Эволюционные преобразования обмена веществ > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Эволюционные преобразования обмена веществ


    Эволюционные преобразования обмена веществ

Цели урока.

Образовательные.

  1. Систематизировать знания учащихся о процессах метаболизма.
  2. Продолжить углубление знаний о типах обмена веществ, их возникновении и эволюции в органическом мире.

Воспитательные.

  1. Содействовать формированию экологического воспитания учащихся.
  2. Способствовать формированию трудовых и учебных навыков.
  3. увеличить эффективность использования изучаемых вопросов в жизни, пpaктической деятельности.
  4. Использовать специальные приёмы поддержания работоспособности учащихся.

Развивающие.

  1. Способствовать развитию познавательного интереса  учащихся, внося в содержание  урока элементы новизны.
  2. Развивать навыки культуры речи.
  3. Содействовать развитию творческих способностей учащихся, используя элементы исследовательской технологии в ходе урока.
  4. Продолжить развитие ИКТ-компетентностей учащихся.
  5. Развивать коммуникативные и рефлексивные качества личности.
  6. Совершенствовать работу учащихся с дополнительной информацией.

Задачи урока.

  1. Систематизировать знания о процессах обмена веществ, выделить ключевые реакции брожения (гликолиза), фотосинтеза, хемосинтеза, аэробного энергетического процесса.
  2. Проследить возможность происхождения и эволюцию этих процессов прокариот
  3. Определить значение этих процессов в природе, в жизни человека. Привести доказательства.

Семинар рассчитан на 2 часа (сдвоенных) в классах с углубленным изучением биологии и химии.

Класс делится на 5 групп, 1, 2, 3, 4 группы выбирают процессы обмена веществ из перечисленных для представления на семинаре, 5 – разpaбатывает вопрос о концепциях возникновения эукариот.

Каждая группа в конце семинара выставляет и обосновывает оценки каждому участнику своей группы и общие оценки другим группам.

Оборудование.

  • Таблицы и плакаты.
  • Микроскопы, препараты молочнокислых бактерий.
  • Кефиры, йогурты, посуда для дегустации.
  • Фрукты, посуда для дегустации.
  • Наборы осадочных пород.
  • Магнитофон для музыкального сопровождения спортивных упражнение.
  • Проектор, мультимедийная презентация.

Ход семинара

1. Вводная часть.

Героем нашего семинара будет прокариотическая клетка. Прокариоты – древнейшие организмы, их возраст оценивается около 3,8 млрд. лет. Они безраздельно господствовали на Земле более 2 млрд. лет и определили дальнейшую эволюцию. Природа отработала на прокариотах самые разнообразные типы обмена веществ, прежде чем стал возможным переход от прокариот к эукариотам 1,5 млрд. лет тому назад. В связи с этим тема семинара “Эволюционные преобразования обмена веществ”. В наших обсуждениях мы будем исходить из того, что первые прокариоты были гетеротрофами, существовали в условиях “первичного бульона”, в экстремальных условиях бескислородной первичной биосферы. Поэтому первыми процессами, которые могли появиться у прокариот, были анаэробное дыхание (брожение), далее возникли фотосинтез и хемосинтез (бескислородный) и наконец, после насыщения атмосферы кислородом, появился аэробный энергетический процесс.

2. Первая группа представляет анаэробное дыхание.

Первичные бактерии могли быть гетеротрофами, в качестве источников углерода (С) использовали органические вещества первичного бульона (слайд 2. Презентация). Пластический обмен у них, как и у всех гетеротрофов, сводился к процессам перестройки органических молекул. При высокой способности к перестройке веществ организму достаточно одного-единственного органического вещества, чтобы синтезировать все необходимые вещества. Энергию эти организмы получали в процессе бескислородного расщепления небольших органических молекул, например брожения (слайды 3, 4, 5). Для осуществления этих процессов у прокариот появились следующие приспособления:

а) субстратное фосфорилирование АДФ в АТФ, сопряженное с дегидрированием органических молекул.

б) коферменты дегидрогеназ

НАД+ + 2е + 2Н+ = НАДН + Н+

Далее учащиеся останавливаются на ключевых реакциях гликолиза (брожения) (слайды 6, 7) и оценке процесса:

а) энергетически процесс невыгодный, расточительный: 2 молекулы АТФ на 1 молекулу глюкозы.

б) процесс относительно простой и требует для своего осуществления одного потока вещества, из которого образуется окончательный акцептор электронов (окислитель) – ПВК (пировиноградная кислота). Кислород не нужен.

в) в ходе брожения образуются промежуточные вещества, которые используются для биосинтеза различных органических веществ.

г) процессы брожения привели впоследствии к гликолизу эукариот, который является энергетическим стержнем метаболизма у всех организмов.

Значение. Процессы брожения, распространенные в мире бактерий, широко используются человеком (молочнокислые, спиртовые, уксуснокислые, маслянокислые бактерии (слайд 8).

Демонстрация микропрепарата лактобактерий. Дегустация молочнокислых продуктов.

3. Вторая группа представляет варианты бактериального фотосинтеза

Первыми автотрофами были анаэробные хемосинтетики и фотосинтетики, некоторые из них до сих пор существуют в современной биосфере, рассмотрим фотосинтезирующие бактерии зеленые, пурпурные и цианобактерии (слайды 9, 10, 11).

В качестве источника углерода они использовали углекислый газ.

Для биосинтетического окисления углекислого газа до глюкозы необходимы высокоэнергетичные электроны, Н+, переносчики электронов и протонов, дополнительные источники энергии для перевода электронов на высокие энергетические уровни, АТФ. В ходе эволюции в условиях прекращения абиогенного образования органических веществ появились новые приспособления:

а) появление ЭТЦ с протонным насосом для фотоокислительного фосфорилирования АДФ до АТФ. Предполагают, что впервые ЭТЦ возникает у архебактерий как приспособление к жизни в условиях высокой кислотности среды. Выживают эти бактерии в таких экстремальных условиях благодаря накачиванию Н+ извне и использованию образовавшегося градиента концентрации для совершения разнообразной работы.

б) эти организмы должны были использовать доноры электронов (восстановители). Первым таким веществом был сероводород (слайд 9), а впоследствии, у цианобактерий – вода.

в) появились фотосистемы с хлорофиллом для улавливания энергии света.

У первых фотосинтетиков – фотосистемы І (Р-700), они могли использовать в качестве доноров электронов сероводород, а затем у цианобактерий, наряду с фотосистемой І, появилась фотосистемы ІІ (Р-680). Последние стали использовать воду, атмосфера стала обогащаться кислородом.

г) Появились переносчики высокоэнергетических электронов НАДФ.

Таким образом, создав НАДФ, природа разделила процессы биосинтетического восстановления от биологического окисления.

Далее, учащиеся показывают ключевые реакции световой и темновой фаз фотосинтеза (слайды 12, 13, 14, 15, 16, 17).

Значение цианобактерий и растений в современной биосфере.

Валеологическая пауза: дыхательные упражнения, дегустация продуктов фотосинтеза (бананы, апельсины).

4. Третья группа представляет хемосинтез

В отличие от фотосинтеза источником энергии у хемосинтетиков служит не свет, а окислительно-восстановительные реакции неорганических веществ. Хемосинтез, как и фотосинтез, включает преобразование энергии и вещества. Преобразование углекислого газа в углеводы у них, в основном, происходит таким же путем, как и при фотосинтезе. Необходимые для этого продукты преобразования энергии те же НАДФН+Н+ и АТФ. Для получения этих веществ используется ЭТЦ.

Основные группы бактерий – хемосинтетиков: серные, нитрифицирующие, железобактерии, марганцевые (слайды 18, 19).

Значение хемосинтетиков (слайд 20). Валеологическая пауза. Демонстрация осадочных пород – как доказательства деятельности хемосинтетиков.

5. Четвертая группа представляет аэробный энергетический процесс.

Цианобактерии радикально изменили экологические условия на Земле, постоянно выделяя кислород. В кислородной биосфере стало возможным усовершенствование энергетических процессов гетеротрофов. Повысить энергетический выход биологического окисления можно было, используя экзогенный окислитель (низкомолекулярный). Но для этого, надо было приспособить мембранную ЭТЦ с протонным насосом для переноса электронов с НАДН+Н+ и ФАДН+Н+ к окислителю для окислительного фосфорилирования АДФ в АТФ. Наиболее выгодным акцептором оказался кислород, хотя некоторые анаэробные прокариоты используют SO42-, NO3-, Fe2+ (слайды 21–23). Впервые для полного окисления органических веществ кислород стал использоваться прокариотами, впоследствии эукариотами в митохондриях.

Ключевые реакции аэробного процесса в митохондриях (слайды 24– 27).

Оценка аэробного энергетического процесса (слайд 28).

Валеологическая пауза. Под музыку выполняются физические упражнения 3-5 минут.

Решение биохимической задачи. Какое количество глюкозы необходимо для получения 300 кДж энергии (энергия, затраченная для выполнения упражнений).

а) в аэробном энергетическом процессе,

б) в гликолизе (рис.27).

6. Пятая группа представляет две концепции происхождения эукариот: аутогенную и симбиотическую

Первая концепция предполагает, что происхождение эукариотической клетки и ее органоидов связано с процессом впячивания клеточной мембраны (слайд 29).

Согласно второй гипотезе, митохондрии, пластиды и базальные тельца ресничек и жгутиков эукариотической клетки были когда-то свободноживущими прокариотическими клетками, которые превратились в органоиды в процессе симбиоза (слайд 30). В последние годы наметилось объединение представлений о путях становления эукариотической клетки. Основными этапами этого процесса могут быть (по De Duve, К.В.Галактионов): этап утраты клеточной стенки, приобретение способности менять форму тела, приобретение способности к фагоцитозу; уход внутрь клетки наружной мембраны с ансамблями ферментов – начало формирования клеточных компартментов, в том числе ядра с хромосомами; этап формирования жгутикового аппарата, начало дифференциации наружной плазматической мембраны и цитомембран, появление аппарата Гольджи; этап приобретения митохондрий, этап приобретения хлоропластов (слайд 31).

Выводы об особенностях строения и процессах жизнедеятельности прокариот и эукариот.

7. Обсуждение результатов семинара. Выставление оценок.

Литература

  1. С.Г. Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин “Общая биология 10-11 классы: учебник для профильного обучения”. “Дрофа”. 2009 г.
  2. А.О. Рувинский “Общая биология: учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии в школе”. Москва. “Просвещение”. 2004 г.
  3. Д.Тейлор, Н.Грин, У.Стаун. “Биология”. Москва. “Мир”. 2004 г.
  4. К.В. Галактионов “Современное многообразие живого и пути его становления.” Санкт-Петербург. 2002 г.
  5. Кристиан де Дюв “Путешествие в мир живой клетки” Москва “Мир”. 1987 г.

Презентация



Комментарии:

Урок по теме "Живая природа Земли"


    Урок по теме "Живая природа Земли"

      Представлена шоу-игра, которую удобно применять на уроках обобщения учебных тем, объединяющих семь глав, например при изучении курса "Природоведение, 5-й класс", при проведении внеклассных занятий, классных часов. ...

25 04 2025 2:41:11

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс


    Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

      Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

24 04 2025 12:52:31

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)


    "Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

      Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

23 04 2025 21:15:15

Способы краеведческой работы по зоологии


    Способы краеведческой работы по зоологии

      Изучение флоры и фауны родного края дополняет учебный материал конкретными фактами, способствующими пониманию природы в целом. Одним из средств, вызывающих интерес учеников к предмету, являются коллекции животных. Алгоритм работы с коллекциями включает в себя методику работы с коллекцией, работу с источниками информации, непосредственные наблюдения учащихся. ...

22 04 2025 12:58:56

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

21 04 2025 1:30:27

"Можно ли вырастить гения? Евгеника. Современные проблемы генетики". 10-й класс

Цель урока: обсуждение генетических проблем. Сопровождается презентацией....

20 04 2025 11:32:28

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

19 04 2025 11:42:48

Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования


    Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования

      Аналитическая статья о влиянии информационных технологий на образование вообще и обучение биологии в частности....

18 04 2025 11:30:58

Экологическая викторина "Лесные жители" (биология + экология)

Экологическая викторина "Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....

17 04 2025 13:49:58

Урок с применением ТРИЗ "Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и пpaктическое значение". 7-й класс


    Урок с применением ТРИЗ "Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и пpaктическое значение". 7-й класс

      В настоящее время на уроках биологии преобладает информационно-репродуктивное обучение. В связи с этим появляется проблема качества биологического образования. Решением проблемы освоения продуктивной деятельности учащихся является применение ТРИЗ в пpaктике учителя....

16 04 2025 0:37:21

Анализаторы

Урок раскрывает понятие анализатор; формирует знания о функциях и строении анализаторов и их видах, о специфичности анализаторов, значении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующих на человека, роли ощущений и восприятий в жизни человека, в познании окружающего мира....

15 04 2025 2:10:44

Урок биологии по теме "Витамины" с использованием информационных технологий


    Урок биологии по теме "Витамины" с использованием информационных технологий

      Автор работы ставит цели: разъяснить значение витаминов; дать понятие об авитаминозах; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах. Материал знакомит с историей открытия витаминов, их ролью в организме, идет анализ отдельных витаминов. ...

14 04 2025 4:47:36

Растительность и животные мира


    Растительность и животные мира

      Цель урока - повышение мотивации учения, развитие познавательного интереса к предмету. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, придают ему большую эмоциональность. ...

13 04 2025 10:31:53

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии


    Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

      Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....

12 04 2025 12:52:50

Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения


    Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения

      Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...

11 04 2025 10:50:38

Спинной мозг: строение и функции, белое и серое вещество

Спинной мозг: строение и функции, белое и серое вещество Спинной мозг лежит в позвоночном канале и представляет собой у взрослого человека тяж длиной 41-45см, несколько сплющенный спереди назад. Орган защищен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой. Спинному мозгу присущи две функции: рефлекторная и проводниковая....

10 04 2025 9:29:12

Урок здоровья "Осанка. Предупреждение плоскостопия" в 8-м классе


    Урок здоровья "Осанка. Предупреждение плоскостопия" в 8-м классе

      Урок здоровья в 8-м классе, основная цель которого – развитие умений и навыков здорового образа жизни. Урок является примером использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий как совокупности приемов, методов, технологий, построенных на единой методологической основе и направленных на создание и укрепление физического и психологического здоровья учащихся, формирование у них культуры здоровья, а так же на охрану здоровья учащихся....

09 04 2025 16:28:49

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации


    Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

      Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

08 04 2025 2:56:45

Урок биологии по теме "Бактерии – незримые и вездесущие"


    Урок биологии по теме "Бактерии – незримые и вездесущие"

      Данный конспект необходимо сочетать с презентацией к уроку. Презентацию по ботанике, можно использовать как дополнение на уроке по теме "Бактерии" Большое количество иллюстраций помогают составить целостное представление об особенностях строения и жизнедеятельности бактериальной клетки, разнообразии бактерий и их значении в природе и в жизни человека....

07 04 2025 16:45:20

Особенности строения голосеменных растений (6-й класс)


    Особенности строения голосеменных растений (6-й класс)

      На уроке учащиеся повторяют строение споровых растений, знакомятся с многообразием голосеменных, изучают особенности голосеменных на примере класса хвойных, значение голосеменных в природе и жизни человека. Урок способствует развитию логического мышления, умений использования знаний для решения задач. ...

06 04 2025 22:35:15

Информационные технологии на уроках биологии по теме: "Многообразие водорослей". 7-й класс


    Информационные технологии на уроках биологии по теме: "Многообразие водорослей". 7-й класс

      Урок в 7-м классе углубляет знания об отличительных чертах организации водорослей, показывает их разнообразие, знакомит с основными отделами, на которые подразделяют водоросли в зависимости от особенностей их строения, рассматривает приспособленность основных представителей к жизни в различных условиях среды, значение водорослей в природе и народном хозяйстве; продолжает формирование умений узнавать изученные водоросли, обосновывать их принадлежность к тому или иному отделу. ...

05 04 2025 11:37:17

Урок биологии по теме "Строение клетки"


    Урок биологии по теме "Строение клетки"

      Разработанное занятие для профильной группы - изучение нового материала. Форма работы на занятии - групповая, малыми группами. Специальный подбор наглядности позволяет лучше усвоить материал, провести обучение с использованием надпредметных ЗУНов, применить анализ, обобщение, систематизацию и сделать выводы в рамках темы. ...

04 04 2025 1:42:57

Химический состав клетки. Неорганические вещества. Липиды. Углеводы. 9-й класс

Урок общей биологии с доской SMART Вoard. Цель: изучение нового материала, закрепление и систематизация материал по теме, формирование общебиологических понятий – основные свойства живых организмов, химический состав клетки, наука цитология; формирование навыков работы в паре и группе по закреплению и систематизации материала....

03 04 2025 4:42:12

Проектная идея "Профилактика железодефицитной анемии и недостатка йода в организме человека"


    Проектная идея "Профилактика железодефицитной анемии и недостатка йода в организме человека"

      Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет, о железодефицитной анемии и значении йода в жизни человека, работая в разноуровневых группах. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word. ...

02 04 2025 2:53:22

Экологическая тропа в учебно-воспитательном процессе обучения биологии


    Экологическая тропа в учебно-воспитательном процессе обучения биологии

      В настоящее время одной из важнейших проблем нашей республики и не только является проблема экологического образования. Экологическая тропа создается детьми прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд....

01 04 2025 19:31:35

Использование информационно-коммуникационной технологии при изучении темы «Медико-генетическое консультирование»


    Использование информационно-коммуникационной технологии при изучении темы «Медико-генетическое консультирование»

      Интеграция тем: «Генеалогический метод анализа и составление родословной» и «MS WORD. Вставка и форматирование графических изображений» дает возможность использовать приобретенные студентами знания и методику составления родословной во встроенном графическом редакторе офисных программ семейства MS Office....

31 03 2025 14:11:56

Урок-викторина "Обобщение и повторение материала по темам "Надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся"

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....

30 03 2025 20:58:51

Формирование грамматического строя речи на уроках биологии у детей с нарушениями интеллекта


    Формирование грамматического строя речи на уроках биологии у детей с нарушениями интеллекта

      Как развить речь детей с нарушениями интеллекта? Как пополнить их словарный запас? Как научить их правильно и грамотно излагать свои мысли? На эти и другие вопросы ответит эта статья. Занимательные задания и игры помогут ребятам понять насколько богат русский язык, расширить кругозор, научиться думать и делать выводы....

29 03 2025 10:59:57

Прокариотическая клетка. 9-й класс


    Прокариотическая клетка. 9-й класс

      Преобладающей формой деятельности на уроке является самостоятельная работа учащихся (групповая и индивидуальная), направленная на формирования таких общеучебных умений, как умение самостоятельно работать (составлять план, отбирать информацию, готовить материал), слушать, анализировать, развивать диалогическую речь, что в конечном итоге приводит к накоплению и формированию опыта интеллектуального поиска....

28 03 2025 10:55:16

Использование различных форм обучения в преподавании биологии для развития творческих способностей учащихся


    Использование различных форм обучения в преподавании биологии для развития творческих способностей учащихся

      В статье рассмотриваются некоторые формы обучения биологии, способствующие развитию творческих способностей учащихся. Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает нам организовать так работу детей, чтобы интерес, как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на протяжении всех лет обучения. А это приводит к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления обучающихся....

27 03 2025 2:15:38

Класс Земноводные. 7-й класс


    Класс Земноводные. 7-й класс

      Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения нестандартного урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Земноводные"....

26 03 2025 23:41:57

Отряд двукрылые: комнатная муха и овод

Отряд двукрылые: комнатная муха и овод К отряду двукрылых относятся комары, мухи, оводы. Они имеют только переднюю пару крыльев, вторая пара значительно уменьшена, так что от нее сохраняются только булавовидные образования — жужжальца....

25 03 2025 20:57:33

Проектная деятельность в преподавании биологии


    Проектная деятельность в преподавании биологии

      Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах. Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. ...

24 03 2025 20:26:11

Многообразие грибов


    Многообразие грибов

      Цели урока: расширять и углубллять знания учащихся о грибах; ввести понятия: микориза, грибы-двойники, грибы-паразиты; закрепить признаки съедобных и ядовитых грибов, способы гетеротрофного питания (сапрофиты, паразиты); продолжить работу над воспитанием любви к природе, бережного отношения к ней; совершенствовать навык самостоятельной работы с дополнительной литературой; развивать творческие способности учащихся, умение применять имеющиеся знания в новых условиях (играх-драматизациях); профилактика отравлений грибами....

23 03 2025 13:26:14

Урок биологии "Генетика крови"


    Урок биологии "Генетика крови"

      Материал урока может быть использован при подготовке к урокам по общей биологии в 9 – 11-х кл. по теме "Основы генетики", при подготовке учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ, для проведения элективных курсов по теме "Генетика человека". При проведении данного урока возможно использовать местный материал, касающийся донорства в своем регионе. ...

22 03 2025 0:23:37

Урок-исследование «Скелет человека»


    Урок-исследование «Скелет человека»

      Урок-исследование устанавливает особенности, хаpaктерные для скелета человека и причины, их вызвавшие. Цель: развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение сравнивать, обобщать, логически излагать мысли; самостоятельность в ходе исследовательской работы и решения проблемных ситуаций; формировать основные мировоззренческие идеи....

21 03 2025 5:21:23

Дебаты на уроках биологии "Вирусы - живые существа?"


    Дебаты на уроках биологии "Вирусы - живые существа?"

      Для успешной активной жизни в обществе в век информационных и коммуникационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение использовать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки не будут лишними в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках и во внеурочной деятельности интеллектуальной игры "Дебаты". ...

20 03 2025 8:11:55

Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"


    Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

      Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

19 03 2025 22:39:58

Строение органа зрения


    Строение органа зрения

      Зрение это одно из самых сложных и удивительных свойств человеческого организма, созданного природой для восприятия окружающей среды. И хотя глаз человека занимает менее 1% от размеров организма, существует множество научных учреждений в мире, которые на протяжении десятков лет изучают особенности строения, функционирования, а также заболевания органа зрения....

18 03 2025 1:39:34

Урок-экспедиция. Тема урока "Ткани. Типы тканий и их свойства"


    Урок-экспедиция. Тема урока "Ткани. Типы тканий и их свойства"

      Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями строения, функциями и местом расположения различных типов тканей в организме. Используя различные методы, учащиеся приходят к правильным ответам и делают соответствующие выводы. Совершенствуются навыки пpaктической работы, работы с учебником, дополнительной литературой....

17 03 2025 3:18:20

Урок биологии в 8-м классе. Зрительный анализатор


    Урок биологии в 8-м классе. Зрительный анализатор

      Урок биологии в 8-м классе "Зрительный анализатор" показывает, как можно организовать работу на уроке с учётом психофизиологических особенностей, а именно с учётом доминирования мозга - левополушарные, правополушарные, равнополушарные....

16 03 2025 9:54:40

Программа элективного курса «Поэтический мир природы и человека»


    Программа элективного курса «Поэтический мир природы и человека»

      Курс выявляет и объясняет биологические и экологические объекты, процессы и явления в поэзии, развивает интерес учащихся к биологии, экологии и литературе. Подробное изучение биологических аспектов помогает понять главную мысль стихотворения....

15 03 2025 2:55:47

Использование интеpaктивного комплекса на уроках биологии

В статье описаны положительные аспекты использования интеpaктивного комплекса на уроках. В качестве примера в статью включена разработка урока биологии с показом презентации....

14 03 2025 18:41:24

Лекарственные растения. 5-й класс


    Лекарственные растения. 5-й класс

      Тема урока благоприятна для организации различных видов деятельности, что способствует саморазвитию, самообразованию, самовыражению учащихся в ходе овладения новыми знаниями и умениями. Работа в группе позволяет вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем – на уровень партнерства и сотрудничества....

13 03 2025 1:27:54

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"


    Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

      Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

12 03 2025 0:28:44

Урок "Газообмен в легких и тканях"


    Урок "Газообмен в легких и тканях"

      Цель урока – обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах газообмена в легких и тканях, о взаимосвязи дыхательной и кровеносной систем. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности, на формирование навыков работы с источником информации, с тестами. ...

11 03 2025 7:34:57

Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"


    Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"

      Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....

10 03 2025 13:41:56

Тема урока: "Биосинтез белков"


    Тема урока: "Биосинтез белков"

      Цель урока: закрепить знания о гене, генетическом ходе; сформировать умение о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосомах, использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии; восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала; усвоение учащимися программного материала на разных уровнях обучения....

09 03 2025 16:48:49

Тема урока: "Наркомания"

Интегрированный урок по основам безопасности жизнедеятельности и биологии с использованием компьютерных технологий. Тема урока связана с профилактикой наркомании, с целью дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье. Задачи урока – формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам, показать опасность принятия даже одной дозы, ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании, а также сформировать необходимые жизненные навыки....

08 03 2025 19:48:15

Урок по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"


    Урок по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"

      Во время проведения урока учащиеся знакомятся с царством Monera как представителем и основателем первого уровня клеточной жизни. С особенностями жизни, строения, размножения и распространения бактерий. В конце урока проводится закрепление в виде беседы по результатам работы учащихся с дополнениями и уточнениями учителя. ...

07 03 2025 22:45:15

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::