Здоровой коже и врач не нужен > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Здоровой коже и врач не нужен


Цель: ознакомление учащихся с особенностями строения кожи, формирование знаний о функциях кожи в связи с ее структурой.

Задачи:

обучающие: в ходе самостоятельной и групповой работы актуализировать знания учащихся о связи кожи с ее функциями;

развивающие: развивать коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, формировать навыки самостоятельного анализа предлагаемой информации;

воспитывающие: углубить знания о гигиене кожи, дать сведения о гнойничковых и травматических болезнях кожи (ссадины, царапины), воспитать ответственное отношение к своему здоровью; содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности.

Оборудование: таблица “Кожа”, лупы 8-12 шт., шуруп, раздаточный материал на опрос.

Методы: рассказ учителя, рассказ учащихся, групповая работа, работа с карточками, с таблицами, наблюдения, фронтальный опрос.

Ход урока

Анализ полученных знаний

1. Организационный момент.

- Приветствие

- Формулирование целевых установок урока и плана работы.

1. Письменная групповая работа по заданию

а) Задание на 4 человека, каждый должен выполнить одно задание. Задания дифференцированы и расположены в порядке усложнения. Ученик сам должен выбрать, какое ему по силам.

Задание 1. Из перечня органов выберите те, из которых состоит пищеварительная система, и с помощью цифр запишите их последовательно, т.е. по порядку расположения в пищеварительном канале.

1. Тонкая кишка.

2. Желудок.

3. Толстая кишка.

4. Зубы.

5. Прямая кишка.

6. Сердце.

7. Пищевод.

8. Ротовая полость.

9. Почка.

10.Глотка.

Задание 2. Выберите из предложенных суждений правильные.

1. Белки, поступающие с пищей, под влиянием пищеварительных соков расщепляются на отдельные аминокислоты.

2. Проникшие через стенки ворсинок продукты распада поступают в кровеносные сосуды и лимфатические.

3. Жиры в пищеварительной системе расщепляются до глюкозы.

4. В печени обеззараживается до 95% ядовитых веществ.

5. Поджелудочная железа выpaбатывает желчь.

6. Всасывание воды происходит в желудке.

7. Ферменты слюны расщепляют крахмал до глюкозы.

Задание 3. Подберите к следующим вопросам правильные ответы.

1. В какой отдел пищеварительной системы впадают протоки поджелудочной железы?

А. В желудок.

Б. В слепую кишку.

В. В двенадцатиперстную кишку.

Г. В печень

2. В каком отделе пищеварительной системы происходит всасывание питательных веществ?

А. В толстой кишке. Б. В тонкой кишке. В. В желудке. Г. В прямой кишке.

3. Расщепление белков происходит в:

А - ротовой полости. В - тонкой кишке,

Б.- желудке, Г - толстой кишке.

4. Слюнные железы принимают участие в расщеплении:

А - белков, Б.- жиров, В - углеводов, Г - белков и углеводов.

5. Соляная кислота входит в состав:

А - поджелудочного сока, В – слюны,

Б.- желудочного сока, Г - содержимого толстого кишечника.

6. Воспаление слизистой оболочки желудка называют:

А - колитом, Б.- гастритом, В - энтеритом, Г - аппендицитом.

Задание 4. Подберите к следующим вопросам правильные ответы.

Вопросы Ответы
I. В каком отделе пищеварительного канала ферменты начинают действовать на белки?

II. Какие питательные вещества перевариваются в двенадцатиперстной кишке?

III. Каковы окончательные продукты переваривания белков?

IV. На какие вещества расщепляются жиры в процессе переваривания?

V. В каких пищеварительных соках содержатся ферменты, действующие на углеводы?

VI. Где происходит всасывание в кровь продуктов расщепления питательных веществ?

VII. В каком отделе пищеварительного канала вода всасывается в кровь?

1. Белки

2. Жиры

3. Углеводы

4. Желудок

5. Двенадцати перстная кишка

6. Тонкая кишка

7. Толстая кишка

8. Печень

9. Слюна

10. Глюкоза

11. Глицерин

12. Жирные кислоты

13 .Аминокислоты

14.Сок поджелудочной железы.

б) Анализ работы каждого ученика в группе в баллах.

(Учащиеся передают свою работу соседу по кругу, который ее проверит. Ответы на задания раздаются после самостоятельной работы.)

2. Устная работа (фронтальный опрос)

-Дайте физиологическое объяснение пословицы: “Когда я ем, я глух и нем.”

- Обоснуйте, почему вредно:

а) употрeбление пищи наскоро, и без хорошего пережевывания;

б) употрeбление несвежих продуктов и сырой воды из открытых водоемов;

в) еда грязными руками;

г) употрeбление алкоголя.

Подведение итогов и обобщение по теме “ Пищеварительная система”.

Изучение нового материала

1. Активизация внимания.

Информация о коже: Самый тяжелый орган человеческого тела. Кожа взрослого человека весит в среднем 2,7 кг. Площадь кожи составляет примерно 2 м2. Кожа – это, прежде всего экран, на нем отражаются процессы, происходящие в организме. Волдыри, оспы, язвы - это показатель общего состояния вашего организма.

*Какой частью организма является кожа? (Покровный орган)

*Какое значение имеет кожа?

*Какие она выполняет функции, если она покрывает все тело организма?

2. Сообщение цели и мотивация урока: изучение строения кожи и связанные с ним функции, доказать что кожа не просто оболочка, а сложный орган со многими функциями, объяснить правила гигиены кожи и ее образований.

3. Строение кожи (объяснение по таблице на доске и рисунку учебника, с 164).

а) Эпидермис - эпителиальная ткань из нескольких слоев живых и мертвых клеток.

б) Наличие меланина - цвет кожи.

в) Дерма – собственно кожа, соединительная ткань.

г) Подкожная клетчатка - жировая соединительная ткань, “подушка”.

- Какую роль играет этот слой? (Смягчает ушибы, удары, пpeдoxpaняет от охлаждения)

4. Лабораторная работа. Строение кожи.

1. Рассмотрите сначала без лупы, а потом через нее кожу тыльной стороны кисти руки. Какая кожа по цвету? Почему? Что просвечивает? Сожмите руку в кулак. Что происходит со складками кожи в области сустава? Каково значение этих складок кожи? Посмотрите на подушечки пальцев. Что вы там видите? Где используется этот рисунок?

2. Оттяните кожу на тыльной стороне кисти. Какие свойства кожи вы обнаружите? Какую функцию выполняет это свойство?

3. Возьмите тонко отточенный карандаш или циркуль. Осторожно прикасайтесь острием карандаша или циркуля к различным участкам кожи на тыльной поверхности кисти около сустава между кистью и предплечьем. При достаточном терпении вы заметите, что воздействие острия в одних местах ощущается как прикосновение, в других как укол, в третьих как тепло или холод. Чем это объясняется?

5. Функции кожи.

В русской народной сказке “Царевна-лягушка” Василиса Премудрая регулярно сбрасывает лягушачью кожу для того, чтобы принять на время человеческий облик и выполнить при этом всевозможные задания на конкурсе жен, который устраивает ее свекор - отец царевича Ивана. Пока она печет хлеб, ткет за одну ночь ковер и поражает всех присутствующих своими фокусами на пиру, лягушачья кожа лежит в укромном месте, сохраняя при этом полную жизнеспособность. Конец этим переодеваниям кладет ее супруг, опрометчиво решивший бороться не с причиной странных превращений своей жены в лягушку, а с их внешними проявлениями. Он сжигает кожу в печи, что вынуждает Василису отправиться в царство мертвых к Кощею Бесcмepтному. Излагая эту ситуацию в терминах современной медицины, можно сказать, что Василиса в образе лягушки потеря кожи для нее несовместима с жизнью. Почему?

В сказке все заканчивается хорошо. В конце концов, Иван вызволяет свою супругу из кощеева плена, т.е. его реанимационные усилия по освобождению Василисы из объятий cмepти заканчиваются полным успехом. К сожалению, в реальной жизни борьба с повреждениями больших площадей кожи человека часто заканчивается не столь удачно. Дело в том, что она - древнейший орган защитной системы, постоянно оберегающий клетки нашего тела от вторжений бактериальных кочевников. Нарушение целостности кожного покрова на значительных участках поверхности можно сравнить с разрушением крепостной стены средневекового города при осаде его неприятелем сразу в нескольких местах. Немудрено, что в образовавшиеся бреши кидаются болезнетворные микроорганизмы. Какие функции выполняет кожа?

а) Защитная: от механических повреждений; от охлаждения; от проникновения микроорганизмов, твердых частиц, жидкостей, газов, ультрафиолетовых лучей; образование витамина Д.

А если кожа будет повреждена? Что произойдет?

б) Выделительная функция.

- Посмотрите на ладонь. Что вы там видите? Для чего они? Что из них выделяется?

- Каков на вкус пот? Тогда какую функцию выполняет кожа? Когда много его выделяется?

в) Рецепторная функция.

- Чувствуем ли мы прикосновения, тепло, холод, боль?

- Благодаря чему?

- Где больше рецепторов?

(Ученику закрыть глаза. На центр его ладони положить шуруп. Пусть этот ученик определит данный предмет.)

- А если взять пальцами?

- Какую функцию выполняет кожа?

6. Строение кожных роговых образований.

а) Волос, его строение и особенности - рассказ ученика.

- А волос живой или нет? (Учителю незаметно прикоснуться к волосу ученика)

б) Строение ногтя - сообщение ученика.

7. Гигиена кожи.

а) Доказательства необходимости чистоты кожи. (1 см2 – 40000 м/о.)

б) Историческая справка: Народ давно заметил вред грязной кожи. В описаниях военных событий прошлого века указывалось, что солдаты перед боем мылись, надевали чистое белье. Этот обычай был разумным, так как на чистой коже заживление ран происходило быстрее.

в) Правила гигиены.

  • Содержание кожи в чистоте.
  • Уход за роговыми образованиями кожи.

У многих старшеклассников бывает подростковая угревая сыпь, которая также во многом связана с жирностью кожи и является результатом гормональной перестройки, неправильного питания, а также других процессов, связанных с работой внутренних органов. При недостатке витамина А снижается устойчивость кожи к раздражающим веществам, вследствие чего происходит изъязвление слизистых оболочек и кожи. Витамин В2 необходим для нормального функционирования слизистых оболочек органов пищеварения. При его недостатке появляются трещинки на углах рта, поражаются внутренняя поверхность губ, язык. Важен для кожи и витамин С, от которого зависят нормальное функционирование соединительной ткани кожи и целость стенок сосудов.

Причина угревой сыпи многих подростков в том, что под влиянием гормонов меняется состав кожного жира. Он становится более густым и нередко закупоривает кожные поры. Жирная пища, переедание нередко усиливают эти процессы, поэтому уместно поговорить о правильном рационе, дать сведения об аллергии. Аллергия — повышенная чувствительность организма к некоторым веществам-аллергенам (клубника, куриные яйца, цветочная пыльца и др.), вызывающим иммунную реакцию. Появляются антитела, состоящие из мелких молекул гамма-глобулина. Они выходят из сосудов и оседают на слизистых органах дыхания и пищеварения, а также на коже.

г) Новые направления моды: пирсинг, тату, эпиляция. Сообщения учащихся.

- В чем их вред?

8. Обобщение.

Домашнее задание: п. 41, с 163-165. таблица.

Функциональные образования кожи

Функции кожи

С какими структурными образованиями связана данная функция

1. и т.д.    

Закрепление.

Ответьте на вопросы тестов:

1. Какова общая поверхность кожи взрослого человека?

а) около 1 м кв. б) около 2 м кв. в) около 3,5 м кв.

2. Сколько слоев различают в коже?

а) Один – кожа; б) два: эпидермис и собственно кожа; в) три: эпидермис, собственно кожа, подкожная клетчатка

3. Какое происхождение имеют волосы и ногти?

а) Производные рогового слоя эпидермиса б) производные клеток собственно кожи в) имеют подкожное происхождение

4. Где в коже располагаются рецепторы, кровеносные сосуды, потовые железы, волосяные луковицы:

а) В эпидермисе кожи; б) в собственно коже; в) и в эпидермисе и в собственно коже

5. Назовите слой кожи, в котором в клетках которого выpaбатывается пигмент – меланин:

а) Эпидермис; б) собственно кожа; в) подкожная клетчатка

6. В чем биологический смысл загара?

а) Ззагорелая кожа лучше поглощает ультрафиолетовые лучи, необходимые для образования витаминов в коже;

б) загорелая кожа меньше нагревается;

в) загорелая кожа защищает тело человека от проникновения внутрь чрезмерного количества ультрафиолетовых лучей

7. Сальные железы:

а) охлаждают поверхность тела б) выделяют смазку - кожное сало в) уничтожают бактерии.

8. Назовите слой кожи, пpeдoxpaняющий организм от охлаждения, смягчает толчки, ушибы:

а) собственно кожа; б) эпидермис; в) подкожная клетчатка

Рефлексия. Оцени работу группы на уроке, выбери карточку с определенным символом, соответствующему твоему настроению.

O присесть на корточки — очень низкая оценка, негативное отношение;

O присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение;

O обычная поза, стоя, руки по швам - удовлетворительная оценка, позитивное отношение;

O поднять руки в локтях - хорошая оценка, позитивное отношение;

O поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки – очень высокая оценка, восторженное отношение.

Литература

1. Анисимова В.С., Бруновт Е.П. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1987.

2. Степанов И.А. Тестовые задания по биологии. - М.: Просвещение, 1999.

3. Доннер К., Тайны анатомии. – М.: Мир, 1988.

4. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. - М.: Просвещение, 1983.


Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма


    Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма

      Урок предназначен для проведения в 10-м классе естественно-научного профиля. Рассматривается материал о значении ферментов в живых организмах, процессах их действия в клетке. В ходе лабораторной работы учащиеся знакомятся с действием фермента каталазы на пероксид водорода. Закрепляют умения работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты и объяснять результаты, делать выводы....

08 08 2022 13:11:49

Урок биологии в 7-м классе по теме "Экологические группы птиц"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Экологические группы птиц"

      При проведении данного урока используется интеpaктивная доска Aktiv Board, которой дети хорошо владеют. На уроке можно услышать голоса птиц, проверить свои знания об основных признаках птиц, нажимая на цифры в флипчарте, расположенные справа. Интеpaктивная доска предоставляет большие возможности в составлении анимации, которая на данном уроке применялась во флипчарте «Жизнь птиц водно-болотных угодий. ...

07 08 2022 21:40:32

Гибридологический метод изучения наследственности. Законы Г.Менделя. Закон доминирования. Второй закон


    Гибридологический метод изучения наследственности. Законы Г.Менделя. Закон доминирования. Второй закон

      На занятии происходит знакомство учащихся с опытами Г.Менделя; формирование знаний о моногибридном скрещивании, даются понятия первого и второго законов Г.Менделя....

06 08 2022 9:19:28

Интегрированный урок (биология + физика) "Газообмен в легких и тканях. Диффузия в газах и жидкостях"


    Интегрированный урок (биология + физика) "Газообмен в легких и тканях. Диффузия в газах и жидкостях"

      Дыхание – свойство и признак всех живых организмов в природе, а воздух – это “пастбище жизни”, поэтому нам сегодня предстоит решить проблему, высказанную римским поэтом Овидием “Пока дышу, надеюсь”. ...

05 08 2022 16:43:54

Урок-викторина "Прощание с ботаникой"


    Урок-викторина "Прощание с ботаникой"

      Целями обобщающих уроков является проверка и систематизирование знаний учащихся, приобретенных при изучении той или иной темы, раздела, а также обогащение этих знаний некоторыми новыми сведениями. В уроке-викторине "Прощание с ботаникой" предусмотрена смена форм учебной работы: работа с научными терминами, работа с гербариями; разнообразные методические приемы; самостоятельные работы учащихся. Урок проводится по принципу "крестики-нолики" и телевикторины "Счастливый случай". Игре предшествует разминка, затем 9 гeймов, для награждения победителей игры разработаны "ордена"....

04 08 2022 3:12:54

Тема урока: "Происхождение человека"


    Тема урока: "Происхождение человека"

      Учащиеся знакомятся с историей происхождения человека; изучают этапы становления человека....

03 08 2022 19:23:48

Урок биологии в 8-м классе "Витамины"


    Урок биологии в 8-м классе "Витамины"

      При изучении данной темы используется работа в группах, что даёт возможность более полно использовать условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. Цель урока – сформировать представление о значении витаминов и их роли в сохранении здоровья человека....

02 08 2022 4:21:17

Свойства генов. Аллельные гены, гомозиготы и гетерозиготы

Свойства генов. Аллельные гены, гомозиготы и гетерозиготы Наследование признаков осуществляется с помощью элементарных единиц наследования – генов. Совокупность генов определяет генотип организма....

01 08 2022 5:20:26

Урок-сказка по теме: "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты"


    Урок-сказка по теме: "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты"

      При изучении темы "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты" избрана одна из нетрадиционных форм – урок-сказка. При подготовке к уроку учащиеся пишут сказки, участвует в конкурсе рисунков, плакатов. При этом они имеют возможность поработать с энциклопедиями и дополнительной литературой. Это позволяет сделать урок ярким и запоминающимся, расширить представления учащихся о многообразии земноводных, формировать устойчивый интерес к предмету. ...

31 07 2022 18:41:57

Урок по окружающему миру в 4-м классе (система Л.В. Занкова). Тема: "Эпоха открытий и потрясенний. Невидимый мир"


    Урок по окружающему миру в 4-м классе (система Л.В. Занкова). Тема: "Эпоха открытий и потрясенний. Невидимый мир"

      Представлен конспект урока окружающего мира по теме: "Эпоха открытий и потрясений. Невидимый мир" (по система Л.В. Занкова), в 4-м классе. Этот урок-поиск по окружающему миру - находка для тех, кто любит отыскивать ключ к разгадке. Урок поможет узнать, как развивалось человечество, какой ценой добывались знания, позволит заглянуть в невидимый мир микробов. Урок развивающего обучения формирует умение планировать и анализировать свою работу, развивать критическое и логическое мышление, речь, память, воображение. Урок проводится в форме групповой работы юных исследователей....

30 07 2022 3:32:31

Темперамент и хаpaктер


    Темперамент и хаpaктер

      Уже несколько лет учащиеся проектную работу реализовывают через сцену в виде маленьких биологических спектаклей. Сценическая форма подачи материала действует на эмоции, значит, лучше воспринимается и запоминается. Общаясь с залом, «артисты» учатся удерживать внимание аудитории, не боятся вступать в контакт, реализуют свой творческий потенциал, что в подростковом возрасте имеет немаловажное значение. Так называемые трудные подростки, пройдя через десятки репетиций, перестают быть трудными....

29 07 2022 20:16:39

Мастер-класс «Изучение краеведческого материала на уроках и во внеучебное время с ИКТ»


    Мастер-класс «Изучение краеведческого материала на уроках и во внеучебное время с ИКТ»

      Краеведческий принцип в преподавании географии может быть достигнут разнообразными методами учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Урок формирует целостную картину природы с уяснением взаимосвязи общих закономерностей и их проявлений в фактах....

28 07 2022 22:29:28

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)


    "Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

      Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

27 07 2022 20:41:53

Урок "Класс пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые" с презентацией


    Урок "Класс пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые" с презентацией

      В данной работе представлена разработка урока. С помощью презентации учитель сможет проверить знания учащихся о земноводных, а затем показать учащимся особенности строения пресмыкающихся и закрепить знания с помощью вопросов....

26 07 2022 3:56:59

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

25 07 2022 9:21:37

По следам эволюции


    По следам эволюции

      Урок целесообразно проводить в 11-м классе после изучения главы "Развитие жизни на Земле". На уроке учащиеся знакомятся с фактами, которые расширяют знания по изучаемой теме, вносят противоречия в представление о ходе эволюции органического мира. Урок основан на использовании технологии критического мышления, групповой формы работы....

24 07 2022 7:41:39

Баpaбаном и законом – по сигаретам


    Баpaбаном и законом – по сигаретам

      Автор знакомит учащихся с информацией о курении, влиянии никотина на организм. Развивает критическое отношение к курению....

23 07 2022 1:28:41

Элективный курс "Тайны живой природы"


    Элективный курс "Тайны живой природы"

      Данный элективный курс предназначен для того, чтобы учащиеся 9-х классов смогли определиться в выборе профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки (медициной, агрономией, экологией и др.), и соответствующего профиля обучения. Содержание большинства занятий носит проблемный хаpaктер. ...

22 07 2022 19:39:43

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс


    Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

      Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

21 07 2022 11:19:46

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"


    Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

      Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

20 07 2022 12:33:11

Обобщающий урок. Биология, 8-й класс. Тема урока "Кровь и кровообращение"


    Обобщающий урок. Биология, 8-й класс. Тема урока "Кровь и кровообращение"

      Урок призван обобщить знания учащихся об особенностях строения и функциях крови, органов кровообращения в организме, формировать умения: работать с текстом, индивидуально, переключаться с одного вида деятельности на другой, выделять главное, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, слушать и делать краткие записи в тетради....

19 07 2022 19:49:41

Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс


    Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс

      Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....

18 07 2022 8:31:10

Использование элективных курсов для подготовки к ЕГЭ по биологии


    Использование элективных курсов для подготовки к ЕГЭ по биологии

      Разделы данного курса позволяют более подробно рассмотреть важнейшие научные факты, законы и теории в биологии, основные отрасли в биологии и пограничные дисциплины естествознания, объекты и методы их изучения через главные исторические этапы в развитии биологии....

17 07 2022 21:38:51

Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий


    Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий

      Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....

16 07 2022 10:55:33

Учебно-полевая пpaктика "Растительный мир улуса"


    Учебно-полевая пpaктика "Растительный мир улуса"

      Назначение пpaктики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней. ...

15 07 2022 4:48:24

Знакомьтесь, наши наслеги


    Знакомьтесь, наши наслеги

      Урок знакомит учащихся с природными и культурными достопримечательностями наслегов родного района, воспитывает у учащихся чувство любви к родному городу, формирует национальное самосознание....

14 07 2022 7:54:20

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

      Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

13 07 2022 7:18:15

Экология села Дон. Выявление причинно-следственных связей загрязнения бытовым мусором территории села


    Экология села Дон. Выявление причинно-следственных связей загрязнения бытовым мусором территории села

      Основная педагогическая идея работы – максимальное общение ребенка с природой, привитие любви и бережного отношения к ней. Использованы дидактические средства экологического образования и воспитания на уроках и во внеурочное время. Каждый ученик должен понять, что он может принять участие в историческом процессе возрождения родины, решая экологические задачи своего края....

12 07 2022 19:44:57

Виртуальная экскурсия по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений"


    Виртуальная экскурсия по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений"

      Обобщаются полученные сведения об основных процессах жизнедеятельности растений, закрепляются ключевые понятия, проверяется уровень знаний по теме....

11 07 2022 11:31:23

Сюжетно-ролевая игра "Почему не могут жить вместе страусы и пингвины"


    Сюжетно-ролевая игра "Почему не могут жить вместе страусы и пингвины"

      Игровая форма данного урока выбрана с целью повышения интереса к предмету, развития биологического мировоззрения, создания условий положительной мотивации школьников. Учащимся будет предложено определить экологические группы птиц на основе изученных тем по многообразию данного раздела, работать с опopными таблицами, схемами, картами и текстом. ...

10 07 2022 1:46:25

Элективный курс по биологии


    Элективный курс по биологии

      Данный элективный курс реализует личностно-деятельный подход в обучении биологии на основе проектной деятельности учащихся, базируется на интеграции и экологизации знаний, требует обращения учащихся к их субъективному опыту и в полной мере углубляет знания и совершенствует умения по теме «Зрительный анализатор». ...

09 07 2022 9:46:16

"Земноводные. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки"


    "Земноводные. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки"

      Урок разработан для общеобразовательной школы по курсу биологии 7-го класса. Наличие различных методов и приемов, представленных в конспекте урока, дает возможность разнообразить проведение занятия, повышает мотивацию к изучению предмета; немало внимания отводится на физкультминутки для здоровьесбережения учащихся....

08 07 2022 16:41:47

Урок по теме: "Память". Исследовательская деятельность учащихся


    Урок по теме: "Память". Исследовательская деятельность учащихся

      Предложенный урок, проводимый в курсе изучения анатомии и физиологии человека, – "Память", где учащиеся систематизируют имеющиеся у них знания о памяти, знакомятся с некоторыми методиками определения объема кратковременной памяти, своими ведущими видами памяти и сами дают рекомендации по способам улучшения работы своей памяти, основываясь на результатах экспериментов, – соответствует вышеперечисленным требованиям. ...

07 07 2022 23:22:48

Урок на тему: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Урок на тему: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Данный урок проводится по УМК под редакцией В.В. Пасечника по биологическому образованию для основной школы. Урок "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций" является обобщающим по теме "Пищеварение". Урок проводится в форме учебного занятия. На уроке используются дополнительные источники знаний: статьи, книги, рисунки. ...

06 07 2022 23:20:54

Урок-проект "В чем опасность этилового спирта"


    Урок-проект "В чем опасность этилового спирта"

      Интегрированный урок биологии и химии с ИКТ. Цель урока: обобщение знаний учащихся о свойствах спиртов и их влиянии на организм человека, провести исследования для выявления причин токсичности этилового спирта; расширить знания учащихся по теме «Спирты», ядовитых свойствах этанола и отрицательном воздействии на организм человека....

05 07 2022 9:11:19

Внеклассное мероприятие по биологии


    Внеклассное мероприятие по биологии

      Внеклассное мероприятие ко Дню птиц в 5–6-х классах. Цель данного мероприятия — углубление и закрепление знаний о птицах, развитие интереса к природе и ее изучению, экологическое образование и воспитание....

04 07 2022 16:47:50

Презентация урока "Пластический обмен. Фотосинтез"


    Презентация урока "Пластический обмен. Фотосинтез"

      Данная тема является одной из сложнейших в курсе общей биологии. Все материалы по уроку помогут учащимся лучше подготовиться к ЕГЭ по биологии. Использование ИКТ на уроке поможет учителю активизировать познавательную деятельность и развивать интеллектуальное мышление....

03 07 2022 21:17:41

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

02 07 2022 15:53:42

Использование информационных технологий на уроках биологии


    Использование информационных технологий на уроках биологии

      Учебно-методическое пособие для обучающихся 9–10-х классов и учителей-предметников "Микробиология" создано на основе стандартной версии программы Microsoft Office PowerPoint. Автор учебника Захаров В.Б. "Общая биология". Пособие было разработано как сопровождающий справочный, дополнительный материал к серии уроков по темам 9-х и 10-х классов: "Возникновение жизни на Земле", "Учение о клетке"....

01 07 2022 1:45:26

Открытый урок по биологии "Пищеварение в ротовой полости"


    Открытый урок по биологии "Пищеварение в ротовой полости"

      Задачи урока биологии, проведенного в 8-м классе: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, деятельностью слюнных желез, регуляцией слюноотделения; содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни, заложить основу для понимания правил гигиены полости рта. ...

30 06 2022 2:41:31

Движение воздуха. Ветер


    Движение воздуха. Ветер

      Использование на уроке метода опережающего обучения (география, 6-й класс). Основная задача: воспитывать веру ученика в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности....

29 06 2022 11:57:50

урок биологии: "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"


    урок биологии: "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"

      Предлагается план урока на тему "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие". На уроке с учащимися проводится познавательная игра, выполняется лабораторная работа и также присутствует творческий мини-проект. ...

28 06 2022 15:58:44

Тема урока: "Жизненные формы комнатных растений"


    Тема урока: "Жизненные формы комнатных растений"

      Целью моей работы было разработать систему жизненных форм комнатных растений. Среди комнатных растений можно выделить те же жизненные формы, что и у растений, окружающих нас в естественных условиях. Поэтому изучение понятия жизненной формы станет возможным на уроке на примере комнатных растений....

27 06 2022 23:12:32

Человек и окружающая среда


    Человек и окружающая среда

      Проект развивает познавательный интерес и творческую способность учащихся; формирует экологический стиль мышления. Воспитывает у учащихся пpaктико-ориентированные отношения к жизнедеятельности. Этическое и эстетическое воспитание детей на поэтических высказываниях отечественных писателей и поэтов. Мероприятие проводится по итогам творческих заданий, которые выполняли группы учащихся. Учитель предлагает идеи, советует, косвенно руководит деятельностью каждой группы....

26 06 2022 14:48:42

Урок биологии по теме "Отдел моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности"


    Урок биологии по теме "Отдел моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности"

      Цель урока: познакомить учащихся с наиболее хаpaктерными особенностями высших споровых растений на примере мхов; показать черты усложнения организации мхов по сравнению с водорослями в связи с изменением условий обитания....

25 06 2022 18:43:35

Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)


    Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)

      Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....

24 06 2022 7:23:14

Сценарий урока биологии "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты"


    Сценарий урока биологии "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты"

      Школьный учитель из трaнcлятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнения лабораторного пpaктикума. ...

23 06 2022 14:30:39

За пределами роста


    За пределами роста

      В работе приводятся доказательства того, что тенденции современного экономического и популяционного роста – это путь, ведущий к коллапсу, но и показаны возможности для человечества, как, не останавливая экономического развития и не снижая уровня жизни, можно перейти к модели устойчивого развития....

22 06 2022 8:14:26

Многообразие цветковых растений


    Многообразие цветковых растений

      На уроке создаются условия для проверки знаний и умений учащихся по изученным темам. Выявляется уровень усвоения учащимися знаний о признаках классов и семейств цветковых растений, их разнообразие и значение. Формируется мотивация для изучения биологии. Развивается внимание, память, речь, мышление, уверенность в себе, а также стремление добиться успеха....

21 06 2022 13:11:35

Спецкурс "Экология". Тема: "Экология воды"


    Спецкурс "Экология". Тема: "Экология воды"

      На уроке учащиеся получают новые знания по теме "Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....

20 06 2022 21:57:30

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::