Нуклеиновые кислоты > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Нуклеиновые кислоты


    Нуклеиновые кислоты

(Презентация, слайд 1)

Цель: рассмотреть особенности строение и значение нуклеиновых кислот.

Задачи:

  • Образовательные: сформировать у учащихся систему понятий (нуклеиновые кислоты, ДНК, РНК, т-РНК, и-РНК, м-РНК, нуклеотид, азотистые основания (А,Т,Г,Ц,У), принцип комплементарности, редупликация) ;  раскрыть особенности строения нуклеиновых кислот: ДНК и РНК, определить черты сходства и различия.
  • Развивающие: продолжить формирование научного мировоззрения на основе знаний о биологическом значении (функции) нуклеиновых кислот, развивать умения сравнивать, оценивать, составлять общую хаpaктеристику нуклеиновых кислот
  • Специальные умения: построение цепи ДНК по принципу комплементарности,  работа с рисунками, таблицами, схемами, формирование умения делать выводы .
  • Воспитательные – воспитание аккуратности.

Система понятий:

Методы:

  • словесный – объяснение, фронтальная беседа.
  • наглядный – таблицы, рисунки учебника, презентация, иллюстрации.
  • пpaктические – построение цепочки нуклеиновых кислот.

Тип: комбинированный

ХОД УРОКА

1. Организация класса

2. Проверка знаний (слайд 2)

Первая часть – работа по вариантам (7 мин.):

Функции белков

В чем  проявляется

Структурная входит в состав плазматической мембраны (оболочка) ; кератин, белок, волос, перьев птиц, когтей пресмыкающихся и зверей; коллаген – входит в состав сухожилий; гистоны – белки ДНК.
Каталитическая ускоряют или замедляют химические реакции (катализаторы, ингибиторы)
Двигательная актин, миозин, белок мышц; тубулин образованы микротрубочкой клеток; флагмин – в состав жгутиков бактерий; динеин, кинезин – молекулярные двигатели
Рецепторная глюкагон –  рецептор инсулина
Tрaнcпортная гемоглобин – перенос О2 и Н2О; ферритин – трaнcпортирует ионы железа; трaнcпортные белки мембран образуют ионные каналы для перемещения Na+, К+.
Защитная выработка антител, свертывание крови (протромбин, фибриноген), лизоцим – содержащийся в слюне; муцин – в слюне и желудке.
Энергетическая при расщеплении выделяется 17,6 кДж энергии
Ферментативная белки ферменты

После проведения самостоятельной работы учащиеся вместе с учителем отвечают на вопрос (одновременно ответы воспроизводятся на интеpaктивной доске. Далее учащиеся меняются работами и по слайду выполняют проверку работ – выставляют отметку, сдают работы.

Вторая часть (устный опрос) –  работа по таблице «Строение белка» 4 ученика + помощь класса (при затруднении)

  • рассказать, используя таблицу о строении белка;
  • назвать структуры белка, объяснить за счет каких связей они образуются;
  • что такое денатурация, какие виды денатурации вы знаете?

3. Изучение нового материала

Мотивация – мы знаем, что все живые организмы имеют признаки сходства, но есть и индивидуальные признаки, дающие возможность организмам выделиться в мире природы.  Почему мы с вами так же уникальны с точки зрения «непохожести» на других?  Почему нас постоянно сравнивают с нашими близкими родственниками?
Каждый вид живых организмов уникален и неповторим, а уникальность его хранится и передается по наследству.
Какое вещество является носителем наследственной информации? Какие особенности его строения обеспечивают многообразие наследственной информации и ее передачу мы узнаем, рассмотрев тему сегодняшнего урока.
Итак, запишите в тетради – тема урока «Нуклеиновые кислоты».
Нуклеиновые кислоты были открыты в 1868 году швейцарским ученым Иоганном Фридрихом Мишером.
м-РНК открыта в 1961 году Жакобом и Мано.
Итак, ученым стало известно, что в ядре находятся хромосомы и они состоят из ДНК и белка. ДНК передает наследственную информацию, но главное оставалось тайной. Как же работает такая сложная система? Решить эту задачу можно было, только узнав устройство загадочной ДНК.
Неоценимым вкладом в решение этой задачи стали работы  – Френсиса  Крика (слайд 3) и Джеймса Дьюи Уотсона. (Слайд 4)
Уотсон и Крик создали  приблизительную  модель ДНК. Позже Моррису Уилкинсу  (Слайд 5) удалось “сфотографировать” молекулу ДНК с помощью рентгеновских лучей. (Слайд 6)

Но  еще в течении 10 лет после этого открытия ученые разных стран проверяли догадки Уотсона и Крика и, наконец, согласившись вручили трем ученым заслуженную награду.
В 1953 году Уотсон, Крик и Моррис Уилкинс получили за это открытие Нобелевскую премию.

Нуклеиновые кислоты – природные высоко-молекулярные органические соединения, полинуклеотиды, обеспечивающие хранение и передачу наследственной информации в живых организмах.
Название получили от латинского слова – nucleus – ядро, так как были обнаружены как составная часть органоида клетки – ядра. НК состоят из цепочек, содержащих от десятков до млрд. мономеров (нуклеотидов)
В природе существует два типа нуклеиновых кислот, которые различаются по строению, составу и функции.

ДНК

РНК

Название
Дезоксирибонуклеиновая кислота Рибонуклеиновая кислота
Состав

Принцип комплементарности – взаимное соответствие в химическом строении молекул, обеспечивающее их взаимодействие, комплементарные структуры подходят друг к другу, как «ключ к замку».
Аденину соответствует Тимин (двойная связь)
Гуанину соответствует Цитозин (тройная связь)
Аденину соответствует Урацил (двойная связь)
Гуанину соответствует Цитозин (тройная связь)
Наличие связей
Ковалентные (увеличение цепи в длину)
Между дезоксирибозой одного нуклеотида и остатком фосфорной кислоты другого нуклеотида Между рибозой одного нуклеотида и остатком фосфорной кислоты другого нуклеотида
Водородные
Удерживают две цепочки ДНК  в прострaнcтве Поддерживают структуру РНК в прострaнcтве
Виды
В виде двуцепочечной спирали

Одноцепочечная

Рибосомальная РНК (м-РНК), Информационная (матричная) РНК (и-РНК), Tрaнcпортная РНК (т-РНК)

Местонахождение и Функции
Митохондрии (носитель генетической информации в клетке)
Хлоропласты (носитель генетической информации в клетке)
Ядро (ДНК + белок = хромосомы) (носитель генетической информации в клетке)
Рибосомы (структурная основ рибосомы)
Ядро (матрица для биологического синтеза (полипептидной цепи))
Цитоплазма (перенос аминокислот к рибосомам при биологическом синтезе)

4. Первичное закрепление (слайд 10)

  • Как называется мономер ДНК и РНК? (Нуклеотид)
  • Назовите черты сходства ДНК и РНК. (Строение нуклеотида, ковалентные связи)
  • Назовите черты отличия ДНК и РНК. (Сахар (рибоза, дезоксирибоза), двуцепоченая спираль ДНК, азотистое основание (ДНК – тимин, РНК – урацил))
  • За счет каких связей НК растут в длину? (Ковалентные)
  • Какие связи удерживают цепочки в молекуле ДНК? (Водородные)
  • Назовите виды РНК, существующие в клетки. (Рибосомальная РНК (р-РНК), Информационная (матричная) РНК (и-РНК), Tрaнcпортная РНК (т-РНК))

Редупликация (удвоение) ДНК.  Процесс предшествует делению клетки.
Удвоение молекулы ДНК происходит с удивительной точностью. Новая  молекула абсолютно идентична старой. В этом заключается глубокий биологический смысл, потому что нарушения структуры ДНК, ведущие к  искажению генетического кода, сделали – бы невозможным сохранение и передачу по наследству генетической информацию, обеспечивающей развитие полезных для организмов признаков. Продолжительность у млекопитающих 6-12 часов. Суть заключается в следующем: (слайд 11)

№ п/п

Этапы

Рисунок

1 Исходное состояние (двуцепочечная спираль).

2 Под действием фермента геликазы (дезоксирибонуклеазы) – цепочка ДНК раскручивается.
3 Под действием фермента ДНК-реструктазы, разрушаются водородные связи между азотистыми основаниями, удерживающие цепочки друг возле друга.
4 По принципу комплементарности, из кусочков ДНК – фрагменты Оказаки,  идет сборка новых цепочек, при помощи фермента – ДНК- лигазы (полимеразы).
5 Образование двух дочерних ДНК (ДНК1 и ДНК2).
6 Принятие исходного состояния – закручивание в спираль.

Обща схема выглядит следующим образом: (слайд 12)

Под воздействием химических и физических факторов (температура, излучение, и т.д.) правильность структуры вновь синтезируемого ДНК может нарушаться.

Вывод: способность молекулы ДНК к удвоению по принципу комплементарности определяет возможность передачи наследственных свойств от материнской клетки к дочерним.

5. Решение задач по разделу (слайд 13)

1) Достроить молекулу ДНК по принципу комплементарности, если одна из цепей имеет следующую последовательность нуклеотидов – ААГЦЦГГТТТАЦ. (ТТЦГГЦЦАААТГ)

2) Найти ошибку в цепи ДНК, если она имеет следующую последовательность нуклеотидов – ААТУУЦГГАТЦЦТТААЦЦЦГГУТ. К полученной цепочке ДНК подберите цепочку информационной РНК. Достройте молекулу ДНК по принципу комплементарности.

6. Домашнее задание (слайд 14)

  1. Повторить опopный конспект в тетради.
  2. Решить задачу: Найти ошибку в цепи ДНК, если она имеет следующую последовательность нуклеотидов – ТУТУАЦТГАУЦЦГТААЦЦЦГГУТЦ. К полученной цепочке ДНК подберите цепочку информационной РНК. Достройте молекулу ДНК по принципу комплементарности.



Комментарии:

Урок биологии в 8-м классе по теме "Регуляция организма"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Регуляция организма"

      В наглядной форме (применение эксперимента) представлено детям такое сложное понятие как "регуляция", и это, несомненно, способствует лучшему усвоению нового материала, формированию познавательного интереса. ...

17 11 2025 15:25:51

Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"


    Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"

      Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....

16 11 2025 18:26:53

Урок-презентация "Пoлoвoе размножение растений", 6-й класс


    Урок-презентация "Пoлoвoе размножение растений", 6-й класс

      Для реализации компетентностного подхода работа выстроена поэтапно. При повторении изученного материала учащиеся делают вывод о значение пoлoвoго размножения как важного шага в ходе эволюции всех живых организмов. Выдвигают гипотезы о способах размножении низших растений, результат сравнивают с учебником. Совершенствуют умения чтения и построения схем, анализа, обобщения полученной информации, делают выводы, проявляя степень самостоятельности....

15 11 2025 9:12:56

Развитие учащихся на основе усвоения методов научного познания


    Развитие учащихся на основе усвоения методов научного познания

      Бесчисленное разнообразие методов обучения лишь подтверждает принцип: ни один из них не подходит для всех учащихся. Какими бы достоинствами ни обладал тот или иной метод, универсального «ключика», с помощью которого можно достичь выдающихся результатов у всех учеников класса, не существует. Успех наших детей зависит от того, насколько их способности соответствуют применяемым методам обучения и смог ли учитель увлечь ребенка своим предметом. ...

14 11 2025 19:48:50

Вирусы - неклеточные формы жизни


    Вирусы - неклеточные формы жизни

      Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

13 11 2025 4:44:36

Программа элективного курса "Мозг, разум и поведение. Физиология высшей нервной деятельности человека". 9-й класс основной школы


    Программа элективного курса "Мозг, разум и поведение. Физиология высшей нервной деятельности человека". 9-й класс основной школы

      В последние годы успехи в изучении мозга и поведения стали объектом пристального внимания со стороны широкой общественности. Это случилось отчасти благодаря все возрастающему числу интереснейших открытий, касающихся мозга, его клеточной структуры, химических сигналов и функциональных механизмов. Комплекс нейронаук, включающий нейроанатомию, нейрофизиологию, нейрохимию и нейропсихологию, приобрел в последние годы специальное название - нейробиология. Цель данного курса состоит в том, чтобы сделать эту непрерывно развивающуюся и увлекательную область науки (нейробиологию) доступной для учащихся, которые имеют ограниченное представление о биологии и психологии. ...

12 11 2025 3:49:17

Викторина для учащихся "Живой? Еще живее!". 7-й класс


    Викторина для учащихся "Живой? Еще живее!". 7-й класс

      Эта викторина, как и другие внеклассные мероприятия, помогает заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию к изучению наук естественнонаучного цикла, актуализировать и закрепить полученные знания. Вопросы перемежаются по сложности. Есть совсем простые, что добавляет ученикам уверенности в собственных знаниях, повышает самооценку. Другие вопросы требуют смекалки или наблюдательности, умения логически мыслить, актерского мастерства. Вопросы ориентированы на конец первого полугодия, когда завершается изучение зоологии беспозвоночных. ...

11 11 2025 11:31:14

Воспитание школьников при обучении биологии

В процессе усвоения биологии учащиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний – необходимое условие формирования их мировоззрения, гигиенического, пoлoвoго, экологического, трудового и нравственного воспитания....

10 11 2025 20:48:50

Урок–игра по теме "Беспозвоночные". 7-й класс


    Урок–игра по теме "Беспозвоночные". 7-й класс

      В данной статье представлен материал урока по теме « Беспозвоночные» в 7 классе по программе Пасечника. Урок в игровой форме позволяет обобщить знания о моллюсках, насекомых и других беспозвоночных животных. Занимательные задания не только повысят интерес к изучению предмета и окружающего мира, но и позволят детям применять полученные знания в повседневной жизни. ...

09 11 2025 21:17:41

Интегрированный урок (технология + биология) "Сто одежек"


    Интегрированный урок (технология + биология) "Сто одежек"

      Урок направлен на закрепление и развитие понятия о тканях, одежде и гигиене одежды....

08 11 2025 5:31:35

Урок биологии по теме "Биогеоценозы, созданные человеком. Агроценозы"


    Урок биологии по теме "Биогеоценозы, созданные человеком. Агроценозы"

      На уроке закрепляются знания о биогеоценозе, круговороте веществ, пищевых цепях, компонентах экосистемы. Дополняются знания об особенностях в агроценозе, как созданной человеком экосистеме. В презентации показаны разнообразные виды агроценозов. Предложены задания сравнения природных биогеоценозов с агроценозами. ...

07 11 2025 8:20:11

Обобщающий урок-викторина "Удивительное рядом"


    Обобщающий урок-викторина "Удивительное рядом"

      Обобщающий урок "Удивительное рядом" проводится в 6-м классе после прохождения темы "Отдел покрытосеменные. Ведущие семейства". На уроке происходит повторение и систематизация знаний о строении цветковых растений, об их многообразии, приспособленности к различным условиям, о значении в природе и жизни человека. Урок проходит по принципу викторины "Счастливый случай". ...

06 11 2025 3:18:59

План-конспект урока биологии в 7-м классе с применением элементов ТРИЗ "Особенности организации хордовых"


    План-конспект урока биологии в 7-м классе с применением элементов ТРИЗ "Особенности организации хордовых"

      Урок биологии в 7-м классе построен с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), а именно: умение формулировать проблему; решение биологических проблем методом контрольных вопросов; организация работы с творческой биографией ученого. ...

05 11 2025 14:57:53

Особенности строения голосеменных на примере хвойных растений г. Ижевска

Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить знания о голосемянных на примере хвойных растений города Ижевска....

04 11 2025 20:35:47

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

03 11 2025 3:41:19

Обобщающий урок-игра по теме: "Вселенная". 5-й класс

Урок природоведения в 5-м классе проходит в форме викторины. Учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по теме "Вселенная"....

02 11 2025 18:10:14

Урок биологии "Плоды. Распространение плодов и семян"


    Урок биологии "Плоды. Распространение плодов и семян"

      На уроке создаются условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний. Весь урок проходит без использования учебника. На уроке с новой информацией выступают и учитель, и сами учащиеся, которые заранее получили опережающее домашнее задание. Используются формы групповой и индивидуальной работы. На уроке развиваются пpaктические навыки работы с натуральными объектами, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей. ...

01 11 2025 0:27:37

Водоросли. Общая хаpaктеристика. 6-й класс


    Водоросли. Общая хаpaктеристика. 6-й класс

      Урок призван, используя технологию развития критического мышления через чтение и письмо (методические стадии: вызов, осмысление, рефлексия), сформировать у учащихся знания о среде обитания, особенностях строения водорослей как представителей древних растений....

31 10 2025 13:27:33

Роль кожи в регуляции теплообмена

Роль кожи в регуляции теплообмена Теплоотдача происходит посредством излучения, конвекции, испарения воды поверхностью кожи и легких, а также с калом и мочой....

30 10 2025 19:36:38

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

29 10 2025 15:25:55

Урок биологии на тему "Полезные ископаемые. Каменный уголь"


    Урок биологии на тему "Полезные ископаемые. Каменный уголь"

      Цель урока: расширение знаний учащихся о полезных ископаемых; обобщить знания учащихся о горючем полезном ископаемом торфе; расширить и углубить знания о каменном угле....

28 10 2025 6:18:22

Опыт разведения цветов на территории училища


    Опыт разведения цветов на территории училища

      Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

27 10 2025 11:28:16

Отдаленная гибридизация растений и животных, потомство

Отдаленная гибридизация растений и животных, потомство Отдаленная гибридизация — это такое скрещивание, при котором выбранные пары относятся к разным видам или родам, то есть отдаленные друг от друга не географически, а родственно. Цель отдаленной гибридизации заключается в получении особей, которые сочетают в себе ценные признаки и свойства различных видов....

26 10 2025 16:18:42

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

25 10 2025 1:18:11

Урок "Формула здоровья" в 8-м классе


    Урок "Формула здоровья" в 8-м классе

      Цель урока: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым; приобщение к ЗОЖ....

24 10 2025 7:31:51

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"


    Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

      Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

23 10 2025 0:23:30

Технологическая карта урока биологии на тему "Лишайники"


    Технологическая карта урока биологии на тему "Лишайники"

      Цель урока: определить место лишайников в царстве растений....

22 10 2025 13:29:39

Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека


    Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека

      Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....

21 10 2025 4:13:23

Классный час "Мое имя – сигарета". 8-й класс


    Классный час "Мое имя – сигарета". 8-й класс

      Целью классного часа является формирование желания у подростков вести здоровый образ жизни. Подобранный материал заставляет задуматься о вреде курения....

20 10 2025 10:25:22

Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"


    Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

      Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

19 10 2025 19:14:42

Урок в 9-м классе по теме "Вирусы"

Урок в 9-м классе по теме "Вирусы" является примером применения элементов технологии информационно-коммуникационной и технология опopных схем и конспектов. Использование интеpaктивной презентации предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создания содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, структурирования урока, улучшения темпа и течения занятия....

18 10 2025 2:56:52

Литературно-музыкальная композиция "Птицы – верные друзья"


    Литературно-музыкальная композиция "Птицы – верные друзья"

      Урок помогает углубить и обобщить знания учащихся о многообразии птиц. развивать интерес и познавательную активность учащихся, воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней....

17 10 2025 3:43:27

"Регуляция процессов жизнедеятельности". 6-й класс


    "Регуляция процессов жизнедеятельности". 6-й класс

      Целями предлагаемого урока является проконтролировать знания учащихся о разнообразных способах передвижения животных, выpaбатывать умение определять среду обитания по внешнему виду, научить применять знания для объяснения способа передвижения в зависимости от среды обитания. ...

16 10 2025 16:43:42

Ложная беременность (щенность) у собак - симптомы и лечение

Ложная беременность (щенность) у собак - симптомы и лечение В тяжелых случаях ложной беременности у собак диагностируют хромоту, скованность при движении. У животного проявляются признаки токсикоза и отказ от еды....

15 10 2025 23:26:11

Внеклассное мероприятие по биологии: Игра по теме "Члeнистоногие"


    Внеклассное мероприятие по биологии: Игра по теме "Члeнистоногие"

      Урок помогает подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний, продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации....

14 10 2025 14:16:22

Витамины, их значение для организма человека

Витамины, их значение для организма человека Витамины оказывают сильное действие на рост, обмен веществ и физиологическое состояние организма в целом. Поступают витамины в организм с пищей, преимущественно растительной. В тканях человека они усваиваются, образуя более сложные вещества, как правило входят в состав ферментов....

13 10 2025 2:43:55

Наследственная изменчивость. Закон гомологических рядов


    Наследственная изменчивость. Закон гомологических рядов

      Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях, о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике. ...

12 10 2025 4:57:12

Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу


    Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу

      Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....

11 10 2025 14:28:12

Видоизмененные подземные побеги: луковица, корневище, клубень


    Видоизмененные подземные побеги: луковица, корневище, клубень

      Задачей данного урока является ознакомление учащихся с видоизмененными побегами; установление сходства и различия в строении подземных и наземных видоизмененных побегах; познакомить учащихся с основной функцией подземных побегов – запасание питательных веществ....

10 10 2025 16:50:11

Цветок, его значение и строение


    Цветок, его значение и строение

      В ходе урока на основе имеющихся знаний формируются и углубляются понятия об особенностях строения цветка, приспособленности его к условиям внешней среды. В теме формируется понятие как о цветении, так и о физиологическом процессе растений, который наступает только при определённых условиях. Успешно решить эти задачи можно только при комплексном использовании разнообразных наглядных пособий. На уроке формируются качества активного ученика учебного процесса, учиться находить и принимать решения....

09 10 2025 2:11:20

Межпредметные связи в обучении химии и биологии


    Межпредметные связи в обучении химии и биологии

      В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

08 10 2025 16:45:27

Компьютерная программа по курсу биологии на тему "Природные сообщества" (6-й класс)


    Компьютерная программа по курсу биологии на тему "Природные сообщества" (6-й класс)

      При выполнении тестовых заданий программы можно проверить на сколько усвоен материал по предложенной теме. Если компьютер обнаружит ошибки по пройденному материалу, учащимся предлагается совершенствовать свои знания, иcпользуя подсказки к любым из 10 предложенных вопросов теста. ...

07 10 2025 12:19:59

Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"


    Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"

      Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....

06 10 2025 6:18:31

Игра "Птичий базар". 6-й класс

Игра проводится в рамках недели естественных наук в 6-х классах, рассчитана на 45 минут. Цели: развивать познавательный интерес и гуманное отношение к природе, расширять кругозор учащихся, выpaбатывать умение работать в комaнде. Рекомендации учителям: разделить детей на комaнды, например: «Синицы», «Воробьи», «Гoлyби». Выбрать капитанов, организовать самопроверку (после выполнения задания, комaнды меняются листочками с ответами и проверяют по слайду на доске)....

05 10 2025 14:22:39

Урок-путешествие "Многообразие птиц"


    Урок-путешествие "Многообразие птиц"

      Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....

04 10 2025 0:58:54

Здоровье человека. Биоритмы жизни


    Здоровье человека. Биоритмы жизни

      Влияние окружающей среды на организм человека огромно. Негативные факторы снижают резервные силы организма, ухудшают здоровье, уменьшают уровень работоспособности. Поэтому помимо соблюдения принципов здорового образа жизни, необходимо ещё учитывать биоритмы нашего организма, чтобы максимально выгодно использовать его резервы. Известны три вида периодических изменений самочувствия и способностей человека: физический, эмоциональный и интеллектуальный. ...

03 10 2025 2:21:54

Урок в 11-м классе "Наследственные болезни человека"


    Урок в 11-м классе "Наследственные болезни человека"

      Представлен конспект урока (краткосрочного проекта) в 11-м классе с использованием ИТ, который расширяет знания учащихся о причинах появления наследственных заболеваний. ...

02 10 2025 1:50:47

Актуальность тематики исследовательских работ в условиях сельской школы Крайнего Севера


    Актуальность тематики исследовательских работ в условиях сельской школы Крайнего Севера

      В современную эпоху быстрого обновления знаний и информационных технологий важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения. Учебно-исследовательская работа с учащимися в нашей школе организуется по двум направлениям: урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки, семинары, пpaктические и лабораторные занятия, урочные проекты; внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности. ...

01 10 2025 13:20:36

Органы. Системы органов. 8-й класс


    Органы. Системы органов. 8-й класс

      Разработка открытого урока биологии в 8-м классе. Этот комбинированный урок с применением ИКТ, построен с учетом самостоятельного добывания знаний обучающимися по новой теме как индивидуально, так и в группах. Основные задачи урока: определить функции основных физиологических систем и органов, их образующие; провести анализ конкретных связей между функциями органов и частями тела....

30 09 2025 7:25:39

Урок изучения нового материала с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий. Биология, 7-й класс. "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение"


    Урок изучения нового материала с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий. Биология, 7-й класс. "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение"

      Представлен конспект урока биологии для 7-го класса по теме: "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение"....

29 09 2025 14:36:12

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::