Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки. 10-й класс
Учебно-воспитательные цели урока:
1. Обучающие:
- сформировать представление о двух уровнях клеточной организации: прокариотической и эукариотической;
- раскрыть особенности строения прокариотической клетки;
2. Развивающие:
- развивать умение выбирать правильный ответ в работе с тестами;
- анализировать;
- эмоционально откликаться на полученную информацию.
3. Воспитательные:
- способствовать формированию научных представлений о развитии и взаимосвязи природных явлений.
Методы: словесные, частично-поисковые.
Методические приемы: рассказ учителя; беседа на повторение опopных понятий из курса биологии; работа с таблицей; организация индивидуальной работы учащихся с тестами.
Тип урока: вводный, комбинированный.
Обязательный минимум содержания: прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы.
Оборудование:
- демонстрационный материал: таблицы «Строение прокариотической клетки», «Формы бактериальных клеток»;
- раздаточный материал: карточки с тестами для индивидуальной работы учащихся.
Учебник: Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин В.И., Захарова Е.Т. Общая биология 10 класс. М.: «Дрофа»,2009.
План урока:
- Два уровня клеточной организации: прокариотический и эукариотический.
- Среды обитания и условия существования бактерий.
- Размеры бактериальной клетки.
- Формы бактериальных клеток.
- Организация метаболизма у прокариот.
- Строение цитоплазмы бактериальной клетки.
- Генетический аппарат бактерий.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Приветствие.
- Отметка отсутствующих.
- Объявление плана урока, целей и задач урока.
II. Проверка знаний по теме «Нуклеиновые кислоты».
Письменный опрос учащихся при помощи разноуровневых тестов.
На «3» – задания уровня «А» (по 1 баллу за правильно выполненное задание), необходимо выполнить 4-6 заданий и набрать 4-6 баллов.
На «4» – задания уровня «А» и «В» (2 балла за правильно выполненное задание), необходимо набрать 7-8 баллов.
На «5» – задания уровня «А» и «В», необходимо набрать 9-10 баллов.
А1. Мономеры нуклеиновых кислот:
1 – аминокислоты.
2 – нуклеотиды.
3 – глицерин и жирные кислоты.
4 – простые углеводы.
А2. Функция молекул ДНК в клетке:
1 – хранение и передача наследственной информации.
2 – запасающая.
3 – энергетическая.
4 – структурная.
А3. Функция РНК в клетке:
1 – запасающая.
2 – энергетическая.
3 – участие в биосинтезе белка.
4 – сократительная.
А4. Молекула ДНК в отличие от РНК имеет вид:
1 – клеверного листа.
2 – клубка.
3 – одиночной спирали.
4 – двойной спирали.
А5. Нуклеотиду А комплементарен нуклеотид.
1 – А.
2 – Т.
3 – Г.
4 – Ц.
А6. Процесс удвоения молекулы ДНК называют:
1 – редупликацией.
2 – комплиментарностью.
3 – трaнcкрипцией.
4 – трaнcляцией __________.
В1. Какие структурные компоненты входят в состав нуклеотидов молекулы ДНК?
А – азотистое основание: А, Т, Г, Ц.
Б – разнообразные аминокислоты.
В – липопротеины.
Г – углевод дезоксирибоза.
Д – азотная кислота.
Е – фосфорная кислота.
Ответ: __________________. (Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.)
В2. РНК присущи следующие признаки:
А – участвует в синтезе белка.
Б – чаще всего имеет одноцепочечное строение.
В – имеет в составе азотистое основание Тимин.
Г – не содержит фосфорной кислоты.
Д – содержит углевод рибоза.
Е – не содержится в рибосомах .
Ответ: __________________. (Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.)
III. Изучение новой темы.
1. Вступление.
Запись числа и темы урока на доске, проговаривание вслух, запись в рабочие тетради учащимися.
2. Объявление целей и задач урока.
1) Два уровня клеточной организации: прокариотический и эукариотический. (Рассказ учителя с элементами беседы.)
Все организмы, имеющие клеточное строение, делятся на две группы: прокариоты (предъядерные) и эукариоты (ядерные). К прокариотам относятся Архебактерии, Истинные Бактерии и Цианобактерии (Сине-зелёные). Изучать особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки мы будем на примере Бактерий.
Интересная информация. Споры бактерий залетают на высоту 20 км. Анаэробные бактерии проникают в земную кору на глубину свыше 3 км. Споры некоторых бактерий сохраняют жизнеспособность при температуре – 253 С. В одном грамме бактерий свыше 600 млрд. особей. Количество бактерий в одном грамме почвы измеряются сотнями миллионов.
Вопрос к классу: Скажите, разве они не достойны изучения?
2) Среды обитания и условия существования прокариот.
Прокариоты распространены повсеместно в мире: в воде, в почве, воздухе, пищевых продуктах. Они населяют также крайне нeблагоприятные жизненные прострaнcтва (ледники, горячие источники), что указывает на высокую степень приспособленности прокариотических организмов. По своим физиологическим свойствам бактерии очень разнообразны. Они могут жить только в аэробных, или только в анаэробных условиях, или в тех и других.
Вспомнить термины: «аэробы» «анаэробы».
3) Размеры бактериальной клетки.
Размеры бактериальной клетки достаточно малы и колeблются от 1 до 10-15 мкм, поэтому бактерии также называют микроорганизмами, а науку, изучающую их – микробиология.
Запись нового термина «микробиология» в словарь (без определения).
4) Формы бактериальных клеток.
По форме бактериальные клетки делят на шаровидные (кокки), палочковидные (бациллы), спиралевидные (спириллы) и изогнутые в форме запятой, или подковы (вибрионы). Показать на таблице.
5) Организация метаболизма у прокариот.
Большинство бактерий гетеротрофы: паразиты или сапрофиты. Хотя некоторые питаются автотрофно (пурпурные бактерии), или в процессе хемосинтеза (образование органических веществ за счёт использования энергии, получаемой при окислении неорганических соединений :аммиак, сероводород и т.д.).
Запись термина «хемосинтез» в словарь (без определения).
6) Строение бактериальной клетки.
Клетки бактерий организованы достаточно примитивно.
Вопрос к классу: На что это может указывать? (На древнее происхождение.)
Ферменты рассеяны в цитоплазме, мало внутренних мембран, поверх клеточной мембраны – клеточная стенка (часто покрытая слизью). В отличие от клеток эукариот в прокариотической клетке отсутствуют многие органоиды.
Указать на таблицу «строение прокариотической клетки».
Вопросы к классу:
- Что называют органоидами? (Постоянные компоненты клетки.)
- А что такое включения? приведите примеры. (Вещества, присутствующие в клетке не постоянно и не в определённых количествах.)
7) Генетический аппарат бактерий.
В клетке прокариот нет ядра, ограниченного оболочкой. Его аналогом является нуклеоид – ДНК-содержащая зона клетки прокариот. У бактерий ДНК не соединена с белками и сосредоточена в одной хромосоме, которая имеет форму кольца.
Запись в словарь термина «нуклеоид» (без определения).
IV. Закрепление изученного материала.
А теперь откройте, пожалуйста, учебник:
1) Прочитайте текст на странице 138.
2) Внимательно изучите рисунок 5.1. «Строение прокариотической клетки» на странице 137, затем сравните его с рисунком строения животной клетки из таблицы на доске (в это время учитель в столбик пишет на доске термины:
- хлоропласты;
- рибосомы-митохондрии;
- центриоли;
- ДНК;
- аппарат Гольджи;
- мезосома;
- цитоплазматическая мембрана.
Задание:
- Выберите из предложенных терминов (записанных на доске) не относящиеся к строению клетки бактерий.
- Какие термины вам встречаются впервые?
Дать понятие «мезосома» – впячивание наружной цитоплазматической мембраны (энергетическая функция)
Дать понятие «тилакоид» – стопки мембран, в которых осуществляется фотосинтез.
Запись словарных слов «мезосома» и «тилакоид» в словарь (без определений).
V. Итог урока.
Акцентирование внимания учащихся на достижении целей урока.
Выводы урока:
- Все клеточные организмы делятся на прокариоты и эукариоты.
- К прокариотам относятся бактерии.
- В клетках прокариот нет ядра, наследственный материал расположен свободно в цитоплазме.
- Отсутствуют многие органоиды, присущие клеткам эукариот.
VI. Объявление оценок.
VII. Запись домашнего задания, разъяснение.
Читать страницы 136 – 138, по желанию, подготовить сообщение о роли бактерий в природе и жизни человека.
Использованная литература:
- Батуев А. С., Гуленкова М. А., Еленевский А. Г. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: «Дрофа», 1999.
- Беляев Д.К., Воронцов Н.Н., Дымшиц Г.М.и др. Общая биология 10-11 кл. М.: Просвещение, 2000.
- Брем З., Мейнке И. Биология. Справочник школьника и студента. М.: «Дрофа», 1999.
- Единый государственный экзамен. Биология. Контрольные измерительные материалы 2005-2006. М.: «Просвещение», 2006. Под редакцией Калиновой Г. С.
- Захаров В. Б., Цибулевский А. Ю. Уроки общей биологии в 9 классе. Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2001.
- Зверев И.Д., Мягкова А.Н.Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1985.
- Иванова Т. В. Тесты. Биология (6-11 классы). М:«Астрель», 1999.
- Кулев А. В. Общая биология 11 класс. Поурочное планирование. С-Пб.: «Паритет», 2001.
- Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. М.: Просвещение, 1995.
- Чайка Т. И. Биология 10 класс. Поурочные планы по учебнику В. Б.Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина. Волгоград: «Учитель», 2006.
Комментарии:
Предпоследнее занятие в курсе биологии 11-го класса в форме семинарского занятия. Цель занятия: добиться усвоения учащимися понятий «экологические принципы», «экологические правила», «экоэтическое сознание»; воспитывать гуманность, толерантность.
...
06 04 2025 22:46:37
В процессе работы над заданиями ученики должны давать определения понятиям "мутация", "геномные, хромосомные, генные мутации"; классифицировать и объяснять их возникновение в клетке, обобщать и формулировать выводы; научиться работать самостоятельно с материалом, предложенным учителем; выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.
...
05 04 2025 4:23:40
Мультимедийная презентация процесса фотосинтеза с комментариями учителя о происходящих химических превращениях позволяют учащимся лучше понять изучаемый материал. Интернет-ресурсы помогают детям быстро получить информацию, обеспечивающую более глубокое понимание изучаемого. Биологические задачи, заполнение таблиц способствуют развитию мышления, интереса учеников к науке. Информационные потоки обpaбатываются совместно в группах, что способствует формированию коммуникативных качеств.
...
04 04 2025 23:14:31

Материал урока представлен в сжатой компактной форме концептуальной таблицы и графических схем «фишбоун» и «синквейн». На каждом этапе урока предусмотрена различная деятельность: игра, самостоятельная, словарная работа, с учебником и наглядным материалом. Урок содержит методические приемы, рефлексии, стимулирования познавательной деятельности. Контроль на каждом этапе урока. Дифференцированный подход ‒ в индивидуальных «картах знаний»....
03 04 2025 6:14:58
В ходе подготовки к семинару учащиеся самостоятельно осуществляют поиск (в т.ч. в сети Internet) и первичную обработку информации. Изучение учебного материала носит проблемный хаpaктер. С целью визуализации используется ИД Smart Board и разработанная программа Smart notebook "Начальные этапы развития жизни". ...
02 04 2025 2:48:41
Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....
01 04 2025 8:31:41
На уроке учащиеся знакомятся с причинами снижения численности видов животных, животными, занесенными в Красную книгу России, Краснодарского края, с мерами по охране животных. Развивается умение работы с тестами дополнительной литературы, создания презентации о животных Красной книги, защиты проекта....
31 03 2025 15:14:36
Цель урока: познакомить обучающихся с различными взглядами на проблему возникновения и развития жизни на Земле.
Данная презентация помогает решить следующие задачи: обеспечивает наглядность урока, формирует современное научное мировоззрение, критическое мышление по отношению к разным взглядам на происхождение жизни, расширяет кругозор обучающихся....
30 03 2025 12:40:17
В качестве системообразующего фактора для построения интегрированного урока биологии, физики и химии был выбран человеческий организм, рассматриваемый через призму различных взаимодействий с окружающим миром.
В согласии с дидактическими принципами доступности, систематичности и последовательности отбор содержания урока проведен с учетом предполагаемого образовательного уровня учеников 8-го класса по физике и биологии....
29 03 2025 17:40:34
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.
...
28 03 2025 5:59:49
Основная цель решения задач по генетике состоит в освоении новых приёмов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий. Тема заключает в себе широкие возможности для организации пpaктических работ (составление родословной по сказке А.С. Пушкина, роль врача в медико-генетической консультации составляющего родословную пробанда).
...
27 03 2025 17:17:56
Цели урока - формирование новых биологических понятий: эры, периоды, динозавры - древние пресмыкающиеся....
26 03 2025 10:57:26
Плод формируется из завязи пестика после оплодотворения и является хаpaктернейшим органом цветкового растения. Функции плода - защита нежных тканей развивающегося семени от воздействия различных нeблагоприятных условий....
25 03 2025 17:36:30
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
24 03 2025 6:19:16
Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....
23 03 2025 9:44:29
Школьные учебники содержат минимум информации о закономерностях наследования и решению генетических задач. Не всегда эта информация в полной степени усваивается обучающимися на должном уровне. Поэтому был создан блок уроков, посвященный решению генетических задач с использованием мультимедийных презентаций. ...
22 03 2025 18:30:25
Урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации, что делает его насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации.
...
21 03 2025 13:12:54
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
20 03 2025 3:57:59
С 2004 года работаю над темой "Развивающая деятельность школьников в условиях адаптивной школы". На данном уроке показана развивающая деятельность школьников "Торговый ряд на рыбалке". Учащиеся показывают свои знания о рыбах Омской области.
...
19 03 2025 16:29:36
Образование является стратегическим ресурсом общества и одним из путей познания мира. В образовании нужна не столько сумма знаний, сколько сам путь познания. Глобальное мышление - основа понимания современного динамично развивающегося мира, его целостности и соподчинённости. Это особенно важно, так как научно-технический прогресс, с одной стороны, обуславливает развитие человечества, с другой – приводит к появлению и усилению глобальных экологических проблем: демографический взрыв и продовольственный кризис; истощение ресурсов полезных ископаемых; энергетический кризис; глобальное потепление; разрушение природной среды; антропосоциологический кризис, связанный с проблемой утраты духовности, потерей смысла жизни. Очевидна огромная роль школы в том, чтобы научить юное существо адаптироваться в быстро меняющемся и порой агрессивном мире, вооружить его защитными механизмами. Этой цели служит технология глобального мышления....
18 03 2025 11:22:22
Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....
17 03 2025 20:30:16
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
16 03 2025 13:37:40
В настоящее время на уроках биологии преобладает информационно-репродуктивное обучение. В связи с этим появляется проблема качества биологического образования. Решением проблемы освоения продуктивной деятельности учащихся является применение ТРИЗ в пpaктике учителя....
15 03 2025 16:50:31
Урок формирует у учащихся отрицательное отношение к aбopту путем использования различных приемов и методов изучения фактического материала....
14 03 2025 20:16:41
Главная задача лизосом – внутриклеточное переваривание (расщепление биополимеров), для этого органеллы имеют специальный набор гидролитических ферментов (сегодня известно около 60 видов)...
13 03 2025 21:56:51
"Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...
12 03 2025 2:47:39
Данный урок является уроком изучения новой темы. Учащиеся проходят контроль знаний по теме «Плоские черви» и знакомятся с новой группой червей – типом «Круглые черви». Пpaктически в течение всего урока подразумевается самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, продолжается формирование навыков работы с параграфом, нахождение и выделение главной информации из текста. Учитель не является основным источником информации на всех этапах урока, он координирует и направляет работу учащихся....
11 03 2025 20:23:19
Урок раскрывает особенности строения клеток крови в связи с их функциями и роль свертывания крови в пpeдoxpaнении организма от потери крови....
10 03 2025 21:21:49
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
09 03 2025 0:40:43
Клетка — это структурная единица живых организмов, представляющая собой определенным образом дифференцированный участок цитоплазмы, окруженный клеточной мембраной....
08 03 2025 6:10:24
Один из вариантов авторской методики проведения уроков биологии в условиях мобильного компьютерного класса с использованием мультимедийного образовательного комплекса и большого количества цифровых образовательных ресурсов, а также проверка знаний учащихся с помощью программы компьютерного тестирования MyTest....
07 03 2025 12:12:13
Хордовые – это животные с высокой организацией и развитой нервной системой. Рассмотрим происхождение, особенности строения и систематику хордовых....
06 03 2025 21:47:24

Цель урока: формировать умения узнавать изученных земноводных; обосновывать принадлежность к определенной систематической категории; обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше....
05 03 2025 17:12:48
Урок позволяет повторить и обобщить знания о бесполом, пoлoвoм размножении, их биологической сущности, значении вегетативного размножения в сельском хозяйстве, о митозе и мейозе, а также об эволюции гамет и особенностях их строения. Углубляются знания о cпepматогенезе и овогенезе, обсуждается современная демографическая ситуация в России, возможные пути решения проблемы демографического спада.
...
04 03 2025 4:23:37
Год за годом сокращается площадь ледников. Участились случаи погодных аномалий, увеличилось количество циклонов. Изменения климата уже привели к разрушению некоторых экосистем и угрожают существованию миллионов людей. Это только начало! Мы можем помочь природе! В решении проблемы глобального изменения климата необычайно важна роль каждого человека. Мы можем помочь сократить выбросы парниковых газов. Действовать надо прямо сейчас!...
03 03 2025 12:24:20
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....
02 03 2025 19:18:20
Цель урока: углубить знания учащихся об особенностях воздействия человека на окружающую среду. Особый акцент делается на определении значения природы в нашей жизни, развитии у школьников мотивации и стремления оберегать ее. Содержание и особенности проведения урока позволяют подготовить учеников к домашнему сочинению, работа над которым должна активизировать рефлексивные и ценностные личностные психологические механизмы обучающихся, способствовать формированию их экологического сознания....
01 03 2025 2:20:10

Цель урока: развитие умений применять биологические знания на уроках других учебных дисциплин; расширение знаний о мире насекомых, развитие наблюдательности, умения выделить хаpaктерные особенности насекомых; научить анализировать конструктивные особенности природного объекта....
28 02 2025 0:35:13
Мастерская - нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса, которая предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов, собственной картины мира и ценностного отношения к нему. Предложенная мастерская соответствует учебной теме "Строение животной клетки". Используется прием метафорических аналогий, которые будят воображение, вызывают необходимость в приобретении научных знаний, обеспечивают успешное усвоение сложных теоретических сведений. ...
27 02 2025 23:28:17
Структурные компоненты животной клетки В.Н.Фросин Вот плазмолемма поверх клетки; Является она барьером крепким, И пропускает в клетку то, Что клетка ждет уже давно: Ионы, воду, трaнcферрин, Глюкозу…...
26 02 2025 19:21:53
В настоящее время изменилась роль учителя: из ретрaнcлятора знаний на управленца, владеющего высоким уровнем методологической и управленческой культуры.
Одним из способов повышения интереса к предмету считаю использование информационных технологий, что позволяет ученикам лучше сконцентрироваться на конкретном изучаемом вопросе, придает уроку динамику, наглядность.
...
25 02 2025 2:16:26
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
24 02 2025 15:10:49
Краеведческий принцип в преподавании географии может быть достигнут разнообразными методами учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Урок формирует целостную картину природы с уяснением взаимосвязи общих закономерностей и их проявлений в фактах....
23 02 2025 21:21:37
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
22 02 2025 5:44:45
Назначение пpaктики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней.
...
21 02 2025 4:39:49
В предлагаемой разработке урока биологии в 8-м классе по теме «Витамины» представлен опыт применения монопредметной проектной технологии. Данной теме отведен один урок раздела «Обмен веществ и энергии» рабочей программы курса биологии «Человек и его здоровье». Материал к уроку обширен, и дать учащимся глубокие знания о витаминах невозможно, но при использовании ИТ, разработке модели урока в режиме проектного обучения достигаются хорошие результаты....
20 02 2025 8:46:33

Цель урока: познакомить с классификацией класса земноводные, особенностями внешнего и внутреннего строения земноводных; познакомить с происхождением класса; классификацией земноводных; изучить особенности строения земноводных....
19 02 2025 9:49:14
Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....
18 02 2025 16:44:21
Представлен опыт использования технологии педагогических мастерских на уроке биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусы"....
17 02 2025 13:15:34
Школьный учитель из трaнcлятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнения лабораторного пpaктикума.
...
16 02 2025 23:56:36
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::