Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения) > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения)


    Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения)

Учебное время (5 часов ).

Дидактические цели.

Знать:

  1. Общая хаpaктеристика класса земноводные.
  2. Внешнее и внутреннее строение земноводных на примере лягушки.
  3. Земноводный образ жизни. Питание.
  4. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки.
  5. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.
  6. Многообразие земноводных.
  7. Значение земноводных в природе и в жизни человека.
  8. Охрана земноводных.
  9. Происхождение земноводных.

Уметь:

  1. Уметь составлять общую хаpaктеристику класса.
  2. Уметь распознавать системы органов земноводных.
  3. Уметь доказать земноводный образ жизни.
  4. Уметь хаpaктеризовать сходство личинок земноводных с рыбами, метаморфоз земноводных, годовой жизненный цикл земноводных.
  5. Уметь распознавать изученные виды земноводных в природе, на таблицах, рисунках.
  6. Уметь указывать роль земноводных в природе, жизни человека.
  7. Уметь называть охраняемых земноводных на территории России, а также в Омской области, прогнозировать изменения в развитии биогеоценозов под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.
  8. Уметь устанавливать взаимосвязь между земноводными и кистеперыми рыбами.

Развивающие цели: (ОУУН)

  1. Умение последовать несложные связи и зависимости.
  2. Самостоятельно выбирать критерии для сравнения.
  3. Извлекать необходимую информацию из источников.
  4. Умение выполнять задания, руководствуясь методическим инструктажем.

Воспитательные цели:

  1. Формирование умений работы в коллективе, в парах.
  2. Принимать совместное решение.
  3. Формировать самооценку личности.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Узнавать:
– отделы скелета земноводных, системы внутренних органов по рисункам; видовое многообразие земноводных.

Описывать:
– внешнее строение земноводных, приспособления к жизни на суше и в воде;
– строение и функции систем внутренних органов.

Сравнивать:
– скелет земноводных и костных рыб;
– строение систем внутренних органов;
– по выделенным критериям головастика и взрослую особь;
– развитие рыбы и лягушки.

Понятия: Земноводные; батрахология; трехкамерное сердце; смешанная кровь; слезные железы; легкие; кожное дыхание; легочный круг кровообращения; оцепенение; метаморфоз; бесхвостые; хвостатые; безногие; аксолотль; амбистома; неотения.

Познавательная цель учителя – определить результативность и эффективность применяемой технологии ПЦТО на уроке биологии.

Парацентрическая технология обучения (см. Приложение 7).

Алгоритм работы по ПЦТО.

  1. Изучи информационный лист учащегося.
  2. Выбери 6-8 средств(СО), с которыми ты будешь общаться, составь маршрутный лист общения с этим СО.
  3. Найди место нахождения в классе выбранного для общения СО.
  4. Займи место, где находится средство обучения, выбранное тобой для работы первым.
  5. Познакомься с методической инструкцией для данного средства обучения.
  6. Начинай работу, делая соответствующие пометки в тетради (запись, зарисовки, таблицы и др.)
  7. После выполнения заданий по данной методической инструкции (МИ) повтори проработанный материал и переходи к новому СО.
  8. Если ты решил после работы с каждым СО выходить на собеседование к учителю, то выходи на коррекционный контроль.
  9. После контроля замени в листке учета “+” на # и начинай работу с новым СО.
  10. Проработав 6–8 средств обучения(СО), выходи на индивидуальный письменный контроль (ИПК) после собеседника с учителем(центром).
  11. В ходе работы можешь сделать разгрузку за валеологическим местом ученика (ВМУ).

Тематическое планирование .

ИВУ ПЦТО К
1 час 3часа 1 час

Где: ИВУ – информационный ввод учителя.

ПЦТО – работа в рамках парацентрической технологии обучения.

К – контроль знаний.

Информационный лист к теме: “Земноводные”.

Название Методическая инструкция
СО1 1) Учебник Биология. Животные. 7 класс В.М. Константинов В.Г. Бабенко В.С. Кучменко

2) Рабочая тетрадь № 2 Биология. Животные.С.В. Суматохин В.С. Кучменко

1. Прочитать текст учебника §36 На стр. 174-175

2. Выполните в рабочей тетради №2 на стр. 23 задание № 2

СО2 1) Учебник Биология. Животные. 7 класс В.М. Константинов В.Г. Бабенко В.С. Кучменко

2) Натуральный скелет лягушки.

1. Прочитать текст учебника §36 На стр. 176–177 Выполни лабораторную работу “Изучение скелета лягушки”.

2. В рабочей тетради № 2 стр. 24 выполни задание № 4

СО3

 

 

 

 

 

Дополнительная литература

1) Журнал “Юный натуралист” №5, 1988г.

2) Журнал “Юный натуралист” №7, 1989г.

3) Занимательная зоология. В. Сабунаев

1. Прочитай текст “Озерная симфония” на стр. 36–38

Ответь на вопросы:

а) Где зимуют травяные лягушки, жабы, зеленые лягушки?

б) Почему головастики растут с неодинаковой скоростью, обитая в одном и том же пруду.

2. Прочитай текст “Малайская жаба” стр. 32-33

Ответь: Зачем нужно охранять жаб?

3. Прочитать текст стр. 173-174 до слов “Рыбы”. Заполни таблицу в тетради:

Название земноводного Способ защиты потомства
Квакша-кузнец
Бразильская квакша
Листовая лягушка
Квакша-филамидуза
суринамская жаба-пипа
СО4 1)Влажный препарат “Внутреннее строение лягушки”

2)Мир животных И. Акимушкин, 1974г.

1. Выполни лабораторную работу “Внутреннее строение на готовом влажном препарате”

2. Выполни задание № 1 стр. 24 в рабочей тетради №2

3. Прочитай на стр. 219 “Пожиратели змей”.Ответь на вопрос: “ Веришь ли ты, что…

СО5 Компьютер (Запись звуков земноводных) 1. Внимательно прослушай звуки земноводных, постарайся запомнить, кому принадлежат звуки:

а) Озерная лягушка

б) Жаба и др.

СО6 Учебник Биология. Животные. 7 класс В.М. Константинов В.Г.Бабенко В.С. Кучменко Рельефная таблица “Лягушка” 1. Выполни задание № 2 стр. 25 в рабочей тетради № 2 Биология. Животные. С.В. Суматохин В.С. Кучменко
СО7 Учебник Биология. Животные. 7 класс В.М. Константинов В.Г.Бабенко В.С. Кучменко 1. Прочитай текст учебника §38 “Годовой цикл жизни и происхождение земноводных”.

2. Выполни задания № 4 стр. 27–28, №5 стр.28 в рабочей тетради № 2 Биология. Животные. С.В. Суматохин В.С. Кучменко

СО8 Дополнительная литература “Мир животных” И. Акимушкин 1974г. 1. Прочитай текст стр. 170

2. Рассмотри рисунки на стр. 170-171 “Исполин ханзаки и играющий в воде аксолотль”.

3. Ответь на вопросы:

а) Кто такие аксолотль и амбистома?

б) Какое земноводное самое большое в мире?

СО9 1)Красная Книга Омской области Омск 2005 редакционно-издательский совет: Л.К. Полежаев А.М.Луппов и др.

2)Омское Прииртышье “Природа и экология Омского Прииртышья” Омск 2007г. хрестоматия автор-составитель Е.А.Смирнова; под общей редакцией Г.И.Саренко

1. Прочитать текст стр. 63-68

Нанеси на карту Омской области земноводных, занесенных в Красную Книгу Омской области, запиши их в свою тетрадь.

2. Укажи причины снижения численности этих земноводных.

3. Проситай текст стр. 121 124 Заполни схему

СО10 1) Компьютер электронный диск “животные” Земноводные.

2) Динамическое пособие на магнитах модель-аппликация “Взаимодействия в природных сообществах”

3)Биология Слюсарев А.А. Жукова С.В. учебник для мед ВУЗов 1987г.

1. Изучи видовое многообразие земноводных. Играйте в паре в зоологическое лото. “узнай меня, амфибию!”

2. Составьте пищевую цепь с участием лягушки из моделей динамического пособия.

3) Прочитай стр. 384 (начиная со слов “В классе земноводные …” До конца абзаца, заполни таблицу:

ядовитые земноводные: действие на организм человека

Лист учета деятельности обучающегося (Приложение 8)

Где СО1–СО10 – различные средства обучения и методические индукции к работе с ними, предоставляемые для выбора учащимся.

У1–У10 – общение ученика с другими учениками по разным методическим инструкциям;

  • знак #означает то ,что этап проработан учеником,
  • знак “+” означает то, что это СО выбрал для себя ученик.

Пройдя общение по методическим инструкциям, ученик в листе учета ставит знак “+” против соответствующего вида диалогового общения и своей фамилии. В итоге до встречи с учителем у ученика должно быть не менее пяти диалоговых общении.

Домашнее задание: Домашняя работа дается дифференцированно в рабочих тетрадях (тестовые задания). Приложение 6

Обратная связь:

– обсуждение вопросов;

– комфортно ли себя чувствуют обучающиеся при такой системе?

– много ли возникало вопросов при выполнении заданий?

– необходимы ли для вас такие уроки?

Приложение 1.

Лабораторная работа.

Скелет лягушки.

О б о р у д о в а н и е: скелет лягушки.

  1. Пользуясь рисунком учебника, найдите отделы скелета лягушки.
  2. рассмотрите позвоночник лягушки и выясните, чем он сходен с позвоночником рыбы, чем отличается от него. обратите внимания на число позвонков. Чем заканчивается позвоночник? Есть ли ребра у лягушки?
  3. Рассмотрите скелет передних и задних конечностей. Выясните, какие кости их образуют. Найдите пояса конечностей. какие кости входят в их состав?
  4. выясните, чем скелет головы лягушки отличается от скелета головы рыбы.

Составьте таблицу:

Отделы скелета Основные кости, образующие скелет.

Приложение 2.

Лабораторная работа.

Внутренние строение лягушки.

О б о р у д о в а н и е: вскрытая лягушка(влажный препарат) и рельефная таблица с изображением вскрытой лягушки.

  1. Рассмотрите влажный препарат лягушки. найдите с помощью рисунка учебника пищевод, желудок, кишечник, печень с желчным пузырем. каковы особенности строения пищеварительной системы лягушки по сравнению с рыбой?
  2. Найдите легкие. Какой вид они имеют?
  3. Выясните, где располагается сердце. Найдите отходящие от него кровеносные сосуды.
  4. Рассмотрите органы выделения и размножения.
  5. Какие особенности внутреннего строения лягушки отличают ее от рыб?

Приложение 3.

Вопросы для контроля.

Высокий уровень.

  1. Наибольшее число земноводных обитает в тропиках с их ровной температурой и большой влажностью. в умеренных широтах их мало, а в Африке и Антарктиде их совсем нет. Почему?
  2. Земноводные получили название за способность жить на суше и в воде. Чего в них больше земного или водного?
  3. В процессе эволюции у земноводных сформировались вместо плавника конечности рычажного типа. В чем биологическое значение такого способа передвижения?
  4. Земноводные широко распространены на суше, однако в морской воде они не встречаются, а моря и океаны им недоступны. Почему?
  5. Лягушки охотятся за движущейся добычей. они хватают ее и проглатывают, однако ученые биологи утверждают, что “лягушки едят , используя глаза”. Насколько они правы?
  6. Земноводные повсеместно широко распространены в средней полосе, однако в местах хозяйственной деятельности человека замечено сокращение их численности. Предложите свои объяснения.
  7. В каком водоеме быстрее произойдет метаморфоз(превращение) головастика в том, где избыток, или в том, где недостаток пищи?
  8. Лягушки на суше передвигаются прыжками. Почему не могут на суше передвигаться на суше тритоны?
  9. У земноводных нет жабр, однако они себя отлично чувствуют под водой. Почему земноводные не задыхаются под водой?
  10. Героями фантастического романа Карла Чапека “Война с маламaндрами” были саламaндры Andrias Scheicheria, якобы дожившие до наших дней в лагунах коралловых островов в Тихом океане. не допустил ли автор ошибки в своем романе?
  11. Сердце лягушки сокращается чаще, чем у рыб (от 40 до 50 раз в минуту) однако обмен веществ в ее организме протекает медленнее. Как вы можете объяснить это явление?
  12. Осенью про 0С лягушки делают прыжки до 10-15 см, а вот летом, в жару ,до 100 см. Почему?
  13. Среди населения распространено убеждение, что лягушки, жабы, если их брать в руки, могут вызывать появления на руках бородавок. В чем несостоятельность такого убеждения?
  14. Молоко скисает под влиянием молочнокислых бактерий. Издавна крестьяне для хранения молока пускали в него лягушек. На чем основан такой способ сохранения молока?

Приложение 4.

Вопросы для контроля.

  1. Какой период жизненного цикла земноводные проводят в воде и какой на суше?
  2. Из каких частей можно подразделить скелет лягушки?
  3. Какие особенности имеет кожа лягушки?
  4. На какие части можно подразделить скелет лягушки?
  5. Какие кости входят в пояс передних конечностей?
  6. Какие кости входят в пояс задних конечностей?
  7. Как прикрепляются пояса конечностей к позвоночнику?
  8. Какие мышцы лягушки наиболее развиты?
  9. На какие части можно разделить переднюю конечность лягушки и какие находятся в каждой из них?
  10. Чем питаются лягушки и как они захватывают добычу?
  11. Каковы особенности строения пищеварительного тpaкта лягушки?;
  12. Как устроено сердце лягушки?
  13. Какие кровеносные сосуды впадают в левое и в правое предсердия?
  14. Какую кровь несет полая вена и какую– легочная вена?
  15. Какой сосуд выносит кровь из желудочка?
  16. Какая кровь идет по легочной артерии и куда она впадает?
  17. Какая кровь идет по аорте?
  18. Где смешивается кровь у земноводных, в каких частях тела она обогащается и насыщается О2 и насыщается СО2?
  19. Почему земноводные имеют температуру тела окружающей среды, а не свою собственную?
  20. Как меняются органы дыхания в процессе жизненного цикла лягушки?
  21. Каково происхождения жабр и легких в процессе филогенеза и онтогенеза?
  22. Какую роль у лягушки играет мочевой пузырь и кожа?
  23. Из чего образуется клоака, что в нее впадает?
  24. Что входит в состав внутреннего и среднего уха у лягушки?
  25. Как происходит процесс размножения и развитие зародыша у лягушки?
  26. Какой экологический фактор определяет распространение земноводных?

В результате анализа листа деятельности обучающихся со средствами обучения и листа контроля можно сделать следующие выводы:

– осуществлять уровневый и профильный дифференцированный процесс обучения;

– формировать компетентности : планировать свою деятельность (у 94% обучающихся) ;определять проблемы собственной учебной деятельности и устранять их причины (у 92% обучающихся) ; умение ставить перед собой цель (у 100% обучающихся).

Следовательно, данная система позволяет учителю не только объективно оценивать компетентности обучающихся, но и мотивировать познавательный процесс в обучении биологии.

Приложение 5.

Задание 4, стр. 27

Заполните пропуски в тексте.

Земноводные– обитатели _____________________________. Их развитие связано с ______________________. Личинки земноводных обитают в _____________________. Личинки дышат __________________, а взрослые животные дышат _______________.

Земноводные – животные с ______________________________с температурой тела.

Встречаются только в ___________________________________ водоемах.



Комментарии:

Урок-панорама "Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить". Биология (8-й класс)


    Урок-панорама "Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить". Биология (8-й класс)

      Урок-панорама состоит из трех мини-уроков: мини-спектакль «Сердце – это жизнь», «живая» газета «Спасибо, сердце», деловая игра «На приёме у кардиолога». ...

27 11 2024 23:25:13

Оплодотворение у растений. Семена и плоды. Биология

Оплодотворение у растений. Семена и плоды.  Биология После опыления происходит оплодотворение —процесс, в ходе которого цветок превращается в плод. Плоды, как и цветки, очень разнообразны. Оплодотворение Пыльцевое...

26 11 2024 20:41:57

Тема: «Многообразие насекомых»

Цель урока: развитие умений применять биологические знания на уроках других учебных дисциплин; расширение знаний о мире насекомых, развитие наблюдательности, умения выделить хаpaктерные особенности насекомых; научить анализировать конструктивные особенности природного объекта....

25 11 2024 2:35:10

Язык цветов в культуре народов

Предлагаемая разработка занятия элективного курса может быть использована при проведении внеклассных занятий в 5–8-х классах с целью развития устойчивого интереса к изучению природы и расширения кругозора. Предлагается для учащихся, желающих узнать как можно больше о разнообразии цветущих растений. Содержание занятия позволяет познакомить с растениями-символами, легендами народов мира, поэтическими строками, посвящённым красоте и величии цветущих растений....

24 11 2024 14:37:32

Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и пpaктическое значение


    Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и пpaктическое значение

      Главная цель образования сегодня - научить детей учиться и творчески применять полученные знания на пpaктике. Применяемая технология позволяет создать условия для достижения этих целей. Она располагает огромным количеством различных приемов, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания....

23 11 2024 2:45:21

Обобщающий урок по биологии по теме «Кровь и кровообращение». 8-й класс


    Обобщающий урок по биологии по теме «Кровь и кровообращение». 8-й класс

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Кровь и кровообращение»...

22 11 2024 4:52:12

Урок-семинар "Генетика и медицина"


    Урок-семинар "Генетика и медицина"

      На уроке-семинаре идет ознакомление учащихся с основами медицинской генетики и ее ролью в здравоохранении; развиваютя представления учащихся о биосоциальной сущности человека. В ходе урока учащиеся совершенствуют навыки обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания; развивают речь, повышают культуру общения....

21 11 2024 10:49:37

Разработка урока биологии на тему "Плоды" с презентацией


    Разработка урока биологии на тему "Плоды" с презентацией

      Презентация подготовлена к уроку биологии в 6-м классе. Она помогает закрепить знания о строении и значении цветка, плода; познакомить с разнообразием и классификацией плодов. ...

20 11 2024 1:11:37

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

19 11 2024 15:33:48

Открытый урок по биологии в 8-м классе КРО на тему: "Хищные насекомые и переносчики возбудителей болезней"


    Открытый урок по биологии в 8-м классе КРО на тему: "Хищные насекомые и переносчики возбудителей болезней"

      Цель работы: показать роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных, используя элементы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)....

18 11 2024 3:12:32

Использование информационных технологий на уроках биологии


    Использование информационных технологий на уроках биологии

      К наиболее эффективным формам представления материала по биологии следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. ...

17 11 2024 3:19:52

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

16 11 2024 18:13:23

Экологическая тропа


    Экологическая тропа

      Экологическая тропа - это учебно-просветительный "кабинет" в природных условиях. Это отличный урок с применением самой лучшей наглядности, где ребята вдумчиво наблюдают и изучают природу, приобретая глубокие и прочные знания о ней. Проводить экскурсии и походы по экологическим тропам можно как в дополнительном образовании, так и в общеобразовательной школе....

15 11 2024 14:41:40

Решение биологических задач. Генетический код ЕГЭ biologia's Blog

Решение биологических задач. Генетический код   ЕГЭ biologia's Blog Задачи. Генетический код днк Решение биологических задач  по расшифровке генетического кода Очень часто в части С пятая задача предлагается на расшифровку генетического кода, зная последовательност…...

14 11 2024 21:13:27

Быть всегда творческим — значит быть всесильным


    Быть всегда творческим — значит быть всесильным

      В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....

13 11 2024 9:59:26

Особенности внутреннего строения рыб

Презентация для учащихся 7-го класса по теме «Надкласс рыбы». Занятие построено на основе презентации....

12 11 2024 10:11:47

Урок по теме "Надкласс рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания". 7-й класс


    Урок по теме "Надкласс рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания". 7-й класс

      Урок развивает критическое мышление в чтении и письме (метод "фишбоун"). В ходе урока у учащихся формируются знания о общей хаpaктеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания....

11 11 2024 8:21:29

Урок-праздник "Покормите птиц зимой!". 2-й класс


    Урок-праздник "Покормите птиц зимой!". 2-й класс

      Представлен урок-праздник «День птиц». Учащиеся переносятся в сказочную страну птиц Орнитопланию. Цель путешествия – формирование экологического мышления учащихся; привлечение внимания учащихся и взрослых к зимней орнитофауне; повышение уровня экологической культуры....

10 11 2024 3:51:44

Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

09 11 2024 16:47:20

Учебная экологическая тропа


    Учебная экологическая тропа

      Учебная экологическая тропа используется во время весенних экскурсий по предметам география, биология и в летний период во время работы пришкольного лагеря отдыха. Учащиеся на данной тропе изучают объекты и явления природы, приобретает опыт оценок хаpaктера взаимодействия человека и природы, отpaбатывают приемы и навыки по уходу за растениями и работой с инструктивными карточками и определителями. При выборе маршрута учитывалась доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость. ...

08 11 2024 9:42:50

Урок биологии в 6-м классе "Голосеменные"


    Урок биологии в 6-м классе "Голосеменные"

      Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, отличием их от споровых, на уроке рассматривается строение хвои и голосеменных. Определяется роль голосеменных в природе, в жизни человека. ...

07 11 2024 14:44:47

Урок-игра по биологии по теме "Многообразие паразитических червей и меры борьбы с ними"


    Урок-игра по биологии по теме "Многообразие паразитических червей и меры борьбы с ними"

      Занятие с целью изучения многообразия червей–паразитов, их вреда, способов их выявления и профилактики....

06 11 2024 4:30:48

Разработка урока "Цветок. Соцветия"


    Разработка урока "Цветок. Соцветия"

      Завершено изучение темы "Цветок. Соцветия". Изучен довольно большой теоретический материал. Проведены самостоятельные работы. Пришла пора подвести итог, привести наши знания по изучаемой теме в систему. ...

05 11 2024 11:33:42

Урок-лекция "Вирус СПИДа в организме человека"


    Урок-лекция "Вирус СПИДа в организме человека"

      Урок-лекция, на котором дается общее понятие вирусов в природе и жизни человека; объясняется строение и жизненный цикл вируса СПИДа; рассмотрены этапы заражения клетки вирусом СПИДа; выявляются статистические данные о вирусе. В ходе урока перед учащимися ставится вопрос о препаратах, противостоящих вирусу СПИДа с целью попытаться найти ответ, а также говорится о проблеме СПИДа в России....

04 11 2024 7:36:24

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

      Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

03 11 2024 13:12:40

Тип простейшие. Общая хаpaктеристика и строение простейших

Тип простейшие. Общая хаpaктеристика и строение простейших В морфологическом отношении простейшее равноценно клетке, но в физиологическом представляет собой целый самостоятельный организм....

02 11 2024 17:30:56

Лабораторная работа "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя"


    Лабораторная работа "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя"

      Цели урока: показать хаpaктерные особенности более сложной организации червей по сравнению с кишечнополостными (во внешнем строении) на примере кольчатого червя; выяснить значение дождевых червей в почвообразовательном процессе. ...

01 11 2024 18:30:58

Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс


    Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс

      Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....

31 10 2024 13:20:26

Цветок


    Цветок

      Урок помогает развивать знания учащихся о строении цветка, его значении в жизни растения; сформировать знания о цветке как видоизмененном побеге; совершенствовать умения работать с дидактическим материалом. Способствует развитию мышления, формированию ответственного отношения учащихся к природе, раскрывая вред, наносимый массовым сбором дикорастущих растений....

30 10 2024 7:49:28

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система. Популяция – структурная единица вида. 10-й класс

Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой для базового уровня обучения биологии в полной средней школе. Тема 4. "Популяционно-видовой уровень организации жизни". Занятие поможет учащимся ознакомиться с понятием популяция, рассмотреть популяцию с точки зрения формы существования вида, компонента биогеоценоза, генетической системы....

29 10 2024 19:56:56

Урок на тему: "Сон и бодрствование, как взаимосвязанные процессы ВНД. Предупреждение нарушений сна"


    Урок на тему: "Сон и бодрствование, как взаимосвязанные процессы ВНД. Предупреждение нарушений сна"

      На уроке учитель рассказывает учащимся о биологическом значении сна и бодрствования и их чередования; знакомит с природой и фазами сна; показывает, что любая деятельность человека носит циклический хаpaктер, а циклы определяются как внешними, так и внутренними причинами. А также речь идет о гигиенических требованих организации режима дня человека, обеспечивающие полноценный сон и активное бодрствование....

28 10 2024 13:28:50

Игра "Звездный час" по теме "Покрытосеменные"


    Игра "Звездный час" по теме "Покрытосеменные"

      Контрольно-обобщающий урок по теме проводится в форме игры....

27 10 2024 14:52:44

Открытый урок по биологии с использованием ИКТ "История и методы изучения клетки. Клеточная теория" (9-й класс)

Урок в 9-м классе знакомит учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки....

26 10 2024 0:46:50

Урок: "Функция органа зрения и его гигиена"


    Урок: "Функция органа зрения и его гигиена"

      Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....

25 10 2024 22:40:16

Школьное лесничество как средство повышения мотивации в обучении биологии и экологии


    Школьное лесничество как средство повышения мотивации в обучении биологии и экологии

      Проект призван решить ряд проблем в обучении биологии, выявленных в результате swot и step анализа внешних и внутренних условий. Хаpaктерным в проекте является комплексный подход в решении задач эстетического, экологического и познавательного хаpaктера. Реализация задач проекта предполагает поэтапную работу в трех направлениях: с детьми, родителями и педагогами. Механизм реализации проекта представлен в модулях с указанием ответственных лиц за исполнение модуля. Проект содержит план работы, основные виды деятельности, взаимодействие с лесхозом и питомником, результаты работы школьного лесничества....

24 10 2024 13:17:58

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

      Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

23 10 2024 2:58:28

Строение ядра эукариот


    Строение ядра эукариот

      Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

22 10 2024 17:56:32

Мы вместе решаем все дела (из опыта работы учителя биологии)


    Мы вместе решаем все дела (из опыта работы учителя биологии)

      Я хочу представить материалы Недели биологии и химии в школе. Воспитание познавательной активности, мотивации учеников, развитие гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективных делах, а неделя учебного предмета помогает решать эти вопросы. ...

21 10 2024 19:29:10

Урок по биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"


    Урок по биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

      Урок "Гигиена сердечно-сосудистой системы", проводимый в форме конференции, позволяет ученикам побывать в ролях врачей, лаборантов, тренеров, проявить творчество, самостоятельность в поиске решений проблемных ситуаций. Знания, которые получают школьники на уроке, актуальны не только с точки зрения приобретения ЗУН, но создают условия для формирования у подрастающего поколении потребности в укреплении и сохранении своего здоровья. ...

20 10 2024 23:58:45

Опухоль молочной железы у кошки: симптомы, диагноз и лечение

Опухоль молочной железы у кошки: симптомы, диагноз и лечение Это патологическое разрастание ткани, визуально проявляющееся в виде образования плотных узелков в области сосков, подмышечных впадин и паховой области....

19 10 2024 7:31:53

Урок биологии на тему "Грибы. Общая хаpaктеристика". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Грибы. Общая хаpaктеристика". 5-й класс

      Урок проводится в 5-м классе в соответствии с современными требованиями ФГОС по программе В.В.Пасечника «Линия жизни», Просвещение. Урок освоения новых знаний с опорой на уже имеющиеся знания из курса «Окружающий мир», что позволяет расширить рамки изучаемого на уроке. Используется технология проблемного обучения, работа в группах и современные информационные технологии. Учащиеся используют в работе мобильный класс, цифровой и световой микроскопы....

18 10 2024 18:36:13

Животные как источник возможной опасности. Меры защиты

Учащиеся 7-го класса на уроке биологии продолжают знакомиться с многообразием животного мира....

17 10 2024 14:13:13

Лишайники – симбиотические организмы

Данная разработка предлагает проведение урока с использованием слайд-презентации, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....

16 10 2024 16:48:29

Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7–8-е классы


    Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7–8-е классы

      Заключительный урок проверки и оценки знаний в виде игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к биологии. Оценку получают все учащиеся. Любой ученик может проявить себя так, чтобы получить положительную оценку. Материал урока можно использовать на Неделе естествознания. ...

15 10 2024 19:47:57

Влияние деятельности человека на видовое многообразие растений

Влияние деятельности человека на видовое многообразие растений Уничтожение лесов, осушение болот, орошение засушливых земель — все это отражается на географическом распределении видов. Большое значение имеет и вовлечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов для размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, использования атомной энергии....

14 10 2024 13:18:37

Педагогическая мастерская на уроках биологии "Плоды"


    Педагогическая мастерская на уроках биологии "Плоды"

      Урок проводится по технологии "педагогическая мастерская", которая предполагает предметно-деятельностный подход к обучению. Сочетание УМК по биологии под редакцией Н.И.Сонина и применение технологии педагогической мастерской способствует развитию познавательной активности учащихся, формирует стойкий повышенный интерес, прививает навыки самостоятельной работы. В течение урока дети находятся в постоянной деятельности по получению новых знаний, их корректировке и систематизации....

13 10 2024 10:32:11

Дыхательная система


    Дыхательная система

      Цель урока: закрепить полученные знания по теме и приемы оказания реанимации в различных жизненных ситуациях. Учащиеся знакомятся со строением, функциями и гигиеной дыхательной системы....

12 10 2024 3:53:39

Конспект открытого урока биологии в 7-м классе


    Конспект открытого урока биологии в 7-м классе

      Урок направлен на формирование знаний о функциях корня, особенностях строения корневых систем и расположения различных типов корней на растении. Во время урока дети работают с материалами презентации, табличным материалом и с гербарными экземплярами растений, что способствует формированию различных УУД учащихся....

11 10 2024 17:19:16

Пpaктическая работа "Фотосинтез"


    Пpaктическая работа "Фотосинтез"

      Пpaктическая работа по биологии с использованием компьютерной технологии. На уроке ученики углубляют знания о метаболизме на основе изучения фотосинтеза как одного из вариантов пластического обмена. Привлечение учащихся к цели урока происходит через включение их в самостоятельную работу. ...

10 10 2024 16:53:17

Авторская программа "Человек и природа"


    Авторская программа "Человек и природа"

      Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

09 10 2024 18:58:11

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::