Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения) > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения)


    Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения)

Учебное время (5 часов ).

Дидактические цели.

Знать:

  1. Общая хаpaктеристика класса земноводные.
  2. Внешнее и внутреннее строение земноводных на примере лягушки.
  3. Земноводный образ жизни. Питание.
  4. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки.
  5. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.
  6. Многообразие земноводных.
  7. Значение земноводных в природе и в жизни человека.
  8. Охрана земноводных.
  9. Происхождение земноводных.

Уметь:

  1. Уметь составлять общую хаpaктеристику класса.
  2. Уметь распознавать системы органов земноводных.
  3. Уметь доказать земноводный образ жизни.
  4. Уметь хаpaктеризовать сходство личинок земноводных с рыбами, метаморфоз земноводных, годовой жизненный цикл земноводных.
  5. Уметь распознавать изученные виды земноводных в природе, на таблицах, рисунках.
  6. Уметь указывать роль земноводных в природе, жизни человека.
  7. Уметь называть охраняемых земноводных на территории России, а также в Омской области, прогнозировать изменения в развитии биогеоценозов под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.
  8. Уметь устанавливать взаимосвязь между земноводными и кистеперыми рыбами.

Развивающие цели: (ОУУН)

  1. Умение последовать несложные связи и зависимости.
  2. Самостоятельно выбирать критерии для сравнения.
  3. Извлекать необходимую информацию из источников.
  4. Умение выполнять задания, руководствуясь методическим инструктажем.

Воспитательные цели:

  1. Формирование умений работы в коллективе, в парах.
  2. Принимать совместное решение.
  3. Формировать самооценку личности.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Узнавать:
– отделы скелета земноводных, системы внутренних органов по рисункам; видовое многообразие земноводных.

Описывать:
– внешнее строение земноводных, приспособления к жизни на суше и в воде;
– строение и функции систем внутренних органов.

Сравнивать:
– скелет земноводных и костных рыб;
– строение систем внутренних органов;
– по выделенным критериям головастика и взрослую особь;
– развитие рыбы и лягушки.

Понятия: Земноводные; батрахология; трехкамерное сердце; смешанная кровь; слезные железы; легкие; кожное дыхание; легочный круг кровообращения; оцепенение; метаморфоз; бесхвостые; хвостатые; безногие; аксолотль; амбистома; неотения.

Познавательная цель учителя – определить результативность и эффективность применяемой технологии ПЦТО на уроке биологии.

Парацентрическая технология обучения (см. Приложение 7).

Алгоритм работы по ПЦТО.

  1. Изучи информационный лист учащегося.
  2. Выбери 6-8 средств(СО), с которыми ты будешь общаться, составь маршрутный лист общения с этим СО.
  3. Найди место нахождения в классе выбранного для общения СО.
  4. Займи место, где находится средство обучения, выбранное тобой для работы первым.
  5. Познакомься с методической инструкцией для данного средства обучения.
  6. Начинай работу, делая соответствующие пометки в тетради (запись, зарисовки, таблицы и др.)
  7. После выполнения заданий по данной методической инструкции (МИ) повтори проработанный материал и переходи к новому СО.
  8. Если ты решил после работы с каждым СО выходить на собеседование к учителю, то выходи на коррекционный контроль.
  9. После контроля замени в листке учета “+” на # и начинай работу с новым СО.
  10. Проработав 6–8 средств обучения(СО), выходи на индивидуальный письменный контроль (ИПК) после собеседника с учителем(центром).
  11. В ходе работы можешь сделать разгрузку за валеологическим местом ученика (ВМУ).

Тематическое планирование .

ИВУ ПЦТО К
1 час 3часа 1 час

Где: ИВУ – информационный ввод учителя.

ПЦТО – работа в рамках парацентрической технологии обучения.

К – контроль знаний.

Информационный лист к теме: “Земноводные”.

Название Методическая инструкция
СО1 1) Учебник Биология. Животные. 7 класс В.М. Константинов В.Г. Бабенко В.С. Кучменко

2) Рабочая тетрадь № 2 Биология. Животные.С.В. Суматохин В.С. Кучменко

1. Прочитать текст учебника §36 На стр. 174-175

2. Выполните в рабочей тетради №2 на стр. 23 задание № 2

СО2 1) Учебник Биология. Животные. 7 класс В.М. Константинов В.Г. Бабенко В.С. Кучменко

2) Натуральный скелет лягушки.

1. Прочитать текст учебника §36 На стр. 176–177 Выполни лабораторную работу “Изучение скелета лягушки”.

2. В рабочей тетради № 2 стр. 24 выполни задание № 4

СО3

 

 

 

 

 

Дополнительная литература

1) Журнал “Юный натуралист” №5, 1988г.

2) Журнал “Юный натуралист” №7, 1989г.

3) Занимательная зоология. В. Сабунаев

1. Прочитай текст “Озерная симфония” на стр. 36–38

Ответь на вопросы:

а) Где зимуют травяные лягушки, жабы, зеленые лягушки?

б) Почему головастики растут с неодинаковой скоростью, обитая в одном и том же пруду.

2. Прочитай текст “Малайская жаба” стр. 32-33

Ответь: Зачем нужно охранять жаб?

3. Прочитать текст стр. 173-174 до слов “Рыбы”. Заполни таблицу в тетради:

Название земноводного Способ защиты потомства
Квакша-кузнец
Бразильская квакша
Листовая лягушка
Квакша-филамидуза
суринамская жаба-пипа
СО4 1)Влажный препарат “Внутреннее строение лягушки”

2)Мир животных И. Акимушкин, 1974г.

1. Выполни лабораторную работу “Внутреннее строение на готовом влажном препарате”

2. Выполни задание № 1 стр. 24 в рабочей тетради №2

3. Прочитай на стр. 219 “Пожиратели змей”.Ответь на вопрос: “ Веришь ли ты, что…

СО5 Компьютер (Запись звуков земноводных) 1. Внимательно прослушай звуки земноводных, постарайся запомнить, кому принадлежат звуки:

а) Озерная лягушка

б) Жаба и др.

СО6 Учебник Биология. Животные. 7 класс В.М. Константинов В.Г.Бабенко В.С. Кучменко Рельефная таблица “Лягушка” 1. Выполни задание № 2 стр. 25 в рабочей тетради № 2 Биология. Животные. С.В. Суматохин В.С. Кучменко
СО7 Учебник Биология. Животные. 7 класс В.М. Константинов В.Г.Бабенко В.С. Кучменко 1. Прочитай текст учебника §38 “Годовой цикл жизни и происхождение земноводных”.

2. Выполни задания № 4 стр. 27–28, №5 стр.28 в рабочей тетради № 2 Биология. Животные. С.В. Суматохин В.С. Кучменко

СО8 Дополнительная литература “Мир животных” И. Акимушкин 1974г. 1. Прочитай текст стр. 170

2. Рассмотри рисунки на стр. 170-171 “Исполин ханзаки и играющий в воде аксолотль”.

3. Ответь на вопросы:

а) Кто такие аксолотль и амбистома?

б) Какое земноводное самое большое в мире?

СО9 1)Красная Книга Омской области Омск 2005 редакционно-издательский совет: Л.К. Полежаев А.М.Луппов и др.

2)Омское Прииртышье “Природа и экология Омского Прииртышья” Омск 2007г. хрестоматия автор-составитель Е.А.Смирнова; под общей редакцией Г.И.Саренко

1. Прочитать текст стр. 63-68

Нанеси на карту Омской области земноводных, занесенных в Красную Книгу Омской области, запиши их в свою тетрадь.

2. Укажи причины снижения численности этих земноводных.

3. Проситай текст стр. 121 124 Заполни схему

СО10 1) Компьютер электронный диск “животные” Земноводные.

2) Динамическое пособие на магнитах модель-аппликация “Взаимодействия в природных сообществах”

3)Биология Слюсарев А.А. Жукова С.В. учебник для мед ВУЗов 1987г.

1. Изучи видовое многообразие земноводных. Играйте в паре в зоологическое лото. “узнай меня, амфибию!”

2. Составьте пищевую цепь с участием лягушки из моделей динамического пособия.

3) Прочитай стр. 384 (начиная со слов “В классе земноводные …” До конца абзаца, заполни таблицу:

ядовитые земноводные: действие на организм человека

Лист учета деятельности обучающегося (Приложение 8)

Где СО1–СО10 – различные средства обучения и методические индукции к работе с ними, предоставляемые для выбора учащимся.

У1–У10 – общение ученика с другими учениками по разным методическим инструкциям;

  • знак #означает то ,что этап проработан учеником,
  • знак “+” означает то, что это СО выбрал для себя ученик.

Пройдя общение по методическим инструкциям, ученик в листе учета ставит знак “+” против соответствующего вида диалогового общения и своей фамилии. В итоге до встречи с учителем у ученика должно быть не менее пяти диалоговых общении.

Домашнее задание: Домашняя работа дается дифференцированно в рабочих тетрадях (тестовые задания). Приложение 6

Обратная связь:

– обсуждение вопросов;

– комфортно ли себя чувствуют обучающиеся при такой системе?

– много ли возникало вопросов при выполнении заданий?

– необходимы ли для вас такие уроки?

Приложение 1.

Лабораторная работа.

Скелет лягушки.

О б о р у д о в а н и е: скелет лягушки.

  1. Пользуясь рисунком учебника, найдите отделы скелета лягушки.
  2. рассмотрите позвоночник лягушки и выясните, чем он сходен с позвоночником рыбы, чем отличается от него. обратите внимания на число позвонков. Чем заканчивается позвоночник? Есть ли ребра у лягушки?
  3. Рассмотрите скелет передних и задних конечностей. Выясните, какие кости их образуют. Найдите пояса конечностей. какие кости входят в их состав?
  4. выясните, чем скелет головы лягушки отличается от скелета головы рыбы.

Составьте таблицу:

Отделы скелета Основные кости, образующие скелет.

Приложение 2.

Лабораторная работа.

Внутренние строение лягушки.

О б о р у д о в а н и е: вскрытая лягушка(влажный препарат) и рельефная таблица с изображением вскрытой лягушки.

  1. Рассмотрите влажный препарат лягушки. найдите с помощью рисунка учебника пищевод, желудок, кишечник, печень с желчным пузырем. каковы особенности строения пищеварительной системы лягушки по сравнению с рыбой?
  2. Найдите легкие. Какой вид они имеют?
  3. Выясните, где располагается сердце. Найдите отходящие от него кровеносные сосуды.
  4. Рассмотрите органы выделения и размножения.
  5. Какие особенности внутреннего строения лягушки отличают ее от рыб?

Приложение 3.

Вопросы для контроля.

Высокий уровень.

  1. Наибольшее число земноводных обитает в тропиках с их ровной температурой и большой влажностью. в умеренных широтах их мало, а в Африке и Антарктиде их совсем нет. Почему?
  2. Земноводные получили название за способность жить на суше и в воде. Чего в них больше земного или водного?
  3. В процессе эволюции у земноводных сформировались вместо плавника конечности рычажного типа. В чем биологическое значение такого способа передвижения?
  4. Земноводные широко распространены на суше, однако в морской воде они не встречаются, а моря и океаны им недоступны. Почему?
  5. Лягушки охотятся за движущейся добычей. они хватают ее и проглатывают, однако ученые биологи утверждают, что “лягушки едят , используя глаза”. Насколько они правы?
  6. Земноводные повсеместно широко распространены в средней полосе, однако в местах хозяйственной деятельности человека замечено сокращение их численности. Предложите свои объяснения.
  7. В каком водоеме быстрее произойдет метаморфоз(превращение) головастика в том, где избыток, или в том, где недостаток пищи?
  8. Лягушки на суше передвигаются прыжками. Почему не могут на суше передвигаться на суше тритоны?
  9. У земноводных нет жабр, однако они себя отлично чувствуют под водой. Почему земноводные не задыхаются под водой?
  10. Героями фантастического романа Карла Чапека “Война с маламaндрами” были саламaндры Andrias Scheicheria, якобы дожившие до наших дней в лагунах коралловых островов в Тихом океане. не допустил ли автор ошибки в своем романе?
  11. Сердце лягушки сокращается чаще, чем у рыб (от 40 до 50 раз в минуту) однако обмен веществ в ее организме протекает медленнее. Как вы можете объяснить это явление?
  12. Осенью про 0С лягушки делают прыжки до 10-15 см, а вот летом, в жару ,до 100 см. Почему?
  13. Среди населения распространено убеждение, что лягушки, жабы, если их брать в руки, могут вызывать появления на руках бородавок. В чем несостоятельность такого убеждения?
  14. Молоко скисает под влиянием молочнокислых бактерий. Издавна крестьяне для хранения молока пускали в него лягушек. На чем основан такой способ сохранения молока?

Приложение 4.

Вопросы для контроля.

  1. Какой период жизненного цикла земноводные проводят в воде и какой на суше?
  2. Из каких частей можно подразделить скелет лягушки?
  3. Какие особенности имеет кожа лягушки?
  4. На какие части можно подразделить скелет лягушки?
  5. Какие кости входят в пояс передних конечностей?
  6. Какие кости входят в пояс задних конечностей?
  7. Как прикрепляются пояса конечностей к позвоночнику?
  8. Какие мышцы лягушки наиболее развиты?
  9. На какие части можно разделить переднюю конечность лягушки и какие находятся в каждой из них?
  10. Чем питаются лягушки и как они захватывают добычу?
  11. Каковы особенности строения пищеварительного тpaкта лягушки?;
  12. Как устроено сердце лягушки?
  13. Какие кровеносные сосуды впадают в левое и в правое предсердия?
  14. Какую кровь несет полая вена и какую– легочная вена?
  15. Какой сосуд выносит кровь из желудочка?
  16. Какая кровь идет по легочной артерии и куда она впадает?
  17. Какая кровь идет по аорте?
  18. Где смешивается кровь у земноводных, в каких частях тела она обогащается и насыщается О2 и насыщается СО2?
  19. Почему земноводные имеют температуру тела окружающей среды, а не свою собственную?
  20. Как меняются органы дыхания в процессе жизненного цикла лягушки?
  21. Каково происхождения жабр и легких в процессе филогенеза и онтогенеза?
  22. Какую роль у лягушки играет мочевой пузырь и кожа?
  23. Из чего образуется клоака, что в нее впадает?
  24. Что входит в состав внутреннего и среднего уха у лягушки?
  25. Как происходит процесс размножения и развитие зародыша у лягушки?
  26. Какой экологический фактор определяет распространение земноводных?

В результате анализа листа деятельности обучающихся со средствами обучения и листа контроля можно сделать следующие выводы:

– осуществлять уровневый и профильный дифференцированный процесс обучения;

– формировать компетентности : планировать свою деятельность (у 94% обучающихся) ;определять проблемы собственной учебной деятельности и устранять их причины (у 92% обучающихся) ; умение ставить перед собой цель (у 100% обучающихся).

Следовательно, данная система позволяет учителю не только объективно оценивать компетентности обучающихся, но и мотивировать познавательный процесс в обучении биологии.

Приложение 5.

Задание 4, стр. 27

Заполните пропуски в тексте.

Земноводные– обитатели _____________________________. Их развитие связано с ______________________. Личинки земноводных обитают в _____________________. Личинки дышат __________________, а взрослые животные дышат _______________.

Земноводные – животные с ______________________________с температурой тела.

Встречаются только в ___________________________________ водоемах.



Комментарии:

Новые методы и приемы при проведении урока "Особенности строения растительной клетки. Клеточная теория" Мисюк Е.А


    Новые методы и приемы при проведении урока "Особенности строения растительной клетки. Клеточная теория" Мисюк Е.А

      Изучение клеточного уровня организации жизни требует у учащихся развитого образного мышления. Цель моей работы – показать возможности новых технологий, методов и приемов, позволяющих развивать образное мышление при изучении растительной клетки и клеточной теории (тем, требующих большого иллюстративного материала и исторического подхода к изучению фактов)....

15 02 2025 3:13:11

"Круги кровообращения"


    "Круги кровообращения"

      Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....

14 02 2025 16:30:38

Конспект урока по теме "Класс пресмыкающиеся"


    Конспект урока по теме "Класс пресмыкающиеся"

      Урок способствует закреплению знаний учащихся по данной теме и расширению их кругозора. Проводится по типу известной игры «Своя игра» с использованием видеоматериалов....

13 02 2025 8:59:44

Лекарственные и редкие растения Камчатки


    Лекарственные и редкие растения Камчатки

      Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....

12 02 2025 5:49:23

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

11 02 2025 2:22:30

Обобщение и систематизация знаний по теме "Кровь и кровообращение"


    Обобщение и систематизация знаний по теме "Кровь и кровообращение"

      На уроке в фронтальном опросе формируется речь, развиваются умения обобщать, сравнивать, делать выводы, мышление в решении биологических задач. Учащимся предлагается работа с наглядным анимированным материалом и интеллектуальная викторина "Своя игра" по теме урока. Развивается познавательный интерес к изучению собственного организма и биологии....

10 02 2025 21:24:44

Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания


    Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания

      На уроке учащиеся знакомятся с гигиеной воздушной среды, возможными нарушениями дыхания, узнают приемы оказания первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию....

09 02 2025 9:40:40

Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся


    Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся

      Данный материал повествует о том, как готовился в Правдинской общеобразовательной школе № 2 проект «Экология и здоровье человека». Проект разpaбатывался силами учащихся одиннадцатых классов, на базе которых было создано в школе научное общество. ...

08 02 2025 8:52:40

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации


    Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

      Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

07 02 2025 14:54:14

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом


    Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

      У учащихся формируется система знаний о генетическом определении пола у человека и наследовании, сцепленным с полом; понятие о механизме хромосомного определения пола....

06 02 2025 23:31:51

Библиотечный урок по экологии: "Байкал – жемчужина Сибири"


    Библиотечный урок по экологии: "Байкал – жемчужина Сибири"

      На протяжении всего урока текстовый материал идет на фоне музыки и сопровождается видеофильмом «Байкальские фантазии» о растительном и животном мире озера Байкал. На уроке учащиеся знакомятся с одной из легенд о Байкале, узнают о климате прошлого, о географическом положении Байкала, знакомятся с флорой и фауной Байкала. ...

05 02 2025 13:38:25

Обучение школьников на уроках биологии в условиях школы-интерната III вида


    Обучение школьников на уроках биологии в условиях школы-интерната III вида

      В статье раскрываются приемы и методы работы с незрячими детьми на уроках биологии. В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода, развивающей направленности в обучении....

04 02 2025 22:46:27

Методическая разработка урока-проекта по теме "В мире интересного и полезного"


    Методическая разработка урока-проекта по теме "В мире интересного и полезного"

      Методическая разработка содержит рекомендации по выполнению и защите исследовательских проектов школьников. Проектная деятельность учащихся рассматривается как средство развития творческого и интеллектуального потенциала учеников....

03 02 2025 0:23:33

Интегрированный урок (трудовое обучение + биология) в коррекционной школе VIII вида с использованием социально-значимого проекта "Декоративные кустарники на школьном дворе"

Цель работы: обучающиеся должны самостоятельно выполнить контрольно-корректирующий и пpaктический этапы проекта в ходе оформления миксбордера на территории школьного двора: посадить низкорослые травянистые растения, установить ограждение миксбордера из гибкой проволоки....

02 02 2025 21:13:13

Обобщающий урок по теме "Земля" (5-й класс)


    Обобщающий урок по теме "Земля" (5-й класс)

      Данный урок проводился в рамках Недели естественных наук, проходившей в Образовательном центре ОАО "Газпром" в 2005 году. Урок проводился в 5-м классе в конце изучения темы, по текущему плану. Так как основной целью Недели естественных наук является привлечение внимания учащихся к предметам этого цикла, развитие познавательной активности, то форма урока была выбрана не случайно. На обобщающих уроках можно проследить траекторию развития каждого ученика, умения работать в группе, провести анализ уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков....

01 02 2025 2:49:10

Биологическая познавательная игра для 8–9-х классов к юбилею М.В. Ломоносова


    Биологическая познавательная игра для 8–9-х классов к юбилею М.В. Ломоносова

      Биография Ломоносова – это биография «молодой науки российской». Его идеи послужили становлению биологии. В связи с этим мной организована игра, показывающая учащимся Ломоносова как биолога и просветителя. Игра предназначена для учащихся 8–9-х классов....

31 01 2025 4:14:32

Внеклассное мероприятие по биологии "Час занимательной биологии" (6-й класс)


    Внеклассное мероприятие по биологии "Час занимательной биологии" (6-й класс)

      Содержание проводимого мероприятия является развитием, углублением материала, который изучается на уроке. Кроме этого, "Час занимательной биологии" способствует отдыху учащихся от напряженной работы в классе. Игра сопровождается презентацией, которая включает не только слуховую, но и зрительную память учащихся....

30 01 2025 18:56:41

Здоровье человека. Биоритмы жизни


    Здоровье человека. Биоритмы жизни

      Влияние окружающей среды на организм человека огромно. Негативные факторы снижают резервные силы организма, ухудшают здоровье, уменьшают уровень работоспособности. Поэтому помимо соблюдения принципов здорового образа жизни, необходимо ещё учитывать биоритмы нашего организма, чтобы максимально выгодно использовать его резервы. Известны три вида периодических изменений самочувствия и способностей человека: физический, эмоциональный и интеллектуальный. ...

29 01 2025 12:37:42

Разработка урока биологии в 9-м классе по теме "Постэмбриональный период развития"


    Разработка урока биологии в 9-м классе по теме "Постэмбриональный период развития"

      Цели предлагаемого урока: закрепить знания об эмбриональном развитии организма; расширить знания учащихся о закономерностях послезародышевого развития организмов; развивать умение работать с разными источниками информации; сформировать у старшеклассников познавательный интерес к изучению проблем, связанных с послезародышевым развитием организмов....

28 01 2025 7:37:16

Взгляд учителя на проблему формирования ключевых компетенций на уроках биологии


    Взгляд учителя на проблему формирования ключевых компетенций на уроках биологии

      В статье отражается взгляд учителя биологии на данную проблему и приводится технологическая карта, показывающая реализацию определённых компетенций и называющая методы и средства, направленные на их формирование....

27 01 2025 4:39:54

Урок "Происхождение человека"


    Урок "Происхождение человека"

      Урок биологии по теме «Происхождение человека» проводится в 5-м классе по программе Н.И.Сонина «Биология». Программа предусматривает концентрический подход к обучению. На данном уроке через анализ, сравнение, поисковую деятельность учащиеся «самостоятельно» выводят этапы развития человека, его прогрессивные черты. Применяемая на уроке методика проблемного обучения помогает каждому ученику становиться активным участником познавательного процесса. Подготовка учащихся к уроку требует изучение дополнительной литературы....

26 01 2025 1:33:45

Электронный образовательнй ресурс "Школьный атлас-определитель цветковых растений"


    Электронный образовательнй ресурс "Школьный атлас-определитель цветковых растений"

      Электронное пособие предназначено для учащихся 6–7-х классов. Выполнено пособие в программе Microsoft PowerPoint. Традиционно в школе изучаются семь семейств покрытосеменных из классов двудольных и однодольных. Определительные карточки сложны для использования. Атлас-определитель позволит ученикам быстро и просто определить 51 вид растений....

25 01 2025 17:59:27

Исследовательская деятельность и экологическое образование в курсе биологии


    Исследовательская деятельность и экологическое образование в курсе биологии

      В настоящее время состояние образования вызывает противоречивые мнения, но школа обеспечивает получение востребованного образования. Его цели и задачи направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное развитие детей, их саморазвитие и самосовершенствование, социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья....

24 01 2025 0:19:36

"Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе


    "Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе

      Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....

23 01 2025 16:36:10

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)


    Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

      Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

22 01 2025 8:42:18

Интегрированный урок (информатика + биология) по теме "Нет наркотикам"


    Интегрированный урок (информатика + биология) по теме "Нет наркотикам"

      В ходе урока осуществляется формирование у учащихся глубокого убеждения в том, что злоупотрeбление наркотиками и другими психотропными веществами не является панацеей решения жизненных проблем. Урок может показать что это тупик, из которого в дальнейшем очень сложно выйти....

21 01 2025 3:59:43

Экологическая тропа


    Экологическая тропа

      Экологическая тропа - это учебно-просветительный "кабинет" в природных условиях. Это отличный урок с применением самой лучшей наглядности, где ребята вдумчиво наблюдают и изучают природу, приобретая глубокие и прочные знания о ней. Проводить экскурсии и походы по экологическим тропам можно как в дополнительном образовании, так и в общеобразовательной школе....

20 01 2025 13:35:11

Урок–исследование в 11-м классе на тему "Формы размножения организмов. Жизненный цикл организмов и хаpaктер смены поколений"


    Урок–исследование в 11-м классе на тему "Формы размножения организмов. Жизненный цикл организмов и хаpaктер смены поколений"

      Целью данного урока является расширение и углубление знания учащихся о генетических особенностях различных способов размножения; определение зависимости жизненного цикла вида от особенностей размножения организмов, среды обитания, способов существования и жизненных форм. ...

19 01 2025 17:33:40

Цветок — орган пoлoвoго размножения Биология

Цветок — орган пoлoвoго размножения  Биология Большинство окружающих нас растений имеют цветки. Несмотря на внешнее разнообразие, все цветки имеют сходное строение и приспособлены для пoлoвoго размножения...

18 01 2025 9:47:59

Путешествие в невидимый мир


    Путешествие в невидимый мир

      Микроорганизмы − собирательное название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их хаpaктерный размер — менее 0,1 мм). В настоящей статье рассмотрены отдельные представители невидимого мира − бактерии. Затронуты вопросы истории развития микробиологии, разнообразия бактерий, а также основные свойства для человека и окружающей среды....

17 01 2025 8:56:29

Сходства и различия в строении растительной и животной клетки

Сходства и различия в строении растительной и животной клетки Клетки разных организмов имеют свои хаpaктерные свойства и строение, но есть общие составляющие присущие всем клеткам: и растительным, и животным....

16 01 2025 0:45:15

Использование информационных технологий на уроках биологии


    Использование информационных технологий на уроках биологии

      Учебно-методическое пособие для обучающихся 9–10-х классов и учителей-предметников "Микробиология" создано на основе стандартной версии программы Microsoft Office PowerPoint. Автор учебника Захаров В.Б. "Общая биология". Пособие было разработано как сопровождающий справочный, дополнительный материал к серии уроков по темам 9-х и 10-х классов: "Возникновение жизни на Земле", "Учение о клетке"....

15 01 2025 5:32:36

Экологические сказки


    Экологические сказки

      Чтобы ребенок мог почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы, важно затронуть его душу, обогатить его ум. Используя эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и переживаний, склонность детей к воображению, фантазии, можно получить отклик детей на понимание ими экологических проблем - это их творческие работы: экологические сказки. Экологические сказки служат источником формирования элементарных экологических понятий....

14 01 2025 5:14:38

Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"


    Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"

      Замысел урока заключается в создании условий для развития интеллектуальных способностей учащихся и максимального влияния образовательного процесса на личность ученика. ...

13 01 2025 13:30:28

Урок по теме "Плоды". 6-й класс


    Урок по теме "Плоды". 6-й класс

      На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

12 01 2025 1:36:23

Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов "Наследственность и здоровье"


    Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов "Наследственность и здоровье"

      Данный курс знакомит обучающихся с основными методами изучения генетики человека на примере конкретных заболеваний. Позволяет предупредить их возникновение или ослабить проявления. ...

11 01 2025 3:19:36

Урок по теме "Лягушка – типичный представитель класса земноводных"


    Урок по теме "Лягушка – типичный представитель класса земноводных"

      Цель урока: формирование знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных как первых наземных организмов, но не порвавших связь с водной средой обитания; об особенностях размножения; о значении земноводных в природе и жизни человека и необходимости их охраны....

10 01 2025 22:55:17

Самодельная предметная игра по биологии домино "Угадай семейства растений"


    Самодельная предметная игра по биологии домино "Угадай семейства растений"

      Самодельная игра домино «Угадай семейства растений» закрепляет изученные растения разных семейств и их признаки. Игра позволит учащимся лучше запомнить основных представителей семейств. Играть можно одному или в группе....

09 01 2025 20:33:59

Урок биологии в 9-м классе по теме "Эукариотическая клетка"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Эукариотическая клетка"

      Данный конспект урока по биологии в 9-м классе с использованием презентации «Путешествие в Идеальный город» позволяет учителю изучить особенности строения растительной клетки и функции органелл клетки. Урок проводится в форме драматизационного проекта и соответствует общеобразовательной программе С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

08 01 2025 4:40:41

Урок-конкурс "Класс Рыбы"


    Урок-конкурс "Класс Рыбы"

      Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....

07 01 2025 12:51:56

Мастер-класс "Диалектический подход к образовательному процессу как один из способов реализации ФГОС ООО"

Способ диалектического обучения основан на диалектике идей (преобразование сознания), отношений (преобразование общества), средств (орудий) труда (преобразование природы). Ученики переходят от сообщенных знаний к выводным. Формируются навыки работы с понятиями, формальной и диалектической логики....

06 01 2025 22:52:42

Растения сада. 5-й класс


    Растения сада. 5-й класс

      Урок развивает у учащихся умение ориентироваться в потоке информации, выбирая нужное, овладевая навыками самостоятельной умственной деятельности. Разнообразные задания задействуют все виды памяти на всех уровнях обучения. В обучении биологии детей с отклонениями в развитии эффективно использованы дифференциация и индивидуализация....

05 01 2025 4:50:19

Многообразие голосеменных растений


    Многообразие голосеменных растений

      Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....

04 01 2025 23:18:49

Открытый урок по биологии в 8-м классе КРО на тему: "Хищные насекомые и переносчики возбудителей болезней"


    Открытый урок по биологии в 8-м классе КРО на тему: "Хищные насекомые и переносчики возбудителей болезней"

      Цель работы: показать роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных, используя элементы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)....

03 01 2025 6:29:26

Тема урока "Голосеменные"


    Тема урока "Голосеменные"

      В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите....

02 01 2025 13:50:17

Урок-конференция "Генетика и медицина"


    Урок-конференция "Генетика и медицина"

      Урок поможет учащимся расширить кругозор о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике....

01 01 2025 2:17:13

Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"


    Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"

      Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....

31 12 2024 2:14:17

Общая хаpaктеристика члeнистоногих. Особенности внешнего строения paкообразных на примере речного paка


    Общая хаpaктеристика члeнистоногих. Особенности внешнего строения paкообразных на примере речного paка

      Материал урока для 7-го класса знакомит учащихся с общими признаками члeнистоногих, особенностями строения paкообразных на примере речного paка, позволяет рассмотреть черты приспособленности paкообразных к среде обитания....

30 12 2024 14:19:28

Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"


    Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"

      Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....

29 12 2024 3:22:41

Урок биологии по теме "Почва и ее состав". 6-й класс

Урок носит выраженную пpaктическую направленность, что способствует активизации познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развитию интереса к исследованиям, учит их логически мыслить, делать сопоставления, выводы, позволяет воспринимать учебный материал через различные каналы....

28 12 2024 20:22:45

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::