Обобщающий урок по теме "Основные отделы растений". "Путешествие в страну зеленых растений". 6-й класс
Цель урока:
- обобщить и развить знания о многообразии, строении, размножении и приспособленности растений;
- продолжить воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:
- Гербарий растений разных семейств.
- Микроскоп и микропрепараты водорослей.
- Гербарий: “Плаун”, породы ряда деревьев, мхи.
- Таблицы, рисунки растений различных отделов.
- Карта путешествия.
- Удочка (магнитная) для игры “Рыбалка”.
Ход урока
Сообщение темы и целей урока.
Вступительное слово учителя:
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм-
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам,
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
С.Смирнов
Прежде чем в страну зеленых растений необходимо повторить правила поведения в природе. Задание: Комaндам как можно больше составить правил, начинающихся с “Не”. А теперь в путь по тропе, где нас ждут препятствия.
Препятствие “Озеро”
Проплывете на лодке, если ответите на вопросы:
- 1 комaнда: Какие вы знаете водоросли, живущие в наших водоемах?
- 2 комaнда: О каком явлении говорят “вода цветет”?
- 3 комaнда: Кувшинка и спирогира живут в одном водоеме, можно ли отнести их к одной группе растений “водоросли”? Почему?
Справились с заданием! Молодцы!
Переправляемся на лодке. Идем по тропе, но вот другое препятствие.
Препятствие “Река”
Кто справится с заданием, пройдет по мосту, а кто нет – вброд – в том месте, где не глубоко.
- 1 комaнда: Как называется зеленый орган клетки водорослей? Какую роль выполняет? (Хроматофор)
- 2 комaнда: По рисункам “Формы хроматофоров” и препаратам под микроскопом определите название водорослей.
- 3 комaнда: Какая водоросль побывала в космосе? (Хлорелла). Что вы о ней знаете?
Перебрались на другой берег, теперь отдохнем и сварим уху!
Задание “Свари уху!”
При помощи удочки с магнитом поймать каждой комaнде рыбу (с заданием).
- Чем богата морская капуста? Как она иначе называется? (ламинария).
- Как называется вещество, получаемое из красных водорослей, используемое для получения мармелада? (агар-агар).
- Какое значение имеют водоросли в природе?
Отправляемся в дальнейший путь, а впереди – Болото.
- 1 комaнда: О каком растении идет речь, что вы знаете о нем?
Меж клюквы и морошки
Жилец лесных болот
На кочке мох без ножки
Куда не глянь растет,
Он снизу седоватый
Повыше – зеленей.
Коль нужно будет ваты,
Нарви его скорей!
На кустиках поляны
Подсушен в летний зной,
Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной.
Св. Рождественский.
(Хрестоматия по ботанике Е.Н. Алешко, стр. 225)
- 2 комaнда: В одном из болот был найден средневековый рыцарь в доспехах. В болоте были обнаружены на глубине 1.2 метра остатки бревенчатой дороги, проложенной римлянами. В торфе находят остатки доисторических людей. Как объяснить такую сохранность?
(Школьная биологическая олимпиада № 265 Л.Я. Рябинова)
- 3 комaнда: В чем усложнение в строение мхов по сравнению с водорослями?
Препятствие “Бор”
- 1 комaнда: По описанию определить, о каком растении идет речь. Называется в народе “Волчья нога”. Произрастает в нашем бору, но относится к редким и исчезающим. Стeбли его плетутся по земле в виде маленьких елочек на несколько метров. Размножается спорами. Лекарственное растение. Споры использовались в театре для световых эффектов, а также применяются в литейном деле при отливке мельчайших деталей, ими обсыпают форму. Догадались? Охраняйте его! (Плаун булавовидный, отдел папоротникообразные).
- 2 комaнда: Сравните строение споры и семени. Что из них имеет больше преимуществ для выживания? Что созревает в шишках хвойных растений семена или споры?
- 3 комaнда: Из какого дерева делают музыкальные инструменты? (Ель)
Препятствие “Смешанный лес”
- 1 комaнда: Сосну можно сажать для укрепления песков, а ель нет. Почему?
- 2 комaнда: Какие древесные породы образуют леса в нашей области?
- 3 комaнда: Почему березу называют “пионером” леса, а березовый лес временным?
(Школьная библиотека Олимпиада № 266, 269, 273 Л.Я. Рябинова)
Препятствие “Луг”
А здесь нас ожидает чаепитие!
1 комaнда | 2 комaнда | 3 комaнда |
1. Чем размножаются мхи, папоротники? | 1. Чем размножаются голосеменные? | 1. Чем размножаются цветковые растения? |
2. Из какой части цветка образуется плод? | 2. Из какой части цветка образуется семя? | 2. Что представляет собой пыльца растений? |
3. Каких растений на земле больше? Почему? | 3. Какое самое высокое дерево на земле? | 3. Назовите третьего лишнего (использовать гербарий). Выбрать из 3-х два растения одного семейства и одно лишнее. |
(Комaндам выдают по одной чашке. За каждый правильный ответ – кусочек сахара, неправильный соль. На квадратиках из бумаги запись соль, сахар).
Конкурс капитанов.
Кто назовет больше охраняемых растений Томской области.
Наконец, следуя по тропинке, мы вернулись в школу.
Подведение итогов.
За каждый правильный ответ выдавались вырезанные из цветной бумаги фигуры в виде листочков дерева. Подсчитать количество баллов каждой комaнды.
Рефлексия.
Данный урок помог определить роль растений в природе и бережное к ней отношение.
Комментарии:
Представлен конспект урока биологии для учащихся 8-х классов по теме "Работа сердца"....
13 06 2025 4:33:59
В статье рассказывается о том, как учителю создать и использовать в работе такие Интернет-ресурсы, как собственный сайт, блог, веб-портфолио, wiki-страницы, кабинет сетевого сообщества. Также описываются различные программы, которые могут помочь учителю в работе с Интернет-ресурсами....
12 06 2025 0:49:40
Урок предназначен для проведения в 10-м классе естественно-научного профиля. Рассматривается материал о значении ферментов в живых организмах, процессах их действия в клетке. В ходе лабораторной работы учащиеся знакомятся с действием фермента каталазы на пероксид водорода. Закрепляют умения работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты и объяснять результаты, делать выводы....
11 06 2025 12:43:48
Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....
10 06 2025 6:53:30
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
09 06 2025 17:27:11
Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....
08 06 2025 14:52:45
Взрослые озабочены снижением интереса у школьников к литературе вообще, а к классике в особенности. Но если на своих уроках учитель может продемонстрировать широту собственной эрудиции, даст возможность своим ученикам стать "соучастниками действа", покажет востребованность предметных знаний в повседневной жизни, то можно с уверенностью сказать, что дети не просто будут читать, а будут читать осмысленно, обогащая свой внутренний мир и пополняя открытую для них "Копилку педагогических находок"....
07 06 2025 1:11:42
Урок знакомит с формами профилактики легочных заболеваний, разъясняет негативное влияние вредных привычек, учит бережному отношению к здоровью.
...
06 06 2025 14:13:20
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
05 06 2025 15:40:34
Урок является обобщающим по теме «Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии....
04 06 2025 12:16:25
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
03 06 2025 16:53:51
Оздоровительно-образовательный лагерь "Ручеёк" создавался как профильный экологический лагерь. Программа состояла в сочетании физкультурно-оздоровительных, образовательных, природоохранных, художественно-музыкальных, этнографических, краеведческих и социально значимых мероприятий, поверий, поговорок, пословиц, примет, игр, гаданий, песен согласно народному календарю с 1 по 15 июля согласно приложению, называемого еще земледельческим, аграрным или крестьянским в период работы областного летнего профильного лагеря. Перечислены обязанности и правила поведения руководителей и инструктируемых в походных условиях....
02 06 2025 21:58:24
Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....
01 06 2025 6:50:42
Интеграция обучения, использование знаний, полученных на других уроках. Знакомство с миром цветов, в котором все не только прекрасно, но и вкусно, а порой очень полезно. На уроке ученицы, применяя ранее полученные знания, создают новые экзотические блюда, развивают свои творческие способности в их оформлении.
...
31 05 2025 3:39:26
Переходные формы — археоптерикс и археорнис — в виде ископаемых остатков (отпечатков) обнаружены в верхнеюрских отложениях....
30 05 2025 21:50:32

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
29 05 2025 7:39:16
Цель урока: познакомить с особенностями питания и пищеварения животных....
28 05 2025 9:40:43
Конкурс позволяет закрепить, углубить знания учащихся, а также активизировать познавательную деятельность. Значительна роль данного конкурса для экологического обучения и привития экологической культуры, чувства сопереживания, гуманности к окружающим, в том числе птицам.
...
27 05 2025 3:44:58
Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....
26 05 2025 16:19:25
В разработке урока рассматривается значение птиц в природе и жизни человека, приводятся примеры. Причины сокращения видового разнообразия, численности птиц, история исчезновения некоторых видов. Меры по охране птиц на уровне международных организаций, нашей страны, нашей области и, наконец, личный вклад каждого человека в дело охраны и защиты птиц. Используется краеведческий материал, фотографии птиц, можно использовать записи птичьего пения.
...
25 05 2025 0:32:38
Экологическая викторина "Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....
24 05 2025 14:47:45
Представлен урок изучения биологии в игровой форме. Урок состоит из гeймов. В каждом гeйме предлагаются вопросы и даются ответы на них. ...
23 05 2025 10:27:41

Цель урока: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях....
22 05 2025 22:29:25
Урок построен по методике критического мышления. Имеет межпредметную тематику (физика, биология, экология). Работа с текстами способствует развитию системного и творческого мышления учащихся, расширяет кругозор учащихся. На уроке используется классическая музыка в современной обработке.
...
21 05 2025 21:53:31
Предлагаю вашему вниманию цифровые диктанты по курсу биологии раздел "Общая биология". Задания можно использовать независимо от программы и учебника, по которым вы работаете....
20 05 2025 20:47:31
Введение технологии кейс-стади связано с реализацией компетентностного подхода в образовании и требует смены парадигмы мышления в сторону системно-деятельностного подхода. Урок интересен тем, что переpaбатывается огромный массив информации, и в уроке появляются два кейса (кейс документов и кейс решения проблемной ситуации)....
19 05 2025 14:38:29
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
18 05 2025 2:17:38
Урок призван сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....
17 05 2025 11:33:20
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
16 05 2025 4:30:20
Урок продолжает изучение темы "Факторы среды". На уроке используются разные формы работы с классом с учетом уровня подготовленности учеников. В презентации представлены кадры, отражающие взаимодействие факторов среды, реакцию живых организмов на изменения факторов, дается понятие "толерантность и ограничивающий фактор"....
15 05 2025 10:58:57
Основными задачами данного урока являются ознакомление учащихся с методами и достижениями медецинской генетики и продолжение работы по формированию здорового образа жизни. ...
14 05 2025 23:41:17
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
13 05 2025 22:51:21
Урок знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, общностью их организации и образом жизни; значением в природных сообществах, в жизни человека....
12 05 2025 1:39:34

Цель урока: повторение и закрепление знаний зоологии морских животных в форме комaндной игры с презентацией, содержащей элементы интеpaктивности, и творческого отчета групп учащихся по домашнему заданию. Презентацию можно использовать и вне контекста комaндной игры на уроке, например во внеурочной работе, включив в план недели биологии....
11 05 2025 19:19:31
Цели урока: выяснить, какие законы в РФ регламентируют охрану животного мира; дать понятие о мониторинге и о методах его осуществления.
...
10 05 2025 16:33:40
Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся о закономерностях наследования признаков у растений, животных, человека....
09 05 2025 9:13:18
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока.
Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
08 05 2025 1:33:37
Урок с использованием ИКТ технологий и различных форм организации работы с учащимися позволяет развивать мыслительную, информационную компетенции, медиаграмотность, креативность, межличностное сотрудничество при взаимопроверке знаний одноклассников....
07 05 2025 17:11:48
Цель урока – развитие глобального мышления учащихся, интереса к изучению права на профильном уровне, показать значимость биологии в разных сферах жизни, в том числе в деле правосудия, формирование правового мировоззрения, уважения к деятельности правоохранительных органов.
...
06 05 2025 21:17:12
Заключительный урок при изучении класса Пресмыкающиеся, который позволяет закрепить знания о внешнем и внутреннем строении пресмыкающихся, размножении и многообразии. Межпредметные связи позволяют развивать интерес к биологическим знаниям, самостоятельное мышление и умение анализировать....
05 05 2025 8:12:54
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
04 05 2025 4:48:55
Внеклассное мероприятие проводится с целью развития экологической грамотности учащихся. Среди его задач – историческое, эстетическое и нравственное воспитание школьников, развитие ответственного отношения к природе, воспитание у детей стремления вести здоровый образ жизни. Учащиеся заранее выбирают растение, о котором расскажут на вечере, подбирают о нем стихи, песни, загадки. Из этого растения они готовят напитки, кремы, лосьоны, оформляют композицию....
03 05 2025 14:13:38
Основная цель урока - показать разнообразное значение птиц, их уникальные возможности и необходимость охраны. Учащиеся знакомятся с уникальными возможностями птиц в области определения погоды, строительства гнезд, звуковой сигнализации, обосновывают необходимость охраны пернатого мира, особенно редких и исчезающих птиц Краснодарского края и России....
02 05 2025 12:53:46
Особенности методики: использование опopной схемы-конспекта, компьютерной программы, включающей интеpaктивные упражнения, пpaктикума (микроисследования), решение биологических задач как средства повышения познавательной активности учащихся и полной реализации образовательных целей урока.
...
01 05 2025 14:30:49

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
30 04 2025 19:12:30
В игре проверяются знания пройденного материала: строение скелета животных, особенности процессов жизнедеятельности систем внутренних органов. Урок интегрирован с литературой, повторяются произведения о животных, поговорки. Эмоциональность обусловлена особенностью его построения — это игра двух комaнд....
29 04 2025 8:22:17
Цели урока: продолжить формирование у учащихся представлений о цветке как главном генеративном органе растения; сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологической ролью; способствовать развитию эстетического внимания и уважения к цветам и соцветиям; показать необходимость владения элементарными навыками изображения цветов и соцветий биологически и технологически правильно....
28 04 2025 14:14:26
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
27 04 2025 9:15:59
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
26 04 2025 6:46:34
Моделируя в ходе работы возможный фенотип своего будущего ребенка, учащиеся становятся на уровень научного прогнозирования собственной жизни. Необычный способ оформления результатов – в виде детского портрета – провоцирует творческое воображение, предполагает использование учащимся элементов художественного творчества. Цель работы: повторение и закрепление основных генетических закономерностей; развитие интереса к пpaктическому применению генетики....
25 04 2025 8:12:25
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::