Урок на тему "Происхождение человека"
Цели:
Оборудование: компьютерная презентация, тексты для работы в малых группах, карточки для составления итоговой таблицы на магнитной доске
Ход урока
I. Изучение нового материала (лекция с элементами беседы)
Мы рассмотрели историю развития жизни на земле с момента ее возникновения до настоящего времени. Очень трудно оперировать такими огромными временными промежутками, как миллионы и миллиарды лет.
Когда возникла наша планета по предположениям ученых? (4,5 млрд. лет тому назад).
Если всю историю Земли принять за сутки, то:
Полночь, начало суток - образовалась планета.
Через 12 часов, в полдень, на дне древнего океана шевелились уже первые комочки живого белка. К 16 ч. 48 мин. Из простейших белковых тел развились черви, paки, моллюски, водоросли. Позднее появились рыбы.
В 21 ч. 36 мин. наступило царство динозавров. За 40 минут до конца суток все ящеры вымерли, и Землю стали завоевывать млекопитающие. И лишь в 23 часа 59 минут 56 секунд появился, наконец, человек.
Но историческая эпоха - время, когда человеческое общество эволюционировало от дикости до современной цивилизации - длилось всего ? секунды.
Что же произошло в этот короткий для эволюции срок и что предшествовало появлению человека - вопросы сегодняшнего урока (Приложение1, слайд 1).
Вопрос о собственном происхождении волновал человечество очень давно. В наиболее древних из сохранившихся сказок рассказывается, что первые люди свалились на Землю с Луны, что выросли они на деревьях, вылупились из яйца, снесенного какой-то чудесной птицей и т.д.
Согласно древнегреческой легенде, бог Зевс, подобно гончару, вылепил людей из глины, а богиня Афродита одушевила их.
Подобная же легенда имеется и в библии. Но нас сегодня интересует научный подход к этой проблеме.
Существует масса убедительных доказательств принадлежности человека к животному миру (слайды 2.3): общность человека и позвоночных животных подтверждается общностью плана их строения: скелет (слайд 4), нервная система, системы кровообращения, дыхания, пищеварения.
Особенно убедительно родство человека и животных обнаруживается при сравнении их эмбрионального развития. На его ранних этапах зародыш человека трудно отличить от зародыша других позвоночных животных (слайд 5).
В возрасте 1,5 - 3 месяцев у него имеются жаберные щели, хвост. Специфические особенности возникают на более поздних стадиях развития.
Важным свидетельством родства человека с животными служат рудименты и атавизмы.
Рудиментов (недоразвитых органов) в теле человека около 90: копчиковая кость, складка в уголке глаза (остаток мигательной перепонки), отросток слепой кишки - аппендикс, зубы \"мудрости\", тонкие волосы на теле и т.д. Все эти органы утратили свое значение, но являются немыми свидетелями нашего происхождения.
К атавизмам (необычно сильно развитым рудиментам) относятся: наружный хвост, с которым очень редки, но рождаются люди; обильный волосяной покров на лице и теле; многососковость, сильно развитые клыки и др.
По строению и физиологическим особенностям наиболее близкие родственники человека - человекообразные обезьяны (первые сообщения путешественников о них появились в начале XVII в.). К ним относятся гиббоны, горилла, орангутанг, шимпанзе (слайды 6,7,8,9).
О близком родстве человека с антропоидами свидетельствует: общий хаpaктер телосложения, редукция хвоста, противопоставление большого пальца другим на руках, наличие ногтей, форма глаз и ушей, одинаковое количество зубов, полная смена молочных зубов.
Важны черты физиологического сходства: общие группы крови, болезни, паразиты, поразительное сходство наследственного аппарата. По составу ДНК человека всего на 2 - 3% отлична от ДНК шимпанзе, одинаковый порядок чередования аминокислот в молекуле гемоглобина.
Есть и отличия. Какие? (обсуждение по слайдам 10,11).
Изучение ВНД человекообразных обезьян выявило их близость к человеку по ряду поведенческих реакций (слайды 12,13,14).
Итак, изучение всех особенностей строения и развития показывает, что человек принадлежит к отряду приматов.
Определим место человека в царстве животных (беседа с заполнением слайда 15).
Каковы же этапы эволюции, приведшей к появлению человека? (слайд 16)
Не вызывает сомнения, что предки приматов - насекомоядные, похожие на землероек первые млекопитающие. Живая модель этих предков - тупайя (слайд 17).
Древние насекомоядные дали ветвь к парапитекам - животным величиной с кошку, которые жили на деревьях и питались растениями и насекомыми. От парапитеков произошли современные гиббоны и орангутанг и еще одна ветвь - вымершие древние обезьяны дриопитека, которые дали 3 ветви: к шимпанзе, горилле и человеку.
Можно ли считать предком человека одну из этих обезьян?
Нет, развитие их шло параллельно, от одного общего предка, вымершего около 30 млн. лет назад.
Человек далеко не сразу приобрел свой современный вид. Это понимал уже Ч. Дарвин, но в те времена костные останки предков человека еще не были обнаружены. Необходимо было найти эти недостающие звенья, в существовании которых ученые были убеждены.
Информацию о предках человека, происхождении рас и интересной гипотезе изучим в малых группах.
II. Работа в малых группах с текстами:
Австралопитеки
Автралопитек в переводе означает \"южная обезьяна\".
Австралопитека трудно назвать настоящей обезьяной - это почти человек. У него были короткие ноги, рост около 100-150 см, вес до 65 кг, объем черепа -500-600 см3, небольшие - как у современного человека - клыки и развитые ягoдицы: отдыхая, он сидел так же, как сидим мы с вами.
Австралопитеки были обитателями открытых прострaнcтв. Среди австралопитеков были крупные, скорее всего растительноядные формы (одну из них прозвали щелкунчиком из-за массивной челюсти, напоминающей огромные щипцы для раскалывания орехов).
Были австралопитеки средних размеров и мелкие - всеядные. Они, несомненно, с азapтом охотились на мелких ящериц, грызунов, крупных беспозвоночных.
Иногда вместе с останками австралопитеков находят многочисленные кости мелких павианов, на которых видны следы сильных ударов. Такие удары могли быть нанесены только камнями или зажатыми в руке крепкими костями крупных животных. Можно только гадать, как удавалось австралопитекам успешно охотиться на быстрых павианов (возможно, они организовывали что-то вроде облавы). Австралопитеки охотились и на себе подобных - на ряде черепов есть следы ударов. Кое-где австралопитеки начали осваивать огонь. Многочисленные останки австралопитеков находят сейчас в Южной и Восточной Африке. Считают, что существовали они на Земле около 5 млн. лет назад.
Питекантропы
Питекантроп означает в переводе \"обезьяночеловек\". Его остатки впервые были обнаружены голландским врачом Дюбуа в 1891 г. на острове Ява. Были найдены крыша черепа, бедренная кость и два зуба неизвестного до сих пор существа промежуточной стадии, звена между обезьяной и человеком.
Появился питекантроп около 1 млн. лет назад. Его головной мозг был развит лучше, чем у австралопитека, а объем черепа около 900 см3, то есть в 1,5 раза меньше, чем у современного человека. Питекантроп ходил на двух ногах, слегка наклоняясь вперед и, возможно, опираясь на дубину; имел рост около 150 см. Лоб очень низкий и покатый, над глазами сплошной костный валик, широкий нос, челюсти сильно выдаются вперед, подбородочного выступа нет.
Питекантропы употрeбляли в качестве орудий палки, сучья, создавали первые примитивные орудия из камня: скребки, сверла. Они умели пользоваться огнем и жили первобытным стадом. Жилищ у них еще не было. Судя по размерам мозга, питекантропы обладали примитивной речью в виде нечлeнораздельных звуков (современный ребенок овладевает речью при массе мозга 750 граммов).
Останки питекантропа обнаружены в Африке, Азии и Европе.
Питекантропам был свойствен каннибализм. На этой стадии развития человека многие особенности его физического склада, связанные с совершенствованием вертикальной походки, развитием мозга, находятся под контролем естественного отбора. Но роль его постепенно ослабевает, необходимость биологического приспособления к среде заменяется зачатками труда и сознания.
Неандертальцы
Неандертальцы названы по имени места находки в 1856 г. - долины реки Неандер на современной территории Германии. Они жили около 150 тыс. лет назад, в ледниковую эпоху. Неандертальцы были ниже нас ростом, коренастые (мужчины в среднем 155-158 см), ходили, несколько согнувшись. У них был еще низкий скошенный лоб, у основания его нависали сильно развитые надбровные дуги, нижняя челюсть без подбородочного выступа или со слабым развитием его. Объем мозга приближался к объему мозга современного человека - около 1400 см3 и более, но извилин было меньше.
Они жили в тяжелых условиях наступления ледников, в пещерах, где постоянно поддерживали огонь. Питались растительной и животной пищей, но оставались еще каннибалами. Неандертальцы пользовались разнообразными каменными и костяными орудиями труда. Судя по строению черепа и лицевых костей, ученые полагают, что при общении между собой они пользовались жестами, нечлeнораздельными звуками и зачаточной члeнораздельной речью. Они жили группами по 50 - 100 человек. Мужчины коллективно охотились на зверей, женщины и дети собирали съедобные корни и плоды, старшие, более опытные, изготовляли орудия. Неандертальцы одевались в шкуры. В суровых условиях жизни неандертальцев естественный отбор происходил по линии выносливости, ловкости, смелости. Но большую роль играли и социальные факторы: трудовая деятельность в коллективе, совместная борьба за жизнь и развитие интеллекта.
Кроманьонцы
Первые люди современного типа - кроманьонцы (по имени пещеры Кро-Маньон во Франции, где были сделаны первые находки). Жили они 30-40 тыс. лет назад. Ростом были до 180 см, с высоким прямым лбом и объемом черепной коробки до 1600 см3, сплошной надглазничный валик отсутствовал. Развитый подбородочный выступ указывал на хорошее развитие члeнораздельной речи. Кроманьонцы жили в построенных ими жилищах, пещерах с рисунками на стенах, изображавшими эпизоды охоты, пляски, людей. Рисунки сделаны охрой и другими минеральными красками или нацарапаны.
Кроманьонцы одевались в одежды из шкур, сшитые костяными и кремневыми иглами.
Техника изготовления орудий труда была много совершеннее, чем у неандертальцев. Орудия из рога, кости, кремня очень разнообразны, украшены резьбой. Человек умел шлифовать, сверлить, знал гончарное дело. Он приручал животных и делал первые шаги в земледелии. Кроманьонцы жили родовым обществом, у них зарождались зачатки религии.
В жизни кроманьонцев ведущую роль играли социальные факторы: воспитание и обучение. На смену каннибализму человек обретает способность жертвовать собой во имя популяции, племени, семьи.
Расы
В настоящее время на Земле человечество образует четыре большие расы: европеоидную (евразийскую), монголоидную (азиатско-американскую), австралоидную и негроидную.
Все расы относятся к единому виду - Человек Разумный. На это указывает общность происхождения, единство строения черепа, мозга, стопы, руки, наличие одних и тех же групп крови, легкая скрещиваемость, плодовитость, одинаковый уровень физического и умственного развития.
Различия между расами заключаются в морфологических особенностях цвета кожи, волос, глаз, формы носа, губ и т. п. Такие различия возникли когда-то у популяций, живших в разнообразных природных условиях. Например, темная пигментация кожи могла возникнуть как защитное приспособление организма от ярких лучей солнца: слой темного пигмента меланина препятствует проникновению вглубь тела ультрафиолетовых лучей, губящих все живое, а курчавые волосы негров образуют как бы плотную войлочную шапку, защищающую голову от палящих лучей тропического солнца.
Узкие глаза, выраженная складка века, хаpaктерные для монголоидов, имели в прошлом приспособительное значение в условиях открытых ветрам прострaнcтв с постоянно несущейся пылью, а также в защите от слепящего света, отраженного от снега или светлых песков. Светлая кожа европеоидов пропускает ультрафиолетовые лучи и этим пpeдoxpaняет от рахита, узкий выступающий нос согревает вдыхаемый воздух.
Никаких существенных различий в умственных способностях, мышлении, речи между представителями разных рас нет, все расы биологически равноценны. Народы разных рас стоят на различных уровнях развития культуры в силу ряда общественно-экономических факторов. С развитием социальных отношений обособленность человеческих рас и морфологические отличия между ними уменьшаются в результате смешанных бpaков.
Гипотеза Д. В. Панфилова
Д. В. Панфилов опровергает бытующее представление о том, что наши предки жили в саваннах. Вот его доводы.
Условия саванн, где часто не хватает воды, где много крупных хищников, где все живое преследуют бесчисленные кровососы-насекомые, а кожу режут жесткие травы и колючие кустарники, - такие условия никак не могли привести к тому, чтобы кожа человека стала тонкой, а волосяной покров тела исчез. У людей слабы слух и обоняние, которые в саваннах должны иметь первостепенное значение. Для них хаpaктерен дневной образ жизни, а в саваннах днем палит солнце, и укрыться от него трудно.
По мнению Д. В. Панфилова, семейство гоминид сформировалось на берегах теплых морей, где высокоорганизованные обезьяны, а затем первые люди собирали пищу на мелководье, особенно во время отлива.
Тут сама собой выработалась вертикальная походка - иначе наши предки захлебывались бы. Широкая сводчатая стопа выглядит словно нарочно приспособленной, чтобы ходить по мокрому песку, мелкому гравию. Волосяной покров оказался явно вреден - намокая, он охлаждал тело, а, высыхая, покрывался коркой соли. Тут-то естественный отбор и покончил с шерстью. Приспособлен и нос человека к прибрежному образу жизни - чтобы вода не попадала в дыхательные пути, когда окунаешь голову, ноздри направлены вниз.
Гипотезе Панфилова нельзя отказать ни в дерзости, ни в цельности, ни в систематичности. Одна беда: ископаемые кости существ, живших и гибнувших в прибрежной полосе, пpaктически невозможно обнаружить. Автор сам указывает на этот недостаток гипотезы.
III. Выступления представителей групп с демонстрацией соответствующих слайдов (18-35), обсуждение.
IV. Закрепление:
а) фронтальное выполнение тестовых заданий - устно (Приложение 2),
б) заполнение итоговой таблицы с помощью карточек на магнитной доске с последующей проверкой (слайд 36)
V. Заключение:
Почему человек стал самым преуспевающим биологическим видом?
Эволюция человека связана с освоением новых условий обитания. Предки перешли от жизни в лесах к жизни на открытых равнинах. В этих условиях была полезна вертикальная походка (возможность встать и оглядеться). Двуногость замедлила передвижение, но дала очень важное преимущество - освободились руки, которые могли компенсировать действия клыков и когтей. Изготовление орудий - наиболее важный шаг на пути к современному человеку.
Эволюция человека продолжается, хотя и замедлилась она в последнее время благодаря ослаблению естественного отбора.
Но не следует думать, что человек представляет собой завершающий триумф эволюции и все эти миллиарды лет имели только одну цель - создать его. Подобная точка зрения не подкреплена никакими научными данными, и было бы безосновательно полагать, что для человечества никогда не придет его срок, как пришел он через 150 млн. лет для динозавров. Эволюция растений и птиц, насекомых и млекопитающих продолжается, и почему бы не предположить, что какое-то скромное, незаметное существо не разовьется когда-нибудь в новую форму, способную занять наше место, если в неизмеримо далеком будущем мы по той или иной причине его освободим?
Но ни один биологический вид никогда еще не обладал такой всеобъемлющей властью над живой и мертвой природой, какой обладаем мы.
А это, хотим мы того или нет, возлагает на нас колоссальную ответственность. Ведь от нас зависит не только наше собственное будущее, но и будущее всех живых существ, с которыми мы делим Землю.
Список использованной литературы:
Комментарии:
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....
27 04 2024 10:14:17
Урок изучения нового материала использует различные методические и логические приемы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. Новый материал изучается учащимися самостоятельно, в поисковой беседе, решении познавательных задач, лабораторном эксперименте в группах, развивает коммуникативные действия учащихся. На уроке наблюдается интеграция химии и биологии....
26 04 2024 3:34:55
Цель урока: обсудить с учащимися проблемы антропогенные загрязнения природной среды, его влияние на здоровье человека, последствия и пути решения данной проблемы. ...
25 04 2024 1:58:28
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...
24 04 2024 17:26:28
Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....
23 04 2024 4:38:27
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
22 04 2024 1:22:10
Данный урок проводится после изучения типа «Простейшие» по программе В.В. Пасечника (учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. М.: Дрофа). На тип «Губки» отводится один урок, поэтому сложность заключается в том, чтобы познакомить детей с особенностями строения, жизненными процессами и привлечь внимание школьников к животным этого типа. К уроку подготовлена презентация, хорошо иллюстрирующая животных этого типа...
21 04 2024 5:33:38
Цель урока: сформировать у учащихся понятие об опылении, дать представление о видах и значении опыления....
20 04 2024 2:35:20
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1. ...
19 04 2024 10:47:12
Представленный урок завершает изучение темы «Развитие жизни на Земле». Использование игровых моментов на уроке делает его интересным и запоминающимся. При проведении урока были использованы презентация учителя, использующаяся на разных этапах урока, и презентация учащихся – как опережающее задание по изучению нового материала....
18 04 2024 7:59:46
При проведении урока рекомендуется использование интеpaктивной доски. Новый материал усваивается и систематизируется с помощью современной технологии составления учебного тезауруса. Цель урока: освоение знаний о естественном отборе и его видах как главной движущей силы эволюции, отработка приемов систематизации знаний....
17 04 2024 4:59:48
Этот занимательный урок разработан для учащихся 7-х классов как самый первый вводный урок в зоологию. Он помогает увлечь ребят, развить их любознательность и биологический кругозор. Благодаря необычной тематике, сочетающей в себе элементы истории, литературы и мировой художественной культуры в неотрывной связи с биологией, данный урок раскрывает перед учащимися все разнообразие животного мира....
16 04 2024 4:49:19
Урок-игра по курсу «Природоведение». Предлагается как обобщающий урок по теме «Беспокойная планета». В ходе урока повторяется и обобщается материал о вулканах, гeйзерах, землетрясениях. За каждое выполненное задание присваивается определённое количество баллов, соответствующее «передвижению» к следующей станции. Задания разнообразны по форме и содержанию, предполагают развитие внимания, логики, навыков структурирования материала....
15 04 2024 4:23:50
Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....
14 04 2024 6:17:25
Главная задача лизосом – внутриклеточное переваривание (расщепление биополимеров), для этого органеллы имеют специальный набор гидролитических ферментов (сегодня известно около 60 видов)...
13 04 2024 4:22:35
На уроке показано многообразие химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессе жизнедеятельности. Формируются умения и навыки самостоятельной работы с учебником, с цифровыми источниками информации, умение выделять главное, формулировать выводы....
12 04 2024 15:55:41
Это патологическое разрастание ткани, визуально проявляющееся в виде образования плотных узелков в области сосков, подмышечных впадин и паховой области....
11 04 2024 21:14:23
Автор знакомит учащихся с гигиенической культурой, социальной адаптацией подростков и формированием навыков здорового образа жизни. В процессе урока учитель рассказывает детям о процессах, происходящих в женском организме в подростковый период, что не нужно бояться мeнcтpуаций и что это нормальный процесс в их организме, рассказывает об истории гигиены с древних веков до нашего времени....
10 04 2024 11:15:57
Урок биологии в 6-м классе на формирование новых знаний об опopной системе живых организмов и ее значении. Цели урока: развитие мыслительных и информационных умений учащихся, коммуникативной культуры; воспитание интереса к предмету. На уроке используются такие методы, как: организация поисковой работы (работа с учебной книгой), составление и чтение структурно-логической схемы, сравнение, аналогия, осмысление результатов своих действий (рефлексивный анализ)....
09 04 2024 17:50:44
Урок проведен под эколого-просветительской акцией «Урок чистоты». Цель: cформировать экологическое сознание и развивать экологические навыки детей, активизировать познавательную деятельность, побуждать детей с вниманием и заботой относиться к окружающему миру природы....
08 04 2024 2:11:40
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...
07 04 2024 17:13:29
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и входит в тему "Многообразие покрытосеменных растений. Классификация", на которую отводится 4 часа. На уроке используются следующие методы: словесные – беседа, рассказ, объяснение; наглядные – демонстрация наглядных пособий, рисунки, ТСО, гербарных образцов, таблиц, опopные конспекты; пpaктические: лабораторная работа «Строение пшеницы (ржи, ячменя)»....
06 04 2024 18:22:59
В наглядной форме (применение эксперимента) представлено детям такое сложное понятие как "регуляция", и это, несомненно, способствует лучшему усвоению нового материала, формированию познавательного интереса. ...
05 04 2024 12:37:12
Урок направлен на актуализацию представлений учащихся о воздействии температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье, помогает формировать позитивное отношение к различным способам снижения рисков, связанных с нeблагоприятными воздействиями температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье. На уроке имеется возможность обучить основным приемам воздушного закаливания в целях укрепления своего здоровья....
04 04 2024 1:44:21
Основное отличие диалогического стиля обучения от традиционной передачи знаний заключается в том, что ученик не получает «истину» в готовом виде, а открывает новое знание в сотрудничестве и при поддержке взрослого. Разработка урока является примером использования на уроках диалогического обучения. Учащиеся знакомятся с самой древней группой живых существ – бактериями; изучают особенности строения, размножения и распространения бактерий....
03 04 2024 4:45:36
В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде, и одной из главных трудностей для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому организация учебной исследовательской деятельности и развитие исследовательских умений помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, а также развивают у них логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию учебной деятельности....
02 04 2024 15:35:15
Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....
01 04 2024 9:53:59
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
31 03 2024 20:46:16
Представлен материал "Формирование ключевых компетенций на уроках биологии в 6-х, 7-х классах". В работе приводятся конспекты уроков по биологии в 6-м классе на тему "Органы цветковых растений"; в 7-м классе на темы " Многообразие пресмыкающихся" и "Места обитания и внешнее строение земноводных" ....
30 03 2024 22:23:11
Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
29 03 2024 8:16:25
Содержание урока носит комплексный хаpaктер, учащиеся знакомятся с общими признаками класса, получают дополнительную информацию об амфибиях. Материал к уроку подготовлен вместе с учащимися. ...
28 03 2024 8:52:45
В настоящее время одной из важнейших проблем нашей республики и не только является проблема экологического образования. Экологическая тропа создается детьми прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд....
27 03 2024 12:56:35
Цель урока: формирование у учащихся представления о средах обитания на Земле, о многообразии приспособлений в живом мире к конкретным условиям жизни....
26 03 2024 13:37:19
Предлагаются приемы, которые может использовать учитель для создания здоровьесберегающей среды на уроке. Современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям....
25 03 2024 3:25:56
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
24 03 2024 17:46:31
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
23 03 2024 16:46:49
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
22 03 2024 14:51:56
Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Первыми на Земле были древние простейшие. От них произошли саркодовые, жгутиковые, споровики. Они представляют одну клетку, в которой осуществляются все процессы жизнедеятельности, целого организма....
21 03 2024 11:54:33
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
20 03 2024 0:37:22
Учащиеся исследуют начальные этапы развития жизни на Земле, выявляют причинно-следственные связи и последствия и делают вывод о направлении эволюции. На уроке используется технология индивидуально-группового обучения. ...
19 03 2024 19:18:58
Рефлексия учебных достижений и способов деятельности учащихся проводится в виде урока-игры «Компьютерный вирус», который способствует формированию навыков самооценки и самоконтроля. А использование интеpaктивной доски и ИКТ способствует повышению мотивации и создает условия для более эффективного погружения в языковую среду. ...
18 03 2024 18:48:58
Зачетные уроки не только позволяют оценивать знания, умения и навыки обучающихся, но и способствуют их развитию и совершенствованию, закреплению исследовательских и пpaктических навыков, установлению межпредметных связей и использованию знаний в новых нестандартных ситуациях....
17 03 2024 7:40:37
Цель урока: показать учащимся роль газообмена в легких и тканях и дыхательных движений в жизни человека. ...
16 03 2024 11:39:25
В работе проводится оценка качества питания учащихся в школе и даются рекомендации учителям и родителям....
15 03 2024 13:34:50
Гипотеза чистоты гамет была выдвинута чешским ученым Грегором Менделем, который изучал закономерности наследования в живых организмах. Рассмотрим суть гипотезы и разберем три основных закона наследования признаков....
14 03 2024 6:10:27
При изучении темы выделяются проблемы происхождения видов в природе, их приспособленность, ее причины, относительность, значение ароморфозов в процессе эволюции, причины борьбы за существование и ее следствие. Очень важно знать, происходит ли в наши дни естественный отбор, его направление, причины колебаний численности, значение этих знаний для человека, его пpaктической деятельности....
13 03 2024 17:33:10
Целью работы является показать положительное влияние искусства на здоровье человека, дать студентам представление о различных методах укрепления здоровья музыкой и пением....
12 03 2024 2:10:47
Цель урока – познакомить учащихся со строением цветка....
11 03 2024 5:48:18
В работе представлен один из способов, как повысить продуктивность урока - использование фрагментов из лучших отечественных фильмов, которые являются хорошей иллюстрацией к указанным урокам. Кинофрагменты всегда привлекают и удерживают внимание ребёнка. Этот приём позволяет ребёнку видеть, где применимы сложные знания из учебника в реальной жизни, что способствует появлению мотивации для изучения предмета, а знания не оторваны от жизни....
10 03 2024 2:51:52
Сценарий написан как часть внеклассной работы при преподавании курсов природоведения и основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 2—4-х классов. Готовят этот спектакль ученики 5—7-го класса в рамках внеклассной работы по природоведению, биологии или ОБЖ. Сценарий несет образовательные и воспитательные функции. ...
09 03 2024 18:26:54
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::