Урок на тему "Происхождение человека"

Цели:
Оборудование: компьютерная презентация, тексты для работы в малых группах, карточки для составления итоговой таблицы на магнитной доске
Ход урока
I. Изучение нового материала (лекция с элементами беседы)
Мы рассмотрели историю развития жизни на земле с момента ее возникновения до настоящего времени. Очень трудно оперировать такими огромными временными промежутками, как миллионы и миллиарды лет.
Когда возникла наша планета по предположениям ученых? (4,5 млрд. лет тому назад).
Если всю историю Земли принять за сутки, то:
Полночь, начало суток - образовалась планета.
Через 12 часов, в полдень, на дне древнего океана шевелились уже первые комочки живого белка. К 16 ч. 48 мин. Из простейших белковых тел развились черви, paки, моллюски, водоросли. Позднее появились рыбы.
В 21 ч. 36 мин. наступило царство динозавров. За 40 минут до конца суток все ящеры вымерли, и Землю стали завоевывать млекопитающие. И лишь в 23 часа 59 минут 56 секунд появился, наконец, человек.
Но историческая эпоха - время, когда человеческое общество эволюционировало от дикости до современной цивилизации - длилось всего ? секунды.
Что же произошло в этот короткий для эволюции срок и что предшествовало появлению человека - вопросы сегодняшнего урока (Приложение1, слайд 1).
Вопрос о собственном происхождении волновал человечество очень давно. В наиболее древних из сохранившихся сказок рассказывается, что первые люди свалились на Землю с Луны, что выросли они на деревьях, вылупились из яйца, снесенного какой-то чудесной птицей и т.д.
Согласно древнегреческой легенде, бог Зевс, подобно гончару, вылепил людей из глины, а богиня Афродита одушевила их.
Подобная же легенда имеется и в библии. Но нас сегодня интересует научный подход к этой проблеме.
Существует масса убедительных доказательств принадлежности человека к животному миру (слайды 2.3): общность человека и позвоночных животных подтверждается общностью плана их строения: скелет (слайд 4), нервная система, системы кровообращения, дыхания, пищеварения.
Особенно убедительно родство человека и животных обнаруживается при сравнении их эмбрионального развития. На его ранних этапах зародыш человека трудно отличить от зародыша других позвоночных животных (слайд 5).
В возрасте 1,5 - 3 месяцев у него имеются жаберные щели, хвост. Специфические особенности возникают на более поздних стадиях развития.
Важным свидетельством родства человека с животными служат рудименты и атавизмы.
Рудиментов (недоразвитых органов) в теле человека около 90: копчиковая кость, складка в уголке глаза (остаток мигательной перепонки), отросток слепой кишки - аппендикс, зубы \"мудрости\", тонкие волосы на теле и т.д. Все эти органы утратили свое значение, но являются немыми свидетелями нашего происхождения.
К атавизмам (необычно сильно развитым рудиментам) относятся: наружный хвост, с которым очень редки, но рождаются люди; обильный волосяной покров на лице и теле; многососковость, сильно развитые клыки и др.
По строению и физиологическим особенностям наиболее близкие родственники человека - человекообразные обезьяны (первые сообщения путешественников о них появились в начале XVII в.). К ним относятся гиббоны, горилла, орангутанг, шимпанзе (слайды 6,7,8,9).
О близком родстве человека с антропоидами свидетельствует: общий хаpaктер телосложения, редукция хвоста, противопоставление большого пальца другим на руках, наличие ногтей, форма глаз и ушей, одинаковое количество зубов, полная смена молочных зубов.
Важны черты физиологического сходства: общие группы крови, болезни, паразиты, поразительное сходство наследственного аппарата. По составу ДНК человека всего на 2 - 3% отлична от ДНК шимпанзе, одинаковый порядок чередования аминокислот в молекуле гемоглобина.
Есть и отличия. Какие? (обсуждение по слайдам 10,11).
Изучение ВНД человекообразных обезьян выявило их близость к человеку по ряду поведенческих реакций (слайды 12,13,14).
Итак, изучение всех особенностей строения и развития показывает, что человек принадлежит к отряду приматов.
Определим место человека в царстве животных (беседа с заполнением слайда 15).
Каковы же этапы эволюции, приведшей к появлению человека? (слайд 16)
Не вызывает сомнения, что предки приматов - насекомоядные, похожие на землероек первые млекопитающие. Живая модель этих предков - тупайя (слайд 17).
Древние насекомоядные дали ветвь к парапитекам - животным величиной с кошку, которые жили на деревьях и питались растениями и насекомыми. От парапитеков произошли современные гиббоны и орангутанг и еще одна ветвь - вымершие древние обезьяны дриопитека, которые дали 3 ветви: к шимпанзе, горилле и человеку.
Можно ли считать предком человека одну из этих обезьян?
Нет, развитие их шло параллельно, от одного общего предка, вымершего около 30 млн. лет назад.
Человек далеко не сразу приобрел свой современный вид. Это понимал уже Ч. Дарвин, но в те времена костные останки предков человека еще не были обнаружены. Необходимо было найти эти недостающие звенья, в существовании которых ученые были убеждены.
Информацию о предках человека, происхождении рас и интересной гипотезе изучим в малых группах.
II. Работа в малых группах с текстами:
Австралопитеки
Автралопитек в переводе означает \"южная обезьяна\".
Австралопитека трудно назвать настоящей обезьяной - это почти человек. У него были короткие ноги, рост около 100-150 см, вес до 65 кг, объем черепа -500-600 см3, небольшие - как у современного человека - клыки и развитые ягoдицы: отдыхая, он сидел так же, как сидим мы с вами.
Австралопитеки были обитателями открытых прострaнcтв. Среди австралопитеков были крупные, скорее всего растительноядные формы (одну из них прозвали щелкунчиком из-за массивной челюсти, напоминающей огромные щипцы для раскалывания орехов).
Были австралопитеки средних размеров и мелкие - всеядные. Они, несомненно, с азapтом охотились на мелких ящериц, грызунов, крупных беспозвоночных.
Иногда вместе с останками австралопитеков находят многочисленные кости мелких павианов, на которых видны следы сильных ударов. Такие удары могли быть нанесены только камнями или зажатыми в руке крепкими костями крупных животных. Можно только гадать, как удавалось австралопитекам успешно охотиться на быстрых павианов (возможно, они организовывали что-то вроде облавы). Австралопитеки охотились и на себе подобных - на ряде черепов есть следы ударов. Кое-где австралопитеки начали осваивать огонь. Многочисленные останки австралопитеков находят сейчас в Южной и Восточной Африке. Считают, что существовали они на Земле около 5 млн. лет назад.
Питекантропы
Питекантроп означает в переводе \"обезьяночеловек\". Его остатки впервые были обнаружены голландским врачом Дюбуа в 1891 г. на острове Ява. Были найдены крыша черепа, бедренная кость и два зуба неизвестного до сих пор существа промежуточной стадии, звена между обезьяной и человеком.
Появился питекантроп около 1 млн. лет назад. Его головной мозг был развит лучше, чем у австралопитека, а объем черепа около 900 см3, то есть в 1,5 раза меньше, чем у современного человека. Питекантроп ходил на двух ногах, слегка наклоняясь вперед и, возможно, опираясь на дубину; имел рост около 150 см. Лоб очень низкий и покатый, над глазами сплошной костный валик, широкий нос, челюсти сильно выдаются вперед, подбородочного выступа нет.
Питекантропы употрeбляли в качестве орудий палки, сучья, создавали первые примитивные орудия из камня: скребки, сверла. Они умели пользоваться огнем и жили первобытным стадом. Жилищ у них еще не было. Судя по размерам мозга, питекантропы обладали примитивной речью в виде нечлeнораздельных звуков (современный ребенок овладевает речью при массе мозга 750 граммов).
Останки питекантропа обнаружены в Африке, Азии и Европе.
Питекантропам был свойствен каннибализм. На этой стадии развития человека многие особенности его физического склада, связанные с совершенствованием вертикальной походки, развитием мозга, находятся под контролем естественного отбора. Но роль его постепенно ослабевает, необходимость биологического приспособления к среде заменяется зачатками труда и сознания.
Неандертальцы
Неандертальцы названы по имени места находки в 1856 г. - долины реки Неандер на современной территории Германии. Они жили около 150 тыс. лет назад, в ледниковую эпоху. Неандертальцы были ниже нас ростом, коренастые (мужчины в среднем 155-158 см), ходили, несколько согнувшись. У них был еще низкий скошенный лоб, у основания его нависали сильно развитые надбровные дуги, нижняя челюсть без подбородочного выступа или со слабым развитием его. Объем мозга приближался к объему мозга современного человека - около 1400 см3 и более, но извилин было меньше.
Они жили в тяжелых условиях наступления ледников, в пещерах, где постоянно поддерживали огонь. Питались растительной и животной пищей, но оставались еще каннибалами. Неандертальцы пользовались разнообразными каменными и костяными орудиями труда. Судя по строению черепа и лицевых костей, ученые полагают, что при общении между собой они пользовались жестами, нечлeнораздельными звуками и зачаточной члeнораздельной речью. Они жили группами по 50 - 100 человек. Мужчины коллективно охотились на зверей, женщины и дети собирали съедобные корни и плоды, старшие, более опытные, изготовляли орудия. Неандертальцы одевались в шкуры. В суровых условиях жизни неандертальцев естественный отбор происходил по линии выносливости, ловкости, смелости. Но большую роль играли и социальные факторы: трудовая деятельность в коллективе, совместная борьба за жизнь и развитие интеллекта.
Кроманьонцы
Первые люди современного типа - кроманьонцы (по имени пещеры Кро-Маньон во Франции, где были сделаны первые находки). Жили они 30-40 тыс. лет назад. Ростом были до 180 см, с высоким прямым лбом и объемом черепной коробки до 1600 см3, сплошной надглазничный валик отсутствовал. Развитый подбородочный выступ указывал на хорошее развитие члeнораздельной речи. Кроманьонцы жили в построенных ими жилищах, пещерах с рисунками на стенах, изображавшими эпизоды охоты, пляски, людей. Рисунки сделаны охрой и другими минеральными красками или нацарапаны.
Кроманьонцы одевались в одежды из шкур, сшитые костяными и кремневыми иглами.
Техника изготовления орудий труда была много совершеннее, чем у неандертальцев. Орудия из рога, кости, кремня очень разнообразны, украшены резьбой. Человек умел шлифовать, сверлить, знал гончарное дело. Он приручал животных и делал первые шаги в земледелии. Кроманьонцы жили родовым обществом, у них зарождались зачатки религии.
В жизни кроманьонцев ведущую роль играли социальные факторы: воспитание и обучение. На смену каннибализму человек обретает способность жертвовать собой во имя популяции, племени, семьи.
Расы
В настоящее время на Земле человечество образует четыре большие расы: европеоидную (евразийскую), монголоидную (азиатско-американскую), австралоидную и негроидную.
Все расы относятся к единому виду - Человек Разумный. На это указывает общность происхождения, единство строения черепа, мозга, стопы, руки, наличие одних и тех же групп крови, легкая скрещиваемость, плодовитость, одинаковый уровень физического и умственного развития.
Различия между расами заключаются в морфологических особенностях цвета кожи, волос, глаз, формы носа, губ и т. п. Такие различия возникли когда-то у популяций, живших в разнообразных природных условиях. Например, темная пигментация кожи могла возникнуть как защитное приспособление организма от ярких лучей солнца: слой темного пигмента меланина препятствует проникновению вглубь тела ультрафиолетовых лучей, губящих все живое, а курчавые волосы негров образуют как бы плотную войлочную шапку, защищающую голову от палящих лучей тропического солнца.
Узкие глаза, выраженная складка века, хаpaктерные для монголоидов, имели в прошлом приспособительное значение в условиях открытых ветрам прострaнcтв с постоянно несущейся пылью, а также в защите от слепящего света, отраженного от снега или светлых песков. Светлая кожа европеоидов пропускает ультрафиолетовые лучи и этим пpeдoxpaняет от рахита, узкий выступающий нос согревает вдыхаемый воздух.
Никаких существенных различий в умственных способностях, мышлении, речи между представителями разных рас нет, все расы биологически равноценны. Народы разных рас стоят на различных уровнях развития культуры в силу ряда общественно-экономических факторов. С развитием социальных отношений обособленность человеческих рас и морфологические отличия между ними уменьшаются в результате смешанных бpaков.
Гипотеза Д. В. Панфилова
Д. В. Панфилов опровергает бытующее представление о том, что наши предки жили в саваннах. Вот его доводы.
Условия саванн, где часто не хватает воды, где много крупных хищников, где все живое преследуют бесчисленные кровососы-насекомые, а кожу режут жесткие травы и колючие кустарники, - такие условия никак не могли привести к тому, чтобы кожа человека стала тонкой, а волосяной покров тела исчез. У людей слабы слух и обоняние, которые в саваннах должны иметь первостепенное значение. Для них хаpaктерен дневной образ жизни, а в саваннах днем палит солнце, и укрыться от него трудно.
По мнению Д. В. Панфилова, семейство гоминид сформировалось на берегах теплых морей, где высокоорганизованные обезьяны, а затем первые люди собирали пищу на мелководье, особенно во время отлива.
Тут сама собой выработалась вертикальная походка - иначе наши предки захлебывались бы. Широкая сводчатая стопа выглядит словно нарочно приспособленной, чтобы ходить по мокрому песку, мелкому гравию. Волосяной покров оказался явно вреден - намокая, он охлаждал тело, а, высыхая, покрывался коркой соли. Тут-то естественный отбор и покончил с шерстью. Приспособлен и нос человека к прибрежному образу жизни - чтобы вода не попадала в дыхательные пути, когда окунаешь голову, ноздри направлены вниз.
Гипотезе Панфилова нельзя отказать ни в дерзости, ни в цельности, ни в систематичности. Одна беда: ископаемые кости существ, живших и гибнувших в прибрежной полосе, пpaктически невозможно обнаружить. Автор сам указывает на этот недостаток гипотезы.
III. Выступления представителей групп с демонстрацией соответствующих слайдов (18-35), обсуждение.
IV. Закрепление:
а) фронтальное выполнение тестовых заданий - устно (Приложение 2),
б) заполнение итоговой таблицы с помощью карточек на магнитной доске с последующей проверкой (слайд 36)
V. Заключение:
Почему человек стал самым преуспевающим биологическим видом?
Эволюция человека связана с освоением новых условий обитания. Предки перешли от жизни в лесах к жизни на открытых равнинах. В этих условиях была полезна вертикальная походка (возможность встать и оглядеться). Двуногость замедлила передвижение, но дала очень важное преимущество - освободились руки, которые могли компенсировать действия клыков и когтей. Изготовление орудий - наиболее важный шаг на пути к современному человеку.
Эволюция человека продолжается, хотя и замедлилась она в последнее время благодаря ослаблению естественного отбора.
Но не следует думать, что человек представляет собой завершающий триумф эволюции и все эти миллиарды лет имели только одну цель - создать его. Подобная точка зрения не подкреплена никакими научными данными, и было бы безосновательно полагать, что для человечества никогда не придет его срок, как пришел он через 150 млн. лет для динозавров. Эволюция растений и птиц, насекомых и млекопитающих продолжается, и почему бы не предположить, что какое-то скромное, незаметное существо не разовьется когда-нибудь в новую форму, способную занять наше место, если в неизмеримо далеком будущем мы по той или иной причине его освободим?
Но ни один биологический вид никогда еще не обладал такой всеобъемлющей властью над живой и мертвой природой, какой обладаем мы.
А это, хотим мы того или нет, возлагает на нас колоссальную ответственность. Ведь от нас зависит не только наше собственное будущее, но и будущее всех живых существ, с которыми мы делим Землю.
Список использованной литературы:
Комментарии:
Человек активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор.
...
12 12 2025 7:23:43
Учитель формирует представления учащихся об основных физических процессах: росте и развитии растений. Ребята изучают особенности роста и развития растительного организма, роль семян в индивидуальном развитии цветковых растений....
11 12 2025 23:23:42
Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....
10 12 2025 12:29:54
Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....
09 12 2025 18:11:50
Урок раскрывает значение и особенности строения зрительного анализатора, расширяет знания о строении и функциях глаза и его частей, знакомит с элементарными правилами ухода за глазами. Формирует навыки экспериментальной работы, работы в группах, развивает интерес и положительную мотивацию к предмету....
08 12 2025 13:56:59
Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....
07 12 2025 6:19:29
Урок-обобщение, в ходе которого систематизируются уже полученные знания по теме, показываются различия и взаимосвязь всех сторон метаболизма, выясняется, что является источником энергии для живых организмов, по каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии....
06 12 2025 15:51:29
Урок биологии в 6-м классе разработан к учебнику "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники" И.Н. Пономарёвой. Закрепляет знания учащихся по систематике растений и знакомит с признаками семейств....
05 12 2025 13:13:10
В разработке урока контроля знаний используется здоровьесберегающая технология. Применяются различные формы контроля знаний учащихся: само-, взаимоконтроль, экспертный контроль. Все этапы урока отражены в зачетных листах учащихся - самооценка знаний по теме; цифровой диктант - самопроверка по критериям; терминологическая разминка - взаимопроверка; личное первенство - решение проблемно-поисковых задач; «последний бой» - оценивается учителем после сдачи листа.
...
04 12 2025 1:17:28
Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием....
03 12 2025 15:44:10
Игру-путешествие вместе с учителем биологии проводят учащиеся средних классов для учащихся пятых классов. Обычно - это шефы и их подшефные.
...
02 12 2025 11:11:44
Урок направлен на расширение знаний о экологической и потребительской грамотности современного человека. Данный урок позволит учащимся не только научиться получать полную информацию о товаре, но и будет способствовать развитию умения работать с информацией, представленной в виде символов, находить правильное объяснение символам....
01 12 2025 19:16:38
Цель урока: изучить особенности соединения костей, их значение; закрепить изученный материал по строению скелета и особенностям костной ткани; развивать навык оказания первой помощи при различных нарушениях целостности скелета; развивать знания учеников о значении физкультуры, важности соблюдения правил гигиены; осуществлять профессиональную ориентацию, пропаганду ЗОЖ, прививать интерес к изучаемой теме, предмету....
30 11 2025 9:47:16
Главная задача лизосом – внутриклеточное переваривание (расщепление биополимеров), для этого органеллы имеют специальный набор гидролитических ферментов (сегодня известно около 60 видов)...
29 11 2025 17:33:49
Большинство окружающих нас растений имеют цветки. Несмотря на внешнее разнообразие, все цветки имеют сходное строение и приспособлены для пoлoвoго размножения...
28 11 2025 16:51:28
Ламарк был деистом и считал, что творец создал материю и законы ее движения, но на этом и прекратилась творческая деятельность творца, а все дальнейшее развитие природы происходило соответственно ее законам....
27 11 2025 10:31:25
Какой урок может быть назван «урок развивающего обучения»? Думаю, что тот, который способствует духовному, психическому, интеллектуальному росту учащегося....
26 11 2025 16:49:27
Сценарий сказки можно использовать при подготовке внеклассного мероприятия по биологии, ОБЖ, классного часа по профилактике курения.
...
25 11 2025 5:40:18
Урок формулирует значение дыхания в жизни человека, определить особенности строения воздухоносных путей и их функцию. На уроке активно используются возможности информационного центра в индивидуальном разноуровневом тестировании на компьютерах, а также возможности интеpaктивной доски. Урок пронизан метапредметными связями, в нем есть элемент фантастики....
24 11 2025 23:54:10
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
23 11 2025 16:34:28
Урок биологии для 5-го класса формирует представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роль в природе и жизни человека; табличный вариант создает условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации....
22 11 2025 3:54:21
Урок знакомит учащихся с формами пoлoвoго и бесполого размножения животных. На уроке вводятся новые понятия: «раздельнополые организмы», «гермафродиты», «почкование». В ходе урока формируется представление о преимуществе пoлoвoго размножения....
21 11 2025 17:52:26
Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....
20 11 2025 3:20:55
Представлен конспект урока (краткосрочного проекта) в 11-м классе с использованием ИТ, который расширяет знания учащихся о причинах появления наследственных заболеваний.
...
19 11 2025 15:12:53
Задачи урока биологии, проведенного в 8-м классе: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, деятельностью слюнных желез, регуляцией слюноотделения; содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни, заложить основу для понимания правил гигиены полости рта.
...
18 11 2025 22:11:47
Цель сформировать знания о происхождении, распространении, хаpaктерных особенностях внешнего и внутреннего строения отдела "Голосеменные растения"; научить узнавать их в природе, отличать от других отделов растений; сформировать представление об эволюционном значении строения голосеменных, как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями....
17 11 2025 9:41:54
Целью данного урока является развитие чувственного восприятия окружающего мира. Для этого используется психотренинг как способ комплексного раскрытия всех анализаторов восприятия (слуха, обоняния, осязания и т.д.) Дети входят в гармонию с природой, что позволяет им легко построить логическую цепочку «Зависимости времени года на Земле от Солнца».
...
16 11 2025 7:50:10
Цели урока: закрепить и углубить знания по теории эволюции, познакомить учащихся с плюрализмом мнений об эволюции. На уроке организована многогранная деятельность учащихся: работа в группах, решение проблемных задач, обоснование правил эволюции, формирование экологической культуры, решение экологических задач.
...
15 11 2025 2:53:15
Урок поможет при создании общего представления о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа; формированию знаний о строении и функциях главных частей клетки....
14 11 2025 9:26:20
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
13 11 2025 11:58:15
Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....
12 11 2025 16:27:26
Урок предполагает проведение лабораторной работы по изучению живого объекта – аквариумных рыб. Такая форма организации занятия способствует формированию у школьников исследовательских навыков, любознательности и бережного отношения к живым организмам. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, раскрывают особенности их внешнего строения, выявляют приспособления к факторам водной среды....
11 11 2025 9:56:19
В статье описан опыт работы по формированию активной позиции школьников к проблемам окружающей среды с учетом возрастной периодизации детей. Работа состоит из трех этапов: 1. Формирование личностного отношения учащихся к объектам изучения (11–12 лет). 2. Мотивационно-целевая ориентация учащихся по отношению к природе (13–14 лет). 3. Формирование потребности у учащихся в активной позиции, в защите окружающей среды, в пропаганде экологических и природоохранных знаний (15–16 лет).
...
10 11 2025 4:50:57
Используя технологию «Критическое мышление» и прием «Кластер», каждый учащийся может выделить значимые именно понятия, эффективно связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к новой информации....
09 11 2025 6:49:49
Раскрытие особенности строения жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, дать представление об основных типах простейших; дать представления о многообразии одноклеточных, показать особенности строения, жизнедеятельности, продолжить формирование умений сравнивать, обосновать отличительные черты строения одноклеточных.
...
08 11 2025 12:26:26
Урок проводится по теме «Дыхание», по программе под редакцией И.Н. Понамаревой. Урок первичного изучения знаний. Используются методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, самостоятельная, индивидуальная работа. Формы и приемы контроля: индивидуальная, групповая. Урок интересен видеофрагментами и фотографиями анатомических органов, фактами и случаями....
07 11 2025 3:41:22
Материал урока является продолжением темы "Генетика человека", в нём более подробно рассмотрены наследственные болезни человека, их причины, методы профилактики и лечения. Ориентирован на учащихся 10–11-х классов. Может использоваться во внеклассных занятиях по предмету (подготовка к ЕГЭ). Объём материала, его содержание позволяет учителю использовать его в разных вариантах (полно, сжато, на разных уроках, в разных темах и т.д.)....
06 11 2025 21:56:20
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
05 11 2025 17:46:46
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения члeнистоногих как более сложноорганизованных животных по сравнению с кольчатыми червями. Узнают о многообразии и особенностях организации класса Paкообразных....
04 11 2025 16:28:35
Технология модульного обучения – одна из тех технологий, что обеспечивает развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроке. Данная технология в условиях сокращения учебного времени, отведенного на изучение биологии в 10–11-х классах, 1 час в неделю, позволяет получить учащимся глубокие и прочные знания....
03 11 2025 7:30:47
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
02 11 2025 9:44:21
Цель урока: познакомиться с органоидами клетки, их функциями; обобщить и систематизировать знания о строении клетки; познакомиться со строением и функциями органоидов клетки; сформировать навыки пpaктического применения знаний....
01 11 2025 0:38:13
Основной целью этого урока является определение качества подготовки учащихся. Однако само по себе усвоение информации на уровне её устного или письменного воспроизведения (репродукция) или даже узнавания не представляет особой ценности без умения применить эти знания на пpaктике. В данном случае под пpaктикой понимается умение выстраивать аналогии, сравнения, делать обобщения. Предлагаемый семинар целесообразно провести перед контрольным уроком по теме «Строение клетки». Выявленные пробелы в знаниях учащиеся могут ликвидировать до контрольной проверки....
31 10 2025 17:58:42
Урок содержит информацию в доступном виде, знакомит учащихся с особенностями пищеварения в желудке и 12-перстной кишке. Помогает понять значение ферментов в пищеварении, осознать важность правильного питания и соблюдения гигиенических правил....
30 10 2025 5:54:45
Урок дается в конце изучения темы «Пищеварение» как повторение пройденного. В непринужденной форме дети могут вспомнить и закрепить знания достаточно сложной для усвоения детьми темы об особенностях строения и функционирования органов пищеварения; правила гигиены пищеварительной системы; методы исследования пищеварения, типы заболеваний пищеварительной системы, умение распознавать их; повторить ключевые понятия по теме....
29 10 2025 3:16:39
С 2004 года работаю над темой "Развивающая деятельность школьников в условиях адаптивной школы". На данном уроке показана развивающая деятельность школьников "Торговый ряд на рыбалке". Учащиеся показывают свои знания о рыбах Омской области.
...
28 10 2025 15:32:56
Лишайники – своеобразная и уникальная форма жизнедеятельности организмов. Кейс по теме «Лишайники» может быть рекомендован при изучении разных тем в зависимости от поставленных учителем целей. Наиболее эффективен кейс для работы с учащимся 10–11-х классов при изучении тем «Формы взаимодействия популяций разных видов», «Приспособленность – результат эволюции», «Основы современной систематики»....
27 10 2025 3:48:36
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
26 10 2025 12:50:20
Основная цель данных уроков развить умения учащихся работать с источниками информации, выполнять эксперименты и наблюдения, повторить основные приёмы работы с биологическими объектами, а также мотивация их на изучение предмета. Сам раздел "Введение" не достаточно интересен учащимся, кроме того после летних каникул они ещё не втянулись в работу, большой компонент, связанный с лабораторными и пpaктическими действиями, способствует обычно продуктивной деятельности уже в самом начале учебного года....
25 10 2025 19:34:34
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
24 10 2025 15:40:57
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс
Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"