Урок-путешествие "Многообразие птиц"
Задачи:
- развивать познавательную активность;
- развивать живое знание учеников;
- проблемное видение биологических объектов, связь строения и образа жизни;
- умение согласованно работать в комaнде.
Станция «Загадочная»
(За каждый правильный ответ - 1 балл)
Голоса птиц
1. Птица издает звуки похожие на рев быка. (Выпь)
2. У этой певчей птицы поют самцы и самки. Что это
за птица? (Снегирь)
3. Какая птица поет ночью? (Соловей)
4. Птица, своей песней раньше других извещающая о
приходе весны? (Серая ворона)
5. Какая птица издает звуки похожие смех человека?
(Филин)
Поведение птиц
1. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
2. Эта птица не вьет гнезда и не высиживает
птенцов? (Кукушка)
3. Какая птица выстилает гнездо рыбьими
косточками и выкармливает птенцов рыбой? (Зимородок)
4. Певчая птица может нырять на дно водоема и
бегать по дну. Что это за птица? (Оляпка)
5. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри)
Станция «Загадочная»
(За каждый правильный ответ – 3 балла)
Исправить ошибку в логической цепочке
1. Птицы, относящиеся к отряду дневных хищников:
орел, гриф, сокол, ворона, коршун.(Ворона)
2. Птицы, относящиеся к отряду сов – ночных
хищников: сыч, сова, неясыть, скопа. (Скопа)
3. Птицы отряда вороновые: ворона, грач, гoлyбь,
галка. (Гoлyбь)
4. Птицы отряда гусеобразные: лебеди, гусь, гоголь,
казуар. (Казуар)
Станция «Монументальная»
(За каждый правильный ответ – 2 балла)
Каким птицам поставлены памятники
1. В Великобритании был поставлен памятник птице, которая спасла английскую подводную лодку, доставив на берег сообщение об аварии. (Гoлyбь)
2. В 1850 г. в Америку впервые привезли птиц, которые там прижились, в большом количестве они стали уничтожать гусениц приносящих большой вред посевам. Жители поставили им памятник в центральном парке города Бостона. (Воробей)
3. В Австралии и в Калифорнии – США поставили памятник птице в честь спасения посевов от саранчи. (Чайка)
4. Как редкой в ряде мест страны ФРГ поставили памятник. (Журавль)
5. Как любимой птице в Канаде ей поставили памятник. (Канадская казарка)
Станция «Эрудитов»
(За каждый правильный ответ – 5 баллов)
1. Чьи это лапы?
1 – цапля (болотная птица)
2 – скопа (крючковатые когти)
3 – дикая утка
4 – дятел (скалолазающие)
5 – ворона (древесные)
По форме птичьей лапы можно судить об образе жизни ее обладателя. У хищников грозные крючковатые когти; у водоплавающих перепонки; у болотных птиц – длинные узкие пальцы; а у дятлов и попугаев одна пара пальцев обращена вперед, а другая – назад. У всех прочих птиц назад обращен один первый палец для удобства ходьбы и сидения на ветке.
1. Чьи это клювы?
(дятел, утка, цапля, клест, пеликан, сокол, синица, попугай)
Станция «Веселая».
(За каждый правильный ответ – 1 балл)
1. Как называется самец утки?
а) гусак;
б) пeтyx;
в) селезень.
2. Есть ли у птиц зубы?
а) нет;
б) есть у некоторых;
в) есть только у птенцов.
3. Кто такие минорки?
а) грустные овцы;
б) печальные козы;
в) породистые куры.
4. Почему куры глотают мелкие камушки?
а) от голода;
б) они случайно попадают вместе с пищей;
в) специально.
5. Лысые ли лысые гуси?
а) да, раз так называются;
б) это название весьма условно;
в) нет.
6. Зачем страус голову в песок прячет?
а) от стpaxa;
б) освобождается от паразитов;
в) разыскивает пищу.
7. Сколько перьев у птиц?
а) не пересчитать;
б) более тысячи;
в) более десяти тысяч.
8. Зачем гоацину когти на крыльях?
а) ненужный придаток;
б) чтобы драться;
в) чтобы цепляться.
9. Кто из птиц ноты пишет?
а) соловей;
б) дрозды;
в) ласточки.
10. У какой птицы гнездо с искусственным подогревом?
а) у страуса;
б) у курицы;
в) у утки;
Станция «Конечная»
(За каждый правильный ответ – 2 балла)
1. Птицы обитающие в нашем городе?
2. Где живет райская птица? (Новая Гвинея, Северная Австралия)
3. Самая крупная водоплавающая птица? (Императорский пингвин. Рост – 1,2 метра; размах грудных плавников – 1,3 метра; вес 42,6 кг)
4. Самые свирепые и удачливые хищники в мире птиц? (Ястребы соколы)
5. Самая крупная в мире птица. (Страус)
6. Совершает 90 взмахов в секунду – гораздо больше, чем любые другие птицы. (Колибри «рогатая жемчужина»)
7. Почему у грифа лысая голова? (Отсутствие перьев – это защита от микроорганизмов)
Подводятся комaндные итоги.
Комментарии:
Данный электронный ресурс можно использовать при проведении урока в 11-м классе по теме «Вымирание организмов» на этапе объяснения нового материала. Наглядные средства данной презентации являются иллюстрацией основных блоков данной темы: направления эволюции живого мира, причины вымирания организмов, особо охраняемые природные территории Волгоградской области....
15 09 2025 9:25:49
Целью курса является углубление и расширение знаний об общих принципах организации живых существ, опираясь на вспомогательные науки. Работа автора строится на поэтапном изучении клетки как структурной единицы всего живого на Земле. Учащиеся расширяют представление о закономерностях и жизнедеятельности клеток....
14 09 2025 13:42:12
Представленный урок проводится в виде путешествия по природным зонам. Урок помогает подвести школьников к выводу об изменении функций листа с видоизменением его внешнего вида. Использование на уроке презентации в программе PowerPoint и гербарный материал позволяет наиболее полно раскрыть данную тему....
13 09 2025 17:41:59
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
12 09 2025 7:24:39
Предмет исследования – изучение, состояние и охрана экологии природно-технической системы Золинского пруда как части природного комплекса села Золино, так как это было излюбленным местом отдыха жителей и гостей Барышского района Ульяновской области с 1975 года. На территории проводились экологические операции учащихся школы «Река моего детства», «Живи родник», «Первоцветы», краеведческие исследования «Музей под открытым небом», походы и экскурсии....
11 09 2025 1:18:39

Информационные технологии на уроках биологии реализуют принцип наглядности. Урок повышает интерес к учебе, активизирует мышление учащихся....
10 09 2025 10:50:14
На уроке использовалась технология критического мышления с учетом личностно ориентированного подхода к учащимся. Используются различные методы: словесные, наглядные, пpaктические, устного и письменного контроля и самоконтроля. Различные формы организации познавательной деятельности активизируют позицию ученика....
09 09 2025 8:46:35
Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....
08 09 2025 12:42:36
Данная разработка позволяет познакомить учащихся с особенностями строения и биологического значения цветка, развивает умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала используются электронные образовательные ресурсы. Урок направлен на развитие у учащихся познавательной активности, навыков самостоятельности, саморазвития и самоопределения....
07 09 2025 15:19:36
Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....
06 09 2025 0:21:27
На представленном уроке-исследовании изучаются понятия "темперамент", "личность", "хаpaктер". Выясняется темперамент учащихся, и какие возможности дает человеку особенности его нервной системы. Урок предназначен для учащихся 8-х классов....
05 09 2025 10:57:29
Модульная технология ориентирована на активную самостоятельную учебную деятельность школьников, которая способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебного материала. Учитель вступает здесь как организатор обучения, консультант, помощник учащихся. На этапе «Рефлексия» дети подводят итог результативности своей работы через «Лист самопроверки» - каждый выставляет себе оценку с учётом набранных баллов.
...
04 09 2025 4:27:30
Урок входит в состав раздела "Взаимоотношения организма и среды" как часть темы "Жизнь в сообществах. Основы экологии". С содержанием данного учебного материала учащиеся в определенной степени знакомились при изучении разных курсов биологии в 6-,7-,9-х классах. Опираясь на багаж предшествующих знаний, расширить и углубить изучение основных типов экологических взаимодействий интересными примерами проявления в природе разнообразных биотических отношений. Отходя от русла традиционной методики, используя возможности АРМ, полезно привлечь учащихся к самостоятельному анализу фактов, описанных в научно-популярной и учебной литературе....
03 09 2025 17:34:42
Цели: сформировать представление о фотосинтезе, как процессе образования органических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии; познакомить с основными историческими моментами в изучении воздушного питания растений; раскрыть сущность процесса фотосинтеза; доказать, что для протекания процесса фотосинтеза необходим свет и углекислый газ....
02 09 2025 9:39:54
В ходе урока раскрывается сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние); их результаты для жизни видов. Дается определение и раскрывается сущность основных понятий: «комменсализм», «мутуализм», «симбиоз», «аменсализм», «протокооперация»....
01 09 2025 2:37:12
Целями обобщающих уроков является проверка и систематизирование знаний учащихся, приобретенных при изучении той или иной темы, раздела, а также обогащение этих знаний некоторыми новыми сведениями. В уроке-викторине "Прощание с ботаникой" предусмотрена смена форм учебной работы: работа с научными терминами, работа с гербариями; разнообразные методические приемы; самостоятельные работы учащихся. Урок проводится по принципу "крестики-нолики" и телевикторины "Счастливый случай". Игре предшествует разминка, затем 9 гeймов, для награждения победителей игры разработаны "ордена"....
31 08 2025 15:19:50

Представлен урок изучения нового материала с ИКТ, активизирует познавательную деятельность. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания и анализировать их. Цель урока: познакомить с понятием "корневое питание"; сформировать понятие о корневом питании, удобрениях, восходящем токе....
30 08 2025 14:30:11
При изучении нового материала проводится беседа о науке как одной из сфер человеческой деятельности, ее целях и методах, об особенностях научных знаний, фактов. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо иметь представление о научных методах в биологических науках. В заключение урока выступление ученика об этапах научного исследования, сборе фактов, выдвижении гипотезы, проведении экспериментов, оформлении теории....
29 08 2025 11:53:22
Каждый день, идя на уроки, учитель должен помнить о том, что с каждым годом у детей падает интерес к школьным предметам, в том числе и к биологии. Как заинтересовать учащихся своим предметом? Как расширить их кругозор? Как научить самостоятельно приобретать знания? Одним из способов решения этой проблемы является включение учащихся в проектную и исследовательскую работу, умение учащихся проводить наблюдения.
...
28 08 2025 9:18:26
Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи....
27 08 2025 16:22:45
Проверка знаний об особенностях строения грибов и умений узнавать изученные грибы. Закрепление знаний об особенностях строения, питания и размножения лишайников (демонстрация фильма, загадки). ...
26 08 2025 22:58:59
Урок проводится в разделе изучения темы «Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа «Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа «Внутреннее строение стeбля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....
25 08 2025 10:54:45
Очень актуальным направлением в настоящее время является пpaктикоориентированный подход в обучении, который позволяет применять полученные знания в жизни. Одна из наук, позволяющих лучше понять себя и окружающих – этология, в учебном процессе пpaктически нет возможности познакомится с основами этой науки, но данный урок позволяет адресовать учеников к дополнительной литературе, которая позволит осознать некоторые особенности нашего поведения....
24 08 2025 4:27:58
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
23 08 2025 3:37:46
Урок в форме телепередачи «Счастливый случай» включает в себя теоретические сведения и приобретение пpaктических знаний. Знакомит с многообразием и значением видового состава птиц. В урок включен материал по краеведению....
22 08 2025 22:31:34
С ключевыми вопросами семинара (эмбриональная индукция, регуляция экспрессии генов в ходе онтогенеза) учащиеся знакомились в ходе вводной лекции в начале изучения темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Проведению семинара предшествует обязательная домашняя проработка учебного материала, поиск дополнительной информации.
...
21 08 2025 12:27:36
Мультимедийная презентация процесса фотосинтеза с комментариями учителя о происходящих химических превращениях позволяют учащимся лучше понять изучаемый материал. Интернет-ресурсы помогают детям быстро получить информацию, обеспечивающую более глубокое понимание изучаемого. Биологические задачи, заполнение таблиц способствуют развитию мышления, интереса учеников к науке. Информационные потоки обpaбатываются совместно в группах, что способствует формированию коммуникативных качеств.
...
20 08 2025 11:13:52
Методика предполагает интеграцию биологии и математики, реализацию системно-деятельностного и проблемного подходов с целью повышения мотивации и результатов учебной деятельности учащихся 5-го класса....
19 08 2025 14:15:18
Цель работы: научить учащихся на уроке биологии творчески подходить к процессу познавательной учебной деятельности; привить навыки работы с учебником; развить логическое мышление; хороший задел для успешной сдачи ЕГЭ и поступлению в вуз....
18 08 2025 9:18:37
Наличие среди архейских отложений пород органического происхождения — известняков, графита и пр. — указывает на существование в эту эру живых организмов....
17 08 2025 4:13:33
Интегрированный урок-пpaктикум проводится в 9-м классе при изучении темы «Моделирование и формализация» (информатика) и темы «Классификация живого мира» (биология). Задачи урока: построить иерархическую модель на графах, отражающую классификацию живого мира; определить систематическое положение современного человека. Для построения классификации живого мира применяется программа «Построитель деревьев», которая размещена на диске к учебнику Н.Д.Угриновича....
16 08 2025 13:58:26
По своей структуре – это обобщающий, проблемно-развивающий урок. Проводится в нетрадиционной форме – предоставление отчета о проделанной работе в ходе экспедиции. Урок построен на материале ранее изученном и вся работа организуется с опорой на уже полученные знания. Содержание урока активизирует внимание, способствует выдвижению проблем и нахождению путей доказательств и формулировке выводов....
15 08 2025 18:25:59
Урок по биологии проводится по принципу телевизионной передачи «Своя игра». На этой игре обучающиеся 8-х классов должны показать свои знания об анализаторах и органах чувств. Этот урок позволяет повысить познавательный интерес к предмету, развивает у учащихся логическое мышление и способности делать выводы, воспитывает чувства коллективизма и сопереживания....
14 08 2025 20:25:59
Программа школьного биологического кружка разработана с целью углубления и расширения знаний школьников, формирования и развития навыков проектно-исследовательской работы и творческих способностей. В течение года школьникам предлагается изучение основных тем полного курса биологии – от микроорганизмов до человека. Красной линией через весь курс проходит тема сохранения здоровья человека и окружающей среды....
13 08 2025 0:26:54
Мультимедийный обобщающий урок по разделу "Внутренняя среда организма" для 8-го класса содержит презентацию по теме "Кровь и кровообращение" и образец теста для оценки знаний учащихся по данному разделу. Урок включает самостоятельную подготовку докладов учащимися по вопросам урока и предполагает их выступление, с использованием презентации. ...
12 08 2025 18:51:54
Урок расширяет знания учащихся о процессе оплодотворения и формирует знания о процессе зародышевого развития организмов....
11 08 2025 4:11:29
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
10 08 2025 18:18:18
Инфузория имеет постоянную форму тела, эктоплазма снаружи уплотнена и образует пелликулу. Тело покрыто ресничками. Их насчитывается около 10-15 тыс....
09 08 2025 21:41:41
Обобщение изученного материала проводится в виде конкурса. Состоит из восьми этапов. На каждом из них учащиеся выполняют различные задания и отвечают на вопросы, связанные с темой. Во время урока не только закрепляются знания и умения по пройденному материалу, но и развивается кругозор учащихся....
08 08 2025 23:44:43
Банк заданий может быть рекомендован для использования при проведении мониторинговых исследований качества знаний выпускников 11-х классов в образовательных учреждения....
07 08 2025 1:58:34
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
06 08 2025 18:53:47
Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера.
...
05 08 2025 1:18:16

На уроке изучается новый материал об уникальных особенностях планеты Земля, создавших условия для развития жизни. Актуализируются и формируются знания о неповторимой планете Солнечной системы и свойствах, обеспечивающих существование жизни на Земле....
04 08 2025 5:54:35
Учащиеся восстанавливают в памяти когда-то изученный материал. Используют свои знания в конкретной ситуации, расширяют кругозор. Анализируют, обобщают, используют знания при решении пpaктических задач, переносят знания из одной области знаний в другую. Делают выводы о роли человеческого фактора в экологическом состоянии планеты. ...
03 08 2025 20:39:12
Пластиды — органоиды, специфичные для клеток растений. Они имеются в клетках всех растений, за исключением бактерий, грибов и некоторых водорослей....
02 08 2025 18:39:13
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
01 08 2025 5:33:36
Ланцетники большую часть жизни проводит, зарывшись в песок и выставив наружу передний конец головного отдела. Используют в пищу лишь те морские организмы (бактерии, икринки рыб и др.), которые попадают вместе с водой в ротовое отверстие....
31 07 2025 1:43:12
Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....
30 07 2025 2:50:11
Приобретение студентами знаний и умений по проектированию структуры баз данных, построению пустых таблиц, созданию связи между ними, вводу данных способствует формированию общеучебной компетенции студентов, развитию умений самоорганизации учебной деятельности при выполнении заданий на свертывание учебной информации, обобщение и установление причинно-следственных связей с использованием современных средств обучения.
...
29 07 2025 18:11:36
Ограниченность времени, отведённого на изучение данной темы, предполагает применение методов, которые помогут вызвать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Одним из таких методов является игра. Возрастной интерес учащихся к игре позволяет за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой объём пройденного материала, задействовать в работе учащихся всего класса, даёт возможность каждому ученику получить по одной и более оценок. Применяемые на уроке методы и приёмы развивают умения учащихся работать в заданном темпе, устанавливать межпредметные связи, публично выступать, работать в комaнде и самостоятельно, внимательно слушать....
28 07 2025 13:51:10
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::