...

13 09 2023 9:44:15

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии

      Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....

12 09 2023 15:51:32

Урок биологии "Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции" (8-й класс. УМК под редакцией Н.И. Сонина)

Основная идея урока состоит в том, чтобы, используя элементы современных педтехнологий, достичь поставленные перед учителем цель и задачи. Конспект урока построен таким образом, что его можно использовать в различных условиях кабинета: с интеpaктивной доской и без, с презентацией и без, демонстрационные опыты с кровью можно заменить моделированием и т.д....

11 09 2023 4:51:16

Учебно-исследовательский проект по теме "Исследование качества водопроводной воды в условиях школьной лаборатории"


    Учебно-исследовательский проект по теме "Исследование качества водопроводной воды в условиях школьной лаборатории"

      Наш проект является примером того, что достаточно простые методики могут позволить точно и объективно исследовать водные объекты в условиях школы. ...

10 09 2023 14:47:51

Программа и планирование элективного курса для учащихся 8—9-х классов "Психофизиологические особенности подростка"


    Программа и планирование элективного курса для учащихся 8—9-х классов "Психофизиологические особенности подростка"

      Данный курс предназначен для изучения подростками вопросов психологии и физиологии. Актуальность курса велика, так как он позволит подросткам изучить самих себя, узнать свои недостатки, научиться бороться с ними, понять причины проблем в отношениях с родителями, учителями, ровесниками, уметь прощать обиду. ...

09 09 2023 9:19:20

Урок ИКТ по теме "Скелет человека"


    Урок ИКТ по теме "Скелет человека"

      Цель урока: изучить строение, основные отделы и функции скелета человека; значение опopно-двигательной системы человека; развивать знания об опopно-двигательных системах организмов; совершенствовать навыки использования учащимися Интернет-технологий; воспитывать бережное отношение к своему здоровью....

08 09 2023 2:31:30

Пробка и корка у растений ЕГЭ biologia's Blog

Пробка и корка у растений Cегодня мы продолжаем,прерванный на время, разговор о покровных тканях. ПРОБКА — это вторичная покровная ткань,Она начинает созревать в конце вегатационного периода …...

07 09 2023 5:42:15

Природа – дом, в котором мы живём!


    Природа – дом, в котором мы живём!

      Цель мероприятия: формирование у ребят сопричастности ко всему происходящему вокруг; углубллять экологические знания у детей; познакомить с историей праздника; формировать ответственное отношение к своему земному дому....

06 09 2023 17:40:17

Комплексный урок: "Строение головного мозга"


    Комплексный урок: "Строение головного мозга"

      Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....

05 09 2023 4:27:32

Игра как метод обучения и воспитания


    Игра как метод обучения и воспитания

      Решать некоторые учебные проблемы без участия игры невозможно. Кроме этого игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, прострaнcтве, людях. Играя, дети обучаются. Поэтому на уроках биологии применяется игра с учениками. Это может быть небольшой игровой момент на уроке, а может быть и сетевая игра, в которой участвует несколько классов....

04 09 2023 1:11:15

Химическая организация клетки. 9-й класс


    Химическая организация клетки. 9-й класс

      На уроке показано многообразие химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессе жизнедеятельности. Формируются умения и навыки самостоятельной работы с учебником, с цифровыми источниками информации, умение выделять главное, формулировать выводы....

03 09 2023 18:28:43

Строение и функции клетки


    Строение и функции клетки

      Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....

02 09 2023 2:30:41

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"


    Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

      Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

01 09 2023 6:39:18

Игра "Биологическое ассорти"


    Игра "Биологическое ассорти"

      Урок-игра «Биологическое ассорти» для учащихся 6–7-х классов формирует знания о природе родного края, ее охраны, развивает коммуникативные умения, воспитывает гражданскую позицию и бережное отношение к природе....

31 08 2023 14:23:19

Урок-путешествие "Побег". 6-й класс


    Урок-путешествие "Побег". 6-й класс

      Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы "Побег". Форма урока – игра. Ученики используют разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий, лабораторное оборудование....

30 08 2023 14:41:14

Класс Двудольные, семейство Пасленовые


    Класс Двудольные, семейство Пасленовые

      Цель урока: формирование у учащихся понятия о семействе Пасленовые....

29 08 2023 19:21:18

Удивительный мир клетки


    Удивительный мир клетки

      Урок для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы (учебник Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. "Биология. Общие закономерности"). Цель урока: изучить особенности строения эукариотической клетки, выявить признаки сходства и различия животной и растительной клетки. Задания, предлагаемые на уроке, направлены на систематизацию знаний, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, умению устанавливать причинно-следственные связи. На уроке используется презентация. ...

28 08 2023 8:47:23

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....

27 08 2023 1:33:58

Урок-презентация по теме "Индивидуальное развитие организмов — онтогенез"


    Урок-презентация по теме "Индивидуальное развитие организмов — онтогенез"

      Урок на тему «Индивидуальное развитие организмов» для учащихся 9-х классов направлен на углубление и систематизацию знаний об онтогенезе организмов и его этапах....

26 08 2023 3:32:22

Лекарственные растения Мурманской области


    Лекарственные растения Мурманской области

      Урок может быть проведен как в курсе изучения биологии в 6-м классе (экологические аспекты с применением регионального компонента), так и как факультативное занятие. Национально-региональный компонент формирует представление об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ....

25 08 2023 4:43:10

Информационные технологии на уроках биологии по теме "Автотрофный способ обмена веществ"


    Информационные технологии на уроках биологии по теме "Автотрофный способ обмена веществ"

      Мультимедийная презентация процесса фотосинтеза с комментариями учителя о происходящих химических превращениях позволяют учащимся лучше понять изучаемый материал. Интернет-ресурсы помогают детям быстро получить информацию, обеспечивающую более глубокое понимание изучаемого. Биологические задачи, заполнение таблиц способствуют развитию мышления, интереса учеников к науке. Информационные потоки обpaбатываются совместно в группах, что способствует формированию коммуникативных качеств. ...

24 08 2023 15:44:39

Урок на тему: "Сон и бодрствование, как взаимосвязанные процессы ВНД. Предупреждение нарушений сна"


    Урок на тему: "Сон и бодрствование, как взаимосвязанные процессы ВНД. Предупреждение нарушений сна"

      На уроке учитель рассказывает учащимся о биологическом значении сна и бодрствования и их чередования; знакомит с природой и фазами сна; показывает, что любая деятельность человека носит циклический хаpaктер, а циклы определяются как внешними, так и внутренними причинами. А также речь идет о гигиенических требованих организации режима дня человека, обеспечивающие полноценный сон и активное бодрствование....

23 08 2023 23:30:16

Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"


    Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"

      Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов....

22 08 2023 2:18:20

Деление клетки. Митоз


    Деление клетки. Митоз

      Средство модульного обучения – модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа....

21 08 2023 6:50:34

Урок по теме"Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и пpaктическое значение" (7-й класс)


    Урок по теме"Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и пpaктическое значение" (7-й класс)

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью активации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках биологии. Учащиеся работают в группах по заданиям, позволяющим применять знания, полученные ранее, а также обобщать изученный материал. ...

20 08 2023 2:18:56

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

19 08 2023 10:56:59

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс


    Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

      У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

18 08 2023 22:14:29

Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс


    Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс

      Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....

17 08 2023 14:43:49

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

16 08 2023 23:32:35

Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"


    Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"

      Урок сочетает различные формы и методы проведения урока, активизирует внимание и развивает аналитические навыки. ...

15 08 2023 19:40:19

Брейн-ринг "Знаешь ли ты животных?"


    Брейн-ринг "Знаешь ли ты животных?"

      Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся 7-го класса. Способствует расширению кругозора, развивает остроту мышления, сообразительности у ребят, учит видеть удивительное рядом. В целях воспитания экологической культуры необходимо постоянно подводить учащихся к мысли, что природа смотрит на нас с тревогой и надеждой. ...

14 08 2023 23:33:41

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::