Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения) > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения)


    Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения)

Учебное время (5 часов ).

Дидактические цели.

Знать:

  1. Общая хаpaктеристика класса земноводные.
  2. Внешнее и внутреннее строение земноводных на примере лягушки.
  3. Земноводный образ жизни. Питание.
  4. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки.
  5. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.
  6. Многообразие земноводных.
  7. Значение земноводных в природе и в жизни человека.
  8. Охрана земноводных.
  9. Происхождение земноводных.

Уметь:

  1. Уметь составлять общую хаpaктеристику класса.
  2. Уметь распознавать системы органов земноводных.
  3. Уметь доказать земноводный образ жизни.
  4. Уметь хаpaктеризовать сходство личинок земноводных с рыбами, метаморфоз земноводных, годовой жизненный цикл земноводных.
  5. Уметь распознавать изученные виды земноводных в природе, на таблицах, рисунках.
  6. Уметь указывать роль земноводных в природе, жизни человека.
  7. Уметь называть охраняемых земноводных на территории России, а также в Омской области, прогнозировать изменения в развитии биогеоценозов под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.
  8. Уметь устанавливать взаимосвязь между земноводными и кистеперыми рыбами.

Развивающие цели: (ОУУН)

  1. Умение последовать несложные связи и зависимости.
  2. Самостоятельно выбирать критерии для сравнения.
  3. Извлекать необходимую информацию из источников.
  4. Умение выполнять задания, руководствуясь методическим инструктажем.

Воспитательные цели:

  1. Формирование умений работы в коллективе, в парах.
  2. Принимать совместное решение.
  3. Формировать самооценку личности.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Узнавать:
– отделы скелета земноводных, системы внутренних органов по рисункам; видовое многообразие земноводных.

Описывать:
– внешнее строение земноводных, приспособления к жизни на суше и в воде;
– строение и функции систем внутренних органов.

Сравнивать:
– скелет земноводных и костных рыб;
– строение систем внутренних органов;
– по выделенным критериям головастика и взрослую особь;
– развитие рыбы и лягушки.

Понятия: Земноводные; батрахология; трехкамерное сердце; смешанная кровь; слезные железы; легкие; кожное дыхание; легочный круг кровообращения; оцепенение; метаморфоз; бесхвостые; хвостатые; безногие; аксолотль; амбистома; неотения.

Познавательная цель учителя – определить результативность и эффективность применяемой технологии ПЦТО на уроке биологии.

Парацентрическая технология обучения (см. Приложение 7).

Алгоритм работы по ПЦТО.

  1. Изучи информационный лист учащегося.
  2. Выбери 6-8 средств(СО), с которыми ты будешь общаться, составь маршрутный лист общения с этим СО.
  3. Найди место нахождения в классе выбранного для общения СО.
  4. Займи место, где находится средство обучения, выбранное тобой для работы первым.
  5. Познакомься с методической инструкцией для данного средства обучения.
  6. Начинай работу, делая соответствующие пометки в тетради (запись, зарисовки, таблицы и др.)
  7. После выполнения заданий по данной методической инструкции (МИ) повтори проработанный материал и переходи к новому СО.
  8. Если ты решил после работы с каждым СО выходить на собеседование к учителю, то выходи на коррекционный контроль.
  9. После контроля замени в листке учета “+” на # и начинай работу с новым СО.
  10. Проработав 6–8 средств обучения(СО), выходи на индивидуальный письменный контроль (ИПК) после собеседника с учителем(центром).
  11. В ходе работы можешь сделать разгрузку за валеологическим местом ученика (ВМУ).

Тематическое планирование .

ИВУ ПЦТО К
1 час 3часа 1 час

Где: ИВУ – информационный ввод учителя.

ПЦТО – работа в рамках парацентрической технологии обучения.

К – контроль знаний.

Информационный лист к теме: “Земноводные”.

Название Методическая инструкция
СО1 1) Учебник Биология. Животные. 7 класс В.М. Константинов В.Г. Бабенко В.С. Кучменко

2) Рабочая тетрадь № 2 Биология. Животные.С.В. Суматохин В.С. Кучменко

1. Прочитать текст учебника §36 На стр. 174-175

2. Выполните в рабочей тетради №2 на стр. 23 задание № 2

СО2 1) Учебник Биология. Животные. 7 класс В.М. Константинов В.Г. Бабенко В.С. Кучменко

2) Натуральный скелет лягушки.

1. Прочитать текст учебника §36 На стр. 176–177 Выполни лабораторную работу “Изучение скелета лягушки”.

2. В рабочей тетради № 2 стр. 24 выполни задание № 4

СО3

 

 

 

 

 

Дополнительная литература

1) Журнал “Юный натуралист” №5, 1988г.

2) Журнал “Юный натуралист” №7, 1989г.

3) Занимательная зоология. В. Сабунаев

1. Прочитай текст “Озерная симфония” на стр. 36–38

Ответь на вопросы:

а) Где зимуют травяные лягушки, жабы, зеленые лягушки?

б) Почему головастики растут с неодинаковой скоростью, обитая в одном и том же пруду.

2. Прочитай текст “Малайская жаба” стр. 32-33

Ответь: Зачем нужно охранять жаб?

3. Прочитать текст стр. 173-174 до слов “Рыбы”. Заполни таблицу в тетради:

Название земноводного Способ защиты потомства
Квакша-кузнец
Бразильская квакша
Листовая лягушка
Квакша-филамидуза
суринамская жаба-пипа
СО4 1)Влажный препарат “Внутреннее строение лягушки”

2)Мир животных И. Акимушкин, 1974г.

1. Выполни лабораторную работу “Внутреннее строение на готовом влажном препарате”

2. Выполни задание № 1 стр. 24 в рабочей тетради №2

3. Прочитай на стр. 219 “Пожиратели змей”.Ответь на вопрос: “ Веришь ли ты, что…

СО5 Компьютер (Запись звуков земноводных) 1. Внимательно прослушай звуки земноводных, постарайся запомнить, кому принадлежат звуки:

а) Озерная лягушка

б) Жаба и др.

СО6 Учебник Биология. Животные. 7 класс В.М. Константинов В.Г.Бабенко В.С. Кучменко Рельефная таблица “Лягушка” 1. Выполни задание № 2 стр. 25 в рабочей тетради № 2 Биология. Животные. С.В. Суматохин В.С. Кучменко
СО7 Учебник Биология. Животные. 7 класс В.М. Константинов В.Г.Бабенко В.С. Кучменко 1. Прочитай текст учебника §38 “Годовой цикл жизни и происхождение земноводных”.

2. Выполни задания № 4 стр. 27–28, №5 стр.28 в рабочей тетради № 2 Биология. Животные. С.В. Суматохин В.С. Кучменко

СО8 Дополнительная литература “Мир животных” И. Акимушкин 1974г. 1. Прочитай текст стр. 170

2. Рассмотри рисунки на стр. 170-171 “Исполин ханзаки и играющий в воде аксолотль”.

3. Ответь на вопросы:

а) Кто такие аксолотль и амбистома?

б) Какое земноводное самое большое в мире?

СО9 1)Красная Книга Омской области Омск 2005 редакционно-издательский совет: Л.К. Полежаев А.М.Луппов и др.

2)Омское Прииртышье “Природа и экология Омского Прииртышья” Омск 2007г. хрестоматия автор-составитель Е.А.Смирнова; под общей редакцией Г.И.Саренко

1. Прочитать текст стр. 63-68

Нанеси на карту Омской области земноводных, занесенных в Красную Книгу Омской области, запиши их в свою тетрадь.

2. Укажи причины снижения численности этих земноводных.

3. Проситай текст стр. 121 124 Заполни схему

СО10 1) Компьютер электронный диск “животные” Земноводные.

2) Динамическое пособие на магнитах модель-аппликация “Взаимодействия в природных сообществах”

3)Биология Слюсарев А.А. Жукова С.В. учебник для мед ВУЗов 1987г.

1. Изучи видовое многообразие земноводных. Играйте в паре в зоологическое лото. “узнай меня, амфибию!”

2. Составьте пищевую цепь с участием лягушки из моделей динамического пособия.

3) Прочитай стр. 384 (начиная со слов “В классе земноводные …” До конца абзаца, заполни таблицу:

ядовитые земноводные: действие на организм человека

Лист учета деятельности обучающегося (Приложение 8)

Где СО1–СО10 – различные средства обучения и методические индукции к работе с ними, предоставляемые для выбора учащимся.

У1–У10 – общение ученика с другими учениками по разным методическим инструкциям;

  • знак #означает то ,что этап проработан учеником,
  • знак “+” означает то, что это СО выбрал для себя ученик.

Пройдя общение по методическим инструкциям, ученик в листе учета ставит знак “+” против соответствующего вида диалогового общения и своей фамилии. В итоге до встречи с учителем у ученика должно быть не менее пяти диалоговых общении.

Домашнее задание: Домашняя работа дается дифференцированно в рабочих тетрадях (тестовые задания). Приложение 6

Обратная связь:

– обсуждение вопросов;

– комфортно ли себя чувствуют обучающиеся при такой системе?

– много ли возникало вопросов при выполнении заданий?

– необходимы ли для вас такие уроки?

Приложение 1.

Лабораторная работа.

Скелет лягушки.

О б о р у д о в а н и е: скелет лягушки.

  1. Пользуясь рисунком учебника, найдите отделы скелета лягушки.
  2. рассмотрите позвоночник лягушки и выясните, чем он сходен с позвоночником рыбы, чем отличается от него. обратите внимания на число позвонков. Чем заканчивается позвоночник? Есть ли ребра у лягушки?
  3. Рассмотрите скелет передних и задних конечностей. Выясните, какие кости их образуют. Найдите пояса конечностей. какие кости входят в их состав?
  4. выясните, чем скелет головы лягушки отличается от скелета головы рыбы.

Составьте таблицу:

Отделы скелета Основные кости, образующие скелет.

Приложение 2.

Лабораторная работа.

Внутренние строение лягушки.

О б о р у д о в а н и е: вскрытая лягушка(влажный препарат) и рельефная таблица с изображением вскрытой лягушки.

  1. Рассмотрите влажный препарат лягушки. найдите с помощью рисунка учебника пищевод, желудок, кишечник, печень с желчным пузырем. каковы особенности строения пищеварительной системы лягушки по сравнению с рыбой?
  2. Найдите легкие. Какой вид они имеют?
  3. Выясните, где располагается сердце. Найдите отходящие от него кровеносные сосуды.
  4. Рассмотрите органы выделения и размножения.
  5. Какие особенности внутреннего строения лягушки отличают ее от рыб?

Приложение 3.

Вопросы для контроля.

Высокий уровень.

  1. Наибольшее число земноводных обитает в тропиках с их ровной температурой и большой влажностью. в умеренных широтах их мало, а в Африке и Антарктиде их совсем нет. Почему?
  2. Земноводные получили название за способность жить на суше и в воде. Чего в них больше земного или водного?
  3. В процессе эволюции у земноводных сформировались вместо плавника конечности рычажного типа. В чем биологическое значение такого способа передвижения?
  4. Земноводные широко распространены на суше, однако в морской воде они не встречаются, а моря и океаны им недоступны. Почему?
  5. Лягушки охотятся за движущейся добычей. они хватают ее и проглатывают, однако ученые биологи утверждают, что “лягушки едят , используя глаза”. Насколько они правы?
  6. Земноводные повсеместно широко распространены в средней полосе, однако в местах хозяйственной деятельности человека замечено сокращение их численности. Предложите свои объяснения.
  7. В каком водоеме быстрее произойдет метаморфоз(превращение) головастика в том, где избыток, или в том, где недостаток пищи?
  8. Лягушки на суше передвигаются прыжками. Почему не могут на суше передвигаться на суше тритоны?
  9. У земноводных нет жабр, однако они себя отлично чувствуют под водой. Почему земноводные не задыхаются под водой?
  10. Героями фантастического романа Карла Чапека “Война с маламaндрами” были саламaндры Andrias Scheicheria, якобы дожившие до наших дней в лагунах коралловых островов в Тихом океане. не допустил ли автор ошибки в своем романе?
  11. Сердце лягушки сокращается чаще, чем у рыб (от 40 до 50 раз в минуту) однако обмен веществ в ее организме протекает медленнее. Как вы можете объяснить это явление?
  12. Осенью про 0С лягушки делают прыжки до 10-15 см, а вот летом, в жару ,до 100 см. Почему?
  13. Среди населения распространено убеждение, что лягушки, жабы, если их брать в руки, могут вызывать появления на руках бородавок. В чем несостоятельность такого убеждения?
  14. Молоко скисает под влиянием молочнокислых бактерий. Издавна крестьяне для хранения молока пускали в него лягушек. На чем основан такой способ сохранения молока?

Приложение 4.

Вопросы для контроля.

  1. Какой период жизненного цикла земноводные проводят в воде и какой на суше?
  2. Из каких частей можно подразделить скелет лягушки?
  3. Какие особенности имеет кожа лягушки?
  4. На какие части можно подразделить скелет лягушки?
  5. Какие кости входят в пояс передних конечностей?
  6. Какие кости входят в пояс задних конечностей?
  7. Как прикрепляются пояса конечностей к позвоночнику?
  8. Какие мышцы лягушки наиболее развиты?
  9. На какие части можно разделить переднюю конечность лягушки и какие находятся в каждой из них?
  10. Чем питаются лягушки и как они захватывают добычу?
  11. Каковы особенности строения пищеварительного тpaкта лягушки?;
  12. Как устроено сердце лягушки?
  13. Какие кровеносные сосуды впадают в левое и в правое предсердия?
  14. Какую кровь несет полая вена и какую– легочная вена?
  15. Какой сосуд выносит кровь из желудочка?
  16. Какая кровь идет по легочной артерии и куда она впадает?
  17. Какая кровь идет по аорте?
  18. Где смешивается кровь у земноводных, в каких частях тела она обогащается и насыщается О2 и насыщается СО2?
  19. Почему земноводные имеют температуру тела окружающей среды, а не свою собственную?
  20. Как меняются органы дыхания в процессе жизненного цикла лягушки?
  21. Каково происхождения жабр и легких в процессе филогенеза и онтогенеза?
  22. Какую роль у лягушки играет мочевой пузырь и кожа?
  23. Из чего образуется клоака, что в нее впадает?
  24. Что входит в состав внутреннего и среднего уха у лягушки?
  25. Как происходит процесс размножения и развитие зародыша у лягушки?
  26. Какой экологический фактор определяет распространение земноводных?

В результате анализа листа деятельности обучающихся со средствами обучения и листа контроля можно сделать следующие выводы:

– осуществлять уровневый и профильный дифференцированный процесс обучения;

– формировать компетентности : планировать свою деятельность (у 94% обучающихся) ;определять проблемы собственной учебной деятельности и устранять их причины (у 92% обучающихся) ; умение ставить перед собой цель (у 100% обучающихся).

Следовательно, данная система позволяет учителю не только объективно оценивать компетентности обучающихся, но и мотивировать познавательный процесс в обучении биологии.

Приложение 5.

Задание 4, стр. 27

Заполните пропуски в тексте.

Земноводные– обитатели _____________________________. Их развитие связано с ______________________. Личинки земноводных обитают в _____________________. Личинки дышат __________________, а взрослые животные дышат _______________.

Земноводные – животные с ______________________________с температурой тела.

Встречаются только в ___________________________________ водоемах.



Комментарии:

«Счастливый случай» на уроках зоологии


    «Счастливый случай» на уроках зоологии

      Познавательная, увлекательная игра проводится на обобщающих уроках. По усмотрению учителя игра может проходить в форме комaндного или индивидуального состязания. Если вы решили провести в виде состязания двух комaнд, то вам необходимо продумать, по какому принципу будет происходить деление на комaнды. Можно рекомендовать, чтобы ребята вытягивали жетоны разного цвета, и уже по цвету жетона в дальнейшем будут сформированы комaнды....

24 04 2024 2:39:51

Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс


    Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс

      Задачи урока: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, роли ферментов в этих процессах, деятельностью слюнных желез, содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни....

23 04 2024 1:31:29

Профильный курс "Основы медицинских знаний"


    Профильный курс "Основы медицинских знаний"

      Данная программа рассчитана на 34 часа и реализуется в течение года в профильном медико-биологическом классе. Программа профессионально ориентирована, включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, знакомит со сферой начальных медицинских знаний и усиливает профессиональную наполняемость обучения....

22 04 2024 9:26:24

Урок биологии по теме "Развитие представлений о возникновении жизни на Земле. Гипотеза Опарина-Холдейна"

Первый урок при изучении раздела «Возникновение и развитие жизни на Земле», по программе В.В. Пасечника в 9-м классе по курсу «Введение в общую биологию и экологию». В презентации представлено большое разнообразие наглядного материала. Наглядный материал – фотографии натуральных объектов, схемы, рисунки, иллюстрирующие суть опытов, экспериментов и гипотез о возникновении и развитии жизни, а также кроссворд и синквейны на закрепление материала....

21 04 2024 5:16:59

Урок биологии "Нуклеиновые кислоты"


    Урок биологии "Нуклеиновые кислоты"

      План-конспект урока составлен для занятия, рассчитанного на один академический час в непрофильном классе. Урок интегрирован с химией. Целью урока является систематизация знаний о химическом составе клетки, развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК. ...

20 04 2024 9:46:17

Беседа «Ядовитые растения»


    Беседа «Ядовитые растения»

      Большинство людей незнакомо с растительным миром. Употрeбление же неизвестных или неправильно определенных растений нередко приводит к отравлениям, в том числе к тяжелым, даже cмepтельным. Чаще всего страдают дети. Периодически следует напоминать учащимся о правилах поведения в природе....

19 04 2024 9:32:26

Происхождение жизни на Земле


    Происхождение жизни на Земле

      Цель урока: познакомить обучающихся с различными взглядами на проблему возникновения и развития жизни на Земле. Данная презентация помогает решить следующие задачи: обеспечивает наглядность урока, формирует современное научное мировоззрение, критическое мышление по отношению к разным взглядам на происхождение жизни, расширяет кругозор обучающихся....

18 04 2024 20:58:37

Обучение биологии с использованием метода игры-задачи (кросворды)


    Обучение биологии с использованием метода игры-задачи (кросворды)

      В ходе реализации проекта учащиеся узнают правила работы разгадывания и способы составления и оформления кроссворда, учатся ориентироваться в учебном и дополнительном материале, правильно и точно формулировать вопросы, определять тип кроссворда, создавать его в печатном и электронном варианте. ...

17 04 2024 11:26:25

Экологический проект "Галактика"

В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....

16 04 2024 19:22:18

Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....

15 04 2024 12:18:29

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"


    Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

      Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

14 04 2024 9:43:50

Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды"


    Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды"

      Урок проводился с использованием ИКТ: на этапе мотивации - мультимедийная презентация; на этапе закрепления - лабораторный пpaктикум. По ходу урока учащиеся вносили полученные результаты в информационные карты. Наличие информационных карт позволило им оценить свой труд. В конце урока каждый учащийся получил дискету с презентацией для анализа изученного материала дома. ...

13 04 2024 1:43:13

Игра по теме "Путешествие по лесной тропинке родного края"


    Игра по теме "Путешествие по лесной тропинке родного края"

      Внеклассное мероприятие для учащихся 5–7-х классов проводится в рамках общешкольной недели посвященной Дню рождения Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югры. Очень важно воспитывать у детей интерес к истории своего народа, любовь к родному краю, бережное отношение к природе. С этой целью проведено данное мероприятие по земле родного края, которое способствует воспитанию нравственных качеств, обогащению детей знаниями о Ханты-Мансийском крае, закреплению полученных знаний....

12 04 2024 18:43:26

Фенотипическая изменчивость


    Фенотипическая изменчивость

      Народная мудрость гласит: «Хороший уход и захудалого коня сделает скакуном». Цель урока - объяснить это высказывание, изучив явление фенотипической изменчивости, ее причины, свойства и значение. Урок позволяет продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализа и установления причинно-следственных связей....

11 04 2024 2:53:57

Урок биологии по теме "Тайны невидимого мира"


    Урок биологии по теме "Тайны невидимого мира"

      Вирусы широко распространены в природе неклеточной формой жизни. Они очень устойчивы к влиянию среды и являются возбудителями многих инфекционных заболеваний. Это существа или вещества, они живые или неживые? Какова история развития вирусных заболеваний? Ответы на эти вопросы пытались найти ребята на уроке биологии "Тайны невидимого мира"....

10 04 2024 6:11:57

Использование компьютерных презентаций на уроках биологии


    Использование компьютерных презентаций на уроках биологии

      В работе представлен шаблон компьютерной презентации с примером использования ее на уроке биологии. Тема урока: «Строение и значение кожи». В школе разработаны нормы проектирования уроков, которыми пользуются все учителя. Данная презентация соответствует этим нормам и помогает учителю биологии достаточно быстро подготовить урок, тема которого связана со строение и функцией органа или системы органов. ...

09 04 2024 2:13:48

Процессы жизнедеятельности корневых систем растений (6-й класс)


    Процессы жизнедеятельности корневых систем растений (6-й класс)

      Урок проводится после изучения тем "Внешнее строение корня" и "Внутреннее строение корня". Урок комбинированный, с демонстрацией опытов. На уроке используется цифровой измерительный комплекс "Архимед" с датчиком кислорода. ...

08 04 2024 11:37:32

Урок-экспедиция. Тема урока "Ткани. Типы тканий и их свойства"


    Урок-экспедиция. Тема урока "Ткани. Типы тканий и их свойства"

      Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями строения, функциями и местом расположения различных типов тканей в организме. Используя различные методы, учащиеся приходят к правильным ответам и делают соответствующие выводы. Совершенствуются навыки пpaктической работы, работы с учебником, дополнительной литературой....

07 04 2024 9:26:40

Песец – полярный путешественник


    Песец – полярный путешественник

      В материале описано занятие для учащихся детского объединения «Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....

06 04 2024 17:50:14

Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)


    Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)

      В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....

05 04 2024 18:37:37

Шляпочные грибы: строение, питание и размножение

Шляпочные грибы: строение, питание и размножение Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк и шляпку. Так и образовалось их название — шляпочные грибы....

04 04 2024 9:23:55

Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"


    Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"

      Разработка урока к учебнику И.Н. Пономаревой «Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....

03 04 2024 15:11:20

Система упражнений для учащихся специальной медицинской группы по предупреждению развития плоскостопия


    Система упражнений для учащихся специальной медицинской группы по предупреждению развития плоскостопия

      Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....

02 04 2024 10:58:48

Сохранение многообразия видов. 11-й класс


    Сохранение многообразия видов. 11-й класс

      Урок разработан для учебника: Сивоглазов В.И. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10–11-х кл. общеобразовательных учреждений. На уроке организуется групповая работа, в ходе которой ребята предлагают варианты решения глобальной проблемы – сохранения многообразия видов....

01 04 2024 14:45:32

Тип Моллюски. Особенности строения, значение для человека

Тип Моллюски. Особенности строения, значение для человека Тип моллюски — это мягкотелые животные, преимущественно с билатерально симметричным строением, населяющие как водоемы, так и сушу. Насчитывается более 120 тысяч видов....

31 03 2024 12:48:57

Зоологический музей. Урок по курсу биологии, 7-й класс. Многообразие животного мира


    Зоологический музей. Урок по курсу биологии, 7-й класс. Многообразие животного мира

      Урок-экскурсия биологии в 7-м классе по теме "Многообразие животного мира" представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point. Использование презентации на уроке дает возможность учителю тщательно подготовить материал, необходимый для обобщения по пройденной теме, использовать большое количество иллюстраций....

30 03 2024 4:36:41

Модульная программа "Пpaктикум по решению задач по генетике"


    Модульная программа "Пpaктикум по решению задач по генетике"

      Использование модульной программы позволяет сделать урок наиболее продуктивным – у ученика есть возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь. ...

29 03 2024 11:35:45

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора


    Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора

      Методическая разработка урока для студентов первого курса педагогического колледжа по технологии критического мышления. На каждом этапе урока выделяются три стадии: стадия вызова, стадия осмысления информации и стадия рефлексии. Структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Урок предполагает демонстрацию большого числа примеров, иллюстрирующих многообразие приспособлений организмов к окружающей среде....

28 03 2024 13:59:14

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

27 03 2024 16:58:55

Орнамент, символика цвета одежды крестьянок Воронежской губернии


    Орнамент, символика цвета одежды крестьянок Воронежской губернии

      Учащиеся знакомятся с особенностями орнамента, символикой цвета одежды крестьянок Воронежской губернии....

26 03 2024 19:30:57

Успехи селекции


    Успехи селекции

      На уроке по теме "Успехи селекции" учащиеся обобщают фактический и теоретический материал по основам селекции. Углубляют знания об использовании сортов растений и пород животных в настоящее время в фермерском хозяйстве и на приусадебном участке....

25 03 2024 13:13:22

Фауна моего дома


    Фауна моего дома

      В статье описана роль животных в жизни человека. Хаpaктеризуются все обитатели жилища человека; выявляется влияние живых организмов на здоровье человека, взаимосвязь состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры как среды его обитания....

24 03 2024 6:27:32

Класс Птицы. Внутреннее строение. 7-й класс


    Класс Птицы. Внутреннее строение. 7-й класс

      На уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. На уроке используются групповые и индивидуальные методы работы, с помощью которых у учащихся формируются умения работать с различными источниками информации, вести монолог и диалог, слушать, анализировать и делать выводы....

23 03 2024 12:52:42

Интеpaктивный плакат "Шляпочные грибы"


    Интеpaктивный плакат "Шляпочные грибы"

      Интеpaктивный плакат "Грибы", выполненный в программе PowerPoint, включает в себя объемный материал для уроков и внеурочной деятельности. Мультимедийное сопровождение стало необходимым на уроках всех направлений. Оно предоставляет возможность демонстрировать работы мастеров и объекты реального мира, работать в интеpaктивном режиме с данными объектами....

22 03 2024 12:42:50

Опopные системы и их значение в жизни организмов. 6-й класс


    Опopные системы и их значение в жизни организмов. 6-й класс

      Урок биологии в 6-м классе на формирование новых знаний об опopной системе живых организмов и ее значении. Цели урока: развитие мыслительных и информационных умений учащихся, коммуникативной культуры; воспитание интереса к предмету. На уроке используются такие методы, как: организация поисковой работы (работа с учебной книгой), составление и чтение структурно-логической схемы, сравнение, аналогия, осмысление результатов своих действий (рефлексивный анализ)....

21 03 2024 17:59:27

Урок по теме "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом". 9-й класс


    Урок по теме "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом". 9-й класс

      Цель урока: изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных с полом....

20 03 2024 22:53:27

Модульная программа по теме "Дыхание". 8-й класс


    Модульная программа по теме "Дыхание". 8-й класс

      Модульная программа помогает выбрать оптимальный путь и дает возможность самостоятельного обучения. Соответствует требованиям развивающего обучения. Выбор урока зависит от степени доступности содержания и информации материала в пособии. Представлена модульная программа по теме "Дыхание"....

19 03 2024 17:49:28

Скелет человека, его строение и значение


    Скелет человека, его строение и значение

      Урок помогает изучить отделы скелета человека, выявить различия строения скелета млекопитающих и человека, связанные с прямохождением, раскрыть взаимосвязь строения и функций осевого скелета....

18 03 2024 22:44:50

Урок на тему "Правила рационального питания"


    Урок на тему "Правила рационального питания"

      После ознакомления с основами рационального питания учащиеся, в ходе анализа домашних пpaктических работ, создают групповой проект, цель которого – проанализировать свой пищевой рацион с точки зрения его полноценности и сбалансированности, отсутствия в пище опасных и вредных компонентов, а также произвести его корректировку. ...

17 03 2024 3:21:12

Игра "Счастливый случай"

Игра предназначена для учащихся 6-х классов и проводится как обобщающий урок в конце учебного года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам курса ботаники, а также применить знания, полученные в 3–5-х классах при изучении курса «Окружающий мир». Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения и коллективного взаимодействия....

16 03 2024 17:37:42

Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"


    Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"

      Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся ККО с использованием элементов технологии полного усвоения....

15 03 2024 17:18:23

Путешествие по Солнечной системе


    Путешествие по Солнечной системе

      Это урок промежуточного повторения и контроля знаний, проводится после изучения всех планет Солнечной системы. Урок проходит в игровой форме. Большое количество репродуктивных заданий и подсказок на доске поможет справиться с материалом даже самому учащемуся. ...

14 03 2024 4:55:51

Школа одаренных детей. Занятие в 11-м классе "Химический состав клетки. Белки – строение, функции, значение"


    Школа одаренных детей. Занятие в 11-м классе "Химический состав клетки. Белки – строение, функции, значение"

      Данный материал раскрывает свойства и особенности белков. Выполняется пpaктическая работа в парах. Итог занятия – проведение теста....

13 03 2024 14:43:45

Урок на основе технологии модернизации с поддержкой ИКГ по курсу "Животные" на тему "Члeнистоногие – самая многочисленная группа животных". 7-й класс


    Урок на основе технологии модернизации с поддержкой ИКГ по курсу "Животные" на тему "Члeнистоногие – самая многочисленная группа животных". 7-й класс

      Урок с использованием ИКТ технологий и различных форм организации работы с учащимися позволяет развивать мыслительную, информационную компетенции, медиаграмотность, креативность, межличностное сотрудничество при взаимопроверке знаний одноклассников....

12 03 2024 21:49:25

Познавательный праздник по биологии, посвященный 200-летию Ч. Дарвина. 9−11-е классы


    Познавательный праздник по биологии, посвященный 200-летию Ч. Дарвина. 9−11-е классы

      Познавательный праздник по биологии посвящен 200-летию Ч. Дарвина. Цель праздника: расширить знания по биологии, развивать внимание учпеников, сообразительность, умение работать в коллективе. Мероприятие проходит в красочно оформленном зале в стиле XIX века или на палубе корабля. Учащиеся 9−11-х классов создают 4 комaнды по 4 учащихся, которые готовят свое выступление (сюрприз). Познавательно-активная часть представляет собой викторины, конкурсы, игры....

11 03 2024 9:37:23

Решение генетических задач с использованием мультимединых презентаций


    Решение генетических задач с использованием мультимединых презентаций

      Школьные учебники содержат минимум информации о закономерностях наследования и решению генетических задач. Не всегда эта информация в полной степени усваивается обучающимися на должном уровне. Поэтому был создан блок уроков, посвященный решению генетических задач с использованием мультимедийных презентаций. ...

10 03 2024 6:40:29

Многообразие покрытосеменных растений. Признаки двудольных и однодольных растений


    Многообразие покрытосеменных растений. Признаки двудольных и однодольных растений

      Учебный процесс как поиск новых познавательных ориентиров невозможен без применения на уроках биологии технологии исследовательского обучения. Дети сталкиваются с новыми явлениями и представлениями в пpaктических опытах, прежде чем они излагаются на занятии, самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи. Данный урок способствует развитию познавательного интереса к предмету, развивает у учащихся навыки самоконтроля и самооценки через выполнение дифференцированных заданий....

09 03 2024 12:31:13

Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола"


    Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола"

      Современный урок должен быть не уроком запоминания, а уроком мышления, развития интеллекта, для того чтобы осилить весь поток информации; а все операции мышления (дедукция, абстpaкция, рефлексия, систематизация, обобщение и т.д.) объединяет интегративное мышление. Постановка перед учащимися межпредметных, интегрированных задач в значительной степени активизирует познавательную деятельность, так как это требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, мышления, самостоятельной оценки событий и фактов, воображения и речи, а также эмоционально-волевых качеств. Данный интегрированный урок "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" позволяет прийти к следующим выводам: интеграция неизбежна и отвечает специфике педагогической науки и пpaктики; наиболее продуктивной является интеграция, в основе которой лежит научное мировоззрение. ...

08 03 2024 0:12:45

Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)


    Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)

      Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....

07 03 2024 12:45:37

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цель урока: определение уровня овладения знаниями по теме. Коррекция знаний, умений и навыков. Сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

06 03 2024 16:38:44

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::