Урок биологии в 6-м классе "Голосеменные" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии в 6-м классе "Голосеменные"


    Урок биологии в 6-м классе "Голосеменные"

Цели:

  1. ознакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений, отличием их от споровых, рассмотреть строение хвои и шишек голосеменных, показать роль голосеменных в природе, в жизни человека, научить различать виды хвойных растений.
  2. развитие памяти, внимания, мышления учащихся.
  3. воспитание любви к живой природе, экологической культуры

Оборудование:

- таблицы, побеги и шишки сосны, ели, карточки для индивидуальных заданий, оборудование для демонстрации видеоматериалов.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

Слова учителя.

Ребята, на прошлом уроке мы изучали высшие споровые растения: папоротники, хвощи, плауны. Давайте повторим изученное.

Нескольким учащимся предлагается выполнить индивидуальные задания по карточкам.

Биологическая задача №1

Взрослые растения мха- сфагнума не имеют ризоидов. Каким же образом они удерживаются в вертикальном положении и при помощи чего они всасывают воду?

Биологическая задача №2

В трудные военные годы при отсутствии ваты при перевязке ран врачи использовали сухой сфагновый мох. Какие свойства этого растения учитывались при этом?

Биологическая задача №3

Сфагнум и кукушкин лен относятся к лиственным мхам. Однако их листья имеют существенные отличия от листьев цветковых растений. В чем они проявляются?

Биологическая задача №4

Мох- кукушкин лен – двудомное растение. На многих особях этого мха на длинных ножках развиваются коробочки со спорами. На каких особях- мужских или женских- развиваются эти коробочки? Почему так считаете?

Биологическая задача №5

Папоротники растут во влажных тенистых местах, чаще под пологом леса и по сырым оврагам. Как можно объяснить такое явление?

Биологическая задача №6

Старое поверье утверждало, что в ночь накануне религиозного праздника Ивана Купалы происходит цветение папоротника и что небольшой ярко красный цветок этого растения обладает волшебной силой. Почему никому из людей еще не удавалось увидеть цветок какого-либо папоротника?

Два ученика на доске разгадывают предложенный им кроссворд.

Кроссворд

Слова расположены по вертикали

  1. Тело лишайника, водоросли (слоевище).
  2. Красная водоросль (филлофора).
  3. Студенистое вещество, получаемое из водорослей, применяется при изготовлении зефира, мармелада (агар-агар).
  4. Пoлoвые клетки (гаметы).
  5. Многоклеточная зеленая водороль, выращиваемая в аквариуме (нителла).
  6. Зеленая морская водоросль, называется «морской салат» (ульва).
  7. Группа растений, обитающих во влажных местах (мхи).

Ключевое слово: болотный мох (расположено по горизонтали).

С классом проводится фронтальная беседа:

1. Где растут плауны, хвощи, папоротники?
2. Какие органы можно выделить у растений этой группы?
3. Что служит папоротникам для размножения?
4. Где у папоротников появляются споры? Как они рассеиваются?
5. В какой геологический период на Земле господствовали папоротники?
6. Какое наследие оставили нам древние папоротникообразные?
7. Поясните, какие звенья пропущены в данной логической цепочке:
Клетки …? …? растение? Что называют органом, тканью?
8. Почему плауны, хвощи, папоротники относят к высшим споровым растениям?

По окончании беседы проверяется правильность заполнения кроссворда, собираются карточки с индивидуальными заданиями.

III. Изучение нового материала.

Слова учителя.

Сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений. Их называют голосеменные. Мы должны ознакомиться с хаpaктерными особенностями голосеменных, рассмотреть типичных представителей этой группы растений, видовое разнообразие, значение голосеменных.

Учащимся предлагается ознакомиться с планом урока. Он записан на доске.

План урока:

  1. Общая хаpaктеристика голосеменных.
  2. Сосна и ель- представители хвойных голосеменных.
  3. Лабораторная работа № 6. Строение хвои и шишек хвойных.
  4. Многообразие голосеменных.
  5. Значение голосеменных.

Объяснение учителя.

1. Голосеменные- это наземные растения, большинство из них вечнозеленые, но бывают и листопадные. Встречаются огромные, свыше 100м деревья, кустарники, но травянистых растений среди голосеменных нет. У голосеменных хорошо выражены органы: корень, лист, стебель. Для размножения им служат не споры, а семена. Семя содержит запас питательных веществ для зародыша, поэтому голосеменные имеют преимущества перед споровыми растениями. Расцвет голосеменных наблюдался 150 млн. лет назад. Из современных голосеменных наиболее известны хвойные: сосна, ель, лиственница, пихта, можжевельник.

2. Сосна занимает 25% от общей площади растительности. Сосны- могучие исполины с отливающими медью стволами, кудрявой кроной.

Вот сосны. Прямоствольны и упруги,
Колючие- ветрам не разорвать.
Стоят в своей чешуйчатой кольчуге,
Спокойные, как Игорева рать.

30- 40 м бывает их высота. Сосна- светолюбивое дерево. Ветви у старых сосен начинаются на высоте 10м от земли. На открытом месте сосна толще и ниже, дерево ветвистое, коренастое. По отношению к почве сосны неприхотливы, растут на песках, скалах, болотах, корневая система глубоко проникает в почву. Игловидные листья сосны- хвоинки, 3-4 см длиной, расположены по 2, держатся на растении 2-3 года, покрыты толстой кожицей, чтобы уменьшить испарение влаги. Весной образуются шишки 2 типов. Мужские собраны у основания побегов, а женские- на вершинах веток. Женские растут, древеснеют, через 2 года их них высыпаются семена. 400 лет может жить сосна.

В ходе объяснения демонстрируются изображения: <рисунок 1>, <рисунок 2>.

Елью заняты меньшие площади. Это теневыносливое дерево, нижние ветви сохраняются. Корневая система поверхностная, растет на богатых глинистых почвах, там, где близко залегают грунтовые воды. Хвоинки сидят поодиночке, 5-7 лет держатся на ветвях. Так же на побегах расположены мужские и женские шишки.

В ходе объяснения демонстрируются изображения: <рисунок 3>, <рисунок 4>.

3. А теперь вам предстоит выполнить лабораторную работу.

Строение хвои и шишек хвойных.

Вы получили побеги, шишки сосны и ели.

Выполняем лабораторную работу в соответствии с инструктивной карточкой.

Лабораторная работа.
Строение хвои и шишек хвойных.

Оборудование: побеги и шишки сосны, ели.

Ход работы

  1. Рассмотри хвою сосны, ели, укажи ее длину, окраску, расположение на стeбле. Данные занеси в таблицу.
  2. Рассмотри форму, размеры, окраску шишек сосны, ели. Данные занеси в таблицу.
 

Хвоя

Шишка

Растения

Длина

Окраска

Расположение на ветке

Размер

Форма чешуй

Сосна

         

Ель

         
  1. Сделай вывод, закончив предложение.

Сосну и ель относят к голосеменным потому, что…

По окончании работы учащимся предлагается ответить на вопросы:

  • Чем отличается хвоя сосны от хвои ели? Как располагаются хвоинки на побегах?
  • Как вы думаете, мы рассматривали мужские или женские шишки?
  • Какой вывод вы сделали?
  1. Далее рассматривается вопрос многообразия голосеменных. Учащиеся делают заранее подготовленные сообщения, сопровождающиеся демонстрацией видеоматериалов: <рисунок 5>… <рисунок 13>.

Сообщение первое.

Лиственницы сбрасывают свою хвою на зиму. Кора у молодых лиственниц гладкая, но с возрастом покрывается трещинами. Хвоинки однолетние, мягкие, узкие, расположены спирально на удлиненных побегах и пучками на укороченных. Леса из лиственницы- светлохвойная тайга- занимают более 40% лесной территории России. Лиственница считается национальным деревом России.

В России давно знали о высоком качестве древесины лиственницы. Петр I, закладывавший основы русского флота, прочил лиственнице роль главного строительного материала для больших и малых судов. История лесного дела засвидетельствовала это появлением на Карельском перешейке в 50 км от Ленинграда знаменитой Линдуловской лиственничной рощи, заложенной в 1738 году на площади 1,76 гектара как одно из начинаний по выращиванию корабельного леса вблизи места его потрeбления. Руководил посадками немецкий лесничий Фокель, специально приглашенный для этого Петром I из Германии. Теперь прославленная роща считается жемчужиной северного лесоводства, сюда организуются многочисленные экскурсии.

Сообщение второе.

Можжевельник- это хвойное вечнозеленое древесное растение. Латинское название переводится как «колючий». Однако справедливости ради нужно сказать, что не все можжевельники колючие. У некоторых из них гладкие чешуевидные листья. Часто эти виды объединяют под названием «арча». Особенно много их в горах Средней Азии.

Самый северный представитель этого рода, можжевельник сибирский, - низкий, часто прижимающийся к земле кустарник с игловидной хвоей и сочными, синеватыми взрелом состоянии шишками (можжевеловыми ягодами). Он распространен в таежной зоне, но кое-где проникает и в тундру. Растет преимущественно на склонах, сухих летом и достаточно защищенных глубоким снегом от морозов зимой. Пpaктически у всех можжевельников замечательно прочная, красивая и душистая древесина. Настой и отвары из ягод можжевельника пьют, чтобы улучшить аппетит и пищеварение. Хвоя и шишки можжевельника обладают дезинфицирующим действием. Они выделяют особые летучие вещества, способные убивать микробы. Эти вещества называют фитонцидами. Не случайно любителям попариться в бане добавляют к березовым и дубовым веникам его колючие веточки, а настоем плещут на раскаленные камни в печи: не только для аромата, но и чтобы очистить помещение и самих себя от микробов.

Сообщение третье.

Особое место среди хвойных занимают мощные и высокие растения - секвойи. Знаменитая калифорнийская секвойя вечнозеленая, названная, по преданию, в честь мудрого индейского вождя Секвойи, достигает 112 м в высоту. В толщину ее ствол вырастает до 11м.

По подсчетам годовых колец на пнях, оставшихся от спиленных деревьев, установили: возраст самых старых секвой 2200 лет.

Сообщение четвертое.

Сагoвниковые, или цикадовые, появились еще в каменноугольном периоде, расцвет их приходится на эпоху динозавров. Их ошибочно называют саговыми пальмами. Растут они везде, кроме Европы и Антарктиды, в тропических джунглях, реже в сухих степях и саваннах. Они- живые свидетели того времени, когда Африка, Южная Америка и Австралия были единым материком. Внешне это пальмовидные деревья от 1 до 7 (редко до 20 м) в высоту. Иногда наземные стeбли не формируются, и перистые, до 5-6 м длиной листья отходят прямо от корневища. На верхушках стeблей или листьев развиваются огромные, иногда метровые, разнополые шишки (стробилы). Семена обычно крупные, сочные, съедобные, нередко желтые, красные и оранжевые. У нас один вид выращивается в парках Черноморского побережья. В стволах многих сагoвников накапливается крахмал, из которого делают ценный продукт- саго (у нас саго изготовляли из картофельного крахмала).

Сообщение пятое.

В юго-западной Африке, в пустыне Намиб, где дождей не бывает по году, встречается вельвичия удивительная. Это настоящее чудо природы. Ее широкий ствол (до 1,2 м в поперечнике) возвышается над землей всего на 50 см и напоминает пень. За всю жизнь у нее развивается всего два лентовидных листа, достигающих до 6 м в длину и 1,8 м в ширину, которые со временем разрываются на многочисленные ленты. Возраст может достигать до 2000 лет и более. На поверхности «пня» появляются веточки с мелкими шишками.

Сообщение шестое.

Класс гинкговых, процветавший 150 млн. лет назад, ныне представлен единственным видом- гинкго двулопастным. Это одно из самых примитивных современных голосеменных растений. В естественных условиях оно растет лишь в небольшом районе Восточного Китая, в горах Дянь Му-Шань. Это мощное дерево, достигающее 30 м в высоту и 3 м в диаметре, относится к числу немногих листопадных голосеменных. С давних пор деревья гинкго, многие из которых живут более 1000 лет, почитались на Востоке как священные и выращивались в Японии, Китае и Корее около храмов. Само слово «гинкго» в переводе с японского означает «серебряный абрикос»; так называют съедобные семена этого дерева. А видовое название «двухлопастный» растение получило из-за формы своих листьев. Эти деревья на редкость живописны с ранней весны до поздней осени, поэтому их часто выращивают в садах и парках теплых стран.

5. Значение голосеменных.

  1. Создают органические вещества при фотосинтезе, выделяют кислород.
  2. Древесину используют в строительстве и как поделочный материал.
  3. Из древесины ели изготавливают бумагу, из древесины сосны- искусственные волокна.
  4. Семена кедровой сосны используют в пищу.
  5. Используют смолу хвойных- живицу, получая скипидap, канифоль.

IV. Закрепление знаний.

Проводится фронтальная беседа с классом.

  1. Какие растения относят к голосеменным?
  2. Что хаpaктерно для хвойных голосеменных растений?
  3. В чем основное отличие семенных растений от споровых?
  4. Почему в лесу нижние ветви у сосны отмирают, а у ели покрыты хвоей?

Далее учащимся предлагаются биологические задачи.

  1. Ель очень чувствительна даже к беглым низовым пожарам, когда горят на земле мох, хвоя, трава. Почему?
  2. Как-то в Сибирь поздней осенью приехал малосведущий в лесном деле, но очень самоуверенный ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

- Это хвойный лес?
- Хвойный.
- А где хвоя?
- Опала.
- По чьей вине?
- Природы.
- Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы.

Придется ли лесничему отвечать за гибель леса?

Далее учащимся предлагается выполнить задание для самопроверки. Закончи предложение.

  1. Для размножения голосеменным растениям служат…
  2. У хвойных растений листья представлены…
  3. Национальным деревом России является…
  4. У лиственницы хвоя живет на побегах…
  5. Фитонциды- это летучие вещества…
  6. Живица- это…

Итог урока.

Мы познакомились с представителями голосеменных растений, особенностями их строения, местами обитания, видовым разнообразием.

VI. Домашнее задание: пар.16. (учебник Биология 6 класс. Пасечник В.В.)

Литература:

[1]. А.И. Никишов, Л.А. Косорукова. Ботаника. Дидактический материал.- Москва. «РАУБ»- «Илекса»1998г.

[2]. Редколлегия: М. Аксенова, Г. Вильчек и др. Энциклопедия для детей . Биология. «Аванта», 2005 год.

[3]. В.С. Анохина, Л.Д. Бурко, Г.И. Захаревская, Г.И. Зубкевич, Н.А. Лемеза, Л.М. Лукьянович, М.С. Морозик, Т.А. Сауткина, И.И. Солодовникова. Эксперименты и наблюдения на уроках биологии. Минск. «Беларуская Энцыклапедыя», 1998г.

[4]. Л.И. Стекольников, В.И. Мурох. Спасибо зверю, птице, рыбе. Минск. «Ураджай», 1982г.



Комментарии:

Внеклассное мероприятие по биологии "Час занимательной биологии" (6-й класс)


    Внеклассное мероприятие по биологии "Час занимательной биологии" (6-й класс)

      Содержание проводимого мероприятия является развитием, углублением материала, который изучается на уроке. Кроме этого, "Час занимательной биологии" способствует отдыху учащихся от напряженной работы в классе. Игра сопровождается презентацией, которая включает не только слуховую, но и зрительную память учащихся....

06 12 2023 18:24:54

Когда владыками суши были динозавры. 7-й класс


    Когда владыками суши были динозавры. 7-й класс

      Урок систематизирует знания учащихся для доказательства исторического развития живого мира, выявления эволюционных закономерностей. У учеников формируется представление о жизни динозавров и их уникальных особенностях, позволившим им долгое время занимать господствующее положение на Земле, затем быстро исчезнуть. Развивается интерес к изучению истории планеты Земля, ее природы....

05 12 2023 19:51:49

Система упражнений для учащихся специальной медицинской группы по предупреждению развития плоскостопия


    Система упражнений для учащихся специальной медицинской группы по предупреждению развития плоскостопия

      Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....

04 12 2023 12:41:46

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"


    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

      Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

03 12 2023 19:35:44

Урок по биологии "Влияние психоактивных веществ на развитие организма"


    Урок по биологии "Влияние психоактивных веществ на развитие организма"

      Урок по биологии в 9-м классе по теме «Влияние психоактивных веществ на развитие организма». Основная цель урока – формирование представления о влиянии психоактивных веществ, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье будущих поколений....

02 12 2023 0:32:26

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

01 12 2023 3:50:27

Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"


    Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"

      Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....

30 11 2023 19:29:46

Мастер-класс по технологии развития критического мышления на примере урока "Местообитания птиц. Особенности внешнего строения"


    Мастер-класс по технологии развития критического мышления на примере урока "Местообитания птиц. Особенности внешнего строения"

      Представлен мастер-класс по технологии развития критического мышления. Технология обеспечивает развитие критичности мышления посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс (через личность развития обучаемого). Представленные материалы помогут и администратору, и педагогу найти свой подход для применения данной технологии в процессе обучения....

29 11 2023 0:21:23

Урок биологии в 6-м классе "Семя и его строение"


    Урок биологии в 6-м классе "Семя и его строение"

      Предлагаемый урок биологии является первым в цикле уроков, объединённых одной большой темой "Органы цветковых растений". В нём используется нестандартная форма начала урока, что активизирует мыслительную деятельность учащихся. Весь процесс изучения материала и проверка знаний, полученных на уроке, сопровождается мультимедийной презентацией....

28 11 2023 2:26:37

Интеллектуальная игра в 6-х классах "Дары Старого и Нового Света"


    Интеллектуальная игра в 6-х классах "Дары Старого и Нового Света"

      Интеллектуальная игра проводится среди учащихся 6-х классов в качестве обобщения знаний по разделу классы покрытосеменных растений или в рамках недели естественно-научного цикла. Внеклассная работа с учащимися позволяет формировать мотивацию к обучению и мopaльному удовлетворению от собственных успехов. ...

27 11 2023 1:19:55

Открытый урок по биологии в 9-м классе "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"


    Открытый урок по биологии в 9-м классе "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"

      Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток. В сравнительном плане создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом. Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применение информационных технологий. ...

26 11 2023 6:57:46

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"


    Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

      Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....

25 11 2023 12:42:38

Активизация познавательного интереса и эмоционального отношения учащихся к урокам биологии


    Активизация познавательного интереса и эмоционального отношения учащихся к урокам биологии

      Познавательный интерес – важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии используются приемы технологии критического мышления, развивающего обучения, игровых методик. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся....

24 11 2023 14:54:10

Урок биологии по теме "Человеческие расы, их происхождение и единство"


    Урок биологии по теме "Человеческие расы, их происхождение и единство"

      Урок является заключительным в теме «Происхождение и эволюция человека». Задачи урока: сформировать знания о биологических особенностях человеческих рас, анализ причин их возникновения, понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас. ...

23 11 2023 1:47:54

"Класс млекопитающие. Отряд приматы"


    "Класс млекопитающие. Отряд приматы"

      Учащиеся знакомятся с многообразием приматов; выявляют их хаpaктерные особенности, признаки высокой организации по сравнению с другими животными; показывают сходство приматов с человеком; формируют бережное отношение к природе, прививают любовь к животным. В помощь учителю представлена презентация. На уроке использованы различные педагогические методы: информационные, фронтальные (вопрос ‒ ответ), игровые....

22 11 2023 16:20:49

Класс Двустворчатые: хаpaктеристика, системы органов, размножение

Класс Двустворчатые: хаpaктеристика, системы органов, размножение Двустворчатые молюски обитают в морях, но отдельные виды приспособились к жизни в пресных водоемах (беззубка, перловицы и др.). Paковина моллюсков этого класса состоит из двух симметричных створок, соединенных на спинной стороне особой связкой. Захлопывают paковины мощные мышцы-замыкатели....

21 11 2023 22:35:24

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"


    Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

      На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

20 11 2023 7:47:30

Урок виртуальная экскурсия "Враги кровеносной системы"


    Урок виртуальная экскурсия "Враги кровеносной системы"

      Коррекционная школа VIII вида осуществляет обучение и воспитание детей, которые в силу нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе. Хаpaктеризуя умственно-отсталых учеников, можно отметить их инертность, рассеянность, отвлекаемость, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность....

19 11 2023 8:34:23

Многообразие моллюсков (урок в рамках технологии "Критическое мышление, 7-й класс)


    Многообразие моллюсков (урок в рамках технологии "Критическое мышление, 7-й класс)

      Методы и приемы на уроке подбирались исходя из содержания материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Обучение строилось как процесс общения. Урок проведен в рамках технологии "Критическое мышление", одной из основных целей которой является научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, передавать информацию....

18 11 2023 11:17:42

Решение биологических задач. Генетический код ЕГЭ biologia's Blog

Решение биологических задач. Генетический код   ЕГЭ biologia's Blog Задачи. Генетический код днк Решение биологических задач  по расшифровке генетического кода Очень часто в части С пятая задача предлагается на расшифровку генетического кода, зная последовательност…...

17 11 2023 5:15:36

Разработка урока по биологии "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения"


    Разработка урока по биологии "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения"

      Завершающий урок "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения". На уроке разбираются кратковременные и долговременные воздействия курения на организм человека, предлагается анализ социологического опроса «Выявление основных хаpaктеристик курильщика», разбираются особо актуальные вопросы, связанные с влиянием курения на организм человека....

16 11 2023 13:29:33

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

15 11 2023 20:10:53

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс


    Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

      Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

14 11 2023 14:18:29

Результаты эволюции

Результаты эволюции Результаты эволюции проявляются в трех следствиях: органической целесообразности, постепенном усовершенствовании организмов, многообразии видов....

13 11 2023 22:38:57

Открытый урок биологии по теме "Возникновение жизни на Земле"


    Открытый урок биологии по теме "Возникновение жизни на Земле"

      На уроке учащиеся знакомятся с многообразием взглядов на проблему происхождения жизни на Земле, изучают современную теорию происхождения жизни....

12 11 2023 18:20:55

Значение насекомых в природе и жизни человека


    Значение насекомых в природе и жизни человека

      Материал расширяет знания учащихся о насекомых и их многообразии, формирует понимание значения насекомых в природе и жизни человека. Цель: формировать умения работать с текстом, искать, выделять информацию, структурировать (таблица, кластер)....

11 11 2023 19:36:53

Урок биологии на тему "Значение семян"


    Урок биологии на тему "Значение семян"

      Урок с использованием технологии деятельностного подхода к обучению. ...

10 11 2023 6:26:28

Урок-конкурс "Класс Рыбы"


    Урок-конкурс "Класс Рыбы"

      Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....

09 11 2023 16:31:14

Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии


    Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии

      Исследовательская деятельность в преподавании биологии позволяет не только значительно расширить у учащихся диапазон знаний по этому предмету, но и ведет к возрастанию интереса к этим предметам, способствует возникновению профессиональной деятельности....

08 11 2023 6:16:20

Соединительная ткань: строение, типы клеток, основные функции

Соединительная ткань: строение, типы клеток, основные функции Выделяют три основных вида соединительной ткани, которые имеют различное строение и осуществляют определенные функции: собственно соединительная ткань, хрящевая и костная....

07 11 2023 8:59:12

Урок биологии в 8-м классе по теме "Рефлекторная регуляция физиологических функций организма"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Рефлекторная регуляция физиологических функций организма"

      Статья содержит план-конспект урока, на котором ученики выполняют два варианта тестовой проверки домашнего задания, знакомятся с ключевыми понятиями темы, решают проблемные вопросы, выполняют лабораторную работу в группах. Поскольку на данном уроке более глубоко рассматриваются виды рефлексов и рефлекторных дуг, его можно проводить в классах с углубленным изучением биологии....

06 11 2023 10:49:55

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)


    Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

      Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

05 11 2023 23:57:53

Конспект урока по теме "Кто они – пионеры поселений?"


    Конспект урока по теме "Кто они – пионеры поселений?"

      Информация урока расширяет представление учащихся о многообразии живых организмов. Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников в доступной форме. На уроке продолжается совершенствование навыков работы с информацией учебника, природными объектами. Большое внимание уделяется изучению природы Псковского края....

04 11 2023 10:26:47

Естественный отбор: значение, источники и классификация

Естественный отбор: значение, источники и классификация Естественный отбор — процесс, обеспечивающий выживание сильных особей, которые передают благоприятные признаки следующим поколениям, при этом нeблагоприятные свойства подвергаются элиминации. Естественный отбор действует на уровне популяции....

03 11 2023 14:14:49

Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"

      Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....

02 11 2023 9:53:56

Внеклассное мероприятие – ток-шоу «Жить здорово»


    Внеклассное мероприятие – ток-шоу «Жить здорово»

      Мероприятие проводится по принципу телепередачи "Жить здорово!" с главной ведущей Еленой Малышевой. Данное мероприятие проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, можно проводить на классных часах, на занятиях кружка и т.д....

01 11 2023 9:50:36

Вкус человека. Строение вкусового анализатора

Вкус человека. Строение вкусового анализатора Вкус — процесс восприятия вкусовых свойств веществ, попадающих на рецепторы слизистой языка и полости рта. Жизненная роль вкусовых ощущений, как и обонятельных, меньше, чем зрительных и слуховых....

31 10 2023 12:51:36

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

30 10 2023 10:14:38

Урок-игра "Анализаторы"


    Урок-игра "Анализаторы"

      Урок по биологии проводится по принципу телевизионной передачи «Своя игра». На этой игре обучающиеся 8-х классов должны показать свои знания об анализаторах и органах чувств. Этот урок позволяет повысить познавательный интерес к предмету, развивает у учащихся логическое мышление и способности делать выводы, воспитывает чувства коллективизма и сопереживания....

29 10 2023 23:19:51

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

28 10 2023 19:47:24

Брейн-ринг по теме "Органы цветкового растения". 6-й класс


    Брейн-ринг по теме "Органы цветкового растения". 6-й класс

      Автор проверяет у учащихся знания основных терминов и понятий; пpaктические умения по распознаванию органов растения; умение применять свои знания на пpaктике. Урок направлен на развитие коммуникативной компетентности и исследовательских навыков....

27 10 2023 5:21:48

Гидра: системы органов, регенерация, способы размножения

Гидра: системы органов, регенерация, способы размножения Гидра — типичный представитель класса—достигает и длину 1 см. Форма тола ее цилиндрическая. На одном полюсе имеется рот, окруженный щупальцами, которых у различных видов бывает от 6 до 12. На противоположном полюсе у гидр расположена подошва, служащая для прикрепления животного к субстрату....

26 10 2023 7:16:49

Урок биологии по теме "Скорая помощь" (обучающая игра)


    Урок биологии по теме "Скорая помощь" (обучающая игра)

      Проведение внеклассного обучающего мероприятия по оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях в игровой форме способствует легкому и непринужденному усвоению материала, а также закреплению полученных знаний в ходе пpaктической части обучающей игры. Мероприятие рекомендовано для проведения в 7-8-х классах....

25 10 2023 1:42:42

Урок в 11-м классе "Наследственные болезни человека"


    Урок в 11-м классе "Наследственные болезни человека"

      Представлен конспект урока (краткосрочного проекта) в 11-м классе с использованием ИТ, который расширяет знания учащихся о причинах появления наследственных заболеваний. ...

24 10 2023 11:36:36

Путешествие в мир насекомых


    Путешествие в мир насекомых

      Урок направлен на закрепление знаний о paкообразных и паукообразных животных, изучение многообразия, особенностей строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых....

23 10 2023 21:55:12

Звездный урок учителя "Хакасия моя, ты песня и легенда"


    Звездный урок учителя "Хакасия моя, ты песня и легенда"

      Цели урока: привлечь внимание школьников к охраняемым территориям; помочь учащимся осознать свою мopaльную ответственность за судьбу родной земли; сосредоточить внимание учащихся на растениях и животных, занесенных в Красную книгу....

22 10 2023 6:59:37

Биология 6 класс Биология

Биология 6 класс  Биология Благополучие человека зависит от жизни других организмов. Задача человека —сохранить жизнь на нашей планете. Для этого нужно знать, какое строение имеют живые...

21 10 2023 14:13:29

Кровь и кровообращение

Мультимедийный обобщающий урок по разделу "Внутренняя среда организма" для 8-го класса содержит презентацию по теме "Кровь и кровообращение" и образец теста для оценки знаний учащихся по данному разделу. Урок включает самостоятельную подготовку докладов учащимися по вопросам урока и предполагает их выступление, с использованием презентации. ...

20 10 2023 12:14:11

Итоговый тест по биологии для 8-го класса по теме "Система опоры и движения"


    Итоговый тест по биологии для 8-го класса по теме "Система опоры и движения"

      Данный тест составлен в соответствии с программой Сонина Н.И. для 8-го класса. Разработка содержит два параллельных варианта, в которых 94% тестовых заданий ориентированы на репродуктивный уровень усвоения знаний, 75% тестовых заданий ориентированы на факультативные биологические знания. Педагогические цели тестирования – определение уровня усвоения знаний каждым учеником и классом по данному материалу темы; выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях....

19 10 2023 13:19:12

Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс


    Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс

      Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме «Жизнь морей и океанов». ...

18 10 2023 11:25:32

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::