Лаборатория фитоинвазий    

Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"

Цель: углубить знания учащихся об окружающем мире и в частности о растениях и животных, развить интерес и познавательную активность. Формировать умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение.

Оборудование:

  • Игровое поле 9х9, в каждом название конкурса (слайд 2)
  • Фотографии, картинки растений и животных, видиофрагменты.
  • Кроссворды
  • Карточки с буквами.
  • Ребусы.
  • Разрезные карточки с натюрмортами.
  • Фишки за правильные ответы
  • Презентация (Приложение)

Играют две команды — “Крестики” и “Нолики”. Команды выполняют, задания конкурсов, получают определенное количество фишек за правильные ответы. После выполнения задания определяется победитель конкурса и название конкурса на игровом поле закрывают карточками «Х», «0». Команда, победившая в очередном конкурсе, получает право выбора следующего конкурса. Побеждает команда, выигравшая большее число конкурсов. Основными являются 9 конкурсов. Десятый можно  провести во время подведения итогов.

Конкурс 1. «Корзина загадок»(слайд 3)

Команды загадывают друг другу загадки о растениях. Если загадка разгадана, фишку получает команда, разгадавшая загадку, если ответ не найден — команда, загадавшая загадку.

Загадки

Золотая середина, и лучи идут кругом.
Это может быть картина: солнце в небе голубом.
Нет, не солнце на бумажке,
На лугу цветы... (ромашки).  (Слайд 4)

Подрастет — нарядятся в беленькое платьице,
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
А пока стоит одетый в желтый сарафанчик.
А зовут его, ребята, просто... (одуванчик). (Слайд 6)

На солнечной опушке в траве стоит она,
Лиловенькие ушки тихонько подняла.
И тут поможет вам смекалка —
Все знают, что зовут цветок... (фиалкой).

Нам каждому весенняя природа дорога,
Ручьями распускаются холодные снега.
От снега очищаются и поле, и валежник,
И первый появляется в проталине... (подснежник).

В траве густой, зеленой он выглядит нарядно,
Но с пашни, как сорняк, он изгнан беспощадно.
Головка голубая и длинный стебелек –
Ну кто ж его не знает, ведь это … (василек). (Слайд 8)

Ранним утром распускает лепестки свои цветок.
А как вечер наступает, гаснет красный огонек.
Погляди-ка, погляди-ка, что за красный веерок?
Это яркая... (гвоздика) новый празднует денек. (Слайд 9)

Лишь окрест пурга завоет
И морозы станут злей –
Я столовую открою
Для клестов и глухарей. (Сосна) (слайд 7)

Всех весной в лесу высоком,
На опушках и в глуши,
Я прекрасным, сладким сокам
Угощаю от души. (Береза)(слайд 5)

Конкурс 2. «Что лишнее?» (слайды 10-12)

Ведущий читает ряд слов, команды по очереди определяют лишнее слово и объясняют свое решение. За правильный ответ — две фишки.

Крот, дождевой червь, многоножка, личинка майского жука, стрекоза.
Летучая мышь, голубь, страус, бабочка, летучая рыба.
Лошадь, заяц, суслик, кошка, хомяк.
Собака, рысь, коза, корова, лошадь.
Антилопа, зебра, верблюд, баран, лось.
Белый медведь, лен, антилопа, койот, гиена.
Чайка, буревестник, рыбный филин, зимородок, скворец.
Кит, морж, осьминог, носорог, акула.
Лещ, камбала, щука, осетр, сом.
Пчела, муха, медведка, саранча, колорадский жук.

Конкурс 3. «Живая буква» (слайд 25-26)

Команда за одну минуту должна вспомнить название цветка, дерева, насекомого, рыбы, птицы, зверя. Максимальная оценка — три фишки.

Пример:

 

Б

О

М

Цветок Бархатцы Одуванчик Мак
Дерево Береза Ольха Магнолия
Насекомое  бабочка Овод Муха
Рыба Белуга Окунь Мурена
Птица Беркут Орел Малиновка
Зверь Белка Олень Мул

Конкурс 4. «Стоп-кадр» (слайды 23-24)

Ведущий показывает открытки, фрагменты фильмов с изображениями животных. Команды по очереди угадывают животных или сюжет. Правильный ответ — 1 фишка.

Конкурс 5. «Найди ошибку» (слайды 13-14)

Командам зачитывают четверостишья. Нужно найти биологические ошибки и объяснить их. Найденная ошибка оценивается в 1 фишку.

Глухари вернулись с юга —
Дома очень много дел:
Гнезда нужно свить повыше,
Чтобы их медведь не съел.
Ананасы собираем
Мы с деревьев поскорей,
Их склюет иначе стая
Перелетных глухарей

Конкурс 6. «Поймай птицу» (слайд 16)

Командам раздают наборы карточек с цветными буквами. За одну минуту нужно собрать название птиц. Каждый правильный ответ — 1 фишка.

КЛЕСТ                                                                             ЛАСТОЧКА
СОРОКА                                                                          ГАЛКА
ПАВЛИН                                                                         АИСТ
УДОД                                                                               РЕМЕЗ
СНЕГИРЬ                                                                        СОЛОВЕЙ

Конкурс 7. «Прогулка в лес» (слайды 17-18)

Ведущий. Наступила весна, солнце пригрело землю, распустились почки, зацвели первые цветы. Горожане чаще стали проводить время на природе. Представьте, что вы собрались устроить пикник на лесной полянке. Какие правила поведения в лесу нужно помнить? За каждый правильный ответ - 1 фишка.

Конкурс 8. «Кроссворд» (слайды 19-22)

Время выполнения задания — 3 мин.
Каждое разгаданное слово — 1 фишка.

  1. Домашнее насекомое
  2. Нелетающая птица
  3. Самое крупное животное
  4. Птица, приносящая весну
  5. Друг человека
  6. «След белого человека»
  7. Дерево-гигант
  8. Лучший певец
  9. Царь зверей
  10. Дачный враг
  11. Первый весенний цветок
  12. Символ Канады
  13. Птица цветок
  14. Русская красавица

Конкурс 9. «Отгадай ребус» (слайды 27-29)

Конкурс 10. «Я рисую натюрморт»

Командам раздаются комплекты разрезанных картинок по числу участников. За одну минуту каждый конкурсант должен выбрать части своей картинки и восстановить ее. Правильный ответ — 1 фишка.

Литература:

  1. Предметные недели: биология, экология, здоровый образ жизни. Составители – В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева
  2. Тематические игры по ботанике. Методическое пособие. Л.Д.Парфилова
  3. «Шишки под осиной» А.Екимцев
  4. Диски «Лабораторный практикум по биологии».
  5. Диск детская энциклопедия Кирилла и Мефодия
  6. Электронный атлас для школьника. Ботаника 6-7 класс.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Мох. Общая характеристика, размножение, классы и значение мхов

Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами....

01 06 2020 22:19:22

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии

В данной работе представлена технологическая карта учебного занятия по биологии в 5-м классе с применением технологии интерактивного обучения. Цель урока: формирование ценностного отношения к биологическим знаниям, развитие естественного научного стиля мышления у пятиклассников через осмысление существенных признаков представителей разных царств живых организмов....

31 05 2020 3:44:49

Три формы борьбы за существование по Дарвину

Борьба за существование - движущий фактор эволюции, совокупность взаимоотношений особей животного и растительного мира между собой и с окружающим миром. Ученый Чарльз Дарвин выделил три формы борьбы за существование....

30 05 2020 19:50:43

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

29 05 2020 11:39:57

Опыт разведения цветов на территории училища

Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

28 05 2020 16:38:15

Основные этапы эволюции человека

Исторический процесс формирования сознания людей отображается в развитии каждого человека. Каждый человек, несмотря на наличие «человеческих» возможностей развития, должен проявить большую целеустремлённость, настойчивость и трудоспособность в обладании богатым опытом человечества – знаниями и умениями....

27 05 2020 0:20:17

Обобщающий урок по теме "Сенсорные системы". 8-й класс

Урок систематизирует и закрепляет знания учащихся о строении и функциях различных видов анализаторов, их локализацию в организме; о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов; о роли нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения. ...

26 05 2020 7:25:51

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

25 05 2020 15:27:37

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая С О2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

24 05 2020 4:14:23

Учебный спектакль "Иммунитет"

Материал об иммунитете изложен в игровой форме. Данный спектакль активизирует познавательную деятельность посредством нестандартных форм. Особо интересен этот материал для учащихся медицинских классов....

23 05 2020 16:23:41

Системно-деятельностный подход в обучении агротехнологии

В статье указываются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию системно-деятельностного подхода в школе. Определяется значение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Приводятся примеры реализации системно-деятельностного подхода обучения в эколого-биологическом лицее. Уделяется внимание основным результатам обучения и воспитания при системно-деятельностном подходе в обучении агротехнологии....

22 05 2020 2:43:21

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

Данный урок можно провести после прохождения тем « Рыбы», « Земноводные», « Пресмыкающиеся». Форма проведения – К В Н. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме « Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

21 05 2020 9:47:28

Дидактические игры на уроках биологии

В статье предлагаю методическую разработку дидактических игр на уроках биологии в 6—7-х классах по темам " Систематика растений", " Отдел покрытосеменные растения". Игры рассчитаны на малокомплектную школу, где в классе 6—10 учащихся с разноуровневым интеллектуальным потенциалом. Тщательно продуманный и организованный учебный процесс позволяет осуществлять "игровое" взаимодействие в диаде "учитель — ученик" достаточно эффективно. Казалось бы, такие игры не вносят ничего существенно нового в знания школьников, но они приносят неоспоримую пользу тем, что побуждают учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности ...

20 05 2020 3:35:39

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать характеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

19 05 2020 9:48:17

Тип Членистоногие: общая характеристика, признаки и строение

Пищеварительная система членистоногих состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего, заканчивающегося анальным отверстием....

18 05 2020 21:47:19

Борьба за существование

Урок комплексного изучения материала призван раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы, изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции, познакомить с ее формами....

17 05 2020 11:18:30

Урок биологии на тему "Лишайники". 5-й класс

Данная разработка урока может быть использована при изучении лишайников в 5-м классе и на факультативных занятиях. Инструктивная карточка позволяет ребятам самостоятельно добывать знания о лишайниках, использовать эти знания в практической деятельности. Особенно уделить внимание на экологическую сторону произрастания этих объектов в живой природе....

16 05 2020 22:40:36

Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип членистоногие"

Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности членистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....

15 05 2020 13:12:24

Технологическая карта урока на тему "Биосинтез белков в живой клетке"

Цель урока: создание условий для усвоения темы урока и формирование познавательного интереса к предмету через использование информационно-коммуникационных технологий; раскрыть сущность и значение матричного синтеза, характерного для живой природы; познакомить с молекулярными основами передачи и реализации наследственной информации и роли нуклеиновых кислот и белков в этих процессах....

14 05 2020 14:18:27

Спирогира. Особенности строения и размножения

Тело спирогиры состоит из неветвящихся нитей, которые состоят из одного ряда одинаковых, вытянутых, цилиндрических клеток, имеющих длину от нескольких миллиметров до 8-10см...

13 05 2020 23:51:21

Приложение к уроку биологии "О пользе грудного молока". 8-й класс

Материал расскажет школьникам о значении грудного вскармливания на первом году жизни ребенка...

12 05 2020 23:54:33

Урок в 11-м классе по теме "Приспособляемость организмов и ее относительность"

На уроке используется групповая форма работы. Такая технология проведения урока способствует развитию коммуникативных навыков, совместного поиска результата, а также овладением необходимыми знаниями, умениями при изучении данного объекта....

11 05 2020 9:22:28

Урок анатомии для 8-го класса

Урок биологии для 8 класса по теме « Анатомия человека». В данной разработке урока представлены игровые ситуации, которые помогут учащимся изучить строение скелета человека. Работа позволяет оперативно получать информацию об усвоении материала всем классом; развивает внимание учащихся, их умение быстро ориентироваться в ситуации, включаться в работу; способствует систематизации знаний учащихся; дает возможность поставить большое количество оценок....

10 05 2020 4:12:42

Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"

Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И. А. Крылова " Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....

09 05 2020 8:18:52

Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к Е Г Э. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на практическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда " Как готовиться к Е Г Э". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....

08 05 2020 0:23:15

За пределами роста

В работе приводятся доказательства того, что тенденции современного экономического и популяционного роста – это путь, ведущий к коллапсу, но и показаны возможности для человечества, как, не останавливая экономического развития и не снижая уровня жизни, можно перейти к модели устойчивого развития....

07 05 2020 11:41:45

Урок окружающего мира по теме "Строение и разнообразие животных", 3-й класс, программа "Планета знаний"

Обобщаются и систематизируются знания учащихся о строении и разнообразии царства животных; при выполнении исследовательской работы учащиеся выявляют особенности питания животных, определяют приспособленность организма насекомых, птиц, млекопитающих для добывания и поедания пищи....

06 05 2020 6:31:48

Конкурсно-деловая игра "Экологический мир – это жизнь"

Игра способствует развитию познавательной активности, творческих способностей учащихся; формирует логическое мышление; прививает навыки коммуникативного общения. Класс делится на команды, которым предлагается выполнить ряд заданий творческого и развивающего характера: кроссворд, экологическое лото, презентация алгоритма природоохранных мероприятий и т.д....

05 05 2020 1:43:13

Обобщающий урок по теме "Земля" (5-й класс)

Данный урок проводился в рамках Недели естественных наук, проходившей в Образовательном центре О А О " Газпром" в 2005 году. Урок проводился в 5-м классе в конце изучения темы, по текущему плану. Так как основной целью Недели естественных наук является привлечение внимания учащихся к предметам этого цикла, развитие познавательной активности, то форма урока была выбрана не случайно. На обобщающих уроках можно проследить траекторию развития каждого ученика, умения работать в группе, провести анализ уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков....

04 05 2020 23:12:42

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система. Популяция – структурная единица вида. 10-й класс

Урок разработан по программе И. Н. Пономаревой для базового уровня обучения биологии в полной средней школе. Тема 4. " Популяционно-видовой уровень организации жизни". Занятие поможет учащимся ознакомиться с понятием популяция, рассмотреть популяцию с точки зрения формы существования вида, компонента биогеоценоза, генетической системы....

03 05 2020 3:15:33

Урок биологии по теме "Грибы"

Решающим фактором роста ориентации школьников на саморазвитие в учебном процессе является психологический климат класса и психологический климат урока. Поэтому учитываются этапы развития психологического климата: от чувства безопасности–к чувству принадлежности; от чувства принадлежности–к признанию достижений; от признания достижений–к стремлению выразить себя в учебной деятельности. ...

02 05 2020 16:21:28

Программа курса по выбору по биологии "Питание и здоровье". 9-й класс

Курс предназначен для учащихся 9-x классов, владеющих знаниями анатомии, физиологии человека. Данный курс является предметно-ориентационным (пробным), он реализует интерес учащихся к учебному предмету, уточняет готовность и способность осваивать предмет на повышенном уровне. Изучение курса направлено на ориентацию учащихся по профессиям медико-биологического профиля. Рассчитан на 14 часов....

01 05 2020 7:18:32

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

30 04 2020 7:54:24

Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч. Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....

29 04 2020 21:48:31

К вопросу о подготовке выпускников старшей школы к ЕГЭ по биологии

Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....

28 04 2020 0:25:27

Кровообращение (9-й класс)

На уроке биологии поставлены следующие задачи: изучить строение, функции, виды кровеносных сосудов; определить значение кровообращения для организма человека; выяснить, какими способами можно укрепить и сохранить работоспособность транспортной системы. ...

27 04 2020 6:43:56

Обобщающий урок-игра по теме "Жители моря"

Цель урока: повторение и закрепление знаний зоологии морских животных в форме командной игры с презентацией, содержащей элементы интерактивности, и творческого отчета групп учащихся по домашнему заданию. Презентацию можно использовать и вне контекста командной игры на уроке, например во внеурочной работе, включив в план недели биологии....

26 04 2020 11:27:16

"Земноводные. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки"

Урок разработан для общеобразовательной школы по курсу биологии 7-го класса. Наличие различных методов и приемов, представленных в конспекте урока, дает возможность разнообразить проведение занятия, повышает мотивацию к изучению предмета; немало внимания отводится на физкультминутки для здоровьесбережения учащихся....

25 04 2020 19:27:40

Конспект урока биологии по теме "Иммунитет. Виды иммунитета". 8-й класс

Цель урока – ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом. В ходе урока учащиеся знакомятся с работами Э. Дженнера, Л. Пастера. И. И. Мечникова, изучают механизмы формирования иммунитета....

24 04 2020 11:46:42

Кольчатые черви: системы органов, регенерация и значение в природе

Кольчатые черви обладают рядом прогрессивных признаков, к числу которых относится появление сегментации, целома, кровеносной и дыхательной систем, а также повышение организации выделительной и нервной систем....

23 04 2020 0:47:40

Урок природоведения в 5-м классе "Царства живой природы"

Урок по природоведению в 5-м классе предназначен для первичного ознакомления с основами систематики живых организмов. Учащимся закладывается база для дальнейшего изучения царств живой природы и их классификации. Урок содержит фактический материал, задания на развитие мыслительных процессов у учащихся среднего звена школы, а также красочную мультимедийную презентацию, которая активизирует внимание учащихся на изучаемом материале....

22 04 2020 10:26:58

Урок–практикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"

Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опорных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...

21 04 2020 21:47:51

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

20 04 2020 5:18:30

Сказка "Зайчонок Прошка"

В сказке в доступной и запоминающейся форме представлено удивительное свойство краснокочанной капусты – способность менять цвет настоя в зависимости от среды, которая в него попадает. Объяснено значение понятия «индикатор». Предложены варианты демонстрационных опытов с краснокочанной капустой и бытовой химией для проведения их в домашних условиях....

19 04 2020 22:16:57

Конспект урока "Деление клетки"

Изучение основных этапов деления клетки....

18 04 2020 11:58:29

Как размножаются живые организмы

Задачи урока: организовать усвоение понятий: «размножение», «бесполое размножение», «половое размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш», «гермафродит»; провести сравнение (найти сходство и различие) живых и неживых организмов; создать условия для формирования понятия «размножение» как общего свойства живых организмов....

17 04 2020 6:59:16

Биосфера. 9-й класс

Метапредметность как способ формирования теоретического мышления обеспечивает формирование целостной картины мира у подростков. Тема " Биосфера" предоставляет широкие возможности для учителя в формировании у девятиклассников естественно-научного мировоззрения путем интеграции содержания учебного материала по биологии, географии, химии, экологии, обществознанию, литературе....

16 04 2020 7:44:14

Класс Пресмыкающиеся (Рептилии). Общая характеристика, строение

Представители пресмыкающихся (более 4 тыс. видов) являются настоящими наземными позвоночными животными. В связи с появлением зародышевых оболочек они в своем развитии не связаны с водой....

15 04 2020 0:27:11

Урок-презентация по теме "Индивидуальное развитие организмов — онтогенез"

Урок на тему « Индивидуальное развитие организмов» для учащихся 9-х классов направлен на углубление и систематизацию знаний об онтогенезе организмов и его этапах....

14 04 2020 20:54:44

Урок биологии в 7-м классе по теме "Значение птиц"

Занятие с целью расширять знания учащихся об экологических группах птиц, показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека....

13 04 2020 23:31:31

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"

В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под З О Ж они понимают только отсутствие вредных привычек. ...

12 04 2020 7:14:53

Законы генетики

Урок проводится с целью дать учащимся представление о генетике; познакомить их с историей открытия законов генетики; объяснить понятия «наследственность», «изменчивость», принципы решения генетических задач; применить теоретические знания на практике при решении задач; сформулировать законы Г. Менделя. ...

11 04 2020 9:43:56

План урока "Строение и функции нервной системы"

Данный урок проводится после изучения темы « Нервная система». К моменту проведения итогового урока изучаемый материал усвоен обучающимися, что они и демонстрируют на « Смотре знаний». Разнообразные формы работы позволяют за небольшой период времени наиболее полно повторить и обобщить изученный материал. Из опыта работы можно сделать вывод, что урок, проведённый в форме « Смотра знаний», вызывает большой интерес обучающихся....

10 04 2020 1:32:13

Белки и ДНК — основа хромосом, постоянство количества ДНК в ядре

Хромосомы состоят из хроматина — соединения Д Н К и белков (гистонов). Этот комплекс имеет сложную пространственную конфигурацию. У каждого вида растений и животных в ядре клетки содержится строго определенное и постоянное количество Д Н К....

09 04 2020 4:16:38

Органы чувств рыб. Строение органов зрения, слуха, боковой линии

К органам чувств рыбы относятся: зрение, слух, боковая линия, электрорецепция, обоняние, вкус и осязание. Разберем устройство каждого органа по отдельности, значение и принцип их работы....

08 04 2020 2:54:24

Экологическая игра-викторина "У нас Земля одна!"

Экологическая игра-викторина « У нас Земля одна!» создана по мотивам телевизионной игры « Своя игра». Праздник будет более ярким, радостным и запоминающимся, если дети примут участие в викторине. Полученные знания лучше усвоятся, надолго сохранятся в памяти учащихся и будут эффективно использоваться ими и в учебном процессе, и в любых жизненных ситуациях....

07 04 2020 14:16:28

Урок на тему "Цветковые растения"

Урок построен в форме устного журнала, где учащиеся шаг за шагом постигают многообразие и красоту родной природы, её роль в жизни человека....

06 04 2020 18:24:10

Урок биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с применением технологии развития критического мышления

Представлен конспект урока биологии в 10-м классе " Биосинтез белка" с использованием технологии развития критического мышления. Современный социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации динамических изменений, происходящих в обществе. Это навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению. Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости замены малоэффективных вербальных, объяснительно-иллюстративных способов новыми развивающими, личностно-ориентированными приемами. Многообразие таких приемов представлено в образовательной технологии Открытого образования " Критическое мышление в процессе чтения и письма"....

05 04 2020 0:42:52

Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Происхождение человека"

Обобщающий урок по теме " Происхождение человека" в 5-м классе проводится с использованием элементов авторской методики Бакулиной Г. А. На уроке используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным. В ходе урока используются задания разного уровня сложности, которые способствуют развитию основных интеллектуальных качеств ребенка. Для проверки знаний предлагается тест в системе Айрен....

04 04 2020 8:10:46

Повышение учебно-познавательной мотивации средствами внеклассных мероприятий на примере урока-конкурса "Путешествие в волшебную страну Осень"

Во внеклассную работу необходимо вовлекать большее количество участников. На этапе подготовки ученик начинает ощущать потребность пополнить недостающие элементы знаний, отработать определенные умения. Автором представлен один из традиционных осенних конкурсов, но с использованием информационных технологий, что повышает мотивацию к изучению предмета и способствует развитию учебно-познавательных, предметных и коммуникативных компетенций. Урок-путешествие состоит из 5 основных конкурсов. Конкурс " Своя игра" идет на основе интерактивной презентации....

03 04 2020 16:47:14

Комбинированный урок "Разнообразие растений"

Представленный урок проводится в рамках курса " Биология. Бактерии. Грибы. Растения". Тема урока :" Разнообразие растений"....

02 04 2020 20:59:36

Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....

01 04 2020 23:54:40

Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов"

Урок изучения нового материала в 8-м классе с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся приобретают, закрепляют, обобщают и систематизируют знания об эндокринной системе человека. Данный урок позволяет развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Изучение материала проводится на двух уроках (лучше, если уроки будут спаренными). ...

31 03 2020 23:47:59

Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"

Использование И К Т на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема « Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....

30 03 2020 4:48:39

Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"

Представленный урок " Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с практикой жизни....

29 03 2020 9:22:15

Урок биологии по теме "Размножение, его виды. Бесполое размножение". 9-й класс

Цель урока -сформировать у школьников научное мировоззрение на способы бесполого размножения. В презентации используются видеофрагменты и анимации, которые усиливают эффект наглядности....

28 03 2020 22:39:14

Нетрадиционные формы уроков по биологии

Нетрадиционные формы уроков. Развитие творческих способностей учителя и учащихся, деловое сотрудничество....

27 03 2020 23:16:26

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

26 03 2020 9:19:42

Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая характеристика". 7-й класс

В ходе урока учащиеся знакомятся с классификацией класса " Земноводные". Распознаются изученные виды земноводных на таблицах, рисунках с использованием классификации животных....

25 03 2020 23:47:35

Обобщение и систематизация знаний по теме "Строение эукариотической клетки". Урок биологии. 10-й класс

Урок обобщения и систематизация знаний по биологии в 10-м классе продолжает формировать у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство находящихся в ней органоидов, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов....

24 03 2020 2:11:16

Покрытосеменные растения

На уроке обобщаются знания о многообразии покрытосемянных растений, об отличительных особенностях растений класса однодольные и двудольные. Выявляются характерные признаки растений разных семейств....

23 03 2020 21:47:57

Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология)

На уроке рассматривается ода Ломоносова « Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....

22 03 2020 11:43:37

Урок с использованием ИКТ по общей биологии "Эволюция" (9-й класс)

Урок раскрывает сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разных периодах развития человеческой мысли, закрепляет умения учащихся делать обобщения и анализировать различные взгляды на живую природу, развивает умение систематизировать материал....

21 03 2020 8:40:15

Урок биологии по теме "Вегетативное размножение покрытосеменных растений". 6-й класс

Цель урока: расширить знания о размножении растений и изучить способы вегетативного размножения; выяснить, как усвоили особенности размножения голосеменных растений; сформировать представление о способах вегетативного размножения и его значении в природе и сельском хозяйстве, практические навыки размножения растений вегетативным способом....

20 03 2020 18:49:32

Урок "Особенности строения клеток бактерий, грибов, растений, животных"

Урок в 10-м классе с использованием модульной и информационной технологий. Предусмотрено: работа учащихся по группам и в парах на компьютерах, тестирование, практическая работа, работа с рисунками, схемами, рейтинговая система выставления оценки. Использование информационных технологий на данном уроке выполняет две основные задачи: качественно повышает уровень наглядности урока, качественно повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и уровень его усвоения....

19 03 2020 7:15:13

Типы соединения костей. Первая помощь при различных нарушениях целостности скелета

Цель урока: изучить особенности соединения костей, их значение; закрепить изученный материал по строению скелета и особенностям костной ткани; развивать навык оказания первой помощи при различных нарушениях целостности скелета; развивать знания учеников о значении физкультуры, важности соблюдения правил гигиены; осуществлять профессиональную ориентацию, пропаганду З О Ж, прививать интерес к изучаемой теме, предмету....

18 03 2020 9:20:18

Здоровье человека. Биоритмы жизни

Влияние окружающей среды на организм человека огромно. Негативные факторы снижают резервные силы организма, ухудшают здоровье, уменьшают уровень работоспособности. Поэтому помимо соблюдения принципов здорового образа жизни, необходимо ещё учитывать биоритмы нашего организма, чтобы максимально выгодно использовать его резервы. Известны три вида периодических изменений самочувствия и способностей человека: физический, эмоциональный и интеллектуальный. ...

17 03 2020 6:27:49

Урок-игра «Высшие растения». 7-й класс

В ходе урока-игры систематизируется и закрепляется у обучающихся представление об особенностях строения растений принадлежащих к данным отделам; эволюционные представления о развитии царства растений. Развиваются внимательность, способность быстро анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять теоретические и практические знания, тренировать память, внимание, развивать познавательный интерес к биологии....

16 03 2020 19:43:14

Гуморальная регуляция. Эндокринная система

Цель урока: рассмотреть органы эндокринной системы и единство нервной и гуморальной регуляции....

15 03 2020 15:11:29

Информационные технологии на уроках биологии

Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему " У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу Е Г Э по биологии....

14 03 2020 0:37:25

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

13 03 2020 20:50:10

Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Царство Грибы. Общая характеристика. Шляпочные грибы". 6-й класс

Разработка позволяет познакомить учащихся с характерными особенностями строения, питания, размножения грибов, их многообразием и сформировать умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Урок способствует активизации познавательной активности школьников, освоению новых жизненно необходимых навыков и сохранению здоровья. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала на уроке используются информационно-коммуникационные технологии....

12 03 2020 12:42:29

Стебель растения. Строение, ветвление стебля, рост и функции

Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стебля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных характерно быстрое изменение первичного стебля....

11 03 2020 23:54:59

Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"

Урок обобщения и систематизации знаний в 10-м классе из раздела « Клетка – структурная и функциональная единица живого». Учащиеся под руководством учителя работают с конспектом урока, выполняя задания, разной сложности. Урок помогает в подготовке к зачету по теме и выполнению заданий Е Г Э. В конце урока проводится рефлексия, цель которой выяснить, какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение и отработка данных заданий на следующих уроках....

10 03 2020 15:14:18

Сценарий интеллектуальной биолого-экологической игры "История одного растения в жизни русского народа"

Мир родной природы чудесен. Растущему человеку всё любопытно. С детства возникает у людей способность видеть природу, дорожить ею. Правильно подобранные игры помогают закрепить и расширить знания по биологии, прививают любовь к малой родине. Именно в игровой деятельности учащийся приобретает первый жизненный опыт, познают себя, окружающий мир, учатся человеческим отношениям, уносят с собой в жизнь доброту, находчивость, смекалку. ...

09 03 2020 9:23:50

Антропогенез. Эволюция биологического вида – Homo Sapiens

Урок знакомит с современным человеком с эволюционной позиции. Изучаются основные этапы эволюции человека. Формируется представление о биологических и социальных факторах этапов эволюции человека....

08 03 2020 14:10:56

«Рациональное питание». 8-й класс

Учащиеся осознают значение рационального питания, материала « Знай меру в еде»; знакомятся с гигиеническими условиями здорового питания, режимом....

07 03 2020 18:27:58

Строение и функции мочевыделительной системы

Урок по данной теме разработан с использованием модульную технологию. Модульная технология обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимися до определенного уровня. Она призвана освобождать педагога от выполнения информационной функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции. ...

06 03 2020 19:19:20

Блочно-модульная технология. Тема: "Класс птиц"

Перестройка образовательного процесса на принципах блочно-модульной технологии обучения позволяет детям учиться в полном соответствии со своими возможностями, использовать собственный опыт и других, приносит удовольствие, т. к. они видят результат своего труда. Цель урока: активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках биологии....

05 03 2020 16:45:58

Урок по биологии "Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные"

Урок по теме " Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные" построен с использованием технологии личностно-ориентированного обучения. Цель урока не только познакомить с программным материалом, но и способствовать развитию интеллекта учащихся....

04 03 2020 9:16:17

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

03 03 2020 7:36:54

Урок виртуальная экскурсия "Враги кровеносной системы"

Коррекционная школа VIII вида осуществляет обучение и воспитание детей, которые в силу нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе. Характеризуя умственно-отсталых учеников, можно отметить их инертность, рассеянность, отвлекаемость, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность....

02 03 2020 11:50:25

Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"

Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по О Б Ж и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...

01 03 2020 16:11:49

Обобщающий урок по биологии по теме «Кровь и кровообращение». 8-й класс

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме « Кровь и кровообращение»...

29 02 2020 16:14:17

Урок с использованием ИКТ "Клеточная мембрана. Ядро". 10-й класс

Урок учит привлекать знания о строении клетки, совершенствовать умения учащихся работать с разными источниками информации, умению организовывать собственную деятельность на уроке, обучает работать в группах. Урок соответствует современным образовательным стандартам, может применяться в классах с углубленным изучением биологии....

28 02 2020 12:15:35

Тема урока: "Видоизменения листьев и корней растений", 6-й класс

Урок предназначен для учащихся 6-х классов. Для его подготовки были использованы элементы проектной технологии. Элементы игры, компьютерные презентации, составленные учащимися, позволяют учителю поддерживать высокий познавательный интерес учащихся на уроке....

27 02 2020 1:57:30

Лептоспироз у собак: первые симптомы, лечение и профилактика

Заражение лептоспрозом происходит при контакте с разносчиком болезни. Инкубационный период лептоспир составляет от 2 дней до 2 недель....

26 02 2020 16:52:35

Мы вместе решаем все дела (из опыта работы учителя биологии)

Я хочу представить материалы Недели биологии и химии в школе. Воспитание познавательной активности, мотивации учеников, развитие гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективных делах, а неделя учебного предмета помогает решать эти вопросы. ...

25 02 2020 21:10:13

Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе

Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику " Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....

24 02 2020 18:17:12

Полушария большого мозга. Урок биологии в 8-м классе

В статье предлагается разработка урока по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления. Применение данной технологии способствует развитию умений у школьников выдвигать гипотезы; создаёт условия для конструктивного взаимодействия между учащимися в процессе решения проблемных вопросов....

23 02 2020 8:52:52

Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды"

Урок проводился с использованием И К Т: на этапе мотивации - мультимедийная презентация; на этапе закрепления - лабораторный практикум. По ходу урока учащиеся вносили полученные результаты в информационные карты. Наличие информационных карт позволило им оценить свой труд. В конце урока каждый учащийся получил дискету с презентацией для анализа изученного материала дома. ...

22 02 2020 12:39:25

Наследование групп крови и резус-фактора

Комбинированное занятие 1-го курса, специальность 34.02.01 сестринское дело, знакомит с наследованием групп крови системы А В О и резус-системы у человека. Цель: актуализировать знания о механизмах наследования групп крови и возникновения резус-конфликта; изучить механизм наследования групп крови и резус-фактора; научить пользоваться таблицей генетических обозначений групп крови во время решения задач; разъяснить наследование групп крови и резус-фактора....

21 02 2020 5:12:49

Разработка урока "Строение и работа систем внутренних органов земноводных" (7-й класс)

Предлагаемая методическая разработка урока биологии построена с использованием технологии проблемного обучения. В качестве модели обучения выбрана поисковая модель. На уроке используются такие познавательные методы, как моделирование, аналогия, выведение следствий из фактов. Тема урока позволяет, опираясь на самостоятельную работу учащихся, определить содержание основных учебных единиц, сформулировать ведущие понятия. ...

20 02 2020 1:17:42

Сценарий выступления детского театра "Сохраним нашу планету"

В данной постановке участвуют дети разного возраста, которые вовлечены в активную агитационно-пропагандистскую работу посредством искусства. Дети получают возможность выступать на сцене и показывать свои таланты. В процессе творчества у обучающихся воспитывается любовь и бережное отношение к планете, природе, друг к другу....

19 02 2020 1:41:15

Урок по теме "Типы взаимодействия организмов" в 10–11-м классе

В ходе урока раскрывается сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние); их результаты для жизни видов. Дается определение и раскрывается сущность основных понятий: «комменсализм», «мутуализм», «симбиоз», «аменсализм», «протокооперация»....

18 02 2020 16:28:54

Визитка-представление на тему "Путешествие натуралиста" (посвящается 200-летию Ч.Р. Дарвина)

Сценарий визитки-представления был посвящён к 200-летию со дня рождения великого учёного-биолога Чарльза Роберта Дарвина. Этот сценарий можно использовать как во внеклассной работе, так и как нестандартный урок в качестве обобщения знаний по теме « Эволюционное учение»....

17 02 2020 10:54:32

Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. 5-й класс

Урок знакомит учащихся с различными гипотезами о возникновения Земли; учеными, внесшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе Земли. Цель урока: обобщение и систематизация учебного материала в ходе самостоятельной работы с литературным источником....

16 02 2020 3:53:28

Тема урока "Нервная система – дирижер нашего организма"

Занятие разработано на основе сценарного подхода, который предполагает учёт обратной связи от учащихся и построение каждого этапа урока для того, чтобы организовать их продуктивную деятельность. Продуктом является рабочий лист ученика. Сценирование связано с реализацией проблемной стратегии обучения. Ведущим средством сценирования учебного занятия является мыследеятельная технология....

15 02 2020 4:59:14

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

Предложенный учащимся проект по теме " Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

14 02 2020 14:19:14

Информационные технологии на уроках биологии

Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему " У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу Е Г Э по биологии....

13 02 2020 20:50:43

Олимпиада по биологии для учащихся 7–8-х классов

Работа содержит олимпиадные задания для учащихся 7–8-х классов. Предусмотрены различные формы тестов, которые позволяют более объективно оценить ответы учащихся. Требования к уровню подготовки школьников – базовый уровень....

12 02 2020 22:34:12

Интегрированный урок (география + биология). Викторина "Знаете ли вы Байкал?". 8-й класс

География Иркутской области – обязательный предмет в средних школах Иркутской области в 8-9-х классах. На уроке дается характеристика природы, населения, экономики, экологии как единого целого. Изучение природы своей области необходимо школьникам, так как они должны хорошо представлять себе, каковы естественные богатства родного края, как они используются в народном хозяйстве. Это помогает не только расширить кругозор, но и поможет правильно выбрать профессию в будущем....

11 02 2020 3:55:28

Фагоцитоз: стадии и пути фагоцитоза. В чем смысл процесса

Фагоцитарная система выполняет не только очищение организма от чужеродных тел, но и стимулирует выработку стойкого иммунитета к этим микроорганизмам....

10 02 2020 6:35:24

Особенности преподавания биологии в условиях подготовки выпусников 9,11-х классов к итоговой аттестации

В условиях сдачи выпускниками 9-го класса экзаменов в новой форме, а выпускниками 11-х классов – в форме Е Г Э, поступления в вузы по итогам школьных экзаменов педагоги должны построить учебный процесс так, чтобы у ребёнка была возможность подготовиться к таким серьёзным испытаниям и выдержать их с достоинством. Хочу поделиться своим опытом работы в этом направлении. ...

09 02 2020 20:37:21

Урок биологии в 8-м классе по теме "Регуляция организма"

В наглядной форме (применение эксперимента) представлено детям такое сложное понятие как "регуляция", и это, несомненно, способствует лучшему усвоению нового материала, формированию познавательного интереса. ...

08 02 2020 19:34:30

Урок на тему "Вирусы. Клеточные формы жизни"

У учащихся формируется представление о вирусах, как неклеточных формах жизни. Изучаются особенности жизнедеятельности и классификация вирусов; гипотезы происхождения вирусов....

07 02 2020 12:30:12

Движение воздуха. Ветер

Использование на уроке метода опережающего обучения (география, 6-й класс). Основная задача: воспитывать веру ученика в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности....

06 02 2020 8:48:18

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

Урок изучения нового материала по теме: " Тип Членистоногие животные". Форма проведения урока - групповая исследовательская деятельность. Учащиеся работают с биологической литературой, составляют характеристику основных отрядов класса " Насекомые". Каждая группа представляет выполненную работу. ...

05 02 2020 15:26:45

Разработка урока природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь на Земле" (учебник Плешакова А.А.)

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме " Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....

04 02 2020 1:25:30

Интерактивный урок по биологии на тему: "Движущие силы антропогенеза"

Нетрадиционная форма урока с использованием методов интерактивного обучения является наиболее целесообразной в классах гуманитарного профиля. Используя межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла, сохраняетм интерес к предмету, что позволяет учащимся овладеть системой знаний и умений по данной теме. ...

03 02 2020 18:47:21

Гости из далеких стран

В материале даны описания самих распространенных комнатных растений встречающихся на наших подоконниках, их происхождение, физкультминутка, викторина, закрепление пройденного, итог урока, домашнее задание....

02 02 2020 21:16:53

Открытый урок по биологии на тему: "Строение клетки". 6-й класс

На этом уроке учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют знания по теме, отрабатывают умения пользоваться микроскопом и выполняют охотно лабораторную работу. Данный урок позволяет развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Учащимся нравятся такие формы уроков, где они экспериментируют, отгадывают кроссворды, работают с тестом, соревнуясь с другой командой. В итоге получают положительный результат. ...

01 02 2020 21:31:45

Урок "Генетика человека" (в курсе "Общая биология, 10–11-е классы, базовый уровень)

Концентрическая система преподавания биологии предполагает получение основ знаний по " Общей биологии" ещё в 9-м классе. В 10–11-м классе ребята выходят на "новый виток", изучают общую биологию снова, что позволяет использовать не столько образовательный, сколько развивающий и воспитательный аспект содержания предмета....

31 01 2020 20:57:46

Проектная деятельность в преподавании биологии

Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах. Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. ...

30 01 2020 23:39:11

Биология - наука о живой природе

Цели урока: сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой природы; развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу. Задачи: сформировать первоначальные представления о многообразие растительного мира; познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности; развивать умения и навыки, развивать интерес к биологическим наукам....

29 01 2020 12:40:12

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина « С» в различных соках. ...

28 01 2020 6:47:34

Занятие "Семена и зародыши"

В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....

27 01 2020 21:13:45

Мастерская "Десятиногие"

Мастерская предназначена для изучения темы " Ракообразные" в курсе зоологии 7-го класса. Мастерская позволяет каждому участнику занятия провести своё микроисследование и в творческом поиске найти ответы на самостоятельно сформулированные вопросы о ракообразных, используя доступный объект изучения - креветки....

26 01 2020 17:53:40

Причины мнимой смерти (анабиоза) у растительных и животных организмов, позволяющие пережить им неблагоприятные зимние условия

Увеличивается область познания учеников, которые учатся анализировать явление временного прекращение жизнедеятельности у живых организмов, использующих его как средство приспособления и выживания в неблагоприятных условиях....

25 01 2020 17:51:28

Игровая деятельность на уроках биологии

Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе. ...

24 01 2020 16:58:42

Урок в 11-м классе "Биотические факторы среды"

На занятии используются проблемные вопросы и задания, построенные на содержании учебного материала, учитель тем самым способствует развитию проблемного мышления у школьников. Учебный материал разбивается на 3–4 части, к которым конструируются проблемные задания. Урок становится ярче, если используются компьютерные технологии, урок помогает учащимся овладевать новыми способами поиска информации. ...

23 01 2020 3:20:13

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный характер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

22 01 2020 23:16:49

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе Е Г Э по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

21 01 2020 15:11:50

Заболевание органов пищеварения. 8-й класс

Урок проводится после изучения основной темы: " Пищеварительная система человека". Урок комбинированный, сочетает актуализацию знаний и изучение нового материала, с использованием И К Т, компьютерной презентации. В качестве закрепления используются задания на определение соответствия болезней и их описания....

20 01 2020 23:48:24

Покровная ткань растений: особенности строения и функции

Первичная покровная ткань – эпидерма – построена из живых клеток. Формирование эпидермального покрытия идет из верхушечных меристем....

19 01 2020 15:16:29

Гуманизм и образование

Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи. Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....

18 01 2020 4:20:27

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав

Это первый урок по теме – урок усвоения новых знаний, построенный в мультимедийной технологии. Новые понятия, изучаемые на уроке, проходят через слайдовую презентацию, которая способствует усвоению материала учащимися с разными ведущими каналами восприятия, разными доминирующими полушариями головного мозга. Лабораторная работа позволяет сделать учащимся самостоятельные выводы, которые сопоставляются с выводами учителя....

17 01 2020 4:23:27

Заключительный урок биологии "До свидания, Биология!"

Представленная статья содержит сведения о том, как творчески подойти к проведению заключительного урока по биологии у выпускников школы....

16 01 2020 13:50:25

Игра-соревнование "Знатоки птиц"

Игру-соревнование можно проводить как обобщающий урок в 7-м классе по теме « Птицы». В качестве домашнего задания учащиеся подбирают пословицы и поговорки про птиц, придумывают фантастических птиц, разучивают стихотворения о значении птиц в природе, о необходимости бережного отношения к ним. В ходе игры и участники команд, и зрители отвечают на вопросы викторины, отгадывают загадки, знакомятся с птицами России, слушают их голоса....

15 01 2020 13:57:14

Урок "Сцепленное наследование. Генетика пола". 9-й класс, биология

В течение последних лет наше методическое объединение учителей естественных наук работает над темой « Интегрированный подход в изучении естественных наук с применением информационных технологий». В ходе реализации этой темы нами был дан ряд уроков в разных классах с применением И К Т. ...

14 01 2020 21:13:45

Проблемы формирования положительного отношения к насекомым

Не будем забывать, что целью формирования субъективного отношения к насекомым является экологическое отношение не только к самим насекомым, но и человека к человеку. Любовь во многих философиях рассматривается как спасение. Значит, любовь к природе и к насекомым как ее части есть спасение человека....

13 01 2020 21:13:41

Палаточный оздоровительный эколого-краеведческий летний лагерь (отчет)

Оздоровительно-образовательный лагерь " Ручеёк" создавался как профильный экологический лагерь. Программа состояла в сочетании физкультурно-оздоровительных, образовательных, природоохранных, художественно-музыкальных, этнографических, краеведческих и социально значимых мероприятий, поверий, поговорок, пословиц, примет, игр, гаданий, песен согласно народному календарю с 1 по 15 июля согласно приложению, называемого еще земледельческим, аграрным или крестьянским в период работы областного летнего профильного лагеря. Перечислены обязанности и правила поведения руководителей и инструктируемых в походных условиях....

12 01 2020 11:59:42

Сценарий внеклассного мероприятия по географии и биологии "Россия – Родина моя"

Данная разработка поможет воспитывать чувство любви к своей Родине, культурным традициям, уважения к разным народам. Даёт возможность раскрыть творческие способности учеников, развивает любознательность, чувство прекрасного....

11 01 2020 18:45:32

Многообразие моллюсков, значение их в природе и жизни человека

Материал урока знакомит учащихся с многообразием моллюсков, их приспособленностью к условиям обитания, рассматривается значение моллюсков в природе и жизни человека. Использование компьютерной презентации делает урок насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети работают в группах, развивают умение делать выводы на основе полученной информации....

10 01 2020 23:35:28

Обоняние человека. Строение и функции органов обоняния

Обоняние — процесс восприятия запахов веществ. Элементы, воспринимающие запахи веществ, расположены в слизистой оболочке верхней и отчасти средней носовых раковин. Эти элементы представлены обонятельными клетками, рецепторами....

09 01 2020 4:21:30

Среда обитания и экологические факторы

Цель и задачи урока: закрепить понятия "среда обитания", "экология", "экологические факторы", "связи живого и неживого"; усвоить роли среды обитания в жизни организмов; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, умения определять характерные признаки животных в связи со средой обитания; воспитывать познавательный интерес к предмету....

08 01 2020 18:52:17

Ткани растений ЕГЭ biologia's Blog

« Ткани растений» — одна из сложных, но и одна из основополагающих тем Ботаники.   Е Г Э часто встречаются вопросы именно на эту тему.  Во многих учебниках и пособиях она дается поверхно…...

07 01 2020 11:35:48

Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"

Использование И К Т на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема « Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....

06 01 2020 2:19:30

Комплексная экскурсия "Учебно-познавательная тропа", 8-й класс

Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....

05 01 2020 4:15:26

Урок "Молекулярная структура живого"

Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

04 01 2020 10:44:11

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2020 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)