Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения) > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения)


    Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения)

Учебное время (5 часов ).

Дидактические цели.

Знать:

  1. Общая хаpaктеристика класса земноводные.
  2. Внешнее и внутреннее строение земноводных на примере лягушки.
  3. Земноводный образ жизни. Питание.
  4. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки.
  5. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.
  6. Многообразие земноводных.
  7. Значение земноводных в природе и в жизни человека.
  8. Охрана земноводных.
  9. Происхождение земноводных.

Уметь:

  1. Уметь составлять общую хаpaктеристику класса.
  2. Уметь распознавать системы органов земноводных.
  3. Уметь доказать земноводный образ жизни.
  4. Уметь хаpaктеризовать сходство личинок земноводных с рыбами, метаморфоз земноводных, годовой жизненный цикл земноводных.
  5. Уметь распознавать изученные виды земноводных в природе, на таблицах, рисунках.
  6. Уметь указывать роль земноводных в природе, жизни человека.
  7. Уметь называть охраняемых земноводных на территории России, а также в Омской области, прогнозировать изменения в развитии биогеоценозов под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.
  8. Уметь устанавливать взаимосвязь между земноводными и кистеперыми рыбами.

Развивающие цели: (ОУУН)

  1. Умение последовать несложные связи и зависимости.
  2. Самостоятельно выбирать критерии для сравнения.
  3. Извлекать необходимую информацию из источников.
  4. Умение выполнять задания, руководствуясь методическим инструктажем.

Воспитательные цели:

  1. Формирование умений работы в коллективе, в парах.
  2. Принимать совместное решение.
  3. Формировать самооценку личности.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Узнавать:
– отделы скелета земноводных, системы внутренних органов по рисункам; видовое многообразие земноводных.

Описывать:
– внешнее строение земноводных, приспособления к жизни на суше и в воде;
– строение и функции систем внутренних органов.

Сравнивать:
– скелет земноводных и костных рыб;
– строение систем внутренних органов;
– по выделенным критериям головастика и взрослую особь;
– развитие рыбы и лягушки.

Понятия: Земноводные; батрахология; трехкамерное сердце; смешанная кровь; слезные железы; легкие; кожное дыхание; легочный круг кровообращения; оцепенение; метаморфоз; бесхвостые; хвостатые; безногие; аксолотль; амбистома; неотения.

Познавательная цель учителя – определить результативность и эффективность применяемой технологии ПЦТО на уроке биологии.

Парацентрическая технология обучения (см. Приложение 7).

Алгоритм работы по ПЦТО.

  1. Изучи информационный лист учащегося.
  2. Выбери 6-8 средств(СО), с которыми ты будешь общаться, составь маршрутный лист общения с этим СО.
  3. Найди место нахождения в классе выбранного для общения СО.
  4. Займи место, где находится средство обучения, выбранное тобой для работы первым.
  5. Познакомься с методической инструкцией для данного средства обучения.
  6. Начинай работу, делая соответствующие пометки в тетради (запись, зарисовки, таблицы и др.)
  7. После выполнения заданий по данной методической инструкции (МИ) повтори проработанный материал и переходи к новому СО.
  8. Если ты решил после работы с каждым СО выходить на собеседование к учителю, то выходи на коррекционный контроль.
  9. После контроля замени в листке учета “+” на # и начинай работу с новым СО.
  10. Проработав 6–8 средств обучения(СО), выходи на индивидуальный письменный контроль (ИПК) после собеседника с учителем(центром).
  11. В ходе работы можешь сделать разгрузку за валеологическим местом ученика (ВМУ).

Тематическое планирование .

ИВУ ПЦТО К
1 час 3часа 1 час

Где: ИВУ – информационный ввод учителя.

ПЦТО – работа в рамках парацентрической технологии обучения.

К – контроль знаний.

Информационный лист к теме: “Земноводные”.

Название Методическая инструкция
СО1 1) Учебник Биология. Животные. 7 класс В.М. Константинов В.Г. Бабенко В.С. Кучменко

2) Рабочая тетрадь № 2 Биология. Животные.С.В. Суматохин В.С. Кучменко

1. Прочитать текст учебника §36 На стр. 174-175

2. Выполните в рабочей тетради №2 на стр. 23 задание № 2

СО2 1) Учебник Биология. Животные. 7 класс В.М. Константинов В.Г. Бабенко В.С. Кучменко

2) Натуральный скелет лягушки.

1. Прочитать текст учебника §36 На стр. 176–177 Выполни лабораторную работу “Изучение скелета лягушки”.

2. В рабочей тетради № 2 стр. 24 выполни задание № 4

СО3

 

 

 

 

 

Дополнительная литература

1) Журнал “Юный натуралист” №5, 1988г.

2) Журнал “Юный натуралист” №7, 1989г.

3) Занимательная зоология. В. Сабунаев

1. Прочитай текст “Озерная симфония” на стр. 36–38

Ответь на вопросы:

а) Где зимуют травяные лягушки, жабы, зеленые лягушки?

б) Почему головастики растут с неодинаковой скоростью, обитая в одном и том же пруду.

2. Прочитай текст “Малайская жаба” стр. 32-33

Ответь: Зачем нужно охранять жаб?

3. Прочитать текст стр. 173-174 до слов “Рыбы”. Заполни таблицу в тетради:

Название земноводного Способ защиты потомства
Квакша-кузнец
Бразильская квакша
Листовая лягушка
Квакша-филамидуза
суринамская жаба-пипа
СО4 1)Влажный препарат “Внутреннее строение лягушки”

2)Мир животных И. Акимушкин, 1974г.

1. Выполни лабораторную работу “Внутреннее строение на готовом влажном препарате”

2. Выполни задание № 1 стр. 24 в рабочей тетради №2

3. Прочитай на стр. 219 “Пожиратели змей”.Ответь на вопрос: “ Веришь ли ты, что…

СО5 Компьютер (Запись звуков земноводных) 1. Внимательно прослушай звуки земноводных, постарайся запомнить, кому принадлежат звуки:

а) Озерная лягушка

б) Жаба и др.

СО6 Учебник Биология. Животные. 7 класс В.М. Константинов В.Г.Бабенко В.С. Кучменко Рельефная таблица “Лягушка” 1. Выполни задание № 2 стр. 25 в рабочей тетради № 2 Биология. Животные. С.В. Суматохин В.С. Кучменко
СО7 Учебник Биология. Животные. 7 класс В.М. Константинов В.Г.Бабенко В.С. Кучменко 1. Прочитай текст учебника §38 “Годовой цикл жизни и происхождение земноводных”.

2. Выполни задания № 4 стр. 27–28, №5 стр.28 в рабочей тетради № 2 Биология. Животные. С.В. Суматохин В.С. Кучменко

СО8 Дополнительная литература “Мир животных” И. Акимушкин 1974г. 1. Прочитай текст стр. 170

2. Рассмотри рисунки на стр. 170-171 “Исполин ханзаки и играющий в воде аксолотль”.

3. Ответь на вопросы:

а) Кто такие аксолотль и амбистома?

б) Какое земноводное самое большое в мире?

СО9 1)Красная Книга Омской области Омск 2005 редакционно-издательский совет: Л.К. Полежаев А.М.Луппов и др.

2)Омское Прииртышье “Природа и экология Омского Прииртышья” Омск 2007г. хрестоматия автор-составитель Е.А.Смирнова; под общей редакцией Г.И.Саренко

1. Прочитать текст стр. 63-68

Нанеси на карту Омской области земноводных, занесенных в Красную Книгу Омской области, запиши их в свою тетрадь.

2. Укажи причины снижения численности этих земноводных.

3. Проситай текст стр. 121 124 Заполни схему

СО10 1) Компьютер электронный диск “животные” Земноводные.

2) Динамическое пособие на магнитах модель-аппликация “Взаимодействия в природных сообществах”

3)Биология Слюсарев А.А. Жукова С.В. учебник для мед ВУЗов 1987г.

1. Изучи видовое многообразие земноводных. Играйте в паре в зоологическое лото. “узнай меня, амфибию!”

2. Составьте пищевую цепь с участием лягушки из моделей динамического пособия.

3) Прочитай стр. 384 (начиная со слов “В классе земноводные …” До конца абзаца, заполни таблицу:

ядовитые земноводные: действие на организм человека

Лист учета деятельности обучающегося (Приложение 8)

Где СО1–СО10 – различные средства обучения и методические индукции к работе с ними, предоставляемые для выбора учащимся.

У1–У10 – общение ученика с другими учениками по разным методическим инструкциям;

  • знак #означает то ,что этап проработан учеником,
  • знак “+” означает то, что это СО выбрал для себя ученик.

Пройдя общение по методическим инструкциям, ученик в листе учета ставит знак “+” против соответствующего вида диалогового общения и своей фамилии. В итоге до встречи с учителем у ученика должно быть не менее пяти диалоговых общении.

Домашнее задание: Домашняя работа дается дифференцированно в рабочих тетрадях (тестовые задания). Приложение 6

Обратная связь:

– обсуждение вопросов;

– комфортно ли себя чувствуют обучающиеся при такой системе?

– много ли возникало вопросов при выполнении заданий?

– необходимы ли для вас такие уроки?

Приложение 1.

Лабораторная работа.

Скелет лягушки.

О б о р у д о в а н и е: скелет лягушки.

  1. Пользуясь рисунком учебника, найдите отделы скелета лягушки.
  2. рассмотрите позвоночник лягушки и выясните, чем он сходен с позвоночником рыбы, чем отличается от него. обратите внимания на число позвонков. Чем заканчивается позвоночник? Есть ли ребра у лягушки?
  3. Рассмотрите скелет передних и задних конечностей. Выясните, какие кости их образуют. Найдите пояса конечностей. какие кости входят в их состав?
  4. выясните, чем скелет головы лягушки отличается от скелета головы рыбы.

Составьте таблицу:

Отделы скелета Основные кости, образующие скелет.

Приложение 2.

Лабораторная работа.

Внутренние строение лягушки.

О б о р у д о в а н и е: вскрытая лягушка(влажный препарат) и рельефная таблица с изображением вскрытой лягушки.

  1. Рассмотрите влажный препарат лягушки. найдите с помощью рисунка учебника пищевод, желудок, кишечник, печень с желчным пузырем. каковы особенности строения пищеварительной системы лягушки по сравнению с рыбой?
  2. Найдите легкие. Какой вид они имеют?
  3. Выясните, где располагается сердце. Найдите отходящие от него кровеносные сосуды.
  4. Рассмотрите органы выделения и размножения.
  5. Какие особенности внутреннего строения лягушки отличают ее от рыб?

Приложение 3.

Вопросы для контроля.

Высокий уровень.

  1. Наибольшее число земноводных обитает в тропиках с их ровной температурой и большой влажностью. в умеренных широтах их мало, а в Африке и Антарктиде их совсем нет. Почему?
  2. Земноводные получили название за способность жить на суше и в воде. Чего в них больше земного или водного?
  3. В процессе эволюции у земноводных сформировались вместо плавника конечности рычажного типа. В чем биологическое значение такого способа передвижения?
  4. Земноводные широко распространены на суше, однако в морской воде они не встречаются, а моря и океаны им недоступны. Почему?
  5. Лягушки охотятся за движущейся добычей. они хватают ее и проглатывают, однако ученые биологи утверждают, что “лягушки едят , используя глаза”. Насколько они правы?
  6. Земноводные повсеместно широко распространены в средней полосе, однако в местах хозяйственной деятельности человека замечено сокращение их численности. Предложите свои объяснения.
  7. В каком водоеме быстрее произойдет метаморфоз(превращение) головастика в том, где избыток, или в том, где недостаток пищи?
  8. Лягушки на суше передвигаются прыжками. Почему не могут на суше передвигаться на суше тритоны?
  9. У земноводных нет жабр, однако они себя отлично чувствуют под водой. Почему земноводные не задыхаются под водой?
  10. Героями фантастического романа Карла Чапека “Война с маламaндрами” были саламaндры Andrias Scheicheria, якобы дожившие до наших дней в лагунах коралловых островов в Тихом океане. не допустил ли автор ошибки в своем романе?
  11. Сердце лягушки сокращается чаще, чем у рыб (от 40 до 50 раз в минуту) однако обмен веществ в ее организме протекает медленнее. Как вы можете объяснить это явление?
  12. Осенью про 0С лягушки делают прыжки до 10-15 см, а вот летом, в жару ,до 100 см. Почему?
  13. Среди населения распространено убеждение, что лягушки, жабы, если их брать в руки, могут вызывать появления на руках бородавок. В чем несостоятельность такого убеждения?
  14. Молоко скисает под влиянием молочнокислых бактерий. Издавна крестьяне для хранения молока пускали в него лягушек. На чем основан такой способ сохранения молока?

Приложение 4.

Вопросы для контроля.

  1. Какой период жизненного цикла земноводные проводят в воде и какой на суше?
  2. Из каких частей можно подразделить скелет лягушки?
  3. Какие особенности имеет кожа лягушки?
  4. На какие части можно подразделить скелет лягушки?
  5. Какие кости входят в пояс передних конечностей?
  6. Какие кости входят в пояс задних конечностей?
  7. Как прикрепляются пояса конечностей к позвоночнику?
  8. Какие мышцы лягушки наиболее развиты?
  9. На какие части можно разделить переднюю конечность лягушки и какие находятся в каждой из них?
  10. Чем питаются лягушки и как они захватывают добычу?
  11. Каковы особенности строения пищеварительного тpaкта лягушки?;
  12. Как устроено сердце лягушки?
  13. Какие кровеносные сосуды впадают в левое и в правое предсердия?
  14. Какую кровь несет полая вена и какую– легочная вена?
  15. Какой сосуд выносит кровь из желудочка?
  16. Какая кровь идет по легочной артерии и куда она впадает?
  17. Какая кровь идет по аорте?
  18. Где смешивается кровь у земноводных, в каких частях тела она обогащается и насыщается О2 и насыщается СО2?
  19. Почему земноводные имеют температуру тела окружающей среды, а не свою собственную?
  20. Как меняются органы дыхания в процессе жизненного цикла лягушки?
  21. Каково происхождения жабр и легких в процессе филогенеза и онтогенеза?
  22. Какую роль у лягушки играет мочевой пузырь и кожа?
  23. Из чего образуется клоака, что в нее впадает?
  24. Что входит в состав внутреннего и среднего уха у лягушки?
  25. Как происходит процесс размножения и развитие зародыша у лягушки?
  26. Какой экологический фактор определяет распространение земноводных?

В результате анализа листа деятельности обучающихся со средствами обучения и листа контроля можно сделать следующие выводы:

– осуществлять уровневый и профильный дифференцированный процесс обучения;

– формировать компетентности : планировать свою деятельность (у 94% обучающихся) ;определять проблемы собственной учебной деятельности и устранять их причины (у 92% обучающихся) ; умение ставить перед собой цель (у 100% обучающихся).

Следовательно, данная система позволяет учителю не только объективно оценивать компетентности обучающихся, но и мотивировать познавательный процесс в обучении биологии.

Приложение 5.

Задание 4, стр. 27

Заполните пропуски в тексте.

Земноводные– обитатели _____________________________. Их развитие связано с ______________________. Личинки земноводных обитают в _____________________. Личинки дышат __________________, а взрослые животные дышат _______________.

Земноводные – животные с ______________________________с температурой тела.

Встречаются только в ___________________________________ водоемах.



Комментарии:

Самостоятельная работа на уроках биологии


    Самостоятельная работа на уроках биологии

      Под самостоятельной учебной деятельностью понимается любая организованная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической задачи. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, давать объяснение и толкование явлениям природы, выдвигать гипотезы, т.е. в конечном итоге добывать знания....

25 04 2025 1:27:31

Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс


    Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс

      Созданная на уроке субъект-субъектная учебная ситуация позволяет ученикам перестать функционировать по принципу "меня учат" и начать действовать по принципу "я учусь". Реализуемый на уроке системно-деятельностный подход позволяет каждому ученику включиться в разнообразные виды исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательской компетентности лежит решение ситуативной задачи....

24 04 2025 11:10:54

Урок "Удивительный мир грибов"


    Урок "Удивительный мир грибов"

      Вводный урок, на котором изучаются общие особенности организации грибов, распространения, признаки грибной клетки, типы питания, размножения и роль грибов в природе и жизни человека. Повышение интереса к изучаемой теме достигается путем использования регионального компонента государственного образовательного стандарта (стихи о грибах, грибы, занесенные в Красную книгу Мурманской области). Использование на уроке информационных технологий значительно повышает мотивацию обучающихся....

23 04 2025 0:34:43

Саморазвитие экосистемы

Урок ставит перед учащимися проблему развития и смены биогеоценозов на нашей планете, позволяет возобновить информацию об экологической сукцессии, познакомить учащихся с ее видами, природой и механизмом, получить представление о стадиях сукцессионных изменений, определить хаpaктер воздействия человека на развитие экосистем, выяснить, каково значение знаний о сукцессиях для человека....

22 04 2025 13:14:23

Урок-путешествие "Природные сообщества долины реки Амга"


    Урок-путешествие "Природные сообщества долины реки Амга"

      На уроке в 6-м классе используется игровая форма обучения, поисковая работа в группах, защита проектов, которые смогут не только увеличить его продуктивность, но и повысить интерес обучающихся к биологии, способствует развитию коммуникативной, учебно-познавательной и информационной компетенций обучающихся....

21 04 2025 22:44:48

Урок-игра "Звездный час" по природоведению на тему "Жизнь на Земле" (5-й класс)


    Урок-игра "Звездный час" по природоведению на тему "Жизнь на Земле" (5-й класс)

      Обобщить и закрепить знания по теме «Жизнь на Земле», продолжить формирование у учащихся умения принимать самостоятельно решения, воспитывать у ребят бережное отношение и любовь к природе....

20 04 2025 5:19:10

Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"


    Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"

      Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....

19 04 2025 3:54:56

Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе


    Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе

      Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....

18 04 2025 19:51:11

Развитие ключевых компетенций учащихся в рамках прикладного курса "Генетика человека"


    Развитие ключевых компетенций учащихся в рамках прикладного курса "Генетика человека"

      При проведении занятий используются активные формы, методы и приемы обучения: поисковая или эвристическая беседа, постановка и решение проблемного вопроса; решение творческих задач; проведение и анализ наблюдений. Решение задач помогает школьникам понять сложный материал темы, овладеть знаниями о закономерностях наследования и пpaктическом применении их для анализа и прогнозирования наследственных явлений, а также развивает мышление учащихся, способствует формированию познавательного интереса....

17 04 2025 0:36:39

Применение технологии развития индивидуальных творческих способностей (РИТС) на уроках естественного цикла


    Применение технологии развития индивидуальных творческих способностей (РИТС) на уроках естественного цикла

      Автор рассматривает личностно ориентированное построение процесса обучения как средство развития творческих способностей учащихся на уроках биологии в массовой школе. В этой связи особое место и роль в работе отводится формированию познавательных и мыслительных действий, а также самостоятельности в проявлении творческих способностей. ...

16 04 2025 16:39:19

Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола


    Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола

      Предлагаемый урок по теме: "Наследование признаков сцепленных с полом" проводится для учащихся 10-х классов. Именно перед генетикой стоит задача поиска путей преодоления недугов, что способно избавить многие семьи от несчастья иметь больных детей. Одной из форм обучения может быть решение генетических задач, которые раскроют природу многих наследственных заболеваний. ...

15 04 2025 14:17:38

Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"


    Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"

      Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....

14 04 2025 7:20:52

Классы Однодольные и Двудольные. Семейство Розоцветные


    Классы Однодольные и Двудольные. Семейство Розоцветные

      На уроке ученики получают план хаpaктеристики растений семейства, учатся составлять и использовать графический конспект, что облегчает восприятие учебного материала на последующих уроках....

13 04 2025 12:15:40

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя


    Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

      Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

12 04 2025 4:25:26

Обобщающий урок-игра по теме: "Вселенная". 5-й класс

Урок природоведения в 5-м классе проходит в форме викторины. Учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по теме "Вселенная"....

11 04 2025 22:10:56

Обобщающий урок-викторина "Удивительное рядом"


    Обобщающий урок-викторина "Удивительное рядом"

      Обобщающий урок "Удивительное рядом" проводится в 6-м классе после прохождения темы "Отдел покрытосеменные. Ведущие семейства". На уроке происходит повторение и систематизация знаний о строении цветковых растений, об их многообразии, приспособленности к различным условиям, о значении в природе и жизни человека. Урок проходит по принципу викторины "Счастливый случай". ...

10 04 2025 5:43:58

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

09 04 2025 16:39:43

Урок биологии в 11-м классе «Неклеточные формы жизни. Вирусы»


    Урок биологии в 11-м классе «Неклеточные формы жизни. Вирусы»

      На уроке 11-классники изучат основные хаpaктеристики вирусов, опираясь на межпредметные связи, получат пpaктические навыки в ходе изучения оригинальных текстов с помощью технологии критического мышления. Урок построен по принципу исследования, основные этапы которого – теоретический анализ, прогнозирование, мысленный эксперимент, выводы – обучающиеся проживают в группах....

08 04 2025 23:57:35

Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"


    Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

      Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....

07 04 2025 2:36:42

Многообразие и значение насекомых

Цель урока: изучить и закрепить знания о многообразии насекомых, значение в природе и жизни человека. В течение урока учащиеся познакомятся с некоторыми отрядами насекомых, их значением. В урок включен региональный компонент: знакомство учащихся насекомыми, занесенными в Красную Книгу Республики Татарстан. В конце урока закрепляется изученный материал в форме викторины, комaндной игры....

06 04 2025 11:45:22

Путешествие с Дюймовочкой в страну Цветов (с элементами гуманной педагогики). 6-й класс


    Путешествие с Дюймовочкой в страну Цветов (с элементами гуманной педагогики). 6-й класс

      Урок проводится в виде путешествия по цветку. Целью урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....

05 04 2025 11:57:46

Игра "Зоологический калейдоскоп" по теме "Земноводные"


    Игра "Зоологический калейдоскоп" по теме "Земноводные"

      Урок обобщает, закрепляет и расширяет знания учащихся, активирует их работу с дополнительной литературой, развивает творчество учащихся, которое демонстрируется в плакатах о защите земноводных. ...

04 04 2025 0:51:20

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии


    Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

      Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....

03 04 2025 17:50:35

Урок-упражнение (подготовка к ЕГЭ) по теме "Клетка – структурная и функциональная единица жизни". 10-й класс


    Урок-упражнение (подготовка к ЕГЭ) по теме "Клетка – структурная и функциональная единица жизни". 10-й класс

      Урок построен по принципу динамичности, предлагает различные виды тренировочной деятельности учащихся с целью подготовки к ЕГЭ по разделу «Клетка». Урок может использоваться при повторении, обобщении и контроле знаний....

02 04 2025 9:18:51

Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки


    Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки

      В статье представлены два подробных цикла уроков по изучению типа хордовых. Каждый цикл состоит из нескольких уроков, посвященных одному из классов типа хордовых. Все уроки сопровождаются презентацией. ...

01 04 2025 11:59:21

"Амфибии. Ода земноводным"


    "Амфибии. Ода земноводным"

      Содержание урока носит комплексный хаpaктер, учащиеся знакомятся с общими признаками класса, получают дополнительную информацию об амфибиях. Материал к уроку подготовлен вместе с учащимися. ...

31 03 2025 5:40:52

Компьютерные технологии в преподавании биологии


    Компьютерные технологии в преподавании биологии

      Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. ...

30 03 2025 12:40:52

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

29 03 2025 3:35:55

Мышцы человека: головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей

Мышцы человека: головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей Мышцы живота участвуют в образовании передней и боковых стенок брюшной полости. Прямые мышцы живота участвуют в сгибании туловища вперед....

28 03 2025 12:12:26

Интегрированный урок (биология + информатика) "Формы размножения организмов. Бесполое размножение"

Цели урока: углубить знания об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе; продолжить формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схемы; научить школьников определять формы размножения и объяснять роль бесполого размножения в жизни организмов....

27 03 2025 9:20:54

Животные живого уголка как средство овладения методами научного познания


    Животные живого уголка как средство овладения методами научного познания

      В последние годы незаслуженно забыты животные, которые легко могут содержаться в уголках живой природы при кабинетах биологии. Многие учителя считают, что гораздо проще заменить живой объект материалами, размещенными на видеоносителях. Да, это не требует финансовых затрат и экономит время на подготовку к уроку, но и не может заменить того, что могут дать животные, содержащиеся в школьном кабинете. ...

26 03 2025 1:38:14

Урок биологии по теме "Земноводные"


    Урок биологии по теме "Земноводные"

      Цель занятия: знакомство с законами памяти, приемами запоминания информации; усвоение знаний по теме «Земноводные»; формирование умений мотивации, самоорганизации учения; развитие интеллектуальных умений: анализировать, классифицировать факты, выдвигать гипотезу, доказать, обобщать, делать выводы; формирование ценностного отношения к окружающему миру, товарищам, самому себе, своей деятельности....

25 03 2025 2:48:45

Урок биологии в 6-м классе. Тема урока: "Плоды"


    Урок биологии в 6-м классе. Тема урока: "Плоды"

      Цели урока: познакомить с разнообразием и классификацией плодов, процессом их образования; научить различать виды плодов; продолжить формирование умения работать с учебной литературой, коллекциями, натуральными объектами....

24 03 2025 3:41:12

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....

23 03 2025 6:23:24

Обобщающий урок по теме "Цветок"


    Обобщающий урок по теме "Цветок"

      Урок проводится в форме игры «Крестики – нолики». На уроке осуществляется закрепление и проверка знаний по данной теме, развивается мыслительная деятельность учащихся, сообразительность, смекалка....

22 03 2025 8:54:36

Программа элективного курса предпрофильного обучения по биологии "Хочу быть здоровым!"


    Программа элективного курса предпрофильного обучения по биологии "Хочу быть здоровым!"

      Программа элективного курса предназначена для учащихся 8-го класса. Целесообразность преподавания данного курса обусловлена тем, что в наш информационный век, как ни странно, современные школьники крайне легкомысленно относятся к своему здоровью, особенно в вопросах питания....

21 03 2025 21:23:16

Урок-путешествие по организму человека (8-й класс)


    Урок-путешествие по организму человека (8-й класс)

      Цель урока: сформировать целостное представление о движении крови в организме, о физико-химических основах работы внутренних органов и взаимодействии их с кровью; установить причинно-следственные связи с курсами химии и физики. ...

20 03 2025 10:14:26

Урок по биологии в 11-м классе на тему "Проблемы обращения с отходами на территории Марий Эл


    Урок по биологии в 11-м классе на тему "Проблемы обращения с отходами на территории Марий Эл

      Организация такого урока предполагает: – большую степень самостоятельности обучающихся в приобретении новых знаний; – наличие у обучающихся сформированных навыков работы с литературой; – достаточное количество литературы (и другого материала) для изучения на уроке; – наличие четкого плана действий для каждой группы. ...

19 03 2025 8:18:36

Конспект урока по теме "Световые явления в живой и неживой природе" в курсе природоведения. 5-й класс

Урок знакомит с новым материалом, расширяет кругозор, направлен на повышение мотивации к изучению природоведения, готовит к изучению курсов физики и биологии....

18 03 2025 8:16:41

Семейство Розоцветные


    Семейство Розоцветные

      В статье представлен вариант проведения урока по изучению семейства цветковых растений. При проведении урока проводится лабораторная работа по определению растений семейства с использованием презентации. ...

17 03 2025 0:34:48

Методические рекомендации по применению дополнительного дидактического материала на уроках общей биологии

Разработана серия дидактических заданий, которые дополняют основной материал курсов биологии 9–11-х классов. Дидактические задания разработаны для организации самостоятельной работы учащихся на уроке и на серии уроков, могут служить основой для профессионального ориентирования. ...

16 03 2025 5:43:17

Урок "Строение клетки" с использованием технологии групповой работы


    Урок "Строение клетки" с использованием технологии групповой работы

      Одной из важнейших проблем организации образовательного процесса, обеспечения высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, их соответствия образовательным стандартам является создание системы отслеживания результатов на каждом этапе обучения, у каждого учащегося, по каждой учебной теме. Использование карты продуктивности ученика и технологии групповой работы обеспечивает эту возможность. ...

15 03 2025 1:37:44

Учебный проект "Неизвестное об известном"

Межпредметный проект в 3-м классе представляет собой познавательную коллективную деятельность учеников начальной школы, является продолжением проекта «Весенний праздник – День птиц». Проект соответствует положениям образовательных стандартов начального общего образования. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей учеников и помогает лучшему усвоению материала....

14 03 2025 6:37:33

Системно-деятельностный подход в обучении агротехнологии


    Системно-деятельностный подход в обучении агротехнологии

      В статье указываются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию системно-деятельностного подхода в школе. Определяется значение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Приводятся примеры реализации системно-деятельностного подхода обучения в эколого-биологическом лицее. Уделяется внимание основным результатам обучения и воспитания при системно-деятельностном подходе в обучении агротехнологии....

13 03 2025 16:57:30

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

12 03 2025 23:42:13

Рифмованные загадки о растениях Амурской области


    Рифмованные загадки о растениях Амурской области

      Любимое занятие многих детей – загадывание и отгадывание загадок. Детские загадки имеют важную педагогическую функцию, формируя у детей навыки логического мышления, развивая их наблюдательность, память, смекалку, воображение. Есть загадки, ответ которых произносится хором всеми присутствующими. В виде рифмованных загадок описаны особенности 32 растений флоры Амурской области. Они написаны стихами, слово, являющееся ответом на загадку, является последим в стихотворной строке....

11 03 2025 6:12:13

Памятник природы г. Краснодара - парк культуры и отдыха им. М.Горького: прошлое, настоящее, будущее


    Памятник природы г. Краснодара - парк культуры и отдыха им. М.Горького: прошлое, настоящее, будущее

      Разработка урока-экскурсии представляет собой урок-конструктор и может использоваться для учащихся разного возраста. Для оформления отчета по экскурсии можно использовать еще один урок, на котором предлагаю провести также викторину с использованием интеpaктивной доски. Задания для викторины представлены в приложении. ...

10 03 2025 16:48:20

Разработка модульного урока на тему "Многообразие насекомых"


    Разработка модульного урока на тему "Многообразие насекомых"

      Урок завершает изучение темы "Класс: насекомые". Модуль разработан с учетом здоровьесберегающих технологий. В нем используется 12 видов учебной деятельности и 5 видов преподавания. В состав модуля включены физкультминутка и эмоциональная разрядка. Эта технология способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету. ...

09 03 2025 5:33:34

Урок биологии на тему "Круглые черви". 7-й класс


    Урок биологии на тему "Круглые черви". 7-й класс

      Данный урок является уроком изучения новой темы. Учащиеся проходят контроль знаний по теме «Плоские черви» и знакомятся с новой группой червей – типом «Круглые черви». Пpaктически в течение всего урока подразумевается самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, продолжается формирование навыков работы с параграфом, нахождение и выделение главной информации из текста. Учитель не является основным источником информации на всех этапах урока, он координирует и направляет работу учащихся....

08 03 2025 3:31:10

Многообразие клеток: размеры, форма, количество

Клетка — это структурная единица живых организмов, представляющая собой определенным образом дифференцированный участок цитоплазмы, окруженный клеточной мембраной....

07 03 2025 13:48:46

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::