Летние домашние работы учащихся > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Летние домашние работы учащихся


    Летние домашние работы учащихся

“Природа возбуждает и приковывает к себе пытливые умы то красотой и разнообразием своих форм, то величием их, то чрезвычайною силою, таинственностью и строгой законченностью своих явлений. Это – чудесная, полная смысла книга, которая открыта перед нами и в которой мы все можем читать, но вместе с этим это и темный рудник, скрывающий в своих недрах богатейшие сокровища”.

Профессор В.О. Ковалевский

В современной концепции биологического образования указывается на необходимость обновления его содержания, что требует совершенствования всей системы обучения: использования современных педагогических технологий, форм, методов и средств повышения познавательной активности учащихся, их самостоятельности в приобретении знаний, возрастания роли экспериментальных методов.

К перспективным средствам повышения познавательной активности учащихся следует отнести летние домашние работы по заданиям, являющиеся обязательными для выполнения.

Почему мы считаем, что летние домашние работы необходимы? В учебные дни проводятся мало экскурсий, в связи с уменьшением часов на преподавание биологии сокращается и количество пpaктических работ, поэтому, наглядного знакомства с условиями жизни растений и животных в природе учащиеся получают недостаточно. Огорчает то, что учащиеся не могут определить систематическую принадлежность того или иного живого организма, не умеют ориентироваться в природе, понимать явления ее жизни, она остается чуждой им. Учащиеся приносят гербарные коллекции с неправильно определенными названиями хорошо знакомых древесных форм (березы, липы, клена), это заставляет задуматься.

Во время летних каникул, когда все вокруг оживает, ребята предоставлены сами себе. Задача учителя - помочь учащимся использовать летние каникулы для непосредственного знакомства с жизнью растений и животных, с различными формами живых сообществ в природе. Соприкасаясь с живыми организмами, дети проверяют и закрепляют знания, полученные в школе. Несомненным становится образовательное и воспитательное значение летних работ, демонстрирующих самостоятельную, исследовательскую деятельность школьников.

Каким могут быть летние домашние задания? На пpaктике часто сталкиваешься с ситуацией, когда в качестве летних работ учителем дается задание собрать 10 каких-нибудь растений или насекомых. На наш взгляд, летние работы не должны заключаться в механическом собирании растений и насекомых, монтировке коллекций. Не вызовет интереса у учащихся шестого класса задание собрать коллекцию лишайников и провести определение состояния атмосферного воздуха по лишайникам, т.к. это незнакомый материал.

Задания на лето должны быть исследовательского хаpaктера, требующие подробного инструктажа и самостоятельной подготовки учащихся к постановке опытов. Для этого учащимся рекомендуем прочесть о растении или животном, составить план исследования. Например, после изучения темы насекомые учащимся предлагается следующее задание: Поймайте гладыша и водяного скорпиона и поместите в аквариум. Рассмотрите особенности внешнего строения. Сделайте зарисовки. Определите, какие особенности образа жизни обуславливают различия в строении. Выясните, могут ли клопы летать и как они вылетают из воды. Выясните, чем питаются гладыш и водяной скорпион. Конкурируют ли они за добычу. В чем особенности их питания под водой. Проследите, нужен ли для клопов атмосферный воздух для дыхания или они дышат как рыбы.

Летние задания должны быть четко сформулированы и ориентированы на разрешение или подтверждение определенного биологического вопроса, развитие представления о живых объектах, жизненных процессах в организме, о связи растений и животных со средой. Кроме этого, необходимо разработать систему заданий по всему курсу биологии.

Распределение летних заданий в течение года по мере прохождения программы оправданно, если они стали системой работы, и ученики знают, что учитель обязательно спросит о выполнении этих заданий. Если же Вы только начинаете вводить летние задание, уместнее распределить их между учащимися (учитывая их желания) к концу учебного года и список вывесить в кабинете биологии, что позволит родителям ребят ознакомиться с содержанием заданий и оказывать помощь в их выполнении.

Каждый учащийся выполняет два задания: одно – по проведению опыта, другое – по составлению коллекции. Например: Проанализируйте суточную активность бабочек капустной белянки. Проследите в начале лета за временем наибольшей активности и окончание лета бабочек. Задание выполняйте в течение 7 дней, результаты по каждому дню занесите в дневник наблюдений, определите средние сроки суточной активности капустницы.

Что помогает ученику в выполнении работы? Помощь учителя заключается в определении направленности наблюдений и инструктировании по выбору методики.

Предварительно у учащихся должны быть сформированы умения по:

  1. записи наблюдений;
  2. обработке опытов;
  3. монтировке коллекций;
  4. гербаризации растений;
  5. изготовлению зоологических и экологических коллекций.

Этой составляющей уделяю большое внимание на уроках и во внеурочной работе.

Как проводится учет и где используются результаты летних домашних работ? Успешности выполнения летних работ способствует не только их интересное содержание в форме задачи-исследования по известному, не требующему подробной инструкции материалу, но и организация учета, использование этих работ. Работа считается выполненной на оценку отлично, если представлены натуральный материал и запись наблюдений. Летние задания показывают, насколько учащиеся усвоили пройденную программу и какие приобрели навыки по распознаванию живых объектов в природе. После приема работ организуется выставка, на которой отмечаются особенно удачные работы, что стимулирует еще лучшее выполнение летних работ.

В МОУ Гимназия №4 действует постоянная экспозиция на первом этаже по материалам летних заданий, оформляются стенды, например, фотовыставка “Летние встречи” (наблюдение за насекомыми ученицы 7 “А” класса Климентьевой А.).

Правильно выполненные работы являются не только богатым раздаточным материалом, но и ценными пособиями для демонстрации на уроках, что оживляет занятие, вызывает несомненный интерес учащихся, и носит воспитательный хаpaктер.

Таким образом, правильно организованные летние работы, повышают интерес учащихся к живой природе, помогают закрепить знания по биологии и дают весьма ценный иллюстративный материал для урока.

Летние работы – это дверца, через которую учащиеся проникают в удивительный мир природы, совершая каждый раз маленькие открытия.

Список использованной литературы:

  1. Анашкина Е.Н. О чем поет кукушка? Наблюдаем за птицами. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
  2. Верзилин Н.М. Основы методики преподавания ботаники. М.: Изд-во академии Педагогических Наук РСФСР, 1955 г.
  3. Зайцева Е.Ю., Скворцов П.М. Школьный парктикум. Биология. Животные. 7-8 кл. – М.: Дрофа, 1998.
  4. Никишов А.И. Биология: Животные: 7 кл.: Школьный пpaктикум. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Летние задания по биологии беспозвоночных (7 класс)

  1. Собрать сведения по распространенности пиявок в водоемах Оренбургской области. Отметить водоемы наиболее заселенные пиявками. Проследить в водоеме за размножением пиявок, заботой о потомстве. Понаблюдать за появлением молодых пиявок, их поведением
  2. Соберите на водных растениях прибрежной части водоема несколько разных моллюском. Определите их названия. Поместите собранных улиток в аквариум. Понаблюдайте, как они передвигаются. Сравните строение их щупалец. Проследите, какие моллюски поднимаются к поверхности воды, а какие держатся у дна. Выясните, как собранные вами улитки реагируют на различные раздражители: прикосновение, свет. Если на стенках аквариума будут отложена икра, то проследите за развитием улиток.
  3. Наблюдение за перловицами и беззубками. Возьмите несколько живых моллюском и пустых paковин. Определите, какие из них перловицы, а какие – беззубки. Прикоснитесь прутиком к одному из сифонов или ноге перловицы. Понаблюдайте, как животное реагирует на действие того раздражителя. Опустите одну из перловиц в подогретую воду, а затем выньте и рассмотрите тело моллюска, жабры и другие органы. Поместите 3-4-х крупных перловиц или беззубок в аквариум с водными растениями и двумя-тремя небольшими карасиками. Проследите, не появятся ли на их плавниках, жабрах, поверхности тела мелкие буроватые крапинки. Это личинки перловиц – глохидии. Обратите внимание, много ли их. Установите, на какой день после начала наблюдения вы их заметили. Ведите наблюдения за поведением зараженных рыбок и развитием глохидий.
  4. Обследуйте местные водоемы. Установите, в каких местах встречаются дафнии, циклопы. Проследите, как меняется численность этих животных в течение лета. Научитесь искусственному разведению дафний.
  5. Проведите наблюдения за речными paками. Для этого выясните, живут ли в местных водоемах речные paки. Определите, какие paки водятся в ваших водоемах. Перенесите пойманных paков в водоемы, где они теперь отсутствуют, но раньше жили. В течение лета понаблюдайте, прижились ли paки в водоеме
  6. Поймайте паука-серебрянку и посадите его в небольшую банку с несколькими веточками элодеи. Посмотрите, как он плавает, какие конечности пи этом работают. Обратите внимание на брюшка паука при погружении в воду. Объясните, что с ним происходит и какое это имеет значение, почему паука называют серебрянкой. Проследите по часам, долго ли может оставаться паук под водой без атмосферного воздуха. Отсадите несколько пауков в небольшой аквариум и пустите туда личинок насекомых, понаблюдайте, как паук охотится и что он делает, когда помает добычу.
  7. Поймайте гладыша и водяного скорпиона и поместите в аквариум. Рассмотрите особенности внешнего строения. Сделайте зарисовки. Определите, какие особенности образа жизни обуславливают различия в строении. Выясните, могут ли клопы летать и как они вылетают из воды. Выясните, чем питаются гладыш и водяной скорпион. Конкурируют ли они за добычу. В чем особенности их питания под водой. Проследите, нужен ли для клопов атмосферный воздух для дыхания или они дышат как рыбы.
  8. Обследуйте водоемы в вашей местности на содержание личинок стрекоз. Опишите хаpaктер водоемов и отметьте сроки массового вылета стрекоз различных семейств. Вблизи водоемов поймайте воздушным сачком взрослых стрекоз, отметьте место и время сбора.
  9. Опишите водоемы в вашей местности, отметьте особенности дна, водной растительности, проточности. Соберите в различных водоемах чехлики ручейников, установите различия видового состава в зависимости от среды обитания.
  10. Поместите виноградных улиток в стеклянные сосуды с 5-сантиметровым слоем увлажненной почвы. Давайте в качестве питания различные растения. Установите, листьями, каких растений она предпочитает питаться. Составьте гербарий этих растений. Понаблюдайте, как будет вести себя улитка в сухом местообитании, если вы пересадите ее, например, в банку без земли. Сделайте вывод о требованиях улитки к условиям окружающей среды. Какие факторы среды будут для нее жизненно необходимыми, какие второстепенными
  11. Под корой старых пней найдите быстро бегающую многоножку коричневого цвета. Посадите ее в стеклянную банку. Внимательно рассмотрите детали ее строения, зарисуйте. Понаблюдайте за работой ее конечностей во время передвижения. Определите строение конечностей. Кормите ее пауками, жуками, мелкими насекомыми. Корм надо давать вечером. Для наблюдения за особенностями питания многоножек днем надо дать им поголодать сутки и тогда можно определить, какой род добычи они предпочитают, как они ее умерщвляют.
  12. Понаблюдайте за жизнью муравейника и размножением муравьев.
  13. Изучите суточную активность насекомых-обитателей луга. Для этого надо начинать работу на восходе солнца и продолжать до 24 ч. Отмечайте время появления первых насекомых, их массового появления, уменьшения численности и прекращение активности. Конкретно определите объект наблюдения. Проведите наблюдения в солнечную и пасмурную погоду.
  14. Проведите сезонные наблюдения за насекомыми – обитателями травянистого покрова. Необходимо определить время первого появления, массового развития и исчезновения наиболее заметных насекомых. Результаты отмечайте в дневнике
  15. Изучите фауну насекомых-обитателей луга. В течение лета проведите наблюдения за видовым составом насекомых суходольного и заливного луга. Опишите хаpaктер травянистой растительности лугов, где проводите наблюдения. Сравните видовое разнообразие насекомых. Выделите из них полезных и вредных насекомых. Полученные результаты заносите в дневник.
  16. Майский жук – серьезный вредитель лесных питомников. Проведите следующие исследования: а) отметьте начало лета майских жуков (месяц, число, время суток) ; б) определите пол первых летающих жуков; отметьте время начало лета жуков другого пола; в) определите время массового лета майских жуков; г) проследите, чем питаются жуки, в какие часы суток. Определите хаpaктер повреждения листьев жуками, соберите гербарные образцы поврежденных листьев; д) определите степень повреждения листьев разных видов растений по пятибалльной шкале; е) выясните, где, в какие часы суток и как долго жуки находятся в состоянии покоя; ж) установите, когда самки жуков начнут зарываться в землю для кладки яиц, в какую почву они зарываются; з) определите, на какой глубине жука откладывают яйца, в каком количестве.
  17. Наловите под камнями и досками жужелиц. Поместите пойманных животных в банку. Понаблюдайте за их суточной активностью. Кормите различной пищей. Выясните, какой вид пищи предпочтителен. Понаблюдайте за личинками; чем они питаются, как передвигаются, когда превращаются в куколок.
  18. Наблюдения проводятся в природе или садке. Подсчитайте, сколько тлей уничтожает личинка божьей коровки или жук за 10-15 минут. Собрав несколько взрослых личинок и подкормив их тлями, можно наблюдать появление пестро окрашенных куколок. Позднее в садке происходит выход жуков. Составьте отчет о работе.
  19. Соберите жуков с яркой предостерегающей окраской, представьте акварельные рисунки насекомых или фотографии.
  20. Наметьте конкретные меры борьбы с мухами. Установите, какие липучки – сладкие или простые – больше привлекают мух. Учитывая каждый вечер, количество прилипших мух, можно определить, в каких местах они держаться в большем количестве, где борьба с ними будет более эффективна и необходима.
  21. Изучите суточную активность насекомых-опылителей. Работу начинайте на восходе солнца и заканчивайте в 24 часа. На цветущем лугу проведите наблюдения за появлением первых насекомых, их массовым летом, снижением численности и исчезновением. Отметьте по часам время для каждой группы насекомых в отдельности. Наблюдение проведите для сравнения при различной погоде. Насекомых-опылителей соберите для коллекции, растения засушите. Суточная активность отдельных видов опылителей хорошо прослеживается на графике.
  22. Изучите важнейших вредителей сада и огорода. Соберите вредителей огорода, сада и следы их деятельности. Составьте коллекцию вредителей сада, огорода, собрать и засушить повреждения. Составьте письменный отчет.
  23. Проанализируйте суточную активность бабочек капустной белянки. Проследите в начале лета за временем наибольшей активности и окончание лета бабочек. Задание выполняйте в течение 7 дней, результаты по каждому дню занесите в дневник наблюдений, определите средние сроки суточной активности капустницы.
  24. Учет зараженности огородов вредителями. Обследуйте 6-7 индивидуальных огородов. На каждом огороде делается осмотр от корней до верхушки растений капусты с середины и краев грядки. На заготовленных бланках учитывается кладка яиц, личинки и взрослые стадии вредителей с условными обозначениями степени зараженности. Время учета: при высадке рассады в грунт; летние месяцы; уборка урожая.

Летние заданий по ботанике (6-7 класс)

  1. Введение в культуру дикорастущей земляники
  2. Введение в культуру диких дикорастущих растений
  3. Отбор на семена лучших растений
  4. Посев семян яблони
  5. Составление коллекции всходов культурных растений
  6. Определение количества сорняков
  7. Развитие корня
  8. Влияние удобрения на урожай капусты
  9. Влияние подкормки на урожай капусты
  10. Влияние влажности почвы на урожай капусты
  11. Определение плодородия почвы
  12. Влияние мульчирования на урожай свеклы
  13. Влияние света на урожай капусты
  14. Влияние света на зеленение и рост
  15. Влияние затенение листьев на их величину
  16. Коллекция “Развитие листа”
  17. Коллекция “Метаморфозы листа”
  18. Быстрота роста растений
  19. Получение надземных клубней картофеля
  20. Влияние окучивания картофеля на получение большего количества клубней
  21. Развитие луковицы
  22. Развитие растений из корневища
  23. Формирование растения
  24. Коллекция спилов древесных растений
  25. Способы размножения картофеля
  26. Размножение картофеля семенами
  27. Размножение земляники усами
  28. Размножение смородины отводками
  29. Прививка растений
  30. Искусственное опыление растений
  31. Удлинение сроков цветения
  32. Цветочные часы
  33. Цветочный календарь
  34. Опыление насекомыми цветов
  35. Коллекция “Способы вегетативного размножения”
  36. Коллекция “Ветроопыляемые растения”
  37. Коллекция “Насекомоопыляемые растения”
  38. Коллекция “Распространение плодов и семян”
  39. Сравнение развития двух растений
  40. Определение влияния длины дня на развитие растений
  41. Яровизация клубней картофеля
  42. Влияние условий жизни на срок и развитие растений
  43. Получение высокого урожая земляники
  44. Сравнение сортов томата
  45. Получение семян капусты
  46. Отбор сеянцев яблони
  47. Влияние бактериальных удобрений на урожай бобовых
  48. Посадка споровых и голосеменных растений
  49. Пересадка раннецветущих весенних растений
  50. Цветущий конвейер



Комментарии:

Основы личностно ориентированной системы обучения в перспективной школе


    Основы личностно ориентированной системы обучения в перспективной школе

      В работе рассказывается о свойствах УМК «Перспективная начальная школа», таких как комплектность, инструментальность, интеpaктивность и интеграция. Используются примеры из своей пpaктики, рассказывается об особенностях УМК «Перспективная школа», которые существенно отличают его от всех других комплектов начальной школы....

06 11 2025 19:14:20

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"


    Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

      В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

05 11 2025 1:36:58

Урок биологии по теме "Строение и значение кожи"


    Урок биологии по теме "Строение и значение кожи"

      При изучении материала урока предлагается сформировать следующие виды универсальных учебных действий: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные. Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется согласно нормативно-возрастному развитию личностной и познавательной сфер ребенка....

04 11 2025 14:58:24

Модульные уроки биологии с применением информационно-компьютерных технологий


    Модульные уроки биологии с применением информационно-компьютерных технологий

      Сочетание модульной и информационной технологий дают ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развитию информационной культуры. Есть возможность индивидуального выбора объема информации. После объяснения материала ученик может вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно. Подобная подача материала наиболее понятна и доступна....

03 11 2025 14:16:48

Методическая разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Методическая разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      При подготовке учащихся к ЕГЭ сложилась система, с помощью которой школьники обучаются умению работать с заданиями разной степени сложности на уроках, во внеурочное время и непосредственно перед экзаменом....

02 11 2025 17:22:12

Конспект урока по биологии в 6-м классе по теме "Тип Члeнистоногие. Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Пчеловодство"


    Конспект урока по биологии в 6-м классе по теме "Тип Члeнистоногие. Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Пчеловодство"

      Конспект урока биологии в 7-м классе, основная цель которого раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, выявить её роль в природе и жизни человека....

01 11 2025 13:26:42

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения


    Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения

      Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....

31 10 2025 23:37:34

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"


    Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

      Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

30 10 2025 6:58:13

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....

29 10 2025 22:27:24

Модульно-блочная система обучения как средство формирования самостоятельного творческого мышления учащихся


    Модульно-блочная система обучения как средство формирования самостоятельного творческого мышления учащихся

      Известно, что учащиеся, достаточно качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы, не всегда оказываются способны к самостоятельному, творческому мышлению. Даже хорошо успевающие ученики нередко имеют нейтральное и даже резко негативное отношение к самому процессу познавательной деятельности. Обучение, концентрирующее внимание только на запоминании фактов, тормозит развитие творческой личности. Одним из важных условий развития творческого мышлению является постепенное увеличение степени самостоятельности учащихся в выполнении заданий. ...

28 10 2025 16:43:43

Интегрированный урок (химия + биология) "Железы внутренней секреции"


    Интегрированный урок (химия + биология) "Железы внутренней секреции"

      Особенностью представленного урока является его интеграция с предметом "Химия", предметом, который учащиеся 8-го класса только начали изучать. Цель данного типа интеграции: развитие познавательного интереса к предмету "Химия", подтверждение единства наук естественного цикла, их тесной взаимосвязи, а также доказательство того, что организм – сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах....

27 10 2025 4:14:32

Плюрализм концепций происхождения жизни


    Плюрализм концепций происхождения жизни

      Тема происхождения жизни на Земле является одной из самых интересных и в тоже время трудных для изложения педагогов и восприятия учащихся. Предлагаемая разработка содержит богатый иллюстративный и научный материал, которые будут полезны учителям при изучении данной темы....

26 10 2025 9:44:21

Внеклассное мероприятие по экологии «Птичья елка»


    Внеклассное мероприятие по экологии «Птичья елка»

      Цель занятия: формировать экологические знания и экологическую культуру; воспитывать любовь к природе родного края; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; прививать любовь к животному миру родного края....

25 10 2025 22:57:11

Программа элективного курса "Мозг, разум и поведение. Физиология высшей нервной деятельности человека". 9-й класс основной школы


    Программа элективного курса "Мозг, разум и поведение. Физиология высшей нервной деятельности человека". 9-й класс основной школы

      В последние годы успехи в изучении мозга и поведения стали объектом пристального внимания со стороны широкой общественности. Это случилось отчасти благодаря все возрастающему числу интереснейших открытий, касающихся мозга, его клеточной структуры, химических сигналов и функциональных механизмов. Комплекс нейронаук, включающий нейроанатомию, нейрофизиологию, нейрохимию и нейропсихологию, приобрел в последние годы специальное название - нейробиология. Цель данного курса состоит в том, чтобы сделать эту непрерывно развивающуюся и увлекательную область науки (нейробиологию) доступной для учащихся, которые имеют ограниченное представление о биологии и психологии. ...

24 10 2025 17:43:18

Конспект урока по биологии "Гумopaльная регуляция функций организма"


    Конспект урока по биологии "Гумopaльная регуляция функций организма"

      Селье назвал их «маленькими органами большого значения». С целью акцентирования внимания на важной роли желез внутренней секреции в регуляции функций организма разработан урок обобщения и систематизации знаний по соответствующей теме. ...

23 10 2025 8:46:51

Не все полезно, что красиво упаковано


    Не все полезно, что красиво упаковано

      Данный материал можно использовать на уроках биологии или классных часах, посвященных правильному питанию. Урок рассчитан на учеников 8–9-х классов, но может использоваться и в других возрастных категориях с незначительными доработками. Данная разработка ставит своей целью: повысить потребительскую грамотность учащихся, заинтересовать ребят правильным питанием....

22 10 2025 23:56:36

Открытый урок по биологии "Генетика пола", 11-й класс


    Открытый урок по биологии "Генетика пола", 11-й класс

      На уроке доказывается, что законы Менделя применимы к генетике пола различных живых организмов. Учащиеся знакомятся с путями наследования некоторых наследственных заболеваний, учатся самостоятельно обнаруживать генетические закономерности при решении генетических задач....

21 10 2025 12:44:31

Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"


    Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"

      Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....

20 10 2025 6:36:44

«Путешествие в волшебную страну зеленого листа». 6-й класс


    «Путешествие в волшебную страну зеленого листа». 6-й класс

      Внеклассное мероприятие в игровой форме обобщает и систематизирует знания учащихся о процессе фотосинтезе. Знакомит с ролью отечественных ученых в изучении фотосинтеза....

19 10 2025 6:39:43

Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"


    Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"

      Цель урока: показать учащимся роль газообмена в легких и тканях и дыхательных движений в жизни человека. ...

18 10 2025 21:38:15

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

17 10 2025 12:19:59

Удивительный мир клетки


    Удивительный мир клетки

      Урок для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы (учебник Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. "Биология. Общие закономерности"). Цель урока: изучить особенности строения эукариотической клетки, выявить признаки сходства и различия животной и растительной клетки. Задания, предлагаемые на уроке, направлены на систематизацию знаний, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, умению устанавливать причинно-следственные связи. На уроке используется презентация. ...

16 10 2025 14:43:23

Класс Пресмыкающиеся (Рептилии). Общая хаpaктеристика, строение

Класс Пресмыкающиеся (Рептилии). Общая хаpaктеристика, строение Представители пресмыкающихся (более 4 тыс. видов) являются настоящими наземными позвоночными животными. В связи с появлением зародышевых оболочек они в своем развитии не связаны с водой....

15 10 2025 10:48:51

Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий


    Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий

      Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....

14 10 2025 7:56:13

Внеклассное мероприятие по теме "День птиц"


    Внеклассное мероприятие по теме "День птиц"

      Цель мероприятия: воспитание у детей чувства ответственности за судьбу птиц. Учащиеся знакомятся с перелетными птицами; учатся заботиться о них, делают для них гнездовья, защищают от хищников и xyлиганов....

13 10 2025 5:42:12

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"


    Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

      Интеллектуальная игра «Умники и умницы» – конкурс для школьников среднего и старшего возраста. Подобная игра помогает расширить кругозор и повысить интеллектуальную активность учащихся, внести соревновательные элементы в образовательный процесс и укрепить представление о знаниях как важном факторе развития личности и ее высокой оценки. Игру можно проводить как заключительное мероприятие Недели биологии....

12 10 2025 11:36:44

Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему "Вода — формула жизни"


    Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему "Вода — формула жизни"

      Урок предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств. ...

11 10 2025 23:19:14

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

      Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

10 10 2025 12:12:50

Тема урока: "Путешествие по природным зонам"


    Тема урока: "Путешествие по природным зонам"

      На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам. ...

09 10 2025 18:22:41

Урок "Генетика человека" (в курсе "Общая биология, 10–11-е классы, базовый уровень)


    Урок "Генетика человека" (в курсе "Общая биология, 10–11-е классы, базовый уровень)

      Концентрическая система преподавания биологии предполагает получение основ знаний по "Общей биологии" ещё в 9-м классе. В 10–11-м классе ребята выходят на "новый виток", изучают общую биологию снова, что позволяет использовать не столько образовательный, сколько развивающий и воспитательный аспект содержания предмета....

08 10 2025 7:21:36

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"


    Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

      Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

07 10 2025 9:16:35

Тема урока "Кожа – наружный покровный орган"


    Тема урока "Кожа – наружный покровный орган"

      Урок разработан в соответствии с программой по биологии под руководством В.В. Пасечника, по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева, Биология. Человек. 8-й класс. Урок построен в форме изучения нового материала. Основная идея урока – понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи. Урок интересный, научно-познавательный, хорошо запоминаемый и наглядный....

06 10 2025 15:51:55

Защита проекта "Мир водорослей"


    Защита проекта "Мир водорослей"

      На тему "Водоросли" отводится 4 урока и 1 урок на тему "Общая хаpaктеристика царства Растений". Выбор темы проекта, обсуждение плана действий, формирование групп проводится на уроке "Общая хаpaктеристика царства Растений". Работа над проектом идет на 2-м, 4-м и 5-м уроках. Урок по теме "Размножение водорослей" идет в обычном режиме. На втором уроке ребята знакомятся и начинают выполнять проектное задание. Группы создаются по желанию, с учетом умения рисовать и навыков проведения исследования. Далее каждая группа работает над проектом во внеурочное время. На 4-м уроке продолжается работа над проектом, идет отбор материала для проекта и составление тезисов к выступлениям, также подготавливается наглядность. 5-й урок - защита проекта "Мир водорослей"....

05 10 2025 14:10:15

Урок-ролевая игра. 7-й класс. "Определение всхожести семян культурных растений"


    Урок-ролевая игра. 7-й класс. "Определение всхожести семян культурных растений"

      Урок – ролевая игра дает чувствовать себя исследователем, специалистом и важным человеком в мире взрослых. Поэтому дети становятся серьезными, более ответственно относятся к своему заданию, ответы стараются обосновать. Пpaктическая работа с проросшими семенами и другими семенами культурных растений дает дополнительные знания о них, ребята учатся пользоваться специальной литературой. ...

04 10 2025 15:20:31

Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс


    Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс

      Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....

03 10 2025 2:52:46

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

02 10 2025 13:48:31

"Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд" (комaндная интегрированная игра для учащихся 8-х классов: биология + МХК)


    "Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд" (комaндная интегрированная игра для учащихся 8-х классов: биология + МХК)

      В руки ребят попал старинный мaнycкрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений-Легенд. Путь туда лежит через четыре "долины" - "Долину Загадок", "Долину Свитков", "Долину Мифов", "Долину Прагматиков"....

01 10 2025 0:50:10

"Амфибии. Ода земноводным"


    "Амфибии. Ода земноводным"

      Содержание урока носит комплексный хаpaктер, учащиеся знакомятся с общими признаками класса, получают дополнительную информацию об амфибиях. Материал к уроку подготовлен вместе с учащимися. ...

30 09 2025 10:36:19

Вид. Признаки вида


    Вид. Признаки вида

      Конспект и приложения к уроку относятся к разделу общей биологии и могут быть использованы для проведения занятий как в 9-м, так и в 11-м классе. Статья затрагивает понятие «вид» и его основные критерии. Материал не только дает новую тему, но и расширяет биологический кругозор учащихся, развивает способность к систематизации знаний....

29 09 2025 0:22:13

"Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Урок для учащихся 9-10-х классов. Особенность урока в использовании презентации PowerPoint и высокой концентрации теоретического материала. Главный акцент сделан на основные понятия и термины, особенности наследования признаков, сцепленных с полом; присутствуют межпредметные связи с историей, используется краеведческий материал. ...

28 09 2025 5:22:37

Внеклассное мероприятие по окружающему миру


    Внеклассное мероприятие по окружающему миру

      Данная статья представляет собой сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие Незнайки по страницам Красной книги", посвященного проблемам экологии. Мероприятие проводится в форме сказки, где роли исполняют сами ученики. Такая форма является наиболее доступной и интересной для учащихся 1–5-х классов. ...

27 09 2025 21:21:10

Урок биологии по теме "Размножение, его виды. Бесполое размножение". 9-й класс

Цель урока -сформировать у школьников научное мировоззрение на способы бесполого размножения. В презентации используются видеофрагменты и анимации, которые усиливают эффект наглядности....

26 09 2025 13:30:20

Горные породы и их свойства


    Горные породы и их свойства

      На уроке рассматривается классификация горных пород. Приведена разработка пpaктической работы по коллекции минералов....

25 09 2025 13:34:40

Программа по биологии. 6–9-й классы


    Программа по биологии. 6–9-й классы

      Программа основного общего образования по биологии включает пояснительную записку, тематическое и поурочно-тематическое планирование. Перечень экскурсий, лабораторных и пpaктических работ сокращен, формирует специальные умения и навыки учащихся и достигает целей программы. Часть работ проводится демонстрационно и не оценивается....

24 09 2025 21:41:13

Урок анатомии для 8-го класса


    Урок анатомии для 8-го класса

      Урок биологии для 8 класса по теме «Анатомия человека». В данной разработке урока представлены игровые ситуации, которые помогут учащимся изучить строение скелета человека. Работа позволяет оперативно получать информацию об усвоении материала всем классом; развивает внимание учащихся, их умение быстро ориентироваться в ситуации, включаться в работу; способствует систематизации знаний учащихся; дает возможность поставить большое количество оценок....

23 09 2025 6:18:23

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"


    Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"

      Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....

22 09 2025 23:54:57

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

      Процесс учебной деятельности таит в себе богатые возможности для умственного развития ребенка и позволяет увлечь его этой деятельностью. Обучение и воспитание должно опираться на любознательность школьников. Задача учителя – увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться. Ребенок, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения....

21 09 2025 22:55:43

Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы


    Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы

      Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....

20 09 2025 19:41:32

Урок по теме "Иммунитет". 8-й класс


    Урок по теме "Иммунитет". 8-й класс

      Урок разработан с применением здоровьесберегающих, информационных технологий, элементов проблемного обучения. Он может использоваться в работе с учебником "Человек.8" любой линии, но особенно ценен для школ Здоровья, так как содержит пpaктическую часть о способах укрепления иммунитета, выполняемую учащимися в группах и затем обсуждаемую в классе. ...

19 09 2025 9:10:36

Элективный курс "В здоровом теле здоровый дух"


    Элективный курс "В здоровом теле здоровый дух"

      Программа включает углубление теоретического и пpaктического материала по темам: «Опopно-двигательная система», «Сердечно-сосудистая система», «Система органов дыхания», «Пищеварительная система», «Кожные покровы», «Нервная система». Основой курса являются пpaктические работы, выходящие за рамки содержания школьного курса....

18 09 2025 9:25:20

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::